Кто наделен полномочиями по привлечению к административной ответственности за нарушение режима повышенной готовности

Новости и аналитика Новости Вс рф разъяснил, кого и в каком порядке надо привлекать к административной ответственности за нарушение самоизоляции Популярно

Кто наделен полномочиями по привлечению к административной ответственности за нарушение режима повышенной готовности

Президиум Верховного Суда Российской Федерации вчера опубликовал в соответствующем Обзоре ответы на вопросы судов о применении административного, гражданского и уголовного законодательства, а также о течении процессуальных сроков в условиях действия в России принятых мер по борьбе с новой коронавирусной инфекцией. По административному законодательству на насущные вопросы о том, в каких же случаях подлежат привлечению к ответственности граждане, ИП и юрлица по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП, а в каких – по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ ВС РФ разъяснил следующее.

Правонарушение по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или в зоне ЧС, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

 Упомянутые правила поведения утверждены постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417 на основании ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ).

При этом органы госвласти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные обязательные для исполнения на территории соответствующего региона правила поведения (п. 6 ст. 4.1, ч. 1 ст. 11 Закона № 68-ФЗ). Для наглядности приведен пример Москвы. Так, по ч. 1 ст. 20.6.

1 КоАП РФ подлежат квалификации действия:

  • граждан, которые не соблюдают требования, установленные указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности», по приостановлению посещения территорий общего пользования (парков, музеев-усадеб и т. д.), граждан, нарушивших социальную дистанцию в общественных местах, или режим самоизоляции;
  • ИП или юрлиц, выразившиеся в нарушении требований названного указа, о временном приостановлении деятельности.

В то же время необходимо учесть, если гражданин нарушил подп. 2.3 п. 2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 г.

№ 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», которым предписана 14-дневная изоляция в домашних условиях лиц, прибывших на территорию России из других стран, и, помимо этого, к примеру, в этот период он не соблюдал требование указа Мэра Москвы о приостановлении посещения гражданами территорий общегородского значения, то такие действия подпадают под действие ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и невыполнения установленных предписаний органа санэпиднадзора. То есть, ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ является по отношению к ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ специальной и влечет назначение более строгого наказания.

Кроме того, поскольку новая коронавирусная инфекция внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, соответственно, по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение санитарного законодательства подлежат административной ответственности лица:

  • с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания;
  • прибывшие на территорию РФ, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции;
  • находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания или с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания;
  • уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания;
  • нарушающие санитарно-противоэпидемический режим.

Следует учесть, что при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица санэпиднадзора наделены полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных, представляющих опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медосмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (п. 2 ст. 50, п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Таким образом, закон допускает медицинское вмешательство, а также принятие изоляционных мер различного характера в отношении названных лиц.

Подчеркивается, что назначенное наказание по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ и по ч. 2 ст. 6.

3 КоАП РФ должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Относительно назначения такого административного наказания как предупреждение, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, ВС РФ пояснил, что оно может быть назначено любому субъекту административного правонарушения (гражданину, должностному лицу, ИП, юрлицу) в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Существует различие в том, кто уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях:

При общей характеристике длящегося характера правонарушений, тем не менее сроки давности привлечения к ответственности также отличаются. По ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ такой срок составляет 3 месяца и исчисляется с момента обнаружения правонарушения. По ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ лица подлежат привлечению к ответственности в течение одного года с момента обнаружения такого правонарушения.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6.1 и ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, подлежат рассмотрению судьями районных судов по месту совершения (то есть выявления) таких правонарушений.

В случае если проводилось административное расследование по делу, то оно подлежит рассмотрению судом по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. Следует учитывать, что категория дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 6.

3 КоАП РФ, может быть рассмотрена с использованием систем видеоконференц-связи (ст. 29.14 КоАП РФ).

Что касается даты вступления в силу постановления об административном правонарушении в условиях объявленного в стране режима нерабочих дней, ВС РФ полагает, что если окончание срока обжалования такого постановления приходится на день, объявленный нерабочим, следует учитывать, что постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано (ст. 4.8, ст. 30.3, ст. 31.1 КоАП РФ). В этой связи если окончание срока обжалования постановления приходится на день, объявленный нерабочим указами Президента РФ от 25 марта 2020 г. № 206 и от 2 апреля 2020 г. № 239, последний день такого срока на следующий рабочий день не переносится, и постановление вступает в законную силу на следующий день по истечении названного срока.

При этом ВС РФ напомнил, что в случае пропуска срока обжалования допускается возможность его восстановления судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу по соответствующему письменному ходатайству лица (ч. 2 ст. 30.

3 КоАП РФ), которое может содержаться и в тексте жалобы.

В качестве уважительных причин пропуска срока могут быть признаны обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы, например, нахождение лица на лечении в стационаре, применение к лицу изоляционных мер различного характера и т. д.

Административная ответственность за нарушение карантина и режима самоизоляции – как с этим жить?!

Кто наделен полномочиями по привлечению к административной ответственности за нарушение режима повышенной готовности

01.04.2020 вступили в силу изменения в КоАП, теперь за нарушение карантина и режима самоизоляции грозит административная ответственность.

Что изменилось:

  1. Статья 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия дополнена двумя составами:

ч.2 ст.6.3 КоАП РФ – нарушение санитарных правил в период ЧС или карантина либо невыполнение требований о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Нарушение предусматривает ответственность в виде штрафа:

  • граждан — от 15 тыс. до 40 тыс. руб.;
  • должностных лиц — от 50 тыс. до 150 тыс. руб.;
  • лиц, занимающихся предпринимательством без образования юрлица, — от 50 тыс. до 150 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • юрлиц — от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на тот же срок.

ч.3 ст.6.3 КоАП РФ – те же действия (бездействие), которые повлекли причинение вреда здоровью или смерть человека, но при отсутствии признаков преступления влекут более строгие наказания.

Осуществляют контроль: полиция, Роспотребнадзор, строительный надзор (п.1 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ, п.19 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ, п. 70 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ)

Дела об административном правонарушении рассматривают районные суды (ст.23.1 КоАП РФ).

За что могут наказать бизнес:

Транспортные компании/такси (операторы каршеринга, таксомоторные компании и агрегаторы):

  • за непроведение предрейсовых осмотров водителей;
  • за необеспечение водителей одноразовыми масками, дезинфицирующими средствами, кожными антисептиками;
  • за непроведение влажной уборки салона транспорта и профилактической дезинфекции ручек дверей, поручней, подлокотников кресел, частей спинок.

ЖКХ: за непроведение или некачественное проведение дезинфекционных мероприятий в местах общего пользования многоквартирных жилых домов;

Читайте также:  О влиянии исключения из реестра требований на требование погашенного кредитора

Объекты общественного питания (перепрофилированные на доставку готовой еды): за непроведение или некачественное проведение дезинфекционных мероприятий, нарушение специального режима по обработке помещений, столовой посуды и инвентаря.

По всем указанным требованиям имеются соответствующие предписания санитарного врача, следовательно, их несоблюдение приведет к ответственности по ч.2, ч.3 ст.6.3 КоАП РФ. При этом проверка юрлиц может быть проведена в любой момент в рамках мониторинга, без какого-либо предварительного извещения.

За что могут наказать физ.лицо:

Наказать могут тех граждан кому были выданы постановления Роспотребнадзора о изоляции, т.е. заболевшие/контактные лица/лица, прибывшие из неблагополучных стран. Несоблюдение указанного требования приведет к ответственности по ч.2, ч.3 ст.6.3 КоАП РФ.

И здесь остается открытым вопрос насколько правомерно составление протокола за нарушение установленных местными властями правил «отсидки дома — самоизоляции» по ст.6.3 КоАП РФ.

По моему мнению, правовым обоснование правонарушения по данной статье должна быть ссылка на конкретное требование к гражданину или на правила, действующие в период карантина. Но по состоянию на 09.04.2020 на карантин отправлены только граждане из групп риска и прибывших из неблагополучных стран.

Нарушение режима самоизоляции можно квалифицировать по ст. 20.6.1 КоАП РФ, но сотрудники полиции по данной статье не имеют право составлять протоколы или если правонарушение совершено в столице, то по ст.3.18.1 КоАП г. Москвы.

  1. Глава 20 КоАП РФ дополнена ст. 20.6.1, устанавливающей ответственность за невыполнение правил поведения при ЧС или угрозе ее возникновения.

соответственно ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность в виде предупреждения или наложение административного штрафа:

  • граждан – от 1 до 3 тыс.руб;
  • должностных лиц — от 10 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юр.лица, — от 30 тыс. до 50 тыс.руб.;
  • на юр.лиц — от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

ч.2 ст. 20.6.1 КоАП РФ те же действия (бездействие), которые повлекших причинение вреда здоровью человека или имуществу, либо совершенные повторно, влекут более строгие наказания. 

Осуществляют контроль:

  • Органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (п.18 ч.5 ст.28.3 КоАП РФ)
  • Органы исполнительной власти (ч.6.4 ст. 28.3 КоАП РФ, Указ Мэра Москвы от 04.04.2020 N 40-УМ).

Важно: исходя содержания ст.28.3 КоАП РФ сотрудники полиции, ГИБДД, дружинники — не вправе составлять протоколы по ст. 20.6.1 КоАП РФ, следовательно они имеют право Вас остановить проверить документы и дать разъяснения о необходимости соблюдения режима изоляции.

Дела об административном правонарушении рассматривают районные суды (ст.23.1 КоАП РФ).

За что могут наказать по этой статье: за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности. В правовое обоснование нарушения войдут в том числе правила определенные органами власти и указания главного санитарного врача соответствующего региона.

  1. Глава 3 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях дополнена ст.3.18.1 (нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности).

Статья 3.18.1. КоАП г. Москвы предусматривает нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы.

ч.1 ст.3.18.1 неисполнение требований о временной приостановке проведения мероприятий, а также работы объектов розничной торговли, общественного питания и т.д.

  • должностных лиц — от 30 тыс. до 40 тыс. рублей
  • юрлиц — от 200 тыс. до 300 тыс. рублей.

ч.2 ст.3.18.1 невыполнение гражданами требований, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности, в том числе необеспечение режима самоизоляции

  • для граждан – 4 тыс. рублей.

Если указанное правонарушение совершено гражданином на транспорте, то правонарушение квалифицируется по ч.4 ст.3.18.1 и наказывается штрафов в размере 5 тыс. рублей.

ч.3 ст.3.18.1 действия (бездействие), указанные выше, совершенные повторно влекут более строгие наказания.

Дела об административном правонарушении рассматриваются органом, составившим протокол об административном правонарушении: ОАТИ, ГКУ «Организатор перевозок», ГКУ «АМПП», Главное контрольное управление г. Москвы, МАДИ, полиции, в том числе полиции на транспорте (ст.16.3 КоАП г. Москвы).

Интересные факты по ст. 3.18.1. КоАП г. Москвы, о которых стоит знать:

  1. Правонарушение по данной статье может фиксироваться с использованием технологий электронного мониторинга нахождения гражданина в определенной геолокации, т.е. с уличных видеокамер, технических устройств и программного обеспечения, машин ЦОДД (п.1.1 ч.1 ст.16.6 КоАП г. Москвы).

В этом случае правонарушителю сразу на почту придёт постановление, т.е. рассмотрение дела проходит в ваше отсутствие и без составления протокола.

  1. Если правонарушение совершено на машине, то виновника ждет не только штраф, но и задержание авто с отправкой на штрафстоянку ч.4 ст.16.6 КоАП г. Москвы (Эвакуация легковой машины в Москве стоит от 3 400 до 7 600 тысяч рублей, штрафстоянка — 1 050 рублей в день).

Как уточнил Мэр в данном случае речь идет о тех москвичах, которые имеют подтвержденный диагноз, контактировали с заболевшими или вернулись из заграничных поездок (https://www.mos.ru/mayor/themes/2299/6431050/)

В виду активного применения мер ответственности за нарушения режима самоизоляции работодателю необходимо правильно обеспечить присутствие сотрудника на рабочем месте.

  1. Работодатель обязан утвердить приказ со списком сотрудников, нахождение которых на рабочем месте необходимо.
  2. Выдать сотрудникам справку. Она составляется в свободной форме и должна содержать: ФИО, должность сотрудника, место работы и ссылку о вхождении работодателя в список непрерывно действующих организаций.

Также Московским компаниям не стоит забывать, что в соответствии с в Указом Мэра Москвы от 04.04.2020 N 39-УМ необходимо направить уведомление по форме о количестве очно работающих сотрудников на эл.почту: organization_size@mos.ru

Для обоснования правомерности нахождения на улице гражданину необходимо предъявить паспорт и справку.

Правовые основания введения ограничительных мер для граждан в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), административная ответственность за их нарушения

Вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду урегулированы Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – «Федеральный закон № 52-ФЗ»).

  • В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 52-ФЗ законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из федерального законодательства, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
  • Согласно статье 31 Федерального закон № 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) могут вводиться на всей территории Российской Федерации, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
  • Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.

Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г.

№ 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-2019» обеспечение разработки и реализации комплекса ограничительных и иных мероприятий предписано высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции.

Таким образом, ограничительные мероприятия с учетом положений Федерального закона 52-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239, постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 г.

№ 529 «Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор», постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

  1. Следует учесть, что в соответствии со ст.10 Федерального закона № 52-ФЗ граждане обязаны:
  2. выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
  3. заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей;
  4. не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
  5. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в 2020 году принят ряд постановлений, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции:
  6. Так, постановлением от 13 марта 2020 г. № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019» было поручено высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) обеспечить соблюдение противоэпидемического режима в образовательных организациях (с возможностью обеспечения перехода на дистанционное обучение), ограничение проведения массовых мероприятий;
Читайте также:  Премия через суд: когда работодатель обязан компенсировать работнику ее задержку

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г.

№ 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» предусмотрена обязанность российских граждан, возвращающихся на территорию РФ воздушным транспортом, заполнять анкету прибывающего на территорию Российской Федерации до вылета в Российскую Федерацию (но не позднее регистрации на рейс), а также обязанность пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР в течение трех календарных дней со дня прилета, с размещением информации о результате такого исследования в Едином портале государственных и муниципальных услуг. При этом такие граждане до получения результатов обязаны соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания), а также в  случае появления любого ухудшения состояния здоровья в течение четырнадцати календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации незамедлительно обращаться за медицинской помощью по месту жительства (пребывания) без посещения медицинских организаций.

Указанным постановлением всем иностранным гражданам (лицам без гражданства), прибывающим регулярными рейсами на территорию Российской Федерации, предписано заполнять на борту воздушного судна анкету по прилагаемой форме на английском или русском языке; представлять сведения об отрицательном результате исследования материала на COVID-19 методом ПЦР, отобранного не ранее чем за три календарных дня до прибытия на территорию Российской Федерации. При этом в случае отсутствия у них медицинского документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования, то такие граждане обязаны в течение трех календарных дней пройти лабораторное обследование на территории Российской Федерации методом ПЦР.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 марта 2020 г.

№ 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», кроме уточнения мер, которые должны приниматься на уровне субъектов Российской Федерации, для граждан введено такое ограничение, как соблюдение дистанции до других граждан не менее 1 метра, в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси», а для иностранных граждан и лицам без гражданства, прибывающим в целях осуществления трудовой деятельности — выполнение требования по изоляции сроком на 14 календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 г.

№ 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» предписано лицам, находящимся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.

Меры, предусмотренные Федеральным законом № 52-ФЗ, могут быть дополнены ограничениями в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

С 1 апреля 2020 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно которым:

  • расширено определение чрезвычайной ситуации, и теперь, в понятие «чрезвычайная ситуация» включается обстановка, сложившаяся в результате распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих;
  • органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями устанавливать с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;
  • граждане Российской Федерации обязаны выполнять установленные в соответствии с Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г.

№ 417 были утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, которые предусматривают, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4).

Таким образом, с учетом вышеназванных положений действия (бездействие) граждан, выражающиеся в нарушении санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут административную ответственность по части 2 статьи 6.3 КоАП, с наложением административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В случае совершения таких действий, повлекших причинение вреда здоровью человека или смерть человека, и эти действия не содержат уголовно-наказуемого деяния, то наступает ответственность по части 3 статьи 6.3 КоАП, с наложением административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

В свою очередь, невыполнение гражданами предусмотренных правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует возникновение чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации влечет для них  административную ответственность по части 1 статьи 20.6.1 КоАП, которая влечет для граждан предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.

 Правовой отдел МВД по Республике Саха (Якутия)

Опубликован перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы о невыполнении правил поведения при ЧС

Правительство РФ опубликовало Распоряжение от 12 апреля № 975-р, которым утвердило перечень должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая ораны исполнительной власти субъектов Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Данной нормой Кодекса за невыполнение правил поведения при ЧС или угрозе ее возникновения предусмотрен административный штраф для граждан в размере от 1000 до 30 тыс. руб., для должностных лиц – от 10 тыс. до 50 тыс. руб., для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, – от 30 тыс. до 50 тыс. руб., для юрлиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

За действия (бездействие), повлекшие причинение вреда здоровью или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 6.3 КоАП, если они не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.

1, установлены следующие санкции: штраф для граждан в размере от 15 тыс. до 50 тыс. руб.; для должностных лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. руб. или дисквалификация на срок от года до трех; для ИП и юрлиц – от 500 тыс. до 1 млн руб.

или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В соответствии с поправками, внесенными в Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях 1 апреля 2020 г.

, неисполнение требований о временной приостановке проведения мероприятий с очным присутствием граждан, а также работы объектов розничной торговли, организаций (предприятий) общепита, оказания услуг с посещением гражданами таких объектов, организаций (предприятий) влечет штраф для должностных лиц в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб.; для юрлиц – от 200 до 300 тыс. руб.(ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы).

Невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов г. Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города, в том числе нарушение режима самоизоляции, влекут штраф в размере 4000 руб., а с использованием транспортного средства – 5000 руб.

В случае повторного нарушения указанных выше требований штраф составит: для граждан – 5000 руб., для должностных лиц – от 40 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических лиц – от 300 до 500 тыс. руб.

Правительство утвердило правила поведения граждан и организаций при введении режима ЧСПравила введены в соответствии со ст. 10 Закона о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Как ранее писала «АГ», 2 апреля председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление об утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной боевой готовности или ЧС. Правила были введены в соответствии со ст. 10 Закона о защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Согласно утвержденному перечню правом составлять протоколы о правонарушениях по ст. 20.6.

Читайте также:  Декретными пособиями работниц владелица салона красоты заплатила налоги

1 КоАП наделяются министр РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации стихийных бедствий и его заместители; руководители структурных подразделений, их заместители, а также должностные лица органов полиции, МЧС России, Росгвардии, федеральной противопожарной службы и органов ведомственной охраны, подведомственной Росжелдору.

Данными полномочиями также наделяются председатели комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также руководители профессиональных аварийно-спасательных формирований госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос», профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов РФ, в том числе созданных органами местного самоуправления, и иных органов, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

По мнению адвоката Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов Никиты Тарасова, с учетом недавних изменений в КоАП принятие данного распоряжения представляется логичным.

Так, пояснил он, п. 18 ч. 5 ст. 28.3 КоАП, введенным в действие Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 99-ФЗ, к лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.

1 Кодекса, были отнесены должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Указанной нормой также было установлено, что перечень должностных лиц этих органов, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Федерации, утверждается Правительством РФ.

Кроме того, п. 6.4 ч. 5 ст. 28.3 КоАП (также введенным в действие с 1 апреля) к перечню лиц, имеющих право составлять протоколы по ст. 20.6.1 КоАП, были отнесены и должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, перечень которых должен утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Федерации.

«Как видится, на практике принятие данного распоряжения, учитывая введение на территории России режима повышенной готовности, приведет к тому, что число лиц, привлекаемых к ответственности по ст. 20.6.1 КоАП, значительно возрастет», – отметил Никита Тарасов в комментарии «АГ».

Управляющий партнер АБ «Беков, Исаев и партнеры» Якуб Беков оценил распоряжение как подзаконный акт, принятый во исполнение требований Закона о ЧС. «Правоприменительную практику по данной статье КоАП мы еще только увидим.

В то же время, учитывая предыдущий опыт, в том числе свой личный опыт взаимодействия с органами полиции в части применения ими положений КоАП, составления материалов об административных правонарушениях, соблюдения сроков и порядка привлечения к административной ответственности тех или иных лиц, – можно предположить, что в половине случаев будут допускаться такие нарушения, которые не позволят судам, рассматривающим соответствующие дела, привлекать нарушителей к ответственности. То есть либо объективная сторона правонарушения вообще будет отсутствовать, либо будут иметь место дефекты доказательственной базы», – считает он.

Как отметил руководитель юридической службы «Апология протеста» Алексей Глухов, изначально по ст. 20.6.1 КоАП протоколы могли составлять только сотрудники МЧС и региональные чиновники. Сотрудников полиции в их числе не было.

«Это привело к тому, что полиция в регионах стала массово оформлять нарушителей режима самоизоляции по более жесткой статье – 6.3 КоАП, а именно ч. 2, предусматривающей наказание от 15 до 40 тыс. руб.

Тысячи дел по стране были возбуждены необоснованно, сотни из них уже рассмотрены с назначением многотысячных штрафов за поход в магазин, банк и за прочие формальные отступления от региональных ограничений», – пояснил он.

В то же время, подчеркнул эксперт, применение ст. 6.3 КоАП невозможно без персонального предписания со стороны Роспотребнадзора. «Правоприменительная практика стала меняться лишь с прошлой недели, – добавил он. – Теперь в регионах привлекают по ст. 20.6.

1 КоАП, и если ранее для составления протокола полицейскому необходимо было ходить вместе с чиновником, то сейчас любой полицейский вправе составить протокол по ст. 20.6.1. Для Москвы эта ситуация менее применима в связи с возможностью назначения штрафа от 4000 до 5000 руб.

согласно ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы».

Алексей Глухов также отметил, что власти Москвы ранее заключили соглашение с федеральным правительством и делегировали право на составление протоколов по московской статье полицейским.

«Из этого можно сделать вывод, что исполнительные органы власти в России оказались неспособны обеспечить конвейерное составление протоколов на нарушителей режима самоизоляции и предпочли отдать эту функцию полиции», – подытожил он.

За нарушение режима повышенной готовности при коронавирусе могут привлечь к административной ответственности

В КоАП РФ Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ введена ст. 20.6.1 из-за пандемии коронавируса. По сути, это крайняя мера, которая позволяет сократить число нарушителей режима самоизоляции.

Статья 20.6.

1 КоАП РФ устанавливает администратцвную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.

3 настоящего Кодекса и предусматривает санкции для граждан в виде предупреждения или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. Совершение данных действий (бездействия), повлекших причинение вреда здоровью человека или имуществу, либо совершенные повторно, влекут более строгие наказания.

Правительство Российской Федерации на основании подпункта «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г.

N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417.

  • В частности, Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ( в Красноярском крае – Губернатор Красноярского края) принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
  • ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Когда в регионах России действует режим повышенной готовности, то в этот период граждане, ИП и организации обязаны соблюдать режим самоизоляции.

Он может предусматривать: приостановку деятельности большинства организаций и ИП; запрет для граждан покидать собственные жилища без крайней необходимости (поэтому в регионах действует период нерабочих дней с сохранением заработной платы и пропускной режим); продолжение организациями, обеспечивающими нормальную жизнедеятельность населения, функционирования в штатном режиме (медицина, аптеки, ЖКХ, МЧС и тд).

В Красноярском крае с 13 марта 2020 года действует масочный режим как одна из мер, направленная против распространения коронавируса COVID-19.

Таким образом, граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.

1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, установленных указами Губернатора Красноярского края.

Заместитель прокурора района советник юстиции О.В. Владимирова

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *