Если в страховую компанию на осмотр представили уже отремонтированную машину, это вовсе не означает, что невозможно установить наступление страхового случая, а также установить размер причиненного ущерба.
К такому выводу пришел Верховный суд, рассматривая жалобу страховой компании на решения нижестоящих судов, обязавших компенсировать ущерб после аварии гражданке Верижниковой.
Минфин разъяснил, кому повысят стоимость полиса ОСАГО за опасную езду
Осмотр машины после ДТП страховщиком — стандартная практика. Тем более что помогает защититься компании от мошенников. Надо сказать, что и мошенники старательно изобретают различные способы не показать машину страховщику, но взыскать с него деньги. Однако в данной истории о мошенничестве речи не идет.
Ответственность виновника в аварии, в которой пострадала машина Верижниковой, была застрахована в компании, признанной банкротом. Поэтому сначала пострадавшая обратилась за выплатами в Российский союз автостраховщиков. Однако получила отказ и объяснение, что она должна обращаться к своему страховщику.
Ведь в аварии не пострадали люди.
Накануне дама провела оценку машины у независимого эксперта. Пока шла переписка со страховыми компаниями, хозяйка отремонтировала машину. Оформила все документы, включая независимую оценку. Страховщик назначил осмотр автомобиля и отказал в выплате на том основании, что автомобиль отремонтирован, и теперь невозможно установить факт ДТП и размер выплаты.
Тогда автовладелица обратилась в суд. И суд частично удовлетворил ее требования, обязав компанию возместить ей ущерб в соответствии с результатами независимой оценки.
Суд первой инстанции исходил из того, что страховщику представлены необходимые документы, в которых отражены обстоятельства аварии, объем повреждений, причиненных автомобилю, размер ущерба, в связи с чем факт представления на осмотр машины в отремонтированном виде при наличии вышеуказанных документов не может служить безусловным основанием для отказа в выплате страхового возмещения.
С этим согласилась и апелляционная инстанция. Однако страховщик подал кассационную жалобу, в которой указал, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку истцом не был представлен для осмотра страховой компании автомобиль в неотремонтированном виде, что, по мнению страховщика, освобождает его от обязанности выплатить страховое возмещение.
Верховный суд разъяснил, в каких случаях брачный контракт не действует
Однако Верховный суд с этим не согласился.
Он указал, что в соответствии с законом об ОСАГО право страховщика отказать потерпевшему в страховом возмещении или его части возникает в случае, если ремонт поврежденного имущества или утилизация его остатков, осуществленные до осмотра страховщиком и проведения независимой технической экспертизы и независимой экспертизы поврежденного имущества, не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования.
Право страховой компании отказать в выплате страхового возмещения только на том основании, что машина предоставлена на осмотр в отремонтированном виде, действующим законодательством не предусмотрено.
В то же время судом первой инстанции был установлен факт наступления страхового случая и подтвержден размер убытков. При этом судами не установлено, что страховщик предпринимал попытки достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков.
Право отказать в выплате только на том основании, что машина предоставлена на осмотр в отремонтированном виде, законом не предусмотрено
Также страховщик настаивал, что у судов не было оснований для взыскания с него штрафа и неустойки. Но Верховный суд пришел к выводу, что в порядке и в сроки, установленные законом об ОСАГО, страховщик свои обязанности не исполнил.
Доказательств, что нарушение сроков произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потерпевшего, страховщиком также представлено не было. В связи с чем данные требования были правомерно удовлетворены.
В итоге ВС оставил в силе предыдущие решения судов и отказал в удовлетворении жалобы страховщика.
Потерпевшим в ДТП на заметку: новая судебная практика взыскания с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей
Многие автомобилисты, которые понесли убытки в результате дорожно-транспортного происшествия, сталкиваются с невозможностью добиться возмещения причиненного ущерба в полном объеме даже в судебном порядке.
Устоявшаяся практика судов
В случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, потерпевший вправе обратиться в суд с требованием к виновнику ДТП о возмещении разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.
Однако, до недавнего времени такая схема зачастую работала только в теории, когда как на практике возмещение ущерба в полном объеме было практически невозможно. Разница между реальным ущербом и страховым возмещением может составлять десятки тысяч рублей.
Суды при рассмотрении таких споров указывали, что расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства для целей определения размера ущерба, возмещаемого причинителем вреда, осуществляется в соответствии с методикой, которая в свою очередь предусматривает расчет причиненного ущерба с учетом износа деталей и запчастей.
Указанную позицию судов закрепил и Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.
- Вместе с тем, указанный подход судов не отвечает требованиям действующего законодательства, вытекающим из деликтных обязательств причинителя вреда.
- Так в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
- Исходя из этого, лицо, которое понесло убытки в результате повреждения имущества третьими лицами, может в силу закона рассчитывать на восстановление своих нарушенных прав.
- Применительно к случаю причинения вреда транспортному средству это означает, что в результате возмещения убытков в полном размере потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено, то есть ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.
Новый взгляд суда на существующую проблему
- В марте 2017 года Конституционный суд РФ, решения которого обязательны для всех судов на территории Российской Федерации, выразил позицию, в корне изменившую положение дел в случае взыскания ущерба, причиненного потерпевшему в результате ДТП.
- Конституционный Суд РФ разъяснил, что институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, введенный в действующее законодательство с целью повышения уровня защиты прав потерпевших при причинении им вреда при использовании транспортных средств иными лицами, не может подменять собой институт деликтных обязательств, регламентируемый главой 59 ГК Российской Федерации, и не может приводить к снижению размера возмещения вреда, на которое вправе рассчитывать потерпевший на основании общих положений гражданского законодательства.
- При этом, “Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства” обязательства вследствие причинения вреда не регулирует.
- Следовательно, потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования.
Соответственно, при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т.е. необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).
Как следует из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения.
Поскольку полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права, в таких случаях — притом что на потерпевшего не может быть возложено бремя самостоятельного поиска деталей, узлов и агрегатов с той же степенью износа, что и у подлежащих замене, — неосновательного обогащения собственника поврежденного имущества не происходит, даже если в результате замены поврежденных деталей, узлов и агрегатов его стоимость выросла.
Впоследствии из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.), был исключен пункт 22, который закреплял противоречащую принципам действующего законодательства позицию судов.
Новая практика
- После изложения Конституционным Судом РФ своей позиции относительно порядка определения размера причиненного в результате ДТП ущерба мы начали активно применять данную позицию на практике.
- В нашем архиве уже имеются положительные решения о взыскании с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей.
- Если Вы столкнулись с тем, что выплаченного страховой компанией страхового возмещения недостаточно для возмещения реального ущерба, обращайтесь в наше адвокатское бюро «Антонов и партнеры».
Наш адрес: г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф. 619
- Телефон для предварительной записи: +7 (846) 212-99-71
- Адрес электронной почты: 2717371@gmail.com
- С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Суброгация в страховании
Договор страхования – реальный договор — вступает в силу с момента причинения вреда.
В связи с этим, право требования компенсации с должника возникает с момента выплаты компанией-страховщиком денежной премии потерпевшему.
Размер требования по суброгации не может превышать фактически выплаченной страховой премии. Иначе говоря, сколько страховщик вынужден был заплатить потерпевшему лицу, столько он может требовать в порядке суброгации.
Чему равна исковая давность для суброгации?
Общий срок, в течение которого можно предъявить требования о защите нарушенных прав — 3 года. Таков срок и для права на суброгацию. Это означает, что в течение 3-х лет после выплаты страховой суммы потерпевшему лицу, которая превышает оговоренный договором страхования размер, можно воспользоваться правом суброгацию и изъять эти средства у виновного лица.
При защите своих прав в суде, если компания-страховщик предъявляет иск по истечению 3-х лет, важно сообщить об этом обстоятельстве на судебном заседании. В противном случае, дело будет рассмотрено по существу и приговор будет не в вашу пользу.
Особенности применения суброгации при имущественном страховании
Суброгация часто используется при страховании КАСКО, т.е. в тех случаях, когда вред причиняется непосредственно транспортному средству страхователя.
В этом случае, прямые убытки стали причиной противоправных действий 3-х лиц.
При возникновении права на суброгацию в отношении имущественных прав и комплексов, за страховщиком закрепляется право требования с виновного лица той суммы, которая выплачена потерпевшему в соответствие с договором страхования.
Яркий пример использования права суброгации – причинение вреда имуществу, находящемуся на праве совместной или долевой собственности. То и есть, лицо, которое владеет частью имущества, которому наносится вред, будет отвечать перед страховщиком, если тот воспользуется правом суброгации. Ответственность он будет нести всем своим имуществом, которое имеет на праве собственности.
Условия, при которых невозможно использовать право суброгации при имущественном страховании:
- Освобождается от выплаты страховой компании, лицо, которое является членом семьи страхователя или его иждивенцем. Проще говоря, если в ДТП произошло по вине родственника страхователя, страховщик не может требовать с него возмещения денежных средств по суброгации.
- При причинении убытков застрахованному имуществу самим страхователем. Например, водитель, имеющий полис КАСКО попадает в аварию, где он является единственным участником.
В этом случае, страхователь выплачивает ему денежную сумму, предусмотренную договором, без право требования их компенсации по суброгации.
Эти обстоятельства не будут иметь юридической силы, если компания-страховщик докажет, что ущерб был причинен умышленно, с целью получения страховой выплаты. В этом случае, страховщик имеет право на требования компенсации согласно праву суброгации.
Применение суброгации при страховании транспортных средств, имеющих полис ОСАГО и КАСКО одновременно:
В случае возникновения ДТП, когда вред причиняется одновременно несколькими источниками повышенной опасности, возникает право на суброгацию у потерпевшего, который имеет полис КАСКО. В соответствие с ним, потерпевший получает страховую премию, а страховщик может потребовать возмещения денежных сумм с компаний виновников причинения вреда. В этом случае, вред возмещается поровну.
Особенности суброгации при страховании предпринимательских рисков:
Страхование предпринимательских рисков представляет собой добровольное страхование лица от возникновения случаев, когда планируемая сделка может не состояться по независящим от него обстоятельствам. Право суброгации по таким видам страхования возникает по отношению к лицам, которые:
- Несут гражданскую ответственность в полной мере. То и есть, если сделка не состоялась по вине недееспособного лица, то право на суброгацию у страховщика, при выплате страхового возмещения, не может быть использовано.
- Умышленно совершили противоправное действие, которое стало причиной уменьшения ожидаемого дохода или выгоды страхователя.
Права на возмещения вреда по суброгации не возникнет у страховщика в случае, если лицо, хотя и умышленно, но не противоправно совершило действия, которые снизили ожидаемую прибыль страхователя или причинили иной финансовый вред. В этом случае, не возникает гражданско-правовая ответственность, так как лицо действовало в рамках закона.
Особенности применения суброгации при действии договора перестрахования:
Под перестрахованием понимается деятельность заинтересованного лица, которая направлена на сохранность имущества или имущественного интереса в целостности. С этой целью заключается соответствующий договор.
При возникновении страхового случая, если основной страховщик будет не в состоянии выплатить причитающиеся по договору страхования денежные средства, компания перестраховщик осуществляет соответствующую выплату. С этого момента у неё возникает право требования выплаченных средств с основного страховщика.
При исключении из договора перестрахования права на суброгацию, компания-перестраховщик освобождается от обязанности совершения страховой выплаты при возникновении указанного в договоре случая.
В заключение, стоит отметить, что применение права суброгации, как основополагающего института страхования должно носить следующий характер:
- Суброгация не должна быть направлена против непосредственно страхователя, его родственников или иждивенцев. Исключение: вред причинен умышленно, с целью получения страховой выплаты.
- При использовании права суброгации за вред, который причинён несколькими источниками повышенной опасности, компенсационные выплаты должны осуществляться компаниями виновниками солидарно (по 50%).
- Не исключается возможность использования суброгации при заключении договора перестрахования. В случае намеренного исключения сторонами этого пункта, компания-перестраховщик освобождается от компенсационных выплат в случае возникновения страхового случая.
- Договор страхования предпринимательских рисков также предусматривает право на суброгацию при соблюдении условий: должник должен быть дееспособен и может нести гражданско-правовую ответственность.
- При защите интересов в суде важно помнить, что срок исковой давности — период, в течение которого осуществляется защита нарушенных прав — для права суброгации составляет 3 года. В этом период компания-страховщик или лицо, чьи интересы нарушены, может обратить в суд за денежной компенсацией. Пропуск этого срока является основанием, по которому суд отказывает в удовлетворении иска, не рассматривая дело по существу.
Предоставление транспортного средства страховщику на осмотр
- Итак, продолжим эту живую тему и сразу просим не говорить потом, что мы вас не предупреждали о последствиях.
- В ОСАГО теперь кое-что немного изменилось. Начнём с сухих цитат изменений закона «Об ОСАГО», дальше будет интереснее:
- Абзац 1, статьи 11 ФЗ «Об ОСАГО»: Страховщик обязан осмотреть поврежденное транспортное средство, иное имущество или его остатки и (или) организовать их независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления заявления о страховой выплате или прямом возмещении убытков с приложенными документами, предусмотренными правилами обязательного страхования, и ознакомить потерпевшего с результатами осмотра и независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим.
Пока всё здорово — страховщик обязан осмотреть, пять рабочих дней с момента подачи заявления. Однако помните, что вам могут под шумок сунуть на подпись бумагу с иным сроком осмотра вашей разбитой машины. Поэтому хорошо читайте то, что подписываете.
Самое интересное в этом абзаце то, что страховая компания обязана ознакомить вас с результатами осмотра и независимой экспертизы.
То есть вам обязаны показать акт осмотра и калькуляцию размера ущерба, которые страховщики никогда и никому не выдают. Но не спешите радоваться. Многие думают, что ознакомить и выдать копию это равнозначные действия.
Ознакомить означает не что иное, как дать посмотреть. Вы при просмотре можете документ сфотографировать.
_________________________________________________________________________________________________
Дальше всё гораздо горячее. Абзац 4:
В случае непредставления потерпевшим поврежденного имущества или его остатков для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) в согласованную со страховщиком дату в соответствии с абзацами первым и вторым настоящего пункта потерпевший не вправе самостоятельно организовывать независимую техническую экспертизу или независимую экспертизу (оценку) на основании абзаца второго пункта 13 настоящей статьи, а страховщик вправе вернуть без рассмотрения представленное потерпевшим заявление о страховой выплате или прямом возмещении убытков вместе с документами, предусмотренными правилами обязательного страхования.
Шах и мат, господа автовладельцы! Как страховщики могут начать использовать это? Да очень просто.
Самое страшное слово во всей этой ситуации «СОГЛАСОВАННУЮ». То есть, мы понимаем, что должна быть согласованная дата осмотра. А если этой согласованной даты осмотра нет нигде, да и кто вообще обязан инициировать это согласование? Порядок проведения этого согласования в законе не установлен…
Но ту нам на помощь приходят правила страхования ОСАГО, которые для нас любезно подготовил Центральный банк РФ, абзац 3, пункта 3.11 Правил страхования:
Страховщик обязан согласовать с потерпевшим время и место проведения осмотра и (или) организации независимой экспертизы поврежденного имущества с учетом графика работы страховщика, эксперта и указанного в настоящем пункте срока проведения осмотра, независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества, а потерпевший в согласованное со страховщиком время обязан представить поврежденное имущество.
Таким образом, инициатором согласования должна быть именно страховая компания, а не вы. Вы только обязаны предоставить автомобиль на осмотр.
_________________________________________________________________________________________________
Теперь о том, как не стать жертвой мошенников страховщиков.
1. Сохраняйте себе копии всех документов, которые передаёте в страховую компанию. ВСЕХ! КОПИИ!
Очень часто к нам обращаются клиенты, которые приходят только с перечнем о передаче всех документов или вовсе с пустыми руками.
Документы страховые компании не возвращают на руки, мотивируя тем, что дадут их только по запросу суда. В таких случаях все документы приходится восстанавливать в ГАИ, у эвакуаторщиков и т.д.
На восстановление документов уходит очень много времени. А оно вам надо?
2. В заявлении о страховой выплате пишите: «Требую незамедлительно произвести согласование даты, времени и места осмотра (п.3.11 Правил ОСАГО) и предоставить для ознакомления результат (акт) осмотра и и независимую техническую экспертизу (абз.1, статья 11 ФЗ Об ОСАГО)»
Дальше всё по первому пункту, снимаем копию с заявления о страховой выплате с отметкой о принятии заявления.
3. При осмотре, как хотите, но добудьте акт осмотра, который своими руками составит эксперт, юридически не являющийся сотрудником страховой компании.
Фотографируйте, снимайте на видео, что он отказывается вам предоставить этот акт осмотра. Если добыть не получится, то запишите негодяя эксперта на видео.
Акт осмотра вашего повреждённого автомобиля является прямым доказательством того, что машину на осмотр вы предоставили. Таким образом, если страховая компания вернёт вам документы с формулировкой (автомобиль не представлен на осмотр), то мы легко, быстро и безболезненно отнимем у страховой компании то, что причитается вам по закону.
Если же случилось так, что вы не читали эту статью до того, как пойти в страховую компанию и у вас на руках ничего нет, кроме письма о том, что вы якобы не представили автомобиль для осмотра, то милости просим, эта ситуация всё равно не является безвыходной.
Страховщик не вправе требовать доставления автомобиля на эвакуаторе
Настоящая тема посвящена вопросу законности требований страховщиков об осмотре повреждённого транспортного средства по месту нахождения страховой компании.
Как известно, в соответствии с законом об ОСАГО при повреждении имущества, потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховое возмещение (возмещение убытков), в течение пяти рабочих дней с момента подачи заявления о страховом возмещении с прилагаемыми к нему документами обязан представить поврежденное транспортное средство или его остатки для осмотра страховщиком к которому он обратился с заявлением о возмещении. При этом непосредственный порядок предоставления имущества на осмотр этот закон не регулирует, в связи с чем у потерпевших все чаще возникают вопросы о том, обязаны ли они предоставлять повреждённые машины на осмотр в другой город (а то и регион) и если обязаны, то кто за всё это удовольствие будет платить? В последнее время данная тема наиболее остро проявляется во всей своей красе, поскольку страховщики (они же — страховые компании) все чаще стали требовать от потерпевших доставления повреждённого имущества или его остатков к месту нахождения страховой компании. Зачастую, дорожно-транспортные происшествия происходят за одну, а то и несколько сотен километров от места нахождения страховой компании, обязанной компенсировать ущерб. А в некоторых случаях расстояние исчисляется и тысячами миль, когда страховщики, из отдаленных районов страны, через агентов страхуют ответственность будущих виновников в тех регионах России где у них нет и никогда не было собственных филиалов. В таких случаях возникает вполне обоснованный вопрос, как предоставить поврежденное транспортное средство на осмотр при наступлении страхового случая.
- В данной теме мы постараемся детально и правильно рассмотреть все аспекты подобной ситуации и ответить на вопросы, о том, в каких случаях и за чей счет потерпевший все же обязан предоставить транспортное средство на осмотр страховщику.
- Забегая немного вперед, оговоримся, что потерпевший далеко не всегда обязан «эвакуировать» свой автомобиль к месту нахождения страховой компании, а точнее совсем не обязан этого делать если транспортное средство после ДТП не способно передвигаться своим ходом.
- Итак, поехали.
Действительно, как указывалось выше потерпевший намеренный воспользоваться своим «правом на страховку» должен предоставить транспортное средство для осмотра страховщику. Это закон. Однако это отнюдь не означает, что потерпевший должен вызывать эвакуатор и за собственный счет везти машину или её остатки в другой город где находится страховщик.
Правда и то, что страховые компании все чаще обязывают потерпевших являться самостоятельно, а потерпевшие «тихо повинуясь подобным указаниям» просто приезжают в страховые, на разбитых машинах, а некоторые и вовсе нанимают эвакуаторы для транспортировки повреждённого имущества, оплачивая услуги туда и обратно.
При этом предъявляя требования о прибытии или доставке, злосчастных страховщиков совсем не интересует, кто за все это будет платить. Вместе с тем, в сложившейся ситуации чаще всего виноваты сами потерпевшие, которые не предъявляют страховым компаниям требований об осмотре поврежденного имущества по месту его нахождения.
Дело в том, что закон об ОСАГО не так плох, как может показаться на первый взгляд и основные права потерпевших от злоупотреблений теми же страховщиками он все же защищает.
Так в частности, указанный закон содержит указание, что в случае, если характер повреждений или особенности поврежденного транспортного средства (или иного поврежденного имущества) исключают их предоставление для осмотра по месту нахождения страховщика или эксперта об этом указывается в заявлении и осмотр или независимая техническая экспертиза, проводятся по месту нахождения поврежденного имущества в срок не более чем пять рабочих дней со дня подачи заявления о страховом возмещении и прилагаемых к нему документов. При этом под характером повреждений или особенностями поврежденного транспортного средства, исключающими его предоставление на осмотр, понимаются повреждения, исключающие участие транспортного средства в дорожном движении.
Как известно, исчерпывающий перечень повреждений при которых эксплуатация транспортного средства запрещена содержится в приложении к основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации (неотъемлемая часть Правил дорожного движения).
В частности, к таким неисправностям отнесены практически все комплектующие изделия транспортного средства начиная от внешних световых приборов и заканчивая шинами (покрышками) транспортных средств.
Поэтому если в результате ДТП поврежден один из элементов транспортного средства при отсутствии или повреждении которого запрещено использовать транспортное средство (будь то брызговик или подворотник, любое из стекол или бампер на котором стало невозможно надежное крепление регистрационного знака или сам регистрационный знак) достаточно отразить это обстоятельство в заявлении о страховом возмещении и предложить страховщику осуществить осмотр по месту нахождения поврежденного имущества. Для этого, в заявлении о страховом возмещении достаточно указать, что в результате ДТП транспортное средство получило повреждение, при котором исключается его участие в дорожном движении и указать что это за повреждение (например, разбит повторитель поворота), а также изложить требование об осмотре по месту нахождения имущества. Если же страховщик продолжит настаивать на предоставлении поврежденного имущества на свою территорию и не произведет осмотр на территории потерпевшего, у последнего по истечении 5 рабочих дней после получения страховщиком такого заявления потерпевшего возникает право на самостоятельную организацию и проведение независимой технической экспертизы, которая станет основанием для выплаты страхового возмещения. В таком случае, отказ страховщика в выплате страхового возмещения будет являться незаконным. Однако в том случае, когда транспортное средство (или иное имущество) имеют повреждения, не исключающие его участие в дорожном движении (например, повреждено только лакокрасочное покрытие кузова), потерпевший во всяком случае будет обязан предоставить такое имущество на осмотр в то место куда укажет страховщик. В связи с этим возникают логичные вопросы, за чей счет осуществляется доставка транспортного средства на осмотр (оплата топлива как минимум) и что делать если страховщик находится к примеру, за 2 000 километров от места нахождения поврежденного имущества?
Действительно, расходы, связанные с осмотром транспортного средства, которые понесет потерпевший будут являться его убытками и по содержанию закона об ОСАГО страховая компания не обязана их компенсировать.
В противном случае на страховщика была бы возложена чрезмерная финансовая нагрузка, при которой он был бы обязан не только компенсировать причиненный ущерб, но и оплачивать иные сопутствующие расходы, которые кстати и без того предусмотрены данным законом (например, эвакуация с места ДТП). Однако и здесь не все так плохо.
В рассматриваемом случае права потерпевшего защищаются положениями гражданского законодательства, позволяющего предъявить расходы на доставку транспортного средства к месту непосредственно виновнику ДТП. Если последний откажется, такие расходы без труда будут взысканы судом, включая опять же сопутствующие расходы на оказание юридической помощи и оплаты пошлин.
Однако не стоит забывать, что если транспортное средство в силу вышеуказанных условий могло быть осмотрено и по месту его нахождения, но потерпевший по своему усмотрению к примеру, нанял эвакуатор и повез машину в другой город на осмотр или просто сам поехал на ней, то во взыскании таких расходов с виновника суд скорее всего откажет, поскольку потерпевший в данном случае понес не вынужденные, а добровольные расходы на транспортировку имущества. Простой анализ показал, что более восьми из десяти автомобилей, пострадавших в ДТП получают повреждения, исключающие их возможность участия в дорожном движении, а, следовательно, их владельцы могут не гонять машины на осмотр к «страховым», однако та же практика показывает, что как раз большинство автовладельцев послушно, и за свой счет пригоняют или доставляют поврежденные машины на территорию страховщиков. И в связи с этим многим следует сделать определённые выводы.
Что же касается ситуации, когда страховая компания находится за многие сотни, а то и тысячи километров, а машина не имеет повреждений, исключающих её эксплуатацию, то подобная ситуация ни правилами страхования, ни законом об ОСАГО попросту не урегулирована. В этом случае ситуация разрешается как говорится «по ситуации».
Потерпевший должен сам для себя решить, стоит ли гнать машину на столь дальнее расстояние, а затем требовать компенсации от виновника ДТП, с которого как часто бывает и взять-то нечего или проще отремонтировать машину за свой счет (если конечно характер повреждений свидетельствует о невысоких затратах).
Однако существует еще один способ, который будет свидетельствовать о добросовестности потерпевшего и при возникновении спора позволит защитить его.
Для этого в заявлении о страховом возмещении потерпевшему нужно обратить внимание страховой компании на значительную удаленность нахождения поврежденного имущества от места нахождения страховщика и предложить привлечь для осмотра другую страховую компанию, имеющуюся в том субъекте где находится имущество либо рассмотреть вопрос о самостоятельном проведении осмотра с последующим предоставлением экспертного заключения. Страховая компания будет обязана рассмотреть такое заявление и предложить наиболее оптимальный вариант разрешения ситуации. Надеемся, что данная статья позволит каждому из вас более эффективно защитить свои прав при наступлении ДТП и избежать ненужных расходов при получении страхового возмещения.
Если у вас остались вопросы, на которые вы не нашли ответа в данной статье или на нашем сайте, обращайтесь в форму обратной связи и следите за обновлениями.
На интересные или острые вопросы будут публиковаться соответствующие статьи. Материалы, размещаемые на данном ресурсе защищены авторским правом.
Полное или частное использование опубликованных материалов без согласия правообладателя не допускается.
(«Автовладельцы РУ» – информационно-правовой портал для автолюбителей) www.avrossii.ru
Автор Дмитрий Исаков
Суброгация по ОСАГО с виновника ДТП — действия при получении иска
Время чтения: 7 минут
Приобретая полис обязательного страхования, автовладелец нередко сталкивается с незнакомыми для него терминами. Например, суброгация и регресс. Первый – это русифицированная версия латинского слова subrogatio, переводится как “замена”. Попробуем разобраться, что такое суброгация по ОСАГО с виновника ДТП, в чем её особенности.
Выплаты при ДТП по страховке ОСАГО
В соответствии с №40-ФЗ от 25.04.2002 (последние изменения в этот закон были внесены в сентябре 2017 года) каждый автовладелец обязан оформить страховку ОСАГО, а полис должен всегда находиться в автомобиле. В случае аварии пострадавшая сторона выставляет виновнику требование компенсировать убытки от повреждения транспортного средства (ТС) и полученных увечий.
При возмещении ущерба в виде ремонта ТС страховщики руководствуются следующими принципами:
- когда стоимость ремонтных работ превышает цену автомобиля до аварии, оплате подлежит максимально доступная сумма;
- компенсация за ремонт рассчитывается с учётом амортизации ТС.
Размер страховых выплат при нанесении ущерба здоровью определяется степенью потери трудоспособности потерпевшим в ДТП.
Что представляет собой суброгация по ОСАГО
Отечественное законодательство защищает права не только страхователя, но и страховщика. Реализуется это с помощью двух правовых процедур – суброгации и регресса. Механизм их действия во многом схож. В обоих случаях долг перед страховой за ДТП погашает виновник. Но это не идентичные понятия.
Суброгация – это переход к страховщику, выплатившему в полном объёме страховое возмещение своему страхователю, права требовать компенсацию ущерба с виновника возникновения такового.
Но страховщих потерпевшего может требовать с виновника компенсацию по суброгации только на сумму, превышающую максимальные выплаты по ОСАГО. Это может иметь место, если потерпевший был застрахован еще и по КАСКО.
А регресс – это право страховщика, выполнившего обязательство перед потерпевшей стороной, потребовать возмещение убытков от своего страхователя, виновника ДТП. То есть регрессное требование может предъявлять страхователь виновника своему страхователю.
Суброгация и регресс – в чем заключаются различия
Чтобы лучше понять, в чем различия между этими двумя понятиями, рассмотрим 2 примера:
- В аварию попали водители К и М. У первого имеется ещё и полис КАСКО, а у второго – только ОСАГО. Виновник ДТП – водитель М – с места происшествия скрылся. Сумма ущерба составила 470 тыс. руб. СК (страховая компания) гражданина К после полной выплаты причинённых ему убытков обратилась к страховщику водителя М по поводу покрытия расходов. Положенные по ОСАГО 400 тыс. руб. компания водителя М возместила, а оставшиеся 70 тыс. руб. по суброгации должен выплатить виновник аварии – гражданин М. То есть он компенсирует убытки страховщику потерпевшей стороны.
- Водитель П, имеющий полис ОСАГО, после столкновения с автомобилем водителя С скрылся с места ДТП. Ущерб, причинённый гражданину С, оценили в 200 тыс. руб. После полной оплаты понесенных убытков страховщик водителя П имеет право выдвинуть регрессное требование к виновнику ДТП – своему клиенту. Ведь тот самовольно покинул место происшествия, что противоречит условиям договора страхования. Тогда водитель П возместит своему страховщику 200 тыс. руб. Причём сделает он это, скорее всего, по решению судебной инстанции.
Из этих примеров становится понятно, что суброгацию может заявить страховщик потерпевшего в ДТП. А вот регрессные требования по ДТП выдвигает СК виновника к своему клиенту.
Законные основания для суброгации по ОСАГО
Суброгация по ОСАГО выполнятся в такой последовательности:
- Устанавливается, кто является виновником ДТП, а кто – потерпевшим лицом.
- Пострадавший для получения компенсации обращается в СК.
- После оплаты ремонта ТС страховщик требует с виновника аварии возмещение убытков.
При этом важно знать, в каких случаях страховая компания может взыскать деньги с виновника ДТП. Так, по закону суброгация предъявляется:
- только после того, как страховщик выплатил пострадавшему положенную компенсацию;
- когда между пострадавшим в ДТП и страховщиком заключен договор добровольного страхования.
Страховая компания может получить с винвника по суброгации не более той суммы, которую она потратила на выплаты пострадавшему лицу сверх положенной компенсации по ОСАГО.
Многих интересует, должен ли виновник ДТП выплачивать страховой компании компенсацию, если он управлял служебным автомобилем, а авария произошла по причине технической неисправности этого ТС. В данном случае суброгацию можно будет предъявить сотруднику, проводившему ТО (технический осмотр) машины и выпустившему ее в неисправном состоянии на линию.
Кроме того, следует знать, что на ТС, используемые для перевозки пассажиров, выписывается диагностическая карта. Срок её действия составляет 6 месяцев.
Если данный показатель превышен, это тоже один из случаев, когда страховая компания взыскивает компенсацию с виновника ДТП, которым по факту будет признан ответственный сотрудник транспортного предприятия, а не водитель.
Предупреждение возможности предъявления претензии по суброгации
Вероятность требования выплат возрастает при соблюдении следующих условий:
- вы являетесь виновником аварии;
- на авто потерпевшего оформлена страховка КАСКО.
Если произошедшее с вами событие удовлетворяет этим требованиям, примите меры, позволяющие минимизировать риск предъявления вам требований по суброгации. Действуйте так:
- Не признавайте свою вину, если она неочевидна.
- Не теряйте контакт с потерпевшей стороной. По возможности узнайте о результатах оценки ущерба и о предпочтительных способах его возмещения.
- Обязательно присутствуйте при осмотре повреждений, предварительно уведомив о таком своём намерении СК. Желательно пригласить независимого эксперта.
- При несогласии с выводами экспертизы оспаривайте их.
- Если «ваш» эксперт на осмотре ТС не присутствовал, а в правильности оценки есть сомнения, затребуйте копию экспертизы и сделайте оценку по свежим следам у другого специалиста.
С 2011 года иски страховых компаний к виновникам ДТП стали обычным явлением в отечественных реалиях. Поэтому нужно предпринять меры, препятствующие возможности предъявления претензии по суброгации.
Ухищрения страховщиков
У СК богатый арсенал способов, чтобы сэкономить средства за счёт добропорядочных клиентов. Отметим некоторые из них:
- Виновнику ДТП предъявляются поддельные документы. Идя на такой шаг, СК надеется, что найти для сверки оригиналы будет невозможно. Другой вариант – выставляются подкреплённые сомнительной калькуляцией завышенные объёмы страховых выплат. Некоторые страховщики даже запугивают своих клиентов перспективой погашения судебных издержек.
- Оценщик заявляет, что в результате ДТП потребуется провести ремонт, стоимость которого превышает 70% от цены ТС. Признав конструктивную гибель авто, СК забирает его себе, годные детали продаёт, а оставшуюся сумму взыскивает с виновника.
Как не платить по предъявленной суброгации
По предъявленной суброгации не платить получится в таких случаях:
- Наличие ДСАГО. Если страховая требует деньги за ДТП в объёме, не превышающем указанную в полисе ДСАГО сумму, автолюбитель просто обращается в оформившую данную страховку компанию и та покрывает взыскиваемую компенсацию.
- Невиновность в ДТП. Обжаловать судебное решение о правонарушении следует в положенный срок. Причём заниматься этим целесообразно в случае, если автолюбитель действительно невиновен. Суброгация неприменима к лицам, причастность которых к нанесению вреда в судебном порядке не доказана.
- Другой размер ущерба. В смету могут быть включены расходы на ремонт повреждений, полученных в ходе другого ДТП. Поэтому стоит запросить и внимательно изучить все материалы дела. Если будет обнаружена ложная информация или выявлены существенные ошибки в расчётах, подаётся письменное возражение на претензию.
Как необходимо действовать при получении иска
Когда страховая прислала претензию на суброгацию, игнорировать этот запрос не следует. Но сначала необходимо проверить, не истёк ли срок исковой давности.
Если с момента ДТП прошло более 3 лет, требовать от вас возмещения убытков никто не вправе.
При актуальном сроке давности следует проверить документы. Требование СК должно быть подкреплено:
- заключением экспертизы с расчётом стоимости ремонта;
- документом, подтверждающим факт оплаты ущерба;
- решением суда, постановлением о возбуждении уголовного дела или другими подтверждающими виновность документами;
- документами из ГИБДД, подтверждающими факт ДТП;
- действующей на момент аварии страховки КАСКО автомобиля потерпевшей стороны.
Если каких-то документов не будет, требуйте в ответе выслать их копии. До получения всех необходимых бумаг на выплату не соглашайтесь. И помните, что срок ответа на претензию страховой по суброгации составляет максимум 30 дней, если в договоре не указано иное (ст. 452 ГК РФ).
При этом важно убедиться в законности требований СК. Не стоит исключать желание страховщика нажиться на виновнике ДТП. Нередко предоставляются неправильные сведения о размере ущерба. Прежде всего следует проверить:
- соответствуют ли указанные повреждения конкретному ДТП;
- не фигурирует ли одна и та же деталь в списке несколько раз;
- не внесены ли в перечень заменённых лишние детали;
- насколько реальна стоимость работ и деталей.
При обнаружении ошибочных данных, серьёзно отличающихся от реальных, зафиксируйте их на бумаге. Если вам была предъявлена суброгация или пришел регрессный иск от страховой компании за ДТП, эти сведения станут не только серьёзным поводом к конструктивному диалогу со страховщиком, но и весомым аргументом в ходе судебного разбирательства, если оно состоится.
Вопрос можно урегулировать с помощью переговоров. Речь идёт о случае, когда виновник ДТП убедится в законности требований СК и платить ему всё-таки придётся. Страховщики тоже не любят решать вопросы в суде и идут навстречу автолюбителям. Например, предоставляют рассрочку на выплаты или снижают сумму взыскания.
Проведение досудебных разбирательств по суброгации
Конструктивная досудебная работа при суброгации предполагает следующие этапы:
- Запрос полного пакета претензионных документов. Об этом речь шла выше.
- После получения бумаг составляется рецензия на претензию о компенсации убытков в порядке суброгации. Рекомендуется привлекать для этого юристов. Кроме того, данный документ должен содержать скорректированный (пересчитанный) размер ущерба с учётом среднерыночных, а не максимальных цен на заменённые запчасти.
- Отправка в СК рецензии на суброгацию с сопроводительным письмом. В нём должно содержаться примерно следующее: «Ваши требования по суброгации признаю, но считаю, что размер ущерба завышен. На самом деле он такой-то. Обоснование прилагается». Страховщик, скорее всего, согласится с предоставленными аргументами, если автолюбитель не просто укажет очерёдность и размер устраивающих его траншей, но и вышлет рецензию на требование суброгации, сделав первую выплату.
Отечественная судебная практика по суброгации
В настоящее время судебная практика по суброгации довольно богата. Поэтому для выработки оптимальной модели поведения нужно разобраться с наиболее часто встречающимися ситуациями. Рассмотрим некоторые из них:
- Имеется полис ДСАГО. Бывает, что иск о взыскании суброгации, несмотря на наличие такой страховки, всё-таки подаётся. В его удовлетворении в суде отказывают, поскольку компенсация ущерба осуществляется по действующему договору дополнительного страхования.
- Обман со стороны СК. При наличии у виновника полиса ОСАГО проблема решается, как правило, без привлечения судебной инстанции. Тогда СК может взять на вооружение классический способ обмана. То есть в ходе проводимой экспертизы стоимость деталей преднамеренно завышается. При этом вопрос, что делать, если страховая компания подала в суд требование на суброгацию, становится актуальным примерно года через два, когда виновник уже забыл о ДТП. Именно такой срок в среднем отводят себе СК на выставление претензии на уплату определённой суммы для возмещения своих убытков. Такая стратегия понятна: за это время исходные данные для проверки корректности расчётов обычно теряются, поэтому апеллировать гражданину будет нечем.
- Арбитражный суд по ДТП со страховой компанией не принял во внимание необходимость учёта износа деталей при расчёте объёма страхового возмещения. Порядок проведения такого расчета утверждён Положением Банка России от 19.10 2014 г. N 432-П.
Заключение
Каждый водитель должен знать механизм суброгации. Это позволит отстаивать в рамках российского законодательства свои интересы. Ведь СК, заключившие договор ОСАГО, имеют право потребовать возмещение убытков. А если претензии обоснованы, рекомендуется решить спор с помощью переговоров. Дожидаться повестки в суд не следует, иначе придётся оплатить, помимо суброгации, судебные издержки.