Из этой статьи вы узнаете:
- Условия договора по 223-ФЗ, которые можно изменять
- Внесение изменений в договор по 223-ФЗ
- Размещение изменений договора 223-ФЗ в ЕИС
- Изменение цены в рамках заключенного договора по 223-ФЗ
- На сколько можно изменить стоимость договора по 223-ФЗ
Изменение договора по 223-ФЗ возможно только по соглашению сторон, кроме случаев, когда иное предусмотрено законодательством. К подобным корректировкам предъявляются определенные требования. Например, они не должны противоречить п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ, а также положению о закупке.
Однако в данном положении отдельно оговариваются условия, ограничивающие внесение подобных изменений в договор.
И потому даже наличие обоюдного согласия исполнителя и заказчика на корректировки контракта не является гарантией того, что судья не признает изменения неправомерными, если возникнет необходимость в судебном решении касательно претензий одной из сторон. Давайте разберемся, как сделать правки в договоре по 223-ФЗ, чтобы избежать их последующего аннулирования.
Условия договора по 223-ФЗ, которые можно изменять
Гражданское законодательство позволяет контрагентам вносить изменения в договор, корректируя различные его положения:
- Объем товаров или услуг.
- Стоимость сделки.
- Период действия договора.
- Регламент проведения работ или поставки товара.
- Исполнитель. Необходимость изменения поставщика возникает в случае реорганизации компании (в том числе слияния и присоединения). Это положение также содержится в письме Министерства экономики и развития ОГ-Д28-15146 от 1 декабря 2015 года.
- Реквизиты любой из сторон.
Как видим, изменение предмета договора дополнительным соглашением по 223-ФЗ не входит в перечень разрешенных положений.
Для того чтобы правильно внести корректировки в любое из условий, нужно учитывать некоторые особенности, о которых пойдет речь далее.
Изменение договора, заключенного по 223-ФЗ, осуществляется с учетом положений гражданского законодательства и закона о контрактной системе. Для этого между сторонами не должно быть противоречий, они совместно вырабатывают поправки и оформляют дополнительное соглашение к договору. Только в этом случае изменения будут законными.
Иногда изменение существенных условий договора по 223-ФЗ не допускается Положением о закупках. Тогда у сторон не остаётся возможностей откорректировать условия контракта – любые отклонения от прежних договоренностей будут незаконными.
В особых обстоятельствах одна из сторон может обращаться в судебные органы по вопросу изменения условий сотрудничества либо расторжения контракта, когда не удается добиться компромисса. Это возможно в следующих случаях:
- изменились условия, которые были основой для заключения договора;
- одна из сторон нарушила условия сотрудничества;
- прочие предусмотренные законом обстоятельства.
Подписывая контракт, стороны могут в его тексте предусмотреть правила, в соответствии с которыми возможно внести изменения в договор по 223-ФЗ. Тогда при корректировке нужно будет придерживаться принятой формы. Если в договоре не прописаны правила его изменения, то действует стандартный регламент: корректирующий документ оформляется в том же порядке, что и основной договор.
Поскольку контракт составляется в письменном виде и закрепляется подписями обеих сторон, то и дополнительное соглашение должно быть письменным и подписанным контрагентами.
Также необходимо выполнить требование 223-ФЗ: изменение объема договора, периода его действия и цены должны быть отражены в реестре. А именно ч. 2 ст. 4.
1 223 ФЗ обязывает заказчика заносить в реестр информацию по всем корректировкам в тексте договора.
Внесение изменений в договор по 223-ФЗ
В законе не содержится указаний, в каком порядке надо вносить изменения в договор по 223-ФЗ. Обычно заказчики прописывают этот регламент в Положении о закупках. Но если и здесь допущен пробел, то все корректировки вносятся по общим правилам.
Если какая-либо сторона договора видит необходимость внесения изменений, то она должна в письменном виде сообщить об этом контрагенту. Уведомление составляется в свободной форме и передается по любому удобному коммуникативному каналу – почтой, факсом или через интернет.
Вторая сторона рассматривает предложение, и при отсутствии возражений составляется дополнительное соглашение, которое закрепляет изменение договора по 223-ФЗ. Это соглашение должно быть оформлено по тем же правилам, что и основной контракт, неотъемлемой частью которого оно является.
Одна из сторон составляет дополнительное соглашение, подписывает его и направляет контрагенту. После того как последний поставить свою подпись, документ вступает в силу. Оформление дополнительного соглашения – единственный путь сохранить правоотношения контрагентов в изменившихся обстоятельствах и снять с себя ответственность за несоблюдение условий договора.
Размещение изменений договора 223-ФЗ в ЕИС
Часть 5 статьи 4 223-ФЗ обязывает заказчика разместить в ЕИС информацию при внесении изменений в срок договора по 223-ФЗ, его цену и объем поставки. Эта норма не применяется только в отношении сведений, которые относятся к государственной тайне.
После того как дополнительное соглашение подписано и вступило в силу, заказчик публикует в ЕИС данные об изменении договора по 223-ФЗ, срок размещения – 10 рабочих дней.
Неисполнение данного требования юридическим лицом наказывается штрафом от 10 до 30 тысяч рублей.
При этом персональную ответственность несет контрактный управляющий, который также будет оштрафован на сумму от 5 до 10 тысяч рублей.
Если выбор исполнителя контракта проводился через конкурентную процедуру, то изменение срока договора по 223-ФЗ крайне нежелательно. Контролирующие инстанции в таком факте с большой долей вероятности усмотрят ограничение конкуренции и применят соответствующие санкции к заказчику.
Изменение цены в рамках заключенного договора по 223-ФЗ
У участников закупки часто возникает вопрос, возможно ли изменение цены договора после его заключения по 223-ФЗ.
Относительно стоимости сделки стороны приходят к согласию до подписания контракта. Цена в данном случае является существенным условием и не должна подвергаться изменениям в течение всего срока действия договора. Но в особых обстоятельствах иногда возникает необходимость откорректировать стоимость поставки.
Причем инициатором может выступать как заказчик, так и подрядчик.
Закон о закупках 223-ФЗ предоставляет контрагентам больше свободы при изменении договора, нежели закон о контрактной системе в сфере государственных заказов 44-ФЗ. Юридические лица, которые строят свои взаимоотношения на основании 223-ФЗ, могут корректировать прежние договоренности в соответствии с ч. 5 ст. 4 223-ФЗ и ст. 450–453 Гражданского кодекса РФ.
Если в своем Положении о закупках заказчик установил запрет на любые корректировки стоимости контракта, то изменить ее в рамках действующего соглашения не получится.
Хотя закон 223-ФЗ не запрещает корректировать цену договора, делать это можно лишь при наличии серьезных обстоятельств. В противном случае у контролирующих органов появляются основания для привлечения заказчика к ответственности по факту ограничения конкуренции.
Ведь смысл торгов в том и состоит, чтобы разместить заказ по самой выгодной для заказчика цене. А при ее увеличении в дальнейшем нивелируются преимущества тендера и теряется экономия.
Более того, если одновременно с ценой изменения касаются других существенных условий договора – сроков и объемов сделки, то дополнительное соглашение, скорее всего, будет признано новой закупкой.
Внося корректировки в стоимость договора по 223-ФЗ, следует принимать во внимание точку зрения Верховного суда. А она состоит в том, что новые условия не должны существенно отличаться от тех, которые были предусмотрены в закупочной документации.
Это логично, потому что в противном случае теряется смысл конкурсной процедуры, призванной произвести закупку на конкурентной основе и на максимально выгодных условиях. Также подобные ограничения предотвращают различные злоупотребления и коррупцию.
Хотя изменение цены договора по 223-ФЗ является вполне законным и не противоречит также положениям ФЗ-135 «О защите конкуренции», прибегать к этой мере надо очень осторожно. Часто предметом разбирательств в антимонопольной службе и суде становятся дела, связанные с корректировкой стоимости заключенных контрактов. Контрагентам приходится доказывать, что такая мера является необходимой.
На сколько можно изменить стоимость договора по 223-ФЗ
Стороны могут изменить цену договора по 223-ФЗ по следующим объективным основаниям:
- Для расчета по договору был взят кредит, и в дальнейшем изменилась его ставка.
- Муниципальный или государственный орган власти вынес решение об изменении цены договора по 223-ФЗ.
- Изменение курса валюты.
- Корректировки в налоговом законодательстве.
- Изменение регулируемых государством тарифов на объект закупки.
- Пересмотр объемов закупки.
- Поставка товаров с другими качественными характеристиками.
- Возникновение обстоятельств, препятствующих исполнению контракта на начальных условиях (например, значительный рост цены на сырье).
Еще одно объективное основание, по которому заказчик может пересмотреть стоимость контракта, это сокращение выделенных из бюджета средств для конкретной закупки. Либо средняя рыночная стоимость объекта поставки очень сильно снизилась, поэтому заказчик не может оплатить товар или работу по прежней стоимости, так как это будет признано необоснованным обогащением исполнителя.
В какой степени допускается корректировать цену? Закон 44-ФЗ позволяет увеличить объем поставки и, соответственно, цену, устанавливая максимально возможный порог в 10 %. Закон 223-ФЗ не содержит подобных ограничений, поэтому изменение цены договора по 223-ФЗ более чем на 10 процентов вполне допустимо.
Но в практике подобных взаимоотношений обычно в сам контакт включать положение о том, что цена действует на протяжении всего срока и изменению не подлежит.
Могут быть также предусмотрены обстоятельства, при наступлении которых возможна корректировка стоимости и предельные значения в процентах.
Кроме того, заказчики разрабатывают свои Положения о закупке, в которых также прописывают правила по изменению договора по 23-ФЗ.
Претензии со стороны надзорных органов возникнут и в том случае, если при дополнительной поставке цена была увеличена непропорционально. Корректируя стоимость, необходимо соотносить ее с реальным ростом составляющих, например инфляцией и увеличением НДС.
Статьей 450 Гражданского кодекса РФ контрагентам предоставляется право внесения изменений в договор в одностороннем порядке. Также этот пункт может быть предусмотрен в самом тексте контракта.
Но по отношению к сделкам, совершаемым на основании 223-ФЗ, односторонний порядок обычно не применяется.
При необходимости изменения договора контрагенты должны выработать общее решение и откорректировать положения контракта, оформив дополнительное соглашение.
Если поставщик видит потребность поменять условия договора, то он должен привести доказательства в пользу своей позиции.
Таковыми могут быть угроза срыва поставки, невозможность выполнить обязательства в полном объеме или в нужный срок, ненадлежащий уровень качества или риск нарушения правил безопасности.
Контрагент, получивший предложение об изменении цены договора по 223-ФЗ, рассматривает его в течение определенного времени. При этом он может самостоятельно выполнить анализ рынка, чтобы оценить необходимость увеличения стоимости.
Если же заказчику урезают финансирование из бюджета, то он должен уведомить об этом подрядчика и направить ему копию приказа вышестоящей организации в качестве обоснования снижения стоимости закупки. У подрядчика остается право не соглашаться с подробным решением и отстаивать свои интересы в ФАС или в суде.
Практика ФАС по закону 223-ФЗ | Контур.Закупки
Закон 223-ФЗ дает заказчику широкие возможности настраивать свою закупочную деятельность. Главная задача — учесть все нюансы в Положении о закупке и следовать этим правилам. Если же заказчик допускает нарушения, то лица, чьи интересы нарушены, вправе обжаловать его действия.
Если контролеры придут к выводу, что заказчик неправ, его заставят исправить нарушения. Закупку могут и вовсе отменить, в том числе и после заключения контракта. Кроме того, нарушителя ждут санкции. Как правило, это денежные штрафы, которые налагаются на организацию-заказчика, а также на ответственных должностных лиц.
Также может быть применена дисквалификация, то есть запрет на определенную деятельность и должности.
Предлагаем познакомиться с обзором практики ФАС и судов и узнать, какие нарушения заказчики по 223-ФЗ допускают чаще всего.
Бумажная закупка вместо электронной
Закон разрешает наряду с конкурентными закупками в электронном виде проводить реальные процедуры, но это право должно быть прописано в Положении о закупке. Вместе с тем есть два случая, когда процедуру придется провести строго в электронном виде:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- закупка у субъектов малого и среднего предпринимательства;
- закупка товаров, работ или услуг, которые входит в перечень из постановления № 616.
Один из недавних примеров: заказчик приобрел оборудование для видеонаблюдения и услуги по его монтажу. Объект закупки входит в постановление № 616, поэтому ее нужно было проводить на электронной площадке.
Однако вместо этого заказчик запросил цены у поставщиков напрямую и заключил договор. УФАС признала сделку недействительной и обязала стороны вернуть друг другу все, что они передали в ее рамках.
Помимо этого, на заказчика и должностных лиц наложили штрафы.
В другой закупке заказчик допускал аналогичное правонарушение неоднократно. На протяжении определенного времени закупались услуги по уборке помещения, также входящие в постановление № 616.
При этом заказчик в закупочной документации прямо прописал, что участники должны подавать заявки в прошитом виде, что подразумевает проведение бумажной закупки.
Поскольку нарушение было совершено несколько раз, штрафы оказались довольно существенными.
Нарушение сроков публикации данных
Заказчик должен ежемесячно до 10 числа размещать отчеты по своим закупкам за прошлый месяц. И зачастую эти строки нарушаются.
Так, один заказчик, в отношении которого УФАС вынесла постановление в конце января, систематически нарушал сроки размещения этого отчета.
Иногда он опаздывал на несколько дней, в другие разы — на несколько месяцев. Штраф получила и сама организация, и должностное лицо.
Также часто заказчиков штрафуют за то, что они не вовремя размещают протоколы — они должны быть опубликованы не позднее трех дней с даты подписания.
Весьма жесткие санкции ждут тех, кто и вовсе не разместит в ЕИС необходимую информацию. В этом случае штраф для должностного лица может составить 30-50 тыс. рублей, а для самого заказчика — 100-300 тыс. рублей.
Причем в ФАС могут расценить как неразмещение тот факт, что заказчик не загрузил в ЕИС документы в нужном формате. В одной закупке заказчик не выложил протокол в формате .
PDF, не представил информацию о сроке исполнения контракта и объеме услуг, а также о порядке оценки заявок и шкале баллов. Контролирующий орган посчитал, что невозможно определить, на каком основании выбран победитель.
Поэтому результаты закупки были аннулированы, а заказчик и его должностные лица получили штрафы.
В другой закупке заказчика оштрафовали за то, что он не разместил в ЕИС:
- запросы на разъяснения, которые подавали участники;
- свои ответы на эти запросы.
Санкции были наложены несмотря на то что запросы были рассмотрены заказчиком в срок, а участники получили разъяснения.
Неопубликование информации об изменении договора
Закон 223-ФЗ позволяет вносить изменения в договор, который заключается в результате закупки. И на практике это не является редкостью, например, продлеваются сроки.
Однако важно соблюсти требования пункта 5 статьи 4 закона и разместить информацию об изменении договора с указанием новых условиях. Сделать это нужно в течение 10 дней после внесения таких изменений.
Если заказчик не выполнит это требование, его оштрафуют.
Типичный пример: заказчик заключил договор на ремонт крыши, но исполнителю понадобилось больше времени. Поэтому было подписано дополнительное соглашение об увеличении срока. Заказчик изменил сведения в ЕИС лишь спустя 15 дней после внесения изменений, за что и был оштрафован.
Нарушения, связанные с извещением и документацией
Очень много нарушений заказчики допускают именно при составлении и публикации документов. Законодательство содержит ряд требований, которые в обязательном порядке должны быть включены в извещение и закупочную документацию. Если они не соблюдаются, может быть наложен штраф 5-10 тыс. рублей на заказчика и 2-3 тыс. рублей — на должностное лицо.
Например, один заказчик не внес в конкурсную документацию перечень разрешительных документов, которые должны быть в заявке (лицензии, допуски, свидетельства). По идее заказчика, участники должны были приложить их на свое усмотрение.
Однако это явное нарушение закона, ведь он требует четко определить перечень документов. Иначе условия для сравнения заявок будут неравными. В данном случае заказчика заставили внести в документы изменения и оштрафовали.
Нарушения своих же требований к заявкам
223-ФЗ не устанавливает каких-то конкретных критериев — заказчик должен разработать их сам и закрепить в Положении о закупке. Если потом заказчик начнет предъявлять иные требования к участникам, к договору или же начнет применять не указанные в Положении критерии, то тем самым он нарушит закупочное законодательство.
Тем не менее заказчики умудряются нарушать собственные правила. Не так давно ФАС России вынесла постановление в отношении одного заказчика, который поступил именно так. Согласно его Положения, при закупке услуг по обслуживанию высокотехнологичного оборудования обязательно подтверждается опыт претендента.
Это должен быть выполненный договор на сходные услуги с прочими сопоставимыми параметрами, а также отзыв заказчика. Был объявлен запрос предложений на закупку таких услуг и получено 2 заявки. Один участник свой опыт подтвердил, а второй соответствующие документы не приложил.
Заказчик должен был такую закупку отклонить, но он не только ее допустил, но и выбрал победителем.
Нарушения, связанные с коллективным участником
Закон 223-ФЗ дает право нескольким поставщикам объединить свои усилия и выступить как единый участник. К этому прибегают, если мощностей каждого из них не хватает для исполнения договора.
Такой коллективный участник обязан соответствовать требованиям документации, тогда как каждый в отдельности поставщик — не обязан. Если бы каждый из них полностью соответствовал всем требованиям, то это бы означало, что он может выполнить договор самостоятельно. Тогда бы не было никакого смысла объединяться с другими поставщиками.
Коллективный участник для того и введен практику закупок, чтобы дать возможность поставщикам сложить свои ресурсы и исполнить крупный договор.
В практике ФАС последних лет есть решения, когда на заказчика накладывали штраф за отклонение коллективного участника по указанной причине, а закупку аннулировали.
Нарушения, связанные с критериями оценки заявок
Очень распространенное нарушение допускают заказчики, когда не публикуют критерии оценки заявок. В итоге непонятно, по каким параметрам они будут сравниваться, и как будет определяться победитель. Это является нарушением закона о защите конкуренции. Есть решения и ФАС, и судов, подтверждающие, что это неправомерно.
Еще одно типичное нарушение — критерии и их вес установлены, а шкала баллов в документации не приводится. Например, один заказчик при проведении конкурса на проектирование и строительство указал довольно много критериев оценки.
Цене договора отводилось 30%, качеству — 25%, по 10% он отвел на выручку исполнителя за последние 3 года, опыт за тот же период и срок ввода объектов в эксплуатацию.
Еще нескольким критериям заказчик дал по 5% — это количество и квалификация трудовых ресурсов, степень внедрения системы менеджмента качества и стаж работы руководителя в строительстве на определенных должностях.
Некоторые критерии, например, стаж работы руководителя, сами по себе являются довольно спорными. Но главное, что заказчика не установил в документации порядок оценки и сопоставления заявок. То есть он дал каждому критерию вес, а как он будет присваивать тот или иной балл, не указал.
В итоге ФАС аннулировала закупку, поскольку из документации не было понятно, как заказчик будет определять выгодность каждого неценового критерия.
Объединение в один лот несвязанных товаров
Иногда заказчики для упрощения пытаются поместить в одну закупку товары, не связанные между собой ни технологический, ни функционально. Однако это нарушает закон 135-ФЗ о защите конкуренции. Ведь далеко не любой поставщик может одновременно предложить по выгодным ценам, скажем, канцелярские товары и музыкальные инструменты.
Это пример из реальных торгов, которые проводились для обустройства нового дома отдыха. Заказчик поместил в одну закупку все, что было ему необходимо — от оборудования для пищеблока до предметов интерьера.
В УФАС посчитали, что тем самым он ограничил количество потенциальных участников и заставили заказчика внести изменения в документацию.
Заточка ТЗ под нужного исполнителя
В этом плане заказчики позволяют себе самые разные нарушения. Например, довольно интересным является следующий случай.
Заказчик закупал услуги по текущему ремонту. Среди прочих требований фигурировали нужные ему параметры краски: определенная атмосферостойкость или водостойкость.
За сутки до конца срока подачи заявок один внимательный участник заметил, что текст чудесным образом изменился — теперь заказчик требовал, чтобы в заявке были указаны оба параметра: атмосферостойкость и водостойкость. Понятно, что к этому времени заявки уже были поданы, и после поставщики уже вряд ли отслеживали документацию.
На это и был сделан расчет заказчиком, который судя по всему планировал отклонить все неугодные заявки по причине их несоответствия требованиям. Однако ФАС предписала изменить документацию и наложила штраф.
Невнесение изменений в документацию по итогам разъяснений
Если заказчик изменил документацию, он должен продлить сроки проведения процедуры. В свою очередь, изменение документации может потребоваться из-за направления заказчику запасов на разъяснение положений документации. Об этом нужно помнить, иначе у контролирующих органов будет повод наложить штраф.
Вот яркий пример: в техзадании на капремонт заказчик вообще не перечислил никаких работ, а дал лишь адрес помещения. Участники стали направлять запросы, на которые заказчик своевременно отвечал, а также публиковал ответы в ЕИС.
Однако вносить изменения в документацию он не стал, поскольку не хотел двигать сроки. Управление ФАС нашло в этом нарушение. Дело в том, что заказчик не указал в документации важную информацию, которая в силу закона должна была там присутствовать.
И после разъяснения этих вопросов ему следовало документацию изменить и продлить сроки приема заявок.
Отметим, что ФАС не всегда в такой ситуации находит нарушения. В подобных противоречивых вопросах нужно обращаться к практике своего региона и отталкиваться именно от нее.
Заказчик не всегда виноват
Система государственных закупок построена таким образом, что контролируются в основном действия заказчика. Но иногда неправ может оказаться и поставщик.
В завершение нашего обзора рассмотрим подобный случай, причем он иллюстрирует довольно жесткую позицию ФАС и судов.
Речь пойдет об уклонении от заключения договора, хотя, по мнению поставщика, причиной стали технические неполадки.
В ходе торгов поставщик опустил цену более чем на 25% и победил. В соответствии с Положением о закупке заказчика и тендерной документацией, в таком случае нужно представить обоснование снижения цены, чтобы заказчик был уверен в том, что получит нужный ему товар.
Экономическая обоснованность цены доказывается представлением сметного или технико-экономического расчета, гарантийным письмом от производителя, в котором указаны цены, либо же подтверждением того, что товар уже есть на складе исполнителя.
Все эти документы нужно направить оператору электронной площадки вместе с подписанным договором.
Но поставщик отправил заказчику только договор и документ, подтверждающий внесение обеспечения контракта.
Срок подписания истек, обоснование цены так и не поступило, и заказчик посчитал, что поставщик уклонился от подписания договора. Сведения о нем были переданы в ФАС.
Антимонопольный орган постановил, что заказчик действовал в соответствии со своим Положением о закупке и все сделал правильно. Победителя признали уклонистом и включили в РНП.
Участника обратился в суд. Он утверждал, что имел намерение направить необходимые документы, но не смог этого сделать из-за технических проблем. По его словам, одна из кнопок интерфейса не функционировала, и у него не было возможности послать несколько документов. Поэтому он направил только наиболее значимый — договор.
Поставщик планировал отправить подтверждение позже, когда все заработает, но до конца срока этого не произошло. В суд победитель предоставил подтверждение от технических служб, что в этот момент действительно проходила модернизация сайта. Также он показал, что является активным участником закупок и раньше уже взаимодействовал с этим заказчиком.
В общем, поставщик настаивал на том, что у него не было умысла уклониться от подписания договора.
Однако суд не проникся этими доводами. Он указал, что перед проведением закупки участник должен был знать о необходимости предоставления дополнительных документов при сильном снижении цены.
И тот факт, что был технический сбой, не снимает с него обязанности представить документы в срок. За 5 дней, которые отводятся на подписание договора, исполнитель должен был использовать какие-то другие возможности.
Но он бездействовал и сорвал подписание договора по небрежности, поэтому его следует оставить в РНП.
Расторжение договора и внесение изменений в документацию по 223 ФЗ
Из нашей статьи вы узнаете:
В действующем законодательстве прописана возможность расторгнуть контракт, который был подписан согласно Федеральному закону №223.
Непрямое упоминание о том, что допускается внесение корректировок в контракт, содержится в обязанности заказчика отправлять сведения о поправках в реестр договоров. Закон о закупках — основополагающий нормативный акт.
Однако заказчикам надлежит учитывать также положения гражданского законодательства, требования локального положения.
Как происходит по 223 ФЗ расторжение договора
По 223 ФЗ расторжение договора может происходить следующими способами:
- по соглашению обеих сторон;
- в одностороннем порядке;
- согласно вынесенному судебной инстанцией решению.
Гражданский кодекс в статье 450 предусматривает возможность расторжения договора по соглашению сторон. Однако это должно быть прописано в тексте контракта.
Такой вариант считается наиболее удобным в силу минимального риска неблагоприятных последствий. Инициатором может стать любая сторона, будь то заказчик либо поставщик.
Соглашение допускается в ситуации, когда исполнение договорных обязательств не несет выгоды одному из участников договорных отношений, в то время как у второго нет возражений.
Законодательные ограничения для реализации процедуры отсутствуют, если таковые не прописаны в положении о закупке.
Процедура следующая. Одна сторона должна выслать уведомление второй. В тексте должно быть сказано о невозможности продолжить контрактные отношения и оговорена просьба об их прекращении. При отсутствии возражений от второй стороны можно подписывать соглашение о расторжении. Его форма идентична контракту — пункт 1 статьи 452 ГК РФ. Далее документация публикуется в единой информсистеме.
Такой отказ от исполнения договорных обязательств предпочтителен в силу того, что данные о поставщике не передаются в РНА. Его репутация остается неиспорченной. В том случае, когда контрактные обязательства расторгаются после поставки части ТРУ, заказчику надлежит вернуть переданные ему материальные ценности. От поставщика же требуется произвести возврат перечисленных за них денег.
В одностороннем внесудебном порядке расторгнуть договор можно лишь в тех случаях, которые упомянуты в его тексте либо в положении о закупке или ГК РФ. Односторонний отказ от контракта допускается. Точный порядок выполнения процедуры в ФЗ №223 не оговорен. Это нужно прописать самому заказчику в положении о закупке.
Среди основных причин отказа от договора могут быть:
- Сорванные сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
- Повторяющиеся нарушения прописанных в тексте контракта сроков исполнения обязательств.
- Поставка некачественной продукции, а также неустранение недостатков в оговоренные заказчиком сроки. Сюда же относятся ситуации, когда выявленные недочеты неустранимы и слишком значимы.
- длительная по времени задержка оплаты оказанных услуг, выполненные работы либо поставленные товары;
- отсутствие обоснования в отказе принимать ТРУ.
- По 223 ФЗ расторжение договора происходит так. Заказчику нужно отправить извещение исполнителю. В тексте должны быть приведены данные о расторгаемом контракте и причина этого действия. На устранение недостатков отводится 10—30 суток. Отправление должно быть вручено контрагенту заказным письмом с уведомлением либо под расписку о вручении с курьером.
- Если описанные недостатки не были устранены исполнителем в оговоренные сроки, контракт считается расторгнутым в автоматическом режиме.
- Если были допущены серьезные нарушения подрядчиком взятых на себя обязательств, заказчик отправляет данные о нем в РНП.
- Если обе стороны достигли соглашения в этом вопросе. Заказчик может понять, что поставщику в связи с дополнительными затратами не под силу качественно и в оговоренный срок исполнить взятые на себя обязательства. Более выгодным станет повысить сумму вознаграждения.
- Опция корректировки цены договора указана в положении о закупках. Даже если пункта не было изначально, заказчик имеет право внести его.
- Договор был подписан до получения сведений о повышении ставки НДС.
- В договорных условиях отсутствуют непосредственные указания на риск, возникающий для поставщика в случае изменения обстоятельств исполнения прописанных обязательств.
- Убытки для поставщика в связи с ростом ставки НДС получаются слишком значительными в соотношении с себестоимостью закупки.
Если речь идет о заказчике, то здесь причинами отказа от договора могут быть:
Заказчику дается право расторжения контракта при обнаружении факта подделки данных победителей закупочного мероприятия при подаче с их стороны заявки на участие.
Порядок действий таков:
С момента получения уведомления контрактные обязательства прекращаются.
Неправильно выполненная процедура отказа от исполнения договорных обязательств влечет неприятные последствия для обеих сторон. Для поставщика это попадание в РНП, что чревато наложением запрета на участие в закупочных мероприятиях на протяжении 2 лет. Об этом говорится в тексте ФЗ №223.
Также поставщику придется выплатить неустойку или же штраф, возместить причиненные убытки. Заказчику придется снова проводить закупочную процедуру, причем не исключено, что понадобится повысить цену. Также может быть наложен административный штраф, если договорные обязательства были разорваны с нарушениями.
Поставщик может подать жалобу в ФАС или же иск в судебную инстанцию. В итоге заказчик сам станет ответчиком, если было нарушено законодательство.
Только если не удалось решить вопрос описанными двумя способами, приходится обращаться в суд.
Для поиска наиболее выгодных предложений в сфере закупок стоит воспользоваться сервисом Астрал.Поставщик.
Возможна ли пролонгация договора по 223фз
Внести изменение в договор можно и по другому поводу. Одним из них является пролонгация заключенного по ФЗ №223 контракта. Такая возможность предусмотрена положениями нормативного акта.
ФЗ №223 допускает добавление в текст контракта почти любого условия, не противоречащего ГК РФ. Разрешено корректировать объем ТРУ, стоимость контракта и точную дату его исполнения. Все это оговорено в части 1 статьи 450 ГК РФ и части 5 статьи 4 ФЗ №223.
Число пролонгаций регламентировано лишь положением о закупке.
Есть также нюансы. Пролонгировать контракт с единственным поставщиком становится возможно лишь в том случае, когда это оговорено в положении о закупке и самом договоре.
При отсутствии в ЕИС публикации о контракте по причине его малого объема, в то время как пролонгация привела к росту стоимости контракта до 100 тысяч рублей и более, надлежит отправить данные о договоре, чтобы его включили в реестр.
Также нужно принять решение о публикации информации о самой закупочной процедуре согласно положению.
Увеличение цены договора
ФЗ №223 считается более лояльным в сравнении с ФЗ №44. Внесение корректировок в контракт допускается и в одностороннем порядке — такие ситуации описаны в статье 450 ГК РФ либо в самом тексте договора.
Повысить цену контракта согласно ФЗ №223 можно в таком случае:
Если речь идет о повышении цены контракта в судебном порядке, понадобится доказать, что имели место следующие обстоятельства:
В этом случае есть шанс на корректировку цены контракта согласно ФЗ №223.
Данные о подписании допсоглашения должны быть отправлены в ЕИС в течение 10 суток с момента, когда было принято решение о корректировках. Это прописано в ФЗ №223.
Нормативный акт указывает на то, что данные должны быть опубликованы в ЕИС в том случае, когда цена договора изменилась в сравнении с итоговым протоколом.
Поправки следует направить и в реестр контрактов, которые были заключены по итогам закупки согласно Постановлению Правительства №1132.
Изменение цены должно иметь под собой веские причины. В противном случае пересмотр стоимости контракта подлежит обжалованию. Заказчик несет ответственность за нарушение принципов конкуренции. Это подразумевает его проверку на предмет коррупционного сговора с поставщиком.
Возможно ли внесение изменений в аукционную документацию по 223 ФЗ
Отказ заказчиков от закупочной процедуры никак не регламентирован ФЗ №223. В тексте нормативного акта практически нет ограничений в этом вопросе.
Допускается и внесение корректировок в аукционные документы. Достаточно лишь, чтобы такое действие было предусмотрено положением о закупке и сопутствующей документацией. Сделанные поправки понадобится опубликовать в ЕИС. На это дается лишь 3 суток.
Исходной точкой является дата принятия решения о внесении поправок. Также срок приема заявок после сделанных корректировок должен быть не меньше половины срока приема заявок, который указан в положении о закупке для электронного аукциона.
В противном случае нужно в обязательном порядке увеличить дату окончания подачи заявок.
Разобраться, как действовать в той или иной ситуации, позволит Астрал.Тендер. Эксперты поделятся актуальной информацией касательно работы на ЭТП.
Заключение
Отказ от исполнения договорных обязательств никак не регламентирован ФЗ №223. Единственным регулятором здесь становится гражданское законодательство. Поэтому содержание составленных заказчиками положений о закупке не должно противоречить нормам ГК РФ. Расторжение контракта допускается различными способами. При этом обычно не требуется вмешательство судебных инстанций.
Чтобы принимать участие в госзакупках, надлежит обзавестись ЭЦП для торгов.
Закупка ТРУ при изменении цены по ФЗ № 223. Корректировка договора. Возможные риски
В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ № 223 организаторы процедур руководствуются:
- Конституцией РФ;
- ГК РФ;
- Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
- Положением о закупках.
Договоры, заключенные в ходе закупочных процедур по ФЗ № 223, регулируются нормами гражданского законодательства, допускающими изменение договора по соглашению сторон, а в предусмотренных законом или договором случаях — и в одностороннем порядке (если это не противоречит Положению о закупке, утвержденному заказчиком)[1].
При корректировке договора соглашение об изменении договора заключается в той же форме, что и договор, если из него или обычаев делового оборота не вытекает иное (п. 1 ст. 452 ГК РФ). Если стороны договора не достигнут соглашения об изменении цены договора, то договор может быть изменен судом по требованию одной из сторон в случаях, предусмотренных п. 2 ст.
450, ст. 451 ГК РФ.
Закон о закупках № 223 не запрещает заказчикам при необходимости вносить изменения в условия договоров, заключенных ранее в ходе закупок, в том числе о количестве товаров (работ, услуг), сроке и цене договора.
В силу ч.5 ст.
4 Закона № 223 в случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор в ЕИС размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. Также названный ФЗ не содержит ограничений и пределов, которые организаторы должны были бы соблюдать при осуществлении корректировок подписанных сторонами соглашений[2].
Корректировка цены договора. Где прописать такую возможность?
Закон о закупках относит детальное регулирование деятельности заказчика к его собственной компетенции, что выражается в разработке и принятии организатором процедур Положения о закупках.
Порядок заключения, изменения и исполнения договоров по ФЗ № 223 (в том числе об изменении цены ТРУ) заказчикам необходимо отобразить в:
- положении о закупках;
- условиях закупочной документации;
- подписанном договоре.
Корректировка стоимости продукции в договоре (чаще всего речь идет об увеличении) возможна при оформлении дополнительного соглашения в случае, если это предусмотрено и Положением о закупке, и самим договором (при условии, что цена является твердой).
К примеру:
«Изменение условий договора о цене товара, осуществляется по письменному соглашению сторон, которое оформляется соответствующим дополнительным соглашением и является неотъемлемой частью договора поставки».
В том случае, если такое право не предусмотрено, то вносить изменения в заключенные договоры нельзя.
Выводы
— возможность изменения цены необходимо зафиксировать в Положении и закупочных документах (в т.ч. проекте договора). В противном случае действия организатора торгов могут быть признаны незаконными;
— определить в проекте договора порядок оформления дополнительного соглашения об изменении цены с контрагентом.
- для поставщика (подрядчика, исполнителя):
— изучить условия закупки и проект договора (в случае отсутствия возможности корректировать цену ТРУ, оценить собственные производственные силы на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг) по твердой цене.
Предел корректировки
В Положении о закупках и условиях договора часть заказчиков:
- прописывают предел корректировки цены договора;
К примеру:
«При изменении ценообразующих факторов на рынке соответствующих ТРУ, заказчик вправе по согласованию с контрагентом изменить цену ТРУ, определенную итоговым протоколом, но не более, чем на 10 % от первоначальной стоимости ТРУ».
Возможен также вариант, когда заказчик указывает допустимый предел месячного ценового увеличения, к примеру: «поставка товара без согласия Покупателя с новыми ценами не производится. Коэффициент удорожания цены в месяц в среднем составляет 0,6 %.
Общее удорожание цены в год на поставляемый товар – не более 7,2 %»[3] .
- указывают возможность внесения правок в подписанные договоры (без конкретизации);
К примеру:
«При поставке дополнительного количества товаров, выполнении дополнительного объема работ, оказании дополнительного объема услуг заказчик по согласованию с контрагентом вправе изменить первоначальную цену договора пропорционально количеству таких товаров, объему таких работ, услуг, а при внесении соответствующих изменений в договор в связи с сокращением потребности в поставке таких товаров, выполнении таких работ, оказании таких услуг заказчик в обязательном порядке изменит цену договора указанным образом»[4]
Следовательно, в том случае, если организатор закупок прописал в своем Положении возможность определенного поведения, при отсутствии иных обстоятельств, говорящих о том, что действия заказчика являются злоупотреблением правом, направленным на обход установленных им же самим же правил, то такое поведение не может быть признано неправомерным.
Однако при внесении изменений в условия подписанного договора о стоимости ТРУ заказчик (если Положением не установлено каких-либо запретов на соответствующие ограничение) создает возможность для того, чтобы снять с себя установленную своим же Положением обязанность по проведению конкурентных закупочных процедур, то есть действует в обход правил, установленных ФЗ № 223 и Положением о закупках.
При изменении цены ТРУ следует определить порог корректировки начальной стоимости договора, за рамки которого заказчики не смогут выйти.
При этом следует помнить, что указание высоких ценовых границ изменения цены (до 50 % и выше), а также не указания вообще таких стоимостных пределов контролирующие органы могут квалифицировать как ограничение конкуренции и нарушение норм действующего законодательства[5].
Заключение дополнительных соглашений по изменению цены и отсутствие конкурентных процедур способствует созданию преимущественного положения для одних контрагентов и лишает возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг).
Подобные действия заказчика могут привести к:
- недопущению состязательности за доступ на рынок и ограничение конкуренции между хозяйствующими субъектами;
- неэффективному использованию денежных средств.
При выявлении вышеуказанных обстоятельств, контролирующий орган, как правило, в своих решениях признает организатора закупок нарушившим ФЗ № 135 (см. ст. 16) и передает материалы дела уполномоченному должностному лицу антимонопольной службы для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с КоАП РФ.
Выводы
— предел корректировки цены договора должен быть таким, чтобы контролирующие органы не могли сделать вывод о необходимости проведения отдельной конкурентной процедуры. В данном случае заказчик может ориентироваться на нормы ФЗ № 44, который регламентирует порог стоимостных изменений;
- для поставщика (подрядчика, исполнителя):
— определить собственные производственные возможности и пределы корректировки цены продукции (работ, услуг) для выполнения обязательств по договору;
— заранее оповестить заказчика о грядущем изменении цены для подготовки соответствующего дополнительного соглашения.
Многократность изменения стоимости договора (цены за единицу товара)
Корректировка условий договора с победителем допускается по основаниям, определенным ГК РФ, что само по себе не может свидетельствовать о нарушении требований ч. 1 и 2 ст. 17 «Закона о защите конкуренции»: частота вносимых правок и предел увеличения стоимости договора от первоначальной определяется каждым конкретным заказчиком самостоятельно.
Однако следует иметь ввиду, что действия по изменению договора могут быть признаны не соответствующим принципам осуществления закупок, если они меняют условия, которые имели существенное значение для определения цены на торгах, формирования заявок, определения победителя.
Нельзя, к примеру, многократно увеличить стоимость ТРУ по договору, тем самым нивелируя условия проведенной закупочной процедуры[6].
Изменение договора, заключенного в рамках ФЗ № 223, которое повлияет на его данные по сравнению с условиями документации о закупке, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, определения цены договора, не допускается[7].
Выводы
— заказчик вправе указать в Положении и закупочных документах сколько раз он вправе менять условия заключенного договора (главное, в дальнейшем не нарушать установленные правила);
— при необходимости многократного увеличения цены договора заказчику лучше провести дополнительную конкурентную закупочную процедуру, тем самым позволяя другим участникам рынка предложить свои условия поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг).
- для поставщика (подрядчика, исполнителя):
— своевременно оформить и подписать соответствующее дополнительное соглашение об изменении цены договора и направить его заказчику;
— в связи с изменением цены возможны задержки по оплате ТРУ со стороны заказчика.
Закупка ТРУ в пределах максимальной (неизменной) стоимости договора
Указание заказчиком в документации о закупке необходимого количества продукции, а также НМЦД – один из самых распространенных способов закупки необходимого товара. В этом случае контрагенты подают свои ценовые предложения за единицу товара (например, за 1 м3 строительного песка) и за весь объем продукции (общая стоимость договора)[8].
Однако заказчик может поступить иным образом при закупке ТРУ, если цена за единицу продукции часто меняется (например, при поставке ГСМ). В таком случае целесообразно в условиях закупки прописать общую стоимость ТРУ, которая не будет корректироваться[9].
В данном случае организатор процедуры не указывает объем, поскольку количество товара будет напрямую зависеть от цены за единицу, которую предлагают контрагенты. К примеру, в закупочной документации заказчик прописал общую стоимость бензина АИ-92 – 7 000 000, 00 руб.
с учетом НДС 20%.
В условиях нестабильной ценообразующей ситуации на рынке ТРУ, такая схема весьма актуальна, поскольку организатор закупки, зная финансовый максимум, предел которого ему не стоит превышать, может приобретать нужные товары по той цене, которая действует на момент поставки продукции, к примеру, бензина АИ-92.
Однако следует иметь ввиду, что количество товара в таком случае будет зависеть от того, какая цена будет за единицу (к примеру, за 1 л) и предугадать точный объем заранее будет сложно.
Привязка к общей неизменной стоимости продукции поможет заказчикам избежать заключения дополнительных соглашений по изменению цены товара, которая может корректироваться не единожды, особенно в период нестабильной экономической ситуации.
В том случае, если у заказчика появилась потребность в закупки товаров, номенклатура которых достаточно велика (к примеру, запчасти автомобилей) и цены которых часто меняются, организатор торгов, как правило, предпочитает указывать максимальную стоимость договора[10], в пределах которой он будет (в зависимости от потребности) приобретать нужный товар. В таком случае заказчик формирует список необходимой продукции (запчастей) и в ходе исполнения договора направляет заявки на поставку нужного товара по действующим на тот момент ценам.
Таким образом, установление предельной (максимальной) стоимости договора напрямую зависит от:
- финансового состояния заказчика;
- объема потребности в товарах;
- периода действия договора;
- экономической ситуации на рынке ТРУ;
- методологии обоснования НМЦД.
Выводы
— при закупке ТРУ с нестабильной ценой указание фиксированной максимальной стоимости договора- возможность избежать заключения дополнительных соглашений;
— необходимо следить за непревышением максимальной цены договора в ходе его исполнения.
- для поставщика (подрядчика, исполнителя):
— в ходе исполнения договора быть готовым поставить необходимый товар согласно заявке заказчика (согласно перечню продукции);
— своевременно направлять заказчику актуальные сведения об изменении цен на ТРУ для корректного составления заявки.
Возможные риски при изменении стоимости товара после подведения итогов закупки
При участии в закупках потенциальные поставщики должны учитывать тот факт, что, несмотря на готовность исполнить договор, могут возникнуть форс-мажорные обстоятельства (изменение цен на продукцию, к примеру), которые будут препятствовать заключению договора для исполнения обязательств по поставке товара. Как правило, не получив подписанный договор от победителя, заказчик направляет в ФАС заявление о включении сведений о таком участнике в РНП.