Предоставили недостоверную информацию при участии в государственных закупках? Кара будет суровой.

Суворова Т., эксперт журнала

Предоставили недостоверную информацию при участии в государственных закупках? Кара будет суровой.

При проверке заявки участника электронного аукциона выяснилось, что сведения о товаре, указанные в ней, противоречат сведениям, размещенным на сайте производителя в сети Интернет. Вправе ли учреждение отклонить такую заявку?

Согласно ч. 1 ст. 67 Закона № 44‑ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 данного закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

По результатам рассмотрения первых частей заявок аукционная комиссия принимает решение:

  • о допуске участника закупки к участию в аукционе и признании этого участника закупки участником аукциона;
  • об отказе в допуске к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч. 4 ст. 67 Закона № 44‑ФЗ.

В частности, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона № 44‑ФЗ, или предоставления недостоверной информации;

несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона № 44‑ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.

Отказывать в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям нельзя.

Нередко заказчики во избежание неприятных последствий проверяют заявки участников на предмет соответствия параметров товара тем, которые указаны на сайтах производителей.

1

За неправомерный отказ в допуске к участию в аукционе, отклонение заявки на участие в закупке ч. 2 ст. 7.

30 КоАП РФ на должностных лиц заказчика налагается административный штраф в размере 1 % НМЦК, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб.

Аналогичную ответственность влечет признание заявки не соответствующей требованиям документации об аукционе или отстранение от участия в аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством.

Какова правоприменительная практика оспаривания отказа в допуске к участию в аукционе? Специалисты в сфере госзаказа расходятся во мнении о правомерности отклонения заявки на участие в аукционе, если сведения, указанные в ней, противоречат информации, размещенной на сайте производителя товара. К сожалению, у контрольных органов и судов тоже нет единой позиции.

Первая позиция: отклонение неправомерно

В Постановлении АС ВВО от 06.07.

2015 № Ф01-2471/2015 по делу № А28-10055/2014 рассматривалась жалоба на действия заказчика, отклонившего первую часть заявки, поскольку на сайте, который был указан участником в качестве сайта организации-производителя, отсутствовала информация, что эта организация занимается каким‑либо производством товаров. Суд признал отклонение заявки по данному основанию неправомерным, поскольку ст. 67 Закона № 44‑ФЗ не наделяет аукционную комиссию заказчика полномочиями по проверке предоставленной участниками аукциона информации на предмет ее соответствия сведениям третьих лиц на их сайтах в сети Интернет. Кроме того, отсутствие сведений о производстве на сайте на дату рассмотрения первых частей заявок не исключало возможность производства данным лицом соответствующего товара.

В другом деле (Постановление АС ЗСО от 17.01.2017 № Ф04-6401/2016 по делу № А27-6066/2016) суд также признал незаконным отказ в допуске первой части заявки на участие в аукционе в связи с несоответствием товара требованиям документации. Участник указал в заявке сайт производителя экскаваторов.

Заказчик решил ознакомиться с выпускаемыми моделями экскаваторов на сайте производителя. Поскольку на сайте экскаватор с необходимыми ему характеристиками не значился среди выпускаемой продукции, заказчик посчитал, что участник предоставил недостоверную информацию.

Участник предъявил письмо производителя, из которого следовало, что производитель может изготовить экскаватор по индивидуальному заказу с техническими характеристиками, указанными в аукционной документации. Однако заказчик все равно отказал в допуске к участию в аукционе первой части заявки.

Суд встал на сторону участника: у заказчика не было оснований не доверять письму производителя, а сведения, опубликованные на сайтах в сети Интернет, которыми руководствовалась аукционная комиссия, не являются официальными.

1

В Постановлении АС СЗО от 14.06.2016 № Ф04-2277/2016 сказано, что данные на сайте производителя или продавца на момент рассмотрения заявок могут оказаться неактуальными или быть изменены без предварительного уведомления потенциальных покупателей. Следовательно, нельзя ориентироваться на них при признании сведений, указанных участником в заявке, недостоверными.

Кроме того, суды говорят, что Закон № 44‑ФЗ не наделяет аукционную комиссию заказчика полномочиями по проверке предоставленной участниками аукциона информации на предмет ее соответствия сведениям, представленным третьими лицами на их сайтах в сети Интернет.

Если же комиссия приняла решение о проверке достоверности сведений, предоставленных участниками аукциона, такой запрос в первую очередь следует направить производителю товара (см., например, Постановление АС УО от 07.06.

2018 № Ф09-2169/18 по делу № А60-38386/2017).

Вторая позиция: отклонение правомерно

В Решении ФАС РФ от 19.08.

2015 по делу № К-997/15 отказ в допуске к участию в аукционе первой части заявки был сочтен законным, поскольку комиссия заказчика установила, что заявка содержит информацию о поставке сервера, не соответствующего по техническим характеристикам, приведенным на сайте производителя. То есть участник указал недостоверные сведения в отношении поставляемого товара.

Есть и суды, поддерживающие данную точку зрения. Например, АС ВВО в Постановлении от 29.03.

2016 № Ф01-628/2016 по делу № А39-3391/2015 тоже признал отклонение заявки обоснованным и соответствующим Закону № 44‑ФЗ, поскольку участник подтвердил наличие разъема FDD на материнской плате, но по информации, представленной на официальном сайте производителя материнской платы, в данной модели материнской платы такой разъем отсутствует. То есть участник предоставил недостоверную информацию о наличии на материнской плате разъема для подключения FDD.

* * *

Автор придерживается первой позиции и считает, что отклонение первой части заявки на участие в электронном аукционе, если сведения о товаре в ней противоречат сведениям в сети Интернет, будет неправомерным.

Данные на сайте производителя или продавца на момент рассмотрения заявок могут оказаться неактуальными или быть изменены без предварительного уведомления потенциальных покупателей. Однако никто не мешает аукционной комиссии проверить достоверность сведений, предоставленных участниками аукциона, и направить соответствующий запрос производителю товара.

Если заказчик получит письменное подтверждение противоречия сведений, указанных в заявке, сведениям, указанным производителем, заявка может быть отклонена. 

Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение, №1, 2019 год

Ответственность участника за недостоверные сведения по 44-ФЗ

Из этой статьи вы узнаете:

  • 6 случаев отстранения участника закупок
  • Информация, признаваемая недостоверной
  • 3 типа недостоверной информации
  • Ответственность участника закупок за предоставление недостоверных сведений
  • Проверка поставщика с помощью РПН
  • Составление протокола об отстранении
  • Отклонение заявок как бесчестный способ борьбы с конкурентами

Несет ли участник закупок по 44-ФЗ ответственность за недостоверные сведения? И если да, то какую именно? Тут все и просто, и сложно одновременно. Если предоставленная информация окажется под вопросом, то сторону как минимум отстранят от процедуры. С другой стороны, в законе нет четкого определения того, какие именно данные считаются недостоверными.

Конкурсная комиссия сама принимает решение о соответствии той или иной заявки законодательным нормам и правилам заполнения документов. То есть участнику закупок в этом плане нужно быть очень внимательным, чтобы по факту проверки не оказаться в «черном списке» — реестре недобросовестных поставщиков.

6 случаев отстранения участника закупок

Если в ходе проведения конкурентной процедуры заказчик выявляет какие-либо факты, свидетельствующие о недобросовестности участника, последний немедленно отстраняется. Основания для подобных действий могут быть следующими:

  1. Участник в своей заявке предоставил недостоверные данные, либо информация не удовлетворяет требованиям аукционной документации. Потенциальный поставщик в таком случае не допускается к участию в конкурсной процедуре.
  2. При рассмотрении вторых частей заявок заказчиком выявлено нарушение требований конкретной закупки, недостоверная информация либо несоответствие самого участника условиям, изложенным в аукционной документации.
  3. При выявлении на этапе заключения контракта несоответствия участника определенным требованиям либо предоставленных им недостоверных сведений претенденту будет отказано в допуске.
  4. По тем же самым причинам участник снимается с тендера и в том случае, если он признан победителем.
  5. Участник не допускается к электронному конкурсу, если в поданной им заявке обнаруживаются недостоверные сведения либо он сам не соответствует требованиям, выдвигаемым заказчиком к потенциальным исполнителям.
  6. Участник снимается с электронного аукциона, если на любом этапе в составе предоставленной им информации будут обнаружены не соответствующие действительности сведения.

Для участника тендера, предоставившего ложную информацию, последствия выражаются не только в отстранении от процедуры, для него законом предусмотрена и другая ответственность за недостоверные сведения по 44-ФЗ, о которой расскажем далее.

Информация, признаваемая недостоверной

Прежде всего следует разобраться в том, что именно понимается под недостоверной информацией. В законе о контрактной системе 44-ФЗ нет критериев, по которым следует оценивать истинность предоставляемых сведений. В данном вопросе следует руководствоваться правоприменительной практикой, выделяющей два обстоятельства, на основании которых устанавливается недостоверность информации.

Во-первых, предоставленные участником закупки данные можно считать недостоверными, если они не совпадают с информацией из безусловно надежных источников. Например, в документах участника значатся технические характеристики предмета закупки, которые отличаются от заявленных производителем.

Также признается недостоверной информацией факт указания участником в заявке лицензии, если срок ее действия истек, не говоря уже о том, что такое разрешение вообще не было выдано. Как только это выявляется, участник немедленно снимается с тендера.

Во-вторых, недостоверными сведениями будет считаться наличие противоречащих друг другу данных. К примеру, в первой части заявки участник указал определенные параметры объекта закупки, а в подтверждающих документах по данным позициям приводятся совершенно другие значения.

Для того чтобы определить достоверность предоставленных сведений, в качестве эталона выступает информация из общедоступных источников, в том числе размещенная на сайтах в Интернете, а также официальные данные от производителей и дилеров ТРУ.

3 типа недостоверной информации

1. Поставщик предоставляет не соответствующую действительности информацию о себе.

Правоприменительная практика ФАС и арбитражных судов сталкивается со следующими случаями искажения информации, являющимися основанием для отклонения заявки:

  • содержание выписки из ЕГРЮЛ не совпадает с данными с сайта ФНС;
  • в заявке приведены сведения, касающиеся единоличного исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа либо ИНН компании, отличающиеся от информации из реестра;
  • участник указал в заявке сведения об успешно реализованных им контрактах в качестве подтверждения собственного опыта, хотя на самом деле по ним имели место нарушения и судебные разбирательства;
  • участник закупки в заявке сослался на то, что он относится к субъектам СМП и СОНКО, но не указал конкретный вид юридического лица.

При любой закупке заказчику следует проверять информацию, предоставляемую участниками о себе. Особенно тщательно нужно контролировать сведения в том случае, если объектом контракта являются работы и услуги, требующие специальных лицензий и допусков.

2. Поставщик исказил данные относительно параметров объекта закупки.

Это наиболее распространенный вид нарушений, с которыми приходится разбираться ФАС. В законе не установлены обязательства заказчика проверять истинность информации о характеристиках ТРУ, но покупатель сможет избежать проблем в дальнейшем, если своевременно проконтролирует достоверность предоставленных участником сведений.

Информацию для сверки нужно брать из официальных источников. Это сайты производителей и дилеров, а также письма от них. При этом последние должны быть оформлены надлежащим образом, а представленная в них информация – однозначной и четкой.

Безусловно, самым весомым основанием и эталоном для сверки являются письма от производителей. Но получить их заказчику не всегда представляется возможным, потому что предприятия вовсе не обязаны отвечать на такие запросы, а добрую волю проявляет далеко не каждый. Поэтому используются сведения с официальных интернет-ресурсов производителей.

Если заказчик обнаружил, что информация в заявке участника не соответствует данным, которые производитель указал на своем сайте, то это является основанием не принять заявку. У потенциального поставщика имеется право в таком случае отстаивать свои интересы и обратиться с жалобой в ФАС.

В одном из писем Минэкономразвития была выражена такая же позиция. Но в решениях арбитражных судов нет единого подхода к данному вопросу.

Читайте также:  Может ли ТПП помочь в условиях пандемии?

Поэтому заказчики не могут отклонять заявки участников исключительно по той причине, что изложенные в них данные не соответствуют сведениям с сайтов производителей.

3. Поставщик неверно указал страну производителя товара.

Если заказчик в закупочной документации устанавливает требование указать страну происхождения товара, то обычно еще одним условием является соответствие этих сведений классификатору ОКСМ (Общероссийский классификатор стран мира). Но данное требование противоречит нормам закона 44-ФЗ, то есть заказчик не вправе устанавливать подобные ограничения.

Участникам закупок при наличии соответствующего требования в конкурсной документации лучше всего прописывать в заявках государство-производителя в соответствии с классификатором ОКСМ, это поможет избежать проблем.

С другой стороны, заказчики не вправе требовать от участников обязательно использовать классификатор, эта норма должна носить рекомендательный характер.

Но следует учитывать, что для некоторых товаров страна происхождения прописывается исключительно в соответствии с ОКСМ.

Иногда в заявках вместо одной страны происхождения товара указано несколько. Это является нарушением и основанием не принять заявку. Но когда данный вопрос разбирается ФАС или арбитражными судами, то нередко инстанции выражают несогласие с заказчиком.

Аргументом в пользу этой точки зрения выступает утверждение, что один и тот же продукт выпускается несколькими странами. Подавая заявку, потенциальный исполнитель на этой стадии не в состоянии знать наверняка, какой именно товар он будет поставлять.

Соответственно, если в заявке указано несколько стран происхождения товара, то это не должно быть единственной причиной ее не принять. В противном случае у потенциального поставщика будет право подавать жалобу.

Ответственность участника закупок за предоставление недостоверных сведений

В стремлении выиграть торги участник может указать в заявке ложные сведения о себе.

Например, потенциальный поставщик прописал, что он соответствует всем требованиям заказчика, имеет все соответствующие лицензии и допуски, хотя на самом деле таковыми не обладает. Или предъявленные бумаги – лицензия, банковская гарантия – поддельные.

Даже если такой участник стал победителем тендера, как только выявится недостоверная информация, отношения с ним расторгаются, в том числе при наличии заключенного контракта.

В последнем случае за предоставление недостоверных сведений по 44-ФЗ участник попадает прямиком в реестр недобросовестных поставщиков (РПН). Это означает, что сведения о самой компании, ее руководителях и учредителях на 2 года заносятся в реестр, после чего в течение 2 лет все эти субъекты лишаются допуска к госзакупкам.

Приведем пример. ООО «Сигма» при подаче заявки на открытый конкурс указало ложную информацию о компании. В результате за предоставление недостоверных сведений по 44-ФЗ ответственность была возложена на директора и учредителя.

Данные лица и сама фирма были занесены в РНП, но они тут же зарегистрировали новую компанию – ООО «Омега».

Но такой ход все равно не открывает им доступ к торгам, поскольку фамилии директора и учредителя будут числиться в реестре в течение 2 лет.

Обратите внимание! Раньше реестры недобросовестных поставщиков автономно велись на двух площадках – ФАС и gov.ru. В настоящее время существует объединенная база, размещенная в ЕИС.

Законодатели планируют ужесточить ответственность за недостоверные сведения по 44-ФЗ. Пока можно говорить о подготовленном Минюстом РФ проекте поправок к Кодексу РФ об административных правонарушениях.

Документ предусматривает для должностных лиц штрафы в размере 100–150 тысяч рублей за ложные сведения по поводу имевших место фактов предложения взятки по ст. 19.28 за двухлетний период до подачи заявки.

Также не следует забывать об уже принятой норме, которая начнет действовать с 1 января 2021 года, хотя ее внедрение планировалось на 1 января 2020 года. Речь идет об обязанности операторов электронных площадок сообщать организаторам закупки информацию о случаях привлечения к ответственности участников по фактам передачи и предложения взяток от имени юридического лица.

Проверка поставщика с помощью РПН

Организатору закупки следует убедиться, что потенциальный исполнитель контракта не состоит в реестре недобросовестных поставщиков. Для этого нужно:

  1. Зайти на сайт Единой информационной системы (ЕИС).
  2. На главной странице найти раздел «Контроль и аудит» и кликнуть по строке в списке «Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей, подрядных организаций) (44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП РФ-615)».
  3. В поисковое поле внести информацию об исполнителе: ИНН, название и пр.
  4. Если проверка проводится для юридического лица, сведения нужно проверять по учредителям, членам коллегиальных исполнительных органов (совет директоров), лицам, исполняющим функции единоличного исполнительного органа (управляющая компания, директор). Для этого в поисковое поле нужно ввести их ИНН.

Составление протокола об отстранении

Если заказчик принимает решение отстранить субъекта от участия в тендере, то данный факт оформляется протоколом. В законе 44-ФЗ не устанавливаются никакие правила относительно его составления, публикации в ЕИС и передачи участнику.

Инициатор закупки может оформить документ по тем же нормам, которые действуют для итоговых протоколов. В содержании нужно обязательно указать дату и место составления документа, информацию об участнике закупки, по которому принимается решение об отстранении, и обоснование.

Если причиной снятия участника с тендера является недостоверная информация, указанная в заявке, то после вынесения решения и оформления протокола заказчик может на следующий рабочий день отправить документ участнику и опубликовать его в ЕИС.

Отклонение заявок как бесчестный способ борьбы с конкурентами

К сожалению, нормативная база в сфере закупок имеет определенные пробелы. В том числе недоработки существуют и в вопросе отклонения заявок, содержащих недостоверные сведения. По этой причине у недобросовестных организаторов закупок имеются лазейки – их используют, чтобы обеспечить победу в тендере именно тем компаниям, в которых заинтересованы заказчики.

В числе таких незаконных методов может быть, к примеру, сговор с производителем товара. Последний на официальный запрос заказчика предоставляет не соответствующий действительности ответ о том, что его продукция имеет другие параметры, отличающиеся от указанных участником тендера, заявку которого планируется отклонить.

Еще один распространенный метод, применяемый заказчиками для ограничения конкуренции, – манипуляции с содержанием конкурсной документации. Организатор закупки намеренно запутывает сведения и требования, нагромождает названия нормативных документов, в которых практически невозможно разобраться.

Законом № 44-ФЗ не предусмотрены никакие механизмы противодействия подобным обстоятельствам. Очень часто разбирательство споров по таким вопросом в комиссиях ФАС и в судах происходит формально. Вследствие этого страдает один из основополагающих принципов системы госзаказов – конкурентность, что в целом существенно снижает эффективность работы.

Как подтвердить недостоверность сведений в заявке участника

Разберемся с тем, что такое «недостоверность» и как работают закупочные комиссии в том случае, когда в заявке участника встречается такая информация

Материал подготовлен на основе вебинара «Недостоверность сведений в заявке участника: как подтвердить. Закупочная практика» адвоката в сфере госзакупок, члена Гильдии отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказу Юлии Межниковой.

С точки зрения контрактной системы, подача заявки на участие в закупке является полным согласием участника не только на участие в торговом процессе, но и на выполнение в дальнейшем всех условий, указанных в закупочной документации.

Таким образом, заявка участника закупки — это:

  • юридически значимое действие;
  • письменное подтверждение участника его согласия участвовать в торгах на условиях, указанных в извещении и документации;
  • письменное подтверждение в случае победы выполнить контракт на условиях, изложенных в проекте контракта.

Закон тщательно следит за тем, чтобы в закупочной документации заказчики максимально полно, ясно и четко публиковали все условия будущего исполнения обязательств по контракту. Именно поэтому заявка участника является ответом на те условия, правила и информацию, которую опубликовал заказчик в закупочной документации.

Важное правило: один участник может подать только одну заявку на участие в одной конкретной процедуре!

Недостоверность информации: понятие, пояснения

В контрактной системе нет определений понятия «недостоверность сведений», как нет и дополнительных пояснений по этому вопросу: критерии, по которым следует оценивать достоверность информации, сведения и данные, предоставленные участниками закупки, не прописаны. В Гражданском кодексе специальных норм, регулирующих это понятие, также не найти, поэтому обратимся к широко сформированной практической части.

Практика выделяет два основных условия, на основании которых устанавливается недостоверность в составе заявок и способы реагирования заказчика в случае, если такая недостоверность обнаружится.

В конце статьи вы найдете общие выводы по теме, советы и чек-лист — придерживайтесь его, и ваша заявка на участие в закупках всегда будет составлена идеально правильно!

В конце статьи есть шпаргалка

Условие № 1 по выявлению недостоверности информации

Указанная участником закупки информация не совпадает или противоречит информации из подтвержденных официальных источников.

К примеру:

  1. Участник указал характеристики определенной модели оборудования, которые противоречат данным от производителя этой продукции.
  2. Участник указал номер лицензии, а на самом деле лицензии под таким номером не существует.

Характерный пример такого подхода: выявленная недостоверность определяет отказ в приеме такой заявки. Поставщик предоставил не соответствующую действительности информацию о себе:

  • содержание выписки из ЕГРЮЛ не совпадает с данными сайта ФНС — назначен новый руководитель, а выписка содержит сведения о предыдущем руководителе;
  • в заявке приведены сведения, касающиеся единоличного исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа либо ИНН компании, отличающиеся от информации из реестра (технические ошибки относятся сюда же);
  • участник указал в заявке сведения об успешно исполненных им контрактах в качестве подтверждения опыта, в действительности все контракты исполнены с неустойкой, что зафиксировано в реестре.

В законе не установлены обязательства заказчика проверять достоверность информации о характеристиках товаров, но закупочные комиссии анализируют такие сведения, потому что хотят получить качественный товар и контракт, который будет исполнен.

Примеры:

  1. Поставщик указал недостоверные характеристики товара. Комиссия использует официальный источник — сайты производителя и дилеров, авторизованные письма, сведения из официальных интернет-ресурсов, чтобы проверить данные, которые указаны участником в его заявке.
  2. Участник неверно указал страну происхождения товара — в составе закупочной комиссии есть специалисты, которые знают о том, что данная продукция производится в другой стране.
  3. Участник закупки указал несуществующий номер регистрационного удостоверения медицинского изделия — комиссия проверила данный номер на сайте Минздрава и убедилась в том, что такого номера нет.
  4. На момент заключения контракта лицензия участника закупки утратила свое действие — комиссия проверила данные лицензии на сайте Министерства образования и убедилась в том, что лицензия не действует.
Читайте также:  Ключевые выводы Верховного Суда РФ об аренде за июнь 2020 г.

Условие № 2 по выявлению недостоверности информации

Участник указал в заявке сведения и данные, которые противоречат друг другу. К примеру, в первой части заявки указал определенные параметры товара, а во второй части в сопроводительных документах на данный товар (к примеру, сертификат) приводятся совершенно другие значения. Для комиссии такая ситуация — повод отклонить заявку.

Таким образом, недостоверность информации в заявках участников — это:

  • несоответствие данных и сведений информации из официальных источников;
  • противоречие информации, предоставленной участником в заявке.

Подробнее о том, что скрывает понятие «недостоверность сведений в заявке участника» и что делать заказчику в том случае, если она обнаружится, рассказывает эксперт Контур.Школы Юлия Межникова.

Основания для отклонения заявок

  • Если закупочная комиссия установит, что в заявке участника содержится недостоверная информация, то это является обязательным основанием для отклонения заявки.
  • Основания для отклонения можно разделить на четыре направления.
  • Основание № 1:
  • непредоставление обязательной информации со стороны участника (это не напрямую недостоверность, но недостаток информации, отсутствие важной информации делает невозможным определение комиссией, подходит участник или нет, может ли он выполнить обязательства по контракту);
  • не указана страна происхождения товара;
  • не указан товарный знак в заявке участника.

Основание № 2:

  • указана недостоверная информация, противоречащая фактам и подтвержденным данным;
  • указаны параметры товара, которых нет на самом деле (к примеру, материал, из которого изготовлен товар, не сталь, а сплав алюминия и железа).

Основание № 3:

  • указаны характеристики товара, которые не соответствуют требованиям документации, выходят за границы установленных диапазонов (к примеру, требуется шланг длиной от 13 до 15 см, а участник предлагает 10 см).

Основание № 4:

Участник не соответствует единым требованиям, установленным в ст. 31 Закона 44-ФЗ:

  • находится в стадии банкротства;
  • руководитель имеет дисквалификацию;
  • деятельность компании приостановлена;
  • имеется правонарушение за предыдущие два года, предусмотренное ст. 19.28 КоАП (незаконное вознаграждение от имени юридического лица).

Отклонение заявки зависит от того, когда выявлена недостоверность сведений. В связи с этим заказчик может вернуть ее на разных этапах закупочного процесса:

  • если недостоверные данные касаются предложения об объекте закупки, отклонение происходит по итогам рассмотрения первых частей заявок;
  • если недостоверные данные касаются участника закупки, отклонение происходит по итогам рассмотрения вторых частей заявок;
  • в заключении контракта будет отказано при выявлении на этапе заключения контракта несоответствия победителя закупки определенным требованиям либо при выявлении предоставленных им недостоверных сведений.

Случай из практики № 1:

  1. Заявка участника отклонена на том основании, что в его заявке содержится недостоверная информация: заявленные технические характеристики поставляемого товара не подтверждены производителем.
  2. Заказчик предоставил полученную от производителя товара информацию, в которой не подтверждается соответствие технических характеристик товара требованиям заказчика, изложенным в документации.
  3. Ситуацию разбирал контрольный орган: на заседании участник не представил документы, доказывающие обратное.
  4. Заявка была отклонена правомерно.

Случай из практики № 2:

  1. Участнику отказано в допуске, поскольку в заявке предоставлены недостоверные сведения: указана неверная комплектация товара.
  2. Заказчик в качестве доказательства привел сведения и данные из официального каталога производителя, которые принципиально отличались от сведений, изложенных в заявке участника в отношении комплектации товара — объекта закупки.
  3. Товар в комплектации, предложенной участником, не выпускается производителем.
  4. В ситуации разбирался контрольный орган — отклонение признано правомерным.

Случай из практики № 3:

  1. Участник не допущен к участию в аукционе, потому что предоставил неверные сведения об автомобиле, который предлагается к поставке.
  2. Согласно информации, полученной от официальных дилера и представителя производителя, заявленный размер шин не соответствует показателю дорожного просвета.
  3. По информации официального дилера, автомобиль указанной марки имеет другой дорожный просвет при данном размере колес.
  4. Участник не предоставил доказательств, подтверждающих обратное.

Случай из практики №4:

  1. В заявке участника указаны характеристики материала, из которого изготовлен предлагаемый товар: материал — сталь марки ст3пс по ГОСТ 380-2005, (состав: массовая доля углерода — 1,22%, массовая доля марганца — 10,30%, массовая доля кремния — 0,81 %).
  2. Заказчик отклонил заявку — по ГОСТ 380-2005 марке стали ст3пс соответствуют другие характеристики (массовая доля углерода — 0,14–0,22%, массовая доля марганца — 0,40–0,65%, массовая доля кремния — 0,05–0,15%).
  3. Заявка содержит недостоверные сведения.

Случай из практики № 5:

  1. Заказчик закупал ремонт объекта. НМЦК — 30 млн руб.
  2. На этапе рассмотрения вторых частей заявок участник, предложивший цену, был отклонен, потому что указал недостоверные сведения о своем местонахождении (Екатеринбург, ул. Кузнецова, д. 26). При этом в уставе и выписке из ЕГРЮЛ место нахождения указано как: Екатеринбург, ул. Кузнецова, д. 26, пом. 5.
  3. Это основание для признания информации в заявке недостоверной.

Важно: если в закупочной документации есть противоречащие условия, явные нарушения закона, то необходимо направить заказчику вопрос на разъяснение.

Нередко участник закупки также задается вопросом: «Может ли быть такое, что заказчик, публикуя закупочную документацию, намеренно включает в нее недостоверную информацию?» Рассмотрим на примере.

В документации установлен объем услуг, который закупает заказчик: «от 18 до 72 часов», и нет никаких пояснений в отношении данного показателя и порядка его указания в составе заявки. При этом первая часть заявки должна содержать согласие участника на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией и не подлежащих изменению.

Объем часов — это показатель, подлежащий изменению или нет? Что делать участнику: достаточно дать согласие в диапазоне или нужно указать конкретное количество часов по предлагаемой программе? Все это риски, что заявка будет отклонена, так как изначально содержится неполная информация по объекту закупки. Участнику в подобных случаях необходимо обратиться за разъяснениями позиции. Только так он сможет быть уверен в том, что хочет получить заказчик.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

Еще один пример — Решение УФАС от 23.07.2020 г. № 035/06/69-450/2020.

  1. Заказчик провел закупку, в которой от участников требовалось представить лицензию, при этом разрешалось привлекать соисполнителей-субподрядчиков.
  2. Заявку участника отклонили за недостоверность: он представил договор с соисполнителем и лицензию последнего, а вот свою лицензию не приложил.
  3. УФАС встал на сторону заказчика: право привлекать соисполнителя услуг с лицензией не освобождает участника закупки от представления своей лицензии. Раз деятельность лицензирована, то лицензия должна быть у участника.

Отдельное внимание заказчика — информация, подтверждающая специальные требования.

При любой закупке заказчику следует проверять сведения о соответствии участника специальным требованиям: лицензия, выписки из реестров СРО, квалификационные документы. В таких закупках кроется определенная специфика, и заказчик должен быть уверен, что будущий партнер сможет выполнить контракт и обладает всеми компетенциями, ресурсами, разрешениями.

Итак, недостоверная информация — это основание для отклонения заявки, отказа в допуске участника к торгам и даже отказа от заключения контракта.

Отклонение заявки за предоставление недостоверных сведений не несет для участника каких-либо негативных последствий: ему разблокируют обеспечительный платеж, репутация не пострадает, в дальнейшем он может спокойно принимать участие в любой другой закупке.

Несмотря на то что закон о контрактной системе не раскрывает понятия недостоверности, в судебной практике наблюдается четкий системный подход к решению вопросов о несоответствии сведений, указанных в закупочной документации. По мнению регулирующих органов, недостоверность информации — существенное условие признания результатов закупки несоответствующими, основание для отмены закупки и возврата бюджетных средств, уплаченных по контракту.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Советы, рекомендации и чек-лист по теме «Недостоверность сведений в заявке участника» 123.9 КБ

Скачать

Типичные ошибки, совершаемые заказчиками и поставщиками при заключении контракта

  • Согласно частям 5 и 6 статьи 104 Закона о контрактной системе в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, уклонился от заключения контракта, а также в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания участника уклонившимся или расторжения контракта направляет в антимонопольный орган информацию об указанном лице для рассмотрения вопроса о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.
  •             За истекший период 2019 года Хабаровским УФАС России рассмотрено 290 обращений государственных и муниципальных заказчиков о включении в реестр поставщиков, уклоняющихся от заключения государственного (муниципального) контракта, и 208 обращений государственных и муниципальных заказчиков о включении в реестр поставщиков в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
  •             В 24 случаях признания участников закупки уклонившимися от заключения контракта и 87 случаях расторжения контракта заказчиком Хабаровским УФАС России информация включена в реестр недобросовестных поставщиков.
  •             При этом причиной признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта может быть не только неподписание и неразмещение на электронной площадке подписанного проекта контракта в установленный законом срок, но и следующие действия:
  •              – неоплата обеспечения исполнения контракта в полном объеме, а также непредоставление совместно с подписанным проектом контракта документа, свидетельствующего об оплате обеспечения исполнения контракта,
  •              – в случае, если в качестве обеспечения исполнения контракта выбрана банковская гарантия, несоответствие банковской гарантии условиям контракта, требованиям Закона о контрактной системе, отсутствие банковской гарантии в реестре банковских гарантий,
  •              – в случае, если закупка проводится для субъектов малого предпринимательства, и в качестве способа обеспечения исполнения контракта выбрано предоставление информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), непредоставление информации о контрактах, предоставление информации о контрактах, которые еще не исполнены, либо по контрактам (одному из контрактов) к победителю применялись неустойки (штрафы, пени), либо сумма цен таких контрактов составляет менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке,
  •              – в случае, если победителем электронной процедуры начальная (максимальная) цена контракта снижена более чем на 25% либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, не представлена информация, подтверждающая добросовестность участника закупки, либо не внесено обеспечение исполнения контракта в полуторном размере (случаи, порядок и сроки внесения подобной информации и обеспечения исполнения контракта установлены статьей 37 Закона о контрактной системе),

             – в случае, если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), и участник закупки предложил цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, непредоставление заказчику обоснования предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара. При этом хотелось бы отметить, что согласно сложившейся судебной практике к подобному обоснованию не относится гарантийное письмо победителя закупки (если он не является производителем товара), а также письмо о наличии у него на складе необходимого товара. В качестве документов, подтверждающих наличие товара у участника закупки, иных документов и расчетов, подтверждающих возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене, могут быть представлены любые первичные документы, объективно подтверждающие факт приобретения товара, его оприходования (договор, накладная и т.п.) и наличия на складе на определённую дату (карточки складского учета), то есть документы, подтверждающие реальную возможность поставить товары.

Читайте также:  Суд «подсказал» законный способ избавиться от любого ненужного работника (с)

            Какие бы советы хотелось дать участникам, чтобы избежать рисков включения в реестр недобросовестных поставщиков:

             1. Необходимо внимательно отслеживать все закупки, на участие в которых вы подаете заявку; тот факт, что вы не подавали ценовых предложений, не свидетельствует о том, что вы не можете стать победителем (в случае, если ваша заявка оказалась единственной и признана заказчиком соответствующей требованиям документации и Закона о контрактной системе).

            2. Все документы и информацию, подтверждающие обеспечение исполнения контракта, добросовестность, необходимо готовить заранее и внимательно проверять перед направлением заказчику.

Необходимо помнить, что все указанные документы и информацию победитель направляет при подписании контракта, возможность изменить или добавить необходимые документы и информацию еще раз у победителя уже не будет.

            3. Не откладывать подписание контракта на последний день.

            4.

В случае если не удается подписать контракт по каким-либо техническим причинам, в том числе некорректной работы площадки, необходимо осуществлять запись всех своих действий на площадке с использованием независимого регистратора. В дальнейшем это может помочь обратиться в Федеральную антимонопольную службы с жалобой на действия оператора электронной площадки и вернуть себе право исполнения контракта.

            5. Необходимо актировать и фиксировать все события, не позволяющие вам своевременно подписать контракт.

            6.

Внимательно отслеживать всю корреспонденцию, поступающую на электронную почту, указанную вами при регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок и заказчику, в целях своевременного отслеживания уведомления антимонопольной службы о рассмотрении обращения заказчика о включении вас в реестр недобросовестных поставщиков и возможности предоставления в антимонопольную службу документов и информации, свидетельствующих об отсутствии в ваших действиях умысла на уклонение от заключения контракта.

            Заказчикам же в очередной раз хотелось бы напомнить, что по истечении сроков, указанных в статье 83.

2 Закона о контрактной системе вам необходимо признать участника уклонившимся от заключения контракта, и не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составить и разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Также в течение трех рабочих дней заказчику необходимо направить всю информацию об участнике, предусмотренную в статье 104 Закона о контрактной системе, в антимонопольный орган.

            Указанные действия необходимо совершить заказчику независимо от того, хочет ли он, чтобы сведения об участнике были включены в реестр недобросовестных поставщиков, или нет. За невыполнение или несвоевременное выполнение указанных действий заказчик может быть подвергнут антимонопольным органом административной ответственности в виде административного штрафа.

            При этом хотелось бы отметить, что антимонопольный орган выдает предписания заказчику, в том числе о возвращении закупки на этап подписания проекта контракта победителем, только на основании выявленных нарушений со стороны заказчика. Поэтому в случае, если неподписание контракта произошло по вине победителя, обращаться за выдачей подобных предписаний в антимонопольный орган не имеет смысла.

            Сложнее обстоят дела в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

            Хабаровское УФАС России считает, что подобное расторжение должно являться крайней мерой в случае существенного нарушения исполнителем условий контракта.

            В настоящее время у заказчиков имеется возможность принимать немотивированные решения об отказе от исполнения контракта.

Данная возможность позволяет Заказчикам оказывать сильнейшее давление на поставщиков ввиду возможных финансовых убытков для предпринимателей, следующих за расторжением контракта, а также риска включения в реестр недобросовестных поставщиков для участника закупки.

            В соответствии с последними рекомендациями Федеральной антимонопольной службы информация о недобросовестных действиях заказчика при исполнении и расторжении контрактов направляется Хабаровским УФАС России в органы внутреннего финансового контроля.

            Вместе с тем, предлагаемые Федеральной антимонопольной службой поправки к Закону о контрактной системе позволят снизить возможность принятия заказчиком немотивированных решений об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Так, одним из запланированных нововведений является введение в Закон о контрактной системе механизма защиты прав предпринимателей путем возможности обжалования в Федеральную антимонопольную службу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

            При этом необходимо помнить, что у поставщика (подрядчика, исполнителя) также имеется в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе право на расторжение контракта в одностороннем порядке в связи с неисполнением заказчиком своих обязательств по контракту. Вместе с тем, поставщик должен соблюсти порядок расторжения контракта, предусмотренный статьей 95 Закона о контрактной системе, и быть готов доказать недобросовестное поведение заказчика.

            Однако, если решение об одностороннем отказе заказчиком все-таки принято, прежде всего заказчиком необходимо соблюсти процедуру расторжения контракта, установленную в статье 95 Закона о контрактной системе.

            При этом хотелось бы отметить, что надлежащим считается такое уведомление поставщика, при котором заказчик может зафиксировать факт получения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта поставщиком, направление по почте либо по факсу, в случае отсутствия отклика поставщика на принятое решение не может считаться надлежащим уведомлением.

            Также наиболее часто встречающимся нарушением процедуры расторжения контракта со стороны заказчика является сокращение десятидневного срока, предоставленного Законом о контрактной системе поставщику для устранения нарушения исполнения контракта.

Зачастую заказчики размещают решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в Единой информационной системе и переводят контракт на этап «Исполнение прекращено» в этот же день.

Указанное может свидетельствовать как о нарушении заказчиком статьи 95 Закона о контрактной системе (порядок расторжения контракта), так и о нарушении статьи 103 Закона о контрактной системе (размещение в реестре контрактов недостоверной информации).

При этом сроки необходимо считать в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

            Следствием подобных действий будет являться не только невключение информации о лице, с которым контракт расторгнут в связи с односторонним отказом, в реестр недобросовестных поставщиков, но и привлечение должностных лиц заказчика к административной ответственности.

            Так же как и при уклонении участника от заключения контракта, заказчику необходимо помнить о сроках направления информации о поставщике, контракт с которым расторгнут в связи с односторонним отказом от исполнения контракта, в антимонопольную службу. Ненаправление, несвоевременное направление, а также направление информации в неполном объеме могут повлечь привлечение должностных лиц заказчика к административной ответственности.

            Перечень документов и информации, которую заказчик обязан направить, установлен в статье 104 Закона о контрактной системе. Чаще всего заказчиками не направляется информация об учредителях юридических лиц, сведения о которых подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков, а также информация о дате расторжения контракта.

            Поставщику же в свою очередь необходимо обратить внимание, что при рассмотрении дела в антимонопольном органе ему необходимо предоставить документы, свидетельствующие о том, что им предпринимались все действия, направленные на исполнение контракта.

            Это могут быть действия по замене товара, исправлению недостатков работ, при отказе заказчика в приемке товаров, работ, услуг. В случае если исполнитель уверен в качестве поставленного товара, выполненной работы, это может быть проведение независимой экспертизы по инициативе поставщика, оспаривание результатов экспертизы, проведенной заказчиком.

            В случае если контрактом предусмотрена поставка нескольких наименований товара и товар одного наименования заказчик не принимает, то все остальные товары поставщик должен обязательно поставить.

            При этом мы неоднократно говорим поставщику, что все взаимодействие с заказчиком при исполнении контракта должно осуществляться поставщиком в письменной форме, любые договоренности, связанные с исполнением контракта, должны подтверждаться соответствующими документами.

            Телефонные переговоры не являются доказательством при рассмотрении антимонопольным органом дела о включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков. Однако сама переписка, при отсутствии каких-либо иных действий, направленных на исполнение контракта, со стороны поставщика также не является доказательством его добросовестного поведения. 

            Также поставщику необходимо фиксировать все действия заказчика, препятствующие исполнению контракта, пояснения из разряда «я привез товар, а он отказался его принимать» при отсутствии каких-либо документов также не будут являться доказательством надлежащего исполнения поставщиком своих обязательств по контракту.

            Еще одним важным предложением по совершенствованию действующего законодательства являются планы по перенесению всей переписки по вопросам исполнения государственных муниципальных контрактов в Единую информационную систему в сфере закупок. Данное нововведение позволит повысить прозрачность и открытость контрактной системы в сфере закупок, что в свою очередь повлечет за собой повышение эффективности защиты прав участников закупки.

            Первый шаг в указанном направлении уже сделан: Федеральное казначейство анонсировало внедрение функционала электронного актирования исполнения контрактов в Единой информационной системе.

ЛАРИСА ИЛЬЧЕНКО, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА КОНТРОЛЯ ЗАКУПОК ХАБАРОВСКОГО УФАС РОССИИ

               Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное  решение» выпуск № 02 (208) дата выхода от 20.02.2020.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *