- Функции и полномочия Федеральной антимонопольной службы весьма обширны. Она осуществляет контроль и регулирует деятельность в сферах:
- — рекламы
- — иностранных инвестиций
- — государственных закупок
- — защиты конкуренции
- — взаимоотношений с субъектами естественных монополий
- Решения данного органа исполнительной власти крайне непросто оспорить, однако, обширные знания и наработанная годами практика помогают юристам «Логоса» добиваться успеха и в этой непростой категории дел.
Наш опыт
Обжалование в судебном порядке
Подробнее Подробнее
Какие акты ФАС можно обжаловать?
Несмотря на то, что почти все выносимые ФАС акты затрагивают интересы и законные права лиц, в отношении которых они выносятся, далеко не каждый тип подобных актов можно обжаловать.
предупреждения | определения |
приказы | протоколы |
решения | акты проверок |
предписания | |
постановления об административных правонарушениях |
Обжалование в вышестоящей инстанции
плюсы, минусы, перспективы
Как известно, большинство решений и предписаний ФАС можно оспаривать как в административном порядке (в вышестоящей инстанции ФАС), так и в судебном порядке.
Внутриведомственная апелляция Федеральной антимонопольной службы — достаточно эффективный механизм, как минимум треть подаваемых жалоб апелляцией удовлетворяются.
Вместе с тем, административный порядок обжалования — не всегда верный способ, порой жалоба в апелляционную коллегию ФАС может только усугубить ситуацию. Рассмотрим плюсы и минусы данного способа обжалования.
Решение за 30 дней! По общему правилу срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней. В исключительных случаях этот срок может быть продлён ещё на 30 дней (когда необходимо провести проверку, запросить дополнительные доказательства). Если вы находитесь в регионе, где арбитражный суд загружен (Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и Московская область), то ФАС, вероятно, рассмотрит вашу жалобу в 3-4 раза быстрее, чем суд. | На вас «повесят» новые штрафы. Фактически апелляционная коллегия ФАС пересматривает дело заново. А значит она «пройдется» по деятельности вашей компании вдоль и поперек, и наверняка найдет дополнительные нарушения. |
Без отложений! Поскольку сроки рассмотрения жалобы ограничены законом, процедура является строго формализованной, и затянуть спор на долгие месяцы и годы по надуманным основаниям просто невозможно. В любом случае через 30 (или 60) дней вы получите решение, положительное или отрицательное (с которым пойдете в суд). | Исполнение решения ФАС не будет приостановлено на период разбирательства. Апелляционная коллегия ФАС не имеет таких полномочий. В то время как суд сможет приостановить исполнение решения, чем минимизирует ваши финансовые потери. |
Большие шансы, если вы уверены в своей правоте. В случае, если региональным управлением ФАС вынесено решение, которое явно противоречит выработанной практике антимонопольных органов, разъяснениями ФАС РФ, то апелляционная коллегия отменит обжалуемый акт с крайне высокой долей вероятности. Если же ваш случай уникальный и не имеет наработанной практики, рекомендуем не тратить время и сразу обращаться в суд. | Не все жалобы могут быть рассмотрены. Рассматриваются только жалобы на акты в сфере рекламы и недобросовестной конкуренции. Апелляционная коллегия не рассматривает жалобы на включение в реестр недобросовестных поставщиков, такие вопросы находятся в компетенции суда. Кроме того, если обжалуемый акт противоречит практике и позиции ФАС РФ, не следует ожидать решения в вашу пользу, лучше сразу обращаться в суд. |
Обжалование в судебном порядке
- Заявление о признании незаконным ненормативного акта ФАС можно подать в суд в течение 3 месяцев с даты его вынесения.
- В суд необходимо обращаться в трех случаях:
- — сразу, если велика вероятность, что Апелляционная коллегия ФАС не удовлетворит ваши требования (наши юристы имеют огромный опыт и здраво оценивают шансы)
- — сразу, если необходимо принять обеспечительные меры
- — после этапа Апелляционной коллегии, если она вынесла решение не в вашу пользу
Подробнее об обеспечительных мерах. Одновременно с заявлением в суд можно подать ходатайство о принятии обеспечительных мер. Если вы обжалуете предписание, то не нужно и ходатайства: действие предписания на период обжалования приостанавливается автоматически, и вас не смогут привлечь к административной ответственности за его неисполнение.
Почему именно суд? Суд рассматривает жалобу более широко и подробно, а также менее формально.
В судебном процессе можно ссылаться не только на несоответствие обжалуемого акта судебной практике и практике антимонопольного органа, но и углубиться в толкование законодательства, вопросы добросовестности и наличие противоречий в судебной практике, представить широкий перечень доказательств, в том числе заключения специалистов, ходатайствовать о назначении судебной экспертизы.
Основания, по которым мы добивались отмены решений ФАС
Процессуальные нарушения (несоблюдение порядка привлечения к административной ответственности, пропуск сроков, несоблюдение правил о подведомственности)
Неисполнимость предписания ФАС
Фас не исследовала обстоятельства дела, не проанализировала доводы заявителя
В реестр недобросовестных поставщиков включили добросовестную организацию, которая не подписала (либо не исполнила) контракт не по своей вине
Как мы поможем в вашем случае?
Встречаемся с клиентом. Анализируем текст документа, полученного от ФАС. Если понимаем, что имеются перспективы, выбираем выигрышную стратегию оспаривания: либо в Апелляционную коллегию ФАС, либо сразу в суд.
Сопровождаем клиента на всех этапах обжалования решения ФАС, начиная с составления жалоб и заявлений, заканчивая защитой интересов клиента в вышестоящей инстанции ФАС и/или в судебных заседаниях.
Как оспорить решение ФАС?
При самостоятельном обращении в ФАС вы столкнетесь с опытными специалистами, которые сумеют найти грамотные основания для отказа. А при обжаловании через суд, без должной юридической поддержки, велика вероятность принятия решения в пользу государственного органа.
При обжаловании решения ФАС предлагаем вам заручиться мощной правовой поддержкой юридической фирмы «Логос». Наши юристы составят достойный противовес бюрократической машине и смогут отстоять ваши законные интересы. В результате решение ФАС будет обжаловано.
Полномочия антимонопольной службы могут быть расширены
Правительственный законопроект делает судебные споры с ФАС бессмысленными для других госорганов / Андрей Гордеев / Ведомости
Госорганы могут фактически лишиться возможности оспаривать в судах предписания Федеральной антимонопольной службы (ФАС). К такому результату может привести принятие поправок в закон о конкуренции, проект которых правительство внесло в Госдуму в конце прошлой недели.
Любое предписание ФАС приостанавливается до решения суда, говорит замруководителя антимонопольной службы Сергей Пузыревский. Это оправданно для споров с компаниями, которые могут понести убытки из-за исполнения предписания.
Но по отношению к госорганам такой подход применять неправильно – их решения могут ограничивать конкуренцию и мешать бизнесу, объясняет Пузыревский необходимость поправок: предписание должно действовать, если не будет отменено судом. Хотя суд будет вправе и приостановить его действие.
ФАС, по ее собственным данным, вынесла 568 предписаний в отношении госорганов в 2018 г., 212 из них были обжалованы в суде и лишь четыре признаны недействительными.
Предписания выносятся о прекращении нарушения госорганом антимонопольного законодательства, отмене акта, прекращении антиконкурентного соглашения, приводит примеры представитель ФАС.
Законопроект – часть Национального плана развития конкуренции, одна из ключевых целей которого – снижение количества нарушений антимонопольного законодательства органами власти. Эти нарушения ФАС называет одной из основных угроз российской экономике.
Государство берет на себя все больше организационно-хозяйственных функций, вмешивается в процесс производства, пытаясь регулировать всю хозяйственную систему страны, констатирует ФАС в докладе о состоянии конкуренции за 2018 г. Антиконкурентные соглашения в России все чаще заключаются с участием органов власти и госслужащих, например ради получения взятки, пишет ФАС.
В прошлом году антимонопольными органами возбуждено 300 дел по антиконкурентным соглашениям с органами власти – на 32% больше, чем в 2017 г.
«Мы эту идею, конечно, поддерживали на заседании правительственной комиссии по законопроектной деятельности», – говорит сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.
Если законопроект будет принят, юридическая сила предписаний ФАС существенно возрастет, комментирует юрист Forward Legal Олег Шейкин, а оспаривать их в судах госорганы будут реже – часто они это делают, чтобы выиграть время.
Госорганы продолжают своими актами и действиями ограничивать конкуренцию даже после вынесения предписания ФАС, комментирует юрист Vegas Lex Ксения Подгузова. Изменения усилят защиту бизнеса, согласна руководитель группы антимонопольной практики Art de Lex Анна Большакова: фактически для госорганов исполнение предписаний ФАС станет безусловной обязанностью.
Оспаривание предписаний антимонопольной службы в судах, как правило, занимает полгода-год, рассказывает Большакова, а срок исполнения предписания существенно меньше – обычно 30 дней.
Даже если предписание ФАС будет признано незаконным, орган власти еще раньше будет обязан его исполнить, не дожидаясь результатов судебного обжалования.
В противном случае должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности вплоть до их дисквалификации на срок до трех лет, отмечает Большакова.
Получается, что суд может признать предписание необоснованным через несколько месяцев после того, как оно будет исполнено, указывает Подгузова. Госоргану придется заново принимать отмененное решение, но в некоторых случаях исправить ситуацию будет невозможно, предупреждает она.
Например, антимонопольный орган может предписать местной администрации отменить документацию по планировке территории, предусматривающую увеличение площади жилой застройки.
И даже если такое предписание будет признано судом незаконным, для застройщика увеличение площади стройки может оказаться уже неактуальным, отмечает Подгузова.
К тому же судебная практика часто исходит из принципа «исполнил предписание – значит, согласился с вменяемым нарушением», рассуждает Большакова: поэтому чиновникам после исполнения предписания будет сложнее доказать в суде его необоснованность.
Но эффект от поправок может оказаться не таким однозначным, предостерегает Подгузова: законопроект все же позволяет судам приостановить исполнение предписания.
Ведомственная апелляция. Как добиться отмены решения территориального антимонопольного органа
Что такое ведомственная апелляция
Право лица оспорить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа (далее — УФАС) во внесудебном порядке закреплено в ч. 3–16 ст. 23 Федерального закона от 26.07.
2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).
Согласно этим нормам в структуре ФАС России создаются коллегиальные органы, которые, в частности, занимаются пересмотром актов УФАС по делам о нарушении антимонопольного законодательства (далее — АМЗ).
В законодательстве структура коллегиальных органов не раскрыта, указано лишь, что их состав утверждается руководителем ведомства.
Составы апелляционных коллегий формируются по правилам формирования комиссии ФАС России для рассмотрения антимонопольных дел (правила установлены в ст.
40 Закона о защите конкуренции), с учетом специфики того товарного рынка, на котором нарушения АМЗ были допущены.
Пересматривать решения УФАС также может Президиум ФАС России, которому передаются наиболее существенные для дальнейшего развития практики дела.
Регулирование порядка подачи и рассмотрения жалобы в коллегиальные органы ФАС России на сегодняшний день фрагментарно и неподробно.
Какие акты антимонопольных органов можно оспорить
Решения и (или) предписания УФАС могут быть пересмотрены, если они нарушают единообразие в применении норм АМЗ. Следовательно, обжалованию по процедуре ведомственной апелляции подлежат лишь такие акты, в которых есть вывод о нарушении компанией АМЗ.
Акты, вынесенные в связи с нарушениями иного законодательства, например о закупках или о регулировании цен (тарифов), коллегиальными органами ФАС России не пересматриваются, если только в них не содержатся также выводы о несоблюдении норм АМЗ.
На практике в порядке ведомственной апелляции можно оспорить решения УФАС по нарушениям законодательства о торговой деятельности.
Формально это регулирование не относится к АМЗ, но коллегиальные органы ФАС России в таких случаях принимают жалобы и выносят решения по существу.
Примеры: уведомление о принятии к рассмотрению жалобы АО «Седьмой Континент» на Решение Ярославского УФАС от 20.03.2018 по делу о нарушении законодательства о торговле № 03-03/09-17; Решение ФАС России от 20.03.2018 № СП/21626/18.
Каковы требования к жалобе
Процедура обжалования в рамках ведомственной апелляции в общем виде закреплена Законом о защите конкуренции и Приказом ФАС России от 07.04.2016 № 422/16 «О порядке работы коллегиальных органов Федеральной антимонопольной службы».
В этих документах нет положений, которые четко регламентировали бы подачу жалобы, ее содержание и форму. А значит, следует исходить из общих требований, предусмотренных для жалоб в ФАС России по иным вопросам.
Срок обжалования. Обжаловать акт УФАС можно на протяжении одного месяца со дня его принятия.
Если заявитель не уложится в этот период, ФАС России вернет жалобу без рассмотрения по существу, но останется возможность оспорить решение УФАС в судебном порядке в пределах срока, установленного Законом о защите конкуренции.
Действующее законодательство не предусматривает возможности продлить или восстановить пропущенный срок обжалования в «ведомственную апелляцию» даже по уважительной причине (см., например, Постановление 9-го ААС от 20.03.2017 по делу № А40-216779/2016).
Податель жалобы. Закон о защите конкуренции позволяет подавать жалобу в ФАС России участникам дела о нарушении АМЗ. Однако, как свидетельствует практика, обратиться с жалобой может также тот, кто не привлечен к участию в первоначальном деле, если его права и интересы нарушаются оспариваемым актом.
Этот вывод основан на том, что такое лицо изначально должно было быть привлечено к участию в рассмотрении дела (Постановление АС МО от 27.04.2017 по делу № А40-145056/2016).
Если УФАС нарушило порядок его привлечения к участию в деле, это не может отрицательно сказываться на возможности такого лица подать жалобу.
Стратегия обжалования актов УФАС в порядке ведомственной апелляции
Каковы основания для отмены или изменения решения УФАС
Основанием для отмены или изменения актов УФАС в рамках ведомственной апелляции служит нарушение единообразия в применении норм АМЗ в силу ч. 11 ст. 23 Закона о защите конкуренции.
В правоприменительной практике (Постановление АС МО от 27.10.
2017 по делу № А40-210365/2016) справедливо отмечается, что ведомственная апелляция предполагает не повторное рассмотрение дела по существу, а изучение собранных УФАС доказательств и оценку его выводов на предмет соответствия требованию единообразия в применении АМЗ. Новые доказательства, которые не были предметом оценки УФАС, не должны приниматься и оцениваться.
Какие средства доказывания и доводы использовать
Для оценки решения УФАС на предмет единообразия в применении норм АМЗ рекомендуем использовать:
- разъяснения Президиума ФАС России;
- методические рекомендации ФАС России;
- разъяснения ФАС России по вопросам применения АМЗ;
- правоприменительную практику антимонопольного органа;
- практику ведомственной апелляции ФАС России;
- судебную практику;
- акты КС РФ;
- разъяснения уполномоченных органов государственной власти.
В текст жалобы следует включать те доводы, которые свидетельствуют о нарушении УФАС критериев единообразия.
1. Наличие либо отсутствие в материалах дела достаточных доказательств нарушения АМЗ (решения ФАС России от 27.04.2017 № 09/30711/17, от 11.10.2017 № СП/73099/17).
Образец возможной формулировки довода: «В материалах дела о нарушении антимонопольного законодательства отсутствуют достаточные доказательства, являющиеся необходимым условием выявления… [указать состав нарушения — например, антиконкурентное соглашение], что не соответствует ни требованиям… [норма Закона о защите конкуренции], ни последовательной практике антимонопольного органа, подтвержденной судебными актами [указать]».
2. Соблюдение либо существенное отступление от порядка рассмотрения дела о нарушении АМЗ, повлиявшее на результат рассмотрения дела (Решение ФАС России от 14.02.2017 № СП/8942/17; Постановление 9-го ААС от 04.05.2018 по делу № А40-124857/2017).
Образец возможной формулировки довода: «УФАС России при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства были допущены следующие существенные нарушения порядка рассмотрения дела… В правоприменительной практике антимонопольных органов, а также судов изложенные факты оцениваются однозначно в качестве нарушений, которые влияют или могут повлиять на результаты рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства [ссылка на практику]. Указанные нарушения привели УФАС России к выводу, противоречащему требованию единообразия применения норм антимонопольного законодательства, а именно…».
3. Полнота и правильность проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (Решение ФАС России от 31.10.2017 № СП/75505/17).
При этом наличие в аналитическом отчете по результатам проведения анализа состояния конкуренции неточностей, не ухудшающих положение лиц и не влияющих на квалификацию нарушения, свидетельствует о соответствии решения УФАС критерию единообразия в применении норм АМЗ.
В частности, в Решении от 04.10.
2017 № СП/72256/17 ФАС России, оставляя жалобу заявителя без удовлетворения, отметила: «Хотя предмет антиконкурентного соглашения определен Курским УФАС России верно, но границы товарного рынка, на котором оно достигнуто, определены неверно, их следует определить…»
Образец возможной формулировки довода: «УФАС России при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства были существенно нарушены положения антимонопольного законодательства, в частности был проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке с отступлением от нормативно установленных требований [указать]. Допущенные нарушения не соответствуют устоявшейся практике применения антимонопольного законодательства [привести практику]. Неправильное определение продуктовых/географических границ товарного рынка / состава хозяйствующих субъектов, их долей на товарном рынке привело УФАС России к ошибочному выводу о том, что… [например, Y занимает доминирующее положение на рынке реализации сжиженных углеводородных газов в границах Республики Алтай]. Представленный подход к проведению анализа состояния конкуренции на товарном рынке нарушает единообразное применение норм антимонопольного законодательства [привести примеры корректного анализа и выводов]».
4. Правильность правовой квалификации поведения хозяйствующего субъекта.
Этот критерий имеет правовое значение для отмены решения УФАС в случае, если объективная сторона нарушения либо отсутствует, либо не может быть установлена на момент рассмотрения дела в рамках ведомственной апелляции (решения ФАС России от 18.07.2017 № СП/48956/17, от 27.11.2017 № СП/86314/17).
Если УФАС нарушило единообразие в применении норм АМЗ при оценке соблюдения хозяйствующими субъектами антимонопольных требований как в части правовой квалификации действий, так и в части установления объективной стороны нарушения и если это нарушение может быть устранено на стадии ведомственной апелляции исходя из материалов дела, то по результатам рассмотрения жалобы ФАС России изменяет решение территориального органа.
Так, Решением ФАС России от 19.01.2018 № СП/3092/18 было изменено решение Ульяновского УФАС в части сокращения состава аукционов, на которых установлен факт заключения и реализации антиконкурентных соглашений.
Распространенные ошибки
При подготовке жалоб заявители, как правило, допускают следующие ошибки:
- основывают свою позицию на тех доказательствах, которые не были предметом рассмотрения УФАС;
- формулируют доводы исключительно в контексте допущенных УФАС нарушений процессуального характера вне связи с наступлением последствий, повлиявших на результат рассмотрения дела о нарушении АМЗ;
- используют те аргументы, которые неоднозначно воспринимаются в судебной практике, но в отношении обоснованности которых ФАС России выработала последовательную отрицательную оценку;
- обосновывают позицию ссылками на большое количество правоприменительной практики, неоднозначно оценивающей соответствующие фактические обстоятельства;
- используют в качестве аргумента ссылку на отсутствие какой-либо правоприменительной практики по обозначенному в жалобе вопросу, а также на отсутствие разъяснений ФАС России.
При разработке стратегии обжалования в порядке ведомственной апелляции рекомендуем оценить степень соответствия заявляемых в жалобе доводов критерию единообразия в применении норм АМЗ.
Процессуальные нюансы
Обжалование решения и (или) предписания УФАС в порядке ведомственной апелляции не лишает заявителя права одновременно обратиться в арбитражный суд.
При этом следует учесть некоторые процессуальные особенности.
1. Как только арбитражный суд принимает к производству заявление об обжаловании предписания антимонопольного органа, исполнение этого предписания приостанавливается до дня вступления в силу судебного решения (ч. 2 ст. 52 Закона о защите конкуренции).
2. Подача жалобы в ФАС России не приостанавливает действие предписания УФАС. Оно будет подлежать исполнению в установленные территориальным антимонопольным органом сроки, несмотря на то что оспаривается по существу. За невыполнение предписания лицо может быть привлечено к административной ответственности в силу ст. 19.5 КоАП РФ.
3. Обжалование в суде только решения УФАС (без одновременного обжалования предписания) также не повлечет недействительности предписания и не приостановит его действие.
4. Подать заявление в суд можно в течение трех месяцев со дня принятия решения по делу о нарушении АМЗ и (или) выдачи предписания. Разрабатывая стратегию судебного обжалования, необходимо учитывать сроки исполнения оспариваемого предписания, установленные антимонопольным органом.
Так, для приостановления действия предписания необходимо, чтобы заявление было не просто подано в арбитражный суд, но и принято к производству.
В правоприменительной практике представлена позиция, согласно которой если заявление о признании недействительным предписания подано в суд до истечения срока исполнения этого акта, но принято к производству судом уже после его истечения, то срок исполнения предписания считается пропущенным и действие предписания не приостанавливается (Постановление 2-го ААС от 07.02.2018 по делу № А82-12247/2017).
Следовательно, чтобы снять риски привлечения к административной ответственности, рекомендуем ориентироваться на срок исполнения предписания, а не на указанные три месяца для обжалования. С учетом процессуальных сроков принятия заявления к производству (ст. 127 АПК РФ) заявление должно быть подано в суд не позднее чем за пять рабочих дней до истечения срока исполнения предписания.
При одновременном обжаловании решения УФАС и акта ФАС России, которым решение территориального антимонопольного органа было оставлено без изменения либо частично изменено, необходимо учитывать правила подсудности при предъявлении иска к нескольким ответчикам (Постановление АС МО от 30.05.2017 по делу № А40-252855/2016).
Эти рекомендации помогут защитить права и законные интересы заявителя при обжаловании решений и предписаний УФАС как в порядке ведомственной апелляции, так и в суде.
(Для информации: Обзор практики применения антимонопольного законодательства коллегиальными органами ведомства за период с 5 января 2016 г. по 1 июля 2018 г. утвержден Протоколом Президиума ФАС России от 03.10.2018 № 10).
Кассация отменила решения первой и апелляционной инстанций по делу ФАС и нефтетрейдеров
Москва, 8 июн — ИА Neftegaz.RU. Арбитражный суд Московского округа отменил решение Девятого арбитражного апелляционного суда, отклонившего в декабре 2019 г.
жалобу Федеральной антимонопольной службы (ФАС) на решение суда первой инстанции, который признал незаконным возбуждение дела против нефтетрейдеров, работающих на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ). Об этом сообщила пресс-служба ФАС.
Таким образом, Арбитражный суд Московского округа признал законными приказ ФАС и определение о назначении дела к рассмотрению. В ФАС отметили, что с самого начала рассмотрения дела не были согласны с позицией ответчиков и настаивали на мерах, позволяющих продолжить работу ведомства по этому делу.
Статс-секретарь — замруководителя ФАС А. Цариковский отметил:
- рад, что кассационный суд согласился с нашей позицией;
- уже в ближайшее время мы вернемся к рассмотрению этого прецедентного дела и обязательно доведем его до конца.
Глава трейдера Солид — товарные рынки И.
Мороз в свою очередь сообщил, что компания дождется резолютивной части решения суда и после этого будет думать о дальнейших своих шагах.
Напомним, что в марте 2019 г. ФАС возбудила дело против трейдеров Солид-товарные рынки и А-Ойл, которые работают в секции Нефтепродукты на СПбМТСБ.
По версии ФАС, компании заключали между собой фиктивные сделки, что могло привести к росту цен на нефтепродукты.
Впоследствии ФАС несколько раз переносила рассмотрение дела.
В сентябре 2019 г. ведомство приостановило рассмотрение дела о сговоре нефтетрейдеров до решения суда. И это решение было не пользу ФАС. Арбитражный суд Москвы признал возбуждение дела незаконным, отметив, что ФАС вышла за пределы полномочий, применив состав антимонопольных правонарушений, устанавливающий ответственность к участникам торгов, проводимых в другом порядке и форме. Суд также учел, что контроль за соблюдением правил участниками при проведении организованных торгов осуществляет Банк России, а не ФАС. Ведомство это решение обжаловало, однако в декабре 2019 г. Девятый арбитражный апелляционный суд отклонил жалобу ФАС. В начале февраля 2020 г. начальник управления ФАС по борьбе с картелями А. Тенишев сообщил о подаче кассации на решение суда.
Судебное заседание должно было состояться 26 марта 2020 г., но не состоялось.
Затем заседание было вновь отложено, на май 2020 г. Солид является крупнейшим биржевым трейдером на рынке нефтепродуктов. 19 марта 2019 г. в офисе компании прошли обыски. Представители Солид-товарные рынки отрицают участие в картельном сговоре. Резкий рост цен на бензин произошел весной 2018 г. С января по май 2018 г.
топливо на заправках подорожало на 7,7%, что выше уровня инфляции почти в 5 раз. В ситуацию пришлось экстренно вмешаться правительству. Оно снизило акцизы на топливо, ввело демпфер и дало возможность вводить экспортные пошлины в размере 90% на нефтепродукты.
Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок
присоединяйтесь к нам в соц. сетях
17 февраля 2020 г.
Сроки и специфика подписания договоров по 223-ФЗ
Подробнее
12 сентября 2019 г.
Неисполнение поставщиком обязательств по контракту — практика ФАС и судов
Подробнее
Где и как обжаловать результаты электронного аукциона
Участники электронного аукциона зачастую остаются не согласны с результатами проведения закупки. В статье мы поговорим о порядке и сроках обжалования действий заказчика и аукционной комиссии по результатам проведения электронного аукциона.
Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов — это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами. Законом № 44-ФЗ предусмотрено право участника закупки обжаловать любые действия (бездействие) заказчика, аукционной комиссии или оператора электронной площадки, если они нарушают его права и законные интересы.
Существует два способа обжалования:
- в контрольный орган в сфере закупок;
- в арбитражный суд.
Жалобы рассматривают:
- Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России) и её территориальные органы — как правильно подать и составить жалобу в ФАС читайте в нашем материале;
- уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ;
- уполномоченные органы местного самоуправления.
Полномочия контрольных органов распределены следующим образом:
ФАС России и её территориальные органы | Все закупки любых заказчиков |
Орган исполнительной власти субъекта РФ | Закупки заказчиков, подведомственных субъекту РФ, и закупки муниципальных образований региона |
Муниципальный контрольный орган | Закупки для нужд муниципального образования |
Сроки подачи жалобы
Обжалование действий заказчика в контрольный орган, безусловно, является более оперативным способом обжалования по сравнению с судебным порядком обжалования — на рассмотрение жалобы контрольному органу отводится всего 5 рабочих дней.
Важно учитывать сроки для подачи жалобы в контрольный орган:
- жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
- обжалование действий заказчика, аукционной комиссии по рассмотрению заявок в электронном аукционе возможно не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протоколов. Обжаловать результаты аукциона имеет право только участник закупки, подавший заявку на участие в обжалуемом аукционе;
- обжалование действий (бездействия) при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта осуществляется до заключения контракта.
Жалоба, поданная по истечении указанных сроков, возвращается контрольным органом заявителю без рассмотрения. В таком случае обжалование возможно только в судебном порядке.
Обжалование результатов аукциона в контрольный орган требует от участника закупки оперативности не только в составлении жалобы, но и в обеспечении её получения контрольным органом.
Правильнее всего сдать жалобу в канцелярию территориального органа ФАС России либо направить её, подписав электронной подписью, в адрес контрольного органа по электронной почте. По факсу контрольный орган принимать жалобы не вправе.
Если участник закупки примет решение направить жалобу в контрольный орган почтой, то существует вероятность того, что жалоба поступит в антимонопольный орган по истечении установленного срока для обжалования.
В этой ситуации контрольный орган не вправе отказать заявителю в рассмотрении жалобы (письмо ФАС России от 29.12.2015 № ИА/76070/15).
Однако, велик риск того, что в случае признания жалобы обоснованной, предписание об аннулировании аукциона или приостановлении процедуры заключения контракта выдано не будет, поскольку к тому времени контракт уже может быть заключен.
Порядок подачи жалобы в контрольный орган
Адреса и телефоны территориальных органов ФАС России содержатся в Приложении № 1 к Административному регламенту, утверждённому приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14.
Также получить информацию о территориальных органах ФАС России (их наименованиях, адресах, телефонах, часах работы и т.п.) можно, воспользовавшись функционалом официального сайта антимонопольного ведомства http://www.fas.gov.ru/territorial-authorities/.
Контрольным органом не рассматриваются жалобы, если:
- контракт уже заключен;
- по жалобе на те же действия уже принято решение суда или контрольного органа.
Требования к содержанию жалобы указаны в части 8 статьи 105 Закона № 44-ФЗ и в Информации ФАС России от 10.04.2014 «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок».
В контрольный орган жалоба подаетсяв письменной форме.
В жалобе следует сослаться на документы (например, протоколы) или конкретные положения аукционной документации, которые, по мнению участника, противоречат законодательству. Такие документы следует приложить к жалобе и указать их в перечне приложений.
Не стоит забывать, что если жалоба подается представителем, к ней обязательно прилагается доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица на подписание жалобы. При отсутствии доверенности жалоба будет возвращена без рассмотрения.
Участник не вправе указывать в одной жалобе более одной закупки.
Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России (письма от 13.08.2015 № Д28и-2449 и от 29.07.2015 № Д28и-2221). Таким образом, если заказчик допустил нарушения Закона № 44-ФЗ при проведении нескольких закупок, следует направлять отдельные жалобы по каждой закупке. Иначе жалоба будет возвращена контрольным органом.
Участие в рассмотрении жалобы на действия заказчика
Участник вправе лично присутствовать при рассмотрении жалобы по существу либо направить на заседание комиссии своих представителей. Указанные лица могут быть допущены на заседание при предъявлении документа, удостоверяющего личность (паспорт), и документов, подтверждающих полномочия:
- Полномочия руководителя юридического лица подтверждаются решением (его копией) о назначении или избрании на должность, в соответствии с которым он обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности.
- Полномочия представителей должны быть подтверждены доверенностью или иным документом.
Регламент проведения заседания комиссии антимонопольного органа оглашается председателем комиссии.
Заседания комиссии антимонопольного органа являются публичными, на рассмотрении дела могут присутствовать заинтересованные лица (например, другие участники закупки). Присутствующие при рассмотрении дела представители сторон вправе вести аудио- или видеозапись рассмотрения дела, уведомив об этом членов комиссии антимонопольного органа.
Вынесенное комиссией антимонопольного органа решение может обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня его принятия.
Заявитель вправе отозвать поданную в контрольный орган жалобу (часть 15 статьи 105 Закона № 44-ФЗ). Это можно сделать только до принятия контрольным органом решения по существу жалобы.
Для того, чтобы отозвать жалобу, нужно направить заявление в свободной форме. В случае отзыва жалобы участник аукциона не имеет право повторно подать жалобу на те же действия (бездействие) тех же лиц.
После отзыва жалобы действия (бездействие) заказчика могут быть обжалованы в судебном порядке.
Судебный порядок обжалования действий заказчика
Обжаловать действия заказчика в судебном порядке можно в течение 3 месяцев со дня, когда участнику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (часть 4 статьи 198 АПК РФ). Возможность обращения в суд не зависит от того, обжаловались ли действия во внесудебном порядке. Срок подачи заявления, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов и лиц, осуществляющих публичные полномочия, в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд относятся к подведомственности арбитражных судов. Заявление подается в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения заказчика (статья 35 АПК РФ).
Подать заявление можно:
- на бумажном носителе
- в электронной форме. Заявление подается через официальный сайт арбитражного суда в сети Интернет www.arbitr.ru после прохождения пользователем регистрации.
Требования к содержанию заявления приведены в части 1 статьи 199 АПК РФ. К заявлению должны быть приложены документы, которые указаны в статье 126 АПК РФ. Если обжалуется решение заказчика, то необходимо также приложить копию оспариваемого решения.
Вместе с заявлением можно подать ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения или запрете заказчику совершать определенные действия, например, заключать контракт (часть 3 статьи 199, пункт 2 части 1 статьи 91 АПК РФ, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83).
До подачи заявления в суд истец должен направить копии заявления и прилагаемых к нему документов заказчику и другим участвующим в деле лицам заказным письмом с уведомлением о вручении. Неисполнение этого требования является основанием для оставления судом заявления без движения (часть 1 статьи 128 АПК РФ).
Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий