Очередная реформа расширенной экологической ответственности производителей и импортеров

Очередная реформа расширенной экологической ответственности производителей и импортеров

Будут созданы специальные реестры, которые помогут отслеживать движение отходов / Максим Стулов / Ведомости

Минприроды предлагает создать специализированный Фонд расширенной ответственности производителей (РОП), который будет аккумулировать экологический сбор, говорится в разработанных министерством поправках к закону «Об отходах производства и потребления».

Проект опубликован на портале правовой информации. Фонд будет представлять собой кубышку, в которую производители и импортеры товаров станут уплачивать экологический сбор.

Оператором фонда Минприроды предлагает назначить ППК «Российский экологический оператор» (РЭО).

Также Минприроды предлагает увеличить нормативы утилизации. Для упаковки нормативы утилизации составят 100% уже с 2022 г., а для товаров предусмотрено ежегодное увеличение уровня утилизации не менее чем на 10%, говорится в документе.

Сейчас нормативы утилизации упаковки и товаров – от 10 до 45%, следует из распоряжения правительства. Максимальные ставки (45%) действуют для изделий и упаковки из картона и бумаги, далее идут изделия из резины и емкости из черных металлов (30%).

Для большинства наименований (текстиль, электронные, бытовые приборы) норматив утилизации составляет 10–15%.

Изменения в закон нужны для того, чтобы заработала концепция совершенствования института РОП и импортеров товаров и упаковки, отмечают в Минприроды. Согласно утвержденной в конце 2020 г.

концепции РОП, у производителей будет три опции по утилизации мусора: уплата экологического сбора государству за переработку упаковки, заключение договора с подрядчиком на утилизацию мусора или самостоятельная утилизация мусора.

Экологический сбор представляет собой платеж на утилизацию товаров или упаковки в рамках РОП. С 2015 г. российские производители и импортеры обязаны утилизировать товары и упаковку, которые они ввозят или производят, после утраты теми потребительских свойств.

Главной проблемой существующего института РОП являлось отсутствие установленных целевых показателей утилизации. Хотя в России свыше 160 000 организаций занимаются производством и импортом товаров, в 2016 г. лишь 10 195 производителей и импортеров представили отчетность о выполнении нормативов утилизации. В 2017 г. эта цифра составила 13 190 организаций, в 2018 г.

– 12 844, в 2019 г. – 15 175. Все эти годы механизм был неэффективен, поэтому с 2020 г. его стали менять.

«Важно исключить лазейки в законодательстве, которые нечистые на руку предприниматели смогут использовать для ухода от ответственности. Нам нужно понимать, что отходы в итоге утилизированы.

А для этого важно предусмотреть механизм верификации тех, кто ведет эту работу», – передал «Ведомостям» через пресс-службу министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов.

Поэтому будут созданы специальные реестры, которые помогут отслеживать движение отходов, уточнил он.

Если бы те, кто уклоняется от уплаты средств в Фонд РОП, добросовестно платили экосбор, уже сейчас в бюджет поступало бы кратно больше средств, чем полученные в 2020 г. 3,7 млрд руб., считает представитель РЭО. Он рассчитывает на рост поступлений в разы уже в первый год работы Фонда РОП и сохранение динамики в последующие годы.

В РЭО надеются, что Фонд РОП будет сформирован и начнет работать в 2022 г. За счет средств фонда будут финансироваться расходы на сбор, транспортировку, утилизацию там, где эти расходы не были оплачены производителями товаров, говорит представитель РЭО, также нужны инвестиции в создание объектов обращения с отходами.

Срок начала работы фонда будет понятен только после принятия федерального закона, говорит пресс-секретарь министра природных ресурсов и экологии Марина Евсеева. Она рассчитывает, что объем поступлений будет однозначно больше, чем собирается сейчас.

Скорее всего, многие импортеры и производители будут выбирать самостоятельную форму исполнения обязательств по утилизации, избегая уплаты экологического сбора, считает заместитель председателя комитета «Деловой России» Наталья Беляева.

По ее словам, самостоятельно утилизировать мусор может быть дешевле для компаний и лучше с точки зрения репутации. Если администрирование РОП будет усилено, сбор может составить 10–12 млрд руб. уже в 2022 г., предполагает Беляева. Если же норматив утилизации для упаковочных групп с 2022 г.

действительно будет поднят до 100%, то сумма уплачиваемого сбора может быть и выше, не исключает собеседник «Ведомостей».

Механизм РОП действует уже несколько лет, но, так как у него нет четкой системы администрирования, отсутствуют электронный учет и мониторинг, через него не собирается и десятой доли от ожидаемого объема, говорит директор по устойчивому развитию «Ситиматик» Светлана Бик.

По ее словам, новые законодательные изменения закроют бреши регулирования и администрирования этого сбора, поэтому за 3–5 лет можно выйти на плановые показатели. По оценке Бик, при введении новых правил в Фонде РОП может быть аккумулировано порядка 20 млрд руб. в год.

При этом собранные средства должны направляться на построение экономики замкнутого цикла, призывает Бик, причем поэтапно: сначала – на стимулирование переработки вторсырья. Стимулирование конечного спроса на вторичные ресурсы – ключ к сокращению завалов твердых коммунальных отходов (ТКО), подчеркивает она.

Если законопроект будет утвержден в текущей редакции, можно ожидать 10%-ного роста объема фонда ежегодно, считает зампредседателя общественного совета при Минприроды Александр Закондырин: «Конечно, если заметно не снизится количество упаковки, которая облагается утилизационным сбором».

Механизм призван снизить нагрузку на население по плате за вывоз мусора, напоминает он. По данным РЭО, платежи граждан за ТКО составляют около 193 млрд руб. в год, в то время как платежи бизнеса за экосбор по старой системе РОП – лишь 3,7 млрд руб. в год, замечает Закондырин, новые правила направлены на повышение собираемости экосбора.

Механизм точно позволит оптимизировать тариф для населения, заключает эксперт.

Вице-премьер согласовала концепцию по переработке отходов — РБК

При обсуждении реформы РОП, которое началось в 2019 году, предлагалось перенести ответственность за уплату экосбора или за утилизацию с производителей товаров в упаковке на производителей самой упаковки, формирующей более 50% всех твердых коммунальных отходов в стране. За такой сценарий, в частности, выступали руководители «Деловой России», «Опоры России», а также Лиги переработчиков макулатуры. Их аргумент: в России более 4 млн производителей товаров, а производителей упаковки — лишь около 4 тыс.

Недавно глава «Деловой России» Павел Титов предупредил, что, если ответственность останется на производителях товаров, есть риск роста государственных расходов на 48 млрд руб.

в год из-за увеличения числа сотрудников Росприроднадзора для администрирования отчетов по РОП.

Депутат Госдумы от «Единой России» Александр Фокин, один из авторов законопроекта по переносу ответственности по РОП на производителей упаковки, оценил расходы компаний на подготовку этих отчетов и регистрацию упаковки в реестре в 200 млрд руб.

Но против переноса ответственности на производителей упаковки выступили профильные ведомства (Минэкономразвития, Минпромторг, Минприроды, Минсельхоз), а также РСПП и объединения предпринимателей потребительского рынка (АКОРТ, Союзмолоко, Национальная мясная ассоциация, Рыбный союз и другие), указано в сообщении аппарата правительства.

Галичева признавала, что усиление контроля за реализацией ответственности производителей необходимо, поскольку некоторые компании не утилизируют отходы и не платят экосбор.

Но «контроль можно осуществить современными методами — через цифровизацию систем администрирования, синхронизацию данных профильных ведомств и объектов регулирования, которые не потребуют каких-либо дополнительных издержек со стороны бизнеса», отмечали в аппарате вице-премьера.

Как теперь будет работать этот механизм

В варианте концепции, который был согласован на совещании, предлагается сохранить ответственность за уплату экосбора или утилизацию упаковки на производителях товаров, потому что именно они отвечают за ее состав и дизайн.

Это решение поддержали большинство участников встречи у вице-премьера, сообщили РБК три ее участника.

«В концепции совершенствования механизмов расширенной ответственности производителей, которую мы направили в правительство, прописано, что за упаковку должны платить производители товара», — заявил глава Минприроды (его слова приводятся в сообщении аппарата Абрамченко).

«Такой подход может привести к резкому росту расходов бизнеса и государства на администрирование РОП. В концепции РОП отсутствует финансово-экономическое обоснование, и она не предусматривает цикличной экономики в России», — предупредил Фокин.

Но, по словам Козлова, важно, чтобы плата за утилизацию упаковки не входила в тариф для населения и чтобы не выросла цена товара на полке.

«Производителям товара нужно подумать о создании более компактной и легко перерабатываемой упаковки, о вовлечении максимального количества вторичного сырья в производство, чтобы минимизировать свои расходы за сбор и утилизацию отходов», — пояснил министр.

На ежегодной пресс-конференции 17 декабря Владимир Путин как раз отметил, что одна из задач в рамках мусорной реформы — «добиться расширенной ответственности между производителями продукта и упаковщиками продукта, с тем чтобы перенести нагрузку за утилизацию не на граждан, а на производителей этих упаковочных изделий». По словам президента, такая система в мире «выстроена практически повсеместно» и Россия будет придерживаться «именно этой практики».

С 1 января 2022 года должно быть утилизировано 100% упаковки, выпущенной на рынок. Эту цель подтвердили два участника совещания — глава Лиги переработчиков макулатуры Денис Кондратьев и глава компании «ЭкоТехнологии» Константин Рзаев.

«С 2022 года предстоит добиться полного баланса между выпускаемой в оборот упаковкой и ее утилизацией. Предприниматели смогут заключать договоры с утилизаторами или реализовать ответственность самостоятельно, на своих мощностях.

Читайте также:  За невыплату зарплаты уголовная ответственность будет ужесточена

Иначе нужно оплатить экологический сбор», — пояснили в аппарате Абрамченко.

Почему запретят утилизацию через ассоциации

Участники совещания также признали нецелесообразным сохранить существующий способ выполнения нормативов РОП не напрямую производителями товаров, а через профильные ассоциации. Самостоятельной утилизацией для компаний, по словам Кондратьева, будет признаваться только таковая на собственных заводах по переработке товаров и упаковки, которые компания производит.

«Указанные ассоциации не заинтересованы в повышении нормативов утилизации, а также ставок экологического сбора, так как, по сути, являются аффилированными [с производителями товаров].

Вместе с тем переработчики недополучают сырье, и производственные мощности простаивают недозагруженными», — пояснил руководитель ассоциации «Чистая страна» (объединяет региональных операторов по обращению с отходами) Руслан Губайдуллин.«Предложения «Деловой России» были учтены только частично.

Ответственность на производителей упаковки не была перенесена, но упразднили исполнение РОП через ассоциации, что закроет лазейку для фальсификации отчетов по утилизации», — говорит глава комитета «Деловой России» по переработке отходов и вторсырью Ильдар Неверов.

Глава Лиги переработчиков макулатуры также сообщил, что на совещании обсуждалось, что импортер при ввозе товаров в Россию будет обязан заплатить на таможне депозит в размере 100% экосбора или предъявить банковскую гарантию о его уплате.

«Такие предложения должны соответствовать Таможенному кодексу ЕАЭС, поскольку у нас единый рынок и свободное движение товаров между странами — членами этого союза.

Кроме того, импортеру ничего не мешает растаможить товар в Белоруссии или Киргизии, что затруднит исполнение РОП», — предупредил один из участников совещания.

Если для всех производителей и импортеров товаров в упаковке установят 100-процентный норматив утилизации и к тому же исключат из процесса ассоциации — это введение квазиналога, считает глава ассоциации «РусПЭК» (в нее входят Coca-Cola, Danone и другие производители товаров и упаковки) Любовь Меланевская. «Самостоятельное исполнение [требования об утилизации] 100% через сохранение прямых договоров — это суицид нацпроекта «Экология», — считает она. — Найдется несколько компаний, которые будут работать с экологическим смыслом, остальные будут покупать акты утилизации или платить экосбор».

Спорные отходы товаров и упаковки

Сегодня Минприроды внесет в Белый дом новую версию проекта концепции реформы расширенной ответственности производителей и импортеров за переработку отходов.

В министерстве утверждают, что документ принципиально согласован с представителями бизнеса, но у участников рынка, как и у чиновников, к нему много вопросов.

Убедительным проект концепции, как того требовала отраслевой вице-премьер Виктория Абрамченко, не выглядит, как и аргументы Минприроды в пользу предлагаемых фискальных и других ограничений рынка и создания компании—распорядителя бюджетных средств.

Обновленный проект концепции реформы расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки за переработку отходов (РОП), который сегодня Минприроды вновь внесет в правительство, призван перезапустить рынок, так и не заработавший за пять лет. По поручению Владимира Путина концепция реформы должна быть готова к 31 марта.

В конце февраля 2020 года вице-премьер Виктория Абрамченко признала прежний ее вариант неработоспособным, как и идеи министерства о переносе ответственности за утилизацию на производителей упаковки и его же намерение лишить компании возможности самостоятельно и через ассоциации заниматься утилизацией без уплаты экосбора в бюджет (см.

“Ъ” от 25 февраля).

С 27 февраля Минприроды опубликовало на regulation.gov.ru две новые версии документа, в которых в том числе снимало с себя ответственность за неработающие нормативные акты.

5 марта в ведомстве провели совещания с бизнес-ассоциациями, большинство которых критически относятся к новациям Минприроды (см. “Ъ” от 3 марта), а 6 марта (дедлайн для внесения «непротиворечивых предложений» бизнеса «в короткой форме») документ обсуждали с ведомствами.

На этом совещании замглавы Минприроды Константин Румянцев сообщил коллегам, что документ «концептуально поддержан» бизнесом.

Одно из принципиальных противоречий бизнеса и Минприроды заключается в том, что компании не готовы уплачивать экосбор без альтернативы исполнения РОП самостоятельно или в составе ассоциаций.

На просьбу “Ъ” пояснить, почему министерство настаивает на упразднении такой возможности, в ведомстве не нашли аргументов, кроме фискальных. «Институт РОП существует в РФ уже пять лет.

Но, к сожалению, пока сумма, которую удается собрать, очень незначительна, большинство производителей уклоняются от уплаты. А кто-то платит.

И это создает основание для недобросовестной конкуренции»,— полагают там.

Последняя версия документа, по данным “Ъ”, все же упоминает возможность самостоятельной утилизации при наличии у компании мощностей (возможность делать это через ассоциации отменяется).

При этом компаниям, которые инвестируют в инфраструктуру по сбору и переработке отходов, предлагается сделать вычет по уплате экосбора в объеме инвестиций в 2021–2022 годах.

Однако строить такие мощности даже крупным компаниям в одиночку невыгодно, а участники рынка переработки неоднократно заявляли, что проблема не в отсутствии мощностей, а в отсутствии потока раздельно собранных отходов, которые позволят их загрузить.

Вероятнее всего, документ поступит в Белый дом без согласования другими министерствами.

В Минэкономики “Ъ” заявляли, что «выбор способа выполнения РОП (самостоятельно, с привлечением ассоциаций либо путем уплаты экосбора) необходимо сохранить за производителем».

Кроме того, Минприроды по-прежнему настаивает на передаче инфраструктурных задач компании «Российский экологический оператор» (РЭО), она же должна стать и распорядителем бюджетных поступлений от экосбора (в Минфине указывали, что это невозможно по закону).

Отвечая на вопрос “Ъ”, в Минприроды объяснили свою настойчивость тем, что РЭО создан указом президента как федеральный оператор по ТКО.

«До 2023 года ППК РЭО выстраивает инфраструктуру. Сначала сумма сбора в Германии, например, составляла €2 млрд, а через 12 лет снизилась вдвое.

После того как были запущены мощности, появилась прибыль от использования вторичных материальных ресурсов, она позволила снижать ставки экосбора. И у нас это должно получиться».

Заметим, участники немецкой системы «Зеленая точка» никогда не платили экосбор за РОП в бюджет, а уплачивали его саморегулируемой организации.

Алексей Шаповалов, Анна Васильева

Концепция совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки от 28 декабря 2020

  • УТВЕРЖДАЮЗаместитель ПредседателяПравительства Российской ФедерацииВ.Абрамченко
  • 28 декабря 2020 года N 12888п-П11

Концепция совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки разработана в рамках реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15 января 2020 г. и Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

  1. Под расширенной ответственностью производителей и импортеров товаров и упаковки (далее — расширенная ответственность производителей) понимается механизм экономического регулирования, согласно которому производители и импортеры товаров обязаны обеспечить их утилизацию после использования и утраты потребительских свойств.
  2. Настоящая Концепция определяет основные подходы к трансформации государственного регулирования в целях создания эффективной модели расширенной ответственности производителей, которая позволила бы совместно с налоговыми, административными, разрешительными и другими механизмами достичь кардинального снижения количества образования отходов потребления, формирования системы обращения с отходами, максимально ориентированной на их утилизацию, и снижение объемов захоронения.
  3. Основная цель института расширенной ответственности производителей — создание эффективной системы возврата вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот в рамках перехода к циклической экономике, что, в свою очередь, соответствует принципам государственной политики по обеспечению конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, ее сохранение для будущих поколений и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов.

В России механизм расширенной ответственности производителей введен в 2015 году. Вместе с тем за первые 5 лет реализация расширенной ответственности производителей не привела к существенному экономическому стимулированию развития отрасли обращения с отходами от использования товаров (далее — отходы).

Существующая модель расширенной ответственности производителей предусматривает установление обязанности производителей и импортеров товаров обеспечивать выполнение установленных нормативов утилизации отходов от выпущенных в обращение товаров и упаковки товаров, утративших свои потребительские свойства (далее — нормативы утилизации).

До настоящего времени не внедрена система оценки результативности функционирования действующей модели расширенной ответственности производителей, отсутствует надлежащее администрирование и контроль.

В России точное количество субъектов расширенной ответственности производителей неизвестно, что обусловлено невозможностью их идентификации в связи с тем, что обязанность по утилизации отходов распространяется на товары и упаковку с момента их первичной реализации, а не с момента их производства. При этом Росприроднадзор, который осуществляет надзор за исполнением обязанности по выполнению нормативов утилизации, не располагает первичной информацией о реализации товаров.

Читайте также:  Мнимые и реальные риски вещной неустойки. как можно применять этот способ обеспечения

По экспертной оценке, в Российской Федерации свыше 160 тыс. организаций осуществляют производство и импорт товаров, в 2016 году лишь 10195 производителей и импортеров представили отчетность о выполнении нормативов утилизации. В 2017 году эта цифра составила 13190 организаций, в 2018 году — 12844, в 2019 году — 15175.

Особенно вопрос учета актуален в отношении упаковки товаров, используемой товаропроизводителями. Количество хозяйствующих субъектов, использующих упаковку (ритейл, интернет-магазины, сети общественного питания, рынки, доставка еды и другие), по данным Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», может достигать 4 млн. хозяйствующих субъектов.

  • Одной из проблем существующего института расширенной ответственности производителей в России является отсутствие установленных целевых показателей утилизации и наличие нормативов утилизации, которые по сути лишь определяют размер льготы при уплате экологического сбора и при этом не позволяют оценить результативность модели расширенной ответственности производителей.
  • Кроме того, основные недостатки института расширенной ответственности производителей связаны с нарушением принципа полного покрытия затрат и принципа стимулирования использования перерабатываемых материалов при производстве товаров, а также с отсутствием эффективного механизма целевого использования средств экологического сбора.
  • В результате в отношении утилизации отдельных видов отходов (отходы бумаги, отходы резинотехнических изделий, отходы пластика) отмечается существенная недозагрузка имеющихся мощностей, а также недостаточный уровень развития инфраструктуры по сбору, обработке и утилизации отходов в целом.
  • Кроме того, отсутствует взаимосвязь института расширенной ответственности производителей с региональными системами обращения с твердыми коммунальными отходами, что приводит к отсутствию эффективной комплексной системы обращения с отходами потребления и противоречиям между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по обращению с ними.
  • Основной целью совершенствования института расширенной ответственности производителей является формирование эффективной государственной модели регулирования, направленной на максимальное возвращение вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот и минимизацию объемов захоронения отходов потребления.
  • К целям совершенствования института расширенной ответственности производителей относятся:
  • обеспечение перехода к циклической экономике за счет извлечения из отходов и повторного использования максимального количества вторичных материальных ресурсов;
  • снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду;
  • обеспечение внедрения в процесс производства продукции максимально перерабатываемых материалов и отказ от использования материалов, которые не могут быть переработаны, а также стимулирование использования многоразовой и экологичной упаковки;
  • создание мощностей и условий для утилизации отходов потребления, а также конкурентных преимуществ для использования вторичных материальных ресурсов и повышения уровня их вовлечения в хозяйственный оборот;
  • снижение размера платы граждан за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и создание максимально удобной для населения инфраструктуры сбора вторичных материальных ресурсов в целях их дальнейшей утилизации.
  • Задачами совершенствования института расширенной ответственности производителей являются:
  • установление всех субъектов расширенной ответственности производителей и определение их обязанностей, а также механизмов их взаимодействия;
  • формирование системы целевых показателей для осуществления оценки результативности расширенной ответственности производителей;
  • обеспечение прозрачности, контроля и учета исполнения требований расширенной ответственности производителей с использованием эффективно функционирующей информационной системы;
  • совершенствование механизмов расходования средств экологического сбора;
  • создание дополнительных стимулов для формирования эффективной системы раздельного накопления отходов.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г.

N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» одним из целевых показателей, характеризующих достижение национальных целей к 2030 году, является создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза.

Также ряд целевых показателей определены в Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 г.

N 84-р (доля утилизированных и обезвреженных отходов в общем объеме образованных отходов; доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, в общем объеме таких отходов, вывезенных с мест накопления), и федеральном проекте «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология» (доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме таких отходов).

Вместе с тем целевые показатели по организации раздельного накопления, обработки и утилизации отходов по группам товаров, характеризующие достижение целей расширенной ответственности производителей (далее — целевые показатели), не установлены. При этом нормативы утилизации не являются целевыми показателями — они определяют индивидуальный уровень ответственности отдельного товаропроизводителя.

  1. Целевые показатели по группам товаров устанавливаются в целях определения уровня утилизации отходов по годам в стране в качестве «ориентира» для развития института расширенной ответственности производителей в среднесрочной и долгосрочной перспективах в целях оценки эффективности института расширенной ответственности производителей в целом.
  2. Целесообразно на первом этапе определить целевые показатели по таким группам товаров, как упаковка товаров, электронная и бытовая техника, батареи и аккумуляторы, шины и нефтепродукты (масла).
  3. В отношении целевых показателей необходимо осуществлять контроль их достижения, выявление причин, в силу которых целевые показатели не были достигнуты, а также выработку предложений по совершенствованию института расширенной ответственности производителей в целом.
  4. Субъектами расширенной ответственности производителей являются производители и импортеры товаров, в том числе товаров в упаковке, а также хозяйствующие субъекты, использующие вторичные материальные ресурсы в качестве сырья для производства товаров, упаковки (далее — утилизаторы).
  5. Организационная структура института расширенной ответственности производителей обеспечивается установлением взаимосвязанных прав и обязанностей участников, в частности:
  6. производители и импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов любым возможным из установленных способом либо уплачивают экологический сбор, а также оператором представляют сведения в информационную систему, предлагаемую к созданию в целях осуществления мониторинга и контроля деятельности по обеспечению утилизации отходов (далее — информационная система);
  7. утилизаторы предоставляют в информационную систему данные о мощностях и количестве утилизированных отходов, в том числе в целях получения средств экологического сбора в связи с осуществлением утилизации отходов.
  8. Целесообразно рассмотреть возможность определения федерального органа исполнительной власти или организации в целях обеспечения:
  9. контроля достижения целевых показателей утилизации по группам отходов, а также их прогноза и корректировки;
  10. обобщения данных о существующих в Российской Федерации технологиях по обработке и утилизации отходов;
  11. администрирования исполнения обязанностей по утилизации отходов и взаимодействия с субъектами расширенной ответственности производителей в части подтверждения количества утилизированных отходов;
  12. взаимодействия с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами и утилизаторами по выстраиванию наиболее эффективной системы обращения с отходами, включая создание либо модернизацию инфраструктуры раздельного накопления отходов;
  13. подготовки предложений по установлению требований и параметров глубины обработки и утилизации отходов;
  14. подготовки предложений по расходованию средств экологического сбора.
  15. В настоящее время статьей 24_2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрены следующие способы обеспечения выполнения нормативов утилизации:
  16. непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов;
  17. непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов (за исключением твердых коммунальных отходов);
  18. на основании договора поручается обеспечивать выполнение нормативов утилизации публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор» (далее — экологический оператор) или ассоциации, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации;
  19. путем уплаты экологического сбора.
  20. Учитывая, что главная цель института расширенной ответственности производителей — это не фискальная нагрузка, а увеличение числа утилизированных отходов, фактическая утилизация отходов имеет приоритет над уплатой экологического сбора, необходимо обеспечить заинтересованность производителей и импортеров товаров в создании систем раздельного накопления отходов, мощностей по утилизации отходов.
  21. Наиболее прозрачным способом, позволяющим проверить фактическое достижение производителем нормативов утилизации, является непосредственное исполнение обязательств самим производителем товаров, упаковки путем организации собственных объектов по сбору, накоплению и утилизации отходов или на основании прямого договора с утилизатором.
  22. По данным Росприроднадзора, за 2019 год отчетность по выполнению нормативов утилизации представлена 7 ассоциациями в отношении 142 производителей и импортеров товаров, что свидетельствует о низкой степени востребованности данного способа выполнения РОП.

В связи с этим, а также принимая во внимание необходимость проверки фактического достижения производителями и импортерами товаров нормативов утилизации, передача ими ответственности по выполнению указанных нормативов ассоциациям представляется нецелесообразной. При этом производители и импортеры товаров вправе в целях обеспечения самостоятельного выполнения нормативов утилизации создавать ассоциации (союзы) в соответствии с действующим законодательством.

  • Таким образом, целесообразно сохранить следующие варианты исполнения обязанности по утилизации отходов:
  • осуществление утилизации отходов на собственных производственных мощностях или по договору с утилизатором (самостоятельная утилизация);
  • уплата экологического сбора.
  • При этом необходимо разработать механизм определения (подтверждения) факта выполнения обязанности по утилизации отходов, а также регламентировать, что признается утилизацией отходов по каждой группе товаров, группе упаковки.
  • Кроме того, требуют нормативного закрепления особенности обращения с отдельными отходами в силу наличия отраслевой специфики их сбора, обработки и утилизации.
  • Одновременно с этим необходимо предусмотреть инструмент, позволяющий соотнесение вида товара, упаковки товара с видами отходов, группами отходов в целях определения того, утилизация каких отходов может быть учтена при выполнении требований по утилизации отходов соответствующих групп товаров и упаковки товаров.
Читайте также:  Работник не прошел испытание: досудебная подготовка доказательственной базы

В отношении импортируемых товаров необходимо предусмотреть механизм, позволяющий обеспечить гарантированное выполнение требований по утилизации отходов.

Целесообразно до реализации товара установить требование по обеспечению обязательств импортерами товаров в случае выбора самостоятельного способа выполнения обязательств расширенной ответственности производителей (например, путем представления банковской гарантии и поручительства по утилизации, которое может быть представлено утилизатором, включенным в реестр утилизаторов) или по уплате экологического сбора.

  1. Требует актуализации перечень товаров, упаковки, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, в том числе в части конкретизации позиций по упаковке, которая должна основываться, прежде всего на принципах недопущения захоронения отходов, содержащих опасные материалы, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, а также являющихся вторичными материальными ресурсами.
  2. Согласно законодательству ответственность производителя, импортера товаров в части утилизации отходов от таких товаров ограничивается установленным нормативом утилизации, С учетом этого норматива уплачивается и экологический сбор.
  3. Вместе с тем в основе механизма института расширенной ответственности производителей должен лежать принцип полной ответственности производителей и импортеров товаров за утилизацию выпускаемой на рынок продукции (товаров, упаковки), Поэтому существующий подход противоречит принципу «загрязнитель платит», при котором всех расходы на сбор, обработку и утилизацию отходов должны быть покрыты системой расширенной ответственности производителей.
  4. В странах Европейского союза, например, нормативы утилизации не применяются: производители и импортеры несут обязательства за все количество продукции, поставляемой на рынок.

Вместе с тем, в современных условиях в отношении товаров отказ от установления определенной доли отходов, за которую несет ответственность производитель, в том числе в условиях отсутствия необходимых мощностей, представляется преждевременным.

Поэтому, за исключением упаковки, целесообразно постепенное увеличение норматива утилизации для всех видов товаров с учетом переходного периода и принципов их предсказуемого, обоснованного увеличения и отраслевой специфики, темпом, составляющим не менее 10 процентных пунктов в год.

Минприроды представило концепцию утилизации упаковки производителем

МОСКВА, 28 февраля. /ТАСС/. Министерство природных ресурсов и экологии РФ опубликовало проект концепции реформирования механизма расширенной ответственности (РОП) производителей и импортеров потребительских товаров и упаковки. Соответствующий проект распоряжения размещен в пятницу на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

«Проект концепции предполагает реализацию комплекса мер, призванных сменить текущее инерционное состояние института РОП, устранение имеющихся недостатков действующего механизма РОП и создание условий, необходимых для заинтересованности региональных операторов по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и повышении их интереса к осуществлению деятельности по обработке и утилизации ТКО, что позволит обеспечить выполнение показателей национального проекта «Экология», — говорится в пояснительной записке к документу.

Основной целью механизма РОП является создание экономических условий для перехода к циклической экономике, в которой максимальное количество ресурсов извлекается из отходов и повторно используется по первоначальному назначению. Экологический сбор уплачивается каждые полгода со всей массы выпущенной в оборот упаковки (100% норматив утилизации).

Минприроды предлагает перейти на новую систему отношений начиная со следующих групп товаров: батарейки и ртутные лампы, электроника и автомобильные шины.

В соответствии с проектом распоряжения, переход к новой системе планируется осуществить в период с 2022 года по 2024 год Администратором экологического сбора предлагается определить ФНС, а оператором — Российский экологический оператор (РЭО).

Для стимулирования максимального вовлечения ресурсов во вторичный оборот предусматриваются признание продажи вторичных ресурсов заготовителям некоммерческой деятельностью и прекращение взимания с физических лиц, осуществляющих продажу вторичных ресурсов, налога на доходы физических лиц, а также установление нулевой или пониженной ставки налога на добавленную стоимость для региональных операторов и заготовителей вторичных ресурсов.

Ожидается, что в результате реализации концепции станет возможным обеспечение к 2024 году утилизации вторичных ресурсов, полученных из твердых коммунальных отходов, а также обеспечение к 2024 году для более чем 50% населения РФ возможности раздельного сбора отходов и снижения платы за отдельно собранные отходы не менее, чем на 50% по сравнению с платой за обращение со смешанными отходами.

О расширенной ответственности

Расширенная ответственность производителя существует в России с 2014 года, она подразумевает, что выпустившее товар предприятие должно отвечать за утилизацию отходов (преимущественно упаковка).

Она дает производителю три возможности: заплатить экологический сбор государству за переработку упаковки, заключить договор с подрядчиком на утилизацию или организовать процесс самостоятельно.

Участники рынка неоднократно указывали, что в нынешнем виде РОП неэффективна, систему надо реформировать.

Реформа отрасли обращения с отходами началась в России 1 января 2019 года.

Она призвана сделать обращение с мусором более цивилизованным, решить проблему с незаконными свалками и значительно сократить объемы вывозимых на полигоны отходов.

Основные показатели реформы определены паспортом нацпроекта «Экология». Например, на переработку к 2024 году должно будет отправляться 36% бытового мусора вместо 7% в 2019 году.

Без установления правил на федеральном уровне реформа расширенной ответственности производителей не сможет быть реализована, считают в СФ

Под
председательством А. Майорова прошло расширенное заседание Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

Председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной
политике и природопользованию Алексей
Майоров
провел расширенное заседание, в ходе которого была рассмотрена тема «Об актуальных вопросах исполнения «расширенной»
ответственности производителей и импортеров товаров», а также проекты
федеральных законов и законодательных инициатив.

Заместитель председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Елена Зленко
подчеркнула, что реализация Концепции расширенной
ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки, а также реформа
обращения с твердыми коммунальными отходами — две взаимосвязанные темы.

«Они
направлены на улучшение системы обращения с отходами и формирование новых
эффективных механизмов для вовлечения вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья и создания
цикличной экономики в целях минимизации негативного воздействия на окружающую
среду», — пояснила сенатор.

Елена Зленко обратила внимание, что без установления правил на федеральном уровне, реформа РОП не сможет быть реализована. «Правительству РФ
необходимо обеспечить ускоренное согласование и внесение в Государственную Думу
соответствующих проектов федеральных законов. Кроме того, эти законы потребуют
разработки подзаконных актов», — подчеркнула она.

По ее словам, также требуется разработка и внесение в нижнюю
палату парламента законопроекта о вторичных материальных ресурсах, поскольку
использование в производстве вторичного сырья будет способствовать повышению заинтересованности
предприятий в участии в цикличной экономике, повышению прозрачности системы.
Например, если упаковка товара произведена из вторичного сырья, к нормативу
утилизации можно применять понижающий коэффициент, что является отличным
стимулом для производителей и импортеров товаров и упаковки.

Расширенное заседание Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

Расширенное заседание Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

Расширенное заседание Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

Расширенное заседание Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

Расширенное заседание Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

Расширенное заседание Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

Расширенное заседание Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

Расширенное заседание Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

Расширенное заседание Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

Расширенное заседание Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

Расширенное заседание Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

Расширенное заседание Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

Расширенное заседание Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

Расширенное заседание Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

Расширенное заседание Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

  • «Важно предусмотреть введение мер экономического стимулирования
    и государственной поддержки раздельного сбора отходов от использования товаров
    и упаковки и их утилизации путем производства вторичного сырья», — считает
    заместитель председателя Комитета СФ.
  • «Мы будем последовательно осуществлять парламентский
    контроль за подготовкой перечисленных законодательных актов», — заверила Елена Зленко.
  • О ходе
    реализации Концепции расширенной ответственности производителей и импортеров товаров
    и упаковки проинфрмировал представитель
    Министра природных ресурсов и экологии РФ Андрей
    Федотовский
    .
  • В рамках заседания сенаторы обсудили ряд
    законопроектов, которые находятся в зоне ответственности Комитета СФ, в том
    числе законодательные инициативы субъектов Российской Федерации.
  • В обсуждении вопросов заседания приняли
    участие сенаторы Российской Федерации, статс-секретарь – заместитель Министра
    сельского хозяйства РФ Иван Лебедев, представители Министерства природных ресурсов
    и экологии РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства
    промышленности и торговли РФ, Росприроднадзора, ФАС России, Генеральной
    прокуратуры РФ, эксперты.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *