Перевозка грузов автотранспортом — традиционно самый востребованный в России вид грузоперевозок. Его преимущества – скорость, доступность, относительно невысокая стоимость. При этом существует вполне реальный риск утраты или порчи груза, вверенного перевозчику или экспедитору.
Причины происшествий с грузом различны и варьируются от ошибок профессиональных участников логистического рынка, непосредственно осуществляющих перевозку, до гибели груза по причине дорожно-транспортных происшествий или умышленного хищения ценных грузов третьими лицами.
Один из инструментов снижения риска финансовых потерь в случае порчи или утраты грузов при их транспортировке – страхование.
Страховой рынок имеет огромный потенциал, но в России находится только на стадии становления, а его развитие сдерживается устойчивым недоверием, в отличие от европейского рынка, где процент застрахованных грузов уверенно приближается к стопроцентной отметке.
Но несмотря на общее недоверие к российской страховой системе, количество заключенных договоров страхования грузов растет, вероятно это связано прежде всего с тем, что при работе с крупными российскими перевозчиками страхование становится скорее принудительной, чем добровольной мерой.
Как правило, крупные логистические компании оставляют за собой право отказать в перевозке в случае отказа грузовладельца от страхования.
usedcars.ru
В соответствии с действующим законодательством, ответственность экспедитора и перевозчика в части возмещения стоимости груза (утраченного или испорченного) совпадает, они оба будут нести ответственность за утрату или порчу груза в размере его действительной или объявленной ценности (для сравнения в Европе ответственность перевозчика ограничена условными единицами за каждый килограмм утраченного груза). Стоимость груза может оказаться внушительной, несложно догадаться, что
наиболее заинтересованной стороной в страховании груза в России является именно экспедитор, а в Европе – грузовладелец.
Это косвенно объясняет и разницу в объемах страхования в России и в Европе. В случаях, когда российские перевозчики оказываются не способными возместить крупный убыток, страховой полис может оказаться спасением для грузовладельца.
Однако на практике наличие страхового полиса не всегда означает полное покрытие возможных убытков, вызванных происшествиями с грузом в период его транспортировки. Между суммой возникшего убытка и размером страхового возмещения далеко не всегда стоит знак равенства.
В российских реалиях процесс урегулирования убытков при возникновении страхового случая практически всегда означает конфликт финансовых интересов сторон-участников договора страхования (страховщика и страхователя и/или выгодоприобретателя), вне зависимости от предмета страхования.
Обычно договор страхования не в полной мере отвечает ожиданиям грузовладельца, правила страхования грузов содержат изъятия и оговорки.
Зачастую пристальное изучение документов грузовладельцами начинается уже после наступления страхового случая, а так как для многих из них процедура страхования в целом и взаимодействие со страховщиком в частности является нетипичной ситуацией в рамках осуществления текущей деятельности, то к быстрому и последовательному реагированию многие грузовладельцы могут оказаться просто не готовы. В свою очередь это приводит к потере времени, упущении деталей и нарушении процедуры взаимодействия со страховой компанией, что вполне вероятно может повлечь отказ в выплате страхового возмещения и последующие длительные, часто безуспешные судебные разбирательства. С подобными ситуациями сталкиваются и грузовладельцы, осуществляющие страхование груза на регулярной основе, особенно в случаях урегулирования крупных, сложных случаев убытка.
Отказы в выплате страховых возмещений нередко встречаются по причине нарушения грузовладельцем последовательности действий (например, несвоевременное уведомление страховщика, осуществление самостоятельного ремонта поврежденного груза до проведения оценки причиненного ущерба, утилизация груза, отсутствие или неточность сопроводительных, или правоустанавливающих документов и т.д.).
Своевременное документальное оформление убытка может сыграть решающую роль в вопросе последующего удовлетворения требования выплаты страхового возмещения.
Для большей наглядности обратимся к статистике. Информация о размерах страховых выплат, страховых сумм и премий является открытой (в том числе в разрезе страховых компаний по их наименованиям). Эти данные аккумулируются и размещаются на официальном интернет-сайте Центрального банка Российской Федерации.
Так, за 2018 год размер страховых взносов по договорам добровольного страхования грузов составил 20 532 589 126,59 рублей. За указанный период заявлено 61 795 страховых случаев, процент отказа в страховой выплате составил 9%.
Незначительный процент на первый взгляд, но в статистических данных наибольший интерес представляет именно размер страховых выплат.
На 56 084 урегулированных страховых случаев суммарно приходится 2 607 827 608,11 рублей страхового возмещения (возвращаясь к вопросу об эффективности судебных тяжб, из указанной суммы страхового возмещения взыскано в судебном порядке лишь 106 208 600,86 рублей).
Таким образом из несложных арифметических расчетов следует, что средний размер выплаты составляет менее 50 000 рублей на каждый случай.
Большая часть страховых выплат приходится на Центральный Федеральный округ – 66% от вышеуказанной суммы, на втором месте Северо-Западный Федеральный округ – 21%.
Выводы о несоразмерности страховых выплат понесенным убыткам исходя из представленных данных – очевидны.
В условиях экономии ресурсов, в том числе временных, трудовых и финансовых, а также из репутационных соображений стороны договора страхования в одинаковой мере заинтересованы в урегулировании спорных ситуаций мирным путем.
В связи с этим возникает потребность в независимой оценке убытков и определении размера выплаты с учетом особенностей каждой конкретной ситуации, условий договора и правил страхования. В этом случае целесообразно привлечение третьей, независимой стороны.
Эксперты, чья деятельность непосредственно направлена на урегулирование убытка называются аджастерами.
Специалисты подобного рода и специфика их деятельности предельно понятна страховым компаниям (как профессиональным участникам рынка страхования), и, как правило, абсолютно неизвестна грузовладельцам.
Аджастер – независимый эксперт, специализирующийся на урегулировании убытков, который может выступать не только на стороне страховщика, но и являться независимым, третьим лицом или осуществлять деятельность в интересах выгодоприобретателя (в данном случае – грузовладельца).
По роду деятельности и особенностям должностных обязанностей к аджастерам можно отнести и специалистов отделов урегулирования убытков страховых компаний.
Но деятельность таких специалистов в силу наличия трудовых отношений со страховой компанией сложно назвать независимой, очевидно, что процесс урегулирования убытков будет происходить с уклоном в сторону интересов непосредственного работодателя.
kp.ru
Являясь профессиональным экспертом в области урегулирования убытков, аджастер систематизирует, анализирует имеющуюся в распоряжении заказчика и предоставленную для изучения информацию, разъясняет способ расчета страховой выплаты, координирует или непосредственно осуществляет взаимодействие со страховой компанией, обосновывает выплату (или отказ в выплате) страхового возмещения, дает оценку судебной перспективы разбирательства. В зависимости от поручения заказчика, аджастер полностью или в оговоренной части принимает на себя процессы, направленные на всестороннее рассмотрение и урегулирование события, которое по своим признакам попадает под определение страхового случая. Основная цель его деятельности – урегулирование возникшего убытка (с учетом обязательств страховщика, вытекающих из договора страхования и действующего законодательства), осуществляемое путем непосредственного взаимодействия со страховой компанией в интересах заказчика.
Аджастер может привлекаться на любых стадиях урегулирования убытка, как в момент непосредственного его возникновения, так и на этапе взаимодействия со страховой компанией.
Своевременное привлечение компетентного независимого специалиста для урегулирования убытков увеличивает вероятность разрешения ситуации мирным путем, а также достижения согласия сторон в части размера материальной компенсации понесенных потерь.
Компания «Независимое агентство сюрвея и аджастинга» (ООО «НАСА») обеспечивает комплексное сопровождение проблемных ситуаций, возникающих в логистике.
В зависимости от момента и целей привлечения в качестве независимого эксперта, мы оказываем услуги по инспекционному осмотру груза (сюрвей), урегулированию убытков (лосс аджастинг), судебному представительству по защите нарушенных прав заказчика.
Урегулирование любых, даже самых сложных ситуаций, возможно при профессиональном подходе, умении реагировать быстро и своевременно, надлежащем документальном оформлении причиненного убытка и соблюдении правильной последовательности действий.
© ООО «НАСА» — Независимое агентство сюрвея и аджастинга
Как оформить отношения по доставке груза: сравниваем договоры перевозки, оказания услуг, аренды транспорта и фрахтования
Начнем с самых близких по сути договоров — перевозки и возмездного оказания услуг.
Когда применяются
Статья 779 Гражданского кодекса РФ гласит: правила об оказании услуг не применяются к услугам, которые оказываются по договорам перевозки. Казалось бы, законодатель предельно ясно выразил свою волю: если речь идет о перемещении груза из пункта А в пункт Б, то стороны должны заключить специальный договор перевозки, а не общий договор возмездного оказания услуг.
Тем не менее, на практике договоры перевозки часто заменяются договорами возмездного оказания услуг по управлению транспортным средством. И вот почему. Заключая договор перевозки, стороны должны учитывать не только нормы ГК РФ, но и правила транспортных уставов, которые предъявляют дополнительные требования к перевозчикам.
Например, согласно пункту 13 статьи 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.07 № 259-ФЗ), перевозчиком по договору перевозки автомобильным транспортом может быть только юридическое лицо или предприниматель.
А значит, договор с физическим лицом, которое не имеет статуса ИП, по данному формальному признаку не может быть договором перевозки. Так, нельзя заключить договор перевозки с физлицом, которое не является ИП (например, с работником компании или его родственником), на доставку товара покупателю или на какое-то другое разовое перемещение груза.
В таких случаях приходится оформлять договор возмездного оказания услуг. Между тем разница между данными договорами принципиальная.
Бесплатно скачать и распечатать договор оказания услуг
Чем отличаются: договор перевозки
В силу прямого указания статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груз вверяется перевозчику отправителем.
Это означает, что перевозчик не только обязан доставить груз в пункт назначения, но и несет за него полную ответственность во время всего процесса перевозки (включая погрузку, разгрузку и перевалку в промежуточных пунктах, если это необходимо).
Правила возмещения ущерба за утрату, недостачу и порчу груза детально урегулированы законодательством (ст. 796 ГК РФ). Например, перевозчик обязан возместить отправителю стоимость груза, который был поврежден или утрачен при перевозке.
Причем, обстоятельства утраты (повреждения) вещи в большинстве случаев значения не имеют.
Даже если машина, перевозящая груз, попала в ДТП по вине третьих лиц, и в результате были сорваны сроки доставки, либо груз пострадал, перевозчик вполне может остаться без вознаграждения, и будет обязан возместить отправителю стоимость груза или другие убытки. Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (постановления Арбитражного суда Центрального округа от 05.04.18 № Ф10-990/2018 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.03.18 № Ф01-550/2018). Также см. «Как действовать бухгалтеру покупателя, если перевозчик потерял часть груза».
Далее в статье 785 ГК РФ сказано, что перевозчик обязан своевременно доставить груз в пункт назначения и передать его уполномоченному лицу. Именно за эту «работу» перевозчик получает свое вознаграждение.
А значит, если груз не был доставлен в установленный срок, либо был вручен неуполномоченному лицу, перевозчик не получит вознаграждение.
Более того, как уже упоминалось, ему придется возместить отправителю убытки, возникшие из-за нарушения срока доставки.
Формировать транспортные накладные в веб‑сервисе для ведения учета и сдачи отчетности Формировать бесплатно
Чем отличаются: договор возмездного оказания услуг
Предъявляются ли подобные требования к исполнителю по договору возмездного оказания услуг? Ответ на этот вопрос зависит от того, как в договоре описана сама услуга.
Так, если в обязанности исполнителя входит оказание услуг по управлению автомобилем по заданию заказчика, то, понятно, что исполнитель не отвечает за соблюдение срока доставки груза. Ведь по договору он должен лишь управлять автомобилем, совершая поездки туда, куда скажет заказчик.
И именно за управление машиной во время поездок исполнителю полагается вознаграждение. Никакого вверения груза в данном случае не происходит, а значит, исполнитель не отвечает за его сохранность.
Формально при такой конструкции договорных отношений доставку груза должен осуществлять работник заказчика в рамках трудовых отношений.
Именно ему заказчик-работодатель вверяет груз, и именно на него возлагает соответствующие обязанности: доставить груз в срок в целости и сохранности, а также вручить его надлежащему получателю. И никакой связи между договором оказания услуг по управлению автомобилем и собственно доставкой груза в этом случае нет.
Несколько другие требования предъявляются к исполнителю, если суть услуги заключается во вручении определенной вещи определенному лицу в установленный договором срок. В таком случае исполнитель получит свое вознаграждение, если доставит груз нужному получателю, не нарушив при этом условие о сроке доставки.
Но и здесь исполнитель фактически не несет ответственность за переданную ему вещь. И если в процессе доставки груз будет поврежден, то заказчик не сможет автоматически взыскать с исполнителя убытки, как это было бы при перевозке.
Более того, формально у заказчика не будет оснований для невыплаты исполнителю вознаграждения в случае доставки груза в поврежденном виде, поскольку сама услуга была оказана.
Если в такой ситуации заказчик обратится в суд за взысканием с исполнителя убытков в виде стоимости поврежденного груза, велика вероятность переквалификации договора оказания услуг в договор перевозки с последующим признанием договора перевозки незаключенным, так как перевозчик не является ИП.
При этом также надо учитывать, что по договору оказания услуг исполнитель вовсе не обязан осуществлять доставку на личном автотранспорте. Он может развозить груз и на общественном транспорте. А значит, централизованная загрузка товара будет невозможна.
Практический вывод
Завершая сравнение этих двух договоров, отметим главное. При заключении договора оказания услуг вместо договора перевозки, грузоотправитель зачастую фактически теряет право на возмещение ущерба в случае утраты или повреждения груза.
Выходом из этой ситуации может быть привлечение работника компании-грузоотправителя к процессу доставки груза. Такой работник должен осуществлять лишь функции по сопровождению и вручению груза, который вверяется ему в рамках трудовых отношений, но не вправе управлять автомобилем.
Ведь в противном случае договор возмездного оказания услуг становится лишним, а отношения с работником, который использует свой транспорт для выполнения трудовых обязанностей по доставке грузов, нужно оформлять по-другому. Подробнее об этом см.
«Как выгоднее оформить использование сотрудником своего автомобиля (новая редакция)».
Заполняйте путевые листы с указанием маршрута и обязательными реквизитами в специальном сервисе
Договор перевозки и договор аренды транспортного средства
Нередко перевозку грузов оформляют договором аренды транспортного средства (как с экипажем, так и без такового).
Когда применяются
Начнем с договора аренды транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК РФ). По такому договору в обязанности арендодателя входит только передача арендатору соответствующего транспортного средства в исправном состоянии. С момента подписания акта передачи автомобиля у арендодателя появляется право на получение арендной платы.
И это право сохраняется независимо от того, как арендатор эксплуатирует транспортное средство. Другими словами, по договору аренды ТС без экипажа грузоотправитель-арендатор платит не за факт перевозки груза из одного пункта в другой, а за право пользования автомобилем.
При этом не имеет значения, используется ли авто для доставки груза или просто находится на территории арендатора.
Бесплатно составить и распечатать договор аренды ТС по готовому шаблону
Очевидно, что в рассматриваемой ситуации арендодатель не отвечает за сохранность и своевременную доставку груза. Все действия по перевозке груза совершает грузоотправитель-арендатор самостоятельно и на свой риск. При этом за рулем арендованного транспортного средства могут находиться как работники арендатора, так и иные привлеченные им лица.
Несколько иначе обстоят дела при аренде транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ).
В этом случае арендодатель обязан не просто передать арендатору транспорт за плату, но и обеспечить это ТС экипажем, осуществлять управление и техническую эксплуатацию автомобиля.
Соответственно, арендатор по такому договору платит не столько за возможность пользоваться автомобилем, сколько за комплекс услуг, включающий в себя подачу автомобиля с квалифицированным экипажем, управление этим авто и его техническое обслуживание.
По договору аренды ТС с экипажем невозможна ситуация, когда автомобиль находится в пользовании у арендатора, которому арендодатель не оказывает услуги по управлению и эксплуатации транспортного средства (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.03.18 № Ф10-105/2018).
При этом по правилам ГК РФ водитель транспортного средства, переданного в аренду с экипажем, подчиняется требованиям арендатора только в части коммерческой эксплуатации автомобиля. А вот по вопросам, связанным с управлением и технической эксплуатацией автомобиля, обязательные указания дает арендодатель (п. 2 ст. 635 ГК РФ).
На практике это означает следующее. Арендатор определяет, что, когда, откуда и куда нужно перевезти на арендованном транспорте. А все вопросы, связанные с безопасностью перевозки, решает арендодатель.
И если груз пострадал при перевозке, в том числе в результате ДТП или по причине неправильной загрузки машины, то за убытки отвечает арендодатель (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.18 № Ф08-96/2018).
В этом отношении договор аренды ТС с экипажем похож на договор перевозки. Однако между этими договорами есть существенная разница.
Чем отличаются
Первое отличие связано с оплатой по договору аренды ТС с экипажем. Она осуществляется за сам факт предоставления арендатору исправного автомобиля и квалифицированного водителя, а не за доставку груза в пункт назначения, как это предусматривает договор перевозки.
Следовательно, если машина и экипаж поступили в распоряжение арендатора, то он обязан перечислять арендную плату, даже если груз не был доставлен и вручен грузополучателю.
Отметим, что арендная плата вносится и в том случае, если груз был поврежден или утрачен в пути по причинам, не связанным с эксплуатацией транспортного средства (например, испортился из-за погодных условий или из-за задержки транспорта в пути).
Второе отличие заключается в следующем. По договору аренды ТС с экипажем арендатор-грузоотправитель никак не может повлиять на сроки доставки. Ведь в части технической эксплуатации автомобиля водитель подчиняется арендодателю.
А значит, именно арендодатель (водитель с его ведома) решает, с какой скоростью будет двигаться автомобиль и по какому маршруту, сколько часов в день водитель будет проводить за рулем и т.д.
Таким образом, арендатор фактически принимает на себя риски, связанные с нарушением сроков доставки. Он обязан перечислить арендную плату, даже если груз доставлен позже срока. При этом у арендатора в этом случае нет оснований для взыскания убытков с арендодателя.
Напомним, что перевозчик, с которым заключен договор перевозки, вполне может лишиться вознаграждения (части или всей суммы), если груз доставлен с опозданием.
Обратите внимание: водителем машины, предоставленной по договору аренды ТС с экипажем, может быть только работник арендодателя (п. 2 ст. 635 ГК РФ). Поэтому такой договор нельзя заключить в том случае, если управлять автомобилем будет человек, который не состоит с арендодателем в трудовых отношениях.
Таким образом, «обычное» физлицо (то есть физлицо без статуса ИП) не вправе быть арендодателем по договору аренды ТС с экипажем. А оформить такой договор с ИП можно только при условии, если управлять автомобилем будет не сам ИП, а работник предпринимателя — человек, с которым ИП заключил трудовой договор.
При этом заключить трудовой договор сам с собой ИП не может.
Составить и распечатать трудовой договор
Договор перевозки, договор аренды ТС и договор фрахтования
По своей сути договор фрахтования является неким симбиозом договора аренды ТС с экипажем и договора перевозки. Согласно статье 787 ГК РФ, по договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязана предоставить другой стороне (фрахтователю) всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов.
Чем отличаются
Как видно из этого определения, предметом договора фрахтования является обязанность фрахтовщика предоставить место для перевозки соответствующего груза (в отличие от договора перевозки, по которому перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз).
А значит, оплата по договору фрахтования полагается и в том случае, если зарезервированный для груза транспорт был предоставлен, но перевозка не состоялась. Приведем пример. Организация запланировала переезд из одного офиса в другой. Было определено, что для этого придется загрузить две 12-ти тонные «фуры».
Организация заключила договор фрахтования, предусматривающий подачу таких автомобилей. Однако по техническим причинам переезд пришлось отложить. В итоге предоставленные машины были отправлены обратно фрахтовщику (перевозка не состоялась).
Тем не менее, фрахтовщик свою обязанность по договору выполнил («фуры» были поданы), а значит, его услуги должны быть оплачены.
Еще одно отличие договора фрахтования от договора перевозки можно найти в статье 18 упомянутого выше Устава автомобильного транспорта.
Там сказано, что договор фрахтования предусматривает сопровождение груза представителем грузовладельца. Следовательно, фрахтовщик не несет никакой ответственности за сохранность груза, так как груз ему не вверяется.
(Напомним, что перевозчик несет полную ответственность за вверенный ему груз).
В этой же статье 18 Устава автомобильного транспорта установлено, что в договор фрахтования вносятся данные о сроках перевозки. Это значит, что фрахтовщик должен не только предоставить ТС для доставки груза (как указано в ст. 787 ГК РФ), но и осуществить саму доставку в установленный срок.
И если этот срок будет нарушен по его вине (поздняя подача автомобиля, неверный выбор маршрута и т.п.), то у грузовладельца появляются основания для взыскания соответствующих убытков.
В этом состоит одно из отличий договора фрахтования от договора аренды ТС с экипажем, по которому арендатор принимает на себя риски, связанные с нарушением срока доставки.
Кроме этого, по договору аренды в пользование арендатору передается конкретное транспортное средство (в договоре указываются вид, марка, тип, ВИН-номер и государственный номерной знак автомобиля). Арендодатель может заменить автомобиль только с согласия арендатора. А вот по договору фрахтования предоставляется лишь соответствующая вместимость транспортного средства.
Поэтому фрахтовщик вправе сам решать, какой именно автомобиль подать грузовладельцу. Главное, чтобы характеристики транспортного средства позволяли поместить заявленный груз. Другими словами, если по договору аренды ТС заменить 12-тонник Вольво на КамАЗ без согласия арендатора нельзя, то по договору фрахтования такая замена вполне допустима по решению самого фрахтовщика.
Алексей Крайнев, налоговый юрист портала «Бухгалтерия Онлайн»
Перевозка грузов автотранспортом
Стороны могут облекать отношения по перевозке в разные формы. Актуальным будет выделить отличительные особенности каждого договора.
Договор перевозки:
- перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз в пункте назначения в установленный срок;
- перевозчик самостоятельно определяет пригодное транспортное средство и работника, который непосредственно осуществляет перевозку (при отсутствии других условий в договоре);
- перевозчик несет ответственность за сохранность груза и за срыв сроков доставки груза даже при отсутствии вины;
- договор регулируется положениями Федерального закона от 08.11.2007 N259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Договор аренды транспортного средства:
- предмет договора – передача во временное пользование конкретного транспортного средства (с экипажем или без);
- арендатор платит за время пользования автомобилем, а не за услугу по перевозке;
- арендодатель отвечает за сохранность груза в случае аренды ТС с экипажем и не отвечает при аренде без экипажа;
- арендодатель не отвечает за несоблюдение сроков доставки груза.
Договор фрахтования:
- предмет договора фрахтования — обязанность фрахтовщика предоставить место для перевозки груза;
- оплата по договору фрахтования полагается и в том случае, если зарезервированный для груза транспорт был предоставлен, но перевозка не состоялась;
- фрахтовщик самостоятельно определяет пригодное для перевозки груза транспортное средство;
- фрахтовщик не несет ответственности за сохранность груза, так как груз ему не вверяется (предусмотрено сопровождение груза представителем грузовладельца);
- фрахтовщик несет ответственность за срыв сроков доставки груза при наличии вины.
Договор транспортной экспедиции:
- предмет договора транспортного экспедирования – выполнение или организация выполнения услуг, «сопровождающих» перевозку;
- как правило, экспедитор должен заключить договор перевозки с третьим лицом или осуществить перевозку своими силами;
- экспедитор отвечает за сохранность груза, если по условиям договора он принял его у грузоотправителя;
- договор транспортной экспедиции может быть заключен не только с грузоотправителем, но с грузополучателем или третьим лицом;
- договор регулируется положениями Федерального закона от 30.06.2003 N87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Экспедитор несет ответственность за утрату или повреждение груза, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик).
Согласование сторонами договора ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может подтверждаться тем, что:
- клиент не выбирает конкретных перевозчиков;
- цена услуг выражена в твердой сумме, в ней не выделены расходы на перевозку и она сопоставима с рыночной стоимостью перевозки;
- экспедитор сам охарактеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например на своем интернет-сайте, через который заключался договор.
Клиент-грузоотправитель вправе требовать возмещения реального ущерба грузу не только от перевозчика, но и от экспедитора, если последний обязался обеспечить сохранность груза. В этом случае применяются правила о солидарных обязательствах (п. 25-27 ПП ВС от 26 июня 2018 г. №26).
Наконец-то на уровне высших судебных инстанций получила свое разрешение ситуация, когда перевозчик привлекает фактического исполнителя (второго перевозчика).
Договорная структура получается следующей: 1) есть договор перевозки между грузоотправителем и первым перевозчиком, 2) договор перевозки между первым и вторым перевозчиками и 3) транспортная накладная между грузоотправителем и вторым перевозчиком (на основании п. 2 ст.
785 ГК РФ подтверждает заключение договора перевозки). Суд установил неформальный «приоритет» подписанных договоров перевозки над транспортной накладной. И в подобных ситуациях фактический исполнитель вправе требовать оплаты от первого перевозчика, но не от грузоотправителя (п.
11 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции от 20 декабря 2017 г.).
Краеугольным камнем договора перевозки выступает ответственность перевозчика за утерю или повреждение груза.
Размер убытков при утере груза рассчитывается от объявленной стоимости; если таковой нет, то от стоимости в товаросопроводительных документах (Постановление АС Северо-Западного округа от 07.04.2017 по делу №А56-74676/2015).
При утере или повреждении груза перевозчик, как правило, ссылается на одно из следующих обстоятельств:
- груз передан водителю, у которого не было полномочий на получение груза;
- груз погружен в автомобиль, который не принадлежит перевозчику;
- повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки;
- груз доставлен без повреждений упаковки, а внутритарная проверка при погрузке не проводилась;
- груз поврежден или утрачен в результате обстоятельств непреодолимой силы.
- Груз передан неуполномоченному лицу или погружен в автомобиль третьего лица
- Эти доводы приводит перевозчик как в случаях, когда груз действительно утерян по причине совершения преступления (хищения груза путем мошеннических действий – когда грузоотправитель передал товар похитителям), так и в случаях, когда перевозчик хочет избежать ответственности без законных оснований.
- Вопрос решается элементарной внимательностью при подготовке документов: в договоре или заявке должны быть указаны паспортные данные водителя, данные на автомобиль, можно запросить трудовой договор и договор аренды авто (если перевозчик не собственник).
- Повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки
Если перевозчик (экспедитор) принимает груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, на перевозчике (экспедиторе) лежит риск утраты, недостачи, повреждении (порчи) груза, возникших ввиду этого обстоятельства (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 26 июня 2018 г. №26).
Груз доставлен без повреждений упаковки
Если перевозчик принял груз без проверки качества груза (по количеству мест), таким же образом груз принял грузополучатель, то в дальнейшем претензии могут быть предъявлены только поставщику (см. Решение АС Иркутской области от 08.04.2016 по делу № А19-1579/2016).
Непреодолимая сила
Один из самых сложных фактов для доказывания. Бремя доказывания непреодолимой силы возлагается на должника (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. №7). Ключевые признаки непреодолимой силы:
- чрезвычайность – непредвиденное обстоятельство, выходящее за рамки обычного хода событий;
- непредотвратимость – любой средний участник гражданского оборота не справился бы в подобной ситуации;
- непреодолимость – преодоление препятствия требует непропорциональных усилий и расходов.
Непреодолимая сила должна выходить за пределы нормального, обыденного, не должна относиться к обычному риску, должна быть объективно, а не субъективно непредотвратима (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 21 июня 2012 г. №3352/12, Определение ВС РФ от 24 марта 2015 г. №306-ЭС14-7853).
Ниже в таблице приведен открытый перечень обстоятельств, которые суд признает или не признает непреодолимой силой.
|
|
Нарушение условий договора контрагентами перевозчика также не может освободить его от ответственности (только если контрагенты не исполнили свои обязательства по основаниям, признанным «форс-мажором»). Как видим, непреодолимой силой суды признают только очень узкий перечень обстоятельств исключительного характера.
Непреодолимая сила.
Один из самых сложных фактов для доказывания. Бремя доказывания непреодолимой силы возлагается на должника (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. №7). Ключевые признаки непреодолимой силы:
- чрезвычайность – непредвиденное обстоятельство, выходящее за рамки обычного хода событий;
- непредотвратимость – любой средний участник гражданского оборота не справился бы в подобной ситуации;
- непреодолимость – преодоление препятствия требует непропорциональных усилий и расходов.
Непреодолимая сила должна выходить за пределы нормального, обыденного, не должна относиться к обычному риску, должна быть объективно, а не субъективно непредотвратима (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 21 июня 2012 г. №3352/12, Определение ВС РФ от 24 марта 2015 г. №306-ЭС14-7853).
Ниже в таблице приведен открытый перечень обстоятельств, которые суд признает или не признает непреодолимой силой.
Нарушение условий договор контрагентами перевозчика также не может освободить его от ответственности (только если контрагенты не исполнили свои обязательства по основаниям, признанным «форс-мажором»). Как видим, непреодолимой силой суды признают только очень узкий перечень обстоятельств исключительного характера.
Другие основания для привлечения к ответственности участников перевозки.
Основание | Участник перевозки | Размер ответственности |
невывоз груза (п. 1 ст. 34 УАТ) | перевозчик | 20% провозной платы + убытки |
несвоевременное предоставление транспортного средства для перевозки груза (п. 3 ст. 34 УАТ) | перевозчик | 1% среднесуточной провозной платы за каждый полный час просрочки + убытки |
просрочка доставки груза (п. 11 ст. 34 УАТ) | перевозчик | 9% провозной платы за каждые сутки просрочки (ограничено размером провозной платы) + убытки |
непредъявление для перевозки груза (п. 1 ст. 35 УАТ) | грузоотправитель | 20% провозной платы + убытки |
неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза (п. 3 ст. 35 УАТ) | грузоотправитель | 20% провозной платы + убытки |
задержка (простой) транспортных средств, поданных под погрузку/выгрузку (п. 4 ст. 35 УАТ) | грузоотправитель / грузополучатель | 1% среднесуточной провозной платы за каждый полный час просрочки + убытки |
В договоре перевозки стороны могут предусмотреть иной размер ответственности за любое из указанных нарушений. Но имейте в виду, что если договор «умолчал» о другом размере ответственности по одному из оснований, то будут действовать положения закона.
Важным вопросом, требующим урегулирования в договоре перевозки, выступает ответственность сторон за перегруз, ведь административные штрафы за нарушение требований к предельной допустимой массе автомобиля значительны.
Превышение допустимой предельной массы / нагрузки на ось / габаритов* | Наказание для водителя | Наказание для перевозчика | Наказание для лица, осуществившего погрузку (по умолчанию – грузоотправитель), ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, руб. |
2-10% / до 10 см | 1 000 – 1 500 руб. | 100 000 – 150 000 руб. | 250 000 – 400 000 |
10-20% / 10-20 см | 3 000 – 4 000 руб. | 250 000 – 300 000 руб. | 250 000 – 400 000 |
20-50% / 20-50 см | 5 000 – 10 000 руб. или лишение прав | 350 000 – 400 000 руб. | 250 000 – 400 000 |
>50% / >50 см | 7 000 – 10 000 руб. или лишение прав | 400 000 – 500 000 руб. | 250 000 – 400 000 |
*допустимые значения определены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»
За каждое единичное нарушение к ответственности будут привлечены водитель, перевозчик и грузоотправитель.
Последний вправе при рассмотрении административного материала представить документы, подтверждающие, что погрузку осуществил не он (к примеру, есть договор со специализированной организацией или погрузку осуществлял перевозчик собственными силами).
Во всех остальных случаях после уплаты штрафа перевозчик/грузоотправитель могут предпринять попытку взыскать убытки (размер штрафа) с контрагента по договору перевозки.
К убыткам могут быть отнесены и суммы, выплаченные в качестве возмещения вреда дорогам РФ на основании Постановления Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации».
Каким образом снизить штраф:
- найти процессуальные нарушения при составлении протокола об административном правонарушении или контрольном взвешивании;
- доказать, что осуществляло погрузку груза иное лицо;
- оплатить штраф в течение 20 дней со скидкой 50% (п. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ);
- собрать доказательства наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица (п. 2.2, 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Итак, все проблемы грузоотправителей и перевозчиков возникают из-за неправильного или легкомысленного оформления документов: договора, заявки на перевозку, транспортной и товарной накладной.
Просчитывайте возможные последствия заранее. Проверяйте свой документооборот в перевозках. Для грамотного и безрискового выстраивания отношений с участниками автоперевозок обращайтесь к квалифицированным юристам.