Социальная защита безработных: правовые формы

Меры социальной поддержки безработных граждан предусмотрены на государственном уровне, поскольку работа занимает важное место в жизни каждого из нас.

С детства мы выбираем профессию, которая нам по душе, но, к большому сожалению, часто бывают жизненные ситуации, когда у человека нет работы, и не представляется возможным ее найти.

Именно для людей, попавших в подобную сложную жизненную ситуацию и существуют меры социальной поддержки безработных граждан готовые оказать помощь.

Понятие безработица – имеет прежде всего, социальное объяснение. Безработным можно назвать того человека, чьи услуги больше не требуются обществу.

Если человек потерял работу или его бизнес стал убыточным, и услуги, которые он предоставлял, больше никому не нужны – он считается безработным. Часто понятие безработица тесно связанна с техническим прогрессом и инновациями в различных сферах жизни общества.

Так модернизация производства и его механизация лишили возможности работать многих сотрудников заводов и фабрик, а упразднение ручного труда в сельском хозяйстве стало причиной массовой безработицы сельских жителей.

Все эти люди остались невостребованными в той сфере деятельности, которой они занимались всю жизнь. Такие люди требуют поддержки со стороны общества и государства.

Социальные гарантии для людей оставшихся без работы

Люди, оставшиеся без работы, требуют особенного внимания общества, так как им необходимо приспособиться к новым жизненным условиям и найти свое место в этой жизни.

На это требуется время и средства существования. Меры социальной поддержки безработных в подобном случае предусмотрены и на государственном уровне.

Согласно действующему закону о занятости населения люди, оставшиеся без работы, могут получить следующие социальные гарантии:

  • выплата государственного пособия по безработице;
  • сохранение стажа в период безработицы, а также в том случае, если гражданин работает на временных оплачиваемых работах, предоставленных государством;
  • выплата стипендий тем безработным, которые проходят профессиональное обучение или переподготовку.

Социальные гарантии людям, оставшимся без работы, могут быть назначены в службе занятости населения, для этого необходимо стать там на учет.

Только после этого будет начислено денежное пособие в установленном размере. Главным критерием размера пособия считают средний заработок за последние 3 месяца.

Именно из этой суммы будут исходить сотрудники службы занятости. Меры социальной поддержки безработных граждан в России

Социальная защита безработных: правовые формы

Кто может рассчитывать на социальную помощь в случае безработицы?

Социальная помощь в случае безработицы для граждан России предусмотрена в следующих случаях:

  1. если человек ранее нигде не работал и впервые хочет трудоустроиться (выпускники ВУЗов и других учебных заведений и т.д.);
  2. если человек более одного года, по тем или другим причинам, не работал, но хочет снова возобновить трудовую деятельность по своей специальности (после декретного отпуска, по другим причинам);
  3. уволенные из организаций и с предприятий, не считая случаев, когда человек уволен по статье за нарушение трудового режима или несоответствие занимаемой должности;
  4. отчисленные из учебных учреждений граждане, которых службы занятости направили на профессиональное обучение по той или иной профессии.

Выплаты пособия по безработице проводятся в несколько периодов, которые оговорены в трудовом кодексе. Первый период составляет не более 12 месяцев.

Пособие начисляют с первого дня, когда человека официально признали безработным.

Для получения статуса нужно стать на учет в службу занятости и предоставить им паспорт, трудовую книжку и другие документы, которые могут потребоваться дополнительно.

Размер пособия по безработице

Размер пособия по безработице определяется в индивидуальном порядке. По прошествии 12 месяцев, если человек не трудоустроился, он может снова подать заявление на получение материальной помощи.

Ежемесячно нужно проходить процедуру перерегистрации в соответствующих органах, так как в противном случае, в выплате пособия может быть отказано.

Есть и другие меры социальной поддержки, о которых очень важно знать для этого загляните в раздел Новости на нашем сайте взаимопомощи ЛДЛ.

Бывают случаи ликвидации предприятий и организаций, когда безработными становятся сразу все сотрудники, включая тех, кому совсем немного осталось до пенсии по возрасту.

Устроиться на работу людям предпенсионного возраста сегодня почти невозможно.

Для таких людей предусмотрено назначение социальной пенсии до тех пор, пока по закону станет возможным назначить человеку пенсионное обеспечение, положенное по возрасту.

Куда обращаться за помощью безработным?

Информация о мерах социальной поддержки и помощи безработным гражданам может быть получена у консультантов службы занятости, в обязанности которых, в том числе, входит информирование безработных об их правах. Работники службы занятости могут помочь человеку трудоустроиться по специальности или предложить получить новую специальность по направлению службы на бесплатной основе.

Социальная защита безработных: правовые формы

Центры занятости есть, как в Москве, так и в других регионах. К примеру, недавно в Москве начал свою работу флагманский центр по трудоустройству «Моя работа».

На базе центра постоянно проводятся семинары и тренинги, помогающие обрести уверенность в себе, научиться общаться с работодателями, а также проводятся стажировки для выпускников ВУЗов и другие мероприятия.

Обратившись в этот центр занятости, человек, потерявший работу, может снова стать полезным обществу и трудоустроиться. У центра «Моя работа» есть собственный сайт и страницы в социальных сетях, где есть вся информация о новостях центра и доступных вакансиях.

Когда пособие по безработице может быть приостановлено?

Пособие по безработице может быть приостановлено в тот момент, когда у человека уже есть статус безработного, он должен соблюдать некоторые правила, установленные законодательством. В противном случае, выплата пособия может быть приостановлена по следующим причинам:

  • безработный признан трудоустроенным;
  • получение пособия обманным путем;
  • перемещение в другой населенный пункт;
  • назначение трудовой пенсии по возрасту;
  • неявка в службу занятости без уважительных и объективных причин;
  • обучение по направлению центра занятости, если человек получает стипендию;
  • лишение свободы или принудительные работы;
  • письменный отказ от сотрудничества со службой занятости;
  • отказ от двух предложенных сотрудниками службы работ;
  • смерть безработного;
  • отказ от участия в общественных работах;
  • явка на перерегистрацию, которую нужно обязательно проходить в центре занятости, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • самовольное прекращение обучения по направлению службы занятости;
  • увольнение с последнего места работы по статье и другие причины.

Мерой социальной помощи безработным гражданам, так же является организация общественных работ. Общественные работы необходимы для временной занятости населения, и они оплачиваются в соответствии с трудовым законодательством. В некоторых случаях – это отличное решение для безработных, так как позволяет им получить средства к существованию.

*Остаться без работы однажды может каждый из нас, но не стоит опускать руки – попробуйте просить помощи на нашем сайте «Люди для людей» и вам помогут!

Формы и методы социальной поддержки безработных

  • Одним из направлений социальной защиты населения является разработка комплекса мер по социальной поддержке безработных граждан.
  • В соответствии с Законом РФ «О занятости населения РФ» (ст. 28) государство гарантирует безработному, получившему статус безработного после регистрации его в службе занятости:
  • – выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
  • – выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • – возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  • Если гражданин зарегистрирован в качестве безработного, то период, в течение которого он получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.

Материальная поддержка безработных осуществля­ется в нескольких формах, основные из них – по­собие по безработице и доплаты на иждивенцев, мате­риальная и иная помощь безработным с низкими доходами и компенсации работникам, высвобождаемым из организаций. Помощь безработным включает также посредничество в трудоустройстве.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Выплата пособия производится ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

Размер пособия дифференцируется в зависимости от категории граждан, признанных безработ­ными.

В соответствии с Законом «О занятости населения РФ» пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к средней заработной плате, начисленной за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей) и начисляется в первом (12-месячном) периоде выплаты в размерах: первые три месяца – 75% от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, следующие четыре месяца – 60%, в дальнейшем – 45%, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице.

Во втором (12-месячном) периоде выплаты в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента. Размер максимальной и минимальной величины пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

Читайте также:  Компания не успела внести в реестр сведения о новом директоре. Кто ответит по сделкам, которые заключил смещенный руководитель

Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяца.

Пособие по безработице практически во всех иных случаях гражданам, признанным безработными (впервые ищущим работу, стремящимся возобновить трудовую деятельность после перерыва и др.) начисляется: в первом (6-месячном) и во втором (6-месячном) периодах выплаты в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости может оказываться материальная помощь.

Социальная защита безработных: правовые формы

  1. Один из видов социальной поддержки безработных граждан, которая гарантируется государством, – выплата стипендии лицам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению службы занятости:
  2. – уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей) – в размере 75% от их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;
  3. – стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва, ищущим работу впервые (ранее не работавшим), а также уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель – в размере стипендии, установленной государством для учебных заведений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан. При этом гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, стипендия, установленная в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента;
  4. – утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания – за счет средств соответствующих организаций в размере 100% среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Профессиональное обучение безработных граждан проводится по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, и повышает возможности безработных граждан в поиске оплачиваемой работы (доходного занятия). Профессиональное обучение может также осуществляться по профессиям, специальностям, под конкретные рабочие места, представляемые работодателями в органы службы занятости.

При организации профессионального обучения безработным гражданам органами по вопросам занятости могут быть предложены с учетом их образования, профессионального опыта и состояния здоровья варианты выбора профессии, специальности (по которым возможно обучение), пользующиеся спросом на рынке труда. Гражданину не может быть предложена профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности дважды. Профессиональное обучение безработных граждан должно носить интенсивный и, как правило, краткосрочный характер.

  • Профессиональное обучение безработных граждан может включать в себя следующие виды:
  • – профессиональная подготовка с целью ускоренного приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ;
  • – переподготовка рабочих для приобретения ими новых профессий, доходного занятия по этим профессиям;
  • – обучение рабочих, имеющих пофессии, вторым профессиям для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы (доходного занятия) по совмещаемым профессиям;
  • – повышение квалификации рабочих с целью обновления знаний, умений и навыков, роста профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности по имеющимся у них профессиям, а также изучения новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности;
  • – профессиональная переподготовка специалистов для получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также получение новой квалификации в рамках имеющегося направления подготовки (специальности);
  • – повышение квалификации специалистов с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и с необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач;

– стажировка специалистов для формирования и закрепления на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретение профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей. Стажировка может быть как самостоятельным видом обучения, так и одним из разделов учебного плана.

Профессиональное обучение безработных граждан может осуществляться по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, причём оно может быть курсовым (групповым) или индивидуальным. Профессиональное обучение в зависимости от его вида и формы включает в себя теоретический курс, производственное обучение (производственную практику) и при необходимости стажировку.

Численность безработных граждан, нуждающихся в профессиональном обучении, определяется (рассчитывается) органами по вопросам занятости в профессионально-квалификационном разрезе на основе анализа и прогноза рынка труда.

Данная численность является основой для определения необходимых финансовых средств на эти цели в соответствии с установленной структурой затрат, формирования органами по вопросам занятости заказа образовательным учреждениям, организациям на профессиональное обучение.

Направлению безработных граждан на профессиональное обучение предшествует профориентационная работа, включающая профинформирование, профконсультирование и профотбор, психологическая поддержка, осуществляемые соответствующими подразделениями (работниками) органов по вопросам занятости, службами профориентации образовательных учреждений.

К числу социальных гарантий в области поддержки безработных относится возможность участия безработных граждан в оплачиваемых общественных работах.

Данная форма занятости представляет собой общественные виды трудовой деятельности, не требующей от исполнителя предварительной профессиональной подготовки работников, имеющей социально-полезную направленность и организуемой для обеспечения временной занятости безработных граждан.

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Организация общественных работ возлагается на органы службы занятости. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Преимущественным правом на заключение такого договора пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев.

Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.

Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.

Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  1. В качестве примеров общественных работ можно назвать:
  2. – озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
  3. – подсобные работы на строительстве жилья, объектов социально-культурного назначения, восстановлении историко-архитектурных памятников;
  4. – уход за престарелыми, инвалидами и больными;
  5. – отдельные виды неквалифицированных сельскохозяйственных работ;
  6. – сбор и заготовка ягод, грибов, лекарственных растений;

– проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.).

К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки. Перечисленные направления социальной поддержки безработных граждан помогают поддерживать определенный (минимальный) уровень жизни безработных и одновременно стимулируют их к активному самостоятельному поиску работы и трудоустройству.

Читайте также:  Спор о хищении денежных средств: как привлечь к ответственности торгового представителя

Социальная поддержка граждан, признанных безработными | Правительство Республики Крым | Официальный портал

  • В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам Российской Федерации гарантируются свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда, защита от безработицы, бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости, информирование о положении на рынке труда.
  • Безработным гражданам государством гарантируется социальная поддержка.
  • Под социальной поддержкой понимается осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде пособия по безработице, стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости; пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости

Пособие по безработице — это одна из форм социальной поддержки людей, лишившихся работы. Его размер варьируется от 1 500 до 12 130 рублей.

  1. Максимальные суммы положены тем, у кого в течение 12 месяцев, предшествующих увольнению, общий стаж оплачиваемой работы был не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или недели.
  2. Чтобы гражданина признали безработным, он должен: 1) быть трудоспособным гражданином, не имеющим работы и заработка; 2) зарегистрироваться в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы; 3) искать работу и быть готовым приступить к ней.
  3. Пособие по безработице может получить гражданин, потерявший работу или не имеющий работы, обратившийся в службу занятости населения и поставленный на учет как безработный.

Чтобы начать получать деньги гражданин обращается в территориальный ЦЗН по месту проживания. До 31 декабря заявителям разрешено не идти лично, а подавать документы онлайн. Через портал Госуслуг или сайт «Работа в России» пособие по безработице назначат и выплатят по общим правилам.

  • Некоторые категории граждан нельзя оформить как безработных: к ним относятся лица, проходящие воинскую службу; студенты очных отделений; несовершеннолетние и пенсионеры по старости; осужденные граждане и приговоренные к исправительным работам, лишению свободы.
  • Социальную поддержку в виде стипендий получают граждане в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности.
  • Профессиональное обучение – это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).
  • В отличие от профессионального обучения, имеющего своей целью, прежде всего, приобретение профессиональной компетенции, дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Кроме того, согласно действующей редакции ст. 32 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» безработные граждане предпенсионного возраста имеют возможность досрочно выйти на пенсию. Речь идёт о людях, уволенных в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, которые состоят на учёте в службе занятости.

По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.

Гарантии государства в реализации права граждан на труд

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается  государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).

  • Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
  • Принудительный труд запрещен.
  • Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (статья 37 Конституции Российской Федерации).
  • Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»

  • Гражданам Российской Федерации гарантируются:
  • v    свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;
  • v    защита от безработицы;
  • v    бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;
  • v    информирование о положении на рынке труда.
  • Безработным гражданам гарантируются:
  • v    социальная поддержка;
  • v    осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости;
  • v    бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования;
  • Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
  • Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  • Гарантии социальной поддержки безработных
  • Государство гарантирует безработным:
  • v    выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
  • v    выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • v    возможность участия в оплачиваемых общественных работах.
  • Обязанности граждан, обратившихся в центр занятости
  • Граждане, обратившиеся в органы службы занятости, обязаны выполнять следующие требования:
  • соблюдать порядок и условия регистрации (перерегистрации), установленные  центром занятости;
  • предъявлять установленные законодательством  документы, необходимые для получения государственных услуг;
  • уведомлять службу занятости обо всех изменениях, связанных с занятостью и влияющих на подбор места работы (учебы), на размер пособия по безработице;
  • информировать центр занятости о возможном отсутствии по месту постоянного жительства (согласовывать свои действия, связанные с временным отъездом);
  • проявлять личную инициативу в поиске рабочего места;
  • посещать центр занятости в установленные сроки, подтверждая тем самым свое стремление к скорейшему трудоустройству;
  • являться на переговоры о трудоустройстве на предприятие в течение 3-х рабочих дней со дня получения направления службы занятости;
  • своевременно представлять центру занятости населения достоверную и полную информацию о своей занятости (в т.ч. о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя);
  • извещать ЦЗН о получении доходов, влияющих на сохранение статуса безработного.

Порядок и условия признания граждан безработными

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации (ст.3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).

Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется при предъявлении гражданами следующих документов:

  • паспорт или документ, его заменяющий,
  • трудовая книжка или документ, ее заменяющий;
  • документ, удостоверяющий квалификацию;
  • Справка о среднем заработке (СКАЧАТЬ) за последние три месяца по последнему месту работы; 
  • для граждан, относящихся к категории инвалидов, — индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Читайте также:  Экспедитор вправе удерживать груз клиента до оплаты своих услуг

Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), не имеющие квалификации предоставляют паспорт и документ об образовании.

Граждане, прекратившие предпринимательскую деятельность в установленном законодательством РФ порядке, а также граждане, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва справку о среднем заработке за три последних месяца по последнему месту работы не представляют в соответствии с Постановлением Конституционного суда от 06.10.2015 № 24-П.

1.2 Организационно-правовые формы социальной защиты безработных

Одной
из основных функций государства является
социальная защита наиболее уязвимых
категорий населения. Согласно п. 3 ст.
37 Конституции РФ «каждый имеет право
на труд, на вознаграждение за труд, а
также право на защиту от безработицы»18.
Существуют следующие организационно-правовые
формы социальной защиты безработных:
обеспечение, страхование, обслуживание.

Так
в соответствии со ст. 28 Закона о занятости
государство предоставляет следующие
гарантии социальной поддержки
безработных19:

  1. выплата пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

  2. выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

  3. возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

  4. сохранение трудового стажа в течение всего времени, которое установлено законом гражданину для получения пособия по безработице, стипендии, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также в период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением государственных обязанностей.

Основной
формой материальной поддержки безработного
в период поиска подходящей работы
является пособие по безработице – это
гарантированные государством периодические
выплаты за счет средств федерального
бюджета. В российском Законе о занятости
заложена достаточно простая схема
выплаты пособия по безработице и
установлен следующий порядок определения
размеров пособия по безработице20:

  1. пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным из организаций, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если такие граждане в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем;

  2. размер пособия устанавливается в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице гражданам: впервые ищущим работу; стремящимся возобновить после длительного перерыва трудовую деятельность; уволенным за нарушение трудовой дисциплины; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные деяния.

Такой
порядок исчисления среднего заработка
для определения размера пособия по
безработице и стипендии, выплачиваемой
гражданам в период профессиональной
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации по направлению органов
службы занятости, утвержден постановлением
Минтруда России

от 12.08.2003 № 6221.

Закон
о занятости содержит нормы дифференцированного
подхода к отдельным категориям
безработных.

Например, граждане,
проживающие в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним местностях, а также
подвергшиеся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС, аварии в 1957 г.

на производственном
объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных
отходов в реку Теча, к пособию по
безработице получают дополнительное
пособие в соответствии с законодательством
РФ о социальной защите24.

Выплата
пособия по безработице прекращается с
одновременным снятием с учета в качестве
безработного в случаях27:

  1. признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст. 2 Закона о занятости;

  2. прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;

  3. длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

  4. переезда безработного в другую местность;

  5. попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;

  6. осуждения лица, получающего пособие по безработице, к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

  7. назначения пенсии (по любым основаниям: по старости, за выслугу лет и т.д.);

  8. отказа от посредничества органов службы занятости;

  9. смерти безработного.

  • Выплата
    пособия по безработице не производится
    в периоды: отпуска по беременности и
    родам; выезда безработного из места
    постоянного проживания в связи с
    обучением в вечерних и заочных учреждениях
    профессионального образования; призыва
    безработного на военные сборы, привлечения
    к иным государственным обязанностям.
  • Указанные
    периоды не засчитываются в общий период
    выплаты пособия по безработице и
    продлевают его.
  • Безработным
    гражданам, утратившим право на пособие
    по безработице в связи с истечением
    срока установленного периода его
    выплаты, а также гражданам в период
    профессиональной подготовки, переподготовки
    и повышения квалификации по направлению
    органов службы занятости, органами
    службы занятости может оказываться
    материальная помощь.

Еще
одной формой защиты безработных является
страхование по безработице, основанное
на трудовом и страховом стаже с учетом
уровня заработной платы в период
занятости. Оно гарантирует работнику
выплату страхового возмещения в случае
потери работы, коллективного сокращения
или признания работодателя
неплатежеспособным.

К
последней форме поддержки безработных
граждан относится предоставление
возможности профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
по направлению службы занятости, если
гражданин не имеет профессии, не может
подобрать подходящую работу из-за
отсутствия необходимой профессиональной
квалификации или в связи с отсутствием
работы, отвечающей его профессиональным
навыкам.

Вместе
с тем отдельным категориям безработных
предоставляется право в приоритетном
порядке пройти профессиональную
подготовку, переподготовку и повышение
квалификации.

К ним относятся безработные
инвалиды; безработные граждане по
истечении шестимесячного периода
безработицы, граждане, уволенные с
военной службы; жены (мужья) военнослужащих
и граждан, уволенных с военной службы;
выпускники общеобразовательных
учреждений; граждане, впервые ищущие
работу и при этом не имеющие специальности.
Согласно ФЗ от 11.07.

2011 № 205-ФЗ «О внесении
изменения в ст. 23 Закона РФ «О занятости
населения в РФ» право в приоритетном
порядке пройти выше указанные мероприятия
теперь также имеют безработные граждане,
воспитывающие детей-инвалидов.

Причина
таких изменений заключается в том, что
основным фактором, сдерживающим
возможность граждан, воспитывающих
детей-инвалидов, совмещать работу и
воспитание детей-инвалидов, нуждающихся
в постоянном постороннем уходе, является
несоответствие их уровня профессиональной
подготовки структуре рабочих мест29.

  1. Одной
    из гарантий государства в сфере занятости
    граждан является организация общественных
    работ, организуемых с целью обеспечения
    временной занятости населения.
  2. Под
    общественными работами понимается
    трудовая деятельность, имеющая социально
    полезную направленность и организуемая
    в качестве дополнительной социальной
    поддержки граждан, ищущих работу.
  3. Активной
    формой социальной защиты безработных
    также является разработка государственных
    программ содействия занятости, в рамках
    которых осуществляются такие мероприятия,
    как расширение в регионах сети частных
    бюро содействия занятости, создание
    новых рабочих мест, субсидирование
    занятости, льготное налогообложение и
    кредитование, льготы по обеспечению
    материальными ресурсами, поддержка
    среднего и малого предпринимательства
    и надомного труда.
  4. Особое
    место в борьбе с безработицей в РФ
    отводится разработке среднесрочных
    целевых программ: федеральных,
    региональных, отраслевых и нацеленных
    на наиболее уязвимых категорий граждан
    (инвалидов; женщин, имеющих детей
    дошкольного возраста, детей-инвалидов;
    молодежь).

Существенной
гарантией трудоустройства отдельных
социальных групп населения является
квотирование рабочих мест в организациях,
т.е. определение органами местного
самоуправления в процентном отношении
к среднесписочной численности предприятия
минимального количества рабочих мест
для трудоустройства граждан, особо
нуждающихся в социальной поддержке и
испытывающих трудности в поиске работы.

Итак,
реализуя конституционное право граждан
на защиту от безработицы, государство
использует как пассивные, так и активные
формы социально-правовой защиты
безработных. При этом учитываются
индивидуальные особенности безработных
граждан (пол, возраст, состояние здоровья,
уровень квалификации и т.д.), а также
состояние современного рынка труда.

ВЫВОДЫ:

1)
Безработными называют трудоспособных,
не имеющих работы, но желающих ее
приобрести, граждан. Безработные как
объект социально-правовой деятельности
имеют свой статус, установленный
законодательством РФ, который определяет
их положение в обществе и закрепляет
за ними определенный набор прав и
обязанностей.

2)
Гражданам, получившим статус безработного,
гарантирована защита со стороны
государства, которая может проявляться
в различных формах, таких как выплата
пособия по безработице, страхование,
переобучение и повышение квалификации,
участие в общественных работах, содействие
в поиске подходящей работы и профессиональное
консультирование.

3)
Государство оказывает поддержку не
только самим безработным, но и членам
их семей, что позволяет частично устранить
асоциальные и тяжелые экономические
последствия безработицы.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *