Административно-правовые риски нарушения земель отходами — когда ответственности удастся избежать или хотя бы снизить риски

Административно-правовые риски нарушения земель отходами - когда ответственности удастся избежать или хотя бы снизить риски Андрей Аксаков Руководитель направления «Специальная оценка условий труда» Группы компаний SRG

Заявления и жалобы сотрудников подаются в Государственные инспекции труда довольно часто. И, к сожалению, их количество растет из года в год.

На графике приведены сведения об их количестве, где на наглядном примере можно четко увидеть, как их число с каждым годом возрастает.

Административно-правовые риски нарушения земель отходами - когда ответственности удастся избежать или хотя бы снизить риски

  • Среди поступивших в ГИТ обращений регулярно встречаются самые разнообразные жалобы, начиная от жалоб за незаконное увольнение или незаконный перевод, заканчивая жалобами, связанными с вопросами оплаты труда. Проанализировав поступившие жалобы, можно сделать вывод о наиболее распространенных поводах для них:
  • — нарушения трудового законодательства по вопросам оплаты труда; — нарушения трудового законодательства по вопросам оформления и расторжения трудовых договоров; — нарушения трудового законодательства в сфере режима труда и отдыха; — с отсутствием в организациях локальных нормативных актов, регулирующих распорядок рабочего времени и времени отдыха (правила внутреннего трудового распорядка, графики сменности, графики отпусков); — с предоставлением сотрудникам отпусков меньших по продолжительности, нежели это предусмотрено ТК РФ;
  • — по непредоставлению сотрудникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, ежегодных оплачиваемых отпусков и дополнительных оплачиваемых отпусков и другие.

Помимо этого, наиболее распространенными являются жалобы, связанные с предоставлением гарантий и компенсаций сотрудникам, которые предоставляются в случаях, указанных в статье 165 Трудового Кодекса РФ. Так, например, к ним относятся гарантии при приеме на работу или переводе на другую работу, гарантии оплаты труда и другие.

Жалобы, поданные в связи с нарушениями дисциплины труда и трудового распорядка, также входят в ТОП-5 обращений в Государственную инспекцию труда. Нарушения дисциплины труда и трудового распорядка – это нарушения режимов рабочего времени и отдыха, а также методы обеспечения трудовой дисциплины, которые противоречат законодательству.

Теперь поговорим подробнее о типовых нарушениях законодательства по специальной оценке условий труда (бывшей аттестации рабочих мест). Основными такими нарушениями являются:

— неправомерное снижение класса условий труда на рабочем месте; — ошибки при определении объема льгот и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных факторах.

Неправомерное снижение класса условий труда, как правило, вытекает из следующих факторов: нарушение методики проведения замеров (например при замерах прибор, с помощью которого проводятся исследования вредного и/или опасного производственного фактора находится ближе/дальше от источника света, шума и т.д., чем положено по методике), использование не поверенных или вышедших из строя приборов, а также нарушение порядка исследования взятых проб в испытательных лабораториях.

  1. Можно констатировать, что в связи с принятием нового № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» усилились некоторые риски для работодателя в области качества выполнения работ.
  2. Во-первых, это низкий уровень квалификации специалистов по охране труда в организациях, а также квалификации и технической оснащенности подавляющего большинства аттестующих организаций.
  3. Во-вторых, высокий финансовый интерес компаний в снижении класса вредности, присужденного рабочему месту.
  4. В-третьих, большой объем изменения в законодательстве по охране труда.
  5. Все это ведет к некоторым негативным последствиям:
  6. — изменение объема льгот и компенсаций, полагающихся сотрудникам, вследствие неправомерного снижения класса вредности рабочих мест; — росту социальной напряженности сотрудников крупных предприятий и увеличение количества обращений и жалоб сотрудников в органы надзора; — высокой загруженности Государственной инспекции труда;
  7. — увеличению финансовых и репутационных рисков крупных работодателей.

Вышеперечисленные риски, конечно же, можно и нужно снижать. Для этого необходимо принимать соответствующие меры. По моему мнению, избежать рисков помогут:

  • — внедрение на предприятиях программ повышения квалификации для сотрудников, ответственных за охрану труда; — организация активной работы по информированию сотрудников предприятий о влиянии вредных и опасных производственных факторов на здоровье, мерах профилактики; — проведение подготовительной работы, направленной на улучшение условий труда, еще до проведения специальной оценки условий труда;
  • — повышение требований к выбору аттестующей организации и подходить к нему более критично.

Журнал «ТехНадзор», №10 (95) от октября 2014 г.

Штрафы за нарушение экологического законодательства в 2021 году

Административно-правовые риски нарушения земель отходами - когда ответственности удастся избежать или хотя бы снизить риски

Соблюдение требований природоохранного законодательства – один их основных аспектов любой хозяйственной деятельности. Установление государственных экологических правил и нормативов направлено на сохранение безопасной окружающей среды, минимизацию техногенной и антропогенной нагрузки на нее. Нарушения природоохранного законодательства относятся к сфере действия Административного Кодекса РФ при условии, что в действиях нарушителей отсутствует состав уголовного преступления. Мера наказания определяется:

  • характером правонарушения;
  • формой собственности предприятия;
  • правовым статусом виновного лица.

За совершение экологических правонарушений КоАП РФ предусматривает следующие виды ответственности:

  • вынесение предупреждения;
  • штраф;
  • изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
  • конфискация продукции;
  • лишение специального права заниматься определенным видом деятельности;
  • ограничение, приостановление, прекращение деятельности или эксплуатации объекта;
  • исправительные работы;
  • арест.

Самыми распространенными видами административного взыскания, применяющимися за нарушение природоохранного законодательства, являются штрафы и/или приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток. Далее в таблице приведены виды экологических правонарушений и соответствующие им суммы штрафов/иных наказаний.

Нарушение: несоблюдение требований в области охраны окружающей среды Штрафы (руб.) Статья КоАП РФ
Для граждан Для должностных лиц Для индивидуальных предпринимателей Для юридических лиц
– при планировании развития территорий, градостроительном зонировании, строительстве, ремонте, реконструкции и эксплуатации различных объектов капитального строительства 1 000– 2 000 2 000– 5 000 2 000– 5 000 20 000–100 000 8.1
– при сборе, использовании, транспортировке и обезвреживании отходов: первичное нарушение 1 000–2 000 10 000–
30 000
30 000–50 000 100 000– 250 000 8.2
– при сборе, использовании, транспортировке и обезвреживании отходов: повторное нарушение 2 000–3 000 30 000– 40 000 50 000–70 000 250 000– 400 000 8.2
– при размещении отходов 3 000–7 000 20 000–
60 000
40 000– 70 000 300 000–
700 000
8.2
– неисполнение обязанностей по контролю качества окружающей среды на площадках размещения отходов и их инвентаризации 20 000–
40 000
40 000–60 000 200 000–
350 000
8.2
– при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой 1 000–3 500 10 000–
50 000
30 000–70 000 100 000–
400 000
8.2–1
– при производстве и обращении с потенциально опасными химическими, радиоактивными веществ и микроорганизмами 5 000–
20 000
30 000–
70 000
7 000–140 000
  • 100 000–
  • 400 000
  • + приостановление деятельности на срок до 90 суток
8.2–2
– при сборе, накоплении, транспортировке, обработке, утилизации и обезвреживании отходов животноводства 2 000–5 000 30 000– 60 000 50 000–90 000 250 000–
600 000 + приостановление деятельности на срок до 90 суток
8.2–3
– при размещении отходов животноводства 5 000–9 000 40 000–
80 000
60 000–100 000 500 000–900 000 + приостановление деятельности на срок до 90 суток 8.2-3
– при нарушении правил обращения с пестицидами и агрохимикатами 1 000–2 000 2 000–5 000 2 000–5 000 10 000–
100 000 + приостановление деятельности на срок до 90 суток
8.3
– невыполнение требований законодательства по проведению государственной экологической экспертизы 1 000–2 500 10 000–
20 000
100 000–
250 000
8.4
– сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения  или иного вредного воздействия 500–1 000 3 000–6 000 20 000–80 000 8.5
– порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами и иными опасными веществами и отходами 3 000–5 000 10 000–
30 000
20 000–40 000 40 000–
80 000
8.6
– нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов 500–1 000 20 000–
30 000
80 000–
100 000
8.13
– совершение действий, которые могут привести к загрязнению, засорению или истощению водных объектов 1 500–2 000 50 000–
80 000
150 000–
300 000
8.13
– загрязнение отходами, вредными веществами ледников, снежников и водоемов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым объектам, местам туризма, спорта или массового отдыха, а также захоронение вредных веществ в водных объектах 2 000–2 500 50 000–
80 000
150 000–
300 000
8.13
– при использовании водных ресурсов и при сбросе сточных вод в водные объекты 500–1 000 10 000–
20 000
20 000–30 000 80 000–
100 000
8.14
– оказание вредного воздействия на атмосферный воздух без специального разрешения 2 000–2 500 40 000–
50 000
30 000–50 000 180 000–
250 000
8.21
– нарушение условий специального разрешения на вредное воздействие на атмосферный воздух 1 500–2 000 1 000–20 000 30 000–50 000 80 000– 100 000 рублей 8.21
– отсутствие, неисправность и нарушение правил эксплуатации газоочистительных установок и приборов для контроля выбросов в атмосферу 1 000–2 000 1 000–2 000 10 000–
20 000
8.21
– осуществление хозяйственной и иной деятельности без комплексного экологического разрешения 4 000–10 000 50 000–100 000 50 000–
100 000
8.47
– невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС и представлению информации для актуализации учетных сведений 5 000–20 000 30 000–
100 000
8.46
– нарушение сроков внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду 3 000–
6 000
4 000–10 000 8.41
Читайте также:  Госрегистрация сделки не означает, что она не нарушает антимонопольные требования

За экологические правонарушения закон предусматривает также и другие виды ответственности:

  • Дисциплинарная – применяется в отношении должностных лиц за невыполнение природоохранных мероприятий и несоблюдение экологических нормативов.
  • Материальная – имущественная ответственность должностных лиц и иных работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению ущерба, причиненного окружающей среде, здоровью граждан, народному хозяйству.
  • Уголовная – применяется в отношении общественно опасных деяний, повлекших за собой:
  • причинение существенного вреда здоровью людей, животному и растительному миру, рыбным запасам, лесному и сельскому хозяйству;
  • смерть человека, массовую гибель животных, отравление атмосферы или водных ресурсов.

Экологические правоотношения – это преимущественно административно-правовые отношения, в которых деятельность граждан и организаций подчинена требованиям государственных природоохранных органов.

Главное требование государства к хозяйствующим субъектам – обеспечить в процессе своей деятельности сохранение надлежащего качества окружающей среды.

Для этого необходимо соблюдать экологические правила и нормативы, а также постоянно осуществлять мониторинг окружающей среды на предприятиях.

Основным средством контроля состояния атмосферного воздуха, почвы, воды являются лабораторно-инструментальные исследования.

Группа компаний «Лаборатория» – крупнейшая в РФ сеть аналитических лабораторий, специализирующаяся на исследованиях в области экологии.

Мы работаем по всей территории страны, выполняем все виды анализов, необходимых для составления экологической документации и отчетности.

Мы обладаем неограниченными производственными мощностями, а цены держим приблизительно на 20 % ниже рыночных. В ряде случаев возможно проведение анализов в кратчайшие сроки: от 3 рабочих дней с момента оплаты.

Среди наших клиентов – крупнейшие компании России. Связаться с нами можно по телефону 8(800) 700-50-24 или через форму обратной связи.

Административные правонарушения при обращении с отходами: особенности применения ст. 8.2 КоАП РФ и возможности дифференциации административной ответственности

В настоящем материале будет затронута важная тема, связанная с претензиями надзорных органов к организациям, нарушающим требования законодательства при обращении с отходами. Ответственность за такие нарушения установлена в ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 08.03.2015; далее — КоАП РФ).

Мы поговорим об особенностях применения данной статьи и возможностях снижения размера наказания, а также приведем примеры из арбитражной практики.

В связи с намечаемыми серьезными изменениями в указанной статье, которые касаются дифференциации ответственности за разные виды нарушений при обращении с отходами, мы также обратимся и к этой теме и сделаем ряд критических замечаний.

Ответственность за несоблюдение требований при обращении с отходами установлена в ст. 8.2 КоАП РФ:

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом указанного административного правонарушения являются общественные отношения, охраняемые от негативных воздействий, которые возникают в результате обращения с отходами, а также особыми группами опасных веществ; объективной сторонойдействие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; а субъектами — граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения требований природоохранного законодательства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Для изложения нормы права в ст. 8.2 КоАП РФ использован бланкетный способ, при котором недостающие сведения должны быть восполнены нормами права, указанными в других нормативных актах. Применительно к области, связанной с обращением с отходами, такими нормативными актами являются:

в части экологических требований

Административная ответственность за нарушение правил обращения с отходами

Федеральным законом от 17.06.2019 № 141 в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены комплексные изменения, направленные на установление административной ответственности в сфере обращения с отходами производства и потребления.  

Теперь ответственность за нарушения при обращении с отходами установлена не в одной статье, как было ранее, а в трех статях: 6.35, 8.2 и 8.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  

За совершение организациями и индивидуальными предпринимателями правонарушений, предусмотренных указанными статьями, установлена административная ответственность в виде приостановления деятельности на 90 суток.

Также правонарушителям может быть назначен штраф, размер которого зависит от того, на каком этапе обращения с отходами было допущено нарушение, от вида отходов (для отходов животноводства штрафы выше), повторности нарушения, наличия вреда здоровью людей или окружающей среде, возникновения эпидемии или эпизоотии.  

Специальные составы ввели для нарушений, связанных с учетом отходов, их нормированием и классификацией, а также инвентаризацией мест разрешения отходов и мониторингом состояния окружающей среды в этих местах. Так, ответственность установлена:  

-за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки которых подлежат утилизации после утраты ими потребительских свойств (статья 8.5.1 КоАП РФ);  

-за неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов производства и потребления и его воздействием на окружающую среду или проведению работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления (часть 3 статьи 8.7 КоАП РФ);  

-за применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров (часть 4 статьи 8.7 КоАП РФ).  

Кроме этого, введены новые статьи, в которых установлена ответственность за нарушение требований в области окружающей среды:  

-при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой (ст. 8.2.1 КоАП РФ);  

-при производстве, обращении, обезвреживании потенциально опасных химических веществ (ст. 8.2.2 КоАП РФ).  

Изменения вступили в силу 17.06.2019.  

Разъяснения подготовлены помощником Северного транспортного прокурора И.Е. Логутовым.

Версия для печати

Как ведется профилактика правонарушений в области земельного законодательства?

Об этом направлении работы рассказала специалист 1-го разряда отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Омской области Татьяна Леднева.

Профилактика правонарушений является одним из новых приоритетных направлений в контрольно-надзорной деятельности.

Государственный земельный надзор направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение действий, противоречащих принятым в земельном законодательстве правилам ее использования и охраны.

Целью государственного земельного надзора является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами требований, гарантирующих сохранность земельного фонда страны в целом и его отдельных участков.

Пунктом 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 года  № 1, установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:

  • — требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;
  • — требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
  • — требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
  • — требований исполнения земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
  • — требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Росреестра и его территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
  • В целях выявления нарушений на территории Омской области государственными инспекторами по использованию и охране земель Управления проводятся плановые и внеплановые проверки.
Читайте также:  Трудовые отношения с руководителем при смене акционеров компании

С 2018 года Управлением применяется риск-ориентированный подход при проведении плановых проверок использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями земельных участков. Установлены критерии отнесения объектов государственного надзора к определённой категории риска, периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенной категории риска.

Введены три категории риска: средняя, умеренная и низкая. В отношении земельных участков, отнесённых к средней категории риска, устанавливается периодичность проведения плановых проверок не чаще чем один раз в три года.

Периодичность проведения плановых проверок для земельных участков, отнесённых к категории умеренного риска, – не чаще чем один раз в пять лет. Срок проведения названных проверок – не более 17 рабочих дней.

В отношении земельных участков, отнесённых к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Для проверки информации о наличии признаков нарушения законодательства проводятся выезды специалистов Управления – государственных земельных инспекторов Омской области – в целях административного обследования земельных участков. В ходе административного обследования сотрудники Управления могут проверить границы участков без участия собственников и без непосредственного доступа на участок.

Если в результате административного обследования выявляются признаки нарушения земельного законодательства, организуется внеплановая проверка. В этом случае собственник заблаговременно уведомляется о проверке, а все проверочные мероприятия проводятся только в его присутствии.

  1. В случае получения сведений о готовящихся нарушений или признаках нарушений обязательных требований юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям выдается предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
  2. Напоминаем, чтобы избежать подобных ситуаций, границы земельных участков должны соответствовать сведениям, содержащимся в ЕГРН.
  3. В результате проверок, проведенных в 2019 году, государственными инспекторами по использованию и охране земель выявлено 1202 нарушения соблюдения требований законодательства Российской Федерации (за 2018 год – 1380), в том числе 410 нарушений выявлены в деятельности органов местного самоуправления при предоставлении земельных участков.

Кроме того, государственными инспекторами в 2019 году проведено 865 проверок исполнения предписаний (в 2018 году – 1088), по их итогам 597 предписаний об устранении выявленных нарушений требований законодательства исполнено, нарушения устранены (в 2018 году исполнено 738 предписаний), возбуждено 268 дел об административных правонарушениях по ст. 19.5 КоАП РФ (в 2018 году – 311).

За прогулки, фейковые новости, работу кафе и прием посетителей

Вот что изменилось в административном и уголовном кодексе из-за коронавируса. Все эти нормы уже работают.

Нарушение санитарных правил в режиме ЧС, при угрозе распространения опасной болезни или в период ограничений и карантина

Для граждан

15 000—40 000 Р

Для должностных лиц

50 000—150 000 Р

Для ИП

50 000—150 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

Для юрлиц

200 000—500 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

Невыполнение требований санэпиднадзора

Для граждан

15 000—40 000 Р

Для должностных лиц

50 000—150 000 Р

Для ИП

50 000—150 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

Для юрлиц

200 000—500 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

То же самое, если из-за нарушения кто-то заболел или умер, но под УК это не попадает

Для граждан

150 000—300 000 Р

Для должностных лиц

300 000—500 000 Р или дисквалификация на 1—3 года

Для ИП

500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

Для юрлиц

500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

То есть одно и то же нарушение в обычной ситуации обойдется в 500 Р гражданину или в 10 тысяч фирме, а из-за коронавируса штрафы автоматически вырастают в десятки раз.

Ограничительные мероприятия — это особый режим работы магазинов, кафе и предприятий, ограничения на передвижение по городу, поездки в транспорте.

То есть под эту статью однозначно попадут те, кто обязан соблюдать карантин, даже если они здоровы.

Например, если семья вернулась из Таиланда, все должны сидеть дома и не ходить даже за продуктами: постановление об этом выдадут в аэропорту. Наличие симптомов не имеет значения.

Юристы спорят, можно ли штрафовать за нарушения при режиме повышенной готовности. И законно ли ограничение свободы передвижения, если нет режима ЧС и не было постановления Роспотребнадзора о персональном карантине. Спорить на этот счет можно сколько угодно, но штрафы уже выписывают.

Если собираетесь вынести мусор, погулять с собакой или совершить утреннюю пробежку в безлюдном парке, имейте в виду, что теперь это может стоить очень дорого.

Даже если у нарушения не было вообще никаких последствий: никто не заразился и не умер. И если нарушитель не знал о таком штрафе, его тоже запросто могут наказать.

Незнание теоретически поможет избежать уголовной ответственности, но не избавит от административной.

Объясняем сложное простым языкомРазбираем законы, которые касаются вас и ваших денег. Раз в месяц присылаем письма с самым важным

Режим повышенной готовности — это когда есть угроза возникновения чрезвычайной ситуации, но ее еще не объявили. Зато уже как бы готовятся, поэтому вводят ограничения. Например, их может ввести мэр Москвы своим указом — что он и сделал.

Если установлены правила поведения при режиме повышенной готовности, за их нарушение можно получить штраф по статье 20.6.1 КоАП РФ.

Если во время прогулки вы и не попадаете под статью 6.3 КоАП РФ, то запросто попадете под статью 20.6.1. Штрафы по ней меньше, но тоже немаленькие.

Несоблюдение правил поведения в режиме повышенной готовности или ЧС — кроме ст. 6.3 КоАП

Для граждан

1000—30 000 Р или предупреждение

Для должностных лиц

10 000—50 000 Р

Для юрлиц

100 000—300 000 Р

То же самое при повторном нарушении или если есть вред здоровью или имуществу

Для граждан

15 000—50 000 Р

Для должностных лиц

300 000—500 000 Р, или дисквалификация на 1—3 года

Для ИП

500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

Для юрлиц

500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

Запреты при режиме повышенной готовности могут быть разными в зависимости от региона. В Москве и Московской области нельзя гулять с собакой дальше 100 метров от дома, в магазинах должна быть разметка для соблюдения дистанции между людьми, не могут работать кафе, салоны красоты и пункты приема металлолома, а работодателям запрещено допускать к работе сотрудников с температурой.

За любое такое нарушение, даже без умысла или по неосторожности, можно получить штраф. Состав — формальный, то есть достаточно факта, а последствия не важны.

В Москве составлять протоколы при нарушениях по статье 20.6.1 могут разные ведомства — например департамент торговли и услуг, инспекция по контролю за недвижимостью, административно-техническая и дорожная инспекция. Решение о сумме штрафа принимает суд.

Чтобы не было споров насчет законности штрафов за нарушение режима повышенной готовности в регионах, Москва и область ввели еще и свои штрафы — по 4—5 тысяч рублей. И активно их используют, несмотря на споры юристов.

Сейчас модно найти побольше противоречий в нормативных документах, доказать незаконность какого-то указа или превышение полномочий.

Незнакомый юрист пишет где-то в телеграм-канале, адвокат возмущается в личном блоге на Ютубе.

А постановление вручают конкретному человеку, у которого может не быть ни сил, ни времени, ни возможности для оспаривания штрафа. Да и юристы часто бывают неправы — или их мнение ничего не значит.

На 15 апреля в России почти 25 тысяч заболевших коронавирусной инфекцией. Только в Москве уже выписаны сотни штрафов — больше чем на миллион рублей.

Сейчас действительно важно оставаться дома, посещать только ближайшие магазины, делать покупки через интернет, отказаться от встреч с друзьями и прогулок с детьми. Соблюдайте эти требования ради себя, а не ради государства.

За нарушение санитарно-эпидемиологических правил может наступить уголовная ответственность. Это действует только для физических лиц.

Чтобы нарушителя наказали по статье уголовного кодекса, нужно доказать, что заболело сразу много человек или возникла такая угроза.

Читайте также:  Наш суд - самый гуманный суд в мире, но речь об арбитраже.

В случае с коронавирусом доказать это будет не так уж сложно: угроза заболевания может возникнуть, даже если к работе допустили водителя или курьера с температурой.

Раньше угроза заболевания в этой статье УК не упоминалась.

Нарушение

Варианты наказаний

Нарушение санитарных правил, если случилось массовое заболевание, отравление или есть такая угроза

Штраф 500 000—700 000 Р, лишение права занимать определенные должности или вести деятельность на 1—3 года, ограничение свободы на срок до 2 лет, принудительные работы на срок до 2 лет, лишение свободы на срок до 2 лет

То же самое, если умер один человек

Штраф 1 000 000—2 000 000 Р, ограничение свободы на 2—4 года, принудительные работы на 3—5 лет, лишение свободы на 3—5 лет

Если умерли два человека и более

Принудительные работы на 4—5 лет, лишение свободы на 5—7 лет

Наказание по статье 236 УК РФ можно применить, если угроза заболевания или смерть наступили по неосторожности. Достаточно легкомыслия и небрежности — и вот уже светит реальный срок.

Например, владелец детского кафе решил провести день рождения, потому что родители очень просили. Кафе запрещено работать, но его все-таки открыли для 20 человек. А потом выяснилось, что среди гостей была семья, которая вернулась из Испании.

Они заболели, заразили знакомых, а те — своих близких.

Или врач приехал из-за границы и вышел на работу. Через неделю выяснилось, что он болен, но к тому времени заразились еще 30 коллег, 20 пациентов, а все отделение пришлось закрыть на карантин.

Если служба доставки отправит к клиентам больных курьеров, а директор магазина допустит к работе продавца, который неделю назад вернулся из Таиланда, это тоже повод для огромного штрафа по УК.

Есть мнения, что такая ответственность касается только людей, которые имеют отношение к какой-то юридически оформленной деятельности: владельца кафе, организатора учебных курсов или директора салона красоты.

Потому что санитарные правила установлены именно для них, а не для обычных граждан.

И хотя есть требования и для обычных людей — такие документы тоже утверждает главный санитарный врач, — но в их названии нет слов «санитарно-эпидемиологические правила».

И все-таки риск попасть под статью есть даже у обычного человека. По крайней мере, в согласии на домашнее лечение коронавирусной инфекции указано, что пациент предупрежден об ответственности по статье 236 УК РФ.

Фейковые новости — это когда под видом достоверного сообщения распространяют ложную информацию. Если это угрожает безопасности или причиняет вред, можно получить административный штраф.

Но теперь за ложную и вредную информацию ввели еще и уголовную ответственность. О ней — в новых статьях 207.1 и 207.2 УК РФ.

Нарушение

Варианты наказаний

Публичное распространение ложной информации об обстоятельствах, которые представляют угрозу жизни и безопасности людей, о мерах по обеспечению безопасности, приемах и способах защиты

Штраф 300 000—700 000 Р, обязательные работы на срок до 360 часов, исправительные работы на срок до года, ограничение свободы на срок до 3 лет

Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, если есть вред здоровью человека

Штраф 700 000—1 500 000 Р, исправительные работы на срок до года, принудительные работы на срок до 3 лет, лишение свободы на срок до 3 лет

То же самое, если кто-то умер или есть тяжкие последствия

Штраф 1 500 000—2 000 000 Р, исправительные работы на срок до 2 лет, принудительные работы на срок до 5 лет, лишение свободы на срок до 5 лет

Если опубликовать пост с завышенными данными о заболевших или сообщить о якобы планируемом режиме ЧС и закрытии Москвы на карантин — можно попасть под уголовную статью и потерять сотни тысяч рублей. Последствиями могут быть материальные потери, ущерб здоровью людей или нарушение условий жизнедеятельности. То есть никто реально не пострадает, а статью все равно применят.

Блоги профессионалов на «Ведомостях»

После разлива дизельного топлива на ТЭЦ в Норильске снова стала усиленно обсуждаться проблема серьезных последствий экологических катастроф, значительно превышающих затраты на превентивные меры.

Для многих компаний именно крупные происшествия становятся толчком для совершенствования системы управления рисками. Но лучше совершенствовать эту систему заранее, не дожидаясь аварий, экологических катастроф и несчастных случаев.

Вот три уровня совершенствования.

1. Программа инвестиций в производство.

Как выразился Уоррен Баффетт, когда сидишь в лодке со множеством протечек, энергия, направленная на смену лодки, гораздо более продуктивна, нежели энергия, направленная на их устранение.

Однако реальность часто другая: устаревшее оборудование экономически, а иногда и физически невозможно заменить. Многие компании скорее пытаются выбрать, какую дыру латать в первую очередь.

Однако есть и позитивные примеры. Американская компания AES, управляющая электросетевыми и энергогенерирующими активами, в свое время купила активы в Казахстане далеко не в лучшем состоянии. Она вложила деньги в модернизацию, причем в условиях жестко регулируемых антимонопольным законодательством тарифов.

К примеру, она заменила большую часть проводов линий электропередачи низкого напряжения на провода, покрытые изоляцией, что кардинально уменьшило уровень аварийности (например, из-за обледенения или сильного ветра), а также затраты на эксплуатацию. Такой же подход был к автотранспорту.

Вместо того чтобы постоянно ремонтировать старые «ЗиЛы» и «ГАЗики», был закуплен новый автопарк. Вложения окупились достаточно быстро.

2. Производственная система. Управление рисками в области охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды (ОТ, ПБ и ООС) очень часто находится в противоречии с производственными задачами.

Директор по производству хочет объемов, экономии, а служба ОТ, ПБ и ООС ограничивает, потому что постоянно вводит новые правила и ищет нарушения. В лучшем случае потихонечку ведет реестры рисков, устраняя самые критичные, если получается убедить в этом руководство. Проведенное нами в 2020 г.

всероссийское исследование лучшей практики в области производственных систем и регулярного менеджмента в 500 крупнейших компаниях России показало, что инструменты управления безопасностью (например, анализ рисков на рабочем месте) применяются руководителями в 2–3 раза реже, чем инструменты работы с командой (например, наставничество). А среди тех руководителей, кому приходится использовать инструменты повышения безопасности, считают их полезными только около 30% респондентов.

Тем не менее большинство компаний с развитой производственной системой встраивают элементы управления рисками в производственные процессы очень глубоко.

Таким путем идет большинство зарубежных гигантов, например Shell, Nestle, General Electric, Nissan и многие другие. Самые передовые российские компании следуют их примеру.

В них, например, оценкой рисков начинают заниматься сами руководители и производственный персонал. Это позволяет более эффективно выявлять риски и своевременно их устранять.

3. Методики управления рисками. Интегрировать управление рисками в операционную производственную систему возможно, только если сами методики просты, удобны и эффективны. Но обычно это не так: методики описаны в сложных таблицах, с условными обозначениями и цифрами, которые еще не известно откуда брать. Занимается ими узкий круг специалистов по ОТ, ПБ и ООС.

Например, крупная производственная компания занялась созданием методики оценки рисков. В каждом из направлений – охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды (экологии) – использовались разные шкалы и критерии.

Выяснилось, что многие экологические риски как таковые не учитывались и не управлялись. У компании были данные, где случаются разливы масла, где концентрация вредных веществ выше.

А как таковые риски аварий и катастроф (вроде той, что случилась на ТЭЦ в Норильске) не анализировались.

Но как на основании разных оценок принимать взвешенные решения об инвестициях? Что важнее – риск остановки производства из-за поломки оборудования или риск несчастного случая из-за падения работника с высоты? Или риск разлива серной кислоты из-за изношенных резервуаров? Нужна система интегральной оценки рисков, которая бы позволила с помощью машинного обучения принимать правильные решения. Особенно важно, чтобы моделью пользовались производственники и наполняли ее данными: вводили в систему простые показатели состояния рабочих мест со своих планшетов и других мобильных устройств, избегая экспертных оценок. Такая простая модель может быть основой для постоянного наблюдения за рисками и определения правильных инвестиций.

Сколько бы ни было у компании денег, расставлять приоритеты все равно придется – и здесь нужны удобные методики, которыми смогут пользоваться не только специалисты по ОТ, ПБ и ООС, но и производственники, лучше всех знающие свое оборудование и цеха, – каждый мастер и менеджер на производстве. Затраты на риск-менеджмент и модернизацию минимальны по сравнению с возможным ущербом, если не заниматься управлением рисками. Пора перестать играть в лотерею. Ведь на кону человеческие жизни и экология.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *