Недоимка по уплате налога является основанием для пересмотра архивной кадастровой стоимости

Недоимка по уплате налога является основанием для пересмотра архивной кадастровой стоимости Вступивший в силу с 1 января 2019 года Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ сделал оспаривание кадастровой стоимости недвижимости очень выгодным. Теперь пересмотр стоимости позволит вернуть и пересчитать имущественные налоги организаций и физлиц сразу за несколько лет. Рассказываем, как оспорить стоимость недвижимости и как это повлияет на налоговые обязательства.

Зачем оспаривать кадастровую стоимость недвижимости

Перечень регионов, в которых недвижимое имущество организаций и физлиц облагается налогом по кадастровой стоимости, растет с каждым годом. В 2019 году имущество организаций облагается по кадастровой стоимости уже в 74 регионах. Имущество физлиц, в том числе ИП, – в 70 субъектах РФ.

Во всех этих регионах вопрос об оспаривании ранее утвержденной кадастровой стоимости стоит довольно остро. Ведь чем ниже стоимость объекта, тем меньше и подлежащие уплате налоги. Тем более, что с 2019 года оспоренная стоимость применяется не только к будущим налоговым периодам, но и к предыдущим.

Пересмотр кадастровой стоимости позволит снизить следующие налоги:

  • налог на имущество организаций,
  • земельный налог,
  • налог на имущество физлиц. 

Как оспорить кадастровую стоимость

Порядок оспаривания кадастровой стоимости недвижимости установлен в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Кадастровую стоимость могут оспорить заинтересованные организации и физлица. Например, собственники-налогоплательщики или арендаторы/покупатели недвижимого имущества.

Заявление об оспаривании кадастровой стоимости можно подать либо в специальную комиссию при Росреестре, либо непосредственно в суд. Обязательного досудебного урегулирования спора по таким делам не предусмотрено.

Подать заявление в комиссию можно через управление Росреестра или многофункциональный центр (МФЦ). Также заявление можно отправить почтой или через интернет, в том числе через портал госуслуг.

Если организация или физлицо решит оспаривать кадастровую стоимость через комиссию, перед подачей заявления необходимо будет произвести оценку рыночной стоимости спорного объекта. Отчет об оценке рыночной стоимости на бумажном и электронном носителе необходимо будет приложить к заявлению.

Также к заявлению прикладывается:

  • выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • копия правоустанавливающего документа на объект недвижимости.

Без этих документов, а также без отчета об оценке рыночной стоимости заявление рассматривать не будут.

После получения всего комплекта документов комиссия в течение трех рабочих дней направит отчет об оценке рыночной стоимости в Росреестр. Само заявление будет рассматриваться не более 30 дней со дня его поступления. По итогам рассмотрения комиссия примет одно из следующих решений:

  • решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;
  • решение об отклонении заявления об оспаривании.

Во втором случае заявитель вправе будет оспорить решение комиссии в судебном порядке.

Судебное оспаривание кадастровой стоимости

Недоимка по уплате налога является основанием для пересмотра архивной кадастровой стоимости

Подавая иск в суд, нужно уплатить госпошлину. Ее размер установлен в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ. Госпошлина составляет:

  • 300 рублей – для физлиц (в том числе ИП);
  • 2 000 рублей – для организаций.

Наряду с исковым заявлением в суд необходимо представить:

  • выписку из Единого государственного реестра недвижимости об оспариваемой кадастровой стоимости объекта;
  • копию правоустанавливающего документа на объект недвижимости (например, копию свидетельства о праве собственности).

Также в суд представляются документы, которые доказывают недостоверность сведений о недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Данный факт могут доказывать документы, определяющие правильную площадь недвижимости, ее действительное местоположение, целевое назначение и степень аварийности. Сюда можно приложить документы о скрытых недостатках недвижимости или информацию о том, когда в последний раз производился ее капитальный ремонт.

Если до обжалования кадастровой стоимости заявитель установил рыночную стоимость недвижимости, он предоставляет в суд также отчет оценщика. Если рыночная стоимость объекта не устанавливалась, отчет не нужен. Документы и материалы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, предоставлять также не нужно.

Суд пересмотрит кадастровую стоимость в следующих случаях:

  • если заявитель докажет, что при определении стоимости объекта действительно использовались недостоверные сведения;
  • если заявитель установит рыночную стоимость недвижимости и подтвердит этот факт надлежащим отчетом оценщика.

Спор должен быть рассмотрен судом в течение двух месяцев со дня поступления искового заявления. По сложным делам срок может быть продлен еще на один месяц (ст. 141 КАС РФ).

Как оспаривание кадастровой стоимости повлияет на налоги

До 2019 года новая (оспоренная) стоимость недвижимости применялась для налогообложения с начала того налогового периода, в котором было подано заявление об оспаривании. За предыдущие годы налоговая база не пересматривалась. Соответственно, переплаченные налоги не подлежали перерасчету.

Допустим, организация уплачивала налог на имущество по кадастровой стоимости с 2015 года. Заявление об оспаривании стоимости недвижимости она подала только в 2018 году. В этом же году заявление было удовлетворено. До 2019 года налог по новой стоимости организация могла рассчитывать именно с начала 2018 года. Переплата за предыдущие годы так и оставалась в бюджете.

Вступивший в силу с 1 января 2019 года Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ изменил данный порядок. Теперь оспоренные сведения о стоимости недвижимости применяются с самого начала налогообложения объекта по кадастровой стоимости.

Например, объект облагается по кадастровой стоимости с 2015 года. Заявление об оспаривании стоимости подается и удовлетворяется в 2019 году. По новым правилам пересмотренная стоимость применяется в целях налогообложения не с 2019, а именно с 2015 года. Соответственно, если в результате оспаривания кадастровая стоимость уменьшилась, то за предыдущие годы у организации образуется переплата.

При этом к возврату или зачету полагаются налоги, с момента уплаты которых прошло не более трех лет (п. 7 ст. 78). То есть перерасчету подлежат все налоги, уплаченные за период 2015–2018 годов, если с момента их уплаты еще не прошло 3 года. Если же подать заявление об оспаривании стоимости в 2020 году, налоги, уплаченные за 2015 год, уже не вернут и не зачтут. 

Оспаривание архивной кадастровой стоимости земель населенных пунктов

8 май 2016

Обратите внимание, материал старше 2-х лет. Актуальность выводов уточняйте у автора

Недоимка по уплате налога является основанием для пересмотра архивной кадастровой стоимостиВ настоящее время во всех регионах нашей страны собственники земельных участков должны нести бремя налоговых платежей, расчет размера которых производится с применением кадастровой стоимости. Наш регион не стал исключением.

Переоценка кадастровой стоимости земель в нашем субъекте также как и в других должна проводится с периодичностью не более чем один раз в три года и не менее чем один раз в пять лет с момента предыдущей процедуры по определению государственной кадастровой оценки.

Поскольку, данная процедура проводится с использованием методов, предусмотренных для общей (массовой) оценки без учета уникальных (индивидуальных) характеристик, то, зачастую, результаты не соответствуют действительности и могут быть оспорены в суде путем предъявления административного иска.

Так как действующее земельное законодательство предоставляет возможность утверждения кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, то основанием для предъявления административного иска является именно определение и установление рыночной стоимости в отношении конкретного земельного участка.

Определение независимым оценщиком непосредственно рыночной стоимости участка, полученной посредством применения индивидуального подхода к предмету оценки, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, прежде всего, направлено на исправление ошибок, которые были допущены в ходе проведения массовой оценки.

11 декабря предыдущего года Правительством Воронежской области были утверждены очередные результаты кадастровой стоимости. В список объектов оценки вошли практически все земельные участки, не учтенные ранее. Соответствующие сведения были занесены в реестр (ГКН).

Однако, согласно ст.

5 НК РФ нормативные правовые акты, которые изменяют права и устанавливают дополнительные обязательства налогоплательщиков вступают в силу и, следовательно, становятся обязательными для них в срок не ранее истечения месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа года, следующего за годом принятия. Кроме того, вновь принятые акты о налогах и сборах, утверждающие увеличение налоговых ставок или устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, не распространяются на прошедший период, то есть обратной силы не имеют.

По указанным причинам принятый в декабре 2015 г. нормативный акт в настоящее время не подлежит применению для целей налогообложения. Указанные обстоятельства исключают право оспорить кадастровую стоимость, утвержденную вышеназванным постановлением, поскольку, на данном этапе она не затрагивает права налогоплательщиков.

В тоже время, ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются и, именно, они будут применяться для расчета налога в настоящем году за земельные участки категории населенных пунктов.

Примечательно, что вся правоприменительная практика этого года, изменяя архивную кадастровую стоимость, распространяет действие устанавливаемой вновь кадастровой стоимости до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости. Те есть, фактически изменяя и уже внесенные в кадастр сведения по постановлению Воронежской области № 970 от 11 декабря 2015 года.

На основании изложенного, исходя из того, что архивная кадастровая стоимость земель применяется для целей налогообложения, собственники заинтересованы в пересмотре результатов архивной кадастровой оценки, поскольку именно эти сведения в настоящее время непосредственно влияют на их права и обязанности, как лиц, обязанных уплачивать земельный налог. Таким образом, у них есть право подать административный иск в суд для оспаривания архивной кадастровой стоимости земельного участка.

Читайте также:  2 случая, когда переплата освобождает от дальнейшей выплаты пособия по уходу за ребенком.

Пленум ВС РФ против закона, или есть ли теперь право на оспаривание архивной кадастровой стоимости?

Данная заметка написана в развитие курса «Проблемы государственной кадастровой оценки недвижимости», который читаю в магистратуре на Юридическом факультете СПбГУ. Она и последующие заметки из этой серии призваны оставить часть проблем на самостоятельный анализ студентам, а также предложить проблематику кадастровой оценки к обсуждению всем заинтересованным.

Могу ли я в 2022 году оспорить архивную кадастровую стоимость, применявшуюся до 2019 года, с учетом того, что теперь эффект оспаривания распространяется на все прошлое время с момента начала применения оспоренной кадастровой стоимости, а не только с 1 января года, когда было подано заявление об оспаривании? Разберемся.

ПРЕДЫСТОРИЯ ВОПРОСА

При утверждении очередных результатов государственной кадастровой оценки Росреестр заменяет в ЕГРН прежнее значение кадастровой стоимости на новое. Прежнее значение становится архивной кадастровой стоимостью.

При этом у налогоплательщика и иных лиц может сохраняться интерес в оспаривании архивной кадастровой стоимости, например, в связи с тем, что она продолжает применяться в качестве базы для расчета налога в том году, в котором утверждены новые результаты кадастровой оценки, вступающие в силу лишь на следующий год.

В этой связи возникает вопрос, вправе ли налогоплательщик оспорить архивную кадастровую стоимость и привести ее в соответствие с рыночной?

Согласно ч. 10 ст. 24.18 Закон об оценочной деятельности

«заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Таким образом, Закон об оценочной деятельности запрещает оспаривание архивной кадастровой стоимости, однако делает это только применительно к административному порядку оспаривания через комиссию.

В этой связи Верховный Суд РФ в п. 14 Постановления Пленума от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснил, что 

«требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности)».

Иными словами, оспорить кадастровую стоимость можно, если сохраняется интерес в пересмотре. Согласно ч. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности кадастровая стоимость, приведенная в соответствие с рыночной, применяется с 1 января года, в котором подано соответствующее заявление об оспаривании.

В этой связи разъяснение Верховного Суда РФ было воспринято судебной практикой в том смысле, что если налогоплательщик подает заявление об оспаривании в течение года, пока применяется значение архивной кадастровой стоимости (например, в 2019 году), то он имеет право на оспаривание, поскольку результатом оспаривания будет замена архивной кадастровой стоимости на рыночную с 1 января 2019 года, и рыночная будет применяться, по крайней мере в течение 2019 года. Если же в 2019 году архивная кадастровая стоимость заменена на новую, а с заявлением об оспаривании архивной стоимости налогоплательщик обращается только в 2020 году, то у него нет права на такое оспаривание, поскольку с 1 января 2020 года архивная кадастровая стоимость уже не применяется, поэтому ее замена на рыночную никак не защитит интересы налогоплательщика.

При этом разъяснение, предложенное Верховным Судом РФ, не противоречит закону, если принять, что оно адресовано судам, а не комиссиям, поскольку норма ч. 10 ст. 24.18 Закон об оценочной деятельности ограничивает право на оспаривание архивной кадастровой стоимости только в комиссии, но не в суде.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ

Во-первых, в связи с изменением ст.ст. 378.2, 391, 403 Налогового кодекса РФ для целей налогообложения кадастровая стоимость, приведенная в соответствие с рыночной, применяется ретроспективно уже не с 1 января года, в котором было подано заявление об оспаривании, а с даты начала применения оспоренной кадастровой стоимости. Иными словами, действует полная ретроспективность.

Во-вторых, принят Закон о кадастровой оценке, в соответствии с 22 статьей которого:

«заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона».

Таким образом, теперь норма закона, запрещающая оспаривание архивной кадастровой стоимости, касается как административного, так и судебного порядка оспаривания.

В этой связи возникает несколько важных вопросов:

1. Следует ли признать право на оспаривание архивной кадастровой стоимости и в условиях действующего закона о кадастровой оценке?

Да, безусловно. Пока кадастровая стоимость применяется для целей расчета налогов или в иных целях, заинтересованному лицу должно быть предоставлено право ее оспорить (исходя из общего права на судебную защиту).

Дополнительные аргументы состоят в том, что дата внесения новой кадастровой стоимости в ЕГРН – это случайная дата, а возможность защиты прав не может зависеть от случайности.

Во-вторых, при противоположном подходе не исключается риск злоупотребления со стороны органа власти субъекта РФ, в рамках которого акт об утверждении новых результатов кадастровой оценки принимается в начале года и тем самым закрывается возможность для оспаривания КС на протяжении всего этого года.

2. Готовы ли будут суды применять разъяснение Верховного Суда РФ контр легем?

Иными словами, готовы ли будут суды признать право на оспаривание архивной кадастровой стоимости несмотря на то, что Закон о кадастровой оценке это прямо запрещает? Ответ на этот вопрос зависит скорее от мировоззрения, поэтому лишь выскажу предположение, что суды будут достаточно смелы для того, чтобы правильно истолковать Закон о кадастровой оценке и сохранить право на оспаривание архивной кадастровой стоимости.

Дополнительным аргументом в пользу этого вывода служит то, что п. 3 ст. 245 КАС РФ содержит норму, аналогичную ч. 4 ст. 22 Закона о кадастровой оценке, которая по своему буквальному тексту запрещает оспаривание архивной кадастровой стоимости. Однако это не мешает судам на настоящий момент закрыать на нее глаза (и правильно!) и руквоводствоваться разъяснением Верховного Суда РФ.

3. В течение какого срока налогоплательщик сохраняет право на оспаривание архивной кадастровой стоимости?

Поскольку теперь при оспаривании кадастровой стоимости действует полная ретроспективность нового значения кадастровой стоимости, возникает проблема временных пределов оспаривания архивной кадастровой стоимости. Допустим, кадастровая стоимость применялась с 2014 по 2019 год.

В 2019 году утверждено новое значение кадастровой стоимости, которое начало применяться с 2020 года.

Вправе ли налогоплательщик оспорить архивную кадастровую стоимость, например, в 2024 году, поскольку он вправе претендовать на применение нового значения архивной кадастровой стоимости с самого начала ее применения, то есть с 2014 года?

Нет, поскольку это вносит в содержание налоговых (и прочих) обязательств неопределенность, которой нет конца. Нет такого момента, когда бы мы могли сказать, что содержание налогового обязательства окончательно сформировано. А с этим связан неопределенность налоговых доходов бюджетов, невозможность обеспечить сбалансированность бюджета и т.д.

Возможно, право на оспаривание следует ограничить 3-хлетним периодом с момента оплаты налога, который отводится налогоплательщику для возврата излишне оплаченных налогов (п. 7 ст.

78 НК РФ)? Тогда если на момент вынесения решения по заявлению об оспаривании кадастровой стоимости у налогоплательщика сохраняется право требовать возврата излишне уплаченного налога, исчисленного исходя из оспоренной кадастровой стоимости, то суд может удовлетворить соответствующее заявление, в противном случае должен отказать. Однако, в судебном порядке налогоплательщик вправе требовать возврата налога в течение 3-х лет не с момента оплаты, а с момента, когда он узнал о нарушении своих прав. Если принять, что о нарушении своих прав налогоплательщик узнал с момента оспаривания кадастровой стоимости, то это означает, что он всегда получит право требовать возврата излишне оплаченного налога, а следовательно, временные пределы оспаривания вновь окажутся безграничными.

С учетом изложенного выдвину тезис, что право на оспаривание архивной кадастровой стоимости налогоплательщик имеет лишь до тех пор, пока такая архивная кадастровая стоимость продолжает применяться.

То есть в приведенном примере, когда архивная кадастровая стоимость применялась с 2014 по 2019 год, ее оспаривание возможно лишь до конца 2019 года.

Если налогоплательщик обращается в 2020 году, то в принятии заявления должно быть отказано.

Снова о кадастровой стоимости

Многих плательщиков налога на имущество в Москве в этом году ждал неприятный сюрприз. Департамент городского имущества Москвы в конце 2016 г. добился принятия решений о пересмотре кадастровой стоимости по ряду объектов недвижимости, ссылаясь на использование недостоверных сведений при предыдущей оценке.

В результате кадастровая стоимость таких объектов значительно увеличилась, и соответственно увеличился налог на имущество. К сожалению, поскольку многие решения о пересмотре были приняты в конце 2016 г., ряд налогоплательщиков попали в правовую ловушку.

Подробности в статье старшего юриста «Пепеляев Групп» Владислава Иванова. 

Вышеуказанные решения о пересмотре принимались, как правило, по следующей схеме.

Департамент городского имущества г.

Москвы («ДГИ») подавал заявление в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве (далее – «Комиссия»), требуя пересмотра кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при предыдущей кадастровой оценке. Например, ранее здание было отнесено к группе «объекты социальной инфраструктуры» или «объекты иного назначения», а ДГИ требовало отнесения к группам «объекты офисно-делового назначения» или «объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения». Если Комиссия соглашалась, ДГИ обеспечивало переоценку объектов, а итоговые результаты были утверждены постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2016 г. № 937-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. № 688-ПП». При этом пересматривалась стоимость по состоянию на 1 января 2014 г., которая актуальна для налогоплательщиков и в 2017 году (для налогоплательщиков-организаций для платежей за налоговый период 2016 года, а для налогоплательщиков-физических лиц актуальность зависит от даты направления им уведомления об уплате налога).

По общему правилу, необоснованно высокую кадастровую стоимость можно оспорить путем проведения независимой оценки рыночной стоимости объекта и предъявления требования в суд об установлении в отношении объекта его рыночной стоимости. 

В то же время, в вышеуказанном сценарии попытка установить рыночную стоимость столкнется со следующими препятствиями.

Юридическое лицо обязано в первую очередь обратиться в Комиссию, и только при отказе Комиссии вправе обратиться в суд. Согласно с. 24.

18 Закона об оценочной деятельности заявление должно быть подано в Комиссию до внесения в Единый государственный реестр недвижимости («ЕГРН») результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки. 29 ноября 2016 г.

были утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки по г. Москве и, как правило, в течении декабря 2016 г. они были внесены в ЕГРН.

Соответственно, если организация не успевала подать заявление до внесения новой стоимости в ЕГРН, формальное толковании закона вело бы к отказу в установлении рыночной стоимости, поскольку пропущен срок для подачи заявления в Комиссию. В то же время, еще в 2015 г.

Верховный Суд РФ разъяснил, что требование о пересмотре такой ранее внесенной в кадастр кадастровой стоимости («архивной кадастровой стоимости»), может быть рассмотрено по существу, «если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности)» (п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» («Разъяснение Пленума»). С учетом Разъяснения Пленума, суды обычно не признают проведение очередной кадастровой оценки препятствием для подачи заявления в комиссию и суд об установлении рыночной стоимости.

Следующее и более серьезное препятствие вытекает из этого же Разъяснения Пленума, поскольку оно требует доказать, что «на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности)».

Абзац пятый статьи 24.

20 Закона об оценочной деятельности предусматривает, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии, применяются не ранее чем с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости. 

В результате, Разъяснение Пленума можно истолковать так, что право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости сохраняется только если обращение в Комиссию произошло в течение налогового периода, в котором действует оспариваемая кадастровая стоимость.

Это соответствует и буквальному толкованию п. 15 ст. 378.

2 Налогового кодекса РФ, согласно которой: «в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания».

Таким образом, получается, что для оспаривания кадастровой стоимости, применимой для налогового периода 2016 года, необходимо было подавать заявление в Комиссию также в 2016 г.

В ситуации, когда налогоплательщики узнавали о прошедшем заседании Комиссии в ноябре или декабре 2016, не все успевали среагировать и подать заявление в 2016 г. Для тех, кто не подал заявление в Комиссию в 2016 г.

, существует риск невозможности потребовать пересмотра кадастровой стоимости путем установления рыночной стоимости объекта.

Однозначной судебной практики именно по данному вопросу пока не сложилось. 

В похожей ситуации, рассмотренной Московским городским судом по делу N 3а-292/2016, суд апелляционной инстанции отказал налогоплательщику: суд поддержал отказ Комиссии рассматривать требование налогоплательщика, поданное в 2015 г., в отношении кадастровой стоимости, применимой в налоговом периоде 2014 г.

, несмотря на то, что налоговый орган применил данную кадастровую стоимость в 2015 г. и спор с налоговым органом возник в 2015 г. (при исчислении налогов за первое полугодие 2014 г., за 9 месяцев 2014 г. и за весь 2014 г.). Суд буквально применил вышеуказанную ст. 24.

20 Закона об оценочной деятельности, и, по логике суда, заявление должно было подаваться в 2014 г. (см. определение от 12 октября 2016 г.).

С другой стороны, вышеуказанное решение отчасти основано на том, что истцу должно было быть известно о кадастровой стоимости еще в феврале 2014 г.

На мой взгляд, при рассмотрения требования налогоплательщика в ситуации, когда решение комиссии было принято в ноябре или декабре 2016 г., было бы несправедливо требовать, чтобы заявление было подано именно в 2016 г.

Фактически, это влечет необоснованное ограничение права на судебную защиту. Для сравнения, срок оспаривания решения Комиссии составляет три месяца (ст. 219 КАС РФ). 

Также недавно было принято несколько судебных решений, дающие налогоплательщику аргументы в пользу того, что подача заявления в 2017 г. возможна, если возник спор с налоговым органом по определению размера налоговых платежей за 2016 г. или иным образом архивная стоимость актуальна и нарушает права налогоплательщика:

1) В определении от 16 февраля 2017 г.

Верховный Суд РФ применил Разъяснение Пленума и признал, что у истца сохранилось право применить результаты пересмотра кадастровой стоимости, поскольку у истца имеется недоимка по уплате налога, при взыскании которой подлежит применению оспариваемая кадастровая стоимость (определение № 67-КГ16-23). Хотя дата заявления в комиссию в судебном решении не указана, по-видимому, заявление подано в 2015 г., а спор касался налогового периода 2013 г.

2) В определении от 30 марта 2017 г. Верховный Суд РФ признал, что у истца сохранилось право применить результаты пересмотра кадастровой стоимости, хотя, по-видимому, истец просил пересмотра в отношении периода с 1 января 2014 г., подав заявление в комиссию только в декабре 2015 г.

В частности, Верховный Суд указал: «Поскольку установленная кадастровая стоимость земельного участка, ставшая предметом спора на дату обращения заявителя в суд… является актуальной для общества у судов не имелось оснований прекращать производство по административному исковому заявлению…, что лишило административного истца права на защиту его нарушенных прав и законных интересов» (определение N 67-КГ17-4).

3) 25 мая 2017 г. Конституционный Суд РФ вынес определение по жалобе, оспаривающей конституционность части пятой статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности и Разъяснения Пленума.

Суд отказал в принятии жалобы к рассмотрению, однако указал: «При этом [Разъяснение Пленума] — как следует из его содержания — также не исключает возможности оспаривания архивной кадастровой стоимости, если она подлежит применению в деле заинтересованного лица.

Из этого исходит и практика Верховного Суда Российской Федерации, в частности, данный вывод сформулирован в Определении от 30 марта 2017 года N 67-КГ17-4″.

Таким образом, недавние решения судов высших инстанций дают надежду, что в судебной практике будет выработан подход, хотя и отклоняющийся от буквального толкования законодательства, но более дружественный к налогоплательщикам.

Если это произойдет, и налогоплательщики смогут установить рыночную стоимость своих объектов, применимую к налоговому периоду 2016 г., тем самым будет устранен негативный эффект пересмотра стоимости объектов, состоявшегося в конце 2016 г.

в Москве, и будет выработан механизм для учета прав налогоплательщиков в будущих аналогичных ситуациях.

Источник: CRE

Как оспорить результаты определения кадастровой стоимости

Сведения о кадастровой стоимости, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), можно узнать, получив выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости (форма выписки утверждена приказом Минэкономразвития России от 25.12.2015 № 975).

Сведения предоставляются по запросам любых лиц, в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иными способами.

С помощью сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online».

Чтобы получить справочную информацию по объекту недвижимости в режиме online, можно использовать специальный сервис в разделе «Электронные услуги и сервисы». По кадастровому номеру, условному номеру или адресу объекта недвижимости можно получить справочную информацию об объекте недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости.

С помощью сервиса «Публичная кадастровая карта».

Публичная кадастровая карта содержит сведения Единого государственного реестра недвижимости. Нужный объект можно найти на карте по кадастровому номеру, а также использовать расширенный поиск.

По каждому объекту недвижимости, данные о котором содержит сервис, можно узнать общую информацию, в том числе площадь и кадастровую стоимость объекта, а также характеристики объекта и кто его обслуживает.

Информация сервиса является справочной и не может быть использована в виде юридически значимого документа.

  • С помощью сервиса «Получение сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки» можно также узнать информацию о кадастровой стоимости объектов недвижимости, содержащуюся в фонде данных государственной кадастровой оценки.
  • В данном случае можно узнать включенные в фонд данных государственной кадастровой оценки сведения о кадастровой стоимости в случаях:
  • 1) определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках государственной кадастровой оценки;
  • 2) определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Поиск информации о кадастровой стоимости в сервисе осуществляется по кадастровому номеру интересующего объекта в поле поиска. После ввода кадастрового номера нужно нажать на кнопку «Найти».

Откроется ссылка на вкладку с информацией о запрашиваемом объекте недвижимости или надпись об отсутствии таких данных (в случае их отсутствия в фонде данных государственной кадастровой оценки).

Можно также скачать отчет об определении кадастровой стоимости, в котором содержатся сведения об интересующем объекте недвижимости. Информация сервиса предоставляется бесплатно в режиме реального времени.

Рассчитать налог на имущество физических лиц можно с помощью специального сервиса на сайте ФНС России.

КАК ПЕРЕСМОТРЕТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ

Если не согласны с оценкой

Квартира в собственности — это не только личное жилье или инвестиция, но и постоянные расходы. Помимо расходов на ремонт и коммунальные услуги, каждый собственник обязан платить налог на имущество.

В этой статье мы рассмотрим возможность уменьшить сумму налога через оспаривание кадастровой стоимости квартиры.

Кадастровая стоимость и налог на имущество

Начиная с 1 января 2020 года на территории всей Российской Федерации налог на имущество физических лиц рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости. Раньше в отдельных регионах этот налог рассчитывался от инвентаризационной стоимости, которая, как правило, существенно ниже рыночной.

Предполагается, что кадастровая стоимость должна соответствовать рыночной, однако это не всегда так.

При установлении кадастровой стоимости государственный оценщик обычно применяет метод массовой оценки, то есть пользуется средним расчетом стоимости квадратного метра в пределах территориальной единицы — кадастрового квартала, населенного пункта и т. д.

Государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения — не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет.

Такой способ не позволяет учесть индивидуальные особенности квартиры — например, произведенные перепланировки, этаж, вид из окна. В итоге кадастровая стоимость может оказаться заниженной или завышенной. Если она завышена, собственник квартиры будет фактически переплачивать налог на имущество.

Для таких случаев существует возможность оспаривания установленной кадастровой стоимости. Это вправе сделать как собственник квартиры, так и другие заинтересованные лица, например бывший собственник или наследники, к которым собственность еще не перешла.

  • Закон предусматривает две процедуры оспаривания — внесудебную и судебную.
  • Оспорить кадастровую стоимость квартиры можно в комиссии по рассмотрению споров, если она создана в вашем регионе.
  • Для этого потребуется:
  • узнать кадастровую стоимость квартиры. Это можно сделать бесплатно на сайте Росреестра;
  • обратиться к оценщику, чтобы провести оценку рыночной стоимости квартиры на дату установления кадастровой стоимости. Стоимость услуг оценщика составляет в среднем 3–10 тыс. руб.;
  • подать заявление в комиссию по рассмотрению споров. К заявлению прикладываются отчет об оценке и выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости. Собственник также прикладывает копию правоустанавливающих документов, например договора купли-продажи или ДДУ;
  • получить решение комиссии. Срок рассмотрения заявления об оспаривании не может превышать 30 дней.

Комиссия вправе принять решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или об отклонении заявления. В последнем случае она должна указать обоснование такого решения.

Решение комиссии может быть оспорено в суде в течение трех месяцев.

Из плюсов внесудебного порядка можно отметить более короткий срок рассмотрения и невысокий размер расходов — фактически нужно оплатить только услуги оценщика. Из минусов — более частый процент отказов, чем в судах: по статистике, комиссии удовлетворяют около 60% всех заявлений.

Заявитель может оспорить как решение комиссии, так и собственно результаты определения кадастровой стоимости. В последнем случае предварительное обращение в комиссию необязательно, если иск подает гражданин.

Исковое заявление подается в Верховный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения государственного (или муниципального) органа, заказавшего оценку либо определившего кадастровую стоимость.

Государственная пошлина за рассмотрение иска для граждан составляет 300 руб. за каждый объект недвижимости.

  1. Такой иск может быть подан в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
  2. Важно отметить, что если на момент обращения в суд кадастровая стоимость объекта недвижимости в государственном кадастре недвижимости уже изменилась, то оспаривать предыдущую стоимость уже нельзя.
  3. Собственник должен понимать, что суд на основании имеющихся в деле доказательств может установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении.
  4. Дело об оспаривании кадастровой стоимости, как правило, рассматривается в первой инстанции в течение двух-трех месяцев.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. С учетом обращения в вышестоящие инстанции общий срок рассмотрения дела может составить до шести — восьми месяцев.

Процент положительных решений, вынесенных судами, существенно выше, чем при внесудебном оспаривании. Так, в 2019 году 96% вынесенных судами решений было в пользу заявителей.

Минусами судебного оспаривания является более долгий срок, а также дополнительные расходы на юристов — они составляют в среднем от 30 тыс. до 100 тыс. руб.

Перед принятием решения об оспаривании кадастровой стоимости следует предварительно оценить финансовую сторону вопроса.

Ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Например, в Москве налог на квартиру стоимостью свыше 20 млн руб., но до 50 млн руб. включительно составляет 0,2% в год. При стоимости свыше 50 млн руб. налог составит 0,3% в год.

Следовательно, при оценке квартиры в 50 млн. руб. налог составит 100 тыс. руб. в год, а при оценке в 51 млн руб. — уже 153 тыс. руб. в год. Таким образом, пересмотр кадастровой стоимости позволит сэкономить 53 тыс. руб. в год.

Установленная судом или комиссией стоимость будет действовать только до следующей государственной оценки. Несмотря на то что закон позволяет учесть результаты оспаривания ранее действовавшей кадастровой стоимости при проведении очередной государственной оценки, на практике так происходит не всегда.

Если объект стоит до 10 млн руб. (включительно), ставка налога составляет 0,1% в год. Для квартиры стоимостью 10 млн руб. размер налога составит 10 тыс. руб. в год, а при ее оценке в 9 млн руб. — 9 тыс. руб. в год. В этом случае изменение кадастровой стоимости позволит платить налогов всего на 1 тыс. руб. в год меньше.

К сожалению, вернуть переплаченную сумму налогов не получится, так как установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период (календарный год), в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Это следует из Налогового кодекса РФ и подтверждается судебной практикой.

Рассчитать сумму налога, подлежащую уплате за конкретную квартиру, можно с помощью сервиса «Налоговый калькулятор» на сайте Федеральной налоговой службы.

  • Срок оспаривания кадастровой стоимости составляет от двух месяцев при внесудебном оспаривании до шести — восьми месяцев в случае оспаривания в суде.
  • Расходы заявителя могут составить от 3–10 тыс. руб. в случае самостоятельного оспаривания в комиссии до 100 тыс. руб. при обращении к юристам в случае оспаривания в суде.
  • Новая кадастровая стоимость действует до следующей государственной оценки. Есть вероятность, что процедуру оспаривания придется повторять каждые два-три года.
  • Целесообразность оспаривания в каждом конкретном случае будет зависеть от возможной налоговой экономии и предполагаемых расходов.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *