Обстоятельства заставили подрядчика изменить смету. Когда заказчик вправе отказаться платить больше

Обстоятельства заставили подрядчика изменить смету. Когда заказчик вправе отказаться платить большеК сожалению ситуации, когда заказчик не оплачивает выполненные работы сегодня не редкость. Встречаются случаи, когда не платит заказчик по контракту на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд, мотивируя недофинансированием или отсутствием денег в бюджете.

Конечно, все ситуации разные, и причины, по которым заказчик не оплачивает работу, могут быть совершенно разные. Заказчик может мотивировать свой отказ и различными нарушениями договора со стороны подрядчика, и непредставлением исполнительной документации, или просто отсутствием денег.

В настоящей статье я предлагаю рассмотреть ситуацию, когда вопросов по качеству выполненной по договору строительного подряда работы у заказчика нет, либо претензии заказчика не обоснованы и не объективны.

Что делать если заказчик не платит

Как следует из ст. 746 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.

При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со ст. 711 ГК РФ, то есть если не предусмотрена предоплата – заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы.

Правда есть, как говориться, один нюанс, обязанность по оплате возникает в данном случае при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

К вопросу о досрочном выполнении работ, о правах заказчика я вернусь в последующих публикациях.

Алгоритм действий на случай, если заказчик не подписывает акт выполненных работ, я приводил в одной из предыдущих публикаций. Таким образом, если заказчик ни как не мотивирует свой отказ от подписания актов выполненных работ – оформляем акт в одностороннем порядке, считаем, что результат работ заказчику передан.

Итак, исходим из того, что результат работ заказчику передан, о чем оформлен соответствующий акт выполненных работ.

Если заказчик не оплачивает выполненные работы в предусмотренный договором срок, просит подождать, обещает оплатить в ближайшее время, обещает привлечь на новые объекты, какими бы замечательными не были ваши отношения с заказчиком не стоит терять время. Я думаю, все знают как люди отказываются от своих слов.

Можно, конечно, давить на совесть, но опыт жизни подсказывает, что это, наверное, самый малоэффективный способ.

Так вот, если заказчик не платит – сразу составляем письменную претензию и направляем ее заказчику. Тем самым вы убьете сразу двух зайцев

Во-первых, получив претензию заказчик, скорее всего, на нее ответит. Таким образом, вы получите письменные обещания по оплате к определенному сроку, от которых уже не так просто отказаться как от слов.

Во-вторых, начинает течь срок на рассмотрение претензии, то есть если все-таки дело дойдет до того, что вы решите взыскивать задолженность в судебном порядке, то не надо будет ждать пока истечет срок на ответ.

В конце концов, направление претензии – это не обращение в суд, а попытка решить вопрос мирным способом. Уверен, что ничего страшного ни с подрядчиком, ни с заказчиком не произойдет от того, что один направит, а другой получит претензию. Как говориться, ничего личного – только бизнес.

Как составить претензию, а также образец претензии можно также посмотреть в предыдущей статье.

Одновременно, обращаю внимание, что в соответствии со ст. 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда.

Статья 719 ГК РФ обязанности уведомлять заказчика о приостановлении работ в данном случае не предусматривает, но чтобы исключить вероятность взыскания какого-либо ущерба с подрядчика, рекомендую заказчика уведомить.

Соответственно подрядчику необходимо заручиться доказательствами такого уведомления о приостановлении работ.

  • Обстоятельства заставили подрядчика изменить смету. Когда заказчик вправе отказаться платить большеПоложение, когда становиться понятно, что заказчик не собирается или просто не сможет оплатить выполненную работу, либо подрядчик не имеет возможности больше слушать обещания и ждать оплаты, в любом случае определяется подрядчиком.
  • Если же становиться понятно, что заказчик не собирается оплачивать выполненную работу, то подрядчик может либо простить долг, либо начать защищать свои интересы и попробовать взыскать задолженность в судебном порядке.
  • Есть, конечно, еще несколько вариантов развития событий, таких как уступка долга, обращение к людям с пронзительным взглядом и короткими стрижками, которым ну очень трудно отказать, но это не тема сегодняшней статьи.

Если вы все таки осознали необходимость обратиться в суд, уверены в своей правоте, то, конечно, вы можете самостоятельно подготовить все необходимые документы. Может быть вы даже выиграете дело в суде. При этом цена ошибок, порой, бывает весьма большой.

Обстоятельства заставили подрядчика изменить смету. Когда заказчик вправе отказаться платить большеОднако, уверен, что лучше обратиться к судебному адвокату, квалифицированному специалисту оказывающему юридическую помощь по арбитражным спорам. Несмотря на большое разнообразие строительных споров, для меня все споры делятся на несколько групп. По каждой группе споров сложилась устойчивая практика. Понимая, какие доказательства хочет увидеть судья, можно определить судебную перспективу того или иного спора. При необходимости можно собрать необходимые доказательства.

Еще раз отмечу, затягивая с решением начать взыскание задолженности по договору подряда, вы можете понести весьма большие потери.

Например, прошлым летом ко мне обратился клиент, который на протяжении года вел переговоры с заказчиком о погашении долга в 30 млн. рублей. В течение всего этого года переговоров заказчик «чувствовал себя» прекрасно. Поняв, наконец, что в добровольном порядке заказчик погашать задолженность не будет, клиент-подрядчик решил обратиться в суд.

За день до подачи искового заявление Арбитражный суд г. Москвы ввел в отношении заказчика процедуру наблюдения. Вместо искового заявления пришлось подавать заявление о включении в реестр требований кредиторов.

Требования о включении в реестр кредиторов к данному заказчику подаются, по-моему, ежедневно, причем на суммы существенно превышающие задолженность перед моим доверителем.

Прошел почти год, из-за «чехарды» с управляющими банкротство застройщика до сих пор на стадии наблюдения. Есть ли вероятность получить хоть что-нибудь? Поживем – увидим.

В помощь желающим попробовать свои силы в арбитражных спорах, в последующих статьях я неоднократно буду рассказывать о различных тонкостях строительных споров, о сложившейся судебной практике по различным проблемам, таким как: возникает ли у заказчика обязанность оплатить выполненную работу, если акты выполненных работ вообще не подписывался, если договор строительного подряда признан недействительным или незаключенным, если отсутствует акт о приемке всего комплекса выполненных работ, а также многим другим проблемам.

П.С. Возможно вам будет интересна статья “Административная ответственность заказчика по госконтракту за нарушение сроков оплаты“.

С наилучшими пожеланиями,
Адвокат, к.ю.н., Мугин Александр С.

Опишите свою ситуацию и арбитражный адвокат поможет Вам найти выход из сложившейся ситуации.

Если госконтракт стал невыгодным. Рекомендации поставщикам

После наступления эпидемии и принятия карантинных мер многие поставщики сейчас столкнулись с проблемами исполнения контрактов. Не редки ситуации, когда закупить предусмотренный договором о закупке товар по старым ценам уже невозможно.

А в ряде случаев некоторые категории товаров вообще невозможно поставить из-за остановки завода-изготовителя или сложностями с доставкой товара из-за рубежа.

Встречаются ситуации, когда заказчики отказываются от приемки товара, ссылаясь на карантин.

Как быть поставщику в этой непростой ситуации. Постараемся ответить на наиболее часто встречающиеся вопросы. Статья подготовлена по материалам канала «Бизнес. Госзакупки. Тендеры» из Яндекс. Дзен.

  1. Может ли победитель закупки отказаться от подписания контрактам, ставшего для него невыгодным?

Обстоятельства заставили подрядчика изменить смету. Когда заказчик вправе отказаться платить больше

В этом случае можно лишь попросить заказчика отменить закупку по причине обстоятельств непреодолимой силы. Это возможно на основании ст. 36 закона «О контрактной системе» (44-ФЗ). Или расторгнуть контракт по соглашению сторон в соответствии с п.8 ст. 95 закона 44-ФЗ.

  1. Может ли заказчик отменить закупку?

Да, заказчик может отменить закупку на основании ст. 36 закона 44-ФЗ.

Если поставщик хочет отказаться от исполнения контракта, то можно направить заказчику письмо с описанием причин, делающих невозможным исполнение обязательств по контракту. Возможно, Вам удастся договориться.

  1. Можно ли изменить сроки исполнения контракта до его подписания?

Да, заказчик при направлении победителю проекта контракта вправе увеличить срок исполнения обязательств на 27 календарных дней. Такая возможность предусмотрена подпунктом «д» п. 1 постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 443.

Ваши действия:

  • при получении проекта контракта направьте протокол разногласий со ссылкой на пункт постановления Правительства, указанный выше;
  • одновременно напишите сопроводительное письмо с подробным разбором ситуации. Донесите свою мысль до заказчика: вы готовы исполнять контракт, но из-за карантина есть проблемы со сроками, на которые вы не можете повлиять;
  • приложите подтверждающие документы — письма контрагентов (в том числе, гарантийные), официальное подтверждение обстоятельств форс-мажора из Торгово-промышленной палаты, выписки из договоров с поставщиками и субподрядчиками.

Однако, если заказчик не готов изменить сроки исполнения контракта, заставить его не получится. Придется подписывать контракт на первоначальных условиях, чтобы не попасть в РНП.

  1. Можно ли изменить срок контракта и/или цену после его заключения?
Читайте также:  Изменения в законодательстве: мозг отказывается думать и воспринимать

Да, изменить срок исполнения контракта или его цену после заключения контракта возможно по соглашению сторон на основании ч. 65 ст. 112 закона 44-фз.

Условия применения:

  • обстоятельства, не зависящие от воли сторон, влекутневозможность исполнения контракта на прежних условиях;
  • эти обстоятельства возникли после заключения контракта;
  • заказчик подготовил письменное обоснование необходимости изменений контракта;
  • орган власти соответствующего уровня принял решение об изменении контракта;
  • поставщик предоставил новое обеспечение исполнения контракта (с новой ценой/сроком);
  • изменение цены осуществляется в пределах доведенных бюджетных лимитов.

Как исправить. Подрядчик выполнил дополнительные работы без согласования с заказчиком

Ситуация

Подрядчик выполнил дополнительные работы без согласования с заказчиком (цена в договоре стройподряда неизменная).

Примечание
Дополнительные работы при неизменной цене — работы, которые не предусмотрены проектной документацией (далее — ПД), разработанной по стадии «Строительный проект», необходимость выполнения которых возникла в процессе строительства и подтверждена разработчиком ПД на основании двустороннего акта, подписанного заказчиком и разработчиком ПД (ч. 1 п. 12 Положения о формировании неизменной цены).

 Последствия

В этом случае подрядчик лишается права требовать оплаты дополнительных работ как суммы задолженности по договору стройподряда и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет, что в интересах заказчика действовать нужно было немедленно, например, когда приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства (п. 3, 4 ст. 698 ГК).

При возникновении необходимости выполнения дополнительных работ подрядчик обязан (п. 3 ст. 698 ГК; абз. 17 п. 26, 46 Правил № 1450):

1) сообщить заказчику, что в ходе строительства обнаружены неучтенные в ПД работы и это влечет необходимость выполнения дополнительных работ, увеличение сметной стоимости строительства;

2) дождаться ответа заказчика в течение 10 календарных дней;

3) приостановить работы, если в течение 10 календарных дней (при условии, что договором стройподряда не предусмотрен иной срок) заказчик не предоставил ответа о своем согласии либо несогласии проводить дополнительные работы. В этом случае убытки, вызванные простоем, подрядчик вправе отнести на заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет, что необходимость выполнения дополнительных работ отсутствовала.

Когда заказчик согласен с проведением дополнительных работ, необходимо:

— подписать двусторонний акт между заказчиком и разработчиком ПД, чтобы разработчик подтвердил необходимость выполнения таких работ, в котором целесообразно указать причину возникновения дополнительных работ, их вид, объемы и сметную стоимость (далее — акт на дополнительные работы).

Стоимость дополнительных работ формируется на основании их сметной стоимости, которая определяется в ценах на дату начала разработки сметной документации, с учетом утверждаемого Минэкономики прогнозного индекса цен в строительстве месяца выполнения этих работ без учета снижений, принятых при выборе подрядчика, в соответствии с законодательством о закупках (ч.

1, 2 п. 12 Положения о порядке формирования неизменной цены);

— составить смету, которая готовится разработчиком ПД на основании акта на дополнительные работы, если компенсация увеличения стоимости работ производится за счет средств на непредвиденные работы и затраты и других статей в пределах стоимости строительства в целом (далее — резервные средства строительства) (ч. 1 п. 38 Инструкции № 51);

— отразить в графике производства работ отдельной строкой стоимость дополнительных работ (ч. 3 п. 12 Положения о порядке формирования неизменной цены);

— подписать дополнительное соглашение к договору стройподряда, поскольку фактический объем работ и их стоимость меняются (п. 71 Правил № 1450);

— внести изменения в ПД.

Здесь отметим, что подрядчик вправе требовать пересмотра сметы в соответствии со ст. 420 ГК, если по независящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10%.

В этом случае, а также если исчерпаны резервные средства строительства, ПД должна быть изменена разработчиком по предложению заказчика путем составления дополнительных локальных смет, предусматривающих исключение отдельных видов работ и расходов, позиции которых отображаются со знаком «-«, и дополнение отдельных видов работ и расходов, позиции которых отображаются со знаком «+». После внесения изменений ПД подлежит повторному утверждению (п. 3 ст. 699 ГК; абз. 7 п. 28 Правил № 1450; ч. 2, 3 п. 38 Инструкции № 51). Вместе с тем суды констатируют, что праву подрядчика требовать пересмотра сметы законодательство не противопоставляет обязанность заказчика ее изменять.

Как подрядчику защитить свои интересы при работе с заказчиками

     В последнее время всё больше подрядчиков вынуждены обращаться в суд с требованием о взыскании стоимости выполненных работ. Ситуация, при которой заказчик платит аванс, а потом отказывается от подписания актов выполненных работ и от их оплаты, стала типичной.

Выступая в суде на стороне подрядных организаций, я всё чаще вижу ошибки, допускаемые моими клиентами, которые, порой, не соблюдают элементарных правил предосторожности. О том, какие меры следует предпринимать подрядчику, пойдёт речь в данной статье.

     Закон даёт подрядчику широкие возможности выступать в отношениях с заказчиком с позиции сильной стороны.

Окажем профессиональную помощь в любой ситуации, обращайтесь +7 (343) 222-10-20

     1. Приостановление работ.
     Наиболее распространённой проблемой, с которой сталкиваются подрядчики – это задержка исполнения встречных обязательств со стороны заказчика. Например, заказчик поздно предоставляет строительную площадку, оборудование, техническую документацию, задерживает выплату аванса и так далее.

Всё это приводит к тому, что подрядчик не укладывается в сроки выполнения работ.
     В этой ситуации подрядчику необходимо:
     1. вручать заказчику письма, в которых излагать просьбу, совершить определённые действия,
     2. документально фиксировать дату исполнения заказчиком встречных обязательств.

     В будущем это поможет вам отбиться от претензий заказчика по поводу просрочки сроков выполнения работ.
 
     Статья 719 Гражданского кодекса даёт подрядчику право не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей препятствует исполнению договора подрядчиком.

     Здесь есть одна важная тонкость, которые не все учитывают. Для того, чтобы воспользоваться правами, указанными в данной статье, необходимо доказать, что пока заказчик не выполнил свои обязательства, приступить к работе было не возможно. Одно дело когда, заказчик не предоставляет строительную площадку, и совсем другое, когда заказчик не платит аванс.

Во втором случае, приостановку работ подрядчиком суд может признать противоправной и расценить это, как односторонний отказ от обязательств, взыскав с подрядчика убытки.

     Для того, чтобы подрядчику защитить свои интересы, в договоре необходимо предусматривать право подрядчика приостановить работы в случае невыполнения обязательств заказчиком, включая выплату аванса, выдачу необходимой документации и так далее.

В этом случае доказывать невозможность выполнения работ, в случае невыплаты аванса, подрядчику уже не придётся, так как это право прописано у него в договоре.
     Иногда, подрядчик не может приступить к выполнению работ, пока другие подрядные организации не закончат свой этап работ.

Поэтому, если вы знаете, что помимо вас на объекте будут работать другие подрядные организации, в договоре необходимо предусматривать условие о приостановке работ со ссылкой на иные подрядные организации.

     Закон не предусматривает письменную форму извещения о приостановке работ, в случае неисполнения заказчиком своих обязанностей, но некоторые судьи считают такую форму извещения обязательной, а потому заказчика желательно письменно предупреждать о приостановлении работ.

 
      Независимо от исполнения заказчиком своих обязательств, подрядчик обязан приостановить работы, уведомив об этом заказчика, до получения от него указаний, во всех случаях, когда есть угроза годности или прочности результатов выполняемой работы, невозможность ее завершения в срок, повреждения либо гибели объекта строительства таких как: непригодность материала, технической документации, способа выполнения работ, необходимость дополнительных работ (п. 1 ст. 716, п. 3. ст. 743 ГК РФ).
     Многие подрядчики совершают следующие ошибки:
     1. устно уведомляют о приостановлении работ,
     2. не получив от заказчика письменных указаний, возобновляют работы.
     Необходимо помнить, что, если работы будут выполнены некачественно, то вы не сможете взыскать с заказчика их стоимость, не имея на руках уведомления о приостановлении и письменных указаний заказчика об их выполнении.
 

     2. Изменение цены работ.

     Цена работ может быть приблизительной либо твёрдой.
     Заказчик не вправе уменьшать твёрдую цену, если работы выполнены качественно и в полном объёме. Особенно это касается государственных и муниципальных заказчиков.
     Заключая контракты, подрядчики сталкиваются с проблемой, когда заказчик отказывается согласовывать акты выполненных работ, мотивируя это тем, что затраты подрядчика в них завышены и предлагают подписать акты на меньшую сумму.
     В соответствии с пунктом 4.1. статьи 9 Закона размещении заказов цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев установленных данным Законом.

     Многие подрядчики, ошибочно рассуждают: «подпишем акты на меньшую сумму, а после оплаты, взыщем в суде разницу».

Читайте также:  Соглашение об урегулировании долгов спасет компанию от банкротства

     Ни в коем случае не нужно подписывать акты на сумму, меньшую, чем цена договора. Пусть лучше заказчик не подпишет вам акты, чем вы подпишите их на меньшую сумму.
     Дело в том, что, подписывая акты выполненных работ на меньшую сумму, вы, тем самым, даёте согласие на уменьшение цены договора. В итоге, суд может отказать вам в иске, указав, что стороны изменили цену договора.
     Отказ заказчика от согласования актов выполненных работ в силу того, что их стоимость ему кажется завышенной, является абсолютно неправомерным, а потому, подрядчик сможет взыскать с заказчика стоимость работ по контракту в полном объёме.
 
     В отличие от заказчика, подрядчик вправе требовать увеличения стоимости работ в случае существенного возрастания стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора (абз. 2 п. 6 ст. 709 ГК РФ).
     В сфере строительства, подрядчик вправе требовать в судебном порядке пересмотра сметы, если по независящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10 % (п. 3 ст. 744 ГК РФ).
 

     3. Односторонний отказ и расторжение договора.

     Многие путают право на односторонний отказ с правом на расторжение договора, что приводит иногда к неблагоприятным последствиям.
     В отличие от одностороннего отказа, расторжение договора возможно либо по соглашению сторон, либо по решению суда. Необходимо знать, когда вы вправе заявить односторонний отказ, а когда потребовать расторжение договора в судебном порядке.
     Подрядчик вправе требовать расторжение договора в судебном порядке в случае не согласия заказчика  с увеличением стоимости работ, вызванной объективными причинами.
     Некоторые подрядчики допускают ошибку, заявляя о расторжении договора не обращаясь в суд. Такие действия являются односторонним отказом, и заказчик может взыскать с подрядчика убытки.
     Подрядчик вправе заявить односторонний отказ в определённых случаях:
     1. в случае неисполнения встречных обязательств заказчиком, если это приводит к невозможности выполнения работ подрядчиком (п. 2 ст. 719 ГК РФ),
     2. в случае, когда после предупреждения подрядчика об обстоятельствах, которые грозят годности или прочности результата работ, заказчик не примет необходимых мер (п. 3 ст. 716 ГК РФ),
     3. в случае обнаружившейся невозможности использования предоставленных заказчиком материалов и оборудования  без ухудшения качества выполняемых работ и отказа заказчика от их замены (п. 3 ст. 745 ГК РФ),
     4. во всех случаях, когда это предусмотрено договором.
     Заявляя отказ в первом и во втором случае, закон даёт подрядчику право взыскать с заказчика убытки в размере цены контракта.
     В свою очередь, заказчик тоже вправе заявить односторонний отказ в случае, когда подрядчик, без всяких причин, не приступает к выполнению работ или выполняет их очень медленно, а также  в случае, когда подрядчик не устраняет недостатки.
     Если же заказчик необоснованно заявляет односторонний отказ, то подрядчик также вправе потребовать с него убытки в размере разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу (ст. 717 ГК РФ).
 

     4. Право подрядчика на удержание.

     В случае неоплаты со стороны заказчика, подрядчик имеет право на удержание результата работ, а также принадлежащих заказчику оборудования, переданной для переработки (обработки) вещи, остатка неиспользованного материала и другого оказавшегося у него имущества заказчика (ст. 712 ГК РФ).
 
     Таким образом, у подрядных организаций имеются серьёзные инструменты воздействия на заказчика. Главное уметь правильно их применять на практике. В заключение, назову три основных правила, которые неукоснительно должны соблюдаться всеми подрядными организациями в строительной сфере.
 
     Работая с заказчиками, необходимо следовать трём главным правилам:

     1. Все изменения и дополнения стороны должны согласовывать в письменном виде.

     Особенно это касается дополнительных работ. Помните: если заказчик письменно не согласовал объём, виды и стоимость дополнительных работ, то вы выполняете их за свой счёт, если только не докажете, что их невыполнение грозило повреждению либо гибели объекта строительства.
     В судебных спорах, большинство проблем и трудностей можно было бы избежать, если бы подрядчики соблюдали данное правило. Соблюдать данное правило нужно, прежде всего, подрядчику. При этом, направляя письмо заказчику, необходимо документально фиксировать факт его вручения. Направляя документы по факсу или электронной почты, вы не докажете факт его вручения. Вручая документ нарочно, необходимо, чтобы на документе стоял штамп организации, так как наличии подписи работника не достаточно.

     2.  Полномочия представителей заказчика должны подтверждаться в письменном виде.

     Особенно это касается процедуры строительного контроля. Со стороны заказчика контроль осуществляют либо его сотрудники, либо специалисты по найму. В первом случае необходимо требовать приказ о назначении лица, уполномоченного осуществлять контроль. Во втором случае необходимо требовать договор между заказчиком и инженером технадзора, в котором должны быть прописаны полномочия последнего.

3. Необходимо всегда письменно извещать заказчика о дате приёмке работ, с указанием места и времени.

     Многие подрядчики направляют в адрес заказчика акты формы КС-2 и справку формы КС-3 на подписание, письменно не извещая заказчика о готовности к сдаче результата работ, что является распространённой ошибкой.
     Прежде чем, направить акт выполненных работ на подписание, подрядчик должен письменно известить заказчика о готовности к сдаче результата работ, указав дату, время и место. В ряде случаев суды отказывают подрядчикам в удовлетворении их требований, если они не могут доказать, что заказчик был извещён о дате приёмки работ.
 
     Руководитель юридического отдела
     Группы Компаний «АВАЛЬ»    Н.В. Лебеденко

Юристы ГК «АВАЛЬ» оказывают услуги представительства в суде и защитят Ваши интересы в суде в случае споров с недобросовестными заказчиками. 

Актуальность информации уточняйте у специалистов ГК АВАЛЬ по телефону (343) 222-10-20

Дополнительные работы по 44-ФЗ: оформление и сложности

Из этой статьи вы узнаете:

  • Правовое регулирование дополнительных работ по 44-ФЗ
  • Оформление дополнительного соглашения по 44-ФЗ
  • Что делать, если без дополнительных работ не выполнить основные
  • Случаи, когда дополнительные работы служат поводом к взысканию необоснованного обогащения
  • Ответственность за проведение дополнительных работ, нарушающих 44-ФЗ

Допустимы ли дополнительные работы по 44-ФЗ? Такой вопрос часто задают подрядчики, оказавшиеся в непростой ситуации: контракт заключен, работы начались, но выяснилось, что нужно сделать еще ряд мероприятий, которые контрактом и сметой не предусмотрены.

И их беспокойство можно понять – от оплаты работ зависит благополучие подрядчика, а в описанной ситуации неясно, будет ли произведена оплата заказчиком или нет. В нашей статье мы разберем случаи возникновения дополнительных работ и приведем решения судов по спорам, связанным с данной проблемой.

Правовое регулирование дополнительных работ по 44-ФЗ

Все взаимоотношения контрагентов в рамках государственного контракта жестко регулируются законодательством. В том числе в соответствии с п. 2 ст. 767 Гражданского кодекса РФ внести корректировки в уже заключенный договор допускается в строго ограниченных случаях, как при наличии соглашения сторон, так и по инициативе одной из них.

Статьей 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» устанавливается невозможность изменения его положений и цены в течение всего срока действия договора. Немногочисленные исключения из этого правила приводятся в ст. 95 вышеуказанного закона:

  1. Возникла необходимость в дополнительных объемах работ по 44-ФЗ, при этом договорная цена будет превышена не более чем на 10 %. Инициатива по увеличению объемов поставки должна исходить от заказчика, а в конкурсной документации и в самом тексте контракта необходимо предусмотреть такую возможность. Если в контракте прописана стоимость единицы объекта закупки, то стороны могут рассчитать на основании этих данных новую цену пропорционально необходимому увеличению объема поставки при наличии соглашения относительно дополнительных работ по контракту.
  2. Цена закупки зависит от регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги, величина которых изменилась.
  3. Действующий долгосрочный контракт, заключенный на период свыше 3 лет, может быть изменен постановлением соответствующей государственной структуры, нужды которой он обеспечивает (Правительства Российской Федерации / правительства области / администрации муниципального образования). Данное основание применяется очень редко.

В статье 95 44-ФЗ приведены случаи, когда возможно откорректировать правила сотрудничества, составив дополнительное соглашение. Прежде всего необходимо изучить данные положения закона, и если ваш случай там обозначен, нужно добиваться от заказчика оформления дополнительного соглашения.

Когда вы видите необходимость в дополнительных работах по контракту по 44-ФЗ, но обстоятельства не описаны в вышеуказанной статье либо заказчик не хочет подписывать дополнительное соглашение, то вы не сможете получить оплату за выполненную сверх договора поставку. Тогда лучше отказаться от лишней работы или сделать ее бонусом государству.

Читайте также:  Новый полис ОМС. Как расширились права на медицинскую помощь

Более того, заказчик даже может подписать дополнительное соглашение. Но если его обстоятельства не укладываются в рамки закона, то вполне вероятно, что работа оплачена не будет. Причем даже через суд добиться денег не получится.

Оформление дополнительного соглашения по 44-ФЗ

Если стороны пришли к пониманию необходимости дополнительных работ по контракту по 44-ФЗ, то требуется составить соответствующий документ. Это должно быть письменно соглашение, оформленное с соблюдением всех норм, которые касались основного контракта.

То есть если сделка требует регистрации в государственных органах или нотариального удостоверения, то и дополнительное соглашение должно пройти все эти этапы, и лишь тогда оно будет иметь юридическую силу. Иначе документ окажется незаконным, а новые условия недействительными.

Если регламент закупки требует разместить информацию о ней в публичном доступе – в СМИ, на специализированных ресурсах и пр., – либо направить оповещения определенному кругу лиц, то такой алгоритм должен быть соблюден и при оформлении дополнительного соглашения. То есть понадобится публикация этого документа в СМИ и на веб-площадках или рассылка уведомлений.

Действие новых положений начинается с того момента, когда подписано дополнительное соглашение. Но стороны могут предусмотреть и другую дату, с которой вступают в силу изменения. В этом случае данное обстоятельство указывается в тексте соглашения.

Случается и так, что стороны вынуждены выйти за рамки договора и какое-то время работать на других условиях. Тогда дополнительное соглашение оформляется задним числом, а в его тексте необходимо указать, что новые положения касаются возникших ранее отношений контрагентов. При такой схеме важно, чтобы документ был составлен без нарушения закона и не ущемлял права одной из сторон.

Что делать, если без дополнительных работ по 44-ФЗ не выполнить основные

Подрядчик может попасть в очень сложную ситуацию, когда возникает необходимость в дополнительных работах по 44-ФЗ, без которых нельзя осуществить поставку или добиться определенной контрактом цели. Но заказчик отказывается от подписания дополнительного соглашения, либо оно противоречит нормам закона.

Как быть в таком случае? Необходимо действовать в соответствии со ст. 743 Гражданского кодекса РФ, в которой сказано следующее: исполнитель обязан поставить в известность заказчика о том, что во время строительства выявилась потребность в дополнительных работах, не указанных в технической документации. А это, в свою очередь, повлечет увеличение сметы.

Если же заказчик не реагирует на данное сообщение на протяжении 10 дней (договором или законом может быть предусмотрен и другой срок), то работы по строительству останавливаются, а возникшие из-за простоя убытки подрядчика перекладываются на заказчика. Последний не обязан их возмещать только в том случае, если ему удастся доказать, что не было никакой потребности выполнять дополнительные работы сверх установленных контрактом по 44-ФЗ.

Как только исполнитель обнаружил, что необходимо увеличить объем поставки, он должен в минимальные сроки поставить об этом в известность заказчика.

Для чего составляется письменное уведомление и вручается под подпись уполномоченному должностному лицу. При отсутствии возможности передать документ лично направляется заказная телеграмма по указанному в контракте адресу заказчика.

Телеграмма должна сопровождаться уведомлением о вручении, в котором зафиксировано ее содержание.

Такая схема лишит заказчика возможности просто проигнорировать информацию о необходимости выполнения дополнительных работ. А подрядчик будет иметь доказательство, что он принял все возможные меры в данной ситуации и оснований для применения к нему санкций не будет, то есть ему не грозит занесение в Реестр недобросовестных поставщиков из-за срыва сроков работ.

Следует иметь в виду, что ставить в известность заказчика о необходимости в дополнительных работах надо не только в рамках государственного контракта, но и при любых других договорах строительного подряда.

Но в госзаказах закон более жестко регулирует права и обязанности сторон, нежели отношения между коммерческими структурами. Поэтому даже если подрядчик уведомит заказчика о необходимости произвести дополнительные работы по контракту по 44-ФЗ, это хоть и укрепит позиции исполнителя, но не будет полной гарантией отсутствия проблем в дальнейшем.

Все дело в том, что в данной ситуации вступают в противоречие две правовые нормы. С одной стороны, ст. 743 Гражданского кодекса РФ требует от исполнителя прекратить работы, а с другой – закон 44-ФЗ обязывает его непременно выполнить свои обязательства в рамках госконтракта по установленной в нем неизменной цене.

Подобные коллизии становятся предметом разбирательств в арбитражных судах. Так, в пользу подрядчика было вынесено решение в Постановлении Восемнадцатого Апелляционного Арбитражного суда № 18АП-4029/2015 от 08 июня 2015 года (дело № А47-9211/2014).

Суть его заключалась в том, что заказчик должен будет компенсировать расходы на производство дополнительных работ сверх предусмотренных контрактом в том случае, если исполнитель докажет, что данные работы нужны для достижения цели, ради которой и заключался договор.

Более того, желаемый результат, предусмотренный контрактом, не может быть получен без этих дополнительных работ.

То есть подрядчику необходимо иметь убедительные основания того, что невозможно добиться результата, согласованного при заключении контракта, без увеличения объема работ. Потребуется доказать свою позицию документально.

Любая компания, желающая взять на себя государственный подряд, еще до подписания контракта должна внимательно изучить всю техническую документацию и ознакомиться с нюансами предстоящей работы. Нужно сделать все, чтобы исключить в дальнейшем необходимость выполнения дополнительных работ по контракту по 44-ФЗ.

Случаи, когда дополнительные работы служат поводом к взысканию необоснованного обогащения

В сфере госзаказов случаются и такие ситуации, когда подрядчик еще до начала либо в ходе строительства видит, что реальный объем работ для достижения результата должен быть заведомо больше, чем предусмотрено контрактом. Например, общий метраж квартир, возводимых в соответствии с условиями подряда, оказывается больше, чем указано в договоре.

Исполнитель понес дополнительные затраты и требует от заказчика их возмещения. Поскольку контракт заключался именно с целью строительства указанных квартир, заказчик их обязан принять, несмотря на то что площади оказались больше.

Важно! Заказчик передает подрядчику техническое задание, в котором описаны параметры объекта закупки и прочие требования, в частности площадь квартир.

Если контрактом предусмотрено, что его цена не подлежит изменению, то исполнитель не имеет права требовать дополнительной оплаты за увеличение площадей.

Стоит отметить, что стороны могут заранее обсудить возможные нюансы и предусмотреть их в тексте контракта, от этого и будет зависеть исход подобной ситуации.

В любом случае все работы подрядчику следует выполнять только после того, как подписан контракт с заказчиком государственного или муниципального уровня.

Не надо нарушать закон 44-ФЗ и приступать к работам до надлежащего оформления документов в надежде, что потом удастся взыскать оплату через суд по причине неосновательного обогащения.

Судебная практика по таким делам свидетельствует о том, что чаще всего иски не удовлетворяются, а заказчики и подрядчики признаются недобросовестными.

Еще одна сложная ситуация, когда нельзя заключить государственный или муниципальный контракт и при этом соблюсти закон 44-ФЗ, но работы должны быть выполнены обязательно, потому что они необходимы и относятся к социально-значимым. Либо потребность в срочных работах или поставке товара в пользу государственного или муниципального заказчика возникает вследствие форс-мажора, аварийной ситуации.

Рассмотрение таких дел также попадает в суд, так как оплата за выполненную работу взыскивается постфактум при отсутствии подписанного по нормам закона 44-ФЗ контракта. Обычно такие иски удовлетворяются в пользу подрядчиков.

Ответственность за проведение дополнительных работ, нарушающих 44-ФЗ

Дополнительные объемы работы по 44-ФЗ квалифицируются как изменение условий контракта. За это к заказчику и подрядчику могут применяться административные санкции по ст. 7.32 «Нарушение порядка заключения, изменения контракта» Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Изменением условий контракта является в том числе увеличение стоимости объекта поставки. Если это запрещено законом 44-ФЗ, то виновные будут оштрафованы в соответствии с ч. 4 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях:

  • должностные лица на сумму 20 тыс. руб.;
  • юридические лица на сумму 200 тыс. руб.

Если при исполнении контракта допущено расходование бюджетных средств из бюджетов любых уровней сверх согласованных сумм либо сокращены объемы поставки товаров и выполненных работ (услуг) для нужд государственных и муниципальных образований, виновные привлекаются к ответственности в соответствии с ч. 5 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Сумма штрафов для юридических и должностных лиц будет равна двукратному размеру ущерба для бюджета, не важно, будет ли это перерасход средств либо недопоставка товара (услуг, работ).

Резюмируем. Дополнительные работы по 44-ФЗ являются изменением условий контракта и не допускаются указанным законом в большинстве случаев. Если увеличение цены и возможно, то не более 10 % от начальной стоимости. Любые дополнительные работы по госзаказам сверх этого объема (точнее, требование их оплаты) являются нарушением и приводят к административным санкциям.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *