Отмену лицензирования в строительстве не будут откладывать

Намеченная на 1 июля отмена лицензирования должна перевести строительную отрасль в новые условия работы, когда на смену государственному контролю придет система саморегулируемых организаций.

Отмену лицензирования в строительстве не будут откладывать

Откладывать больше нельзя

Союз строителей Красноярского края предлагает предприятиям отрасли не ждать окончательной отмены лицензирования, а уже сегодня начать работу над созданием собственной саморегулируемой организации (СРО).

Хотя принятый в конце прошлого года в третьем чтении закон о СРО, по оценке экспертов, имеет рамочную структуру и содержит немало «белых пятен», он дает строителям право создавать объединения, которые возьмут на себя заботу о формировании требований к работе на рынке и обеспечат контроль за их соблюдением.

По мнению представителей красноярского профессионального объединения, планировать дальнейшие действия и собирать необходимые документы предприятиям, собирающимся претендовать на членство в СРО, следует сейчас.

Тем более что в трех регионах Сибирского федерального округа собственные саморегулируемые организации строителей уже сформированы. Реализацией подобных проектов сегодня заняты в Москве, Санкт Петербурге и еще нескольких городах России. Причем данная тенденция захватила не только крупные центры.

В отдельные саморегулируемые организации сейчас готовятся вступить строители Богучанской ГЭС, Таежинского алюминиевого завода и Железногорской ТЭЦ. До тех пор, пока единые для всех стандарты не приняты, каждая из них будет заниматься разработкой своих требований к ведению строительной деятельности.

Сро строителей города и края

По словам руководителя департамента строительства и жилищно коммунальной политики Красноярского края Николая Глушкова, в строительной отрасли региона в ближайшее время необходимо создать саморегулирующиеся организации, в которые смогли бы войти и компании краевого центра, и строительные фирмы из городов и районов края.

«Я настойчиво рекомендую включить в красноярскую саморегулирующуюся организацию не только городских строителей, но и фирмы из Канска, Ачинска, Минусинска, — сказал глава краевого строительного комплекса Николай Глушков на совещании в Союзе строителей. — Мы сегодня превратили строительство в выполнение потребностей города по строительству жилья. Хотелось бы, чтобы красноярские строители участвовали в инвестиционных проектах, которые реализуются на территории региона».

В Красноярске организатором процесса создания СРО выступил Союз строителей Красноярского края. Он предлагает строительным компаниям региона, желающим стать учредителями новой структуры, подготовить необходимый для этого пакет документов и внести в качестве вступительного взноса 100 тыс. рублей, из которых будет сформирован стабилизационный фонд саморегулируемой организации.

«По закону о саморегулируемых организациях ее могут создать как минимум 25 компаний, — поясняет руководитель нормативно правовой секции Союза строителей Красноярского края Антон Глушков — Причем участие в качестве учредителя никаких льгот при вступлении в СРО не дает. Все 25 компаний учредителей проверку на соответствие выставляемым СРО критериям будут проходить на общих правах».

Членство в СРО является добровольным. Структура региональной саморегулируемой организации в строительной отрасли должна объединить заказчиков строительных работ и компаний — застройщиков.

В том случае, если строительная организация захочет быть включенной в новую структуру одновременно и в качестве заказчика строительных работ, и в качестве застройщика, ей необходимо представить два пакета документов, подтверждающих ее соответствие требованиям, выдвигаемым для вступления.

Обязательные требования

Среди обязательных условий вступления в СРО значатся высокая квалификация сотрудников компании, наличие у нее достаточной производственной базы и стабильные финансовые показатели за определенный период.

Кроме того, каждая из строительных фирм — участников СРО должна будет заключить договор об ответственности за выполненные работы перед третьими лицами и произвести отчисления в общий стабилизационный фонд организации.

Последнее условие пока входит в качестве рекомендации, которую строительным фирмам, однако, нужно будет выполнить в течение года — пройти сертификацию на соответствие одному из двух стандартов, российскому 9001 или европейскому ISO 9001.

«Стабилизационный фонд создается для того, чтобы дать гарантии потребителям, — рассказывает Антон Глушков, — но поскольку стоимость строительства объекта исчисляется достаточно большими суммами (средняя стоимость новостройки 300—400 млн рублей), то и размер этого стабилизационного фонда должен быть не меньше.

Однако собирать с участников подобные взносы и тем самым изымать из их оборота средства, которые могли бы пойти на развитие производства, мы считаем нецелесообразным. Поэтому остановились на компромиссном решении: отчисления в стабилизационный фонд будут минимальными. Для организаций, вступающих в СРО, они составят 100 тысяч рублей.

Оставшуюся часть финансовой ответственности за обязательства строителей перед третьими лицами примут на себя страховые компании.

Мы предлагаем компаниям, вступившим в состав СРО, страховать собственную ответственность перед третьими лицами, тогда, если один из членов саморегулируемой организации по каким либо причинам окажется не в состоянии компенсировать ущерб, причиненный третьим лицам в результате невыполнения им обязательств, за него придется отвечать саморегулируемой организации».

Четырехкратная защита

В случае возникновения ситуации, когда строителям, входящим в состав саморегулируемой организации, необходимо возместить ущерб третьим лицам, сначала сама строительная фирма, допустившая ошибку, пытается погасить ущерб за счет собственных средств. Если она не в состоянии этого сделать самостоятельно, подключается страховая компания.

Если и страховой суммы не хватает для возмещения причиненного убытка, то используются средства стабилизационного фонда саморегулируемой организации. Если вдруг не хватает средств из этих трех источников, то покрытие ущерба происходит за счет солидарной ответственности всех участников.

Таким образом, в структуре СРО предусмотрены четыре степени защиты.

В состав одной со строителями СРО не попадут изыскатели и проектировщики, им необходимо будет создавать собственное саморегулируемое объединение. С подобным предложением Союз строителей Красноярского края обратился к Союзу проектировщиков.

Подготовка необходимой учредительной документации для создания СРО в строительстве будет завершена в течение мая. Предполагается, что в то же время саморегулируемая организация красноярских строителей будет зарегистрирована как юридическое лицо.

До сих пор строителей останавливало отсутствие в регистрационной палате реестра саморегулируемых организаций. Пока организация будет зарегистрирована как некоммерческое партнерство.

В настоящий момент Союз строителей готов принять заявки тех компаний, которые хотели бы вступить в качестве учредителей в саморегулируемую организацию.

Татьяна Крупко

© Использование материалов допускается, только при наличии активной ссылки на портал Sibdom.ru

Отмена строительных лицензий

Количество лицензируемых видов деятельности с каждым годом постепенно сокращается. Теперь настала очередь и строительной деятельности выйти из списка видов деятельности, подлежащих лицензированию.

До недавнего времени в это трудно было поверить: лицензирование строительства то отменялось, то вновь продлевалось, затем опять отменялось и опять продлевалось; и так – на протяжении нескольких лет, начиная с 2006 года.

Однако летом 2008 года, неожиданно для всех, был принят Федеральный закон №148-ФЗ, который внес поправки в Градостроительный кодекс, а также в Федеральный закон № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Вместо лицензирования строительных видов деятельности закон предусматривает постепенное введение саморегулирования.

В соответствии с законом, предоставление лицензий на такие виды деятельности, как: строительство зданий и сооружений, проектирование зданий и сооружений, инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений – прекращается с 1 января 2009 года.

А с 1 января 2010 года закон предусматривает исключение из списка лицензируемых видов деятельности деятельность по строительству зданий и сооружений, проектированию зданий и сооружений, инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений.

Теперь для того, чтобы иметь право осуществлять указанные виды деятельности, компании обязаны вступать в так называемые “саморегулируемые организации” и получать свидетельства о допуске к работам. Однако, в законе не было прописано, что ранее выданные лицензии утрачивают свою силу. Таким образом, вокруг закона поднялись дискуссии на эту тему.

Многие строительные компании, имеющие лицензии, решили, что вступать в СРО они не будут, так как их лицензии продолжают действовать; более того, они собирались судиться, чтобы отстоять свои права. Ведь вступление в СРО – затратный и длительный процесс. Однако, новый закон (Федеральный закон №273-ФЗ от 25.11.2009 “О внесении изменений в статью 3.2 Федерального закона “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”), принятый совсем недавно, в ноябре 2009 года, поправил положение и окончательно закрепил отмену лицензирования в строительной отрасли:

“Статья 1 Статью 3.2 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 17; 2008, N 30, ст. 3604) дополнить частью 3 следующего содержания: “3.

С 1 января 2010 года прекращается действие лицензий (в том числе лицензий, срок действия которых продлен) на осуществление следующих видов деятельности: 1) проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; 2) строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; 3) инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.” Статья 2 Внести в Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3430; 2002, N 11, ст. 1020; 2005, N 27, ст. 2719; 2006, N 1, ст. 11; N 31, ст. 3455; 2007, N 1, ст. 15; N 30, ст. 3749, 3750; N 46, ст. 5554; 2008, N 29, ст. 3413; N 30, ст. 3604; 2009, N 1, ст. 15, 17) следующие изменения: 2) абзац пятый пункта 6.1 статьи 18 дополнить предложением следующего содержания: “Действие лицензий на осуществление указанных видов деятельности, в том числе лицензий, срок действия которых продлен, прекращается с 1 января 2010 года.”.”

Читайте также:  Руководитель организации: «уволен» не значит «свободен»

Источники:

Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 148-ФЗ г. Москва “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Федеральный закон N 273-ФЗ от 25.11.2009 “О внесении изменений в статью 3.2 Федерального закона “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”)

Отмена лицензирования в строительстве. Когда можно обойтись без членства в саморегулируемой организации

Наша организация оформляла строительную лицензию в сентябре 2008 г., срок действия 5 лет. Заплатили за оформление немалые деньги. А с 01.10.2010 г.

отменяется лицензирование в строительной деятельности путем вступления организаций в члены СРО, которая и будет выдавать разрешение на осуществление данной деятельности вместо лицензии.

То есть по полученной лицензии мы уже не сможем выполнять никакие строительные работы? При этом при вступлении в СРО мы должны также заплатить приличные взносы. Но мы – небольшая организация, выполняющая небольшие объемы работ, и сумма взносов для нас большая. Просим разъяснить данные нововведения.

Согласно Федеральному закону РФ от 22.07.2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Феде­рации» с 1 января 2009 г.

прекращается предоставление лицензий на осуществление деятельности в области проектирования, строительства и инженерных изысканий для строительства и вводится саморегулирование в указанной сфере.

При этом вышеназванным законом предусмотрена необходимость переходного периода от лицензирования к саморегулированию деятельности в строительной отрасли.

До 1 января 2010 г. осуществление предпринимательской деятельности по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства разрешается по выбору исполнителя соответствующих видов работ на основании:

лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом РФ от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

  • свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ.
  • С 2010 года работы по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, будут осуществляться исключительно на основании допуска, выданного саморегулируемой организацией.
  • Согласно Градостроительному кодексу, к осуществлению работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, допускаются организации, являющиеся членами саморегулируемой организации, уплатившие вступительный взнос, взнос в компенсационный фонд, а также уплачивающие регулярные членские взносы.

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития РФ от 09.12.2008 г. № 274.

То есть если Ваша организация осуществляет виды работ, перечисленные в данном Перечне, то Вы обязаны с 2010 года получить допуск, выданный саморегулируемой организацией.

Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами без наличия свидетельств СРО о допуске к таким видам работ (ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).

Кроме того, вышеуказанный Перечень не распространяется на работы по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов, указанных в части 2 ст. 49 и части 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

  1. К таким видам работ относятся:
  2. – строительство гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительство на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
  3. – строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
  4. – строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
  5. – изменение объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
  6. Также без наличия лицензии и членства в СРО осуществляются работы по подготовке проектной документации, инженерным изысканиям, строительству, реконструкции, капитальному ремонту следующих объектов:
  7. – отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
  8. – жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
  9. – многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
  10. – отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
  11. – отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
  12. Таким образом, если Ваша организация будет осуществлять деятельность по строительству (ремонту) всех вышеперечисленных объектов, а также виды работ, не перечисленные в Перечне, членство в СРО не является для Вас обязательным, как и наличие лицензии.

НеСРОчные стройки

Финансовый кризис решит, какие компании останутся на российском рынке недвижимости. Другим моментом истины для девелоперов должны стать отмена лицензирования строительной деятельности и переход на саморегулируемые организации. Но пока далеко не все игроки рынка готовы отвечать за свою деятельность.

Последние новости

С 1 января 2009 года строительная отрасль должна отказаться от лицензирования и начать объединяться в отраслевые саморегулируемые организации (СРО). Новая система станет эффективной в первую очередь за счет страхования гражданской ответственности и иных рисков ее участников.

Однако отмену лицензирования российских строителей уже трижды переносили на более поздний срок. Возможность того, что перенесут вновь, есть и сейчас.

Но на этот раз форсировать события решил Российский союз строителей, который намерен обратиться в правительство РФ с просьбой не откладывать отмену лицензирования в строительстве.

Генеральный директор союза Михаил Викторов считает, что в продлении сроков лицензирования заинтересованы не только Федеральный лицензионный центр и ряд депутатов Госдумы, но и недобросовестные банки. По его данным, в России действует 240 тыс. строительных лицензий, из которых 60-70 тыс.

— у организаций, действительно производящих строительные работы, а в отношении остальных возникает много вопросов. «Мы не исключаем того, что при отмене лицензирования строительных организаций рынок покинут две трети участников, которые не заняты реальным бизнесом.

И на рынке останутся ответственные игроки»,— говорит Михаил Викторов.

Один за все и все за одного

Одна из главных целей создания СРО в строительстве заключается в передаче строительной отрасли от государства части регуляторных функций. Причем одной из важных функций, переданных СРО, помимо выдачи допусков на работу станет обеспечение ответственности компаний-членов СРО.

Для этого существует несколько инструментов. Прежде всего компенсационный фонд, в который при вступлении в СРО каждая строительная организация обязана внести 1 млн руб. Как только происходят какие-то выплаты из этого фонда, все участники вновь пополняют его до требуемой суммы.

Второй вариант — установление СРО требований к своим членам по страхованию рисков ответственности за нанесение вреда имуществу и здоровью третьих лиц.

При условии соблюдения этих требований строительная организация может сэкономить и внести в компенсационный фонд только 300 тыс. руб.

В этом случае страхование становится более эффективным и экономически выгодным механизмом обеспечения ответственности.

По словам Михаила Викторова, компенсационный фонд заставит членов каждой СРО тщательно контролировать друг друга, потому что никто не захочет принять слабака, который вскоре проколется, за него придется платить, а компенсационный фонд потом нужно будет восстановить в течение месяца. «Если это произойдет, то разговор будет суровый: кто принимал такую компанию и почему? А директора СРО могут уволить. Если на чиновника никто не мог повлиять, то на руководителя коллегиального органа — легко»,— уверен Михаил Викторов.

Читайте также:  Участники картельных сговоров доносят на контрагентов, чтобы самим избежать штрафа

Создание общего для всех членов СРО компенсационного фонда заставит участников объединения нести материальную ответственность.

К примеру, если упадет башенный кран и повредит соседнее здание и вина конкретного генподрядчика будет установлена, надо будет компенсировать ущерб, скажем, в 60 млн руб.

Страховщик заплатит 30 млн, подрядчик — 15 млн, а затем суд потребует выплатить из компенсационного фонда все остальное. Затраты нужно будет вернуть в фонд, причем необходимая для компенсации сумма делится поровну на всех членов СРО — даже на тех, кто невиновен в инциденте.

«При использовании компенсационных фондов получается, что добросовестным строителям приходится платить за недобросовестных.

А страховой полис позволяет членам СРО сократить расходы, так как за меньшие деньги предлагает больший объем ответственности, чем может обеспечить компенсационный фонд»,— рассказывает первый заместитель генерального директора САО «Гефест» (выступает экспертом по вопросам организации страхования для членов СРО) Владимир Карюкин.

Кроме того, компенсационный фонд не позволяет потратить на возмещение убытков больше, чем члены СРО в него вложили. А страхование может восполнить убытки на порядок большие, чем вложенные в него средства.

Страх и ненависть в СРО

Однако в новом законе не указаны требования ни к объему страхового покрытия, ни к тарифам, ни к самим страховым компаниям. Механизм реализации этого варианта оставлен на усмотрение самой СРО.

То есть закон предлагает довольно удобный для строителей вариант со страховым полисом и одновременно стимулирует игроков страхового бизнеса.

Однако именно это вызвало множество обвинений в адрес страховщиков в том, что они пролоббировали поправки в Градостроительный кодекс.

«Вопрос страхования не решен. Например, ведутся такие разговоры: 300 тыс. руб. внести в компенсационный фонд, а 700 тыс. отдать страховщикам. Но в законе ничего подобного нет»,— рассказывает Владимир Карюкин.

«После стольких лет лицензирования понятно, что у этой отрасли появились очень сильные лоббисты,— говорит исполнительный директор «РДР-холдинга» Георгий Кузин.

— Кроме того, любые реформы такого масштаба в нашей стране идут очень медленно».

Пока никто никого не торопит. В соответствии с законом выданные лицензии будут действовать до 1 января 2010 года. До этого времени будет вестись доработка законодательных документов.

Непосредственно заключение договоров планируется начать, когда будет утвержден список видов работ, на которые строительным организациям необходимо будет получать допуск от СРО.

Тогда станет ясно, каким строительным организациям необходимо вступать в СРО и страховать свои риски, каким — нет.

Кроме того, еще не определен основной орган, который будет регистрировать СРО, а значит, уже созданные СРО сейчас не до конца легитимны. Что касается параметров договора страхования ответственности для СРО, то базовая тарифная ставка по предложениям «Гефеста» будет составлять порядка 1% от страховой суммы.

Размер страховой суммы (то есть максимальное страховое обеспечение) при страховании ответственности членов СРО будет находиться в прямой зависимости от двух факторов — объема работ, выполненных компанией-членом СРО за предыдущий год, и количества видов работ, на которые компания-член СРО получает допуск.

«Это логично, поскольку рост объемов работ и количества видов работ увеличивает и уровень рисков,— говорит Владимир Карюкин.

— Наша задача — в качестве независимых экспертов предложить строителям варианты решения, рассказав, какой будет результат в том или ином случае. Но игроки строительной отрасли тоже не смогут диктовать страховщикам свои условия.

Необходимо найти баланс интересов СРО. Потому что иначе невозможно реализовывать крупные инвестиционные проекты».

Если механизм страхования в рамках СРО заработает, то выиграют все участники рынка. Страховщики получат не только новый рынок, но и поддержку самой идеи страхования в строительстве, рост страховой культуры в строительном сообществе, возможно, увеличение спроса по другим видам страхования строительных рисков.

По данным компании «Гефест», сейчас рынок страхования гражданской ответственности строителей составляет порядка 3 млрд руб. В случае введения страхования ответственности членов СРО его объем увеличится до 10-20 млрд руб. Не останутся в проигрыше и строители.

Страхование позволит им, во-первых, минимизировать свои убытки и сделать свои расходы более предсказуемыми. Согласно данным «Гефеста», примерно по 50% договоров страхования гражданской ответственности происходят страховые выплаты.

Риски ответственности очень велики, особенно при работе в плотной городской застройке.

Общество получит строительную отрасль, материально ответственную за качество своей работы. «Во всем мире сам покупатель жилья не осматривает построенную квартиру, ее принимает страховая компания, которая берет на себя всю ответственность. У нас это тоже должно стать системой»,— говорит Михаил Викторов.

Превентивные меры

Опрошенные нами участники рынка не хотят обсуждать судьбу института СРО, но соглашаются с необходимостью его введения. «По большому счету российский девелоперский бизнес в руинах, строителям не до СРО,— говорит Георгий Кузин.— Через год-два, когда рынок начнет возрождаться, все, безусловно, вспомнят о СРО, потому что это важная и нужная реформа. Но пока это что-то из области теории».

По словам Владимира Карюкина, страхование строительных рисков непременно будет развиваться — в рамках СРО или без них,— потому что без этого невозможно реализовать крупные инвестиционные проекты.

Причем в направлении страхования не только ответственности, но и строительно-монтажных рисков, строительной техники и персонала. При этом ускорить развитие рынка могут организации, возводящие объекты транспортного и инфраструктурного строительства.

На долю страхования таких объектов сейчас приходится около половины сборов, и эта группа страхователей будет доминировать в ближайшие два-три года по показателю объемов уплаченных страховых взносов.

Как бы ни повышалось качество строительства, как бы ни рос профессионализм, никто не застрахован от аварий, вызванных, например, стихийными бедствиями. А инфраструктурные проекты несут риски, соразмерные их гигантским масштабам. Например, при строительстве Лефортовского тоннеля из-за сильного ливня обрушилась часть строения.

Ущерб составил более 106 млн руб. Кроме того, пришлось менять технологию прокладки тоннеля. Страховая компания покрыла затраты строительной компании (объект был застрахован). Михаил Викторов напоминает, что с 1 января 2011 года наличие у застройщика полиса страхования станет обязательным.

По предварительной оценке Российского союза строителей, минимальный страховой полис может стоить порядка 26 тыс. руб. в год, а для компаний, ведущих крупное инфраструктурное строительство,— около 200-220 тыс. руб. Чем больше видов работ у компании, тем выше сумма страховки.

«За два года до вступления в силу правил обязательного страхования на эту систему перейдет большинство игроков»,— уверен Михаил Викторов.

По данным Российского союза строителей, крупные девелоперы активно создают саморегулируемые организации, к которым должен перейти контроль за качеством строительных работ. Их число достигает порядка 5 тыс., и они уже сформировали в России около 50 СРО. В перспективе число таких объединений может достигнуть 200.

Создаются три типа СРО: объединяющие лиц, выполняющих инженерные изыскания, подготовку проектной документации (не менее 50 членов) и осуществляющих строительство (не менее 100 членов). Каждая строительная организация может состоять только в одном строительном СРО, в одном изыскательном и в одном проектном.

И если она выполняет все виды этих работ, то получается, что она имеет право состоять в трех СРО одновременно.

Ольга Мельникова

В ближайшие два года лицензирование в строительстве не будет отменено — глава росстроя

Глава Федерального агентства по строительству и ЖКХ (Росстрой) Сергей Круглик полагает, что в ближайшие 1,5-2 года лицензирование в строительстве не будет отменено. Как сообщает РИА «Новости», об этом он заявил в среду на совещании, посвященном итогам лицензионной деятельности Росстроя.

По его словам, отмена лицензирования нецелесообразна, пока не созданы новые механизмы контроля за качеством строительства.

«С одной стороны, все согласились, чтобы не тормозить строительство, административные барьеры, такие как лицензирование, надо устранять.

Но нельзя упразднять лицензирование, нельзя упразднять экспертизу, нельзя упразднять ничего, пока не создано что-то новое», — сказал руководитель Росстроя.

С. Круглик отметил, что особенно важно сохранение лицензирования сейчас, когда строится большое количество высотных зданий. «Так, в Москве начинается строительство более 40 зданий с высотностью до 60 этажей», — пояснил он.

«Я хочу обратить внимание на качество, поскольку с увеличением объемов и масштабов строительства приходят новые фирмы, которые ориентируются в ценовой политике, в конечном счете, на получение прибыли, но очень слабо ориентируются в качестве строительства», — сказал С. Круглик.

По его мнению, в связи с вступлением в силу поправок в закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», предприятия строительной отрасли должны переходить к новым механизмам, однако это надо делать постепенно. «Нам надо постепенно заменять одни меры ответственности — такие, как административные, на другие — на материальные меры, уголовные меры», — отметил глава Росстроя.

Читайте также:  О судьбе поручительства в случае, если в отношении должника по основному обязательству ввели процедуру наблюдения

В свою очередь, глава федерального лицензионного центра (ФЛЦ) при Росстрое Александр Толкачев заявил о недопустимости отмены лицензирования до того, как будет создана система контроля.

«Отмена лицензирования в строительной отрасли возможно только после введения механизмов контроля, технических регламентов, законодательства о саморегулировании и соответствующих нормативных документов в развитии градостроительного кодекса РФ», — считает А. Толкачев.

Он сообщил, что в первом полугодии 2005 года ФЛЦ выдал 94,4 тыс. лицензий и приложений к ним. За это же время было проведено 22 тыс. проверок и принято около 10 тыс. мер воздействия к нарушителям лицензионных требований.

По словам А. Толкачева, чаще всего выявлялись нарушения строительных норм и правил, а также норм безопасности. «В 2004 году было проведено 37 тыс. проверок деятельности лицензиатов и принято 15 тыс. мер воздействия к ним», — сказал он.

Отмена лицензирования проектирования, строительства и инженерных изысканий для строительства на сегодняшний день нецелесообразна

1 июля 2008 года в связи с выходом в свет Федерального закона от 19.07.07 №136 ФЗ отменяется лицензирование проектирования, строительства и инженерных изысканий для строительства.

Это вызвало как у представителей надзорных органов, так и у самих игроков строительного рынка массу вопросов, среди которых один из главных заключается в том, как отмена лицензирования повлияет на регулирование качества строительных работ, а значит и на обеспечение безопасности возведения и последующей эксплуатации зданий.

Несмотря на то, что лицензирование отменяется уже 1 июля 2008 года, альтернативных и, главное в этом случае, действенных путей решения проблемы до сих пор не создано.

Инициаторы отмены считают, что альтернативой будет переход «к саморегулированию в указанной сфере деятельности путем создания саморегулируемых организаций, наделенных соответствующими полномочиями по контролю за надлежащим качеством строительства и проектирования».

  • Отсутствие же до сегодняшнего момента вышеуказанных саморегулируемых организаций (и сомнение, что это будет действенный метод регулирования в строительстве), близящееся окончание срока продления лицензирования вызывает нешуточную тревогу у всего строительного сообщества.
  • Сложившуюся ситуацию комментирует директор филиала по УР Федерального государственного учреждения «Федеральный лицензионный центр при Росстрое» Геннадий Павлович Батищев.
  • — Геннадий Павлович, с чем, по вашим сведениям, связана отмена лицензирования проектирования, строительства и инженерных изысканий для строительства и как, на ваш взгляд, она повлияет на обеспечение качества и безопасности в строительной отрасли?

— Официально отмена лицензирования некоторых видов деятельности связана с позицией Минэкономразвития устранить бюрократические препоны для малого и среднего бизнеса с целью стимулирования его развития.

Ситуация с отменой лицензирования характерна не только для видов строительной деятельности, это также было признано нецелесообразным, например, в риэлтерской, аудиторской, оценочной деятельности и т.п.

Так, после принятия ФЗ № 80 от 2 июля 2005 года количество видов деятельности, подлежащих лицензированию, сразу сократилось со 125 до 103. Кроме того, с разных дат должны были прекратить лицензироваться еще несколько их десятков.

В результате из 125 видов деятельности, которые раньше лицензировались по ФЗ № 128, должно остаться всего 74, кроме тех, на которые этот закон не распространяется.
Таким образом, по позиции Минэкономразвития, должны снизиться бюрократические преграды для выхода на рынок новых предприятий, особенно в сфере среднего и малого бизнеса.

Применительно к нашему конкретному случаю, кроме вышеобозначенной причины, существовала еще одна: считалось, что, помимо лицензирования в строительстве, есть другие методы государственного регулирования, в частности, государственная экспертиза проектов и Госстройнадзор.

Но, к сожалению, принятый 29 декабря 2004 года Градостроительный кодекс РФ отменяет данные методы регулирования относительно большого количества зданий и сооружений. К таким никем не контролируемым объектам относятся промышленные и другие нежилые здания площадью до 1500 кв.м, а также жилые дома с количеством этажей не более трех.

По некоторым данным, такие сооружения составляют 70-80% возводимых сегодня в Удмуртии зданий, и все они остаются без надзора государства.

Между тем это достаточно серьезные сооружения: объекты здравоохранения, образования, культуры, спорта, торговли, характеризующиеся массовым посещением людей, и техногенные аварии на которых по причине некачественного осуществления строительных работ могут привести к трагическим последствиям, в том числе и гибели людей.

Поэтому на сегодняшний день лицензирование остается единственным инструментом, который не допускает на рынок недобросовестные строительные организации, ведь 100% предприятий, которые желают войти в этот бизнес, сегодня обращаются к нам, и среди них достаточно тех, кто не может и не должен заниматься строительством в силу отсутствия руководителей и специалистов с профессиональным образованием, отсутствия необходимой техники, инструментов и т.д. Число таких организаций составляет до 20 % от обратившихся за лицензией. Без лицензирования эти организации попали бы на строительный рынок.

Вообще, для того чтобы получить лицензию, организации нужно соблюсти 5 лицензионных требований: наличие производственной базы, наличие специалистов, наличие системы контроля качества, соблюдение законодательства, обязательство не реже 1 раза в 5 лет повышать квалификацию персонала.

  Таким образом, и сегодня лицензирование не является достаточно жестким методом, но только оно на данный момент способно каким-то образом регулировать рынок тех 70-80% строящихся в республике сооружений, которые после вступления в силу закона об отмене лицензирования выпадут из поля зрения какого-либо государственного контроля.

Законом четко определено, что к лицензируемым видам деятельности относятся те из них, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме лицензирования. Строительные виды деятельности полностью отвечают этим критериям, поэтому отмена их лицензирования противоречит самому закону о лицензировании. 

— Сегодня много говорят о создании саморегулируемых организаций как альтернативе лицензирования.

—  Действительно, создание саморегулируемых организаций на сегодняшний день рассматривают как альтернативу лицензирования. 1 декабря 2007 года вышел закон о саморегулируемых организациях.

Под саморегулированием понимается самостоятельная инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой является разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований, указанных в стандартах и правилах. По этому закону проектные и строительные предприятия объединяются в саморегулируемые организации и сами создают критерии поведения на строительном рынке: они сами будут принимать рекламации, каким-то образом контролировать друг друга и т.д. Но дело в том, что по вышедшему закону вхождение в такие организации осуществляется на добровольной основе. То есть предприятие может работать, не вступая в организацию и при этом уже не имея лицензии. Помимо этого, возможным моментом является то, что предприятия могут создать для себя такие правила, которые ничего регулировать и контролировать не будут, тем самым облегчая себе условия работы. Кроме этого, при условии, что вхождение в состав организации будет обязательным для осуществления строительной деятельности (такое предложение сейчас рассматривается), может получиться, что крупные компании, объединившись в саморегулируемую организацию, могут вытеснить с рынка малые и средние предприятия, которые инициаторы отмены лицензирования как раз пытаются данным законопроектом защитить. Таким образом, может произойти прямо противоположный эффект.

Поэтому-то, осознавая все эти сомнительные моменты, свыше 70 проектных и строительных организаций Удмуртии два раза подписали обращения в Правительство РФ, в которых говорится, что они против отмены лицензирования.

На предприятиях понимают, что данный законопроект породит на рынке нездоровую конкуренцию, в строительство придут различного рода шарлатаны, которые, например, могут установить демпинговые цены, забрать аванс и исчезнуть и т.д.

Сегодня сторонники закона указывают на то, что положительным моментом можно считать создание саморегулируемыми организациями компенсационного фонда, из которого в случае какой-либо нештатной ситуации обрушения будут выплачиваться денежные средства, компенсирующие ущерб.

Фонд формируется из взносов членов саморегулируемой организации, минимальная величина взноса по закону должна составлять не менее 3 тысяч рублей.

Поэтому этот фонд может оказаться настолько мизерным, что его средства не покроют даже одной незначительной аварии – кто же из бизнесменов согласится делать большие денежные взносы?

Опираясь на зарубежный опыт работы саморегулируемых организаций в строительстве, надо отдавать себе отчет в том, что, например, в Англии к саморегулированию шли сотни лет. И теперь там настолько жесткие принципы, что можно говорить о положительном примере действия подобных организаций.

У нас же до сих пор не создано ни одной саморегулируемой организации. Мало того, еще даже нет регистрирующего государственного органа, который бы зафиксировал ее создание, а с 1 июля 2008 года уже планируется отменить лицензирование.

Поэтому мы предлагаем, как минимум, продлить лицензирование хотя бы до тех пор, пока не заработает какой-то механизм контроля, регулирования строительной деятельности.

Либо это будут саморегулируемые организации, либо те 70-80% строительных объектов, которые сегодня никем не контролируются, будут включены в состав поднадзорных объектов Госстройнадзора. Когда все придет в соответствие, тогда можно будет говорить об отмене чего-то, может быть, лицензирования. На сегодняшний же момент его отмена абсолютно нецелесообразна. 

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *