Инциденты из-за ухудшения состояние здоровья водителей такси, автобусов или грузовиков происходят регулярно, и еще в 2017 году президент Владимир Путин поручил разработать законопроект о телемедицине.
Отметим, что никакого запрета дистанционных осмотров нет и сейчас: транспортные компании их уже проводят. Внесенный Минздравом документ после принятия придаст телемедицине официальный статус.
Вводится дистанционный формат предрейсовых медосмотров перед началом рабочего дня, а также послерейсовых осмотров по окончании смены.
На расстоянии будут определяться температура, давление, пульс, содержание алкоголя в крови и ряд других параметров водителей такси, автобусов и грузовиков.
Предполагается, что это будет работать так: водителю нужно будет авторизоваться в терминале, установить на себя датчики, которые измерят пульс, давление и т. п. На процедуры уйдет несколько минут. Фальсифицировать или подделать данные приборов невозможно, заверяют в Минздраве.
Сведения направятся врачу, и на основании полученных данных медик примет решение о допуске водителя в рейс. Важно, что законопроект оставляет за работодателем право выбирать порядок проведения медосмотра — в очной форме или дистанционно.
Планируется заносить данные в базу, которой смогут впоследствии воспользоваться представители правоохранительных органов в ходе расследования аварий. Водителям тоже дадут доступ к своим данным.
По данным ГИБДД РФ в 2020 году:
• более 167 000 человек лишены водительских удостоверений за управление ТС в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ);• почти 14 500 ДТП из 145 073 произошло c участием водителей, находившихся в момент аварии в состоянии опьянения.
- Из них:• 11 897 с легковыми автомобилями;• 410 с грузовиками;• 45 с общественным транспортом;
- • 84 с тракторами и другими самоходными механизмами.
- 19 044 человека было ранено в таких ДТП, 4064 погибло.
- ПОЛЬЗА ОСМОТРОВ НА ДИСТАНЦИИ
«Все это позволит сохранить здоровье работника, чтобы он долгое время исполнял свои обязанности, исключить возникновение у него профессионального заболевания», — заявил замдиректора общественного здоровья Минздрава Максим Некрасов на «круглом столе» на тему нового законопроекта (состоялся в конце июля). А главный внештатный профпатолог министерства Игорь Бухтияров привел в пример опыт РЖД, где благодаря дистанционным осмотрам машинистов удалось снизить в два раза риск их внезапной смерти от заболеваний. Такой опыт пригодится и на автотранспорте.
Сейчас в 90 % случаев осмотров не проводится, водители просто получают путевые листы (их нужно предъявлять инспекторам ГИБДД) со штампом медработника, рассказал член Общественной палаты Александр Холодов.
«Нужно либо иметь свой медкабинет, получив лицензию, либо на договорной основе привлекать какую-то медицинскую организацию.
Понятно, это и деньги большие, и определенные затруднения», — констатировал замдиректора развития цифровой экономики Минэкономразвития Алексей Минаев.
По прогнозу министерства, широкое распространение телемедицины позволит сократить смертность в ДТП на 20 %. Это произойдет за счет внедрения дистанционных осмотров в тех регионах, где медработников нет или их очень мало.
ВЫВЕСТИ ИЗ ТЕНИ
Действительно ли тема актуальна, мы спросили у экспертов и представителей транспортных компаний.
На практике компании действительно пренебрегают проведением медицинских осмотров, они не проводятся в 90 % случаев, согласна основатель цифровой платформы по разработке и продвижению законодательных инициатив «Инициатор» Венера Шайдуллина. «Телемедицина поможет вывести из теневого сектора систему предрейсовых медицинских осмотров, — считает эксперт. — Сама процедура медосмотра станет прозрачнее и проще, если пройдет законопроект о телемедицинской технологии».
По ее оценке, реализация инициативы даст возможность контролировать состояние работников в динамике, так как данные будут храниться годами. Причем информация будет сохраняться на облачном сервисе, что удобно.
И контролировать такие данные в режиме онлайн — это способ более эффективный, чем проверка бумаг, считает Шайдуллина.
Кроме того, дистанционные проверки действительно помогут сократить число ДТП по вине водителей, согласна она.
«Это давно назревший и наболевший у всех транспортников вопрос», — заявил руководитель транспортного отдела IBF-Motors Евгений Иванов. Он отметил, что в крупных транспортных компаниях есть штатные медработники. «Но даже у нас по разным обстоятельствам бывает необходимость проводить осмотры водителей удаленно от штатного медкабинета», — добавил эксперт.
По словам Иванова, в ходе очных осмотров часто срабатывает человеческий фактор. «Многие водители за короткое время находят «подходы» к медицинскому персоналу, — пояснил эксперт, — и зачастую, дабы сократить время осмотра или по другим причинам, медицинский работник проводит проверку поверхностно, невнимательно, тем самым допуская на линию людей в пограничном состоянии».
Онлайн-осмотры, считает он, этой проблемы лишены: водитель не знает медперсонал, который его проверяет, а медик более объективно проводит проверку.
Представитель IBF-Motors выразил уверенность, что дистанционные медосмотры следует приравнять по статусу к обычным пред- и послерейсовым осмотрам, причем разрешить компаниям по своему усмотрению выбирать удобный для них формат.
Повлияет ли новшество на количество ДТП по вине нетрезвых водителей? «Думаю, где-то в районе погрешностей, так как нетрезвые водители, за редким исключением, — это водители частных автомобилей», — заявил эксперт.
СПРОС БУДЕТ
Телемедицина — направление перспективное и будет востребовано у транспортных компаний, считает руководитель по взаимодействию с инфраструктурными и правительственными организациями ГК «Деловые линии» Евгений Уткин.
«Дистанционный контроль состояния здоровья сотрудников не только удобен, но и максимально безопасен с учетом эпидемиологической обстановки, — отметил он. — При этом выиграют как перевозчики, так и медицинские организации, у которых сейчас не всегда хватает работников и оборудования для очных осмотров».
И только после легализации телемедицины она сможет заменить предрейсовые осмотры водителей медицинским сотрудником, констатировал эксперт.
Евгений Уткин наряду с коллегами отметил, что одним из плюсов телемедицины является отсутствие человеческого фактора (с врачом можно «договориться»). «Поэтому потенциально «беспристрастность» системы может внести свой вклад в повышение безопасности на дороге», — добавил он.
Заместитель гендиректора международной транспортно-логистической компании ТРАСКО по транспорту Михаил Пальков тоже считает актуальным вопрос удаленных предрейсовых осмотров водителей с помощью средств телемедицины.
«Это хорошая современная практика, но, безусловно, для ее широкого применения необходимы законодательные основания», — заявил он.
Что касается повышения безопасности на дорогах, то тут очевидно, отметил эксперт: чем больший процент соответствующих медицинским требованиям водителей будет за рулем, тем ниже будет вероятность ДТП по причинам, связанным с состоянием здоровья водителей.
«Да, эту инициативу считаю актуальной, — сообщил руководитель департамента транспорта ООО «НьюМоскоуБас» Олег Власов. — Мы некоторое время успешно использовали такой продукт как дополнительную меру контроля водительского состава. Но урегулировать это на законодательном уровне нужно обязательно с внесением соответствующих поправок в ПДД».
Однако он все же считает, что человеческий фактор нельзя будет исключить на 100 %.
«Люди всегда приспосабливаются ко всему, что бы и когда ни вводилось, и телемедицина не будет исключением, — прогнозирует Власов.
— Никто не мешает водителю в перерыве между рейсами выпить «живой квас», и при проведении внеплановой проверки на линии будут зафиксированы нежелательные проценты в выдыхаемом воздухе».
Кроме того, эксперт высказал мнение, что всех под одни стандарты при медосмотрах подводить нельзя. «По рекомендациям, выданным на осмотре, зачастую можно выявить некоторые серьезные заболевания, которые на ранней стадии легко лечить.
Но это уже после посещения докторов, — подчеркнул Власов.
— В то же время есть хронические заболевания, при которых порой показатели кажутся завышенными, но при детальном их изучении в стационарных условиях они не являются причиной недопуска водителя, и врачи выдают соответствующую справку».
ЦЕНА ВОПРОСА И ДЕФИЦИТ
Во сколько обойдется внедрение дистанционных осмотров, и возможна ли экономия?
«Ранее нам предлагался этот продукт — 15 000 рублей за одно рабочее место, — рассказал Олег Власов («НьюМоскоуБас»). — Для выпуска большого количества водителей примерно в одно время таких мест должно быть пропорционально требуемой проходимости людей».
Михаил Пальков (ТРАСКО) констатировал, что, если ставить оборудование для телемедицины на каждый автомобиль, то стоимость осмотра будет высокой, и сэкономить не получится. «Все будет зависеть от стоимости самого оборудования и цены администрирования процесса дистанционных осмотров», — пояснил он.
Евгений Иванов отметил, что расчеты стоимости реальных и онлайн-осмотров учитывают множество факторов (персонал, оборудование, администрирование и многое другое).
По этой причине компания сама должна считать, что ей интересно в каждом конкретном случае.
«Онлайн-осмотры надо рассматривать больше не с точки зрения экономии, а с точки зрения удобства для предприятия», — добавил представитель IBF-Motors.
Есть еще и такой нюанс: в результате внедрения системы возрастет отсев водителей. Так, например, в АО «Мострансавто» рассказывали о следующих результатах теста системы телемедицины: количество водителей, не допущенных за руль, выросло с 1 до 20 %. Не приведет ли это к нехватке водителей, если отсев увеличится в двадцать раз?
«Конечно, приведет, а также к росту стоимости перевозок, — отметил Евгений Иванов. — Но! Здесь речь идет о безопасности людей, и этим все сказано. Нездоровые и нетрезвые водители не должны управлять транспортом».
Евегний Уткин («Деловые линии») также считает, что вопрос дефицита кадров не должен решаться за счет послаблений в требованиях к их здоровью. «Потому что это опасно как для самого сотрудника, так и для других участников дорожного движения», — пояснил он.
Михаил Пальков констатировал, что уже сегодня нехватка квалифицированных водителей — это одна из насущных проблем в сфере автомобильных грузоперевозок. «Но жертвовать безопасностью здесь не стоит», — согласен он.
Однако эксперт высказал мнение, что данные пилотного проекта об увеличении отсева непригодных водителей в двадцать раз говорят о том, что либо очного контроля практически не было, либо требования телемедицины имеют завышенные параметры и не допускают к работе даже здоровых водителей.
В целом проект, возможно, следует доработать — такого мнения, в частности, придерживается Общественная палата. «Пока непонятно, как будет финансироваться проект. Открытым остается вопрос, как обеспечить безопасность хранения получаемых персональных данных», — заявила Венера Шайдуллина («Инициатор»).
Что касается идеи сделать онлайн-осмотры обязательными, то прокомментировавшие эту тему эксперты не согласны: телемедицина должна быть именно опцией. Предприятие само решит, какой из вариантов ему интересен с точки зрения стоимости, логистики, затраченного времени, ресурсов и множества других факторов, отметил, в частности, Евгений Иванов.
«Пока это преждевременный вопрос, так как существуют определенные сложности; например, технические неисправности оборудования или сбои интернет-соединения, — напомнил Евгений Уткин.
— Кроме того, есть проблема с водителями-гипертониками: им нужно получать дополнительную справку, подтверждающую заболевание.
Поэтому считаем, что телемедицина может хорошо интегрироваться с очными осмотрами и диспансеризацией».
Предрейсовый медосмотр хотят сделать дистанционным: что ждет водителей – Безопасность и страхование – АТИ, Центр: Система грузоперевозок
Транспортные компании давно просили узаконить дистанционный формат медосмотров водителей, и наконец Минздрав внес в правительство соответствующий законопроект. Телемедицина призвана существенно упростить процедуру проверки здоровья водителя, а также отловить нетрезвых за рулем.
Инциденты из-за ухудшения состояние здоровья водителей такси, автобусов или грузовиков происходят регулярно, и еще в 2017 году президент Владимир Путин поручил разработать законопроект о телемедицине.
Отметим, что никакого запрета дистанционных осмотров нет и сейчас: транспортные компании их уже проводят. Внесенный Минздравом документ после принятия придаст телемедицине официальный статус.
Вводится дистанционный формат предрейсовых медосмотров перед началом рабочего дня, а также послерейсовых осмотров по окончании смены.
На расстоянии будут определяться температура, давление, пульс, содержание алкоголя в крови и ряд других параметров водителей такси, автобусов и грузовиков.
Предполагается, что это будет работать так: водителю нужно будет авторизоваться в терминале, установить на себя датчики, которые измерят пульс, давление и т. п. На процедуры уйдет несколько минут. Фальсифицировать или подделать данные приборов невозможно, заверяют в Минздраве.
Сведения направятся врачу, и на основании полученных данных медик примет решение о допуске водителя в рейс. Важно, что законопроект оставляет за работодателем право выбирать порядок проведения медосмотра — в очной форме или дистанционно.
Планируется заносить данные в базу, которой смогут впоследствии воспользоваться представители правоохранительных органов в ходе расследования аварий. Водителям тоже дадут доступ к своим данным.
По данным ГИБДД РФ в 2020 году:
- более 167 000 человек лишены водительских удостоверений за управление ТС в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ);
- почти 14 500 ДТП из 145 073 произошло c участием водителей, находившихся в момент аварии в состоянии опьянения.
Из них:
- 11 897 с легковыми автомобилями;
- 410 с грузовиками;
- 45 с общественным транспортом;
- 84 с тракторами и другими самоходными механизмами.
19 044 человека было ранено в таких ДТП, 4064 погибло.
ПОЛЬЗА ОСМОТРОВ НА ДИСТАНЦИИ
«Все это позволит сохранить здоровье работника, чтобы он долгое время исполнял свои обязанности, исключить возникновение у него профессионального заболевания», — заявил замдиректора общественного здоровья Минздрава Максим Некрасов на «круглом столе» на тему нового законопроекта (состоялся в конце июля). А главный внештатный профпатолог министерства Игорь Бухтияров привел в пример опыт РЖД, где благодаря дистанционным осмотрам машинистов удалось снизить в два раза риск их внезапной смерти от заболеваний. Такой опыт пригодится и на автотранспорте.
Сейчас в 90 % случаев осмотров не проводится, водители просто получают путевые листы (их нужно предъявлять инспекторам ГИБДД) со штампом медработника, рассказал член Общественной палаты Александр Холодов.
«Нужно либо иметь свой медкабинет, получив лицензию, либо на договорной основе привлекать какую-то медицинскую организацию.
Понятно, это и деньги большие, и определенные затруднения», — констатировал замдиректора развития цифровой экономики Минэкономразвития Алексей Минаев.
По прогнозу министерства, широкое распространение телемедицины позволит сократить смертность в ДТП на 20 %. Это произойдет за счет внедрения дистанционных осмотров в тех регионах, где медработников нет или их очень мало.
ВЫВЕСТИ ИЗ ТЕНИ
Действительно ли тема актуальна, мы спросили у экспертов и представителей транспортных компаний.
На практике компании действительно пренебрегают проведением медицинских осмотров, они не проводятся в 90 % случаев, согласна основатель цифровой платформы по разработке и продвижению законодательных инициатив «Инициатор» Венера Шайдуллина. «Телемедицина поможет вывести из теневого сектора систему предрейсовых медицинских осмотров, — считает эксперт. — Сама процедура медосмотра станет прозрачнее и проще, если пройдет законопроект о телемедицинской технологии».
По ее оценке, реализация инициативы даст возможность контролировать состояние работников в динамике, так как данные будут храниться годами. Причем информация будет сохраняться на облачном сервисе, что удобно.
И контролировать такие данные в режиме онлайн — это способ более эффективный, чем проверка бумаг, считает Шайдуллина.
Кроме того, дистанционные проверки действительно помогут сократить число ДТП по вине водителей, согласна она.
«Это давно назревший и наболевший у всех транспортников вопрос», — заявил руководитель транспортного отдела IBF-Motors Евгений Иванов. Он отметил, что в крупных транспортных компаниях есть штатные медработники. «Но даже у нас по разным обстоятельствам бывает необходимость проводить осмотры водителей удаленно от штатного медкабинета», — добавил эксперт.
По словам Иванова, в ходе очных осмотров часто срабатывает человеческий фактор. «Многие водители за короткое время находят «подходы» к медицинскому персоналу, — пояснил эксперт, — и зачастую, дабы сократить время осмотра или по другим причинам, медицинский работник проводит проверку поверхностно, невнимательно, тем самым допуская на линию людей в пограничном состоянии».
Онлайн-осмотры, считает он, этой проблемы лишены: водитель не знает медперсонал, который его проверяет, а медик более объективно проводит проверку.
Представитель IBF-Motors выразил уверенность, что дистанционные медосмотры следует приравнять по статусу к обычным пред- и послерейсовым осмотрам, причем разрешить компаниям по своему усмотрению выбирать удобный для них формат.
Повлияет ли новшество на количество ДТП по вине нетрезвых водителей? «Думаю, где-то в районе погрешностей, так как нетрезвые водители, за редким исключением, — это водители частных автомобилей», — заявил эксперт.
СПРОС БУДЕТ
Телемедицина — направление перспективное и будет востребовано у транспортных компаний, считает руководитель по взаимодействию с инфраструктурными и правительственными организациями ГК «Деловые линии» Евгений Уткин.
«Дистанционный контроль состояния здоровья сотрудников не только удобен, но и максимально безопасен с учетом эпидемиологической обстановки, — отметил он. — При этом выиграют как перевозчики, так и медицинские организации, у которых сейчас не всегда хватает работников и оборудования для очных осмотров».
И только после легализации телемедицины она сможет заменить предрейсовые осмотры водителей медицинским сотрудником, констатировал эксперт.
Евгений Уткин наряду с коллегами отметил, что одним из плюсов телемедицины является отсутствие человеческого фактора (с врачом можно «договориться»). «Поэтому потенциально «беспристрастность» системы может внести свой вклад в повышение безопасности на дороге», — добавил он.
Заместитель гендиректора международной транспортно-логистической компании ТРАСКО по транспорту Михаил Пальков тоже считает актуальным вопрос удаленных предрейсовых осмотров водителей с помощью средств телемедицины.
«Это хорошая современная практика, но, безусловно, для ее широкого применения необходимы законодательные основания», — заявил он.
Что касается повышения безопасности на дорогах, то тут очевидно, отметил эксперт: чем больший процент соответствующих медицинским требованиям водителей будет за рулем, тем ниже будет вероятность ДТП по причинам, связанным с состоянием здоровья водителей.
«Да, эту инициативу считаю актуальной, — сообщил руководитель департамента транспорта ООО «НьюМоскоуБас» Олег Власов. — Мы некоторое время успешно использовали такой продукт как дополнительную меру контроля водительского состава. Но урегулировать это на законодательном уровне нужно обязательно с внесением соответствующих поправок в ПДД».
Однако он все же считает, что человеческий фактор нельзя будет исключить на 100 %.
«Люди всегда приспосабливаются ко всему, что бы и когда ни вводилось, и телемедицина не будет исключением, — прогнозирует Власов.
— Никто не мешает водителю в перерыве между рейсами выпить «живой квас», и при проведении внеплановой проверки на линии будут зафиксированы нежелательные проценты в выдыхаемом воздухе».
Кроме того, эксперт высказал мнение, что всех под одни стандарты при медосмотрах подводить нельзя. «По рекомендациям, выданным на осмотре, зачастую можно выявить некоторые серьезные заболевания, которые на ранней стадии легко лечить.
Но это уже после посещения докторов, — подчеркнул Власов.
— В то же время есть хронические заболевания, при которых порой показатели кажутся завышенными, но при детальном их изучении в стационарных условиях они не являются причиной недопуска водителя, и врачи выдают соответствующую справку».
ЦЕНА ВОПРОСА И ДЕФИЦИТ
Во сколько обойдется внедрение дистанционных осмотров, и возможна ли экономия?
«Ранее нам предлагался этот продукт — 15 000 рублей за одно рабочее место, — рассказал Олег Власов («НьюМоскоуБас»). — Для выпуска большого количества водителей примерно в одно время таких мест должно быть пропорционально требуемой проходимости людей».
Михаил Пальков (ТРАСКО) констатировал, что, если ставить оборудование для телемедицины на каждый автомобиль, то стоимость осмотра будет высокой, и сэкономить не получится. «Все будет зависеть от стоимости самого оборудования и цены администрирования процесса дистанционных осмотров», — пояснил он.
Евгений Иванов отметил, что расчеты стоимости реальных и онлайн-осмотров учитывают множество факторов (персонал, оборудование, администрирование и многое другое).
По этой причине компания сама должна считать, что ей интересно в каждом конкретном случае.
«Онлайн-осмотры надо рассматривать больше не с точки зрения экономии, а с точки зрения удобства для предприятия», — добавил представитель IBF-Motors.
Есть еще и такой нюанс: в результате внедрения системы возрастет отсев водителей. Так, например, в АО «Мострансавто» рассказывали о следующих результатах теста системы телемедицины: количество водителей, не допущенных за руль, выросло с 1 до 20 %. Не приведет ли это к нехватке водителей, если отсев увеличится в двадцать раз?
«Конечно, приведет, а также к росту стоимости перевозок, — отметил Евгений Иванов. — Но! Здесь речь идет о безопасности людей, и этим все сказано. Нездоровые и нетрезвые водители не должны управлять транспортом».
Евегний Уткин («Деловые линии») также считает, что вопрос дефицита кадров не должен решаться за счет послаблений в требованиях к их здоровью. «Потому что это опасно как для самого сотрудника, так и для других участников дорожного движения», — пояснил он.
Михаил Пальков констатировал, что уже сегодня нехватка квалифицированных водителей — это одна из насущных проблем в сфере автомобильных грузоперевозок. «Но жертвовать безопасностью здесь не стоит», — согласен он.
Однако эксперт высказал мнение, что данные пилотного проекта об увеличении отсева непригодных водителей в двадцать раз говорят о том, что либо очного контроля практически не было, либо требования телемедицины имеют завышенные параметры и не допускают к работе даже здоровых водителей.
В целом проект, возможно, следует доработать — такого мнения, в частности, придерживается Общественная палата. «Пока непонятно, как будет финансироваться проект. Открытым остается вопрос, как обеспечить безопасность хранения получаемых персональных данных», — заявила Венера Шайдуллина («Инициатор»).
Что касается идеи сделать онлайн-осмотры обязательными, то прокомментировавшие эту тему эксперты не согласны: телемедицина должна быть именно опцией. Предприятие само решит, какой из вариантов ему интересен с точки зрения стоимости, логистики, затраченного времени, ресурсов и множества других факторов, отметил, в частности, Евгений Иванов.
«Пока это преждевременный вопрос, так как существуют определенные сложности; например, технические неисправности оборудования или сбои интернет-соединения, — напомнил Евгений Уткин.
— Кроме того, есть проблема с водителями-гипертониками: им нужно получать дополнительную справку, подтверждающую заболевание.
Поэтому считаем, что телемедицина может хорошо интегрироваться с очными осмотрами и диспансеризацией».
фото: Леонида Толмачева и компании MedPoint24
Законны ли дистанционные предрейсовые осмотры водителей?
Дистанционные медицинские предрейсовые осмотры вызвали огромный ажиотаж как среди предпринимателей, так и среди медицинских сотрудников. Споры о том, законен ли такой способ проведения процедуры, не умолкают и до сих пор. Поэтому в данной статье мы разберемся, законны ли дистанционные предрейсовые осмотры водителей.
Дистанционный предрейсовый осмотр: законно ли?
Еще до недавнего времени дистанционные предрейсовые осмотры использовались исключительно под видом эксперимента либо выступали в качестве дополняющего метода обследования сотрудников.
Но теперь все изменилось — новый закон о регламенте дистанционных предрейсовых осмотров был представлен и подписан В. В. Путиным. Теперь использовать телемедицинское оборудование для предрейсовых осмотров абсолютно законно!
И это регламентируется Федеральным законом №323-ФЗ, а также рядом других сопутствующих нормативных документов:
- указания Приказа Министерства здравоохранения №835н;
- требования №965н.
Но существуют определенные условности, при которых дистанционное прохождение предрейсового медосмотра водителей 2020 может быть реализовано.
Предрейсовые медосмотры водителей в 2020 году: нововведения
Существует ряд требований, которые необходимо учитывать при переходе на дистанционные осмотры:
- перед переходом на удаленные осмотры специалисты должны пройти очное обследование у терапевта с целью выявления хронических заболеваний. В случае их наличия работник ставится на особый учет;
- при переходе на удаленные медосмотры специалисты должны раз в 6 месяцев проходить очное обследование у лечащего врача.
По сути, подобные нововведения никак не меняют прежний порядок вещей — обязательные медкомиссии были и раньше. Единственное — перед переходом на дистанционные медосмотры нужно будет обновить базу данных по состоянию здоровья сотрудников.
h2 Проведение медосмотров вне лицензированного кабинета
Еще один вопрос, который смущает многих предпринимателей, заключается в том, не перечат ли дистанционные осмотры установленному требованию о проведении медосмотров в лицензированном кабинете. Давайте разбираться.
В соответствии с Приказом Минздрава №965Н, а именно частью III, определяется перечень видов деятельности, в которых применяются телемедицинские технологии.
В нем определено, что предрейсовый медконтроль относится к медико-санитарной помощи, для которой допустимо проведение осмотра в любой точке, в т.ч. вне стационара и кабинета врача.
Соответственно, дистанционные предрейсовые осмотры непосредственно на предприятии являются допустимыми и абсолютно законными!
Что нужно для перехода на дистанционные медосмотры?
- Приобрести специализированное оборудование, которое внесено в Госреестр РФ, с гарантией на его последующие обслуживания и поверки.
- Заключить договор с медучреждением, имеющим лицензию на проведение медосмотров, либо обучить штатного врача работать с системой дистанционных осмотров.
- Получить согласие от медицинских работников на изучение новой системы медосмотров и освоение работы с ней.
- Обеспечить поставку программного обеспечения для фиксации, хранения и передачи данных, которое бы соответствовало регламенту РФ по обработке персональных данных.
- Обучить персонал взаимодействию с телемедицинским оборудованием.
Нормативные документы
Если вы хотите самостоятельно убедиться в том, законен ли дистанционный предрейсовый медицинский осмотр водителей в 2020 году, рекомендуем вам ознакомиться со следующими нормативными актами и документами:
- Закон №323-ФЗ (21/11-11 Г.);
- Приказ Минздрава №965Н (30/11-17 Г.);
- Статья 213 ТК;
- Статья 23 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995.
Комплекс удаленного медицинского осмотра
В рамках Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», а также стратегии безопасности дорожного движения на 2018–2024 гг.
планируется рассмотреть проект о легализации удаленного контроля состояния здоровья водителей. Если он будет принят, организации смогут проводить медосмотры с помощью терминалов, подключенных к локальной сети.
При этом решения о допуске или недопуске сотрудников по-прежнему будут принимать медицинские работники.
Плюсы такого подхода очевидны: проведение осмотров станет значительно проще, не потребуется штат фельдшеров, сопоставимый с числом водителей, снижается риск передачи вирусных инфекций.
Основной проблемой удаленного мониторинга является отсутствие очного контроля. В связи с этим компаниям необходимо уделять особое внимание выбору программных и аппаратных средств осмотра, отдавая предпочтения наиболее надежным и наукоемким.
Ведь при таком осмотре риск “пропустить” заболевшего значительно увеличивается.
ГК «Системные технологии» разработала принципиально новый подход к контролю работников. Данный подход успешно применяется на крупнейших транспортных и промышленных предприятиях страны: ОАО “РЖД”, Металлоинвест, Газпромнефть, и других.
Наши системы предрейсовых/предсменных медицинских осмотров расширяют представление об стандартном медосмотре, не увеличивая при этом его продолжительности.
При этом есть функционал по самотестированию в удаленном режиме под аудио и видео контролем медработника с автоматизированной оценкой функционального состояния человека по нескольким десяткам параметров, без измерения которых невозможно определить 80% опасных состояний человека.
В этой статье мы расскажем о комплексе удаленного медицинского осмотра АСПО™, его конструкции, функционале, и назначении.
Содержание
Технические особенности
Комплекс удаленного медицинского осмотра АСПО — это один из элементов ERP-советующей системы обеспечения надежности человеческого фактора на базе предрейсовых/предсменных, а также послерейсовых и межрейсовых медицинских осмотров (ПРМО). Система АСПО предназначена для проведения автоматизированных обследований, в т.ч. удаленно.
Измерительные терминалы системы могут быть представлены в 2 форм-факторах: АСПО-М — настольный и АСПО-С — напольный.
АСПО-М | АСПО-С | |
Габариты комплексов: | ||
Глубина (длина) | 362,4мм | 554мм |
Ширина | 295мм | 599мм |
Высота | 493мм | 1473мм |
Снаряженная масса | 21,5кг | 85кг |
Основными задачами аппаратов для медосмотра являются:
- автоматизация медицинских осмотров;
- проведение дистанционных (удаленных) осмотров, контроль законодательно требуемых параметров состояния человека, снижение юридических рисков заказчика за счет легализации процедуры и результатов осмотра;
- скрининг-оценка функционального состояния человека по нескольким важнейшим индексам;
- снижение рисков аварий и трудопотерь за счет управления рисками человеческого фактора, благодаря контролю некоторых опасных состояний человека, которые значительно влияют на способность управлять транспортным средством;
- мониторинг здоровья и самочувствия человека.
На основании полученной информации, а также данных об индивидуальных показателях нормы для каждого сотрудника АСПО™ автоматически определяет пограничные (переходные от нормы) состояния и зоны риска.
Функционал
Измерение основных показателей. АСПО-С™ фиксирует данные по более чем 40 параметрам. Помимо законодательно требуемых параметров (артериального давления, частоты пульса, паров этанола и температуры), система измеряет и оценивает:
- параметры ритма сердечной деятельности и вариационной пульсометрии с минимальной для неинвазивной диагностики погрешностью. Система выполняет спектральный, корреляционный и другие методы статистического анализа на основе этих измерений;
- параметры формы пульсовой волны;
- боковое, среднее гемодинамическое, редуцированное артериальное давление, скорость распространения пульсовой волны — важнейший предиктор кардиоваскулярных событий.
Все эти параметры АСПО™ предоставляют возможность выявлять широкий спектр опасных состояний и рисков, которые не фиксируются обычными системами с тонометрами: например, переутомление, стрессовые, депрессивные состояния, последствия приема токсических средств, риски кардиоваскулярных катастроф, которые не характеризуются критическим изменением давления и пульса, скрытые симптомы ОРВИ и другие.
Выявление опасных состояний. АСПО™ не только производит измерения основных показателей здоровья сотрудника, но и выявляет пограничные состояния и зоны риска на основе собственных уникальных методик. В ходе предрейсовых и послерейсовых медосмотров аппарат фиксирует отклонения и, если выявлены потенциально опасные состояния, извещает об этом ответственных лиц.
Такой подход дает возможность существенно снизить количество аварий и заболеваемости, так как появляется возможность обоснованного превентивного воздействия. При помощи системы АСПО™ медицинские работники в результате дополнительных обследований выявляют и могут предотвратить развитие следующих заболеваний:
- нарушения ритма сердечной деятельности различного генеза;
- сердечно-сосудистые катастрофы и заболевания;
- опухоли,
- кисты внутренних органов,
- язвенная болезнь,
- желчнокаменная болезнь,
- пиелонефрит,
- нейроциркуляторная дистония,
- диффузное увеличение щитовидной железы, грипп и другие ОРВИ;
- прогрессирование ранее выявленных заболеваний, необходимость в психологическом консультировании и коррекции;
- гипертоническая болезнь 1, 2 и 3 степени.
Терминал АСПО-М (настольный) оценивает законодательно требуемые параметры:
- ДАД, САД, ЧСС,
- количество паров этанола,
- температуру поверхности тела.
Кроме того, АСПО™ замеряет уровень оксигенации крови и с помощью встроенных функций рассчитывает
- Npi – риск токсического опьянения;
- Rpi – риск кардиоваскулярных катастроф;
- Ipi – риск ОРВИ.
Оценка риска сердечно-сосудистых заболеваний и кардиоваскулярных катастроф. В комплексах удаленного медицинского осмотра АСПО™ используется методика RPi, разработанная нашими сотрудниками. В ее основе лежит анализ вариабельности сердечного ритма и пульсовой волны.
Благодаря этому RPi может с высокой степенью точности оценивать риски кардиоваскулярных катастроф, которые могут произойти в ближайшее время. Вероятности рассчитываются в автоматическом режиме.
Затем сведения о потенциальных опасных состояниях передаются медицинским работникам.
Ведение базы данных. Все результаты медицинских осмотров сохраняются в системе. Они передаются на сервер или центральный компьютер по защищенному каналу. После этого они хранятся в базе данных с ограниченными правами доступа. Благодаря этому обеспечивается полная сохранность информации, а также защита от перехвата, удаления и модификации.
Конструктивные особенности
Комплекс удаленного медицинского осмотра водителей АСПО™ состоит из аппаратной части и программного обеспечения, разработанного нашими специалистами. В зависимости от количества сотрудников он может включать в себя различные элементы. Основным является терминал медосмотра. Он включает в себя:
- Терминал, снабженный веб-камерой. С его помощью система фиксирует на видео процесс проведения медосмотра. Благодаря этому исключается возможность злоупотребления со стороны сотрудников. В некоторых исполнениях терминалов также предусмотрена возможность прямой связи с медицинским работником.
- Устройство для идентификации сотрудника. Наиболее удобным вариантом являются уникальные RFID-карты. Для медицинских работников предусмотрена возможность входа в систему с помощью персональных токенов.
- Устройство для измерения артериального давления, анализ показателей пульса и параметров пульсовой волны и оксигенации крови. В отличие от обычного тонометра оно способно оценивать больше показателей, поэтому существенно повышает эффективность исследования. На основе полученных данных комплекс удаленного медицинского осмотра АСПО™ оценивает состояние работника как нормальное, пограничное или опасное.
- Пирометр. Он необходим для измерения температуры тела.
- Алкотестер. С его помощью сотрудники проходят тест на наличие паров алкоголя в выдыхаемом воздухе. Аппарат для медосмотра может быть оснащен как проводным, так и беспроводным алкометром.
- Термопринтер. С его помощью сотрудник получает документ, содержащий результаты исследования и решение медицинского работника о допуске или недопуске.
- Плату ЭКГ. Она не входит в стандартную комплектацию и поставляется по запросу клиента. С ее помощью можно проводить электрокардиографическое исследование.
Терминалы модели АСПО-С также комплектуются креслами для комфортного прохождения медосмотра.
Порядок использования комплекса удаленного медицинского осмотра АСПО™
- Работник подходит к свободному аппарату для медосмотра. Исследование в среднем занимает 70–90 секунд, поэтому очереди не возникают даже на крупных предприятиях.
- Сотрудник проходит идентификацию. Она может быть реализована различными способами.
- На центральный узел отправляются данные о водителе и начале осмотра.
- Водитель проходит все стандартные проверки. Необходимый минимум включает в себя измерение температуры тела, артериального давления, показателей пульса, проверку наличия паров алкоголя. Результаты анализов отправляются медицинскому работнику и в базу данных. Наблюдение за процедурами проходит в режиме онлайн.
- Медицинский работник получает данные и на их основе принимает решение о допуске или недопуске водителя до рейсов. Документы сотрудник может получить непосредственно у терминала с помощью термопринтера.
Чтобы узнать о других выгодах АСПО™ для вашего предприятия от АО НПП «Системные технологии» и заказать имплементацию решения, оставьте заявку в форме ниже.
Законность дистанционных медосмотров водителей перед рейсом
Существующими нормативными правовыми актами в сфере проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров их проведение с применением телемедицинских технологий не запрещено.
Какие законы регламентируют удаленный предрейсовый медосмотр водителей?
Согласно ч. 7 ст.
23 Закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, которые предусмотрены ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
С 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны и здоровья» (далее — Федеральный закон № 242-ФЗ).
Федеральным законом № 242-ФЗ предусмотрено создание правовых основ использования информационно-телекоммуникационных технологий в сфере охраны здоровья граждан. Также данный Закон определяет цели применения телемедицинских технологий, включающие дистанционное взаимодействие медицинских работников друг с другом, а также с пациентами.
Так, согласно п. 10 ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.
№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 323-ФЗ) доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются в том числе применением телемедицинских технологий, под которыми понимаются информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента (п. 22 ст. 2 Закона № 323-ФЗ).
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2017 г. № 965н утвержден порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.
Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. № 835н.
В пункте 15 приказа предполагается возможность ведения журнала предрейсовых осмотров в электронном виде.
Существующими нормативными правовыми актами в сфере проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров их проведение с применением телемедицинских технологий не запрещено.
Также в настоящее время в Государственной Думе находится на рассмотрении проект Федерального закона № 271597-7 «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
В частности, указанный законопроект предполагает включение в Закон следующего положения: «Допускается проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров с применением телемедицинских технологий в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи».
Указанный проект Федерального закона является заключительным актом внедрения дистанционного медицинского контроля водителей транспортных средств, обязанных проходить предрейсовый (послерейсовый), предсменный (послесменный) медосмотр.
Судебная практика:
- ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ
- от 6 сентября 2018 г. N 15АП-12799/2018
- Дело N А53-12338/2018
Общество с ограниченной ответственностью «Агро-Авто» (далее — заявитель, ООО «Агро-Авто», общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным постановления Южного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее — административный орган, управление) от 17.04.2018 по делу N 2841 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 в виде административного штрафа в размере 30 000 (Тридцать тысяч) рублей.