Заказчик, необоснованно расторг госконтракт? Держи штраф

Поставщики обычно тратят определенную сумму денег на участие в торгах, например, на услуги по подготовке котировок, банковские и биржевые сборы. Имею ли поставщик право на компенсацию, если заказчик необоснованно откажется от договора или расторгнет его?

Когда стороны заключают договор, их цель обычно состоит в том, чтобы выполнить договор и, таким образом, продвинуть свои деловые интересы. Гражданское право Российской Федерации поддерживает намерения сторон. Следовательно, согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны выполняться в соответствии с условиями ведения бизнеса и требованиями закона.

Чтобы стабилизировать военно-гражданские отношения и защитить интересы сторон, законодатели установили общие правила, не допускающие одностороннего расторжения контрактов. Исключения из этого правила должны быть предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, другим законом или иным правовым актом (ч. 1 ст. 310 ГК РФ).

Законодатель предоставляет обеим сторонам право в одностороннем порядке расторгнуть договор.

Убытки из-за расторжения госконтракта

Поставщик часто получает ущерб, если:

  • Заказчик отказывается заключать договор без объяснения причин;
  • Договор расторгается по соглашению сторон, но вы можете его оспорить;
  • Например, должна существовать возможность расторжения договора в одностороннем порядке из-за того, что покупатель отложил платеж или отказался от некоторых товаров.

По 44-ФЗ предусмотрена возможность возмещения затрат, но вы не можете требовать упущенной выгоды.

Пример. На аукционе покупатель отклоняет одну ставку на предмет и подписывает контракт с другим участником торгов, который выигрывает аукцион. В результате ФАС признала отказ незаконным и расторгла договор. Кандидаты, которым не разрешено участвовать в торгах, не смогут претендовать на упущенную выгоду.

Заказчик, необоснованно расторг госконтракт? Держи штраф

Расторжение договора по инициативе заказчика

Эта ситуация соответствует пункту 9 статьи 95 Гражданского кодекса, который позволяет заказчику в одностороннем порядке расторгнуть договор на основании определенного типа причины расторжения договора, указанной в Гражданском кодексе. Такое одностороннее расторжение допускается только в том случае, если это условие указано в самом договоре.

Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, одной из причин расторжения договора является серьезное нарушение договора другой стороной. Существенное нарушение определяется как нарушение, в результате которого другая сторона понесет серьезный ущерб и потеряет прибыль, ожидаемую на момент подписания контракта.

Поставщик оставляет за собой право потребовать компенсацию, если договор расторгается по инициативе покупателя.

Обратите внимание, что убытки должны быть действительными. Это прописано в статье 15 Гражданского кодекса и относится к пункту «потерпевшего».

  • Материальный ущерб или утрата;
  • Потенциальный ущерб, используется для описания имущественного ущерба, который уже произошел или будет нанесен в ближайшем будущем, чтобы обеспечить соблюдение нарушающих законов.

Потеря прибыли, потеря дохода, которая произошла бы при обычной гражданской сделке, если бы закон не был нарушен, непоправима.

Этот вывод подтверждается недавней судебной практикой.

Например, в решении по делу № A80-321 / 2019 № 303-ES21-14182 от 21 июля 2021 года. Верховный суд отклонил иск заявителя о компенсации за потерянный доход. Причина в том, что закон был неправильно истолкован.

Примером может служить тематика возвращений ущерба.

Суд постановил, что застройщикам необходимо выдавать разрешение на строительство поставщикам, но это не так.

Подрядчик выполнял эти задачи в течение ограниченного рабочего времени, с разрешением на строительство или без него. В основном покупали стройматериалы.

Суд признал стоимость этих материалов убытком и взыскал их с заказчика (по делу А83-849 / 2016 приказ ФАС Центрального района от 13 января 2017 года).

Расторжение договора по инициативе поставщика

Закон предусматривает аналогичные права поставщиков (право добровольного расторжения контрактов) (статьи 95, 19-23 Закона).

Если договор содержит такие положения, подрядчик оставляет за собой право отказаться от исполнения договора. Причина указана в ГК РФ. В таких случаях поставщик может потребовать от покупателя компенсации за фактический ущерб.

На самом деле суд определит реальную сумму ущерба и потребует компенсацию от заказчика:

  • Эти затраты включают затраты на строительство по строительному контракту, авансовые платежи за модульные блоки и сборы за банковскую гарантию
  • Затраты поставщика на строительные материалы и транспорт
  • Расходы, понесенные подрядчиком при выполнении договора с самоуправлением
  • Деньги, уплачиваемые поставщиком в качестве обеспечения исполнения обязательств
  • Агентские расходы в ФАС и арбитражных судах

Запрет на взыскание упущенной выгоды не исключает права поставщика требовать от покупателя взыскания штрафов (санкций) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств заказчиком. Эта мера считается дополнительной гарантией защиты интересов тех, кто действует добросовестно.

Заказчик, необоснованно расторг госконтракт? Держи штраф

Как взыскать убытки при расторжении контракта?

Компенсация после окончания государственного контракта начинается с подачи официального заявления. 

  1. Во-первых, нужно рассчитать физический или финансовый ущерб;
  2. Претензия должна быть отправлена ​​подрядчику вместе с требованием компенсации. Это должно описывать причинно-следственную связь между затратами и действиями и затратами клиента;
  3. Если клиент отказывается платить комиссию, она будет взыскана в суде.

Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Если договор расторгается по соглашению сторон, стороны оставляют за собой право указать процедуры и размер компенсации без необходимости предъявления претензий или судебных разбирательств. Если покупатель отказывается возмещать убытки за нарушение контракта, поставщик может подать официальную жалобу и обратиться в суд.

Судебная практика

Покупатель отказывается заключать договор с победителем торгов, поскольку участник торгов предоставил банковскую гарантию, которая не соответствует требованиям законодательства. Он записывает свое решение в протокол, но суд считает его незаконным.

Победитель торгов потребует возмещения убытков при расторжении контракта и потребует возмещения убытков от покупателя:

  • Несанкционированная прибыль, особенно затраты на получение заявки;
  • Использование государственных средств;
  • Проценты на расходы.

Не были включены в список:

  • Стоимость получения и подготовки предложения;
  • Гарантия расходов, связанных с банком, которую клиент не принял из-за отсутствия доказательств мошенничества;
  • Банковские проценты по кредитам, гарантированные приложением.

Суд постановил, что эти расходы не относятся к заказчику и не связаны с исполнением контракта.

Подрядчик подал апелляцию, но суд не был полностью убежден и обязал подрядчика уплатить дополнительную плату за такие услуги, как подготовка предложений и проведение торгов. По мнению суда, подрядчик обосновал это тем, что победитель аукциона понес убытки.

Суд также отказался возместить другие расходы: 

  • Проценты по ссуде не считаются расходами. Согласно заявке, платеж банку производился согласно заявке;
  • Кроме того, покупатель не принимает стоимость банковских услуг, связанных с гарантией. Неясно, какой контракт гарантировал это обязательство.

Заказчик, необоснованно расторг госконтракт? Держи штраф

Вывод

Независимо от того, кто предлагает расторгнуть договор (заказчик или поставщик), поставщик сообщает заказчику о фактически понесенных расходах, если заказчик не выполняет свои обязательства (задержки, неисполнение юридических действий для утверждения и т. Д.). Вы имеете право требовать компенсации.

Договорный метод оплаты теоретически позволяет возместить затраты. В некоторых случаях поставщик считается победителем. Однако на практике этот вариант рекомендуется только в том случае, если ущерб важнее хороших отношений с заказчиком.

Оцените информацию 44-ФЗ госзакупки расторжение контракта

Оспаривание одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта

Заказчикам и подрядчикам: когда можно расторгнуть контракт, заключенный по 44-ФЗ, в одностороннем порядке?

При осуществлении закупок стороны должны соблюдать нормы гражданского законодательства. ГК РФ регулирует, в том числе, и вопросы прекращения обязательств по инициативе одной из сторон соглашения. Федеральный закон N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее-ФЗ № 223) не содержит отдельных положений об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контрактов, процедура по ФЗ № 223 полностью регламентируется нормами ГК РФ.

Другой порядок применяется для прекращения отношений сторон по инициативе Заказчика в закупках по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее-ФЗ № 44). Этот закон содержит ряд отдельных положений об отказе Заказчика исполнять контракт.

В соответствии с ч. 8 со ст. 95 ФЗ № 44 контракт может быть расторгнут:

  • по судебному решению
  • по соглашению сторон
  • при одностороннем отказе стороны от исполнения контракта

Заказчики довольно часто пользуется возможностью одностороннего отказа от исполнения контракта в рамках ФЗ № 44. Такое решение Заказчика несет неблагоприятные последствия для второй стороны контракта. Дополнительной проблемой Исполнителя становится включение в реестр недобросовестных поставщиков. В результате одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта страдает деловая репутация Подрядчика, он лишается возможности принимать участие в закупках на два года после занесения сведений в реестр, кроме того, ему грозят штрафные санкции.

На каких условиях закон позволяет прекращение обязательств сторон по инициативе Заказчика, какие нарушения допускаются при одностороннем отказе и как Подрядчику защитить свои интересы?

Согласно части 9 статьи 95 ФЗ № 44 Заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, если такое условие было закреплено в контракте. Таким образом, закон связывает возможность отказа Заказчика исполнять контракт с наличием таких обязательных условий:

  1. 1) Указанное право Заказчика должно быть закреплено в тексте контракта.
  2. 2) Отказ от исполнения контракта допускается при наличии предусмотренных нормами ГК РФ и ФЗ № 44 оснований
Читайте также:  Юристы против нотариальных доверенностей. Итоги исследования

Для одностороннего отказа Заказчика в рамках контрактов, заключаемых по ФЗ № 44, чаще всего устанавливаются такие основания:

отказ поставщика передать товар (принадлежности к нему)

существенное нарушение требований к качеству товара

выполнение работ ненадлежащего качества, при невозможности устранить недостатки в допустимый срок

передача некомплектного товара

нарушение поставщиком сроков поставки товаров, сроков выполнения работ

отказ Подрядчика от согласования новых условий контракта, при наступлении обстоятельств, предусмотренных контрактом, или установленных законом

наличие подтвержденных экспертизой нарушений условий контракта

установление факта несоответствия Подрядчика требованиям к Подрядчикам в рамках проведения закупки, предоставление недостоверных сведений о соответствии требованиям о закупке

Если Подрядчик считает, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе неправомерно, в суде ему придется доказывать отсутствие оснований для расторжения договорных отношений. Основная масса споров связана со следующими случаями:

  1. 1) Оспаривание отказа по причине ненадлежащего качества товара/оказанной услуги/выполненной работы

Например, если Заказчик принял решение об одностороннем отказе по причине ненадлежащего качества поставленного товара, а Поставщик уверен в надлежащем качестве товара, отстоять свою позицию поставщику поможет экспертиза. Если Заказчик не проводил экспертное исследование, поставщик может запросить его проведение.

Если экспертиза проводилась, но не подтвердила нарушение условий контракта, Поставщик сможет сослаться в суде на результаты исследования.

В соответствии с частью 11 статьи 95 ФЗ № 44, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа.

Стоит отметить, что Подрядчикам удается в судебном порядке доказать неправомерность одностороннего отказа Заказчика, ссылаясь на отсутствие экспертизы:
Решение по делу № А24-3035/2015 Арбитражного суда Камчатского края. 

Суд признал односторонний отказ от исполнения контракта как одностороннюю сделку, недействительным, поскольку ответчик не доказал факт нарушения Подрядчиком условий контракта.

    1. 2) Оспаривание отказа по части 15 статьи 95 ФЗ № 44

В определенных частью 15 ст. 95 ФЗ № 44 случаях Заказчик обязан расторгнуть контракт:

если Поставщик или товар не соответствовали требованиям, установленным в документации о закупке на момент заключения контракта

если Поставщик предоставил недостоверные сведения о своем соответствии, или соответствии товара этим требованиям, что позволило ему стать победителем

При отказе Заказчика от исполнения контракта по указанным основаниям, если Исполнитель с таким решением не согласен, в суде нужно доказать, что он или поставляемый товар соответствовали требованиям документации о закупке, а предоставляемая на момент подачи информация была достоверной. Нередки случаи, когда Заказчик принимает решение об одностороннем отказе на том основании, что Исполнитель, или его товар перестали отвечать требованиям документации о закупке уже в процессе исполнения контракта. В таком случае у Исполнителя есть все шансы оспорить решение Заказчика. Разъяснения на эту тему давались Федеральной антимонопольной службой. 

Так, в пункте 1 Письма ФАС России от 06.08.

2015 N АЦ/40483/15 разъясняется: Если в момент заключения государственного (муниципального) контракта Исполнитель перестал соответствовать требованиям, установленным документацией о закупке, положения части 15 статьи 95 ФЗ № 44 не могут применяться, при условии, что на момент подачи заявки участник предоставил достоверную информацию о своем соответствии требованиям документации о закупке.


Указанная позиция подтверждается судебной практикой:

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.12.2015 N Ф07-3118/2015 по делу N А05-4534/2015
Заказчик заключил с Исполнителем муниципальный контракт на приобретение объектов недвижимости. В процессе исполнения контракта Исполнитель был признан банкротом. Учитывая указанное обстоятельство, Заказчик пришел к выводу о том, что Исполнитель перестал соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам закупки, и установленным в документации о закупке. Заказчик ссылался на тот факт, что согласно документации об аукционе одним из требований к участникам размещения заказа, являлось отсутствие судебного решения о признании участника размещения заказа банкротом.

В результате рассмотрения дела суд вынес решение, в котором указал, что требования части 15 статьи 95 ФЗ № 44 не распространяются на отношения сторон контракта при возникновении в период исполнения контракта каких-либо обстоятельств, которые уже не могут повлиять на определение Исполнителя.

      1. 3) Отмена решение об отказе после устранения нарушений

Если Исполнитель устранил нарушения, из-за которых Заказчик решил отказаться от контракта, Заказчик должен отменить решение в случаях:

если оно еще не вступило в силу

если Исполнителем компенсированы расходы на экспертизу

если нарушения устранены Исполнителем в десятидневный срок с момента получения уведомления Заказчика об отказе

Указанные правила установлены частью 4 статьи 95 ФЗ № 44. Также разъяснения по этому вопросу дано в письме Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28и-2700. Если Исполнитель не будет уведомлен должным образом, решение об отказе не вступит в законную силу, следовательно, контракт не будет расторгнут.

Важно отметить, что сегодня складывается новая практика относительно надлежащего уведомления Исполнителя об отказе Заказчика от исполнения контрактов. Порядок уведомления определен частью 12 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

В течение длительного времени антимонопольные органы, и суды признавали в качестве надлежащего уведомления Исполнителя решение Заказчика, направленное по почте (после размещения в ЕИС) заказным письмом по адресу Исполнителя, указанному в контракте, либо с помощью факсимильной связи, электронной почты и иных методов доставки, при которых возможно получить подтверждение получения Исполнителем уведомления. Датой надлежащего уведомления считается дата получения Заказчиком подтверждения о вручении уведомления Исполнителю, либо дата получения Заказчиком информации об отсутствии Исполнителя по указанному в контракте адресу.

Постановление Арбитражного суда северо-Западного округа от 20 февраля 2018 г. по делу N А56-23404/2017

может изменить существующий порядок: Заказчик разместил решение о расторжении в ЕИС, а затем доставил решение контрагенту нарочным. Арбитражный суд признал такой способ уведомления надлежащим и указал в решении, что уведомление об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта должно быть передано Исполнителю наиболее оперативным образом.

В случае несогласия с решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, Исполнитель вправе обратиться в суд с иском о признании односторонней сделки недействительной, а также заявить о принятии обеспечительных мер. В соответствии со ст. 90 АПК РФ суд может принять меры, направленные на обеспечение иска, или имущественных интересов заявителя, на любой стадии арбитражного процесса. Обеспечительные меры допустимы в случае, когда их неприятие может причинить заявителю значительный ущерб.

Так, последствием одностороннего отказа Заказчика от контракта становится включение Исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков.

Применение этой санкции констатирует факт недобросовестного поведения Исполнителя, который своими действиями намеренно и умышленно нарушил положения законодательства о контрактной системе.

Основное неблагоприятное последствие включения в реестр — невозможность участвовать в процедурах определения поставщика в течение двух лет с момента внесения информации в реестр. Нахождение в таком реестре причин значительный ущерб.

Для предупреждения такой ситуации Исполнитель может оспорить отказ Заказчика в суде, и параллельно заявить об обеспечительной мере в виде приостановления внесения записи в реестр до вступления судебного акта в силу. Суды часто удовлетворяют такие требования.

Как следует из решения Алтайского республиканского УФАС России по делу № РНП 04-106/17 антимонопольным органом принято решение о не включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в связи со следующим.

Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, уведомил об этом Исполнителя, решение об отказе вступило в законную силу.

Также Заказчик предоставил в УФАС сведения в отношении Подрядчика по факту неисполнения им условий государственного контракта, для включения в Реестр недобросовестных поставщиков.Исполнитель направил в антимонопольный орган возражения на заявление о включении в Реестр.

В возражениях он сослался на свое несогласие с решением об одностороннем отказе от исполнения контракта, и обращение в Арбитражный суд с иском о признании односторонней сделки о расторжении контракта недействительной. Исковое заявление принято к производству (дело № А02- 2486/2017).

Вместе с иском Подрядчик направил в суд заявление о принятии обеспечительных мер. Суд определил приостановить действие решения Заказчика об одностороннем отказе до вступления судебного акта по делу в законную силу.

Рассмотрев заявление Заказчика о включении сведений в Реестр, возражения Поставщика, и учитывая принятое судом решение УФАС пришло к выводу об отсутствии в данном случае оснований для включения сведений об Исполнителе в Реестр недобросовестных поставщиков до принятия судом решения о правомерности одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта.

Читайте также:  Последствие отсутствия предварительного согласования сделки со «стратегом» - ее ничтожность

Любопытно, что после вынесения УФАС решения подрядчик, достигший своей цели, от иска в суде отказался.

Также в качестве обеспечительных мер в иске о признании одностороннего отказа недействительной сделкой могут быть заявлены приостановление вступления в силу уведомления о расторжении, запрет на одностороннее расторжение.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе исполнять контракт, однако, может это сделать только в четком соответствии с нормами действующего законодательства. Попытки прекратить договорные отношения посредством неправомерного отказа от исполнения выявляются в ходе судебных процессов. Если Подрядчик своевременно воспользуется доступными инструментами защиты своих прав, шансы на успешное разрешение спора для него значительно повышаются.

Из смысла статьи 95 ФЗ № 44 следует, что односторонний отказ является мерой реагирования Заказчика на нарушение Поставщиком принятых обязательств.

Для предупреждения возможного конфликта Исполнителю изначально следует относиться к исполнению контракта добросовестно, а также обеспечивать себя доказательствами своего добросовестного поведения, которые могут быть использованы в судебном разбирательстве в случае недобросовестного поведения Заказчика.

Расторжение контракта по 44-ФЗ: особенности и последствия | Контур.Закупки

В ходе закупочной деятельности нередко возникновение ситуаций, когда одна из сторон не соблюдает положения, прописанные в договоре. Если организациям не удаётся разрешить разногласия при общении, он может быть расторгнут. В статье 95 (ч. 8) Закона № 44 нормативно установлены следующие основания:

  • по соглашению сторон
  • в одностороннем порядке
  • по решению суда

Расторжение госконтракта является серьёзным шагом для организации. Перед тем как решиться на него, следует оценить возможные неблагоприятные последствия. Рассмотрим, как выбрать наиболее подходящий способ.

Расторжение контракта по соглашению сторон

В случае отсутствия претензий у сторон, подписавших контракт, возможно его расторжение. Данное условие определено Законом № 44 и может не прописываться дополнительно в договоре. Осуществляется в любое время без дополнительного обоснования.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Вероятны случаи, при возникновении которых госконтракт расторгается по соглашению:

  • невозможно выполнение договора исполнителем по не зависящим от него обстоятельствам
  • заказчик утратил потребность в товаре или услуге, а исполнитель готов к расторжению контракта без возмещения материального ущерба
  • выполнение госконтракта невозможно по причине возникновения форс-мажорных обстоятельств (природные и техногенные катастрофы и аварии, эпидемии и др.)

Расторжение подготавливается как дополнительное соглашение к госконтракту в форме, аналогичной той, в которой подписан сам контракт (на бумажном носителе или в электронном виде).

Соглашение содержит следующие сведения:

  • реквизиты заключивших договор сторон
  • причины расторжения
  • наименование и количество поставленного и оплаченного товара (оказанной услуги)
  • если требуется ‒ сроки возврата перечисленного аванса или обеспечения
  • факт отсутствия претензий у сторон

В письме № Д28и-130, подготовленном Минэкономразвития России, содержится разъяснение, что госконтракт не может быть расторгнут частично. Данная процедура не предусмотрена Законом № 44. При поставке товара или оказании услуг не в полном объёме заказчик осуществляет приёмку и оплату по факту.

Согласно данным ЕИС, во II квартале 2020 года было расторгнуто 103 519 контрактов общей стоимостью 234 млрд рублей. В 98 % случаев контракты расторгались по соглашению сторон.

: 10 ошибок поставщиков при участии в закупках

Возможные последствия! Расторжение госконтракта по соглашению сторон является верным решением, так как поставщик не вносится в РНП (См. также: “Как действовать, чтобы не оказаться в реестре недобросовестных поставщиков“).

Однако в этот документ необходимо внести положение о прекращении обязательств сторон «в том числе в части несения ответственности».

Иначе заказчик может подать иск о взыскании неустойки вплоть до момента истечения срока исковой давности на основании норм статьи 196 ГК РФ.

Расторжение контракта в одностороннем порядке

По инициативе заказчика

Обязательно закрепите возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке в тексте договора. Причины одностороннего расторжения должны быть обоснованы. Сюда можно отнести действия поставщика, когда он:

  • внёс в заявку недостоверную информацию о себе или товаре (например, страна происхождения указана как Япония, а поставлено китайское оборудование)
  • отгрузил некачественный товар
  • не начинал работы или осуществляет их недостаточно быстро (не сможет заменить трубы горячего водоснабжения к началу отопительного сезона)

В случае проведения экспертизы должно быть заключение о том, что поставленный товар ненадлежащего качества. Причины для расторжения контракта должны быть достаточно весомыми, и заказчик обязан оплатить частично поставленные товары или выполненные работы, даже если расторжение контракта происходит по его инициативе. Дальнейшие действия регламентированы частями 12‒15 статьи 95 Закона №44.

После принятия решения о расторжении контракта заказчик в течение трёх рабочих дней направляет информацию об этом в ЕИС (См. также: “Электронный документооборот в закупках“).

Поставщику направляет об этом заказное письмо или сообщение в электронном виде с указанием замечаний. Поставщику даётся десять дней на устранение недостатков. Если этого не произошло, решение вступает в силу.

Если недостатки исправлены, то заказчик отменяет своё решение.

Устранять недостатки можно однократно. В случае повторного нарушения условий контракта заказчик не отменит собственное решение.

Возможные последствия! На основании части 16 ст. 95 Закона № 44 сведения об организации, с которой расторгли контракт по инициативе заказчика, включат в РНП. Также заказчик имеет право на возмещение понесённого ущерба по части 23 той же статьи.

: Новый порядок подачи жалоб по 44-ФЗ

По инициативе поставщика

Поставщик имеет возможность подготовить отказ от исполнения контракта при наличии её закрепления в тексте договора и нарушении его прав. Исполнитель в течение трёх дней сообщает заказчику о принятом решении. Согласно ч. 21 ст. 95 Закона № 44 если заказчиком через десять дней не устранены нарушения, решение о расторжении вступит в силу.

Заказчик может расторгнуть подписанный контракт только по веским причинам:

  • необоснованный отказ заказчика принять товар или оплатить оказанные услуги
  • возникновение обстоятельств непреодолимой силы
  • существенное изменение обстоятельств. Здесь надо чётко следовать нормам статьи 451 гражданского законодательства

Поставщик имеет право на возмещение затрат. Например, средств, направленных на получение банковского обеспечения контракта или приобретение товара у производителя.

В 2020 году заказчики и исполнители могут менять сроки, а также цену контракта, если исполнение его условий невозможно по причине распространения новой коронавирусной инфекции. Например, при работе университета в дистанционном режиме и отсутствии потребности в работе столовой можно не расторгать контракт на поставку продуктов, а продлить.

Возможные последствия! Не следует прибегать к расторжению контракта только на том основании, что он стал невыгодным из-за повышения цен.

Подобную ситуацию можно было спрогнозировать, и, приступив к выполнению условий контракта, выиграть суд будет практически нереально.

При подобном исходе поставщик будет признан уклоняющимся от исполнения контракта. За этим последует включение в РНП.

Расторжение контракта по решению суда

Обращение в суд подаётся, если:

  • в контракте не закреплена возможность расторгнуть контракт по инициативе одной из сторон
  • возможность текстом договора предусмотрена, но на расторжении настаивает лишь одна из сторон, а другая не соглашается с основанием для этого

Возможные последствия! Последствия будут зависеть от того, чью позицию примет суд. Если примут решение в пользу заказчика, то сведения об исполнителе включат в РНП.

: Как уменьшить риски при работе с госконтрактами: 10 правил

Советы тем, кто хочет избежать негативных последствий при закупках

  1. Тщательно анализируйте аукционную документацию (техническое задание, проект контракта и др.) перед подачей заявки.
  2. Фиксируйте результаты предварительных переговоров с представителями заказчика в электронных письмах.
  3. Проверяйте оформление документов. Храните сопроводительную документацию на товары. Сверяйте её с информацией в поданной заявке.

Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ

Когда договор можно расторгнуть в одностороннем порядке Когда заказчик может отказаться от контракта по 44-ФЗ Алгоритм расторжения контракта заказчиком Расторжение по инициативе поставщика Порядок расторжения договора поставщиком

Контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке, если исполнитель или госзаказчик не соблюдают условия. Расскажем, когда стороны могут расторгнуть договор и в каких случаях у исполнителя есть риск попасть в РНП.

Когда договор можно расторгнуть в одностороннем порядке

Контракт по 44-ФЗ можно прекратить по согласию сторон, по решению суда и в порядке одностороннего отказа от исполнения в соответствии с ГК РФ. Стороны могут отказаться от контракта, если выполняются два условия:

  1. Одна из сторон нарушила существенные условия договора и конкретные обязательства, прописанные в тексте контракта. В гражданском кодексе существенными называют нарушения, которые несут для другой стороны такой ущерб что «она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора» (ч. 2, ст. 450, ГК РФ).
  2. В тексте договора прописано условие, что его можно расторгнуть в одностороннем порядке. Если заказчик не указал этого в контракте, то отказаться от исполнения нельзя. Тогда прекратить исполнение договора может только суд, если стороны не договорились мирно.
Читайте также:  Патент с электронным чипом для иностранных граждан

Когда заказчик может отказаться от контракта по 44-ФЗ

Заказчик обязан отказаться от контракта, если:

  • участник заявил ложные данные, благодаря которым победил в закупке;
  • продукция не соответствует документации о закупке;
  • расторгнут инвестиционный контракт на товар, который произвели или модернизировали в России.

Такую обязанность госзаказчика устанавливает ч. 15 ст. 95 44-ФЗ.

В других случаях госзаказчик по своему усмотрению принимает решение об отказе от исполнения договора, если исполнитель нарушил существенные условия:

  • поставил некачественный товар, некачественно выполнил работы;
  • несколько раз нарушил сроки поставки;
  • не успел сдать работы в срок.

Компания «Дарина» победила в электронном аукционе на оказание услуг по уборке помещений и заключила контракт со школой № 1021.

«Дарина» некачественно вела уборку в здании, о чем госзаказчик написал в актах приемки работ. Школа направляла исполнителю претензии и требовала устранить замечания.

Компания на претензии не реагировала, замечания не устранила. Школа взыскала с нарушителя штраф и расторгла договор в одностороннем порядке.

Заказчик может привлечь экспертов и провести экспертизу товара, работ, услуг, прежде чем отказаться от договора. В таком случае он может расторгнуть договор, только если экспертиза выявила нарушения со стороны исполнителя.

Бывает, что заказчики решают расторгнуть договор без существенных оснований и не платят исполнителю за оказанные услуги. Если вы считаете, что исполнили обязательства, а госзаказчик неправомерно отказался от договора, обращайтесь в суд и отстаивайте свою точку зрения. В судебной практике есть примеры, когда суд признал решение заказчика расторгнуть контракт незаконным.

Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области заключило контракт с фирмой «Интеграл» на выполнение работ по мониторингу и выявлению редких видов животных и растений. Фирма предоставила отчет по мониторингу в срок.

Заказчик провел экспертизу выполненных работ и на ее основании решил расторгнуть контракт. Свое решение Министерство обосновало тем, что отчет поставщика не соответствует ГОСТу, нормативным документам и представлен поверхностно.

 

Исполнитель написал заказчику письмо с подробными ми по отчету и попросил отменить решение об отказе. Госзаказчик в ответ на письмо выставил новые замечания. «Интеграл» их устранил, направил новый отчет заказчику и обратился в суд, так как посчитал, что заказчик нарушил процедуру принятия работ.

Суд провел независимую экспертизу по выполненным работам, которая показала, что отчет исполнителя соответствует условиям госконтракта и техзадания.

Замечания, которые выявил заказчик, не являются существенными и не влияют на «общую положительную оценку работы».

Кроме того, Министерство должно было отменить решение о расторжении, если исполнитель за десять дней исправит замечания, что он не сделал. 

Суд признал решение заказчика неправомерным, взыскал с Министерства в пользу исполнителя задолженность по оплате договора, судебные расходы и расходы на экспертизу, которую поставщик проводил дополнительно (№А42-1718/2015).

Алгоритм расторжения контракта заказчиком

Заказчик оформляет решение в свободной форме, в котором указывает:

  • реквизиты договора, который хочет расторгнуть;
  • основание расторжения;
  • срок, в течение которого решение вступает в силу.

В течение трех рабочих дней заказчик размещает решение в ЕИС и направляет его поставщику заказным письмом с уведомлением о вручении.

Дополнительно заказчик может отправить поставщику телеграмму, факс, письмо по электронной почте. Главное для заказчика — это подтверждение о том, что поставщик получил документ, а значит, он надлежаще уведомлен (ч. 12 ст.

95 44-ФЗ). С этого момента у поставщика есть десять дней, чтобы исправить нарушения.

Заказчик отменит решение об отказе, если исполнитель устранит нарушение за десять дней. При повторном нарушении такого шанса не будет, заказчик не отменит решение.

Если поставщик не устранил нарушение в срок, то решение об отказе вступает в силу, контракт прекращает действовать, исполнителя вносят в РНП.

Порядок расторжения договора контролирует ФАС. Исполнителя не включат в РНП, если госзаказчик нарушил порядок и сроки, например, не уведомил поставщика или не опубликовал в ЕИС в срок сведения об отказе от контракта.

Чем грозит неисполнение условий контракта по 44-ФЗ заказчику и исполнителю

Из этой статьи вы узнаете:

  • Обязанности сторон по 44-ФЗ
  • Типичные примеры неисполнения контракта по 44-ФЗ
  • О правовом регулировании ответственности сторон по 44-ФЗ
  • Виды неустойки из-за неисполнения условий контракта по 44-ФЗ
  • Как рассчитать размер штрафа заказчику
  • Как рассчитать размер штрафа поставщику
  • Как уплатить пени и штрафы
  • Можно ли избежать штрафов и пени

Министерством юстиции России обнародован проект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Планируется, что он вступит в силу с 01.01.2021 г. Отдельная глава 28 в новом КоАП разъясняет, к чему приведет неисполнение условий контракта по 44-ФЗ.

Новый закон о госзакупках № 44-ФЗ хотя и детально регулирует отношения, связанные с заключением и исполнением контрактов, но все же вызывает и много вопросов. Постараемся выяснить, чем грозит неисполнение условий контракта по 44-ФЗ для заказчика и исполнителя, и можно ли избежать штрафных санкций.

Обязанности сторон по 44-ФЗ

Статья 94 закона о госзакупках устанавливает комплекс мер, которые позволяют осуществить закупку. При этом заказчик и исполнитель действуют в рамках ГК РФ и закона 44-ФЗ. Речь идет о таких действиях:

  • Приемка всего объема ТРУ либо отдельных этапов в соответствии с условиями соглашения. Сюда же относится осуществление экспертной оценки предоставленных ТРУ или этапов выполнения условий контракта.
  • Оплата покупателем оказанных в рамках соглашения услуг либо отдельных частей работы по договору.
  • Взаимодействие сторон при внесении изменений в условия договора или расторжения последнего по ст. 95 закона 44-ФЗ. А также применение мер и совершение иных действий при неисполнении условий контракта по 44-ФЗ исполнителем или заказчиком.

Заказчикам нужно понимать, что они могут столкнуться с недобросовестными поставщиками, которые не только не выполнят свои обязательства по соглашению, но и нанесут таким образом урон хозяйственной деятельности.

Часть 4 ст. 34 закона 44-ФЗ требует, чтобы в тексте договора содержалось условие об ответственности сторон за неисполнение условий по контракту или их ненадлежащее исполнение. Постановление Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 г.

устанавливает принцип начисления пени и штрафов участникам закупочного процесса.

Данное положение называется «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».

Типичные примеры неисполнения контракта по 44-ФЗ

Среди наиболее распространенных примеров неисполнения условий контракта по 44-ФЗ поставщиком и заказчиком стоит перечислить:

  1. Выполнение работ на момент прекращения контракта.
  2. Выполнение неполного объема работ, указанного в договоре.
  3. Несоблюдение условий, касающихся качества услуг.
  4. Пропуск установленного для оплаты времени.

Согласно ч. 5 ст. 34 закона 44-ФЗ, если покупатель нарушает сроки исполнения обязательств, поставщик может потребовать выплаты пени и штрафов по условиям договора. Отметим, что в п. 6 данной статьи заказчик получает точно такое же право.

Оговоримся, что заказчик не имеет права самостоятельно принимать решение относительно начисления пени, штрафов за нарушение существенных условий контракта по 44-ФЗ.

Если его не устраивает то, каким образом были выполнены условия договора, либо исполнитель не соблюдает сроки, начисляется неустойка.

Кроме того, в тексте соглашения должен быть прописан порядок такого начисления – об этом говорится в п. 4 ст. 34 закона о госзакупках.

Организатор торгов не может изменить порядок начисления пени и штрафов, зафиксированный на законодательном уровне, даже если стороны придут к соответствующему соглашению.

Закон устанавливает ряд случаев, в которых заказчик не должен требовать выплату пени и штрафов. Именно так (согласно ст.

93 закона 44-ФЗ) поступают во время закупок у единственного поставщика на сумму 300 000 или 600 000 рублей.

Данное правило распространяется на ситуации, когда предметом торгов становится поставка медикаментов, посещение зоопарка, театра, других мероприятий развлекательного характера.

Правовое регулирование ответственности сторон по 44-ФЗ

Основными документами, устанавливающими ответственность заказчика и исполнителя, считаются:

  • закон о госзакупках;
  • Постановление Правительства № 1042;
  • Административный кодекс;
  • ГК РФ.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *