ВС РФ и Методические рекомендации Минпромторга

  • ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Именем Российской Федерации
  • РЕШЕНИЕ от 22 октября 2020 г. N АКПИ20-536
  • Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смоленской региональной общественной организации общество защиты прав потребителей «СМОЛЕНСКИЙ ЦЕНТР ПРАВА И СОЦИОЛОГИИ» об оспаривании письма Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 11 мая 2020 г. N ЕВ-32091/15,

установил:

в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации М. от 15 марта 2020 г. N ММ-П9-1861 Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее — Минпромторг России) письмом от 11 мая 2020 г.

N ЕВ-32091/15 (далее — Письмо) направил в высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации методические рекомендации Минпромторга России в случаях введения режима обязательного использования средств индивидуальной защиты в субъектах Российской Федерации (далее — Методические рекомендации), в которых органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациям торговли и правоохранительным органам в случае введения в субъекте Российской Федерации или на его отдельных территориях режима обязательного использования населением в общественных местах средств индивидуальной защиты (масок, перчаток и др.) (далее — СИЗ) рекомендовал принятие ряда мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронаривирусной инфекции (COVID-19). В частности, в пункте 9 организациям торговли рекомендуется при обнаружении на территории торгового объекта посетителя, не использующего СИЗ, представитель организации торговли осуществляет информирование посетителя о необходимости соблюдения обязательных требований и об ответственности за нарушение такого режима. В случае несогласия посетителя исполнять такие требования представитель организации торговли, не вступая в конфликт с нарушителем, вправе отказать посетителю в обслуживании на кассе, вызвать представителей органов внутренних дел для пресечения нарушения.

Смоленская региональная общественная организация общество защиты прав потребителей «СМОЛЕНСКИЙ ЦЕНТР ПРАВА И СОЦИОЛОГИИ» (далее — Организация) обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании Методических рекомендаций недействующими в той мере, в какой они позволяют представителям организации торговли отказать посетителю в обслуживании на кассе в случае, если он не использует СИЗ, поскольку они противоречат пункту 2 статьи 310, пункту 3 статьи 426, статье 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), по смыслу которых не связанный с нарушением со стороны потребителя односторонний отказ лица, обязанного заключить публичный договор, от исполнения публичного договора не допускается, в том числе в случаях, предусмотренных правилами об отдельных видах договоров (например, статьей 782 ГК РФ), а также статье 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей»), запрещающей обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

По мнению административного истца, оспариваемое положение Методических рекомендаций в правоприменительной практике используется в качестве императивного правила, нарушает права неопределенного круга лиц как потребителей товаров и услуг, предоставляя организации торговли возможность уклониться от заключения с потребителем публичного договора.

В судебном заседании представитель Организации П. поддержал административный иск и просил его удовлетворить.

Административный ответчик Минпромторг России и заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации (далее — Минюст России) в письменных возражениях на административное исковое заявление указали, что Методические рекомендации носят рекомендательный и информационно-разъяснительный характер, права, свободы и законные интересы лиц, в интересах которых предъявлено требование, не нарушают.

В судебном заседании представитель Минпромторга России К. поддержал изложенную правовую позицию и просил отказать в удовлетворении административного иска.

Минюст России, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Выслушав стороны, проверив оспариваемый акт на наличие в нем нормативных свойств, позволяющих применять их неоднократно в качестве обязательных предписаний в отношении неопределенного круга лиц, а также на соответствие их действующему законодательству, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит основания для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

Такими правовыми актами могут выступать нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г.

N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее — Федеральный закон N 68-ФЗ) наделил органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1 статьи 11).

Согласно подпунктам «в», «г» пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г.

N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.

Пунктом 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66), коронавирусная инфекция (2019-nCoV) является заболеванием, представляющим опасность для окружающих.

Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», от 2 апреля 2020 г.

Читайте также:  Требования к участникам закупки диктует ее реальный предмет, а не название

N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и от 28 апреля 2020 г.

N 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» период с 30 марта по 8 мая 2020 г. объявлен нерабочими днями.

Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г.

N 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронаривирусной инфекции (COVID-19)» постановлено высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить в том числе определение в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территорий, на которых в случае необходимости может быть продлено действие ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также граждан Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Федеральный закон N 52-ФЗ) установлены обязанности.

Статья 10 названного закона возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

  1. В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона N 52-ФЗ).
  2. В связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в ряде регионов нормативными правовыми актами органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации были установлены требования обязательного использования СИЗ, в том числе масок и перчаток, при посещении объектов торговли.
  3. Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, в случае установления нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации обязательного использования гражданами СИЗ и возможности отказа в обслуживании лиц, не соблюдающих указанное требование, вправе отказать в обслуживании на кассе посетителю, не использующему СИЗ.
  4. Нельзя согласиться с утверждением административного истца о том, что оспариваемые положения Методических рекомендаций носят императивный характер и содержат обязательные для неопределенного круга лиц предписания.

В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г.

N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц.

Методические рекомендации не обладают названными признаками акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, носят рекомендательный характер.

Как следует из текста Письма, они разработаны во исполнение поручения Правительства Российской Федерации в целях принятия органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями торговли и правоохранительными органами установленных законом и нормативными правовыми актами мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия граждан в случае введения в субъекте Российской Федерации или на его отдельных территориях режима обязательного использования населением в общественных местах СИЗ, положений, противоречащих приведенным нормативным правовым актам, не содержат.

  • Методические рекомендации направлены исключительно на защиту здоровья и жизни граждан, на обеспечение благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки, основания для признания их недействующими в оспариваемой части отсутствуют.
  • Руководствуясь статьями 175 — 180, 215, 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
  • решил:

в удовлетворении административного искового заявления Смоленской региональной общественной организации общество защиты прав потребителей «СМОЛЕНСКИЙ ЦЕНТР ПРАВА И СОЦИОЛОГИИ» об оспаривании письма Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 11 мая 2020 г. N ЕВ-32091/15 отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

А.М.НАЗАРОВА

Методические рекомендации Минпромторга России в случаях введения режима обязательного использования средств индивидуальной защиты в субъектах Российской Федерации

14.05.2020

В случае введения в субъекте Российской Федерации или на его отдельных территориях режима обязательного использования населением в общественных местах средств индивидуальной защиты (масок, перчаток и др.) (далее — СИЗ) рекомендуется:

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

  1. До введения режима обязательного ношения СИЗ (масок, перчаток и др.) и в дальнейшем в течении всего периода осуществлять информирование населения субъекта Российской Федерации о необходимости соблюдения обязательных требований с использованием всех видов средств массовой информации.
  2. В ходе информирования населения разъяснять цели введения режима обязательного ношения СИЗ, правила поведения во время действия данного режима, санкции, применяемые в период действия данного режима за нарушения.
  3. Обеспечивать совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований организации торговли печатными информационными материалами о введении режима обязательного ношения СИЗ, о необходимости соблюдения населением обязательных требований (при наличии такой возможности).
  4. Оказывать помощь по налаживанию сотрудничества организаций торговли, аптечных сетей с местными производителями СИЗ, в том числе осуществляющими продажу масок гигиенических.
  5. Организовывать присутствие в пределах территории региона представителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые имеют право привлекать к ответственности нарушителей режима обязательного ношения СИЗ (при наличии такой возможности).
  6. Не привлекать к ответственности представителей организаций торговли за нарушение посетителями объектов торговли режима обязательного ношения СИЗ в случае если представителями организаций торговли приняты меры по недопущению нарушения (посетителю рекомендовано использовать СИЗ, для пресечения нарушения возможно вызвать представителей правоохранительных органов, нарушителю не осуществляется отпуск товара на кассе).
Читайте также:  Не обгонять! Ещё один странный французский закон

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Таким образом, привлечению к административной ответственности подлежит лицо, совершившее административное правонарушение.

Организациям торговли:

  1. До введения режима обязательного ношения СИЗ размещать на территории торговых объектов, в том числе при входе в торговый объект, в торговом зале, печатные информационные материалы о введении режима обязательного ношения СИЗ, в том числе полученные от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
  2. Осуществлять трансляцию аудио- и видео- материалов для населения информации о введении режима обязательного ношения СИЗ в торговых залах и об ответственности за нарушение данных требований.
  3. Обеспечивать сотрудников организации торговли СИЗ (маски, перчатки).
  4. В период подготовки к введению режима обязательного ношения СИЗ организовывать проведение инструктажей персонала и тренингов по порядку действий в отношении посетителей торгового объекта, в том числе нарушителей режима.
  5. Проводить проверку технического состояния и работоспособности средств экстренного вызова при их наличии, определять способы и средства оперативного взаимодействия представителей организаций торговли с представителями органов внутренних дел.
  6. При наличии заинтересованности налаживать сотрудничество с местными производителями на поставку СИЗ, в том числе масок гигиенических.
  7. При наличии в продаже СИЗ организовывать их реализацию посетителям с соблюдением санитарных норм и правил.
  8. При попытке прохода посетителя без СИЗ на территорию организации торговли представитель организации торговли осуществляет:
  • информирование посетителя о возможности приобретения СИЗ при входе на территорию торгового объекта (при наличии такой возможности), а также на его территории (например, выделенная касса);
  • в случае введения на территории субъекта Российской Федерации режима обязательного ношения СИЗ информирование посетителя о необходимости соблюдения обязательных требований и об ответственности за нарушение такого режима.

В случае несогласия посетителя исполнять такие требования, их нарушения, в том числе проникновения на территорию объекта торговли, представитель организации торговли, не вступая в конфликт с нарушителем, вправе вызвать представителей органов внутренних дел для пресечения нарушения.

  1. В случае введения на территории субъекта Российской Федерации режима обязательного ношения СИЗ при обнаружении на территории торгового объекта посетителя, не использующего СИЗ, представитель организации торговли осуществляет информирование посетителя о необходимости соблюдения обязательных требований и об ответственности за нарушение такого режима.

В случае несогласия посетителя исполнять такие требования, представитель организации торговли, не вступая в конфликт с нарушителем, вправе отказать посетителю в обслуживании на кассе, вызвать представителей органов внутренних дел для пресечения нарушения.

Правоохранительным органам:

  1. Осуществлять взаимодействие с представителями организаций торговли в части соблюдения населением режима обязательного ношения СИЗ, профилактики и предотвращения нарушений.
  2. Осуществлять оформление факта правонарушения с проведением последующих действий в установленном порядке.

Методические рекомендации Минпромторга России

Минпромторг России в соответствии с пунктами 12, 13 порученияПредседателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 15.03.

2020№ ММ-П9-1861, в части возможного введения на территории субъектов РоссийскойФедерации режима обязательного использования населением средствиндивидуальной защиты (масок, перчаток и др.) направляет следующиеметодические рекомендации (прилагаются).

Прошу учесть указанные в методических рекомендациях меры привзаимодействии с представителями объектов торговли и довести их до курирующих

отрасль органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Приложение

Методические рекомендации Минпромторга России в случаях введениярежима обязательного использования средств индивидуальной защитыв субъектах Российской ФедерацииВ случае введения в субъекте Российской Федерации или на его отдельныхтерриториях режима обязательного использования населением в общественныхместах средств индивидуальной защиты (масок, перчаток и др.

) (далее – СИЗ)рекомендуется:Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:1. До введения режима обязательного ношения СИЗ (масок, перчаток идр.) и в дальнейшем в течении всего периода осуществлять информированиенаселения субъекта Российской Федерации о необходимости соблюденияобязательных требований с использованием всех видов средств массовойинформации.2.

В ходе информирования населения разъяснять цели введения режимаобязательного ношения СИЗ, правила поведения во время действия данногорежима, санкции, применяемые в период действия данного режима за нарушения.3.

Обеспечивать совместно с органами местного самоуправлениямуниципальных образований организации торговли печатными информационнымиматериалами о введении режима обязательного ношения СИЗ, о необходимостисоблюдения населением обязательных требований (при наличии такойвозможности).4.

Оказывать помощь по налаживанию сотрудничества организацийторговли, аптечных сетей с местными производителями СИЗ, в том числеосуществляющими продажу масок гигиенических.5.

Организовывать присутствие в пределах территории регионапредставителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации,2которые имеют право привлекать к ответственности нарушителей режимаобязательного ношения СИЗ (при наличии такой возможности).6.

Не привлекать к ответственности представителей организацийторговли за нарушение посетителями объектов торговли режима обязательногоношения СИЗ в случае если представителями организаций торговли приняты мерыпо недопущению нарушения (посетителю рекомендовано использовать СИЗ, дляпресечения нарушения возможно вызвать представителей правоохранительныхорганов, нарушителю не осуществляется отпуск товара на кассе).В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях лицо подлежит административнойответственности только за те административные правонарушения, в отношениикоторых установлена его вина.Таким образом, привлечению к административной ответственностиподлежит лицо, совершившее административное правонарушение.Организациям торговли:1. До введения режима обязательного ношения СИЗ размещать натерритории торговых объектов, в том числе при входе в торговый объект, вторговом зале, печатные информационные материалы о введении режимаобязательного ношения СИЗ, в том числе полученные от органов исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.2. Осуществлять трансляцию аудио- и видео- материалов для населенияинформации о введении режима обязательного ношения СИЗ в торговых залах и обответственности за нарушение данных требований.3. Обеспечивать сотрудников организации торговли СИЗ (маски,перчатки).4. В период подготовки к введению режима обязательного ношения СИЗорганизовывать проведение инструктажей персонала и тренингов по порядкудействий в отношении посетителей торгового объекта, в том числе нарушителейрежима.35. Проводить проверку технического состояния и работоспособностисредств экстренного вызова при их наличии, определять способы и средстваоперативного взаимодействия представителей организаций торговли спредставителями органов внутренних дел.6. При наличии заинтересованности налаживать сотрудничество сместными производителями на поставку СИЗ, в том числе масок гигиенических.7. При наличии в продаже СИЗ организовывать их реализациюпосетителям с соблюдением санитарных норм и правил.8. При попытке прохода посетителя без СИЗ на территорию организацииторговли представитель организации торговли осуществляет: информирование посетителя о возможности приобретения СИЗ привходе на территорию торгового объекта (при наличии такой возможности), а такжена его территории (например, выделенная касса); в случае введения на территории субъекта Российской Федерациирежима обязательного ношения СИЗ информирование посетителя о необходимостисоблюдения обязательных требований и об ответственности за нарушение такогорежима.В случае несогласия посетителя исполнять такие требования, их нарушения,в том числе проникновения на территорию объекта торговли, представительорганизации торговли, не вступая в конфликт с нарушителем, вправе вызватьпредставителей органов внутренних дел для пресечения нарушения.9. В случае введения на территории субъекта Российской Федерациирежима обязательного ношения СИЗ при обнаружении на территории торговогообъекта посетителя, не использующего СИЗ, представитель организации торговлиосуществляет информирование посетителя о необходимости соблюденияобязательных требований и об ответственности за нарушение такого режима.В случае несогласия посетителя исполнять такие требования, представительорганизации торговли, не вступая в конфликт с нарушителем, вправе отказатьпосетителю в обслуживании на кассе, вызвать представителей органов внутреннихдел для пресечения нарушения.4Правоохранительным органам:1. Осуществлять взаимодействие с представителями организацийторговли в части соблюдения населением режима обязательного ношения СИЗ,профилактики и предотвращения нарушений.2. Осуществлять оформление факта правонарушения с проведением

Читайте также:  Спорные вопросы регулирования труда руководителя

последующих действий в установленном порядке.

 Министерство промышленности и торговли.pdf

Назад

Методические рекомендации Минпромторга РФ на случай введения масочного и перчаточного режима в регионах России

власти региона в случае введения в субъекте или на его отдельных территориях

режима обязательного использования населением в общественных местах средств

индивидуальной защиты (масок, перчаток и др.) рекомендуется:

в течении всего периода осуществлять информирование населения о необходимости

соблюдения обязательных требований с использованием всех видов СМИ.

введения такого режима, правила поведения во время действия данного режима,

санкции, применяемые в период действия данного режима за нарушения.

совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований

организации торговли печатными информационными материалами о введении режима

обязательного ношения СИЗ, о необходимости соблюдения населением обязательных

требований (при наличии такой возможности).

налаживанию сотрудничества организаций торговли, аптечных сетей с местными

производителями СИЗ, в том числе осуществляющими продажу масок гигиенических.

присутствие в пределах территории региона представителей органов исполнительной

власти субъекта Российской Федерации, которые имеют право привлекать к

ответственности нарушителей режима обязательного ношения СИЗ (при наличии такой

ответственности представителей организаций торговли за нарушение посетителями

объектов торговли режима обязательного ношения СИЗ в случае если

представителями организаций торговли приняты меры по недопущению нарушения

(посетителю рекомендовано использовать СИЗ, для пресечения нарушения возможно

1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

лицо подлежит административной ответственности только за те административные

правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

привлечению к административной ответственности подлежит лицо, совершившее

административное правонарушение.

Организациям торговли рекомендуется:

обязательного ношения СИЗ размещать на территории торговых объектов, в том

числе при входе в торговый объект, в торговом зале, печатные информационные

материалы о введении режима обязательного ношения СИЗ, в том числе полученные

от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов

трансляцию аудио- и видео-материалов для населения информации о введении режима

обязательного ношения СИЗ в торговых залах и об ответственности за нарушение

сотрудников организации торговли СИЗ (маски, перчатки).

к введению режима обязательного ношения СИЗ организовывать проведение

инструктажей персонала и тренингов по порядку действий в отношении посетителей

торгового объекта, в том числе нарушителей режима.

технического состояния и работоспособности средств экстренного вызова при их

наличии, определять способы и средства оперативного взаимодействия

представителей организаций торговли с представителями органов внутренних дел.

заинтересованности налаживать сотрудничество с местными производителями на

поставку СИЗ, в том числе масок гигиенических.

продаже СИЗ организовывать их реализацию посетителям с соблюдением санитарных

посетителя без СИЗ на территорию организации торговли представитель организации

посетителя о возможности приобретения СИЗ при входе на территорию торгового

объекта (при наличии такой возможности), а также на его территории (например,

территории субъекта Российской Федерации режима обязательного ношения СИЗ

информирование посетителя о необходимости соблюдения обязательных требований и

об ответственности за нарушение такого режима.

посетителя исполнять такие требования, их нарушения, в том числе проникновения

на территорию объекта торговли, представитель организации торговли, не вступая

в конфликт с нарушителем, вправе вызвать представителей органов внутренних дел

для пресечения нарушения.

территории субъекта Российской Федерации режима обязательного ношения СИЗ при

обнаружении на территории торгового объекта посетителя, не использующего СИЗ,

представитель организации торговли осуществляет информирование посетителя о

необходимости соблюдения обязательных требований и об ответственности за

посетителя исполнять такие требования, представитель организации торговли, не

вступая в конфликт с нарушителем, вправе отказать посетителю в обслуживании на

кассе, вызвать представителей органов внутренних дел для пресечения нарушения.

Правоохранительным органам:

взаимодействие с представителями организаций торговли в части соблюдения

населением режима обязательного ношения СИЗ, профилактики и предотвращения

оформление факта правонарушения с проведением последующих действий в

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *