Необходимость акта проверки под вопросом

Акт обследования объекта – документ, который может составляться по самым разным поводам, таким как предстоящая передача в аренду, капитальный ремонт здания, передача объекта под охрану, снятие с учета, ввод в эксплуатацию, купля-продажа и т.д.

Независимо от того, что именно послужило причинно написания акта, в нем обязательно фиксируется состояние объекта на момент проведения обследования, а также описываются меры, которые могут быть приняты к устранению найденных дефектов, повреждения и поломок.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк акта обследования объекта .docСкачать образец заполнения акта обследования объекта .doc

Акт может составляться в отношении объектов совершенно различного назначения, в том числе жилых и нежилых зданий и сооружений, движимого и недвижимого имущества и т.д.

Обычно обследование носит визуальный характер, но при необходимости, некоторые элементы и детали объекта могут быть подвергнуты более тщательному (а том числе лабораторному) исследованию.

Кто пишет акт обследования объекта

Составлением данного акта занимается специальная независимая комиссия, поэтому, первое, что следует сделать для обследования объекта – назначить членов комиссии, в составе не менее двух человек.

Эти люди должны обладать достаточной квалификацией, чтобы произвести обследование и оценку на требуемом уровне, при этом, по возможности к работе следует привлечь специалиста из организации, профессионально занимающейся экспертизой состояния подобных объектов.

Кроме того, в комиссии желательно включить представителя заинтересованной стороны.

Фамилии всех членов комиссии должны быть вписаны в документ, с указанием выбранного председателя.

Как правильно составить акт: основные моменты

Унифицированного образца акта нет, поэтому составлять его можно в свободном виде. Во многом форма акта диктуется целью создания документа и его содержанием. Однако для того, чтобы акт обследования объекта обрел законную силу, при его оформлении следует придерживаться некоторых стандартов.

Документ обязательно должен содержать

  • дату составления,
  • наименование и адрес местоположения проверяемого объекта,
  • его состояние (по необходимости),
  • цели, которые преследует обследование,
  • действия, производимые в его рамках,
  • а также результат.

Если в процессе обследования выявляются какие-то повреждения, поломки, дефекты (неважно, внешние или внутренние), их тоже надо отразить в документе (по возможности, с указанием причин, приведших к их появлению).

В тех случаях, когда речь при обследовании ведется об объектах капитального строительства, особое внимание следует уделить несущим конструкциям.

В заключение акта нужно прописать рекомендации, данные комиссией для устранения обнаруженных недочетов.

Если кто-то из членов комиссии не согласен с внесенными в акт сведениями или выводами, он должен написать свое аргументированное, обоснованное мнение в этом же документе отдельным пунктом.

При необходимости к акту могут прикладываться различные подтверждающие его содержание документы (в т.ч. фотографии, ссылки на видео, свидетельства независимых источников), которые оформляются в виде приложений и обязательно регистрируются в самом акте.

Акт обследования объекта составляется на бумажном носителе не менее чем в двух, а, как правило, даже в нескольких экземплярах (в зависимости от количества заинтересованных сторон).

Он может быть заполнен как от руки, так и напечатан на компьютере, но независимо от того, какой способ оформления будет выбран, каждая его копия должна быть заверена оригиналами подписей членов комиссии.

Удостоверять печатями заполненный бланк не нужно.

Образец составления акта обследования объекта

В начале документа заполняем его наименование, затем в строке ниже указывается населенный пункт, в котором производилось обследование, а также дата составления акта.

Основная часть акта

Основная часть акта открывается описанием цели проведения обследования (капитальный ремонт, снятие с учета, передача в аренду и т.п.

), со ссылкой на основание (заявление, приказ, распоряжение, судебное постановление и т.п.), потом сюда же вписывается состав комиссии.

Каждый ее член должен быть внесен в акт с наименованием должности и указанием организации, которую он представляет.

Далее в документ включается адрес объекта и подробные действия, которые были произведены при его обследовании (желательно отдельными пунктами).

После того, как описательная часть акта будет составлена, нужно резюмировать проведенную процедуру.

Если в ходе обследования не было выявлено никаких повреждения, объект находится в удовлетворительном состоянии и соответствует всем необходимым нормативам, в акте достаточно ограничится фиксацией этого факта.

  • При обнаружении недостатков, их нужно тщательно описать и дать рекомендации к их устранению.
  • В заключении все члены комиссии должны поставить под документом свои подписи.
  • Необходимость  акта  проверки  под вопросом

Скачать документбесплатно

Новости — Генеральная прокуратура Российской Федерации

В ходе рабочего визита в Амурскую область Игорь Краснов прибыл в Благовещенск, где провел прием граждан и предпринимателей, встретился с коллективом прокуратуры региона.

Всего глава надзорного ведомства принял более 20 жителей области. Часть из них – жители наиболее отдаленных и труднодоступных населенных пунктов – обратились к Генпрокурору по видеосвязи.

Проблемы, с которыми люди пришли к Генпрокурору России, касались, в частности, обеспечения жизненно-необходимыми лекарствами, защиты прав пострадавших от паводков.

Например, жительница села Владимировка рассказала, что во время летнего паводка дом, в котором она проживала с мужем и двумя детьми, попал в зону затопления.

За получением помощи в связи с утратой имущества она обратилась в администрацию района, однако ей было отказано в связи с отсутствием регистрации в пострадавшем жилье.

В ответ Генпрокурор указал, что Правительством РФ уже внесены изменения в порядок получения компенсации, исключающие необходимость регистрации для получения помощи, которые вступят в силу с января 2022 года. В этой связи он дал поручение прокурору области: «Срочно вмешаться в ситуацию.

Не ждите января, действуйте прямо сейчас. Если потребуется судебное решение, готовьте иск. Очевидно, что, пережив подобные события, человек становится особенно уязвим. Люди потеряли практически все, государство обязано оказать помощь». Одновременно по его указанию будет проанализирована ситуация в целом по региону, сколько еще граждан нуждаются в такой помощи.

Другой заявитель обратился в связи с так и не начавшимся строительством гидротехнического сооружения для защиты населения от паводков, разработанного после наводнения 2013 года.

В связи с этим Игорь Краснов поручил своему заместителю Дмитрию Демешину принять самые жесткие меры, заявив: «Почему в особенно опасном в этом плане регионе эти проблемы сдвинуты на второй план? Шесть лет потеряно, миллионы рублей потрачены зря. Как это объяснить? Кто утратил контроль и на какой стадии?».

Начальнику Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Дмитрию Данилову Генпрокурор России поручил оказать содействие в решении этого вопроса на федеральном уровне.

Кроме того, поднимались вопросы, связанные с защитой прав инвалидов на получение средств реабилитации, а также с защитой жилищных прав граждан, в том числе многодетных семей, обеспечением жильем детей-сирот и обманутых дольщиков.

В частности, Игорь Краснов выслушал жителя г. Тында, который более 9 лет проживает в аварийном доме барачного типа в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

В аналогичной ситуации оказалась заявительница, которая с 10-летним сыном живет в помещении, непригодном для проживания.

Генпрокурор России отметил, что вдоль БАМа еще имеются дома со времен сооружения магистрали, более полутора тысяч человек в зоне БАМа нуждаются в благоустроенном жилье. «Расселение всех жителей «времянок» без достаточного финансирования невозможно», – сказал Игорь Краснов.

В связи с этим он поручил прокурору области дать оценку достаточности финансирования и своевременности расходования средств региональной подпрограммы. Представителям центрального аппарата Генпрокуратуры Игорь Краснов указал на необходимость проработки вопроса о привлечении к процессу расселения бараков ресурсов Госкомпании «ДОМ.

РФ» и создаваемого в настоящее время Фонда развития территорий.

Помимо этого, Игорь Краснов выслушал ряд жителей отдаленных населенных пунктов, страдающих из-за низкого уровня обеспечения их жизни. Так, жительница села Голубое рассказала, что из-за перебоев в работе АО «Почта России» односельчане систематически остаются без пенсий, писем, квитанций и иной корреспонденции.

Служащая администрации села Амаранка пожаловалась на отсутствие сотовой связи более чем в 30 населенных пунктах Амурской области, что создает значительные неудобства для их жителей.

Житель села Гудачи рассказал о частых перебоях электроснабжения, а пожилая жительница Чигиринского сельсовета рассказала о неисполнении местной администрацией обязанности по водоснабжению.

В связи с этим Генпрокурор России напомнил о важности поддержки старшего поколения: «Вот конкретный случай, когда пожилому человеку, ветерану труда, отдавшему жизнь на благо страны, нужна помощь. И женщина ее, эту помощь, не находит».

В этой связи он указал на целый пласт проблем: износ коммунальных сетей, бездействие администрации и обслуживающей организации. «Не уверен, что на решение этих жизненно важных вопросов ответственными лицами потрачено достаточное количество сил и средств», – заявил Игорь Краснов.

Он поручил прокурору области тщательно проверить доводы заявителя, оценив полноту и эффективность работы ответственных лиц.

Ряд граждан обратились в интересах своих детей.

Так, жительница Октябрьского района заявила об отсутствии мест в детских садах, другая заявительница рассказала о нехватке врачей-педиатров в Белогорской больнице. Жительница пгт.

Серышево сообщила Генпрокурору России о бездействии судебных приставов-исполнителей более 7 лет по взысканию алиментов на содержание двоих детей.

Так же на приеме были обсуждены проблемы затягивания сроков расследования и необоснованного отказа в расследовании. В частности, граждане пожаловались на затянувшееся следствие по уголовному делу о хищении руководством КПК «СССР» более 150 млн рублей. Потерпевшими признаны свыше 180 пайщиков, следствие ведется уже более 28 месяцев.

По всем вопросам, поднятым гражданами в ходе личного приема, Игорь Краснов дал срочные поручения, взяв ход их исполнения под личный контроль.

***

В ходе приема представителей бизнес-сообщества первым к Игорю Краснову обратился Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александр Калинин.

Он обратил внимание Генпрокурора России на отсутствие административной ответственности для контролеров, допускающих необоснованные проверки, а также формулировки в законодательстве, позволяющие инициировать внеплановые проверки по самым незначительным поводам.

Генпрокурор России ответил, что ему известно о данной ситуации, в связи с чем органы прокуратуры уже принимают меры для ее разрешения. В частности, Игорь Краснов проинформировал Президента Российской Федерации о необходимости введения административной ответственности для контролеров.

Читайте также:  Сделки незаконно избранного директора будут действительны

«По поручению Главы государства данная законодательная инициатива включена в проект нового Кодекса об административных правонарушениях. Однако принятие этого акта процесс длительный, и мы будем обосновывать необходимость включить данную норму уже сейчас в действующий кодекс.

Такое указание мною дано», – добавил он.

Предприниматели на встрече с Генпрокурором России подняли такие проблемы, как незаконные проверки, необоснованные отказы в предоставлении субсидий, недоступность государственных услуг в электронном виде, неисполнение местными властями обязательств по оплате услуг и полномочий в земельной и градостроительной сферах, создание препятствий в доступе к помещению и ненадлежащее нормативно-правовое регулирование в области использования воздушного пространства.

В частности, один из предпринимателей поднял вопрос невозможности подать в электронном виде заявление о выдаче свидетельства на осуществление регулярных перевозок.

Федеральное законодательство предусматривает такую возможность, избавляя от необходимости посещения министерства транспорта и дорожного хозяйства области.

Однако региональное министерство не обеспечило реализацию права перевозчиками.

В связи с этим Генпрокурор России отметил, что руководством страны уделяется пристальное внимание вопросам цифровизации, применение бесконтактных технологий позволяет своевременно и без очередей получать документы, что особенно важно в период пандемии, а также снижает риски проявления коррупции.

«Поручаю лично организовать проверку, выяснить, почему предприниматели вынуждены преодолевать большие расстояния, тратить время, деньги, а затем и нервы, обивая пороги госучреждений.

Примите меры к устранению нарушений закона и привлечению виновных лиц к ответственности», – дал указание Игорь Краснов прокурору Амурской области.

Другой представитель бизнес-сообщества региона высказал свое несогласие с распоряжением начальника Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Амурской области, на основании которого проведена плановая выездная проверка в отношении его сельхозпредприятия. Проверяющие оставили без внимания тот факт, что категория риска в отношении предприятия не устанавливалась, а основания для проверки отсутствовали. Аналогичные нарушения допускались проверяющими и в отношении других юридических лиц.

  • В связи с этим Игорь Краснов дал поручение разобраться в причинах игнорирования прокуратурой области указаний Генеральной прокуратуры о пресечении случаев необоснованного вмешательства контролеров в бизнес.
  • Результаты всех проверок Игорь Краснов взял под личный контроль.
  • ***

Глава надзорного ведомства в ходе рабочей поездки также провел встречу с коллективом прокуратуры Амурской области, отметив, что анализ результатов их работы свидетельствует о решении прокурорами широкого спектра вопросов по обеспечению прав граждан и государственных интересов. Однако по отдельным направлениям их нельзя признать достаточными.

***

Также в ходе рабочей поездки Генпрокурор России возложил венок к Вечному огню у памятника воинам-амурцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Мемориал на площади Победы горожане заложили в двадцатую годовщину окончания войны, чтя память о погибших земляках.

Как предпринимателю защититься при административной проверке?

Государство следит не только за налогами предпринимателя, но и за соблюдением других законов. Для этого надзорные органы проверяют бизнес каждый по своему профилю. МЧС следит за пожарной безопасностью в помещениях, Роспотребнадзор читает жалобы покупателей, Роструд защищает права работников, антимонопольная служба ищет нарушения в рекламе. 

Условно такие проверки бизнеса называют административными. Мы рассказывали о них в Курсе для предпринимателей «Всё выйдет из-под контроля».

Цель проверяющего в административной проверке — найти нарушение закона. Цель предпринимателя — избежать штрафа и не испортить нервы.

Чтобы уравновесить интересы проверяющего органа и предпринимателя работает Закон «О защите прав юрлиц и ИП». Закон даёт возможность подготовиться к плановой проверке по чек-листу, возразить на нарушения и даже отменить штраф при ошибках чиновников. Рассказываем, как это работает.

Перед плановой проверкой можно проверить бизнес по чек-листу

Проверки бизнеса бывают внеплановые и плановые. 

Внепланово госорганы приходят по жалобам людей и после чрезвычайных происшествий, чтобы проверить что-то конкретное. Уволенный сотрудник не дождался компенсации за отпуск и пожаловался в Трудовую инспекцию. Значит, у работодателя попросят документы на выплаты, положенные при увольнении.

В плановую проверку предприниматель попадает не чаще одного раза в три года. Проверяющий смотрит, как закон соблюдается в общем и целом. То есть та же Трудовая инспекция проверит всё касательно обязанностей работодателя. Узнать о предстоящей проверке можно на сайте Генпрокуратуры. 

Малый бизнес в 2021 планово проверять запрещено — см. п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969. Но советуем оставаться настороже, потому что есть исключения:

— Компания попадёт в план проверок, если по степени риска ее деятельность посчитают опасной для людей и окружающей среды.

— Предприниматель нарушил закон в течение последних трех лет и получил наказание в виде дисквалификации или приостановления деятельности.

Чтобы предприниматель подготовился к плановой проверке, госорганы составляют проверочные листы. В листе написаны контрольные вопросы, по которым чиновник будет оценивать соблюдение закона. Выяснять что-то не из списка ему нельзя. Так установлено в ст. 9 Закона «О защите прав юрлиц и ИП».

Перед проверкой предприниматель может взять проверочный лист и пройтись по нему. Если на какой-то вопрос получается ответ «нет» — это нарушение закона, и прямо в листе есть ссылка на статью. Проверяющий найдёт нарушение и оштрафует. Поэтому надо уже сейчас исправлять ошибку.

Вот актуальные для малого бизнеса проверочные листы.

Для Роспотребнадзора

Приказом Роспотребнадзора от 18.09.2017 № 860 утверждены три формы чек-листов: для общепита, магазинов и салонов красоты.

Например, в чек-листе для салонов вопросы от таблички «Курить запрещено» на входе до наличия двух ванночек в педикюрном кабинете. Напротив каждого вопроса стоит ссылка на пункт СанПиНа, в котором прописано это требование.

Для Трудовой инспекции

Чек-листы утверждены Приказом Роструда от 10.11.2017 № 655. Для проверки прав работников и безопасности труда сделали 133 списка с группами вопросов по определённой теме. Листы начинаются с общих вопросов о заключении трудового договора, увольнении и отпусков. Потом идут требования наподобие безопасности при строительстве или контакте работников с ядами. 

Бизнесу типа кофейни или интернет-магазина одежды достаточно проверить себя по общим вопросам. А чтобы это сделать быстро и просто Роструд предлагает пройти проверку на своём сайте через сервис Электронный инспектор.

Для МЧС

Проверочные листы для пожарного контроля в помещении прописаны в Приказе МЧС России от 28.06.2018 № 261. Интересные предпринимателю: по хостелу, магазину, общепиту, парикмахерской, спортклубу. Вопросы пожарных касаются проездов к зданию, эвакуации, устойчивости отделки к огню.

Для остальных ведомств

Вопросы к плановой проверке есть и у других органов. Например, Россельхознадзор проверяет животных и растения. Значит, фермерам полезно почитать вопросы от этого органа. 

Если знаете, кто проверит ваш бизнес, поищите приказы ведомств и чек-листы в этом списке.

Знать права при проверке

При любой проверке у чиновников есть ограничения, а у предпринимателей — права. Вот главное.

Проверяющему нельзя — ст. 15 Закона «О защите прав юрлиц и ИП»:

— Проверять соблюдение закона не из своей компетенции. Например, Роспотребнадзор смотрит медкнижки у персонала, но не может просить трудовые договоры.

— Проводить выездную проверку (в помещении предпринимателя) без директора или представителя по доверенности. При условии, что директора заранее позвали.

— Собирать образцы продукции без протокола и с нарушением государственных стандартов сбора. Протокол — письменный документ, где проверяющий записывает, где, когда и что он взял для экспертизы.

  • — Проверять дольше, чем разрешено законом.
  • Права директора организации и предпринимателя — ст. 21 Закона «О защите прав юрлиц и ИП»:
  • — Находиться в помещении, где проходит выездная проверка.
  • — Знать, по какому вопросу проводится проверка, от кого поступила жалоба.
  • — Знакомиться с актами, протоколами и другими материалами проверки.
  • — В свою защиту давать пояснения, возражать, приносить документы, подтверждающие соблюдение закона.
  • — По окончании проверки получить акт и письменно возразить на него. 
  • — Обжаловать результат проверки в вышестоящий орган или суд.

Если понимаете, что проверяющий ошибается или злоупотребляет, постарайтесь зафиксировать нарушение. Это поможет при обжаловании проверки.

Роспотребнадзор проверял мясной магазин на предмет соблюдения СанПиНов. Проверяющие взяли пробы полуфабрикатов и нашли нарушения. Предпринимателю предписали снять полуфабрикаты с продажи.

Хозяин магазина заметил, что эксперты не поместили пробы продуктов в стерилизованные банки. В протоколе о взятии проб тоже не было написано о специальной посуде. Это нарушения правил отбора продукции по ГОСТу. Такая экспертиза неточная. Предприниматель обжаловал предписание в арбитражный суд и результаты проверки аннулировали — дело № А33-14343/2012.

Написать возражения на акт проверки

Когда проверка закончена, проверяющий составляет акт по ст. 16 Закона «О защите прав юрлиц и ИП». В этом документе пишут, кого и когда проверили и, что самое важное, какие нарушения нашли. К акту прикладывают доказательства нарушений — протоколы, письменные объяснения, заключения экспертов.

По общему правилу акт пишут сразу. Но если нужны экспертизы или расследования, проверяющему даётся три дня с момента окончания проверки.

Акт составляют в двух экземплярах, один вручают предпринимателю под подпись. Если вручить лично не получилось, отправляют заказное письмо. 

Предприниматель может написать возражения на акт в течение 15 дней после получения. В возражениях указывают на ошибки при проверке, опровергают найденные нарушения и выводы чиновников. В доказательство прикладывают документы.

Возражения сдают в проверяющий орган — тогда копию с подписью проверяющего берут себе. Или отправляют заказным письмом с уведомлением.

Писать возражения бывает эффективно. Когда в проверяющем органе будут решать штрафовать или нет, возражения учтут.

Обжаловать результат проверки, если проверяющий допустил грубые нарушения

В ст. 20 Закона «О защите прав юрлиц и ИП» прописаны грубые нарушения проверяющего. 

Грубое нарушение при проверке — значит, ошибку нельзя исправить, проверять надо заново. Штрафовать предпринимателя при ошибке чиновника из этого списка нельзя, потому что он как бы остался без защиты. А вынесенное решение можно обжаловать в суд.

  1. Список грубых ошибок:
  2. — Плановую проверку провели чаще раза в три года.
  3. — О плановой проверке сообщили позже трёх рабочих дней до начала.
  4. — К проверке привлекли экспертов без профильного образования или экспертную организацию без аккредитации.
  5. — Провели внеплановую проверку без жалобы (клиента, работника), по анонимной жалобе, без контрольной закупки или без чрезвычайного происшествия.
  6. — Внеплановую проверку не согласовали с прокуратурой.
  7. — Проверка длилась дольше 20 дней.
  8. — Госорганы проверяли предпринимателя совокупности дольше 50 часов в год. 
  9. — На проверку не было приказа руководителя госоргана или его зама.
  10. — Проверяющий вышел за пределы вопросов из чек-листа, компетенции органа или предмета жалобы.
  11. — Предпринимателю не вручили акт проверки или не дождались возражений.

Видите подобные нарушения — ищите юриста и обжалуйте штраф в суде. Скорее всего, проверку признают недействительной.

  • Статья: 5 мифов о юристах
  • Посмотрите примеры грубых нарушений, когда суд отменил результаты проверки.
  • Руководителю фирмы не вручили акт.

Миграционная служба проверила строительную фирму. У одного рабочего не было разрешения на работу в Москве. Из-за этого фирму оштрафовали на 400 000 рублей. Но проверяющие не отправили акт проверки директору. Получилось, что фирма не смогла возразить госоргану, а ей сразу штраф. Арбитражный суд отменил постановление Миграционной службы — дело № А31-7367/2015.

Проверяющие уведомили о плановой проверке позже трёх дней.

Роспотребнадзор планово проверял банк. Нашли нарушения по договорам с клиентами. Банк пошёл в суд и показал, что уведомление о проверке пришло не за три рабочих дня, а за один. Этого оказалось достаточно для отмены предписания — дело № А41-41396/2015.

Читайте также:  Когда в Реестр недобросовестных включать нельзя совсем

Госорган вышел за пределы компетенции.

Трудовая инспекция внепланово проверила компанию по жалобе уволенной сотрудницы. Бывшие работодатель и работник спорили, каким днём верно оформить увольнение. Подобный спор разрешает суд, а не инспекция.

Одной проверки мало, надо подробно разбираться. Тем не менее фирме вынесли предписание заплатить проценты за задержку денег при увольнении.

Суд отменил предписание, потому что чиновники вышли за пределы своей компетенции — дело № 33-8591/2015.

Вместо выводов

  1. Лучший способ избежать внеплановых проверок и штрафов — делать работу качественно и соблюдать закон. В помощь предпринимателю — проверочные листы и консультации юристов.

  2. Любому магазину, веб-студии, салону красоты и строительной фирме полезно знать правила административных проверок. Мы рассказали самое важное из Закона «О защите прав юрлиц и ИП». Рекомендуем набраться мужества и просмотреть его самостоятельно.

    Когда придет проверка, сможете сразу фиксировать нарушения, а потом оспаривать штраф.

  3. Участвовать в проверке — не только право, но и обязанность предпринимателя и директора ООО. Неисполнение требований и предписаний госорганов — это отдельные штрафы.

    Они прописаны в главе 19 КоАП РФ, суммы доходят до сотен тысяч рублей. 

Не уклоняйтесь от проверок, знайте свои права и защищайте интересы бизнеса до конца. ¡No pasarán!

Статья актуальна на 02.02.2021

Что делать, если вы не согласны с результатами выездной проверки?

По статистике количество выездных проверок год от года неуклонно снижается. Но суммы доначислений, приходящиеся на одну ревизию, растут.

Так, в 2000 году было проведено более 1,3 млн проверок, а в 2016 около 30 тыс. При этом сумма взысканий по одной проверке стала почти в 50 раз больше.

Что делать, если вы не согласны с актом и решением по проверке и как снизить сумму потенциального взыскания?

Вышестоящие налоговые органы в досудебном порядке удовлетворяют более 1/3 от числа всех жалоб плательщиков на решения нижестоящих инспекций. А суды — 50% от заявленных требований компаний.  

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Внимательно изучите акт проверки

Выездная проверка заканчивается справкой. Далее налоговый орган готовит акт. У него есть на это 2 месяца, считая от даты справки. При проверке КГН этот срок составляет три месяца. Форма акта и требования к его составлению утверждены Приложениями № 23 и 24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (далее — Приказ).

Содержание акта детально урегулировано Приказом. В нем помимо данных о компании и проверяющих указывают документы, которые представил плательщик, сведения о проведенных в ходе ревизии мероприятиях налогового контроля, выявленные нарушения.

В требованиях указано, что все факты нарушений должны быть подтверждены документально.

Каждое нарушение инспекция обосновывает ссылками на «первичку», регистры бухгалтерского и налогового учета, результаты экспертиз. Документ должен быть сформулирован кратко, четко, ясно и последовательно.

То есть таким образом, чтобы его поняли те, кто не имеет специальных познаний в области бухгалтерского и налогового учета.

Акт должны подписать все проверяющие. Но если документ завизирован не всеми инспекторами, проводившими ревизию, а только, например, руководителем группы, нарушением это не будет. 

После изготовления акта, инспекция обязана в течение 5 дней с даты подписания документа должностными лицами, проводившими проверку, вручить его представителю компании под расписку.

Обратите внимание, что направить акт по почте налоговики вправе, только если проверяемый плательщик уклоняется от получения. Факт уклонения должен быть отражен в самом акте (п. 5 ст.

100 НК РФ, постановление ФАС Московского округа от 20.01.2014 № Ф05-16692/2013).

Подготовьте возражения

У компании есть 2 месяца с даты получения акта на то, чтобы подготовить возражения. В них налогоплательщик детально по пунктам описывает те положения, с которыми он не согласен и поясняет почему. 

Структура возражений обычно соотносится с актом по проверке. Каждому пункту в описательной и резолютивной части акта соответствует пункт возражений. Не пренебрегайте ссылками на законодательство, ведомственные разъяснения и судебную практику. Что касается последней — то она должна быть либо из вашего округа, либо позицией ВС РФ.

Форма возражений законодательно не установлена. Например, недавно суд решил, что «уточненки», представленные после окончания проверки, но до вынесения решения по ней можно рассматривать как возражения на акт проверки (определение Верховного Суда РФ от 13.09.2016 № 310-КГ16-5041).

Не бойтесь дополнительных мероприятий

Доводы, которые вы заявите в возражениях, могут стать причиной для вынесения решения о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. А именно: истребование документов у самого налогоплательщика или иных лиц (например, контрагентов), допрос свидетеля или экспертизы.

Такое решение налоговый орган принимает, если не сочтет материалы проверки достаточными для принятия решения о привлечении либо отказе в привлечении общества к ответственности. Поэтому опасаться дополнительных мероприятий не нужно.

Наоборот — это решение косвенным образом подтверждает неустойчивую позицию налогового органа в отношении конкретных пунктов акта. Подтвердить или опровергнуть эту позицию и призваны допмероприятия.

Но проводить их можно только для проверки уже установленных нарушений (постановление ФАС Уральского округа от 27.04.2012 № А60-28239/11). Именно в этом и заключается их предназначение.

Дополнительные мероприятия не предназначены для того, чтобы выявлять новые правонарушения. Такова позиция Конституционного суда (определение от 27.05.2010 № 650-О-О, постановление от 14.07.2005 № 9-П). 

Важно помнить, что срок на «допы» ограничен. У инспекции есть всего месяц, чтобы провести контроль и вынести решение по проверке. Ранее Налоговый кодекс этого срока не содержал. Изменения в ст. 101 НК РФ внес Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ, который вступил в силу 2 июня 2016 года.

После проведения дополнительных контрольных мероприятий материалы по ним рассматривают вместе с материалами самой проверки. Налоговый кодекс РФ не ограничивает количество дополнительных мероприятий в течение установленного месячного срока (письмо Минфина России от 15.07.2016 № 03-02-07/1/41426).

На дополнительные мероприятия также можно представить возражения. На это плательщику отведено 10 дней с даты окончания «допов». Они будут рассмотрены вместе со всеми материалами проверки. В течение 10 дней после окончания срока для представления возражений инспекция обязана принять окончательное решение по проверке.

Раскройте «карты»  

Часто возникает соблазн не заявлять в возражениях все доводы, подтверждающие позицию налогоплательщика и опровергающие выводы инспекции, а приберечь их для последующего обжалования. Такой подход чреват проблемами для компании.

Так как суд может отказаться принять документы, ранее не заявленные на возражениях или на рассмотрении жалобы в Управлении ФНС по субъекту.

Аргумент судей таков — они в рамках своих полномочий не подменяют налоговый контроль и не выполняют обязанности налоговых инспекторов (Определение ВС РФ от 09.03.2017 № 305-КГ-17-199).

Если налогоплательщик не может обосновать, почему он не защищал свои интересы на досудебной стадии и не представлял доказательства и документы, его обвинят в злоупотреблении правом. В этом случае рассчитывать на положительное решение суда бессмысленно.

Другое дело, когда невозможность представить документы на досудебной стадии вызвана объективными причинами — тогда можно рассчитывать на то, что суд примет их в качестве доказательств по делу.

Например, в постановлении АС Северо-Западного округа от 11.12.

2014 № А56-59616/2013 суд согласился рассмотреть документы, подтверждающие вычеты по НДС, но ранее не предъявленные в налоговый орган по причине изъятия в рамках уголовного дела.     

Возражения на акт проверки, по сути, шаблон для будущей жалобы в вышестоящий налоговый орган и в последующем для искового заявления в суд — если жалоба не будет удовлетворена. Поэтому относиться к подготовке возражений следует максимально серьезно.

Проверьте, соответствует ли решение акту

После того как инспекция составит решение по проверке, она обязана вручить его  налогоплательщику. Документ вступает в силу по истечении одного месяца с даты вручения плательщику. Вручить его инспекторы обязаны под расписку в течение 5 дней с даты вынесения.

Решение должно соответствовать акту проверки. Бывает, что налоговый орган включает в документ те эпизоды, которые не были указаны в акте. Соответственно, налогоплательщик не мог представлять на них возражения, а, значит, был лишен права отстаивать свои интересы.

Напишите жалобу в вышестоящий налоговый орган

Если вы не согласны с решением по проверке, его нужно обжаловать. Первым шагом станет досудебное обжалование в вышестоящий налоговый орган. Решение по проверке можно обжаловать в течение года со дня его вынесения. Жалобу следует подавать в тот налоговый орган, который принял обжалуемое решение.

Если вы обжалуете решение до его вступления в силу, то есть до истечения месячного срока с даты вручения — это называется апелляционным обжалованием. В этом случае документ вступит в силу с даты вынесения Управлением своего решения по жалобе (ст. 101.2 НК РФ).

При рассмотрении жалобы Управление не может принять решение о взыскании с компании дополнительных налоговых платежей, пеней, штрафов, не указанных в оспариваемом решении. Так как это считается ухудшением для налогоплательщика.

А кроме того приведет к тому, что вышестоящий налоговый орган фактически проведет контроль за деятельностью нижестоящей инспекции в нарушении определенного порядка (п. 10 ст. 89 НК РФ).

Ухудшающее положение плательщика решение Управление вправе принять только по проверке, которую может назначить в рамках контроля за деятельностью своих территориальных подразделений. 

Вышестоящий налоговый орган вправе дополнить или изменить приведенное в обжалуемом решении правовое обоснование взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, исправить арифметические ошибки, опечатки (п. 81 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, Определение ВАС РФ от 04.07.2014 № ВАС-8380/14).

Обратите внимание, если решение Управления по жалобе компанию не устроило, акт инспекции можно обжаловать выше — в Центральный аппарат ФНС России. 

Подготовьте исковое заявление в суд

Если досудебное обжалование не привело компанию к желаемому результату, следует подать исковое заявление в суд.

Чтобы оспорить решение инспекции у налогоплательщика есть три месяца с момента, когда он узнал о нарушении своих прав (ст. 198 АПК РФ). Срок, пропущенный по уважительной причине, можно восстановить.

Такой причиной может стать, например, болезнь заинтересованного лица (Письмо ФНС России от 04.07.2016 № ГД-4-14/11938@). 

При досудебном обжаловании трехмесячный срок на подачу заявления в суд следует отсчитывать с даты истечения срока на вынесение вышестоящим налоговым органом решения по жалобе. Если в установленный срок вышестоящие налоговики не приняли решение по жалобе или не направили его налогоплательщику, это однозначно будет признано судом уважительной причиной для восстановления пропущенного срока.   

Как мы уже сказали, в основу заявления ложатся, как правило, возражения на акт проверки. Если какие-то пункты удалось отстоять на досудебной стадии, проследите, чтобы они не попали в заявление, а также проверьте итоговые расчеты налогов и штрафов.

В процессе судебного обжалования есть масса нюансов. Поэтому проводить этот этап должны или штатные юристы или привлеченные консультанты.

Рекомендуем запись вебинара о том, как без особых юридических знаний обжаловать результаты налоговой проверки.

Результат проверки

  •  1) Акт проверки
  •      По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт проверки.
  •      Акт проверки является  основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений.
  •      Акт по результатам проверки составляется в 2 экземплярах.
  •      К акту о проведенной проверке прилагаются составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы (при их наличии).   
  •      Первый экземпляр акта, а также копии указанных документов передаются заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения).
  •      Второй экземпляр акта, а также составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы остаются в деле органа государственного строительного надзора.
  •      Акт проверки не является ненормативным правовым актом. 
  •      В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
  •      Таким образом, в соответствии со статьями 198, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходима совокупность двух условий:
  • 1) несоответствие его закону или иному правовому акту,
  • 2) нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  •     Аналогичное право закреплено и в части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации:
  • гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
  •       Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
  •     Действующее арбитражное процессуальное законодательство не содержит определения понятия «ненормативный акт».
  •       Вместе с тем из иных отраслей законодательства, разъяснений Пленума ВАС РФ и ВС РФ, а также сложившейся судебной практики следует, что под понятием «акт ненормативного характера» понимается документ любого наименования, имеющий реквизиты, позволяющие его идентифицировать, содержащий определенный текст и сведения, позволяющие выявить волю органа или должностного лица его подписавшего, и содержащий обязательные для исполнения требования и предписания, адресованные определенному лицу или кругу лиц, которые ведут к возникновению, изменению или прекращению прав и обязанностей конкретного заявителя.
  •      Между тем, акт проверки, составляемый органом надзора (контроля)  по итогам проверки,  не отвечает предъявляемым к понятию «ненормативного акта» требованиям, поскольку не содержит обязательных для исполнения предписаний и требований, а носит информационный характер о результатах проверки, на возлагает каких-либо прав и обязанностей на проверяемое лицо,  в связи с чем не является ненормативным правовым актом.
  •     Частью 12  статьи 16 Федерального закона   от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено право проверяемого лица представить возражения на акт проверки, которые приобщаются органом надзора (контроля) к данному  акту.
  •      Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), в письменной форме возражения в отношении акта проверки.
  •      При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора).
  •      Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица.
  •      Проверяемое лицо имеет право представлять доказательства недостоверности результатов проверки при рассмотрении дела в суде.
  • 2) Предписание
  •     В случае выявления нарушений орган надзора выдает лицу, осуществляющему строительство, предписание об устранении выявленных нарушений
  •      В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.

     Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 6 ст. 54 ГрК РФ).

  1.      Предписание составляется в 2 экземплярах.
  2.      Первый экземпляр предписания, а также копии указанных документов передаются заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения).
  3.      Второй экземпляр предписания, а также составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы, остаются в деле органа государственного строительного надзора.
  4.      При несогласии с предписанием лицо, которому оно выдано, вправе обжаловать его в судебном порядке. 
  5.      Предписание, выданное органом государственного строительного надзора, должно быть выполнено в установленный этим органом срок.

     В случае невыполнения в установленный срок предписания об устранении выявленных нарушений, орган надзора составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренным ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.

     Указанной нормой (ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ) установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

  •      Санкция данной статьи влечет наложение административного штрафа:
  • на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей;
  • на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
  • 3) Протокол об административном правонарушении

    Перечень дел, которые вправе возбуждать орган государственного строительного надзора, т.е.  Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области,  смотрите во вкладке «административная ответственность».

В случае обнаружения признаков состава административного правонарушения, уполномоченное должностное лицо органа государственного строительного надзора составляет  протокол об административном правонарушении.

     Общие положения о  возбуждении дела об административном  правонарушении  отражены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

     Согласно ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении при осуществлении государственного строительного надзора являются:

  1. 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  2. 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  3. 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

    В силу ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.

  •      В протоколе об административном правонарушении указываются:
  • дата и место его составления,
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол,
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие,
  • место, время совершения и событие административного правонарушения,
  • статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение,
  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело,
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела.

    Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

  1.      В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
  2. 4) Выявление признаков самовольной постройки
  3.      В случае, если по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого разрешения) или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт.

     Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

     Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 55.32 настоящего Кодекса (ч. 6.2 ст. 54 ГрК РФ).

     Указанные проверки проводятся органом государственного строительного надзора при строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства, указанных в ч. 1.1 ст. 54 ГрК РФ (введенной в действие Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ).

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *