Кредит под залог автомобиля — реальный способ быстро получить деньги, когда они нужны. Но такие сделки могут обернуться потерей машины и долговой ямой.
В этом материале совместно с юристами расскажем, какие риски скрывает кредит под залог авто, на что обращать внимание при подписании договора и что делать, если вы уже заложили машину.
Что такое кредит под залог автомобиля
Кредит под залог машины – это сделка, по условиям которой кредитор (банк, автоломбард, микрофинансовая организация) дает гражданину денежный займ под залог авто. Выдавая средства, кредитная организация забирает автомобиль до того момента, пока заемщик не погасит долг.
Преимущества кредита под залог авто:
- Заемщику не нужны поручители. Гарантией выплаты долга служит заложенная машина.
- МФО или автоломбард не смотрят кредитную историю и не требуют справку о доходах. Банк же учитывает наличие постоянного дохода, поэтому времени на взятие кредита уходит больше.
Такие условия привлекают автовладельцев, срочно нуждающихся в деньгах, но у сделки есть подводные камни. О них пойдет речь ниже.
Также читайте: Какие автомобили чаще всего бывают в залоге
Плюсы и минусы автокредита
Автокредит – это целевой займ на покупку машины, который выдается под залог приобретаемого авто. В случае одобрения банк перечисляет на счет продавца денежные средства, а заемщик получает автомобиль.
Оформить автокредит можно в день обращения и в большинстве банков – без первоначального взноса и поручителей. В течение всего срока действия обязательств заемщик может пользоваться авто в своих целях без права продажи.
Плюсы автокредита:
- Высокая вероятность одобрения заявки. Деньги выдают под залог машины, соответственно, организация несет меньшие риски.
- Максимальная сумма кредита может достигать 5 млн рублей.
- Можно воспользоваться программой льготного кредитования (скидка 10% от стоимости ТС) с господдержкой, например, если заемщик покупает первый автомобиль или машину, выпущенную или собранную на территории РФ.
- Длительный срок кредитования. Займ денег под залог автомобиля выдается до 5-7 лет.
- Возможность распоряжаться машиной. Заемщик может управлять авто и передавать его третьим лицам, пока выплачивает автокредит, но не имеет права продавать ТС.
Минусы автокредита:
- Фактическим владельцем автомобиля является не водитель, а финансовая организация. Если заемщик не сможет выплачивать кредит, банк имеет полное право на изъятие ТС. Ранее уплаченные средства по займу клиенту никто не вернет.
- Некоторые банки для подстраховки, помимо авто, также просят заложить ПТС.
- Если с автомобилем что-то случится, заемщику все равно придется погасить кредит полностью.
- Некоторые банки требуют оформить КАСКО, стоимость которого зависит от стоимости автомобиля. Если клиент отказывается, банк увеличивает процентную ставку займа под залог машины.
Автосалоны, как правило, сотрудничают с несколькими банками, поэтому можно сравнить условия и выбрать оптимальные. Если у клиента плохая кредитная история, в автокредите могут отказать.
Также читайте: Электронный ПТС: что это такое, как получить и как оформить автомобиль в ГИБДД
Деньги под залог ПТС и машины – в чем разница
Эти две услуги актуальны для тех, у кого уже есть машина, но срочно нужны деньги. Займ под залог авто отличается автозайма под ПТС тем, что компания забирает ТС водителя и оставляет на охраняемой стоянке до полного погашения долга.
Таким кредитованием занимаются автоломбарды. При выдаче средств они:
- не смотрят на кредитную историю заемщика;
- не требуют подтверждения занятости и справок о доходах;
- выдают 70-90% от рыночной стоимости автомобиля;
- фиксируют кредитные отношения с заемщиком в договоре.
Пока ТС находится на стоянке, ломбард не сможет продать или использовать машину: закон запрещает подобные действия. Если деньги выданы под залог авто, но средства не возвращаются, компания выставляет машину на аукцион и компенсирует убытки.
Недостаток займов под залог авто – короткие сроки кредитования (несколько месяцев), но долг можно погасить разовым платежом без каких-либо процентов.
Деньги под залог ПТС – более востребованная услуга, чем займ под авто, так как водитель может распоряжаться машиной, пока не выплатит долг. Лучшим кредитором в случае с таким займом является банк.
Чтобы получить деньги под ПТС, автовладелец пригоняет машину для оценки. Если стоимость и условия кредитования его устраивают, водитель подписывает договор и тут же получает средства.
При оформлении займа под залог ПТС можно получить 50-70% от стоимости авто на вторичке. Это связано с большими рисками кредитной организации: пока водитель возвращает долг, машину могут угнать, разбить в ДТП и проч.
Взять деньги под залог ПТС можно и в МФО, хотя из-за небольшого финансового фонда фирмы редко предоставляют услугу. Ориентирована она на ИП и малый бизнес, для которых актуально использование машины во время несения обязательств. Правда, ставки займов на 4-5% выше банковских, зато пакет документов минимальный и ответ дается в течение одного дня.
Также читайте: Все девочки описаются: что пишут продавцы в объявлениях о продаже авто
Какой вариант выбрать
Выбор варианта зависит от того, насколько сильно нужен автомобиль и какая сумма требуется. Если на время несения обязательств можно обойтись без машины, можно взять деньги под залог авто и заодно выгадать по сумме. Если автомобиль необходим, особенно для работы, лучше сдать в залог ПТС.
Также читайте: Есть ли жизнь после 20: стоит ли покупать реально старый автомобиль
Какие документы требуются для получения займа
В автоломбарды и МФО нужно предоставить:
- гражданский паспорт;
- водительские права;
- ПТС;
- СТС.
Банки, помимо указанных документов для выдачи денег под залог ПТС автомобиля, также требуют:
- ИНН;
- СНИЛС;
- заграничный паспорт;
- справку с места работы;
- копию трудовой книжки;
- нотариально заверенное разрешение на залог супруга или супруги, если автомобиль приобретен в браке.
Точный список документов можно узнать у менеджеров компании.
Также читайте: Зачем владельцы скрывают номера при продаже авто
Какие риски у кредита под залог автомобиля
На сайтах крупных банков можно ознакомиться с условиями договора займа под залог автомобиля, а также рассчитать на кредитном калькуляторе примерный размер ежемесячных платежей, сумму переплаты и процентную ставку. Автовладелец может изучить договор, проконсультироваться с юристами и просчитать все риски заранее.
МФО и автоломбарды такой возможности не предоставляют, однако предлагают более низкую процентную ставку и выдают кредит в более короткий срок. Но где бы вы ни взяли кредит под залог машины, риски будут одинаковыми.
Риск 1: Можно лишиться автомобиля и остаться должным кредитору большую сумму денег.
Юрист, кандидат юридических наук Владислав Кукель:
– Нельзя сказать, что кредит под залог автомобиля опасен. Но он несет в себе возврат «тела займа», проценты за пользование кредитом и штрафы за просрочку платежей. Если оплаты не вносятся один-два месяца, сумма долга вырастает существенно.
Залог автомобиля – гарантия возврата кредитных средств. Если деньги не возвращаются, кредитор (банк, МФО, автоломбард) изымает автомобиль, а потом продает. При этом заемщик должен вернуть основной займ, проценты за пользование кредитом и штрафные неустойки.
Историй, когда человек терял автомобиль и оставался должен кредитной фирме, много. С точки зрения закона, мошенничества (то есть преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ) здесь нет.
Риск 2: В кредитной организации предложат подписать не только договор займа под залог автомобиля, но еще и договор купли-продажи и лизинга. Подписав такие договоры, автовладелец продаст машину банку и возьмет ее в лизинг, то есть утратит на нее право владения.
Генеральный директор юридической компании Pavlenko Law Group, кандидат юридических наук Константин Павленко:
– Как правило, заемщики откликаются на рекламу «займы под залог ПТС», «кредит под залог авто» и т. п. По факту же в офисе компании они подписывают не только договор займа под залог авто или ПТС, но и договор купли-продажи и лизинга. Стоимость продажи авто оказывается значительно ниже рынка, а лизинговые платежи значительно выше.
Уровень правовой грамотности россиян крайне низок. Подписывая документы с заглавием «Договор купли-продажи» они не осознают, что с этого момента будут управлять фактически чужим автомобилем. При допущении просрочки хотя бы одного лизингового платежа запускается начисление неустоек по ростовщическим ставкам.
Могу поделиться собственным кейсом. Мой клиент продал лизинговой компании свой автомобиль за 1,2 млн и в течение года должен был заплатить 2,7 млн за ее фактический обратный выкуп. Сорвав один платеж, через неделю он получил требование о возврате авто и единовременной выплате платежей за весь год.
Более того, оказалось, что к его автомобилю прикрепили «маячок». Мошенники получили сведения о маршрутах клиента, месте жительства его и родственников, стали приезжать и «давить» в лучших традициях коллекторов 2000-х.
Иск к моему клиенту об истребовании авто и взыскании денежных средств также не заставил себя ждать. Главный инструмент противодействия в таких случаях – подать встречный иск о переквалификации подписанных договоров в договор займа под залог авто.
Однако практика по России неоднородная: лизинговая компания, оставшаяся ни с чем в одном регионе, возьмет свое в другом. Плюс, в Москве как раз сложилась практика в пользу таких лизингодателей.
В моем конкретном деле удалось «сыграть» на реформе судебной системы. Появилась перспектива дойти до вновь образованного кассационного суда в другом регионе, в связи с чем оппонент согласился на компромиссное мировое соглашение. Автомобиль остался у клиента, деньги возвращались уже по вполне рыночной процентной ставке. Но так бывает далеко не всегда.
Риск 3: В первый месяц вам предложат 1-3% по кредиту, однако могут не сказать, что со следующего месяца процентная ставка будет увеличиваться. Увеличение процента может предусматриваться за просрочку платежа даже на один день и достигать 20% от общей суммы долга.
Юрист, кандидат юридических наук Владислав Кукель:
– Схема сама по себе проста. Это сложный и запутанный кредитный договор со множеством условий досрочного расторжения, сложных процентов, пеней и штрафов.
Когда клиент подписывает договор, менеджер со стороны кредитора сообщает лишь несколько дежурных маркетинговых фраз, например: «первый месяц – 0% по кредиту». Представитель кредитной организации может не сказать, что со второго месяца кредитования процент вырастет до 5%, а с третьего – до 25% годовых.
Или о том, что санкции за просрочку возврата могут нарастать лавинообразно — от 0,01% за первую неделю просрочки до 1% в день за просрочку свыше двух месяцев.
Это написано в условиях кредитного договора. Часто эти условия идут как отдельный документ очень большого объема, размещаемый на сайте банка, автоломбарда или МФО. Ознакомиться и понять его сможет не каждый профессионал.
Также читайте: Верховный суд освободил покупателя от возврата долга по чужому автокредиту
Почему не стоит закладывать машину в банк
Какие бы условия ни предложил вам автоломбард, банк или МФО, помните, что в любом случае вы окажетесь в проигрыше:
- Есть большой риск лишиться машины, если не сможете платить по процентам или нарушите одно из условий договора.
- Огромная переплата – вы вернете сумму, намного превышающую сумму кредита.
- Вы не сможете продать машину, если срочно понадобятся деньги.
Но если вы приняли это решение:
- Выбирайте организацию, давно существующую на рынке и имеющую собственный сайт. Так у вас будет меньше шансов столкнуться с мошенниками.
- Если вместо договора о залоге и займе вам подсовывают договор купли-продажи и лизинга, сразу уходите. Также не подписывайте генеральную доверенность с правом продажи – вы не будете являться собственником своей машины, и банк сможет в любой момент ее продать.
- Если вам непонятны условия договора, некоторые термины и есть вопросы к графику платежей, обратитесь к юристу за разъяснениями. И только после этого принимайте решение о подписании договора.
Юрист, кандидат юридических наук Владислав Кукель:
– При заключении договора самое главное – не торопиться. Если вас подгоняют обстоятельства или менеджер, откажитесь от подписания сегодня.
Если условия размещены на сайте, ознакомьтесь с ними заранее, накануне подписания. Как вариант – нанять юриста, специализирующегося на банковском праве и кредитных договорах. И выбирайте крупный банк.
Чем крупнее банк, тем меньше шансов нарваться на мошенников.
Нужно внимательно читать договор. В кредитном договоре, как правило, содержится график платежей. Платить нужно строго по нему. Некоторые банки выставляют штрафные санкции также и за досрочное погашение кредита.
Также читайте: Россияне стали чаще закладывать машины, чтобы погасить кредиты и долги
Что делать, если машина уже заложена в банк
Если вы уже сдали машину в залог, строго следуйте условиям договора и графику платежей. Не допускайте даже дня просрочки, чтобы не рисковать своим автомобилем и не получить пени или штрафные санкции.
Юрист, кандидат юридических наук Владислав Кукель:
– Если договор уже заключен, возьмите его, платежные документы по нему и идите к юристу за консультацией. Цель консультации – понять, правильно ли вы гасите кредит и как можно погасить его досрочно с минимальными потерями для вас.
Если договор не содержит неприемлемых для вас условий и он выполним, исполняйте его спокойно. Но по окончании платежей обязательно получите справку об отсутствии задолженности и документов (допсоглашений), свидетельствующих о расторжении кредитного договора (а вместе с ним и залога на авто).
После этих процедур проверьте автомобиль на залог самостоятельно через avtocod.ru, например.
Часто бывает, что кредитор забывает снять ограничения, и в базе автомобиль «висит» как заложенный. В таком случае нужно обратиться в кредитную организацию и потребовать снять залог.
Ирина Джиоева
Как вы считаете, стоит ли закладывать автомобиль в кредитную организацию, если срочно нужны деньги? Какие альтернативные варианты сможете предложить? Напишите в х.
Практика оценки рисков при принятии имущества в залог
Риск залогового обеспечения, как составная часть кредитного риска, обычно становится предметом пристального рассмотрения в том случае, когда заемщик перестает обслуживать кредит и допускает значительные просрочки по платежам.
Тогда банк выясняет, почему это происходит, пытается урегулировать ситуацию, но как крайний вариант начинает рассматривать риск залогового обеспечения, т. е.
пытается спрогнозировать, сможет ли он вернуть деньги, реализовав имущество, находящееся в залоге.
Структура залогового портфеля
Наиболее предпочтительные предметы залога для банков — это недвижимое имущество, машины и оборудование, ценные бумаги, естественно, если эти объекты — ликвидные активы.
А что касается поручительств или залога товаров в обороте, то большинство банков считает, что они могут оформляться только в качестве дополнительных рычагов воздействия на заемщика в дополнение к основному, «твердому» залогу. Товары в обороте считаются наиболее рисковыми объектами залога.
Невозможно постоянно контролировать их наличие и сохранность, обычно их контролируют не реже одного раза в месяц.
Каждый банк имеет свою залоговую политику, но общие принципы формирования оптимального залогового портфеля более или менее близки.
Большинство банков стремится, чтобы львиную долю залогового портфеля составлял «твердый» залог, поскольку он самый надежный. К нему относится в первую очередь недвижимость.
Машины и оборудование, автотранспорт и спецтехнику также можно отнести к твердому залогу, но обычно они составляют гораздо меньшую долю залогового портфеля, чем недвижимость.
Оптимальной долей машин и оборудования в составе залогового портфеля можно считать 12–15%.
Правовой (юридический) риск может возникать при предоставлении в банк документов с различными нарушениями и недостатками
Что касается товаров в обороте, банки не отказываются работать с таким залоговым обеспечением, но более целесообразно и предпочтительно принимать в залог товары в обороте в качестве дополнительного залога, т.е.
в дополнение к основному, «твердому» залогу, при этом обычно считается оптимальным принимать в залог товары в обороте при соблюдении следующего соотношения — не менее 70% «твердого» залога и не более 30% товаров в обороте.
При рассмотрении новых заявок сотрудник залогового подразделения должен учитывать и общее состояние, и структуру имеющегося залогового портфеля.
Если клиент готов предоставить в залог ликвидные объекты недвижимости, то увеличение доли этих предметов залога в залоговом портфеле — весьма положительное явление.
Но если в залог будут приниматься в большом количестве машины и оборудование, товары в обороте, то оптимальная структура залогового портфеля может нарушиться и, соответственно, ухудшиться его качество.
Основные риски залогового обеспечения
На первом месте всегда стоит риск значительного уменьшения стоимости объектов залога в результате физического износа, функционального или экономического устаревания либо воздействия иных факторов. В большей степени это касается машин и оборудования, в меньшей — недвижимости.
Риск повреждения, разрушения или утраты объекта залога в основном касается движимого имущества, особенно автотранспорта.
Если говорить о недвижимости, то учитывать этот риск необходимо лишь для объектов, расположенных на потенциально опасных территориях (сейсмоопасных, подверженных угрозам наводнений, затоплений, провалов грунта, оползней и т.д.
), что бывает крайне редко. Некоторые банки не берут в залог деревянные здания и сооружения из-за риска пожара.
Правовой (юридический) риск может возникать при предоставлении в банк документов с различными нарушениями и недостатками. Исключение правового (юридического) риска или уменьшение его до минимума достигается на стадии принятия имущества в залог при согласованных действиях юридического подразделения, службы безопасности и специалистов залоговой службы в ходе тщательной проверки документов.
Риск недостоверной(завышенной) оценки объекта залога чаще всего возникает, когда клиент вступает в сговор с оценщиком и оценщик завышает стоимость объекта, предлагаемого в залог.
Обычно банки на постоянной основе сотрудничают с оценочными компаниями, имеющими безупречную положительную репутацию.
Это, как правило, компании, находящиеся в верхних строках рейтингов, они поддерживают свою репутацию и предоставляют качественные отчеты об оценке, к которым у специалистов банка обычно не бывает претензий.
Еще один риск — риск значительного уменьшения ликвидности объекта залога в связи с изменением рыночной ситуации и иными изменениями в экономике, вступлением в силу новых законов и т.п.
Процедура анализа имущества, предлагаемого в залог
Основное условие, которое целесообразно соблюдать при рассмотрении заявки, — это предоставление заемщиком полного комплекта требуемых документов. Если каких-то важных документов не хватает, то нежелательно начинать работу и тратить время, поскольку последующее предоставление документов может в корне изменить картину и потребует корректировки сделанных выводов и суждений.
В случае принятия в залог объектов недвижимости всегда необходимо запрашивать свежую выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, потому что только этот документ показывает, действительно ли объект недвижимости не имеет никаких обременений.
В заключении залоговой службы должен быть прогноз изменения стоимости залога в период кредитования
Следующий этап — обязательный осмотр и фотосъемка всех объектов, предлагаемых в залог. Обычно осмотр проводится после изучения пакета документов специалистами залогового подразделения.
Если заемщик предоставил отчет оценочной компании об оценке предлагаемых в залог объектов, то специалисты залоговой службы банка внимательно изучают отчет на предмет проверки достоверности конечного результата оценки.
Если отчет не предоставлен, то специалисты залоговой службы банка сами производят оценку стоимости имущества и определяют величины справедливой и залоговой стоимости.
По результатам работы готовится заключение, в котором сформулированы выводы залоговой службы о стоимости и ликвидности объекта, о том, целесообразно или нецелесообразно принятие данного имущества в залог.
Если выводы подготовленного оценочной компанией отчета об оценке не совпадают с выводами залоговой службы банка, то в качестве окончательного результата принимается величина стоимости, определенная залоговой службой банка.
Еще один важный момент, который желательно не упускать из виду, — в заключении залоговой службы должен быть прогноз изменения стоимости залога в период кредитования. Естественно, чем короче срок кредитования, тем легче сделать прогноз.
Методы анализа рисков
В профессиональных оценках риска риск обычно комбинирует вероятность наступающего события с воздействием, которое оно могло бы произвести, а также с обстоятельствами, сопровождающими наступление этого события. Однако там, где активы оцениваются рынком, вероятности и воздействия всех событий интегрально отражаются в рыночной цене, и риск поэтому наступает только от изменения этой цены.
При анализе рисков обеспечения кредитов вполне могут использоваться общие методы анализа рисков, достаточно подробно разработанные в теории рисков.
В практике известны три основных метода оценки риска: статистический, экспертный, расчетно-аналитический.
Для оценки степени приемлемости риска обычно выделяются определенные зоны риска в зависимости от ожидаемой величины потерь: безрисковая зона, зона допустимого риска, зона критического риска, зона катастрофического риска.
При анализе риска также могут использоваться известные критерии из теории рисков — потери от риска независимы друг от друга; потеря по одному направлению «из портфеля рисков» не обязательно увеличивает вероятность потери по другому направлению; максимально возможный ущерб не должен превышать финансовых возможностей участника.
Анализ рисков можно подразделить на два взаимодополняющих вида — качественный и количественный. Главная задача качественного анализа — определить факторы риска, ситуации, когда риск возникает, т. е. установить потенциальные области риска, после чего идентифицировать все возможные риски.
Количественный анализ риска, т. е. численное определение размеров отдельных рисков и риска в целом, — проблема более сложная.
Как правило, положительное заключение залоговой службы выдается в том случае, если риск относится к безрисковой зоне или к зоне допустимого риска.
Управление рисками
Основные организационные меры управления рисками — это поглощение, избежание, удержание, передача, сокращение и диверсификация. Для управления залоговыми рисками наиболее целесообразно использовать меры передачи, сокращения и диверсификации. Например, часть ответственности банк передает страховым компаниям. Все объекты залога страхуются (за исключением земельных участков).
Риски и последствия займов под залог ПТС – CarCapital
Займ под залог ПТС автомобиля – едва ли не единственная возможность быстро одолжить деньги, если банковское кредитование по каким-либо причинам невозможно. Четкое понимание рисков позволит автовладельцу избежать многих проблем, включая многократную переплату по кредиту и потерю авто. Рассказываем о подводных камнях займов под ПТС, а также способах свести риски к минимуму.
Займы под залог паспорта транспортного средства – распространенный вид залоговых кредитов, позволяющий взять в долг достаточно большую сумму без справок о доходах и долгих проверок. В то же время, любое кредитование связано с определенными рисками. Опасно ли брать в долг деньги под залог ПТС? О рисках и подводных камнях таких займов читайте в нашей статье.
Риск 1. Вы можете не справиться с кредитной нагрузкой
Как бы банально это ни звучало, далеко не каждый заемщик способен адекватно оценить свои финансовые возможности. В результате возникают просрочки по регулярным платежам, влекущие за собой штрафы и еще больше усугубляющие ситуацию. Кроме того, никто не застрахован от форс-мажорных ситуаций: потери работы, финансовых кризисов, болезней.
Как избежать
Перечисленные выше риски будут сведены к минимуму, если вы со всей ответственностью подойдете к выбору МФО и кредитной программы, а также к самому погашению займа.
- Перед тем, как сделать выбор, сравните предложения как можно большего количества МФО, банков и автоломбардов. Это поможет найти программу с максимально выгодными для вас условиями, в частности, самой низкой процентной ставкой.
- Очень важно точно знать размер полной переплаты еще до подписания договора. Это поможет составить график погашения, грамотно рассчитав расходы и составив финплан на весь срок пользования заемными средствами.
Важное правило: суммарный платеж по всем имеющимся у вас кредитам не должен превышать 30-50% ежемесячного дохода. В противном случае кредитная нагрузка может оказаться непосильной.
Если вы все же попали в затруднительное положение с выплатой займа, взятого под ПТС автомобиля, ни в коем случае не уклоняйтесь от кредитных обязательств.
Обратитесь в банк или МФО и честно расскажите о том, что в настоящее время не можете вносить платежи, согласно договору. Если у вас есть уважительная причина (болезнь, увольнение), обязательно предоставьте подтверждающие документы.
Большинство финансовых компаний идут навстречу заемщикам, предоставляя более лояльный график ежемесячных платежей.
Еще один выход – рефинансирование проблемной задолженности в другой компании. В частности, CarCapital позволяет клиентам перезаложить ПТС, тем самым уменьшив сумму ежемесячных платежей.
Получив новый займ под более низкий процент, вы сможете полностью рассчитаться с прежними кредиторами и продолжить выплачивать задолженность по займу на более выгодных для вас условиях (в нашем случае от 2% в месяц).
Риск 2. Вы можете столкнуться с недобросовестными автоломбардами или нарваться на мошенников
Мы уже рассказывали, какие схемы используют нечестные автоломбарды, предлагающие займы под залог ПТС авто. Вот лишь некоторые из них.
- Завышенные процентные ставки.
- Нечестная оценка транспортного средства.
- Не указанные в договоре скрытые комиссии.
В некоторых случаях заемщик имеет дело с откровенными мошенниками: например, фирмами-однодневками, бесследно исчезающими через несколько месяцев после открытия вместе с залоговым имуществом и ПТС доверчивых клиентов.
Впрочем, подводные камни кредита под залог ПТС имеются даже в том случае, если вы обращаетесь в известный банк или МФО. Одна из наиболее частых проблем, с которой сталкиваются автовладельцы, желающие получить займ под ПТС – заниженная оценочная стоимость, а также нечестная оценка, в результате которой заемщику озвучивают более высокий процент по займу.
Как избежать
Для того чтобы обезопасить себя от встречи с мошенниками, в первую очередь внимательно изучите сайт компании (если его нет, от идеи сотрудничества стоит сразу же отказаться). Удостоверьтесь в том, что на сайте в открытом доступе имеется следующая информация.
- Полное юридическое наименование.
- Реквизиты (ОГРН, ИНН).
- Номер свидетельства ЦБ РФ.
- Контактные данные: юридический и физический адрес, номер телефона.
Помните, что честные компании не скрывают правовую информацию. Если вы планируете взять займ под залог ПТС через сервис CarCapital, вам предложат в любой момент ознакомиться с учредительными документами компаний партнеров.
Важно: для того чтобы избежать обмана с оценкой автомобиля, обязательно поинтересуйтесь, допускает ли выбранный вами автоломбард или МФО владельца авто к техническому осмотру.
Риск 3. Вы можете заплатить в итоге до 100% стоимости авто
Завышенные и нечестные ставки по займам под залог ПТС – все еще не редкость. В результате такого кредитования клиент выплачивает компании-кредитору едва ли не полную стоимость автомобиля, а при неудачном стечении обстоятельств надолго попадает в «долговую яму».
Даже если проценты по займу на первый взгляд кажутся выгодными, стоит обязательно изучить все подводные камни кредитного договора. Например, иногда бывает так, что заявленная процентная ставка действует лишь в первые месяцы, после чего возрастает в разы.
Разумеется, МФО или автоломбард не скрывают этого от клиента, ведь подобные действия караются законодательством.
Однако вся «нежелательная» информация указывается на сайте или в договоре настолько мелким шрифтом, что невнимательный заемщик просто упускает ее из виду.
Не стоит забывать и о том, что процентные ставки по залоговым займам сильно привязаны к курсам валют. Любые резонансные обстоятельства (например, очередной виток финансового кризиса) могут привести к серьезному удорожанию кредита для заемщика.
Как избежать
Единственный способ не переплачивать в итоге по займу – изучить кредитный договор от «А» до «Я». Желательно делать это вместе с юристом, который умеет «читать между строк» и способен увидеть в условиях договора то, на что простой заемщик не обратит внимания.
Если МФО или автоломбард предлагает чересчур низкую ставку по займам под залог ПТС, стоит насторожиться. Например, обещанные 0.5% чреваты тем, что уже через 2-3 месяца «льготный период» закончится, и заемщик будет регулярно выплачивать до 15-20%.
Особое внимание нужно обратить на штрафные санкции. Для многих финансовых компаний просрочки – прекрасная возможность «навариться» на недисциплинированных заемщиках. Не забывайте, что все МФО работают на разных условиях, которые они устанавливают в индивидуальном порядке.
Одни компании предоставляют льготный период на погашение, в течение которого клиенту не начисляется пеня (обычно это несколько дней после даты планового платежа). Другие начинают штрафовать за несвоевременную уплату уже на следующий день после возникшей просрочки, причем штрафы могут быть «драконовскими».
Четкое понимание условий, на которых оформляется займ под ПТС, поможет избежать переплаты по кредитному договору.
Важно: даже если по условиям договора на погашение займа дается льготный период, обязательно вносите платежи вовремя. Многие компании передают информацию о просрочках в Бюро кредитных историй даже в том случае, если клиенту пока что не была начислена пеня.
Риск 4. Вы можете лишиться автомобиля
Наконец, самое печальное последствие залогов под ПТС (к счастью, встречающееся не так часто) – потеря автомобиля.
Согласно условиям многих автоломбардов, компания-кредитор имеет законное право изъять предмет залога в случае невыплаты тела займа и начисленных процентов в установленный срок.
В особо тяжелых ситуациях заемщику приходится выплачивать задолженность даже после того, как машина будет изъята и продана с аукциона для погашения долгов и покрытия убытков МФО.
Помните, что изъятие и реализация авто в случае невыплаты займа возможны только по результатам судебного заседания. При этом кредитор обязан заблаговременно уведомить должника в письменной форме.
Любые попытки изъять авто без предварительного уведомления и соответствующего решения суда будут противозаконными.
В этом случае должник имеет право обратиться в суд со встречным иском о возврате незаконно изъятого имущества.
Как избежать?
Совет будет универсальным. Обращайтесь только в надежные компании и строго придерживайтесь графика платежей, не допуская просрочек. Если кредитная нагрузка становится непосильной, не скрывайтесь от банка или МФО и ни в коем случае не игнорируйте предупреждения о возможной продаже залогового имущества через суд.
Крупные компании практически всегда идут навстречу добросовестным клиентам и готовы предложить реструктуризацию возникшей задолженности, рассрочку и даже отсрочку погашения.
Если же автоломбард отказывается войти в сложившееся положение, единственным способом сохранить заложенную машину будет обращение за рефинансированием в другую компанию (например, через CarCapital можно перезаложить ПТС с низкой процентной ставкой на выгодных условиях).
Деньги взял — машину потерял. Как остаться без автомобиля, взяв заем под залог ПТС
«Мы передаем ваш автомобиль нам в собственность»
Если ввести в Google запрос «Займы под залог ПТС», ссылку на сайт «Национальный кредит» можно увидеть уже на первой странице поисковой выдачи. А вот узнать адрес офиса компании уже не так просто. На сайте natcredit.ru его нет, указан только телефон.
Но и по телефону сотрудник контакт-центра сообщить адрес мне отказалась: «Оставьте заявку, с вами свяжется наш менеджер». Я назвала марку авто и сумму займа, после чего получила СМС-сообщение: «Вам одобрено получение денежных средств. Необходимые документы: паспорт РФ, ВУ, ПТС, СТС, второй ключ».
И вот он, наконец, вожделенный адрес офиса в Москве: Николоямская, д. 52, с. 1.
Лабиринт дворов в районе метро «Таганская». Вывесок и указателей на доме по нужному мне адресу нет. Внутри небольшое помещение, по стенам развешаны плакаты. На одном изображен мужчина в темных очках в автомобиле и надпись: «Оптимальное решение». На другом мужчина представительного вида уже возвышается над облаками с надписью «Свобода выбора».
И везде крупным шрифтом название компании: «Финансист». Прохожу, говорю, что записывалась на консультацию. На мое недоумение: «Я звонила в компанию «Национальный кредит», а здесь вывески «Финансист» — мне отвечают: «Мы уже не «Национальный кредит», просто доводим его сделки.
Мы брокерская компания, но сотрудничаем с теми же компаниями, с которыми сотрудничает «Национальный кредит».
Молодой человек, назвавшийся Антоном, сообщил, что ставка финансирования зависит от марки и состояния автомобиля, сроков займа, а также от того, есть ли на автомобиле обременение.
«Вы приезжаете на автомобиле с пакетом документов, мы оцениваем автомобиль, составляем договор о финансовом лизинге, где мы передаем ваш автомобиль нам в собственность… Это все формально, очень много недобросовестных клиентов было, поэтому мы так делаем.
Автомобиль изымается, только если вы не платите после 20 дней по графику платежей. Либо если будете выезжать за территорию РФ. Ставка за пользование кредитом составляет в среднем 6%», — рассказывает менеджер Антон.
Эти же «6% фиксировано» будут фигурировать в СМС-сообщениях, которые в большом количестве будут приходить на мой телефон позднее. На просьбу пояснить подробнее про ставку отвечает, что условия подбираются индивидуально. Зато охотно разрешает ознакомиться с условиями выданного ранее договора и даже сфотографировать для изучения.
А изучить его стоит более чем внимательно. Как показывает практика, заемщиков, которые не сделали этого, ждал большой сюрприз.
«Фантазии серых кредиторов»
Граждане массово оспаривают в судах заключение договоров с лизинговыми компаниями. Об этом Банки.ру рассказали сами заемщики и представители Общероссийского народного фронта (ОНФ).
Обращения от клиентов, которые лишились своего имущества после получения займа под залог автомобиля по итогам оформления возвратного лизинга, стали поступать еще в конце 2017 года, говорит руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева. Параллельно ОНФ анализировал данные открытых источников, отзывы и жалобы и выяснил, что под разными брендами по схеме возвратного лизинга работает более 150 таких фирм в 40 регионах страны.
«Схему возвратного лизинга с участием физических лиц мы расцениваем как один из ярких примеров богатой фантазии серых кредиторов. По сути, это псевдокредитование под залог транспортного средства. Множество граждан по всей стране лишились своих автомобилей, остались с долгами и получили серьезные проблемы с нелегальными взыскателями», — заявила Лазарева.
«На седьмой день после смерти мужа машину угнали»
Супруг Ирины Мирецкой из Санкт-Петербурга взял 150 тыс. рублей под залог ПТС в компании «ДС-Лизинг». При оформлении займа он заключил договор купли-продажи своего автомобиля «Опель-Астра» 2012 года.
О наличии займа Ирина узнала за два дня до смерти мужа (он был болен раком), когда к ней обратились почему-то из фирмы «Прогресс-лизинг» с требованием вернуть оставшиеся 50 тыс. рублей долга.
Автомобиль был угнан через семь дней после смерти супруга, а размер просроченных процентов и штрафов составил 655 тыс. рублей. «Как только я подала первый иск в суд на компанию, она объявила о розыске автомобиля.
В полиции мне объяснили: машина не ваша, она принадлежит лизинговой компании, вы прав на нее не имеете», — рассказывает собеседница Банки.ру. Суд встал на сторону компании, потребовав с Ирины выплатить 50 тыс. рублей (остальную сумму компания списала).