Религиозные права граждан в период пандемии

В тексте, помимо данных Левада-Центра, приводятся данные исследования, проведённого Pew Research Center летом 2020 года в 14 странах.

Около 70% россиян при ответе на вопрос о вероисповедании относят себя к православным христианам. Для 40% религия играет очень важную или довольно важную роль в их жизни – последние данные почти в точности повторяют замер февраля прошлого года:

Какую роль в вашей жизни играет религия? (в %% от опрошенных).

окт.05 сен.07 янв.12 мар.13 фев.16 фев.20 мар.21
Очень важную 11 6 6 5 6 12 15
Довольно важную 27 26 24 29 28 28 26
Не слишком важную 39 41 45 43 40 35 32
Не играет никакой роли 20 24 20 19 22 24 26
Затруднились ответить 2 3 5 4 4 2 2

Если сравнивать с данными опросов, проведенных в 14 развитых странах, и ранжировать их по доле населения, выбравших позиции «очень важную» и «довольно важную», то окажется, что россияне близки к жителям Великобритании и Австралии и находятся примерно в середине списка. В США, например, ситуация довольно сильно отличается – каждый второй американец отводит религии очень важную роль в своей жизни. В конце этого «рейтинга религиозности» расположись Япония и скандинавские страны.

Религиозные права граждан в период пандемии

Женщины более религиозны, чем мужчины. Об этой специфике можно судить и по некоторым другим вопросам, связанным с религиозностью – например, среди женщин больше доля относящих себя к православным, женщины чаще посещают религиозные службы. В целом, согласно исследованию Pew Research Center, такое гендерное различие характерно для христиан и в других странах.

Религиозные права граждан в период пандемии

Так как обращение к религии может рассматриваться как поиск способа преодоления тревоги, стресса в кризисных ситуациях, респондентам был задан вопрос о том, повлияла ли эпидемия коронавируса на их религиозную веру. 8% ответили, что их вера окрепла, для 88% опрошенных эта ситуация никак не повлияла на их веру.

Аналогично данным по вопросу о роли религии, в США значительно выше доля респондентов, заявивших, что их вера укрепилась (28%), а Россия близка таким европейским странам, как Нидерланды и Бельгия.

Религиозные права граждан в период пандемии

Жители России, в жизни которых религия играет очень важную роль, чаще отмечали, что из-за эпидемии их вера окрепла (27%), что характерно и для других стран, принявших участие в исследовании.

Религиозные права граждан в период пандемии

В России доля тех, кто считает, что эпидемия повлияла на веру населения страны в целом, больше доли тех, кто заявил о таком влиянии на собственную религиозность (60%).

Однако, по мнению 11%, речь идет не об усилении, а, наоборот, об ослаблении религиозной веры окружающих.

Возможно, эта позиция связана с восприятием ряда ограничительных мер, касавшихся в том числе религиозной жизни, которые вводились в период пандемии (например, временное закрытие храмов для прихожан).

Религиозные права граждан в период пандемии

Ксения АГАПЕЕВА

Опрос проведен 25 – 31 марта 2021 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1623 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов.

  • Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:
  • 3,4% для показателей, близких к 50%
  • 2,9% для показателей, близких к 25% / 75%
  • 2,0% для показателей, близких к 10% / 90%
  • 1,5% для показателей, близких к 5% / 95%

АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.

Рекомендации священнослужителям во время пандемии коронавируса (COVID-19)

Религиозные права граждан в период пандемии

Адвокат Инна Загребина: «За последнюю неделю к нам за правовой помощью обратились более 5 000 верующих. В этой связи мы решили обобщить наиболее часто встречающиеся вопросы и опубликовать краткие рекомендации для священнослужителей».

Некоммерческое партнерство «Гильдия экспертов по религии и праву», Юридическая служба Централизованной религиозной организации Российская Церковь христиан веры евангельской (РЦХВЕ) подготовили рекомендации для священнослужителей во время пандемии коронавируса.

1. Режим «выходных дней»

Режим «выходных дней» был введен Указом Президента РФ от 02.04.2020 N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Указ установил нерабочие дни с 4 по 30 апреля 2020 года включительно с сохранением за работниками заработной платы. Он касается всех, кто работает по трудовым договорам.

То есть, требование не распространяется на тех, кто осуществляет свою деятельность в религиозной организации по гражданско-правовым договорам (подряда, оказания услуг итп), в том числе по договорам волонтера.

Можно ли оставить неделю рабочей?Да, если сотрудники религиозной организации могут работать удаленно.

Между тем, руководитель религиозной организации не может на этом настаивать, но он вправе попросить, а работник может согласиться.

Но если удаленно работать не получается, или работник против, то необходимо иметь в виду, что это официально нерабочие дни. Если сотрудник не выйдет на работу в этот период, уволить его невозможно.

Как оплачивать нерабочие дни?Эти дни оплачиваются по принципу, как если бы работник работал по своему графику. Если работник согласился работать удаленно, то дни оплачиваются как обычно, без повышения ставки. При этом необходимо иметь в виду, что уменьшение зарплаты незаконно.

Кто должен оплачивать?Все дни должен оплатить работодатель за свой счет. Председатель правительства РФ Михаил Мишустин поручил Минтруду и ФНС России обеспечить еженедельный мониторинг ситуации с невыплатой заработной платы. Такое решение было принято по итогам заседания президиума координационного совета при правительстве по борьбе с распространением коронавируса.

Какая ответственность за невыплату или неполную выплату зарплаты?Напомним, невыплата или неполная выплата в установленный срок зарплаты, других выплат в рамках трудовых отношений, либо установление зарплаты в размере менее установленного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10-20 тыс. руб., на юрлиц – 30-50 тыс. руб. (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ)

Что делать религиозным организациям?Религиозная организация является некоммерческой организацией, соответственно целью ее существования не является извлечение прибыли и она существует за счет добровольных пожертвований прихожан.

Учитывая эту особенность, законодатель предусмотрел для религиозных организаций право в соответствии со своими внутренними установлениями привлекать добровольцев (волонтеров) для участия в организации богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также для выполнения работ, оказания услуг, направленных на поддержку и обеспечение видов деятельности религиозных организаций, предусмотренных их уставами.

Договор с добровольцем (волонтером) не является трудовым договором. Соответственно не попадает под действие ТК РФ, и, как следствие, у религиозной организации не возникает обязанности выплачивать зарплату.

Однако религиозная организация вправе предусматривать в договоре возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности.

Однако следует иметь в виду, что с теми, с кем заключен трудовой договор, заключение волонтерского договора и прекращение трудового договора вопреки воле работника противозаконно.

Если работник религиозной организации сам изъявляет желание стать добровольцем (волонтером) и прекратить трудовые отношения, то с точки зрения законодательства препятствий нет, так как в религиозных организациях верующие в соответствии с внутренними установлениями не работают, а осуществляют вверенное им служение. Порядок заключения договора добровольца и его образец можно найти в книге Ивана Боричевского «Благородное призвание».

2. Режим самоизоляции

Режим всеобщей самоизоляции со всеми вытекающими запретами, введен во многих регионах России. Сложность данного нововведения заключается сразу в нескольких моментах:

1. Правовой статус данного режима не совсем понятен.

С одной стороны самоизоляция является добровольным актом гражданской ответственности, с другой стороны граждан привлекают к административной ответственности в случае его несоблюдения.2.

Правовое регулирование данного режима вводится субъектами РФ самостоятельно, в связи с чем в разных регионах разные правовые нормы и ответственность, соответственно практика не единообразная.

Несмотря на данные трудности правового регулирования, ответим на наиболее волнующие священнослужителей вопросы.

Имеет ли право священнослужитель покидать место проживания для осуществления своей деятельности?Как мы отмечали выше, нормативно-правовые акты, регулирующие ограничительные меры в каждом регионе свои. В этой связи необходимо:— ознакомится с действующим в вашем регионе нормативно-правовым актом. Внимательно посмотреть перечень тех, кому разрешено покидать место проживания.

Читайте также:  Законы не нарушают, их просто… игнорируют

— в случае, если вы не нашли в перечне религиозные организации, рекомендуем связаться по телефону с органами государственной власти (например, в Москве с Правительством Москвы) и выяснить данный вопрос. Также рекомендуем поддерживать отношения со священнослужителями Русской Православной Церкви, которые, как правило, хорошо осведомлены о ситуации с религиозными организациями в своем регионе.

Как правило, практически во всех регионах священнослужителям зарегистрированных религиозных организаций органы государственной власти идут на встречу.

Также настоятельно рекомендуем уточнить, какой правовой порядок предусмотрен для покидания места проживания. Во многих регионах ввели различные документы, которые необходимо заполнить для покидания места проживания. В других действует смс-режим. В-третьих, в Администрацию города подаются списки священнослужителей и.т.п.

Имеют ли право религиозные объединения проводить богослужения с прихожанами в культовых и иных зданиях?Нормативно-правовые акты, регулирующие данный вопрос в каждом регионе отличаются.

В этой связи необходимо ознакомится с действующим в вашем регионе нормативно-правовым актом.

Тем не менее, во многих субъектах РФ религиозным объединениям рекомендовано принять меры безопасности и не проводить богослужения с присутствием на нем прихожан.

Обращаем внимание, что не в одном НПА нет прямого запрета, так как «право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Между тем, в случае заражения верующих коронавирусной инфекцией религиозная организация (если будет доказана ее вина) может быть привлечена как к административной, так и уголовной ответственности.

Административная ответственность

Статья 6.3. КоАП РФ:1.

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий,влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2.

Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3.

Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Уголовная ответственность

Статья 236 УК РФ1.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года.2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Какие требования предусмотрены к онлайн служениям читайте по ссылке: https://hve.ru/advokat/5221-tserkov-v-internet-prostranstve-neskolko-vazhnykh-pravil

Инна Владимировна Загребина Адвокат, председатель правления НП «Гильдия экспертов по религии и праву», главный редактор журнала «Юридическое религиоведение», руководитель Юридической службы РЦХВЕ

Спч представил доклад по теме "уроки эпидемии с точки зрения соблюдения прав и свобод человека и гражданина"

Религиозные права граждан в период пандемии

Пандемия новой коронавирусной инфекции проверила на стойкость не только экономические и политические системы страны, но и механизмы реализации и защиты основных прав и свобод человека. Несмотря на особую значимость вводимых в рамках борьбы с распространением COVID-19 мер, их влияние на основные права человека, закрепленные в Конституции Российской Федерации и международных актах, зачастую было неоднозначным и спорным. Степень такого влияния оценил Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Результаты этой работы члены СПЧ представили на состоявшейся 8 июля онлайн-конференции, посвященной презентации доклада «Уроки эпидемии с точки зрения соблюдения прав и свобод человека и гражданина».

  • Документ состоит из 15 разделов:
  • • правовая основа режима самоизоляции;
  • • тенденции развития цифровизации;
  • • семейно-бытовое насилие в период пандемии;
  • • организация дистанционного образования, права обучающихся и преподавателей;
  • • оказание онкологической помощи в период пандемии;
  • • трудовые права и права мигрантов;
  • • избирательные права и право на участие в управлении делами государства;
  • • права лиц, находящихся в местах принудительного содержания;
  • • права лиц без определенного места жительства;
  • • право на свободу совести и вероисповедания;
  • • вопросы похоронного дела;
  • • оценка адекватности ограничительных мер; • оказание мер поддержки субъектам предпринимательской деятельности;
  • • оказание мер поддержки некоммерческим организациям;
  • • оказание помощи соотечественникам, находящимся за рубежом.
  • Остановимся подробнее на каждом из указанных направлений.
  • Правовая основа режима самоизоляции
  • СПЧ выделил три возможных варианта реагирования на возникшие эпидемиологические вызовы:
  • • введение на всей территории России или ее части режима чрезвычайного положения;
  • • введение в субъектах РФ режима повышенной готовности;
  • • введение дополнительных ограничительных и санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Как показала практика, режим повышенной готовности был введен во всех 85 субъектах РФ, из них в 44 регионах такой режим был признан обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором). «Избранная модель регулирования представляется адекватной возникшим угрозам, поскольку она обладает меньшим негативным воздействием на экономику, чем режим ЧС», – считает СПЧ.

Однако представители Совета отмечают, что у значительной части юридического и правозащитного сообществ возникли сомнения в законности ряда ограничений конституционных прав и свобод граждан в период пандемии.

Это связано не только с тем, что мероприятия, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, должны вводиться федеральными законами, а не указами и постановлениями глав регионов, но и с проблемами расширительного толкования органами власти и полицией некоторых положений региональных актов, касающихся режима повышенной готовности. По большей части это касается ограничительных мер, действовавших в Москве. Хотя Минюст России, которому было поручено проанализировать практику применения принятых в целях борьбы с распространением инфекции НПА, пришел к выводу, что введенные ограничительные меры приняты в пределах компетенции соответствующих органов власти и безусловно отвечают конституционным целям охраны жизни и здоровья граждан.

  1. Тенденции развития цифровизации
  2. В период пандемии работа в рамках цифровизации не только не остановилась, но и активизировалась – в частности, были применены технологии, обеспечивающие соблюдение режима карантина инфицированными коронавирусом гражданами (обязательные к установке мобильные приложения, контроль геолокации мобильных устройств, отслеживание перемещений граждан и автотранспорта при помощи городских камер видеонаблюдения) и обеспечивающие соблюдение режима самоизоляции гражданами, не инфицированными COVID-19 (цифровые пропуска для личных нужд и передвижения автотранспорта, ограничение использования транспортных карт, регламентация прогулок).
  3. Степень риска нарушения конституционных прав при применении таких технологий СПЧ оценивает как высокую.
  4. В числе проблем этой сферы выделены следующие:
Читайте также:  Какие требования нужно погасить для прекращения производства по делу о банкротстве?

• установление ограничений конституционных прав граждан нормативными актами органов госвласти субъектов РФ в нарушение ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, закрепляющей, что основные права граждан могут быть ограничены только федеральным законом;

• дополнительные трудности для лиц старшего поколения и других категорий граждан, вызванные необходимостью активного взаимодействия с интернет-ресурсами;

• недостаточный уровень защиты персональных данных (незащищенность каналов связи, использование иностранных серверов для хранения персональных данных и т. п.) и несоответствие ряда технологий законодательству об охране персональных данных (в части согласия на обработку данных, включая невозможность его отзыва);

  • • нестабильность работы мобильных приложений, повлекшая значительное количество ошибочно выписанных штрафов;
  • • несоразмерность ограничительных мер по сравнению с иными случаями ограничения свободы передвижения (например, при домашнем аресте прогулки возле дома разрешаются, а при режиме самоизоляции – нет);
  • • возможность дальнейшего использования цифровых профилей граждан по окончании пандемии.

«Для минимизации указанных рисков необходимо инициировать серьезную общественную дискуссию о допустимости вмешательства государства в частную жизнь граждан посредством формирования и использования их цифровых профилей. При этом недопустимо использование технологий цифрового контроля в целях воспитания и «улучшения морального облика россиян», – считают в СПЧ.

Семейно-бытовое насилие в период пандемии

Период пандемии выявил существенные недочеты и в этой сфере. Так, государственные организации соцобслуживания для жертв домашнего насилия приостановили работу по предоставлению убежища жертвам домашнего насилия.

При этом возникла экономическая зависимость жертв насилия, которая снизила их мотивацию обращаться в правоохранительные органы.

Также, если в доэпидемический период не утратившая социальных связей жертва насилия могла самодистанцироваться от причинителя насилия, перебравшись к родственниками или друзьям, то в условиях самоизоляции такая возможность отсутствовала.

Поэтому СПЧ призывает на случай «второй волны» продумать механизмы защиты жертв насилия – например, рассмотреть возможность предоставления им временного убежища в пустующем гостиничном фонде, выделив на это необходимые средства из бюджета.

Организация дистанционного образования, права обучающихся и преподавателей

Вынужденный перевод студентов вузов на дистанционное обучение породил ряд проблем как в части соблюдения прав преподавателей, выразившехся в увеличении продолжительности рабочего дня и возможном сокращении преподавательских ставок из-за изменения условий работы, так и прав студентов, многие из которых потеряли работу, а некоторые (например, студенты медицинских, инженерных и творческих специальностей) не могли нормально продолжать обучение, так как образовательный процесс включает важнейшие практические элементы. Проявились и проблемы содержательной части занятий – уклонение преподавателей от разъяснения материала, недостаточно ясные формулировки заданий, перегрузка серверов вузов, фактическая подмена онлайн-лекций пересылкой материалов для самостоятельного чтения студентами.

  1. В связи с этим СПЧ рекомендует Минобрнауки России:
  2. • увеличить число бюджетных мест в вузах для студентов, обучавшихся на платной основе и потерявших работу в результате пандемии (или предоставить нуждающимся студентам отсрочку в оплате обучения сроком до года);
  3. • организовать в начале следующего учебного года дополнительные сессии для студентов, которые по ряду причин не смогли встроиться в процесс дистанционного обучения;
  4. • организовать в вузах горячие линии с руководством по вопросам обучения в период пандемии;
  5. • поддерживать межвузовский обмен лекционными материалами для расширения кругозора студентов;
  6. • разработать пакет мер поддержки студентов, включающий в себя выплату повышенной стипендии в период пандемии, субсидирование кредитных ставок на приобретение компьютерной техники, прямое субсидирование стоимости проживания в общежитиях и иные меры;

• рекомендовать вузам предоставить преподавателям, не имеющим полноценной возможности удаленной работы, право приезжать в вузы и работать на компьютерах работодателя (с компенсацией проезда к месту работы и обратно на такси, выдачей СИЗ и т. п.).

  • • СПЧ также инициирует рассмотрение Правительством РФ вопроса о распространении мер поддержки, предусмотренных для детей в возрасте от 3 до 16 лет, на подростков 16-18 лет.
  • Что касается предложений по поводу замены традиционной формы образования – очной, на дистанционную, то здесь члены СПЧ согласны с Президентом РФ Владимиром Путиным, который считает «откровенной провокацией все слухи и вбросы о том, что дистанционное образование полностью заменит или вытеснит очное и что будут закрыты традиционные школы и университеты».
  • Оказание онкологической помощи в период пандемии

Из-за пандемии была приостановлена плановая госпитализация больных с онкологией, возникли сложности с закупкой и распределением обезболивающих препаратов, незарегистрированных лекарств.

Поэтому СПЧ призывает не только как можно скорее возобновить оказание онкологической и другой плановой медпомощи в прежних объемах, но и далее развивать службу надомного обслуживания онкобольных, в частности, по максимуму переводить услуги в электронный формат и активнее внедрять телемедицинские технологии.

Совет рекомендует Минздраву России оперативно возобновить оказание онкологической и другой плановой медицинской помощи в прежних объемах при соблюдении противоэпидемиологических мер. Также СПЧ считает необходимым проанализировать последствия мобилизации системы здравоохранения для борьбы с COVID-19.

Заместитель председателя СПЧ Ирина Киркора считает целесообразным дополнительно проработать вопрос распространения правил дистанционной продажи лекарств на рецептурные лекарства при условии установления специфических требований и усиленного контроля за их доставкой гражданам.

В свою очередь, председатель Комиссии СПЧ по трудовым и пенсионным правам Борис Кравченко предлагает рассмотреть перспективы ратификации в России Конвенции МОТ № 190 «Об искоренении насилия и домогательств в сфере труда», принятой 21 июня 2019 года, включая возможность имплементации ее положений в российское законодательство.

Трудовые права и права мигрантов

«Мы находимся в самом разгаре кризиса в трудовой сфере, связанного с падением доходов российских граждан, ростом безработицы и т. д., и этот кризис будет развиваться еще долго», – отметил Борис Кравченко.

Проблемы в части соблюдения трудовых прав граждан проявились в отсутствии эффективных механизмов обжалования нарушений в области трудовых прав (медленном реагировании контролирующих органов на жалобы, отсутствии или неэффективности системы выездных и документарных проверок по обращениям работников), сокращении зарплат и численности работников из-за последствий экономического кризиса, обеспечении работников СИЗ за их счет. Кроме того, имели место нарушения трудовых прав педагогов – при принуждении к разрыву отпуска в связи с переносом экзаменов и обязательным участием в ГИА, медработников – включая дефицит кадров в учреждениях здравоохранения, сложности с процедурой начисления дополнительных надбавок, трудовых мигрантов – трудности с возвращением на родину мигрантов и выдворением за пределы РФ лиц, нарушивших миграционное законодательство, а также существование ограничений в предоставлении им медпомощи.

Меры государственной поддержки в период пандемии распространят на религиозные организации / Новости / Патриархия.ru

21 мая 2020 г. 17:56

Государственная Дума ФС РФ приняла в первом чтении проект федерального закона № 959325-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», направленный на расширение мер налоговой поддержки в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.

Законопроектом, в частности, предусматривается освобождение от налогов и страховых платежей в государственные внебюджетные фонды в отношении социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента России и различных субсидий.

Стоимость имущества, в том числе денежных средств, переданных указанным организациям юридическими лицами — плательщиками налога на прибыль, будет учитываться в качестве внереализационных издержек налогоплательщиков с соответствующим уменьшением налоговой базы по налогу на прибыль.

Председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов указал на необходимость принятия срочных мер по оказанию помощи централизованным религиозным организациям традиционных конфессий, в частности, Русской Православной Церкви, и выступил в качестве автора поправки к законопроекту.

«Суть поправки заключается в том, чтобы распространить обозначенные налоговые льготы на централизованные религиозные организации, религиозные организации, входящие в состав централизованных религиозных организаций, а также на учрежденные религиозными организациями социально ориентированные некоммерческие организации.

Поправка обусловлена тем, что Русская Православная Церковь, централизованные религиозные организации мусульман, иудеев, буддистов являются, по существу, крупнейшими социально ориентированными организациями нашей страны, которые в связи с снижением объема пожертвований испытывают крайне серьезные финансовые трудности.

Десятки тысяч граждан, работающие по трудовым договорам с религиозными организациями, входящими в состав Русской Православной Церкви, не имеют возможности получить зарплату за март-апрель из-за отсутствия у религиозных организаций финансовых средств. Уверен, оказать поддержку религиозным организациям в такой ситуации — наш долг.

Выражаю благодарность всем, кто поддержал наши предложения», — отметил Сергей Гаврилов.

Комитет Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений/Патриархия.ru

Читайте также:  Размер уставного капитала ООО будет однозначно повышаться

Вопросы защиты прав человека во время карантина

10 апреля 2020 г. 20:44

В ходе ПМЮФ эксперты обсудили пределы ограничений прав человека для обеспечения защиты населения от угрозы заражения COVID-19, соизмеримости этих требований в разных странах

10 апреля в рамках специального Петербургского международного юридического форума 9 1/2: Законы коронавируса состоялась сессия «Права человека в карантине».

Обсуждались пределы ограничений прав человека для обеспечения защиты населения от угрозы заражения новой коронавирусной инфекцией, соизмеримости этих требований в разных странах с учетом позиций Европейского Суда по правам человека и Комитета ООН против пыток.

В этом году, как уже сообщалось, Форум проводится в онлайн-формате и посвящен исключительно правовым аспектам общественной жизни в условиях пандемии COVID-19 и ее последствий для права и юридической профессии.

Как сообщает «АГ», открывая мероприятие, модератор дискуссии, которым выступил Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека – заместитель министра юстиции РФ Михаил Гальперин, подчеркнул, что в условиях пандемии права граждан ограничиваются в интересах не только неопределенного круга лиц, но и в первую очередь в собственных интересах, поскольку каждый находится под угрозой заражения COVID-19. В связи с этим возникают новые, подчас неожиданные, конфликты фундаментальных прав: права на жизнь и здоровье, с одной стороны, и права на свободу передвижения – с другой. «Самый главный вопрос, который впоследствии возникнет и будет оцениваться с точки зрения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, – насколько соизмеримыми были эти пределы?» – отметил он.

Нынешнюю ситуацию Михаил Гальперин сравнил с триатлоном: «Сейчас мы все вместе пытаемся выгрести из этой ситуации. Но, когда достигнем берега, это не закончится. Дальше надо будет «гнать на велосипеде» – восстанавливать экономический рост. А затем начнется самый сложный этап – «бег» – восстановление общественного спокойствия и нормального хода жизни, в том числе прав и свобод человека».

10 апреля в ходе пленарного заседания специального ПМЮФ «9 1/2: Законы коронавируса» были определены направления консолидации усилий международного сообщества по борьбе с пандемией

Со-модератор, гендиректор по правам человека и верховенству права Совета Европы Христос Якумопулос добавил, что европейские страны особое внимание уделяют международному сотрудничеству во время кризиса.

Он отметил, что накануне ЕСПЧ вынес важное решение, признав, что неадекватные условия содержания под стражей требуют эффективного восстановления людей в правах, поскольку в период пандемии и введения ограничительных мер они страдают больше других.

Спикер добавил, что Комитет ООН против пыток также выпустил ряд принципов, касающихся режима содержания лиц, оставленных без свободы, в контексте кризиса пандемии. «Реализация этих принципов будет способствовать разрешению вопросов, касающихся заключенных и иных лиц, содержащихся в условиях несвободы, на благо данных лиц, а также сотрудников пенитенциарных учреждений», – подчеркнул он.

Министр юстиции Республики Армения Рустам Бадасян в своем выступлении подчеркнул позицию ЕСПЧ, согласно которой государства несут ответственность в определении соразмерности введения ограничительных мер. «Даже в случае введения режима ЧС закон – прежде всего», – отметил он.

10 апреля в рамках специального ПМЮФ 9 1/2: Законы коронавируса министры юстиции обсудили правовые меры для борьбы с пандемией и стратегию межгосударственного взаимодействия

Спикер рассказал, какие мероприятия предпринимаются Правительством РА для предотвращения распространения коронавируса на территории республики.

Так, 16 марта принято решение о введении на территории республики режима ЧС на период до 14 апреля. Законодательством о чрезвычайных ситуациях, отметил он, предусмотрены права, которые могут быть ограничены, и право на свободу перемещений относится к такой категории.

Соответствующие поправки также были внесены в уголовное законодательство и об административных правонарушениях. Для отслеживания перемещений и контактов лиц, зараженных коронавирусом, используются специальные компьютерные программы.

Рустам Бадасян особо подчеркнул, что по окончании режима ЧС данная информация будет уничтожена. «Эти и другие превентивные меры будут гарантировать здоровье и безопасность граждан», – отметил он.

Спикер также добавил, что с точки зрения защиты гражданских прав важно понимать – все указанные меры являются временными и ограничиваются сроками ЧС.

Директор по вопросам информационного общества Директората по противодействию преступности Совета Европы Ян Кляйсен обратил внимание на то, что необходимо добиваться, чтобы меры по защите от пандемии коронавируса не свели на нет ценности и свободы общества, которые до этого были созданы.

В своем выступлении он рассказал, какую роль играют новые технологии в борьбе против пандемии. При этом он отметил важность защиты информации и персональных данных, а также роли искусственного интеллекта в такого рода программных решениях.

Ян Кляйсен затронул тему свободы выражения и защиты от фейковых новостей, касающихся пандемии и борьбы с ней. Он подчеркнул, что СМИ несут особую ответственность, чтобы своевременно и достоверно передавать информацию и предотвращать панику.

В то же время, добавил он, «нельзя глушить голос критики, когда он необходим».

Христос Якумопулос напомнил о заявлении Комитета по предотвращению пыток о необходимости защиты прав тех, кто лишен свободы, а также принадлежит к уязвимой группе населения. Также спикер добавил, что ЕСПЧ и Совет по правам человека будут осуществлять надзор за теми мерами, которые принимаются государствами – членами Совета Европы, и как они соответствуют их обязательствам.

Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова в своем выступлении подчеркнула, что пандемия изменила жизнь каждого. Она рассказала о принятых нормативных актах, которыми введены серьезные гарантии прав человека, включая налоговые льготы и социальные выплаты. «За эти две недели мы получили 3000 обращений», – отметила омбудсмен.

По поводу ограничительных мер Татьяна Москалькова подчеркнула, что важно следить за тем, чтобы не использовались несоразмерные меры. Она обратила внимание на проблемы, которые в настоящее время испытывают трудовые мигранты.

Спикер отметила, что МВД России позволило увеличить их срок пребывания на территории нашей страны до 90 дней, но при условии личного посещения органа внутренних дел.

«Думаю, все государства не должны наказывать иностранных граждан, нарушивших срок пребывания в стране после окончания карантина», – добавила она

Спикер затронула вопрос о соблюдении прав уязвимых групп населения, а также граждан иностранных государств, находящихся в статусе обвиняемого или осужденного и желающих вернуться в свое государство.

Директор ФСИН России Александр Калашников начал свое выступление с данных статистики. Он отметил, что в учреждениях УИС содержатся свыше 523 тыс. человек, более 97 тыс. – в следственных изоляторах.

Спикер рассказал, что в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции в учреждениях и органах УИС в соответствии с требованиями законодательства проводится комплекс профилактических мероприятий, создан оперативный штаб для незамедлительного рассмотрения проблемных вопросов, проводится круглосуточный мониторинг ситуации, введены режимные ограничительные меры.

Федеральная служба исполнения наказаний приостановила предоставление свиданий заключенным в СИЗО

Он также пояснил, в каких условиях проводятся свидания подозреваемых (обвиняемых) с адвокатами, подчеркнув, что лицам, содержащимся под стражей, также предоставляется возможность дистанционного получения квалифицированной юридической помощи.

Александр Калашников добавил, что участие подозреваемых (обвиняемых) в судебных заседаниях на период карантина приостановлено, а осужденным по возможности предоставляются свидания посредством телекоммуникационных сетей. Он отметил, что в пенитенциарных учреждениях предприняты меры по своевременному выявлению наличия заболевания коронавирусной инфекцией путем лабораторной диагностики.

Завершил дискуссию директор ФССП, главный судебный пристав РФ Дмитрий Аристов. В своем выступлении он рассказал о работе службы в условиях пандемии и мерах защиты лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и не имеющих возможности оплатить взыскание по исполнительному листу.

В частности, о послаблении режима, введении моратория на применение санкций в отношении граждан и юридических лиц, причем не только пострадавших от пандемии, решении не начислять пени на долги за коммунальные услуги, продлении лицензий, приостановлении обязательств по договорам займа и т.д.

Реализуемый комплекс мер поддержки, добавил он, должен предусматривать процессуальные послабления в отношении лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Также спикер рассказал о введенных ограничениях на личный прием граждан должностными лицами ССП, подчеркнув, что телефонная связь с территориальными органами и их подразделениями сохранена, о категориях жалоб, требующих незамедлительного реагирования.

В заключение он добавил, что исполнительное производство в настоящее время реализуется преимущественно с помощью электронных технологий в рамках автоматизированных систем и информационных ресурсов.

С полной видеозаписью данной сессии можно ознакомиться здесь (необходимо выбрать ее название из открывающегося списка).

Татьяна Кузнецова

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *