Наличие возможности на переустройство жилого помещения посредством установки индивидуального источника отопления

Сделать независимое отопление в частном доме гораздо проще, чем в многоквартирном

Наличие возможности на переустройство жилого помещения посредством установки индивидуального источника отопления

Независимое отопление обычно используется в частных домах, реже — в городском жилье ( ZumaTASS)

Автономным считается отопление жилья с помощью собственного источника тепла, расположенного в частном доме или квартире.

Эта схема отличается от центрального отопления, когда тепло поступает из котельной к потребителям по теплотрассам.

При автономном отоплении теплоноситель подогревается до нужной температуры под контролем жильцов, а не коммунальных служб. Вместе с экспертами разбираемся в тонкостях вопроса.

Автономное отопление набирает популярность

Независимое отопление обычно используется в частных домах, реже — в городском жилье.

Сегодня новостройки все чаще проектируют с поквартирной разводкой отопления, когда в каждой квартире устанавливается котел (в основном, газовый), от которого делается разводка отопления к радиаторам.

Но такая автономная система пока только начинает распространяться, а большинство старых домов по-прежнему подключены к центральной системе отопления.

В теории обычную квартиру можно перевести на автономный источник тепла, если в ней установлена газовая колонка. Но в реальности это слишком сложно технически, долго, дорого и требует множества согласований. Если хочется заменить газовую колонку на настенный газовый котел, то придется подавать заявку на отключение от теплосетей и заказывать новый проект.

Плюсы автономного отопления:

  • можно начать и закончить отопительный сезон в любое время;
  • с помощью наружных датчиков температуры современные котлы самостоятельно отслеживают изменения погоды и автоматически настраивают уровень обогрева для поддержания комфортной температуры в комнатах;
  • за счет дополнительного утепления и использования автоматики можно существенно снизить расходы на отопление;
  • тот же газовый котел можно использовать в том числе для подогрева водопроводной воды, что особенно пригодится в период летних отключений горячей воды.

Минусы автономного отопления:

  • расходы на покупку и установку системы. Все составные части системы приобретаются за собственные деньги, установка производится специалистами;
  • придется частично нарушить целостность межкомнатных перегородок, напольное покрытие и внутреннюю отделку помещений;
  • система требует регулярного обслуживания силами мастеров сервисных центров.

Сделать независимое отопление в частном доме гораздо проще, там оно априори автономное. Да, в этом случае тоже нужны согласования, но их гораздо меньше и получить их проще.

Если в дом проведен магистральный газ и требуется увеличить мощность котла, то нужно подать заявку в местную газовую службу и в дальнейшем заключить с ними договор на техническое обслуживание котла. Если источником тепла выступает электрический котел, аналогичную процедуру надо провести с поставщиком электроэнергии.

Делать проект придется в любом случае, чтобы правильно рассчитать мощность системы отопления и в доме не было слишком жарко или, наоборот, холодно.

Установка автономного отопления обойдется, в зависимости от его вида и площади дома или квартиры, в сумму от 150 тыс. до 400 тыс. руб., отмечают в компании Global Radiatori.

Наличие возможности на переустройство жилого помещения посредством установки индивидуального источника отопления

При автономном отоплении теплоноситель подогревается до нужной температуры под контролем жильцов, а не коммунальных служб ( Донат Сорокин/ТАСС)

Газовый котел эффективнее всех

Газовый котел — это один и самых эффективных и дешевых способов обогрева. Энергоэффективность обычных газовых котлов составляет до 90%.

«Стоимость газового котла варьируется от 50 тыс. до 70 тыс. руб., плюс расходы на прокладку труб и установку радиаторов. Например, для комнаты в 20 кв. м хорошие европейские алюминиевые батареи из 12 секций обойдутся примерно в 12 тыс. руб. Что касается расходов на отопление, то самое дешевое топливо — это газ. 1 кубометр стоит примерно 6 руб.

, что составляет около 8 кВт тепла, — говорит Сергей Лебедев, эксперт российского представительства компании Global Radiatori. По его словам, владельцам газовых котлов нужно ежегодно проводить техническое обслуживание — специалисты газовой службы проверят функциональность и исправность котла, работоспособность всего оборудования.

В зависимости от региона такое обслуживание стоит примерно от 6 тыс. до 12 тыс. руб. в год.

Плюсы:

  • включить котел можно в любой момент;
  • можно комбинировать с электрическими нагревателями, например с «теплыми полами»;
  • можно переделать трубы и батареи в квартире или доме под себя.

Минусы:

  • газовый котел требует обслуживания каждый год;
  • если котел сломался, то ремонт может быть неприятно дорогим.

Электрический котел

Этот способ используется в домах, которые не подключены к газу, но имеют достаточную мощность электрических сетей. Эффективность таких котлов также стремится к 90%. Но расходы на такое отопление будут выше.

Цена настенного электрокотла сопоставима с ценой газового — порядка 70 тыс. руб., отмечают в компании Global Radiatori. Но расходы на отопление электричеством примерно втрое выше, чем на отопление магистральным газом. Например, в сельской местности Московского региона 1 кВт электроэнергии стоит порядка 4 руб.

Плюсы и минусы электрического котла

Плюсы:

  • не нужно делать подводку газа к дому;
  • можно сделать везде, где есть электроэнергия.

Минусы:

  • электрический котел требует мощных проводов;
  • если отключают электричество, то обогрева не будет.

Наличие возможности на переустройство жилого помещения посредством установки индивидуального источника отопления

Все составные части системы автономного отопления приобретаются за собственные деньги, а установка производится специалистами ( pexels.com)

«Теплый пол»

Его способность обогреть дом зависит от утепления здания: если потратиться на теплоизоляцию на этапе строительства, а сам дом будет небольшим, то в целом «теплые полы» смогут поддерживать нормальную температуру. Правда, с точки зрения затрат это выйдет дороже.

«Во-первых, расходы вырастут уже на этапе установки, к примеру, на прокладку водяного «теплого пола» понадобится в разы больше труб, чем для радиаторного отопления. К тому же все эти коммуникации прячутся под пол, то есть придется еще потратиться на строительные работы.

Во-вторых, в сравнении с радиаторным отоплением «теплый пол» — более инерционная система, проще говоря, ему требуется больше времени, чтобы нагреться или остыть.

Это имеет значение при запуске системы и регулировке температуры — такие процессы потребуют дополнительной энергии.

В среднем затраты на поддержание тепла с помощью «теплого пола» могут быть на 30% выше расходов при использовании батарей», — поясняет Роман Шидлаускас из Global Radiatori.

В Центральной России чаще всего используется комбинированный вариант: радиаторы отопления с «теплыми полами».

Плюсы:

  • комфортная температура нагреваемой поверхности и комфортный температурный режим в помещении;
  • можно использовать любой источник энергии, любой теплогенератор, любой тип теплоносителя и тип напольного покрытия;
  • отсутствует циркуляция пыли благодаря равномерным тепловым потокам.

Минусы:

  • невозможность резкого изменения температуры воздуха в помещении;
  • наличие предела тепловой мощности системы;
  • при отключении электроэнергии отключение котла, циркуляционного насоса, автоматики.

Нет газа — есть альтернатива

Если дом не подключен к магистральному газу и нет возможности поставить электрический котел, то используются альтернативные источники тепла.

Газгольдер. В этом случае под землю на участке помещаются емкости со сжиженным газом, по мере использования эти запасы пополняются.

Жидкотопливный котел. Здесь в качестве теплоносителя чаще всего используется дизельное топливо, которое из соображений безопасности должно храниться в емкостях в специальном помещении за пределами дома.

Твердотопливный котел. В этом случае в качестве топлива используются уголь или дрова.

Согласно ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, для подключения автономного отопления в квартире в многоквартирном доме понадобятся следующие документы:

  • заявка на переустройство жилой площади;
  • документы на квартиру (кем и когда заверены);
  • технический паспорт жилья;
  • проект, который касается переустройства жилого дома или квартиры;
  • согласие всех членов семьи (в письменной форме);
  • заключение органа, который занимается охраной архитектурных строений.

Что делать после получения разрешения на автономное отопление в МКД:

  • написать заявление на отключение квартиры от центрального отопления;
  • отправить заявку на подключение газа в соответствующую организацию. Если котел газовый, то в газовую службу;
  • купить котел;
  • получить одобрение на отключение от центрального отопления;
  • отнести все документы в местную администрацию и получить их одобрение на установку автономного оборудования.

Статьи

Наличие возможности на переустройство жилого помещения посредством установки индивидуального источника отопления

На соответствие Конституции РФ проверялись:

  • абзац третий п. 42(1), имеющий следующее содержание;
  • формула 3 Приложения № 2 к Правилам № 354.

Напомним, что обозначенная формула предназначена для расчёта в соответствии с пунктами 42(1) и 43 Правил № 354 размера платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении в МКД, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии.

Оговорки, которые сделал КС РФ:

  1. пункты 44 и 45 Правил № 354 не проверялись на соответствие Конституции РФ, поскольку в деле заявителя судами данные нормы не применялись. Производство в части проверки конституционности данных пунктов прекращено;

  2. не оценивается наличие/отсутствие нарушений заявителем порядка переустройства помещения, поскольку КС РФ не вправе оценивать фактические обстоятельства дела;

  3. по тому же основанию не исследуется вопрос фактического потребления поступающей по централизованным сетям тепловой энергии на общедомовые нужды.

Сразу отметим главное, к чему в итоге пришёл КС РФ. Положения абзаца третьего п. 42(1) Правил № 354 во взаимосвязи с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам

а – общий вывод) НЕ ПРОТИВОРЕЧАТ Конституции РФ в той мере, в какой предполагают оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, собственниками и пользователями всех помещений в МКД, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения и оборудованном ОДПУ тепловой энергии, в том числе собственниками и пользователями жилых помещений, переведенных с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, исходя из приходящейся на конкретное помещение доли от общего объема (количества) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на содержание ОИ МКД, на основании показаний ОДПУ тепловой энергии, обеспечивая равное распределение между всеми собственниками и пользователями помещений в МКД расходов, связанных с потреблением тепловой энергии, поступающей по централизованным сетям теплоснабжения, на общедомовые нужды;

Читайте также:  Как уменьшить сумму штрафа в споре со страховой компанией

б – частный случай) НЕ СООТВЕТСТВУЮТ Конституции РФ (ч. 1 ст. 19, ч.ч.1-3 ст. 35, ч. 1 ст. 40, ч. 3 ст.

55) в той мере, в какой обязывают собственников и пользователей жилых помещений в МКД, который подключен к централизованным сетям теплоснабжения и оборудован ОДПУ тепловой энергии, и переведенных с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление посредством индивидуальных источников тепловой энергии, вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания ОИ в случае, когда помещения общего пользования МКД не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления, не учитывая при этом фактическое участие этих лиц в опосредованном отоплении указанных помещений общего пользования и тем самым МКД в целом, а также в обусловленных таким участием расходах, связанных с обеспечением общедомовых нужд.

Рассмотрим логику, позволившую сделать означенные выводы. Сначала немного предыстории.

  • Вопрос о конституционности обозначенных норм Правил № 354 возник ввиду особенности конкретного МКД: большинство помещений переведено на автономное отопление, при этом в МОП отсутствуют отопительные приборы и иные теплопотребляющие элементы системы отопления.
  • Заявление в КС РФ было мотивировано тем, что собственников обязывают оплачивать фактически не оказываемую услугу, ибо в МОП конкретного МКД нет отопительных приборов и теплопотребляющих установок.
  • В МКД большая часть жилых помещений и часть нежилых помещений по согласованию с администрацией муниципального образования переведены на автономное отопление за счет индивидуальных источников тепловой энергии (газовых котлов), то есть отключены от системы централизованного теплоснабжения, произведен демонтаж приборов отопления (радиаторов) и осуществлена теплоизоляция стояков отопления.
  • С 2018 года «автономщикам» начисляется плата за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную на общедомовые нужды, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
  • При этом заключением судебной строительно-технической экспертизы установлено, что, места общего пользования в указанном МКД не имеют отопительных приборов и трубопроводов системы отопления и не обладают признаками отапливаемых помещений, а инженерные сети теплоснабжения, размещенные в подвальном помещении МКД, не обладают признаками теплопотребляющих устройств, используемых для предоставления коммунальной услуги в соответствии с Правилами № 354.
  • В декабре 2019 года один из «автономщиков» обратился в суд в интересах собственников жилых помещений в МКД с иском, к РСО о признании действительным одностороннего отказа этих лиц от исполнения публичного договора теплоснабжения, возложении на РСО обязанности аннулировать соответствующие лицевые счета и произведенные по ним начисления.
  • В иске было отказано и решение устояло во всех инстанциях (в октябре 2020 года было вынесено «отказное» определение, жалоба не попала в ВС РФ).
  • Отказ в иске был обоснован тем, что законом не предусмотрено освобождение собственников жилых помещений, имеющих автономную систему отопления, от оплаты коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды.

Исходя из понятия МКД (п. 6 ч. 2 ст.

2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ), его эксплуатация предполагает расходование энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание ОИ в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям. В частности, во всех помещениях, включая МОП должны соблюдаться установленные нормы влажности и температуры.

КС РФ указал на существование в Правилах № 354 презумпции фактического потребления поступающей по централизованным сетям тепловой энергии каждым помещением в МКД, включая МОП, обосновав её следующим образом.

Вспоминая своё же Постановление от 20 декабря 2018 № 46-П, КС РФ отметил, что подавляющее большинство МКД подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную (общедомовую) систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав ОИ МКД.

При этом соблюдение норм по влажности и температуре достигается присоединением каждого помещения (и МОП) к внутридомовой системе отопления, а потому вполне справедливо возложение на потребителей обязанности по внесению платы за тепловую энергию, фактически потребляемую для обогрева как обособленных жилых и нежилых помещений МКД, так и расположенных в нем помещений общего пользования. Соответственно, независимо от того, как отапливается помещение, его собственник обязан вносить плату за отопление на общедомовые нужды.

  1. Таким образом, презюмируется не просто фактическое потребление тепловой энергии на общедомовые нужды, но и то, что эти цели потребляется только тепловая энергия, поступающая в МКД по централизованным сетям.
  2. Указанная презумпция подразумевает, что:
  3. а) безусловно и недифференцированно начисляется плата за коммунальную услугу по отоплению в целях содержания ОИ МКД всем собственникам и пользователям любых помещений в МКД вне зависимости от того, каким образом они отапливаются;
  4. б) никак не учитывается использование выработанной «автономщиками» тепловой энергии в целях, связанных с обеспечением общедомовых нужд.
  5. Следствием такого регулирования, указал КС РФ, является то, что «автономщики» несут дополнительные расходы в виде платы за коммунальную услугу по отоплению (не считая расходов на приобретение ресурса и содержание автономного источника тепловой энергии).

Опровергается указанная презумпция лишь полным отсутствием фактического теплопотребления, каковые случаи указаны в п. 37 Обзора судебной практики ВС РФ N 3 (2019), утв. Президиумом ВС РФ 27 ноября 2019 года:

1.    Изначальное отсутствие в помещении элементов внутридомовой системы отопления (отопительных приборов, трубопроводов, стояков отопления и т.п.), подтверждаемое проектно-технической документацией на МКД, актами управляющих организаций, экспертными заключениями.

Поддержание в таких помещениях необходимой температуры воздуха и влажности может осуществляться лишь за счет естественной теплоотдачи:

а) от проходящих через общие конструкции данного дома (стены, плиты перекрытий и т.п.) и относящихся к ОИ МКД элементов внутридомовой системы отопления (трубопроводов, стояков отопления и др.);

б) от расположенных в указанном МКД отапливаемых жилых и нежилых помещений.

2.     Проведение в установленном порядке демонтажа системы отопления определенного помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через это помещение элементов внутридомовой системы.

При этомотсутствие фактического потребления не влечет за собой реконструкцию внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в МКД по централизованным сетям, распределяется через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям (жилым, нежилым, помещениям общего пользования), отапливая не только соответствующие помещения, но и МКД в целом, что предполагает потребление тепловой энергии в том числе и на общедомовые нужды, а также потери тепловой энергии во внутридомовых сетях.

В любом из двух обозначенных случаев в МКД существует одно или несколько помещений, в которых тепловая энергия, поступающая по централизованным сетям, непосредственно для отопления данных помещений не расходуется.

Для собственников (пользователей) таких помещений плата за коммунальную услугу по отоплению исчисляется исходя из приходящейся на помещение доли от общего объема (количества) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на содержание ОИ МКД, на основании показаний ОДПУ тепловой энергии.

Продолжение статьи по ссылке.

Компания «Бурмистр.ру» с 12 по 16 июня проведет VI Всероссийский Слет по управлению МКД. Заявка и программа здесь.

Расчет платы за отопление: новшества законодательства и регулирования

           Наличие возможности на переустройство жилого помещения посредством установки индивидуального источника отопления

            В конце июня 2021 года Правительством РФ были внесены отдельные изменения в порядок начисления коммунальной услуги по отоплению (Постановление № 1018 от 25.06.2021 г.). Уточнены механизмы расчета при наличии в доме теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета), а также особенности оплаты содержания мест общего пользования в части отопления.

            Общие моменты по оплате отопления

            Принципы оплаты за отопление, которые существовали ранее, остаются неизменными:

— расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, а плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания (п. 1 ст. 155 ЖК РФ);

— размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации (п. 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354));

— в случае если коммунальная услуга по горячему водоснабжению и отоплению готовится внутри дома с помощью ИТП (или крышной котельной), то потребитель оплачивает весь объем потребленного коммунального ресурса в виде тепловой энергии и холодной воды – по факту потребленного ресурса (абз. 3 п. 40 и п. 54 Правил № 354);

— оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов:в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года (конечное решение принимается в каждом субъекте отдельно (абз. 1 п. 42(1) и абз. 1 п. 42(2) Правил № 354).

            Варианты оплаты отопления: старое и новое

            Особенности оплаты отопления зависят от наличия или отсутствия приборов учета, позволяющих агрегировать объем потребленных услуг.

            Все установленные в законе варианты оплаты отопления раскрываются в п. 42(1) Правил № 354.

1.Если в многоквартирном доме нет общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), то размер платы за тепловую энергию и отопление определяется исходя из норматива, который устанавливает тарифный орган субъекта. В настоящее время все подобные нормативы имеют повышающие коэффициенты (абз. 2 п. 42(1) Правил № 354).

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но ни в одном жилом или нежилом помещении нет индивидуального теплосчетчика (ИПУ), то размер платы за коммунальную услугу по отоплению распределяется по площади каждого жилого или нежилого помещения, исходя из общего объема гигакалорий, которые потребил дом (абз. 3 п. 42(1) Правил № 354). В случае оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, эти объемы корректируются исходя из прошлогоднего годового объема потребления.
  2. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но хотя бы одно жилое или нежилое помещение имеет ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:
Читайте также:  Почему у акционера – физического лица не может быть аффилированных лиц

— на основании показаний ИПУ данного помещения;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальнуюуслугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 4 п. 42(1) Правил № 354).

            Таким образом, установка ИПУ не означает, что потребители перестают оплачивать общедомовое потребление.

            Важно подчеркнуть, что установка теплосчетчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2020 г. N 485/пр.

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ и одновременно все жилые или нежилые помещения имеют ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

— по показаниям ИПУ;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальную услугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 5 п. 42(1) Правил № 354).

  •             В Правилах № 354 введено условие, при котором можно не оплачивать отопление на содержание общего имущества:
  • — если все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления;
  • — этот факт подтверждается технической документацией на многоквартирный дом.

            В таком случае норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю (абз. 6 п. 42(1) Правил № 354).

  1.             Одновременно в Правила № 354 введены особенности оплаты за отопление при наличии в многоквартирном доме распределителей, устанавливаемых на радиаторах отопления. Для того, чтобы применять порядок оплаты с учетом распределителей, необходимо:
  2. — чтобы многоквартирный дом был оборудован ОДПУ;
  3. — чтобы общая площадь помещений, где установлены распределители, была не менее чем в 50% от общей площади всех жилых и нежилых помещений.

            В таком случае размер платы за отопление будет рассчитываться по принципу, указанному в п. 2 и 3 подраздела данной статьи.

А именно: к показаниям распределителя будет добавляться плата за содержание мест общего пользования, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 10 п. 42(1) Правил № 354).

            В дальнейшем размер платы за отопление корректируется один раз в год, если решением общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ не установлена иная периодичность для корректировки.

            Слабые места регулирования платы за отопление

            Регулирование платы за отопление все более усложняется: добавляются новые формулы и ситуации, которые направлены на устранение пробелов в законодательстве. Например, теплосчетчики нельзя устанавливать при вертикальной разводке инженерных коммуникаций по отоплению.

Однако распределители можно (при условии, что эти действия осуществляет одновременно не менее 50% собственников от общей площади помещений в доме).

Общая тенденция регулирования – постоянное оприборивание и надлежащий коммерческий учет, сочетаемый со штрафными санкциями за отсутствие приборов учета в доме или помещении.

            Вместе с тем, в нашей практике продолжают встречаться ситуации, которые не охватываются существующим регулированием. Например, в одном из домов застройщик построил двухуровневые квартиры.

При этом трубы отопления в этих квартирах были замурованы глубоко в стену, а для отопления и горячего водоснабжения застройщик установил в отдельной группе помещений индивидуальное газовое отопление. Изменения в проектную документацию были внесены, а вот в технический паспорт на помещение – нет.

В таком случае управляющая организация выставляет потребителю плату за централизованное отопление и горячую воду, которой он не пользуется при наличии автономной газовой системы. То есть, услуга оплачивается дважды.

            Кроме того, на уровне формул расчета не урегулированы ситуации, при которых потребитель может в принципе отказаться от оплаты за отопление.

Например, в случае организации (путем надлежащего согласования переустройства) собственного индивидуального отопления (с помощью газа).

Согласование переустройства и демонтаж радиаторов отопления в этом случае не является гарантией отсутствия начисления платы за отопление.

            Наконец, в Правилах № 354 не прописан порядок расчета и оплаты потерь тепловой энергии за внешние сети теплоснабжения, в случае, если они являются общим имуществом.

В случае закрытой системы отопления тепловые потери уйдут в тепловой компонент и будут выставлены потребителю по факту (п. 54 Правил № 354).

А вот при централизованной системе теплоснабжения тепловые потери могут уйти только в общедомовое тепловое потребление с неустановленным порядком расчета, что создает дополнительные сложности и путаницу с учетом.

             Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

https://pavelkuznetzov.ru/

Официальный сайт Городской Управы города Калуги

Чтобы перевести свои квартиры на индивидуальное отопление, в первую очередь, собственникам помещений в многоквартирном доме необходимо принять 100 % решение об отказе от центрального отопления и переводе квартир на индивидуальное поквартирное отопление.

Принятие  решения осуществляется только на общих собраниях собственников и нанимателей жилья согласно статье 36 Жилищного кодекса РФ.

Ведь сама по себе внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного жилого дома входит в состав общего имущества такого дома, а уменьшение его размеров, в том числе реконструкции системы отопления посредством переноса стояков, радиаторов и другого оборудования хотя бы в одной квартире, возможно только с согласия всех собственников помещения дома. И никак иначе. Поэтому управлением жилищно-коммунального хозяйства города Калуги проводится серьезная разъяснительная работа среди жителей одно-, двухэтажных жилых домов по вопросу перехода с центрального отопления на индивидуальное. Времени для этого остается совсем немного.

Консультацию об организации и порядке проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме можно получить в комитете по организации текущего и капитального ремонта, управления многоквартирными домами управления жилищно-коммунального хозяйства города Калуги по адресу: г. Калуга, ул. Достоевского, д.49а, каб.103, тел. 70-11-39 и каб.208, тел. 70-11-40, 70-11-41.

  • Под поквартирным отоплением следует понимать децентрализованное индивидуальное обеспечение отдельной квартиры в многоквартирном доме теплом и горячей водой (система включает в себя отопительный котел, отопительные приборы, системы подачи воздуха и дымоудаления).
  • Установка газовых теплогенераторов (двухконтурных котлов) для теплоснабжения возможно только во всех квартирах многоквартирного дома, с обеспечением принудительной подачи (циркуляцией воды) в контуры отопления и горячего водоснабжения.
  • Невозможно отключить от центрального теплоснабжения следующие категории домов:
  • отключение которых приведет к возникновения серьезных нарушений в схеме теплоснабжения города;
  • отсутствие технической возможности конструкции дома. Например, для установки котла объем кухни квартиры должен быть не менее 15 м³.

Кроме этого, устройство дымоотводов от каждого теплогенератора индивидуально через фасадную стену многоэтажного жилого здания запрещается.

Поэтому в ряде случаев необходимо проектирование и строительство устройств для обеспечения принудительной подачи (циркуляцией воды) в контуры отопления и горячего водоснабжения и вентиляционных каналов. А так же проектирование и реконструкция газопроводов в случае необходимости увеличения их диаметров.

Для перевода многоквартирного дома на индивидуальное поквартирное отопление собственникам помещений в многоквартирном доме необходимо:

  • принятие соответствующего решения всеми собственниками помещений в многоквартирном доме;
  • изготовление проекта для переоборудования многоквартирного дома (квартир);
  • приобретение двухконтурных газовых котлов;
  • ремонтно-строительные работы по устройству вентиляции, монтажу оборудования (котлов, и др.), индивидуальных счетчиков газа.

Финансовые расходы, связанные с переоборудованием квартир дома на индивидуальное отопление, несут собственники квартир.

С целью минимизации затрат собственников при переводе с центральной системы отопления на индивидуальное поквартирное, в домах переводимых по решению собственников, предусмотрено предоставление в безвозмездное пользование двухконтурных газовых котлов. Так же все расходы связанные с составлением проекта перевода дома и его согласования берет на себя Городская Управа города Калуги. Остальные затраты по монтажу и подключению собственники несут самостоятельно.

Стоимость работ по переводу на индивидуальное отопления устанавливается для каждой квартиры отдельно, но можно выявить ориентировочную стоимость работ и материалов для перевода квартиры на индивидуальное отопление, которая составит:

1-комнатная квартира, площадью 35 кв. м. —  47 тыс. рублей; 2-комнатная квартира, площадью 50 кв. м. —  66 тыс. рублей;

3-комнатная квартира, площадью 70 кв. м. —  77 тыс. рублей.

Преимущества индивидуального отопления очевидны. Индивидуальное отопление в многоквартирных жилых домах пользуется всё большей популярностью благодаря неоспоримым конкурентным преимуществам:

  • Достижение максимального теплового комфорта (возможность регулировки температуры в помещении и включения отопления круглогодично).
  • Существенное снижение затрат на обогрев квартиры.
  • Экологичность.
  • Возможность избежать перебоев в работе центрального отопления.
  • Двухконтурный котел монтируется вместо существующей газовой колонки.
Читайте также:  Каких сотрудников в юридический отдел вы сейчас ищете?

Таким образом, индивидуальное отопление в квартире наиболее оптимально сочетает в себе не только техническую сторону вопроса (возможность регулирования теплового потока, надежность теплоснабжения), но и экономическую (существенное снижение суммы платежей за отопление, отсутствие либо сведение к минимуму тепловых потерь).

Лекция 52 «Инженерные системы в МКД. Последствия перехода отдельных помещений на индивидуальное отопление. Правила технического обслуживания газового оборудования»

Лекция 52 «Инженерные системы в МКД. Последствия перехода отдельных помещений на индивидуальное отопление. Правила технического обслуживания газового оборудования»

Инженерные системы — основа «жизни» любого многоквартирного дома (МКД). Именно от их наличия и состояния зависит степень благоустроенности дома и комфорт проживания в нем.

(Слайд 2) В соответствии с Правилами содержания общего имущества, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее — Правила № 491), инженерные сети входят в состав общего имущества собственников помещений в МКД.

В соответствии с положениями классификации определена следующая градация основных инженерных систем МКД:

  • система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании);
  • внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами;
  • внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой;
  • внутренние телефонные и сигнализационные сети;
  • вентиляционные устройства общесанитарного назначения;
  • подъемники и лифты.

Каждая из них отвечает за передачу определенного ресурса. По видам передаваемых ресурсов их можно подразделить на:

  • механические;
  • электрические;
  • санитарно-технические.

За содержание общего имущества в доме, в том числе за инженерные коммуникации, находящиеся внутри дома и предназначенные для его обслуживания по договору управления МКД отвечает исполнитель коммунальных услуг (управляющая компания, ТСЖ или ЖСК), а при непосредственном управлении домом – собственники помещений в доме (п. п. 5-7 Правил № 491).

Внешней границей сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены МКД, а границей эксплуатационной ответственности при наличии общедомового прибора учета (ОПУ) соответствующего коммунального ресурса – место соединения счетчика с соответствующей инженерной сетью МКД. Соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией может быть установлена иная граница эксплуатационной ответственности.

  • Возможен ли перевод некоторых помещений в МКД
  • на индивидуальное отопление?
  • (Слайд 3) Система взаимоотношений в теплоснабжении регулируется Федеральным Законом от 27 июля 2010 года № 190 «О теплоснабжении», который направлен на обеспечение устойчивого и надежного снабжения тепловой энергией потребителей.

Самовольно демонтировать или отключать обогревающие системы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом запрещено законом (п.п. «в» п. 35 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354).

(Слайд 4) Муниципалитетом утверждается схема теплоснабжения, в которой, как правило, предусмотрен Перечень домов, где возможно переключение на индивидуальное отопление. Соответственно, все жители домов, не входящих в перечень, получат отказ в переустройстве.

Радиатор отопления в квартире – общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме — КС Цитадель

Не редко у собственников квартир при прорыве радиатора отопления в квартире и причинения материального ущерба как себе, так и собственникам нижерасположенных квартир при их залитии водой, возникает вопрос: А кто же все таки отвечает за надлежащее содержание и ремонт этих радиаторов – сам собственник или управляющая организация (ТСЖ, Кооператив или иное лицо, ответственное за содержание и ремонт общего имущества МКД)? На ком лежит обязанность по возмещению материального ущерба, причиненного залитием квартир?

Ответ на данный вопрос прост: если на ответвлениях от стояков отопления до радиатора отопления установлены отключающие устройства (запорная арматура, перекрывающий кран) то такой радиатор отопления является собственностью собственника жилого помещения и за его надлежащее содержание и своевременный ремонт отвечает собственник. Если такого отключающего устройства на ответвлениях от стояка отопления до радиатора нет, то радиатор является общим имуществом многоквартирного дома, за исправность которого отвечает управляющая организация.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г.

№ 491 (далее – Правила) в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

В письме Минстроя России от 1 апреля 2016 г.

№ 9506-АЧ/04 «По вопросу отнесения обогревающих элементов системы отопления, находящихся внутри помещений многоквартирных домов к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов» указано, что обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одного жилого помещения, в том числе не имеющие отключающих устройств (запорной арматуры), расположенных на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, находящихся внутри квартир, включаются в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Разъяснения о таком применении п. 6 Правил и об отнесении радиаторов, расположенных внутри квартир, к общему имуществу многоквартирного дома дано, в частности, в Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 4 сентября 2007 года № 16273-СК/07 «О составе общего имущества в многоквартирном доме».

  • Внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
  • По смыслу указанных норм жилищного законодательства Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного помещения.
  • Следовательно, к такому имуществу относятся только такие обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры.

Согласно позиции, изложенной в Решении Верховного суда РФ от 22.09.2009 г.

по делу № ГКПИ09-725, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.).

Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке

  1. При отнесении обогревающих элементов системы отопления (радиаторов) к общему имуществу в многоквартирном доме существенным обстоятельством является наличие или отсутствие на таких элементах отключающих устройств.
  2. Соответственно, находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке в состав общего имущества не включаются.
  3. При отсутствии отключающих устройств перед радиаторами отопления в квартире ответственность за материальный ущерб и моральный вред, причиненный собственникам помещения залитием квартир несет управляющая организация, в силу следующего.
  4. Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни, здоровья и имущества граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (часть 1.1 данной статьи).

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 этой же статьи).

Как следует из пункта 10 Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и др.

Надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 16 Правил).

Управляющие организации, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил).

Решение Верховного суда РФ от 22.09.2009 г. по делу № ГКПИ09-725

Постановление Верховного суда РФ от 06.06.2016 г. по делу № 91-АД16-1

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *