Новые поправки в регулировании РОП

Новые поправки в регулировании РОП Министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов провел совещание по подготовленному проекту закона о расширенной ответственности производителей (РОП). В обсуждении приняли участие представители ППК «Российский экологический оператор», Росприроднадзор, бизнеса и отрасли. Законопроект о расширенной ответственности производителей (РОП) должен вступить в силу с 2022 года. Суть его в том, что за утилизацию упаковки ответственность будут нести производители. Однако сейчас некоторые представители бизнеса затягивают сроки введения законопроекта. Поэтому участники встречи в Минприроды отдельно подискутировали на такие вопросы, как утилизация 100% упаковки, ответственность за неутилизированные отходы и создание электронной системы обращения с ТКО. Отметим, что встречи с представителями бизнеса на площадке Минприроды проходили на регулярной основе. «Обсуждение законопроекта шло достаточно долго, состоялось больше 20 встреч, посвященных теме расширенной ответственности производителей. Расширенная ответственность производителей введена в России в 2015 году. Но за пять лет реализация РОП не привела к стимулированию развития системы обращения с отходами. Сейчас в соответствии с поручением президента идет реформирование института РОП. В декабре прошлого года была утверждена концепция РОП, в обсуждении которой бизнес также принимал активное участие. Сейчас подготовлен законопроект, который станет механизмом для ее реализации.

Сегодня утилизируется 4,5% отходов, остальное направляется на полигоны для захоронения. Вопрос создания системы утилизации является приоритетным. Поэтому если вы не утилизируете самостоятельно, то вы платите экосбор в пользу государства, которое будет создавать необходимые мощности и развивать систему обращения с отходами», — отметил глава Минприроды России Александр Козлов.

Один из вопросов, который вновь подняли представители бизнеса, — это введение, в соответствии с концепцией РОП, 100% норматива на утилизацию упаковки и применение двойного повышающего коэффициента при невыполнении норматива.

«В отношении 100% утилизации мы предлагаем компромисс — 100% для тех, кто платит и не реализует, а для тех, кто пытается самостоятельно организовать систему сбора и утилизации установить амбициозный, но достижимый норматив с постепенным его повышением», — предложила исполнительный директор, Ассоциации «Промышленность за экологию» (НА «РусПЭК») Любовь Меланевская.

Однако на совещании отметили, что норматив полной утилизации выпущенной в оборот упаковки заложен в концепции РОП, и у бизнеса было несколько лет, для того чтобы подготовиться к этой работе. Подготовка к внедрению РОП в России велась с 2009 года, то есть у бизнеса было больше 10 лет для этой работы и выстраивания системы утилизации упаковки.

«Еще в 2017 году обсуждалось с бизнесом, что в 2021 году самостоятельно компании должны создать мощности по утилизации. Сегодня 2021 год – все еще мощностей по утилизации нет. Когда мы обсуждали с вами поэтапный ввод норматива, вы просили растянуть его на 10 лет.

При этом обещали, что начнете создавать мощности. Но показать выполнение этого условия вы не смогли. Мы не придумали новый норматив, мы только решили принять его после того, как увидели, что ничего не создается.

Значит, будем создавать сами», — заявил генеральный директор ППК «Российский экологический оператор» Денис Буцаев.

Необходимость введения ответственности за весь выпущенный объем упаковки подчеркнул и заместитель генерального директора Ассоциации «Лига переработчиков макулатуры» Денис Кондратьев. По его словам, в Европе с 2023 года также планируется ввести 100% норматив.

«Не нужно путать ответственность и выполнение. Ответственность – это когда запустил 100 бутылок, то надо отвечать за 100 бутылок. Если вы заплатили, то вы добросовестный, если вы взяли на себя ответственность выполнить и обратились к утилизатору, оформили с ним акт на эти 100 бутылок, потом отчитались в Росприроднадзор и ППК, вы тоже теперь ответственный. И никакие 200% вам не грозят. Я просто не очень понимаю. Когда целый год утверждалась концепция, по-моему, все про это говорили, почему сейчас эти вопросы звучат, мне лично, как сотруднику этой рабочей группы, непонятно», — добавил он. Как рассказала руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова, ведомство выдало уже свыше 20 тысяч предостережений, чтобы компании выполняли законодательство. Ежегодно собираемость экосбора растёт в среднем на 20%, если в 2017 году было собрано 2,5 миллиардов рублей, то в 2020 году — 3,9 миллиардов, а за первое полугодие 2021 года – уже 4,8 миллиардов рублей.

«Государство сейчас, вчера, позавчера, в этом году в рамках различных федпроектов уже на утилизацию того, что накоплено, направило средства. Вы просто этого не видите. Например, по одному федеральному проекту 13 миллиардов, 21 миллиард по другому. То есть государство платит за это.

А мы в этом году 4,8 миллиардов собрали, не 21 и не 13. То есть государство уже утилизирует авансом! Авансом государство платит за все. Мы за 4 года собрали 10 миллиардов рублей, а заплатили в этом году 37 миллиардов. Государство уже на три года вперед всех проавансировало.

И еще проавансирует, но это невозможно проводить бесконечно», — подчеркнула Светлана Радионова.

Представители ряда компаний выразили опасения на счёт финансовых рисков. Так, при утилизации с привлечением подрядной организации, возникает риск невыполнения норматива в 100% утилизации. В таком случае, бизнесу придется выплатить дополнительно штраф в размере двойной ставки. Однако гендиректор ППК РЭО Денис Буцаев заверил, что для таких случаев существует система страхования рисков. Более того, согласно законопроекту, будет создана информационная система, которая включает в себя реестр недобросовестных утилизаторов, с которыми компаниям не рекомендуется заключать соглашения.

«РОП в Европе работает с 1991 года. В Европе средний показатель по утилизации больше 60%, а у нас в среднем он не дотягивает до 7%. Беларусь по пути РОП пошла всего несколько лет назад, и там показатель больше 20%.

Мы готовы поддерживать создание перерабатывающих производств и вышли с инициативой создать инструментарий долгосрочного инвестиционного цикла, создать отдельную статью государственного бюджета, если мы создаем проекты длительной переработки, создаем производства, где сроки возврата инвестиций 10 и более лет, для них нужен отдельный пункт поддержки», — отметил Денис Буцаев.

Также бизнес не согласен включать товар в информационную систему. Согласно законопроекту, с 2024 года будет запрещена реализация продукции в магазинах, если информация об упаковке или товаре не внесена в информационную систему. Как пояснили представители ППК РЭО, система создается для организации эффективного администрирования отходов. Производителю необходимо только внести в систему данные об упаковке и ее составе, для того чтобы государство могло просчитать, сколько вторсырья может быть выбрано из появившегося мусора и вовлечь его в оборот. А заместитель министра природных ресурсов и экологии Дмитрий Тетенькин отметил, что цифровизация необходима и для формирования обоснованных ставок экологического сбора (они уплачиваются, если компания будет не самостоятельно заниматься утилизацией).

«Ставка экосбора должна быть в соответствии с методикой: объективной, экономически-выверенной и покрывающей затраты на обращение с отходами.

Также вводится повышающий коэффициент экологичности УОИТ, потенциала рециклинга, срок службы товара и так далее. Это — ключевая развилка при применении экономики замкнутого цикла.

Без этого показателя мы даже к экономике замкнутого цикла перейти не можем», — добавил Дмитрий Тетенькин.

Напомним, новая концепция расширенной ответственности производителей утверждена вице-премьером РФ Викторией Абрамченко в декабре 2020 года. Согласно новым правилам, вступающим в силу с 2022 года, предприниматели смогут реализовать ответственность самостоятельно — путем заключения договора с утилизатором или через утилизацию на своих мощностях. В ином случае им нужно будет оплатить экологический сбор. Новые поправки в регулировании РОП Новые поправки в регулировании РОП Новые поправки в регулировании РОП Новые поправки в регулировании РОП Новые поправки в регулировании РОП Новые поправки в регулировании РОП Новые поправки в регулировании РОП Новые поправки в регулировании РОП Новые поправки в регулировании РОП Пресс-служба Минприроды России

Новые поправки в КоАП готовы к внесению в Правительство России | Министерство экономического развития Российской Федерации

Новые поправки в регулировании РОП

Минэкономразвития России готово в ближайшее время внести в Правительство России проект поправок в действующий Кодекс об административных правонарушениях. Законопроект разработан совместно с «Единой Россией», Корпорацией МСП и бизнес-сообществом для снижения административной нагрузки преимущественно на малый бизнес и индивидуальных предпринимателей. Об этом рассказал статс-секретарь — заместитель министра экономического развития Российской Федерации Алексей Херсонцев на совещании, которое прошло в ЦИК «Единой России».

В основе поправок — идея о смягчении административной ответственности для малого и среднего предпринимательства.

Поправками предусмотрено уменьшение размера штрафа для субъектов МСП и социально ориентированных НКО до размера штрафов для индивидуальных предпринимателей за одни и те же нарушения.

Читайте также:  Интересные дела: дела ведомственной апелляции ФАС России

«После разговора с коллегами, юристами, все удивлялись: если ты предприниматель и работаешь в форме юридического лица, то у тебя штраф 300 тысяч рублей. Если ты делаешь всё тоже самое и ты — индивидуальный предприниматель, то тебе штраф — 15 тысяч рублей.

Конечно, идея о том, что наказание должно быть соразмерно и учитывать масштабы бизнеса — правильная, ключевая», — отметил заместитель министра Алексей Херсонцев.

Данное предложение поддержал и первый заместитель руководителя фракции «Единой России» в Госдуме Дмитрий Вяткин: «Это самое главное предложение. Оно снизит административную нагрузку для юрлиц, которые сейчас зачастую не в состоянии выполнить требования.

Сейчас штрафные санкции там отличаются разы, иногда на порядки. В ряде случаев это может привести к закрытию предприятия и, как следствие, потере работы людьми».

Также проект поправок предполагает предупреждение как единственную меру наказания за впервые совершенное административное правонарушение некоммерческой организацией либо субъектом МСП, но только в случае, если оно не связанно с причинением вреда либо возникновением угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также окружающей среде. Это существенно расширит практику назначения административаного наказания в виде предупреждения и снизит количество штрафов. Так, сегодня предупреждение предусматривается в случае почти 60-ти административных составов. Нововведения расширят этот список до 1200 административных составов.

Предусматривается и освобождение юридического лица от административной ответственности в случае, если его должностное лицо или иной работник привлечены к ответственности за то же самое административное правонарушение. Одновременно предполагается запретить штрафовать бизнес за несколько однотипных административных правонарушений, которые контролер выявил в ходе одной проверки.

Предлагаемые изменения в КоАП разработаны Минэкономразвития РФ в продолжении реформы контрольно-надзорной деятельности и для улучшения делового климата в России. «Законопроект о внесении изменений в действующую редакцию КоАПа подготовлен.

Актуальность изменений подтверждена опросами предпринимателей. 95% из них считают эти изменения первоочередными.

Отдельная программа по реформе контрольно-надзорной деятельности станет началом того, что мы повернемся лицом к предпринимателям и будем объяснять, а не штрафовать их», — обратил внимание  генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич.

Принятие законопроекта позволит усовершенствовать механизм защиты прав некоммерческих организацией (прежде всего социально ориентированных), а также субъектов малого предпринимательства при привлечении к административной ответственности в рамках деятельности контрольных (надзорных) органов. Для правоприменителей поправки уточнять отдельные принципы и порядок назначения таких видов административных наказаний, как предупреждение и административный штраф.

В совещании также приняли участие заместитель директора Департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Минэкономразвития России Елена Иваницкая, первый вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опоры России» Марина Блудян, председатель комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев, президент фонда продовольствия «Русь» Юлия Назарова, а также иные представители бизнес-сообщества.

Вице-премьер согласовала концепцию по переработке отходов — РБК

При обсуждении реформы РОП, которое началось в 2019 году, предлагалось перенести ответственность за уплату экосбора или за утилизацию с производителей товаров в упаковке на производителей самой упаковки, формирующей более 50% всех твердых коммунальных отходов в стране. За такой сценарий, в частности, выступали руководители «Деловой России», «Опоры России», а также Лиги переработчиков макулатуры. Их аргумент: в России более 4 млн производителей товаров, а производителей упаковки — лишь около 4 тыс.

Недавно глава «Деловой России» Павел Титов предупредил, что, если ответственность останется на производителях товаров, есть риск роста государственных расходов на 48 млрд руб.

в год из-за увеличения числа сотрудников Росприроднадзора для администрирования отчетов по РОП.

Депутат Госдумы от «Единой России» Александр Фокин, один из авторов законопроекта по переносу ответственности по РОП на производителей упаковки, оценил расходы компаний на подготовку этих отчетов и регистрацию упаковки в реестре в 200 млрд руб.

Но против переноса ответственности на производителей упаковки выступили профильные ведомства (Минэкономразвития, Минпромторг, Минприроды, Минсельхоз), а также РСПП и объединения предпринимателей потребительского рынка (АКОРТ, Союзмолоко, Национальная мясная ассоциация, Рыбный союз и другие), указано в сообщении аппарата правительства.

Галичева признавала, что усиление контроля за реализацией ответственности производителей необходимо, поскольку некоторые компании не утилизируют отходы и не платят экосбор.

Но «контроль можно осуществить современными методами — через цифровизацию систем администрирования, синхронизацию данных профильных ведомств и объектов регулирования, которые не потребуют каких-либо дополнительных издержек со стороны бизнеса», отмечали в аппарате вице-премьера.

Как теперь будет работать этот механизм

В варианте концепции, который был согласован на совещании, предлагается сохранить ответственность за уплату экосбора или утилизацию упаковки на производителях товаров, потому что именно они отвечают за ее состав и дизайн.

Это решение поддержали большинство участников встречи у вице-премьера, сообщили РБК три ее участника.

«В концепции совершенствования механизмов расширенной ответственности производителей, которую мы направили в правительство, прописано, что за упаковку должны платить производители товара», — заявил глава Минприроды (его слова приводятся в сообщении аппарата Абрамченко).

«Такой подход может привести к резкому росту расходов бизнеса и государства на администрирование РОП. В концепции РОП отсутствует финансово-экономическое обоснование, и она не предусматривает цикличной экономики в России», — предупредил Фокин.

Но, по словам Козлова, важно, чтобы плата за утилизацию упаковки не входила в тариф для населения и чтобы не выросла цена товара на полке.

«Производителям товара нужно подумать о создании более компактной и легко перерабатываемой упаковки, о вовлечении максимального количества вторичного сырья в производство, чтобы минимизировать свои расходы за сбор и утилизацию отходов», — пояснил министр.

На ежегодной пресс-конференции 17 декабря Владимир Путин как раз отметил, что одна из задач в рамках мусорной реформы — «добиться расширенной ответственности между производителями продукта и упаковщиками продукта, с тем чтобы перенести нагрузку за утилизацию не на граждан, а на производителей этих упаковочных изделий». По словам президента, такая система в мире «выстроена практически повсеместно» и Россия будет придерживаться «именно этой практики».

С 1 января 2022 года должно быть утилизировано 100% упаковки, выпущенной на рынок. Эту цель подтвердили два участника совещания — глава Лиги переработчиков макулатуры Денис Кондратьев и глава компании «ЭкоТехнологии» Константин Рзаев.

«С 2022 года предстоит добиться полного баланса между выпускаемой в оборот упаковкой и ее утилизацией. Предприниматели смогут заключать договоры с утилизаторами или реализовать ответственность самостоятельно, на своих мощностях.

Иначе нужно оплатить экологический сбор», — пояснили в аппарате Абрамченко.

Почему запретят утилизацию через ассоциации

Участники совещания также признали нецелесообразным сохранить существующий способ выполнения нормативов РОП не напрямую производителями товаров, а через профильные ассоциации. Самостоятельной утилизацией для компаний, по словам Кондратьева, будет признаваться только таковая на собственных заводах по переработке товаров и упаковки, которые компания производит.

«Указанные ассоциации не заинтересованы в повышении нормативов утилизации, а также ставок экологического сбора, так как, по сути, являются аффилированными [с производителями товаров].

Вместе с тем переработчики недополучают сырье, и производственные мощности простаивают недозагруженными», — пояснил руководитель ассоциации «Чистая страна» (объединяет региональных операторов по обращению с отходами) Руслан Губайдуллин.«Предложения «Деловой России» были учтены только частично.

Ответственность на производителей упаковки не была перенесена, но упразднили исполнение РОП через ассоциации, что закроет лазейку для фальсификации отчетов по утилизации», — говорит глава комитета «Деловой России» по переработке отходов и вторсырью Ильдар Неверов.

Глава Лиги переработчиков макулатуры также сообщил, что на совещании обсуждалось, что импортер при ввозе товаров в Россию будет обязан заплатить на таможне депозит в размере 100% экосбора или предъявить банковскую гарантию о его уплате.

«Такие предложения должны соответствовать Таможенному кодексу ЕАЭС, поскольку у нас единый рынок и свободное движение товаров между странами — членами этого союза.

Кроме того, импортеру ничего не мешает растаможить товар в Белоруссии или Киргизии, что затруднит исполнение РОП», — предупредил один из участников совещания.

Если для всех производителей и импортеров товаров в упаковке установят 100-процентный норматив утилизации и к тому же исключат из процесса ассоциации — это введение квазиналога, считает глава ассоциации «РусПЭК» (в нее входят Coca-Cola, Danone и другие производители товаров и упаковки) Любовь Меланевская. «Самостоятельное исполнение [требования об утилизации] 100% через сохранение прямых договоров — это суицид нацпроекта «Экология», — считает она. — Найдется несколько компаний, которые будут работать с экологическим смыслом, остальные будут покупать акты утилизации или платить экосбор».

Читайте также:  Особенности трудовых споров в компаниях с иностранным участием

Производителям и импортерам упаковки расширяют ответственность за утилизацию

Концепция предполагает достижение полного баланса между выпускаемой в оборот упаковкой и её утилизацией с 2022 года с сохранением ответственности на производителях товаров.

Зампред Правительства сообщила, что «дорожной картой» поставлена задача Минприроды, Минпромторгу, Минэкономразвития, Росприроднадзору вместе с ППК «Российский экологический оператор» (ППК «РЭО») до конца III квартала 2021 года подготовить предложения по формированию целевых показателей сбора и утилизации по отдельным группам товаров.

«Они должны включать количественные значения, прогноз их достижения с учётом направления на обработку 100% ТКО и сокращения к 2030 году вдвое объёма отходов, направляемых на захоронение, оценку необходимой инфраструктуры по сбору и утилизации отходов, а также механизм контроля достижения указанных целевых показателей и ответственных лиц», – пояснила она.

Ключевым в регулировании РОП станет внесение изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», соответствующий законопроект должен быть внесён в Правительство до конца II квартала текущего года.

А в течение трёх месяцев после принятия закона должен быть утверждён нормативный акт, устанавливающий соотнесение товара и упаковки с видами, группами отходов, утилизация которых учитывается в рамках выполнения РОП.

В целях выполнения требований в рамках РОП до конца III квартала будут подготовлены предложения по установлению требований к сбору и утилизации отходов по группам товаров с учётом отраслевой специфики, включая параметры глубины утилизации отходов, а также предложения по их нормативному закреплению.

Последуют также утверждение порядка декларирования производителями и импортёрами количества выпущенных в обращение на территории страны товаров, их упаковки, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.

Также будут установлены требования по указанию детальной информации об упаковке товара при его ввозе на территорию Российской Федерации, включая информацию о её экологичности (экологическая маркировка) с учётом требований законодательства государств – членов Евразийского экономического союза.

По словам зампреда Правительства, «дорожной картой» предусмотрено создание информационной системы в сфере РОП на базе электронной модели федеральной схемы обращения с ТКО. Концепция ресурса будет внесена в кабмин во II квартале.

Она будет предусматривать взаимодействие с другими информационными системами, механизмы тарификации, проверки достоверности, в том числе подтверждения факта утилизации отходов от использования товаров, и обработки данных при взаимодействии с производителями и импортёрами товаров и упаковки и иными участниками рынка.

Предполагается также формирование и наполнение электронного каталога товаров и упаковки, содержащего информацию о технологиях их производства, в том числе из вторичного сырья.

Согласно «дорожной карте», отдельный блок регулирования будет касаться нормативов утилизации товаров и упаковки, должны быть приняты постановления Правительства, утверждающие нормативы утилизации отходов от использования товаров. Будут также утверждены Правила представления производителями товаров, импортёрами товаров отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров.

Как пояснила Виктория Абрамченко, для увеличения объёмов извлечения из отходов и использования вторичных материальных ресурсов (ВМР) планом мероприятий предусмотрена подготовка перечня товаров и упаковки, отходы от которых не подлежат утилизации либо плохо извлекаются из отходов или их утилизация практически невозможна. В этой связи планируется комплекс мер, направленных на разработку стимулирования использования перерабатываемых материалов и меры по ограничению неперерабатываемых, а также уточнение перечня запрещённых к захоронению видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты.

Кроме того, рассказала Виктория Абрамченко, будут уточнены меры административной ответственности за нарушения в сфере РОП. Проект соответствующего федерального закона о внесении изменений в КоАП РФ должен быть подготовлен в III квартале текущего года.

Новости

26 апреля 2021 09:00

Вице-премьер напомнила,
что концепция
предполагает достижение полного баланса между выпускаемой в оборот упаковкой и
её утилизацией с 2022 года с сохранением ответственности на производителях
товаров.

Утверждённый план мероприятий предусматривает действия Правительства,
федеральных органов исполнительной власти и ППК «Российский экологический
оператор» (ППК «РЭО») по нормативному правовому регулированию и меры в области
совершенствования института РОП.

Практическая реализация
подходов РОП отвечает национальным целям развития страны, установленным
Президентом России, прежде всего – по созданию комфортной и безопасной среды для жизни и переходу к
экономике замкнутого цикла, заявила Виктория Абрамченко. Она подчеркнула, что при её внедрении не
должно быть никакой дополнительной финансовой нагрузки на граждан.

Зампред Правительства
сообщила, что «дорожной
картой» поставлена задача Минприроды, Минпромторгу, Минэкономразвития,
Росприроднадзору вместе с ППК «РЭО» до конца III квартала 2021 года подготовить предложения
по формированию целевых показателей сбора и утилизации по отдельным группам
товаров.

«Они должны включать количественные значения, прогноз их достижения с
учётом направления на обработку 100% ТКО и сокращения к 2030 году вдвое объёма
отходов, направляемых на захоронение, оценку необходимой инфраструктуры по
сбору и утилизации отходов, а также механизм контроля достижения указанных
целевых показателей и ответственных лиц», – пояснила она.

Ключевым в
регулировании РОП станет внесение изменений в Федеральный закон «Об отходах
производства и потребления», соответствующий законопроект должен быть внесён в
Правительство до конца II
квартала текущего года.

А в течение трёх месяцев после принятия закона должен
быть утверждён нормативный акт, устанавливающий соотнесение товара и упаковки с
видами, группами отходов, утилизация которых учитывается в рамках выполнения
РОП.

В целях выполнения требований в рамках РОП до конца III квартала будут подготовлены предложения
по установлению требований к сбору и утилизации отходов по группам товаров с учётом
отраслевой специфики, включая параметры глубины утилизации отходов, а также
предложения по их нормативному закреплению.

Последуют также утверждение
порядка декларирования производителями и импортёрами количества выпущенных в
обращение на территории страны товаров, их упаковки, подлежащих утилизации
после утраты ими потребительских свойств.

Также будут установлены требования по
указанию детальной информации об упаковке товара при его ввозе на территорию
Российской Федерации, включая информацию о её экологичности (экологическая маркировка) с учётом требований законодательства
государств – членов Евразийского экономического союза.

По словам зампреда
Правительства, «дорожной картой» предусмотрено создание информационной системы
в сфере РОП на базе электронной модели федеральной схемы обращения с ТКО. Концепция
ресурса будет внесена в кабмин во II квартале.

Она будет предусматривать
взаимодействие с другими информационными системами, механизмы тарификации,
проверки достоверности, в том числе подтверждения факта утилизации отходов от
использования товаров, и обработки данных при взаимодействии с производителями
и импортёрами товаров и упаковки и иными участниками рынка.

Предполагается также
формирование и наполнение электронного каталога товаров и упаковки, содержащего
информацию о технологиях их производства, в том числе из вторичного сырья.

«Мы должны
ликвидировать серые зоны и правовые пробелы, которые позволяли уходить от
ответственности за утилизацию производимого мусора, сформировать меры по
вовлечению вторсырья в оборот.

В числе принятых решений – усиление контроля за
фактической утилизацией, которая будет реализована благодаря государственной
информационной системе.

В ней будет реализован принцип перекрёстной отчётности
с введением реестра утилизаторов, фиксацией объёма выпускаемой на рынок
упаковки и товаров», – заявляла ранее Виктория Абрамченко.

В целях обеспечения учёта
индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность
по раздельному накоплению, сбору, обработке и утилизации отходов от использования
товаров, будет
подготовлен проект изменений в ОКВЭД 2 в части группировок, касающихся
сбора, обработки и утилизации отходов, в том числе детализации сведений о
произведённой продукции с использованием вторичного сырья.

Также до конца III квартала планируется разработать и
направить в регионы рекомендации для торговых сетей по постепенному вводу в
оборот в торговых залах упаковки, произведённой из материалов, пригодных к
утилизации, в определённой доле к трудноперерабатываемой упаковке либо
материалов, содержащих вторичное сырьё.

Согласно «дорожной
карте», отдельный блок регулирования будет касаться нормативов утилизации
товаров и упаковки, должны быть приняты постановления Правительства,
утверждающие нормативы утилизации отходов от использования товаров. Будут также
утверждены Правила представления производителями товаров, импортёрами товаров
отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров.

Как пояснила Виктория
Абрамченко, для увеличения объёмов извлечения из отходов и использования вторичных
материальных ресурсов (ВМР) планом мероприятий предусмотрена подготовка перечня
товаров и упаковки, отходы от которых не подлежат утилизации либо плохо
извлекаются из отходов или их утилизация практически невозможна. В этой связи
планируется комплекс мер, направленных на разработку стимулирования
использования перерабатываемых материалов и меры по ограничению
неперерабатываемых, а также уточнение перечня запрещённых
к захоронению видов отходов производства и потребления, в состав которых входят
полезные компоненты.

Читайте также:  Работа с контрагентом по смешанному договору. Риски, которые возникают у сторон, и как их можно предупредить

Для расширения областей
дальнейшего использования ВМР и допуска на рынок таких товаров до конца
сентября должны быть сформированы предложения по установлению требований к их
использованию при производстве товаров, включая упаковку, в том числе путём
уточнения и разработки (при необходимости) ГОСТов, СНиП и других нормативно-технических документов.

В течение III квартала
будет подготовлен каталог технологий утилизации отходов и производства товаров
с использованием вторичного сырья, он будет размещён в открытом доступе.

А в
качестве меры стимулирования граждан, которые реализуют отходы от использования
товаров (ВМР), предлагается освободить от уплаты налога на доходы физических
лиц, заявила зампред Правительства.

Законопроект об изменениях в Налоговый
кодекс в III
квартале должен быть внесён в кабмин.

Кроме того, рассказала
Виктория Абрамченко, будут уточнены меры административной ответственности за
нарушения в сфере РОП. Проект соответствующего федерального закона о внесении
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
должен быть подготовлен в III квартале
текущего года.

Экосбору подбирают упаковку

Новый экологический вице-премьер Виктория Абрамченко потребовала от Минприроды приведения института расширенной ответственности производителей (РОП) за утилизацию товаров и упаковки в рабочее состояние.

Прежние идеи Минприроды об ужесточении норм для производителей и импортеров, чтобы вынудить их к отказу от самостоятельной утилизации отходов в пользу роста уплаты экосбора, отвергнуты.

Теперь Минприроды придется представить работоспособную модель РОП, которая будет учитывать реальные данные о количестве производимых и перерабатываемых отходов — и стимулировать бизнес и государство к балансу мощностей по утилизации.

Курирующая вопросы экологии в новом составе правительства вице-премьер Виктория Абрамченко не поддержала концепцию реформы института расширенной ответственности производителей и импортеров, доставшуюся ей в наследство от ее предшественника Алексея Гордеева, сообщили “Ъ” два источника, знакомых с ходом совещания в правительстве в конце прошлой недели.

Споры вокруг будущего института РОП идут в Белом доме уже несколько лет. Изначально система создавалась для того, чтобы стимулировать «источники» отходов к созданию систем переработки и утилизации за свой счет — с расчетом на то, что это будет стоить им дешевле, чем уплата экосбора.

Однако после нескольких лет бюджетной экономии Минприроды развернуло систему в обратную сторону, предложив в августе 2019 года поднять для производителей и импортеров тары, бумаги, шин, одежды, электроники и других товаров порог самостоятельной утилизации их товаров (сейчас от 5% до 35% продукции) до 100%, а тех, кто его не выполняет, заставить платить экологический сбор в надежде увеличить его собираемость (с 2,4 млрд руб. в 2019 году до 136 млрд руб. в год).

Низкие суммы экосбора объясняются тем, что, по оценкам Минприроды, в 2019 году представили отчетность о выполнении нормативов утилизации лишь 15 тыс.

компаний, тогда как всего в РФ осуществляют производство и импорт товаров и упаковки более 250 тыс. предприятий.

Предложение, однако, возмутило бизнес и не получило поддержки ключевых ведомств, что заставило Минприроды сильно смягчить позицию, сохранив норматив утилизации в 100% только для упаковки (см. “Ъ” от 3 февраля).

Однако на совещании в Белом доме в минувший четверг концепцию Минприроды вновь отправили на доработку, причем при ее обсуждении выяснилось, что стройной системы учета и регулирования РОП нет.

Госпожа Абрамченко потребовала от Минприроды ее создать — определив конкретных загрязнителей и случаи, когда и что бизнес может утилизировать сам, а когда за переработку должно отвечать государство.

«Слепое перекладывание ответственности с производителей товаров на производителей упаковки также не было поддержано»,— говорит собеседник “Ъ”, знакомый с ходом совещания. Для полноты учета вице-премьер потребовала, в частности, предусмотреть возможность уплаты экосбора импортерами при пересечении товаром таможенной границы — по аналогии с опытом ЕС.

Кроме того, Минприроды должно регламентировать отчетность производителей и импортеров об утилизации и определить ответственных за администрирование всей цепочки.

Пересмотреть придется и перечень товаров и упаковки, подпадающей под РОП: сейчас он позволяет производителям уходить от ответственности за утилизацию.

Так, приказ Минприроды содержит 54 группы товаров, которые подлежат утилизации после утраты потребительских свойств,— но по закону, если банка или коробка продается как товар, то за переработку отвечает ее изготовитель, а если она используется для упаковки, то утилизировать ее должен уже производитель продукции, говорит председатель Технического комитета №223 «Упаковка» Росстандарта Петр Бобровский. «Перечень в настоящее время содержит далеко не все товары, что ставит производителей в неравные условия»,— добавляет он.

Зампред комитета по экологии «Деловой России» Наталья Беляева подтверждает: сейчас у Росприроднадзора нет информации о подконтрольных производителях и импортерах и данных, из чего сделана та или иная продукция.

«Неясно, сколько и по какой группе товаров и упаковки поступит в бюджет в качестве экосбора»,— поясняет она.

У переработчиков, в свою очередь, нет уверенности в том, что они получат средства экосбора в виде субсидий на развитие системы сбора, обработки и утилизации.

«Необходимо создать эффективный механизм их целевого использования исключительно на утилизацию конкретных групп товаров»,— говорит госпожа Беляева.

Логично, что когда платить надо, но для неплательщиков санкций нет, последних будет становиться все больше, говорит директор Института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов: «Без единой системы, позволяющей обмениваться информацией между Росприроднадзором, ФНС и ФТС, и ответственности за неисполнение требований законодательства неудивительно, что система РОП сейчас не работает». В Минприроды “Ъ” заверили, что выполнят поручения вице-премьера, когда они будут формализованы.

Анна Васильева

Подписан закон, направленный на совершенствование правового регулирования отношений в области градостроительной деятельности

  • Федеральный закон
    принят Государственной Думой 16 июня 2021 года и одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года.
  • Справка
    Государственно-правового управления
  • Федеральный закон направлен на совершенствование правового
    регулирования отношений в области градостроительной деятельности.

Федеральным законом в Градостроительном кодексе Российской Федерации
институт экономически эффективной проектной документации повторного
использования заменяется институтом типовой проектной документации.

Кроме того,
вводится понятие «рабочая документация», которая разрабатывается на основании
проектной документации и содержит материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, в соответствии с которой осуществляются
строительство, реконструкция объекта капитального строительства.

Предусматривается, что сведения о типовой проектной документации
являются составной частью единого государственного реестра заключений
экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, а порядок признания проектной документации типовой проектной документацией
устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом подготовка
проектной документации и подготовка рабочей документации могут осуществляться одновременно.

Также понятие «процедуры, включённые в исчерпывающие
перечни процедур в сферах строительства» заменяется понятием «мероприятия,
осуществляемые при реализации проектов по строительству объектов капитального
строительства».

При этом под проектом по строительству понимается перечень
мероприятий, осуществляемых застройщиком и (или) федеральными органами
исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и (или) иными
организациями, в целях строительства, реконструкции объекта капитального
строительства. Определяются этапы реализации проекта по строительству, а также
мероприятия, которые может включать каждый из этих этапов.

  1. Согласно Федеральному закону Правительством Российской
    Федерации устанавливаются:
  2. исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований,
    предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации в целях
    выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного
    проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию объекта
    капитального строительства, а также в целях осуществления государственной
    регистрации прав на такой объект;
  3. единые стандарты предоставления государственных услуг и (или) муниципальных
    услуг при реализации проекта по строительству;
  4. случаи, в которых мероприятия осуществляются исключительно в электронной форме.
  5. Устанавливаются требования к проведению экспертизы проектной
    документации и результатов инженерных изысканий, государственной экологической
    экспертизы, в частности предусматривается возможность установления
    Правительством Российской Федерации порядка проведения таких экспертиз по принципу «одного окна».

Уточняются порядок выдачи разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию
объектов капитального строительства, уведомлений о планируемом строительстве и сносе таких объектов, порядок подачи заявления о выдаче градостроительного
плана земельного участка, осуществления государственного строительного надзора.
Кроме того, уточняются требования к эксплуатации зданий, сооружений, а также
особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской
Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.

В Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства» вносятся изменения, предусматривающие новые
полномочия и функции Фонда, в том числе привлечение средств Фонда национального
благосостояния, предоставление за счёт привлечённых средств займов юридическим лицам
и возможность приобретения облигаций этих лиц при их первичном размещении в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации
объектов инфраструктуры.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *