Отмена комиссионного вознаграждения по платежам за ЖКУ

Банковское сообщество выступило против законопроекта о запрете комиссий при оплате ЖКУ

Банки и платежные агенты предупредили, что могут закрыть свои сервисы по приему платежей за ЖКХ из-за планов отменить комиссии с населения. Брать на себя расходы за такие платежи не готовы и коммунальные компании

Отмена комиссионного вознаграждения по платежам за ЖКУ

Ярослав Чингаев / ТАСС

Законопроект «Единой России», который запрещает банкам, платежным агентам и «Почте России» взимать с клиентов комиссии при оплате жилищно-коммунальных услуг, может привести к снижению доступности платежей для населения, подорожанию других банковских услуг и монополизации рынка. Об этом говорится в отзыве Национального совета по финансовому рынку (НСФР) на этот документ.

РБК ознакомился с проектом, который направлен в думский комитет по жилищной политике и ЖКХ. Теперь банки и управляющие компании спорят, кто должен нести расходы по этим комиссиям, но депутаты менять законопроект не готовы.

Как власти борются с комиссиями

Основные участники рынка — банки и платежные агенты, пояснил ситуацию директор компании по приему платежей за услуги ЖКХ «Фрисби» Алексей Зайков. Для переводов используются кассы банков и онлайн-банкинг.

Если у банка заключен договор с управляющей компанией или ресурсоснабжающей организацией (РСО), комиссия за платеж входит в общую сумму тарифа за ЖКХ и ложится на клиента. Если договора нет, комиссия оплачивается клиентом отдельно в момент совершения платежа.

Кроме банковских сервисов услуги можно с комиссией оплатить через платежных агентов, отделения «Почты России» и кассы самих ресурсоснабжающих организаций.

В России насчитывается около тысячи участников рынка приема платежей за услуги ЖКХ без учета банков, продолжает Зайков. По его словам, на отдельных территориях Сбербанк принимает до 30–70% платежей, а где-то сбор аналогичной доли обеспечивают платежные агенты.

Размер комиссии, взимаемой банками, в среднем составляет 1% с использованием дистанционного банковского обслуживания, 1,5% через операционного работника и до 3% при оплате через банковских платежных агентов, которым из суммы комиссии выплачивается вознаграждение, отмечается в отзыве НСФР.

В сентябре 2019 года правительство своим постановлением запретило включать комиссии на платежные услуги в тарифы ЖКХ, документ вступит в силу в сентябре 2020 года. В ФАС, которая была инициатором этой меры, пояснили, что введение запрета должно способствовать росту конкуренции на этом рынке.

«Известны случаи, когда ресурсоснабжающие организации, договариваясь с ограниченным кругом, например, банков, включали в тариф расходы на перевод платы граждан за коммунальные услуги по непрозрачным и завышенным ценам», — отмечали в ФАС.

А если граждане оплачивали ЖКХ в других банках, они платили комиссию дважды: в самом банке, с которым не заключено никаких соглашений, и в составе тарифа.

В феврале 2020 года с идеей запретить банкам и платежным агентам взимать комиссии за операции по оплате услуг ЖКХ с самих клиентов на встрече с президентом России выступил лидер фракции «Единая Россия» Сергей Неверов. Владимир Путин его поддержал, назвав комиссии квазинагрузкой.

20 февраля законопроект внесли в Госдуму, его первым автором значится спикер Вячеслав Володин. Документ должен способствовать защите интересов граждан и привести к снижению финансовой нагрузки населения, отмечается в пояснительной записке.

Этот законопроект могли внести, чтобы банки из-за запретительного постановления правительства не переложили все свои затраты на клиентов, объяснили два источника РБК, знакомых с ходом обсуждения документа.

Похожий законопроект еще в конце января внесли депутаты КПРФ.

К чему приведет запрет

Введение запрета на взимание комиссий при оплате ЖКХ грозит убытками банкам, и они будут вынуждены принять меры по оптимизации бизнес-процессов, за чем последуют негативные последствия для клиентов, предупреждают в НСФР, в состав которого входит большинство системно значимых банков:

  • некоторые банки могут уйти с рынка приема платежей за ЖКХ, что снизит доступность услуги для населения и повлечет дальнейшую монополизацию этого сегмента, а также приведет к снижению качества услуги и увеличению очередей;
  • банки-эквайеры будут вынуждены прекратить прием переводов за услуги ЖКХ с использованием карт, выпущенных другими банками, в связи с необходимостью выплаты ими не компенсируемого теперь вознаграждения банку-эмитенту;
  • банковские платежные агенты могут уйти с рынка или снизить качество услуги, так как отсутствие дохода у банка от указанных операций приведет к вынужденному снижению комиссии, выплачиваемой агентам;
  • оставшиеся на этом рынке банки могут начать оказывать эту услугу за счет доходов от оказания иных услуг — путем снижения процентов по вкладам, роста ставок по кредитам и роста тарифов по важным для потребителей видам финансовых услуг, в том числе по переводам в Системе быстрых платежей;
  • банки будут вынуждены сократить инвестиции в системы предотвращения мошеннических действий, что может привести к росту объемов хищений.

О чем банки предупредили цб

В ассоциации банков «Россия» 27 февраля состоялась встреча банковского и платежного сообществ с представителями регулятора, на котором сотрудники кредитных организаций предупредили ЦБ о возможном сокращении инфраструктуры по приему платежей за ЖКХ и выдвинули свои предложения, как смягчить последствия законопроекта, сообщили РБК три источника на финансовом рынке, близких к участникам встречи. По словам одного из собеседников, в первую очередь запрет отразится на Сбербанке, ВТБ и Почта Банке. Подавляющую долю на рынке приема платежей за ЖКУ занимает первый с показателем около 60%, отмечает еще один источник.

Запрет на комиссии должен распространяться только на случаи, когда поставщики коммунальных услуг компенсируют их банкам, считает управляющий директор управления транзакционного бизнеса банка «Открытие» Михаил Щипков: «Если в законопроекте это не будет учтено, то, очевидно, пропадет целесообразность в заключении договоров на прием платежей между банками и поставщиками услуг ЖКХ, все действующие договоры будут расторгаться, банки продолжат нести издержки на прием платежей, но перестанут получать компенсацию. В результате банки будут думать над вариантами сокращения издержек, вплоть до ограничения приема платежей в каналах с высокой себестоимостью (банковские отделения. — РБК)».

В МКБ и ПСБ не ожидают, что принятие законопроекта отразится на доступности их сервисов, рассказали представители кредитных учреждений. Сбербанк вместе с экспертным сообществом сформулировал предложения, как скорректировать законопроект, сообщили в его пресс-службе, не уточнив деталей.

В ВТБ отказались от комментариев, в остальных крупных банках не ответили на запросы РБК. «Почта России» воздержалась от комментариев. В ЦБ и Минстрое не ответили на запросы РБК. В ФАС сообщили, что позиция службы будет сформирована только после того, как туда поступят указанные предложения.

Как компенсировать расходы

Как рассказал РБК вице-президент ассоциации банков «Россия» Алексей Войлуков, банки разработали два предложения о компенсациях затрат на проведение платежей.

Во-первых, изменить осеннее постановление правительства так, чтобы траты банков на проведение платежей включались в тарифы наравне с тратами на проведение платежей наличными через кассы ресурсоснабжающих компаний — их включение в тариф постановление не запретило.

Во-вторых, разработать и прописать в законопроекте схему, при которой банк получателя платежа (управляющей компании, ТСЖ, ресурсоснабжающей компании) будет компенсировать траты на проведение платежа банку-отправителю.

Это нужно, поскольку банк-отправитель в случае принятия законопроекта не сможет взимать с плательщика комиссию. Банк-получатель платежа, в свою очередь, получает такую компенсацию трат по договору от управляющей компании или ресурсоснабжающей организации.

Но остается открытым вопрос, будет ли учтена эта комиссия в тарифе или компании будут выплачивать ее со своей прибыли.

Управляющие компании тоже не хотят платить

Рост тарифов на услуги ЖКХ регулируется правительством. Оно каждый год утверждает максимальный размер процентов, на которые могут вырасти тарифы в разных регионах. Под ограничение роста тарифов не подпадает плата за жилищные услуги, которые обычно оказывают управляющие компании (за управление, вывоз мусора и т.п.), а также за капремонт.

Перекладывать комиссию на ресурсоснабжающие организации неправильно, считает председатель совета директоров компании «Российские коммунальные системы» (оператор водоснабжения и водоотведения) Григорий Терян: «Во всех сферах плательщик оплачивает комиссии самостоятельно, если платит через банк.

Непонятно, почему в этой отдельной сфере ситуация должна быть иной». Он указывает, что ресурсоснабжающие организации живут в условиях ограниченных тарифов. «Плюс есть трудности, связанные с взысканием задолженностей.

Откуда ресурсоснабжающим организациям брать средства на эту комиссию?» — вопросил Терян.

Если оплату комиссии переложат на ресурсоснабжающие организации без дополнительного роста тарифа, то из-за ограничений в росте тарифов РСО будут нести убытки или снизят объем инвестиций на реконструкцию инфраструктуры, продолжает Терян. «Если же учет комиссии в тарифе приведет к росту тарифа на размер этой комиссии, то что поменяется для потребителя? Он также будет платить эту комиссию, но через тариф», — говорит Терян.

Если же компании из сферы ЖКХ откажутся оплачивать комиссии, то банки и другие финансовые организации просто перестанут принимать платежи — им это будет невыгодно, говорит собеседник РБК в одном из банков: граждане будут вынуждены оплачивать эти услуги через кассы с бумажными платежками.

Резкое сокращение числа точек по сбору платежей и сложности с внесением оплаты могут увеличить объем и без того огромной задолженности за услуги ЖКХ, которая сегодня оценивается в 1,5 трлн руб., предупредил Зайков из «Фрисби». За 2018 год предприятия из сферы ЖКХ выставили счетов на сумму 2,63 трлн руб.

, отмечают авторы законопроекта.

При подготовке предложений депутаты учли все последствия запрета, сказал РБК один из авторов документа, депутат Игорь Дивинский.

«По нашим оценкам, он не должен привести к сокращению инфраструктуры по приему платежей за ЖКХ, только если в единичных случаях. Вообще обязанность принимать платежи за ЖКУ возложена на ресурсоснабжающие организации, банки только им помогают.

Читайте также:  Договор можно признать недействительным, даже если он уже расторгнут

Мы готовы обсуждать с рынком технические вопросы законопроекта, но не его замысел, который не подлежит изменению», — подчеркнул он.

Банкиры пытаются вернуть комиссии за ЖКХ

Банки не отказываются от борьбы за комиссии по платежам ЖКХ. Законопроект, утверждающий отмену комиссии, 14 апреля принят в первом чтении, но финансисты уже подготовили свои предложения ко второму: переложить расходы на инфраструктуру приема платежей на поставщиков услуг ЖКХ. Депутаты идею не поддерживают, предлагая банкам с получателями платежей договариваться самостоятельно.

Госдума на заседании 14 апреля приняла в первом чтении законопроект, который вводит запрет на взимание банковских комиссий с коммунальных и обязательных платежей.

Однако финансисты с этим мириться не готовы и уже подготовили поправки ко второму чтению, которые во вторник обсуждались на заседании Ассоциации банков России (АБР).

«Все банковское сообщество выступает категорически против данного запрета и до конца этой недели АБР направит в Госдуму предложения по изменению ряда норм данного проекта»,— говорит сопредседатель комитета по платежным системам АБР Алексей Маслов.

Принятый в первом чтении законопроект вносит изменения в статью 155 ЖК РФ, она дополняется положением, согласно которому «комиссия за перечисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, пеней, неустоек, штрафов… не взимается».

Предложения АБР (есть у “Ъ”) сводятся к тому, чтобы, запретив взимать комиссию с граждан за платежи ЖКХ, правительство установило обязанности поставщиков услуг ЖКХ (в том числе УК, ТСЖ, ЖСК) самостоятельно или с привлечением иных организаций обеспечить наличие инфраструктуры приема платежей без взимания комиссий с плательщика. Норматив доступности такой инфраструктуры должно установить правительство. Оно же должно определить максимально допустимый размер затрат поставщика услуг ЖКХ на оплату расходов организации такой инфраструктуры, как своими силами, так и сторонними.

Также банкиры хотят скорректировать постановление правительства №1164 — отменить запрет на включение поставщиками услуг ЖКХ в экономически оправданные затраты расходов на платежные услуги.

По словам исполнительного директора Национальной платежной ассоциации Марии Михайловой, по сути речь идет об обязанности поставщиков услуг платить за использование банковской инфраструктуры по сбору платежей, но в ограниченном размере, если они не имеют собственной, достаточной для обеспечения приема платежей.

Доводы банкиров известны (см. “Ъ” от 10 апреля): прием платежей за услуги ЖКХ сопровождается расходами для банков, указывают в АБР, и в случае запрета на взимание комиссии многие будут вынуждены свернуть такой вид деятельности, что скажется на доступности услуг.

Запрет комиссий может привести к потенциальному росту стоимости других банковских услуг, увольнениям тысяч сотрудников, занимающихся приемов платежей за ЖКХ в кредитных организациях.

В рамках прошедшей 14 апреля представитель одного из региональных банков заявил, что запрет на взимание комиссий за платежи ЖКХ, обсуждаемый в нынешнем виде, добавит стране порядка 450 тыс. дополнительных безработных.

Кроме того, одобренные в первом чтении меры могут привести к сокращению точек по приему платежей и увеличению очередей — от 40 до 90 минут, оценивают в АБР.

Расходы же поставщиков услуг на организацию и поддержание собственных пунктов приема платежей, по оценкам экспертов, могут оказаться выше в 4–5 раз, чем расходы на агентскую сеть.

Впрочем, депутаты не готовы идти на поводу у банкиров. По словам первого зампреда комитета Госдумы по финансовому рынку Игоря Дивинского, учитывая, что годовой оборот по платежам ЖКХ составляет около 3 трлн руб. и эти деньги банки перечисляют поставщикам услуг не моментально, они могут зарабатывать на ликвидности.

«Идти по кругу и отменять постановление правительства 1164 нет смысла, кредитным организациям и поставщикам услуг придется договориться самим об условиях взаимодействия,— отмечает он.— Впрочем, поставщики имеют возможность создать собственную инфраструктуру приема платежей.

С наличием Системы быстрых платежей ЦБ, к которой уже подключается ГИС ЖКХ, это вполне реально».

Ксения Дементьева, Максим Буйлов

Могут ли банки сейчас взимать комиссию при оплате потребителями жилищно-коммунальных услуг

Законодатели вплотную занялись темой отмены комиссий банков при платежах за ЖКУ: на рассмотрении Госдумы РФ находится соответствующий законопроект, а вступившим в силу ПП РФ № 1164 введён запрет на включение такого вознаграждения в тарифы на коммунальные услуги. Делаем обзор темы, НПА и письма ФАС о законности комиссий при оплате ЖКУ.

Как запрет на комиссии при оплате ЖКУ отразится на работе УО и РСО

Запрет на банковские комиссии для отдельных групп граждан ещё рассматривается Госдумой РФ

В СМИ сегодня всё активнее обсуждают новость о том, что Госдума РФ в осеннюю сессию планирует принять законопроект, которым запретит банками и другим платёжным агентам взимать с клиентов комиссию при оплате ими жилищно-коммунальных услуг. Подобный законопроект действительно находится на втором чтении, однако, он предполагает отмену комиссий при платежах не для всех граждан, а только для отдельных групп.

  • Изначально авторы законопроекта № 905546-7 предлагали ввести запрет на банковское вознаграждение при оплате ЖКУ всеми потребителями.Позже появилось уточнение, что такой мораторий будет действовать не для всех:
  • «С граждан, которым выплачиваются пенсии в соответствии с законодательством РФ, а также с граждан, получающих субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с ЖК РФ, банковский платёжный агент (субагент) не имеет права взимать комиссионное вознаграждение за перечисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, пеней за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги».
  • Следовательно, если законопроект будет принят в такой редакции, то потребители, которые не являются пенсионерами или получателями субсидий, всё-таки будут оплачивать комиссию, если таковая установлена банком, почтой или иным платёжным агентом.

Рсо уже не вправе включать в тарифы на коммунальные услуги комиссии банков на приём и обработку платежей

Об отмене комиссий при оплате ЖКУ в обществе и СМИ говорят и в связи с вступлением в силу 13 сентября 2020 года постановления Правительства РФ от 05.09.2019 № 1164. Документ внёс изменения в пять других ПП РФ, которые регулируют ценообразование в сфере коммунальных услуг: обращения с ТКО, ГВС, ХВС, водоотведения, газо-, тепло- и энергоснабжения.

Постановлением законодатели запретили включать в экономически обоснованный тариф РСО и регионального оператора комиссию банков. Это требование действует с сентября 2020 года, значит, комиссия, если она была ранее в составе тарифа РСО, исчезнет из него только при следующем повышении цен на коммунальные ресурсы для населения.

Запрет, введённый ПП РФ № 1164, по планам законодателей, должен исключить вероятность оплаты комиссии дважды: в составе тарифа и непосредственно при внесении средств по счетам за ЖКУ. При этом платы за жилищные услуги нормы ПП РФ № 1164 не касаются.

Об обязанности УО обеспечить оплату ЖКУ наличными и без комиссии

Платёжные агенты и банки вправе взимать комиссии при оплате населением ЖКУ, соблюдая антимонопольное законодательство

Теме правомерности взимания комиссии при оплате жилищно-коммунальных услуг Федеральная антимонопольная служба РФ посвятила отдельное письмо – от 27.09.2019 г. № АК/84598/19. Это разъяснения ведомства по вопросу правомерности  такой комиссии и её соответствия антимонопольному законодательству.

ФАС РФ пишет, что приём и перевод денежных средств в счёт оплаты жилищно-коммунальных услуг вправе проводить кредитные организации, платёжные агенты, в том числе банковские, и операторы почтовой связи. Делая это по поручению физического лица, эти организации вправе удержать с плательщика комиссионное вознаграждение за выполнение таких операций.

РСО не обязаны обеспечивать безвозмездное оказание названными агентами услуг по приёму и перечислению денежных средств в счёт оплаты жилищно-коммунальных услуг. А физические лица для этого вправе выбрать любой способ платежей и любую кредитную/иную организацию, оказывающую подобные услуги.

Если РСО включила комиссию в тариф, то она заключает договор с платёжными организациями на невзимание комиссий. Как отмечено в письме, такие договоры заключены с ограниченным количеством платёжных агентов, и содержат условие о невзимании платы за внесение платежей с потребителей коммунальных услуг.

Отдельно ФАС РФ отметила, что законодательством не предусмотрена возможность для граждан оплачивать взносы на капитальный ремонт в каких-либо организациях  без взимания комиссии. Также в письме указано, что ФАС РФ даст дополнительные разъяснения по применению запрета на включение комиссий в тарифы на КУ.

О взыскании повышающего коэффициента к нормативу коммунальных услуг

На заметку

Согласно уже принятому ПП РФ № 1164 и рассматриваемому Госдумой РФ законопроекту № 905546-7, комиссии при оплате населением услуг за ЖКУ будут:

  1. Исключены из тарифов РСО, которые утвердят после 13 сентября 2020 года.
  2. Оплачиваться всеми потребителями, кроме получателей пенсий и субсидий на жилищно-коммунальные услуги, если банк или иной платёжный агент установили их.

Против всеобщей отмены вознаграждения при платежах за ЖКУ выступали представители как банковского сообщества, так и сферы ЖКХ. О негативных последствиях такого решения говорила и Глава Экспертного совета Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1» Елена Шерешовец. Подробнее вы можете узнать из выпуска онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются».

Россиян лишат права сэкономить на оплате ЖКХ — МК

Жители домов третий месяц подряд сокращают траты на оплату жилищно-коммунальных услуг. В годовом разрезе расходы россиян на коммуналку упали на 13% в среднем, а на теплоснабжение – на целых 33%. Выходит, граждане стали экономить на потреблении ресурсов: меньше лить воду, жечь электричество.

Читайте также:  Когда кредитору может угрожать обвинение в клевете

Платить за коммуналку еще меньше помогла бы отмена банковских комиссий за оплату ЖКХ. Однако долгожданный законопроект об этом ко второму чтению в Госдуме дошел с неприятными поправками – освободить от комиссии предложили не всех жильцов, а только пенсионеров и малоимущих.

Но даже принятие этого компромиссного варианта депутаты уже второй раз откладывают.

В начале года, еще до коронакризиса, вокруг идеи отменить банковские комиссии за ЖКХ разгорелся настоящий ажиотаж. Думские фракции наперебой вносили подобные законопроекты. Идею озвучили даже президенту: он ее поддержал, назвав банковские комиссии за ЖКХ «квазинагрузкой».

В итоге до первого чтения дошел законопроект под авторством топов «Единой России» — Вячеслава Володина, Александра Жукова, Сергея Неверова и Андрея Исаева. Казалось бы, при таких покровителях принятию документа ничто не могло помешать.

Предполагалось, что всех без исключения россиян освободят от комиссионных вознаграждений банкам при оплате как услуг ЖКХ, так и пеней, неустоек и штрафов. Однако, пройдя первое чтение в первозданном виде, ко второму слушанию документ оброс существенными поправками.

Зампред думского комитета по финансовым рынкам Игорь Дивинский предложил перекроить законопроект. Он предложил освободить от комиссии только пенсионеров и получателей субсидий на уплату ЖКХ (семьи, в которых на оплату коммуналки уходит больше 22% дохода).

По сути, эти поправки от комитета по финансовым рынкам защищают интересы этих самых финансовых рынков – банков и других платежных агентов. С учетом внесения поправок принятие законопроекта во втором чтении перенесли с 27 мая на 9 июня, но и во второй раз оно не состоялось.

А ведь послабления при оплате ЖКХ были бы весьма кстати для широкого круга россиян. С 1 июля тарифы вырастут в среднем на 2,4-6,5% в зависимости от региона.

Оплачивать коммуналку можно несколькими способами: через кассу управляющей компании, поставщика услуг, почтовое отделение, терминалы платежных систем или в отделении банка, банкомате, личном кабинете. В большинстве случаев плательщику предъявляют комиссию за эту операцию – от 0,5 до 2%.

По оценкам экспертов, на таких вознаграждениях платежные агенты зарабатывают от 15 до 60 млрд рублей в год. Конечно, такого источника дохода они очень не хотят лишаться. «На рынке приема платежей за ЖКХ банки занимают долю в 70%. Не исключено, что они «продавили» свои интересы и не дали рассмотреть законопроект во втором чтении.

Сражаться у кредитных организаций есть за что. За один платеж они получают примерно 20-30 рублей комиссии, а таких платежей по стране — миллионы», — отметил ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. По его словам, при отмене комиссий, обещанной депутатами, средняя российская семья смогла бы сэкономить около тысячи рублей в год.

«Среднестатистический житель обычно оплачивает от 2 до 4 платежек в месяц. Соответственно, сумма комиссий в месяц в среднем равняется 80 рублям, в год получается 960 рублей. Для обеспеченных людей эта сумма незаметна, однако для тех, кто живет за чертой бедности – вполне ощутима», — добавил наш собеседник.

Между тем, сами россияне стараются меньше тратить на коммуналку. За три прошлых месяца расходы на оплату ЖКХ планомерно снижались: в марте — на 4%, в апреле – на 10%, в мае – на 2% по отношению к предыдущему месяцу, выяснили в «ФК Открытие» Это связано отчасти с тем, что в период карантина были введены отсрочки по платежам: кто-то ими воспользовался.

Но снижение фиксируется и в годовом измерении. «Это обусловлено серьезным падением реальных доходов населения. Во время самоизоляции многие потеряли работу или частично лишились заработка. Однако даже после полного прекращения карантина тенденция экономии на услугах ЖКХ, вероятно, сохранится.

При этом собираемость платежей должна вырасти, поскольку отсрочки закончатся», — считает Капустянский.

При этом не на всех коммунальных услугах удается экономить. Например, расходы россиян на газ за год подскочили сразу на 20%, а на электроэнергию – на 4%. В Совете Федерации предложили правительству заморозить тарифы на газ и электроэнергию для населения.

Сенатор Сергей Леонов заявил, что в условиях коронакризиса и снижения доходов населения это облегчит нагрузку на россиян. «Едва ли тарифы будут заморожены. Ведь в перспективе доходы граждан должны начать расти, дно уже пройдено.

Поэтому меры поддержки населению со стороны государства будут только сворачиваться», — предположил Иван Капустянский.

Когда включение комиссии банка в платёжки неправомерно

На нескольких примерах разбираем, когда комиссия за жилищно-коммунальные услуги является незаконной, а когда комиссия – вариант нормы. 

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции поддержал решение районного суда, который обязал ТСЖ из г. Красноярска организовать приём платежей за коммунальные услуги самим товариществом и не включать в платёжки комиссию банка (дело № 88 – 5009/2021).

Собственник квартиры был не согласен с тем, что ТСЖ «Орлёнок» не организовало приём платежей по месту своего нахождения и, заключив договор с банком, включало в квитанции комиссию. В результате он вынужден платить комиссию банка.

Этот собственник обратился в Советский районный суда г.

Красноярска и потребовал:- обязать ответчика начислять и предъявлять к оплате за жилищно-коммунальные услуги сумму без учета вознаграждения ТСЖ за прием платежей с момента вступления решения в законную силу;- обеспечить прием платежей за жилищно-коммунальные услуги путем внесения наличных денежных средств в ТСЖ;- взыскать с ответчика в пользу истца 5 000 руб., излишне уплаченных за ЖКУ;- взыскать штраф на основании ст. 156 ЖК РФ — 2 600 руб.;- взыскать компенсацию морального вреда — 50 тыс. руб.;

  • — взыскать штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50% от взысканной суммы.
  • Районный суд удовлетворил требования частично и решил:
  • обязать ответчика начислять и предъявлять к оплате за ЖКУ суммы без учета вознаграждения за прием платежей;
  • обеспечить членам ТСЖ альтернативную возможность оплаты услуг путем внесения денежных средств по выбору потребителя через платежных агентов или в кассу ответчика, наличными денежными средствами, в безналичной форме, картой, переводом денежных средств без комиссии за оплату услуг ТСЖ;
  • взыскать с ТСЖ «Орленок» в пользу истца убытки в размере 4 800 руб.;
  • взыскать компенсацию морального вреда в сумме 2 000 руб. и штраф в размере 1 000 рублей.

В удовлетворении требования о взыскании штрафа по ст. 156 ЖК РФ суд отказал.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда изменила решение райсуда в части размера взысканных убытков и штрафа, размера государственной пошлины и в части возложения обязанности на ТСЖ «Орленок».

Решение было изменено из-за процессуальных моментов: суд первой инстанции вышел за пределы исковых требований и вынес решение в отношении всех собственников, хотя иск заявлял только один из них.

Кроме того, суд не учёл заявление ответчика о пропуске истцом трёхлетнего срока для обращения в суд. С учетом этого апелляционная инстанция уменьшила размер убытков, взыскав их в пределах трёхлетнего срока.

Пропорционально взысканным суммам был уменьшен размер государственной пошлины и штрафа.

  1. В остальной части решение районного суда оставлено без изменения.
  2. По жалобе ТСЖ дело было рассмотрено в кассационном порядке.
  3. Восьмой кассационный суд общей юрисдикции согласился с нижестоящими инстанциями, которые усмотрели в действиях ответчика нарушения в виде отсутствия у потребителя возможности осуществлять оплату внесением наличных денег по своему выбору, без взимания комиссии за осуществление таких операций.

Эти условия нарушают требования ст. 138 ЖК РФ и ст. 16.1, 37 Закона о защите прав потребителей, которые не допускают ограничение прав потребителей по выбору способа оплаты предоставленных услуг при осуществлении хозяйствующим субъектом деятельности по управлению многоквартирным домом. Поэтому суд правомерно обязал ответчика организовать прием платежей непосредственно товариществом.

Проверив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам не нашла оснований для признания выводов судов незаконными, поскольку они отвечают требованиям жилищного и гражданского законодательства, обоснованы и соответствуют представленным по делу доказательствам.

Таким образом, включение комиссии банка в платёжки неправомерно, если у потребителя нет других вариантов, как оплатить жилищно-коммунальные услуги без комиссии.

Другой пример – комиссию признали законной

Арбитражный суд Поволжского округа поддержал решение суда об отсутствии оснований для исключения из платёжного документа комиссии банка, поскольку потребитель был вправе выбрать любой способ оплаты, в том числе, без комиссии (дело № А55 – 11542/2020).

Государственной жилищной инспекции Самарской области обязала АО «Предприятие тепловых сетей» в г. Самара исключить начисленную в платёжном документе собственнику квартиры задолженность в 37,25 рублей.Не согласившись с предписанием, Общество обжаловало его в Арбитражный суд Самарской области.

Арбитражный суд признал предписание ГЖИ недействительным.Апелляционная инстанция оставила решение суда без изменения.

ГЖИ обжаловала судебные акты в кассационном порядке.

Арбитражный суд Поволжского округа указал, что платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов (п. 1 ст. 140 ГК РФ).

Потребителю предоставлено право выбирать способ оплаты коммунальных услуг (п. п. «а» пункта 65 Правил № 354).

Отмеченный пункт предоставляет потребителю право выбрать способ оплаты:

  • наличными денежными средствами;
  • в безналичной форме с использованием счетов, открытых, в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета;
  • почтовыми переводами;
  • банковскими картами;
  • через сеть интернет;
  • в иных формах, предусмотренных законодательством РФ.

При этом закон не ограничивает право продавца по привлечению платежных агентов в целях организации приема наличных платежей потребителей — физических лиц, а право обеспечить потребителя возможностью оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами через платежных агентов прямо предусмотрено законом и не является нарушением прав потребителей.

Банковский платёжный агент вправе взимать с физических лиц вознаграждение, если это предусмотрено договором с оператором по переводу денежных средств, согласно статье 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги операторами почтовой связи ( ч. 17 ст. 14 ФЗ «О национальной платежной системе»).

Читайте также:  Как добраться до надзора… и надо ли туда идти?

Судами было установлено, что общество обеспечило получение оплаты за поставленные энергоресурсы, в том числе, посредством субагентского договора (на прием и перечисление платежей от плательщиков – физических лиц).Условиями субагентского договора предусмотрено, что размер вознаграждения субагента зависит от суммы поступивших платежей за коммунальные услуги.

Потребителям коммунальной услуги истец предоставил выбор способа внесения платежей, в том числе без взимания комиссионного вознаграждения:

  • наличными денежными средствами в банкоматах «Почта Банк»;
  • наличными денежными средствами в терминалах ПАО «Сбербанк»;
  • банковскими картами в банкоматах «Промсвязьбанка»,
  • с использованием платежного сервиса «Квартплата 24».

Все доступные способы оплаты указаны на соответствующем онлайн-сервисе.Размер комиссии субагента не превышает размера комиссии, взимаемой за прием платежей с физических лиц кредитными и иными организациями.

У физических лиц (потребителей) есть возможность выбрать любой способ оплаты, равно как и любую кредитную и иную организацию, которая оказывает услуги по приему и переводу денежных средств, включая оплату без взимания комиссионного вознаграждения.

При таких обстоятельствах суды сделали верный вывод о том, что со стороны истца нарушение отсутствует, а выдача предписания не соответствует требованиям закона.Кассационная инстанция не нашла оснований для отмены судебных актов.

Присоединяйтесь к нашей группе ВКонтакте или подписывайтесь на наш телеграм канал, чтобы всегда оставаться в курсе новостей ЖКХ.

Госдума готова отменить комиссию за платежи по ЖКХ

До конца февраля в Госдуму будет внесен законопроект об отмене банковской комиссии при платеже за услуги ЖКХ, сообщил глава фракции «Единая Россия» в Госдуме Сергей Неверов.

По его словам, реализовать данную инициативу можно несколькими способами. Один из вариантов — внесение поправок в Жилищный кодекс. Альтернативным вариантом является изменение ряда законодательных актов, в том числе закона о банках и национальной платежной системе.

Как отмечает Неверов, данные изменения достаточно просто реализуемы и при этом очень важны для граждан. По словам депутата, данную инициативу поддерживает Центробанк — данный вопрос обсуждался с главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной в присутствии других руководителей фракций.

Депутат Госдумы Андрей Исаев, в свою очередь, отметил, что данный законопроект призван поддержать малообеспеченные семьи и одиноких пенсионеров. По его словам, банки имеют и другие статьи доходов, а в случае с платежами за коммунальные услуги им лишь важно то, что деньги проходят через них. Запрет на комиссию не скажется на финансовых показателях кредитных организаций, убежден Исаев.

Положительно оценил инициативу и депутат Госдумы Владимир Гутенев, занимающий пост замглавы думского комитета по экономической политике. По его словам, для малообеспеченной части населения платежи за услуги ЖКХ составляют довольно существенную часть бюджета. Хотя и остальные граждане тоже позитивно воспримут данную инициативу.

В ЛДПР полагают, что платежи социальной направленности должны быть целиком освобождены от любых комиссий. Населению с низкими доходами сегодня и так непросто оплачивать растущие тарифы ЖКХ. Как отмечают либерал-демократы, для значительной доли россиян важны каждые 100 рублей.

Отмена банковской комиссии за оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) может привести к появлению кэшбека за своевременную и в полном объеме оплату, а подключение автоплатежа может способствовать развитию системы авансовых платежей и предоставлению скидок, считает ответственный секретарь экспертного совета комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Склянчук.

Сейчас комиссия при оплате ЖКХ через банк (как онлайн, так и через банкомат или кассу) для граждан составляет 0,5–2%. При этом в сентябре российское правительство по предложению Федеральной антимонопольной службы (ФАС) приняло постановление о запрете поставщикам услуг ЖКХ включать в тарифы затраты на уплату комиссий банкам.

В ФАС отмечали, в некоторых случаях поставщики по договоренности с кредитными организациями закладывали в тарифы комиссию в размере до 7%, не предоставляя обоснования такой цены.

Отмена банковской комиссии при приеме платежей за жилищно-коммунальные услуги позволит сэкономить россиянам до 5 тыс. рублей в год, заявили эксперты. При этом отмена комиссий не повлияет на собираемость платежей, убеждены они.

Напомним, в марте прошлого года глава ФАС Игорь Артемьев сообщил, что россияне переплачивают за ЖКХ более чем вдвое. Тогда он отмечал, что тарифы могут отличаться более чем в 50 раз в соседних регионах. По словам Артемьева, «тарифное хулиганство» — инициатива местных властей.

Комиссия при оплате ЖКХ: с 1 февраля государство заставляет граждан платить за ЖКХ минимум на 2% больше

18.02.2013

ЖКХ / Тарифы на ЖКХ

С 1 февраля государство обязало россиян самостоятельно оплачивать комиссионный сбор при оплате коммунальных услуг в любой кредитной организации и в большинстве государственных, за редким исключением последних. Примечательно то, что закон был принят в 2011 году, но вступил в действие только сейчас.

Комиссия при оплате ЖКХ – что говорит закон?

При приеме платежей, в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика.

Таким образом, с 1 февраля 2013 года гражданам придется самостоятельно платить комиссионный сбор при оплате жилищно-коммунальных услуг в любой кредитной организации вроде банка, а также в государственной — к примеру, на почте.

Понятно, что это стало неожиданностью для многих, потому что именно на почте они привыкли из года в год оплачивать всю „коммуналку“.

По закону, размер комиссионного вознаграждения будет зависеть от выбранной плательщиком кредитной организации, то есть банка, через который вы захотите внести плату за жилищно-коммунальные услуги.

Причем сумму комиссии за прием платежей имеют право устанавливать сами банки. В среднем это составляет 2-2,5% от суммы платежа при оплате наличными в кассах банков или других платежных организаций.

Почта теперь требует 18 рублей комиссии при оплате ЖКХ до 1000 рублей

Что касается почтовых отделений, то они, воспользовавшись новым законодательством, будут брать комиссию только при оплате услуг за свет и газ. При сумме оплаты до 1000 рублей сумма комиссии за эти виды услуг составит минимум 18 рублей, свыше 1000 рублей — 2,4% от суммы платежа, но не менее 18 рублей.

Без комиссии за ЖКХ можно платить в платежных терминалах и через интернет

Начальник службы режимов газоснабжения ГУП МО «Коломнамежрайгаз» Евгений Костин уверен, что коломенцы вполне могли бы оплачивать коммунальные платежи через личные кабинеты на интернет-сайтах компаний, пользоваться услугами интернет-банкинга и не тратить время и нервы. По его словам, нужно также активнее пользоваться платежными терминалами, которых в Коломне достаточно. „С развитием этих видов платежей очереди в почтовых отделениях, банках и офисах компаний-поставщиков услуг заметно уменьшатся“, — сказал Евгений Костин.

Он также сообщил, что комиссия за обработку платежей за газ была выведена из стоимости природного газа еще в июле 2012 года (по приложению к распоряжению Комитета по ценам и тарифам МО от 27.04.2012 г. № 36-Р п.

8), и с этого момента при оплате газа в почтовых отделениях и других кредитных организациях стали взимать комиссию. «В связи с этим мы в филиале ГУП МО „Коломнамежрайгаз“ стали принимать с 1.07.

2012 года платежи за природный газ без комиссии: в кассово-абонентском отделе, магазине по продаже оборудования и в кассе филиала, а также в двух терминалах нашего филиала.

Кроме того, в нашем городе немало и других точек, где оплата газа производится без комиссии — по городской программе приема коммунальных платежей без комиссии. Заплатить за газ без взимания процентов можно также в отделениях ОАО „Мосэнергосбыт“. С очередями в филиале справляемся».

Комиссия при оплате ЖКХ: мнения депутатов

Валентин Куликов, заместитель председателя Московской областной думы, секретарь Московского областного отделения КПРФ:

— С одной стороны, если принять во внимание, что мы живем при капитализме, этот закон абсолютно правильный — каждая услуга должна оплачиваться. Но с другой стороны, нам повсюду говорят, что Россия — социальное государство. Давать людям льготы и при этом собирать с них комиссии попросту нелогично.

Особенно ощутимы эти сборы для пенсионеров, у которых и без того лишних денег не водится. Получается, что государство увеличивает пенсии на 6%, рост инфляции составляет 6-7% (а на потребительском рынке и вовсе 15%), а пенсионерам приходится еще и доплачивать за оплату коммунальных услуг не лишние для них 1-3% комиссий.

Почему бы Сбербанку, который, по сути, является государственным банком, и «Почте России» — тоже госструктуре — не взять на себя эту часть расходов?».

Алексей Мазуров, депутат Московской областной думы, член партии «Единая Россия»:

— Я определенно против введения закона, предусматривающего комиссионный сбор с граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Уверен, что любые подобные платежи должны осуществляться без комиссии, и особенно актуально это для малообеспеченных семей.

Возможно, в Коломне должны задуматься над созданием городской программы по организации единого окна, где «коммуналку» можно оплатить и без очередей, и без комиссий».

Денис Лебедев, депутат Московской областной думы, член партии «Справедливая Россия»:

— В сентябре прошлого года Комитет Госдумы по финансовому рынку отклонил проект закона по отмене банковской комиссии за коммунальные платежи.

Этот проект предусматривал ввести запрет на взимание кредитными организациями комиссионного вознаграждения при внесении платы за коммунальные услуги.

«При приеме платы за жилищно-коммунальные услуги кредитные организации выполняют операции по переводу денежных средств по поручению физических лиц по их банковским счетам и без открытия банковского счета, за которые они имеют право получать комиссионное вознаграждение», — такое заключение дал комитет на данную инициативу. В результате нагрузка по оплату комиссионных банков при оплате услуг легла на плечи граждан. Получается, что принят антисоциальный законодательный норматив. И государство в очередной раз — теперь в лице банков — опустошает кошельки своих граждан.

Сэкономить на оплате процентов можно, произведя оплату через терминал. В них проценты существенно ниже. Но так ли это? С платежами по коммунальным услугам в терминалах есть любопытный нюанс.

Если, допустим, оплачивать услуги Мосэнерго, можно внести на свой лицевой счет не строго определенную сумму, а несколько больше — разница все равно будет аккумулироваться на лицевом счете. С коммунальными платежами не все понятно. Например, есть платеж на сумму 1722 рубля.

Поскольку терминал принимает только купюры, вы можете внести на свой л/с 1730 рублей. Куда, спрашивается, идут восемь рублей?

Так же непонятна ситуация с категорией граждан, имеющих льготы на оплату коммунальных услуг. Потраченные средства возмещаются им только на сумму, равную стоимости услуг «коммуналки».

Возмещение за услуги банков не предусмотрено. На мой взгляд, это неправильно.

Этот закон должен был выйти вместе с поправками в другие законы, касающимися разных категорий льготников, и об этом нужно будет говорить.

Вывод можно сделать только один — это целиком и полностью антисоциальная норма в данном законе, которую необходимо пересмотреть и доработать.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *