Помогает ли юристам в работе знание психологии?

Преподаватели ТУСУРа о закономерностях расследования преступлений, распознавания лжи и составлении профиля убийцы в кино и в жизни

Помогает ли юристам в работе знание психологии?

ТУСУР

Портрет маньяка в детективном фильме, составленный агентом спецслужб, совсем не одно и то же, что его описание в реальной жизни.

Чтобы научиться понимать особенности поведения преступников, в обязательный курс подготовки юристов ТУСУРа входит сразу несколько предметов: криминалистика, криминология и юридическая психология.

Это позволяет будущим профессионалам не только научиться взаимодействовать с другими людьми, но и лучше понимать самих себя.

Всего существует три специализации юристов: уголовно-правовая, государственно-правовая, а также гражданско-правовая. Выпускники юрфака часто отмечают, что из процесса обучения им больше всего запомнились именно занятия на кафедре уголовного права, а полученные на них знания и навыки пригождаются не только в профессии.

— В первую очередь наша кафедра дает студентам понимание основ и норм уголовного права и процесса. Это база. Но важно и то, как тонкая материя этих знаний сочетается с практикой в реальной жизни, поэтому у нас есть и такие прикладные предметы, как криминалистика, криминология и юридическая психология, — говорит профессор кафедры уголовного права Рамиль Ахмедшин.

Помогает ли юристам в работе знание психологии?

Например, юридическая психология позволяет понять адвокату, говорит ли его клиент правду, и выбрать лучшую линию защиты, а судье — определить, кому из свидетелей можно верить, а кому нет, нотариусу — вовремя распознать мошенника, а следователю — учитывать детали поведения участников расследования, которые в итоге помогут раскрыть преступление. Кроме того, изучая других, ребята узнают и себя, что в будущем помогает им выбрать наиболее гармоничный путь реализации своих сильных сторон и качеств характера.

— Философы говорят, что человек — это прежде всего непознаваемое пространство, космос, мы же, делаем акцент на прикладной аспект наук о человеке, учим по характерным признакам поведения понимать мотивы, распознавать психотипы, управлять коммуникацией. Работа юриста всегда связана с людьми, и часто именно психологические факторы являются определяющими в их поведении, — поясняет Рамиль Ахмедшин.

Для этого студенты юридического факультета ТУСУРа изучают профайлинг — комплекс методик, который позволяет составить психологический портрет или профиль человека, опираясь на анализ его поведения.

Помогает ли юристам в работе знание психологии?

Обучение включает в себя два уровня. Первый — это лекции и семинары, дает теорию основ поведения. Он является обязательным для всех студентов. Второй предполагает практическую отработку навыков и проходит факультативно на уроках психологического клуба ТУСУРа.

— Мы приглашаем студентов в клуб, начиная со второго курса. При этом старшие курсы курируют младшие, а занятия ведут четыре преподавателя кафедры. Каждый дает те темы, в которых он силен, — рассказывает профессор кафедры уголовного права.

Во время уроков ребята анализируют документальные видео и выступления известных лиц, моделируют ситуации допроса, обыска и осмотра. По проявлениям мимики и жестов, интонациям в голосе они учатся верифицировать ложь.

— В рамках клуба мы стараемся брать задачи посложнее. Сегодня большой популярностью пользуются фильмы про серийных убийц, в которых проницательный детектив после осмотра места преступления дает описание личности того, кто его совершил.

Это называется профилированием. Наши студенты также по результатам изучения материалов реальных уголовных дел составляют профили подрывников, террористов, серийных убийц.

Например, по написанной анонимке они могут рассказать про ее автора, — говорит Рамиль Ахмедшин.

Однако, подчеркивает он, большинство из того, что мы видим в кино — это мифы, которые студенты ТУСУРа уже не раз успешно опровергали. Один из них, что серийный преступник всегда использует одно и то же оружие, нападает в одном и том же месте или выбирает внешне похожих друг на друга жертв.

— В результате исследовательских работ в последние два года наши ребята совершили несколько таких микро-открытий. Из-за пандемии нам пока их не удалось представить на научных конференциях. Зато теперь у нас есть адаптированная методика профилирования, которую студенты смогут применять в будущем.

Также в дальнейшем к проектной исследовательской деятельности мы планируем привлекать студентов других факультетов.

Это большой плюс, что в ТУСУРе создана возможность работы в смешанных командах, потому что наличие в ней человека с нестандартным для профессии юриста мышлением часто дает неожиданный результат, — уверен Рамиль Ахмедшин.

При написании курсовых и дипломных работах студенты также делают системный анализ личности человека по его страничке в соцсетях. Такие исследования позволили преподавателям кафедры разработать свой алгоритм, который сейчас тестируется, а в будущем даже может быть использован для противодействия терроризму.

Большое внимание на юридическом факультете также уделяется изучению программного обеспечения для анализа поведения и расследования преступлений. Сегодня, когда все больше мошенничеств совершается в сети, эти знания являются весомым конкурентным преимуществом выпускников вуза.

Понять закономерности, по которым люди преступают закон, изучить историю преступности ребята могут при прохождении курса по криминологии.

— Со времен появления египетских пирамид в человеке практически ничего не поменялось. Все возвышенное, во что он верил, есть и сейчас. Но и правонарушений меньше не стало, просто заметно уменьшилась их регистрация, — отмечает Рамиль Ахмедшин.

Что касается понимания природы преступного, профессор подчеркивает, что нельзя искать универсальный ответ, нельзя объединять примеры с убийством и кражей в одну группу. В каждом случае у человека может быть разная мотивация преступить закон. Например, кто-то крадет от голода, кто-то — от жадности, а кто-то потому, что психически болен.

Взглянуть на эти причины объективно, правильно их определить помогает критическое мышление, которое формируется у студентов в процессе обучения. Этому навыку уделяется особое внимание. Оно же лежит в основе построения алгоритмов расследования, которые изучает уже другая наука — криминалистика.

Помогает ли юристам в работе знание психологии?Помогает ли юристам в работе знание психологии?

У факультета есть своя криминалистическая лаборатория, где ребята учатся обнаруживать и изымать всевозможные следы преступлений, на практике пробуют применить дактилоскопические порошки и химические составы, оборудование для проведения баллистической экспертизы, то есть полностью овладевают основами работы со следами преступлений. Также у них есть возможность протестировать себя и своих однокурсников на полиграфе, больше известном как детектор лжи.

Помогает ли юристам в работе знание психологии?

В целом в процессе обучения основной акцент делается на фундаментальные знания. В ТУСУРе уверены, что только классический подход к образованию в лучших традициях томской юридической школы «без упрощенных схем и пособий в картинках» дает хорошую базу для успешной реализации будущих выпускников.

Приемная кампания в вузе уже стартовала.

Помогает ли юристам в работе знание психологии?

На правах рекламы

Нужно ли юристу быть психологом? | The Paragraph Magazine

Меня
зовут Графова Юлия – я адвокат и психолог.

Мой
роман с Правом начался в 1996, а психология ворвалась в мою жизнь в 2005.

Земельное
право, семейное, 5 лет работы в уголовном праве. Кражи, разбои, грабежи,
мошенничество, ДТП. С криминальным миром я знакома изнутри со всеми его
красками и запахами. Потом курс по защите прав взрослых и детей в
международных семейных спорах.

В психологии
за 12 лет я прошла путь от полного непринятия психологии, как способа изменения
жизни, до точки, в которой сама стала практикующим психологом.

Правовой
спор – это всегда крайняя мера. Это когда «я не могу до тебя достучаться», «я
хочу отомстить», «я хочу доказать», «меня не слышат», «я знаю, как вас всех
поставить на место». Все это про чувства и эмоции. И тут справедливость
субъективна.

Кажется,
судебное решение принесёт счастье и облегчение! И все бы так, однако существует
одно «НО». В реальности счастья не наступает, а конфликт не исчезает даже с
наличием положительного решения.

Адвокат
и психолог – это две самостоятельные профессии.

С
какой целью получать дополнительное психологическое образование адвокатам? Зачем
объединять их в одну?

Участие
в любом процессе требует от адвоката глубокого понимания психологии личности.
Можно обладать опытом в общении с разными людьми, в анализе ситуаций, но только
профессиональные знания психологии дают объективную
картинку ситуации, предлагают
эффективные
способы решения проблем
.

Психология
помогает найти ключ не только к
каждому клиенту, но и каждой стороне, которая принимает участие в развитии
дела. Кроме того, адвокат должен не только грамотно, но и убедительно говорить,
умело подбирать аргументы.

Читайте также:  Поправки в правила дорожного движения. как ездить по новым правилам

Каждый тип характера требует своего способа
взаимодействия.

Кто-то обладает более быстрыми свойствами психики, и это
означает, что с ним необходим более быстрый темп речи, более структурная подача
информации, а кто-то медлителен, и ему необходимо максимально подробно,
обосновывая каждый шаг преподносить информацию.

Психология
присутствует в деятельности адвоката на всех уровнях: от взаимодействия с
клиентами и коллегами до управления собственными эмоциями.  Осознавать, что происходит с тобой в данный
момент, на что злишься или чего боишься помогает
решать задачи клиентов более профессионально. 

Человек,
который хочет найти юриста для решения своих проблем, надеется в первую очередь
на понимание, на поддержку и признание того, что происходящее несправедливо и
незаслуженно. И чтобы дать поддержку клиенту хотя бы в минимальном объеме нужно
владеть основными психологическими знаниями и навыками.

Знание психологии в профессии адвоката не менее важны, чем знание законов. Кроме того, к адвокату приходят люди, которые уже испробовали все возможные способы решения проблем, но ничего не получилось. Клиент уже находится на грани стресса, а иногда и за гранью.

Когда адвокат в первый раз общается с потенциальным доверителем, важно установить контакт, почувствовать и понять проблематику. Каждый доверитель уникален, и потому к каждому должен быть индивидуальный подход.

Бывает, что человеку сложно обозначить некоторые деликатные подробности, которые имеют важное значение для исхода дела в суде и в этом случае, можно применить определенные психологические техники, которые помогают постепенно и безболезненно выяснить все детали.

Для того чтобы правильно выстроить защиту или правовую позицию для суда нужно располагать всей информацией, даже самой незначительной. И при этом соблюдать адвокатскую тайну. Таким образом, психология помогает быстрее наладить контакт.

Труд
адвоката проникнут психологическим содержанием. Опытный адвокат всегда хороший
психолог-практик.

Он чувствует людей, может предсказывать их реакции,
прогнозировать поведение, может успокоить клиента, снизить степень тревожности,
уменьшить страхи, способствовать выводу клиента из депрессии.

При этом высокая
психологическая компетентность успешно работающего адвоката не заменяет участия
психолога, а, напротив, повышает эффективность сотрудничества этих специалистов
с целью защитить законные права клиента.

Адвокат
должен вовремя обратиться с предложением сотрудничества к профессиональному
психологу. Почему?

Помощь потребуется
для исследования вопросов, требующих специальных психологических знаний и для написания
экспертного заключения для суда (по делам о возмещении морального ущерба,
ущерба причиненного деловой репутации, психологические мотивы преступлений и
т.п.

) Известно, что понимание мотивов тех или иных действий юристами и
психологами разнится. Юристы оперируют конкретным перечнем мотивов, в том
числе, это корыстные мотивы, месть, ревность и т.п.

Психологическое содержание
мотивации человеческой деятельности значительно разнообразней.

Заключение
психологической экспертизы является доказательством по делу. Факт того, что
обвиняемый находился в состоянии физиологического аффекта может стать определяющим
при квалификации преступления и решении о соответствующем наказании.

Состояние
депрессии, психическое напряжение, посттравматическое стрессовое расстройство
могут мешать общению с адвокатом, т.к. человек не может сосредоточиться на
вопросах адвоката, эмоционально неуравновешен. В этом случае только психолог
может нормализировать психическое состояние клиента и сделать общение с адвокатом
эффективным.

Следует
психологически готовить клиента к допросу, очной ставке, другим следственным
действиям, к выступлениям в суде, поскольку перечисленные действия являются
сильным стрессовым фактором.

Адвокаты готовят своих клиентов – оговаривают
возможный перечень вопросов, помогают формулировать ответы на них,
рассматривают наиболее вероятные направления развития ситуаций.

Психолог может,
в свою очередь, профессионально подготовить человека к ситуации
психологического напряжения или давления, с тем, чтобы клиент выглядел
убедительно.

Отдельного
разговора заслуживает проблема психологической подготовки и поддержки в
подобных ситуациях детей. В ряде случаев детям приходится давать показания в
суде. Это не простое испытание даже для взрослого.

Для неподготовленного
ребенка это может быть сильнейшей психологической травмой с самыми тяжелыми
последствиями.

Возрастная психология и знания о том, что в определенном
возрасте происходит с ребенком, чем он живет, какой у него ведущий вид
деятельности существенно упрощает процесс разговора адвоката, как с ребенком,
так и с его родителями.

Возможна
подготовка и участие психолога в переговорах адвоката с представителями
противоположной стороны.

Правильная организация пространства и выбор времени
переговоров, оптимальное расположение участников за столом переговоров,
психологически грамотная формулировка и последовательность предъявления
аргументов, технологии нейролингвистического программирования приносят сегодня
тем, кто ими владеет, ощутимые результаты.

Нельзя
для клиента быть и адвокатом, и психологом сразу. Иначе у клиента происходит
«слияние» ролей.

Адвокат
– это «папина» роль, которая требует соблюдения границ, немного жёсткости и
четкости. Психолог – это всегда принятие, поддержка, тепло – «мамина» роль. И
если в работе с адвокатом клиенту необходимо входить во взрослую позицию, то в
работе с психологом клиент чаще находится в детской роли, а это означает, что
ждать от него собранности и ответственности не приходится.

В работе с подзащитными в уголовных делах важно настроить человека на борьбу, на победу. И немаловажную роль играет развитая эмпатия. Отражение чувств клиента, озвучивание их.

Это вовсе не означает, что адвокату необходимо постоянно сочувствовать или поддерживать клиента в его переживаниях. Важно правильно озвучить те чувства, в которых находится человек, выразить свое отношение к происходящему.

А для того, чтобы сделать это правильно и эффективно важны знания о том, какие вообще бывают чувства и эмоции, какая между ними разница.

Зачем
заботиться о состоянии другого человека, клиента?

Потому что прежде всего необходимо быть человеком, а лишь потом специалистом. Зачастую людям необходима соломинка, поддержка нужным, правильным словом кого-то рядом, для того, чтобы они самостоятельно смогли выплыть из водоворота неразрешимых, как им кажется, проблем и увидеть новые возможности для себя и своих близких!

Помогает ли юристам в работе знание психологии?

Графова Юлия

Зачем юристу быть психологом

Работа с людьми требует обязательного знания основ психологии, и юридическая сфера — не исключение.

Клиенты — только одна сторона, с другой же приходится иметь дело с сотрудниками правоохранительных органов, каждый из которых требует индивидуального подхода.

Адвокату приходится служить своеобразным мостиком, связующим звеном между ними, буфером, задача которого смягчать все жесткие моменты и нормализовать ситуации (подчас довольно острые).

При организации защиты подсудимого невозможно обойтись одним (пускай и доскональным) знанием закона: приходится сталкиваться с человеческими переживаниями, драматическими ситуациями и глубоким кризисом в состоянии человека.

Адвокат, как юридическое лицо, заинтересованное в успешном исходе дела, пропускает через себя все эти нюансы и эмоции, чтобы донести до судебных органов информацию в таком виде, который расположил бы суд к подзащитному и склонил чашу весов Фемиды в его пользу.

Но любой юрист прежде всего человек, и оставаться бесстрастным, даже несмотря на многолетний опыт, не может. Но вынужден: ведь если он станет проявлять излишние эмоции, его никто не воспримет всерьез, а дело будет провалено. Такая беспристрастность дается дорогой ценой: внутреннее напряжение нарастает, эмоции требуют выхода, и ни в коем случае нельзя допустить нервного срыва: от него неизбежно пострадают и клиенты, и семья, и посторонние люди.

Первое, что приходится делать юристу с клиентом — приводить его в нормальное состояние, выводя из депрессии, психоза и других тяжелых расстройств.

Если уж дело дошло до суда, налицо психотравмирующая ситуация, с которой надо бороться.

Именно поэтому большая часть его работы требует досконального знания такой научной отрасли, как юридическая психология: без этого невозможно построить грамотную работу по защите подопечного.

Не проще ли отгородиться от эмоциональной составляющей бетонной стеной равнодушия? Увы, нет. Без тонкого психоанализа юристу не обойтись: как дать консультацию человеку, если не исследовать его мотивы, намерения и условия жизни? И эту работу невозможно сплавить на сторону (например, врачам-психологам), иначе тесного контакта и доверительных отношений не создать.

Психология — не единственная побочная специализация для юриста-практика. Требуется и актерское мастерство, и навыки оратора, и коммуникабельность, но все-таки психология занимает первое место: ведь работать приходится с людьми, а они все такие разные…

Помогает ли юристам в работе знание психологии?

Азовпромсталь®
11 августа 2014 г. 17:00
  • Каталогпродукции
  • Прайс-листна сталь
  • Наличиена складе
  • Скидкии акции
Читайте также:  Компетенция органов ооо. как в новой редакции устава прописать оптимальную модель управления

Общая характеристика психологии профессиональной деятельности юриста

Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста рассматривается с позиции требований, предъявляемых к его личности

Психология профессиональной деятельности юриста предназначена для удовлетворении потребности общества в совершенствовании работы правоохранительных органов, специалистов в области юриспруденции.

Она способствует росту качества судопроизводства, прокурорского надзора, исполнения судебных решений, укрепляет судебную власть в государстве в целом, выдвигая на первое место задачу кадрового обеспечения, выполненную профессионально.

В этой лекции вы узнаете, что нужно для успешного решения этой задачи.

В первую очередь тема «Психология профессиональной деятельности юриста» должна рассматриваться с всестороннего исследования специфики профессиональной деятельности юриста (юрисконсульта), ее точного, научно обоснованного описания с помощью создания профессиограммы.

Формирование требований, предъявляемых к личности выпускника юриста, его психофизиологическим качествам, составляет содержание психограммы.

Она определяет точные критерии его профессиональной и психологической пригодности (непригодности) к деятельности в правоохранительных органах, государственно-правовых и прочих структурах.

Правовая регламентация деятельности юриста

Психология юриста включает некоторые особенности профессиональной деятельности. В первую очередь психологи при составлении профессиограммы должны обратить внимание на правовую регламентацию профессии и деятельности юриста.

Правоприменительная деятельность всех групп работников государственно-правовых органов регламентируется довольно четко. Нарушением закона считается отступление от основных служебных обязанностей, выход за рамки должностных полномочий. Все это отражает низкий уровень знаний и отсутствие профессиональной компетентности.

Потребность в соблюдении нравственных и правовых норм можно считать доминирующей среди прочих социально значимых потребностей, формирующих правосознание специалиста. Она формирует высокий уровень социализации личности, нормативность поведения, высочайшую ответственность перед обществом.

Это интегративное свойство важно рассматривать, как один из основных факторов профессиональной пригодности юристов в законодательных актах.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Характеристика профессиональной деятельности включает развитое правосознание, стремление специалиста соблюдать нравственные, правовые норм поведения в неожиданных ситуациях (профессиональный риск):

  • Коррупционный риск на службе возникает в процессе конфликта интересов, который представляет собой ситуацию личной (прямой или косвенной) заинтересованности юриста. Она влияет или может повлиять на требуемое исполнение юристом служебных обязанностей. Здесь часто проявляются противоречия между личным интересом и нравами (законным интересом) граждан, предприятий, общества или государства, способный причинить вред правам и законным интересам последних. Личная заинтересованность определяется возможностью получения специалистом в силу исполнения должностных обязанностей дохода в виде денежных средств, ценностей, прочего имущества или услуг (прав) имущественного характера для себя или третьих лиц. Эта ситуация предполагает безусловную обязанность принять меры, способные исключить вероятность проявления конфликта интересов. Юрист должен уведомить правоохранительные органы о случившихся случаях склонения его к совершению нарушений коррупционного характера.
  • Получение (приобретение) юристами благ, назначений для себя и третьих лиц, характеризующееся отступлением от норм. Данные блага предоставляются «просто так», «из уважения», а на самом деле используются для формирования неформальных отношений со специалистом, который занимает должностное положение. Вынужденная расплата, требуемая от юриста за предоставленные ему услуги, может проявляться в виде советов, раскрывающих служебную тайну, отказа от объективных, непредвзятых подходов в разрешении определенных дел, принятии соответствующих решений в обход законодательства.
  • Провокация взятки, которая часто может осуществляться в завуалированной форме. Ее передача может сопровождаться своеобразной «словесной разведкой» взяткодателя, который выражает не соответствующую работе юриста благодарность, многозначительно обещает отблагодарить и т.д. Если должностное лицо решительно не пресекает такую ситуацию, то это часто толкуется в качестве подтверждения оценки им своих служебных действий, как действительно заслуживающих особой «благодарности». В некоторых случаях взяткодатель ведет себя более решительно, сразу выкладывая предметы взятки со ссылкой на существующие обычаи. Он уверяет, что ничего не просит взамен, а действует по принятым местным традициям. Единственным выходом из такого положения со стороны юриста является решительное поведение, способное в зародыше пресечь мысль о возможности предложения взятки. Необходимо незамедлительно вызвать свидетелей, доложить руководству правоохранительных органов о провокации или о факте попытки передать взятку. Надежный барьер в этом случае представлен приемом таких посетителей в присутствии других юристов или сотрудников.
  • Посещение различных мест отдыха, развлечений, включая заведения сомнительного характера. Здесь проще всего оказаться жертвой провокации с вовлечением в конфликты, которые могут быть организованы для дискредитации руководителя, лица, имеющего ответственное служебное положение.
  • «Случайное» знакомство в общественных местах (гостиница, ресторан). Данная случайность заблаговременно может быть организована лицом, которое заинтересовано в неформальных отношениях с юристом с целью его дискредитации.
  • Допрос свидетеля (потерпевшего), получение объяснений от третьих лиц в квартире, в гостиничном номере, за исключением ситуаций, когда человек серьезно болен. Юрист должен понимать, что в таких случаях возможны провокации со стороны допрашиваемых и их ближайшего окружения. Эти действия также могут быть направлены на дискредитацию следователя (дознавателя) попытками перевода отношений на неформальный уровень. В последующем на юриста оказывается давление.
  • Обещания юриста (например, адвоката) в отношении возможного благополучного разрешения возникшего спорного вопроса, уголовного дела и др. Часто заинтересованные лица придают выгодную интерпретацию подобным обещаниям. В этом случае они используют всевозможные клеветнические жалобы, подтверждая «злоупотреблений» по службе специалиста, вымогательства взятки, распространение различных инсинуаций.

Особенности профессиональной деятельности юриста

Выделим еще несколько важных особенностей профессиональной деятельности юриста. Во-первых такая деятельность характеризуется властным, обязательным характером профессиональных полномочий. Часто использование специалистом правоохранительных органов определенных властных служебных полномочий способно затронуть интересы граждан, юридических лиц, предприятий.

Замечание 1

Небольшие отступления от законодательных требований в использовании служебных полномочий должностными лицами способны приводить к тяжким последствиям, причинять моральный вред, нравственное страдание, негативно отразиться на авторитете и репутации, сформировать отрицательное мнение об этом представителе власти.

Подобные конфликтные ситуации требуют принятие решений с использованием властных полномочий по закону и собственной совести. Это требует от юриста (работника правоохранительных органов) глубоких профессиональных знаний, а также определенного уровня профессиональной компетентности. Юрист должен обладать особыми личностными качествами:

  • аналитический склад ума,
  • способность прогнозировать последствия принимаемых решений,
  • эмоционально-волевая устойчивость,
  • справедливое, уважительное отношение к людям,
  • нормативность поведения.

Второй особенностью профессиональной деятельности юридических работников является экстремальный характер правоохранительной деятельности.

Работа юристов, в первую очередь тех, кто борется с преступностью, характеризуется высокой напряженностью, что обусловлено выполнением большого объема сложнейшей, разносторонней деятельности при условии острой нехватки информации и времени. Помехой является и активное противодействие заинтересованных лиц, которые часто игнорируют нормы права.

Нервные и психические перегрузки юриста усугубляются также нерегулярной сменой условий труда, отсутствием привычного режима жизни, вынужденным отказом от обычных видов отдыха.

Все это способно привести к развитию стойкого состояния психической напряженности, неустойчивому эмоциональному состоянию, невротическим реакциям, психосоматическим, функциональным расстройствам и различным заболеваниям. По этой причине юристы, особенно те из них, кто служит в правоохранительных органах, должны быть в отличной физической форме, обладать высокой степенью нервно-психической, эмоционально-волевой устойчивости, работоспособности.

Замечание 2

Эти качества рассматриваются, как один из важнейших факторов профессиональной пригодности таких специалистов.

В-третьих, профессия юриста носит творческий, нестандартный характер.

Работа таких сотрудников характеризуется тем, что они часто имеют дело с различными жизненными ситуациями, которые требуют тщательного подхода к их разрешению, внимательного изучения, вдумчивого анализа возникших правоотношений.

Необходимо учитывать не только профессиональные правовые, но и узкие знания из различных сфер науки, техники, культуры и др. Юрист должен также обладать для этого развитым интеллектом, творческим потенциалом.

В-четвертых, труд юриста характеризуется процессуальной самостоятельностью, персональной ответственностью. Особенно это касается специалистов, которые работают в следственных органах, в прокуратуре, суде, полиции и др.

Для процессуальной самостоятельности следователей, прокуроров, судей, судебных исполнителей предполагается высокая степень ответственности.

Для баланса между этими сторонами профессиональной деятельности необходим высокий уровень профессиональной адаптивности, личностная интеграция, социальная зрелость; эмоционально-волевая устойчивость; развитый интеллект, гибкое творческое мышление; смелость, решительность, уверенность в себе, ответственность за принятые решения, настойчивость, поддержание высокой степени самоконтроля.

Помогает ли юристам в работе знание психологии?

Анна Коврова

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

  • Отчёт по практике в детском саду. Заказ: 9516

    • Вид работы: Отчёт по практике
    • Выполнена: 27 июля 2017 г.
    • Стоимость: 1 600 руб

    Заказать такую же работу

  • Проект ремонта крюкового конвейера. Стан 250.

    • Вид работы: Курсовая работа
    • Выполнена: 18 октября 2017 г.
    • Стоимость: 1 000 руб
    Читайте также:  Разрешение спора без обращения в суд. Плюсы и минусы медиации

    Заказать такую же работу

  • Личностные особенности творческого человека

    • Вид работы: Курсовая работа
    • Выполнена: 5 июня 2016 г.
    • Стоимость: 900 руб

    Заказать такую же работу

  • Зависимость эффективности управленческой деятельности

    • Вид работы: Курсовая работа
    • Выполнена: 20 апреля 2016 г.
    • Стоимость: 1 100 руб

    Заказать такую же работу

  • Нейропсихология детского возраста. Ее предмет и задачи

    • Вид работы: Курсовая работа
    • Выполнена: 27 января 2017 г.
    • Стоимость: 1 000 руб

    Заказать такую же работу

  • Невербальные проявления эмоциональных состояний человека. Заказ: 590191

    • Вид работы: Курсовая работа
    • Выполнена: 25 декабря 2016 г.
    • Стоимость: 1 100 руб

    Заказать такую же работу

  • Смотреть все работы по психологии

    Не получается написать работу самому?

    Доверь это кандидату наук!

    Предисловие. Психологические знания необходимы юристу для решения самых разнообразных проблем юридической практики

    Психологические знания необходимы юристу для решения самых разнообразных проблем юридической практики.

    Он является центральной фигурой в системах правовых коммуникаций, исследуя такие базовые понятия как личность преступника, преступное поведение, вина, мотив, групповая динамика преступных сообществ и другие.

    Сегодня нет ни одной сферы правовой идеологии, отрасли права, где бы не существовала необходимость использования знаний психологии, ее понятий, закономерностей и методического инструментария.

    Знание закономерностей психики позволяет более эффективно организовать профессиональную деятельность, правильно построить взаимоотношения с другими людьми, уяснить причины нарушений норм в этих взаимоотношений.

    Потребность использования психологических знаний в различных областях практики вызвано развитием прикладных отраслей психологии, каждая из которых изучает психику человека в конкретных условиях его жизнедеятельности.

    На стыке юридических и психологических наук возникла новая отрасль – юридическая психология. Появление такой науки, как юридическая психология, оказывается связующим звеном между психологической и правовой науками и представляет собой закономерное явление.

    Синтез психологии и юриспруденции приводит к обогащению обеих наук – повышению эффективности правоохранительной и судебной деятельности.

    Как известно, психологические понятия лежат в основе исходных уголовно-правовых понятий (вина, личность преступника, цели, мотивы преступления). Правовое регулирование является формой социальной регуляции, оно подчинено социальным и социально-психологическим закономерностям.

    Знание социально-психологических закономерностей – важнейшее условие эффективного правотворчества, правоприменения и правоохранения. Так, ряд норм закона требует психологического анализа определенных правозначимых ситуаций.

    При оценивании результатов эксперимента необходимо определение индивидуально-типологических особенностей и психического состоянии субъектов, квалифицированной ориентации в проявлениях аффекта.

    При проведении следственных действий знание психомоторных особенностей обвиняемого, приемы психического воздействия на лиц, противодействующих правосудию и др.

    Назначение предлагаемого практикума — закрепить усвоенные учащимися теоретические основы юридической психологии и сформировать навыки психологического анализа различного рода аспектов профессиональной деятельности.

    В основе создания практикума лежит государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 5214000 – юриспруденция, степень – бакалавр юриспруденции.

    Практический материал в пособии подобран с учетом рабочей учебной программы и тематического плана изучаемой дисциплины.

    Психологические особенности профессиональной деятельности юриста

    Тенищева, Е. С. Психологические особенности профессиональной деятельности юриста / Е. С. Тенищева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/382/16142/ (дата обращения: 23.11.2021).

    

    Юрист при осуществлении своей деятельности работает с различными людьми, что предполагает умение найти правильный подход к каждому из них. Статья посвящена психологическим особенностям профессиональной деятельности юриста. Отмечается, что на сегодняшний день психологические знания в профессиональной деятельности юриста играют важную роль.

    • Ключевые слова: юрист, психология, психологические знания, юридическая деятельность.
    • Актуальность темы исследования обусловлена важной ролью психологических знаний в профессиональной деятельности юриста.
    • Постоянное усложнение политических и социально- экономических процессов в обществе и в экономике предъявляет новые требования к юристам.

    Именно от качества юридической работы зависит защита общественного порядка и безопасности общества, соблюдения договорных отношений, контроль законности, обеспечение справедливости и порядка.

    Возрастание роли взаимодействия между различными участниками в обществе становится основной причиной усиления акцента на практической составляющей юридической работы в процессе взаимоотношений между различными субъектами.

    В силу этих причин реализация юридической деятельности в современных условиях носит деятельностный характер, который базируется на социальных правилах, моральных обычаях, традициях, сложившихся в обществе.

    Социальный характер юридической работы позволяет говорить о ее практической значимости, юридическая деятельность связана не только с правотворчеством, но и, главным образом, реализацией норм права в процессе социального взаимодействия. Юрист имеет дело с поведением членов общества, с различными социальными явлениями, обстоятельствами, которые он должен понять и оценить, руководствуясь законом и нормами права.

    Однако скорость происходящих изменений в социально-экономической среде столь высока, что, зачастую, выступает основным фактором отставания правовой базы от реальных условий функционирования субъектов.

    В большинстве случаев работа по юридическому сопровождению носит «запаздывающий» характер, реализуется с отставанием, осуществляется в режиме «тушения пожара», что отрицательно сказывается на правовой устойчивости не только отдельных субъектов, но и всего общества, в целом [2, с. 301].

    Быстрота реагирования на изменение условий функционирования общества, трансформация правовой среды, внедрение новых технологий социального взаимодействия выступает обязательным условием реализации юридической деятельности.

    Для принятия и реализации адекватных юридических решений необходимо обладать высокой степенью пластичностью психики и юридической мобильностью, чтобы адекватно оценить сложившуюся ситуацию и спрогнозировать ее дальнейшее развитие.

    Коммуникативная деятельность юриста — это умение понять мотивы поведения участников взаимодействия, управлять их эмоциональной сферой, что невозможно без овладения юристом навыков эмоционального управления.

    Юридическая деятельность базируется на развитии эмоционального интеллекта специалистов, которые ее осуществляют. Успешное взаимодействие двух систем — юриста и любой категории граждан, вовлеченных в процесс юридического взаимодействия, зависит от установления эффективного психологического контакта.

    Перед юристами сейчас стоит задача не только обеспечить соблюдение правовых основ общества, но и постепенно изменить правовое сознание его членов, их взглядов, отношений к нормам законности.

    Данная деятельность должна носить непрерывный характер, и для успешной реализации необходимо строить на выделении и развитии ценностных ориентиров, призванных способствовать усилению правовой связности всего общества.

    Юридическая деятельность протекает в области общественных отношений и отличается чрезвычайным многообразием решаемых задач. Ситуации, с которыми сталкиваются следователи, судьи, прокуроры, адвокаты никогда не повторяются, несмотря на внешнее сходство, каждая решаемая задача имеет определенные нюансы, связанные с ее социальным характером, поэтому каждый раз требует поиска новых подходов.

    Юрист в процессе реализации своей деятельности всегда имеет дело с поведением людей, вызванным различными обстоятельствами, которые ему предстоит рассмотреть с позиции юридических законов и норм [3, с. 337].

    Именно знания по психологии помогают находить и использовать подходы к людям с разными особенностями характера, темперамента, т. е. аккуратно взаимодействовать, общаться и доводить информацию до любого человека, учитывая его способности, возможности, возрастные характеристики.

    Психологические знания помогают юристам в решении правовых вопросов, а психологическая наука обогащается в свою очередь знаниями из области юриспруденции. В результате такого сотрудничества, появляются новые научные направления, новые методы и способы решения поставленных задач, формируя новую отдельную прикладную науку.

    В период профессионализации юристы испытывают процесс психологической перестройки личности от этапа выбора профессиональной ориентированности до успешной самореализации в профессиональной деятельности.

    Кроме того, в рамках профессионализации специалисты юристы формируют свою профессиональную идентичность и профессиональное сознание, включаются в профессиональное сообщество и приобщаются к профессиональным ценностям [1, с. 10].

    1. В завершении отметим, что современные студенты интересуются психологией, так как, психологические знания дают человеку возможность оптимально функционировать в разнообразных профессиональных и бытовых ситуациях.
    2. Будущему специалисту, получающему юридической образование, необходимо осознавать, что без наличия психологических знаний в современных условиях не обойтись.
    3. Литература:
    1. Байрамуков Р. М. Эмпирическое исследование психологических особенностей исполнительской деятельности юриста в процессе профессионализации // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67. С. 10–13.
    2. Байрамуков Р. М. Психологические особенности личностного профиля юриста в исполнительской деятельности: теоретические аспекты // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66–2. С. 301–305.
    3. Дихтяренко В. И. Психологические аспекты профессиональной деятельности юристов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5 (65). С. 337–342.

    Leave a Comment

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *