Осуществление деятельности с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды

Осуществление деятельности с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды 26.11.2008
Бухгалтерский ДЗЕН
подписывайтесь на наш канал
Тема административной ответственности предпринимателей за «экологические» правонарушения обсуждается, как правило, с точки зрения внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Между тем, перечень таких нарушений представлен в главе 8 КоАП РФ довольно широк и не исчерпывается лишь этим правонарушением. Другим статьям указанной главы уделяется недостаточно внимания. М.С. Мухин, налоговый консультант рассматривает ее положения более пристально с точки зрения рисков для организаций и индивидуальных предпринимателей, представляющих так называемый «офисный» бизнес.

Содержание

Глава 8 КоАП РФ включает в себя сорок одну статью, из которых следует выделить статьи 8.1, 8.2 и 8.41. Именно их органы, осуществляющие государственный экологический контроль, наиболее часто применяют по результатам проверок «офисного» бизнеса. Какие же именно деяния рассматриваются контролирующими органами в качестве образующих составы этих правонарушений?

Глава 8 КоАП РФ включает в себя сорок одну статью, из которых следует выделить статьи 8.1, 8.2 и 8.41. Именно их органы, осуществляющие государственный экологический контроль, наиболее часто применяют по результатам проверок «офисного» бизнеса. Какие же именно деяния рассматриваются контролирующими органами в качестве образующих составы этих правонарушений?

«Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов»

Если судить только по названию, данную статью сложно соотнести с непроизводственной сферой деятельности. Однако, фантазия органов, осуществляющих государственный экологический контроль, поистине безгранична, в чем уже имели возможность убедиться многие представители «офисного» бизнеса.

Привлекая их к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.

1 КоАП РФ, государственные органы ссылаются на отсутствие у должностных лиц организации (либо у индивидуального предпринимателя) подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Это обстоятельство, по их мнению, свидетельствует о нарушении требований пункта 1 статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ).

  • Подобная трактовка упомянутых норм права является абсолютно несостоятельной.
  • В соответствии с пунктом 2 статьи 73 Закона № 7-ФЗ подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
  • Данная норма носит отсылочный характер, в связи с чем она не может служить непосредственным основанием для привлечения к административной ответственности.

Органы государственного экологического контроля в таких случаях любят ссылаться на Положение об организации подготовки и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности и осуществления контроля в указанной сфере деятельности, утвержденное Приказом Ростехнадзора от 20.11.2007 № 793 (далее — Положение о подготовке специалистов).

«Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов»

Если судить только по названию, данную статью сложно соотнести с непроизводственной сферой деятельности. Однако, фантазия органов, осуществляющих государственный экологический контроль, поистине безгранична, в чем уже имели возможность убедиться многие представители «офисного» бизнеса.

Привлекая их к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.

1 КоАП РФ, государственные органы ссылаются на отсутствие у должностных лиц организации (либо у индивидуального предпринимателя) подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Это обстоятельство, по их мнению, свидетельствует о нарушении требований пункта 1 статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ).

  1. Подобная трактовка упомянутых норм права является абсолютно несостоятельной.
  2. В соответствии с пунктом 2 статьи 73 Закона № 7-ФЗ подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
  3. Данная норма носит отсылочный характер, в связи с чем она не может служить непосредственным основанием для привлечения к административной ответственности.

Органы государственного экологического контроля в таких случаях любят ссылаться на Положение об организации подготовки и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности и осуществления контроля в указанной сфере деятельности, утвержденное Приказом Ростехнадзора от 20.11.2007 № 793 (далее — Положение о подготовке специалистов).

Разъяснения законодательства в сфере охраны окружающей среды

1 марта 2021

Осуществление деятельности с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды

Разъяснения законодательства в сфере охраны окружающей среды

Администрация Архаринского района разъясняет, что Указом Президента РФ от 19.04.2017№ 176 утверждена Стратегия экологической безопасности России на период до 2025 года.

Стратегией определены основные механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности, среди которых:

— принятие мер государственного регулирования выбросов парниковых газов, разработка долгосрочных стратегий социально-экономического развития, предусматривающих низкий уровень выбросов парниковых газов и устойчивость экономики к изменению климата;

— формирование системы технического регулирования, содержащей требования экологической и промышленной безопасности;

— лицензирование видов деятельности, потенциально опасных для окружающей среды, жизни и здоровья людей;

— нормирование и разрешительная деятельность в области охраны окружающей среды;

— внедрение комплексных экологических разрешений в отношении экологически опасных производств, использующих наилучшие доступные технологии;

— государственный санитарно-эпидемиологический надзор и социально-гигиенический мониторинг;

— создание системы экологического аудита;

— стимулирование внедрения наилучших доступных технологий, создание удовлетворяющих современным экологическим требованиям и стандартам объектов, используемых для размещения, утилизации, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления, а также увеличение объема повторного применения отходов производства и потребления за счет субсидирования и предоставления налоговых и тарифных льгот, других форм поддержки;

— создание и развитие государственных информационных систем, обеспечивающих информацией о состоянии окружающей среды и об источниках негативного воздействия на нее, включая единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров;

— обеспечение населения и организаций информацией об опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях, о состоянии окружающей среды и ее загрязнении.

Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является базовым законом, на основании которого строится все природоохранное законодательство Российской Федерации.

Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах, которые условно можно разбить на четыре группы.

Общие законопроекты

1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ,

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Коми

Административное приостановление деятельности как один из механизмов обеспечения соблюдения природоохранных требований

ля обеспечения правомерного поведения природопользователей и пресечения правонарушений в области охраны окружающей среды предусмотрено административное приостановление деятельности.

Согласно статьи 56 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность, осуществляемая с нарушением природоохранных требований, может быть приостановлена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3.

12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. В числе случаев применения административного приостановления деятельности КоАП РФ называет причинение существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Административное приостановление деятельности за правонарушения в области охраны окружающей среды может быть назначено только судом и лишь в случаях, предусмотренных в статьях главы 8 КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. До приостановления деятельности судом в качестве меры обеспечения производства в соответствии со статьей 27.16 КоАП РФ может быть введен временный запрет деятельности.

Главой 8 КоАП РФ предусмотрено административное приостановление деятельности за правонарушения, связанные с охраной атмосферного воздуха и водных объектов, деятельностью по обращению с отходами производства и потребления.

В частности, этот вид наказания установлен за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления (статья 8.2), порчу земель (статья 8.6), нарушение правил охраны водных объектов (статья 8.13), нарушение правил водопользования (статья 8.

14), нарушение правил охраны атмосферного воздуха (статья 8.21), нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (статья 8.38).

Рассматриваемая мера административной ответственности относится к срочным видам административного наказания и определяется верхним временным лимитом. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток (часть 2 статьи 3.

12 КоАП РФ), а как санкция – является относительно-определенной, поскольку конкретные временные пределы устанавливаются по усмотрению судьи с учетом характера правонарушений, личности виновного и иных обстоятельств совершения правонарушения.

Указанные сроки исчисляются в сутках, а день окончания исполнения наказания определяется в постановлении судьи об административном приостановлении деятельности.

Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического прекращения деятельности лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, производственного участка, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг и может быть сокращен судьей в процессе его исполнения по ходатайству самого лица, чья деятельность приостановлена, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения такого административного наказания (часть 3 статьи 3.12 КоАП РФ).

Представляется, что административное приостановление деятельности природопользователя является одним из механизмов обеспечения соблюдения природоохранных требований, поскольку помимо наступления для нарушителя негативных последствий и предупреждения противоправного поведения в сфере экологии, целью административного приостановления может быть предупреждение или пресечение экологического вреда. В то же время применение указанной меры административной ответственности требует взвешенного подхода ввиду высокой экологической и социальной значимости возможных последствий.​​​​​​

Читайте также:  На какие льготы могут рассчитывать клиники после пандемии COVID-19

Обзор судебной практики. Топ споров в сфере экологии. Спецвыпуск

ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» обратилось в суд с заявлением к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ[1].

Обществу вменены нарушения в виде искажения информации в декларации о плате за НВОС[2] за 2017 год, и информации, содержащейся в сведениях об объекте НВОС при постановке на государственный учет.

Суды требования Общества удовлетворили, указав, что уполномоченным органом пропущен срок привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Доводы о том, что Общество привлечено к ответственности за длящееся правонарушение, выразившееся в неосуществлении платы за НВОС и не проведении актуализации учетных сведений об объекте негативного воздействия, отклонены судами со ссылкой на разъяснения Верховного Суда РФ[3].

Определение Верховного Суда РФ от 24.02.2021 № 308-ЭС20-23923 по делу № А32-53339/2019.

1. Дела о правонарушениях, предусмотренных главой 8 КоАП РФ подсудны СОЮ[4], поскольку нарушение норм законодательства в области охраны окружающей среды не связано с осуществлением предпринимательской деятельности ООО «Дом-Сервис» обратилось в суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области о признании незаконным и отмене постановления, которым заявитель привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ[5].

Определением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями вышестоящих судов, заявление Общества возвращено.

  Возражая против рассмотрения дела судом общей юрисдикции, Общество заявило, что привлечение к административной ответственности связано с осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами, в связи с чем настоящий спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Со ссылкой на правовую позицию Верховного Суда РФ[6], исходя из того, что родовым объектом посягательства административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, суды указали, спор по характеру правоотношений не имеет экономической основы.

Суды также указали, что отнесение спора к компетенции арбитражного суда определяется не только статусом юридического лица, но и наличием непосредственной связи спора с осуществлением указанным лицом предпринимательской и иной экономической деятельности. Выполнение лицом требований в области охраны окружающей природной среды и природопользования не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность.

  Постановление АС СЗО от 09.06.2020 по делу N А21-4/2020.

2. Если дело рассмотрено арбитражным судом, доводы о нарушении подсудности не могут служить основанием для отмены судебных актов

ТСЖ «Сибиряк» обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Заявление товарищества удовлетворено. Доводы Управления о подведомственности спора СОЮ суды отклонили, указав, что отмена высшей судебной инстанцией законного и обоснованного по сути судебного решения и прекращение производства по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду по формальным основаниям, а не с целью исправить ошибку, имеющую существенное значение, не отвечает принципу правовой определенности[7].

Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2019 N 302-ЭС19-10678 по делу N А19-20582/2018.

Вопросы переквалификации

1.

Суд вправе переквалифицировать вменяемое лицу правонарушение только если другой состав правонарушения, имеет единый родовой объект посягательства, а назначаемое наказание не ухудшит положение нарушителя Постановлением Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) ОАО «Нерюнгринская птицефабрика» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Из обстоятельств дела усматривается, что основанием для привлечения к административной ответственности послужил факт невнесения Обществом в установленный срок платы за НВОС. То есть, вменяемое Обществу нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.

Объектом посягательства по ст. 8.2 КоАП РФ являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, объективная сторона правонарушения выражается в форме действия. Тогда как объектом посягательства по ст. 8.41 КоАП РФ выступают общественные отношения, возникающие в сфере внесения платежей в целях компенсации негативного в пределах установленной законодательно нормы воздействия на окружающую среду, то есть вытекающие из публично-правовых отношений, объективная сторона правонарушения выражается в форме бездействия. Таким образом, родовой объект административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.2 КоАП РФ и ст. 8.41 КоАП РФ различен, следовательно, переквалификация действия (бездействия) Общества со ст. 8.2 КоАП РФ на ст. 8.41 КоАП РФ при пересмотре решения по делу об административном правонарушении недопустима[8]. С учетом изложенного, суды прекратили производство по делу по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ[9].

  Постановление Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 25.02.2019 по делу № 4а-611/18.

2. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Постановлением Южного Межрегионального управления Росприроднадзора ООО «Красногвардейский Молочный Завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ[10], назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб.

Из материалов дела следует, что Управлением проведена проверка полноты и правильности заполнения отчетности о выполнении обязанностей субъектом расширенной ответственности производителя, в ходе которой установлено, что Обществом неверно рассчитана сумма экологического сбора за 2019 год с использованием данных отчетности за 2018 год.

Решением суда постановление Управления изменено: действия Общества переквалифицированы с ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ на ст. 8.5 КоАП РФ (штраф 25 000 руб.).

Ответственность за нарушение природоохранного законодательства

Уважаемые граждане и юридические лица, Управление природно-ресурсного регулирования Администрации Пуровского района просит Вас не нарушать требования природоохранного законодательства Российской Федерации и обращает ваше внимание на то, что статьей 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.

2002 № 7-ФЗ определён порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей.

Данной статьей установлено, что иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

  • Кроме того, в Уголовном Кодексе Российской Федерации в главе 26 – «Экологические преступления» содержится 18 статей, посвященных вышеуказанным преступлениям.
  • Уголовная ответственность наступает, в частности, за:
  • — нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);
  • — нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);
  • — нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);
  • — загрязнение вод (ст. 250);
  • — загрязнение атмосферы (ст. 251);
  • — загрязнение морской среды (ст. 252);
  • — порчу земли (ст. 254);
  • — нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);
  • — нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);
  • — незаконную охоту (ст. 258);
  • — уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259);
  • — другие преступления.
  • Наказание, предусмотренное за совершение экологических преступлений, может быть в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных или исправительных работ, а также в виде ограничения свободы или ареста либо лишение свободы на определенный срок.

Штраф предусмотрен почти за все экологические преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления. Минимальный размер штрафа — 40 тыс. рублей, максимальный — 500 тыс. рублей.

Наиболее строгая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид, т.е. массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет (ст. 358).

Помимо уголовной, существуют и экологические правонарушения. Административные наказания носят более мягкий характер, чем наказания за преступления.

Административное наказание применяется только за такое деяние, которое содержит конкретный состав административного правонарушения. Так, в КоАП РФ (гл.

8) предусмотрено 40 составов административных правонарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, посвященных использованию и охране земли, недр, вод, лесов, объектов животного и растительного мира.

  1. За совершение административного правонарушения предусмотрены следующие наказания:
  2. — предупреждение;
  3. — административный штраф;
  4. — возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  5. — конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  6. — лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  7. — административный арест;
  8. — административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
  9. — дисквалификация.

Вопросы и ответы — Эколог в курсе

Бабикова Юлия Аркадиевна

Вопрос:

Проект ПДВ и разрешение действуют до 2024 года. За это время некоторые источники выбросов перестают функционировать. Стоит ли переоформлять проект ПДВ для III категории НВОС?

Ответ:

Да, в данном случае можно переоформить нормативы выбросов, если изменились технологические процессы предприятия, в том числе в случае вывода из эксплуатации оборудования.

При этом для объектов III категории предусмотрена необходимость расчета нормативов допустимых выбросов только для веществ I, II класса опасности. Более подробно — в обосновании.

Обоснование:

Хозяйствующие субъекты, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать в том числе проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов (п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ)).

В настоящее время хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах III категории негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС), должны:

— рассчитать нормативы выбросов для веществ I, II класса опасности, включенных Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее — Перечень), утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (п. 1, 4 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ));

— представить отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 11 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ).

Следовательно, если в выбросах отсутствуют вещества I, II класса опасности, рассчитывать нормативы допустимых выбросов (далее — НДВ) не требуется — только представлять отчетность о выбросах.

Форма отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух в настоящий момент на уровне федерального законодательства не утверждена.

Читайте также:  Какие обстоятельства смягчают санкцию антимонопольного органа?

Тем не менее Минприроды России полагает достаточным представление указанной отчетности в виде отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее — ПЭК) и статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме № 2-ТП (воздух) (Письмо Минприроды России от 23.12.2019 № 12-29/32272 «О представлении отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух»).

При исчислении платы за НВОС лицами, осуществляющими деятельность на объектах III категории НВОС, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК, признаются осуществляемыми в пределах НДВ, за исключением веществ I, II классов опасности, для которых рассчитываются НДВ (п. 11_1 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255).

Расчет НДВ осуществляется в соответствии с требованиями:

— Методов расчета рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе (далее — Методы расчета), утвержденных Приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273;

— Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055;

— Методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной Приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581.

НДВ утверждаются хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на объекте III категории НВОС, самостоятельно при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии НДВ санитарным правилам (п. 10 Положения).

  • Кроме того, для объектов, за исключением объектов, получающих комплексное экологическое разрешение (объекты I и II категории НВОС), НДВ подлежат изменению в следующих случаях (п. 11 Положения):
  • — изменения на объекте технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и установок очистки газа, включая ввод в эксплуатацию (вывод из эксплуатации) технологического оборудования, осуществляющего выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • — два превышения (и более) более чем на 25% показателей максимальных разовых выбросов по конкретному веществу на объекте, установленных по результатам ПЭК или государственного экологического надзора, или изменения более чем на 10% суммарных годовых (валовых) показателей выбросов от объекта либо возникновения в выбросах от объекта ранее не учтенных выбросов веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых принимаются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
  • То есть даже в случае уменьшения количества источников выбросов необходимо внести изменения в НДВ.
  • Тем не менее процедура внесения изменений в действующие НДВ не предусмотрена.
  • Таким образом, можно сделать вывод, что в случае изменения технологических процессов предприятия, в том числе при выводе оборудования из эксплуатации, необходимо разработать новые НДВ, если в состав выбросов входят вещества I, II класса опасности.

Также сведения об объектах, оказывающих НВОС, подлежат актуализации в связи с представлением хозяйствующими субъектами в том числе сведений об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды (п. 6 ст. 69_2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

При актуализации учетных сведений об объекте на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта в зависимости от НВОС и (или) может быть принято решение о включении (об исключении) объекта в перечень (из перечня) объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (п. 29 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572).

Больше консультаций вы найдете в разделе «Экология в вопросах и ответах».

Читать весь ответ

Улитин Михаил Михайлович

  1. Вопрос:
  2. С какого момента отход считается образованным?
  3. Ответ:
  4. Законодательством не определен момент образования отходов.
  5. Считаем, что моментом образования отхода является факт его непосредственного образования при:
  6. — производстве;
  7. — выполнении работ;
  8. — оказании услуг.
  9. С точки зрения проверочных мероприятий фактом образования будет являться отражение отхода в учетной документации.

Обоснование:

Отходы производства и потребления — это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ)).

  • Для отнесения материальных объектов к отходам производства и потребления хозяйствующему субъекту необходимо определить, что именно в процессе осуществления его деятельности является:
  • — производством;
  • — выполнением работ;
  • — оказанием услуг.
  • Соответственно, отход является результатом производства, выполнения работ, оказания услуг.

Хозяйствующему субъекту необходимо вести учет отходов (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Экологическое право. Охрана окружающей среды

Все в природе находится в невидимых нашему глазу экологических связях. Воздействие на любой из объектов природы неизменно отразится на другом или даже других объектах. Деятельность человека прямо или косвенно влияет на окружающую среду.

И если эта деятельность непродуман на, влияние будет вредным. Так, вырубка лесов вблизи водоемов ведет к их обмелению; осушение болот (нужная в целом деятельность) нарушает режим почвенной влаги соседних земель и ведет к гибели некоторых видов почвенной фауны.

Словом, каждое действие, связанное со вторжением в природные связи, должно быть безопасно для них.

Экокризис, как особая ситуация, вызывает потребность в особом нормативно-правовом регулировании проблем охраны окружающей среды обитания. Эти проблемы изучает наука экология.

Экология — это наука о взаимоотношении живых организмов с окружающей средой. Первоначально экология была предметом изучения биологов.

Однако постепенно смысл этого термина расширялся, и сегодня он охватывает преимущественно социальные аспекты взаимоотношения общества с окружающей средой.

Поэтому право, регулирующее общественные отношения, вызывающие отрицательное воздействие на окружающую среду, называется   экологическим правом.

Экологическое право — самостоятельная комплексная отрасль российского права, направленная на регулирование общественных отношений, которые складываются между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления и эффективного использования и охраны природных объектов в целях сохранения окружающей природной среды. Речь идет об объектах, составляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья.

Какие законодательные акты охватываются понятием «экологическое право«? Пока оно не представляет собой целостности, как в других отраслях. Нормы экологического права содержатся во многих источниках права, в том числе относящихся и к разным отраслям законодательства.

Прежде всего, это Конституция РФ. Она закрепила основные принципы экологического регулирования. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.

42, Конституции РФ), и каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58, Конституции РФ). Природные объекты используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9.

Конституции РФ).

Статья 16 Конституции Республики Татарстан закрепляет, что «Республика Татарстан обеспечивает сохранность земли, недр, вод, лесов, растительного и животного мира, принимает меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и улучшению состояния окружающей среды на основе платного природопользования».  Вред, нанесенный хозяйственной деятельностью окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, подлежит размещению в соответствии с законодательством Республики Татарстан. Деятельность землевладельцев и землепользователей, других природопользователей, нарушающих законодательство Республики Татарстан, приостанавливается ее государственными органами. Физические и юридические лица, виновные в нарушении законодательства об охране окружающей среды, привлекаются к ответственности в соответствии с законом.

Основной нормативно-правовой акт, специально направленный на эколого-правовое регулирование отношений в природной сфере — это Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ.

Он содержит 84 статьи и представляет собой комплексный нормативный акт, регулирующий все природоохранительные отношения, не выделяя при этом их отдельные объекты.

Закон — первая попытка комплексного объединения эколого-правовых норм, содержащихся в различных разрозненных нормативно-правовых актах.

Основная идея закона — правовое обеспечение научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов, которое осуществляется тремя группами норм:

  • закрепляющими нормативы качества окружающей природной среды;
  • закрепляющими экологические требования к хозяйственной и  иной  деятельности;
  • определяющими механизм исполнения этих требований.

Рассмотрим и другие правовые акты, направленные на эколого-правовое регулирование.

Ответственность в области охраны окружающей среды и природопользования

  1. Понятие и сущность ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования.
  2. Понятие экологического правонарушения.
  3. Дисциплинарная ответственность за нарушение экологического законодательства.
  4. Административная ответственность за нарушение экологического законодательства.

  5. Уголовная ответственность за нарушение экологического законодательства.
  6. Особенности применения гражданско-правовой ответственности за нарушение экологического законодательства.
  7. Правовые формы возмещения вреда, причиненного природной среде в результате правомерной деятельности.

  1. Понятие и сущность ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования.

Эколого-правовая ответственность выступает важным звеном правового обеспечения рационального природопользо­вания и охраны окружающей среды.

В юридической литературе признано, что ответственность проявляется, как «обязанность выполнять соответствующие нормы поведения и обязанность нести неблагоприятные последствия за их нарушение»1. При этом для экологических правоотношений представляется важ­ным рассмотрение юридической ответственности не только в традиционном (ретроспективном), но и перспективном смысле.

В последнем случае под ответственностью понимается обязан­ность соблюдения требований в области охраны окружающей среды. Такую ответственность в литературе иначе называют позитивной2. Ответственность в ретроспективном плане (нега­тивная ответственность) представляет собой обязанность лица нести неблагоприятные последствия в случае нарушения зако­нодательства.

Если понимание юридической ответственности в ретроспективном смысле, т.е.

как правовое последствие на­рушения законодательства, традиционно для правовой науки, то ответственность в перспективном смысле, согласно пред­ставлениям ученых, базируется на правомерной деятельности и означает несение лицом установленных в законодательстве правовых последствий, не связанных с нарушением нормы права1.

В экологических отношениях такой подход означает воз­можность возмещения вреда, который причиняется окружающей среде в результате хозяйственной деятельности, осуществляемой в соответствии с экологическими требованиями. Общую правовую основу позитивной ответственности составляет ч. 3 ст. 933 ГК, устанавливающая, что вред, причиненный правомерными дей­ствиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных за­конодательством. К таким случаям экологическое законодатель­ство относит, например, уплату экологического налога.

Кроме названных выше эколого-правовая ответственность имеет и другие особенности.

В результате совершения эколо­гического правонарушения вред причиняется как окружающей среде в целом, экологическому благополучию населения (эко­логическая составляющая), так и конкретным лицам (экономи­ческая составляющая).

В силу того что природные ресурсы не имеют стоимости, применяются специальные способы исчис­ления вреда (таксы, методики, затраты на восстановление).

При нарушении законодательства эколого-правовая ответ­ственность заключается в применении к нарушителям мер го­сударственного принуждения и предусматривает возложение обязанности претерпевать неблагоприятные последствия, вы­званные совершением экологического правонарушения.

В со­ответствии со ст. 99 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды влечет применение мер дисциплинарной, административной и уголовной ответствен­ности.

Привлечение лиц к ответственности за нарушение эко­логического законодательства не освобождает их от возмеще­ния вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду (гражданско-правовой ответственности).

Таким образом, различают следующие виды юридической от­ветственности за нарушение экологического законодательства:

  • • административную;
  • • уголовную;
  • • гражданско-правовую;
  • • дисциплинарную.

Применение дисциплинарной ответственности регламен­тировано ст. 197-204 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Сущность дисциплинарной ответственности за нарушение экологического законодательства выражается в наложении на виновного работника дисциплинарного взыскания за невыпол­нение служебных обязанностей, связанных с охраной окружа­ющей среды. В соответствии со ст.

400^09 Трудового кодекса Республики Беларусь нарушители законодательства в области охраны окружающей среды могут быть привлечены к матери­альной ответственности, которая выражается в обязанности работника возместить вред, причиненный по его вине органи­зации в результате ненадлежащего исполнения им своих тру­довых обязанностей. Таким образом, дисциплинарная ответ­ственность в области охраны окружающей среды применяется только в связи с трудовыми или служебными отношениями и не обладает эколого-правовой спецификой.

В силу особенностей, присущих отдельным компонентам природной среды, целесообразно выделение ответственности в области земельных, водных, горных, лесных и других отно­шений как самостоятельных подвидов эколого-правовой от­ветственности.

Эколого-правовая ответственность имеет следующую кон­струкцию: деяния, нарушающие экологическое законодатель­ство, установлены в нормативных правовых актах, которые регулируют правовой режим использования и охраны компо­нентов природной среды, а правовые последствия такого нару­шения (санкции) закреплены в ином законодательстве — адми­нистративном, уголовном, гражданском. Из чего следует вы­вод, что эколого-правовая ответственность — это комплексный правовой институт.

Следует отметить, что в юридической литературе экологи­ческая (или эколого-правовая) ответственность выделяется в качестве самостоятельного вида ответственности.

  1. Понятие экологического правонарушения.

Экологическое правонарушение представляет собой ви­новное, противоправное деяние (действие, бездействие), по­сягающее на установленный экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей среде, а через него также здоровью человека, имуществу физических и юридических лиц либо создающее реальную угрозу причинения такого вреда.

Сущность экологического, как и всякого иного, правонару­шения раскрывается через его состав: субъект, объект, субъек­тивную и объективную стороны.

Отсутствие хотя бы одного из элементов состава правонарушения исключает возможность применения юридической ответственности.

Из всех элементов состава экологических правонарушений для выделения их в самостоятельную группу наибольшее значение имеет объект и объективная сторона таких правонарушений.

Объект правонарушения в теории права определяется как общественные отношения, регулируемые нормами пра­ва. В юридической литературе существуют различные точки зрения относительно объекта экологических правонаруше­ний. Так, В.В.

Петров определяет его как «природную среду, охраняемую законом от загрязнения, истощения, разрушения, а через нее и здоровье человека, материальные ценности, со­стояние которых зависит от качества окружающей природной среды»1. Б.В.

Ерофеев рассматривает в качестве объекта эко­логических правонарушений «общественные отношения по поводу обеспечения условий для оптимальной жизнедеятель­ности человека и общества во взаимосвязи со средой обита­ния, иными словами отношения по поводу права на благопри­ятную окружающую среду»2. В свою очередь Ю.С.

Шемшу-ченко указывает, что к вопросу об объекте экологических от­ношений следует подходить дифференцированно и выделять общий и специальный объекты экологических правонаруше­ний. Общим объектом всех соответствующих правонаруше­ний является установленный в государстве экологический правопорядок.

Его основу составляют общественные отно­шения по охране окружающей среды и рациональному ис­пользованию природных ресурсов, урегулированные норма­ми права. Всякое посягательство на этот правопорядок есть его нарушение, влекущее в установленном законом случае применение к виновным лицам мер юридической ответствен­ности.

Общий объект дифференцируется на специальные объекты. В качестве специальных объектов экологических правонарушений выступают группы однородных обществен­ных отношений по охране и рациональному использованию земли, вод, недр, лесов, животного мира, охране атмосферно­го воздуха, особо охраняемых природных территорий и объ­ектов и некоторые другие1.

Таким образом, объектом экологического правонарушения следует признать общественные отношения по поводу окружа­ющей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируе­мые нормами права2.

Такие отношения по содержанию могут быть связаны с отношениями собственности на компоненты природной среды, природопользования, защиты экологиче­ских прав граждан и др.

Следует отметить, что компоненты природной среды и природные объекты (земля, недра, воды, леса и др.) выступают в качестве предмета посягательства.

Объективная сторона экологического правонарушения вы­ражается в действиях, нарушающих экологические предписа­ния, причиняющих вред природной среде, либо в бездействии, которое заключается в невыполнении обязательных предписа­ний.

Противоправное поведение посягает на установленный в стране экологический правопорядок, т.е. систему правил, обе­спечивающих научно обоснованное взаимодействие общества и природы.

Противоправность поведения имеет место, когда нарушается конкретная норма экологического законодатель­ства.

К числу основополагающих признаков объективной сто­роны экологического правонарушения относится причинение вреда окружающей среде, здоровью человека или реальная угроза такого причинения. При этом между нарушением за­кона и наступившими последствиями должна существовать причинно-следственная связь.

Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется наличием вины правонарушителя. Экологиче­ское законодательство воспринимает обе формы вины: умысел и неосторожность. Умышленная вина предполагает как пря­мой, так и косвенный умысел.

Правонарушение признается со­вершенным с прямым умыслом, если лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления, а с косвенным умыслом, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные по­следствия, но сознательно допускало наступление таких по­следствий либо относилось к ним безразлично.

Совершением правонарушения по неосторожности признает­ся противоправное деяние, совершенное по легкомыслию (если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных основа­ний рассчитывало на их предотвращение) или небрежности (если физическое лицо, его совершившее, не предвидело возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя при необ­ходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть). Так, к умышленным правонарушениям относятся, например, незаконная порубка деревьев и кустарни­ков, незаконная добыча рыбы или водных животных, незаконная охота. По неосторожности могут быть совершены такие право­нарушения, как уничтожение либо повреждение леса по неосто­рожности, нарушение правил охраны рыбных ресурсов и водных животных и др. Признаком субъективной стороны экологическо­го правонарушения также является его мотив и цель.

В юридической литературе предлагаются различные клас­сификации экологических правонарушений. Так, С.А. Бала-шенко и Д.М.

Демичев подразделяют все экологические право­нарушения на два вида: нарушения права собственности на землю и другие природные объекты и ресурсы (совершение сделок с недрами, водами, лесами и иными природными ре­сурсами: купля-продажа, дарение, залог, самовольный обмен, самовольное занятие земельного, водного, лесного участка и другие противоправные сделки); правонарушения, оказываю­щие отрицательные воздействия на окружающую среду и ее компоненты, т.е. действия, вызывающие загрязнение, засоре­ние, истощение. В соответствии с видами экологических отно­шений выделяют следующие экологические правонарушения: земельные, горные, водные, лесные, нарушения законодатель­ства об охране и использовании растительного мира, об охра­не и использовании животного мира, об охране атмосферного воздуха. Данные виды правонарушений определены в соответ­ствующих кодексах и законах1.

Следует отметить, что в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» не определено понятие экологи­ческого правонарушения. При этом в ст.

98-99 названного за­кона приведен перечень основных деяний, нарушающих эко­логическое законодательство, и установлено, что нарушение законодательства об охране окружающей среды влечет дисци­плинарную, административную и уголовную ответственность, привлечение лиц к ответственности за нарушение законода­тельства об охране окружающей среды не освобождает их от возмещения вреда, причиненного в результате вредного воз­действия на окружающую среду. Таким образом, в зависимости от вида применяемых санкций экологические правонарушения могут быть: дисциплинарными, административными, уголов­ными, гражданско-правовыми. Указанные виды экологических правонарушений установлены соответственно в трудовом, ад­министративном, уголовном и гражданском законодательстве.

  1. Дисциплинарная ответственность за нарушение экологического законодательства.

В соответствии с трудовым законодательством обеспе­чение дисциплины труда наряду с другими методами до­стигается и с помощью метода принуждения. В необходи­мых случаях нарушители могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность — это приме­нение нанимателем мер дисциплинарного воздействия (взыскания). Она наступает за совершение дисципли­нарного проступка.

Дисциплинарный проступок — противоправное, винов­ное неисполнение или ненадлежащее исполнение работни­ком своих трудовых обязанностей.

Видами дисциплинарной ответственности являются: общая и специальная.

Общая дисциплинарная ответственность наступает на основе ПВТР. Она распространяется на всех работников, в том числе на тех, для которых установлена специальная дисциплинарная ответственность. При привлечении к этой ответственности могут приниматься во внимание лишь про­ступки, непосредственно связанные с работой.

Специальная дисциплинарная ответственность насту­пает на основе специальных нормативных правовых актов: уставов и положений о дисциплине, действующих в отдель­ных отраслях; нормативных правовых актов, регламентирующих порядок прохождения службы отдельными категориями работников (государственными служащими, прокурорскими работниками и др.)- Смысл и значение этой ответственности состоят в применении более строгих, спе­цифических взысканий (санкций) к нарушителям, в том числе в ряде случаев и за проступки, непосредственно с рабо­той не связанные.

  1. В соответствии со ст. 198 ТК за совершение дисципли­нарного проступка наниматель может применить к работ­нику следующие меры дисциплинарного взыскания:
  2. ♦ замечание;
  3. ♦ выговор;

♦ увольнение (п. 4, 5, 7, 8, 9 ст. 42, п. 1 ст. 47 ТК).

Указанные взыскания могут применяться к работникам, несущим любой вид дисциплинарной ответственности (об­щую и специальную). При этом по отношению к работникам, несущим общую дисциплинарную ответственность, данный перечень является исчерпывающим.

Для работников, несу­щих специальную ответственность, согласно ч. 2 ст. 198 ТК могут применяться и другие дисциплинарные взыскания, предусмотренные уставами и положениями о дисциплине, а также иными актами законодательства.

Например, согласно Закону Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» к государственным служащим поми­мо предусмотренных трудовым законодательством могут применяться такие взыскания, как предупреждение о непол­ном служебном соответствии, понижение в классе государ­ственного служащего на срок до 6 месяцев и др.

  1. Административная ответственность за нарушение экологического законодательства.

В соответствии с КоАП административная ответствен­ность за нарушение экологического законодательства вы­ражается в применении административного взыскания к фи­зическому лицу, совершившему административное правонару­шение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности.

Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения, т.е. проти­воправного виновного деяния (действия или бездействия), за которое установлена административная ответственность.

Кодекс Республики Беларусь об административных правона­рушениях от 21 апреля 2003 г.

(с изменениями и дополнениями) определяет составы административных правонарушений в обла­сти использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, при совершении которых наступает административная ответственность, виды административных взысканий, налагае­мых в случае совершения таких правонарушений, а также осо­бенности применения административной ответственности при нарушении экологического законодательства.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *