Несчастные случаи на производстве: по «горячим» следам нового постановления пленума вс рф

Несчастные случаи на производстве: по «горячим» следам нового постановления Пленума ВС РФ

Скачать ст. 229 ТК РФ

Ст. 229 ТК РФ: вопросы и ответы

Ст. 229 ТК РФ в полной мере раскрывает порядок формирования комиссий, расследующих несчастные случаи на рабочих местах. Рассмотрим это в деталях.

Алгоритм расследования несчастного случая на производстве приведен в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ к К+ и ознакомьтесь с актуальным материалом.

Какие общие требования к комиссии содержит статья 229 ТК РФ?

Каждый несчастный случай с работником, произошедший на работе или в связи с ней, независимо от того, с кем это случилось, и вне зависимости от серьезности последствий должен быть расследован работодателем по горячим следам. Для этого им оперативно создается комиссия соответствующего назначения, утверждаемая приказом.

В комиссию должны войти не меньше трех человек (и это число всегда должно быть нечетным), способных разобраться в причинах произошедшего. Как правило, это:

  • инженер по охране труда или иное лицо, на которое возложены эти функции;
  • представитель работодателя (например, главный инженер);
  • представитель профсоюзного органа (если он есть на предприятии).

Руководителем комиссии становится руководитель работодателя или специально назначенное им лицо. Но руководителя того участка, где имело место происшествие, в комиссию не включают.

Комиссия такого состава считается достаточной для расследования легких несчастных случаев (не повлекших за собой тяжелых или стойких нарушений здоровья). Однако для иных происшествий ее состав (и в т. ч. глава комиссии) может определяться причинами самого разного характера:

  • конкретными обстоятельствами произошедшего;
  • количеством пострадавших;
  • серьезностью последствий;
  • территориальными особенностями работы;
  • особенностями оформления трудовых отношений с работником;
  • подконтрольностью работ или объектов, связанных с происшествием, определенным ведомствам.

Нюансы формирования таких комиссий описаны в приложении № 1 к постановлению Минтруда РФ от 24.10.2002 № 73.

Вне зависимости от тяжести последствий происшествия работодатель обязан в течение ближайших суток известить о нем ФСС по месту своей регистрации, и ФСС вправе принять участие в работе созданной комиссии (подп. 6 п. 2 ст. 17 и подп. 3 п. 1 ст. 18 закона РФ «Об обязательном соцстраховании» от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

О том, какие документы будут созданы в процессе расследования происшествия, читайте в статье «Порядок оформления несчастного случая на производстве».

Может ли пострадавший участвовать в расследовании происшествия?

Работник, являющийся лицом, пострадавшим в результате происшествия, имеет право лично или путем делегирования своего представителя участвовать в его расследовании (ст. 229 ТК РФ).

Если пострадавший умер, то его интересы могут представлять его иждивенцы или ближайшие родственники (свойственники), а также их доверенные представители. Если такие лица в расследовании не участвовали, но хотят ознакомиться с его материалами, то им обязаны предоставить такую возможность.

Каков состав комиссии для несчастного случая, произошедшего на чужой территории?

Работник, с которым произошел несчастный случай, во время него мог находиться на территории, подконтрольной другому работодателю, ведомству или в другой стране. Возможные варианты создания комиссий в подобных ситуациях таковы:

  • Работник находится в командировке у другого работодателя и участвует в его деятельности. Комиссию в этом случае создает работодатель, на территории которого случилось происшествие, но в нее обязательно приглашается представитель непосредственного работодателя работника. Причем его опоздание к началу работы комиссии не является основанием для того, чтобы отложить ее работу.
  • Работник выполняет работу, порученную ему его работодателем, на территории другого работодателя. Расследование будет проведено работодателем работника, а представителя другого работодателя привлекут к нему при наличии такой необходимости. Но если территория другого работодателя является специально предоставленной для выполнения работником работ по поручению его работодателя, то привлечение другого работодателя к работе комиссии становится обязательным.
  • Несчастный случай произошел в месте работы по совместительству. Работодатель, у которого работник работает на этих условиях, и будет расследовать происшествие. По месту основной работы информация им будет передана только при получении письменного согласия работника на это.
  • Транспортное происшествие расследует работодатель, но с обязательным привлечением к этой процедуре материалов, полученных соответствующими надзорными органами, следователями, дознавателями и собственником транспорта.

Ожог на производстве | Производственный травматизм

Несчастные случаи на производстве: по «горячим» следам нового постановления Пленума ВС РФ

Ежегодно миллионы людей получают тяжелые или смертельные ожоги в результате несчастных случаев на производстве. Хотя многие из этих ожогов вызваны огнем или высоким напряжением электричества, промышленные ожоги часто вызываются концентрированным паром, едкими химическими веществами или сильно нагретыми производственными продуктами.

Хотя очень большая часть ожогов фактически происходит дома, ожоги на рабочем месте являются предсказуемым источником травм. Осведомленность, предотвращение опасностей и защита могут значительно снизить риск ожогов на рабочем месте.

Рабочие, которые постоянно подвергаются воздействию тепла, будь то пламя или пар, рискуют получить ожоги. Это является серьезным риском и может быть опасно для жизни. 

Термические ожоги — это ожоги, вызванные теплом от жидкостей, открытым огнем, горячими предметами и взрывами. Наиболее важным приоритетом при термических ожогах является контроль и остановка процесса горения.

 Термические ожоги можно предотвратить, надев средства индивидуальной защиты , используя тактику предотвращения пожара , а также имея процедуры и планы действий в чрезвычайных ситуациях, связанные с обнаружением и защитой от пожара .

Химические ожоги являются результатом контакта кожи или глаз с сильными кислотами, алкалоидами или другими едкими материалами, разъедающими или «сжигающими» кожу и более глубокие ткани.

 На рабочем месте эти несчастные случаи могут произойти после воздействия промышленных чистящих средств (таких как средства для удаления ржавчины или очистители канализации), химикатов в лабораториях или на рабочих местах на производстве. 

Один из лучших способов предотвратить химические ожоги — убедиться, что все рабочие хорошо знакомы с информацией об опасностях, которая включает символы и ярлыки, которые сообщают о химической опасности.

 Эти ярлыки также будут содержать важную информацию о мерах, которые могут предпринять работники для предотвращения ожогов при контакте с опасными химическими веществами.

 Им также следует пройти курсы повышения квалификации, поскольку эти стандарты могут часто обновляться.

Электрические ожоги — ток проходит через тело и встречает сопротивление в тканях, что приводит к травмам от ожогов. Во избежание ожогов от источников электрического тока места с высоким напряжением и оборудование должны быть четко обозначены.

 Рабочие также должны идентифицировать провода под напряжением, избегать контакта с водой при работе с электричеством и носить средства индивидуальной защиты, необходимые для предотвращения ожогов от электричества.

 Обучение по охране труда представляет собой отличный обзор типов электрических опасностей, с которыми рабочие могут столкнуться на рабочем месте, а также способов, которые помогают избежать несчастных случаев.

Ожоги от воздействия солнца — хотя технически они могут считаться термическими ожогами, ожоги от воздействия солнца заслуживают особого внимания.

 Сотрудники, которые работают под солнцем, должны хорошо разбираться в методах защиты от солнца, которые обеспечат им безопасность, и должны принимать меры предосторожности, чтобы сократить часы пребывания на резком прямом солнце, по возможности искать тень и носить солнцезащитную рабочую одежду, головные уборы и солнцезащитный крем, чтобы снизить риск ожогов от воздействия солнца.

Как рабочие могут получить ожоги?

Ожоги и термические повреждения могут быть вызваны различными способами, включая, помимо прочего, некоторые из следующих:

  • опрокидывание кастрюли с горячей жидкостью,
  • работа с раскаленными металлами,
  • поскальзывание на полу и падение на горячие предметы,
  • воздействие огня, брызг масла и пара,
  • перенос горячих предметов, продуктов питания или жидкостей в ограниченном пространстве,
  • работа с использованием едких химикатов,
  • использование слишком горячей воды,
  • выброс пар или брызг от оборудования,
  • использование разогревшихся инструментов.

Снижение риска получения ожогов

Во-первых, вы всегда должны оценивать и устранять риск там, где у вас есть разумные возможности. Там, где у вас нет достаточных возможностей, вам необходимо подумать о том, что вы можете сделать, чтобы минимизировать риск. Вот некоторые примеры:

  • Приучите рабочих стоять в стороне при открытии горячих духовых шкафов и пароварок и поднимать от них крышки противней, чтобы избежать ожогов от пара или выходящего горячего воздуха.
  • Предоставьте работникам информацию о том, как аккуратно и медленно положить продукт в горячее масло, чтобы свести к минимуму вероятность попадания масла на кожу
  • Требуйте от рабочих ношения обуви, закрывающей верхнюю часть ног, чтобы защитить их от брызг и капель металла.
  • Используйте оборудование, которое может безопасно поднимать один человек, или, если это невозможно, обучите рабочих поднимать вдвоем.
  • Избегайте перемещения горячих контейнеров по пешеходным дорожкам.
  • Чистите духовки и кухонные принадлежности только после охлаждения. Установите процедуры безопасной очистки, слива и утилизации масла.
  • Храните емкости с горячим содержимым на плоских устойчивых поверхностях.
  • Убедитесь, что кастрюли и сковороды находятся в хорошем состоянии, а ручки надежно закреплены.
  • Не ставьте горячие емкости на пол.
  • Не позволяйте ручкам сковороды заходить за край духовки или рабочей поверхности, где они могут быть сбиты.
  • При покупке оборудования ищите оборудование, которое автоматически отключается по истечении заданного периода времени или имеет функции безопасности, предотвращающие контакт пользователя с горячими частями.
  • Ограничьте температуру кранов горячей воды. Там, где это нецелесообразно, используйте метод проверки температуры воды перед использованием.  
  • Храните горячее оборудование в клетках при включении, чтобы избежать случайного контакта с горячими частями.
  • Убедитесь, что уровень освещения достаточен, чтобы рабочие могли четко видеть, что они делают.
  • Разработайте процедуры, обеспечивающие первую помощь и лечение при любых ожогах, чтобы не усугубить вред для здоровья.
  • Обеспечьте защиту рук, например, прихватки для духовки и тряпки. Обучайте рабочих никогда не использовать влажную ткань для подъема и перемещения предметов.
Читайте также:  Применение закона об ооо. последние тенденции в практике высшего арбитражного суда

В соответствии с законодательством об охране труда работодатели несут ответственность за обеспечение безопасных рабочих мест. Если работник не в безопасности, работодатель, вероятно, также подвергается риску.

Вам необходимо выбрать наиболее эффективные средства контроля, которые соразмерны риску и соответствуют вашей рабочей ситуации.

Расследование пожаров: кто проводит проверку, в каких случаях и каков ее порядок

Дата актуализации статьи: 30.06.2020

Расследование пожаров Нажмите для перехода на ПожВики — это комплекс мероприятий, который проводится уполномоченными должностными лицами и направлен на установление обстоятельств возникновения пожаров, их причин и виновных лиц, а также на привлечение виновных лиц к установленной законодательством ответственности Нажмите для перехода на ПожВики.

Кто проводит расследование пожаров

Проведением расследования пожаров в большинстве случаев занимаются дознаватели территориальных подразделений (отделов или отделений) надзорной деятельности главных управлений МЧС России по субъектам РФ. Также, в зависимости от последствий пожара или наличия признаков умышленного поджога, расследование пожаров может проводиться следователями органов внутренних дел.

В каких случаях проводится расследование пожаров

Расследование проводится по всем без исключения случаям, даже если никто не подавал заявления о пожаре. Как правило, поводом к началу проведения расследования является вызов подразделения пожарной охраны на тушение пожара Нажмите для перехода на ПожВики. И здесь не имеет значения, кто вызывал пожарную охрану Нажмите для перехода на ПожВики: потерпевший (погорелец) или случайный очевидец, а также хочет ли потерпевший, чтобы было проведено расследование, или нет. Кроме того, проверка по пожару проводится при поступлении в органы внутренних дел или в органы государственного пожарного надзора Нажмите для перехода на ПожВики заявлений и сообщений о происшествиях, связанных с пожарами, в том числе информации из медицинских организаций о поступлении на лечение пациентов с термическими ожогами.

Проведение проверки сообщения о пожаре

Начинается расследование с проверки сообщения о пожаре в порядке, определённом статьёй 144 УПК РФ.

Проверка проводится дознавателем МЧС, который, прибыв на место пожара, устанавливает обстоятельства его возникновения, в том числе принадлежность объекта пожара, дату и время его возникновения, последствия пожара (наличие травмированных и погибших Нажмите для перехода на ПожВики, размер ущерба Нажмите для перехода на ПожВики), очаг пожара (место первоначального возникновения горения), причину пожара, круг потерпевших и виновных лиц.

В ходе проверки дознаватель проводит осмотр места пожара, получает письменные объяснения от потерпевших и очевидцев происшествия, изымает предметы и документы, которые могут являться доказательствами при установлении причины пожара, истребует документы для установления ущерба от пожара. В ходе проверки дознаватель также может назначить судебную пожарно-техническую экспертизу.

Срок проведения проверки установлен ст. 144 УПК РФ и составляет 3 суток со дня поступления сообщения (вызова на пожар). Этот срок может быть продлён до 10 суток, а при необходимости проведения судебной экспертизы — до 30 суток.

Осмотр места пожара

Одним из наиболее важных этапов проверки по пожару является осмотр места происшествия (пожара), на котором необходимо остановиться более подробно.

Осмотр является следственным действием и проводится до возбуждения уголовного дела дознавателем (следователем) в присутствии двух понятых, представителя администрации организации (при осмотре помещений организации).

Также по решению дознавателя в осмотре могут участвовать иные лица: собственники объекта пожара и повреждённого (уничтоженного) имущества или их представители, специалисты, эксперты.

В ходе этого следственного действия составляется протокол осмотра места пожара, в котором должны быть указаны:

  • место и дата осмотра;
  • время начала и окончания (с точностью до минуты);
  • сведения о лице, составившем протокол, а также всех участвующих в осмотре лицах;
  • применяемые технические средства;
  • при какой погоде и каком освещении производился осмотр;
  • какие предметы изъяты и опечатаны и какой печатью, куда направлены после осмотра.

Как правило, при осмотре применяется фото- и видеосъёмка, различные технические средства и средства измерения.

Протокол осмотра является словесной фотографией места пожара.

В нём подробно описываются термические повреждения, полученные предметами, материалами и конструкциями, признаки направленности распространения горения, предметы, которые могли послужить источником зажигания или средством поджога.

К протоколу осмотра обычно прилагается схема, на которой обозначается расположение объекта, планировка помещений, места, в которых были обнаружены изъятые предметы, зоны распространения пожара и термических повреждений и другая информация.

Если при осмотре обнаруживаются предметы, которые могут быть использованы в качестве вещественных доказательств, они изымаются и упаковываются. Это могут быть электрические провода или электрооборудование со следами аварийных режимов работы, средства поджога, объекты со следами признаков очага пожара Нажмите для перехода на ПожВики и т.п. В большинстве случаев протокол осмотра — это единственный источник объективной информации, которая позволит в дальнейшем установить причину и, как следствие, виновника пожара. Особая значимость этого документа заключается в том, что осмотр проводится, что называется, по горячим следам, то есть как можно быстрее после окончания ушения пожара, когда ещё можно зафиксировать все имеющиеся на месте пожара следы и предметы, пока сохраняется вещная обстановка. К примеру, используя пирометр, можно зафиксировать зоны максимальных температур Нажмите для перехода на ПожВики ещё не остывших теплоёмких конструкций, что может являться объективным признаком очага пожара. Чем больше прошло времени с момента ликвидации пожара Нажмите для перехода на ПожВики до начала осмотра, тем больше утрачивается полезной информации, которая может быть использована для определения очага и причины пожара.

Результаты проверки по пожару

По завершении проверки дознавателем принимается процессуальное решение с вынесением соответствующего постановления: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или о передаче сообщения по подследственности. Подробнее читайте здесь.

Организация и планирование расследования: понятие и содержание

Деятельность следователя не может быть целенаправленной и эффективной, если она не будет должным образом спланирована и организационно упорядочена. Следственная практика свидетельствует, что бесплановое, неорганизованное расследование даже простых преступлений, совер­шенных в условиях очевидности, зачастую приводит к оправдательному приговору.

Мысленная модель всего хода расследования должна быть овещест­влена путем построения письменного (графического) плана.

Вариант «все держу в голове» неоптимален и дает сбои даже у наиболее опыт­ных следователей, особенно при расследовании многоэпизодных и мно­госубъектных преступлений, а также при одновременном расследова­нии ряда уголовных дел, что для следственной практики наиболее ха­рактерно.

Организация расследования преступлений

Организация расследования преступлений (в широком смысле слова) — составная часть государственной программы по борьбе с преступностью, собирательное понятие, имеющее несколько интерпретаций:

    1. система общих научных положений и практических рекомендаций, направленных на упорядочение совместной деятельности подразделений соответствующих ведомств по раскрытию, расследованию и профилактике преступлений;
    2. комплекс ведомственных управленческих мероприятий, обеспечивающих наиболее оптимальные условия функционирования для следственного аппарата;
    3. комплекс криминалистических рекомендаций, реализуемых в типичных ситуациях расследования каждого конкретного преступления;
    4. особенности проведения тактических комбинаций и операций в рамках производства по уголовному делу.

Организация расследования преступлений (в теоретическом плане)  — это система общих научных положений, направленных на упорядочение правоохранительной деятельности уполномоченных на ее ведение ведомств; категория, объединяющая комплекс научно-правовых предписаний, регулирующих деятельность по расследованию преступлений в рамках борьбы с преступностью на общегосударственном уровне.

Организация расследования преступлений базируется на положениях научной организации труда и науки управления. Управление расследованием — это криминалистическое и процессуальное руководство, осуществляемое следователем в рамках производства по делу, одной из стержневых задач которого является обеспечение согласованности действий всех участников процесса.

 Содержание организации расследования преступлений

Основное содержание организационной деятельности – регламентация состояний элементов внутри системы и окружающей среды, а также взаимодействий элементов между собой.

Направления регламентации зависят от разнообразия элементов, их коммуникативных особенностей (интерфейса). С учетом этого подбираются определенные функции упорядочения. Изменения элементов внутри системы или во внешней среде, их интерфейса — повод для актуализации новых функций упорядочения. Регламентация упорядочивания элементов осуществляется по множеству направлений и признаков:

  1. времени;
  2. пространства;
  3. формирования функциональных обязанностей;
  4. расписания очередности выполнения;
  5. задания номенклатуры объектов и действий;
  6. ограничения объемов и сфер принятия решений;
  7. установления количественных измерителей действий;
  8. установления норм расходования и нормативов применения;
  9. подчиненности, подотчетности;
  10. ограничения прав распоряжения;
  11. установления приоритетов действий;
  12. стимулирования действий;
  13. формирование мотивов и интересов;
  14. профессионализма и квалификации;
  15. ответственности;
  16. выбора контактных объектов или субъектов;
  17. установления алгоритмов принятия решений для различных ситуаций и др.

В любом случае, организация расследования преступлений должна включать мероприятия, направленные на:

    • создание условий для своевременного и активного выявления признаков преступлений оперативно-розыскными и процессуальными мерами;
    • обеспечение готовности подразделений правоохранительных органов к раскрытию подготавливаемых, совершаемых и совершенных преступлений;
    • организацию деятельности дежурных частей, следственно-оперативных групп для работы на местах происшествий и в целом по обеспечению раскрытия и расследования преступлений по горячим следам.

Содержание организации раскрытия и расследования преступлений целесообразно рассматривать по этапам производства по уголовным делам:

    1. на первоначальном этапе (первоначальные процессуальные действия, оперативно-розыскные и иные мероприятия);
    2. на последующих этапах производства по уголовным делам (в т.ч по делам, приостановленных производством);
    3. на заключительном этапе.

Организационная деятельность следователя направлена на обеспе­чение наиболее оптимальных условий реализации плана с согласовани­ем, конкретизацией, упорядочением и совершенствованием структуры расследования.

Базируясь на грамотной оценке следственной ситуа­ции, сложившейся к началу расследования, организационная деятель­ность предполагает обеспечение готовности участников расследова­ния к активным действиям и взаимодействию, наличие, исправность и комплектность технико-криминалистических средств, исправность транспорта, средств связи и др.

Читайте также:  Взыскание стоимости работ с государственного заказчика, выполненных без заключения государственного контракта на примере строительного подряда.

Организация раскрытия и расследования преступлений на первоначальном этапе производства по уголовным делам

Организация деятельности на первоначальном этапе производства по уголовным делам многовариантна. Она определяется выявлением признаков конкретных преступлений и предполагает:

    • создание условий для своевременного и активного выявления признаков преступлений оперативно-розыскными и процессуальными мерами;
    • обеспечение готовности подразделений правоохранительных органов к раскрытию подготавливаемых, совершаемых и совершенных преступлений;
    • организацию деятельности дежурных частей, следственно-оперативных групп для работы на местах происшествий и в целом по обеспечению раскрытия и расследования преступлений по горячим следам.

Организация раскрытия и расследования преступлений на последующих этапах производства по уголовным делам

После осуществления предусмотренных законом первоначальных процессуальных действий, оперативно-розыскных и иных мероприятий в производстве по уголовному делу наступает новый этап – последующий. Его значение заключается в логическом продолжении мероприятий, начатых при возбуждении уголовного дела и на первоначальном этапе расследования.

Организуя взаимодействие, следователь и соответствующие руководители должны обеспечивать преемственность мероприятий первоначального этапа, определять организационные формы взаимодействия, его характер и содержание с учетом того, раскрыто или не раскрыто преступление на первоначальном этапе, задержан подозреваемый или скрылся от органов расследования.

После установления лица, совершившего преступление, принимаются меры для привлечения его к уголовной ответственности в качестве обвиняемого.

Предъявление обвинения не всегда ведет к прекращению взаимодействия.

После этого нередко основные усилия участников взаимодействия должны быть нацелены на всестороннее и полное установление всех обстоятельств, характеризующих предмет доказывания по уголовному делу.

Если преступление на первоначальном этапе производства по делу оказывается нераскрытым, руководители органов внутренних дел, следственного аппарата и оперативно-розыскных подразделений на последующих этапах обеспечивают:

  • согласованную работу сотрудников оперативно-розыскных подразделений со следователями и другими участниками взаимодействия по построению и отработке версий;
  • квалифицированное осуществление оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий, проведение которых следователем может быть поручено органам дознания;
  • применение оперативно-розыскных возможностей для отработки версий, оперативной проверки подозреваемых, проверки показаний потерпевших, свидетелей, подозреваемых и обвиняемых;
  • активное использование достижений науки и техники для раскрытия преступления;
  • анализ информации о новых преступлениях с тем, чтобы обнаружить противоправные действия преступников, если они будут продолжаться, а также ретроспективный анализ информации о ранее совершенных преступлениях;
  • контроль за деятельностью участников раскрытия преступлений, оказание им эффективной практической и методической помощи.

Как показывает практика, эффективными являются следующие мероприятия, планируемые и проводимые на дальнейших этапах производства по уголовным делам:

  • дополнительные и повторные проверки по учетам;
  • ориентирование более широкого круга правоохранительных подразделений и органов о нераскрытых преступлениях;
  • анализ материалов о других преступлениях (в том числе совершенных сходными способами);
  • направление заданий в места лишения свободы;
  • активный поиск добытого преступным путем имущества;
  • дополнительные опросы населения, поиск орудий и следов преступления на местности (если есть сомнения, что раньше это было сделано недостаточно профессионально);
  • повторные осмотры мест происшествий и прилегающих к ним территорий;
  • использование обнаруженных на месте происшествия вещественных доказательств  для выявления лиц, причастных к преступлению;
  • проверка заподозренных и других причастных к преступлению лиц, если она на первоначальном этапе производства по делу не проводилась или проводилась поверхностно.

На практике деятельность следователя по организации расследования неотделима от планирования, одновременно с которым осуществляются мобилизация и распределение сил и средств в целях решения возникающих задач.

Планирование расследования

  • Планирование расследования — это деятельность следователя по определению путей, средств и методов (включая порядок и сроки их реализации) поэтапного решения уголовно-процессуальных и тактических задач в ходе проверки выдвинутых по делу версий.
  • Планирование можно рассматривать как научную основу деятельности следователя, метод непосредственной организации его работы в процессе расследования преступлений;
  • Суть планирования заключается в определении задач, которые предстоит решать, в сочетании с разработкой оптимальной системы действий, обеспечивающих их успешное решение в кратчайшие сроки.
  • Планирование расследования преступлений включает:
    1. планирование отдельного следственного действия;
    2. планирование следствия по уголовному делу;
    3. планирование работы по группе уголовных дел;
    4. планирование работы группы следователей.

Принципы планирования расследования:

    • индивидуальность,
    • динамичность,
    • конкретность,
    • реальность,
    • оптимальность.

Индивидуальность планирования

Индивидуальность планирования означает, что по всем уголовным делам должен составляться свой план расследования с учетом ситуаций, характерных для данного конкретного случая.

Не бывает двух абсолютно одинаковых преступлений, соответственно не может быть и двух идентичных планов расследования.

Индивидуальность каждого преступления требует творческого подхода к составлению плана, учета закономерностей поведения участников процесса в типичных ситуациях производства следственных действий в ходе производства по каждому отдельно взятому уголовному делу.

Динамичность планирования

Динамичность планирования предполагает обязательность учета модификации следственных ситуаций, их изменения от исходных к промежуточным, а затем к конечным.

В этом принципе находит отражение диалектическая закономерность развития событий, необходимость поиска и изучения новой информации, учета, оценки полученных результатов, корректировки плана по ходу его выполнения.

План расследования может изменяться, уточняться, дополняться даже в процессе его составления, если поступает новая информация, которая ранее не была известна следователю.

Конкретность планирования

Конкретность планирования увязывается с необходимостью составления детальных (по всем параметрам) планов.

План расследования должен содержать информацию обо всех вопросах, подлежащих разрешению (преимущественно в контексте проверки выдвинутых версий), намечаемых следственных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях, сроках и условиях материально-технического обеспечения их производства, исполнителях, порядку привлечения специалистов и т.д.

Реальность планирования заключается в том, что оно должно быть не просто увязано с процессом выдвижения версий, но и обеспечено необходимыми для их проверки ресурсами, гарантирующими возможность выполнения намеченных мероприятий в установленные сроки.

Оптимальность планирования

Оптимальность планирования предполагает, что составленный план на данном этапе расследования окажется наиболее эффективным для достижения поставленных целей, в том числе с учетом необходимости решения целого ряда задач в условиях тактического риска, что требует разработки резервных вариантов выполнения отдельных действий, тактических комбинаций, операций.

При планировании расследования осуществляется анализ исходной информации, построение следственных версий, определение задач рас­следования, путей и способов их решения, выбор оптимальной формы плана, контроль исполнения намеченных действий и мероприятий, ана­лиз поступающей информации, ее учет при корректировке плана.

Оптимальна письменная форма плана, содержащая такие данные (при необходимости — по каждой из версий):

    1. наименование уголовного дела;
    2. дата его возбуждения;
    3. срок окончания расследования;
    4. лицо (лица), содержащееся под стражей и с какого времени;
    5. дата предъявления обвинения;
    6. вопросы и обстоятельства, следственные и иные дейст­вия, необходимые для их разрешения и установления;
    7. сроки;
    8. испол­нители;
    9. отметка о выполнении;
    10. результат (что удалось установить).

Пленум Верховного суда России объяснил судьям, что состояние опьянения не должно автоматически отягчать вину

Пленум Верховного суда России объяснил судьям, что состояние опьянения не должно автоматически отягчать вину. Каждый раз суды должны отдельно разбираться, стоит ли усилить наказания за то, что преступник был пьян. При этом надо отдельно выяснить: действительно ли человек в момент преступления был подшофе.

18 декабря пленум Верховного суда России утвердил поправки в два своих постановления, разъясняющих вопросы назначения наказания и замены одного наказания другим.

В частности, исправлен пункт, касающийся вопроса о том, был ли преступник пьян во время преступления и как к этому относиться.

В советское время состояние алкогольного опьянения автоматически отягчало вину. Потом на какое-то время от такого подхода отказались. Юристы спорили, одни говорили, что советский подход был правильным. Другие считали, что убийство остается убийством, независимо от того, трезвый или пьяный негодяй ударил ножом. А значит, мол, всегда наказывать за пролитую кровь надо одинаково.

Но в итоге победил разумный компромисс: суды должны решать индивидуально. Как сказано в постановлении пленума, само по себе совершение преступления в состоянии опьянения не является основанием для признания такого состояния обстоятельством, отягчающим наказание.

«В описательно-мотивировочной части приговора должны быть указаны мотивы, по которым суд пришел к выводу о необходимости признания указанного состояния лица в момент совершения преступления отягчающим обстоятельством», — говорится в документе.

По словам экспертов, прежде всего надо учитывать, как повлиял алкоголь на то, что человек совершил преступление.

Полез бы он в драку, будь трезвым? Как поясняют юристы, в некоторых преступлениях, действительно, не имеет значения, был человек под градусом или нет.

Допустим, если его поймали на взятке: пусть даже в момент получения конверта человек был пьян, роли это не играет, не водка его толкнула на преступление.

С другой стороны, пьяной драки и пролитой крови часто могло и не быть, если бы люди за столом ограничились чаем.

Но прежде чем решать, добавить срок за алкоголь или нет, суд должен установить, точно ли гражданин был пьян.

В прежних разъяснениях судам разрешалось принимать во внимание в том числе свидетельские показания и показания потерпевших.

Ведь не всегда есть возможность отправить гражданина по горячим следам на медосвидетельствование. Тем не менее сейчас пункт, разрешающий принимать свидетельские показания, исключен.

Кроме того, поправки разъясняют, как заменять мягкое наказание на более строгое. Такая необходимость возникает, когда человек уклоняется от гуманных санкций.

Допустим, суды назначали ему обязательные работы, которые надо отрабатывать в свободное время, а он не стал на них ходить. Тогда можно обратиться в суд с ходатайством о замене наказания.

Читайте также:  Работодателей могут обязать отчислять деньги для страхования сотрудников от увольнений

Осужденного могут отправить уже в центр для принудительных работ.

Порядок расследования одиночного несчастного случая на производстве

Описание: Порядок расследования одиночного несчастного случая на производстве.

Производственный травматизм и профессиональные заболевания это сложные многофакторные явления обусловленные действием на человека в процессе его трудовой деятельности опасных вызывающих травмы и вредных вызывающих заболевание факторов.

Расследование и учет несчастных случаев на производстве необходимы для разработки и осуществления мероприятий по профилактике травматизма улучшению состояния условий и охраны труда. Несчастный случай на производстве это…

  • Дата добавления: 2014-06-18
  • Размер файла: 13.07 KB
  • Работу скачали: 4 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

45. Порядок расследования одиночного несчастного случая на производстве.

Законодательство по охране труда содействует облегчению и оздоровлению условий труда, предотвращению травматизма и профессиональных заболеваний. Если несчастный случай все же произошел, закон призван содействовать выявлению и устранению его причин, а также возмещению ущерба потерпевшему. 

  1. Производственный травматизм и профессиональные заболевания — это сложные многофакторные явления, обусловленные действием на человека в процессе его трудовой деятельности опасных (вызывающих травмы) и вредных (вызывающих заболевание) факторов. 
  2. Расследование и учет несчастных случаев на производстве необходимы для разработки и осуществления мероприятий по профилактике травматизма, улучшению состояния условий и охраны труда. 
  3. Несчастный случай на производстве — это случай воздействия на работающего опасного производственного фактора при выполнении работающим трудовых обязанностей или заданий руководителя работ. 
  4. Опасный производственный фактор — это производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях, приводит к травме. 
  5. К опасным производственным факторам относятся: 
  6. движущиеся машины и механизмы;
  7. различные подъемно-транспортные устройства и перемещаемые грузы;
  8. незащищенные подвижные элементы производственного оборудования (приводные и передаточные механизмы, режущие инструменты, вращающиеся и перемещающиеся приспособления и др.);
  9. отлетающие частицы обрабатываемого материала и инструмента, 
  10. электрический ток, 

повышенная температура поверхностей оборудования и обрабатываемых материалов и т.д.

Несчастные случаи делятся на две группы: связанные и не связанные с работой (бытовые травмы). 

Несчастные случаи на производстве — это несчастные случаи, происшедшие на территории и вне территории предприятия при выполнении работы по заданию работодателя, при следовании на работу и с работы на транспорте предприятия, при сопровождении грузов предприятия. 

Несчастные случаи вне производства, но связанные с работой, — это несчастные случаи, происшедшие при выполнении трудовых обязанностей, при следовании на работу или с работы на общественном или личном транспорте. При выполнении командировочного задания, при выполнении некоторых государственных или общественных обязанностей, при спасении человека, охране правопорядка и др. 

Несчастные случаи, не связанные с производством, но происшедшие на производстве, — это несчастные случаи, происшедшие при изготовлении предметов в личных целях, самовольном использовании транспорта предприятия, участии в спортивных мероприятиях на территории предприятия, при хищении имущества предприятия, опьянении. 

Бытовые несчастные случаи — это несчастные случаи, происшедшие в быту (дома) или при нахождении на предприятии вне рабочего времени. 

Расследование несчастных случаев на производстве выполняется в соответствии с Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. Утвержденным Постановлением министерства труда РФ от 24 октября 2002 г. № 73. 

  • Расследование несчастного случая может быть достаточно сложным процессом, поскольку интересы пострадавшего и работодателя часто не совпадают. 
  • О каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, пострадавший или очевидец несчастного случая извещает непосредственного руководителя работ, который обязан:
  • немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в учреждение здравоохранения;
  • сообщить работодателю или лицу им уполномоченному о происшедшем несчастном случае;
  • принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмируемого фактора на других лиц;

сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью других людей и не приведет к аварии).

 В случае невозможности ее сохранения — зафиксировать сложившуюся обстановку (схемы, фотографии и т.п.).

 Если с застрахованным работником произошел несчастный случай на производстве, работодатель обязан в течение суток сообщить об этом в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (по месту регистрации в качестве страхователя).

  1. При групповом несчастном случае на производстве (2 и более человек), тяжелом несчастном случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом работодатель или уполномоченное им лицо в течение суток по форме, установленной Министерством труда и социального развития Российской Федерации, обязан сообщить о несчастном случае, происшедшем в организации: 
  2. в Государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации;
  3. в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;
  4. в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  5. в федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности;
  6. в организацию, направившую работника, с которым произошел несчастный случай;
  7. в территориальное объединение профсоюзов;
  8. в территориальный орган государственного надзора, если несчастный случай произошел в организации (на объекте), подконтрольной этому органу.
  9. Для расследования несчастного случая на производстве в организации работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее трех человек. 
  10. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда. 

Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель. Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается. 

Если комиссия проводила расследование группового, тяжелого или несчастного случая на производстве со смертельным исходом, то выводы, требования и рекомендации комиссии оформляются «Актом о расследовании группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом». 

При расследовании несчастного случая на производстве, вызвавшего необходимость перевода работника, в соответствии с медицинским заключением, на другую работу, потерю трудоспособности работником на срок не менее одного дня либо его смерть, комиссия должна оформить «Акт о несчастном случае на производстве». Акт составляется по форме Н-1 в двух экземплярах на русском языке либо на русском и государственном языке субъекта РФ. 

Если несчастный случай на производстве с работником другого юридического лица или индивидуального предпринимателя, который был направлен на данное предприятие, в организацию, учреждение для выполнения отдельных работ, комиссия оформляет акт по форме Н-1 в трех экземплярах.

 Два экземпляра такого акта вместе с материалами расследования и актом расследования подлежат передаче работодателю, работником которого является пострадавший, а третий экземпляр акта по форме Н-1 с материалами расследования останется у работодателя, по месту происшествия.

 

В содержании составленного комиссией акта по форме Н-1 должны быть отражены все обстоятельства и причины происшедшего несчастного случая на производстве и указаны конкретные лица, допустившие нарушения требований по охране труда.

 В тех случаях, когда пострадавший работник в установленном порядке застрахован от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, комиссией должен быть составлен дополнительный экземпляр акта по форме Н-1. Содержание указанного акта должно соответствовать выводам комиссии по расследованию данного происшествия.

 Необходимо также помнить, что при установлении комиссией факта проявления пострадавшим грубой неосторожности, что содействовало возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, в п. 8 акта по форме Н-1 («Лица, допустившие нарушения государственных требований по охране труда») должна быть указана степень вины, установленная комиссией в процентах.

 Акт по форме Н-1, составленный по поводу происшествия на предприятии, в организации, учреждении, а также у индивидуального предпринимателя, должен быть подписан всеми членами комиссии, утвержден работодателем или лицом, им уполномоченным, и заверен печатью.

После окончательного оформления указанного акта работодатель в трехдневный срок один из экземпляров передает пострадавшему работнику, а второй экземпляр акта, вместе с материалами расследования данного несчастного случая на производстве, подлежит хранению в течение 45 лет юридическим лицом по основному (кроме совместительства) месту работы пострадавшего работника на момент происшествия. В тех случаях, когда пострадавший работник был застрахован в установленном порядке по данному виду страхования (то есть происшествие являлось страховым случаем), третий экземпляр акта по форме Н-1 вместе с материалами расследования направляется работодателем в соответствующий исполнительный орган Фонда социального страхования РФ (по месту регистрации в качестве страхователя). 

Кроме этого, работодателю необходимо зарегистрировать оформленный акт по форме Н-1 в журнале регистрации несчастных случаев на производстве, а каждое такое происшествие, оформленное актом по форме Н-1, включается в статистический отчет о временной нетрудоспособности и травматизме на производстве. 

По требованию государственной инспекции труда по субъекту РФ могут быть высланы копии актов Н-1 о несчастных случаях на производстве, расследование которых предусмотрено Положением. 

В обязанности работодателя входит рассмотрение результатов каждого несчастного случая, происшедшего на данном производстве, предприятии, в организации, учреждении.

 В рассмотрении результатов расследования принимают участие профсоюзный или иной уполномоченный работниками представительный орган.

 Целью рассмотрения результатов расследования является проведение анализа условий труда и обстоятельств происшествия, а также принятие соответствующего решения, направленного на профилактику и предупреждение несчастных случаев на производстве. 

О последствиях несчастного случая на производстве и мероприятиях, выполненных для предотвращения в дальнейшем подобных происшествий, работодатель обязан сообщить по окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего работника в соответствующую государственную инспекцию труда, а в определенных случаях — и в территориальный орган государственного надзора. 

Все разногласия, возникшие по вопросам расследования несчастного случая на производстве, выводов комиссии, содержания акта по форме Н-1 и т. д.

, подлежат рассмотрению соответствующими государственными инспекциями труда (инспекции труда в субъекте РФ, межрегиональными и т. д.) или судом.

 При этом подача в установленном порядке такой жалобы не является основанием для неисполнения работодателем решений государственного инспектора по охране труда. 

Результаты расследования каждого несчастного случая рассматриваются работодателем с участием профсоюзного либо иного уполномоченного работниками представительного органа для принятия соответствующих решений, направленных на профилактику и предупреждение несчастных случаев на производстве.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *