Фомина, А. А. Ювенальная юстиция в России: советский период и современность / А. А. Фомина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 331-333. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50343/ (дата обращения: 20.11.2021).
Ключевые слова: суд, Российская Федерация, судебная система, РСФСР, ювенальная юстиция, ювенальный суд.
После свержения монаршеской власти и закончившейся революции взгляд на существовавшую модель правосудия в отношения несовершеннолетних у новой власти изменился.
Уже в 1918 году ювенальные суды как автономные суды прекратили свое существование. Данное решение лишь показало всю проблематику сложившейся ситуации. Ведь отказ от ювенальных судов ставил под вопрос возможность выбора способа наказания несовершеннолетнему правонарушителю.
14 января 1918 СНК РСФСР был принят Декрет «О Комиссиях для несовершеннолетних». Декрет провозглашал отмену судов для несовершеннолетних и такую меру наказания, как тюремное заключение. Теперь работа с несовершеннолетними велась специально созданными Комиссиями.
В состав комиссии входили представители следующих ведомств: юстиции, просвещения и общественного презрения. Обязательны было присутствие врача [3, с.
69] Комиссия была вправе освободить малолетнего правонарушителя либо передать его дело в соответствующее учреждение Наркома общественного презрения.
В отличие от существовавших ювенальных судов в дореволюционный период Комиссии по делам несовершеннолетних располагались на территории всего государства.
Главным аппаратом управления, координирующим всю деятельность Комиссий на местах, являлась Центральная комиссия по делам несовершеннолетних. Аналогов данным Комиссиям в мире не было.
В обязанности Комиссий помимо вопросов об ответственности малолетних правонарушителей входила и забота об их воспитании, условиях жизни, а также борьба и профилактика беспризорности.
В основном дела в отношении несовершеннолетних решались Комиссией самостоятельно. Лишь в исключительных случаях, таких как рецидив и опасность деяния дела передавались на рассмотрение в суд. Огромная работа в то время велась и вопросах взаимодействия между учреждениями власти, были созданы органы социального обеспечении и распределительные пункты [1, с.20]
Нельзя не отметить и развивавшуюся в то время законодательную базу. 30 июля 1920 года была принята инструкция «О работе комиссии о несовершеннолетних». Данная педагогическая инструкция содержала методику работ Комиссий.
Слушание были публичными, на заседаниях могла присутствовать пресса, однако фамилии несовершеннолетних не раскрывались.
Благодаря созданию данных комиссий несовершеннолетних удалось отгородить от уголовного судопроизводства, тем самым повышая гуманистическую политику в отношении подростков.
Однако гуманистическая направленность не оправдала ожиданий, рос несовершеннолетних преступников с каждым годом все больше увеличивался. Если в 1919 году осужденных подростков было 0,7 %, то уже с 1925 году этот процент вырос до 2,1. В связи с этим власть задумалась о создании судов по делам несовершеннолетних.
В феврале 1920 года был разработан и вынесен на обсуждение в правительство декрет «О суде над несовершеннолетними». Принят данный декрет был 4 марта 1920 года.
Новеллой явилось то, что теперь дела в отношении несовершеннолетних в возрасте 14–18 лет передавались на рассмотрение народного суда, если Комиссия по делам не совершеннолетних не смогла применить к ним медицинские или педагогические меры воздействия.
Инструкцией Наркомпроса РСФСР по делам несовершеннолетних от 1921 года определялся порядок передачи дел в отношении несовершеннолетних в суд. Так, суду были полномочны дела о повторно совершенных преступлениях подростками, а также о побегах из исправительных учреждений, куда попадали несовершеннолетние после решения Комиссии.
Знаковым событием того периода времени явилось и то, что впервые были четко определены принудительные меры воздействия на несовершеннолетних, а именно: беседа, разъяснение, замечание, внушение, оставление на свободе под присмотром родителей, устройство на работу, определение в школу, оправление на родину, помещение в специализированные воспитательные и лечебные учреждения.
После принятия в 1923 году Уголовно-процессуального кодекса в РСФСР впервые был закреплен механизм работы ювенальных технологий.
Новым явилось то, что теперь четко были регламентированы вопросы подсудности дел, сроков их рассмотрений, а также внедрены квалификационные требования к судьям по рассмотрению дел в отношении несовершеннолетних.
Судебное заседание по вопросам ответственности несовершеннолетнего велось только в присутствии защитника [3, с.70–71]
Правосудие по делам несовершеннолетних вновь приняло карательный характер, когда Постановлением ЦИК и СНК СССР от 07 апреля 1935 года «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних» было возобновление привлечение несовершеннолетних ко всем видам наказания, а также был снижен возраст привлечения к уголовной ответственности до 12 лет. Комиссии по делам несовершеннолетних вовсе были ликвидированы. Теперь борьбу с подростковой преступностью вел НКВД в его же ведении были и специализированные учреждения по делам несовершеннолетних.
Впоследствии в 60-е годы 20 столетия Комиссии по делам несовершеннолетних вновь были воссозданы. Основными задачами данных Комиссии явилось: рассмотрение дел о преступлениях, совещенных подростками, защита их прав и свобод, а также надзор и профилактика беспризорности.
В УК РСФСР 1960 были введены смягчающие обстоятельства в отношении несовершеннолетних, а также возможность применение принудительных мер воспитательного характера взамен уголовной ответственности. УПК РСФСР 1960 года ввел новый специальный раздел «Производство по делам несовершеннолетних».
Таким образом, гуманистические традиции в отношении ювенальной юстиции снова возродились [1, с.21]
После распада Советского Союза правовые акты, действовавшие до сих пор, прекратили свое существование. Вопрос о создании правосудия в отношении несовершеннолетних в новой России ставился очень остро.
- Верховным Советом РСФСР в 1991 году была одобрена Концепция судебной реформы, которая предусматривала создание в России специализированных судов по делам несовершеннолетних.
- Верховным Советом СФСР вела попытка разработки проекта закона о ювенальных судах, но в дальнейшем он не получил своего развития и последующего ободрения, так как не был вынесен даже на обсуждение.
- Первые два созыва Государственной Думы также оставляли эту проблему без своего внимания.
Однако в Государственной Думе все же были сторонники введения закона о ювенальных судах (Мизулина Е. Б., Лахова Е. Ф., Махачев Г. Н. и др.) Ими было принято решение о внесении поправки в закон о судебной системе, а затем уже принятие самого закона о ювенальных судах.
В Государственную Думу документов. В Государственную Думу был внесен проект ФКЗ «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации».
Данный Закон предусматривал введение в закон о судебной системе статьи о ювенальных судах.
Проектом было предусмотрено создание специализированных судов по делам несовершеннолетних (ювенальных судов), данные суды должны были рассматривать дела с участием хотя бы одного несовершеннолетнего в суде первой инстанции, второй, в порядке надзора и по вновь открывшемся обстоятельствам.
История развития ювенальной юстиции в России
- Дьяченко Михаил Александрович магистрант
- ФГБОУ ВПО «ВолГУ»
Ювенальная юстиция появилась в России до революции.
Разумеется, конкретный термин для обозначения данной деятельности не использовался, но 22 января 1910 года в Санкт-Петербурге был создан первый суд по делам несовершеннолетних.
Функции судьи по делам несовершеннолетних осуществлял специальный мировой судья, к компетенции которого относились дела о преступлениях несовершеннолетних и взрослых подстрекателей подростков. Необходимо отметить, что вопросы гражданского и опекунского производства к юрисдикции данного суда не относились.
Судьи осуществляли надзор за работой учреждений, принимающих на себя заботу о малолетних преступниках, а позднее (1913 г.) в компетенцию были включены дела о беспризорных несовершеннолетних в возрасте до 17 лет. К 1912 году суды для несовершеннолетних действовали в Харькове, Одессе и ряде других крупных городов.
- Производство в подобных судах характеризовалось следующими признаками:
- · рассмотрение дел о несовершеннолетних единоличным мировым судьей;
- · избрание его, как и всякого мирового судьи, среди населения, проживающего в судебном округе;
- · профессиональная подготовка судьи, включающая знание детской психологии;
- · достаточно широкая предметная подсудность этого суда;
- · конфиденциальность судебного разбирательства;
- · отсутствие формального судебного акта;
- · отсутствие формальной судебной процедуры;
- · упрощенное судопроизводство, сводившееся в основном к беседе судьи с подростком при участии его попечителя;
- · применение в качестве основной меры воздействия попечительского надзора;
- · обжалование решения судов для несовершеннолетних в особое отделение съездов мировых судей (апелляционную инстанцию на решение мировых судей).
В уголовном законодательстве тех времён содержались охранительные нормы, касающиеся несовершеннолетних, согласно которому судебному преследованию подвергались несовершеннолетние в возрасте с 10 лет (ст.
137 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных) [1, с. 237].
Часть 2 этой статьи предусматривала льготный режим уголовной ответственности для несовершеннолетних и в возрасте от 10 до 17 лет, совершивших преступление «без разумения».
Также в законе были предусмотрены специальные разъяснения относительно несовершеннолетних, которые совершили преступление «с разумением». Они, в большинстве своём, направлялись в исправительные заведения для несовершеннолетних.
При невозможности поместить их в эти заведения они заключались в особые помещения, устроенные для них при тюрьмах или домах при арестованных по приговорам мировых судей на срок не более чем до достижения 18-летнего возраста.
Говоря о правовой базе ювенальной юстиции этого периода, нельзя забывать о законе от 2 июля 1897 г. «О малолетних и несовершеннолетних преступниках», сохранившем для подростков наказания в виде заключения в тюрьму в специальных для них помещениях и предусматривавшем каторгу и поселение для лиц в возрасте от 17 лет до 21 года.
Закон оценивался российскими юристами того времени как явно реакционный, а его отмену декретом Советской власти от 17 января 1918 г. Приветствовали как приверженцы либеральных взглядов, так и сторонники советской власти.
Автономная российская юстиция была заменена другой системой по декрету Совнаркома России от 17 января 1918 г., которая представлялась её создателям более гуманной и приспособленной к обращению с детьми и подростками.
Преобразования начались в январе 1918 г. и были продолжены через два года после этого — в марте 1920 г.
Декрет от 17 января 1918 «О комиссиях о несовершеннолетних» отменил тюремное заключение и суды для несовершеннолетних.
Созданные комиссии по делам несовершеннолетних находились в ведении Наркомата общественного призрения и включали представителей трех ведомств: общественного призрения, просвещения и юстиции. Обязательным членом комиссии был врач.
В компетенции комиссий входило освобождение несовершеннолетних от ответственности или направления их сообразно характеру деяния в учреждения Наркомата общественного призрения.
30 июля 1920 г. была опубликована Инструкция о работе комиссии о несовершеннолетних. Этот документ, определяющий деятельность комиссий, отражал общую направленность уголовной политики в отношении несовершеннолетних.
Заседание комиссий о несовершеннолетних были публичными, открытыми для прессы, которой, однако, запрещалось публиковать фамилии несовершеннолетних.
Необходимо отметить, что комиссии о несовершеннолетних восприняли опыт судов дореволюционной России, касающийся организации социальных служб по изучению личности и условий жизни несовершеннолетних.
Преимущественное участие лиц, не имеющих профессиональных навыков юриста, в заседаниях комиссий снижало юридическую грамотность их деятельности, и, соответственно, защищенность несовершеннолетних. Не лишним будет отметить, что этот изъян, несмотря на серьезные перемены, сохранился до наших дней.
Совершение подростками не только малозначительных проступков, но вполне серьезных преступлений породило необходимость в восстановлении института судов над несовершеннолетними.
В феврале 1920 г. был разработан и внесен на рассмотрение правительства проект декрета «О суде над несовершеннолетними». Он был утвержден постановлением СНК РСФСР 4 марта 1920 г.
В отличие от декрета 17 января 1918 г. данный декрет допускал передачу дел несовершеннолетних в возрасте от 14 лет до 18 лет в народный суд, при условии, что комиссия о несовершеннолетних установила невозможность применения медико-педагогических мер.
В 20-е гг. ознаменовались новой переориентация законодательства и практики на судебные формы борьбы с преступностью несовершеннолетних.
УПК РСФСР (ред. 1923 г.) включал в себя постреволюционную модель российской ювенальной юстиции, определяя правила подсудности дел о несовершеннолетних, требования к профессиональному подбору народных заседателей, сроки рассмотрения дел.
Впервые было сформулировано правило о обязательности наличия защитника при рассмотрении дел о преступлениях, совершённых несовершеннолетними. Однако подобная модель не закрепилась в советском законодательстве, и нормативные акты 30—40‑е гг. выявляют отчетливую тенденцию карательной переориентации правосудия в отношении несовершеннолетних.
Формальным рубежом перенаправления уголовной политики в отношении несовершеннолетних можно считать постановление ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних». Оно действовало 24 года и было отменено только в 1959 году в связи с введением в действие нового уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
Постановлением от 7 апреля 1935 года возраст уголовной ответственности по значительной части составов преступлений снижался до 12 лет.
Принцип применения к несовершеннолетним всех видов наказаний восстанавливался в полном объёме, отменялась статья об обязательном применении к малолетним правонарушителям мер медико-педагогического характера и о преимущественном применении данных мер к несовершеннолетним.
Из УПК РСФСР была исключена статья 38 о выделении дел несовершеннолетних в отдельные производства и направлении их в комиссии для несовершеннолетних. Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 20 июня 1935 года ликвидировались и сами эти комиссии.
В период 1938-1941 годов значительно реже стали издаваться правоприменительные акты, касающиеся несовершеннолетних, а содержание изданных становилось все более карательным. В 1941 году принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР «О применении судами постановления ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 года «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних». Указом предписывалось применять постановление от 7 апреля 1935 года не только за умышленные преступления несовершеннолетних, но и за преступления, совершенные по неосторожности.
Все рассмотренные выше законодательные и правоприменительные акты выявили карательную ориентацию правосудия в отношении несовершеннолетних за длительный период — от 1935 года до конца 50-х годов. Они утратили силу в связи с принятием нового уголовного и уголовно-процессуального законодательства СССР и союзных республик в 1958-1961 годы.
Библиография
- Декрет СНК РСФСР «О комиссиях для несовершеннолетних» от 14 января 1918г.
- Свод законов Российской империи. Т. XV. 1909 г.
- Постановление ЦИК и Совнаркома № 3/598 «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» от 7 апреля 1935 года
1.4 История и современность ювенальной юстиции // Право России // ALLPRAVO.RU
Ювенальная юстиция (Juvenile Justice – в переводе с англ. правосудие для несовершеннолетних») в современном понимании имеет довольно длительную и интересную историю. Ювеналиями в Древнем Риме называли празднества в честь богини юности.
Проблема защиты прав детей, формирования особого порядка судопроизводства в отношении несовершеннолетних совершивших противоправные действия не нова.
Уже в Римском праве, более поздних правовых актах средневековья и тем более законодательстве ряда Европейских стран XVIII—XIX вв. предпринимались попытки защитить права несовершеннолетних и оградить их от жестокой кары за совершенное деяние.
В Дигестах императора Юстиниана (VI в. н.э.), в книге четвертой, есть титул IV, озаглавленный «О лицах, не достигших 25 лет». В п. 1 титула приводится высказывание Доминиция Ульпиана (жил примерно в 170—228 гг.
), римского юриста, префекта — претория: «Следуя естественной справедливости, претор установил этот эдикт, путем которого он предоставил защиту юным, так как всем известно, что у лиц этого возраста рассудительность является шаткой и непрочной и подвержена возможностям многих обманов; этим эдиктом претор обещал и помощь и защиту против обмана…»[1]. В титуле IV есть еще несколько пунктов, где подробно рассматриваются разные случаи совершения этими лицами сделок и указывается, когда им должна быть оказана защита, а когда — нет. Упоминаются и правонарушения. Пожалуй, ближе к современному их пониманию будет высказывание того же Ульпиана, где он отвечает на вопрос, нужно ли оказывать помощь малолетнему, если он умышленно совершил правонарушение. «И нужно признать, — отвечает Ульпиан, — что при правонарушениях не следует приходить несовершеннолетним на помощь и таковая не оказывается. Ибо если он совершил воровство или противоправно причинил ущерб, помощь не оказывается»5.
Римское право оставило нам еще одно свидетельство защиты детей государством — это доктрина государства-отца. Государство объявляется высшим опекуном ребенка. В истории ювенальной юстиции она констатировалась (декларировалась) не один раз (например, в момент создания «детских» судов в конце XIX в. и когда возникли сомнения в высокой эффективности этих судов — уже в конце XX в.).
Если говорить о том, что оставили нам античный мир и средневековье о преступлениях несовершеннолетних и об их ответственности за это перед судом, то в законах речь шла только о наказаниях детей и подростков. Процессуальный статус стал интересовать юристов значительно позднее.
В Законе XII таблиц был впервые сформулирован принцип прощения наказания. Он относился главным образом к несовершеннолетним и в некоторых последующих работах, трактовавших содержание упомянутого закона, формулировался как прощение, оправданное несовершеннолетием.
В Законе XII таблиц речь шла о неназначении наказания при наличии следующих двух условий: 1) когда совершивший преступление не понимал характера преступного акта; 2) когда сам преступный акт не был доведен до конца.
Этот принцип в течение длительного времени был распространен в странах, воспринявших римское право. Например, французские юристы отсчитывают его существование во Франции и других романских странах от Закона XII таблиц до Великой французской революции 1789 г. Несовершеннолетних, к которым применен принцип прощения наказания, современные западные юристы называют «уменьшенными взрослыми».
Закон XII таблиц делал различие между преступлениями умышленными и неумышленными. Можно напомнить, что это предусматривалось и в Дигестах Юстиниана, только применительно к нанесению ущерба.
По Закону XII таблиц умышленные преступления считались неискупаемыми, за них всегда следовало наказание. Однако несовершеннолетнему, признаваемому психически незрелым, допускалось уменьшение наказания.
Известный французский исследователь прав несовершеннолетних Филипп Робер оценивает это правило Закона XII таблиц как основу возникшего позднее общего для уголовной ответственности несовершеннолетних принципа разумения.
О нем речь впереди, поскольку он уже имеет отношение к действующей ювенальной юстиции и ко всей ее философии.
Жестокость, игнорирование детства как естественного состояния человеческой личности более всего характерны для средневековых правовых актов.
Известные швейцарские исследователи преступности несовершеннолетних Морис и Энрика Вейяр-Цибульские по результатам своих многолетних исследований истории борьбы с преступностью несовершеннолетних свидетельствуют, что частым было применение смертной казни к детям младшего возраста.
К ним применялись все виды и иных наказаний, как ко взрослым преступникам[2], содержание в одних с ними тюрьмах (даже детей 7-летнего возраста), непонятные детям процессуальные действия (приведение к присяге) и недопустимые (пытки).
В Средневековой Европе проблема защиты прав ребенка в различных отраслях права была практически не дискутировалась. Дети несли такую же ответственность как и взрослые и в отношении них могли применятся практически все виды уголовных наказаний.[3]
Лишь в отдельных странах определённое внимание уделялось проблеме социальной защиты детей.
Так есть упоминание о том, что в Испании еще в XIV в. были церковные функционеры, которых называли «отцами и судьями сирот». Испанский король Павел IV Арагонский законодательно закрепил эту традицию, создав в 1337 г. в г.
Валенсии магистратуру «отца сирот». В его компетенцию вошли опека, попечительство, устройство детей.
Католическая церковь в Испании с давних времен создавала приюты и брала на себя функции ресоциализации подростков-правонарушителей.
Италия была первой европейской страной, где церковь инициировала создание специального пенитенциарного учреждения для несовершеннолетних правонарушителей. Папа Клемент XI создал в Риме исправительный дом Сен-Мишель, определив своим указом контингент подростков, помещаемых в этот дом, и условия их содержания.
Католическая религия способствовала и некоторым довольно радикальным законодательным новеллам, направленным на судебную защиту прав несовершеннолетних (например, нормы Гражданского кодекса Португалии, включенные в него в 1867 г. и касающиеся создания специальной юрисдикции суда для несовершеннолетних, правда, не вступившие в действие).
Серьезную роль в создании системы помощи детям-сиротам и правонарушителям, особого режима их воспитания сыграла, церковь в Польше.
Как отмечают западные исследователи этой проблемы, особенно одна из самых известных — Энрика Вейяр-Цибульская, система социальной помощи, тесно связанная с системой правосудия для несовершеннолетних, была целиком в руках церкви.
Для Польши было традиционным создание большого числа религиозных патронажных общин, покровительствовавших детям и подросткам, оказавшимся в неблагоприятных для жизни условиях.
Многие из этих общин располагали немалыми материальными средствами, позволявшими им создать воспитательные учреждения для таких детей (например, возникшее в 1871 г. «Общество сельского хозяйства и ремесел». Это общество построило в 1876 г. исправительный дом для подростков-правонарушителей, который, по замыслу создателей, должен был стать подобием семьи для этих детей)3.
Оригинальный вариант участия церкви в реализации правосудия дала дореволюционная Россия. Согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных дети и подростки в возрасте от 10 до 18 лет, совершившие преступления «без разумения», могли быть отданы «для исправления» в монастыри их вероисповедания, если в них не запрещалось проживание посторонних лиц.[4]
В целом же отсутствие специальной правовой защиты несовершеннолетних можно было обнаружить в законах многих стран в начале и даже в середине XIX в.
В большинстве законов того времени устанавливалась равная для детей и взрослых уголовная ответственность и наказание, одинаковая для всех лиц, представших перед судом. Лишь к середине XIX в.
ряде государств мира стали появляться законы, создаваться специальные учреждения, где стояла задача элементарной защиты детей и подростков на разных стадиях осуществления правосудия. Так в 1824 г.
в Нью-Йорке был создан первый реформаторий для детей с целью оградить их от совместного содержания в тюрьмах со взрослыми преступниками. В 1831 г. закон штата Иллинойс предусмотрел, что наказание несовершеннолетних за некоторые виды преступлений должно отличаться от наказания взрослых. В 1869 г.
в Бостоне (штат Массачусетс) впервые были организованы заседания суда специально для рассмотрения дел несовершеннолетних, а также осуществлен первый опыт применения к ним режима пробации (воспитательного надзора), ставшей впоследствии одним из самых распространенных и, по мнению американцев, самых действенных методов обращения с несовершеннолетними правонарушителями. Федеральный закон США уже содержал предписание о рассмотрении дел несовершеннолетних в возрасте до 16 лет отдельно от дел взрослых преступников.
И все-таки это были лишь отдельные попытки, которые не меняли кардинально карательную направленность уголовной политики в отношении несовершеннолетних.
Первый суд по делам несовершеннолетних был создан в Австралии (1890г.), затем указанные суды были образованы в Канаде (1894г.) и в 1899г. в США.
Конечно, этот поворот в истории правосудия не был случайным. Его готовила сама история ювенальной юстиции. Но необходим был особый импульс, чтобы стало ясно, что без специального правосудия для несовершеннолетних борьба с детской и юношеской преступностью обречена на неуспех. Импульс возник в виде небывалого роста преступности несовершеннолетних в самом конце XIX в.
Достижения технического прогресса породили определенные новшества в экономической сфере, изменившие привычные условия жизни общества. Европа конца XIX — начала XX вв. была буквально наводнена толпами юных бродяг и правонарушителей.
Существовавшие в то время средства борьбы с преступностью можно оценить как неэффективные, а применительно к несовершеннолетним — как провоцирующие новые преступления.
Примеру Австралии, Канады и США, создавших суды для несовершеннолетних последовали другие страны, через короткое время возникли национальные суды для несовершеннолетних: в Ирландии (1904 г.) (специальная сессия общего суда), Египте (1904 г.) (Закон от 14 февраля 1904 г. о создании суда для несовершеннолетних в г.
Александрии; Закон от 6 апреля о создании такого суда в Каире), Англии и Уэльсе (1905 г.) (первый суд по делам несовершеннолетних), Нидерландах — 1905 г. (законы от 6 февраля 1901 г. и от 12 февраля 1901 г.: созданы временные суды для несовершеннолетних, действовавшие по упрощенной судебной процедуре), Германии (1907—1908 гг.
) (соединение функций опекунских судов и судей по уголовным делам о несовершеннолетних в судах Кельна, Франкфурта-на-Майне, Бреслау и др.), Франции (1914 г.) (Закон от 22 июля 1912 г., вступил в силу 4 марта 1914 г., создал автономную судебную систему судов для несовершеннолетних), Бельгии (1912 г.) (Закон Картон-де-Виарта от 15 мая 1912 г.
), Австрии (1908 г.) (созданы опекунские суды для несовершеннолетних), Испании (1918 г.) (созданы опекунские суды), Италии (1908 г.) (Закон от 11 мая 1908 г. о специализированных судах по делам несовершеннолетних), Португалии (1911 г.) (созданы трибуналы по делам несовершеннолетних, соединенные с опекунскими судами: первый — в Лиссабоне в 1911 г.
, второй — в Порто в 1912 г.), России (1910 г.) (создана автономная судебная система по делам несовершеннолетних), Венгрии (1908 г.) (автономная судебная система), Румынии(Трансильвания) (1913 г.) (автономная судебная система), Польше (1919 г.) (автономная судебная система), Швейцарии (1911-1913 г. г.), Японии — январь 1923 г.
(Закон от 1 января 1923 г., создавший автономную систему по делам несовершеннолетних. Одновременно общие суды могли рассматривать дела несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет). Греции — декабрь 1924 г. (циркуляр министра юстиции от 24 декабря 1924 г.
установил специализацию судей по делам несовершеннолетних и специфику судебной процедуры по этим делам. Автономная судебная система по делам несовершеннолетних создана Законом 1939 г.).
Сегодня ювенальные суды функционируют более чем в 60 странах мира. Причем следует отметить, что при создании судов по делам несовершеннолетних сразу обнаружился неодинаковый подход в разных странах к виду указанной юрисдикции. В самом начале уже стало появляться немало вариантов.
История развития концепции ювенальных судов свидетельствует о наличии различных подходов к данному вопросу. Автономная ювенальная юстиция возникла отнюдь не во всех странах, где были созданы суды для несовершеннолетних.
Достаточно четко обозначились два варианта: I) автономный суд, не связанный с общим судом; 2) состав общего суда, получивший функции рассмотрения дел о несовершеннолетних.
В самом начале существования судов для несовершеннолетних автономная ювенальная юстиция была создана в США, Канаде, Англии, Бельгии, Франции, Греции (вариант), Нидерландах, России, Польше, Венгрии, Египте, Японии (вариант), Австралии, Новой Зеландии (вариант), кантонах французской Швейцарии.
В Германии, Австрии, Испании, Португалии, кантонах немецкой Швейцарии функции опекунских судов были соединены с функциями судов по делам несовершеннолетних, что выдвинуло на первый план их деятельности задачу судебной защиты прав несовершеннолетних, а не задачу борьбы с преступностью, как это произошло в судах первой группы стран.
Некоторые страны пошли по пути создания специализированных составов судей по делам несовершеннолетних. Это произошло в Ирландии, Италии, Греции (вариант), Швейцарии (кантон Женева), Японии (вариант). Новой Зеландии (вариант).
Такова была «стартовая ситуация» для начала деятельности ювенальной юстиции.
Далее система развивалась, претерпевая различные изменения под влиянием сложностей как общего характера, так и в рамках отдельных стран.
Что же касается современных подходов к ювенальной юстиции, то при реализации ею функций судебной власти приоритет суда для несовершеннолетних в судебном процессе выражен даже более ясно, чем в суде общей юрисдикции, поскольку в суде для несовершеннолетних центральными действующими фигурами на протяжении всего судебного процесса являются судья и несовершеннолетний. Максимальная индивидуализация процесса в суде для несовершеннолетних делает роль судебной власти более конкретной и рельефной в отношении как конкретного несовершеннолетнего, так и общества в целом.
Вместе с тем именно ювенальная юстиция породила целый комплекс несудебных, даже неюридических органов, которые призваны ее обслуживать, имеют вспомогательные функции и нередко в ходе исторического развития ювенальной юстиции начинали активно вытеснять суд как орган правосудия. Об административных органах, рассматриваемых как альтернатива суда для несовершеннолетних.
[1] Дигесты Юстиниана: Избр. фрагменты / Пер. и примеч. И.С. Перетерского. М., 1984. С. 89.
[2] Мельникова Э.Б.Ювенальная юстиция.Учебное пособие для студентов юридических высших образовательных учреждений.-М.:Фонд НАН.2000.-176с.
[3] Мельникова Э.Б.Ювенальная юстиция.Учебное пособие для студентов юридических высших образовательных учреждений.-М.:Фонд НАН.2000.-176с.
[4] Мельникова Э.Б.Ювенальная юстиция.Учебное пособие для студентов юридических высших образовательных учреждений.-М.:Фонд НАН.2000.-176с.
Ювенальная юстиция: что это простыми словами
Изначально, ювенальная юстиция была задумана как система, органы которой будут работать для поддержки и защиты детей из неблагополучных семей.
Известный факт, что подрастающему поколению нелегко получить хорошее воспитание в неблагополучной семье и стать полноценным членом общества в будущем. Бороться и предотвращать действия родителей, направленных на угрозу жизни и здоровью ребенка — прямая обязанность органов ювенальной юстиции.
Перед общественностью стоит вопрос — выполняет ли система свое истинное предназначение в зарубежных странах, где она давно развита, и в России, где она в большей степени только зарождается.
В отношении ювенальной юстиции немало уважаемых в России лиц высказывается негативно. На практике, подтверждены данные о росте количества самоубийств и разорения семей там, где ювенальная юстиция вмешивалась с целью защитить ребенка.
Ювенальная юстиция — что это такое?
- В России ювенальная юстиция — это судебно-правовая система, направленная на защиту несовершеннолетних.
- Системой запланировано участие в делах несовершеннолетних граждан двух сторон: государственных органов и негосударственных учреждений, которые должны проводить проверку, реабилитацию и действия по исправлению поведения юных преступников.
- К непосредственным задачам органов ювенальной юстиции в России входит профилактика детской преступности, а также ряд социальных мер по защите детей в семьях.
Историческое развитие ювенальной юстиции
Ювенальная юстиция исторически относилась к системе правосудия, которая обеспечивала работу судов для несовершеннолетних. Появилась в конце 19 — нач. 20 в. в Европе, Америке и России. Считалось, что необязательно наказывать несовершеннолетних, достаточно передать их на опеку и попечительство специальным органам.
На сегодняшний день, понятие ювенальная юстиция трактуется как система организаций, мероприятий и всяческих реабилитационных программ, которые преследуют цель защиты прав и свобод несовершеннолетних.
Распространено 3 типа ювенальной системы:
- Англо-американская. Основная цель — профилактика детской преступности. Содержит ряд мер, которые оказывают воздействие на ребенка. Все зависит от возраста малого и того, какое преступление он совершил;
- Континентальная. Основная роль по исправлению возложена на судью, который выполняет роль не только непосредственно судьи, но также и соцработника, который помогает восстановиться пострадавшему;
- Скандинавская. Включает работу с трудными подростками, ведущая роль в исправлении подростка возложена на соцработников. Случаи, когда нарушитель порядка лишается свободы до совершеннолетия, редки.
Рамки правосудия в отношении детей характеризуются следующими показателями:
- дети в заключении;
- дети в предварительном заключении;
- лишения свободы и санкции, связанные с этим;
- специальная система правосудия по делам несовершеннолетних.
Перспективы развития ювенальной юстиции в России
Ювенальная юстиция в России представляет собой судебно-правовую систему, деятельность которой заключается в защите прав несовершеннолетних.
Существует в России уже долгое время и является частью большей системы. Ювенальная полиция включает работу:
- органов опеки и попечительства;
- комиссии по делам несовершеннолетних;
- по исправлению малолетних и т.д.
Регулируется деятельность уголовно-исполнительным кодексом, описывающим виды уголовной ответственности и способы отбывания наказания виновниками.
С 2000-х годов ведется ряд работ по внедрению ювенальной юстиции в Россию, но в упорядоченном виде. Основанием для всех действий системы будет общая законодательная база. Планируется организация деятельности следующих органов:
- правоохранительных;
- судебных;
- попечительских и социальных;
- учреждений, ведущих просветительскую деятельность;
- реабилитационных учреждений.
Так, первый ювенальный суд в России был создан в 2004 году. Цель — рассматривать дела по правонарушениям детей (до наступления совершеннолетия). Несмотря на то, что первоочередные мероприятия — это оказание психологической помощи и реабилитационные действия, они не проводились.
Закон о ювенальной юстиции в России
Напрямую закона о ювенальной юстиции в РФ нет. Но, существует законодательная база — основа действий, относящихся к защите прав несовершеннолетних:
- Гл. 22 СК РФ. Согласно положениям этого документа, возможно изъять детей из семей, находящихся в трудном положении;
- ФЗ 120 “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”;
- Постановление пленума Верховного суда РФ «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».
Как уже было сказано, в России отдельного закона о ювенальной юстиции не существует, но уже долгое время ведется деятельность по его разработке. Предпринимается ряд действий по дополнению уже существующих законов. Доказательством тому служит пояснительная записка к проекту ФЗ о внесении изменений в конституционный закон “О судебной системе РФ”.
Преимущества и недостатки ювенальной юстиции
Плюсы и минусы ювенальной юстиции напрямую зависят от того, какую сторону спрашивают.
Мнения за ювенальную юстицию высказывают те работники и профессионалы, деятельность которых связана с преступлениями, совершенными несовершеннолетними, выходцами из неблагополучных семей. Работая каждый день с малыми преступниками, работники данных органов понимают, что стоит судить одинаково преступления взрослых и детей.
Именно сотрудники органов опеки и попечительства знают, насколько неисправимы бывают дети — выходцы из неблагополучных семей и как сложно с ними работать. Но в первую очередь, эти дети беззащитны.
Плюсы внедрения закона о ювенальной юстиции в российскую общественность:
- улучшение ситуации внутри семьи;
- снижение в разы детской преступности;
- возможность забрать ребенка из неблагополучной семьи органами опеки и попечительства;
- предотвращение развития больных членов общества из-за халатности родителей неблагополучных семей, кормление детей пищей быстрого приготовления и др.
Существует и множество противников ювенальной юстиции в России. Складывается впечатление, что противников закона об ювенальной юстиции больше, чем сторонников. Об этом свидетельствует негодование общественности в сети интернет, прессе и других источниках.
Минусы ювенальной юстиции:
- неприятие родительского авторитета и попрание прав родителей;
- рост детской преступности;
- распад семей;
- протесты родителей;
- рост дел по лишению родительских прав;
- рост суицидов среди детей из-за лишения связи с родной семьей;
- суицид родителей, у которых отняли ребенка;
- широк ряд полномочий, которыми наделены органы опеки и попечительства;
- неверное понимание целей, принципов и деятельности ювенальной юстиции;
- злоупотребление неблагополучной семьей, ее имуществом и интересами.
Но, проанализировав мнения обеих сторон, можно прийти к выводу, что стороны говорят о разном, и не одинаково представляют себе суть ювенальной юстиции. Многие действия, которые приписывают ювенальной юстиции, новы для для российской общественности, поэтому излишние опасения о изъятии ребенка из семьи напрасны.
Закон о шлепках
Принят закон о шлепках был в июле 2016 года. О нем много спорили, существовали разные мнения о его надобности. Изъявил желание о существования закона президент РФ в 2015 году. Он попросил оказать содействие Верховному Суду по вопросам декриминализации в уголовном законодательстве.
Интерес закон вызвал, когда статья 116 во втором чтении была видоизменена и приобрела другой смысл, в отличие от задуманного первоначально:
- было введено понятие “близкое лицо”;
- установил наказание;
- оговорены преступления по отношению к родным и членам семьи;
- наказание родителей за причинение физической боли детям — шлепок, избиение ремнем (лишение свободы до 2-х лет);
Закон вызвал негодование общественности, так как его положения означали, что любой может написать заявление на вашу семью, и органы опеки заберут ребенка.
Принятие российской общественностью закона о шлепках сопровождалось массовыми протестами, подписанием петиции против ювенальной юстиции и направлением ее президенту РФ.
Президент внес ряд поправок, позволяющих закону и положениям ювенальной юстиции работать на благо общества. Так, изменения характеризуются следующим образом:
- президент подписал закон о декриминализации побоев в семье;
- исключена статья 116 о побоях членов семьи;
- побои в семье отнесены к административным правонарушениям;
- снята уголовная ответственность, а административные правонарушения будут наказываться в виде наложения денежного штрафа, ареста сроком на 15 суток и присуждением к выполнению исправительных работ сроком — 120 часов.
Положения, описанные выше, относятся к первому зарегистрированному правонарушению. При регистрации повторных действий, полагается уголовное наказание.
Опыт зарубежных стран
О том, что такое ювенальная юстиция, впервые мы услышали от зарубежных стран — Украина, Франция, США, Финляндия.
Украина стремится стать частью ЕС, где ювеналка распространена. Там практикуется защита несовершеннолетних и их прав. Высказывалось даже мнение о том, что детей будут изымать из семей и отдавать в более богатые семьи, которые заранее за это заплатят. Все это вызвало негодование у народа, и православная общественность приостановила развитие ювенальной юстиции в Украине.
Около 80 тысяч детей в Финляндии попали под контроль органов опеки. Большая часть этих детей были изъяты из семей.
Пока ведется расследование того, почему родитель не справляется со своими обязанностями, детей отдают в приют или приемным родителям. На детей заводится специальная база данных.
Еще с детского сада малышей обучают вести специальные дневники, в которых те выставляют оценку поведению родителей. Дневники проверяются органами соцнадзора.
В США и ряде стран Европы к уголовной ответственности привлекают, начиная с 10 лет. В этих странах не установлено максимально допустимое наказание для несовершеннолетних, как это происходит в России.
И если в России ответственность переложили бы на родителя, то в Америке к детям применяется даже смертная казнь. Минимальный возраст зависит от штата, и составляет 16, 17 и 18. Но известны случаи, когда к смертной казни были приговорены 10-летние дети.
Также в США детей приговаривают к пожизненному заключению, если тем совершено особо тяжкое преступление.
Франция не может похвастаться положительным опытом наличия и действия закона о ювенальной юстиции. Так, во Франции действует щадящая система правосудия по отношению к несовершеннолетним.
Это привело к росту преступности среди молодежи, а торговцы наркотиками и грабители не наказываются должным образом и чувствуют себя свободными.
Другим показательным фактом является то, что половина случаев лишения родительских прав во Франции, где были задействованы ювеналы, признана ошибочной, несмотря на законное проведение данных действий.
Популярные вопросы по статье ✅ Ювенальная юстиция — что это такое простыми словами?
Ювеналка — что это такое, знают не все граждане РФ. Если говорить простыми словами, то ювенальная юстиция — это судебно-правовая система, направленная на защиту прав несовершеннолетних.
✅ Когда появилась ювенальная юстиция?
Ювенальная юстиция исторически относилась к системе правосудия, которая обеспечивала работу судов для несовершеннолетних. Появилась в конце 19 — нач. 20 в. в Европе, Америке и России. Считалось, что необязательно наказывать несовершеннолетних, достаточно передать их на опеку и попечительство специальным органам.
✅ Какие есть плюсы у ювенальной юстиции?
Плюсы внедрения закона о ювенальной юстиции в российскую общественность:
- улучшение ситуации внутри семьи;
- снижение в разы детской преступности;
- возможность забрать ребенка из неблагополучной семьи органами опеки и попечительства;
- предотвращение развития больных членов общества из-за халатности родителей неблагополучных семей, кормление детей пищей быстрого приготовления и др.
✅ В чем недостаток ювенальной юстиции?
Минусы ювенальной юстиции:
- неприятие родительского авторитета и попрание прав родителей;
- рост детской преступности;
- распад семей и протесты родителей;
- рост дел по лишению родительских прав;
- рост суицидов среди детей (из-за лишения связи с родной семьей) и среди родителей, у которых отняли ребенка;
- широк ряд полномочий, которыми наделены органы опеки и попечительства;
- неверное понимание целей, принципов и деятельности ювенальной юстиции;
- злоупотребление неблагополучной семьей, ее имуществом и интересами.
✅ Есть ли перспективы развития ювенальной юстиции в России?
С 2000-х годов ведется ряд работ по внедрению ювенальной юстиции в Россию, но в упорядоченном виде. Основанием для всех действий системы будет общая законодательная база.
Планируется организация деятельности следующих органов:
- правоохранительных;
- судебных;
- попечительских и социальных;
- учреждений, ведущих просветительскую деятельность;
- реабилитационных учреждений.