Как опечатка от антимонопольного штрафа спасла

Решение контрольного органа в сфере госзакупок по рассмотренным жалобам может сопровождаться предписанием участникам торгов. Рассказываем, что представляет собой этот документ, когда ФАС его оформляет и что делать после получения.

Предписание ФАС — это распоряжение антимонопольной службы, понуждающее к выполнению определенных действий участников контрактной системы. В таком документе, как «Решение», ФАС лишь указывает, выявлены ли нарушения или нет.

В «Предписании» же антимонопольная служба указывает, какие действия необходимо сделать, чтобы устранить нарушения (не выдается только в том случае, когда нарушения не повлияли или не могут повлиять на результаты определения победителя).

Согласно Административному регламенту ФАС, утвержденному Приказом от 19.11.2014 № 727/14, действиями, направленными на устранение нарушений в рамках проведенного заказа, могут быть:

  • внесение изменений в извещение и документацию с продлением сроков подачи заявок (исправить некорректное техническое задание, установить требование о наличии у потенциальных участников лицензий, свидетельств и др.);
  • отмена протоколов, составленных в ходе выявления победителя;
  • осуществление закупки в соответствии с требованиями 44-ФЗ ( установление корректных сроков окончания подачи заявок, даты проведения аукциона и др.).

Форма документа

В документе должна содержаться следующая информация:

  • дата и место выдачи;
  • состав комиссии;
  • сведения о сопутствующем решении;
  • наименование, адрес заказчика, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии, оператора электронной площадки;
  • указание действий, которые необходимо осуществить с целью устранения нарушений;
  • сроки, в течение которых должно быть исполнено требование;
  • сроки, в течение которых в контрольный орган должны поступить копии документов и сведения об исполнении.

ФАС направляет документ всем участникам разбирательства, а также публикует его на сайте ЕИС.

Образец предписания

Как опечатка от антимонопольного штрафа спасла

Скачать

Действия по исполнению

После выдачи документа орган, которому его выдали, обязан не только выполнить установленные требования, но и отчитаться в контрольную службу об исполнении. В сроки, установленные антимонопольным органом, виновная организация должна направить уведомление об исполнении предписания ФАС.

Письмо в ФАС об исполнении предписания, образец

Как опечатка от антимонопольного штрафа спасла

Скачать

Как отменить протоколы по предписанию ФАС

Наиболее часто по указанию антимонопольной службы заказчикам предписывается отменить протоколы, составленные в ходе проведения процедуры, или же внести изменения в закупочную документацию согласно выданным заключениям контрольного органа. Приведем инструкции по этим операциям.

Как внести изменения в документацию

На главной странице торгов заказчик выбирает пункт «Изменения по решению контролирующего или судебного органа либо по результатам обязательного общественного обсуждения». Система отобразит страницу с активной вкладкой «Основание».

Как опечатка от антимонопольного штрафа спасла

Далее необходимо выделить пункт «Предписание органа контроля».

Как опечатка от антимонопольного штрафа спасла

Необходимо выбрать указание из реестра результатов контроля. Если же ФАС не опубликовало документ в ЕИС, то заказчик вручную вбивает реквизиты предписания.

Как опечатка от антимонопольного штрафа спасла

Далее заказчику будет доступен функционал, аналогичный при публикации заказа, где необходимо внести соответствующие изменения и прикрепить новые файлы документации.

Как отменить протоколы

На вкладке «Документы закупки» в выпадающем меню протокола выбрать пункт «Отмена по решению контролирующего или судебного органа».

Как опечатка от антимонопольного штрафа спасла

При нажатии на кнопку «Продолжить» отображается форма сведений об отмене протокола.

Как опечатка от антимонопольного штрафа спасла

В общей информации заказа вносятся коррективы и прикрепляется новый экземпляр протокола.

Также немаловажно, что предписание Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия, а неисполнение в срок требований ФАС, в том числе уклонение от выполнения, частичное или несвоевременное исполнение пунктов, влечет за собой административную ответственность и дальнейшее обращение антимонопольной службы в суд с иском о понуждении исправления нарушений. Штраф, согласно ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ, на должностных лиц составляет в размере 50 000 руб.; на юридических лиц — 500 000 руб., а повторное совершение данного правонарушения влечет дисквалификацию сроком на один год.

Верховный суд отменяет штрафы водителям, наказанным с помощью гаджетов

Верховный суд продолжает отменять штрафы, вынесенные в автоматическом режиме с помощью устройств, возможность работы которых без оператора не установлена. Речь идет о нарушениях, которые фиксируются с помощью мобильных устройств как простыми гражданами, так и сотрудниками различных структур, которые выявляют факты неоплаченной парковки.

Как опечатка от антимонопольного штрафа спасла Как опечатка от антимонопольного штрафа спасла

Только выявленное в автоматическом режиме нарушение можно оформить без протокола. Сергей Савостьянов

Напомним, что еще в июле прошлого года Пленум Верховного суда выпустил постановление о применении и толковании так называемой «автомобильной» 12-й главы Кодекса об административных правонарушениях.

В этом постановлении в том числе говорится о том, что под автоматическим режимом следует понимать работу технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека. Такое средство должно быть размещено в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве.

Оно должно быть сертифицировано в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке.

Как опечатка от антимонопольного штрафа спасла

В Мосгордуме назвали «спящим» штраф для автомобилистов во время изоляции

Если нарушение было зафиксировано с помощью технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, либо с использованием других технических средств (например, телефона, видеокамеры, видеорегистратора), то в данном случае особый порядок привлечения к административной ответственности не применяется. То есть в таком случае необходимо установить того, кто нарушил правила. Для чего оформить протокол и провести административное расследование.

Суд должен установить, относится ли комплекс к средствам автоматизированной фотовидеофиксации нарушений

После этого решения Верховного суда, соответствующие поправки были внесены в КоАП. Причем после него суды в массовом порядке стали отменять подобные дела.

Однако что-то пошло не так. И Верховному суду до сих пор приходится разбираться со штрафами, вынесенными в упрощенном порядке на собственников автомобилей благодаря активному, но не совсем правомерному использованию различных электронных помощников. Сразу несколько таких дел Верховный суд отправил на новое рассмотрение в районные суды.

Как опечатка от антимонопольного штрафа спасла

Как мошенники «разводят» водителей на ремонт автомобилей

Так, например, некто Хамидгалеев был привлечен за нарушение пункта 2.5 Правил пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств без осуществления оплаты.

Согласно постановлению должностного лица от 2 декабря 2017 года, административное правонарушение зафиксировано специальным техническим средством фотосъемки, — работающим в автоматическом режиме аппаратно-программным комплексом «ПаркНет». Поэтому Хамидгалеев привлечен к административной ответственности без составления протокола об административном правонарушении.

Однако Верховный суд указал, что в нарушение требований статьи 26.

1 КоАП судебными инстанциями не проверено, относится ли программно-аппаратный комплекс к специальным техническим средствам, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствам фото- и киносъемки, видеозаписи, а также не установлено, функционировал ли указанный комплекс в автоматическом режиме (без участия человека (оператора). Постановление должностного лица также не содержит таких сведений. Поэтому ВС отменил все решения по этому делу и направил его на новое рассмотрение в районный суд.

Как опечатка от антимонопольного штрафа спасла

В оперштабе Москвы разъяснили водителям правила передвижения

Примечательно, что после принятого в июле прошлого года постановления Пленума Верховного cуда Госавтоинспекция перестала выносить в упрощенном порядке штрафы автовладельцам за нарушения, выявленные с помощью таких устройств.

Но местные администрации за нарушения в области благоустройства территорий продолжают использовать такие средства и выносить по ним наказания в автоматическом порядке. Как считают адвокаты, такая практика продолжится и далее. И отменять такие решения по-прежнему будет Верховный суд.

Так что собственникам автомобилей, чтобы обжаловать такие решения, придется идти от начала и до конца судебной цепочки.

Антимонопольная служба грозит жалобщикам пошлиной

Как опечатка от антимонопольного штрафа спасла

За жалобы, из-за которых срываются торги во исполнение национальных проектов, может быть ­выписан штраф / Евгений Разумный / Ведомости

Госзакупки, необходимые для исполнения национальных проектов, часто срываются – из-за жалобщиков.

«От таких действий [жалобщиков] – миллионные, если не миллиардные убытки», – посетовал в июле председатель правительства России Дмитрий Медведев и поручил ввести ответственность за это вплоть до уголовной.

Готовить предложения было поручено Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и Минфину – вместе с Генпрокуратурой и МВД.

На 12 национальных проектов и Комплексный план развития магистральной инфраструктуры государство планирует потратить 18,2 трлн руб.

за шесть лет (общая стоимость национальных проектов – 25,7 трлн, правительство планирует привлечь частный капитал).

На национальные проекты деньги пока тратятся медленно: по данным Счетной палаты, из запланированных на 2019 г. 1,7 трлн – всего 559 млрд руб. (32,4%).

Чтобы дело шло быстрее, говорил отвечающий за нацпроект «Экология» (Счетная палата сообщает, что он исполнен на 11,6%) министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин «Ведомостям», нужно убрать с торгов тех, у которых только ручка в кармане, кто демпингует и потом, после победы на торгах, говорит, что не хватило денег закончить проект.

«Мы пришли к выводу, что нужно ввести плату за необоснованные жалобы, поданные профессиональными жалобщиками», – рассказал «Ведомостям» замруководителя ФАС Михаил Евраев: брать плату с тех, чья жалоба признана необоснованной. Размер платы обсуждается, вероятно, это доля от начальной цены контракта, полагает Евраев: так ФАС планирует уменьшить количество торгов, приостановленных из-за жалоб.

Читайте также:  Соглашение о возмещении работником причиненного им ущерба, или Как не дойти до суда

В 2018 г. ФАС получила 83 385 жалоб на госзакупки, 44% признано обоснованными. В первом полугодии 2019 г. поступило 39 305 жалоб, обоснованными признано 34%.

«Никто не срывает торги из любви к искусству. Это либо попытка договориться между собой или с заказчиком о цене контракта, либо вымогательство отката за отзыв жалобы, – объясняет начальник управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев.

– Плата за подачу необоснованной жалобы будет хорошей профилактической мерой для таких злоупотреблений и решит проблему на 70–80%». Остальные нарушения, по его словам, уже будут подпадать под внесенные ФАС в правительство поправки в Уголовный кодекс, усиливающие ответственность за картель.

Поправки предполагают ведение реестра участников картелей и запрет для них на участие в торгах, обмен данными с правоохранительными органами, штраф в двукратном размере за повторный картель, рассказал Евраев.

А если компания профессионально занимается жалобами и вымогает у других участников торгов деньги, это уже Уголовный кодекс и служба готова взаимодействовать с правоохранительными органами, чтобы пресекать это, говорит Тенишев. Уже установлена уголовная ответственность за злоупотребления в сфере закупок, за подкуп и за заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок, напоминает Евраев.

Минфин планирует включить защиту от злоупотреблений правом обжалования в законопроект об оптимизации госзакупок, сообщила директор департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина Татьяна Демидова: будут учтены и предложения регионов.

ФАС готовит и другие изменения – поправки в Кодекс об административных правонарушениях, расширяющие ответственность за нарушения на госзакупках и закупках госкомпаний для банков.

К крупным контрактам ФАС предложит допускать только квалифицированных участников закупок, у которых есть опыт исполнения таких контрактов, рассказал Евраев: «Это позволит качественно и в срок исполнять взятые обязательства по контракту».

Жалобы – один из немногих способов предотвратить нарушения, допущенные на торгах во исполнение национальных проектов, поэтому серьезно ограничивать их нельзя, предупреждает партнер компании «Ценовые и контрактные решения» Евгений Вдовин. Но сейчас ФАС захлебывается в потоке жалоб на мелкие торги, поэтому не всегда может уделить должное внимание торгам крупным, несущим основные риски неэффективности, считает он.

Истинные причины демпинга и срыва выполнения контрактов – неограниченное количество участников и неоправданно низкий порог торгов, продолжает Вдовин. Чтобы исправить ситуацию, полагает он, нужно поднять порог торгов до 5–10 млн руб., а более дешевые закупки, которых подавляющее большинство, проводить по текущим рыночным ценам или по экономически обоснованным сметам.

Предварительные торги или квалификационный отбор для крупных госзакупок, по мнению Вдовина, действительно могли бы улучшить результативность торгов. Но главное – нужно контролировать фактические результаты контрактов. «Это отсечет заведомо недобросовестных участников и предотвратит демпинг», – заключает эксперт.

Как опечатка от антимонопольного штрафа спасла

Как заказчику оспорить штраф в суде

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

За нарушения при закупках заказчики платят штрафы до 500 000 руб., должностные лица – до 50 000 руб.

Отменить или снизить штраф можно как в административном порядке – обратиться в вышестоящий орган или к должностному лицу, так и в суде. Жалобы рассматривают арбитражные суды и суды общей юрисдикции – районные, областные.

Расскажу, куда жаловаться на постановление о штрафе и что делать, если опоздали с жалобой.

Где обжаловать постановление о штрафе

Юрлица обжалуют штрафы контрольных органов в арбитраже, а должностные лица – в судах общей юрисдикции. Если решение о наложении штрафа принял судья, обращайтесь в вышестоящий суд.

ФАС Арбитражный суд Районный суд
Казначейство
Региональный орган финконтроля
Мировой судья Районный суд
Районный суд Областной суд

Порядок прописан в части 1 статьи 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и разъяснен в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года № 5.

Когда обжалуете административное наказание, пошлину платить не надо. Об этом сказано в части 5 статьи 30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В суды общей юрисдикции направляйте жалобу, а в арбитраж – заявление.

Как обжаловать штраф в арбитражном суде

Подайте заявление в арбитражный суд по месту жительства или по месту нахождения контрольного органа. Заявление подайте письменно либо через форму на сайте арбитража (ч. 1 ст. 125 АПК РФ).

Внимание: обжалуйте штраф в течение 10 рабочих дней. Срок прописан в части 2 статьи 208 и в части 3 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В заявлении напишите:

  • наименование арбитражного суда;
  • наименование и местонахождение организации, от которой подаете жалобу;
  • телефон, email, факс;
  • наименование контрольного органа, который принял спорное решение;
  • дату и номер постановления о наказании;
  • интересы и права, которые нарушены постановлением;
  • требование отменить или изменить наказание. Подкрепите доводами: например, малозначительность правонарушения или отсутствие состава административного правонарушения;
  • реквизиты документов, которые подаете вместе с заявлением.

Заявление в арбитраж подайте самостоятельно или через представителя по доверенности. Копию заявления отправьте в административный орган, который принял решение о штрафе (ч. 3 ст.

 125 АПК РФ).

Вместе с заявлением передайте в суд:

  • текст спорного решения;
  • уведомление, что направили копию заявления в контрольный орган. Если нет уведомления, приложите почтовую квитанцию, расписку получателя или другие документы (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 года № 11).

Требования к заявлению прописаны в части 1 статьи 208 и в статье 209 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Судья рассмотрит заявление единолично за два месяца и либо полностью или частично отменит постановление, либо оставит в силе. Решение арбитражного суда вступит в силу через 10 дней, если заявитель или ответчик не подадут апелляционную жалобу. Такой порядок прописан в части 1 статьи 210, в частях 2 и 5 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Пример: когда заказчики успешно обжаловали штрафы в арбитраже

Районная больница в Волгоградской области провела аукцион с нарушениями: сотрудник контрактной службы не описал в техзадании объект закупки. Региональный департамент финансов оштрафовал медучреждение на 50 000 руб. по части 1 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Заказчик обратился в арбитражный суд с просьбой признать нарушение малозначительным и отменить наказание. Представитель больницы привел доводы: стороны исполнили контракт в полном объеме, и больница в тяжелом материальном положении. Кроме того, в суде установили, что раньше заказчика не штрафовали за подобное нарушение.

Судья признал нарушение малозначительным по статье 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и отменил постановление о штрафе (решение Арбитражного суда Вологодской области от 31 декабря 2015 г. № А13-12578/2015).

Аналогичное решение арбитраж в Вологодской области принял по делу № А13-13513/2015.

Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области заключило контракт на ремонт дороги с условием, что контрагент работает без аванса.

Однако заказчик подписал дополнительное соглашение и выплатил аванс. Региональная служба государственного финконтроля оштрафовала заказчика на 200 000 руб. Санкция предусмотрена частью 4 статьи 7.

32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Ведомство обратилось в арбитраж с просьбой снизить штраф. Суд посчитал, что размер штрафа несоразмерен последствиям правонарушения, а ведомство заплатит 200 000 руб. из бюджета. Поэтому судья снизил сумму до 100 000 руб. (решение Арбитражного суда Самарской области от 29 февраля 2016 г. № А55-32095/2015).

Ситуация: засчитывать ли день, в который ФАС выписала штраф, в срок для обжалования

Нет, считайте срок со следующего дня после того, как получили постановление о наложении штрафа. То есть, если получили постановление 10 февраля, срок для обжалования отсчитывайте с 11 февраля. Правила исчисления сроков прописаны в части 4 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Как обжаловать штраф в районном или областном суде

Направьте жалобу одним из двух способов.

  1. В контрольный орган или суд, который вынес постановление о штрафе. Судья или контролер за трое суток передадут материалы дела на рассмотрение в районный или областной суд. К примеру, если вас оштрафовал мировой судья, передайте жалобу ему. Такой порядок установлен в части 1 статьи 30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
  2. Напрямую в суд районный или областной суд, который уполномочен рассмотреть жалобу. Такая возможность прописана в части 3 статьи 30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Внимание: подайте жалобу в течение 10 суток с даты, когда получили копию постановления о штрафе. Срок установлен в части 1 статьи 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В жалобе укажите:

  • наименование суда;
  • наименование и местонахождение юрлица – если обжалуете штраф организации;
  • Ф. И. О., место жительства, работы – если обжалуете наказание сотрудника;
  • телефон, email, факс;
  • наименование контрольного органа или суда, который принял постановление о штрафе;
  • название, номер и дату постановления;
  • ваши интересы и права, которые нарушены;
  • требование отменить или изменить наказание.
Читайте также:  Срок исковой давности по субсидиарной ответственности (действие норм во времени)

Жалобу подайте самостоятельно или через представителя по доверенности.

Суд рассмотрит жалобу за два месяца с даты, когда получит материалы дела. Судья решит:

  • оставить постановление в силе;
  • изменить постановление (ужесточить наказание судья не вправе);
  • отменить постановление и прекратить производство;
  • отменить постановление и вернуть дело на новое рассмотрение;
  • передать дело в другой суд или контрольный орган, если судья или контролер не вправе выписывать штраф.

Порядок прописан в части 1.1 статьи 30.5 и в части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Пример: успешное обжалование штрафа в судах общей юрисдикции

Медучреждение заключило контракт на ремонт корпуса стационара. Контрагент выполнил работу с просрочкой. Заказчик вовремя не опубликовал результаты контракта и не разместил в ЕИС требование к подрядчику заплатить штраф. Специалисты УФАС оштрафовали главного врача по части 2 статьи 7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Главный врач обжаловал штраф в суде. октябрьский районный суд Пензы отменил штраф.

Суд установил, что руководитель больницы был в статусе исполняющего обязанности. В Положении о контрактной службе заказчик прописал, что за нарушения Закона № 44-ФЗ отвечают работники контрактной службы. Должность и.о. главного врача в Положении не прописана. Позицию суда первой инстанции поддержал областной суд (решение Пензенского областного суда от 3 декабря 2015 г. № 7-511/2015).

Заказчик нарушил сроки публикации в ЕИС извещения об аукционе. ФАС оштрафовала бюджетное учреждение на 15 000 руб. (ч. 1 ст. 7.30 КоАП РФ).

Районный суд признал штраф законным, но краевой суд отменил решение. Судья пояснил, что ФАС и райсуд неверно трактуют Кодекс РФ об административных правонарушениях. В части 1 статьи 7.30 кодекса предусмотрен штраф для юрлиц.

Однако штрафуют не заказчика, а специализированную организацию, с которой заказчик заключил контракт. Если такого контракта нет, то штрафуют только сотрудника, который допустил нарушение (решение Красноярского краевого суда от 19 ноября 2015 г.

№ 7р-1114/2015).

Что делать, если не успели обжаловать штраф

Если не обжаловали штраф вовремя, подайте ходатайство о восстановлении срока. Такая возможность предусмотрена в части 2 статьи 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и в абзаце 2 части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Судья восстановит право обжаловать штраф, если решит, что заказчик пропустил срок по уважительной причине. При этом в Арбитражном процессуальном кодексе РФ и в Кодексе РФ об административных правонарушениях не прописано, какие причины считать уважительными. Решение принимает суд (определение Конституционного суда РФ от 25 февраля 2010 г. № 210-О-О).

Пример о восстановлении срока на обжалование

УФАС по республике Татарстан оштрафовало сотрудницу администрации Кукморского района за нарушения в закупках по статье 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Женщина пропустила 10-дневный срок для обжалования, поскольку была в отпуске. Сотрудница обратилась в районный суд с просьбой восстановить срок, однако судья отказал, посчитав причину неуважительной.

Верховный суд республики не согласился с позицией райсуда, отменил определение судьи первой инстанции и восстановил срок на обжалование.

Судья объяснил, что должностное лицо обжалует постановление о штрафе в течение 10 дней с даты, когда получит постановление. Сотрудник администрации узнала о наказании, когда вышла из отпуска.

С этого момента и нужно отсчитывать 10-дневный срок (определение Верховного суда Республики Татарстан от 19 августа 2015 г. № 7-739/2015).

Если обратитесь с жалобой на постановление о штрафе в суд, который не уполномочен рассматривать жалобу, судья самостоятельно передаст документы по подсудности согласно части 3 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Правило не действует, если обратились в арбитраж. Судья арбитража не передаст заявление в районный или областной суд, а вернет заявителю. Тогда подайте жалобу самостоятельно в суд общей юрисдикции.

Такое разъяснение дал Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 23 апреля 2013 года № 14АП-1306/2013.

Допустим, заказчик подал заявление в арбитраж, а судья принял решение о неподсудности жалобы. При этом срок, в который заказчик вправе обжаловать постановление, истек.

Тогда подавайте жалобу на постановление о штрафе в суд общей юрисдикции вместе с ходатайством о восстановлении срока. Суды общей юрисдикции считают такую причину уважительной.

К выводу пришел Верховный суд РФ в постановлении от 6 июля 2015 года № 18-АД15-20.

Пример: восстановление срока на жалобу в райсуд

УФАС по Еврейской АО оштрафовало бюджетное учреждение на 500 000 руб. за нарушение части 3 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Заказчик обратился в арбитражный суд с просьбой снизить размер штрафа. Судья счел, что дело должен рассматривать суд общей юрисдикции, и прекратил производство. К этому времени срок на обжалование истек.

Заказчик подал в райсуд жалобу и ходатайство о восстановлении срока на обжалование. Судья признал причину уважительной, восстановил срок и рассмотрел жалобу. Суд изменил постановление УФАС – снизил штраф до 250 000 руб. (решение Биробиджанского районного суда Еврейской АО от 22 ноября 2016 г. № 12-421/2016).

Расчет штрафа за нарушение антимонопольного законодательства

Одним из наиболее распространенных видов нарушений антимонопольного законодательства является злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Административные санкции, предусмотренные статьей 14.31 КоАП РФ, являются весьма значимыми и предусматривают применение для нарушителя так называемого «оборотного штрафа», исчисляемого долей от оборота компании за определенный период.

Федеральным законом от 06.12.2011г. №404-ФЗ применение «оборотного штрафа» было упразднено для хозяйствующих субъектов, результатом действий которых не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции (за исключением субъектов естественных монополий, для которых «оборотный штраф» должен применяться вне зависимости от последствий правонарушения).

В части 2 статьи 14.

31 КоАП РФ все нарушители, подпадающие под «оборотный» штраф, разделены на две группы: так называемые «монокомпании», сумма выручки которых от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг), и компании, сумма «специальной» выручки которых не превышает указанный предел от общей выручки.

Данный критерий позволяет применять дифференцированный подход для определения размера штрафных санкций, налагаемых на хозяйствующие субъекты, различные с точки зрения масштабов экономической деятельности. Для более крупных участников хозяйственных отношений установлен пониженный предел штрафных санкций.

При этом порядок расчета штрафа является одинаковым для всех вне зависимости от категории субъекта и его имущественных возможностей.

Порядок расчета административного штрафа по статьей 14.31 КоАП РФ является достаточно сложным даже для правоприменителя, ни говоря уже о субъектах, привлекаемых к ответственности, которые вправе оспорить рассчитанный для них штраф в судебном порядке.

Штрафная санкция для организации, не являющейся «монокомпанией», предусматривает установление нижнего и верхнего предела штрафа, в рамках которых уполномоченное должностное лицо вправе вести расчет — от одной сотой (0,01 или 1%) до пятнадцати сотых (0,15 или 15%) размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой (=0,02 или 2%) совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Как мы видим, законодатель несколько двояко определяет пределы допустимого штрафа. С одной стороны, точно указано, что штраф может быть рассчитан в пределах от 1% до 15%.

С другой стороны, нормативный акт прописывает как бы дополнительные (вторые) пределы (не менее 100 тысяч рублей и не более одной пятидесятой), которые выполняют подстраховочную функцию и определяют гарантированные границы штрафа, за которые правоприменитель не может выйти ни при каких обстоятельствах.

На первый взгляд складывается впечатление, что государство этой двойственностью демонстрирует некоторую неуверенность, неопределенность с точными размерами штрафа. С другой стороны можно отметить, что установление двойных пределов штрафа носит и практическое значение, так как корректирует процесс расчета базовой штрафной ставки, с учетом которой выполняется окончательный расчет.

Это можно продемонстрировать на следующем реальном примере (для условности название компании сократим до начальной буквы «Р…», которая совершила нарушение на рынке оказания услуг телефонной связи).

Как подтверждается представленной ОАО «Р…» документированной информацией, совокупный размер суммы выручки ОАО «Р…» от реализации всех товаров (работ, услуг) потребителям К… области (юридическим и физическим лицам) в году составил 1 237 405 200 (один миллиард двести тридцать семь миллионов четыреста пять тысяч двести) рублей; размер суммы выручки ОАО «Р…» от оказания услуг телефонной связи потребителям К… области (юридическим и физическим лицам) в году составил 631 787 700 (шестьсот тридцать один миллион семьсот восемьдесят семь тысяч семьсот) рублей, то есть сумма выручки от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, не превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.

Читайте также:  Безвозмездная помощь «дочке» от материнской компании. как обходят запрет на дарение

31 КоАП РФ, в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), — влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от одной сотой (1%) до пятнадцати сотых (15%) размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

  • Таким образом, для выполнения расчета штрафа для компании ОАО «Р…» необходимо определиться с минимальным и максимальным размером штрафа, который будет учитываться для определения базового штрафа.
  • Существует несколько вариантов минимального штрафа – 1% (как нижний предел специальной санкции) и 100 000 рублей (минимальная ставка, ниже которого штраф не может быть назначен ни при каких обстоятельствах).
  • Полагаю правильным, что минимальным размером штрафа является 100 тысяч рублей, поскольку меньше данного размера штраф составлять не может, а меньше 1% штраф может быть назначен в случае, например, учета смягчающих обстоятельств, снижающих штраф до 100 тысяч рублей.

Таким образом, минимальный размер штрафа, предусмотренный за совершение правонарушения по ст.14.31 КоАП РФ, составляет 100 000 рублей.

Расчет максимального штрафа выполняется путем соотношения между собой двух величин – 15% размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, и одной пятидесятой (или 2%) совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), выше которой штраф не может составлять, даже если он не превышает 15% размера. То есть, вторая величина является определяющей, выше которой штраф не может составлять ни при каких обстоятельствах. В тоже время 15% размер «специальной» выручки также является пресекательной величиной, определяющей верхний предел допустимого размера штрафа.

Следовательно, вышеуказанные величины являются фактически взаимоисключающими и самостоятельно ограничивают рост штрафной санкции. В связи с чем необходимо сравнение результатов расчета максимального штрафа и применение меньшего из двух значений в качестве предельной величины.

Максимальный размер штрафа для ОАО «Р…» будет равен одной пятидесятой (двум сотым) совокупного размера суммы выручки (1 237 405 200 рублей) от реализации всех товаров (работ, услуг) в году, то есть 24 748 104 рубля (1 237 405 200 рублей х 0,02), так как пятнадцать сотых размера суммы выручки от оказания услуг телефонной связи потребителям К… области (юридическим и физическим лицам) в году – 94 768 155 рубля (631 787 700 рублей х 0,15) больше чем 24 748 104 рубля (одна пятидесятая совокупного размера суммы выручки).

В соответствии с п.4 примечания к ст.14.31 КоАП РФ административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера штрафа, предусмотренного за совершение правонарушения по ст.14.

31 КоАП РФ, и половины разности максимального размера штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Таким образом, размер базового штрафа, подлежащего наложению на ОАО «Р…», составит: (сумма минимального размера штрафа и половины разницы максимального размера штрафа и минимального размера штрафа) 100 000 рублей + ( 24 748 104 рубля – 100 000 рублей) : 2 = 12 424 052 рубля.

В соответствии с пунктами 2, 3 примечания к ст.14.

31 КоАП РФ при назначении административного наказания в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 — 7 части 1 статьи 4.

2 КоАП РФ и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ и указанные в пункте 3 примечания к ст. 14.31 КоАП РФ.

Согласно п.4 примечания к ст.14.

31 КоАП РФ при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Одна восьмая разности максимального размера штрафа и минимального размера штрафа, предусмотренного за совершение настоящего административного правонарушения, составит для ОАО «Р…» 3 081 013 рублей (( 24 748 104 рубля – 100 000 рублей) : 8).

На основании ст.4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, могут быть признаны:

  1. раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  2. добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
  3. добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
  4. оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
  5. предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
  6. добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
  7. добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);
  8. совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  9. совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  10. совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Кроме того, в силу части 2 статьи 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, смягчающими обстоятельствами, уменьшающими размер административного штрафа, могут являться любые обстоятельства, которые признаются уполномоченным лицом или органом в качестве смягчающих и свидетельствуют о добросовестности действий нарушителя и (или) отсутствия прямого умысла на совершение нарушения.

Таким образом, у лица, привлекаемого к административной ответственности, имеется возможность существенного снижения налагаемого штрафа до 100 000 рублей. Если административный органа или уполномоченное должностное лицо не примут во внимание доводы привлекаемого лица, то можно доказать возможность снижения штрафных санкций с учетом смягчающих обстоятельств в судебном порядке.

В рассмотренной ситуации размер административного штрафа, налагаемого на ОАО «Р…» (12 424 052 рубля), с учетом смягчающих обстоятельств подлежит уменьшению на 3 081 013 рублей (одна восьмая разности максимального размера штрафа и минимального размера штрафа, предусмотренного за совершение настоящего административного правонарушения) за каждое смягчающее обстоятельство.

Если предположить о наличии 4 и более смягчающих обстоятельств, то большой размер базового штрафа может быть снижен до 100 тысяч рублей, что является, безусловно, благоприятным результатом рассмотрения дела об административным правонарушении и свидетельствует о достижении важного успеха в правоотношениях с контролирующим органом.

Следует также отметить важность точного определения границ товарного рынка, на котором совершено административное правонарушение, так как это влияет на определение суммы выручки нарушителя, учитываемой при расчете базового штрафа и определении максимальных и минимальных пределов штрафа, а в итоге – на размер реального штрафа, подлежащего назначению нарушителю.

Анализ положений, определяющих порядок расчета штрафа за нарушения, предусмотренные статьей 14.31 КоАП РФ, позволяет сделать следующие выводы.

  • Необходимо правильно определить минимальные и максимальные размеры штрафной санкции в рамках установленных статьей 14.31 КоАП РФ пределов. Поскольку от этого зависит правильность расчета базовой ставки, которая определяет с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств подлежащий применению штраф.
  • Большое значение имеет доказывание смягчающих обстоятельств, предоставляющих возможность уменьшения налагаемого штрафа даже до 100 тысяч рублей, что требует квалифицированной юридической работы по доказыванию определенных обстоятельств, имеющих существенное значение для расчета штрафа.
  • Необходимо точно установить границы товарного рынка, на котором совершено административное правонарушение, для точного расчета размера реального штрафа, подлежащего назначению нарушителю.

Свиридов Дмитрий Викторович

Юрист-эксперт антимонопольной практики Группы Компаний «URC Group». Стаж профессиональной деятельности более 10 лет, в том числе 8 лет в ФАС

подробнее…

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *