Субсидии подведомственным организациям могут нарушать конкуренцию и интересы частного бизнеса

Субсидии подведомственным организациям могут нарушать конкуренцию и интересы частного бизнеса

В отдельных регионах, где вводятся жесткие ограничения, компании испытывают серьезные сложности / Андрей Гордеев / Ведомости

Малый и средний бизнес, пострадавший от ограничений из-за коронавируса, сталкивается с отказами в выплате зарплатных субсидий, сообщил бизнес-омбудсмен Борис Титов в письме премьер-министру Михаилу Мишустину.

Копия письма есть в распоряжении «Ведомостей», его подлинность подтвердил представитель Титова.

В нем, в частности, говорится, что подразделения Федеральной налоговой службы могут отказать в выплате на основании того, что ограничения введены региональными властями или штабом по борьбе с коронавирусом, а не федеральным оперштабом.

Согласно действующей редакции постановления правительства о выдаче зарплатных субсидий (№ 1513), компенсации в размере от 0,5 до 1 МРОТ на каждого работника предусмотрены для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), работающих в муниципалитетах, где были введены коронавирусные ограничения. При этом одно из условий предоставления поддержки – согласование антикоронавирусных ограничений на уровне федерального оперштаба.

С формальной точки зрения у подразделений налоговой есть основания для отказа, соглашается бизнес-омбудсмен Титов. Но, по сути, программа направлена на поддержку компаний, пострадавших от коронавирусных ограничений в принципе, вне зависимости от того, были они одобрены на федеральном или на региональном уровне, уверен он.

Постановление правительства от 7 сентября 2021 г. № 1513 утверждает правила предоставления в 2021 г. субсидий из федерального бюджета субъектам МСП и СОНКО в размере от 0,5 до 1 МРОТ на каждого работника.

Субсидии предоставляются организациям, ведущим деятельность в пострадавших из-за ухудшения ситуации с распространением коронавируса муниципалитетах, в отношении которых оперштабом принято решение о введении ограничительных мер с 1 августа 2021 г.

Для получения субсидии организация направляет заявление в налоговый орган в течение двух месяцев со дня принятия оперштабом решения о введении ограничительных мер. Средства на данные субсидии на 2021 г. заложены в объеме 8 млрд руб.

«В аппарат Бориса Титова поступили многочисленные жалобы от предпринимателей, которые не получили запланированные зарплатные субсидии, поскольку решение о введении ограничительных мер было принято региональными оперштабами, а не федеральным», – уточнил «Ведомостям» представитель уполномоченного.

В большинстве случаев региональные и муниципальные ограничения вводятся не федеральным, а региональным оперштабом, губернатором или территориальным органом Роспотребнадзора, констатировали в общественной организации МСП «Опора России». Таким образом, получение пострадавшими субъектами субсидий, по действующей редакции постановления, фактически невозможно, согласились там.

Титов предложил Мишустину скорректировать постановление правительства таким образом, чтобы у властей не было оснований отказывать в выдаче субсидий субъектам МСП, которые столкнулись с «региональными», а не федеральными коронавирусными ограничениями. Аналогичное письмо направила и «Опора России» от лица президента объединения Александра Калинина («Ведомости» с ним ознакомились).

На данном этапе поддержка субсидиями все еще востребована, указывают в «Опоре России». Прошлогодние меры поддержки МСП позволили многим предпринимателям удержать бизнес на плаву.

В этом году ситуация не столь драматична на уровне всей страны, но в отдельных регионах, где действуют или вводятся жесткие ограничения, компании все еще испытывают серьезные сложности, уточнил Калинин «Ведомостям».

Глава «Опоры» подчеркнул, что перечень оснований, позволяющих получать субсидии, предусмотренные постановлением, необходимо расширить оперативно, так как в связи с распространением коронавирусной инфекции ожидается рост числа региональных ограничений.

«Ведомости» направили запросы в ФНС, Минэкономразвития, Минфин и аппарат правительства.

Государственные программы поддержки бизнеса (субсидии и гранты) в 2021 году

Бизнес – это всегда не только большие возможности, но и большие риски. Особенно на старте. Хорошо, если у вас есть денежные средства для воплощения бизнес-идеи, в которую вы искренне верите. Но это редкость. Практически все начинающие предприниматели мечутся в поисках финансовой поддержки: а может кредит взять, или одолжить денег у знакомых?

У этой проблемы есть альтернативное решение – воспользоваться государственной помощью бизнесу.

Уже много лет Правительство РФ оказывает помощь малому и среднему предпринимательству (МСП), а также только-только начинающим бизнесменам, за счет разнообразных региональных и федеральных программ. Ничего не изменилось и в 2021 году.

Все меры поддержки регулируются Федеральным законом №209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего бизнеса на территории РФ».

Огромные средства в помощь региональному бизнесу выделяются в рамках федеральной программы Минэкономразвития России. Деньги из федерального бюджета на конкурсной основе распределяются по регионам для выплат субсидий, предусмотренных региональными программами.

Основная цель программ господдержки — поддержать бизнес на всех этапах его развития: от стартовой идеи до расширения и выхода на экспорт. Устраняются многие административные барьеры, популяризируется сам образ предпринимателя. В стране повышаются экономические показатели, увеличиваются рабочие места.

На какую помощь могут рассчитывать представители МСП от государства в 2021 году, расскажем в этой статье.

Виды государственных программ поддержки

В России существуют разные виды господдержки:

  • Финансовая: субсидии, гранты, льготы.
  • Имущественная: предоставление прав на пользование государственным имуществом на льготных условиях.
  • Информационная: создание федеральных и региональных информационных систем.
  • Консультационная: профессиональные консультации в виде обучающих курсов о создании и ведении бизнеса.
  • Образовательная: подготовка и переподготовка сотрудников.

В каждом регионе предусмотрены свои программы поддержки и выплаты из региональных фондов.

Критерии для получения господдержки для представителей МСП

Получить вышеперечисленные виды помощи можно при определенных условиях. Господдержка бизнеса предназначена для ограниченного числа организаций, т. е. субъектов МСП со следующими характеристиками:

  • Микропредприятие – доход должен быть не более 120 млн рублей в год, штат не более 15 сотрудников.
  • Малое предприятие – доход должен составлять до 800 млн рублей в год, штат до 100 сотрудников.
  • Среднее предприятие – доход до 2 млрд рублей в год, штат до 250 человек.

Но и этого будет мало. Помимо данных критериев, действует критерий доли участия в уставном капитале (УК):

  • Не менее 51% от УК должно принадлежать физлицам, либо субъектам малого предпринимательства.
  • Не более 49% может находиться у организаций, не являющихся субъектами МСП.
  • Не более 25% от УК может находиться у региональных властей или у государства, либо некоммерческих организаций.

Дополнительные условия:

  • Деятельность организации не должна превышать 2-х лет.
  • Обязательна регистрация субъекта в ФНС.
  • Обязательно отсутствие задолженностей по кредитам, налогам, социальным отчислениям.
  • И еще одно очень важное условие. На сегодняшний день существует Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в который занесены все субъекты МСП. Если организации по каким-то причинам там нет, получить помощь от государства будет невозможно, даже если были соблюдены все предыдущие условия.

Важно отметить, что в целом большая часть мер господдержки предоставляется бизнесменам без привязки к виду деятельности. Однако, если дело касается финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, то здесь большая часть финансирования идет на поддержку и развитие приоритетных отраслей.

К их числу сейчас относят: сельское хозяйство, здравоохранение, социальную сферу, образование, инновационные технологии, внутренний туризм, розничную и оптовую торговлю, культуру и другие.

Перейдем к рассмотрению денежных мер поддержки и развития бизнеса.

Гранты и субсидии для предпринимателей от государства

Государство оказывает финансовую поддержку предпринимателям в виде программ субсидирования. Это выделение денежных средств в виде субсидий и различных грантов для бизнеса.

В 2021 году размеры грантов и субсидий составляют от 60 тыс. рублей до 25 млн. Чтобы получить представление о мерах поддержки малого бизнеса и среднего бизнеса в регионах, рекомендуем ознакомиться с сайтом Минэкономразвития РФ. Также подробную информацию можно получить в региональных центрах инфраструктуры МСП, их адреса есть на сайте «Мой бизнес».

Цель расходования грантов и некоторых видов субсидий обязательно отражаются в бизнес-плане, который предприниматель должен предоставить в соответствующий орган для получения помощи. Нельзя тратить средства по своему усмотрению. На какие задачи разрешается тратить деньги:

  • Приобретение оборудования или его модернизацию.
  • Аренда или ремонт недвижимости для ведения бизнеса. Не более 20% от полученных денег. Надо заключить договор для подтверждения расходов.
  • Оплата необходимого для ведения бизнеса ПО, получение лицензий, патентов.
  • Закупка сырья, расходных материалов. Не более 20% полученных денег.

За все потраченные деньги потребуется отчитаться, поэтому важно сохранять подтверждающие платежные документы.

Субсидия от центра занятости (ЦЗ)

Данный вид поддержки направлен на неработающих граждан, желающих заняться индивидуальной предпринимательской деятельностью. Чтобы открыть свое дело им необходимо:

  • обратиться в центр занятости и встать на учет в качестве безработного;
  • далее заполнить заявление;
  • пройти предложенный курс по основам предпринимательства и сдать экзамен;
  • затем уже начинающий предприниматель должен выбрать вид деятельности, разработать и предоставить грамотный бизнес-план по данному виду деятельности; Что должно быть прописано в бизнес-плане:
    • Основные перспективы развития конкретного направления бизнеса.
    • Учет рисков, связанных с данными видом деятельности.
    • Пошаговый финансовый план развития.
  • после этапа одобрения заявки нужно будет зарегистрироваться в качестве ИП в налоговом органе;

  • собрать пакет документов и обратиться в государственную организацию с заявлением на предоставление субсидии на развитие бизнеса.

Компенсация выплачивается в 60-ти дневный срок со дня обращения и успешного принятия документов. Начинающим предпринимателям выделят порядка 60 тысяч рублей безвозмездной финансовой помощи. Ее размер невелик, но этих денег вполне хватит покрыть расходы на организацию бизнеса: нотариуса, уплату пошлин и т. д. Сумму субсидии в регионах лучше уточнять в региональных центрах занятости.

Расходование денег строго целевое, иначе их придется вернуть. Спустя 3 месяца вам надо явиться в центр занятости и представить подтверждающие документы по этому вопросу.

Для самостоятельной регистрации ИП вам потребуется время. Чтобы сэкономить его и запустить бизнес в самые короткие сроки, вы можете зарегистрировать ИП с помощью МТС Кассы. Для любого вида бизнеса мы найдем и реализуем оптимальное решение.

Наш пакет услуг для начинающего предпринимателя:

  • Помощь в выборе банка и тарифа РКО, а также услуги по открытию РКО без визита в банк. Бухгалтерское, юридическое, кадровое сопровождение.
  • Бесплатная регистрация юридических лиц и ИП в налоговой.
  • Помощь в выборе кассового оборудования под ваши нужды (покупка онлайн-кассы, аренда, trade in, рассрочка).
  • Товароучетная система. Облачная программа автоматизирует торговые процессы, ведет складской учет, помогает формировать различные отчеты, упрощает процесс контроля за предприятием.
  • Помощь в подключении эквайринга с минимальной ставкой 1%. Открытие счета бесплатно.
  • Мобильный интернет с особым тарифом для мобильных онлайн-касс — удобное решение для курьеров, службы доставки, служб такси и т. д.
  • Сервис, настройка под ключ и техподдержк 24/7.
  • Бухгалтерский интернет-сервис и автоматизация бухгалтерии для ИП.
  • Услугу по переводу торговли в онлайн-формат и сервисы доставки через бизнес-партнеров под ключ. Создание интернет-магазина (настройка приема оплаты, помощь в привлечении клиентов).
  • Инструменты аналитики бизнеса и контроля торговли со смартфона: возможность контролировать свой бизнес из любой точки мира.
  • Интеграции с ERP предприятия.
Читайте также:  Отказ в приеме на работу по гендерному признаку: что решил суд?

Субсидии подведомственным организациям могут нарушать конкуренцию и интересы частного бизнеса Заказать услугу

Субсидия на развитие бизнеса

Субсидия выдается на конкурсной основе для уже работающих молодых предпринимателей, которые хотели бы расширить свой бизнес. Ее размер составляет от 300 до 500 тысяч рублей. Здесь также потребуется бизнес-план, где описывается, что есть на сегодня и что будет после вложения денег.

Конкурсный отбор проводится по показателям: создание рабочих мест, увеличение ЗП сотрудникам, рост выручки и производительности труда, характеристики приобретаемого оборудования.

Государство готово взять на себя до 50% предполагаемых расходов. Важно наличие собственных сбережений для инвестирования в проект. Неизрасходованный остаток начисленной суммы или нецелевое использование финансов необходимо будет вернуть в госбюджет.

Информацию о данной субсидии можно узнать в региональных органах государственной поддержки МСП. Их адреса есть на сайте Корпорации МСП corpmsp.ru и на сайте мойбизнес.рф.

Субсидия за трудоустроенного безработного

В 2021 году согласно Постановлению РФ № 362 от 13.03.2021 г. за каждого трудоустроенного безработного работодателям выплачивается субсидия в размере 3 МРОТ. Принимаемый на работу сотрудник должен числиться как безработный в ЦЗН на 1 августа 2021 года и не иметь статуса индивидуального предпринимателя или самозанятого.

Условия получения субсидии для организации:

  • работодатель зарегистрирован до 1 января 2021 года;
  • отсутствуют долги по налогам и сборам, зарплате, штрафам и т. д.;
  • компания не находится в процессе банкротства, реорганизации, ликвидации;
  • оклад нового сотрудника не менее 1 МРОТ по региону;
  • сотрудник принят на полный рабочий день.

Заявление на получение помощи можно подать на сайте trudvsem.ru через месяц со дня трудоустройства безработного, но не позднее 15 декабря 2021 года. Помощь выплачивается в три этапа.

Информацию о субсидии предоставляет Фонд социального страхования РФ.

Субсидия за простои в нерабочие дни во время эпидемии

Единовременная выплата предназначена для бизнеса из наиболее пострадавших областей. Выплачивается один МРОТ (12 792 рубля) на одного сотрудника. Основание – Постановление Правительства РФ № 1849 от 28.10.2021 г.

Заявления принимаются в ЛК налогоплательщика на сайте ФНС с 1 ноября 2021 года, а выплаты будут происходить с 15 ноября до конца 2021 года. Информацию о субсидии предоставляют региональные налоговые инспекции.

Какие еще есть субсидии

  • На лизинг оборудования. Субсидия на уплату до 70% первого взноса при заключении договора лизинга оборудования. Назначается также по конкурсному отбору.
  • На возмещение ставок по кредитам. Компенсация затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на поддержку и развитие деятельности.
  • На участие в выставках. Компенсация до 50% затрат. Выставка в России – до 350 тыс. рублей, выставка за рубежом – до 700 тыс. рублей.
  • На рекламу в размере до 300 тыс. руб, но не деньгами, а товарами или услугами на рекламную компанию вашей деятельности. Предположим, если вы хотите сделать сайт, или вам надо вести инстаграм.
  • На транспортировку товаров за рубеж, сертификацию продукции, получение патентов и свидетельств – до 3 млн рублей.

Информацию о любой субсидии предоставляют региональные представительства Федеральной Корпорации МСП. Их перечень размещен на сайте Корпорации corpmsp.ru и на сайте мойбизнес.рф.

Из-за пандемии во всех регионах страны начали работать «горячие линии» для поддержки бизнеса в период сложных экономических условий. По специальным номерам телефонов предпринимателей проконсультируют по всем мерам государственной поддержки. Список номеров федеральных и региональных «горячих линий» размещен на сайте мойбизнес.рф

Также работают онлайн-консультации с центрами «Мой бизнес» на официальном ресурсе Минэкономразвития РФ – Цифровой платформе МСП.

Причины отказа по заявке на получение субсидии

Обстоятельства для отказа:

  • Неправильный выбор направления ведения бизнеса. Государство не поддерживает производство алкоголя и табачных изделий, банковскую сферу, области страхования.
  • Повторная подача заявления на субсидию. Вероятность отказа 80%.
  • Неграмотный бизнес-план. Недостаточно подробное рассмотрение доходов и расходов, отсутствие необходимых расчетов, слишком продолжительный срок окупаемости, нет описания экономической и социальной значимости.
  • Завышенный объем необходимого финансирования.
  • Отсутствие описания направления расходования средств. Важно показать, на что будут израсходованы деньги. Без этого госорганы не смогут контролировать целевое расходование денег.

Гранты

Данным видом финансирования могут воспользоваться и те, кто приступает к регистрации бизнеса, и те, кто занимается коммерческой деятельностью не более двух лет. Гранты индивидуальным предпринимателям распределяются по итогам конкурсов. Чаще всего их получают инновационные предприятия, проекты с высокой социальной значимостью, производство и агропромышленный сектор, торговля.

Объем финансирования зависит от бюджета региона. Для подтверждения своих претензий на получение гранта надо доказать принадлежность своей компании к категории МСП и соответствовать всем перечисленным ранее условиям.

Выплатой грантов обычно занимаются Фонд содействия инновациям и Фонды поддержки предпринимательства, которые действуют в каждом регионе страны. Всю актуальную информацию можно узнать на сайтах фондов.

Наиболее популярной и востребованной программой поддержки от Фонда содействия инновациям является программа УМНИК. В ее рамках молодые разработчики и исследователи от 18 до 30 лет могут получить финансирование на реализацию своих научно-исследовательских проектов. Проекты должны быть коммерчески ориентированы.

Предоставление льготных кредитов

Программа льготного кредитования стартовала в начале 2019 года и рассчитана до 2024 года. В программе участвуют 99 банков, которые готовы выдавать предпринимателям кредиты по льготной ставке 7%.

А государство в свою очередь компенсирует банкам недополученную прибыль.

Получить льготный кредит смогут лишь те предприниматели, которые соответствуют целому ряду критериев, и чья сфера ведения бизнеса считается приоритетной для государства.

Рассчитывать на льготное кредитование могут не все, а только те сферы деятельности, которые государство считает более приоритетными:

  • розничная торговля;
  • сельское хозяйство и фермерство;
  • агентства внутреннего туризма;
  • наука и техника;
  • здравоохранение;
  • образование;
  • бытовые услуги;
  • обрабатывающая промышленность;
  • сфера общепита.

Кредит можно взять под конкретные цели. И здесь есть 3 варианта:

  • Взять льготный кредит на пополнение оборотных средств и потратить его, например, на выплату зарплаты сотрудникам. В данном случае сумма кредита составит от 500 тыс. до 500 млн рублей. Срок погашения – до 3 лет.
  • Взять инвестиционный кредит и потратить его, например, на приобретение нового оборудования или ремонт здания. В данном случае предприниматель может рассчитывать на сумму от 500 тыс. до 2 млрд рублей. Кредит надо погасить в течение 10 лет.
  • Взять кредит на рефинансирование и погасить предыдущий займ по ставке 7%. Срок погашения не должен превышать первоначальный срок кредита, но не более 10 лет.

Подробнее ознакомиться с условиями льготного кредитования малого бизнеса и узнать о необходимом пакете документов для банка на получение льготного займа можно на сайте мойбизнес.рф, либо в специализированных центрах Мой бизнес. Их перечень на том же сайте в разделе Инфраструктуры МСП.

Новый льготный кредит по программе ФОТ 3.0

Основание – Постановление Правительства РФ № 1850 от 28.10.2021 г.

Кто вправе получить льготный кредит:

Проблемы правового регулирования субсидий как инструмента финансового обеспечения публично-частного партнерства *

Настоящая статья подготовлена в рамках научно-исследовательской работы СПбГУ «Разработка концепции правового регулирования публично-частного партнерства для России и государств — участников СНГ», финансируемой за счет средств федерального бюджета.

Кустова Маргарита Валерьевна, доцент кафедры государственного и административного права СПбГУ, кандидат юридических наук.

Статья посвящена проблеме совместного участия публично-правовых образований и частных субъектов в решении публично значимых задач. Проанализированы общие тенденции в развитии правового регулирования субсидий и использовании субсидий в рамках публично-частного партнерства.

Ключевые слова: публично-частное партнерство, муниципально-частное партнерство, государственно-частное партнерство, субсидии, бюджетные инвестиции.

В настоящее время отмечается все большее стремление публично-правовых образований обеспечить решение имеющих публичную значимость задач за счет объединения усилий с частными структурами, обнаруживающими в соответствующей сфере свой собственный интерес.

Наличие устойчивых корреляций частного интереса с интересом публичным позволяет использовать различные формы взаимодействия публичных и частных субъектов, создавая предпосылки для наиболее эффективной реализации тех или иных публично значимых проектов.

С позиций свойственного современной российской правовой науке широкого подхода государственно-частное и муниципально-частное партнерство зачастую воспринимаются как охватывающие самые разнообразные формы сотрудничества публично-правовых образований с частными лицами, в том числе и такие, которые не предполагают строго правового оформления. Речь идет о выделении наряду с договорной формой государственно-частного партнерства также и иных форм, к числу которых, кроме корпоративной формы, некоторые авторы относят создание государством консультативных советов с участием представителей частного капитала, проведение встреч, направленных на определение дальнейшей политики, рассмотрение предложений (в том числе связанных с внесением изменений в законодательство) .

См.: Белицкая А.В. Правовые формы государственно-частного партнерства в России и зарубежных странах // Предпринимательское право. 2009. N 2. С. 6 — 11.

Однако с финансово-правовой точки зрения муниципально-частное (как и государственно-частное) партнерство вызывает интерес именно как явление, связанное с выстраиванием особой системы отношений, испытывающей потребность в специальном правовом инструментарии, обеспечивающем наиболее адекватное природе данных отношений регулирование.

В этом смысле механическое объединение в рамках понятия муниципально-частного партнерства любых традиционных форм взаимоотношений муниципальных образований с частными субъектами, сопряженных с использованием сохраняющих свое прежнее содержание форм бюджетных расходов, не создает качественно нового предмета для финансово-правового регулирования, а значит, и для исследований в рамках финансово-правовой науки.

Например, само по себе осуществление закупок товаров (работ, услуг) для муниципальных или государственных нужд, безусловно, испытывающее потребность в совершенствовании их правовой регламентации, в финансовом отношении обеспечивается выделением получателям бюджетных средств бюджетных ассигнований на оплату муниципальных или государственных контрактов (абз. 2 ст. 69 Бюджетного кодекса РФ). Такое выделение имеет место в рамках урегулированных бюджетным законодательством отношений, связанных с исполнением бюджета по расходам. Поставщики же, связанные с муниципальным или государственным заказчиком гражданско-правовыми договорными отношениями, в случае нарушения их права на оплату поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) могут апеллировать к гражданско-правовым способам его защиты. В свою очередь, участие публично-правовых образований в уставном капитале организаций связывается с осуществлением бюджетных расходов в форме бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) предприятиями (учреждениями) (ст. 80 БК РФ). В этом случае основанием предоставления бюджетных инвестиций становится заключение договора об участии публично-правового образования в собственности субъекта инвестиций в соответствии с гражданским законодательством.

Вместе с тем развитие собственно партнерских отношений между публично-правовыми образованиями и частными субъектами предполагает, как представляется, именно объединение на взаимовыгодной основе их усилий, связанных с решением той или иной публично значимой задачи и достижением ожидаемого результата в виде конкретного положительного социально-экономического эффекта. А это предопределяет потребность выявления наиболее адекватных форм финансового участия публично-правовых образований в таких партнерских отношениях и обеспечения их надлежащего правового регулирования.

Меньше оснований для возникновения финансово-правовых проблем усматривается в этом отношении в случае использования публичным субъектом гражданско-правовых инструментов для выстраивания своих отношений с частными партнерами, что имеет место там, где такие отношения в большей степени приобретают эквивалентно-стоимостной характер.

Читайте также:  «Вынужденные» отпуска: риски и возможности

В частности, это справедливо для концессионных соглашений, признаваемых одним из основных инструментов государственно-частного партнерства в современной России. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.

2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» речь идет о соглашении, по которому одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Однако все большее распространение получает использование публичным субъектом таких юридических конструкций, в рамках которых его финансовое участие в решении той или иной имеющей публичную значимость задачи заключается главным образом в создании и поддержании стимулов для ее решения заинтересованными частными субъектами.

Такой подход в полной мере отвечает требованиям реализуемой в настоящее время в России бюджетно-правовой концепции .

Будучи ориентированной на повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, она предполагает реальное усиление самостоятельности и ответственности в бюджетном процессе отраслевых органов исполнительной власти (органов местных администраций), выступающих в роли главных распорядителей бюджетных средств.

При наличии необходимых предпосылок решение возложенных на них задач и функций может обеспечиваться не только силами подведомственных им государственных (муниципальных) учреждений, но и путем привлечения потенциала заинтересованных негосударственных организаций.

«О практике применения антимонопольного законодательства по пресечению «ухода» от конкурентных процедур органами государственной власти и местного самоуправления путем создания и финансирования хозяйствующих субъектов»

Федеральная антимонопольная служба в ходе обобщения практики территориальных органов по применению антимонопольного законодательства по пресечению «ухода» от конкурентных процедур органами государственной власти и местного самоуправления путем создания и финансирования хозяйствующих субъектов направила практику по делам в которых выявляются схемы «ухода» от торгов (иных конкурентных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации) посредством совершения действий, сделок и принятия актов, внешне не противоречащих законодательству, но имеющих своей целью прикрыть сделку, которая должна быть заключена на торгах. Такие действия должны квалифицироваться как действия в обход закона.

  • В настоящее время существует три категории дел, связанных с нарушением статей 15, 16 Закона о защите конкуренции.
  • К первой группе относятся факты нарушения требований части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выраженные в передаче функции органов власти и местного самоуправления хозяйствующим субъектам с наделением их соответствующим финансовым обеспечением для выполнения таких функций (передача функций заказчика работ и услуг для государственных и муниципальных нужд).
  • Примеры таких нарушений имеют место в различных отраслях и сферах деятельности.
  • В таких как дорожное строительство и ремонт, капитальный ремонт объектов социальной сферы, школьное питание, информационно-техническое обеспечение деятельности органов власти, сфера культуры и искусства.
  • Примерами нарушений по части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции данных отраслей и сфер являются:
  • — когда организация в нарушение возложенных на нее полномочий перестала фактически осуществлять функции государственного заказчика на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд дорожной отрасли края, наделив данными полномочиями вновь созданное учреждение;
  • — когда орган местного самоуправления наделил автономное учреждение функциями органа местного самоуправления путем предоставления субсидии, в результате которых Учреждение получило возможность осуществлять расходование средств из бюджета на приобретение товаров, работ, услуг, необходимых для удовлетворения муниципальных нужд (выполнение работ по капитальному ремонту задания образовательного учреждения), без соблюдения процедур, предусмотренных Законом 44-ФЗ;
  • — когда переданы полномочия органа местного самоуправления по реализации муниципальных, региональных и федеральных программ по обеспечению доступного и сбалансированного здорового питания, отнесенного к функциям органов местного самоуправления, иным хозяйствующим субъектам, в том числе созданным в форме автономного учреждения,  что прямо запрещено положением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции;
  •             — когда наделено бюджетное учреждение функциями (полномочиями) органа власти по информационно-техническому обеспечению деятельности иных органов власти.
  • По смыслу статьи 2 Закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг заявителем в отношении государственной или муниципальной услуги может выступать физическое или юридическое лицо, но никак не государственный орган, его территориальные органы, органы государственных внебюджетных фондов и их территориальные органы, органы местного самоуправления.
  • При таких обстоятельствах судебные инстанции, исходя, в том числе из значения термина «государственные услуги», приведенного в Законе об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, руководствуясь вышеуказанными нормами статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях и БК РФ, мотивированно признали невозможным создание бюджетного учреждения для цели выполнения работ, оказания услуг, потребителем которых будет являться орган государственной власти;
  • — когда автономное учреждение, которой в рамках государственного задания была выделена субсидия на организацию и проведение культурно-досуговых мероприятий, осуществляла их не своими силами, а с привлечением на основании гражданско-правовых договоров, заключенных без проведения конкурентных процедур, других хозяйствующих субъектов, фактически исполняло функции государственного заказчика, возложенные в данном случае исключительно на Министерство культуры.

Указанные действия являются совмещением функций органа государственной власти и хозяйствующего субъекта и нарушают запрет, установленный ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

  1. Итак, второй группой нарушений является создание преимуществ унитарным предприятиям, бюджетным и автономным учреждениям, являющимся хозяйствующими субъектами, по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на том же товарном рынке, а, следовательно, создание препятствий осуществлению деятельности таких прочих хозяйствующих субъектов, создание барьеров входа на рынок для них (в данном случае на предприятие или учреждение не возлагаются функции органа власти (функции заказчика), а оно само выполняет работы или оказывает услуги как хозяйствующий субъект).
  2. Такие нарушения квалифицируются по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, согласно которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается:
  3. необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
  4. создание дискриминационных условий;
  5. И такие нарушения также имеют место в различных отраслях.
  6. В таких как организация питания в дошкольных учреждениях, содержание дорого и благоустройство территории, сфера проектирования, содержания мест захоронений, производство и транслирование радио-и телевизионных программ.
  7. Примерами нарушений по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции данных отраслей являются:
  8. — когда органы власти предоставляют учреждениям на основании муниципального задания права на выполнение работ для муниципальных нужд, которые финансируется  путем выделения соответствующих субсидий из бюджета без проведения обязательных процедур, установленных законодательством о контрактной системе. Данное нарушение квалифицируется по пунктам 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции;
  9. — когда бюджетные средства выделяются для оказания услуг по содержанию мест захоронения, в том числе отвод земельных участков без соблюдения обязательных процедур, установленных законодательством о контрактной системе.

К третьей группе нарушений относятся действия органов власти и хозяйствующих субъектов по созданию государственных учреждений, выдача им государственных заданий с последующим субсидированием, и расходование бюджетных средств без проведения конкурентных процедур. Подобные действия «в обход закона» на практике могут признаваться в качестве запрещенных антиконкурентных соглашений.

  • Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции
  • Такие нарушения также имеют место в различных отраслях.
  • В таких как сфера информатизации, выполнение работ по ремонту.
  • Примерами таких нарушений по статье 16 Закона о защите конкуренции данных отраслей являются:
  • — когда выдача учреждению государственных заданий позволило ему расходовать средства из бюджета региона на выполнение работ по созданию единой интеграционной пространственной ГИС региона без соблюдения процедур, предусмотренных Законом 44-ФЗ, что является нарушением пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции;
Читайте также:  Акт недобросовестной конкуренции или осуществление запрещенной деятельности, в которой конкуренция исключена в силу закона?

— когда заключено соглашение, которым учреждению была предоставлена субсидия на выполнение работ по ремонту объектов, относящихся к собственности муниципального образования, без проведения конкурентных процедур.

Данные действия фактически направлены на уклонение от исполнения требований действующего законодательства о проведении торгов и на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок производства общестроительных работ, что свидетельствует об ограничении конкуренции и нарушении п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.

Деятельность ГУПов на конкурентных рынках приводит к их монополизации

Государственная дума России рассматривает законопроект о запрете деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках.

Журнал «Бюджет» попросил разработчика — Федеральную антимонопольную службу — прокомментировать документ.

О целях законопроекта, основных механизмах и разногласиях вокруг него — в интервью заместителя руководителя ведомства Сергея Анатольевича ПУЗЫРЕВСКОГО.

О недостатках унитарных предприятий

— По итогам 2013 года в России насчитывалось примерно 11,2 тысячи унитарных предприятий, но к 2014 году их число увеличилось до 25 тысяч. Сейчас их около 17 тысяч. Скажите, с чем связана такая популярность этой организационно-правовой формы среди муниципальных и региональных властей?

— Очень точно об этом сказал Президент РФ на заседании Государственного совета по развитию конкуренции, которое состоялось 5 апреля 2018 года. Владимир Владимирович Путин отметил: «Проще работать со своими ГУПами и МУПами, чем выбирать эффективных исполнителей на конкурентном рынке».

Первая причина — в устоявшемся бюрократическом мышлении, нежелании находить и использовать новые эффективные способы управления.

Многие предпочитают использовать административный ресурс, а не решать проблемы региона или муниципального образования через создание условий для развития конкуренции.

Другая причина — унитарные предприятия можно использовать, чтобы обойти нормы Закона № 44‑ФЗ. Антимонопольные органы знают о таких случаях, мы нередко с этим сталкиваемся.

ФАС России выявляет многочисленные факты ухода заказчиков от применения норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет передачи бюджетных средств в форме субсидий подведомственным унитарным предприятиям. Последние тратят их на закупки товаров, работ, услуг для нужд заказчика, в том числе и на конкурентных рынках. Например, это могут быть работы по строительству, закупка лекарственных средств и медицинских изделий.

— Какие еще проблемы, кроме перечисленных, видит ФАС?

— Участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках и приводит к их монополизации. К сожалению, несмотря на более чем двадцатилетнюю историю реформирования, все попытки снизить отрицательное влияние унитарных предприятий на развитие российской экономики не дали должного результата.

Согласно отчету Федерального агентства по управлению государственным имуществом «О выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества 2014–2016 годов» в большинстве случаев такие предприятия не осуществляют какой-либо деятельности, кроме сдачи в аренду объектов недвижимости. В связи с этим потребовались новые эффективные меры по их реформированию.

О рассмотрении законопроекта

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о законопроекте, который разработала ФАС для ограничения деятельности унитарных предприятий?

— Напомню, ограничение создания унитарных предприятий на конкурентных рынках — одно из мероприятий Национального плана развития конкуренции на 2018–2020 годы, утвержденного указом Президента РФ № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Федеральная антимонопольная служба в соответствии с Национальным планом развития конкуренции разработала проект федерального закона о запрете деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках.

Документ предусматривает запрет на создание и деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий на товарных рынках, находящихся в условиях конкуренции.

Исключение — если унитарное предприятие создают для обеспечения обороны и безопасности государства, что должно быть предусмотрено федеральным законом, актом Президента РФ либо актом Правительства РФ.

Второе исключение сделано для естественных монополий.

Помимо ликвидации, есть еще два направления реформирования унитарных предприятий.

Первое — преобразование организаций, осуществляющих деятельность на конкурентных рынках, в акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью.

В таком случае государство сохраняет контрольный пакет акций или основную долю, вплоть до 100 процентов. Второй вариант — если унитарное предприятие решает социальные задачи, то его следует преобразовать в бюджетное учреждение.

— Пока законопроект принят в первом чтении Госдумой, однако на него поступили противоречивые отзывы. Например, спикер верхней палаты Валентина Ивановна Матвиенко заявила, что документ противоречит принципу распределения полномочий между уровнями власти, а также Конституции.

— Совет Федерации предварительно рассматривал законопроект и направил свои замечания. Что касается его соответствия нормам Конституции, то нужно отметить следующее: документ проходил оценку на соответствие нормам действующего законодательства, включая Конституцию, и получил положительное заключение в указанной части, в том числе Минюста России.

Регулирование гражданских отношений относится к уровню федеральных законов, то есть к федеральному уровню.

Напомню, что пункт четвертый статьи восьмой Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях определяет, в каких случаях их можно создавать.

Однако механизмы контроля за тем, насколько деятельность унитарных предприятий соответствует определенным в законе целям, законодательно не определены. В результате большинство унитарных предприятий присутствует на конкурентных рынках.

Подготовленный ФАС законопроект не просто полностью соответствует Конституции — он призван обеспечить соблюдение гарантированного восьмой статьей Конституции Российской Федерации баланса защиты частной и государственной форм собственности. Он должен гарантировать защиту прав и законных интересов всех участников соответствующих правоотношений на основе принципа юридического равенства.

— Тем не менее какие претензии возникли к документу и как на них будет реагировать ФАС?

— Когда законопроект начали рассматривать в Госдуме, представители ФАС приняли участие в его обсуждениях во всех фракциях Государственной думы, встречались с профильными комитетами, представителями общественных организаций, Общественной палаты России. Все поступившие замечания были учтены. По результатам ФАС России подготовила и внесла в правительство проект поправок к законопроекту. Сейчас эти поправки находятся на рассмотрении в Государственной думе.

Что предусматривают изменения? Во-первых, унитарные предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, смогут продолжить работу.

Во-вторых, можно будет сохранить предприятия, чья деятельность связана с развитием культуры, искусства и сохранением культурных ценностей.

В-третьих, если унитарное предприятие работает на товарном рынке, где конкуренция отсутствует, то законопроект на него распространяться не будет.

  • Другими словами, поправки позволяют сохранить ГУПы и МУПы на тех товарных рынках, где отсутствует конкуренция.
  • Последняя поправка — срок переходных положений законопроекта продлен до 2023 года.
  • — Если документ не одобрят, какие действия планирует предпринять Федеральная антимонопольная служба?

— Мы уверены, что законопроект будет принят. В противном случае не будут исполнены поручения Президента Российской Федерации. Со своей стороны, ФАС, как я уже говорил, предприняла все меры: законопроект был доработан для снятия всех разногласий.

О некоторых положениях

— Верно ли утверждение, что основная цель законопроекта — снизить долю государства в экономике?

— Как я уже сказал, законопроект разработан во исполнение Национального плана по развитию конкуренции, в котором снижение доли государственного участия в экономике обозначено в качестве одной из основных целей.

Кроме того, преобразование унитарных предприятий в иные организационно-правовые формы (акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью) позволит обеспечить учет государственного и муниципального имущества, а также доходов от его аренды.

  1. Помимо прочего, реформирование унитарных предприятий повысит инвестиционную привлекательность государственной собственности, обеспечит ее участие в хозяйственном обороте, привлечет инвесторов на взаимовыгодных условиях.
  2. — Что предусматривает законопроект в случае, если нарушен порядок создания унитарного предприятия или изменения его вида деятельности?
  3. — Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которое создано с нарушением запрета, предусмотренного законопроектом, либо государственное или муниципальное предприятие, которое осуществляет деятельность в нарушение запрета, подлежит ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
  4. Чтобы обеспечить соблюдение антимонопольных требований к созданию таких предприятий, мы предлагаем дополнить статью 12 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129‑ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» рядом положений.
  5. Они предусматривают, что при государственной регистрации нового унитарного предприятия (в том числе если его создают путем реорганизации) необходимо предоставить в регистрирующий орган заключение антимонопольного о том, что создание нового ГУПа или МУПа не нарушает антимонопольное законодательство Российской Федерации, либо уведомление, что заключение не требуется, если, например, унитарное предприятие создается в соответствии с федеральным законом, актом президента или правительства.

Доля унитарных предприятий в отраслях

Доля унитарных предприятий в общем количестве российских коммерческих организаций, по данным Аналитического центра при Правительстве РФ, незначительна и составляет порядка 0,3%. По размеру выручки большинство из них могут быть отнесены к микропредприятиям.

Большое число унитарных предприятий работает в сферах забора, очистки и распределения воды (33% от всех организаций), поставок электроэнергии, газа, пара и кондиционирования воздуха (9%), сбора и обработки сточных вод (6,7%).

По мнению экспертов, высказанному в ходе круглого стола «Государственный сектор в российской экономике», состоявшегося в аналитическом центре в конце марта 2019 года, ЖКХ имеет самый большой среди перечисленных сфер инвестиционный потенциал со стороны малого бизнеса. Вместе с тем она является стратегической отраслью для городского хозяйства.

Относительно высокая доля унитарных организаций наблюдается в отдельных конкурентных сферах, таких как ритуальные услуги (10% в общем количестве компаний в данной сфере), эксплуатация автомобильных дорог и автомагистралей (7,5%), деятельность физкультурно-оздоровительных комплексов (2,8%) и торговля лекарственными средствами (2,3%).

Унитарные предприятия и госзаказ

Объем закупок в рамках 44‑ФЗ у унитарных предприятий в 2018 году составил 393 миллиарда рублей. Из них только половина была разыграна в рамках конкурентных процедур.

В то же время ГУПы и МУПы сами являются поставщиками в государственных и муниципальных закупках. Они работают на таких конкурентных рынках, как услуги транспорта и складского хозяйства (доля в общем объеме заключенных контрактов по стоимости в прошлом году составила 15%), услуги в области информации и связи (5%), строительные работы (4,5%), и многих других. Подробнее — в таблице.

Таблица. Отраслевая структура закупок у унитарных предприятий в 2018 г

Отрасль / вид деятельности Объем заключенных контрактов с УП, млрд руб. Доля закупок у УП в общем объеме закупок, %
Строительные работы 111 4,5
Электроэнергия, газ, пар и кондиционирование воздуха 57 10,0
Услуги транспорта и складского хозяйства, в том числе: 51 15,0
услуги по перевозке пассажиров в городском и пригородном сообщении 18 41,0
услуги по эксплуатации автомагистралей 16 9,4
услуги почтовой связи и курьерские 10 35,0
Водоснабжение; водоотведение, услуги по удалению и рекультивации отходов 40 41,0
Продукция обрабатывающих производств 32 1,8
Услуги административные и вспомогательные 18 8,4
Услуги в области здравоохранения и социальные услуги 15 20,0
Услуги в области информации и связи 15 5,0
Продукция горнодобывающих производств 15 22,0
Услуги, связанные с научной, инженерно-технической деятельностью 14 4,0
Прочее 25 4,1
Итого 393 5,7

Источник: СПАРК.

Подготовил К. В. ОВЧАРУК

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *