Способ оплаты коммунальных услуг – выбор потребителя

Из-за эпидемии корон­авируса многие добро­порядочные жители России озадачились вопросом: как платить за квартиру, находясь в само­изоляции.​ Платите через интернет.

Способ оплаты коммунальных услуг – выбор потребителя Способ оплаты коммунальных услуг – выбор потребителя

iStock

Способ оплаты коммунальных услуг – выбор потребителя

В Госдуму внесен законопроект о снижении платы за услуги ЖКХ

В памятке, разработ­анной Минстроем, рек­омендуется пользоват­ься дистанционными способами оплаты. Например, через личный кабинет банка, регио­нальные интернет-порталы, сайты организаций-поставщиков воды, тепла, газа, элект­ричества или управляющей организации.

Выходить на улицу ради оплаты ЖКУ наличными не стоит. Тем более что многие отделения банков, расчетные центры и кассы управляющих компаний сейчас на выходных. Используйте ГИС ЖКХ. Система работает на этом сайте.

Через нее можно оплачивать ЖКУ без комиссии, проверять правильность начислений, передавать показания приборов учета, направлять жалобы и обращения.

Передавайте показания по телефону. Передать показания счетчиков можно также по телефону управляющей организации, ТСЖ и ЖСК.

Способ оплаты коммунальных услуг – выбор потребителя

Якушев: При сложностях с удаленной оплатой ЖКУ можно взять рассрочку

Отложите оплату. Если заплатить онлайн не получается — оплату можно отложить.​ В рамках антикриз­исных мер введен временный мораторий на начисление пени за неоплату коммунальных услуг. Он будет действовать до начала 2021 года.

Штрафные санкции не будут применяться при несвоевременной или неполной оплате коммунальных услуг, вывоза мусора, платы за жилое помещение, взносов на капитальный ремонт. Но отсрочка оплаты — вариант для крайних случаев, в первую очередь, для поддержки пожилых людей, которые не привыкли вносить плату дистанцио­нно.

Сэкономьте на капремонте. В некоторых регионах временно отменено начисление взносов на капремонт. Это решение принимается местными властями. За капремонт в течение двух-трех месяцев не будут платить Москва, Московская, Пензен­ская области и некоторые другие регионы.

Способ оплаты коммунальных услуг – выбор потребителя

Летом жители перестанут платить за замену электросчетчиков

Воду не отключат. Как сказал на заседании президиума Коор­динационного совета по борьбе с распрост­ранением коронавирус­ной инфекции председ­атель правительства РФ Михаил Мишустин, коммунальные услуги за долги отключать не будут.

Отложите поверку счетчиков. Как сообщает Минстр­ой, временно приоста­новлена поверка приборов учета. После во­зобновления обычного режима работы предприятий необходимость поверять приборы учета будет восстановл­ена.

Субсидии продлят. Из-за эпидемии будут «автоматически» продлены уже начисляемые субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. Обращаться в органы соцзащиты с заявлением о продлении и документами, подтверждающими доход, не требуется. Этот порядок будет действовать до 1 октября 2020 года.

Об обязанности управляющей организации обеспечить оплату жилищно-коммунальных услуг наличными и без комиссии

Оплата гражданами ЖКУ без комиссии – тема дискуссий с тех пор, как в Госдуму РФ внесён соответствующий законопроект. Пока депутаты рассматривают документ, потребители отстаивают свои права на оплату счетов без комиссии наличными. Рассказываем о судебном деле, в котором УО доказывала, что предоставила жителям МКД такую возможность.

Отсутствие возможности оплатить ЖКУ наличными без комиссии – нарушение прав потребителя

Роспотребнадзор по жалобе жителя одного из домов в Ростове-на-Дону провёл внеплановую проверку деятельности управляющей домом организации.

По итогам ведомство выдало компании представление об устранении нарушений: УО не обеспечила потребителям возможность оплаты коммунальных услуг наличными без необходимости оплаты комиссии.

Компания была привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ – нарушение прав потребителя, штраф составил 30 тыс. руб..

Управляющая организация не согласилась с этим и подала иск в суд, требуя признать незаконным постановление о назначении административного наказания и представления об устранении нарушений.

Компания ссылалась на то, что у потребителя есть возможность оплатить ЖКУ без комиссии через интернет, в личном кабинете.

К тому же автор жалобы отозвала её в момент, когда Роспотребнадзор проводил проверку, поэтому оснований для контрольных мероприятий у ведомства не было.

Способ оплаты коммунальных услуг – выбор потребителяКак запрет на комиссии при оплате ЖКУ отразится на работе УО и РСО

Роспотребнадзор привлекает компании к ответственности за отсутствие возможности внести плату наличными без комиссии

Суд первой инстанции, принимая решение, сослался на нормы «Закона о правах потребителей» от 07.02.1992 № 2300-I. В соответствии с ч. 1 ст. 16.

1 № № 2300-I, продавец обязан обеспечить возможность оплаты товаров/работ/услуг путём использования национальных платёжных инструментов, а также наличных расчётов по выбору потребителя. Согласно ч. 5 ст. 16.

1 № 2300-I, продавец также несёт ответственность за возникшие у потребителя убытки, вызванные нарушением требований ч. 1 ст. 16.1 № 2300-I.

Ссылку УО на то, что оплату без комиссии потребители услуг могут провести через сайт компании, суд отклонил, поскольку такой сервис не позволяет жителям дома платить наличными, на что пожаловался потребитель и из-за чего компания и была привлечена к административной ответственности.

Истец имел возможность соблюсти правила и нормы, за нарушение которых компания была наказана, но он не предпринял все зависящие от него меры по их соблюдению с той степень. заботливости и осмотрительности, в которой это необходимо согласно НПА. При этом отзыв жалобы потребителя не указывает на отсутствие вины УО.

Судья признал законными действия Роспотребнадзора. Он не нашёл никаких смягчающих вину компании обстоятельств, поэтому штраф в 30 тыс. руб. был оставлен в силе.

Способ оплаты коммунальных услуг – выбор потребителяКак проводится процедура лишения лицензии управляющей организации

Уо должна обеспечить жителям мкд возможность оплатить счета за жку без комиссии

Спор переместился в суд апелляционной инстанции, где истцы указали на то, что потребители могут оплачивать ЖКУ наличными денежными средствами в отделениях ПАО «Сбербанк России» и с использованием ГИС ЖКХ, внося наличные через Почта банк в кошелёк «Виртуальный мир».

При этом банки и иные кредитные организации, через которые потребитель платит за ЖКУ, вправе устанавливать комиссии при совершении операций. Сама УО никакие комиссии при расчётах за коммунальные услуги не устанавливает и не взимает.

Апелляционный суд рассмотрел эти доводы УО, в том числе проанализировал договор компании с ПАО «Сбербанк России» и указал на то, что по его условиям при оплате услуг ЖКУ, кроме канала «Автоплатёж», с потребителя взимается плата за услуги в соответствии со сборником тарифов. Также управляющая организация не доказала, что при использовании сервиса «Виртуальный мир» для оплаты счетов через ГИС ЖКХ с потребителя комиссия не взимается.

Приведённый компанией способ оплаты предполагает обязанность потребителей оплачивать комиссию при внесении наличных платежей. При этом неважно, кому уплачивается комиссия. В любом случае это не свидетельствует о выполнении УО обязанности по обеспечению возможности наличной оплаты услуг. Такая возможность не должна быть обусловлена необходимостью дополнительных затрат.

Доводы компании о том, что установка кассы для приёма платежей станет источником дополнительных затрат для УО, не включённых в размер платы за жилое помещение, суд также не принял.

Роспотребнадзор не обязывал компанию устранить нарушения именно таким способом: УО может, например, вынести на ОСС предложение о включении комиссий в размер платы по договору управления.

Жалоба компании была отклонена.

Суд кассационной инстанции не нашёл нарушений в выводах коллег. ВС РФ рассматривать дело № А53-23624/2019 не стал.

Способ оплаты коммунальных услуг – выбор потребителяАнтикризисные меры для УО: рекомендации от предпринимателя и юриста

На заметку

Управляющие организации, взимая плату за ЖКУ, должны помнить не только о требованиях жилищного законодательства, но и о правах потребителей таких услуг. Согласно ст. ст. 1, 16, 16.

1, 37 № 2300-1, компания обязана обеспечить своим клиентам возможность внесения платы по квитанциям путём наличного расчёта без необходимости оплачивать комиссии. В ином случае надзорное ведомство вправе привлечь УО к ответственности по ч.

4 ст. 14.8 КоАП РФ со штрафом до 50 тыс.руб..

Взимание комиссии при оплате жилищно-коммунальных услуг – камень преткновения для всех заинтересованных сторон: УО, РСО, банков и платёжных агентов, потребителей и законодателей.

Законопроект об отмене комиссий для граждан находится на рассмотрении Госдумы РФ с февраля 2020 года и пока не принят во втором чтении.

На сегодня депутаты решили отменить комиссии при оплате ЖКУ только для пенсионеров и получателей соответствующих субсидий.

О том, как отмена вознаграждения при внесении платежей отразится на работе УО и РСО, рассказывала глава Экспертного совета Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1» Елена Шерешовец в одном из выпусков онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются». Посмотреть видео и узнать подробности вы можете, перейдя по ссылке.

Как оплачивать услуги ЖКХ без управляющих компаний :: Жилье :: РБК Недвижимость

О том, зачем владельцам квартир переходить на прямые договоры с РСО и как это сделать — в карточках «РБК-Недвижимости»

Способ оплаты коммунальных услуг – выбор потребителя

Сергей Коньков/ТАСС

В конце марта этого года Госдума приняла закон о прямых расчетах между собственниками жилья и ресурсоснабжающими организациями. С апреля жильцы многоквартирных домов смогут заключать договоры об оказании услуг ЖКХ без посредничества управляющих компаний.

«РБК-Недвижимость» разъясняет, какова цель законодательных изменений, как заключить прямой договор с РСО и что это даст потребителям.

ЗаконодательствоПочему владельцам жилья разрешили вести расчеты с РСО напрямую

Такая мера введена для борьбы с долгами управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями. По данным Минстроя России, к сегодняшнему дню УК задолжали ресурсникам 250 млрд руб. Эти деньги были собраны управляющими компаниями с потребителей, но РСО так и не перечислены.

  • Осенью прошлого года премьер-министр России Дмитрий Медведев на встрече с вице-премьерами заявил о «вопиющей ситуации» с долгами, когда люди вовремя платят за услуги ЖКХ, «а дом из-за недобросовестности управляющей компании отключается от теплоснабжения».
  • Президент Владимир Путин на ежегодной пресс-конференции тоже потребовал отрезать управляющие компании от денежного потока, поскольку они «далеко не всегда расплачиваются вовремя и в полном объеме».

Услуги ЖКХКакие из них теперь можно будет оплачивать напрямую

Законодательство устанавливает возможность заключения договоров на прямую оплату холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, а также на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (вывоз мусора). Расчеты за газ и электричество уже производятся без участия управляющих компаний.

ПлатежиОбязателен ли переход на прямые договоры с РСО

Читайте также:  Смягчающие поправки в законодательство о контрольно-кассовой технике

Нет, заключать прямой договор с РСО необязательно. Если жильцов дома устраивает работа управляющей компании или ТСЖ, они могут по-прежнему оплачивать коммунальные услуги через них. Но важно, чтобы УК не имела задолженностей перед ресурсоснабжающими организациями, потому что тогда ресурсники сами откажутся от ее услуг — в одностороннем порядке.

Если средства на оплату услуг ЖКХ собирались с жильцов в течение двух месяцев, но так и не были перечислены поставщику ресурсов, то по решению суда или по акту сверки он может перейти на получение платежей от граждан напрямую.

ДоговорМожет ли собственник квартиры самостоятельно отказаться от управляющей компании

Нет, один человек не сможет перейти на прямой договор с поставщиками. Решение должно быть принято на общем собрании владельцев жилья. Если за это проголосуют собственники, владеющие не менее 50% имущества дома, тогда на прямые договоры будет переведен весь дом целиком.

После проведения собрания жильцы должны передать копии протокола и решения в РСО. Договор будет заключен автоматически, подписывать его каждому жильцу не придется.

СрокиСколько времени потребуется на переход к прямой оплате

Если инициатива исходит от жильцов дома, то ресурсоснабжающая организация может взять три месяца на то, чтобы подготовиться к осуществлению расчетов с этим домом напрямую.

Если сама РСО расторгает договор с управляющей компанией, то она должна перейти на прямые расчеты с собственниками жилья в течение 30 дней с даты направления в УК уведомления об одностороннем отказе от ее услуг.

ВыгодаЧто изменится для потребителя услуг

По идее — ничего. Кроме того, что потребитель будет знать, что выплаченные им деньги ушли к поставщику ресурса, а не осели на счетах управляющей компании или были использованы не по назначению.

ТарифыСтанут ли коммунальные услуги дешевле или дороже, если их оплачивать напрямую

Нет, переход на прямые расчеты никак не повлияет на стоимость услуг. Тарифы будут расти в обычном порядке — сейчас рост в среднем по России составляет 4% в год.

Управляющие компанииКаковы будут последствия для них

По прогнозам Минстроя России, переход на прямые расчеты с поставщиками ресурсов вынудит уйти с рынка ЖКХ около 30% управляющих компаний. Глава Минстроя Михаил Мень заявлял, что рынок покинут как раз те компании, которые использовали деньги не по назначению, «зарабатывали не на управлении жильем, а на управлении деньгами».

Способы оплаты коммунальных услуг, оплатить ЖКУ через терминал или ТСЖ, оплата через личный кабинет и мобильный банк

Сегодня оплата жилищно-коммунальных услуг выходит на принципиально новый уровень. Чтобы погасить долг по жку совсем не обязательно отправляться на почту или стоять в очереди специализированного отделения. На сегодняшний день каждый гражданин Российской Федерации может выбрать самый удобный вариант погашения задолженности. Населению доступно пять способов:

  1. Оплата коммунальных услуг через терминал
  2. Оплата коммунальных услуг через тсж
  3. Оплата коммунальных услуг через личный кабинет
  4. Оплата коммунальных услуг через мобильный банк
  • выплата через банк;
  • с помощью удаленных каналов обслуживания;
  • специализированные терминалы;
  • электронные платежи;
  • государственная почта.

Каждый из вышеперечисленных способов имеет свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при выборе. Интернет отыгрывает главенствующую роль в формировании связей с жилищным фондом. Различные средства электронной коммуникации позволяют оплатить счета, не выходя из дома, а также осуществить:

  • переводы денежных средств между пользователями;
  • заключение контрактов;
  • расчеты по счетам в различных сферах.

Онлайн операции осуществляются моментально, поэтому у плательщиков не возникает проблем с задержкой денежных средств.

На сегодняшний день платежные терминалы – это самый быстрый и удобный способ оплаты товаров и услуг. Он подойдет активным людям, которые вынуждены бывать в разных местах города ежедневно. При отсутствии доступа к сети Интернет терминал является самым доступным методом, с помощью которого можно погасить практически любую задолженность. Алгоритм действий для совершения операции:

  • пункт «Платежи»;
  • выбор необходимого типа услуг;
  • введение информации о местонахождении и предприятии, которое занимается обслуживанием дома или квартиры;
  • следующий пункт – указание суммы и лицевого счета;
  • вложение наличных в приемник для купюр.

Терминал – очень надежное оборудование, поэтому не стоит думать о рисках, совершая финансовую операцию. Каждый терминал выдает чек со всей необходимой информацией. Найти его возможно в отделении сбербанка, который имеет отличную репутацию на сегодняшний день. При выборе организации необходимо учитывать, какая комиссия будет запрашиваться за проведение операции.

Оплата коммунальных услуг через тсж

В тсж принимаются, как наличные, так и безналичные расчеты. Доступ к данному способу имеют жильцы с договором, в котором указывается:

  • название товарищества собственников жилья;
  • имя, фамилия и отчество председателя тсж;
  • основания для признания действительности договора.

Товарищество собственников жилья, как обособленная организация, гарантирует гражданам не только выполнение различных работ и обслуживания. В полномочия тсж входит также перечисление коммунальных услуг по следующим направлениям:

  • использование воды горячей и холодной;
  • отведение воды (стоки);
  • система центрального отопления;
  • потребление электроэнергии.

Каждое тсж должно иметь собственную бухгалтерию, в которой фиксируется цель использования денежных средств. В квитанции от товарищества собственников жилья указывается:

  • выбранный тариф;
  • данные плательщика;
  • информация о предоставлении дополнительных услуг.

Существовать товарищество может только за счет средства жильцов. Однако коммунальные платежи никогда не распределяются на цели текущего или капитального ремонта, они сразу перечисляются в необходимые организации.

Оплата коммунальных услуг через личный кабинет

Есть несколько вариантов оплаты жку с помощью сети Интернет. Воспользовавшись одним из специализированных сайтов, жилец может создать личный кабинет (ЛК), через который возможно управлять всеми счетами. Для создания личного кабинета необходимо пройти процедуру авторизации. Обычно для регистрации требуется следующая информация:

  • электронная почта;
  • собственный пароль для защиты (не менее шести символов);
  • имя, фамилия и отчество гражданина;
  • номер квартиры, по которой будут осуществляться отчисления;
  • номер телефона для контактов;
  • лицевой счет собственника или квартиросъемщика.

Далее необходимо ввести символы текста из капчи, чтобы система могла идентифицировать человека. В ЛК будет храниться следующая информация:

  • история всех отчислений;
  • счета, выставленные собственнику или квартиросъемщику;
  • личные данные;
  • другая важная информация.

Используя возможности ЛК, возможно избавиться от траты времени на повторный ввод лицевого счета, номера банковской карты и личных реквизитов. Произвести оплату необходимых услуг можно с помощью карт:

  • Visa (кроме VISA Electron);
  • MasterCard;
  • Maestro Сбербанка.

Специальные сервисы позволяют быстро узнать информацию по задолженности или переплате. Получить подтверждение выплаты возможно любым удобным способом. Зачисление всегда осуществляется на протяжении одного или трех рабочих дней.

Мобильный банк – еще один удобный и доступный способ оплаты счетов. Для выполнения операции необходимо:

  • создать SMS-запрос для банка, в котором обсуживаетесь;
  • получить SMS с кодом, с помощью которого необходимо подтвердить транзакцию (с соответствующими реквизитами);
  • передать сообщение в банковскую организацию для подтверждения проведения операции.

Произведение контроля над поступившими сообщениями является необходимой мерой, которая решает вопросы дублирования финансовых операций. Если система распознает два одинаковых по смыслу сообщения, тогда абоненту придет уведомление об ошибке. Для подтверждения транзакции необходимо повторно отправить соответствующее SMS через шестьдесят минут. При создании SMS указывается:

  • код получателя;
  • реквизиты;
  • период зачисления (не обязательно для заполнения);
  • четыре последние цифры карточного номера.

Об успешном завершении процедуры абонент узнает из сообщения, которое отправляется системой для информирования клиента. С помощью мобильного банка можно быстро узнать информацию о задолженности, переплате и других важных данных.

Об обязательном способе внесения платы за ЖКУ без комиссии

Необходимость уплаты комиссионного вознаграждения при приеме платежей за жилищно-коммунальные услуги – больной вопрос и для потребителей, и для управляющих МКД.

Потребители хотят вносить плату без комиссии, а управляющие, напротив, стремятся избежать уплаты комиссии за прием платежей потребителей за счет поступлений за услугу управления МКД (фактически источник прибыльности УК).

Поэтому они нередко заключают договоры с платежными агентами или кредитными организациями, которые не предполагают взимание вознаграждения с управляющего. Значит, такое вознаграждение будет получено с плательщика. Насколько это законно?

В № 3, 2016 (см. статью С. Н. Козыревой «Несколько вопросов о приеме платежей») эксперт пришла к выводу, что у УК нет обязанности брать уплату комиссии на себя. Однако в последнее время суды делают прямо противоположный вывод. Предлагаем ознакомиться с судебными актами и выяснить, почему УК и ТСЖ все же штрафуют за правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ.

Согласно п. 1 ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ № 2300-1) продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Субъекты предпринимательской деятельности, у которых доход, признаваемый для целей налогообложения за предшествующий календарный год, не превышает предельные значения, установленные Правительством РФ для микропредприятий (сегодня это 120 млн руб.

), обязаны обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт. Речь идет о платежной карте «Мир», поскольку по смыслу ч. 2 ст. 30.1 Федерального закона от 27.06.

2011 № 161‑ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон № 161‑ФЗ) международные платежные карты не являются национальными платежными инструментами (Письмо Роспотребнадзора от 22.07.2015).

К сведению:

С 01.10.2017 п. 1 ст. 16.1 Закона РФ № 2300-1 будет изложен в новой редакции, согласно которой обязанность принимать к оплате национальные платежные инструменты распространяется на продавца (исполнителя), у которого выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превышает 40 млн руб. (см. Федеральный закон от 10.05.2017 № 88‑ФЗ).

В соответствии с п. 4 ст. 16.

1 Закона РФ № 2300-1 при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов. Это прямой запрет на включение в квитанцию на оплату ЖКУ дополнительной строки «Комиссия банка» (при условии, что такая комиссия не уплачивается в случае приема платы наличными).

Правила, изложенные в ст. 16.1 Закона РФ № 2300-1, фактически продублированы в ст. 37 в отношении оплаты выполненной работы, оказанной услуги. Так, в данной норме указано:

  • оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством РФ;
  • при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится по указанию продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), ведущему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или другими нормативными правовыми актами РФ.
Читайте также:  Онлайн-тестирование закончено! 65 участников перешли на второй этап

Добавим, и в ст. 16.1, и в ст. 37 Закона РФ № 2300-1 особо отмечено, что обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств (в кассу организации, кредитной организации, банковскому платежному агенту, платежному агенту).

Право потребителя по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках, или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, прописано в пп. «а» п. 65 Правил предоставления коммунальных услуг. При этом конкретный способ оплаты может быть установлен договором, содержащим положенияо предоставлении коммунальных услуг.

Примеры судебных решений о привлечении УК (ТСЖ) к административной ответственности

В нашем распоряжении есть несколько судебных актов, датированных 2017 годом, в которых сделаны заключения об обязанности УК (ТСЖ) обеспечить возможность внесения платы за ЖКУ без уплаты потребителем дополнительной комиссии, причем самый очевидный способ – это прием наличных в кассу организации.

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2017 № 06АП-7210/2016 по делу № А73-13056/2016 Заключенные до 01.01.2016 договоры с банком и почтой о приеме платежей предусматривали обязанность агента УК уплачивать вознаграждение за услуги по приему платежей, но с указанной даты по дополнительным соглашениям размер комиссии по принятым платежам взимается непосредственно с плательщика. УК не представила потребителю информацию о наличии права выбора оплатить Не обеспечена возможность производить оплату услуг путем внесения наличных денежных средств по выбору потребителя без учета комиссии за перевод через платежных агентов
услуги в сумме выставляемого платежа иным способом, не предусматривающим комиссионный сбор
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2017 № 19АП-7586/2016 по делу № А48-4294/2016 Оплата коммунальных услуг производится через кассу платежного агента с учетом комиссии. УК не организовала кассу для приема от населения наличных денежных средств в оплату оказанных коммунальных услуг. УК не указала в договоре и не проинформировала граждан иным образом о возможности оплатить услуги наличными средствами путем расчетов через субъектов национальной платежной системы без взимания денежных средств за другие услуги и без начисления комиссии Потребителю не предоставлена возможность оплачивать коммунальные услуги без комиссии. Вынесено предписание прекратить нарушение права потребителя на выбор способа оплаты услуг наличными денежными средствами
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 30.03.2017 № 7-555/17 по делу № 12-834/16 В соответствии с протоколом решения общего собрания членов ТСЖ было принято решение оплачивать услуги банка за ведение расчетного счета и перечисление платежей из резервного фонда ТСЖ без привлечения дополнительных средств собственников. Однако правление ТСЖ расторгло договор и собственники были вынуждены уплачивать комиссионные сборы. Данных о том, что названное решение было отменено и доведено до сведения собственников жилья, суду не представлено С 01.02.2016 ТСЖ не обеспечивает собственникам помещений в МКД возможность оплачивать ЖКУ наличными средствами без взимания комиссионных сборов, принуждая нести бремя дополнительных расходов. Образование у ТСЖ убытков в связи с необходимостью уплачивать комиссию банка не предоставляет товариществу права в одностороннем порядке лишать потребителя права выбора способа оплаты и накладывать на потребителя дополнительные расходы в виде уплаты банковской комиссии
Решение Арбитражного суда Московской области от 17.04.2017 по делу № А41-12863/2017 Возле терминалов для оплаты коммунальных услуг размещено объявление о взимании комиссии при совершении платежей, при этом не был предоставлен альтернативный вариант оплаты путем внесения наличных денежных средств без комиссии УК не выполнила обязанности по обеспечению предоставления потребителям возможности оплаты оказываемых услуг путем наличных расчетов без взимания комиссии
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2017 № 07АП-2594/2017 по делу № А27-27095/2016 Согласно договору между УК и банком об организации безналичных расчетов с использованием карт (эквайринг) с УК взимается комиссионное вознаграждение в пользу банка (1%, минимальная фиксированная ставка в месяц в расчете Обязательства по оплате услуг эквайринга согласно договору возложены на УК, она необоснованно взимала с потребителя дополнительно оплату эквайринга
на один терминал – 2 600 руб.). Согласно представленным потребителем чекам, выданным УК, с потребителя была взята сверх платы за услуги сумма комиссионного вознаграждения (1%)
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11.05.2017 по делу № А19-2235/2017 УК отказалась принимать платежи наличными ввиду отсутствия кассового аппарата, кассира. Потребителю предложено оплачивать услуги через банки, платежные системы с взиманием дополнительной комиссии от суммы внесенных платежей. У потребителя отсутствовала возможность произвести оплату по своему выбору без комиссии УК не обеспечила возможность оплачивать оказываемые услуги непосредственно путем наличных расчетов без взимания комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов. Исполнение требований законодательства возможно не только путем оборудования кассы, но и путем заключения с банком договора о приеме средств в кассу банка без комиссии

Во всех перечисленных случаях территориальные органы Роспотребнадзора привлекли управляющего МКД к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.

8 КоАП РФ, за нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг). Санкция – наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 15 000 до 30 000 руб.

, на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.

Обратим внимание, что закон допускает взимание вознаграждения за прием платежа (перевод) именно с плательщика:

  • платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103‑ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»);
  • перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета (ч. 2 ст. 5 Закона № 161‑ФЗ).

Тем не менее суды полагают, что исполнитель обязан предоставить хотя бы один способ оплаты услуги без дополнительной комиссии.

Такой вывод может быть основан на положении Закона РФ № 2300-1 о том, что обязательство потребителя перед исполнителем считается исполненным в размере внесенных в кассу (исполнителя, платежного агента, кредитной организации, банковского платежного агента) денежных средств.

Существует противоположный подход

В заключение добавим, что на этот счет существует и иная точка зрения, продемонстрированная, в частности, в Постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2017 № 06АП-7566/2016 по делу № А73-11283/2016.

Административный орган выявил нарушение, заключающееся в непредоставлении потребителю возможности оплачивать услуги непосредственно путем наличных расчетов без учета комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов. Однако суд установил, что комиссию при оплате взимала не УК, а иные лица (в частности, банк).

УК указывала на платежных документах о возможности внесения платы в отделениях двух банков, а также Почты России, давая право выбора способа оплаты. Тем самым потребителю была предоставлена возможность оплаты наличными, как она понимается в ст. 37 Закона РФ № 2300-1 (путем внесения средств в кассу банка).

Заключение таково: со стороны общества отсутствует нарушение прав потребителя, связанных с оплатой таких услуг, в части необеспечения возможности оплаты товаров (работ, услуг) в понимании нормы ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ.

* * *

Закон не содержит прямого указания на обязанность управляющего МКД предоставить потребителю на выбор возможность оплатить услугу хотя бы одним способом без комиссии, взимаемой банками, платежными агентами с плательщика.

Однако именно так суды толкуют положения Закона РФ № 2300-1 и соглашаются с управлениями Роспотребнадзора в том, что отсутствие у потребителя возможности оплачивать ЖКУ без комиссии – это следствие нарушения его прав управляющим МКД, за что юридическому лицу грозит штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. 

Е. В. Емельянова, эксперт журнала

«Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение» № 7, июль, 2017 год.

Квартплата: понятие, учет и документооборот в организациях ЖКХ, учет субсидий от 01 декабря 2018

  • Российский бухгалтер, N 12, 2018 годВиталий Семенихин,
  • эксперт журнала
  • Говоря о квартплате в повседневной жизни, многие из нас подразумевают платежи, которые приходится уплачивать по квитанциям: платежи за воду и отопление, за электроэнергию и содержание жилья и прочие платежи.
  • О том, что следует понимать под термином «квартплата», на основании каких документов она должна уплачиваться, как осуществляется документооборот по квартирным платежам, а также многие другие нюансы учета квартплаты в организациях ЖКХ, рассмотрим в данной статье.

Так что же такое «квартплата» или «квартирная плата»? В Постановлении ФАС Московского округа от 12 января 2006 г. по делу N КА-А40/13268-05 суд пришел к выводу, что законодатель определяет понятия «плата за пользование жилым помещением» и «квартирная плата» как тождественные.

Таким образом, услуги по найму жилого помещения включают в себя услуги по содержанию и ремонту жилого фонда, за капитальный ремонт жилого фонда, за наем жилья (для нанимателей), а также отдельно оплачиваются коммунальные услуги.

Аналогичная позиция по данному вопросу изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06 апреля 2004 г. N 16419/03.

Понятия «жилищные услуги» дана в пункте 5.1 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы», утвержденных Приказом Росстата от 13 февраля 2017 г. N 88.

  1. Жилищные услуги — это услуги по:
  2. предоставлению в пользование жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда;
  3. содержанию жилого помещения, включающие в себя услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, по холодной воде, горячей воде, электрической энергии, потребляемым при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
  4. капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме для собственников помещений в многоквартирном доме;
  5. сбору и вывозу жидких бытовых отходов от многоквартирных жилых домов.

Плата за коммунальные услуги согласно пункту 5.3 названных выше Указаний — это плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Размер платы за наем, содержание жилого помещения для нанимателей жилья определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения, что установлено пунктом 2 статьи 156 ЖК РФ.

В общем случае размер платы за наем и содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, не принявших решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливается органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) (пункт 3 статьи 156 ЖК РФ).

Плата за наем устанавливается в соответствии с Методическими указаниями установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, утвержденными Приказом Минстроя России от 27 сентября 2016 г. N 668/пр.

В письме Минрегионразвития Российской Федерации от 2 мая 2007 г.

Читайте также:  О привлечении единственного акционера должника к рассмотрению заявления о банкротстве

N 8167-ЮТ/07 «О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги» указано, что расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов, организация приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, взыскание просроченной задолженности в зависимости от способа управления многоквартирным домом является обязанностью управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК, а при непосредственном управлении многоквартирным домом соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций. Указанные лица вправе на основании возмездного договора заказать услуги по расчету размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, печати, доставке потребителям платежных документов специализированным организациям.

Деятельность расчетно-кассовых, информационно-расчетных, информационно-аналитических, вычислительных и иных подобных центров и применение «единых платежных документов» не может основываться на нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, поскольку в соответствии с ЖК РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не является компетенцией органов местного самоуправления и органов государственной власти городов федерального значения и не относится к вопросам местного значения.

Итак, согласно пункту 63 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, ТСЖ или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов. Такой порядок расчетов возможен в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов ТСЖ или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении (пункт 64 Правил N 354).

Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем.

При этом исполнитель отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

  • Если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель на основании пункта 65 Правил N 354 вправе по своему выбору:
  • а) оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты;
  • б) поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг;
  • в) вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы за коммунальные услуги, установленный Правилами N 354;
  • г) осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.

Потребителю, который принял решение об осуществлении оплаты коммунальных услуг в счет будущих периодов, не требуется уведомлять об этом исполнителя коммунальных услуг либо платежного агента, о чем сказано в Письме Минстроя России от 04 сентября 2015 г. N 28485-ОЛ/04.

Правилами N 354 не предусмотрено распределения платежей в счет будущих расчетных периодов пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе.

Указанные платежи учитываются в счет оплаты будущих периодов по результатам начисления соответствующих объемов коммунальных услуг в следующем расчетном периоде.

Если квартплата вносится наличными денежными средствами, то следует учитывать требования Указания Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».

Общие положения, касающиеся организации документооборота денежных средств, закреплены в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Министерством финансов СССР от 29 июля 1983 г. N 105 (далее — Положение N 105), но, применяя этот документ, следует учитывать, что его положения применяются в части, не противоречащей нормам Закона N 402-ФЗ.

  1. В соответствии с принципами, изложенными в Положении N 105, документооборот организации должен обеспечивать непрерывное ведение деятельности хозяйствующего субъекта, исходить из принципов рациональности, необходимости и достаточности документов.
  2. Движение документов в организации ЖКХ должно происходить в соответствии с разработанным графиком документооборота, который разрабатывается главным бухгалтером организации ЖКХ и утверждается Приказом ее руководителя.
  3. В частности, в графике документооборота указывается наименование документа, а также количество экземпляров, в которых составляется документ, лицо, ответственное за его оформление, срок оформления.

При осуществлении кассовых операций поступление наличных денежных средств в кассу организации должно сопровождаться оформлением приходного кассового ордера. В соответствии с законодательными требованиями приходный кассовый документ должен составляться в момент получения наличных денежных средств. Одновременно с выпиской первичных кассовых документов они подлежат отражению в кассовой книге.

Движение документов, относящихся к операциям с использованием контрольно-кассовой техники, тесно связано с движением документов по кассе, поскольку в конечном итоге наличная выручка организации, полученная за день с использованием контрольно-кассовой техники, подлежит сдаче в кассу.

Обязаны ли организации ЖКХ применять контрольно-кассовую технику (далее — ККТ)? Обязанность применения ККТ установлена статьей 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники расчетов в Российской Федерации» (далее — Закон N 54-ФЗ).

Согласно названной статье ККТ, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ.

Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых хозяйствующие субъекты могут не применять ККТ, установлены статьей 2 Закона N 54-ФЗ. Перечень указанных видов предпринимательской деятельности является закрытым.

Согласно статье 155 ЖК РФ члены ТСЖ либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 ЖК РФ.

В связи с этим, при внесении в кассу ТСЖ взносов от жильцов дома, являющихся членами данного ТСЖ, которые аккумулируются у ТСЖ и переводятся на счета организаций коммунального хозяйства, за выполненные по договорам для ТСЖ работы и предоставленные услуги, применение ККТ не требуется.

О том, что прием в кассу ТСЖ взносов от членов ТСЖ для целей деятельности ТСЖ не относится к расчетам для целей Закона N 54-ФЗ и не требует применения ККТ, сказано и в Письме Минфина России от 25 мая 2018 г.

N 03-01-15/35605, где также уточняется, что при приеме денежных средств за выполняемые работы, оказываемые услуги, в том числе собственникам помещений, не являющимся членами ТСЖ, ККТ применяется в обязательном порядке.

Обратите внимание, что не применять ККТ и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 01 июля 2019 г.

вправе организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги. На это указывает пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 03 июля 2018 г. N 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Оборот наличных денежных средств в организации строго регламентирован, в частности, Указанием Банка России от 11 марта 2014 г.

N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее — Указание N 3210-У) и Федеральным законом от 22 мая 2003 г.

N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее — Закон N 54-ФЗ). Таким образом, можно говорить, что обращение наличных денежных средств в пределах организации регулируют, в основном, два законодательных актах.

  • Первичные учетные документы, применяемые для документального оформления операций с наличными денежными средствами, утверждены Постановлениями Госкомстата России:
  • от 18 августа 1998 г. N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»;
  • от 25 декабря 1998 г. N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»;

от 5 января 2004 г. N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

Перечисленными постановлениями утверждены формы первичных учетных документов, а также формы регистров, необходимых при отражении операций с использованием наличных денежных средств.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *