Инфоурок › Доп. образование ›Презентации›Презентация по автомобильной подготовке на тему «Основные положения законодательства о труде, устанавливающие режим труда, отдыха и охрану труда водителей»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
ТЕМА 24: Режим труда и отдыха водителей. Охрана труда водителей ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ №44: Основные положения законодательства о труде, устанавливающие режим труда, отдыха и охрану труда водителей Основы организации перевозок
2 слайд Описание слайда:
Тема: Режим труда и отдыха водителей. Охрана труда водителей ЗАНЯТИЕ: Основные положения законодательства о труде, устанавливающие режим труда, отдыха и охрану труда водителей УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ: Изучить основные положения законодательства о труде, устанавливающие режим труда, отдыха и охрану труда водителей. Основы организации перевозок 2
3 слайд Описание слайда:
Тема: Режим труда и отдыха водителей. Охрана труда водителей ЗАНЯТИЕ: Основные положения законодательства о труде, устанавливающие режим труда, отдыха и охрану труда водителей УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: Основные положения законодательства о труде, относящиеся к работникам автотранспортных предприятий.
Нормальная продолжительность рабочего времени. График сменности работ водителей. Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей. Работа в ночное время. Сверхурочные работы. Дежурство. Работа в выходные и праздничные дни. Суммарный учёт рабочего времени.
Порядок оплаты за сверхурочные работы.
Основные положения законов о труде, относящиеся к работникам автотранспортных предприятий. Подготовка и проверка состояния рабочего места водителя. Противопожарное оборудование и правила пользования им. Основные причины возникновения пожара на автотранспортных предприятиях и автомобилях.
Правила тушения пожаров на стоянке и в пути и меры по их предупреждению. Основы организации перевозок 3
4 слайд Описание слайда:
Тема: Режим труда и отдыха водителей. Охрана труда водителей ЗАНЯТИЕ: Основные положения законодательства о труде, устанавливающие режим труда, отдыха и охрану труда водителей ЛИТЕРАТУРА: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации».
Приказ Министерства транспорта РФ №15 от 20 августа 2004 года «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» (С изменениями и дополнениями от: 24 декабря 2013 г., 13 октября 2015 г., 5 июня 2017 г., 3 мая 2018 г.).
Основы организации перевозок 4
5 слайд Описание слайда:
Вопрос 1: Основные положения законодательства о труде, относящиеся к работникам автотранспортных предприятий. Нормальная продолжительность рабочего времени. График сменности работ водителей. Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей. Работа в ночное время. Сверхурочные работы.
Дежурство. Работа в выходные и праздничные дни. Суммарный учёт рабочего времени.
Порядок оплаты за сверхурочные работы ЗАНЯТИЕ: Основные положения законодательства о труде, устанавливающие режим труда, отдыха и охрану труда водителей Особенности труда и отдыха водителей автомобилей Практически каждая организация использует в своей деятельности автомобили.
Водители на транспортных средствах перевозят людей и грузы. Поскольку любой автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, руководству организации очень важно соблюдать режимы труда и отдыха водителей. Особенности регулирования труда работников транспорта установлены ст. ст.
69, 213, гл. 51 ТК РФ. Рассмотрим подробнее: установлены ли ограничения по времени управления автомобилем, сколько времени водитель должен отдыхать, могут ли водители работать по совместительству и некоторые другие вопросы. Основы организации перевозок 5
6 слайд Описание слайда:
Cпецифика правового регулирования труда работников автомобильного транспорта
Зайцева О.Б.,канд. юрид. наук, доцент кафедры трудового и предпринимательского права Оренбургского института МГЮА
Специфика деятельности любого вида транспорта (железнодорожного, морского, речного, воздушного, автомобильного) обуславливает особенности правового регулирования трудовых отношений в соответствующих транспортных организациях.
Автомобильный транспорт занимает весьма значительное место в объеме перевозок, осуществляемых в РФ, причем отмечаются тенденции к его постоянному развитию и обновлению. Увеличение объема автотранспорта влечет за собой необходимость еще более строгого регулирования труда лиц, непосредственно осуществляющих перевозки на внутрирайонных, городских, межрегиональных и международных маршрутах.
Владельцами объектов автомобильной транспортной инфраструктуры выступают как юридические лица, осуществляющие свою деятельность на основе государственной, муниципальной и частной форм собственности, так и физические лица – индивидуальные предприниматели.
Существующее разнообразие владельцев транспортных средств, во-первых, повлекло за собой необходимость дифференцированного правового регулирования с учетом организационно-правовых форм хозяйствования и форм собственности, сложившихся в общественном производстве современной России.
Во-вторых, требуется четкое правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха, так как работа автомобильного транспорта протекает, как правило, в непрерывном режиме.
В-третьих, повышенные требования к исполнению работниками автомобильного транспорта своих трудовых обязанностей, знанию правил дорожного движения, правил техники безопасности, технических инструкций по обслуживанию технических средств требуют надлежащего контроля и надзора за деятельностью владельцев транспортных средств, а также применения мер дисциплинарной и материальной ответственности к работникам транспорта, совершающим трудовые правонарушения.
Международная организация труда (МОТ) создала определенные международные стандарты правового регулирования труда дорожных транспортных работников, которые должны учитываться в нормах национального законодательства о труде, и в частности в нормах трудового законодательства России. Прежде всего это касается терминологической сущности понятий, используемых применительно к дорожному транспорту.
Согласно Конвенции МОТ № 67 «О продолжительности рабочего времени и отдыха на дорожном транспорте» 1939 г.
(далее – Конвенция № 67) термин «перевозочное средство дорожного транспорта» относится ко всем перевозочным средствам, являющимся государственной или частной собственностью, движимым механической силой, в т.ч.
к трамваям и троллейбусам, к прицепам с моторизованной тягой, которые обеспечивают перевозку по общественным путям пассажиров или товаров за плату или же для обеспечения собственных нужд тех предприятий, которые используют перевозочное средство (п. 2 ст. 1).
В центре внимания МОТ при создании международных стандартов для работников дорожного транспорта находятся нормы о продолжительности рабочего времени и отдыха. При этом расшифровывается сущность выражения «продолжительность рабочего времени»: это означает время, в течение которого данные лица находятся в распоряжении предпринимателя или других лиц, имеющих право требовать от них услуг.
При этом продолжительность рабочего времени состоит из времени, посвященного работе, выполняемой при пробеге перевозочного средства; времени, затраченного для выполнения вспомогательной работы; периодов простого присутствия (дежурства); промежуточных периодов отдыха или перерыва в работе, допустимая продолжительность которых устанавливается компетентным органом власти (п. «а» ст.
4 Конвенции № 67).
Конвенция МОТ № 153 «О продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте» 1979 г.
значительно углубляет основы правового регулирования транспортных работников и их дифференциацию, уточняя, что международные нормы должны применяться к водителям, работающим по найму либо на предприятиях, занятых перевозками для третьих сторон, либо на предприятиях, перевозящих грузы или пассажиров за свой счет на автомобилях, используемых профессионально для внутренних или международных автомобильных перевозок товаров или пассажиров.
Следует отметить, что именно в настоящее время в России стали осуществлять трудовую деятельность водители, работающие у работодателей всех организационно-правовых форм и форм собственности, в отличие от советского периода, когда труд транспортных дорожных работников наблюдался лишь в государственных предприятиях, учреждениях, организациях.
В лингвистическом значении транспорт рассматривается как отрасль народного хозяйства, связанная с перевозкой людей и грузов, а также как тот или иной вид перевозочных средств (Ожегов С.И. Словарь русского языка). По своей сути сфера транспорта – это специфическая трудовая деятельность, связанная с обслуживанием транспортных устройств, предназначенных для перевозки людей, грузов и иного оборудования. Транспортные средства всегда относились к источникам повышенной опасности, и в связи с этим законодатель устанавливает как общие требования ко всем работникам транспортных организаций (например, в отношении прохождения профессионального отбора и профессиональной подготовки, состояния здоровья), так и специфические, в частности наличие специальных квалификационных свидетельств, сертификатов, а в отдельных случаях и российского гражданства. В настоящее время расширяется применение на легковых автомобилях газобаллонных установок, что предъявляет повышенные требования к улучшению условий труда, санитарно-гигиенического обслуживания работников станций технического обслуживания, к обеспечению их безопасности и сохранению здоровья в процессе труда. Управление производственной деятельностью станций техобслуживания, улучшение условий труда, повышение эффективности трудозатрат и использование основных производственных фондов при рациональных затратах ресурсов является одной из актуальных задач технической эксплуатации современных автотранспортных средств. Объекты автомобильной транспортной инфраструктуры весьма многообразны: это дороги и улицы, маршрутная сеть, трамвайные пути, контактные линии, автовокзалы, автостанции, остановочные пункты, стоянки транспортных средств, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, информационные комплексы, система управления движением и иные здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, используемые для выполнения регулярных транспортных перевозок |
Рекомендация МОТ № 161 «О продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте» 1979 г. в разделах с IV по X определяет:
- нормальную продолжительность рабочей недели на дорожном транспорте (40 часов в неделю);
- нормальную продолжительность рабочего дня:- в среднем 8 часов; — при неравномерном распределении рабочего времени по разным дням недели – не более 10 часов;- при включении продолжительных периодов ожидания (присутствия) – не более 12 часов в день;
- максимальный период непрерывной работы (5 часов);
- продолжительность вождения без перерыва (не более 4 часов);
- ежедневный отдых (не менее 11 последовательных часов в течение любого 24-часового периода, считая с начала рабочего дня);
- продолжительность минимального еженедельного отдыха (24 последовательных часа, которым предшествует или за которыми следует ежедневный отдых).
При этом увеличение продолжительности вождения и сокращение продолжительности отдыха возможны только в виде временных исключений: при несчастном случае, неисправности, непредвиденной задержке, перебоях в обслуживании или приостановке дорожного движения, в случае чрезвычайных обстоятельств, а также в случае срочной и исключительной необходимости обеспечить работу коммунальных служб.
Таким образом, существование международных стандартов нацеливает национальные трудовые законодательства, включая, безусловно, и российское трудовое законодательство, на необходимость учета особенностей условий труда выделенной категории работников, что обуславливается повышенной опасностью и непосредственно связанной с ней ответственностью за собственную безопасность, безопасность окружающих, пассажиров, пешеходов и иных участников дорожного движения.
«Особенности трудовых отношений с водителями автотранспорта» | Компания права Респект
Программа
Изменения в режимах труда водителей с 2014 года. НПА, регулирующие труд водителей. Локальные акты работодателя, определяющие особенности труда водителей в организации Прием на работу водителейДокументы, обязательные при приеме на работу.
Новые требования к водительским удостоверениям иностранцев. Должностная инструкция водителей, трудовая функция, необходимые знания и навыки. Ограничения при работе по совместительству Служебные поездки Оформление поездок, командировочных документов: типичные ошибки.
Порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками
Документирование учета рабочего времени водителей
Путевой лист: новый порядок утверждения, синхронизация с табелем учета рабочего времени. Использование тахографа. Оформление маршрутного листа.
Требования, предъявляемые инспекционными органами при проверке чеков на заправку, парковку и пр.
Правовые последствия несовпадения указанных документов с учетными документами работодателя
Режим работы и отдыха водителей: учет и оплата
Состав рабочего времени: время в пути, время ожидания, время простоя и др. Максимальная продолжительность часов работы водителя и времени, проведенного в пути. Ненормированный рабочий день. Гибкий график.
Суммированный учет рабочего времени
Охрана труда водителей. Медосмотры: предварительные, предрейсовые, послерейсовые. Новые правила проведения медосмотров. Проведение инструктажа. Специальная оценка условий труда.
Характеристика условийна рабочем месте
Материальная ответственность водителей при ДТП, перевозке грузов и пр. Новые возможности расторжения трудового договора с водителями при лишении их прав Ответственность работодателя: за нарушения режима работы и отдыха водителей; за несоблюдение требований охраны труда Ответы на вопросы, практические рекомендации
- СЕМИНАР ПРОВОДИТ:
- Светлана Анатольевна Шнайдер
- практикующий юрист, эксперт департамента по работе с персоналом ОАО «Банк ВТБ»
- Стоимость участия:
Регистрационный взнос составляет 15 200 руб. НДС не взимается. Оплата регистрационного взноса обеспечивает: обеды, кофе-паузы, комплект раздаточных материалов.
При оплате до 01 марта СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА 10 600 руб.
Контактные телефоны Регионального отделения ИРСОТ в г. УФА: (347) 292-12-18, 291-20-70, доп. 248, 249, 255, 340, 8-909-35-11-125
Труд водителей в 2021 году: что нужно знать о новых правилах приёма на работу
02.04.2021
С 1 января 2021 года изменились особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей. 253 нормативных акта в сфере транспорта утратили силу. Взамен им утвердили новые документы, регулирующие режим труда и отдыха водителей 2021. Утвердили новые реквизиты путевых листов, новые правила по охране труда и новые требования к квалификации.
Работодателям стоит иметь в виду, что для трудовой инспекции водители — это одна из излюбленных категорий проверяемых работников. На этих сотрудников приходится и максимальное количество штрафов. Чтобы избежать неприятностей, нужно изучить все особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей. Вот некоторые из них.
Кого работодатели имеют право принимать на работу в качестве водителя
Водители транспортных средств нанимаются на работу в соответствии с положениями документа «Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Принимаемый на работу водитель должен документально подтвердить:
- наличие российского водительского удостоверение соответствующей категории (для определенный категорий лиц есть исключения, они указаны в пункте 13 Статьи 25 закона «О безопасности дорожного движения»);
- уровень образования (уровень профессиональной подготовки для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов, транспортных средств, оборудованных устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов, осуществляющих перевозку пассажиров или грузов в международном сообщении, а также иные требования к уровню образования, внесённые работодателем в должностную инструкцию водителя);
- опыт работы.
Категории водительского удостоверения должны соответствовать ряду требований (таблица 1).
Таблица 1. Категории водительских удостоверений
Транспортное средство | Категория водительского удостоверения |
Легковые автомобили (легковые такси) | «В», «BE» |
Грузовые автомобили | «С», «СЕ» и подкатегории «С1», «С1E» |
Автобусы | «D», «DE» и подкатегории «D1», «D1E» |
Требования к опыту работы предъявляются для некоторых категорий водителей (таблица 2).
Таблица 2. Требования к опыту работы и стажу водителей в зависимости от категории
Вид транспорта | Опыт работы (стаж) водителя |
Легковое такси | Не менее трёх лет |
Автобусы, осуществляющие организованную перевозку групп детей | Стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года из последних двух лет |
Транспортные средства, перевозящие пассажиров в международном сообщении | Непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года |
Транспортные средства, осуществляющие перевозку опасных грузов | Непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года |
Тяжеловесные или крупногабаритные транспортные средства | Общий стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее пяти лет, из которых не менее одного последнего года — в качестве водителя грузового автомобиля |
Транспортные средства, сопровождающие тяжеловесные или крупногабаритные транспортные средства | Стаж работы в качестве водителя тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства не менее одного года |
Для прочих категорий водителей требования не установлены. Однако внести в должностную инструкцию необходимые требования может сам работодатель.
Нанимаемый на работу водитель должен пройти медосмотр. А после приёма на работу водителя необходимо проинструктировать.
Профотбор водителей: три изменения 2021 года
Изменения коснулись профессионального отбора водителей. Он, как и прежде, состоит из двух этапов:
- подтверждение соответствия предоставленных водителем документов Профессиональным и квалификационным требованиям (осталось без изменений);
- испытание.
- «Испытание» пришло на смену термину «стажировка». Срок испытания фактически устанавливает работодатель. Но при выборе срока нужно руководствоваться требованиями статьи 70 ТК РФ, устанавливающей максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.
- Появился лист испытаний. Он содержит следующие сведения:
- номер листа испытаний;
- ФИО водителя;
- дата и время прохождения, испытательный период;
- сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
- ФИО водителя-наставника;
- заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.
- Больше не требуется оформлять лист собеседования. Также в новом порядке отсутствует требование о проведении собеседования.
Если ваша организация нанимает на работу водителей, стоит ознакомиться с полным текстом Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Обо всех новых требованиях расскажем на семинаре «Труд водителей в 2021 году».
Рабочее время, время отдыха и условия труда водителя: изменения с 2021 года (приказ Минтранса)
До конца 2020 года организацию работы водителей регулирует приказа Минтранса России от 20.08.2004 № 15. Однако с 2021 года он перестаёт действовать, так как попал под т. н. регуляторную гильотину и ему на смену принят новый приказ Минтранса «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей».
Как и ранее действовавший документ, новый приказ утверждён для реализации положений ст. 329 ТК РФ, согласно которой режим рабочего времени водителей определяет соответствующее федеральное ведомство.
Действие новых особенностей организации труда и отдыха от Минтранса распространяется на всех водителей, работающих по трудовому договору в организациях или ИП. При этом сделано уточнение: ИП, самостоятельно управляющие своими машинами, так же обязаны соблюдать требования нового приказа Минтранса с 2021 года.
Управление автомобилем в обязательном порядке должно быть включено в должностные обязанности сотрудников, которые подпадают под приказ Минтранса.
По-прежнему действие положений Приказа не применяют:
- к водителям на междугородних рейсах;
- к сотрудникам. управляющим аварийно-спасательными и пожарными машинами;
- к водителям автомобилей, оказывающих медпомощь при чрезвычайных ситуациях.
С 2021 года действие приказа Минтранса не распространяется на следующие категории транспортных работников:
- водителей легковых служебных автомобилей госструктур;
- водителей, занятых перевозками внутри территории компании и не выезжающих на дороги общего пользования;
- водителей легковых автомобилей ведомственной охраны;
- армейских водителей;
- водителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
В результате, сфера применения приказа Минтранса конкретизирована: в него помимо работников компании добавлены индивидуальные предприниматели, самостоятельно занимающиеся перевозками. Вместе с тем, выведены из области применения приказа водители, трудящиеся на территории компании, а также занятые в различных госорганах.
Регулирование продолжительности рабочего дня водителей с 2021 года
При сохранении положения об установлении нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени, равной 40 часам, в новом приказе Минтранса нет положений, предписывающих работать строго по 8 или 7 часов в неделю. То есть, количество рабочих дней в неделю и их продолжительность могут меняться – при условии, если соблюдена указанная еженедельная норма времени.
Сохранена возможность введения суммированного учета рабочего времени. При этом учетный период по-прежнему должен составлять не более 1 месяца, а в отдельных случаях, когда сделать это не представляется возможным, – не более 3-х месяцев.
В новом приказе Минтранса с 2021 года исключена возможность установления учетного периода в 6 месяцев для перевозок пассажиров в курортной местности и при сезонных перевозках.
По сути, неизменной осталась разрешенная длительность рабочего дня для суммированного учета:
- до 10 часов – в обычных условиях;
- до 12 часов – на городских и пригородных автобусных маршрутах;
- до 12 часов – для водителей системы здравоохранения, телефонных, телеграфных служб, учреждений связи, при перевозке руководителей организаций, телевизионных служб и инкассаторских автомобилей, такси, а также вахтовых бригад.
Также сохранена возможность увеличения максимальной длительности рабочего дня на 2 часа – то есть до 12 часов. При условии:
- необходимости завершения перевозки;
- следования к месту стоянки.
В новом приказе Минтранса с 2021 года не предусмотрено ежемесячное составление графика сменности для водителей городского и пригородного сообщения.
Рабочее время водителя и порядок разделения его на части с 2021 года
Рабочий день водителя в новом приказе Минтранса с 2021 года так же включает в себя периоды непосредственного вождения и время специальных перерывов для отдыха водителя. Однако есть и некоторые отличия.
С 2021 года расширен перечень видов деятельности, не относящихся к непосредственному управлению автомобилем, но включаемых в рабочее время. Так, отдельно введена категория рабочего времени, не связанного с управлением, которая включает:
- подготовительно-заключительное время;
- периоды прохождения медосмотров;
- простои не по вине работника;
- время ремонта автомобиля;
- иные периоды, предусмотренные законодательством, трудовым и коллективным договором.
Таким образом, с 2021 года рабочий день водителя включает открытый перечень видов занятости, не связанных с вождением. Он определяется достигнутыми нанимателем и работником договоренностями. Кроме того, сняты ограничения на зачет в рабочее время периодов:
- охраны груза;
- присутствия на рабочем месте в качестве второго водителя.
С 2021 года допустимо разделение рабочей смены водителя на части с его согласия. В 2020 году и ранее это было возможно только для водителей служебных автомобилей федеральных служащих, а также занятых управлением автобусами на городских и пригородных маршрутах.
В результате список сотрудников, занятых вождением транспортного средства, для которых можно применять подобный метод организации труда, с 2021 года расширен.
Кроме того, с 2021 года появилось четкое разграничение максимальной длительности перерыва, устанавливаемого между частями смены:
- для водителей, трудящихся на пассажирских перевозках – не более 3-х часов;
- для прочих водителей – не более 5 часов.
Указанные временные разрывы между частями трудового дня в рабочее время не включают. Они должны быть предоставлены не позднее чем через 5 часов после начала смены.
Важно
В новом приказе Минтранса с 2021 года исключена норма о сверхурочной работе. Таким образом, к водителям будут применять общие правила привлечения к ней, закрепленные в ТК РФ.
Ненормированное время водителей и длительность управления автомобилем с 2021 года
По-прежнему действует ограничение, позволяющее применять ненормированный рабочий день только:
- к водителям легкового транспорта (кроме такси);
- водителям, участвующим в геолого-разведочных и топографо-изыскательских работах.
Для водителей иных транспортных средств этот режим недоступен. Сам вопрос регулирования продолжительности управления автомобилем с 2021 года дополнен. Вот сравнение:
ПРИКАЗ МИНТРАНСА ОТ 20.08.2004 № 15 | НОВЫЙ ПРИКАЗ МИНТРАНСА С 2021 ГОДА |
Не более 9 часов в смену, а при движении в горной местности, перевозке крупногабаритных и длинномерных грузов – не более 8 часов. Увеличение времени управления до 10 часов возможно только при суммированному учете рабочего времени. |
Не более 9 часов в смену с возможностью увеличения не более чем до 10 часов, но не более 2-х раз в течение календарной недели |
Общее время непосредственного управления автомобилем не должно быть более 56 часов в неделю и не более 90 часов за 2 календарных недели | |
Превышение общего времени управления автомобилем в день допустимо не более чем на 1 час – для следования к месту стоянки, пункту назначения или месту отдыха |
Регулирование времени отдыха водителей с 2021 года
С 2021 года еженедельный отдых водителя не может быть менее 45 часов. Он увеличен в сравнении с прежним документом Минтранса на 3 часа.
Вместе с тем, работодатель может сокращать время еженедельного отдыха до 24-х часов – 1 раз в течение 2-х идущих подряд недель. Но впоследствии он обязан компенсировать этот отдых.
В течение 3-х недель после недели с увеличенным временем работы ему нужно присоединить 24 часа к еженедельному отдыху либо 3 раза по 9 часов к ежедневному отдыху.
Ежедневный отдых должен быть не менее двойной длительности смены (рабочего дня). Для суммированного учета отдых с 2021 года разрешено сокращать до 11 часов (до 12 часов в 2020 г. и до 11 – только при междугородних перевозках).
С 2021 года есть новые правила сокращения еженедельного отдыха, которых ранее не было:
- возможно сокращение отдыха до 9 часов, но не более 3-х раз в промежутке между двумя периодами еженедельного отдыха (т. е., как правило, не более 3-х раз в неделю);
- допустимо разделение ежедневного отдыха на части, первая часть которого составит не менее 3-х часов, а последняя – не менее 9 часов.
Важно
С 2021 года любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом.
Перерыв для отдыха и питания по-прежнему предоставляют в середине рабочего дня. Он может длиться от 30 минут до 2-х часов.
Увеличен до 4 часов 30 минут в смену период, по окончании которого водителю нужно предоставлять специальный отдых длительностью 45 минут.
При этом этот отдых может быть разбит на части, первая из которых должна быть не менее 15 минут, а вторая – не более 30 минут. Этот перерыв предоставляют, если он не совпадает с другими периодами ежесменного отдыха.
Что делать компаниям в связи с изменениями с 2021 года
Прежде всего, нужно проанализировать действующие в организации режимы работы и графики, скорректировать время еженедельного и ежедневного отдыха водителей. При необходимости – подготовить новые графики на 2021 год. Быть готовыми внести необходимые изменения в части времени работы и отдыха в правила внутреннего трудового распорядка.
Ненормированный рабочий день и оплата труда водителей
31 мая
8428
#CNT# data-template-html-inactive=В избранное #CNT#>
Рабочий день водителя сложно уложить в стандартные рамки. Часто приходится вводить ненормированный режим рабочего времени водителей автомобилей . Разберем, как организовать работу так, чтобы не пришлось платить штрафы.
Что нового появилось в трудовом законодательстве на этой неделе расскажет Валентина Митрофанова. Смотрите новый выпуск «Кадрового обзора». |
Правовому регулированию работы водителей посвящено несколько нормативных актов.
В Трудовом кодексе этому вопросу посвящена целая глава — 51-я. В ней три статьи:
- Статья 328 устанавливает правила трудоустройства.
- Статья 329 регламентирует рабочий график: продолжительность рабочего дня водителей, перерывы, периоды отдыха. В ней же сказано, что особенности условий труда шоферов регулируются Минтрансом.
- Статья 330 посвящена трудовой дисциплине работников, связанных с управлением транспорта.
Штрафные санкции за ошибки в работе кадровика становятся все строже, а изменений в законодательстве — все больше. Пройдите дистанционный курс и вы сможете подготовиться к проверке, заранее определив возможные нарушения. |
Конкретные указания по формированию и соблюдению режима труда и отдыха водителей содержатся в Приказе Минтранса РФ от 16 октября 2020 г. № 424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей». Это основной документ в практической работе с водителями.
Приказ вступил в силу 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Данный документ устанавливает особенности режима рабочего времени водителей автомобилей, когда это входит в их должностные обязанности и водителей-ИП, самостоятельно управляющих транспортным средством.
Приказ исключает следующие категории водителей:
- обслуживающих органы госвласти и местного самоуправления на служебных легковых автомобилях;
- работающих на международных перевозках;
- не выезжающих на дороги общего пользования, передвигающихся только в границах предприятия;
- легковых автомобилей ведомственной охраны, пожарных и аварийно-спасательных ,включая скорую помощь, машины, задействованные в ликвидации последствий либо предупреждении ЧС;
- автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,
- водителей-военнослужащих при исполнении ими военных обязанностей.
Для всех остальных водителей, с которыми заключен трудовой договор, выполнение норм Положений Минтранса обязательно. Чтобы уберечь свою компанию от штрафов, убедитесь, что локальные акты отвечают действующему законодательству. Особое внимание уделите:
|
Продолжительность рабочего времени водителя устанавливается в соответствии с этими нормативами:
- максимальное рабочее время водителя не должно превышать 40 часов в неделю;
- по аналогии с предыдущим пунктом максимальный рабочий день водителя в течение 24 ч. — 9 ч. с возможным увеличением до 10 часов, но не чаще двух раз в неделю;
- это время водитель может увеличить на два часа, чтобы доехать до стоянки или закончить поездку.
Отдых после смены длится не менее 11 часов, время отдыха водителей между сменами можно сократить максимум на 2 часа и не более трёх раз в неделю.
Из-за особенностей профессиональной деятельности многие водители не могут работать по такому же графику, как большинство трудоустроенных граждан.
В пункте 14 Положения Минтранса сказано, что ненормированный рабочий день (НРД) можно установить водителям, которые:
- Управляют легковыми авто, кроме такси.
- Трудятся в полевых условиях: на топографо-геодезических работах, в составе экспедиций, на геологоразведочных станциях.
При этом смены надо планировать так, чтобы их число и длительность смен должно отвечать законодательно установленным нормам продолжительности рабочей недели.
Еженедельный отдых следует предоставлять на общих основаниях.
Важно! Из пункта 14 следует, что ненормированный день можно вводить далеко не для всех: водителям грузовиков, автобусов, такси устанавливать такой график нельзя. |
Определение ненормированному рабочему дню дано в статье 101 ТК РФ. Это особый график, согласно которому некоторые сотрудники могут периодически привлекаться к работе вне установленной для них продолжительности рабочего времени.
Перечень должностей, к которым применим такой график, следует закрепить документально: в ЛНА или коллективном договоре. Также надо прописать эту особенность режима в трудовом договоре. Учтите мнение профсоюза, если он у вас есть.
Что делать с теми, кому нельзя установить НРД? Организовать работу по нормальному графику, а если это невозможно — ввести суммированный учет рабочего времени. При этом надо строго соблюдать режима труд и отдыха.
Важно! Оформление Раньше за нарушение режима труда и отдыха штрафовали только водителей, которые «попались». Но с ноября 2019 года ответственность несут и работодатели. Это следует из статьи 11.23 КоАП. Также на работодателях лежит обязанность прописать режим в локальных актах и трудовых договорах. |
Далее поговорим подробнее о том, как учитывать рабочее время водителей и как оплачивать их работу, если день ненормированный.
Важная особенность работы с ненормированным днем в том, что работодатель заранее предупреждает соискателя о таком графике и оговаривает соответствующую зарплату. То есть оплата труда водителя, который согласился на оговоренные условия, уже прописана в трудовом договоре и не предусматривает дополнительных выплат за ненормированность.
Оформляя новичков, обратите их внимание на этот момент. Так вы снизите вероятность недоразумений в будущем.
Если оплата ненормированного рабочего дня водителя остается на усмотрение работодателя, то о компенсациях заботится Трудовой кодекс. Статьей 119 предусмотрен дополнительный оплачиваемый отпуск для работающих с ненормированным графиком. Минимум 3 дня. При желании работодатель может предложить больше, но меньше — это нарушение.
Работникам, которые не использовали допотпуск, его можно компенсировать деньгами, потому это период сверх минимальных 28 дней. Чтобы получить деньги, водитель должен написать заявление на компенсацию. Получится своеобразная доплата за ненормированный рабочий день.
Помните! В рамках трудового права ненормированный день означает возможность отклоняться от нормы иногда. Если это будет происходить постоянно, ГИТ усмотрит нарушение. Кроме того, работодателю придется доплатить за сверхурочную работу. |
Вопрос о дробления трудового дня возникает довольно часто. Например, водитель обслуживает утреннюю и вечернюю смены, а днем работы для него нет.
Случается, эту ситуацию считают частным вариантом ненормированного графика, но это ошибка. Поскольку описанный распорядок действует ежедневно, он не попадает под определение из статьи 119 ТК РФ и указывать в договоре водителя ненормированный рабочий день нельзя.
А вот делить день — можно. Правда, не всем, а только тем, кто перечислен в Положении Минтранса. С августа 2019 года список этих категорий расширился, теперь в нем:
- Водители городских и пригородных автобусов — пункт 13 Положения.
- Шоферы, работающие на легковых авто и персонально закрепленные для обслуживания должностных лиц федерального и региональных уровней — пункт 13.1 Положения.
Общие принципы разделения таковы:
- Необходимо оформить согласие водителя на такой режим.
- Перерыв между частями рабочего дня должен наступать не позже, чем через 5 часов после начала работы.
- Время обеденного перерыва не включается в период отдыха между частями рабочего дня.
- Суммарное время работы должно укладываться в нормальную продолжительность рабочего времени.
Важно! Пункт 23 Положения дает уточнения по оплате труда водителей в бюджетных организациях. Если персонального водителя, рабочий день которого разделен, приходится привлекать к работе, это считается сверхурочным трудом и должно быть отдельно оплачено. |