В сентябре в силу вступит закон, который позволит россиянам проходить внесудебную процедуру банкротства. Это позволит сэкономить деньги тем, у кого большие проблемы с долгами
Пользователь jules2000 / Shutterstock
В конце июля президент России Владимир Путин подписал закон, упрощающий процедуру банкротства граждан. Документ вступит в силу с 1 сентября 2020 года. Портал «Сравни.ру» объяснил, как это будет работать.
Как процедура банкротства работает сейчас
Для признания себя банкротом по действующему законодательству нужно обращаться в арбитражный суд по месту регистрации. Это касается тех, кто не может выплачивать долги от ₽500 тыс.
Если человек сам подает заявление, то сумма может быть меньше, однако решение остается на усмотрение судьи. Кроме того, должнику назначают финансового управляющего, которому нужно платить за работу.
Также нужно заплатить госпошлины арбитражных судов.
В случае, если у человека есть доходы, то ему могут дать рассрочку по выплате долгов на три года. Если нет, то его имущество продадут. Кроме единственного жилья, его продать не могут. Полученные средства пойдут на погашение долгов, но если их будет не достаточно, то оставшуюся часть спишут.
По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, за шесть месяцев 2020 года финансово несостоятельными признали 42,7 тыс. россиян. Это на 47% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В июне суды признали банкротами в 2,2 раза больше граждан, чем годом ранее. Их число составило 11,5 тыс. человек.
Ни в один другой месяц с 2015 года, когда вступил в силу закон о банкротстве физлиц, не было такого количества рассмотренных дел о финансовой несостоятельности.
Руководитель проекта «Федресурс» Алексей Юхнин объяснил РБК, что подобная ситуация связана с ограничениями, введенными из-за пандемии коронавируса. По его словам, суды на время самоизоляции рассматривали меньше дел о банкротстве, а затем наверстали упущенное. Однако Юхнин полагает, что связанные с COVID-19 факторы не будут влиять на число банкротств как минимум до весны 2021 года.
Как закон изменится с сентября
Когда новый закон вступит в силу, то граждане смогут воспользоваться внесудебной процедурой банкротства. В Госдуме отмечали, что судебная процедура не всем по карману — она обходится примерно в ₽100 тыс.
, а новая будет бесплатной. Должнику не будут предоставлять финансового управляющего, и судебных госпошлин тоже не будет. За рассмотрение заявления и включение данных в реестр также не нужно будет платить.
Кроме того, изменится сумма долга, которая может стать основанием для банкротства. Процедурой можно будет воспользоваться, если у человека долги от ₽50 тыс. до ₽500 тыс. Однако в отношении должника должно быть прекращено исполнительное производство из-за невозможности взыскать средства. То есть пристав не нашел у него ни имущества, ни денег, которые могли бы покрыть долги.
Когда человек подает заявление о банкротстве, то ему больше не начисляют проценты, пени и штрафы, поэтому размер долга не растет. Но это не относится к некоторым категориям долгов, например, задолженности по алиментам, по возмещению морального вреда или вреда, причиненного здоровью и жизни. Такие долги продолжат расти, и их нужно будет выплачивать.
Как подать заявление на банкротство
Документ можно подать через многофункциональные центры госуслуг (МФЦ) по месту жительства или пребывания. В заявлении должнику нужно перечислить кредиты и размер невыполненных обязательств.
В течение одного рабочего дня МФЦ должен проверить данные на сайте Федеральной службы судебных приставов, чтобы подтвердить прекращение исполнительного производства и отсутствие новых исполнительных листов.
Затем не более чем за три дня информация о начале внесудебного банкротства должна появиться в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Центр госуслуг вернет заявление, если не найдет нужных данных.
Решение можно обжаловать в арбитражном суде по месту жительства либо написать новое заявление через месяц. Повторно подать на банкротство можно будет не ранее чем через десять лет.
Что ждет должника после подачи документов
Процедура банкротства будет длиться полгода. В этот период человек не может брать новые займы и кредиты.
Внесудебное банкротство прекратится, если должник получил в собственность имущество. Например, в наследство, в дар, в результате оспаривания сделки. Тогда он обязан сообщить об этом в МФЦ в течение пяти рабочих дней.
Кредиторы тоже могут прекратить процедуру банкротства, если должник не указал их в заявлении, занизил размер долга либо если у него найдут имущество. В этом случае банкротство будет проходить через суд. Если претензий со стороны кредиторов не будет и человека признают банкротом, то ему спишут долги.
Кроме того, если человека признали банкротом, но в заявлении он указал сумму долга меньшую, чем есть на самом деле, то ему спишут долги именно того размера, который он написал. Если больше — то спишут сумму реальных долгов.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Правовые аспекты банкротства физических лиц
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» определяет подсудность дел о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Такие дела рассматриваются судом общей юрисдикции, а именно районным судом города.
Гражданин подает заявление о банкротстве в районный суд по своему месту жительства, независимо от того, где находиться кредитор.
К заявлению о признании гражданина банкротом прилагаются документы подтверждающие наличие долга, документы о праве собственности на активы должника, справки о доходах, документы о семейном положении должника, а именно свидетельство о браке, свидетельства о рождении детей.
Заявление о признании гражданина банкротом принимается судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.
Заявление о банкротстве от кредитора
Конкурсный кредитор или уполномоченный орган имеюет право подать заявление о банкротстве гражданина при наличии решения суда о взыскании долга.
Конкурсный кредитор — это кредиторы по денежным обязательствам. Банки, ломбарды, микрофинансовые организации, управляющие компании ЖКХ, иные лица перед которыми имеется долг.
Уполномоченный орган — это федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве. (например налоговая инспекция, мэрия города, областное правительство).
Не требуется решение суда о взыскании долга при банкротстве в связи с неуплатой налогов, долгов по сделкам заверенным нотариусом, по долгам из кредитных договоров с банками, при неуплате алиментов.
Микрофинансовые организации, различные кооперативы, ломбарды, кредиторы по распискам не являются кредитными организациями, они заключают договора займа и следовательно не могут напрямую обращаться в суд с заявлением о банкротстве. Таким кредиторам необходимо получить решение суда о взыскании долга и только после этого они смогут заявить о банкротстве гражданина.
Процесс принятия заявления судом
Суд получив заявление о банкротстве, рассматривает данное заявление. По результатам рассмотрения заявления о признании гражданина банкротом суд выносит определение.
Определение суда — это вид судебного акта, который выносится судом по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства, но которым не решается дело по существу. Суд выносит определение о реструктуризации долга или об отказе и дело прекращается.
Вопрос о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризацииего долгов должен быть рассмотрен на заседании суда.
- Срок рассмотрения не ранее чем по истечении 15 дней и не позднее чем в течение 3 месяцев с даты принятия судом заявления о признании гражданина банкротом.
- Суд при признает обоснованным заявления гражданина банкрота, если имеется одно из следующих условий:
- -гражданин прекратил расчеты с кредиторами;
- -просрочено более 10% совокупного долга;
- -размер задолженности гражданина превышает стоимость его имущества;
- -имеется определение судебного-пристава о невозможности взыскания долга.
Публикации информации о банкротстве
Сведения о банкротстве гражданина-должника подлежат обязательному опубликованию. Сведения опубликовывают путем включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Сведения о признании гражданина банкротом, о реализации имущества, реструктуризации долгов подлежат дополнительно опубликованию в официальном издании (газете). Сведения публикуются за счёт гражданина-должника.
Собрание кредиторов
После того как суд вынес определение о признании заявления о банкротстве гражданина должника обоснованным и утвердил финансового управляющего, последний созывает собрание кредиторов. Собрание проводиться в очной или заочной форме.
Гражданин в отношении которого введена процедура банкротства имеет право участвовать в очном собрании кредиторов, но правом голоса не обладает. Участие гражданина может быть личным или через представителя. Цель собрания кредиторов — это составление реестра требований кредиторов.
Для включения в реестр кредиторы должные предъявить физическому лицу требования о долге в течение 2 месяцев с даты публикации сведений о признании судом заявления о банкротстве обоснованным.
Указанные требования направляются в суд, должнику финансовому управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Должник в течение 15 дней, по истечении 2-х месячного срока, когда кредиторами должны быть предъявлены требования, имеет право представить в суд возражения относительно одного или всех требований.
Возражения подаются лично или через представителя. Суд проверяет обоснованность возражений. Требования по которым поступили возражения рассматриваются в судебном заседании.
Суд выносит определение об обоснованности требований или возражений и о включении требований в реестр.
Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов вступает в силу немедленно и может быть обжаловано. Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов направляется судом должнику, финансовому управляющему, кредитору, предъявившему требования, и реестродержателю.
Финансовый управляющий
Суд после вынесения определения о признании заявления о банкротстве физического лица обоснованным — утверждает финансового управляющего.
Финансовый управляющий — гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих основной функцией которого является деятельность по координации под контролем суда всей хозяйственной деятельности гражданина-должника в целях максимального удовлетворения требований его кредиторов за счет полной или частичной реализации имущества должника.
Решения финансового управляющего являются обязательными и влекут правовые последствия для широкого круга лиц. Участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина является обязательным.
Суд утверждает финансового управляющего по предложению должника или на основании протокола собрания кредиторов. Суд направляет определение в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих (СРО арбитражных управляющих).
Если суд не указал конкретную кандидатуру финансового управляющего, то СРО в течение 9 дней с даты получения определения суда представляет кандидатуру финансового управляющего.
Если суд указал конкретного финансового управляющего СРО в течение 9 дней с даты получения определения суда направляет информацию о соответствии требованиям кандидатуры.
Собрание кредиторов может выбрать финансового управляющего и предложить в суд кандидатуру для утверждения. Выбор финансового управляющего собранием кредиторов оформляется протоколом. СРО после получения протоколоа собрания кредиторов направляет в суд информацию о соответствии финансового управляющего требованиям Закона.
СРО обязана обеспечить свободный доступ заинтересованным лицам (кредиторам, должнику, его адвокату, представителю и т.д.) доступ к проведению процедуры выбора кандидатуры финансового управляющего.
По результатам рассмотрения представленной СРО информации суд утверждает финансового управляющего.
Если СРО не предоставляет в суд информацию по кандидатуре финансового управляющего, суд дело откладывает, заинтересованные лица выбирают иную СРО.
Права финансового управляющего
Права затрагивающие интересы гражданина. Федеральный закон предоставляет финансовому управляющему значительные права. Реализация данных прав может затрагивать интересы гражданина-должника.
Например финансовый управляющий имеет право: оспаривать сделки совершенные гражданином за год до начала процедуры банкротства; обращаться в суд с ходатайством об аресте имущества гражданина; заявлять отказ от исполнения сделок гражданином-должником.
После начала процедуры банкротства финансовый управляющий должен быть привлечен судом в любой имущественный спор гражданина-должника.
Для реализации данных прав Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ обязывает гражданина-должника предоставлять финансовому управляющему по письменному запросу сведения о своем имуществе в течение 15-и дней.
При неисполнении гражданином указанной обязанности финансовый управляющий направляет в суд ходатайство об истребовании доказательств, на основании которого в установленном процессуальным законодательством порядке суд выдает финансовому управляющему запросы с правом получения ответов на руки.
Сбор информации. Финансовый управляющий обладает широкими полномочиями по сбору информации.
Он вправе получать информацию об имуществе гражданина от органов государственной власти, органов местного самоуправления; требовать от гражданина информацию о его деятельности по исполнению плана реструктуризации долгов гражданина; получать информацию из бюро кредитных историй и Центрального каталога кредитных историй в порядке, установленном федеральным законом.
Права затрагивающие интересы кредиторов. В отношении кредиторов финансовый управляющий имеет право: заявлять возражения относительно долговых обязательств; созывать собрание кредиторов для решения вопроса о согласовании сделок гражданина-должника.
Обязанности финансового управляющего
Относительно имущества должника финансовый управляющий обязан выявлять и обеспечивать сохранность имущества; проводить анализ финансового состояния гражданина; уведомлять кредиторов о введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина;
Относительно кредиторов обязан: вести реестр требований кредиторов; созывать и (или) проводить собрания кредиторов; направлять кредиторам отчет финансового управляющего не реже чем один раз в квартал, если иное не установлено собранием кредиторов.
Контроль действий должника. Финансовый управляющий обязан рассматривать отчеты о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина, предоставленные гражданином, и предоставлять собранию кредиторов заключения о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина.
Также он обязан выявлять признаки административного правонарушения и уголовного преступления в виде преднамеренного и фиктивного банкротства.
Осуществлять контроль за ходом выполнения плана реструктуризации долгов гражданина; осуществлять контроль за своевременным исполнением гражданином текущих требований кредиторов, своевременным и в полном объеме перечислением денежных средств на погашение требований кредиторов.
Вознаграждение финансового управляющего
- Вознаграждение финансовому управляющему выплачивается в размере фиксированной суммы и суммы процентов.
- Фиксированная сумма вознаграждения выплачивается финансовому управляющему единовременно по завершении процедуры, применяемой в деле о банкротстве гражданина, независимо от срока, на который была введена каждая процедура.
- Выплата фиксированной суммы и суммы процентов осуществляется за счет денежных средств, полученных в результате исполнения плана реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.
Финансовый управляющий вправе привлекать других лиц в целях обеспечения осуществления своих полномочий только на основании определения суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина. Оплата услуг лиц, привлеченных финансовым управляющим могут быть признаны судом необоснованными. Заявление в суд об оспаривании сумм может подать гражданин-должник, кредитор.
Обязанность доказывания необоснованности привлечения лиц для обеспечения деятельности финансового управляющего и оплаты их услуг возлагается на лицо, обратившееся в суд с заявлением о признании оплаты необоснованными.
Ипотека и залог при банкротстве
- Ипотечная квартира или заложенный в обеспечение возврата кредита автомобиль, принадлежащие гражданину-должнику, не могут быть взысканы до окончания процедуры банкротства.
- Должник вправе совершать действия с залоговым автомобилем или квартирой и иным имуществом только с согласия кредитора.
- Условия продажи залога и распределение денежных средств полученных от продажи должны содержаться в плане реструктуризации.
В случае, если план реструктуризации не содержит информации о том, как продается залог и как погашаются долги, то продажа предмета залога осуществляется организатором торгов.
Организатор торгов — это финансовый управляющий или привлекаемая им для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет средств, вырученных от продажи предмета залога.
Указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника, кредиторов, финансового управляющего.
Для продажи залога устанавливается начальная продажная цена в размере 80% от рыночной стоимости имущества. Для определения цены производиться независима оценка.
После продажи долги погашаются за счет средств, вырученных от продажи этого имущества. Сумма превышающая долги выплачивается должнику.
Если имущество продано за цену меньшую чем размер долга, оставшиеся требования кредитора удовлетворяются за счет иного имущества в составе третьей очереди.
Если торги дважды не состоялись, кредитор имеет право оставить имущество за собой по цене на 10% ниже начальной стоимости.
Процедура банкротства физического лица в 2021 году: как объявить себя банкротом | Правоведус
Банкротство – это признание в установленном порядке невозможности какого-либо субъекта-должника исполнить свои обязательства по возврату долгов. Физическое лицо может объявить себя банкротом так же, как и юрлицо. Далее расскажем подробно всё о банкротстве физических лиц.
Законодательная база
Ключевой нормативный акт в сфере банкротства – Федеральный закон от 26.10 2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В 2015 году в него были внесены дополнения, дающие возможность стать банкротом не только юридическому, но и физическому лицу (гл. X). Закон о банкротстве физических лиц 127-ФЗ (ч. 1 ст. 2):
- устанавливает основания для признания должника банкротом;
- определяет меры по предупреждению банкротства;
- регулирует порядок и условия проведения процедуры банкротства;
- регламентирует иные отношения, возникающие при неспособности должника расплатиться с долгами.
Основания для банкротства
Для инициирования процедуры банкротства необходимо, чтобы были выполнены условия банкротства для физических лиц. Только при их соблюдении должник может оформить банкротство физического лица, например, по кредитам
Признаки банкротства:
- сумма долга не менее 500 тыс руб и просрочка по обязательствам должника не менее 3 мес, в этом случае проводится судебное разбирательство в арбитражном суде (ч. 2 ст. 213.3 127-ФЗ). Подать на банкротство самостоятельно вправе сам должник, конкурсный кредитор или уполномоченный орган (ч. 1 ст. 213.3 127-ФЗ);
- сумма долга от 50 тыс до 500 тыс руб, в этом случае должник может быть признан банкротом по упрощённой процедуре, то есть во внесудебном порядке по заявлению (ч. 1 ст. 223.2 127-ФЗ).
Особенности упрощенной процедуры
Внесудебное банкротство регламентируется положениями §5 127-ФЗ. Оно позволяет при выполнении условий, изложенных в предыдущем разделе, самому оформить банкротство физического лица бесплатно. Приведём выдержки из статей §5 127-ФЗ, иллюстрирующие особенности упрощенного банкротства физических лиц через МФЦ:
- в отношении должника завершено исполнительное производство из-за отсутствия имущества, на которое может быть наложено взыскание, исполнительный документ возвращён взыскателю (ч. 1 ст. 223.2);
- должник подаёт заявление о признании его банкротом через МФЦ по месту жительства (ч. 2 ст. 223.2);
- к заявлению должник прикладывает список всех известных ему кредиторов и их требований (ч. 4 ст. 223.2);
- МФЦ в течение дня производит проверку факта возвращения исполнительного документа взыскателю и при его подтверждении вносит запись о возбуждении процедуры внесудебного банкротства в федеральный реестр, в противном случае заявление возвращается должнику (ч. 5 ст. 223.2);
- со дня включения сведений федеральный реестр вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов (ч. 1 ст. 223.4);
- если в ходе процедуры должник обзаводится каким-либо имуществом (например, принимает дар, вступает в наследство), позволяющим полностью или частично погасить долги, он в течение 5-ти дней должен уведомить об этом МФЦ (ч. 1 ст. 223.5);
- после получения такого уведомления МФЦ в течение 3-х дней вносит в федеральный реестр сведения о прекращении процедуры внесудебного банкротства;
- через 6-ть мес со дня включения сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства в федеральный реестр процедура завершается, и должник освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, указанных им в заявлении (ч. 1 ст. 223.6).
Процедура банкротства физического лица
Процедура банкротства физлица в судебном порядке регламентируется положениями статей §1.1 127-ФЗ и производится поэтапно. Приводим пошаговую инструкцию, как пройти процедуру банкротства физическому лицу:
- Начать процедуру банкротства физического лица в 2021 году в судебном порядке вправе должник, конкурсный кредитор и уполномоченный орган (ч. 1 ст. 213.3).
- Должник обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами, и размер таких обязательств составляет не менее 500 тыс руб, не позднее 30-ти рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом (ч. 1 ст. 213.4).
- Заявителю нужно собрать документы (о них в следующем разделе).
- Затем ему следует обратиться в арбитражный суд по месту жительства и подать заявление с приложением документов.
- После подачи заявления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов.
Об особенностях судебного разбирательства и других процедурах рассказываем ниже. Сведения о банкротстве физических лиц размещаются на официальном сайте Единого федерального реестра bankrot.fedresurs.ru. Для получения информации нужно перейти в раздел «Реестры»->«Должники» и задать условия поиска – Ф. И. О. и другие реквизиты должника.
Самостоятельно оформить банкротство физического лица весьма непросто, поскольку нужно соблюдать множество требований законодательства и учесть массу юридических нюансов. Рекомендуем получить помощь юриста в вопросах банкротства. Это можно сделать на нашем сайте.
Перечень необходимых документов
О том, какие нужны документы для банкротства физического лица, говорится в ч. 3 ст. 213.4 127-ФЗ. Согласно её положениям, полный список документов для банкротства, помимо тех, которые предусмотрены процессуальным законодательством, содержит:
- документы, подтверждающие наличие задолженности, основание её появления и неспособность должника исполнить свои обязательства в полном объёме;
- документ, подтверждающий наличие или отсутствие у должника статуса ИП на основании выписки из ЕГРИП;
- списки кредиторов и должников заявителя с указанием денежных обязательств;
- опись имущества должника с указанием места его нахождения;
- копии документов, подтверждающих право собственности гражданина на имущество;
- копии документов о совершённых в течение 3-х лет до даты подачи заявления сделках с недвижимостью, ценными бумагами, долями в уставном капитале, транспортными средствами и иных сделках на сумму более 300 тыс руб;
- выписка из реестра акционеров/участников юрлица, в котором состоит заявитель;
- сведения о доходах и уплаченных налогов за 3-летний период, предшествующий дате подачи заявления;
- справки банков о счетах и вкладах, об остатках денежных средств на них, выписки по операциям за 3-летний период, предшествующий дате подачи заявления;
- справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств за 3-летний период, предшествующий дате подачи заявления (при наличии);
- копия документа, подтверждающего регистрацию в системе персонифицированного учёта ПФР;
- сведения о состоянии индивидуального лицевого счета в ПФР;
- копия решения службы занятости о признании должника безработным (при наличии);
- копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (при наличии);
- копия свидетельства о заключении брака (если должник в браке);
- копия свидетельства о расторжении брака, если оно выдано не ранее, чем за 3 года до даты подачи заявления;
- копия брачного договора (при наличии);
- копия судебного акта (соглашения) о разделе общего имущества супругов, принятого (заключённого) не ранее 3-х лет до даты подачи заявления (при наличии);
- копия свидетельства о рождении ребенка, если должник его родитель, усыновитель или опекун;
- иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основывается заявление о признании банкротом.
Подача заявления
Подать заявление о банкротстве физического лица в арбитражный суд следует по месту жительства должника. Утверждённой формы заявления нет, оно должно быть составлено с учётом общих требований процессуального законодательства, а также включать в себя:
- сумму неисполненных обязательств;
- дату, когда должник обнаружил, что не в состоянии погасить задолженность;
- основания для признания банкротом, обстоятельства, которые сделали невозможным погашение задолженности полностью или частично, например, потеря трудоспособности;
- перечень исковых требований и исполнительных производств, имеющихся в отношении заявителя;
- перечень имущества, сведения о наличии банковских счетов и вкладов;
- требование о признании банкротом.
О том, какие документы прилагаются к заявлению о банкротстве физических лиц, рассказано в предыдущем разделе. Перед подачей заявления следует уплатить госпошлину.
Если вы испытываете затруднения с составлением искового заявления о признании банкротом физического лица, советуем обратиться за разъяснениями к профессиональному юристу на нашем сайте.
Судебное разбирательство
После того, как должник решил обанкротиться и подал заявление в арбитражный суд, начинается судебное разбирательство. Приведём некоторые особенности банкротства физических лиц:
- при рассмотрении судом дела о банкротстве и принятии решения об обоснованности заявления применяются следующие процедуры (ст. 213.2):
- реструктуризация задолженности;
- реализация имущества должника;
- мировое соглашение;
- суд назначает финансового управляющего из числа членов саморегулируемой организации, которая указывается в заявлении о возбуждении процедуры банкротства (ч. 2 ст. 213.9).
- финансовый управляющий обеспечивает реализацию мероприятий по исполнению обязательств должника перед кредиторами, в том числе созывает собрание кредиторов, представляет ему план реструктуризации задолженности, организует проведение торгов для реализации имущества должника в счёт погашения задолженности;
- после завершения расчётов с кредиторами финансовый управляющий представляет в арбитражный суд отчёт о результатах реализации имущества и реестр требований кредиторов с указанием размера удовлетворённых требований (ч. 1 ст. 213.28);
- по результатам рассмотрения отчёта суд выносит определение о завершении реализации имущества должника (ч. 2 ст. 213.28);
- должник освобождается от дальнейшего исполнения обязательств перед кредиторами (ч. 3 ст. 213.28).
Сколько длится процедура
О том, долго ли длится процедура банкротства физического лица, говорится в законе 127-ФЗ. Для судебного порядка установлены следующие сроки процедуры:
- вопрос об обоснованности заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов рассматривается арбитражным судом в срок от 15-ти дней до 3-х мес с даты принятия заявления (ч. 5 ст. 213.6);
- при признании физлица банкротом суд принимает решение о реализации его имущества, которая вводится на срок до 6-ти мес. Этот срок может продлеваться арбитражным судом по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве (ч. 2 ст. 213.24).
Таким образом, максимальный срок банкротства физического лица в судебном порядке формально не ограничен и зависит от нескольких факторов:
- количества кредиторов и размера обязательств перед ними;
- источников дохода и состава имущества должника;
- совершённых сделок в 3-летний период до даты подачи заявления.
Практика показывает, что процедура банкротства юрлица может длиться до 3-х лет. Сократить этот срок можно путём привлечения квалифицированного юриста (адвоката), что, разумеется повлечёт за собой дополнительные расходы на оплату его услуг.
Срок процедуры банкротства по упрощённому (внесудебному) порядку – 6-ть мес со дня включения сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства в федеральный реестр (ч. 1 ст. 223.6).
Во сколько обойдется банкротство
Сколько стоит процедура банкротства, проводимая в судебном порядке, зависит от того самостоятельно ли участвует в ней должник или привлекает представителя-юриста. Обязательно придётся оплатить госпошлину за подачу заявления в арбитражный суд о признании банкротом и вознаграждение финансового управляющего.
Госпошлина уплачивается в размере 300 руб (п. 5 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ). Работа финансового управляющего оплачивается должником по завершению процедуры банкротства (ч. 3 ст. 213.9 127-ФЗ), сумма единовременного вознаграждения составляет 25 тыс руб (ч. 3 ст. 20.6 127-ФЗ), при этом должник вправе просить о рассрочке платежей.
Может случиться так, что платить придётся не один раз: первый, когда суд вынесет решение о реструктуризации долгов или мировом соглашении, второй, если дело дойдёт до признания должника банкротом и реализации его имущества.
Кроме того, заявитель должен будет возместить финансовому управляющему расходы на размещение информации о ходе процедуры банкротства, которые могут составить 10-20 тыс руб.
Дополнительные статьи расходов:
- оплата оценки имущества;
- оплата почтовых отправлений.
Рассмотрение заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке в МФЦ и включение сведений в Единый федеральный реестр осуществляется без взимания платы (ст. 223.7 127-ФЗ).
Стоимость услуг юриста зависит от их состава.
Если это разовая юридическая консультация, будет одна цена, а если полное сопровождение с начала и до конца процедуры банкротства (оценка перспектив, разработка плана действий, сбор документов, составление и подача заявления в арбитражный суд, представление интересов доверителя в суде, взаимодействие с финансовым управляющим и иные действия) – другая, во много раз больше. По оценкам экспертов, стоимость банкротства физического лица «под ключ» потребует минимум 100-150 тыс руб.
Что происходит после банкротства
Главное, что получает должник после завершения процедуры банкротства физического лица – освобождение от долгового бремени (долги списываются при банкротстве физических лиц), что приносит большинству людей ощущение спокойствия и душевного комфорта. После банкротства физического лица жизнь, по крайне мере в части её финансовой составляющей, начинается «с чистого листа».
Если коротко говорить о том, чем опасно банкротство, то это реализация имущества должника для удовлетворения требований кредиторов. Далеко не всегда получается сохранить имущество, в том числе имущество супруга, поскольку совместно нажитое имущество также подлежит реализации. Кроме того, на банкрота накладывается ряд ограничений, о которых рассказываем в последнем разделе.
Последствия банкротства физических лиц
Минусы банкротства физического лица заключаются в том, что он наделяется дополнительными обязанностями и для него устанавливаются ограничения. О том, чем грозит банкротство физическому лицу в дальнейшем, говорится в ст. 213.30 127-ФЗ.
Последствия признания банкротом в виде дополнительных обязанностей заключаются в том, что в течение 5-ти лет после завершения процедуры банкротства физ. лицо должно будет при оформлении займов и кредитов указывать факт своего банкротства.
Последствия для должника при банкротстве в виде ограничений:
- повторная процедура признания банкротом по заявлению должника может быть проведена не ранее 5-ти лет при судебном порядке и не ранее 10-лет при досудебном;
- в течение 10 лет физлицо не может занимать руководящие должности в кредитных организациях (банках), в течение 5 лет – в страховых компаниях, НПФ, УК инвестиционных фондов, ПИФах и МФО, в течение 3-х лет – в иных организациях.
Типичные нарушения, допускаемые арбитражными управляющими в процедурах банкротства
Статья 2 Федерального закона от 26.10.
2002 № 127- «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) среди прочих основных понятий, используемых в законе, выделяет орган по контролю (надзору) — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Росреестр), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 данные функции осуществляет Росреестр.
С целью надлежащего исполнения Росреестром своих функций он наделен полномочиями по участию в собраниях кредиторов и судебных заседаниях по делу о банкротстве. Кроме того, должностные лица Росреестра уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении арбитражных управляющих.
Существует два способа, позволяющие Росреестру выявлять нарушения в деятельности арбитражного управляющего.
Во-первых, как правило, о нарушениях сообщают сами участники дела о банкротстве: должник, кредиторы или уполномоченный орган, функции которого исполняет налоговая служба.
Указанные лица, кроме возможности подать жалобу на действия арбитражного управляющего непосредственно в саморегулируемую организацию, членом которой он является, или обращения с такой жалобой в арбитражный суд, могут направить соответствующее заявление в Управление Росреестра.
Если поданное указанным лицом заявление будет содержать достаточные сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения, должностными лицами Росреестра будет возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.
Во-вторых, нарушения могут быть обнаружены непосредственно должностными лицами Росреестра в ходе участия как в собраниях кредиторов, так и при посещении в арбитражном суде судебных заседаний о признании должника несостоятельным (банкротом).
Все выявленные нарушения фиксируются в протоколах об административных правонарушениях, после чего Росреестр направляет в арбитражный суд заявление о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности. Впоследствии арбитражный суд принимает решение об удовлетворении или об отказе в удовлетворении этого заявления.
Деятельность Управления Росреестра по Алтайскому краю (далее – Управление), как органа по контролю и надзору в сфере саморегулиремых организаций, показывает, что арбитражные управляющие не всегда добросовестно исполняют возложенные на них законодательством о банкротстве обязанности, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В результате анализа административных правонарушений, выявленных должностными лицами Управления за истекший период 2019 и за три месяца текущего года, установлено, что ряд нарушений являются типичными. Вот лишь некоторые из них.
- Нарушения, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением по организации и проведению собраний кредиторов (комитета кредиторов).
- Нарушения выражаются в несоблюдении сроков по направлению уведомлений о проведении собраний кредиторов в адрес конкурсных кредиторов, нарушение сроков по включению в ЕФРСБ сообщений как о проведении собраний кредиторов, так и сообщений о результатах проведения собраний кредиторов.
- Нарушения, связанные с неопубликованием или несвоевременным опубликованием на сайте ЕФРСБ сведений о введении процедур банкротства и утверждении арбитражного управляющего, а также неполноты указанных сообщений.
- Также арбитражными управляющими достаточно часто допускаются нарушения при проведении торгов, что выражается и в сроках опубликования и в полноте сведений.
Данные нарушения негативно сказываются на всей процедуре проведения торгов, поскольку в значительной мере сокращают количество потенциальных покупателей и стоимость продаваемого имущества. Указанные нарушения затрагивают интересы неограниченного круга лиц и в большей своей части увеличивают затраты на проведение процедуры банкротства, а также сроки её проведения.
Кроме того, к типичным нарушениям законодательства о банкротстве можно отнести следующие нарушения:
- Нарушение порядка ведения реестра требований кредиторов, в том числе несоответствие реестра типовой форме (статьи 5, 16). Основные трудности возникают при определении дат возникновения требований кредиторов (в том числе реквизитов документов, на основании которых возникли соответствующие требования).
- Нарушения, связанные с составлением анализа финансового состояния должника и заключения о наличии или отсутствии признаков преднамеренного (фиктивного) банкротства.
Арбитражные управляющие не составляют анализ финансового состояния, не дают заключение о наличии или отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, несвоевременного публикуют на сайте ЕФРСБ сведения о наличии или отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.
- Неприложение к анализу финансового состояния должника, представляемому в арбитражный суд, документов, на основании которых был подготовлен данный анализ (пункт 8 Правил проведения финансового анализа).
- Нарушение установленной периодичности проведения собраний кредиторов в ходе конкурсного производства (статья 143). При отсутствии решения собрания кредиторов о сроках проведения собраний кредиторов, применению подлежит общее правило о ежемесячном проведении собраний кредиторов.
- Несоблюдение установленного Законом о банкротстве порядка уведомления о проведении собрания кредиторов (статья 13), выражающееся в несвоевременном уведомлении либо в неуведомлении участников собрания кредиторов о его проведении. Так, конкурсные управляющие не всегда уведомляют о проведении собраний кредиторов орган по контролю (надзору).
- Несвоевременное представление в арбитражный суд протоколов собраний кредиторов (статья 12).
- Нарушение порядка подготовки отчётов арбитражного управляющего, представляемых собранию кредиторов и в арбитражный суд (статья 143). В качестве примеров можно привести факты невключения в отчёты информации, предусмотренной правилами подготовки отчётов, противоречия между информацией, содержащейся в отчётах, несоответствие отчётов типовым формам. Кроме того, в практике встречаются случаи непредставления арбитражными управляющим участникам собрания кредиторов документов, подтверждающих сведения, указанные в отчётах.
- Нарушение конкурсным управляющим порядка представления собранию кредиторов предложений о порядке продажи имущества должника (статья 139). Так, не завершив оценку выявленного имущества, арбитражный управляющий выносит на обсуждение собрания кредиторов предложения о продаже всего имущества.
- Несоблюдение порядка опубликования сообщений о продаже имущества в ходе конкурсного производства и включение в них не соответствующих законодательству сведений о порядке продаже (статья 110). Некоторые арбитражные управляющие не направляют сообщения о проведение торгов для публикации в местный печатный орган по месту нахождения должника, публикуют соответствующие сообщения с нарушением установленных сроков либо включают в сообщения о продаже имущества путём публичного предложения сведения о сокращённых сроках подачи заявок потенциальными покупателями.
- Открытие нового счёта должника в банке при наличии иных счетов, невозможность использования которых не доказана арбитражным управляющим (статья 133).
- Нарушение очередности удовлетворения требований кредиторов (статья 134), что выражается, во-первых, в погашении «реестровых» требований при наличии неисполненных текущих обязательств, во-вторых, в несоблюдении установленной пунктом 2 статьи 855 ГК РФ очерёдности погашения текущих обязательств.
- Нарушение сроков передачи отстранённым или освобождённым арбитражным управляющим вновь утверждённому арбитражному управляющему документации, имущества и иных ценностей должника (статьи 83, 98, 145). Определение об освобождении либо отстранении арбитражного управляющего подлежит немедленному исполнению, поэтому указанная передача должна быть произведена отстранённым или освобождённым арбитражным управляющим в течение трёх дней с момента вынесения соответствующего судебного акта.
- Нарушение периодичности представления в суд отчета о деятельности арбитражного управляющего и протокола первого собрания кредиторов, а также состава прилагаемых к нему документов;
14. Непринятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц (ст. 129)
15. Непринятие конкурсным управляющим мер по взысканию дебиторской задолженности (ст. 129)
16. Неуведомление органа по контролю (надзору), представителя работников должника о собрании кредиторов должника (ст. 12, 13).
Еще одна группа нарушений, связанных с удовлетворением требований кредиторов. Это несоблюдение очередности удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр и очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам.
- В последнее время вновь становится актуальным вопрос о своевременной выплате заработной платы.
- Задолженность по заработной плате в процедурах банкротства разделяется на 2 вида, а именно задолженность, включенная в реестр требований кредиторов – это задолженность, возникшая до даты подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, а также текущая задолженность – это задолженность, возникшая после подачи заявления о признании должника банкротом.
- В целях повышения уровня законности в сфере несостоятельности (банкротства), в том числе с целью снижения количества типичных нарушений допускаемых арбитражными управляющими при исполнении своих профессиональных обязанностей, сотрудниками Управления, наделенными полномочиями по составлению протоколов в отношении арбитражных управляющих систематически осуществляется мониторинг открытых информационных ресурсов, в которых арбитражные управляющие размещают сведения о реализации своей профессиональной деятельности в сфере несостоятельности (банкротства).