пресс-служба Верховного суда РФ
Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев выступил на Всемирной судейской конференции по вопросам окружающей среды, организованной Верховным народным судом КНР и Программой ООН по окружающей среде (UNEP). Лебедев рассказал о правовых позициях ВС РФ и судебной статистике по делам, связанным с экологическим законодательством. Legal.Report решил опубликовать текст доклада с незначительными сокращениями.
Права человека и гражданина обеспечиваются правосудием, и суды РФ уделяют повышенное внимание делам о защите права каждого на благоприятную окружающую среду. Пленум ВС РФ более 50 раз обращался к вопросам рассмотрения этой категории дел. Кроме того, соответствующие правовые позиции содержатся в 150 постановлениях Президиума ВС РФ.
В соответствии с правовой позицией ВС РФ необходимость защиты права на благоприятную окружающую среду может быть основанием для выхода за пределы доводов, содержащихся в апелляционной или кассационной жалобе, и проверки судебного постановления в полном объеме. Данный принцип применяется судами в том числе при рассмотрении земельных споров, споров в сфере градостроительной и промышленной деятельности, жилищных споров.
В целях охраны окружающей среды в РФ проводятся общественные обсуждения и публичные слушания при градостроительном планировании и предоставлении земельных участков для строительства, в связи с чем ВС РФ обратил внимание судов на то, что несоблюдение этих процедур является основанием для признания решения незаконным.
В повседневной жизни граждан экологическое благополучие обеспечивается в том числе правом на защиту от воздействия табачного дыма, и ВС РФ разъяснил, что нарушение этого права в жилых помещениях (например, курящими соседями) влечет обязанность компенсировать моральный вред.
Важное место в системе принципов экологического законодательства России занимает принцип научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.
Данный принцип представляет собой реализацию международно-правовых положений об устойчивом развитии и противодействии изменениям климата, предусмотренных Рамочной конвенцией ООН об изменении климата 1994 года, Йоханнесбургской декларацией ООН по устойчивому развитию 2002 года и иными международно-правовыми актами.
Во исполнение этого принципа Верховный суд РФ обратил внимание судов на то, что при рассмотрении требований о прекращении деятельности, нарушающей экологическое законодательство, суд обязан соблюдать баланс между экологическими и социально-экономическими потребностями общества. При этом суду следует учитывать факторы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей (например, функционирование градообразующих предприятий, теплоэлектроцентралей, очистных сооружений), соразмерность социально-экономических последствий прекращения их деятельности тому вреду окружающей среде, который может наступить в результате ее продолжения. В связи с этим суд вправе отказать в удовлетворении заявленных требований, если приостановление либо прекращение соответствующей деятельности противоречит общественным интересам.
В судебной практике принцип научно обоснованного сочетания различных интересов реализуется в том числе при рассмотрении споров, связанных с планированием строительной и иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду.
В целях гармоничного развития территорий суды учитывают, что при разработке документов территориального планирования органы власти обязаны обеспечить справедливый баланс между общественными интересами и правами частных лиц, согласование этих прав и интересов, в том числе в сфере охраны окружающей среды.
Предоставляя земельный участок для осуществления экологически опасной деятельности, органы публичной власти не могут действовать произвольно, в своих или иных интересах, без обоснования необходимости такого предоставления.
Разрешая вопрос о законности строительства или реконструкции объектов недвижимости, в целях устойчивого развития территорий суду следует установить не только наличие у застройщика права на земельный участок, но и соответствие осуществляемой деятельности документам территориального планирования.
В 2020 году в процедуре административного судопроизводства судами удовлетворено 84% требований об оспаривании нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности и 62% требований об оспаривании решений органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц в этой сфере.
Принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде реализуется судами по делам о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду, включая выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и размещение отходов производства и потребления.
С 1 июля 2016 года по законодательной инициативе ВС РФ дела о взыскании задолженности по этим платежам, если ее сумма не превышает 100 тыс. рублей, рассматриваются в порядке приказного производства, что позволило ускорить и упростить возмещение экологического ущерба.
При этом ВС РФ поддерживаются предложения о повышении суммы задолженности, подлежащей взысканию в приказном порядке.
В 2020 году судами рассмотрено 1,1 тыс. дел о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, удовлетворены требования по 700, или 64% дел. По этой категории дел установлен повышенный срок исковой давности, составляющий 20 лет.
В 2017 году Пленум Верховного суда РФ принял постановление «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», которое содержит 29 правовых позиций по вопросам правоприменения.
Суды учитывают, что экологический ущерб может выражаться в любом негативном изменении состояния окружающей среды, в частности в ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях. Экологический ущерб, причиненный деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих, возмещается независимо от вины причинителя вреда.
При отсутствии утвержденных методик исчисления размера вреда суды исходят из фактических затрат, которые необходимы для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом проектов рекультивационных и иных восстановительных мероприятий. При этом размер возмещения может быть уменьшен судом только в отношении вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения и при условии, что причинение вреда не являлось умышленным.
Если допущенные нарушения являются устранимыми, то суд вправе ограничить или приостановить соответствующую деятельность и установить срок для устранения нарушений, а также указать конкретные действия, которые обязан совершить причинитель вреда (например, получить положительное заключение экологической экспертизы, ввести в эксплуатацию очистные сооружения, получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ). Если допущенные нарушения не были устранены в установленный судом срок либо являются неустранимыми, то деятельность, причиняющая вред окружающей среде, подлежит прекращению.
Принцип учета природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности реализуется в положениях земельного законодательства, предусматривающих деление земель на категории по целевому назначению и разрешенному использованию.
Исходя из правового режима земель особо охраняемых природных территорий, Верховный суд РФ разъяснил, что эти земли не могут быть включены в границы населенных пунктов. Осуществление строительства с нарушением правил целевого использования земли является основанием для признания постройки самовольной и ее сноса.
Баланс экологической системы обеспечивается охраной земель сельскохозяйственных угодий, в связи с чем суды учитывают правовую позицию ВС РФ о том, что перевод земель сельскохозяйственных угодий в другие категории допускается только в исключительных случаях, которые предусмотрены законом и не подлежат расширительному толкованию.
Законодательство РФ предусматривает принцип участия в деятельности по охране окружающей среды общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.
В целях реализации этого принципа ВС РФ обратил внимание судов на то, что общественные объединения и некоммерческие организации вправе в интересах других лиц подавать в суды иски о возмещении вреда окружающей среде, об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, отмене решений о размещении и эксплуатации объектов, деятельность которых может нанести экологический ущерб.
Принцип сохранения биологического разнообразия реализуется при рассмотрении судами дел, связанных с осуществлением охоты и рыболовства, с учетом правовой позиции ВС РФ о том, что методы добычи и вылова биологических ресурсов не должны приводить к снижению биологического разнообразия, сокращению устойчивого воспроизводства объектов животного мира, нарушению среды их обитания.
В соответствии с принципом ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.
В 2020 году за совершение экологических преступлений (глава 26 УК РФ) осуждены 5,3 тыс. лиц. Из них 2,5 тыс., или 47%, осуждены за незаконную рубку лесных насаждений (статья 260 УК РФ), а 2,2 тыс.
, или 42%, — за незаконную добычу водных биологических ресурсов (статья 256 УК РФ).
Пленум ВС РФ разъяснил, что предметом незаконной рубки лесных насаждений могут быть в том числе насаждения, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья), при этом не имеет значения, высажены ли эти насаждения усилиями человека или они произросли естественным образом.
Позитивной тенденцией является сокращение количества осужденных за экологические преступления за последние 5 лет на 41% (с 9000 лиц в 2015 году) и на 15% за прошлый год (с 6200 лиц в 2019 году).
За совершение административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования (глава 8 КоАП РФ) в 2020 году привлечены к административной ответственности 52 тыс. лиц, включая 8 тыс.
организаций и индивидуальных предпринимателей и 4 тыс. должностных лиц.
Применяя гражданско-правовую ответственность, суды учитывают правовую позицию о том, что граждане, здоровью которых причинен вред в результате негативного воздействия на окружающую среду, имеют право на компенсацию морального вреда.
Принцип соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды предусматривает обязанность предоставления соответствующих сведений по запросам граждан и СМИ.
В связи с этим Верховный суд РФ обратил внимание судов на то, что обязанность предоставлять информацию о состоянии окружающей среды по запросам СМИ распространяется на все организации независимо от их организационно-правовой формы, в том числе на коммерческие и некоммерческие юридические лица, организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.
В целях соблюдения ответственного и бережного подхода к использованию природных ресурсов законодательство РФ предусматривает принцип обязательности финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими экологически опасную деятельность, мер по предотвращению или уменьшению негативного воздействия на окружающую среду.
В связи с этим суды РФ исходят из того, что экологический ущерб может быть возмещен не только путем взыскания денежной компенсации, но и путем возложения на причинителя вреда обязанности за свой счет восстановить нарушенное состояние окружающей среды.
Проект восстановительных работ не может быть произвольным — он должен быть согласован с уполномоченными органами власти, а предусмотренные в нем работы должны быть обоснованными, разумными и необходимыми.
Суды учитывают, что проведение восстановительных работ предусмотрено в том числе при осуществлении экологически опасной деятельности на земельном участке, принадлежащем причинителю вреда, чем исключается потребительское и эгоистичное отношение собственников к принадлежащим им природным ресурсам.
Если проведение рекультивации не позволяет полностью восстановить состояние окружающей среды, в том числе в силу невосполнимости экологических потерь, то возмещение вреда в оставшейся части осуществляется в денежной форме.
Выбор способа возмещения причиненного вреда осуществляет истец, при этом суд вправе с учетом публичных интересов и мнений участников судопроизводства применить такой способ возмещения вреда, который позволит наиболее эффективно обеспечить восстановление окружающей среды.
Последовательная реализация судами принципов охраны окружающей среды обеспечивает устойчивое и гармоничное развитие общества, добросовестное и разумное использование природных богатств, экологически ответственный подход к осуществлению предпринимательской деятельности. Безусловно, это способствует благополучию и процветанию не только наших современников, но и будущих поколений.
Об обязанностях и ответственности водопользователей в сфере охраны водных объектов
Якутия — один из самых речных и озерных регионов России. Здесь насчитывается более 800 тысяч озер и около 700 тысяч рек и речек.
- Каждый год водные объекты из-за деятельности человека подвергаются загрязнению.
- В этой связи сегодня мы будем говорить о требованиях, предъявляемых к охране водных объектов, о том, какие обязанности имеются у водопользователей, какую ответственность несут лица за загрязнение водных объектов.
- На вопросы отвечает помощник Якутского природоохранного прокурора Андреев Вячеслав Викторович.
- Вячеслав Викторович, что понимается под водопользованием и кто относится к числу пользователей водными объектами?
- Водопользование представляет собой любой вид деятельности, который осуществляется при непосредственном взаимодействии с водным объектом, то есть использование воды с целью удовлетворения нужд населения и хозяйственной деятельности человека называется водопользованием.
- Для наглядности приведем примеры водопользования: для питья, полива сельхозрастений, рыбного хозяйства, отдыха, для транспортных целей, размещение стоянки катеров, дноуглубительные работы в акватории водоема и так далее.
Под водопользователями понимаются те лица, которые пользуются водными ресурсами и право пользования которым предоставлено. Это могут быть физические и юридические лица.
- Требует ли пользование водным объектом разрешения?
- Законодатель требует получать разрешительную документацию на использование водных объектов, в том числе и для граждан.
- Исключения для граждан имеются, но в том случае, если лицом забор воды осуществляет без использования технических средств и оборудования.
- Однако, если гражданин к примеру использует летний водопровод и устанавливает насосную станцию, тем самым организовав забор воды с водоема, то соответствующее разрешение иметь необходимо.
- На основании каких документов возникает право пользования водными объектами и кто их выдает?
- Водные объекты предоставляются в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.
- Деятельность по предоставлению в пользование водных объектов, расположенных на территории республики, осуществляется Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства республики Саха (Якутия).
- Какие обязанности возложены на водопользователей?
Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду. В связи с этим на водопользователей возложен ряд обязанностей.
- Законодателем определяются условия использования водного объекта, в частности объем допустимого забора водных ресурсов, сроки водопользования (предельный срок не более 20 лет), размер платы, условия и сроки её внесения, ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.
- Водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других водопользователей, причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения, вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов и объема сброса сточных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами.
- Нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем.
- А какие требования предъявляются к охране водных объектов?
- Статьей 55 Водного кодекса РФ устанавливаются основные требования к охране водных объектов.
- На собственников и водопользователей водных объектов возлагается обязанность по осуществлению мероприятий по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений.
- К таким мероприятиям можно отнести:
- 1) деятельность по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками;
- 2) меры, направленные на предотвращение истощения водных объектов, ликвидация загрязнения и засорения;
3) расчистку водных объектов от донных отложений и т.д.
Что такое водоохранная зона и как она устанавливается?
В целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и растительного мира, статья 65 Кодекса устанавливает особый режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон указанных объектов.
Под водоохранной зоной понимается территория, примыкающая к береговой линии водных объектов. В границах водоохранной зоны располагается береговая и прибрежная защитная полосы.
Водоохранная зона имеет свои «пояса»: береговую, прибрежную защитную полосу и часть водоохранной зоны, находящуюся за пределами прибрежной защитной полосы. Чем ближе «пояс» водоохранной зоны к воде, тем более жесткий режим использования он имеет.
Так, ширина водоохранной зоны зависит от протяженности водного объекта и составляет для рек (ручьев) протяженностью до 10 км – в размере 50 м, от 10 до 50 км – 100 м, более 50 км – 200м.
Чтобы не теряться в сомнениях по поводу того, сколько же составляет ширина водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы у конкретного водного объекта, законодатель предусмотрел механизм информирования граждан о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности на указанных территориях.
Каждый из нас, отдыхая у водного объекта, может наблюдать знаки, где на синем фоне печатными буквами белого цвета имеется надпись: «Водоохранная зона. Текст, нанесенный на знак, должен быть виден в светлое время суток с расстояния 50 метров.
- Отсутствие таких знаков не является основанием для освобождения от ответственности.
- Чтобы не нарушить закон в случае отсутствия знаков и специально оборудованных мест для стоянки автомобилей, возможно самостоятельно определить границу водоохранной зоны с учетом указанных мною критериев.
- Что разрешено и запрещено в этой зоне?
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации реки, озера и иные водоемы являются общедоступными водными объектами.
Это означает, что каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
В границах водоохранных зон категорически запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
В водоохранных зонах также не может быть расположено кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ.
В границах прибрежных защитных полос помимо прочего запрещается выгул сельскохозяйственных животных.
- Какие нарушения допускают граждане и организации чаще всего?
- Как показывает практика наиболее распространёнными нарушениями среди организаций являются:
- — использование водных объектов для сброса сточных вод без решения о предоставлении водного объекта в пользование;
- — осуществление сброса сточных вод в водный объект без разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду (водные объекты).
- К примеру, в октябре прошлого года Якутская природоохранная прокуратура провела проверку исполнения Акционерным обществом требований законодательства об охране окружающей среды и природопользовании при осуществлении деятельности по добыче угля с выездом в Нерюнгринский район.
В ходе осмотра акватории р. Верхняя Нерюнгра и территории в районе шламового хозяйства предприятия установлен выпуск технологических вод в водный объект, который не учтен в разрешительных документах на водопользование.
В целях устранения выявленных нарушений Якутская природоохранная прокуратура внесла в адрес руководителя акционерного общества представление, по результатам рассмотрения которого приняты меры, организована работа по приведению в соответствие нормативно-разрешительной документации на водопользование.
Кроме того, по инициативе прокуратуры компания как юридическое лицо и ответственное должностное лицо привлечены к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ (пользование водным объектом с нарушением установленных условий) с назначением наказаний в виде штрафов на общую сумму более 70 тыс. рублей. Ущерб Обществом возмещен.
- Гражданами чаще всего допускается мойка машин возле рек, озер в границах водоохранных зон.
- Какая ответственность предусмотрена за данные нарушения?
- Пользуясь случаем хотелось бы предостеречь граждан и представителей организаций, которые нас смотрят, от пренебрежительного отношения к нормам экологического законодательства.
- В случае допущения нарушений водного законодательства и загрязнения водных объектов законодатель предусмотрел административную и уголовную ответственность, сочетая их с мерами гражданско-правового характера.
К примеру, мойка машины в водоохранной зоне обойдется гражданину в виде административного штрафа до 4500 рублей; должностному лицу (если автомобиль служебный) —до 12 000 рублей; для юридических лиц штраф составляет до 400 тысяч рублей (ч. 1 ст. 8.41 КоАП РФ).
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях также предусмотрена ответственность за самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (статья 7.
6 КоАП РФ), нарушение правил охраны водных объектов (статья 8.13 КоАП РФ), нарушение правил водопользования (статья 8.14 КоАП РФ), нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (статья 8.
15 КоАП РФ) и т.д.
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность загрязнение вод. Так, статья 250 УК РФ предусматривает ответственность за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам.
Также Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за широкий спектр уголовно-наказуемых деяний, так или иначе связанных с оказанием негативного антропогенного воздействия на водные объекты: нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (статья 216 УК РФ), нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (статья 246 УК РФ), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (статья 247 УК РФ).
Помимо административной и уголовной ответственности, законодательством об охране окружающей среды предусмотрено обязательное возмещение ущерба, причиненного водным объектам.
Так, в ходе проверки природоохранной прокуратуры, проведенной в Нерюнгринском районе в 2017 году, установлено, что при осуществлении деятельности по добыче золота на лицензионном участке недр Обществом с ограниченной ответственностью, сточные воды с промывочного прибора без какой-либо предварительной очистки сбрасываются в водный объект. Кроме того, использование водного объекта осуществляется в отсутствие разрешительной документации.
Ущерб, причиненный водному объекту вследствие сброса недостаточно очищенных сточных вод, составил свыше 46 млн. руб.
По постановлению природоохранной прокуратуры общество и его должностное лицо привлечены к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ (нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение) и по ст. 7.6 КоАП РФ (самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий).
- Якутской природоохранной прокуратурой в суд предъявлено исковое заявление о взыскании с Общества ущерба, причиненного окружающей среде.
- Решением Алданского районного суда исковое заявление прокурора удовлетворено в полном объеме.
- Верховным судом Республики Саха (Якутия) решение суда первой инстанции отставлено без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы Общества отказано.
- В настоящее время предприятие находится в процессе банкротства.
- Поэтому несоблюдение норм законодательства об охране окружающей среды может повлечь еще и негативные финансовые последствия для предприятия.
- Есть ли какие-то рекомендации и пожелания для телезрителей?
Отдыхая у воды, следует помнить, что каждый из нас обязан бережно относиться к природе и хранить ее. Только в этом случае мы можем рассчитывать на качественную и благоприятную среду обитания.
Если Вы стали свидетелем загрязнения водного объекта со стороны водопользователей в результате их деятельности, сообщите об этом на номер ответственного дежурного Управления Росприроднадзора по РС (Я) 89248676718 либо в Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства по номеру тел. 50-85-62 и ее территориальные подразделения.
Ответственность за нарушение водного законодательства
Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред. Вред, причиненный водным объектам, возмещается в добровольном или в судебном порядке.
Субъектами ответственности за нарушение водного законодательства являются предприятия (организации), физические лица, индивидуальные предприниматели, органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Нарушения законодательства об охране и использовании водных объектов можно подразделить на три группы:
- — нарушения в области охраны собственности (самовольный захват водных объектов, несанкционированное водопользование, самовольная уступка права водопользования и др.);
- — загрязнение, заражение, засорение и истощение водных объектов как составных частей окружающей среды, непринятие мер по предотвращению вредного воздействия вод;
- — нарушения порядка водопользования, установленного режима вод, учета водных объектов, состояния и эксплуатации водохозяйственных гидротехнических и иных сооружений.
Административная ответственность предусмотрена:
- — за уничтожение водохозяйственных или водоохранных информационных знаков, а равно специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря РФ (ст. 7.2 КоАП РФ);
- — самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий (ст. 7.6 КоАП РФ);
- — повреждение объектов и систем водоснабжения, водоотведения, гидротехнических сооружений, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения (ст. 7.7 КоАП РФ);
- — самовольная уступка права пользования водным объектом (ст. 7.10 КоАП РФ);
- — уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17 КоАП РФ);
- — самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения (ст. 7.20 КоАП РФ);
- — нарушение требований по охране гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки (ст. 8.9 КоАП РФ);
- — нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления (ч. 1 ст. 8.13 КоАП РФ);
- — невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования (ч. 2 ст. 8.13 КоАП РФ);
- — незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов (ч. Зет. 8.13 КоАП РФ);
- — нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение (ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ);
- — загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах (ч. 5 ст. 8.13 КоАП РФ);
- — нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты (ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ);
- — нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении промыслового рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений (ч. 2 ст. 8.14. КоАП РФ);
- — нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (ст. 8.15 КоАП РФ);
- — нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ или открытом море стандартов (норм, правил) или условий лицензии (ст. 8.17 КоАП РФ);
- — нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.18 КоАП РФ);
- — самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.19 КоАП РФ).
Законодательством предусмотрено, что за загрязнение водоемов, в частности путем эксплуатации на предприятиях, коммунальных и других объектах неисправных очистных сооружений и устройств, отключения очистных сооружений и устройств на какой-либо срок, нарушения правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и других препаратов, могущих повлечь или повлекших загрязнение воды, административную и уголовную ответственность в предусмотренных законом случаях несут и должностные, и иные виновные лица. Такие действия могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Уголовное законодательство предусматривает ответственность:
- — за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда здоровью человека, животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству (ст. 250 УК РФ);
- — загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных островов, установок или сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и водных биологических ресурсов либо препятствующих правомерному использованию морской среды (ст. 252 УК РФ);
- — незаконное возведение искусственных островов, установок или сооружений на континентальном шельфе РФ, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне РФ зон безопасности, а равно нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов, установок или сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства; исследование, поиск, разведку, разработку природных ресурсов континентального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ, проводимые без соответствующего разрешения (ст. 253 УК РФ);
- — незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ).
В соответствии со ст. 11 УК РФ преступления, совершенные в пределах территориального моря РФ, признаются совершенными на территории России. Действие УК РФ распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Материальная ответственность за нарушение водного законодательства наступает независимо от привлечения виновных к административной или уголовной ответственности.
Водопользователи обязаны возместить вред, причиненный водным объектам.
Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждена приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87.
В соответствии с водным законодательством должностным лицам органов государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, являющимся государственными инспекторами в сфере охраны окружающей среды, предоставлено право предъявлять к нарушителям судебные иски о возмещении убытков, причиненных государству нарушением водного законодательства.
- 1. Что входит в состав водного фонда?
- 2. Охарактеризуйте водный объект как объект эколого-правового режима водопользования.
- 3. Каковы особенности управления эколого-правовым режимом водопользования?
- 4. Назовите виды водопользования.
- 5. Изложите права и обязанности водопользователей.
- 6. Какие функции выполняют водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы?
- 7. Укажите основные цели государственного мониторинга водных объектов.
- 8. Что представляет собой государственный водный реестр?
- 9. Какие задачи выполняет государственный надзор в области использования и охраны водных объектов?
- 10. В чем состоят основные мероприятия по охране водных объектов?
- 11. Какая ответственность предусмотрена за нарушение водного законодательства?
Деградация водных объектов
Деградация водного объекта – это снижение или утрата его качеств, представляющих ценность для человека. В том числе деградация – это и утрата свойств водного объекта как полноценного компонента благоприятной окружающей среды – основной жизненной ценности человека.
Основные виды деградации водных объектов
Ценность водного объекта для человека определяется различными аспектами его жизни, материальными и духовными потребностями. В соответствии с этим можно выделить несколько основных видов деградации:
- экологическая деградация, проявляющаяся в разрушении водных экосистем и снижении их биоразнообразия;
- водохозяйственная деградация, заключающаяся в утрате возможностей использования ресурсов водного объекта в ходе осуществления различных видов хозяйственной деятельности;
- рыбохозяйственная деградация, в которую целесообразно вкладывать более широкий смысл, чем сокращение рыбных запасов, распространяя данный аспект деградации на снижение количества любых видов водных биологических ресурсов;
- рекреационная деградация, заключающаяся в снижении или утрате рекреационного потенциала, т.е. возможности использования водного объекта и окружающей его территории для массового отдыха;
- видеоэкологическая деградация, приводящая к снижению видеоэкологического потенциала, как самого водного объекта, так и территории, к которой он прилегает или в пределах которой он расположен;
- культурно-историческая деградация, связанная с утратой возможности использования водного объекта, как компонента объектов культурно-исторического наследия или религиозного культа.
Факторы деградации водных объектов
Деградация водных объектов может быть обусловлена различными видами антропогенных (техногенных) воздействий. Основными из них являются:
Некоторые из этих факторов интенсивно исследовались на протяжении многих лет. Другие изучались в значительно меньшей степени. Именно им на нашем сайте уделяется особое внимание.
Инженерно-экологическое обустройство водных объектов
В литературе отдельные проявления процесса деградации часто описывались как развитие чрезвычайной ситуации или ухудшение санитарно-эпидемиологического состояния. Однако для объективного изучения этих явлений необходим системный подход, одновременно учитывающий все аспекты происходящих процессов.
Человеческая деятельность должна рассматриваться не только в качестве основной причины деградации, но и как единственный фактор, который может воспрепятствовать развитию этого процесса.
Естественный потенциал самоочищения и самовосстановления водных экосистем в современных условиях не могут противостоять возрастающему уровню антропогенной нагрузки.
Для их сохранения благоприятных условий основная часть этой нагрузки должна быть перенесена на специально создаваемые системы инженерно-экологического обустройства, широко применяемые на малых городских водных объектах.
Эти меры представляют собой не что иное, как одну из форм техногенеза окружающей среды – природообустройственный техногенез. В более крупных масштабах для той же цели могут быть использованы существующие инженерно-технические системы (например, гидроэнергетические) после их экологической оптимизации. В результате этих мер, водные объекты становятся компонентами управляемых природно-технических систем.
Более подробно данные вопросы рассматриваются в монографии и статьях, которые можно скачать бесплатно и без регистрации на нашем сайте
Суздалева А.Л., Горюнова С.В. Техногенез и деградация поверхностных водных объектов. – М.: ООО ИД ЭНЕРГИЯ, 2014. – 456 с.
1. | Горюнова С.В., Попов А.В., Суздалева А.Л., Безносов В.Н. Чрезвычайные экологические и биологические ситуации в техногенных водных экосистемах – Вестник Российского ун-та дружбы народов. Сер. Сельскохозяйственные науки. 2002. №8. С.10–16. | файл 5p1.doc |
2. | Горюнова С.В., Безносов В.Н. Основные этапы развития чрезвычайной экологической ситуации в прибрежной зоне морского курорта – Актуальные проблемы экологии и природопользования. Сборник научных трудов Российского университета дружбы народов. Вып.5. Ч.2. Экологические исследования природно-техногенных систем. М.: Изд. РУДН, 2004. С.114–122. | файл 5p2.doc |
3. | Горюнова С.В., Суздалева А.А., Кучкина М.А. Антропогенная деградация водных объектов и возможные пути ее предотвращения – Экология и развитие общества. Материалы XII международной конференции. Дополнительный выпуск. Спб.: МАНЭБ, 2009. С. 83–85. | файл 5p3.doc |