Экспедитор вправе удерживать груз клиента до оплаты своих услуг

Проблемы взаимных расчётов в грузоперевозках – реальность, с которой сталкиваются различные компании.

После доставки груза из точки А в пункт Б иногда заказчики начинают тянуть с оплатой, не переводят деньги, а при поступлении вопросов со стороны перевозчика, предлагают обращаться в суд.

Логично в такой ситуации удержать груз до полного расчёта. Такая практика демонстрирует жизнеспособность: деньги тут же находятся, вопросы снимаются.

Но насколько законно удержание груза? Ведь кроме тех, кто соглашается на условия перевозчика, находятся и недовольные.

Конфликт может перерасти в острую фазу, начаться с вызова полиции и закончиться рукоприкладством. А ещё – крупными финансовыми издержками, которые лягут бременем на проигравшего в споре.

Разберёмся в проблеме, чтобы обе стороны понимали права и чувствовали бремя обязанностей.

Экспедитор вправе удерживать груз клиента до оплаты своих услуг

Немного теории

«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», утверждённый ФЗ №259 от 08.11.2007, обошёл интересующий нас вопрос стороной.

В Правилах перевозок проблема тоже не урегулирована. Ничего не сможем найти на эту тему и в ряде других профильных актах.

Остаются лишь общие нормы гражданского и хозяйственного законодательства, трактовать которые можно по-разному.

Согласно ч.4 ст.790 ГК РФ, перевозчик имеет право удержать переданные грузы в целях обеспечения причитающихся ему платежей. Но лишь в том случае, если иное не предусмотрено договором, нормативным актом либо существом обязательства. Как понимать эту скупую норму?

Если мы копнём чуть глубже, то в ст.359 ГК РФ обнаружим иные основания для удержания груза. Это – неисполнение должником обязательства в срок. При этом даже продажа груза не является препятствием для продолжения данного действия. И вновь – если иное не предусмотрено договором.

Более того, ст.360 ГК РФ предусмотрено удовлетворение требований за счёт удерживаемого груза. При этом кредитор выступает как хранитель и может требовать возмещения издержек, понесённых в связи с этим. Но так – в теории. На практике ситуация выглядит несколько сложнее.

Имеет ли право перевозчик удерживать груз, требуя оплату от заказчика?

С одной стороны, Гражданский кодекс позволяет пользоваться чужим грузом как средством для взыскания долгов. Но на другой стороне медали – ст.19.

1 КоАП (самоуправство): осуществление действительного или мнимого (предполагаемого) правомочия.

Пусть штраф выглядит смешным по сравнению с деньгами, стоящими на кону, тенденция очевидно: законодатель сам не знает, в каких случаях груз можно удерживать, а в каких – нет.

Порой речь может идти об уголовной ответственности, предусмотренной ст.330 УК РФ. Такое самоуправство должно либо причинить существенный вред (к примеру, порча ТМЦ), либо сопровождаться насилием (угрозой применения). Состав не самый распространённый, но практика имеется – такие случаи не уникальны.

Чтобы право удержания груза не было мнимым, должны соблюдаться следующие критерии:

  • Между сторонами заключён договор, которым не запрещено удержание груза.
  • Перевозчик исполнил возложенные обязательства (доставил ТМЦ из точки А в пункт Б).
  • Отсутствуют претензии к качеству транспортировки товаров.
  • Оплата, о которой договорились стороны, не произведена в срок, определённый соглашением.

Пример. Водитель Б. доставил груз бетонных блоков заказчику и ожидает команды на выгрузку. Согласно звонку логиста, оплата не произведена, хотя договором определены сроки перевода денег. Кладовщик А.

требует начать разгрузку, так как его рабочий день – до 18.00 часов, у него нет времени ждать звонка из бухгалтерии. Позиция Б.

имеет право на жизнь, так как он не удерживает груз, а ожидает команды на его передачу заказчику.

Другой вопрос – расчёт произведён, но водитель всё равно отказывается приступить к разгрузке. Явно незаконны требования по доплате, компенсации тех или иных убытков, пересмотра договора.

Вызывает вопрос и желание перевозчика получить деньги раньше срока, указанного в соглашении.

Но если ТМЦ доставлены в полном объёме, к оговоренному месту, нет никаких причин тянуть с оплатой, если оплата, предусмотренная договором, должна быть произведена по факту доставки груза.

Удержание груза экспедитором

Организатор перевозки вправе хранить ТМЦ в счёт исполнения обязательств, только если это прямо предусмотрено договором. Если услуги экспедитора не оплачены, то удержание товаров нельзя признать законным. Впрочем, всё зависит от размера задолженности и обстоятельств конкретного спора.

Удержание груза, если не производит расчёт собственник груза

Согласно ст.35 ФЗ №259, грузоотправитель по общему правилу несёт различную ответственность при ненадлежащем исполнении обязанностей (от установленной за перевозку платы):

  1. За не предъявление груза – 20%;
  2. За задержку транспортных средств, контейнеров – штраф за каждый час простоя в размере, указанном в договоре, или 1-5% перевозной платы.

Таким образом, отдельная ответственность за несвоевременный расчёт не предусмотрена, но она может укладываться в задержку ТС. Удержание груза возможно, если он не относится к категории скоропортящихся. О том, что продукция не будет выгружена, необходимо известить владельца посредством электронной почты, мессенджера, обеспечивающих быструю связь.

Сколько времени перевозчик может удерживать груз?

Поскольку сама процедура законодательством не регламентирована, временные рамки тоже не определены. Однако логичным видится непродолжительный срок хранения ТМЦ в счёт погашения задолженности. Если требование не удовлетворено в течение двух-трёх суток, необходимо обращаться с претензией и готовить документы в суд.

Важно! Субъекты хозяйствования в обязательном порядке должны соблюсти претензионный порядок урегулирования споров.

Удержание скоропортящегося груза

Самый сложный вопрос связан с товарами, срок хранения которых ограничен. После анализа судебной практики хочется отметить, что удерживать скоропортящиеся товары не имеет смысла.

Большинство решений вынесено в пользу владельца предмета, но могут быть и частности. Удерживая скоропортящиеся товары, следует помнить: их нужно быстро реализовать.

А если не получилось, придётся нести и расходы на утилизацию объекта.

Правильное оформление удержания груза. Нужно ли отправлять уведомление груза?

Итак, правовой вакуум можно истолковать в свою пользу. Допустим, груз может несколько дней или даже недель провести на складе, имеется помещение, все формальности соблюдены. Оплата, предусмотренная договором, не произведена, требование о перечислении денег оставлено без внимания.

Экспедитор вправе удерживать груз клиента до оплаты своих услуг

При удержании груза в счёт исполнения обязательств нужно выполнить следующее:

  1. Владелец груза должен быть извещён о происходящем.
  2. До должника нужно в доступной форме довести требования, при которых удержанный груз подлежит передачи.
  3. Сам груз не должен пострадать в процессе, поэтому должны соблюдаться условия и режим хранения конкретной группы товаров.

Должнику стоит направить не одно, а даже несколько извещений, используя электронную и обычную почту, мессенджеры. Вместе с уведомлением о принятии груза на хранение следует изложить свои претензии и требование о скорейшем расчёте. Что касается места нахождения товаров, оно может быть сообщено или скрыто.

Что делать перевозчику, если груз загружен, а на телефон никто не отвечает?

Мы уже сослались на положения ст.35 ФЗ №259, и можно добавить лишь общие положения Гражданского кодекса.

Формально – заказчик не обязан отвечать на звонок. Если не снимает трубку ни диспетчер, ни грузоотправитель, ни грузополучатель, ни собственник груза, необходимо произвести попытку доставки. Доказать правоту другими способами, к сожалению, не удастся.

При наличии желающих принять груз, можно действовать по своему усмотрению. Либо удерживать предмет до расчёта, либо разгрузить его на свой страх и риск. До передачи товаров следует убедиться, что у принимающей стороны достаточно полномочий для совершения такого действия (имеется доверенность).

Что делать перевозчику, если заказчик так и не оплатил услуги?

Остаётся только один путь: претензия и обращение в суд. Исковая давность – один год, поэтому с подачей заявления медлить нельзя. В судебном порядке могут быть взысканы все убытки:

  1. Расходы за транспортировку ТМЦ;
  2. Штраф и пеня;
  3. Хранение товаров;
  4. Юридическая помощь;
  5. Госпошлина.

Теоретически арест может быть наложен на предмет перевозки в целях обеспечения судебного решения. Однако реализацией продукции всё равно должен заниматься не истец, а уполномоченные органы.

Имеет ли право перевозчик выгрузить груз по своему усмотрению?

Из существа договора и смысла законодательства следует, что перевозка – это доставка товаров именно получателю. Если последний отказывается от принятия ТМЦ, их оплаты, произвольная выгрузка не допускается. До разрешения спора необходимо обеспечить сохранность товаров, поместив их на склад, подходящий для такой цели. Убытки при этом взыскиваются с виновной стороны.

Может ли перевозчик продать груз в счет оплаты задолженности заказчика?

Реализация товара юридическим лицом возможна лишь с соблюдением требований законодательства. Это значит, что удерживаемый груз необходимо поставить на складской учёт, после чего – продать. Но поскольку основания для его приобретения лишь умозрительные (отсутствие расчёта), такую процедуру едва ли можно признать правомерной.

Читайте также:  Устанавливать в уставе запрет на продажу крупного актива невыгодно

Если же иного выхода нет, видится целесообразным поставить владельца груза в известность о предполагаемом отчуждении товаров. Реализацию следует произвести исключительно по договору купли-продажи, по рыночной цене. Разница между убытками и полученной стоимостью товара должна быть перечислена владельцу груза. И всё же, мы крайне не рекомендуем прибегать к такому методу решения проблемы.

В каких случаях удержание груза незаконно?

О правомерности предъявляемых требований вправе высказаться только суд, но общие тенденции можно выделить.

Удержание груза явно незаконно в следующих ситуациях:

  1. Заказчик полностью рассчитался за услугу;
  2. Договором предусмотрена оплата после фактической доставки и выгрузки;
  3. Товары существенно повреждены в результате перевозки и требуется оценка их состояния для определения размера вреда;
  4. Перевозчик до передачи груза желает получить денежные средства, пусть и обоснованно требуемые, но не предусмотренные договором.

Какие последствия грозят перевозчику в случае незаконного удержания груза?

Исполнитель может быть привлечён к различной ответственности:

  1. Административной (по факту самоуправства);
  2. Гражданско-правовой.

Убытки, упущенная выгода, штраф и пеня взыскиваются в судебном порядке. Если заказчик понёс иные затраты на восстановление нарушенного права (расходы на юридическую помощь, транспорт), они также подлежат возмещению за счёт виновной стороны. Вместе с тем, штраф, пеня и прочие взыскания должны быть соразмерны понесённым убыткам (как правило – не выше их).

Что может предпринять заказчик, если его груз удерживают?

Если исполнитель отказывается передать ТМЦ, необходимо выполнить следующее:

  1. Выяснить причину отказа от исполнения обязательств (желательно делать это в письменном виде, но можно ограничиться и записью разговора на аудио/видео);
  2. В случае если претензии перевозчика не обоснованы, направить письменную претензию, указав со ссылкой на договор о последствиях неправомерных действий (взыскание штрафа, пени).

Заказчик имеет право приобрести товар, в передаче которого неправомерно отказано, и взыскать разницу с нарушителя в судебном порядке. Но для этого нужно быть уверенным в том, что нарушения с его стороны отсутствуют. Ещё один вариант – выполнить требования перевозчика, даже если они необоснованные, а затем – взыскивать убытки в судебном порядке.

Экспедитор вправе удерживать груз клиента до оплаты своих услуг

Можно ли заставить перевозчика принудительно выгрузить груз?

Представить себе такую ситуацию проблематично. Пока груз находится в стадии доставки, ответственность за них несёт исполнитель. Соответственно, принуждение его к исполнению обязательства – посягательство на его волю. Это незаконно и граничит с уголовно-наказуемым самоуправством.

Всякое физическое или должностное лицо, которое посягнёт на свободу водителя (экспедитора), может быть привлечено к уголовной или административной ответственности. Поэтому никто не вправе заставить перевозчика произвести отчуждение товаров. Правомерность его действий при этом может быть сомнительной, но это не повод действовать силовым способом.

Что говорит судебная практика?

Требования перевозчика о возмещении задолженности и неустойки, как правило, удовлетворяются в полном объёме. Но есть нюанс: это возможно только тогда, когда исполнитель всё сделал правильно. Показательно следующий пример.

Перевозчик ООО «А» доставил товары ООО «Б», и согласно условиям договора, оплата производится в течение 7 рабочих дней после оказания услуги. Стоимость сделки составила 96000 рублей, из которых в добровольном порядке было выплачено лишь 29 тысяч рублей.

ООО «А» обратилось с иском в суд, и первая инстанция удовлетворила её требования. Однако вторая – отменила решение и в иске отказала. Почему? Исполнителем тоже были нарушены условия договора: сорвана погрузка (штраф – 32 тыс.руб.), ТС не подано по условиям тендерной заявки (штраф – 32 тыс.руб.), допущено опоздание (ещё 3 тыс.руб.).

Таким образом, при расчёте заказчик просто вычел из сумы договора штрафные санкции.

Несмотря на многочисленные обжалования, решение оставлено без изменения. Вывод: прежде чем предъявлять претензии, нужно быть уверенным в правоте. А ещё – внимательно читать договор, и если условия не подходят, не вступать в правоотношения.

Заключение. Стоит ли удерживать груз?

Приведённые нами примеры и судебная практика демонстрирует, сколько вероятных исходов может быть по анализируемой ситуации. Невозможно привести универсальную формулу успеха, так как суд может занять сторону как одной, так и другой стороны. Логика подсказывает, что куда эффективнее – передать груз, после чего – отстаивать право в установленном законом порядке.

Это особенно актуально, если речь идёт о скоропортящихся товарах. Впрочем, при соблюдении условий удержание может быть не только законным, но и эффективным. Главное – фиксировать действия, составлять акты и быть готовым обратиться в суд, если возникнет такая необходимость.

Не платят за перевозку? Как удержать груз по закону и без последствий – Автомобильные грузоперевозки – АТИ, Центр: Система грузоперевозок

Если грузовладелец не оплачивает услуги перевозчика, последний может удержать его груз до полного погашения задолженности. Но есть нюансы, о которых необходимо знать, чтобы удержание не признали неправомерным.

Оказание возмездных услуг очевидно предполагает оплату таких услуг. Однако на практике не все заказчики оплачивают услуги перевозчиков и экспедиторов в оговоренный срок по различным причинам. Не желая утрачивать партнерские отношения с заказчиками, экспедиторы и перевозчики продолжают перевозить грузы «в долг», наращивая дебиторскую задолженность.

Действующим законодательством предусмотрена возможность удержания имущества должника в качестве гаранта оплаты оказанных, но не оплаченных услуг. Такое право есть и у перевозчика, и у экспедитора, но с некоторыми особенностями. О существовании такого права в теории известно всем участникам процесса, но с практикой возникают сложности.

Во-первых, желая удержать груз в счет оплаты услуг, необходимо определиться с характером сложившихся между сторонами правоотношений, а именно кто перед нами – экспедитор или перевозчик.

Экспедитор вправе удержать груз в случае, если это право прямо предусмотрено договором, а перевозчик наделяется такой возможностью в случае отсутствия в договоре соответствующего запрета.

Иными словами, если в договоре перевозки установлен запрет на удержание, а в договоре транспортной экспедиции прямо не указано, что экспедитор вправе удержать груз – удержание будет неправомерно, а действия перевозчика и экспедитора могут быть квалифицированы по ряду статей кодекса об административных правонарушениях или уголовного кодекса.

Во-вторых, удержание груза возможно только в счет оплаты уже возникшего обязательства.

Как это ни странно, в судебной практике довольно часто встречаются случаи, когда груз удерживается в счет оплаты перевозки, обязательство по оплате, которой на момент удержания еще не наступило.

Нельзя удерживать груз в счет оплаты перевозки, заключенной на условиях пост оплаты, так как обязательство заказчика оплатить возникнет только после выполнения ряда условий, как минимум – по факту передачи груза уполномоченному лицу в месте назначения.

Экспедитор вправе удерживать груз клиента до оплаты своих услуг
donwork.ru

В-третьих, не рекомендуется удерживать грузы, не принадлежащие должнику. В случае, если владелец не задолжал перевозчику, то удержание его груза вероятнее всего будет расценено судом неправомерным. 

Для удержания имущества необходимо чтобы это имущество принадлежало должнику на праве, которое позволяет им распоряжаться по своему усмотрению (на праве собственности, например).

 

Вероятность того, что удержание возымеет нужное действие на должника, не являющегося владельцем, конечно есть (в ситуации, когда груз удерживает фактический перевозчик, а претензии по факту утраты груза предъявляются грузовладельцем к экспедитору, состоящему с ним в договорных отношениях) задолженность будет погашена, груз доставлен и ситуация разрешится вполне мирным путем.

Но в обратной ситуации перевозчик не будет иметь прав на реализацию фактически чужого имущества, зато может оказаться ответчиком по делу об истребовании имущества из чужого незаконного владения.

По факту удержания груза необходимо уведомить грузовладельца о месте хранения груза, факте и основаниях удержания.

В противном случае у собственника будут все основания считать груз утраченным по истечению максимально возможного срока доставки, предусмотренного договором или действующим законодательством (статья 14 УАТ).

Не стоит забывать и о соразмерности задолженности и удержанного имущества, а также о сроках годности, условиях хранения такого имущества. Механизм удержания направлен на стимуляцию погашения существующей задолженности, но не стоит злоупотреблять своими правами и помнить об обязанностях и добросовестности.

В случае, если в результате действий перевозчика имущество будет испорчено (например, по причине истечения срока годности, о котором перевозчику было достоверно известно), ответственность за такую порчу будет нести перевозчик – соответствующие прецеденты в судебной практике имеются.

Принимая решение об удержании груза, рекомендуется получить консультацию у квалифицированного специалиста, который поможет скоординировать действия и не допустить ошибок.

Компания «Независимое агентство сюрвея и аджастинга» обеспечивает комплексное сопровождение проблемных ситуаций, возникающих в логистике.

В зависимости от момента и целей привлечения в качестве независимого эксперта, мы оказываем услуги по инспекционному осмотру груза (сюрвей), урегулированию убытков (лосс аджастинг), судебному представительству по защите нарушенных прав заказчика.

Читайте также:  Готовятся новые законопроекты о расширении полномочий надзорной инстанции

Урегулирование любых, даже самых сложных ситуаций, возможно при профессиональном подходе, умении реагировать быстро и своевременно, надлежащем документальном оформлении причиненного убытка и соблюдении правильной последовательности действий.

© ООО «НАСА» — Независимое агентство сюрвея и аджастинга

Договор транспортной экспедиции: важное для экспедитора + шаблон

???? Предпринимателям, которые организуют перевозку грузов: как заключить с клиентом договор транспортной экспедиции для удобной работы.

Когда нужен договор транспортной экспедиции

Если транспортная компания просто перевозит груз на своей машине из одного места в другое, с клиентом заключают договор перевозки. Как его оформить, мы рассказывали в другой статье.

Зачастую клиент обращается не к грузоперевозчику напрямую, а к посреднику — экспедиторской компании. 

Экспедиторы организуют перевозку груза: выбирают выгодный маршрут, находят перевозчиков с подходящими условиями для груза, оформляют таможенные документы. Клиент полагается на опыт экспедиторов и поэтому экономит своё время: теперь ему нужно только просматривать регулярные отчёты о местоположении грузов. 

Часто экспедиционная услуга — это продумывание целой цепочки перевозок грузовым, РЖД, морским и воздушным транспортом. А еще экспедиторы могут брать на себя хранение груза на складе между перевозками.

Экспедиторы могут перевозить грузы и на своей машине. Тогда они отвечают за потерю и порчу груза клиента. Если клиент сдал груз нанятому перевозчику, экспедитор не отвечает. 

Заполняем шаблон договора транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции заключают письменно — ст. 802 ГК РФ. Стороны  в нём — экспедитор и клиент — физлицо, ИП или компания, заказавшая и оплатившая грузоперевозку. 

Рассказываем, что экспедитор может поменять в договоре под себя, и о какой ответственности стоит помнить.

Шаблон договора транспортной экспедиции

Предмет: что экспедитор делает для клиента

Экспедитор обязан организовать перевозку груза. Клиент — оплатить услуги экспедитора, включая саму грузоперевозку. Что делает экспедитор, перечисляют в предмете договора.

  • Пример:
  • Экспедитор обязуется за вознаграждение от своего имени и за счёт Клиента организовать выполнение определенного настоящим договором комплекса транспортно-экспедиторских услуг по перевозке, хранению и доставке грузов Клиента.
  • Что ещё экспедитор берет на себя, перечисляют в виде допуслуг.

Для перевозки груза экспедитор заключает договоры с третьими лицами — ИП с газелью, курьерской службой, РЖД, складом. Но перед клиентом за качество их услуг будет отвечать экспедитор — ст. 805 ГК РФ.

По умолчанию экспедитор сам выбирает перевозчиков, вид транспорта и маршрут. Но в договоре можно написать, что все это выбирает клиент — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Экспедитор страхует груз, если такая обязанность есть в договоре.

Поручение экспедитору: что и куда везут

Пункт отправки и назначения, вид транспорта и характеристики груза можно вписать в текст договора. 

Если с клиентом работают постоянно, каждую перевозку удобно оформлять отдельным документом. Например, поручением экспедитору из Приказа Минтранса от 11.02.2008 № 23. Но заявка свободной формы тоже подойдёт.

Шаблон поручения экспедитору

Клиент обязан письменно сообщить экспедитору о свойствах груза: портящийся, хрупкий, негабаритный. Свойства груза вписывают в поручение экспедитору. В зависимости от свойств экспедитор подбирает транспорт, склад и упаковку.

Если по грузу нужны уточнения, экспедитор задает клиенту вопросы. До уточнения экспедитор ставит услугу на стоп. А клиент обязан возместить экспедитору простой. Правила — из ст. 804 ГК РФ и п. 18 Правил транспортно-экспедиционной деятельности. 

Если экспедитор заключил договоры перевозки от имени клиента по доверенности, оригиналы договоров передают клиенту — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Клиент может отменить перевозку, даже если груз уже в пути. Но только письменно, звонки по телефону не считаются. Если до отмены экспедитор уже заплатил перевозчикам, клиент компенсирует эти расходы — п. 10 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.

Экспедиторская расписка: что приняли на перевозку от клиента

Экспедитор выдаёт клиенту экспедиторскую расписку — в подтверждение приёма груза. Для расписки есть форма из Приказа Минтранса от 11.02.2008 № 23.

Шаблон экспедиторской расписки

Принципиально: если экспедитор взял груз по расписке или любому другому документу, считается, что он отвечает за утрату и порчу груза, пока не доставит его грузополучателю. Переложить ответственность на перевозчика не получится. 

Если экспедитор взял на себя только подбор перевозчиков, то клиент должен сдать груз перевозчику. Приёмку груза оформляет перевозчик по транспортной накладной, и отвечает за груз тоже он.

Если в пути груз передают на склад, клиенту выдают складскую расписку.

Шаблон складской расписки

Изменение экспедиции

Иногда по ходу перевозки надо поменять транспорт, маршрут или пункт доставки.

Все изменения экспедитор обязан согласовать с клиентом — но только если время терпит. Если клиент молчит больше суток, экспедитор вносит изменения в экспедицию без его согласия — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Порядок согласования изменений записывают в договор.

Пример:

Экспедитор обязан запросить у Клиента согласие об отступлениях от его указаний. Если в течение суток Клиент не даст ответ на запрос, Экспедитор вправе отступить от указаний без такого согласия.

Экспедитор вправе отступать от указаний Клиента, если это необходимо в интересах Клиента и Экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить согласие Клиента.

Срок погрузки и доставки

  1. В договор записывают срок погрузки и доставки груза в конечный пункт.

  2. Пример:
  3. Экспедитор обязан организовать доставку груза грузополучателю и оказать все остальные услуги по настоящему договору в течение пяти дней с момента приёмки груза от грузоотправителя.

За срыв срока экспедитор возмещает клиенту убытки. Часто убытки клиента — это неустойки и штрафы, которые он заплатил своим клиентам.

Исключение — если экспедитор докажет, что срок сдвинулся по вине отправителя, получателя или из-за стихийных бедствий и карантинов — ст. 9 Закона № 87-ФЗ.

Если перевозку заказало физлицо для переезда или доставки товаров, экспедитор платит неустойку в размере 3 % от суммы своего вознаграждения. Но не больше 80 %. Неустойку начисляют сверх убытков.

Удержание груза за долг по оплате

Рекомендуем вписать в договор право экспедитора не отдавать груз получателю до полной оплаты услуг. По умолчанию такого права у экспедитора нет, но добавить его можно — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Пример:

Экспедитор вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах Клиента расходов. В этом случае Клиент оплачивает расходы, связанные с удержанием. За порчу груза вследствие удержания ответственность несет Клиент.

Оплата услуг экспедитора

Клиент обязан оплатить услуги экспедитора + все траты на перевозчиков, растаможивание и склад — ст. 5 Закона № 87-ФЗ.

Сроки оплаты и суммы записывают в договор.

Ответственность за повреждение и утрату груза

  • Экспедитор отвечает за груз клиента, если:
  • — вёз груз на своем транспорте;
  • — лично принял его у отправителя и выдал документ, а потом сам передал перевозчику;

— поручился перед клиентом за груз — так пояснил Верховный Суд РФ в п. 25 Постановления Пленума № 26.

Экспедитор не отвечает за груз, если по договору он обязан только найти перевозчика, расплатиться и подготовить документы на перевозку. В этом случае ответственность переходит на перевозчика. 

Экспедитор отвечает за порчу, недостачу и утерю груза, если не докажет, что груз унесло ураганом или клиент плохо запаковал его.

Экспедитор возмещает клиенту потери исходя из объявленной ценности груза. А если такой нет в договоре, то по стоимости из документов на груз. Например, по цене из накладной на покупку товара. Плюс экспедитор возмещает упущенную выгоду.

В договор можно вписать, что кроме реального ущерба экспедитор возвращает клиенту плату за свои услуги.

Груз считается потерянным, если его не нашли за 30 дней после срока предполагаемой доставки — ст. 7 Закона № 87-ФЗ.

С экспедитора снимается ответственность, если получатель не сообщил письменно о повреждении или утрате груза по время приемки — ст. 8 Закона № 87-ФЗ.

Смягчить или отменить ответственность экспедитора за груз в договоре нельзя — ст. 11 Закона № 87-ФЗ.

Ответственность клиента

  1. Клиент обязан:
  2. — компенсировать убытки экспедитора, если не сказал о свойствах груза, например, в грузовик потекла краска, которую перегрели;
  3. — заплатить штраф за отказ возместить расходы экспедитора на перевозчиков и оформление провозных документов в размере 10 % от этих расходов;

— заплатить неустойку за просрочку оплаты в размере 1 % от долга — ст. 10 Закона № 87-ФЗ.

Обмен претензиями и суд

Если возник спор, клиент до суда обязан отправить экспедитору письменную претензию. На претензию у клиента есть шесть месяцев со дня предполагаемой доставки.

Исключение — когда клиент физлицо и заказал перевозку для личных нужд. Он идёт сразу в суд без досудебной претензии.

К претензии об утрате, недостаче и повреждении груза клиент обязан приложить подлинники или заверенные копии документов на количество и стоимость груза. Это накладные, договоры, акты, платежки.

Экспедитор обязан ответить на претензию за 30 дней с момента ее получения.

У клиента есть год с момента нарушения экспедитором своей обязанности, чтобы подать на него в суд.

Досрочное расторжение договора

Стороны могут отказаться от договора транспортной экспедиции в любой момент, предупредив другую сторону в разумный срок — ст. 806 ГК РФ.

Сторона, которая выходит из договора, обязана возместить другой стороне убытки + штраф 10 % от вознаграждения. 

Обычно убытки клиента — это переплата другой экспедиционной компании, которую пришлось нанять, если груз не успели довезти — ст. 6 Закона № 87-ФЗ.

Отменить в договоре штраф за отказ от договора нельзя.

Статья актуальна на 19.02.2021

Удержание груза перевозчиком

Отношение перевозчиков к такому инструменту, как удержание груза, зачастую диаметрально противоположно: одни считают, что удерживать груз категорически запрещено, другие, напротив, думают, что удержанием груза можно пользоваться беспричинно. Давайте установим что же можно, а что нельзя при использовании этого метода обеспечения перевозчиком своих интересов.

Право удержания груза перевозчиком устанавливается п. 4 ст.

790 Гражданского кодекса РФ: «Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства».

Другими словами, если в договоре перевозки не установлен запрет удерживать груз, то перевозчик вполне может его удержать.

Тут стоит отдельно остановиться на понятии договора перевозки. Пункт 7 Постановления Правительства от 21.12.

2020 года № 2200 гласит: «Перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза, который может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза — заявки грузоотправителя, за исключением случаев, указанных в пункте 13 настоящих Правил.

Читайте также:  Восстановление по суду: от исполнения судебного решения до его поворота

Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно приложению N 4 (далее — транспортная накладная)».

Очень важно понимать, что если перевозчик приезжает на погрузку по заявке с диспетчером, то чаще всего он не заключает договор перевозки в том понимании, которое имеется ввиду в главе 40 Гражданского кодекса.

Статья 785 ГК РФ устанавливает стороны договора перевозки — грузоотправитель и перевозчик. Обратите внимание на то, что подпись водителя в 6-ой графе транспортной накладной свидетельствует только о приёме им груза к перевозке.

Чтобы между фактическим перевозчиком и грузоотправителем был заключён договор перевозки, необходимо соблюдение совокупности условий:

  • в 10-ой графе транспортной накладной в качестве перевозчика указан предприниматель или организация, действительно выполняющие перевозку;
  • в 15-ой графе транспортной накладной имеются подписи грузоотправителя и перевозчика.

Если эти условия одновременно не выполняются, заключённый договор договором перевозки не является и в этом случае перевозчику не следует ссылаться только лишь на пункт 4 статьи 790 ГК РФ.

При возникновении необходимости удержать груз, который был получен после заключения договора с диспетчером (смешанного непоименованного договора с элементами других договоров), перевозчику следует воспользоваться также положениями статьи 359 ГК РФ.

Посредники любят указывать в своих договорах и заявках запрет удержания груза перевозчиком, обязательно учитывайте этот факт в своей работе. Если вы видите подобный запрет, следует тщательно проверить контрагента и, возможно, отказаться выполнять перевозку с отсрочкой платежа.

Следует отметить, что для удержания груза нужно основание, которое не всегда можно найти и привести в качестве аргумента, что в свою очередь может привести к тому, что удержание груза будет признано судом незаконным. Кроме того, при удержании груза необходимо уведомить другую сторону договора об этом. Не исключено, что к перевозчику, решившему удержать груз, будет предъявлен судебный иск.

Примерная обобщённая схема удержания груза выглядит так:

Диспетчер не отвечает на звонки — можно удерживать груз?

  • заявка и договор перевозчика с диспетчером являются соглашениями, устанавливающими права и обязанности сторон, но не создающими никаких обязательств у третьих лиц;
  • действующее законодательство Российской Федерации не содержит норм, которые бы обязывали граждан в обязательном порядке отвечать на телефонные звонки;
  • мобильный телефон, SIM-карта обычно являются собственностью гражданина, которые вправе распоряжаться ими как ему заблагорассудится (лишь бы не нарушать закон);
  • если телефон и (или) SIM-карта выдана работнику его работодателем, то все обязанности, связанные с этим действием, затрагивают только работодателя и работника.

Если собрать 4 вышеперечисленных момента в одно предложение, то оно будет звучать так: отвечать на звонки гражданин (абонент) вправе, но не обязан, а если он не отвечает на звонки, то это его право, которым он пользуется. Когда перевозчик звонит диспетчеру это с юридической точки зрения выглядит как звонок одного гражданина другому, при этом абонент, которому поступает звонок, вправе не отвечать на него.

Перейдём к правовым основам для удержания груза перевозчиком. Право перевозчика удержать груз возникает после того, как вторая сторона договора не исполнит денежное обязательство в установленный договором или законом срок.

Безосновательное удержание может повлечь наступление гражданской и уголовной ответственности. Гражданская ответственность заключается в необходимости перевозчика оплатить штрафы за просрочку доставки груза, уголовная ответственность квалифицируется по ст.

330 “Самоуправство” Уголовного кодекса РФ.

Большинство перевозок выполняются с отсрочкой оплаты, следовательно, право перевозчика на удержание груза обычно возникает после того, как груз выгружен из автомобиля (впрочем, если перевозчик выполняет систематические перевозки грузов с одним и тем же заказчиком, наличие любой просроченной задолженности даёт ему право удержать груз, так как удержание является стимулирующей мерой, имеющей цель побудить должника исполнить денежное обязательство).

Конституционное право гражданина на свободу общения не может быть приравнено к неисполнению стороной договора его условий. Водитель и контактные лица перевозчика могут не отвечать на звонки, но это не означает, что перевозимый груз похищен и надо бить тревогу.

Вы можете возразить: но весь понятно, что диспетчер “сливается” и если я сейчас выгружусь, то не увижу своих денег. Согласимся с Вами — в большинстве случаев так оно и произойдёт и для получения оплаты за перевозку удерживать груз необходимо, однако, для удержания необходимо иметь надлежащее обоснование. Помочь перевозчику его найти — задача юриста по грузоперевозкам.

Неосновательное удержание груза перевозчиком.

В удержании груза есть очень много нюансов, которые невозможно описать в статье, но которые могут привести к тому, что правом удержать груз, данное перевозчику положениями Гражданского кодекса, будет невозможно воспользоваться. Самые частые ошибки перевозчика, решившего удерживать груз:

  • отсутствие уведомления кредитора об удержании;
  • отсутствие надлежащих оснований для удержания груза;
  • игнорирование запрета на удержание груза, установленного договором;
  • удержание груза по договору с другим кредитором;

В этих и в некоторых других случаях удержание груза становится неправомерным, что создаёт для перевозчика риск не только не получить оплату за перевозки, но и оплатить штраф за просрочку доставки груза, а также возместить причинённые неправомерным удержанием груза убытки. Помимо гражданской ответственности, перевозчик может быть привлечён к уголовной ответственности по статье 330 Уголовного кодекса РФ “Самоуправство”.

Юристы нашей компании оказывают юридическую поддержку грузовладельцам и экспедиторам, которым пришлось столкнуться с проблемой необоснованного удержания груза.

Документы, применяемые при удержании груза.

Как и в большинстве случаев, объём документов, который необходимо составить при удержании груза, разнится от случая к случаю. Во внимание принимается множество факторов, анализируются все имеющиеся документы — договор и заявка перевозчика с заказчиком (посредником или грузовладельцем), ТТН, транспортная накладная, в некоторых случаях анализируется переписка между контрагентами.

Основными документами при удержании груза являются уведомление об удержании и документ, уведомляющий посредника или грузовладельца об отправке уведомления об удержании.

Уведомление об удержании груза перевозчиком составляется в произвольной форме, но некоторые сведения и порядок рекомендуется указать и соблюсти. Содержание уведомление (в общем случае):

  • наименование и реквизиты организации или индивидуального предпринимателя, которому направляется уведомление;
  • наименование и реквизиты организации или индивидуального предпринимателя, направляющего уведомление об удержании груза;
  • вводная часть, в которой кратко перечисляются условия договора;
  • описание допущенного контрагентом нарушения, ставшего причиной для удержания груза;
  • перечисление мер, которые были предприняты перевозчиком для устранения допущенного нарушения;
  • собственно уведомление об удержании груза перевозчиком;
  • предложение партнёру, после которого удержание груза будет завершено;
  • описание последствий неисполнения обязательств по договору.

Документ, уведомляющий контрагента об отправке уведомления об удержании служит для того, чтобы у диспетчера или грузовладельца не было возможности заявить в суде, что уведомление им получено не было. Оптимально для этой цели использовать телеграмму, отправляемую на юридический адрес организации.

Телеграмма должна содержать наименование перевозчика, текст, свидетельствующий о том, что груз удержан, отсылку на документ, уведомляющий об удержании. Например: “ИП Иванов И. И. уведомляет вас об удержании груза. Подробности в уведомлении, направленном на электронную почту pochta@electronnaya.ru”.

Особенности удержания скоропортящихся грузов.

При возникновении у перевозчика необходимости произвести удержание скоропортящегося груза, следует учитывать некоторые особенности.

К скоропортящимся грузам относятся такие грузы, сохранность которых при перевозке транспортным средством обеспечивается посредством соблюдения определенного температурного режима.

В частности, к скоропортящимся грузам относятся охлаждённые или замороженные продукты питания, некоторые виды сырья и прочие.

Основным отличием удержания скоропортящегося груза от других видов груза служит право перевозчика реализовать его после истечения четырёх суток с момента уведомления грузоотправителя или экспедитора об удержании. Этот вывод можно сделать из пункта 6 статьи 15 УАТиГНЭТ.

Если удержание груза не приносит желаемого результата.

Допустим, груз удержан, но нет реакции со стороны грузоотправителя, грузополучателя или диспетчера? Или реакция не такая, как хотелось бы — вместо конструктивного диалога всё общение сводится к требованию выдать груз без компенсации? Можно ли реализовать удерживаемый груз? Нет, просто так его реализовать нельзя. Реализация груза допускается либо по решению суда, либо по договорённости сторон. Были случаи, когда перевозчики, реализовав удерживаемый ими груз, становились фигурантами уголовного дела по статье 330 УК РФ «Самоуправство» и выплачивали крупный штраф.

У Вас есть вопросы по удержанию груза для обеспечения провозной платы? Обращайтесь!

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *