Служебное произведение: что это такое, кому принадлежит исключительное право на служебное произведение, авторские права

Если ваш бизнес строится на творческой работе сотрудников, нужно выкупать исключительные права. Звучит как серьёзная сделка с ворохом бумаг, но на деле условие о выкупе просто вписывают в трудовой договор. Рассказываем, как это сделать правильно.

Наши источники:

???????? Часть 4 Гражданского кодекса про интеллектуальную собственность,

???? Постановление Пленума ВС РФ от 23.04.2019 № 10.

Что будет, если исключительное право не забрать

Делая творческую работу, сотрудник становится автором её итога. Штатный разработчик написал код — он навсегда его автор. Итог работы закон называет произведением и относит к нему фото, видео, рисунок, текст, программу, музыку. Полный список — в ст. 1225 ГК РФ.

Автор имеет право использовать произведение. А ещё продать или разрешить пользоваться за деньги. То есть продавать программу по лицензии изначально может только разработчик. Это называется исключительным правом — ст. 1229 ГК РФ.

Чтобы работодатель мог зарабатывать на произведении, у работника выкупают исключительное право. Какой именно пункт проверить в договоре с работником, расскажем ниже. А пока, вот три сценария, когда предприниматель теряет деньги, потому что не купил права.

Сотрудник сам заработает на произведении

Разработчик запустит продажу программы по лицензии и станет вашим конкурентом. Иллюстратор продаст рисунки другому заказчику, и ваш продукт потеряет уникальность.

Дизайнер оформит в вашем фирменном стиле личный сайт и переманит покупателей. Неважно, что работник каждый месяц получал зарплату, а работодатель оплатил графический редактор для создания логотипа.

Если исключительные права не выкуплены, не поможет даже суд.

Вот грустный пример про ошибку работодателя.

Штатный разработчик написал программу для переписки врачей с пациентами Medsenger. Потом уволился и программу унёс с собой. Дальше открыл фирму вместе с двумя коллегами, зарегистрировал программу в Роспатенте и начал продажи.

Работодатель пошёл в суд. Он требовал запрет продажи и компенсацию в 5 000 000 ₽. Программисту он платил зарплату, значит, права выкупил. А готовый продукт получился благодаря всему штату фирмы. Например, название придумал продакт-менеджер. 

Но выяснился нюанс, которого хватило, чтобы работодатель проиграл суд. По трудовому договору разработчика брали на создание электронных медкарт, про другие программы речи не было. Формально мессенджер он создал не на работе. Поэтому исключительных прав у работодателя нет.

Дело № А40-202764/2018 

Работодатель не получит компенсацию за украденное произведение

За скопированные фото и программы без лицензии с нарушителя можно спросить от 10 000 до 5 000 000 ₽ по ст. 1301 ГК РФ. Размер компенсации определяет суд — она зависит от ценности произведения. Но в суде спросят: покажите документ, где сказано о покупке прав на произведение? Если окажется, что фирма не купила права, в компенсации откажут. 

Представим, что программа Medsenger из предыдущего примера осталась у работодателя. Он успешно зарабатывает на ней. Но выясняется, что программу скопировали конкуренты и теперь тоже неплохо зарабатывают.

Правообладатель оригинальной программы идёт в суд. Просит 5 000 000 ₽ и запрет на торговлю. Но опять всплывает факт, что права не выкуплены. Правообладатель остаётся без компенсации. А вот конкурент без проблем дальше торгует подделкой.

Статья: как получить компенсацию за нарушение авторских прав

Сотрудник спросит компенсацию с вас

Компенсацию может потребовать и работник. Он автор, и исключительные права никому не продавал. Зарплата не в счёт — это уже говорили. Ещё у сотрудника появится суперспособность запретить вам зарабатывать на произведении.

Если бы программа Medsenger осталась у работодателя, штатные программисты могли отсудить те же 5 000 000 ₽ и запретить дистрибуцию.

Как забрать исключительное право у работника

Произведение штатного работника считается служебным по ст. 1295 ГК РФ. 

Выкуп прав на служебное произведение

Хорошая новость в том, что исключительные права работника автоматом переходят работодателю, даже если в трудовом договоре ни слова об этом. Плюс автор соглашается на обнародование: публикацию фотографий на сайте, передачу дизайна заказчику.

  • Главное, чтобы произведение было итогом трудовых обязанностей. Обязанности работника должны быть прописаны в одном из документов:
  • — трудовом договоре,
  • — должностной инструкции,
  • — техзадании на конкретный проект.

Если программист напишет статью «Как продать новый мессенджер», это не станет служебным произведением. Пусть даже статью он писал в рабочее время в офисе. Права на статью выкупать придётся отдельно, зарплатой не отделаться. Это позиция Верховного суда из п. 104 Постановления от 23.04.2019 № 10.

❗ Но если в трудовом договоре написано, что исключительные права не переходят, так оно и будет. Поэтому исправьте формулировки, особенно если творческая работа ваших сотрудников стоит дорого. С новыми работниками заключайте договоры с нужными условиями. Со старыми подпишите допсоглашения к трудовым договорам.

Формулировки для трудового договора

Для надёжности можно прямо указать в трудовом договоре, что работодатель получает исключительные права работника, а работник — вознаграждение за них. 

Условие о покупке прав по трудовому договору выглядят примерно так:

Служебное произведение: что это такое, кому принадлежит исключительное право на служебное произведение, авторские права

А об оплате так:

Служебное произведение: что это такое, кому принадлежит исключительное право на служебное произведение, авторские права

Передача прав по акту

Для ещё большей подстраховки передачу исключительных оформляют актом. С актом работнику труднее доказать, что программу или фотосет он не продавал.

Образец акта приёма исключительных прав

Три года, чтобы воспользоваться выкупленным произведением

У работодателя есть три года, чтобы начать использовать служебное произведение. Иначе исключительные права вернутся автору. К примеру, если работодатель так и не запустил в продажу ткань с картинками, через три года права снова у штатного художника. Теперь он может продать рисунок снова, хотя уже получил зарплату и авторский гонорар.

Статья актуальна на 28.01.2021

Когда ремесло кормит

Служебное произведение: что это такое, кому принадлежит исключительное право на служебное произведение, авторские права Смирнова Марина Владимировна Автор статьи Юрист сайта Правовед.RU

Проблема авторских прав в сфере дизайна (как и в целом в сфере искусства) актуальна в условиях рынка, многие молодые дарования смело идут учиться в лучшие вузы страны, следуя своему призванию и стремлению украсить жизнь вокруг. Но, занятые в основном творчеством, молодые специалисты мало задумываются над тем, как авторское право возникает, и как грамотно распорядиться своим талантом. Новые изменения в законодательстве, прежде всего, введение в действие4 части ГК РФ с 1 января 2008 г. об интеллектуальной собственности в большей степени защищают права автора.

Да, являются, так как создаются творческим трудом (ч. 2 ст. 1259 ГК РФ). Тот, кто создает — тот и автор, то есть приобретает авторские права (ст. 1257 ГК РФ).

Отделить автора от его произведения невозможно — во все времена творчество было выражением мыслей, созданием новых образов, отражавших мировоззрение людей той или иной эпохи.

Отношение к авторству, безусловно, определялось характером общественных отношений, с давних времен обладание редким произведением искусства выдающегося автора становилось статусным символом. Авторское право начинают защищать законы.

Так впервые «авторское право» было закреплено в 1710 году в Англии Статутом королевы

Довольно истории, понятно, что профессия дизайнера ориентирована, прежде всего, на рынок, и часто главная цель реализации своих талантов – это возможность зарабатывать, получать соответствующий доход.

В условиях рынка постепенно обладание авторскими правами становится некой гарантией того, что автор может распоряжаться своим произведением и получать заслуженное вознаграждение.

Вот здесь нужно остановиться и уяснить, что авторское право – это право неимущественное.

И не всегда автор дизайн-проекта может самостоятельно распоряжаться им и получать вознаграждение.

Как это? А это очень просто – есть еще «исключительное право на произведение», и оно является имущественным правом. У кого и как возникает ключительное право на произведение?

Рассмотрим ситуацию, когда дизайнер работает по трудовому договору.

Итак, если работодатель в процессе собеседования остановил свой выбор на Вашей кандидатуре, то готовьтесь — будет и испытательный срок, и сверхсложные задания – никто ведь не будет платить за посредственную работу, да еще в такой сфере.

Казалось бы, просто – автор тот, кто изготовил дизайнерский проект. Это так, авторские права неотчуждаемы, то есть, кто бы ни приобрел проект, он не может называться автором, но и отказ от авторских прав ничтожен (абз. 2 ч. 2 ст. 1228 ГК).

Результат работы дизайнера – материальный объект (проект), результат интеллектуальной деятельности

Чьей деятельности? Естественно, дизайнера, не зря же он учился столько лет и умеет генерировать идеи для воплощения их в реальный объект, например, оформление интерьера заказчика. Но так ли это? Только ли один дизайнер создает проект?

Условия для работы, оборудование, возможность работать «в команде», «поток» заказов – над этим трудится работодатель. И права и обязанности работника и работодателя закреплены в трудовом договоре.

Так в итоге работы дизайнера создается объект творческого труда, «результат интеллектуальной деятельности», предназначенный для заказчика.

И здесь без творческого труда дизайнера ни работодатель не получит желаемого дохода для своей фирмы, ни заказчик (он же главный на рынке!) — долгожданного проекта.

В чем же разница между авторским правом и исключительным правом на служебное произведение?

Одним из условий трудового договора является создание «служебного произведения» (ГК РФ, ч. 4, ст. 1295). Что это значит?

Даже если произведение создано в пределах трудовых обязанностей, закрепленных в трудовом договоре, авторские права принадлежат автору (ч. 1 ст. 1295 ГКРФ), так как создается это произведение творческим трудом. Но при этом автор не сможет самостоятельно распорядиться этим произведением (проектом).

Почему? Потому что исключительное право на «служебное произведение» возникает у работодателя, который сможет передавать его другому лицу (заказчику, например, на условиях определенной оплаты) и использовать (ч. 2 ст. 1295 ГК РФ). Таким образом, исключительное право на произведение является имущественным.

Но, если авторское право охраняется бессрочно и отказ от авторских прав ничтожен, то законом установлен совершенно определенный срок, в течение которого работодатель (обладатель исключительного права на произведение) будет иметь право начать использовать это произведение – 3 года (абз. 2 ч. 2 ст.

1295 ГК РФ).

Если же в течение 3-х лет произведение не было использовано работодателем, то исключительное право возвращается автору.

Так вот, когда авторские права принадлежат автору – создателю произведения, а на основании трудового договора исключительное право – работодателю, то именно работодатель имеет право распоряжаться проектом, то есть получать за него плату, а дизайнер в этом случае получает заслуженное вознаграждение. Причем независимо от того, использовал ли работодатель произведение или сохранил его в тайне, автор имеет право на вознаграждение (абз. 3 ч. 2 ст. 1295 ГК РФ), и это условие обязательно должно быть закреплено в трудовом договоре.

Закон допускает условие в трудовом договоре о том, что исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, а работодатель может использовать это произведение, но, опять же, при условии выплаты вознаграждения автору (ч. 3 ст.1295 ГКРФ). На то он и «договор», чтобы договариваться.

Не забываем, что договор является источником ваших с работодателем прав и обязанностей, конечно, если в нем нет условий, противоречащих закону.

При устройстве на работу надо всегда помнить, что сначала необходимо изучить условия договора, и осознать, что все, что будет делать дизайнер, может принадлежать работодателю.

Новые изменения в законодательстве в защиту авторских прав не ущемляют при этом прав работодателя, а, скорее, уточняют и конкретизируют оформление документов, прописывающих трудовые обязанности работника по созданию служебного произведения.

И для работодателя не менее важным является более четко прописывать все условия в трудовом договоре, а в случае необходимости, заключать договор гражданско-правового характера, если обладателем исключительного права на произведения является автор.

Читайте также:  О моменте заключения трудового договора и моменте начала работы

В таком случае работодатель должен заключить с работником лицензионный договор или договор отчуждения (ст. 1234 ГК РФ). Но не будем усложнять, ведь Вы пока начинающий дизайнер.

Важно соблюдать коммерческую тайну

Не говоря уж о том, что «конкуренты не дремлют», да и никому не понравится, если, занимаясь общим делом, работники раскрывают секреты третьим лицам. Поэтому неразглашение коммерческой тайны оформляется при приеме на работу Соглашением между работником и работодателем.

С правовой точки зрения разглашение информации, «имеющей действительную или потенциальную коммерческую ценность» (а это и есть «коммерческая тайна») может обернуться административной или уголовной ответственностью (Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ).

Почему так? По сути, коммерческая тайна – это источник получения прибыли, возможность избежать неоправданных расходов, сохранить репутацию, в конце концов, это наработанный опыт на рынке, который в условиях конкуренции и кормит.

FAQ

А вот и вопросы, которые часто задают начинающие дизайнеры. Попробуем на них ответить:

1. Можно ли включать в портфолио проекты, которые будут выполнены по заданию работодателя?

Если договором установлено, что «все материалы, созданные работником по заданию работодателя, являются собственностью работодателя и не подлежат передаче другим лицам без его согласия», значит, произведение (проект) является служебным и без согласия работодателя не может быть продемонстрировано другим лицам (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15).

По сути, проекты, созданные в пределах трудовых функций, являются интеллектуальной собственностью работодателя, который может «указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование либо требовать такого указания» (ч. 4 ст. 1295 ГК РФ). Но здесь есть возможность получить согласие, обратившись к работодателю, при условии указания имени или наименования фирмы.

2. Обоснованы ли претензии клиента?

Некоторые вопросы заказчиков, которые, на первый взгляд, могут показаться сложными. Например, как ответить на вопрос такого характера:

«Я хочу, чтобы с эскизного проекта была убрана контактная информация. Это прямая реклама».

Да, претензии обоснованы, на проекте может быть только имя работодателя или наименование (ч. 4 ст. 1295 ГК РФ), но при этом наименование должно точно соответствовать тому, которое указано в учредительных документах. Контакты оставлять на проекте нельзя.

3. Если для одного заказчика разработали проект, а потом другой клиент, увидев фото на сайте, просит себе такой же дизайн сделать? В этом случае изготовление такого же дизайна для другого клиента будет нарушением прав первого?

Нет, в этом случае права заказчика нарушены не будут. Работодатель, приобретая исключительное право, может обнародовать служебное произведение (проект), а это значит, что проект могут увидеть многие, не только заказчик (ч. 4 ст.1295 ГК РФ).

Заказчик получил изготовленный по данному проекту материальный объект, оплатил его, если работа сделана качественно, то оснований для претензий нет. «Служебное произведение», проект – это своего рода замысел, идея, исключительное право на которые принадлежит работодателю (фирме), а авторское право – дизайнеру.

«Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование» (абз. 2 ч. 1 ст. 1288 ГК РФ).

4. Можно ли использовать в своей работе проекты других авторов ,если они находятся в свободном доступе?

Создавая проект, дизайнер может просматривать проекты других авторов и, конечно, есть соблазн их использовать. А вот в этом случае надо быть осторожнее, по закону разрешается использовать обнародованные произведения исключительно в личных целях (ч. 1 ст. 1273 ГК РФ).

Поэтому, если картинка с изображением какого-либо материального объекта или проекта появится в другой фирме, например, «для привлечения клиентов», то есть для рекламы, то автор может это оспорить это в суде, так как в данном случае очевидным будет коммерческий интерес.

Но в любом случае, надо интересоваться новинками в сфере дизайна, так формируется культурное пространство, которое и является полем деятельности дизайнера.

Советы начинающим дизайнерам

  1. Начиная трудовую деятельность, по возможности, выбирайте стабильные фирмы, которые утвердились на рынке дизайнерских услуг, имеют постоянных клиентов.

  2. Заключая трудовой договор с работодателем, обращайте внимание не только на размер заработной платы, но и на такие условия, как «исключительное право» работодателя на служебное произведение.

    Именно оно дает право работодателю обнародовать ваше произведение и использовать его (при условии, что вы, как автор, получили заслуженное вознаграждение).

  3. Работая с заказчиком, не забывайте, что автор «результата интеллектуальной деятельности», это вы, так как создается проект вашим творческим трудом.

    Авторское право неотчуждаемо.

  4. В дальнейшем, чтобы в полной мере обладать и авторским, и исключительным правом на произведение, вы можете работать самостоятельно по договору с заказчиками.

Эта статья участвует в Конкурсе на лучшую бизнес-статью.

Служебное произведение: что это такое, кому принадлежит исключительное право на служебное произведение, авторские права Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Служебные произведения и авторское вознаграждение: что нужно знать каждому работодателю — Сфера

Сотрудник одного фотоагентства сделал ряд снимков. Работодатель начал их использовать, однако через некоторое время узнал, что некое третье лицо также использует эти фотографии без его согласия.

Работодатель обращается в суд с иском о незаконном использовании объекта интеллектуальной собственности.

Как ему доказать, что права на сделанные фотографии принадлежат именно ему? Показать документы, подтверждающие, что произведения созданы в качестве служебных и исключительные права принадлежат работодателю.

Служебное произведение – это произведение литературы, науки и искусства, созданное работником в пределах выполнения своих трудовых обязанностей. Права на такие служебные произведения принадлежат работодателю. Здесь самым главным критерием является именно факт служебности произведения.

«На этом суды акцентируют свое внимание. Когда мы видим любые споры, связанные со служебными произведениями, суды в первую очередь устанавливают, входило ли то или иное произведение в трудовые обязанности работника или нет.

Для этого суд изучает трудовые договоры, должностные инструкции, приказы о формировании групп о выполнении той или иной работы – все документы, которые могут подтвердить, что работник выполнял то или иное задание в рамках своих трудовых обязанностей», – говорит руководитель практики Интеллектуальной собственности юридической фирмы Capital Legal Services Елена Бергер.

В период пандемии также остро встал вопрос о том, какие дополнительные документы нужны для удаленной работы. На удаленке сложно контролировать и понимать, что конкретно делает сотрудник.

Самый действенный способ обмена сообщениями – электронная почта.

При этом на данный момент трудовое законодательство никак не подтверждает, что такой способ коммуникации является для суда надлежащим, если впоследствии работник будет оспаривать права на свое произведение. 

«Поэтому мы рекомендуем вводить внутреннее положение, в котором устанавливается порядок работы сотрудников, работающих из дома, и что обмен электронными сообщениями в корпоративной почте является надлежащим. Также надо указать адрес конкретной почты сотрудника и адрес, с которого ему отправляются задания.

И в данном случае работодатель должен направлять такие задания. Очень важно, чтобы впоследствии он смог принести переписку, из которой будет следовать, какие конкретно произведения создавал работник из дома удаленно.

Иначе он может попасть в ситуацию, когда сотрудник будет выполнять свою работу, но потом скажет, что делал это в свое свободное время, и такой результат работы не является служебным», – предупреждает Елена Бергер.

Сама по себе трудовая обязанность указывается в общем виде. Однако судебная практика показывает, что в качестве доказательства очень помогают документы не только общего характера, но и частного.

«Например, у нас есть работник, который создает программы для ЭВМ.

Дальше мы видим приказы работодателя, с которыми работник ознакомлен, о том, что он был уведомлен и на него была наложена обязанность по разработке определенной программы», – поясняет юрист.  

Также особенно важно, отмечает она, отдельно прописывать каждое задание в период удаленной работы.

Как зафиксировать права на служебное произведение?

Закрепить трудовые обязанности следует либо в трудовом договоре, либо в должностной инструкции. При этом с последней надо обязательно ознакомить сотрудников под подпись.

В судебной практике есть дела, когда работник подписал только трудовой договор, в котором стояла ссылка на некую должностную инструкцию.

Даже если работодатель принесет ту самую инструкцию, без подписи для суда это будет недостаточным доказательством.  

После того как работник создал произведение, в соответствии с законодательством он обязан предоставить его по распоряжению работодателя. Каким образом работник должен это сделать, законодатель не уточняет.

Так что лучше отдельно это прописывать во внутренних документах в период соглашения трудового договора.

При этом способ предоставления произведения может быть любой: ежедневное отправление отчетов, раз в месяц, только по факту окончания работы.

После того, как работодатель получил в свое распоряжении служебное произведение, у него есть три года, чтобы совершить одно из следующих действий: использовать его, произвести отчуждение прав, сохранить произведение в тайне. В случае последнего необходимо уведомить работника, что работодатель имеет право на сохранение произведения в тайне. С этого момента регулирование вопроса о защите такого произведения переходит в плоскость ноу-хау.

«Есть только три года. Именно поэтому важно закрепить порядок предоставления работником созданного произведения. Если он его не предоставил или предоставил таким образом, что работодатель не знал о созданном произведении, то он может пропустить трехгодичный срок.

А если работодатель не совершил ни одного из надлежащих действий за три года, то исключительные права на произведение возвращаются обратно работнику.

У работодателя остается право использования таких произведений на основании простой неисключительной возмездной лицензии», – поясняет Елена Бергер.

Как оплачивается служебное произведение?

Как только работодатель совершил действия по использованию произведения для извлечения какой-либо прибыли, у работника появляется право на авторское вознаграждение.

Суды всегда точно и четко трактуют, что авторское вознаграждение является выплатой гражданско-правового характера за использование произведения. То есть зарплата выплачивается за выполнение трудовых обязанностей, за процесс создания.

Когда же работодатель принимает решение использовать произведение, он должен выплатить авторское вознаграждение. Причем эта обязанность не прекращается, если работодатель произвел отчуждение прав.

«Как определить размер авторского вознаграждения? Размер, порядок, условия выплаты определяются соглашением между работником и работодателем. В случае недостижения такого соглашения, спор разрешается в суде.

Договоренность об этом может быть закреплена где угодно: сам трудовой договор, соглашение к нему, отдельное соглашение гражданско-правового характера, внутренние локальные акты, раздел бонусной политики.

В любом случае работник должен не просто быть ознакомлен с такими документами, но и выразить свое согласие», – говорит юристка.

У многих работодателей возникает вопрос о том, как расторжение трудовых отношений влияет на выплату авторского вознаграждения. Однако эти вопросы никак друг с другом не связаны. «Вознаграждение зависит от того, о чем договорились работник и работодатель.

Если договор был о постоянных выплатах в течение десяти лет, то работодатель будет обязан выплачивать авторское вознаграждение в течение этого времени, не зависимо от сохранения трудовых отношений.

Если же платеж фиксированный, то работодатель будет считаться выполнившим свою обязанность после выплаты такого фиксированного платежа», – объясняет Елена Бергер.

Подробнее о том, как минимизировать риски при взаимодействии с работниками, создающими результаты интеллектуальной деятельности, – в лекции Елены Бергер «Служебные произведения и выплаты авторского вознаграждения».

Источник изображения: pikisuperstar — www.freepik.com

Права автора на произведение, право на служебное произведение

Автору в отношении его произведения принадлежат личные неимущественные права:

  • право авторства, то есть право признаваться автором произведения;
  • право на имя, то есть право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, вымышленным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно);
  • право на неприкосновенность произведения, то есть право, обозначающее, что без согласия автора не допускается внесение в его произведение любых изменений, сокращений и дополнений, за исключением случая, предусмотренного законом. Автор вправе возражать против всякого искажения своего произведения, а также любого другого посягательства на произведение, способных нанести ущерб чести или достоинству автора;
  • право на обнародование, то есть право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме;
  • право на отзыв, то есть право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании.

Право на обнародование и право на отзыв не применяются автором в случае, предусмотренном законом.

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае перехода (передачи) исключительного права на произведение к другому лицу. Личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Любые соглашения, направленные на отказ от личных неимущественных прав автора, ничтожны.

Имущественные права на произведение

Автору в отношении его произведения или иному правообладателю принадлежат исключительное право на произведение, а также иные имущественные права в случаях, предусмотренных законом.

 Исключительное право на произведение означает право автора или иного правообладателя использовать произведение по своему усмотрению в любой форме и любым способом.

При этом автору или иному правообладателю принадлежит право разрешать или запрещать другим лицам использовать произведение.

Использованием произведения признаются:

  •  воспроизведение произведения;
  • распространение оригинала или экземпляров произведения посредством продажи или иной передачи права собственности;
  • прокат оригинала или экземпляров произведения;
  • импорт экземпляров произведения;
  • публичный показ оригинала или экземпляров произведения;
  • публичное исполнение произведения;
  • передача произведения в эфир;
  • передача произведения по кабелю;
  • иное сообщение произведения для всеобщего сведения;
  • перевод произведения на другой язык;
  • переработка произведения для создания производного произведения;
  • иные возможные способы использования произведения. 

Автор (наследники автора) имеет право на получение авторского вознаграждения за каждый способ использования произведения, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором.

Знак охраны авторского права

Автор или иной правообладатель для оповещения о принадлежащем им исключительном праве на произведение вправе по своему усмотрению использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и обязательно состоит из трех элементов:

  • латинской буквы «C» в окружности;
  • имени (наименования) правообладателя;
  • года первого опубликования произведения.

Использование знака охраны авторского права не является основанием для возникновения, изменения или прекращения каких-либо авторских прав на произведение, в отношении которого применяется этот знак.

Авторское право на служебное произведение

Авторское право на служебное произведение принадлежит его автору с учетом указанных ниже особенностей.

Исключительное право на служебное произведение с момента его создания переходит к нанимателю, если иное не предусмотрено договором между ним и автором.

В случаях, предусмотренных договором между нанимателем и автором, если исключительное право на служебное произведение принадлежит нанимателю, автор (наследники автора) имеет право на получение авторского вознаграждения за использование этого произведения.

  • Если наниматель в течение пяти лет со дня, когда к нему перешло исключительное право на служебное произведение, не начнет использование этого произведения или не передаст исключительное право на это произведение другому лицу, исключительное право на служебное произведение переходит к автору, если иное не предусмотрено договором между нанимателем и автором.
  • После ликвидации юридического лица — нанимателя, а также в случае смерти физического лица — нанимателя при отсутствии у него наследников исключительное право на служебное произведение автоматически переходит к его автору, в случае смерти автора — к его наследникам в порядке, установленном законом.
  • Автор служебного произведения не вправе препятствовать его обнародованию нанимателем, а также реализовать принадлежащее ему право на отзыв.
  • Наниматель, обладающий исключительным правом на служебное произведение, имеет право при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать их указания.

Наниматель, обладающий исключительным правом на служебное произведение, имеет право вносить в него изменения, сокращения и дополнения, вызванные необходимостью адаптации произведения к конкретным условиям его использования, без получения на это согласия автора служебного произведения, если иное не предусмотрено договором между нанимателем и автором. При этом наниматель обязан указать в произведении об осуществленной им адаптации.

Остались вопросы?

Прочтите еще по теме, либо — 

Звоните для платной помощи: +375 (29) 679 94 07

Советы по защите исключительных прав на программное обеспечение

Ошибки при оформлении интеллектуальных прав на разработки обычно приводят к корпоративным конфликтам, судебным спорам и потере права на ПО. Как разработчикам и IT-компаниям защитить свои права?

Ситуация 1. Разработкой ПО занимаются работники компании

В каком случае право на ПО принадлежит работодателю, а в каком – работнику?

В обязанности официально трудоустроенных работников компании, которые получают зарплату, входит разработка ПО. В этом случае оно подпадает под понятие «служебное произведение». Именно такое название закреплено за произведениями науки, литературы и искусства, созданными в пределах установленных для работника трудовых обязанностей1.

Работник здесь – автор произведения, так как он написал код для ПО.

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю. А работнику за это уплачивается вознаграждение. Условия его выплаты могут быть предусмотрены в трудовом или гражданско-правовом договоре2.

Причем зарплата сотрудника и вознаграждение – не одно и то же. За служебное произведение компания обязана выплачивать авторское вознаграждение (п. 2 ст. 1295 ГК РФ). Его размер не определен законом и может быть символическим.

Однако мы рекомендуем устанавливать минимально разумный размер во избежание спорных ситуаций. Например, если компания находится в Москве, то лучше установить вознаграждение не ниже прожиточного минимума – 16 679 руб. в 2020 г.

Есть исключения, когда право на служебное произведение остается за работником:

  • Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начал его использовать, не передал его другому лицу или не сообщил автору о сохранении произведения в тайне.

В этой ситуации работодатель имеет только право использования служебного произведения на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой правообладателю (работнику) вознаграждения.

  • Если иные правила предусмотрены договором.

Как работодатели утрачивают право на ПО?

Порой между работодателем и работником возникает спор о том, является ли созданное произведение служебным. В таком случае нужно учитывать, входила ли разработка ПО в обязанности работника3.

Факт создания произведения в пределах трудовых обязанностей работника в суде всегда доказывает работодатель. И именно здесь начинаются проблемы. В большинстве IT-компаний работникам предлагают подписать стандартную форму трудового договора. В лучшем случае будут еще гневные электронные письма о том, что «горят все сроки» и «проект надо заканчивать». Вот и все доказательства.

Работник при таком раскладе может присвоить ПО себе. Возможный сценарий: он увольняется и продает разработанный в компании продукт. И даже если компания вложила в создание ПО миллионы – это уже не будет иметь значения. Ведь использование работником ресурсов работодателя не является основанием для признания произведения служебным4.

Когда в политике компании четко не прописаны вопросы, касающиеся служебных произведений, то в случае конфликта очень трудно доказать, что разработка ПО входила в трудовые обязанности работника. Более того, нигде не сказано, как работодателю нужно это доказывать, а понятие «трудовые обязанности» не раскрывает ни Гражданский, ни Трудовой кодекс. Все это вызывает дополнительные трудности.

Чтобы работодателю обезопасить себя от потери прав на ПО, необходимо документировать процесс его разработки так, чтобы не возникало сомнений, что это было трудовой обязанностью сотрудника.

О чем спорят работодатели и работники?

1. Пример из личной практики: наш клиент – IT-компания приняла на работу нового сотрудника. Руководитель отдела устно поручил ему разработку ПО. Позже выяснилось, что сотрудник открыл свою компанию и работал на два фронта.

Когда ПО было готово, работник уволился. Через несколько месяцев он направил бывшему работодателю официальное письмо с требованием не нарушать его интеллектуальные права и больше не использовать ПО.

Спор удалось урегулировать в досудебном порядке. Однако чаще приходится обращаться в суд. Рассмотрим несколько примеров из судебной практики.

2. Работник пытался взыскать с работодателя вознаграждение за созданное им в рамках служебного задания ПО.

Суды отказали ему, так как работодатель предоставил акт сдачи-приемки служебного произведения с подписью работника.

В акте было сказано, что работник получил вознаграждение за созданные программы в полном объеме. Таким образом, правильно оформленные документы позволили работодателю защитить свои права5.

3. Работодатель просил суд признать, что право на ПО принадлежит компании. Суд отказал ему, так как не были предоставлены документы, подтверждающие, что создание ПО было трудовой обязанностью работника, и потому оно является служебным произведением. А трудовой договор не предусматривал условие о переходе к работодателю прав на результаты интеллектуальной деятельности работника6.

4. Работодатель потребовал от бывших сотрудников прекратить использование ПО и выплатить компенсацию за его незаконное использование в размере 5 млн руб. Он указал, что ПО было разработано сотрудниками, которые сразу же после увольнения основали свою компанию.

Суд отказал работодателю. Он указал, что «само по себе наличие трудовых отношений с автором произведения не является доказательством признания такого произведения служебным».

  • Далее суд пояснил: «В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие наличие служебного задания (технического задания), доказательства создания программы в определенный период времени […], акты приемки-передачи служебного произведения и какие бы то ни было иные документы, свидетельствующие о создании программы в рамках исполнения трудовых обязанностей.
  • Именно с наличием подобных документов суды связывают доказанность факта создания произведения как служебного.
  • Факт создания работником служебного произведения должен сопровождаться документами, позволяющими впоследствии определить и идентифицировать полученный в ходе выполнения работником трудовой функции творческий результат»7.

Как IT-компаниям правильно оформить отношения с работниками?

Рекомендуется иметь в наличии полный комплект документов. Анализ судебной практики показывает, что попытки его сократить многократно увеличивают риски потерять права на ПО.

  • Положение (внутренняя политика) компании о служебных произведениях. В этом документе указываются обязанности сотрудников, порядок создания произведений и размер вознаграждения за них.
  • Трудовой договор. Он должен предусматривать условие о праве работодателя на результаты интеллектуальной деятельности работника. В нем также лучше указать размер вознаграждения автора8.
  • Должностная инструкция. В ней должны быть прописаны функции работника. Например, в должностной инструкции для программистов или разработчиков нужно указать трудовые обязанности, касающиеся создания ПО.
  • Техническое задание с подписью сотрудника, ответственного за разработку ПО. Задание должно включать детальное описание ПО, его свойств и назначения. Техническое задание нужно готовить для каждого ПО перед его разработкой.
  • Приказ о создании ПО. Он дополнительно подтвердит, что инициатором разработки ПО была компания.
  • Отчет сотрудника о проделанной работе или докладная записка от него о том, что он создал ПО согласно техническому заданию работодателя.
  • Акт приемки-передачи прав на ПО. В нем обязательно нужно указать сумму вознаграждения, которую получил сотрудник. Там же необходимо отметить, что исключительные права на ПО переходят от работника к работодателю.

Ситуация 2. Автор создал ПО до принятия его в компанию в качестве нового сотрудника

Кому принадлежит ПО?

На практике такие ситуации чаще выглядят так:

  • разработчики-одиночки решают создать свой стартап; в новую компанию они вкладывают свои интеллектуальные активы (например, код будущей программы или первую рабочую версию ПО);
  • разработчик создал ПО, а затем устроился на работу в компанию, где принялся программу дорабатывать (модернизировать).

В данном случае появляются вопросы: что будет в случае ссоры между участниками-разработчиками? Кому принадлежит исключительное право на ПО и в какой части? От чего это зависит?

Налицо конфликт интересов. Компания захочет, чтобы разработанное ПО перешло к ней, т.е. стало служебным произведением. Работник, будучи автором, при увольнении захочет оставить ПО за собой. Разрешение такого конфликта зависит от разных факторов.

Например, когда работника приняли в компанию, было ли его ПО (программный код) зарегистрировано в Роспатенте? Регистрация может стать одним из доказательств того, что на момент трудоустройства работника ПО принадлежало ему, а не работодателю.

Пример из личной практики: к нам за помощью обратился один из участников IT-стартапа. Из-за конфликта с другими участниками он решил выйти из общества с программами, которые разрабатывал самостоятельно. Одну из них клиент разрабатывал до создания компании, а вторую – уже будучи ее работником.

Выяснилось, что в компании нет внутренних документов, регулирующих создание служебных произведений. Трудовой договор был стандартный.

Мы зарегистрировали обе программы в Роспатенте и приняли меры по защите ПО. В итоге у компании не возникло прав на него.

А вот пример из судебной практики: гражданин пытался запретить компании использовать ПО, якобы разработанное им единолично. Он утверждал, что не был сотрудником компании, а лишь безвозмездно работал на ее территории над программой.

Однако в суде было доказано, что ПО принадлежит компании. Оно создавалось ее работниками, что было задокументировано. Например, в наличии были служебное задание и передаточный акт9.

Как автору – участнику или работнику IT-стартапа защитить свои интересы?

Перед тем как создавать стартап или присоединяться к команде разработчиков, нужно принять меры, благодаря которым можно будет зафиксировать дату создания ПО и доказать авторство в случае возникновения спора.

  1. Зарегистрируйте свой программный код. ПО охраняется так же, как и литературное произведение: авторское право возникает само по себе и не нуждается в регистрации. Однако ПО может быть зарегистрировано в Роспатенте. В случае возникновения спора это позволит подтвердить дату создания ПО.
  2. Пропишите в программном коде дату начала разработки ПО и полное имя автора.
  3. Отправьте на адрес своего места жительства письмо с листингом кода. Конверт вскрывать нельзя. Если возникнет конфликт, письмо станет доказательством, которое будет очень тяжело оспорить.

Нужно иметь в виду, что при направлении кода по электронной почте в суде возникнет вопрос об идентификации отправителя, что существенно усложнит процедуру доказывания.

Как защитить интересы компании?

Общие рекомендации о том, что нужно правильно оформлять трудовые отношения, актуальны и здесь. Если работодатель не хочет вместе с сотрудником потерять разработанное им ПО, то нужно:

  1. заключить с работником трудовой договор, включающий положения о служебном произведении;
  2. выяснить, является ли новый сотрудник автором ПО, зарегистрировано ли оно, передавались ли права на него третьим лицам;
  3. подписать с автором ПО договор об отчуждении исключительного права на созданную ранее программу и выплатить ему вознаграждение; при этом необходимо соблюдать ограничения, установленные законодательством для совершения сделок между взаимозависимыми лицами;
  4. оформить ПО как служебное произведение, если в дальнейшем оно будет дорабатываться или модифицироваться (см. выше ситуацию 1).

Ситуация 3. Компания поручает разработку ПО сторонним специалистам

Какой договор заключить?

Допустим, у компании нет собственных ресурсов, и приходится поручить разработку ПО другой организации. В Гражданском кодексе на этот случай предусмотрены два вида договоров:

  • договор авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ) – здесь исполнителем является гражданин (физическое лицо), творческим трудом которого создано ПО;
  • договор заказа (ст. 1296 ГК РФ) – здесь личность автора и исполнителя не совпадают. Исполнителем по договору заказа является не автор (физическое лицо), а работники индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Эти разные по своей правовой природе договоры важно различать, однако даже суды их путают10.

Договор заказа на создание (модификацию) ПО является смешанным и содержит признаки как договора подряда, так и договора на передачу исключительных или неисключительных прав на ПО.

Компании часто пользуются шаблонными договорами, которые не учитывают специфику конкретной ситуации. Однако документ обязательно должен содержать положения о переходе исключительных прав, которые отвечают интересам заказчика или исполнителя (в зависимости от того, об интересах чьей стороны идет речь).

На что обратить внимание при заключении договора заказа?

  1. Кому будет принадлежать исключительное право на созданную программу? По общему правилу, оно принадлежит заказчику (п. 1 ст. 1296 ГК РФ). Но в договоре может быть указано, что исключительное право остается за исполнителем.
  2. Если право на ПО переходит заказчику, то какие права на него остаются у исполнителя? Если договор прямо не запрещает исполнителю использовать созданное им ПО, то он может делать с ним что угодно для своих нужд.
  3. Если право на ПО переходит исполнителю, то какие права на него остаются у заказчика?

Если в договоре есть запрет на использование ПО заказчиком, то ему придется заключать отдельный лицензионный договор с исполнителем и платить ему за право использования.

Рассмотрим пример из судебной практики. Исполнитель по договору заказа модифицировал ПО заказчика и начал его использовать. Заказчик обратился в суд с иском о защите исключительных прав на программу. В обосновании он указал, что права на ПО принадлежат ему, а исполнитель использовал программу без его согласия.

Суд требования заказчика удовлетворил. Он отметил, что заключенные между сторонами договоры не содержали положений лицензионного договора, договора об отчуждении исключительного права. В них также не было перечня способов использования созданных программ.

Именно поэтому применению подлежали общие положения п. 1 ст. 1296 ГК РФ. В соответствии с ними исключительное право на созданное ПО в полном объеме принадлежит заказчику11.

Отсюда вывод: нужно обращать особое внимание на условия договора о правах на ПО и привлекать юристов к его составлению.

Нужен ли акт приема-передачи права на ПО?

Существуют разные мнения по этому поводу. Судебная практика также противоречива:

  • Акт приема-передачи – это бессмысленный документ. Права на ПО и так принадлежат заказчику или исполнителю – в зависимости от условий договора (п. 1 ст. 1296 ГК РФ). Требований закона по оформлению актов в случае приобретения прав нет12. Эта точка зрения доминирующая.
  • Стороны сами могут решить, что им подписывать. Переход исключительного права может быть привязан к моменту подписания акта приема-передачи13.

Исходя из практики, мы поддерживаем первую точку зрения. Однако советуем подписывать акт приема-передачи готового ПО на случай возникновения спорных ситуаций.

1 Статья 1295 ГК РФ и п. 104 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. № 10.

2 Пункт 105 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. № 10.

3 Пункт 104 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. № 10.

4 Пункт 104 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. № 10.

5 Апелляционное определение Московского городского суда от 22 января 2018 г. № 33-2255/18.

6 Апелляционное определение Сахалинского областного суда от 9 февраля 2016 г. № 33-102/2016.

7 Решение АСГМ от 1 февраля 2019 г. № А40-202764/18.

8 Пункт 105 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. № 10.

9 Решение Савеловского районного суда г. Москвы от 24 ноября 2017 г. № 02-6298/2017.

10 Решение АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 июля 2018 г. по делу № А56-5072.

11 Решение АСГМ от 8 августа 2016 г. по делу № А40-154016/14-27-1300.

12 Постановление 9 ААС от 9 марта 2010 г. № 09АП-1879/2010-АК по делу № А40-104444/09-127-696.

13 Постановление СИП от 1 февраля 2018 г. № С01-1152/2017 по делу № А40-196239/2016.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *