Как отвечать на запросы госорганов, чтобы избежать санкций.

Необходимо уточнить, на каком основании направляется запрос. Большинство государственных структур способны требовать данные, связанные с работой частной компании и деятельностью бюджетной организации. Например:

  • суды и приставы в рамках дела или производства по нему;
  • прокуратура и полиция в рамках конкретного уголовного дела или полученного заявления;
  • налоговая в рамках проверки налоговых отчислений;
  • адвокаты в рамках отдельных оказываемых услуг;
  • Министерство обороны в рамках обеспечения обороноспособности страны.

Кроме того, данные необходимо предоставлять контрагентам, если это необходимо исходя из заключенного между сторонами договора. Например, о порядке поставки товаров, наличии груза на складе и так далее. Еще такие письма направляют лица, связанные по договору оферты. Например, уточнение цены товара в онлайн-магазине, вопрос о наличии свободных вакансий, о графике работы торговой точки.

Важна мотивация. В документе необходимо указывать, на основании чего он направляется (например, «в рамках рассмотрения дела №… от …» или согласно договору оферты №… от…). Если мотивации нет или она указана не четко — следует отказ. Также отказывают в подаче информации при отсутствии на запросе необходимых подписей и печатей, наличии ошибок в реквизитах и других подобных ситуациях.

В какие сроки надо подготовить ответ

Для частных компаний строгих правил касательно сроков ответа не существует. Рекомендуется ориентироваться на следующие особенности:

  1. Если запрос поступил от государственной структуры, в нем обычно указывается требование предоставить ответ в течение определенного количества дней. Не стоит пренебрегать этим требованием.
  2. Если требование поступило от контрагента и в договоре между сторонами сказано, что при такой ситуации ответ необходимо предоставить в течение конкретного срока, на этот период и стоит ориентироваться.
  3. Во всех остальных ситуациях рекомендуется давать ответ в течение 7 дней или любого разумного срока.

«Разумность» срока определяется исключительно получателем, но ее необходимо связывать с поиском необходимой информации. Например, если письмо касается данных, которые есть в быстром доступе, рекомендуется ответить немедленно. В том же случае, когда приходится поднимать архивные данные за последние три года, понятно, что срок значительно увеличивается.

Как составить ответ

При составлении ответа следует руководствоваться стандартными правилами деловой переписки. Строгой формы, утвержденной законодательно, не существует, но в документе указываются следующие данные:

  • данные получателя письма (название и адрес компании, которая отвечает на бумагу);
  • текст ответа. Обычно он начинается с упоминания запроса;
  • дата и подпись должностного лица. Обычно ставится печать компании. Рекомендуется добавить контактные данные составителя ответа, чтобы его получатель смог уточнить данные, если это потребуется.

При отказе форма примерно такая же, но текст меняется на противоположный. Там указывается, по какой причине данные невозможно предоставить.

Стандартный бланк такого документа выглядит так:

  • _____ года № _________
  • Руководителю
  • ________________
  • ________________
  • ________________
  • О предоставлении информации
  • В ответ на ваш запрос о предоставлении информации от _________ года № _
  • __________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________

Директор ___________________________________________ И.О. Фамили

Образец положительного ответа:

Как отвечать на запросы госорганов, чтобы избежать санкций.

Образец ответа с отказом дать информацию

Подходящий для использования образец, как правильно отвечать на запросы, составленные неверно:

Как отвечать на запросы госорганов, чтобы избежать санкций.

Как отправить

Если в рамках полученного письма необходимо предоставить какие-либо важные документы (например, оригиналы отчетов и так далее), отправка осуществляется курьерской службой. Во всех остальных ситуациях достаточно направить письмо в бумажном виде обычной почтой или просто выслать в электронном виде.

Рискованный ответ на санкционный запрос

Власти обяжут банки сообщать о запросах информации из «недружественных стран»

Банки будут передавать в ЦБ и Росфинмониторинг данные о запросах «недружественных стран» по раскрытию конфиденциальных данных, следует из законопроекта Минфина. Инициатива связана с законом США об истребовании сведений за рубежом

Как отвечать на запросы госорганов, чтобы избежать санкций.

Екатерина Кузьмина / РБК

Власти подготовили поправки в законодательство, которые обяжут российские банки информировать финансовую разведку и ЦБ о запросах госорганов из «недружественных стран».

Законопроект разработал Минфин, он обсуждался и был одобрен на заседании комиссии правительства по законопроектной деятельности, рассказали РБК два источника, близких к правкомиссии, и источник, знакомый с подготовкой проекта (документ есть у РБК).

Работа над документом нацелена на «противодействие недружественным действиям США и иных иностранных государств», следует из экспертного заключения аппарата правительства на законопроект (есть у РБК). РБК направил запрос в Минфин, Росфинмониторинг, Банк России и пресс-службу правительства.

О чем идет речь в законопроекте

Поправки планируется внести в так называемый закон о контрсанкциях, принятый в 2018 году (127-ФЗ), — он содержит меры воздействия на США и другие иностранные государства в ответ на санкции против России.

В него предлагается добавить новую статью и указать обязанность банков не позднее одного рабочего дня сообщать в Росфинмониторинг и Банк России о запросах, которые поступили «от компетентных органов недружественных государств».

Речь идет о требованиях иностранцев предоставить сведения о гражданах России или российских компаниях, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну, а также персональные данные.

В экспертном заключении к законопроекту есть пояснения, что Минфин и Минюст США сейчас вправе требовать такие данные у любых зарубежных банков, если те имеют корреспондентский счет в США.

Подобное право появилось у американских госорганов с 1 января 2021 года по принятому Anti-Money Laundering Act of 2020 (the AML Act).

Власти США могут запрашивать иностранный банк о любом счете при наличии одного из условий:

  • счет является предметом уголовного расследования в США;
  • счет является объектом антиотмывочного разбирательства в США;
  • в отношении этого счета начата процедура конфискации средств в доход США.

«По мнению Банка России, крайне высоки риски использования властями США указанного права для получения ранее недоступной для них информации о любой финансовой операции, сделках и участниках сделок, осуществляемых через российские банки», — говорится в экспертном заключении к законопроекту.

Судебная практика американских судов толкует новую норму достаточно широко, поэтому объем запрашиваемой информации о клиентах может быть максимальным, замечает юрист практики «международное право и налоги» юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Илья Горшков. «Это позволит американским властям использовать полученную информацию в том числе для правительственных расследований по вопросам наложения санкций в отношении России», — допускает собеседник РБК.

Мешают ли банкам запросы из «недружественных стран»

Полномочия американских Минюста и Минфина выходят за рамки национальной юрисдикции, но возможности отказать в сотрудничестве у российских банков нет, отмечает председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. «Законодательство США не предоставляет зарубежным банкам возможность сослаться на ограничения национального законодательства о защите банковской тайны или защите конфиденциальной информации», — поясняет он.

Крупнейшие российские банки имеют валютные корреспондентские счета в иностранных банках, включая Citibank и JPMorgan. РБК направил запрос в системно значимые кредитные организации. Сбербанк отказался от комментариев, остальные не ответили на вопрос, поступали ли к ним в этом году требования о раскрытии клиентской информации от госорганов США.

Даже если участники рынка получали такие запросы, никто о них не распространяется, говорит замруководителя Национального совета финансового рынка (НСФР) Александр Наумов.

Он признает, что требования иностранных госорганов могут создать сложности для кредитных организаций, если предписано раскрыть сведения, содержащие налоговую или банковскую тайну.

«По американскому законодательству, если ответ на такой запрос не поступает, американскому банку могут предписать закрыть счет иностранному банку-корреспонденту.  Но запросы госорганов других стран необязательно могут быть связаны с действующими или будущими санкциями в отношении российского клиента.

Иногда цель запроса — проверка санкционной программы, а не санкции в отношении конкретного клиента. Например, часть санкционных программ связана с поставкой оборудования для конкретных целей. Запрос позволяет уточнить, что оборудование не связано с подсанкционной деятельностью», — поясняет собеседник РБК.

ЦБ в своих материалах указывал на штрафы, которые грозят российским банкам со стороны США за отказ раскрывать информацию (.pdf). Это штраф в $50 тыс. за каждый день просрочки при нарушении сроков ответа, судебное разбирательство о принудительном списании денег с корреспондентского счета и закрытие самого корсчета за рубежом.

Обязанность ответить на запрос «по сути безальтернативна», констатирует Горшков. Он напоминает, что разрыв корреспондентских отношений с американскими банками не позволит российским проводить операции в долларах.

Что даст передача сведений о запросах

Информирование ЦБ и Росфинмониторинга проблему банков не решит — им самим придется решать, как взаимодействовать с иностранными госорганами, и принимать возможные риски, считают в НСФР.

Но российские надзорные органы будут в курсе, что иностранцы интересуются конкретным клиентом или конкретными сделками, полагает Александр Наумов: «Росфинмониторинг со своей стороны оценит: если эти сделки никак не связаны с оборонзаказом, подсанкционными компаниями или чувствительными областями экономики, возможно, не будут препятствовать банку, чтобы он отвечал на подобный запрос. Скорее всего, речь идет о праве вето».

Инициатива российских властей оправдана нежеланием «спонсировать» американское правительство данными об операциях российских клиентов, считает Горшков. «В принципе, непредставление информации действительно поможет затормозить публичные разбирательства», — говорит юрист, но предупреждает о рисках такого подхода.

По его словам, AML-акт запрещает сотрудникам банков уведомлять владельцев счетов о запросах госорганов США.

«С точки зрения законодательства США передача такой информации о факте запроса правительствам стран нахождения зарубежных банков, если они являются клиентами такого банка, является нарушением AML-закона.

Поэтому российские банки, передающие информацию о факте запросов со стороны американского правительства российским властям, по сути, находятся под постоянным риском разрыва корреспондентских отношений с американскими банками», — предупреждает юрист.

Как отвечать на запросы таможни о предоставлении информации? (Часть 1) — Юрвест

Как отвечать на запросы госорганов, чтобы избежать санкций.Внешнеэкономическая деятельность – сфера высоких рисков. Любой ее рядовой участник, будь то импортер, экспортер или перевозчик, рано или поздно может оказаться одним из звеньев внешнеэкономической операции, которая вызовет повышенный интерес таможенных органов, обусловленный нарушением таможенного законодательства одним из ее участников.
Такое нарушение может заключаться в неуплате таможенных платежей, нарушении запретов и ограничений при ввозе/вывозе товаров, незаконном использовании транспортных средств и. т.п.
Казалось бы, мы имеем простой запрос из таможни с просьбой предоставить сведения и/или документы по той или иной сделке/декларации/перевозке. Но получивший его участник ВЭД, как правило, не горит желанием сразу бросаться собирать документы для таможни по ситуации, к которой он зачастую имеет весьма косвенное отношение, и у него может возникнуть целый ряд вопросов:

  • Есть ли обязанность отвечать на данный запрос?
  • Если да, то в какой срок нужно ответить?
  • Существует ли ответственность за непредставление ответа?

Весьма вероятно, что в самом запросе прямых ответов на данные вопросы содержаться не будет.
Следовательно, попытаемся разобраться в данной проблеме самостоятельно.

Надо ли отвечать?

Здесь важно понимать правовую природу запроса таможенного органа.
Такой документ может называться по-разному (запрос, требование, письмо и т.д.), содержать формулировки разной степени вежливости («необходимо представить…», «просим представить…», «просим оказать содействие…» и т.д.), но обязательство участника ВЭД по направлению ответа зависит от правового основания запроса.

В общем и целом, все запросы от таможенного органа можно подразделить на три группы:

  • Запросы в рамках таможенной проверки или иных форм таможенного контроля,
  • Запросы в рамках расследования дела об административном правонарушении,
  • Иные запросы таможенного органа.

В рамках данной публикации разберемся с первой группой запросов, которая является наиболее типичной, а именно с запросами в рамках таможенных проверок или иных форм таможенного контроля, проводимых после выпуска товаров в отношении данных товаров и/или конкретных проверяемых лиц.

По таможенному законодательству таможенный контроль может проводиться, по общему правилу, в течение 3 (трех) лет после выпуска товаров.

В соответствии с пунктом 6 статьи 340 ТК ЕАЭС декларант, перевозчик, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные лица обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.
Аналогичные обязательства по представлению документов закреплены в пункте 3 статьи 337 ТК ЕАЭС (относительно требований о представлении документов в рамках таможенных проверок) и в статье 166 российского Закона «О таможенном регулировании» (применительно к России).
Таким образом, если в запросе указано, что он направлен в связи с проведением таможенного контроля, или имеется ссылка на соответствующие нормы таможенного законодательства, то участник ВЭД не вправе его игнорировать и оставлять без ответа.

Также, у многих возникнет вопрос, как поступать, если запрашиваемые сведения / документы отсутствуют у участника ВЭД.
С формальной точки зрения, данное обстоятельство не дает права оставлять запрос без ответа. Ответ в любом случае должен быть направлен, но в нем должно быть указано на отсутствие запрашиваемой информации.

В какой срок нужно ответить?
Разобравшись с тем, что на поступивший запрос придется отвечать, участник ВЭД резонно задумается, насколько срочно это надо сделать.

Согласно пункту 1 статьи 340 ТК ЕАЭС осуществляющий таможенный контроль таможенный орган при направлении запроса вправе устанавливать срок предоставления запрошенных документов и сведений.
Однако на практике таможня редко пользуется правом установления четкого срока, ограничиваясь словосочетанием «в кратчайшие сроки» или его синонимами.

Это означает, что ответ должен быть направлен в разумный срок после получения запроса.

Иными словами, в случае возникновения спора по своевременности направления ответа, будет оцениваться то, как соотносится количество запрошенной информации и сложность ее подготовки с тем временем, которое фактически понадобилось участнику ВЭД, чтобы направить ее в таможенный орган.
В связи с этим, участнику ВЭД, который стремится в точности выполнить требования таможенного органа, не следует откладывать подготовку ответа «в долгий ящик».

Какая ответственность грозит получателю запроса, если он на него не ответит?

В специальной главе 16 КоАП РФ (Административные правонарушения в области таможенного дела) отсутствуют составы правонарушений, под которые подпадает рассматриваемое бездействие.
Однако в КоАП РФ также имеется статья 19.

7 «Непредставление сведений (информации)», по которой таможенные органы также вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.

Под объективную сторону данной нормы КоАП РФ подпадают как непредставление, так и несвоевременное представление в государственный орган, осуществляющий государственный контроль, сведений (информации), необходимых для осуществления данным органом его законной деятельности.

Штраф за указанное нарушение может составить:

  • для гражданина от 100 до 300 рублей;
  • для должностного лица – от 300 до 500 рублей;
  • для юридического лица – от 3000 до 5000 рублей.

Кроме того, штраф может быть заменен на наказание в виде предупреждения.

Как можно увидеть, санкция за рассматриваемое нарушение не является существенной для среднестатистического участника ВЭД, и привлечение таковых к ответственности по данной статье не носит массового характера. Однако при разрешении вопроса о том, стоит ли тратить время на направление ответа на запрос, стоит учитывать такую возможность.

В одной из последующих публикаций мы дополнительно разберем:

  • вопрос о необходимости ответа на запрос таможенного органа в рамках дела об административном правонарушении или иной запрос, не связанный с проведением таможенного контроля;
  • особенности ситуаций, когда запрос направлен участнику ВЭД, не являющемуся резидентом страны, к которой относится соответствующий таможенный орган;
  • особенности ситуаций, когда данный запрос касается возможного нарушения таможенных правил самим адресатом.
  • Оценивайте риски для вашего бизнеса с умом!
  • Более подробно о секретах безопасного выполнения международных перевозок Вы узнаете в нашей группе «ЗАЩИТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ»

Дилемма банкира: как исполнять российские законы и не потерять корсчет в США

Российское правительство внесло в Госдуму законопроект, запрещающий банкам предоставлять компетентным органам иностранных государств запрошенные сведения о клиентах и совершаемых ими операциях.

Законопроект также обязывает банки сообщать российским уполномоченным органам о получении подобных запросов. Рассмотрение документа в первом чтении предварительно назначено на октябрь.

В банковском сообществе возникло беспокойство: получается, что конфликт с госорганами — если не с западными, то с отечественными — теперь неизбежен. Попробуем оценить возможные риски.

Безотказный запрос

В январе 2021 года в США был принят закон «Об ассигнованиях на национальную оборону на 2021 финансовый год», который расширил полномочия американских госорганов при запросе информации у иностранных банков. Речь, например, о сведениях, имеющих отношение к расследованию уголовных дел в США или борьбе с отмыванием денег.

Ранее законодательство предусматривало, что министр финансов и генеральный прокурор США вправе запрашивать информацию, только если она относится к корреспондентскому счету иностранного банка, открытому в США.

Однако новые правила позволяют направлять подобные запросы на получение информации о любом счете иностранного банка в любой точке мира.

Более того, новые правила запрещают банку, получившему запрос от госорганов США, сообщать о существовании или содержании такого запроса лицу (в том числе владельцу счета), которого касается запрос.

Учитывая, что большинство крупных российских банков имеют корреспондентские счета в США, это нововведение может серьезно изменить существующую архитектуру взаимоотношений между российскими банками и американскими регуляторами.

Если иностранный банк, получивший запрос, не предоставляет информацию, на него может быть наложен штраф в пределах $50 000 за каждый день просрочки, при этом дополнительным наказанием может быть закрытие корреспондентского счета.

Если же банк разглашает существование или содержание запроса владельцу счета, он может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере двойной суммы нелегальных средств, которые были переведены с использованием корреспондентского счета. В случае, если объем средств не может быть установлен — в размере, не превышающем $250 000.

Закрытая информация

Иностранный банк, получивший запрос о предоставлении информации, может обратиться в окружной суд США с просьбой отменить или изменить указанный запрос (или обязательство по его неразглашению).

Но подчеркнем: тот факт, что выполнение запроса нарушит законодательство той или иной страны по защите конфиденциальной информации, сам по себе не может быть единственным основанием для отмены или изменения запроса.

Интересно, что в отношении обязательства по неразглашению существования или содержания запроса такой оговорки нет, так что, полагаю, можно просить окружной суд США отменить или изменить это обязательство, если законодательство страны, где работает иностранный банк, обязывает его сообщать о подобных запросах.

Скорее всего, информация, запрашиваемая у российского банка, будет считаться банковской тайной, разглашение которой по российским законам и так запрещено.

Кроме того, такая информация может содержать персональные данные, передача которых также ограничена законом и, как правило, требует согласия физического лица.

Если же запрашиваемая информация содержит государственную тайну, то передать ее за рубеж будет совсем непросто.

Приведенные выше примеры указывают, что выполняющий запросы госорганов США российский банк, скорее всего, нарушит российское законодательство, — даже без учета прямого запрета, предложенного в законопроекте правительства.

Что делать банкам

Учитывая существующие регуляторные требования России и США, российский банк, получивший запрос, например, от американской прокуратуры, окажется между молотом и наковальней.

С одной стороны, российские законы запрещают делиться информацией.

С другой стороны, невыполнение запроса или даже сообщение третьему лицу о его существовании или содержании может повлечь крупные штрафы и закрытие корреспондентского счета в США. 

В такой ситуации банку, получившему запрос, на мой взгляд, можно использовать следующий подход. Проинформировать, при необходимости, российские уполномоченные органы, изучить запрос на предмет того, можно ли его выполнить, не нарушив российское законодательство (если нельзя, то не выполнять). А затем стоит проанализировать возможность обжалования запроса в американском суде.

Полагаю, что основанием для обжалования могут быть аргументы о том, что выполнение запроса:

  • нарушит российское законодательство (как указано выше, это не может быть единственным основанием для обжалования, но может быть учтено судом), права и законные интересы третьих лиц, не являющихся объектом запроса, например приведет к необоснованному раскрытию их персональных данных;
  • повлечет существенные негативные последствия для российского банка, такие как отзыв лицензии, что, в свою очередь, грозит банкротством банка и потенциальным ущербом для всей российской банковской системы.

Кроме того, можно указать, что запрос не соответствует формальным требованиям для его направления. Например, что запрашиваемая информация не касается расследования нарушения уголовного закона США.

Судебная практика по принятому меньше года назад американскому закону не сложилась, и трудно говорить о шансах на успех.

Но, скорее всего, на время рассмотрения жалобы получится, по крайней мере, отложить введение болезненных санкций со стороны американских регуляторов, таких как закрытие корсчетов в США.

Что делать, если вы столкнулись с коррупцией, и как законы борются с ней?

Вопросы
совершенствования борьбы с коррупцией находятся в сфере пристального внимания
Государственной Думы.

Работа в этом направлении из созыва в созыв растет:
если за прошлый созыв по линии Комитета по безопасности и противодействию коррупции было принято только 10 федеральных
законов в этой области, то за два с половиной года седьмого созыва 7 антикоррупционных законов
уже принято и столько же находятся на рассмотрении парламентариев.

Основные
положения антикоррупционного законодательства разъясняем вместе с Председателем
Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым.

Мне
предлагают дать взятку – что мне делать? Куда я могу обратиться? Как закон
защищает мои права?

Если вам предлагают дать взятку или,
тем более, у вас ее вымогают, необходимо обратиться на горячую линию Министерства внутренних дел или горячую линию Федеральной службы безопасности.

Именно МВД и ФСБ осуществляют оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление
преступлений коррупционной направленности.

В свою очередь, уголовные дела о получении или даче взятки подследственны Следственному комитету России.

Важно помнить, что закон всегда
на стороне того, кто отказывается от дачи взятки.

И если ее от гражданина вымогают, то коррупционер понесет еще более серьезное наказание. Вымогательство взятки
является отдельным отягчающим обстоятельством – за это может грозить до 12 лет
лишения свободы со штрафом до шестидесятикратной суммы взятки.

Ответственность
грозит только тому, кто взятку получил? Или того, кто ее дал, тоже накажут?

Да, дача взятки – точно такое же
нарушение закона, как и ее получение.

За дачу взятки должностному лицу
ст. 291 Уголовного кодекса РФ в том числе предусматривает от 2 до 15
лет лишения свободы (если взятка была в особо крупном размере – это более 1 млн
рублей), а также значительные штрафы.

Освобождение от уголовной ответственности
за дачу взятки возможно только в том случае, если гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении него имело место
вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо если он сам
добровольно сообщил в правоохранительные органы о факте дачи взятки. Во всех
остальных случаях тот, кто дает взятку – точно такой же коррупционер.

А какие вообще наказания российский закон предусматривает для коррупционеров?

В России для лиц, совершающих коррупционные
преступления, предусмотрены жесткие наказания, вплоть до 15 лет лишения свободы.

При этом введена система дополнительных санкций,
таких, как штрафы, кратные сумме взятки или коммерческого подкупа, конфискации
имущества, лишения права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью. Штрафы могут достигать нескольких миллионов рублей
или быть, например, кратными всей – также многомиллионной — сумме взятки.

Кроме ст. 290 УК РФ (Получение взятки), отдельная ответственность предусмотрена за посредничество во взяточничестве –
до 12 лет лишения свободы, а также за обещание или предложение такого
посредничества. В последнем случае наказание может составить до 7 лет лишения
свободы.

И даже за мелкое взяточничество – до 10 тыс.
рублей – наказанием станет штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные
работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо
лишение свободы — до одного года.

И уголовной ответственности за получение взятки
можно избежать только одним способом – никогда взяток не брать.

Взятка – это только конверт с деньгами? А коробка конфет или бутылка шампанского может
считаться взяткой? Какие ограничения по подаркам предусмотрены законом?

Нет, по российскому уголовному
законодательству взятка – это не только деньги, но и любые ценности, ценные
бумаги, имущество – скажем, машина или квартира, или, как у классика, борзые
щенки, а также имущественные права и незаконное оказание услуг имущественного
характера.

Например, если должностное лицо оказало какую‑то протекцию главному
врачу платной, коммерческой клиники, а тот «отблагодарил» его бесплатным лечением – это и есть оказание услуг имущественного характера, а следовательно, – нарушение антикоррупционного
законодательства.

Государственным и муниципальным
служащим в связи с выполнением своих служебных обязанностей законом запрещено
получать подарки и вознаграждения – как деньги, так и, например, оплату поездок
или развлечений, или того же лечения.

Все подарки, полученные на протокольных,
официальных мероприятиях или в служебных командировках должны передаваться в соответствующие государственные и муниципальные органы.

Они признаются
государственной или муниципальной собственностью.

И даже подарки, которые, на первый
взгляд, кажутся кому‑то незначительными, но которые должностное лицо получает за действия
в интересах дающего, — это тоже коррупционное преступление. Об этом необходимо
помнить. Были случаи, когда за бутылку коньяка, которую сотрудник ФСИН получал
за право свидания родственника с заключенным, он привлекался к ответственности
за получение взятки.

Как
контролируются доходы государственных и муниципальных служащих? Что им грозит
за сокрытие информации?

По закону контролируются доходы и расходы, имущество граждан, замещающих государственные и муниципальные
должности, должности в правоохранительных органах и силовых структурах, а также, например, в Банке России, госкорпорациях и внебюджетных фондах. Подлежат
контролю сведения о доходах и имуществе их супругов и несовершеннолетних
детей.

За непредоставление такой информации
или сообщение заведомо ложных сведений о доходах и имуществе по закону
должностному лицу грозит увольнение. А доход и имущество (объекты недвижимости,
транспортные средства, акции, ценные бумаги, доли и паи), законность происхождения
которых должностное лицо не сможет доказать, могут быть обращены в доход государства.

Но в минувшем году мы
усовершенствовали ответственность за совершение коррупционных правонарушений, в частности, в доход государства теперь может быть обращено не только имущество,
законность приобретения которого должностное лицо не сможет доказать, но и денежная
сумма, эквивалентная его стоимости, если обращение самого имущества по каким‑то причинам невозможно.

Кроме того, состояние должностных лиц теперь
контролируют и после их увольнения или ухода с государственной службы. Контроль
за их доходами и расходами осуществляется прокуратурой.

Наконец, на минувшей неделе мы
приняли закон Президента РФ, который наделяет Генеральную прокуратуру полномочиями
по эффективному поиску зарубежных счетов должностных лиц – напомню, им запрещено их
иметь.

Комитет по безопасности и противодействию коррупции продолжает последовательную работу над
совершенствованием антикоррупционного законодательства.

Она носит уже скорее
точечный характер, потому что в нашей стране было сформировано современное,
устойчивое, а главное, эффективное законодательство и его правоприменение –
чему примером служат громкие антикоррупционные дела последних лет, когда к ответственности
привлекались должностные лица самого высокого ранга.

Но одним из важнейших вопросов
остается формирование антикоррупционного правосознания в обществе, четкого
понимания у каждого гражданина, что ни давать, ни брать взятки нельзя никогда и ни при каких условиях. И формироваться оно должно еще со школы.

Жалуемся чиновнику, жалуемся … на чиновника

Несмотря на предпринимаемые государством усилия, злоупотребления со стороны организаций, управляющих жилым фондом, и низкое качество оказываемых услуг ведут к постоянному росту количества жалоб на них. Однако для того, чтобы чиновники отреагировали на ваше обращение необходимо уметь жаловаться. В этой статье — о том, как это сделать.

Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено за гражданином Конституцией РФ и является одной из действенных форм защиты его прав.

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Потребители с целью защиты своих прав могут обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), в органы государственного жилищного надзора (жилищные инспекции), в органы местного самоуправления, в прокуратуру.

Не зависимо от того, в какое из упомянутых ведомств обращается гражданин, процедура рассмотрения обращения одинакова и регламентирована она Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

  • Все обращения граждан закон подразделяет на три разновидности: заявления, жалобы и предложения.
  • Если гражданин намерен поделиться своими рекомендациями по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества, он вправе обратиться с предложением.
  • Если гражданин обращается с просьбой о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо направляет сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, о недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критикует деятельность указанных органов и должностных лиц, то свое обращение он должен назвать заявлением.
  • Документ, названный жалобой, должен содержать просьбу гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
  • Что обязательно должно быть в обращении (в жалобе)

В обращении гражданину необходимо указать свои Ф.И.О., точный адрес местожительства с почтовым индексом, контактный телефон и кратко изложить суть вопроса (обращения), при этом желательно, чтобы его объем не превышал одного листа.

Если граждане направляют коллективное обращение, то в нем необходимо указать, кому из подписавших обращение граждан следует направить ответ, сообщив его адрес и контактный телефон.

Обращение оформляется в письменной форме. Писать его текст желательно разборчивым почерком, а лучше напечатать на компьютере, чтобы чиновник не смог воспользоваться данным ему правом и отказать в рассмотрении обращения, которое «не поддается прочтению».

Как передать чиновнику обращение (жалобу)

Письменное обращение может быть отправлено почтой, в том числе электронной почтой, передано через канцелярию (экспедицию), вручено должностному лицу на личном приеме. Обращение должно быть обязательно зарегистрировано в течение трех дней с момента поступления.

Сколько ждать ответа

Поступившее обращение должны рассмотреть обязательно и, конечно же, совершенно бесплатно. Закон дает на это 30 дней (со дня регистрации). В исключительных случаях этот срок может быть продлен, но не более чем еще на 30 дней. О продлении срока гражданина, направившего обращение, должны уведомить письменно.

  1.  Закон запрещает чиновникам направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется гражданином. 
  2.    В ходе рассмотрения обращения гражданин имеет право: 
  3.  1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
  4.  2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
  5. 3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов либо уведомление о переадресации своего обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
  6.  4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  7. 5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
  8.    Когда могут отказать в рассмотрении обращения (жалобы) 
  9.  К подготовке и составлению обращения необходимо подходить аккуратно и внимательно, потому что закон позволяет чиновникам не рассматривать обращения гражданина в ряде случаев:
  10. — если в обращении гражданин не сообщил данные о себе (фамилию, имя, отчество) и о своем месте жительства — ответ на такое обращение гражданин не получит по вполне понятным причинам;
  11.  — если гражданин в своем обращении пытается обжаловать решение, вынесенное судом — такая жалоба будет возвращена с формальной отпиской, в которой ему сообщат о порядке и правилах обжалования судебного решения;
  12. — если письменное обращение будет содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, — гражданину, направившему такое обращение, сообщат о недопустимости злоупотребления правом;
  13.  — если текст письменного обращения не поддается прочтению — о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения должны будут сообщить гражданину, но только в случае, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;

 — если в письменном обращении содержится вопрос, на который уже неоднократно один и тот же государственный орган (орган местного самоуправления или одно и то же должностное лицо), в ответ на ранее направленные гражданином обращения, давал письменные разъяснения – в таком случае чиновникам дано право считать такое обращение безосновательным и прекратить с ним переписку по данному вопросу. О данном решении гражданина должны уведомить письменно. К слову, этого можно избежать, если привести в обращении новые доводы или обстоятельства, на которые в предыдущих обращениях гражданин еще не ссылался;

— если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица — гражданину обязаны письменно разъяснить, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

   Пожалуйте на прием… к руководителю 

 Руководители любых государственных органов, органов местного самоуправления (и уполномоченные на это лица) обязаны проводить личный прием граждан. Дни и часы приема должны быть четко определены, а информация о них должна быть доступна для граждан.

Идя на прием не забудьте документ, удостоверяющий личность, без него на встречу с руководителем могут и не пропустить. В ходе беседы можно устно изложить причину обращения (которую должны занести в карточку личного приема), а можно передать и письменное обращение – этом случае его обязаны зарегистрировать.

 Если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение (с согласия гражданина) могут дать устно в ходе личного приема. В остальных случаях придется ждать письменный ответ. Причем чиновникам закон запрещает «лить воду» — ответ должен быть дан непременно по существу поставленных в обращении гражданина вопросов.

Закон не приветствует многократность таких встреч. Если ранее гражданину уже направляли ответ по интересующему его вопросу, то в ходе личного приема могут отказать в дальнейшем рассмотрении обращения.

   Куда жаловаться на чиновника 

 Если решение, принятое по обращению, не устраивает или чиновники направляют явные отписки, если не отвечают на ваши жалобы (заявления и т.п.), то на их действия (или, наоборот, бездействие) следует жаловаться в вышестоящую организацию (вышестоящему должностному лицу) или в прокуратуру. Закон позволяет гражданам обжаловать действие (бездействие) чиновников и в суде.

http://potrebitel-russia.ru/?id=975

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *