Если вам нечего скрывать – потерпите: о чем говорят предложения госорганов предоставить им возможность проводить проверки вне детализированных административных процедур

В последнее время налогоплательщики все чаще и чаще сталкиваются с проблемой, когда налоговый орган направляет в их адрес Требование о предоставлении документов и информации вне рамок налоговой проверки, ссылаясь на ст. 93.1 НК РФ.

Возникает вопрос: «А что это такое?»

Есть камеральные налоговые проверки. Вроде все понятно. Истребовать документы в этом случае могут.

Есть выездные налоговые проверки. Здесь тем более могут истребовать.

А что это за форма такая «вне рамок налоговой проверки?»

Как реагировать на такое требование? Представлять документы и информацию или нет?

Забегая вперед скажу, что истребование документов вне рамок налоговой проверки — это фактически предпроверочный анализ деятельности компании, когда налоговики только собирают документы о компании и пока еще не приняли решение о проведении в отношении компании проверки (выездной или камеральной).

  • Так представлять или не представлять документы и информацию?
  • Предусмотрена ли ответственность за непредоставление документов вне рамок налоговой проверки?

Ответственность предусмотрена.

Это статья 126 НК (200 рублей за каждый непредставленный документ), а за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации — ст. 129.1 НК — штраф 5 000 рублей.

Итак, есть право налогового органа истребовать документы и информацию вне рамок налоговой проверки, есть штраф.

Но что это за процедура «вне рамок налогового контроля»? Не получается ли так, что теперь налоговики могут в любой момент запросить у налогоплательщика любые документы и проводить вне рамок налоговой проверки фактически камеральную или выездную?

Давайте вместе прочитаем ч. 2 ст. 93.

1 НК РФ: в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

Ключевые слова: «обоснованная необходимость», «получение документов (информации) относительно конкретной сделки».

  1. Еще раз: исключительный характер, обоснованная необходимость и конкретная сделка.
  2. То есть в Требовании должно быть указано при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

И как эти признаки определить на практике? Обратимся к критерию истины — судебной практике.

Вот Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.07.2014 по делу N А27-12135/2013.

Предприятие отказалось предоставить по запросу документы. Налоговый орган привлек предприятие к ответственности в виде штрафа.

Суд вынес решение: требование частично удовлетворено, поскольку решение и требование, принятые инспекцией, не соответствуют положениям НК РФ, в первоначальном требовании о предоставлении документов не указано, в рамках какого мероприятия налогового контроля истребуются документы и в связи с чем запрашивается информация в отношении юридического лица, поименованы конкретные документы, а не информация относительно сделки, которая может быть истребована вне рамок налоговой проверки.

Обратите внимание, что сказал, суд: «… поименованы конкретные документы, а не информация относительно сделки…»

А вот другой случай: Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.04.2018 N Ф09-535/18 по делу N А50-23230/2017.

Здесь так же налогоплательщик получил требование представить первичные документы по сделкам с контрагентом.

Не представил. Его привлекли к ответственности. Обжаловал.

В удовлетворении заявления налогоплательщика отказано, суд сделал вывод: у налогового органа вне рамок налоговой проверки возникла обоснованная необходимость получения информации относительно сделок контрагента налогоплательщика, требование содержит необходимые сведения, позволяющие определить мероприятия налогового контроля и идентифицировать информацию по запрашиваемым сделкам.

Также в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.

2017 N Ф04-7101/2017 по делу N А75-6717/2016 сделан следующий вывод о том, что при истребовании документов (информации) налоговый орган в соответствующем требовании (поручении) должен указать, в рамках какого именно мероприятия налогового контроля (налоговая проверка или иное конкретное мероприятие налогового контроля) запрашиваются документы, а при истребовании документов вне рамок налоговой проверки — также обозначить идентификационные признаки конкретной сделки, в отношении которой требуется представление информации.

Удовлетворяя жалобу налогоплательщика суд указал, что налоговые органы не уточнили, в связи с какими проводимыми мероприятиями налогового контроля необходимо представить запрошенные документы, и, как следствие, не обосновали причину истребования документов по конкретным сделкам. Далее суд указал, что в оспариваемом требовании поименованы в том числе конкретные документы, а не информация относительно определенной сделки, которая может быть истребована вне рамок налоговой проверки.

Для полноты картины прочитаем выдержку из Постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2016 года по делу № А09-72215/2016, в котором суд очень хорошо расписал, а что собственно должно быть указано в Требования.

Вот что написал суд:

«Из содержания оспариваемого требования следует, что налоговым органом у Общества затребована информация, касающаяся деятельности ООО «Управляющая компания „БЗКПД“ относительно конкретной сделки, а именно договора от 01.09.2015 N ТД/НГ/18. Кроме того, в указанном требовании имеется ссылка на счета от N 88 от 19.10.2015, N 39 от 02.09.2015 с конкретным назначением платежа.

Также в оспариваемом требовании имеется указание на то, что необходимость в представлении информации возникла вне рамок проведения налоговой проверки.

Исходя из вышеизложенного суд обоснованно посчитал, что требование о представлении документов (информации) от 06.04.2016 N 51675 соответствует положениям статьи 93.

1 НК Российской Федерации, поскольку содержит номер и дату договора (N ТД/НГ/18 от 01.09.

2015), сведения о том, что оплата по договору производилась за щебень и указание контрагента ООО Управляющая компания „БЗКПД“, с которым заключен данный договор.

Все вышеуказанные сведения позволяют налогоплательщику определить мероприятия налогового контроля и идентифицировать запрашиваемую информацию. Содержание требования носит однозначный, понятный характер, что не позволяет сделать вывод о его неисполнимости или наличии каких-либо затруднений с уяснением содержания документа.

Отклоняя довод заявителя о том, что вынесение требования вне мероприятий налогового контроля противоречит закону вне зависимости от конкретизации сделки, суд апелляционной инстанции исходит из того, что право налоговых органов запрашивать информацию вне рамок проведения налоговых проверок прямо предусмотрено пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ».

Ну, а теперь, общий вывод (при каких условиях следует представить документы, в случае, когда вы получили Требование вне рамок проведения налогового контроля):

  1. Следует оценить Требование с учетом сказанного выше на предмет его законности: оно должно быть вынесено вне рамок налогового контроля и у налогового органа должна была быть обоснованная необходимость.
  2. Далее, определить (найти) в Требовании ссылку на договор, период его заключения и указание на контрагента.
  3. Документы передаем только те, которые указаны в Требовании. Не стоит передавать документы, которые не указаны в требовании. Если же у вас требуют информацию — передаем информацию, а не документы.
  4. Необходимо сравнить перечень запрашиваемых документов, и, если ваша инспекция попросила документов побольше — передаем ровно те документы, которые указаны в первоначальном Требовании.
  5. Если у вас затребовали документы в очень большом объеме, и вы не в состоянии такой объем подготовить — пишите ходатайство о продлении срока представления документов.
  6. Если вас мучают сомнения — представлять или не представлять конкретные документы — вы можете обратиться письменно в ИФНС за разъяснением. Не стоит молчать. Лучше уточниться. И затем принять адекватное решение в соответствии со сложившейся практикой и реакцией судов.

Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на «Клерк.Премиум» до 12 ноября. 

Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Воронежской области

С 1 июля 2021 года  вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон №248-ФЗ), существенно изменяющий действующий уже более 10 лет порядок организации и осуществления контрольно-надзорных мероприятий в отношений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Законом №248-ФЗ предусмотрены пределы правового регулирования.

Так, его положения не распространяются на мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания; оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях; рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе; проверку устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности; деятельность судов и  органов прокуратуры  и др.

Кроме того, Закон №248-ФЗ не регламентирует порядок осуществления некоторых видов государственного контроля.

Например, налогового, валютного, таможенного контроля, федерального государственного контроля (надзора) за оборотом оружия, государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и некоторых других. Перечень соответствующих исключений установлен ст.2 Закона №248-ФЗ.

  • Закон №248-ФЗ устанавливает приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным. Наряду с ранее применяемыми контролирующими органами профилактическими мероприятиями закреплен ряд новых:
  • — меры стимулирования добросовестности — нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (порядок оценки добросовестности контролируемых лиц, в том числе виды мер стимулирования добросовестности, устанавливается положением о виде контроля);
  • — самообследование — самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований с использованием одного из способов, указанных на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети Интернет. Если по итогам самообследования хозяйствующий субъект получит высокую оценку, то сможет принять декларацию соблюдения указанных требований;

— профилактический визит — беседа по месту деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Выявление по итогам визита нарушений не является основанием для выдачи контролирующим органом предписания об его устранении.

  1. Федеральным законом о виде контроля может быть предусмотрена независимая оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, проводимая организациями, независимыми от контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица, аккредитованными в национальной системе аккредитации.        
  2. При подтверждении соблюдения обязательных требований контролируемому лицу выдается соответствующее заключение.
  3. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении контролируемого лица в течение срока действия заключения о соответствии не проводятся, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля.

Закон №248-ФЗ значительно расширяет перечень контрольно-надзорных мероприятий.Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении семи контрольных (надзорных) мероприятий.

  • Помимо ранее предусмотренных Законом №294-ФЗ контрольных закупок, рейдовых осмотров, документарных и выездных проверок Закон №248-ФЗ регламентирует следующие мероприятия:
  • — мониторинговая закупка — мероприятие, в ходе которого инспектором совершаются действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях последующего направления продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на испытание, экспертизу, а также проведения исследования продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на предмет их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству;
  • — выборочный контроль — мероприятие, проводимое по месту хранения и (или) реализации контролируемыми лицами продукции (товаров), представляющее собой отбор проб образцов продукции (товаров) в целях подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству;
Читайте также:  Очередная реформа расширенной экологической ответственности производителей и импортеров

— инспекционный визит — мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

Закон №248-ФЗ содержит подробные правила проведения каждого мероприятия. Они отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, инструментальное обследование, экспертиза, эксперимент и др. Это обеспечит дополнительные гарантии того, что инспекторы не смогут действовать произвольно.

Кроме того, предусмотрено проведение двух мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом: наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование.

Выездное обследование является новеллой Закона № 248-ФЗ. В ходе его проведения инспектором осуществляется визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. При этом должностным лицом может осуществлять осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов.

  1. Законом № 248-ФЗ скорректированы основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий. К ним отнесены:
  2. 1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
  3. 2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
  4. 3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
  5. 4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  6. 5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований — в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Закона № 248-ФЗ;
  7. 6) наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.
  8. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа.

Значительно сокращены сроки проверок. По общему правилу указанный срок не должен превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.

  • Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.
  • Законом №248-ФЗ сроки проведения контрольной закупки, мониторинговой закупки, выборочного контроля  определяются периодом времени, в течение которого обычно осуществляется соответствующая сделка, проводятся необходимые инструментальные обследования, изъятия проб (образцов) продукции (товаров), испытания или необходимые экспертизы.
  • Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
  • (Управление по надзору за соблюдением федерального законодательства)

Как предпринимателю защититься при административной проверке?

Государство следит не только за налогами предпринимателя, но и за соблюдением других законов. Для этого надзорные органы проверяют бизнес каждый по своему профилю. МЧС следит за пожарной безопасностью в помещениях, Роспотребнадзор читает жалобы покупателей, Роструд защищает права работников, антимонопольная служба ищет нарушения в рекламе. 

Условно такие проверки бизнеса называют административными. Мы рассказывали о них в Курсе для предпринимателей «Всё выйдет из-под контроля».

Цель проверяющего в административной проверке — найти нарушение закона. Цель предпринимателя — избежать штрафа и не испортить нервы.

Чтобы уравновесить интересы проверяющего органа и предпринимателя работает Закон «О защите прав юрлиц и ИП». Закон даёт возможность подготовиться к плановой проверке по чек-листу, возразить на нарушения и даже отменить штраф при ошибках чиновников. Рассказываем, как это работает.

Перед плановой проверкой можно проверить бизнес по чек-листу

Проверки бизнеса бывают внеплановые и плановые. 

Внепланово госорганы приходят по жалобам людей и после чрезвычайных происшествий, чтобы проверить что-то конкретное. Уволенный сотрудник не дождался компенсации за отпуск и пожаловался в Трудовую инспекцию. Значит, у работодателя попросят документы на выплаты, положенные при увольнении.

В плановую проверку предприниматель попадает не чаще одного раза в три года. Проверяющий смотрит, как закон соблюдается в общем и целом. То есть та же Трудовая инспекция проверит всё касательно обязанностей работодателя. Узнать о предстоящей проверке можно на сайте Генпрокуратуры. 

Малый бизнес в 2021 планово проверять запрещено — см. п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969. Но советуем оставаться настороже, потому что есть исключения:

— Компания попадёт в план проверок, если по степени риска ее деятельность посчитают опасной для людей и окружающей среды.

— Предприниматель нарушил закон в течение последних трех лет и получил наказание в виде дисквалификации или приостановления деятельности.

Чтобы предприниматель подготовился к плановой проверке, госорганы составляют проверочные листы. В листе написаны контрольные вопросы, по которым чиновник будет оценивать соблюдение закона. Выяснять что-то не из списка ему нельзя. Так установлено в ст. 9 Закона «О защите прав юрлиц и ИП».

Перед проверкой предприниматель может взять проверочный лист и пройтись по нему. Если на какой-то вопрос получается ответ «нет» — это нарушение закона, и прямо в листе есть ссылка на статью. Проверяющий найдёт нарушение и оштрафует. Поэтому надо уже сейчас исправлять ошибку.

Вот актуальные для малого бизнеса проверочные листы.

Для Роспотребнадзора

Приказом Роспотребнадзора от 18.09.2017 № 860 утверждены три формы чек-листов: для общепита, магазинов и салонов красоты.

Например, в чек-листе для салонов вопросы от таблички «Курить запрещено» на входе до наличия двух ванночек в педикюрном кабинете. Напротив каждого вопроса стоит ссылка на пункт СанПиНа, в котором прописано это требование.

Для Трудовой инспекции

Чек-листы утверждены Приказом Роструда от 10.11.2017 № 655. Для проверки прав работников и безопасности труда сделали 133 списка с группами вопросов по определённой теме. Листы начинаются с общих вопросов о заключении трудового договора, увольнении и отпусков. Потом идут требования наподобие безопасности при строительстве или контакте работников с ядами. 

Бизнесу типа кофейни или интернет-магазина одежды достаточно проверить себя по общим вопросам. А чтобы это сделать быстро и просто Роструд предлагает пройти проверку на своём сайте через сервис Электронный инспектор.

Для МЧС

Проверочные листы для пожарного контроля в помещении прописаны в Приказе МЧС России от 28.06.2018 № 261. Интересные предпринимателю: по хостелу, магазину, общепиту, парикмахерской, спортклубу. Вопросы пожарных касаются проездов к зданию, эвакуации, устойчивости отделки к огню.

Для остальных ведомств

Вопросы к плановой проверке есть и у других органов. Например, Россельхознадзор проверяет животных и растения. Значит, фермерам полезно почитать вопросы от этого органа. 

Если знаете, кто проверит ваш бизнес, поищите приказы ведомств и чек-листы в этом списке.

Знать права при проверке

При любой проверке у чиновников есть ограничения, а у предпринимателей — права. Вот главное.

Проверяющему нельзя — ст. 15 Закона «О защите прав юрлиц и ИП»:

— Проверять соблюдение закона не из своей компетенции. Например, Роспотребнадзор смотрит медкнижки у персонала, но не может просить трудовые договоры.

— Проводить выездную проверку (в помещении предпринимателя) без директора или представителя по доверенности. При условии, что директора заранее позвали.

— Собирать образцы продукции без протокола и с нарушением государственных стандартов сбора. Протокол — письменный документ, где проверяющий записывает, где, когда и что он взял для экспертизы.

  • — Проверять дольше, чем разрешено законом.
  • Права директора организации и предпринимателя — ст. 21 Закона «О защите прав юрлиц и ИП»:
  • — Находиться в помещении, где проходит выездная проверка.
  • — Знать, по какому вопросу проводится проверка, от кого поступила жалоба.
  • — Знакомиться с актами, протоколами и другими материалами проверки.
  • — В свою защиту давать пояснения, возражать, приносить документы, подтверждающие соблюдение закона.
  • — По окончании проверки получить акт и письменно возразить на него. 
  • — Обжаловать результат проверки в вышестоящий орган или суд.

Если понимаете, что проверяющий ошибается или злоупотребляет, постарайтесь зафиксировать нарушение. Это поможет при обжаловании проверки.

Роспотребнадзор проверял мясной магазин на предмет соблюдения СанПиНов. Проверяющие взяли пробы полуфабрикатов и нашли нарушения. Предпринимателю предписали снять полуфабрикаты с продажи.

Хозяин магазина заметил, что эксперты не поместили пробы продуктов в стерилизованные банки. В протоколе о взятии проб тоже не было написано о специальной посуде. Это нарушения правил отбора продукции по ГОСТу. Такая экспертиза неточная. Предприниматель обжаловал предписание в арбитражный суд и результаты проверки аннулировали — дело № А33-14343/2012.

Написать возражения на акт проверки

Когда проверка закончена, проверяющий составляет акт по ст. 16 Закона «О защите прав юрлиц и ИП». В этом документе пишут, кого и когда проверили и, что самое важное, какие нарушения нашли. К акту прикладывают доказательства нарушений — протоколы, письменные объяснения, заключения экспертов.

По общему правилу акт пишут сразу. Но если нужны экспертизы или расследования, проверяющему даётся три дня с момента окончания проверки.

Акт составляют в двух экземплярах, один вручают предпринимателю под подпись. Если вручить лично не получилось, отправляют заказное письмо. 

Предприниматель может написать возражения на акт в течение 15 дней после получения. В возражениях указывают на ошибки при проверке, опровергают найденные нарушения и выводы чиновников. В доказательство прикладывают документы.

Возражения сдают в проверяющий орган — тогда копию с подписью проверяющего берут себе. Или отправляют заказным письмом с уведомлением.

Читайте также:  Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество. Новые правила защиты нарушенных прав

Писать возражения бывает эффективно. Когда в проверяющем органе будут решать штрафовать или нет, возражения учтут.

Обжаловать результат проверки, если проверяющий допустил грубые нарушения

В ст. 20 Закона «О защите прав юрлиц и ИП» прописаны грубые нарушения проверяющего. 

Грубое нарушение при проверке — значит, ошибку нельзя исправить, проверять надо заново. Штрафовать предпринимателя при ошибке чиновника из этого списка нельзя, потому что он как бы остался без защиты. А вынесенное решение можно обжаловать в суд.

  1. Список грубых ошибок:
  2. — Плановую проверку провели чаще раза в три года.
  3. — О плановой проверке сообщили позже трёх рабочих дней до начала.
  4. — К проверке привлекли экспертов без профильного образования или экспертную организацию без аккредитации.
  5. — Провели внеплановую проверку без жалобы (клиента, работника), по анонимной жалобе, без контрольной закупки или без чрезвычайного происшествия.
  6. — Внеплановую проверку не согласовали с прокуратурой.
  7. — Проверка длилась дольше 20 дней.
  8. — Госорганы проверяли предпринимателя совокупности дольше 50 часов в год. 
  9. — На проверку не было приказа руководителя госоргана или его зама.
  10. — Проверяющий вышел за пределы вопросов из чек-листа, компетенции органа или предмета жалобы.
  11. — Предпринимателю не вручили акт проверки или не дождались возражений.

Видите подобные нарушения — ищите юриста и обжалуйте штраф в суде. Скорее всего, проверку признают недействительной.

  • Статья: 5 мифов о юристах
  • Посмотрите примеры грубых нарушений, когда суд отменил результаты проверки.
  • Руководителю фирмы не вручили акт.

Миграционная служба проверила строительную фирму. У одного рабочего не было разрешения на работу в Москве. Из-за этого фирму оштрафовали на 400 000 рублей. Но проверяющие не отправили акт проверки директору. Получилось, что фирма не смогла возразить госоргану, а ей сразу штраф. Арбитражный суд отменил постановление Миграционной службы — дело № А31-7367/2015.

Проверяющие уведомили о плановой проверке позже трёх дней.

Роспотребнадзор планово проверял банк. Нашли нарушения по договорам с клиентами. Банк пошёл в суд и показал, что уведомление о проверке пришло не за три рабочих дня, а за один. Этого оказалось достаточно для отмены предписания — дело № А41-41396/2015.

Госорган вышел за пределы компетенции.

Трудовая инспекция внепланово проверила компанию по жалобе уволенной сотрудницы. Бывшие работодатель и работник спорили, каким днём верно оформить увольнение. Подобный спор разрешает суд, а не инспекция.

Одной проверки мало, надо подробно разбираться. Тем не менее фирме вынесли предписание заплатить проценты за задержку денег при увольнении.

Суд отменил предписание, потому что чиновники вышли за пределы своей компетенции — дело № 33-8591/2015.

Вместо выводов

  1. Лучший способ избежать внеплановых проверок и штрафов — делать работу качественно и соблюдать закон. В помощь предпринимателю — проверочные листы и консультации юристов.

  2. Любому магазину, веб-студии, салону красоты и строительной фирме полезно знать правила административных проверок. Мы рассказали самое важное из Закона «О защите прав юрлиц и ИП». Рекомендуем набраться мужества и просмотреть его самостоятельно.

    Когда придет проверка, сможете сразу фиксировать нарушения, а потом оспаривать штраф.

  3. Участвовать в проверке — не только право, но и обязанность предпринимателя и директора ООО. Неисполнение требований и предписаний госорганов — это отдельные штрафы.

    Они прописаны в главе 19 КоАП РФ, суммы доходят до сотен тысяч рублей. 

Не уклоняйтесь от проверок, знайте свои права и защищайте интересы бизнеса до конца. ¡No pasarán!

Статья актуальна на 02.02.2021

Что делать во время проверок, чтобы сохранить нервы и бизнес — 5 правил | Rusbase

Представьте, вы сидите в офисе и тут распахивается дверь — к вам пришли с проверкой. Сотрудники нервничают, работа стоит, проверяющие роются в бумагах и раздают указания. А вам тревожно, ведь по итогам могут оштрафовать, закрыть бизнес или даже возбудить уголовное дело.

Владимир Савченко, сооснователь юридического сервиса Raketa.one, не раз сопровождал предпринимателей во время проверок. Он рассказал, как перестать бояться налоговой, Роспотребнадзора, СЭС, трудовой инспекции и прокуратуры.

Что делать во время проверок, чтобы сохранить нервы и бизнес — 5 правил Ирина Печёрская

Правило №1. Перекрыть путь к офису

Проверяющие не застанут вас врасплох, если им придется преодолевать препятствия, чтобы встретиться с вами и начать проверку:

  1. Организуйте проходную и наймите вахтера. Чтобы попасть в офис, инспекторы будут должны предъявить документы и записаться в журнале учета посетителей. Если поставить при входе стойку охраны с турникетом нет возможности, установите хотя бы домофон.
  2. Не давайте инспекторам бродить по всему офису. Проводите их сразу в комнату для переговоров. Если такой комнаты нет, то в кабинет главного бухгалтера или генерального директора. В идеале к моменту появления проверки на вашей территории сотрудники должны сидеть по кабинетам с закрытыми дверями.
  3. Снимайте процесс проверки на видео. Только сначала предупредите проверяющих о видеосъемке. Вряд ли они рискнут нарушить закон «на камеру», и проверка пройдет строго по процедуре. Хорошо, если в офисе установлены камеры видеонаблюдения с записью звука, но снимать можно и на смартфон. 

Эти барьеры не только исключают неожиданное появление проверки прямо у вас в офисе, но и вынуждают проверяющих точно соблюдать ваши права по закону.

Правило №2. Узнать причину проверки

От причины зависит, что могут делать проверяющие, а что — нет.

Проверки регулируются федеральным законом N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и отраслевыми нормативными актами. Например, правила проведения налоговой проверки прописаны в ст.89 НК РФ. Сверяйте действия проверяющих с положениями законов, чтобы защитить свои права.

Плановые проверки

Государственные органы планируют проверки на год вперед. Узнать, придут ли к вам проверяющие в этом году, можно на сайте Генеральной прокуратуры, где публикуется сводный план.

Малый и средний бизнес в 2021 году не будут проверять планово — из-за пандемии до 31 декабря действует мораторий на проверки. Возможно его продлят и на 2022 год. Но имейте в виду на будущее:

  • за три дня до начала проверки вы должны получить от контролирующего органа письмо с копией приказа или распоряжения о ее проведении — по почте или на электронный адрес;
  • обычно проверки проводят один раз в три года. Бизнес, который связан с образованием, здравоохранением, социальной сферой, энергетикой, драгоценными металлами и камнями, проверяют чаще. Например, в частный детский сад проверяющие из СЭС будут ходить ежегодно.

Если инспекторы пришли без предупреждения или раньше срока, вы можете отказаться от проверки.

Внеплановые проверки в случае административного нарушения

Обычные внеплановые проверки проводят, когда нужно выдать лицензию или убедиться, что вы исправили нарушения, которые были обнаружены в прошлый раз. О такой проверке предупреждают за 24 часа: отправляют уведомление на электронную почту компании или звонят по телефону.

Но, если здоровью и жизни людей грозит опасность, нагрянет внезапная проверка — инспекторы придут без предупреждения. Самый частый повод для внезапной проверки — жалоба недовольного потребителя, сотрудника, конкурента. Допустим, вы задержали зарплату, и работник написал заявление в трудовую инспекцию. Или продали несвежую рыбу, и человек попал в больницу — к вам придут из Роспотребнадзора. 

Попросите проверяющих показать вам документ, который послужил причиной проверки: жалобу, заявление, публикацию в СМИ. Если ее нет или она была отправлена анонимно, внеплановую проверку проводить нельзя.

Внеплановые проверки в рамках возбуждения уголовного дела

У правоохранительных органов для проверок есть свои законы: уголовно-процессуальный кодекс, федеральные законы N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и N 3-ФЗ «О полиции».

Проводятся по фактам, указанным в заявлении потерпевшего. Во время доследственной проверки сотрудники полиции могут осмотреть помещения, поговорить с персоналом на добровольной основе, посмотреть нужные документы. В результате проведения проверки правоохранители решат, возбуждать уголовное дело или для этого нет оснований.

  • Проверки при расследовании уголовных дел

Если уголовное дело уже возбуждено, у вас могут провести обыск, изъять документы и технику, провести допрос сотрудников.

Правило №3. Проверить проверяющих

Внимательно просмотрите документы проверяющих: удостоверения, распоряжение о проведении проверки и проверочный лист со списком контрольных вопросов к предпринимателю.

На обыск или изъятие документов фирмы в рамках проверки по возбужденному уголовному делу нужны соответствующие постановления.

Если у инспекторов документы не в порядке, вы можете сказать, что проверка незаконна, и попросить вернуться с правильными документами.

На что обращать внимание:

  • на личные данные проверяющих. Если в распоряжении указан один человек, а удостоверение вам показывает другой, вы можете отказать в проведении проверки;
  • на тип проверки. При доследственной проверке сотрудникам можно визуально осмотреть помещение, но нельзя открывать ящики столов и заглядывать в шкафы. Это уже обыск — его можно проводить только в ходе расследования уголовного дела;
  • на предмет проверки. Проверяющие могут запросить только те документы, которые относятся к предмету проверки. Допустим, в ваше кафе пришли из СЭС, чтобы проверить, как вы устранили нарушения по медкнижкам. Если инспекторы заодно решили узнать, заключили ли вы договоры на проведение дезинфекции — это против правил;
  • на список документов, которые требуют предъявить проверяющие. Не выдавайте ничего сверх списка. Если проверяющим нужно что-то еще, пусть составят письменный запрос и укажут причину.

Хорошо, если у вас в контактах есть юрист, которого можно быстро подключить к проверке. Он проверит документы, проследит, чтобы проверка была проведена правильно, и поможет отстоять ваши интересы.

Правило №4. Научить сотрудников использовать тактику глухой защиты

Это легче легкого: ничего не говорить, никаких бумаг не выдавать, протоколы не подписывать. Отказ можно обосновать простой фразой: «Я не могу дать вам эту информацию/документ без разрешения директора. Пожалуйста, со всеми вопросами обращайтесь к нему».

По закону рядовые сотрудники не несут ответственности за отказ в предоставление документов или объяснений, если дело не касается возбужденного уголовного дела. При административном правонарушении объяснение обязан дать тот, кто его совершил: например, продавец, который продал алкоголь несовершеннолетнему. Требовать объяснений с другого продавца инспекторы не могут.

Регулярно проводите подготовку персонала к проверке, и тогда сотрудники не растеряются при виде проверяющих:

  • расскажите, кто может проверять вашу фирму и какие полномочия есть у проверяющих;
  • запретите обсуждать рабочие вопросы в присутствии проверяющих;
  • научите вежливо отказывать проверяющим в общении и выдаче документов.

Внесите правила поведения во время проверки в должностные инструкции сотрудников.

Правило №5. Фиксировать нарушения

Вы можете оспорить результаты проверки, если докажете, что инспекторы ошиблись или превысили свои полномочия. Фиксируйте проверку на камеру и записывайте все нарушения: фамилии проверяющих в удостоверении и приказе не совпадают, у вас изъяли документы без описи, проверили что-то лишнее, пришли не в тот день.

Не торопитесь предъявлять проверяющим доказательства нарушений — промолчите, и тогда у вас будут основания для подачи жалобы в прокуратуру или оспаривания действий инспекторов в суде. Результаты проверки и штрафы отменят, а если назначат повторную — вы успеете исправить все недочеты и избежите наказания.

Ни в коем случае не идите у инспектора на поводу, если он требует денег, чтобы скрыть реальные ошибки, или угрожает вписать недочеты, которых нет на самом деле. Сразу напишите заявление в полицию, прокуратуру или следственный комитет.

Шпаргалка для предпринимателя, к которому пришла проверка

  1. Попросите инспекторов показать удостоверения и документы на проведение проверки, перепишите данные.
  2. Уточните повод для проверки и просмотрите законодательные акты, которыми руководствуются инспекторы.

      

  3. Вызовите юриста, который проконтролирует действия проверяющих.
  4. Ограничьте передвижения проверяющих по офису. Сразу проводите их в комнату, где они будут встречаться с сотрудниками и проверять документы фирмы.

  5. Узнайте, что именно будут проверять инспекторы и какие документы им нужны.
  6. Проинструктируйте сотрудников, чтобы они не отвечали на вопросы проверяющих, не выдавали и не подписывали никаких документов.

  7. Записывайте на видео процесс проверки и отмечайте все нарушения.

Фото на обложке: Andrei_R/shutterstock.com

Предложения о способах устранения выявленных в проекте нормативного правового акта положений, содержащих коррупционные факторы (в случае выявления)

  • В соответствии с Методикой проведения  антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов,  проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства
  • Российской Федерации от 26 февраля 2010 № 96 
  •  Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
  • а) широта дискреционных полномочий — отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
  • б) определение компетенции по формуле «вправе» — диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
  • в) выборочное изменение объема прав — возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
  • г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества — наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
  • д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции — нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
  • е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий — установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
  • ж) отсутствие или неполнота административных процедур — отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
  • з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур — закрепление административного порядка предоставления права (блага).
  • Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
  • а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, — установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
  • б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) — отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
  • в) юридико-лингвистическая неопределенность — употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
1. Широта дискреционных полномочий — отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) Пример 1. «В случае утраты действующей лицензии на право пользования недрами по письменному заявлению владельца выдается ее ксерокопия со штампом «дубликат» на бланке лицензии и ее приложениях.» Коррупциогенный фактор: широта дискреционных полномочий. Отсутствует срок выдачи дубликата лицензии. Рекомендации: необходимо установить срок выдачи дубликата лицензии. Пример 2. «При необходимости, заявителю необходимо предоставить график производства работ, разработанный на основании расчетов продолжительности проведения всех необходимых видов работ». Коррупциогенный фактор: широта дискреционных полномочий. Отсутствует случаи необходимости представления данного документа. Рекомендации: необходимо конкретизировать случаи представления данного документа или представлять его в обязательном порядке.
2. Определение компетенции по формуле «вправе» – диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций Пример 1. «Если победитель аукциона не оплатил в течение 30 календарных дней со дня аукциона разовый платеж, или отказался от подписания лицензии, то уполномоченный представитель Правительства Ростовской области в сфере недропользования принимает решение об аннулировании итогов аукциона. В этом случае аукционная комиссия вправе признать победителем аукциона участника, предложившего второй по размеру разовый платеж.» Коррупциогенный фактор: определение компетенции по формуле «вправе». Применение формулировки «вправе признать» является диспозитивным установлением возможности совершения действий органами государственной власти в отношении организаций. Государственный служащий получает возможность трактовать свое право как возможность, а не как обязанность совершения определенных действий. Правоприменение в итоге может получить признак избирательности. Рекомендации: слова «вправе признать победителем» заменить словами «признаёт победителем».
3. Выборочное изменение объема прав — возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению орган органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) Пример. «… В случае, если в представленных заявителем документах выявлены недостатки, являющиеся основанием для их возвращения без рассмотрения по существу, но которые можно устранить без возврата этих документов, и заявитель не настаивает на их возврате, Учреждение устанавливает срок для устранения таких недостатков, не превышающий 30 дней.». Коррупциогенные факторы: выборочное изменение объёма прав; злоупотребление правом заявителя органами государственной власти (их должностными лицами). Данный пункт проекта предоставляет возможность установления исключений из общего порядка. При этом: — не указан закрытый перечень недостатков, которые могут быть устранены без возвращения документов заявителю; — не указан способ уведомления, которым заявитель должен сообщить о том, что он не настаивает на возврате документов. Таким образом, отсутствует чёткая регламентация прав заявителя, имеются дискреционные полномочия должностных лиц. Рекомендации: привести закрытый (исчерпывающий) перечень недостатков, которые устраняются в определённый срок без возврата документов заявителю. Предусмотреть действия должностных лиц, если в установленный срок недостатки не были устранены заявителем.
4. Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества – наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт Пример. «… При установлении вины получателя в возникновении очага особо опасных болезней животных возмещение собственнику животных и (или) продуктов животноводства стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных заболеваний не производится». Коррупциогенные факторы:

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *