Вопросы оплаты труда: отвечает Минздравсоцразвития

  • Повышение оплаты труда в соответствии с Указами Президента Российской Федерации
  • Сроки выплаты заработной платы
  • Индексация заработной платы
  • Минимальный размер оплаты труда
  • Кто устанавливает минимальный размер оплаты труда?
  1. Общие вопросы
  2. Повышение оплаты труда в соответствии с указами Президента Российской Федерации.
  3. Каким категориям работников предусмотрено повышение оплаты труда?
  4. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения заработной платы отдельных категорий работников предусмотрено:
  • педагогическим работникам образовательных учреждений общего образования доведение в 2012 году средней заработной платы до средней заработной платы в соответствующем регионе.
  • педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;
  • преподавателям и мастерам производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования доведение к 2018 году средней заработной платы до средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • работникам учреждений культуры доведение к 2018 году средней заработной платы до средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • преподавателям образовательных учреждений высшего профессионального образования повышение к 2018 году средней заработной платы до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • научным сотрудникам повышение к 2018 году средней заработной платы до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • врачам и работникам медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг)  повышение к 2018 году средней заработной платы до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Также предусмотрено повышение к 2018 году:

  • социальным работникам, включая социальных работников медицинских организаций средней заработной платы — до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • младшему медицинскому персоналу (персоналу, обеспечивающему условия для предоставления медицинских услуг) средней заработной платы — до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • среднему медицинскому (фармацевтическому) персоналу (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) средней заработной платы — до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» предусмотрено доведение оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей, в том числе педагогов в системе учреждений культуры, до уровня не ниже среднего для учителей в регионе.

Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г.

№ 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено доведение к 2018 году средней заработной платы педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до 100% от средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.

  • Кто отвечает за повышение оплаты труда в федеральных государственных учреждениях, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждениях?
  • Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
  • в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
  • Таким образом, вопросы о порядке и условиях оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
  • В федеральных государственных учреждениях вопросы оплаты труда регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583 и нормативным правовыми актами соответствующих федеральных ведомств, являющихся учредителями федеральных государственных учреждений.
  • Обращаем Ваше внимание, что по вопросам оплаты труда работников
  • Как определить, распространяются ли на должность работника нормы Указов Президента Российской Федерации о повышении заработной платы отдельных категорий работников?
  • Педагогические работники

Согласно части 19 статьи 2, частям 20 и 21 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) педагогический работник — это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

  1. Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являются образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение (организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности).
  2. Согласно статье 31 Закона, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, социальное обслуживание, вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам на базе создаваемых специализированных структурных подразделений, деятельность которых регулируется положением, разрабатываемым и утвержденным организацией, осуществляющей обучение.
  3. В соответствии со статьей 91 закона образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  4. Таким образом, при отсутствии лицензии на образовательную деятельность организация не может быть признана организацией, осуществляющей обучение, следовательно, ее работники не являются педагогическими работниками.

Дополнительные разъяснения по данному вопросу можно получить на официальном сайте Минобрнауки России по адресу: минобрнауки.рф/обратная-связь/правила.

Научные сотрудники

Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью (статья 4, Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее – Федеральный закон).

Дополнительные разъяснения по данному вопросу можно получить на официальном сайте Минобрнауки России по адресу: минобрнауки.рф/обратная-связь/правила.

Для врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг), среднего и младшего медицинского (фармацевтического) персоналанеобходимо соответствие наименования должности работника Номенклатуре должностей медицинских работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

Дополнительные разъяснения по данному вопросу можно получить на официальном сайте Минздрава России по адресу: http://www.rosminzdrav.ru/reception/appeals/new.  

Работники учреждений культуры

Повышение оплаты труда работникам учреждений культуры, предусмотренное Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в первоочередном порядке осуществляется в отношении основного персонала учреждений культуры.

Дополнительные разъяснения по данному вопросу можно получить на официальном сайте Минкультуры России по адресу: http://mkrf.ru/internet-priemnaya/.

  • Социальные работники
  • К данной  категории работников относятся работники, по основному месту работы занятые на должностях «социальный работник» в соответствии со штатным расписанием учреждения.
  • Повышение заработной платы отдельным категориям работников, предусмотренным Указами Президента Российской Федерации.
  • Достижение показателей, определенных Указами Президента Российской Федерации, осуществляется в отношении соответствующей категории работников по региону в целом.
  • Во всех субъектах Российской Федерации утверждены  региональные планы мероприятий («дорожные карты») в сфере культуры, образования и науки, здравоохранения, социального обслуживания, которые устанавливают соотношения по категориям  работников до 2018 года.
  • Целевые показатели для поэтапного повышения заработной платы категорий работников конкретных государственных (муниципальных) учреждений в 2013-2018 годах устанавливаются ведомственными планами мероприятий и планами мероприятий самих учреждений.
  • Данные показатели конкретизируются в зависимости от типа учреждений, сложности работ, в регионах с районными коэффициентами – от территории.
  • В отдельных субъектах Российской Федерации при определении средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, в соответствии с Указами Президента Российской Федерации, учитываются выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда: по коэффициентам (районным, за работу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях) и процентным надбавкам к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.
  • При этом в одном субъекте Российской Федерации могут быть различные районные коэффициенты по муниципальным образованиям, что впоследствии влияет на среднюю заработную плату отдельных категорий работников данного муниципального образования.
  • В зависимости от специфики деятельности учреждения его целевые показатели по учреждениям могут отличаться от показателей, установленных для субъекта Российской Федерации в целом.
  • Так, совершенствование систем оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений должно обеспечивать дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности и установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.
  • Таким образом, средняя заработная плата отдельной категорий работников может различаться по видам учреждений.
  • При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории.
  • Заработная плата конкретного работника должна зависеть от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного Указами Президента Российской Федерации, для соответствующей категории работников. 
  • Вопросы оплаты труда социальных работников.
  • В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предполагается повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников — до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
  • К данной  категории работников относятся работники по основному месту работы занятые на должностях «социальный работник», в соответствии со штатным расписанием учреждения.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 июля 2014 г.

№ 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.

В связи с этим, осуществляют работу по подбору, подготовке, повышению квалификации работников указанных учреждений, устанавливают систему оплаты и стимулирования их труда, а также меры социальной поддержки —  органы управления социальной защиты субъектов Российской Федерации.

Типовые вопросы и ответы по вопросам оплаты труда в государственных учреждениях здравоохранения

Обращаем Ваше внимание на то, что в департаменте здравоохранения Воронежской области образована «горячая линия» , которая осуществляет консультирование работников государственных учреждений здравоохранения, подведомственных департаменту здравоохранения Воронежской области, по вопросам, относящимся к оплате труда работников государственных учреждений Воронежской области.

Работники подведомственных учреждений здравоохранения могут обратиться по телефону 8(473)2-12-71-61 в рабочий день с 9-00 до 18-00 и получить консультацию, а именно разъяснения положений, регламентирующих оплату труда, повышения заработной платы, сообщить о задолженности по заработной плате, иных нарушениях при оплате труда. Кроме того для защиты трудовых прав Вы вправе воспользоваться информационно-консультационным порталом Роструда: ОНЛАЙНИНСПЕКЦИЯ.РФ

Читайте также:  Жалобу на почту сдал – в апелляцию попал!

Согласно Указу Президента РФ от 07 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» необходимо обеспечить:

  • повышение к 2018 году средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), — до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) — до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе. Однако часто вопросы об оплате труда медицинских работников рождены из заблуждений. Попытаемся развеять некоторые основные мифы, связанные с заработной платой медицинских работников:
Мифы Реальность
Все работники должны получать среднюю зарплату Средняя заработная плата рассчитывается как соотношение фонда оплаты труда и списочной численности работников. При этом, в соответствии с новой системой оплаты труда, работа каждого сотрудника оценивается индивидуально в зависимости от результатов его труда. Таким образом, даже по одноименным должностям зарплата в медицинской организации может отличаться по размеру.
Должностной оклад = заработная плата Зарплата медработника складывается из нескольких параметров: 1) должностной оклад; 2) компенсационные выплаты: a) носят постоянный характер – это работа во вредных условиях труда, выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями, работа в ночное время; б) из месяца в месяц могут меняться – это выплаты за совмещение должностей, расширение зон обслуживания, увеличение объема работ, сверхурочная работа. 3) стимулирующие выплаты: a) носят постоянный характер – это надбавки за выслугу лет, ученую степень, ученое и почетное звание, выплата молодым специалистам; б) из месяца в месяц могут меняться – это премиальные выплаты по итогам работы, за интенсивность труда и высокие результаты работы, за выполнение особо важных и сложных работ. Размер этих выплат зависит от объема финансовых средств, которое учреждение ежемесячно получает от страховых медицинских организаций по выставленным счетам за оказанную медицинскую помощь и средств областного бюджета, выделяемых на выполнение государственного задания. По методике Росстата, размер начисленной зарплаты учитывается на одно физическое лицо — работника в конкретной медицинской организации. В зарплату включаются все подработки, совмещения, совместительство работника, премиальные выплаты. Если работнику, проживающему и работающему на селе, установлены меры социальной поддержки, то и они включаются в размер начисленной заработной платы.
Размер зарплаты сотрудника учреждения здравоохранения не зависит от объема выполненной работы Размер начисленной зарплаты из месяца в месяц может изменяться в зависимости от отработанных часов и установленных премиальных выплат. Размер зарплаты работника должен зависеть от его личного вклада в деятельность всей медицинской организации. Это очень важное условие реализации майского указа. «Уравниловки» здесь не может быть и увеличение уровня зарплаты каждого конкретного работника должно обеспечиваться за счет качества и результативности его труда. В этих целях руководители медицинских организаций заключают с сотрудниками эффективный договор. Это трудовой договор, в котором конкретизированы должностные обязанности работника, условия оплаты его труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг, а также меры социальной поддержки.

1. Как устанавливается надбавка за качество выполняемых работ при наличии у работника двух и более почетных званий и нагрудных знаков?

В соответствии со ст.

134 Трудового Кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В государственных и муниципальных учреждениях системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень выплат стимулирующего характера (в том числе надбавка за качество выполняемых работ), размеры и условия их осуществления определяются учреждениями самостоятельно в пределах фонда оплаты труда.

2. Устанавливаются ли выплаты компенсационного характера совместителям?

В соответствии со статьей 285 ТК РФ оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, на условиях, определенных трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая доплаты и надбавки компенсационного характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Может ли руководитель учреждения здравоохранения совмещать другие должности?

Статья 60.2 ТК РФ предусматривает возможность выполнения работником, в том числе руководителем учреждения, дополнительной работы за дополнительную оплату.

Дополнительная работа в порядке совмещения должностей может быть поручена руководителю учреждения здравоохранения лицом, уполномоченным на изменение условий его трудового договора, а именно руководителем департамента здравоохранения Воронежской области.

4. Может ли учреждение самостоятельно проводить аттестацию рабочих мест?

В соответствии со ст.

8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией, соответствующей специальным требованиям, в том числе — указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда. 

При этом организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям: 

  1. указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда; 
  2. наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям; 
  3. наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

5. Есть ли установленная форма штатного расписания в бюджетных учреждениях? Можно вносить изменения в штатное расписание в течение года или утверждать новое?

Форма штатного расписания учреждений здравоохранения утверждена приказом Минздравмедпрома РФ от 18.01.1996 № 16 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения».

Штатное расписание составляется по установленной форме всеми учреждениями здравоохранения и утверждается по состоянию на 1 января ежегодно. При этом утвержденные руководителем учреждения штатные расписания согласовываются департаментом здравоохранения Воронежской области.

В течение года допускается внесение изменений в штатное расписание. При этом данные изменения также подлежат согласованию.

6. Какие сроки предусмотрены Трудовым кодексом РФ при выплате заработной платы, отпускных сумм, расчетов при увольнении?

В соответствии со ст.

136 Трудового Кодекса РФ:

  1. заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором; 
  2. оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала. 
  3. В соответствии со ст. 140 Трудового Кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

7. Должны ли дополнительно оплачивать работу, которая выполняется во время отсутствия другого работника (находится в очередном отпуске)?

В соответствии со ст.

151 Трудового Кодекса РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

8. Как производится начисление выплат стимулирующего характера и какие выплаты к ним относятся?

Системы оплаты труда, включая размеры доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Решение о введении выплат стимулирующего характера и условиях их осуществления принимаются учреждениями самостоятельно в пределах фонда оплаты труда.

9. Каков размер доплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни?

Доплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится работникам, привлекавшимся к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, в соответствии со статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации.

Размер доплаты составляет не менее одинарной часовой ставки сверх оклада (должностного оклада) за каждый час работы, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной часовой ставки сверх оклада (должностного оклада) должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

10. В каком размере устанавливаются выплаты стимулирующего характера (премия)?

Размеры выплат стимулирующего характера (премия) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников.

11. Как оплачивается сверхурочная работа?

Повышенная оплата сверхурочной работы составляет за первые два часа работы не менее полуторного размера, за последующие часы — двойного размера оклада (должностного оклада) в соответствии со статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации.

12. Каким документом определены профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников? Какие существуют профессиональные квалификационные группы должностей?

Для учреждений здравоохранения приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 526 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников» установлены четыре профессиональные квалификационные группы должностей работников отрасли: 

  1. первая — «Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня»; 
  2. вторая — «Средний медицинский и фармацевтический персонал»; 
  3. третья — «Врачи и провизоры»; 
  4. четвертая — «Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)».  

Третья квалификационная группа «Врачи и провизоры» состоит из четырех уровней: 

  1. к первому уровню относятся врачи-стажеры. 
  2. второй уровень формируют должности специалистов всех направлений. 
  3. третий уровень – врачи-специалисты стационарных подразделений лечебно-профилактических учреждений, станций (отделений) скорой медицинской помощи и учреждений медико-социальной экспертизы; врачи-терапевты участковые; врачи-педиатры участковые; врачи общей практики (семейные врачи). 
  4. четвертый уровень состоит из должностей врачей-специалистов хирургического профиля, оперирующих в стационарах лечебно-профилактических учреждений; старших врачей.
Читайте также:  Условия договора, побуждающие заплатить раньше. как сделать скидку без переплаты налогов

Минздрав представил параметры новой системы оплаты труда

1 Июня 2021

     Минздрав раскрыл параметры новой системы оплаты труда в здравоохранении и планы по ее внедрению в субъектах. На федеральном уровне будут установлены единые ставки окладов, перечни, размер и условия начисления стимулирующих и компенсационных выплат, региональные коэффициенты. Зарплаты не должны быть ниже нынешних.

     
     Минздрав представил на общественное обсуждение проект новой отраслевой системы оплаты труда и график ее внедрения в пилотных регионах.

Правительство России при участии отраслевых профсоюзов установит единую расчетную величину должностных окладов и коэффициенты дифференциации в зависимости от уровня квалификации, сложности и специфики профессиональной деятельности.

     Размер должностного оклада будет определяться умножением базовой ставки, утверждаемой правительством, на коэффициенты сложности труда и региональные коэффициенты.

Методику расчета этих коэффициентов Минтруд и Минздрав должны совместно определить к августу этого года, говорится в материалах к заседанию Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при правительстве, которая рассмотрела проект 26 мая.      «Поскольку параметры составных частей заработной платы данным проектом не предусмотрены, основные риски в его реализации связаны с определением расчетной величины установления окладов. Мы предлагаем установить их на уровне МРОТ с ежегодным пересмотром», — пояснил глава ЦК профсоюза работников здравоохранения Анатолий Домников.

     Предполагается, что с помощью коэффициентов зарплаты медработников в разных регионах будут выравнены, как и ситуация с дефицитом специальностей в одном регионе и их избытком в другом. Однако абсолютно равными они все равно не станут, отметили разработчики системы.

Именно эти расчеты министерства вызвали у профсоюзов больше всего вопросов.

«В Трудовом кодексе ясно сказано: не должно быть дискриминации зарплаты по географическому признаку при равном объеме работы», — заявил «Ъ» советник главы профсоюза медработников ФНПР Михаил Андрочников.

     «В большинстве случаев размер зарплаты существенно зависит от решений, принимаемых руководителями учреждений. Во многих учреждениях оклады устанавливают непосредственные руководители, единый перечень стимулирующих и компенсационных выплат отсутствует. По результатам пилота будут определены требования к отраслевой системе оплаты труда медработников: требования к установлению должностных окладов и единые перечни выплат стимулирующего и компенсационного характера», — сообщили «МВ» в пресс-службе Минтруда.      Медучреждения смогут также устанавливать свои дополнительные стимулирующие выплаты, источником которых может служить доход от внебюджетной деятельности.

     В масштабе отрасли запустить новую систему оплаты труда медработников планируется не ранее 2023 года.

В этом году пилотный проект будет начат в семи регионах — Якутии, Белгородской, Курганской, Омской, Оренбургской, Тамбовской областях и Севастополе. Он продлится с ноября 2021 по март 2022 года.

При проведении пилотного проекта предусмотрены защитные нормы: заработная плата медработников в этот период не может быть ниже зарплаты по старой системе оплаты труда.

     Проект новой системы оплаты труда разработан во исполнение Федерального закона N 362-ФЗ от 09.11.2020 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

В соответствии с ним требования к формированию окладов, ставок, перечням компенсационных и стимулирующих выплат и условиям их назначения и т.д. должно определять Правительство России, а не власти субъектов или руководители медорганизаций.

Основная цель поправок — нивелировать существенную разницу в окладах работников бюджетной и муниципальной сферы между субъектами.

     Опрошенные «МВ» в 2020 году эксперты заявили, однако, что декларируемые законодателями цели недостижимы без серьезного увеличения финансирования отрасли. По данным недавнего мониторинга Счетной палаты, в регионах есть скрытый дефицит финансирования территориальных программ ОМС. При этом разница в финансовом обеспечении между субъектами может доходить до 3,5 раза на одного застрахованного.      В этом месяце власти Красноярского края решили, например, сэкономить на доплатах медработникам, подменяющим коллег-отпускников. В Минздраве региона объяснили это тем, что медучреждения все чаще жалуются на нехватку средств.
     
     
     Источник:

     https://medvestnik.ru/

     

Вопросы-ответы

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос 1) Замечание Контрольно-счетной палаты: из текста положений премия — это иные стимулирующие выплаты, должна начисляться от оклада

Ответ: Согласно ст.

129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Премиальный фонд формируется в процентном соотношении от общих бюджетных ассигнований на оплату труда (фонда оплаты труда), утвержденных на соответствующий год, рассчитанный исходя из применяемых условий оплаты труда работников согласно Положению об оплате труда работников учреждения (оклады, надбавки, доплаты стимулирующего и компенсационного характера). Таким образом, начисление премии должно производиться не только от оклада, а с учетом выплат стимулирующего характера в виде надбавок и компенсационных выплат, тем самым устанавливая взаимосвязь между размером заработной платы и сложностью, количеством, качеством и результативностью труда работника.

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

  • Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
  • Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
  • Таким образом, учитывая то, что неоднозначность в трактовке нормы локального акта может стать причиной разногласий между работниками и работодателем, рекомендуем более точно сформулировать порядок определения размера премии работникам учреждений, внеся соответствующие изменения в локальный нормативный акт.
  • Вопрос 2) Порядок и сроки повышения (индексации) окладов руководителей учреждения (ежегодно, в течение года).
  • Ответ: Заработная плата руководителя учреждения, его заместителей и главного бухгалтера состоит из должностного оклада, выплат компенсационного характера и премии, порядок определения которых устанавливается соответствующими отраслевыми положениями об оплате труда.

Должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения.

Для определения оклада руководителя муниципального учреждения размер кратности к средней заработной плате основного персонала устанавливается органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя данного учреждения.

  1. При расчете средней заработной платы основного персонала за предыдущий календарный год для определения оклада руководителя не учитываются выплаты компенсационного характера, районный коэффициент и северные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, премиальные выплаты и материальная помощь работников, относимых к основному персоналу.
  2. Должностные оклады заместителей руководителей учреждений и главного бухгалтера рекомендуется устанавливать на 10-30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.
  3. При этом изменение (индексация) величины оклада руководителя учреждения осуществляется в порядке и сроки в соответствии с решениями Правительства Республики Саха (Якутия).

Например, согласно постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 05.02.2019 № 17 «О повышении заработной платы работников учреждений бюджетного сектора экономики в Республике Саха (Якутия)» с 1 января 2019 г. на 4 процента повышена заработная плата прочих категорий работников бюджетной сферы.

К этой категории относятся все работники бюджетной сферы, на которых не распространяется действие «майских» указов Президента РФ от 2012 года.

В муниципальных образованиях к таким работникам относятся работники муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений (за исключением 12-ти «указных» категорий), в том числе руководители учреждений.

Вопрос 3) Для определения оклада руководителя включены должности начальники отделов.

Ответ: В перечень основного персонала для определения оклада руководителя не включаются должности руководителей структурных подразделений и их заместителей.

Основной персонал — это работники учреждения, непосредственно оказывающие услуги (выполняющие работы), направленные на достижение целей деятельности и осуществление видов деятельности, определенных уставом государственного учреждения.

Вопрос 4) Управление муниципальной собственностью и закупками

— по специалистам по имуществу и земле применены общеотраслевые оклады ведущих и главных специалистов (а рекомендованы техники, инженеры);

— для определения оклада руководителя включены должности АУП (см. ответ по пункту 5).

Ответ подготовлен Министерством имущественных и земельных отношений РС(Я):

Когда можно взыскать убытки за срыв переговоров

Роструд на своем сайте ответил на 8 вопросов про выплату зарплаты. 

1. Вправе ли работодатель установить работнику меньшую часть зарплаты в виде оклада и большую часть зарплаты в виде негарантированной  премии? За что работодатель вправе лишить премии?

Да, вправе.

Составными частями заработной платы могут являться:

  • вознаграждение за труд. У работодателей, которые применяют повременную оплату труда, оно обычно устанавливается в виде оклада (фиксированный размер оплаты труда за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат) или тарифной ставки (фиксированный часовой или дневной размер оплаты труда за выполнение нормы труда за час или день соответственно без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат),
  • компенсационные выплаты (например, доплаты и надбавки за вредные условия труда, работу в особых климатических условиях, за сверхурочную и ночную работу и др.),
  • стимулирующие выплаты (премии, надбавки за выслугу лет, за ученую степень и т.д.).

Размер конкретных составляющих заработной платы (например, оклада и премии) устанавливается у конкретного работодателя коллективными договорами, соглашениями, положением об оплате труда (другими аналогичными документами работодателя) в соответствии с трудовым законодательством и с учетом мнения профсоюзов или других представительных органов работников (при их наличии). Установленные в этих документах условия оплаты труда конкретизируются в трудовых договорах с сотрудниками.

Если у работодателя отсутствуют коллективный договор, соглашение, положение об оплате труда (другие аналогичные документы), то составляющие зарплаты и их размер устанавливаются только в трудовых договорах.

При этом что касается порядка выплаты премий, то вышеназванные документы работодателя и(или) трудовой договор должны определять виды премий, их размер (или порядок его определения), периодичность и сроки их выплаты, критерии премирования (за что и при каких условиях выплачивается премия), основания лишения или уменьшения размера премий. При выполнении работником критериев премирования работодатель обязан выплатить премию. 

2. Два работника занимают одинаковую должность в одной и той же организации, выполняют одинаковые обязанности, но имеют разные оклады. Правомерно ли это?

В случае если оба сотрудника имеют одинаковую квалификацию, занимают одинаковую должность, выполняют один и тот же объем аналогичной работы и одинаковые условия ее выполнения,  установление разных окладов неправомерно.

При этом компенсационные и стимулирующие выплаты (надбавки, доплаты, премии и т.д.

Читайте также:  Работодатель и служба занятости: как избежать конфликта

) могут различаться в зависимости от условий и результатов труда, а также наличия оснований для этих выплат, предусмотренных положениями по оплате труда организации.

Например, работники могут привлекаться по-разному к работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, к сверхурочной работе.

Соответственно, и сумма компенсационных выплат за такую работу будет отличаться. У них могут быть установлены разные надбавки за стаж работы (если таковые имеются на предприятии).

Также работники могут получать разные премии, если результаты их труда по количеству и качеству различаются. 

3. В трудовом договоре работодатель указал зарплату не в полном размере, в котором обещал при приеме на работу, часть зарплаты выплачивается «в конверте». Как быть?

Заработная плата (оклад или тарифная ставка) должна быть указана в трудовом договоре в полном размере.

В противном случае, во-первых, может иметь место невыплата со стороны работодателя зарплаты в полном объеме, во-вторых, ущемление прав работников, связанных с обязательным социальным страхованием (уменьшение размера выплат по временной нетрудоспособности, при несчастных случаях на производстве, занижение базы для расчета будущей пенсии и др.) и, наконец, занижение сумм обязательных взносов и налогов, уплачиваемых работником и работодателем в бюджет и государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ). 

Что касается выплат компенсационного характера (оплата ночных, сверхурочных работ и т.д.) и стимулирующих выплат (премии и т.п.), также являющихся составной частью зарплаты, то их виды и размер могут быть определены как в трудовом договоре, так и в положении об оплате труда (ином аналогичном документе) или коллективном договоре. Если компенсационные и стимулирующие выплаты не определяются непосредственно в трудовом договоре, то в нем должна быть сделана ссылка документ, определяющий эти выплаты (положение об оплате труда, коллективный договор, иной документ).

Если в трудовом договоре указан размер зарплаты не полностью, работник вправе обратить к работодателю с требованием принять дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором установить размер зарплаты в полной сумме. При отказе работодателя подписать дополнительное соглашение работник вправе обратиться в суд с требованием об обязании работодателя подписать такое соглашение.

4. Вправе ли работодатель снизить размер или иным образом изменить заработную плату работника в одностороннем порядке и каков порядок оформления данной процедуры?  

Система оплаты труда (сдельная, повременная, окладная, тарифная и т.д.), размер оплаты труда, ее составляющие (вознаграждение за труд, компенсационные выплаты, премии и другие стимулирующие выплаты) — это существенные условие трудового договора, заключенного между работником и работодателем.

Работодатель вправе изменить условия трудового договора, в том числе заработную плату в случае, когда прежние условия труда не могут быть сохранены вследствие изменения организационных или технологических условий труда.

В остальных случаях изменение условий трудового договора, в том числе зарплаты возможно только по соглашению сторон, выраженному в письменной форме.

К числу организационных изменений могут быть, например, отнесены:

  • изменения в структуре управления организации;
  • внедрение определенных форм организации труда (бригадные, арендные, подрядные и др.).

В число технологических изменений условий труда, например, входят:

  • внедрение новых технологий производства;
  • внедрение новых машин, станков, агрегатов, механизмов;
  • усовершенствование рабочих мест;
  • разработка новых видов продукции;
  • введение новых или изменение технических регламентов.

Вышеуказанные перечни являются открытыми и носят оценочный характер.

Снижение продаж и ухудшение финансового положения организации не могут являться причинами, позволяющими работодателю в одностороннем порядке изменить размер зарплаты.

Если в организации действительно имели место изменения организационных или технологических условий труда, то работодатель при намерении изменить условия трудового договора в части зарплаты обязан письменно уведомить об этом работников не позднее, чем за два месяца. В письменном уведомлении работодатель обязан указать причины, вызвавшие изменение условий договора в части зарплаты.

Если работник не согласен на изменение зарплаты, то работодатель обязан ему предложить в письменной форме другую (вакантную) должность или работу.

Если такой должности или работы у работодателя нет или работник отказывается от такого должности (работы), то трудовой договор с работником подлежит прекращению в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 ТК РФ с выплатой работнику выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка.

5. Какую ответственность несет работодатель за задержку зарплаты и в каких случаях? Что делать если работодатель задерживает выплату заработной платы?

Работодатель не вправе задерживать зарплату ни по каким причинам, в том числе в связи с отсутствием денег у организации, с задержкой оплаты услуг организации от ее клиентов и т. д.

Зарплата должна выплачивать не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Если работодатель задерживает выплату заработной платы на срок более 15 дней, то работник вправе приостановить работу (за исключением некоторых случаев) на весь период задержки, письменно уведомив об этом работодателя.

За задержку выплаты зарплаты по любым причинам работодатель обязан выплатить работнику проценты (денежную компенсацию) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.

Работодатель (организация или индивидуальный предприниматель), а также руководитель или другое ответственное лицо организации за задержку зарплаты  могут быть привлечены к административной ответственности (см. Правовое обоснование).

В ряде случаев индивидуальный предприниматель, руководитель или другое ответственное лицо организации за задержку зарплаты  могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Работник при задержке заработной платы за защитой своих прав вправе обратиться в территориальный орган Роструда – государственную инспекцию труда, а также в суд.

6. Вправе ли работодатель выплачивать аванс по зарплате за первую половину месяца в небольшой сумме, а затем производить окончательный расчет за месяц в полном объеме с зачетом сумм выплаченного аванса? 

Нет, нельзя. Говоря о сроках выплаты зарплаты, Трудовой кодекс не применяет понятие «аванс». В соответствии с Трудовым кодексом РФ заработная плата  выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

При этом в понятие «заработная плата» включаются вознаграждение за труд (то есть оплата за фактически отработанное время или за выполненный объем работы), компенсационные выплаты (например, оплата за сверхурочную и ночную работу, за работу в выходные дни и др.), премии и прочие стимулирующие выплаты.

Таким образом, каждая выплата зарплаты должна производиться работодателем с учетом фактически отработанного работником времени (при повременной оплате труда) или выполненного объема работы (при сдельной оплате труда), причитающихся за оплачиваемый период компенсационных выплат.

Что касается стимулирующих выплат (премий и т.п.), то периодичность их выплаты определяется, исходя из оснований и критериев этих выплат (например, если премии являются ежемесячными или ежеквартальными, то выплачивать их два раза в месяц невозможно).

7. В каких случаях и в каком размере работодатель вправе производить удержания из зарплаты? 

Перечень случаев удержаний, которые может производить работодатель без согласия работника из заработной платы работника, закрытый и расширительному толкованию не подлежит.

Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться:

  • для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;
  • для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;
  • для возврата сумм (в том числе зарплаты), излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также при невыполнении по вине работника норм труда или простое по вине работника (вина работника должна быть признана органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров);
  • для возврата заработной платы, излишне выплаченной работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом;
  • при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска (за исключением отдельных оснований увольнения, при которых удержание не производится (см. Правовое обоснование).

Также работодатель может производить удержания из заработной платы работника без согласия работника в других целях (не для погашения задолженности работника перед работодателем), но только в случаях, установленных законами Российской Федерации. К таким законам, которые устанавливают возможные случаи удержаний из зарплаты работников, в частности относятся:

  • Налоговый кодекс (удержание налогов из зарплаты работников),
  • Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ (удержание из зарплаты осужденных),
  • Семейный кодекс (удержание алиментов),
  • Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (удержания по исполнительным листам, приговорам суда и др. исполнительным документам)

и некоторые другие.

  • Общий размер всех удержаний, производимых работодателем из зарплаты работника без согласия последнего, при каждой выплате зарплаты не может превышать:
  • 70% — при удержании из зарплаты при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением;
  • 50% — при удержании из заработной платы по нескольким исполнительным листам (прочим исполнительным документам);
  • 20% — в остальных случаях.

По письменному заявлению работника (то есть по желанию работника) работодатель может производить удержание средств из зарплаты этого работника и их перечисление какой-либо организации или гражданину по любому основанию и в любом размере (например, для погашения кредита или займа, полученного работником (в том числе от работодателя), для благотворительных целей, для оплаты товаров, работ, услуг, для оплаты профсоюзных или партийных взносов и т.д.).

8. На какой размер доплаты имеет право работник, который выполняет обязанности временно отсутствующего работника или работу по вакантной ставке?

Размер такой доплаты определяется по договоренности работника и работодателя.

Эта договоренность может фиксироваться в дополнительном соглашении к трудовому договору или в приказе (распоряжении) работодателя, изданным с согласия работника (согласие может быть выражено в заявлении или соответствующей отметки на приказе).

В соглашении определяется поручаемая сотруднику дополнительная работа, ее объем (если он может быть установлен), срок выполнения такой работы и размер доплаты за нее.

 Если работника не устраивает предлагаемая работодателем доплата, то работник вправе отказаться от дополнительной работы.

Но следует помнить, что доплата положена только в том случае, если выполнение работы, о которой идет речь, не входит в обязанности работника по трудовому договору.

Например, если по должностной инструкции или трудовому договору заместитель руководителя структурного подразделения должен исполнять обязанности руководителя подразделения при временном отсутствии последнего, то доплата заместителю, если иное не предусмотрено трудовым договором, производиться не будет. 

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *