Работодатели стали в два раза чаще увольнять своих сотрудников за посты в социальных сетях, выяснили эксперты. В связи с этим компании начали отсеивать потенциальных кандидатов на трудоустройство еще на этапе подбора кадров. Рассказываем, как изменилось поведение сотрудников в Сети и законно ли увольнение за публикацию в интернете.
За комментарий – на выход
depositphotos/GaudiLab
Авторы исследования, которое провел сервис по поиску работы SuperJob, опросили представителей тысячи компаний и 1,6 тысячи экономически активных россиян из разных регионов. Выяснилось, что из-за неподобающего поведения в соцсетях увольнения случались в каждой десятой компании России.
С момента проведения аналогичного исследования в два раза выросло число увольнений из-за публикаций сотрудников в блогах и социальных сетях: 5% – в 2011 году, 10% – сегодня.
из исследования портала SuperJob
Чтобы избежать таких неприятных сюрпризов, работодатели стали чаще отсеивать потенциальных кандидатов еще на этапе подбора кадров. В частности, в 2011 году профили соискателей в соцсетях не просматривали 58% компаний, а в 2020-м – уже 44%.
В России не раз вспыхивали скандалы на фоне увольнений из-за постов в соцсетях. Например, в 2019 году в Барнауле за фото в купальнике и коротком платье лишилась работы учитель русского языка и литературы Татьяна Кувшинникова. Тогда за нее вступились коллеги по всей стране, запустив в Сети хештег #УчителяТожеЛюди.
Еще одна резонансная ситуация случилась в том же 2019 году, когда поста главы управления культуры администрации Петрозаводска лишилась Анна Лесонен. В соцсетях она сделала публикацию, в которой назвала жителей города, которые выбросили мусор в неположенном месте, «мразями». Впоследствии запись был удалена.
Из-за подобных скандалов россияне стали пристальнее относиться к своему поведению в соцсетях, подчеркнули в SuperJob. Если в 2011 году только 37% жителей страны публиковали посты, лайкали и комментировали записи в интернете с учетом возможного просмотра страницы работодателем, то в 2020 году таких стало уже 46%.
Уволить за лайк – законно?
depositphotos/serezniy
Проверка кандидатов при трудоустройстве, а также слежка за сотрудниками в соцсетях связана с тем, что сами компании стали больше заботиться о собственной репутации, рассказала Москве 24 HR-эксперт Зулия Лоикова.
«С 2011 года социальные сети более плотно вошли в нашу жизнь. Они заняли прочную часть идентификации личности. Когда я работала в больших финансовых компаниях, мы анализировали в том числе цифровой след того или иного потенциального сотрудника. И работодатели, естественно, регулярно следят за соцсетями подчиненных, в том числе подчиненные иногда не знают об этом», – рассказала Лоикова.
Любой человек оставляет цифровой след. Даже безобидные посты могут стоить рабочих мест.
Эксперт отметила, что после увольнения у специалиста с таким бэкграундом могут возникнуть проблемы с будущим трудоустройством.
«Из одной крупной компании за провокационный пост уволили SMM-специалиста. Он потом написал мне письмо хорошим слогом, чувствуется, что он хороший специалист. И я понимаю, что о нем уже знает профессиональное сообщество и его, скорее всего, не возьмут на новую работу в силу того, что он «отличился» и новость об этом облетела все вокруг», – отметила она.
HR-специалист советует в соцсетях быть аккуратнее в высказываниях на остросоциальные и политические темы, не допускать публикации оскорблений и возможного разглашения конфиденциальной информации. Соискателям эксперт рекомендует заранее «чистить» неоднозначные фотографии и посты, а также внимательно относиться к приватности подобного контента.
В свою очередь, директор Института профессионального кадровика, эксперт по трудовому законодательству Валентина Митрофанова рассказала Москве 24, что увольнение за пост или комментарий при определенных обстоятельствах может быть незаконным.
«Законным увольнение может являться только в том случае, если сотрудник нарушил внутренние локальные нормативные акты. А это значит, что у работодателя всегда должна быть прямая ссылка на конкретный пункт должностной инструкции», – подчеркнула Митрофанова.
Если работодатель хочет производить увольнение на основании контента в соцсетях, у него с юридической точки зрения должен быть запрет на осуществление определенных действий сотрудником. Он должен быть закреплен во внутренних локальных актах, с которыми работник должен быть ознакомлен.
Валентина Митрофанова
эксперт по трудовому законодательству
Работодатель может устанавливать только те запреты, которые связаны непосредственно с трудовой деятельностью сотрудника, отметила эксперт по трудовому праву. В первую очередь это ограничения на размещение информации о деятельности компании, численности ее сотрудников и внутренних процессах.
Либо при размещении подобной информации, в том числе в личных соцсетях, текст должен быть согласован с пиар-службой или руководством, рассказала собеседница Москвы 24.
Если поведение в соцсетях никак не связано с ущемлением законных интересов компании, такое увольнение будет незаконным. Здесь уже сам работник может обращаться в суд в связи с нарушением прав работодателем, который вмешивается в его личную жизнь.
Валентина Митрофанова
эксперт по трудовому законодательству
«У нас есть конституционное право невмешательства в личную жизнь.
И любой человек, в принципе, имеет право сказать: «А на каком основании вы как юрлицо просматриваете мои социальные сети и еще на основании этого принимаете какие-либо решения?» С подобными увольнениями самим компаниям нужно быть внимательнее, так как есть вероятность получения встречного иска со стороны специалиста», – добавила Митрофанова.
Исключением в данной ситуации будет отдельная категория сотрудников, к которым можно применить один из пунктов статьи 81 Трудового кодекса, согласно которой работодатель имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке за аморальное поведение работника. Она, в частности, касается сотрудников, которые выполняют воспитательные функции, добавила Митрофанова.
Ограничения и запреты для государственных гражданских служащих
Любой работник обязан ответственно и добросовестно выполнять свои должностные обязанности, а госслужащие, помимо исполнения инструкций, должны соблюдать ряд ограничений и запретов. За их нарушение предусмотрена особая ответственность вплоть до лишения должности.
По положениям 79-ФЗ о госслужбе ограничения и запреты определяются для граждан, поступающих на гражданскую службу (79-ФЗ от 27.07.2004). Этот норматив определяет ключевые правила, условия и требования, предъявляемые к работникам государственных ведомств и служб.
Требования таковы:
- совершеннолетие;
- наличие российского гражданства;
- знание русского языка;
- квалификация, соответствующая занимаемой должности.
Основные обязанности госработника разделяют на две группы. Первая — это исполнение обязанностей, которые определены соответствующим регламентом и (или) инструкциями. Во вторую группу входят выполнение антикоррупционных мер. Это значит, что госслужащим необходимо своевременно отчитываться о доходах и избегать конфликтов интересов.
Однако это не единственные требования к государственному специалисту. Законодатели предусмотрели ряд ограничительных мер, о них расскажем далее.
Ограничения по службе
На должность госслужащего назначают не каждого. Все ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются статьями 16 и 17 79-ФЗ. Чтобы занять ответственный пост, требуется соблюдение следующих условий:
- Полное отсутствие каких-либо ограничений в дееспособности.
- Отсутствие неснятой и (или) непогашенной судимости.
- Отсутствие вступившего в силу приговора суда, ограничивающего или запрещающего занимать госдолжность.
- Отсутствие заболеваний, препятствующих данному виду трудоустройства (приложение №2 к приказу Минздравсоцразвития №984н).
- Отсутствие второго гражданства или смены российского гражданства на иное.
- Непризнание кандидата уклонившимся от несения военной службы по призыву.
- Наличие полной информации о сайтах, изданиях и СМИ, в которых была опубликована личная информация о кандидате на госдолжность.
- Возраст менее 65 лет при условии, что наниматель не продлил срок трудового договора (контракта).
- Наличие доступа к работе с государственной тайной при необходимости такого допуска для выполнения обязанностей.
- Отсутствие близкого родства между непосредственным начальником и подчиненным.
- Непредоставление при трудоустройстве ложных, недостоверных сведений о доходах, имуществе, образовании, здоровье и прочих существенных условиях для назначения на должность.
Нельзя назначить на должность госслужащего гражданина, который нарушил запреты для государственного гражданского служащего по антикоррупционным мерам, участвовал в конфликте интересов либо утратил доверие нанимателя.
Все виды и категории ограничительных мер закреплены в статьях 16 и 25.1 закона №79-ФЗ.
Запреты для госслужащих
Законодательство определяет ограничения и запреты, связанные с государственной службой, для граждан. Так, статья 17 закона 79-ФЗ закрепляет все виды запретов, которые не вправе нарушить госработник, в частности госслужащим запрещено:
- Совмещать государственную службу и предпринимательскую деятельность. То есть госработник не вправе трудиться в качестве ИП или являться участником коммерческих и некоммерческих организаций. Запрет распространяется и на предпринимательство через доверенных лиц. Но есть исключения в части некоммерческих организаций и учреждений (ст. 17 закона).
- Приобретать ценные бумаги, которые предназначены для извлечения прибыли. Этот запрет действует только при вероятности возникновения конфликта интересов, в остальном ограничений нет.
- Выступать в качестве официального представителя какого-либо лица по доверенности либо по иным правоустанавливающим документам, если это провоцирует конфликт интересов.
- Получать подарки, вознаграждения и иные поощрения от физических и юридических лиц в качестве оплаты или вознаграждения за выполнение прямых обязанностей госработника. Есть исключения.
- Разглашать конфиденциальную информацию либо использовать ее в своих интересах. Перечень сведений, отнесенных к конфиденциальной информации, закреплен в указе президента №188.
- Делать высказывания публичного характера о работе государственных органов, руководителей, служащих и их представителей. Исключение составляют ситуации, в которых данные действия предусмотрены должностными инструкциями.
- Открывать банковские вклады, счета и депозиты в иностранных банках. Запрет распространяется на работника и его супругу и несовершеннолетних детей. Также запрещено использовать финансовые инструменты иностранных государств. Исключение: госработник трудится за пределами РФ.
Это не исчерпывающий перечень запретительных мер, которые требуются к соблюдению при несении государственной гражданской службы. Законодатели установили ряд требований, которые придется соблюдать даже при увольнении с госдолжности.
Запреты при увольнении
Определим, какие запреты на госслужбе придется исполнять при увольнении. В первую очередь не допускайте разглашения конфиденциальной информации. Этот запрет действует для работающих и неработающих чиновников.
Если госработник имел доступ к конфиденциальной информации, а после увольнения разгласил ее, то в отношении него вправе применить административное взыскание.
Тяжесть наказания напрямую зависит от обстоятельств проступка, категории сведений и круга лиц, которым стали известны секретные данные.
Во-вторых, бывший госслужащий не вправе работать в организации, которую он контролировал в период несения государственной гражданской службы. Например, чиновнику, контролировавшему строительную компанию, нельзя в нее трудоустроиться в течение двух лет с момента увольнения.
Также ему запрещено работать по договорам подряда, если сумма вознаграждения превышает 100 000 рублей в месяц. Но есть исключения: допустимо согласовать возможность такого трудоустройства в специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Нормы действуют только в отношении специального перечня профессий.
Представим действующие по 79-ФЗ запреты и ограничения в схемах (подготовлены Минтрудом в специальной Памятке).
Схема №1. Запреты по сферам деятельности
Схема №2. Ограничения по ключевым критериям
Ключевое отличие ограничений от запретов заключается в том, что для госработников или кандидатов на государственный пост допускается устранение ограничений. Например, работник не претендует на гражданство иного государства, не открывает счета в иностранных банках, не предоставляет ложную и недостоверную информацию о себе и т. д. А запреты обойти не получится. Их либо соблюдают, либо нет, третьего не дано.
Скоро праздники, что с подарками?
Подарки принимать госслужащим нельзя, тем более если презент вручают за выполнение прямых обязанностей, — это и есть коррупция, с которой борются власти. Но есть исключения.
Подарок разрешено принять, если:
- Его стоимость не превышает 3000 рублей.
- Он вручен госработнику на официальном (протокольном) мероприятии или в служебной командировке.
В таком случае направьте официальное уведомление в адрес вашего работодателя о том, что вы получили ценный подарок. Уведомить начальство необходимо в течение 3 дней с момента получения презента либо с момента возвращения из командировки. Форма уведомления утверждена постановлением правительства №10 от 09.01.2014.
Уведомлять о цветах, канцелярских товарах не нужно.
Если стоимость подарка неизвестна или же составляет по оценкам более 3000 рублей, то такой презент следует передать представителю работодателя в течение 5 рабочих дней с момента подачи уведомления о получении подарка. Дорогостоящий подарок разрешается выкупить, для этого придется подать соответствующее заявление.
Ответственность за нарушения
За неисполнение вышеперечисленных мер предусмотрена ответственность. Работодатели наказывают госслужащих следующими видами взысканий:
- делают замечание;
- объявляют выговор;
- оформляют предупреждение о неполном соответствии занимаемой должности;
- увольняют с гражданской службы.
В отношении правонарушителей назначают и финансовые санкции, например возмещение причиненного вреда по ст. 1069 ГК РФ или убытков по ст. 15 ГК РФ, административные взыскания в виде штрафов за нарушение обязанностей по ст. 2.4 КоАП. Это далеко не исчерпывающий перечень санкций, штрафов и наказаний.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Еврейской автономной области
Проведение органами прокуратуры проверок по сообщениям средств массовой информации
Основополагающим принципом деятельности органов прокуратуры Российской Федерации в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина является принцип гласности, означающий открытость прокуратуры, её доступность для населения и средств массовой информации.
Вместе с тем на органы прокуратуры распространяются нормы Конституции Российской Федерации о соблюдении правил распространения информации.
Поэтому в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также государственной и иной специально охраняемой законом тайне.
В силу положений ст.
21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых вышеуказанными органами и должностными лицами.
Поводами для проверок являются поступающие в прокуратуру обращения граждан и юридических лиц, материалы уголовных, гражданских и арбитражных дел, иные материалы, непосредственное обнаружение прокурором правонарушений, а также сообщения средств массовой информации.
Однако на основании ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору не обязательно ждать поступления обращений заинтересованных лиц, чтобы начать проверку.
Основанием для проверки исполнения законов может быть любая информация СМИ о фактах нарушения закона, требующая принятия мер прокурором.
При этом прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей редакций, информационных агентств и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, в том числе вызывать должностных лиц для объяснений по поводу нарушений законов (ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Получение необходимых сведений осуществляется посредством направления запросов в адрес редакции, главного редактора, иных должностных лиц.
За невыполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вопросы предоставления журналистам информации о деятельности органов, организаций, общественных объединений (в том числе по запросам редакций средств массовой информации) урегулированы законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».
Одним из законных способов поиска информации о деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций (коммерческих и некоммерческих), общественных объединений, их должностных лиц является запрос редакцией соответствующих сведений (статья 39 Закона РФ «О средствах массовой информации»).
Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.
Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме.
Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.
Законом РФ «О средствах массовой информации» предусмотрены права и обязанности журналиста, то есть лица, занимающегося редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации. Установлены также ограничения и запреты в их деятельности.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона РФ «О средствах массовой информации» не допускается использование установленных настоящим Законом прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации.
Под злоупотреблением правами путем сокрытия общественно значимых сведений законодатель определил случаи, когда журналист, получивший информацию и документы, имеющие большое общественное значение, не только не выпускает их в эфир, но изымает их, прячет или иным образом препятствует их обнародованию.
Фальсификацией общественно значимых сведений будет являться изменение содержания достоверных сообщений, искажение их сути.
Под слухами понимается заведомо и очевидно недостоверная информация. Распространение слухов под видом достоверной информации имеется в виду распространение любых, полностью или частично сфальсифицированных, сведений о фактах и комментариев к ним под видом реальной, проверенной, соответствующей истине информации, создание иллюзии достоверности информации.
В силу ч. 2 ст. 51 Закона РФ «О средствах массовой информации» запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.
- Таким образом, журналисту предоставлены все права для распространения информации, однако использование этих прав в указанных целях будет не только злоупотреблением правами журналиста, но во многих случаях и гражданским деликтом, административным правонарушением или даже преступлением.
- Законом установлена ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, а также определены основания освобождения от ответственности.
- При этом указан круг субъектов, на которых может быть возложена ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации (учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов).
СМИ являются одним из основных источников информации о жизни государства, действующих законах России. Они оказывают значительное влияние на формирование и распространение общественного мнения, являются своего рода «проводниками» мировоззрения, идеологии, социальных ценностей, способны в известной степени «конструировать» действительность.
В этих условиях эффективность взаимодействия органов прокуратуры со СМИ во многом определяется тем, как и прокуроры, и журналисты подходят к организации такого взаимодействия, каким они его представляют.
Взаимодействие органов прокуратуры со СМИ – это форма их совместного сотрудничества ради достижения общих целей, в первую очередь, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также пропаганды права, разъяснения законодательства, правового воспитания населения.
Информация подготовлена аппаратом прокуратуры области
Увольняют после участия в акции | ОВД-Инфо
Благодарим за помощь в подготовке инструкции юристов Правозащитного центра «Мемориал» Юрия Варламова и Татьяну Глушкову
Участники акций протеста часто сталкиваются не только с преследованием правоохранительных органов, но и с давлением со стороны работодателей. Чаще это просто беседы и «разъяснительная работа» — об этом мы писали в этой инструкции. Но иногда речь заходит об увольнениях. Насколько это законно и как с этим бороться, читайте в этой правовой инструкции.
Могут ли уволить за участие в несогласованной акции протеста?
Само по себе участие в акции протеста, даже «несогласованной», не может быть основанием для увольнения — это гарантирует статья 3 Трудового кодекса и статья 19 Конституции.
Права жителей России равны, независимо от их убеждений и принадлежности к общественным объединениям. Однако в нашей практике есть случаи увольнения или отчисления за активистскую деятельность.
Это, безусловно, дискриминация, и ее можно обжаловать. Правда, официальную причину обычно формулируют иначе.
А уволить за привлечение к административной ответственности? «опорочение чести», «несоответствие моральному облику компании» и др.?
Для большинства профессий перечень оснований для увольнения исчерпывающий (ст. 81 ТК).В этом перечне нет ни привлечения к административной (или даже уголовной) ответственности, ни «опорочения чести» или «несоответствия моральному облику компании» — уволить за это нельзя, даже если такие основания прописаны в трудовом договоре. Такие положения трудового договора незаконны.
Единственное основание, которое может быть как-то применимо к ситуации, — совершение «аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы».
Однако это основание касается не всех работников, а только тех, кто должен кого-либо учить по своим должностным обязанностям (работники дошкольных учреждений, школ, вузов, дополнительного образования, мастера производственных цехов, которые работают с учениками).
Что такое аморальный проступок, никто не знает. Поэтому работодателю необходимо создавать комиссию по служебному расследованию.
К сожалению, никаких требований к работе такой комиссии законодательство не устанавливает: работодатель может назначить в нее доверенных лиц, установить им правила работы. Комиссия вынесет решение о применении к работнику того или иного дисциплинарного взыскания, например увольнения.
Кроме того, для педагогических работников установлены специальные основания для увольнения в ст. 336 ТК. В п.
1 этой статьи содержится такое основание, как «совершение повторного в течение одного года грубого нарушения устава организации, осуществляющей образовательную деятельность».
Принимая во внимание, что в уставах некоторых образовательных учреждений уже закреплены различные запреты или ограничения на занятия политической или околополитической деятельностью, работникам-педагогам следует быть особенно осторожными.
Это же касается и руководителей любых организаций. В соответствии со ст. 278 ТК собственник или учредитель может уволить руководителя вообще без объяснения причин.
Если хотят уволить за прогул (когда вы были на митинге, задержаны или арестованы)
Уволить с работы могут, если вы вышли на акцию протеста в рабочее время и отсутствовали на работе более четырех часов. Четырехчасовой прогул без уважительной причины — это грубое нарушение трудовых обязанностей.
Имейте в виду, что если ваша рабочая смена составляет менее четырех часов, то достаточно пропустить ее целиком. Например, если вы работаете в школе и в этот день у вас только три урока общей продолжительностью 2 часа 15 минут, то прогулом будет считаться пропуск всех трех уроков.
За такое однократное нарушение п. 6 ст. 81 ТК позволяет сразу расторгнуть трудовой договор.
Участие в митинге не является уважительной причиной прогула. Поэтому, если вы собрались на митинг в свой рабочий день, следует взять отгул или отпуск без сохранения заработной платы на один день.
Однако, если человек был задержан на акции, время задержания в период прогула не засчитывается. Равным образом прогулом не считается время нахождения под арестом (если таковой был назначен судом в качестве наказания).
Арестованному работнику будет начисляться зарплата за нерабочие дни, которые совпали с периодом ареста (следует из ст. 112, 129 Трудового кодекса). За рабочие дни зарплата начисляться не будет.
Судебная практика исходит из того, что отсутствие сотрудника на работе по причине нахождения под административным арестом не является прогулом, поскольку не зависит от воли работника (смотрите, например, решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 31.05.2017 по делу № 2-278-2017).
Можно ли защититься, если человек работает на госслужбе?
Госслужащий — это работник, который занимает должность на государственной службе (чиновники органов исполнительной власти и муниципальных органов, сотрудники судов, МЧС, санэпидслужбы и др.). Сюда не относятся работники бюджетных учреждений (учителя, врачи), тем более работники метрополитена или РЖД.
У госслужащих могут возникнуть проблемы, отличные от тех, с которыми сталкиваются другие работники. Законодательство не запрещает им участвовать в митингах, однако в соответствии со ст.
17 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» им запрещается «допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов и их руководителей».
Аналогичный запрет касается и сотрудников органов внутренних дел. Не исключено, что участие в оппозиционном митинге кто-то посчитает «выражением оценки в отношении деятельности государственных органов».
Один из примеров: в ходе протестов в 2018 году против передачи Ингушетией земель Чечне госслужащим угрожали увольнением за участие в протестах.
Юристы ОВД-Инфо считают увольнения госслужащих за участие в митинге незаконными. Вы можете оспаривать их в суде. Если в российских судах успеха добиться не удастся, можно обратиться в ЕСПЧ с жалобой на нарушение права на выражение мнения.
Согласно практике Европейского суда по правам человека, заинтересованность общества в получении информации для контроля за работой органов государственной власти в демократических системах иногда важнее обязанности госслужащих воздерживаться от публичных высказываний о работе органов.
Даже Конституционный суд РФ указывал, что госслужащим не запрещена полностью публичная критика государственных органов. Допустимость такой критики должна рассматриваться в каждом конкретном случае, с учетом общественной значимости проблемы, наличия альтернативных способов ее решения и др.
Что делать, если все-таки увольняют?
Прежде всего, не стоит соглашаться на увольнение по собственному желанию. Доказать, что добровольное увольнение произошло под давлением, будет сложно. При этом не давайте поводов для увольнения по другим формальным причинам — вроде постоянных опозданий на работу. В этом случае доказать, что увольнение связано с дискриминацией, а не с дисциплинарными недочетами, также будет сложно.
Если вы чувствуете, что из-за идеологических разногласий с руководством работать в этом месте все равно не сможете, попытайтесь договориться об увольнении по соглашению сторон — в этом случае вы фактически соглашаетесь уйти в обмен на то, что работодатель выплачивает вам определенную компенсацию.
Если на вас продолжают давить, принуждая уволиться, вот что можно сделать.
- Работнику следует максимально подробно фиксировать все, что с ним происходит в процессе увольнения. При возможности использовать аудио- или видеозапись, писать работодателю служебные записки по всем спорным или неясным вопросам (оставляя себе копии обращения с датой принятия их в работу) и т. д. Это поможет юристу лучше понять картину произошедшего и, возможно, обнаружить какие-то нарушения процедуры увольнения.
- По возможности надо проконсультироваться с юристом, который специализируется на трудовых спорах. Существуют специализированные некоммерческие организации, которые, при наличии возможности, дают такие бесплатные консультации. Можно обратиться в АНО «Центр социально-трудовых прав».
- В зависимости от ситуации и отношений с работодателем, вы можете обратить его внимание на 149-ю статью Уголовного кодекса. За незаконное воспрепятствование участию в митинге, собрании или демонстрации с использованием служебного положения вашему начальнику угрожают крупный штраф или исправительные работы.
- Самым действенным вариантом является создание независимой профсоюзной организации по месту работы. Коллективная солидарность в совокупности с более мощными юридическими способами воздействия чаще всего позволяет работнику сохранить свое место в таких ситуациях. Разумеется, профсоюз должен при этом реально защищать интересы работников, организовывать коллективные акции поддержки, солидарности, оказывать юридическую помощь, а не просто собирать деньги на подарки на Новый год. Помните, что независимый профсоюз можно создать даже тогда, когда в организации уже действует другая профсоюзная ячейка. Профсоюзов может быть несколько. За помощью и поддержкой при создании профсоюза вы можете обратиться в объединение независимых профсоюзов «Конфедерация труда России». Только учтите, что Конфедерация просто даст советы и подсказки, но отстаивать свои права должны будете вы сами.
- Если вас уже уволили, обращайтесь с исковым заявлением в суд. На это у вас есть месяц с момента увольнения.
Обжалование увольнения в суде
Важно: на подачу иска у вас есть всего месяц с момента увольнения — не пропустите.
Для достижения максимального эффекта лучше, чтобы обратилось как можно больше пострадавших сотрудников организации, в которой вы работаете. Тогда вашу правоту будет легче доказать.
Иск следует подавать в районный или городской суд, любой из ниже перечисленных на ваш выбор:
- по вашему месту жительства (ч. 6.3 ст. 29 ГПК РФ),
- по месту регистрации организации,
- по месту нахождения ее филиала или представительства,
- по фактическому месту вашей работы в данной организации.
Пошлину платить не надо (п. 1 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ). В качестве требований можно заявить не только восстановление на работе, но и компенсацию морального вреда и компенсацию зарплаты за вынужденно пропущенные дни после увольнения.
Пример иска тут, однако проконсультироваться с юристами необходимо. Напишите нам на [email protected], либо в АНО «Центр социально-трудовых прав».
Отдел политики «Коммерсанта» в полном составе подал в отставку. Журналисты ушли после увольнения двух сотрудников из-за статьи о Матвиенко — Meduza
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
20 мая стало известно, что из «Коммерсанта» увольняются два ведущих журналиста издания — специальный корреспондент Иван Сафронов и редактор Максим Иванов.
Они покинули издательский дом по требованию владельца Алишера Усманова из-за статьи о возможном уходе Валентины Матвиенко с поста председателя Совета Федерации.
Вслед за Ивановым и Сафроновым «Коммерсант» покинули еще 11 журналистов, в том числе отдел политики в полном составе — в знак несогласия с «решением акционера».
В апреле в «Коммерсанте» вышла статья о возможном уходе Валентины Матвиенко из Совета Федерации
17 апреля «Коммерсант» опубликовал статью «Спикеров делать из этих людей». Со ссылкой на собственные источники издание сообщило, что в мае председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко встретится с президентом Владимиром Путиным — на встрече будет обсуждаться ее возможный уход с должности. Один из источников сообщал, что вероятность ухода Матвиенко «крайне велика».
Неназванный высокопоставленный федеральный чиновник сообщил «Коммерсанту», что Матвиенко может возглавить Пенсионный фонд. По информации издания, ее место в Совете Федерации может занять руководитель Службы внешней разведки Сергей Нарышкин.
У статьи было сразу пять авторов: заместитель редактора отдела политики Максим Иванов, специальный корреспондент Иван Сафронов, корреспондент отдела политики Наталья Корченкова, корреспондент отдела экономики Анастасия Мануйлова и редактор этого отдела Олег Сапожков.
Одновременно материал о возможной отставке Матвиенко выпустил «Дождь». В нем представитель Валентины Матвиенко опроверг информацию об уходе.
Давление на журналистов началось сразу после выхода статьи. Спустя месяц двух ее авторов вынудили уйти из газеты
По данным источников «Медузы», знакомых с ситуацией, давление со стороны акционера «Коммерсанта» — издание принадлежит миллиардеру Алишеру Усманову — началось уже через несколько дней после выхода статьи. По их словам, особенно недовольна статьей была сама Валентина Матвиенко. Пресс-секретарь Матвиенко сказал, что сенатор не будет комментировать статью и события в «Коммерсанте».
Собеседник «Медузы» утверждает, что изначально из-за текста собирались уволить главного редактора и гендиректора «Коммерсанта» Владимира Желонкина, однако ему удалось договориться с владельцами.
В результате акционеры решили, что уйдут некоторые авторы статьи.
«[Мы] долго пытались убедить акционеров этого не делать, не получилось», — подчеркнул один из журналистов, уволившихся в знак протеста против происходящего.
20 мая двое авторов статьи о Матвиенко, Максим Иванов и Иван Сафронов, сообщили, что их вынудили уйти из «Коммерсанта» по соглашению сторон. Иванов работал в «Коммерсанте» с 2009 года: он пришел в издание стажером и дослужился до заместителя редактора. Иван Сафронов также работал в «Коммерсанте» около 10 лет и был одним из ведущих авторов газеты.
Оба журналиста подчеркнули, что ушли по решению владельца издательского дома. Сафронов добавил, что акционер высказал «серьезные претензии» к материалу о Валентине Матвиенко. В чем заключались претензии, он не уточнил. Сафронов отказался от комментариев «Медузе»; Иванов сказал, что о деталях ситуации следует спрашивать у руководства издания.
Главный редактор и гендиректор «Коммерсанта» Владимир Желонкин говорит, что принял решение об уходе журналистов самостоятельно, без давления со стороны акционеров. «С журналистами мы расстались, поскольку при подготовке заметки были нарушены редакционные стандарты „Коммерсанта“», — объяснил он «Ведомостям».
В разговоре с «Медузой» Желонкин добавил, что видел материал о Матвиенко перед публикацией, но информация о нарушении редакционных стандартов появилась у него только после выхода текста. В чем именно заключались нарушения, Желонкин «Медузе» не пояснил (он также отказался отвечать на аналогичные вопросы «Ведомостей» и русской службы «Би-Би-Си»).
О причинах ухода других журналистов он разговаривать отказался.
Источник, близкий к Усманову, прокомментировал The Bell увольнение журналистов отдела политики.
«Они налажали и нарушили все писанные и неписанные правила ИД, журналистики и этики», — сказал собеседник издания, добавив, что журналисты не воспользовались шансом исправить ошибку.
В чем именно заключались нарушения, он также не уточнил, но добавил, что к содержанию статьи о предполагаемой отставке Матвиенко это отношения не имело. По словам источника издания, скоро «Коммерсант» выступит с официальным заявлением по этому поводу.
Следом за двумя журналистами ушел весь отдел политики и заместитель шеф-редактора
В течение часа после объявления об увольнении Иванова и Сафронова заявления об уходе подали все сотрудники отдела политики «Коммерсанта». Об этом сообщил заместитель шеф-редактора газеты Глеб Черкасов, который также покинет издание.
«У акционера есть право принимать кадровые решения, у сотрудников есть право с ними не соглашаться единственно возможным способом — сменой места работы», — заявил Черкасов. От «Медузе» он отказался.
Всего из «Коммерсанта» ушли 13 человек, включая Иванова и Сафронова.
После массового увольнения из издания еще один заместитель шеф-редактора «Коммерсанта» Рената Ямбаева написала в фейсбуке, что решение об уходе Иванова и Сафронова принято лично Алишером Усмановым, «проведено» его представителем Иваном Стрешинским, а реализовано Владимиром Желонкиным.
Ямбаева добавила, что редакция пыталась защитить Иванова и Сафронова, но «прямые обращения к акционеру и его представителю» не помогли. Иван Стрешинский не ответил на звонки «Медузы»; представители холдинга Усманова USM на момент публикации этого материала не предоставили «Медузе» свой комментарий.
Специальный корреспондент «Коммерсанта» Александр Черных сообщил, что журналисты издания ждут обсуждения ситуации с главным редактором Владимиром Желонкиным.
Это не первое заметное увольнение журналистов из «Коммерсанта» за последнее время
19 марта об уходе из «Коммерсанта» сообщила петербургская журналистка Мария Карпенко.
По ее словам, официальной причиной увольнения стали публикации в ее политическом телеграм-канале «Ротонда» — руководство сочло, что посты в канале «противоречат редакционной политике издания».
Владимир Желонкин пояснял, что расторг контракт с Карпенко, поскольку ее телеграм-канал «Ротонда» — это не личная страница в соцсетях, а отдельное медиа. По договору, журналисты издательского дома не могут работать в других медиа, пояснил он.
В телеграм-канале «Ротонда» Мария Карпенко написала, что ее увольняют из-за претензий Кремля и администрации Санкт-Петербурга к тому, как «Коммерсант» освещает избирательную кампанию временного губернатора города Александра Беглова. Она заявляла также, что Желонкин объяснил ей, что увольняет ее за «активизм, несовместимый с журналистским статусом».
Алишер Усманов вмешивался в редакционные процессы «Коммерсанта» и раньше. В 2011 году он уволил генерального директора ЗАО «Коммерсантъ-Холдинг» Андрея Галиева и главного редактора журнала «Коммерсант-Власть» Максима Ковальского.
Причиной увольнения, по словам Усманова, стали материалы издания, «граничащие с мелким хулиганством». Тогда в журнале «Власть» был опубликован снимок избирательного бюллетеня — в нем стоял голос за «Яблоко» и надпись «Путин пошел на ***». Из-за этого бюллетень был признан недействительным.
Сотрудники «Власти» в открытом письме под заголовком «Нас принуждают к трусости» назвали увольнение Ковальского «акцией запугивания».
В 2017 году политик Алексей Навальный пытался через суд доказать цензуру в «Коммерсанте» со стороны Алишера Усманова.
Иск к Навальному подал сам миллиардер после фильма «Он вам не Димон», в котором говорилось, что Усманов якобы давал взятки премьер-министру Дмитрию Медведеву и другим чиновникам.
Усманов потребовал через суд опровергнуть эти сведения, а также заявления Навального о том, что Усманов установил в «Коммерсанте» политическую цензуру. Усманов выиграл в суде.
Обновление: После публикации представитель Алишера Усманова заявил «Медузе», что миллиардер узнал об уходе журналистов из сообщений СМИ. «Акционер не вмешивается в редакционную политику и тем более не принимает решений по увольнению или приему на работу журналистов», — добавил он.