Когда штраф невозможно оплатить за счет средств бюджетной организации

15.07.2016
 4499

Когда штраф невозможно оплатить за счет средств бюджетной организации

Экономическая коллегия Верховного суда РФ 14 июля разобралась в споре о порядке выплаты неустойки между бюджетным учреждением и частным. Ранее московские суды поставили в привилегированное положение ГБУ Москвы «Пансионат для ветеранов труда № 9» Департамента соцзащиты населения, с которого ООО «Лемонтаж» пытался взыскать неустойку за опоздание в оплате работ.

Конфликт между пансионатом и «Лемонтажом» разгорелся после того, как первый не расплатился со вторым за выполненные работы, в частности, за подготовку системы отопления к зиме и за замену трубопровода.

В сентябре 2013 года «Лемонтаж» отправил в Арбитражный суд семь исков о взыскании задолженности, неустойки (на дату подачи иска) и выиграл. Но исполнительные листы «Лемонтаж» предъявил заказчику не сразу, и к моменту погашения долга, по его мнению, неустойка выросла еще на 74 042 руб.

Добровольно перечислять ее пансионат отказался, и стороны вновь отправились в суды.

Однако арбитражный суд Москвы (Дмитрий Назаренков) взыскал только 52 262 руб., приняв контррасчет пансионата. Эта сумма набежала к моменту получения «Лемонтажом» исполнительных листов, а не к моменту получения им денег.

Причиной для перерасчета послужил статус должника как бюджетного учреждения, который, в свою очередь предполагает исполнение решения суда только по исполнительным документам (ст.242.1 Бюджетного кодекса).

А «истец, не предъявляя исполнительные листы, тем самым увеличивал период просрочки платежа ответчиком», решил суд.

Согласно ст.321 АПК у взыскателя есть три года, чтобы предъявить исполнительный лист ко взысканию, поэтому тот имеет право взыскать неустойку до уплаты должником задолженности без предъявления листа.

Однако в сложившейся же ситуации «неустойка может быть взыскана только до даты получения истцом исполнительного листа», посчитал суд первой инстанции.

Девятый арбитражный апелляционный суд (Владислав Тетюк, Валерий Гончаров, Бронислав Веклич) и арбитражный суд Московского округа (Алексей Малюшин, Андрей Новоселов, Людмила Тутубалина) с мнением АСГМ согласились.

Однако «Лемонтаж» продолжал настаивать на своих расчетах и обратился в Верховный суд. «Механизм исполнения решения суда [по исполнительному листу — авт.] не имеет никакого отношения к нашему договору, — доказывала 14 июля экономической коллегии ВС свою позицию представитель «Лемонтажа» Елена Козлова. — Исполнительный лист не нужен, чтобы перечислить деньги».

Пансионат был против. По его мнению, он просто не имел права, да и возможности заплатить требуемую сумму.

«С нас взыскивается договорная неустойка, а это — мера ответственности, как ее можно применять без вины», — заявила в ВС представитель ГБУ Москвы «Пансионат для ветеранов труда № 9» Ольга Михайлова.

— Могли бы вы оплачивать выставленные вам счета, по которым не имели исполнительного листа? — спросила судья Елена Борисова.

— До судебного решения могли, после судебного решения — не могли. У нас нет вины, что мы не могли оплатить неустойку, — ответила Михайлова, поясняя, что для оплаты задолженности необходимо получить деньги из бюджета. А сделать это можно только на основании исполнительного документа.

После пятнадцатиминутного совещания судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда (Елена Борисова, Рамзия Хатыпова, Алексей Маненков) приняла решение отменить все акты нижестоящих судов и направить дело на пересмотр в арбитражный суд Москвы.

Юристы с решением и позицией «Лемонтажа» согласны.

«Неустойка в данном случае взыскивается в связи с неисполнением обязательств по гражданско-правовой сделке, в которой учреждение выступало на равных началах с иными участниками отношений, регулируемых гражданским законодательством, — согласна с этой позицией юрист коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Екатерина Баглаева.

— В связи с этим установленные Бюджетным кодексом РФ особенности порядка исполнения судебных актов, предусматривающие взыскание средств за счет бюджетов по предъявлении исполнительного листа, не могут применяться к настоящим правоотношениям, поскольку не регулируют их».

Поддерживает коллегу старший юрист BMS Law Firm Тарас Хижняк, по словам которого, позиция пансионата «противоречит нормам действующего права».

Он считает, что в данном деле усматривается политический аспект: «Для системы государственной власти в целом будет невыгодно появление эпизодов судебной практики (подкрепленных авторитетом ВС), которые позволят упростить порядок взыскания задолженности с бюджетных учреждений. В перспективе это может обернуться существенными убытками для казны».

По какому КОСГУ и КВР отразить штраф в ПФР за несвоевременную сдачу отчетности?

Когда штраф невозможно оплатить за счет средств бюджетной организацииО. Я. Решетоваавтор ответа, консультант Аскон по трудовому праву и бухгалтерскому учету в бюджетных организациях

Вопрос

За несвоевременную сдачу отчетности ПФР нам выписали штраф. По какому КОСГУ отразить и какой вид расходов?

Ответ

КОСГУ и КВР будет зависеть от вида отчетности, за которую учреждению выписали штраф.

Код 292 КОСГУ в увязке с КВР 853 применяйте для уплаты пеней, штрафов по налогам, сборам и страховым взносам (за несвоевременное перечисление налогов, страховых взносов), штрафов в ПФР, а также штрафов, предусмотренных КоАП РФ в области налогов и сборов (п. 10.9.2 Порядка N 209н, п. 48.8.5.3 Порядка N 85н, Руководство по применению КОСГУ).

Если нарушение касается отчетности по форме СЗВ-М, а также представление неполной и (или) недостоверной отчетности по СЗВ-М, то отразите по подстатье 295 «Другие экономические санкции» КОСГУ в увязке с КВР 853 «Уплата иных платежей».

Обоснование

Извлечение из: Готовое решение: Какими подстатьями детализируется и какие расходы отражаются по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ (КонсультантПлюс, 2021)

Расходы по подстатье 292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах» КОСГУ

Направления расходов Примеры расходов
Уплата штрафов, пеней по налогам и сборам ·   штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, страховых взносов и сборов, а также за нарушение законодательства о налогах, сборах, страховых взносах; ·   штраф за непредставление налоговым агентом в налоговый орган по месту учета в установленный срок расчета исчисленных и удержанных им сумм НДФЛ (Руководство по применению КОСГУ)
Операции, предусмотренные Примерами и особенностями отнесения отдельных операций на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ Уплата пеней за несвоевременное внесение платы за пользование водными объектами

По какому коду КОСГУ и КВР отражаются расходы на уплату штрафа за несвоевременное представление отчета по форме СЗВ-М в ПФР

Учреждение как страхователь обязано представлять сведения о застрахованных лицах в установленный срок в ПФР по форме СЗВ-М (п. 1 ст. 8, п. п. 1, 2.2 ст. 11 Закона о персонифицированном учете, п. 1 Постановления Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п).

Расходы на уплату штрафа за несвоевременное представление отчетности по форме СЗВ-М, а также представление неполной и (или) недостоверной отчетности отразите по подстатье 295 «Другие экономические санкции» КОСГУ в увязке с КВР 853 «Уплата иных платежей» (п. 10.9.5 Порядка N 209н, п. 48.8.5.3 Порядка N 85н).

Обратите внимание, что за несвоевременное представление в ПФР ежемесячного отчета по форме СЗВ-М, а также за подачу неполной и (или) недостоверной информации для учреждения предусмотрен штраф в размере 500 руб. за каждое застрахованное лицо (ст. 17 Закона о персонифицированном учете).

Расходы по подстатье 295 «Другие экономические санкции» КОСГУ

Направления расходов Примеры расходов
Уплата иных санкций
  • ·   уплата иных экономических санкций, не отнесенных к подстатьям 292 — 294 КОСГУ;
  • ·   судебные штрафы (штрафы административного характера) (Руководство по применению КОСГУ);
  • ·   возврат медицинской организацией в бюджет территориального фонда ОМС использованных не по целевому назначению средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медпомощи по ОМС (Руководство по применению КОСГУ)

Нецелевое использование бюджетных средств. Виды, ответственность

Если государство выделило организации деньги из бюджета на определенные цели, оно будет пристально контролировать, чтобы они были употреблены исключительно по назначению.

Применить бюджетные деньги на иные задачи – уже серьезное правонарушение.

Как квалифицировать такие действия? Кто привлекается к ответственности, если нарушения совершены бюджетной организацией или организацией, получившей субсидию? Как решается, имело ли место именно нецелевое применение? Рассуждаем в статье.

Как устанавливается административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств?

Особенности понятия нецелевого применения средств

Распределение государственных средств находится в ведении Бюджетного кодекса РФ.

Какие используются бюджетные меры принуждения за нецелевое использование бюджетных средств?

Ст. 38 данного кодекса говорит о том, что направление средств из бюджета любого уровня не может происходить без точного указания цели финансирования. А ч. 1 ст. 306.4 БК РФ точно определяет нецелевое применение средств из бюджета – направление их и оплата ими обязательств в полностью или частью иных целях, нежели указано в документе, определяющем ассигнование:

  • законе о бюджете;
  • сводной бюджетной росписи;
  • бюджетной смете;
  • договоре о предоставлении субсидии;
  • соглашении;
  • в другом правомочном документе.

Таким образом, само нарушение состоит в действии либо бездействии распорядителя бюджетных денег и получателя средств, которое повлекло за собой несоответствие целей затрат вышеуказанным нормативным актам.

Читайте также:  Осенний призыв. Кто имеет право на отсрочку от службы в армии

Какие штрафы за нецелевое использование бюджетных средств?

Последствия нецелевых расходов

Помимо ответственности за правонарушение, о которой мы поговорим ниже, данное выявленное действие несет правовые и фактические последствия. Они зависят от уровня и формы совершенного нецелевого применения денег, предоставленных бюджетом:

  1. Нарушение цели допущено одним из финансовых органов или представителей:
    • главным распорядителем;
    • распорядителем;
    • получателем бюджетных средств.
  2. При выявлении часть финансовых полномочий нарушителя передается уполномоченному по тому или иному бюджету.

  3. Ошибки в межбюджетном финансировании: на цели одного бюджета направлены деньги из другого. Ошибочно внесенные финансы будут взысканы из бюджета, который получил их неправомерно, плюс плата за их использование. Также может быть приостановлена или сокращена программа данных финансовых трансферов.

Виды нецелевого применения государственных финансов

Данное правонарушение можно классифицировать по типам участников:

  • допущение нецелевого использования участниками бюджетного процесса;
  • нарушение целей направления средств из бюджета автономными учреждениями.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Несмотря на то что во 2 случае бюджетные деньги до использования становятся по факту средствами автономных учреждений (переходят на их расчетные счета), их применение по заявленным в соглашении (договоре) целям остается строго обязательным и подконтрольным. Это уже не «бюджетные средства», но по-прежнему «средства из бюджета», на которые распространяются требования административного законодательства в части бюджетных нарушений (ст. 15.14 КоАП РФ).

Варианты средств из бюджета «не на те цели»

Группы примеров затрат «не по целям» родились из практики. Проверочными мероприятиями, контролирующими использование государственных финансов, установлены следующие виды самых распространенных нарушений, которые можно отнести к нецелевым расходам:

  • по плану хозяйственной деятельности на тот или иной финансовый год затраты не предусматривались, но были совершены;
  • перепутан уровень финансирующего бюджета, например, обязательства, являющиеся целями финансирования муниципальным бюджетом, погашены за счет средств из федерального;
  • бюджетными деньгами оплачены цели, рассчитанные на внебюджетные источники;
  • данными деньгами профинансированы затраты другой организации;
  • деньги применены на оплату услуг, находящихся вне деятельности профинансированной организации;
  • бюджетными деньгами воспользовались арендаторы и не возместили этих расходов;
  • затраты на финансирование объектов без принятой проектной сметы;
  • нарушение условий предоставления субсидий;
  • смещено финансирование по разделам бюджета: на средства одних разделов профинансированы цели других разделов;
  • прибыль от вложения бюджетных средств используется не по финансово-хозяйственному плану;
  • неправильное движение финансов по статьям и подстатьям бюджетной классификации, которая распределяет операции по секторам государственного управления.

Субсидии, примененные нецелевым образом

Когда бюджетные деньги выделяются на основании договора (соглашения), говорят о субсидировании. Нарушение договора в позициях оговоренных целей финансирования случается не так уж редко. Судебная практика выделяет такие распространенные случаи нецелевого направления государственных дотаций:

  1. Оплата не тех услуг. Условия субсидии или государственного задания оговаривали адресность оплачиваемых за счет субсидии услуг, а деньги были потрачены на то, что в соглашении не указано. Например, образовательное учреждение оплатило дотационными деньгами страховые полисы сотрудников: в госзадание входят только услуги по образованию, а не юридические, каковые надо было оплатить из внебюджетных средств.
  2. Оплата за неоказанные услуги. Работа по документам выполнена, что подтверждается актом приемки, бюджетные деньги на ее оплату списаны. Проверка выясняет, что по факту подрядчик не оказал упомянутых услуг – полностью или частично. Налицо административное нарушение лица, подписавшего акт, из-за чего субсидия оказалась примененной не по целевому назначению. В данном случае не так уж важно, соответствовали ли эти услуги целям субсидии: ведь средства, бесспорно, в любом случае потрачены необоснованно, а значит, неправомерно.
  3. Оплата содержания чужой собственности. Учреждение государственными деньгами оплачивает содержание имущества, ему не принадлежащего. Госзадание предусматривает затраты на содержание имущества, прикрепленного к организации, прямо связанного с целевой деятельностью. Но если в суде доказать, что затраты на неприкрепленное имущество регулярны и имеют отношение к госзаданию, можно добиться признания неправомерности нарушения.

Кто виноват

Любое нарушение предусматривает ответственность. На кого она возлагается в случае неправильных расходов бюджетных средств?

В первую очередь, на саму организацию. Юридические лица могут быть оштрафованы, а их деятельность приостановлена.

Во-вторых, на конкретное должностное лицо. Человек может получить штрафные санкции, направление на принудительные работы, лишиться права на занятие конкретных должностей либо даже лишиться свободы на определенный законом срок.

Таким должностным лицом чаще всего является руководитель как ответственный за экономические вопросы.

Его подпись обязательна на всех важных финансовых документах – без нее они не повлекут за собой правовых действий.

Но иногда вместо руководителя бумаги подписывает уполномоченное лицо, например, заместитель. Если право подписи ему передано официально, то и отвечать в случае нарушений придется ему.

ВАЖНО! Юридическая ответственность за нарушение цели применения бюджетных средств возлагается на то лицо, чья подпись на финансовых документах повлекла соответствующее действие.

Формы ответственности

Данный тип нарушений предусматривает два вида ответственности: административную и уголовную.

Административные кары за «нецелевку»

Санкции за использование бюджетных средств не по назначению предусмотрены ст. 15.14 КоАп РФ. Если признаков уголовного деяния в нарушении не усмотрено:

  • организация отделается штрафом, который составит от 5 до 20% нецелевых денег;
  • должностное лицо будет дисквалифицировано на 1-3 года либо оштрафовано на 20-50 тыс. руб.

Уголовные наказания за несоответствие бюджетным целям

Такие преступления рассматривает ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств» Уголовного кодекса РФ. По ней для виновного должностного лица могут быть применены:

  • штраф от 100 до 300 тыс. руб.;
  • штраф в размере его зарплаты или других годовых-двухлетних доходов;
  • принудительные работы с отлучением от определенных должностей на 1-3 года;
  • арест до полугода;
  • заключение в тюрьму до 2 лет с лишением права на определенную деятельность либо без него в течение последующих 3 лет (либо без такого запрета).

Наказание ужесточится, если «нецелевка» осуществлялась группой лиц либо размер ее оказался особо крупным (из бюджета растрачено 7,5 млн. руб. и более):

  • штраф вырастет до 200-500 тыс. руб.;
  • длительность принудительных работ – до 5 лет;
  • сроки лишения свободы – до 5 лет.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Буква закона классифицирует «нецелевку» как правонарушение, только если доказан умысел в ее совершении. В противном случае имеет место ошибка. Если проверяющие вынесли решение о бюджетном правонарушении, а оно было совершено неумышленно, то правомерность санкций можно оспорить в суде.

Выплаты работникам за счет бюджетных средств | Судебная практика

Мы стремимся уважать информацию личного характера, касающуюся посетителей нашего сайта. В настоящей Политике конфиденциальности разъясняются некоторые из мер, которые мы предпринимаем для защиты Вашей частной жизни.

Конфиденциальность информации личного характера

«Информация личного характера» обозначает любую информацию, которая может быть использована для идентификации личности, например, фамилия или адрес электронной почты.

Использование информации частного характера

Информация личного характера, полученная через наш сайт, используется нами, среди прочего, для целей регистрирования пользователей, для поддержки работы и совершенствования нашего сайта, отслеживания политики и статистики пользования сайтом, а также в целях, разрешенных вами.

Раскрытие информации частного характера

Мы нанимаем другие компании или связаны с компаниями, которые по нашему поручению предоставляют услуги, такие как обработка и доставка информации, размещение информации на данном сайте, доставка содержания и услуг, предоставляемых настоящим сайтом, выполнение статистического анализа.

Чтобы эти компании могли предоставлять эти услуги, мы можем сообщать им информацию личного характера, однако им будет разрешено получать только ту информацию личного характера, которая необходима им для предоставления услуг.

Они обязаны соблюдать конфиденциальность этой информации, и им запрещено использовать ее в иных целях.

Мы можем использовать или раскрывать Ваши личные данные и по иным причинам, в том числе, если мы считаем, что это необходимо в целях выполнения требований закона или решений суда, для защиты наших прав или собственности, защиты личной безопасности пользователей нашего сайта или представителей широкой общественности, в целях расследования или принятия мер в отношении незаконной или предполагаемой незаконной деятельности, в связи с корпоративными сделками, такими как разукрупнение, слияние, консолидация, продажа активов или в маловероятном случае банкротства, или в иных целях в соответствии с Вашим согласием.

Мы не будем продавать, предоставлять на правах аренды или лизинга наши списки пользователей с адресами электронной почты третьим сторонам.

Доступ к информации личного характера

Если после предоставления информации на данный сайт, Вы решите, что Вы не хотите, чтобы Ваша Персональная информация использовалась в каких-либо целях, Вы можете исключить себя из списка ОНЭКСИМ, связавшись с нами по следующему адресу: info@ur29.ru

Наша практика в отношении информации неличного характера

Мы можем собирать информацию неличного характера о Вашем посещении сайта, в том числе просматриваемые вами страницы, выбираемые вами ссылки, а также другие действия в связи с Вашим использованием нашего сайта.

Читайте также:  Как узаконить отношения с блогером?

Кроме того, мы можем собирать определенную стандартную информацию, которую Ваш браузер направляет на любой посещаемый вами сайт, такую как Ваш IP-адрес, тип браузера и язык, время, проведенное на сайте, и адрес соответствующего веб-сайта.

Использование закладок (cookies)

Файл cookie — это небольшой текстовый файл, размещаемый на Вашем твердом диске нашим сервером. Cookies содержат информацию, которая позже может быть нами прочитана. Никакие данные, собранные нами таким путем, не могут быть использованы для идентификации посетителя сайта.

Не могут cookies использоваться и для запуска программ или для заражения Вашего компьютера вирусами.

Мы используем cookies в целях контроля использования нашего сайта, сбора информации неличного характера о наших пользователях, сохранения Ваших предпочтений и другой информации на Вашем компьютере с тем, чтобы сэкономить Ваше время за счет снятия необходимости многократно вводить одну и ту же информацию, а также в целях отображения Вашего персонализированного содержания в ходе Ваших последующих посещений нашего сайта. Эта информация также используется для статистических исследований, направленных на корректировку содержания в соответствии с предпочтениями пользователей.

Агрегированная информация

Мы можем объединять в неидентифицируемом формате предоставляемую вами личную информацию и личную информацию, предоставляемую другими пользователями, создавая таким образом агрегированные данные.

Мы планируем анализировать данные агрегированного характера в основном в целях отслеживания групповых тенденций.

Мы не увязываем агрегированные данные о пользователях с информацией личного характера, поэтому агрегированные данные не могут использоваться для установления связи с вами или Вашей идентификации.

Вместо фактических имен в процессе создания агрегированных данных и анализа мы будем использовать имена пользователей. В статистических целях и в целях отслеживания групповых тенденций анонимные агрегированные данные могут предоставляться другим компаниям, с которыми мы взаимодействуем.

Изменения, вносимые в настоящее Заявление о конфиденциальности

Мы сохраняем за собой право время от времени вносить изменения или дополнения в настоящую Политику конфиденциальности — частично или полностью. Мы призываем Вас периодически перечитывать нашу Политику конфиденциальности с тем, чтобы быть информированными относительно того, как мы защищаем Вашу личную информацию.

С последним вариантом Политики конфиденциальности можно ознакомиться путем нажатия на гипертекстовую ссылку «Политика конфиденциальности», находящуюся в нижней части домашней страницы данного сайта.

Во многих случаях, при внесении изменений в Политику конфиденциальности, мы также изменяем и дату, проставленную в начале текста Политики конфиденциальности, однако других уведомлений об изменениях мы можем вам не направлять.

Однако, если речь идет о существенных изменениях, мы уведомим Вас, либо разместив предварительное заметное объявление о таких изменениях, либо непосредственно направив вам уведомление по электронной почте. Продолжение использования вами данного сайта и выход на него означает Ваше согласие с такими изменениями.

Связь с нами.

Если у Вас возникли какие-либо вопросы или предложения по поводу нашего положения о конфиденциальности, пожалуйста, свяжитесь с нами по следующему адресу: info@ur29.ru

Отражение пени, уплаченной бюджетной организации, в налоговом учете

Вопрос: Коммерческая организация за нарушение сроков выполнения работ, предварительно оплаченных заказчиком — бюджетной организацией за счет средств от внебюджетной деятельности, уплачивает пеню согласно условиям договора.

Действует ли в данном случае норма, установленная подп. 1.11 статьи 131 НК?

Ответ: По мнению автора, не действует.

Согласно ст. 311 ГК пеня включается в понятие неустойки.

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору, если иное не предусмотрено законодательными актами, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели, получившие за счет средств бюджетов предварительную оплату и не исполнившие или ненадлежаще исполнившие обязательство по поставке товара (продукции), выполнению работ, оказанию услуг в сроки, предусмотренные договорами, уплачивают покупателю (заказчику) за каждый просроченный день пеню с зачислением ее в доход соответствующего бюджета .

В целях налогообложения определено, что суммы неустоек (штрафов, пеней), суммы, подлежащие уплате в результате применения иных мер ответственности, в том числе в результате возмещения убытков, за нарушение договорных обязательств (за исключением обязательств, предусмотренных заключенными с Республикой Беларусь инвестиционными договорами), включаются в состав внереализационных расходов. Как видно, ограничений в отношении отнесения суммы неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций за нарушение условий договоров в состав внереализационных расходов не установлено .

Норма подп. 1.11 п. 1 ст. 131 НК имеет ограниченный характер и исключает отнесение в затраты пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет или государственные внебюджетные фонды.

  • Следовательно, по мнению автора, так как в рассматриваемой ситуации работы по договору финансируются не из бюджетных средств, то санкции, уплачиваемые на основании хозяйственных договоров с бюджетной организацией, не перечисляются в бюджет и для целей налогообложения в полном объеме могут быть включены в состав внереализационных расходов.
  • «Бюджетная» пеня по договору поставки: налог на прибыль у обеих сторон

Ошибки и нарушения в бюджетном учете: обзор Федерального Казначейства 2020

Официально документ называется «Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета и органов управления государственными внебюджетными фондами в 1 полугодии 2020 года».

В основном, это нарушения положений:

Недостатки и нарушения при исполнении федерального бюджета по расходам

Получатель средств федерального бюджета произвёл оплату подрядным организациям:

  • за фактически не выполненный объем работ (с учетом стоимости материалов), в т. ч. работы по установке бортовых камней, досок подоконных, блоков дверных, радиаторов, фурнитуры и др.;
  • стоимости климатического оборудования и отделочных материалов, не соответствующих утвержденной проектно-сметной документации;
  • стоимости материалов с более высокими техническими характеристиками, чем фактически примененные и предусмотренные утвержденной проектно-сметной документацией;
  • стоимости строительных работ, выполненных на основании рабочей документации, не соответствующей утвержденной проектной документации;
  • стоимости работ по ведению авторского надзора при отсутствии документов, фиксирующих объемы фактически выполненных работ и обосновывающих их стоимость.

Недостатки и нарушения при предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций из федерального бюджета юрлицам, внесении взносов в уставные капиталы юрлиц

Здесь речь идёт о бюджетных инвестициях в объекты государственной собственности и соблюдении организацией условий и обязательств, принятых при заключении соглашений о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени главного распорядителя средств федерального бюджета госконтрактов. В связи с чем организацией произведена оплата:

  • стоимости фактически не поставленного оборудования для оснащения спортивно-оздоровительного комплекса;
  • стоимости климатического оборудования и отделочных материалов, не соответствующих утвержденной проектно-сметной документации;
  • фактически не выполненного объема работ (строительно-монтажные работы, работы при устройстве слоя дорожной одежды);
  • стоимости материалов с более высокими техническими характеристиками, чем фактически примененные и предусмотренные утвержденной проектно-сметной документации (бетон, камни бетонные стеновые, горячекатаная арматурная сталь);
  • стоимости работ по ведению авторского надзора при отсутствии документов, фиксирующих объемы фактически выполненных работ и обосновывающих их стоимость;
  • стоимости строительных работ, выполненных на основании рабочей документации, не соответствующей утвержденной проектной документации.

А также в части оплаты:

  • не обеспечена консервация объектов капитального строительства, в связи с чем частично утрачены ранее принятые и оплаченные объемы работ;
  • затягивались сроки строительства, в результате чего морально и физически изношено приобретенное вентиляционное, медицинское и спортивное оборудование, неиспользуемое более 3-х лет и неучтенное в бюджетном учете организации;
  • не осуществлена приемка оборудования для оснащения спортивно-оздоровительного комплекса (отсутствуют первичные документы: акты приема-передачи оборудования, товарные накладные на передачу заказчику оборудования), расходы на приобретение которого оплачены (возмещены) подрядчику;
  • возмещена подрядчику стоимость оборудования для оснащения спортивно-оздоровительного комплекса при отсутствии на момент перечисления средств затрат у подрядчика на приобретение данного оборудования;
  • не приняты меры по истребованию неустойки с подрядчика за нарушение обязательств по вводу в эксплуатацию жилых объектов и спортивно-оздоровительного комплекса, предусмотренные госконтрактами;
  • не обеспечено получение разрешения на строительство жилых объектов и спортивно-оздоровительного комплекса (продление разрешения) и допущен подрядчик к выполнению работ по строительству при отсутствии данного разрешения.

В последнем случае:

  • выполнялись строительно-монтажные работы по вертикальной планировке участка, устройству дорожного покрытия и фундаментов, земляные работы,
  • выполнялись строительно-монтажные работы по армированию и монтажу опалубки стен, бетонированию плит перекрытия, устройству бетонной подготовки и армирование лестниц входов в подвал.

Проводимый строительный контроль за выполнением работ по строительству объекта не выявил:

  • нарушений строительно-технических норм и правил;
  • отклонений от проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы.
Читайте также:  Какие ошибки работодателя приводят к спорам по стимулирующим выплатам

Ошибки при проведении такой оплаты в бухгалтерском бюджетном учете:

  • стоимость оплаченного оборудования, фактически не смонтированного и не установленного подрядчиком (вкл. стоимость фактически отсутствующего оборудования), отнесена на фактические затраты по строительству объектов, тогда как должна быть учтена в составе стоимости объектов основных средств;
  • не отражены обязательства, принятые при заключении госконтрактов на проведение экспертизы проектно-сметной документации и сметной стоимости объекта, а также фактические затраты, связанные с выполнением данных госконтрактов.

Недостатки и нарушения при формировании отчетности о реализации госпрограмм, в т. ч. об исполнении госзаданий федеральными бюджетными и автономными учреждениями

Годовой отчет (предварительный) о реализации государственной программы РФ содержит недостоверные сведения в части достижения показателей выполнения мероприятий ведомственной целевой программы. А именно, в отчете указано:

  • фактическое выполнение плана-графика научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (2019 отчетный год) – 100 процентов;
  • фактический срок окончания реализации контрольной точки «Научно-исследовательское и опытно-конструкторское сопровождение работ, направленных на реализацию приоритетных направлений развития науки транспортной отрасли» – 31 декабря 2019 года;
  • при этом в 2019 году опытно-конструкторские работы по двум этапам не выполнены.

Недостатки и нарушения при планировании и осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд

Федеральное Казначейство приводит 3 типа ошибок.

Нарушение требований к обоснованию начальных (максимальных) цен контрактов, цен контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Проводились закупки товаров (работ, услуг), в отношении которых отсутствовало обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Либо в план-график закупок включены закупки товаров с начальной (максимальной) ценой контракта, не соответствующей документам по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта на закупаемые товары (работы, услуги) (по закупкам до 2020 г.).

Отсутствовали обоснования применения иного метода определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

ПРИМЕР

Цена контракта на оказание услуг по поверке (калибровке) измерительных приборов, заключенного с единственным исполнителем, определена на основании прейскуранта данного исполнителя на дату заключения контракта без обоснования невозможности применения других методов.

При обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с применением метода анализа рынка заказчики использовали:

  • коммерческие предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), контракты или иную общедоступную информацию с техническими характеристиками товара, работы, услуги и/или условиями по доставке, не соответствующие техническим характеристикам товара, работы, услуги и/или условиям по доставке, указанным в запросе и/или технической документации по закупке заказчика, а также содержащие коммерческие условия поставки, не сопоставимые с планируемой закупкой в части сроков исполнения обязательств по сделке;
  • информацию о ценах товаров/работ/услуг, полученную от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не осуществляющих поставки идентичных товаров, планируемых к закупке (например, использование при обосновании начальной (максимальной) цены контракта для закупки услуг по уборке помещений ценовой информации от ИП, осуществляющего деятельность в соответствии с выпиской из ЕГРИП по коду 56.10 «Деятельность ресторанов и услуги по доставке питания»);
  • информация о ценах товаров/работ/услуг из рекламы, каталогов, описаний товаров или из других предложений, которые не признаются публичными офертами в соответствии с Гражданским кодексом РФ (например, при проведении закупки видеокамер и комплектующих для них использовались источники информации, не являющиеся публичной офертой: т. е. они не были обращены к неограниченному кругу лиц и не содержали все существенные условия контракта).

Заказчик определял начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на строительство/реконструкцию/капитальный ремонт с применением проектно-сметного метода на основании проектной документации, составленной с применением неверных значений методик и нормативов (государственных элементных сметных норм) строительных работ и специальных строительных работ.

ПРИМЕР

В сметной документации не учтен понижающий коэффициент на демонтаж (разборку) сетей инженерно-технического обеспечения в размере 0,6, предусмотренный Таблицей «Коэффициенты к единичным расценкам при определении сметных затрат на демонтаж (разборку) строительных конструкций, элементов систем и сетей инженерно-технического обеспечения» Методических рекомендаций по применению федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные, монтаж оборудования и пусконаладочные работы.

Нарушения предусмотренных Законом № 44-ФЗ требований к исполнению, изменению контракта, а также условий контрактов, в т. ч. в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контрактов

Это изменение условия контрактов, когда это не предусмотрено законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок. Например:

  • введения условия авансирования;
  • увеличение размера аванса, изначально предусмотренного контрактом.

Несоблюдение требований об обязательности применения мер ответственности в случае нарушения поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий контракта. Например, нарушение сроков поставки товаров/выполнения работ/оказания услуг, предусмотренных контрактом, но меры ответственности к поставщику заказчик не применял.

Заказчиком допущены нарушения при расчете неустойки (штрафа, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиками (подрядчиками, исполнителями) обязательств, предусмотренных контрактами. А именно:

  • расчет пени выполнен по ключевой ставке ЦБ, не действующей на дату выставления требования;
  • при расчете пени допущены арифметические ошибки.

ПРИМЕР

Расчет пени выполнен 20 июня 2019 года по ключевой ставке Центрального банка 7,25%, тогда как на 20 июня 2019 года она составляла 7,5%.

Приемка поставленного товара/выполненной работы, ее результатов/оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта при несоответствии их либо их результатов условиям контракта. В том числе, когда выявленные несоответствия не устранены поставщиками (подрядчиками, исполнителями), которые привели к:

  • дополнительному расходованию средств федерального бюджета (например, приняты товары/работы/услуги, не предусмотренные контрактом);
  • уменьшению количества поставленных товаров/объема выполняемых работ/оказываемых услуг для обеспечения федеральных нужд.

ПРИМЕР

В результате выборочного сопоставления фактического наименования, видов и объемов работ, выполненных подрядчиком и принятых по актам формы № КС-2 с фактическим наименованием, видов и объемов работ по комплексной реконструкции и реставрации объекта культурного наследия выявлены фактически не выполненные объемы работ.

Документы о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов не составлялись. При этом мотивированный отказ от подписания таких документов поставщику (подрядчику, исполнителю) не направлялся.

Нарушения в части использования поставленного товара, выполнение работы (ее результата) или оказанной услуги в соответствии с целями закупок

Это когда поставленные товары использовались в целях, не соответствующих целям закупок. Например, закупленное оборудование фактически не смонтировано и не используется.

Недостатки и нарушения при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета, формировании бюджетной (бухгалтерской) отчетности

Получателем средств федерального бюджета в регистрах бюджетного учета не отражены:

  • по счету 502 «Обязательства» – обязательства, принятые при заключении с исполнителем госконтрактов на проведение экспертизы проектно-сметной документации и сметной стоимости объекта;
  • по счету 106 «Вложения в нефинансовые активы» и счету 302 «Расчеты по принятым обязательствам» – фактические затраты, связанные с выполнением госконтрактов, и кредиторская задолженность перед исполнителем по расчетам за выполненные работы.

Это привело к искажению данных баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130).

  • Стоимость оборудования, приобретенного в рамках строительства объекта, оплаченного, но не смонтированного и не установленного подрядчиком, отнесена на фактические затраты по строительству объектов по счету 106 «Вложения в нефинансовые активы».
  • Вёлся учет вещевого имущества на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» без указания пользователей имущества в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей.
  • Несвоевременно отражены в регистрах бухучета первичные учетные документы – товарные накладные, универсальные передаточные документы, акты оказанных услуг/выполненных работ.

Показатели отчетной формы «Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства» (ф. 0503190) на отчетную дату не соответствуют данным бюджетного учета, учитывающих фактические и кассовые расходы по объектам капстроительства.

Бюджетное учреждение не вело аналитический (раздельный) учет фактических расходов в разрезе оказываемых госуслуг (выполняемых работ) в рамках госзадания. Не было группировки затрат по видам расходов в разрезе прямых затрат, накладных расходов и общехозяйственных расходов.

Бюджетное учреждение принимало к бухгалтерскому учету авансовые отчеты (ф.

0504505), компенсацию командировочных расходов по которым делало за счет средств субсидии из федерального бюджета, предоставленной на выполнение госзадания, без заполненных на оборотной стороне авансового отчета граф 7-10, содержащих сведения о расходах, принимаемых к бухучету, и без заполнения на лицевой стороне бухгалтерской записи.

Иные вопросы

Также встречается, когда не обеспечена своевременная реализация мероприятия ведомственной целевой программы. А именно, в срок не создан опытный образец Системы автоматизированного сбора информации, что привело к невыполнению мероприятий дорожной карты (плана мероприятий).

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *