(Справка)
Международная организация труда (МОТ) создана в 1919 г., с 1946 г. является специализированным учреждением ООН.
Согласно своему Уставу МОТ призвана содействовать установлению всеобщего и прочного мира на основе социальной справедливости путем улучшения условий труда — регламентации рабочего времени, борьбы с безработицей, защиты трудящихся от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, обеспечения прав детей и женщин, равной оплаты труда, социальных гарантий, профессионального обучения и др.
Организация разрабатывает и принимает международные акты по социально-трудовым вопросам в форме конвенций, протоколов и рекомендаций. За время ее существования принято 188 конвенций. Россия участвует в 73 из них. В 2014 г.
наша страна ратифицировала конвенции № 151 о защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе, № 140 об оплачиваемых учебных отпусках, № 144 о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм.
В текущем году не исключена ратификация Конвенции № 102 о минимальных нормах социального обеспечения.
Членами МОТ являются 185 государств (СССР был членом Организации с 1934 по 1938 гг. и с 1954 по 1991 гг.). С 1991 г. Российская Федерация — полноправный член МОТ как продолжатель СССР.
Особенность МОТ — трехсторонний характер ее работы, при котором в деятельности органов МОТ на равных принимают участие представители правительств, профсоюзов и работодателей.
Головное ведомство по участию нашей страны в группе правительств — Минтруд России, профсоюзы в Организации представляет Федерация независимых профсоюзов России, работодателей — Российский союз промышленников и предпринимателей.
Высшим органом МОТ является ежегодная Международная конференция труда (MKT), на которой принимаются стандарты в области социально-трудовых отношений, программа и бюджет, обсуждаются актуальные проблемы международной экономической повестки дня, имеющие отношение к мандату МОТ.
Исполнительным органом Организации является Административный совет, состоящий из 56 членов: 28 правительств (Россия — один из 10 постоянных членов), 14 представителей работодателей и 14 — профсоюзов.
В Совете также предусмотрена категория «заместителей членов», которые участвуют в его работе с правом совещательного голоса.
В компетенцию Совета входит принятие решений по практическим вопросам реализации политики МОТ, подготовка программы и бюджета, избрание Генерального директора Организации.
Международное бюро труда (МБТ) — постоянный секретариат МОТ, работой которого руководит Генеральный директор, избираемый на 5 лет с возможностью переизбрания. С сентября 2012 г. МБТ возглавляет Гай Райдер (Великобритания).
- МОТ располагает широким и действенным механизмом контроля за выполнением государствами своих обязательств в сфере труда. Он включает:
- 1) Постоянный трехсторонний комитет Административного совета по рассмотрению жалоб о нарушении правительствами права работников на свободу объединений;
- 2) право организаций трудящихся и работодателей подавать непосредственно в МБТ жалобы о несоблюдении страной-членом МОТ ратифицированной ею конвенции (если жалоба принимается к рассмотрению, то формируется трехсторонняя комиссия по ее изучению и подготовке соответствующего заключения);
- 3) Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций МОТ, который состоит из 12 независимых специалистов в правовой или социальной области и готовит регулярные доклады для трехстороннего комитета MKT по применению норм о выполнении государствами обязательств в социально-трудовой сфере.
Двухлетний бюджет Организации составляет около 800 млн. долл. США.
Между Российской Федерацией и МОТ регулярно подписываются Программы двустороннего сотрудничества, предусматривающие проекты в области реализации базовых принципов и прав в сфере труда, совершенствования политики занятости, улучшения системы социальной защиты населения и т.д. Действующая программа (на 2013-2016 гг.) подписана в ходе Международной конференции по достойному труду в Москве 11 декабря 2012 г.
С 1959 г. в Москве функционирует Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии, которое координирует программы Организации в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстане, Киргизии, Туркменистане и Узбекистане. Основная задача Бюро — оказание технического содействия странам региона в выполнении программ и решений МОТ.
Важнейшими документами Организации последних лет являются Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 года и Декларация МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации 2008 года.
В ответ на глобальный финансово-экономический кризис Международная конференция труда в июне 2009 года приняла резолюцию «Глобальный пакт по занятости». Основной мотив документа — выход из кризиса не должен осуществляться за счет трудящихся.
Согласно резолюции меры по стимулированию спроса должны органично увязываться с созданием новых рабочих мест, диверсификацией и перепрофилированием убыточного производства, подготовкой кадров, поощрением их мобильности.
Государства во главу угла должны ставить выполнение социальных обязательств, прежде всего, перед наиболее уязвимыми группами граждан — женщинами, пенсионерами, молодежью. Значение данного документа подтверждается в ежегодно принимаемой резолюции ЭКОСОС.
Несмотря на то, что «Глобальный пакт по занятости» не содержит юридических обязательств, его выполнение государствами регулярно отслеживается Административным советом МОТ.
В ходе 104-й сессии MKT (июнь 2015 г.) Гендиректор МОТ выдвинул «Инициативу столетия, касающуюся будущего сферы труда».
Ее цель — определить основные тенденции развития трудовых отношений с учетом глобализации, изменений в мировой экономике и научно-технического прогресса, с тем чтобы выработать соответствующие механизмы управления ими.
Кроме того, в рамках своего мандата Организация активно вовлечена в реализацию Целей устойчивого развития до 2030 года, в частности Цели № 8 (Содействие неуклонному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех).
В последнее время на площадке МОТ налажено полезное взаимодействие в формате БРИКС по ключевым вопросам деятельности Организации, в т.ч. в форме совместных заявлений на заседаниях ее руководящих органов.
В рамках российского председательства в БРИКС в 2015 году на полях июньской сессии Международной конференции труда был проведен ряд совместных с партнерами мероприятий по социально- трудовой тематике.
Разработка и принятие конвенций и рекомендаций о труде
Процедура принятия конвенций и рекомендаций Международной организации труда является достаточно сложной. Конвенции и рекомендации МОТ разрабатываются и принимаются Международной конференцией труда с использованием одинаковой процедуры.
До принятия они должны дважды (последовательно) обсуждаться на Международных конференциях (сессиях Международной организации труда), чему предшествуют доклады Международного бюро труда, базирующиеся на обобщении законодательства и практики различных стран.
Каждая конвенция или рекомендация проходит обсуждение в специальной комиссии, сформированной Конференцией. Эти документы требуют одобрения большинства в две трети присутствующих на Конференции делегатов.
Как источники международно-правового регулирования конвенции и рекомендации при одинаковых требованиях к процедуре принятия имеют разный правовой статус[20, с.98].
Конвенция приобретает статус многостороннего международного соглашения после ратификации ее как минимум двумя государственными членами МОТ, и с этого момента она налагает определенные обязательства как на ратифицировавшие, так и на нератифицировавшие ее государства. Но для отдельно взятого государства-члена Международная организация труда положения конвенции становятся юридически обязательными только после ратификации ее высшим органом государственной власти (конвенции содержат правила и о порядке их денонсации).
Факт ратификации конвенции налагает на государство ряд обязательств. Во-первых, оно обязано принять законодательные или иные акты, гарантирующие проведение ее в жизнь.
Во-вторых (и это нередко играет роль сдерживающего фактора в процессе ратификации государствами конвенций) — регулярно представлять в Международную организацию труда доклады относительно принятых мер по эффективному применению ратифицированной конвенции.
Такие доклады представляются раз в 2—4 года в зависимости от важности конвенции.
Если конвенция не ратифицирована, государство все же несет обязательство информировать по запросам Администрацию Совета Международной организации труда о состоянии национального законодательства и практики в отношении нератифицированной конвенции и о мерах, которые предполагается принять для придания ей силы[15, с.10].
Рекомендация также содержит в себе международно-правовые нормы, но в отличие от конвенции она не требует ратификации и рассчитана на добровольное ее применение в национальном законодательстве государства-члена МОТ. Следует согласиться с мнением, что рекомендация является «источником информации и моделью для совершенствования национального законодательства».
Она детализирует, уточняет, а иногда и дополняет положения конвенции, делает их содержание более полным и гибким, расширяет возможности выбора для государств при решении вопроса о заимствовании международных норм.
Рекомендация тоже подлежит рассмотрению компетентными властями для принятия решения о возможностях се использования в национальной системе права.
Государства-члены Международной организации труда должны давать по рекомендациям такую же информацию, как и по нератифицированным конвенциям.
Устав Международной организации труда предполагает возможность пересмотра устаревших международных актов, а также включает положения о контроле за соблюдением (применением) конвенций и рекомендаций.
Довольно сложный механизм принятия конвенций и рекомендаций является гарантией от принятия поспешных решений.
В то же время на государства-члены Международной организацией труда налагаются серьезные обязанности по отчётности перед этой организацией, что, повидимому, не вызывает большого энтузиазма в деле взятия на себя подобных обязательств (особенно эта позиция заметна по отношению к ратификации конвенций). Так, Испания уже ратифицировала более 120 конвенций МОТ (это один из самых высоких покaзaтeлей ратификации конвенций), Франция — более 150, Италия — более 100, Великобритания — более 80, ФРГ — более 75, Греция — примерно 70, Израиль — примерно 50, Япония — более 40, США — только более 10 конвенций Международной организации труда, Республика Казахстан присоединилась к 6 конвенциям МОТ.
В настоящее время примерно 50 конвенций МОТ пересмотрены последующими конвенциями.
Это не отменяет прежние конвенции, а означает лишь то, что прежняя конвенция с момента вступления в силу новой перестает быть открытой для ратификации, а ратификация государством новой (измененной) конвенции означает денонсацию прежней (если иное не предусмотрено в самом тексте конвенции).
При принятии пересмотренной конвенции Международная конвенция каждый раз решает, закрыта ли прежняя конвенция для ратификации и означает ли ратификация пересмотренной конвенции денонсацию новой [20,с. 64]
Устав МОТ содержит положения о контроле за соблюдением (применением) конвенций и рекомендаций.
Механизм контроля включает деятельность Комитета экспертов по применению конвенций и рекомендаций, состоящего из авторитетных юристов различных стран, назначаемых МВТ «в личном качестве» и Комитета Международной конвенции труда по применению конвенций и рекомендаций, состоящего из представителей правительств, профсоюзов и организаций предпринимателей.
Доклады правительств о применении конвенций и рекомендаций первоначально рассматриваются комитетом экспеpтoв. Он формирует замечания, относящиеся к тем или иным правитeльcтвaм, либо направляет им запросы. Комитет публикует также периодические обзоры о применении в различных странах конвенций МОТ.
Ежегодные доклады Комитета экспертов передаются в Комитет по применению конвенций и рекомендаций, который обсуждает доклад Комитета экспертов, в случаях необходимости требует объяснений от соответствующих правительств, посылает представителей МОТ (с согласия правительств) в государства, где допускаются нарушения стандартов международного труда, для рассмотрения на месте положения дел[6].
- По своему содержанию нормативные акты МОТ обычно классифицируются по следующим группам:
- — акты, осуществляющие защиту основных прав и свобод человека в области труда;
- — акты, относящиеся к обеспечению занятости, защите от безработицы;
- — акты, регулирующие условия труда;
- — акты, по технике безопасности и производственной санитарии;
- — акты, регулирующие труд работников, нуждающихся в повышенной правовой защите;
- — акты, регулирующие труд отдельных категорий работников;
- — акты, регулирующие сотрудничество организаций работников, работодателей, государства, мирные способы разрешения трудовых конфликтов.
Как видно, эта классификация лишь частично совпадает с подразделением трудового пpaвa на традиционные инститyты. Обращает внимание, что некоторые вопросы труда остались полностью или частично вне регламентации.
Например, в самой минимальной степени отрегулированы в международных актах трудовой договор, порядок разрешения индивидуальных трудовых споров, участи работников в управлении производством; отсутствуют правила, относящиеся к забастовкам, дисциплине труда[18, с.91].
Конвенции МОТ составлены с целью закрепления международных обязательств государств, которые ратифицируют их, в то время как Рекомендации служат руководством по политике, законодательству и практике.
Конвенции МОТ имеют несколько специфических черт благодаря тому факту, что они приняты в организационной структуре (Конференции), которая принимает их, имеют трехстороннюю структуру и что они направлены на то, чтобы быть более эффективными, чем обычные международные договоры.
Положения, содержащиеся в Конвенциях и Рекомендациях МОТ, рассматриваются как международные трудовые стандарты.
Основная проблема, с которой сталкиваются при определении международных трудовых стандартов, возникает при разнообразии национальных (экономических, социальных и политических) условий.
Однако сохраняется мнение, что документы МОТ должны оставаться универсальными по своему характеру.
Чтобы принять в расчет разнообразие условий в мире, нужно прибегнуть к различным типам оговорок гибкости, включенных в Конвенции универсального характера.
Другая проблема связана с уровнем стандартов. В то время как они должны быть релевантными большему ряду стран, они также должны требовать значительного продвижения по средней существующей практике, чтобы иметь динамический толчок.
Вопрос выбора между Конвекцией и Рекомендацией постоянно обсуждается.
В настоящее время Рекомендации применяются, главным образом, для дополнений Конвенций, чтобы указать более подробно способы представления силы их положениям или защищать утверждение высших стандартов.
Свободные рекомендации имеют дело с вопросами, которые еще не готовы для Конвенций или не поддаются принятию Конвенций, вызывающих международные обязательства[20, с.69].
Изменения в условиях и концепциях могут привести к необходимому пересмотру международных трудовых стандартов.
Конвенции МОТ, принятые с 1929 года, содержат статьи, утверждающие, что пересмотр Конвенции не влечет за собой отмену первоначального документа, но пока не утверждено обратное, первоначальный документ перестанет быть открытым для ратификации до вступления в силу новой Конвенции, и ратификация государством последней означает денонсацию первоначального текста. Примерно 50 Конвенций были пересмотрены последующими документами; иногда чтобы сделать их более гибкими, следует чаще обращаться к ранним стандартам. В некоторых случаях стандарты приводятся в текстах менее формальных, чем Конвенции и Рекомендации, например, в Трехсторонней Декларации принципов о многонациональном предприятии и социальной политике, принятой Административным Советом в 1977 году, и резолюции Конференции по вопросам о независимости движения профсоюзов и связи, профсоюзных прав и гражданских свобод.
Множественность международных источников трудового права делает необходимыми мероприятия координации и консультации, нацеленные на предотвращение принятия противоречивых норм. В случае противоречия нужно выбирать самую благоприятную для работников норму (стандарт)[15, с.10].
Согласно установленным правилам МОТ, каждая страна, являющаяся ее членом, обязана в течении 18 месяцев предоставить на рассмотрение своим компетентным органом (как правило, Парламенту) все конвенции и рекомендации МОТ для вынесения решения об их ратификации и последующем применений.
Этим странам необходимо также предоставлять отчеты не только в случае ратификации ими представленных конвенций и рекомендаций, но и, в случае необходимости, не ратифицированных также.
Это вызвано необходимостью определения позиции законодательства этих стран, характера возникших трудностей и перспектив будущего[21, с.27].
По требованию МОТ каждое государство обязано подать отчет о принятии мер, обеспечивающих в силу ратифицированной им конвенции.
Раньше отчет подавался каждый год после ратификации конвенции, но в связи с увеличением числа ратифицированных конвенций, эта процедура была упрощена.
Сейчас необходимо подготовить два отчета раз в два года по десяти наиболее важным конвенциям, освещающим вопросы свободы ассоциаций, запрета на дискриминацию, принудительного труда, политики по обеспечению занятости, надзора за трудовыми отношениями и трехсторонними консультациями. В отношении других конвенций отчеты представляются один раз в пять лет, если наблюдающие инстанции не обнаружили каких-либо серьёзных нарушений в сфере соблюдения параграфов конвенции и при отсутствии жалоб от работодателей или рабочих.
В некоторых странах ратифицированные конвенции становятся частью национального законодательства и выполнение их предписаний обязательно. Однако в целях обеспечения их эффективности конвенции должны сохранять статус независимого документа. Это правило не распространяется на постановление прикладного характера, целью которых является обеспечение мер по признанию статуса конвенции.
Юридическая природа конвенций рекомендаций МОТ
Наш профессиональный союз. Вышестоящие организации. Международная организация труда. Конвенции и Рекомендации МОТ. Конвенции и Рекомендации МОТ
Одной из первоначальных и самых важных функций МОТ является принятие трехсторонней Международной конференцией труда (работодатели, трудящиеся и правительства) конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные нормы. Эти конвенции посредством их ратификации государствами-членами создают обязательства по осуществлению их положений. Рекомендации представляют собой руководство по вопросам политики, законодательства и практики.
С 1919 года были приняты конвенции и рекомендации, охватывающие практически все вопросы в мире труда.
К ним относятся некоторые основные права человека (в частности, свобода объединения, право на создание организации и ведение коллективных переговоров и ликвидация дискриминации в области занятости), администрация труда, трудовые отношения, политика в области занятости, условия труда, социальное обеспечение, техника безопасности и охрана труда, занятость женщин и занятость таких специальных категорий, как трудящиеся-мигранты и моряки.
Каждое государство-член должно представить все принятые Конференцией конвенции и рекомендации компетентным национальным органам для вынесения решения о мерах, которые надлежит принять.
Количество стран, ратифицировавших эти конвенции, продолжает увеличиваться.
МОТ установила процедуру контроля для обеспечения их применения в законодательстве и на практике, которая является самой совершенной из всех таких международных процедур.
Она основана на объективной оценке независимыми экспертами порядка соблюдения обязательств и на изучении конкретных случаев трехсторонними органами МОТ. Имеется специальная процедура расследования жалоб на нарушение свободы объединения.
- Основные конвенции МОТ
- є 29
- Конвенция о принудительном или обязательном труде (1930 год)
Предусматривает запрещение принудительного или обязательного труда во всех его формах. Допускаются определенные исключения, такие как военная служба, надлежащим образом контролируемые исправительные работы и труд при чрезвычайных обстоятельствах — во время войны, при пожаре, землетрясениях.
- є 87
- Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию (1948 год)
- Устанавливает право всех трудящихся и работодателей на создание организаций и вступление в них по своему выбору без получения предварительного разрешения и определяет ряд гарантий свободы из деятельности без вмешательства органов государственной власти.
- є 98
- Конвенция о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров (1949 год)
- Предусматривает защиту от любых дискриминационных действий, направленных против профсоюзов, защиту организаций трудящихся и работодателей от любых актов вмешательства со стороны друг друга и меры по поощрению процедуры ведения коллективных переговоров.
- є 100
- Конвенция о равном вознаграждении (1951 год)
- Призывает устанавливать равную плату и пособия мужчинам и женщинам за труд равной ценности.
- є 105
- Конвенция об упразднении принудительного труда (1957 год)
- Запрещает использование любой формы принудительного или обязательного труда в качестве средства политического подавления, воспитания, наказания за выражение политических и идеологических взглядов, мобилизации трудовых ресурсов, установления трудовой дисциплины, наказания за участие в забастовках или дискриминации.
- є 111
- Конвенция о дискриминации в области труда и занятий (1958 год)
- С целью установления равенства возможностей и обращения призывает к проведению национальной политики, направленной на устранение дискриминации при найме, профессиональной подготовке, в отношении условий труда по признаку расы, цвета кожи, пола, веры, политических взглядов, национального или социального происхождения.
- є 138
- Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу (1973 год)
- Имеет целью устранение детского труда; устанавливает, что минимальный возраст для приема на работу не должен быть ниже возраста завершения обязательного образования.
- є 182
- Конвенция об устранении нетерпимых форм детского труда (1999 год)
- Призывает к принятию немедленных и эффективных мер с целью запрещения и устранения нетерпимых форм детского труда, включая рабство и аналогичную практику, принудительную вербовку для использования в вооруженных конфликтах, для занятия проституцией или в целях порнографии, для какой-либо незаконной деятельности, а также работы, которая может причинить вред здоровью, безопасности и нравственности детей.
- Детский труд в центре внимания
Детский труд является насущной социальной, экономической проблемой и проблемой, касающейся прав человека. Как представляется, во всем мире насчитывается до 250 млн.
работающих детей, лишенных соответствующего образования, нормального здоровья и основных свобод. Самую высокую цену платят отдельные дети, но страдают также и страны.
Ликвидация детского труда является целью сама по себе, но, кроме того, она представляет собой эффективный способ содействия экономическому и гуманитарному развитию.
Конвенция МОТ о минимальном возрасте для приема на работу 1973 года (є 138), содержащая принцип действенного устранения детского труда, подкрепляется принятием новой Конвенции об устранении нетерпимых форм детского труда 1999 года (є 182), призывающей к немедленному принятию мер по устранению в неотложном порядке всех нетерпимых форм детского труда от рабства и обязательного труда до использования детей в какой-либо незаконной деятельности и любой работы, которая может причинить вред здоровью, безопасности или нравственности детей.
После того, как всему миру стало известно о злоупотреблениях детским трудом, движение против него стало всеобщим делом, практически беспрецедентным по своему характеру и интенсивности.
Это движение, которое преодолевает политические границы, языковые барьеры, культурные и духовные традиции.
Все слои гражданского общества — правительства, работодатели, профсоюзы, неправительственные и религиозные организации — объединились для того, чтобы заявить, что эксплуатации детского труда нужно положить конец.
В настоящее время под эгидой Международной программы за устранение детского труда (ИПЕК) во всех странах мира осуществляется свыше одной тысячи программ, обеспечивающих альтернативы детскому труду.
Гендерное равенство и рабочие места
Гендерное равенство является ключевым элементом в повестке дня МОТ, посвященной достойной работе для всех женщин и мужчин. Гендерное равенство наряду с развитием является одним из двух общих вопросов в рамках четырех стратегических целей повестки дня, посвященной достойной работе.
Подход МОТ к гендерному равенству заключается в том, чтобы уделять гендерным проблемам основное внимание во всех ее мероприятиях и программах.
Женщины изменили рынки труда во всем мире. Иногда им удавалось добиться более широких возможностей и экономической самостоятельности. Но, тем не менее, гендерное неравенство все еще характерно для всех аспектов проблемы занятости. Женщины по-прежнему составляют большинство неоплачиваемых, нетипичных или отчаявшихся трудящихся в большинстве стран.
МОТ придерживается интегрированной политики, касающейся женщин и занятости. С этим связан целый ряд решений, включая:
- Международная программа по обеспечению более разнообразных и более подходящих рабочих мест для женщин. Эта программа способствует увеличению количества рабочих мест посредством обеспечения занятости, обучения, развития предпринимательства, расширения доступа на рынок труда и равенства возможностей. Она способствует обеспечению более подходящих рабочих мест с помощью равной оплаты, профессиональной интеграции, гигиены и охраны труда, улучшения условий труда для нестандартных видов занятости, социального обеспечения, рабочих мест, учитывающих интересы семьи, и защиты трудящихся, находящихся в неблагоприятном положении.
Программа создания потенциала, касающаяся гендерных проблем, нищеты и занятости. Эта программа посвящена расширению доступа женщин к высококвалифицированной работе, закреплению их права на заключение коллективных договоров и ведение переговоров и обеспечению новых способов усиления социальной защиты, в особенности в неформальном секторе.
Достойная работа и достойный доход
Производительный свободно выбранный труд является сутью мандата МОТ. Без производительного труда достижение достойного уровня жизни, социальное и экономическое развитие и чувство личного удовлетворения были бы нереальными.
Глобализация привела с одной стороны к процветанию, а с другой — к неравенству, испытывая пределы нашей коллективной ответственности. Но даже и в этом случае Организация по-прежнему стремится к достижению полной занятости во всем мире.
Миссия МОТ заключается в том, чтобы помочь людям во всем мире найти достойную работу — в условиях свободы, равенства, безопасности и человеческого достоинства. Она делает это с помощью постоянного контакта с трудящимися, работодателями и правительствами — учредителями МОТ — , помогая создавать новые и более совершенные виды занятости, рынки труда и учебные программы.
Озабоченность по поводу общественных затрат на глобализацию увеличивает потребность в более четкой координации макроэкономической политики, которая может свести к минимуму ее негативные последствия.
МОТ обязана проводить исследования, анализы и давать рекомендации своим учредителям, а также таким партнерам, как специалисты в областях банковского дела, инвестиций, торговли и развития предприятий и коммерческим директорам, о том, как создавать подходящие рабочие места.
Эти меры включают оказание содействия малым предприятиям, микрофинансирование и создание эффективных систем подготовки кадров.
Цели МОТ в области занятости включают:
- оказание содействия учредителям в анализе изменений в экономике и на рынках труда и разработку и обсуждение эффективных мер и программ по развитию занятости на международном и региональном уровнях;
- содействие занятости посредством развития малых предприятий;
- оказание помощи женщинам в получении более разнообразной и интересной работы;
- эффективное осуществление мер и программ по повышению уровня деятельности в неформальном секторе;
- предоставление консультаций в период перехода от централизованно планируемой экономики к рыночной экономике, в частности, в отношении политики в области занятости, рынка труда и людских ресурсов;
- принятие или активизация целевых программ, позволяющих таким группам людей, как молодые трудящиеся, инвалиды, мигранты и коренное население, находить достойную работу.
Сосредоточение усилий на малых предприятиях является основным элементом подхода МОТ к созданию рабочих мест, важным аспектом которого является перестройка предприятий
Производительный свободно выбранный труд является сутью мандата МОТ. Без производительного труда достижение достойного уровня жизни, социальное и экономическое развитие и чувство личного удовлетворения были бы нереальными.
Глобализация привела с одной стороны к процветанию, а с другой — к неравенству, испытывая пределы нашей коллективной ответственности. Но даже и в этом случае Организация по-прежнему стремится к достижению полной занятости во всем мире.
Миссия МОТ заключается в том, чтобы помочь людям во всем мире найти достойную работу — в условиях свободы, равенства, безопасности и человеческого достоинства. Она делает это с помощью постоянного контакта с трудящимися, работодателями и правительствами — учредителями МОТ — , помогая создавать новые и более совершенные виды занятости, рынки труда и учебные программы.
Озабоченность по поводу общественных затрат на глобализацию увеличивает потребность в более четкой координации макроэкономической политики, которая может свести к минимуму ее негативные последствия.
МОТ обязана проводить исследования, анализы и давать рекомендации своим учредителям, а также таким партнерам, как специалисты в областях банковского дела, инвестиций, торговли и развития предприятий и коммерческим директорам, о том, как создавать подходящие рабочие места.
Эти меры включают оказание содействия малым предприятиям, микрофинансирование и создание эффективных систем подготовки кадров.
Цели МОТ в области занятости включают:
- оказание содействия учредителям в анализе изменений в экономике и на рынках труда и разработку и обсуждение эффективных мер и программ по развитию занятости на международном и региональном уровнях;
- содействие занятости посредством развития малых предприятий;
- оказание помощи женщинам в получении более разнообразной и интересной работы;
- эффективное осуществление мер и программ по повышению уровня деятельности в неформальном секторе;
- предоставление консультаций в период перехода от централизованно планируемой экономики к рыночной экономике, в частности, в отношении политики в области занятости, рынка труда и людских ресурсов;
- принятие или активизация целевых программ, позволяющих таким группам людей, как молодые трудящиеся, инвалиды, мигранты и коренное население, находить достойную работу.
Сосредоточение усилий на малых предприятиях является основным элементом подхода МОТ к созданию рабочих мест, важным аспектом которого является перестройка предприятий.
Международная организация труда и международные нормы о свободе объединения
Международная организация труда
С развитием мировой экономики, экономической интеграции и сотрудничества разных стран появилась необходимость в согласовании и обобщении трудовых отношений, возникших на национальных рынках труда. За выполнение этой задачи взялась Международная организация труда (МОТ, англ.
International Labour Organization, ILO) – межправительственная организация, созданная 11 апреля 1919 года в соответствии с Версальским мирным договором.
Согласно Уставу, она призвана содействовать установлению всеобщего и прочного мира на основе социальной справедливости путем улучшения условий труда (регламентация рабочего времени, борьба с безработицей, защита трудящихся от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, защита детей, подростков и женщин, равная оплата труда, гарантия зарплаты, организация профтехобучения и др.).
В 1946 г. между Организацией объединенных наций (ООН) и МОТ было заключено соглашение о сотрудничестве и признании МОТ специализированным учреждением ООН, после чего в Устав МОТ были внесены соответствующие изменения.
МОТ относится к числу организаций, которые наиболее последовательно занимаются вопросами прав трудящихся и регулированием трудовых отношений.
С 1920 года штаб-квартира Организации – Международное бюро труда и ее исполнительные органы находятся в Женеве.
МОТ является уникальной организацией, поскольку в основе ее деятельности лежит принцип трипартизма (трехстороннего представительства).
МОТ разрабатываются, одобряются и контролируются международные трудовые нормы, оформленные в виде Конвенций и Рекомендаций.
В этой работе принимают участие, как представители правительственных структур, так и представители от трудящихся (профсоюзы) и предпринимателей (объединения работодателей). В настоящие время участниками МОТ являются сто восемьдесят пять государств.
Первоочередными задачами деятельности МОТ является поддержка демократии и социального диалога, содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда трудящихся, защите прав человека.
В своих Конвенциях МОТ закрепила нормы трудовых отношений, стандарты в сфере труда, занятости, профессиональной подготовки, условий труда, социального обеспечения, безопасности труда и здоровья, которые стали частью международного права. После ратификации парламентами Конвенции МОТ стали составляющей национального трудового права многих стран.
- В своей деятельности МОТ руководствуется четырьмя стратегическими целями:
- – продвижение и проведение в жизнь основополагающих принципов и прав в сфере труда;
- – создание больших возможностей для женщин и мужчин в получении качественной занятости и дохода;
- – расширение охвата и эффективности социальной защиты для всех;
- – укрепление трипартизма и социального диалога.
- Если очень коротко охарактеризовать деятельность организации, то можно выделить следующие основные направления:
- – разработка международной политики и программ с целью содействия основным правам человека, улучшению условий труда и жизни, расширению возможностей занятости;
- – создание международных трудовых норм, подкрепленных системой контроля за их соблюдением; эти нормы служат ориентиром для национальных органов в проведении в жизнь такой политики;
– проведение в жизнь обширной программы международного технического сотрудничества, вырабатываемой и осуществляемой в активном партнерстве с участниками Организации, в т.ч. оказание помощи странам в ее эффективной реализации;
– вопросы профессиональной подготовки и обучения, исследования и издательская деятельность в поддержку этих усилий.
Украина участник МОТ
Сотрудничество Украины с МОТ началось в 1954 году. Когда УССР приняла решение о вступление в эту международную организацию.
За годы независимости Украина постоянно ощущает помощь МОТ во многих направлениях, в частности в реформировании социального обеспечения, в сфере охраны труда, ратификации и применении Конвенций.
В течение всего времени МОТ предоставляла и предоставляет помощь правительству Украины в экспертной оценке законопроектов (экспертиза проекта Трудового кодекса), осуществлялись проекты, связанные с анализом состояния социальной политики (совместно с ПРООН и Мировым банком), кризисного состояния рынка труда в Украине, развитием социального партнерства и др.
Всего за годы независимости в Украине реализовано свыше 30 проектов и программ МОТ. Сейчас, Программа достойного труда в Украине охватывает 7 проектов и программ на общую сумму около 10 млн. дол. США.
Адрес Представительства МОТ в Украине: Киев. ул. Эспланадна 8/10, 19 этаж, ком. 1908-1909 Тел.: +380 44 220-8094 Тел./факс: +380 44 220-4141 Эл. почта: Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. Вам необхідно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.
Структура МОТ
Структуру СОТ составляет Международная конференция труда (МКТ)
Россия немного недорабатывает в трудовой сфере
На проходящей в Женеве Международной конференции труда делегаты формулируют новую повестку взаимодействия работодателя и работника в условиях цифровизации, роботизации, демографических изменений и прочих новых вызовов.
В частности, будет обсуждена возможность ратификации новой конвенции Международной организации труда (МОТ) — о противодействии домогательствам на работе.
Опрошенные “Ъ” эксперты, впрочем, отмечают, что в случае России потенциал и уже давно подписанных ею конвенций используется не до конца, к примеру по части независимости профсоюзов, противодействия дискриминации женщин, мигрантов и пожилых.
Конференция МОТ, посвященная столетию этой организации, проходит в Женеве с 10 по 21 июня. 11 июня на ней выступил глава российского правительства Дмитрий Медведев (см. “Ъ” от 13 июня). Поясним, что Россия (как преемник СССР) сотрудничает с МОТ с 1954 года.
В советское время была ратифицирована и большая часть конвенций МОТ — 50. С 1992 года РФ ратифицировала еще 27 конвенций. Последнюю из них, о минимальных нормах социального обеспечения,— в 2018 году.
Принципы сотрудничества России с МОТ сформулированы Минтрудом в отдельной программе, она включает в себя решение проблемы безработицы молодежи, борьбу с бедностью и регулирование трудовой миграции.
«Сотрудничество с МОТ всегда было важным для России, и эта организация часто ставила нас в пример другим странам,— рассказывает источник “Ъ” в правительстве.— Так, в начале 2000-х Трудовой кодекс РФ был признан лучшим среди стран с переходной экономикой.
Сейчас МОТ с интересом следит за нашими инициативами по части цифровизации трудовых отношений, такими как электронный документооборот и трудовые книжки».
Схожим образом о работе с МОТ говорит и глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин — ранее в интервью ТАСС он отмечал важность инициативы МОТ «Будущее сферы труда» и заявил о ее соответствии интересам РСПП.
Организация играет положительную роль в продвижении более гармоничных трудовых отношений, говорит научный сотрудник Социологического института РАН Петр Бизюков. Однако, по его словам, у нее нет реальных инструментов воздействия на национальных партнеров.
«Так, хотя Россия ратифицировала конвенцию 87 о свободе объединений и конвенцию 98 о коллективных переговорах, им противоречит принятый впоследствии Трудовой кодекс.
По жалобам от профсоюзов МОТ вынесла РФ рекомендации по изменению кодекса, но в реальности они оказались минимальными»,— рассказывает он.
По словам члена совета Конфедерации труда Павла Кудюкина, вопреки нормам МОТ российское трудовое законодательство создает неравные условия для работы различных типов профсоюзов.
«Часто российские работодатели не соблюдают и конвенцию 135 о защите представителей работников от увольнений — жалоба на такую ситуацию от работников метрополитена лежит в Европейском суде по правам человека»,— сказал он “Ъ”.
Проблемы есть и по части реализации конвенций МОТ по обеспечению равного доступа к труду и его оплате, говорит замдиректора Центра социально-трудовых прав Юлия Островская. «Российские работодатели по-прежнему дискриминируют женщин и при приеме на работу, и при выплате им зарплаты.
Но по законодательству, даже выиграв дело в суде, потерпевший получает только компенсацию морального вреда в размере до 50 тыс. руб.»,— пояснила она “Ъ”. В перспективе, отмечает Юлия Островская, положение российских женщин на рынке труда могла бы изменить конвенция об искоренении насилия и домогательств в сфере труда.
«Страны—члены МОТ должны определить перспективы ее введения до 21 июня, однако российские работодатели, как и представители власти, уже высказывались против ее ратификации»,— говорит она.
По словам уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг Юрия Воронина, вопросы вызывает и долгосрочное взаимодействие России с МОТ.
«В развитых странах социальное страхование сейчас переживает существенную трансформацию, однако эксперты МОТ пока не успевают реагировать на эти изменения должным образом, поэтому более приоритетной для них становится работа со странами третьего мира, для которых задачей является введение базового социального обеспечения»,— сказал он “Ъ”.
Анастасия Мануйлова