Трудовая дисциплинарная ответственность муниципального служащего

Зайцев, А. А. Дисциплинарная ответственность муниципальных служащих в Российской Федерации / А. А. Зайцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 192-194. — URL: https://moluch.ru/archive/282/63510/ (дата обращения: 19.11.2021).



В статье рассмотрено и проанализировано понятие «муниципальный служащий». Рассмотрены виды и основания привлечения муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности.

Ключевые слова: муниципальный служащий, дисциплинарное взыскание, замечание, выговор, увольнение.

Актуальность исследуемого вопроса связана прежде всего с тем, что муниципальная служба точно также как и государственная гражданская служба является центральным звеном повышения эффективности системы по обеспечению управления в Российской Федерации со стороны государства, так как напрямую от уровня, показывающего результативность служебной профессиональной деятельности со стороны муниципальных служащих зависит качество реализации государственных решений в вопросах привлечения данной категории служащих к дисциплинарной ответственности.

Прежде всего, необходимо охарактеризовать понятие «муниципальный служащий».

Так, муниципальные служащие — разновидность бюрократической общности чиновников, в которую входят члены, осуществляющие социально- обслуживающую деятельность, которая имеет опосредованную властную природу.

Данная деятельность представляет собой совокупность конкретных видов профессиональных услуг, которые осуществляются со стороны муниципальных служащих в отношении к населению, основываясь на полномочиях полномочиями органов местного самоуправления.

Понятие «служба» имеет несколько значений: это и самостоятельное ведомство, и структурное подразделение, и вид деятельности.

Поскольку выполнение функций местного самоуправления обеспечивается деятельностью лиц, занимающихся муниципальным управлением, то словосочетание «муниципальная служба» означает вид общественно- полезной деятельности, предполагающий исполнение полномочий по должности [4].

При рассмотрении муниципальной службы как разновидность (вид) профессиональной деятельности, становятся заметны различия между данным видом службы и трудовой деятельностью, государственной гражданской и другими видами служб.

Во многих источниках закреплено мнение о том, что хоть и принципиальные различия между трудовой деятельностью работника и профессиональной деятельностью государственного и муниципального служащего, которые позволяют говорить об особенном специальном роде деятельности, который отличается от трудовой, не существуют, то в данном случае можно говорит о специфике, которая заключена в том, что за государственными и муниципальными служащими закрепляются, как и за другими трудящимися, гражданские и политические права, но только при условии соблюдения обязательств, которые вытекают из статуса и характера выполняемых функций [2].

Муниципальная служба относится к таким видам трудовой деятельности, которые рассматриваются как совокупность определенных законом трудовых функций, которыми наделены муниципальные служащие органа местного самоуправления и такой вид службы может рассматриваться с точки зрения деятельности, направленной на реализацию соответствующих задач определенного муниципального образования [2]. Основным направлением государственной кадровой политики в рамках муниципального уровня является обеспечение эффективного управления кадрами внутри муниципальных образований.

Таким образом, согласно ст. 27 Федеральный закон от 02.03.

2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за представителем нанимателя (работодателем) за совершение дисциплинарного проступка, выражающегося в неисполнении или ненадлежащем исполнении муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей закреплено право на применение следующих дисциплинарных взысканий:

  • 1) замечание;
  • 2) выговор;
  • 3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.
  • Муниципальный служащий, который допустил дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более одного месяца), до того, как будет решен вопроса о том, какой вид дисциплинарной ответственности будет к нему применен, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания.

Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится муниципальным правовым актом. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством [1].

Должностное лицо, имеющее право назначения лица на муниципальную должность муниципальной службы, при принятии решения о временном отстранении муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей вправе назначить служебное расследование.

По итогам служебного расследования должностное лицо, обладающее правом назначения лица на муниципальную должность муниципальной службы, принимает решение о привлечении муниципального служащего к дисциплинарной ответственности либо о прекращении временного отстранения муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей за отсутствием факта совершения должностного проступка.

Существует несколько оснований дисциплинарной ответственности муниципальных служащих Российской Федерации.

Так, федеральное законодательство закрепляет положение о применении дисциплинарной ответственности к муниципальным служащим в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей.

Также за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции, могут налагаться дисциплинарные взыскания [4].

Таким образом, муниципальная служба, являясь важнейшей составляющей управления местным сообществом, в институциональном отношении в настоящее время находится на начальной, но достаточно активной стадии развития, начинает играть все большую роль в реформе территориального управления, становится одним из факторов, обеспечивающих эффективность местного и регионального развития. Качество выполнения актуальных для населения услуг зависит от компетентности управления, обусловленного профессиональной подготовкой муниципальных служащих.

Человеческий потенциал муниципальной службы становится определяющим фактором, от которого зависит решение основных проблем социально-экономического развития муниципальных образований. Именно поэтому к муниципальной службе предъявляются высокие требования и, прежде всего, к качеству кадрового обеспечения.

  1. Таким образом, в методах воздействия на муниципальных служащих большое место отводится дисциплинарным мерам, без применения которых, по заключению многих юристов, никакие приемы мотивирования служебной деятельности не будут достаточно эффективными.
  2. В связи с этим деятельность региональных законодателей должна быть направлена на создание эффективных механизмов юридической ответственности в муниципальной сфере, а особое место в административно-правовом обеспечении противодействия коррупции должно быть отведено дисциплинарной ответственности.
  3. Литература:
  1. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 10. — ст. 1152.
  2. Дорофеев А. В. Кадровый состав муниципальных служащих как ресурс развития муниципалитетов // Среднерусский вестник общественных наук. — 2014. -№ 5 (35). — С. 172–175.
  3. Домнина К. С. Оценка управленческой компетентности государственного служащего как элемент кадровой политики // Экономика. Управление. Право. 2013. № 10 (46). С. 55–57.
  4. Муравченко Виктор Борисович Виды и меры ответственности муниципальных служащих в законодательстве Российской Федерации // Вестник СИБИТа. 2014. № 3 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-i-mery-otvetstvennosti-munitsipalnyh-sluzhaschih-v-zakonodatelstve-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 12.04.2019).
  5. Шерлыгин А. Проектируем эффективность // Государственная и муниципальная служба. 2015. № 1 (93). С. 34–35.

Основные термины (генерируются автоматически): муниципальная служба, дисциплинарная ответственность, служащий, местное самоуправление, Российская Федерация, временное отстранение, дисциплинарный проступок, должностное лицо, муниципальная должность, профессиональная деятельность.

Дисциплина и дисциплинарная ответственность в государственной муниципальной службе

Вопросы дисциплинарной ответственности муниципальных служащих достаточно хорошо разработаны в науке административного, трудового и муниципального права.

Дисциплинарная ответственность муниципальных служащих устанавливается действующим законодательством о труде и о муниципальной службе. Федеральный закон «Об основах муниципальной службе в Российской Федерации» от 8 января 1998 г. №8-ФЗ11 Собрание законодательства в Российской Федерации. — 12 января 1998 г. — № 2. — Ст.

224 содержит отсылочную норму: «За неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации».

Теоретические разработки в отношении дисциплинарной ответственности выборных должностных лиц органов местного самоуправления только начинают появляться. Дисциплинарная ответственность муниципальных служащих и выборных должностных лиц органов местного самоуправления имеет существенные отличия.

В обоих случаях основанием является дисциплинарный проступок — виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.

Но характер должного поведения выборных и невыборных должностных лиц органов местного самоуправления существенно отличается.

Поэтому понятие должностного проступка муниципальных служащих и выборных должностных лиц органов местного самоуправления трактуется по-разному. Как следствие этого вводятся и различные виды взысканий.

Объектом посягательства должностного (дисциплинарного) проступка в сфере муниципальной службы являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении служебной деятельности.

Посягательства на данные общественные отношения выступают в виде нарушения служебной дисциплины.

В качестве объекта, на который непосредственно посягает тот или иной должностной (дисциплинарный) проступок, выступают конкретные обязанности муниципального служащего.

К признакам объективной стороны должностного (дисциплинарного) проступка прежде всего, относится само противоправное деяние, посягающее на служебную дисциплину. Оно может быть выражено в форме, как действия, так и бездействия. Круг таких деяний весьма широк и неоднороден, что является одной из причин отсутствия в дисциплинарном законодательстве единой, целостной системы составов проступка.

Субъектами должностного (дисциплинарного) проступка в сфере муниципальной службы правоотношений признаются муниципальные служащие.

Субъективной стороной должностного (дисциплинарного) проступка является совокупность признаков, характеризующих психическое отношение правонарушителя к своему противоправному деянию и к возможным вредным последствиям. Прежде всего, в качестве такого признака выступает вина.

Статья 192 ТК РФ прямо указывает на наличие вины работника в качестве обязательного признака дисциплинарного проступка.

В зависимости от формы вины должностные (дисциплинарные) проступки классифицируются как умышленные (совершенные с прямым и косвенным умыслом) и неосторожные (явившиеся результатом самонадеянности или небрежности).

Умышленным является такое поведение служащего, когда он сознает противоправный характер своего поведения, предвидит его вредные последствия и желает или сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично. Неосторожность имеет место, если служащий не предвидит вредных последствий своего поведения, однако он мог и должен был предвидеть их наступление.

Должностной (дисциплинарный) проступок имеет формальный состав, то есть для привлечения служащего к дисциплинарной ответственности достаточно самого факта нарушения служебной дисциплины, даже если вредные последствия этого нарушения отсутствуют.

Конкретные виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на муниципальных служащих, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации либо муниципальными правовыми актами. Эти документы чаще всего предусматривают возможность наложения на муниципальных служащих тех же видов дисциплинарных взысканий, что и ст.

Читайте также:  Книги о злоупотреблении правами

 192 Трудового кодекса РФ (замечание, выговора, увольнение по соответствующим основаниям), либо дополняют их взысканиями, ранее предусматривавшимися Федеральным законом от 31 июля 1995 г.

№119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (утратил силу) строгим выговором и предупреждением о неполном служебном соответствии.

В статье 24 Регламента Иркутской городской Думы11 Утвержден решением Иркутской городской Думы от 21 июня 2000 г. N° 522— 50гД(2) (в ред. от 26 февраля 2003 г.) // Иркутск. 2000. 7 июля.

определяется дисциплинарный проступок следующим образом: отсутствие депутата городской Думы на заседаниях городской Думы в течение трех заседаний подряд без уважительных причин, невыполнение депутатом поручений городской Думы (в том числе ее комиссий, рабочих групп), мэра города, депутата-координатора, неучастие в более половины заседаний комиссий, рабочих групп без уважительных причин, за неучастие в работе городской Думы к депутату могут быть применены следующие меры воздействия: лишение права на возмещение расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности на срок до трех месяцев; информирование избирателей через средства массовой информации о неучастии депутата в работе городской Думы.

В статье 10 Закона Сахалинской области от 15 декабря 2000 г.

№233 «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Сахалинской области» предусматривается, что в случае неучастия выборного лица местного самоуправления в работе выборного органа местного самоуправления без уважительных причин либо умышленного уклонения от исполнения полномочий выборного лица местного самоуправления в иной форме соответствующий выборный орган местного самоуправления вправе довести до сведения избирателей объективную информацию о его деятельности, в том числе через средства массовой информации.

В соответствии со статьей 32 Регламента Новосибирского городского Совета11 Утвержден решением городского Совета от 20 июня 1996 г. № 185 (в ред. от 29 апреля 1998 г.) депутат может быть выведен из состава комиссии решением городского Совета по представлению комиссии за три и более пропусков плановых заседаний без уважительной причины в течение трех месяцев.

Уважительными причинами являются: болезнь, отпуск, командировка.На основании статьи 31 Устава города Красноярска22 Зарегистрирован Распоряжением управления юстиции администрации края от 14 января 1998 г. № 01-25. Свидетельство о государственной регистрации от 14 января 1998 г. № 51 // Городские новости, 16 января 1998 г.

полномочия депутата досрочно прекращаются в случае уклонения депутата от выполнения депутатских обязанностей, выразившегося в систематическом отсутствии без уважительных причин на заседаниях городского Совета, его постоянных и временных комиссий, членом которых он избран.

Вопросы дисциплинарной ответственности невыборных должностных лиц органов местного самоуправления регулируются законодательством о муниципальной службе, трудовым законодательством.

Как правило, в законах субъектов Российской Федерации о муниципальной службе на муниципального служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Дисциплинарное взыскание налагается лицом или органом, назначившим муниципального служащего на должность.

Из практики Верховного Суда Российской Федерации.

Положение о возможности применения к муниципальным служащим дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии противоречит пункту «к» статьи 72, пунктам 2,5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, Кодексу законов о труде Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым трудовое законодательство, к числу которого относится установление видов дисциплинарных взысканий, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, по предметам совместного ведения принимаются федеральные законы, указанного вида дисциплинарного взыскания федеральным законодательством не предусмотрено11 Защита прав местного самоуправления судами общей юрисдикции России. Т. 2 / Под ред. В.М. Жуйкова. — С. 401.

В связи с вышеназванной позицией Верховного Суда РФ интересно напомнить позицию Конституционного Суда Российской Федерации.

По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, федеральный законодатель вправе, учитывая специфику профессиональной деятельности муниципальных служащих, не только предусмотреть для муниципальных служащих гарантии правовой и социальной защищенности, во многом аналогичные тем, какими пользуются государственные служащие, но и распространить на них установленные законодательством о государственной службе требования к замещению соответствующих должностей11 Определение КС РФ от 3 октября 2002 г. № 233-0 «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений статьи 25 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», статьи 43 Федерального закона «О прокуратуре», статьи 14 «Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» и статьи 20 Федеральною закона «Об основах муниципальной службы в РФ» // Вестник КС РФ, 2003, №4. Получается, что федеральный законодатель может проводить определенную параллель между государственной службой и муниципальной, а региональный нет.

Так, п. 2 ст. 15 Закона Ярославской области «О государственной службе Ярославской области» содержит указание о возможности наложения на государственного служащего Ярославской области дисциплинарного взыскания за неисполнение государственных служащих ограничений, связанных с государственной службой (Приложение 6).

На основании анализа статьи 11 Белгородской области от 11 октября 1996 г. №81 Закона «О муниципальной службе в Белгородской области»22 Бюллетень Белгородской областной Думы, 1996 № 16 (в ред. от 5 июня 2001 г.

) можно сделать вывод, что должностной проступок — это неисполнение и ненадлежащее исполнение служащим возложенных на него обязанностей, нарушение трудовой дисциплины, превышение им должностных полномочий.

За несоблюдение установленных настоящим законом ограничений, связанных с муниципальной службой, на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания.

Устанавливаются следующие виды взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии. Такой же подход закреплен в Пензенской области.В статье 12 Закона Томской области от 7 декабря 1995 г. №227 «О муниципальной службе в Томской области» (в ред.

от 18 марта 2003 г.

) закрепляется, что дисциплинарный проступок — это неисполнение или ненадлежащее исполнением служащим возложенных на него обязанностей, нарушение трудовой дисциплины, превышение им должностных полномочий, несоблюдение установленных областным законом ограничений, связанных с муниципальной службой. Устанавливаются следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, увольнение со службы. Такие же виды дисциплинарных взысканий предусмотрены в Тверской области.

Из практики Верховного Суда Российской Федерации.

Наложение на муниципального служащего дисциплинарного взыскания за несоблюдение им установленных действующим законодательством ограничений является в своем правом содержании уточнением одних из общих обязанностей муниципального служащего и не должны расцениваться как дополнительное, не предусмотренное Федеральным законом, основание дисциплинарной ответственности11 Защита прав местного самоуправления судами общей юрисдикции России. Т. 2 / Под ред. В.М. Жуйкова. — С. 397.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни служащего, пребывания в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Кроме того, дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения.

Дисциплинарное взыскание применяется к служащему на основании соответствующего приказа (распоряжения) должностного лица, наделенного правом привлекать к дисциплинарной ответственности.

Верховный суд Российской Федерации уточнил, что в случае обнаружения проступка в 2-х годичный срок по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности дисциплинарное взыскание подлежит применению не позднее 1 месяца со дня окончания такой проверки11 Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2001 года (по гражданским делам) / Утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 26 сентября 2001 г. . В указанные выше сроки не включаются также время производства по уголовному делу.

Вывод: Дисциплина представляет собой форму общественной связи, свидетельствующей о признании и соблюдении человеком согласованных правил, норм, процедур поведения, общения, ведения определенных, порученных ему дел. Она тесно связана с законностью и в известном смысле может рассматриваться как одно из средств ее обеспечения.

Дисциплинарная ответственность — это наложение дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения.

Дисциплинарное производство осуществляется в определенном порядке: возбуждение дела о дисциплинарном производстве; служебное расследование; рассмотрение дисциплинарного проступка и вынесения решения уполномоченным субъектом; обжалование (факультативная стадия); исполнение дисциплинарного взыскания.

Статья «Дисциплинарная ответственность на муниципальной службе» в научном журнале

  • Дисциплинарная ответственность на муниципальной службе
  • Disciplinary responsibility in the municipal service
  •               Мальцев Григорий Анатольевич-магистрант, 2 курс, Кировский филиал Российской академии народного   хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • Author:MaltsevGrigoryAnatolyevich- undergraduate, 2 year, Kirov branch of the Russian Presidential Academy of        National Economy and Public Administration

Аннотация. В статье автор рассматривает вопрос дисциплинарной ответственности на муниципальной службе.

Annotation. In the article, the author considers the issue of disciplinary responsibility in the municipal service.

  1. Ключевые слова: дисциплинарная ответственность, муниципальная служба.
  2. Keywords: disciplinary responsibility, municipal service.
  3. К муниципальным служащим применяются нормы о дисциплинарной ответственности.
  4. Под дисциплинарной ответственностью понимают «вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступает совершение дисциплинарного проступка (виновное нарушение трудовой дисциплины и служебных обязанностей), санкцией за которое являются меры дисциплинарного взыскания, применяемые работодателем к работнику»[1].
  5. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации»[2](далее – Закон о муниципальной службе) в отличие от законодательства о государственной гражданской службы не устанавливает специальной процедуры привлечения муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности, а распространяет на них положения трудового законодательства[3].
  6. Дисциплинарная ответственность муниципальных служащих характеризуется следующими основными чертами:
  7. — «применяется специфическими субъектами дисциплинарной власти к определенной категории (муниципальные служащие);
  8. — основанием привлечения к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, который может выражаться в противоправных действиях или бездействиях, связанных с нарушением должностного регламента, служебного контракта, правил трудового распорядка муниципального органа, требований законов и иных нормативных правовых актов;
  9. — применяется с соблюдением установленного порядка и только по основаниям, предусмотренным в законе;
  10. — обязательным условием применения дисциплинарной ответственности является наличие вины правонарушителя;
  11. — за совершение дисциплинарного проступка представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор или увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям»[4].
  12. Порядок применения дисциплинарных взысканий в отношении муниципальных служащих определяется трудовым и иным законодательством РФ.
Читайте также:  Срок для заключения госконтракта не истек? Значит, говорить об уклонении нельзя

Ст. 193 ТК РФ предусматривает, что до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

В случае совершения дисциплинарного проступка муниципальный служащий может быть отстранён от исполнения своих должностных обязанностей на период решения вопроса о его дисциплинарной ответственности на срок не более одного месяца, при этом его денежное содержание сохраняется. Решение об отстранении муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей принимается муниципальным правовым актом.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого для учета мнения представительного органа работников.

В то же время дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения.

В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе.

Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

  • На практике отмечаются случаи, когда на рассмотрение комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов выносятся факты нарушения муниципальными служащими требований к поведению на службе, которые не установлены в целях противодействия коррупции, но предусмотрены законодательством о муниципальной службе в РФ.
  • К примеру, такими требования можно считать:
  • — «исполнение служебных обязанностей добросовестно и на высоком профессиональном уровне;
  • — осуществление профессиональной деятельности в установленных законодательством компетенциях данного органа;
  • — недопущение совершения действий, которые связаны с влиянием личных, имущественных, финансовых и других интересов, препятствующих исполнению должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне и с соблюдением принципа добросовестности;
  • — несовершение поступков, которые порочат честь, достоинство и деловую репутацию муниципального служащего»[5].

Увольнение с муниципальной службы является обязательной мерой дисциплинарной ответственности в связи с утратой доверия за правонарушения, предусмотренные Закономо муниципальной службе.

Согласно данным нормам такой вид ответственности наступает в случаях, когда служащий муниципальных органов является одной из сторон конфликта и не принимает меры по предотвращению конфликтов интересов; а также не предоставляет или предоставляет ложные сведения о собственных расходах и расходах членов своей семьи.

Личная заинтересованность является основным элементов возникающих конфликтов интересов.

Проявляется она в том, что у служащего и членов его семьи появляется возможность получения доходов или иной материальной выгоды, учитывая конкретную ситуацию.

При принятии решения об увольнении в связи с личной заинтересованностью работодатель должен подтвердить фактическими доказательствами возможность возникновения конфликта интересов, где одной из сторон выступает муниципальный служащий.

Немаловажным является то, что работник не всегда обязан предоставлять сведения о доходах, а только в случаях, если занимаемая им должность включена в перечень должностей, при замещении которой должна быть предоставлена данная информация.

В Письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 марта 2016 г.  «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения»[6] были отображены ситуации, при которых применялся такой вид дисциплинарного взыскания, как увольнение в связи с утратой доверия.

К таким ситуациям, к примеру, отнесли: утаивание доходов и имущества, источники происхождения которых служащий не мог объяснить, а также стоимость которых значительно превышала его доходы; сокрытие информации о получении кредитов на льготных условиях в кредитных организациях, где служащий выполнял функции муниципального управления.

Довольно интересным является тот факт, что в 2018 году ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции»[7] принял изменения в антикоррупционном законодательстве. Согласно данным изменениям, теперь применение дисциплинарных взысканий за коррупционные правонарушения должны совершаться не позднее 6 месяцев со дня получения информации о том, что муниципальный служащий совершил данное правонарушение и не позднее 3 лет со дня его совершения. В предыдущей редакции федерального закона данные сроки составляли 1 и 6 месяцев соответственно, то есть были увеличены в 6 раз, что подтверждает ужесточение антикоррупционных мер. Исчисление данного срока начинается со дня «обнаружения» правонарушения.

На сегодняшний день проблемой является то, что нормы дисциплинарной ответственности муниципальных служащих содержатся не в одном нормативно-правовом акте, а в нескольких. Ст.

27 Закона о муниципальной службе гласит: порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством, если иное не предусмотрено ФЗ «О муниципальной службе в РФ».

То есть из этого следует, что при определении порядка применения и снятия дисциплинарных норм работодатель должен ориентироваться на нормы ТК РФ, при этом сверяя, не противоречит ли данная норма Закону о муниципальной службе.

Для единства применения дисциплинарных мер к муниципальным служащим целесообразным будет ввести в Закон о муниципальной службе норму, регулирующую порядок применения и снятия данного вида ответственности.

Также, так как федеральный закон не содержит исчерпывающего перечня дисциплинарных проступков, было бы целесообразно закрепить в Законе о муниципальной службе конкретный перечень таких проступков и указать, какой вид ответственности наступает за каждое из них.

Таким образом, можно отметить, что дисциплинарная ответственность представляет собой вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступает совершение дисциплинарного проступка (виновное нарушение трудовой дисциплины и служебных обязанностей), санкцией за которое являются меры дисциплинарного взыскания, применяемые работодателем к работнику.

К муниципальным служащим применяются такие виды дисциплинарной ответственности, как замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. К числу наиболее часто встречающихся видов дисциплинарной ответственности муниципальных служащих относится увольнение со службы в связи с утратой доверия.

Вследствие того, что Закон о муниципальной службе не устанавливает специальной процедуры привлечения муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности, а распространяет на них положения трудового законодательства, необходимо совершенствовать законодательную базу, объединить правила, содержащиеся в ТК РФ и Законе о муниципальной службе и закрепить их в последнем.

Список литературы:

Институт ответственности муниципального служащего: понятие, реализация и перспективы

Библиографическая ссылка на статью:
Емец М.И. Институт ответственности муниципального служащего: понятие, реализация и перспективы // Политика, государство и право. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2015/09/3375 (дата обращения: 03.10.2021).

В рамках данного исследования необходимо решить несколько задач. Во-первых, определиться с содержанием понятия «ответственность». Во-вторых, предметно рассмотреть данное понятие в юридическом и социальном аспектах. В-третьих, наметить пути повышения ответственности муниципальных служащих.

Ответственность — субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. Ответственность муниципального служащего можно рассматривать минимум с двух сторон: юридическая ответственность и социальная.

Социальная ответственность муниципального служащего обуславливается в первую очередь тем, что муниципальная власть — самая близкая к народу власть.

В Послании Федеральному Собранию [1] в декабре 2013 года Президент Владимир Путин отмечал необходимость еще больше приблизить муниципальную власть к народу. Естественно, что повышение социальной ответственности муниципальных служащих будет этому способствовать.

Само по себе понятие «социальная ответственность муниципального служащего» состоит из следующих компонентов [2]:

  • «четкое представление муниципальным служащим его роли и места в структуре государства и общества, его собственной социальной значимости;
  • добровольное и сознательное принятие на себя обязательства полностью подчинить свою деятельность задачам реализации функций государства и органов местного самоуправления;
  • понимание необходимости действовать в полном соответствии с интересами государства и общества и принятыми социальными требованиями и нормами;
  • способность предвидеть результаты своих решений и действий, их социальные последствия;
  • стремление к максимальной саморегуляции, критический подход к своим действиям и постоянный самоконтроль;
  • готовность нести ответственность во всех её видах за все свои противоправные действия или бездействие»

Таким образом, социальная ответственность муниципального служащего – «обязанности по выполнению служебного долга, отражающие его способность предвидеть результаты управленческих действий и готовность отвечать за их последствия» [2].

Выше мы рассмотрели социальный аспект ответственности муниципального служащего. Следующий аспект — юридический.

Юридическая ответственность – особый вид государственного принуждения, состоящий в претерпевании субъектом права невыгодных последствий, предусмотренных санкцией нарушенной нормы, и осуществляемый в форме охранительного правоотношения. [3, с. 596].

В зависимости от характера правонарушения выделяют уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность [3, с. 603].

Думаю, невозможно спорить с тем, что человек, становясь муниципальным служащим, все-таки остается человеком. В том смысле, что способен, к сожалению, совершать правонарушения: проступки и преступления. В зависимости от характера правонарушения, с соблюдением процессуальных требований, муниципальный служащий будет привлекаться к той или иной ответственности.

Читайте также:  Процесс ликвидации компаний хотят усложнить

В рамках данной работы, рассматривая юридическую ответственность муниципального служащего, следует более подробно остановиться на дисциплинарной ответственности. Именно этот вид юридической ответственности нашел свое закрепление в законодательстве о муниципальной службе, в т.ч.

в федеральном законе №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02 марта 2007 года [4].

  • Дисциплинарная ответственность наступает за правонарушения, которые можно условно разделить на 2 категории:
  • 1) неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим должностных обязанностей
  • 2) несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

Сформировалась практика рассмотрения судами споров, связанных с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности [5].

Материалы обобщения судебной практики показали, что муниципальные и государственные гражданские служащие обращались в суды с требованиями о восстановлении на службе, признании незаконными решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, решения аттестационной комиссии, приказа об увольнении, приказа начальника о наложении дисциплинарного взыскания.

  1. «Причинами применения дисциплинарных взысканий к государственным и муниципальным служащим, как правило, являлись:
  2. — непринятие мер по предотвращению и/или урегулированию конфликта интересов, стороной которого является муниципальный служащий
  3. — осуществление предпринимательской деятельности
  4. — непредоставление сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений (при включении в соответствующие перечни)» [6].
  5. Полный перечень антикоррупционных ограничений и запретов содержится в законе № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года [7].

Неисполнение обязанностей и запретов, установленных законом №273-ФЗ «О противодействии коррупции», является коррупционным правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы.

Применение дисциплинарных взысканий связывается с нарушением служебной дисциплины, которое выражается в противоправном виновном неисполнении или ненадлежащим исполнении служебных обязанностей, в том числе установленных в целях противодействия коррупции.

Таблица 1. Основания и меры дисциплинарной ответственности муниципальных служащих (статья 27 Федерального закона №25-ФЗ)

Основание дисциплинарной ответственности — совершение дисциплинарного поступка:
— неисполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей
— ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей
Взыскание применяет представитель нанимателя (работодатель).
Виды дисциплинарных взысканий:

  • 1) замечание
  • 2) выговор
  • 3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям

Норма статьи 27 Федерального закона 25-ФЗ предусматривает возможность отстранения допустившего дисциплинарный проступок муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания, причем данная мера не является дисциплинарным взысканием, а лишь направлена на объективное и всестороннее изучение обстоятельств совершения дисциплинарного проступка.Производство по применению мер дисциплинарной ответственности к муниципальным служащим регулируется нормами Трудового кодекса. При этом должна учитываться тяжесть совершенного муниципальным служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей. При этом работодатель вправе, но не обязан применять дисциплинарное взыскание, а может лишь ограничиться устным замечанием, беседой и т. д. Такое воздействие не является дисциплинарной ответственностью. При этом согласно ст. 193 ТК РФ [8] до применения дисциплинарного взыскания работодатель обязан затребовать от работника письменное объяснение. Непредоставление объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

В связи с совершенствованием антикоррупционного законодательства (принятие в 2008 году федерального закона «О противодействии коррупции») в Федеральный закон №25-ФЗ были внесены дополнения, выделяющие взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в отдельную статью. При этом перечень дисциплинарных взысканий не изменяется, добавляется лишь категория увольнения в связи с утратой доверия. Смысл данной формулировки, на мой взгляд, в дополнительной детерминации служащих-правонарушителей. Формулировка «уволен в связи с утратой доверия» как бы презюмирует склонность данного человека к совершению коррупционных правонарушений. Учитывая, что причина увольнения заносится в трудовую книжку, муниципальный служащий, единожды уволенный «в связи с утратой доверия», может навсегда поставить крест на своей служебной карьере.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона №25-ФЗ, муниципальный служащий несет ответственность за разглашение сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера других муниципальных служащих или в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Муниципальный служащий также несет ответственность за исполнение неправомерного поручения (ч. 2 ст. 12 Федерального закона №25-ФЗ), также ответственность несет давший это неправомерное поручение руководитель.

  При этом муниципальный служащий не вправе просто не выполнять такое поручение. Ему необходимо письменно обосновать руководителю какие именно нормы законодательства будут нарушены.

И только после подтверждения руководителем в письменной форме неправомерного, по его мнению, поручения, отказаться от его исполнения.

Теперь затронем такой важный вопрос, как повышение ответственности муниципальных служащих. Иными словами, что нужно сделать, чтобы муниципальные служащие были более ответственными? На мой взгляд, даже не ужесточая юридическую ответственность, это можно сделать как минимум по двум направлениям:

1) повышение этической составляющей в культуре муниципальных служащих. Соответствующий Типовой Кодекс этики и служебного поведения [9] уже принят, и он будет дорабатываться, но первый шаг в этом направлении сделан. Следующий шаг — усиление роли Кодекса, становление его частью профессионального развития муниципального служащего, неотделимым элементом его профессиональной культуры.

2) повышение гласности и открытости муниципальной службы, в том числе и посредством приближения служащих к людям.

Муниципальные служащие не должны быть закрытой кастой, они должны быть профессионалами, нацеленными на решение проблем населения.

Конкретные меры повышения гласности и открытости муниципальной службы — отдельный вопрос. Однако ясно, что ответственность служащих будет повышаться при должном общественном контроле.

Итак, подводя итог вышесказанному, ответственность муниципального служащего можно рассматривать как минимум в двух аспектах: социальная ответственность и юридическая ответственность.

Социальная ответственность муниципального служащего – обязанности по выполнению служебного долга, отражающие его способность предвидеть результаты управленческих действий и готовность отвечать за их последствия.

Юридическая – претерпевание муниципальным служащим невыгодных последствий, предусмотренных санкцией нарушенной нормы.

Самый распространенный вид юридической ответственности муниципальных служащих — дисциплинарная ответственность.

Она наступает в случаях, предусмотренных Федеральным законом №25-ФЗ, а именно: неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим должностных обязанностей, а также несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Кроме того, упомянутый Федеральный закон предусматривает ответственность муниципальных служащих за разглашение сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера других муниципальных служащих, а также за исполнение неправомерного поручения.

Таким образом, констатируем: институт ответственности муниципальных служащих создан и функционирует. Необходимо его дальнейшее развитие в рамках совершенствования российского аппарата управления. Причем в совершенствовании нуждается не столько юридический аспект ответственности, сколько социальный.

Поэтому повышать эффективность российского аппарата управления следует не сколько через законодательство, сколько через практическую реализацию принятых норм.

Среди ближайших мер, на мой взгляд, следует институционализировать Кодекс этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих, а также изменить статус решений комиссий по урегулированию конфликта интересов на обязательный для руководителя соответствующего органа.

Так как на сегодняшний день наблюдается ситуация, что нормы Кодекса этики носят лишь рекомендательный характер, а решения комиссии по урегулированию конфликта интересов не обязательны для исполнения руководителем соответствующего органа.

В качестве формы закрепления нового Кодекса этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих можно предложить Указ Президента. Закрепление кодекса именно в форме Указа позволит относительно оперативно вносить в него изменения, а также быстро принять. Добиться повышения гласности и открытости муниципальной службы можно продолжая практику раскрытия информации, не составляющей государственной тайны и не нарушающей права третьих лиц. Это — возможные, но далеко не единственные меры повышения ответственности муниципальных служащих.

Библиографический список

  1. Послание Президента Федеральному Собранию в 2013 г. // URL: http://www.rg.ru/2013/12/12/poslanie.html
  2. Джанаев М.Х. Автореферат диссертации по социологии на тему: Социальная ответственность муниципальных служащих в Российской Федерации, специальность ВАК РФ 22.00.04
  3. Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник. – 2-е изд. – Москва: Проспект, 2011. – 752 с.
  4. Федеральный закон №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изменениями на 30 марта 2015 года) // URL: http://docs.cntd.ru/document/902030664
  5. Верховный Суд РФ. Обзор практики по рассмотрению в 2012–2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков. // Муниципальная служба.- 2014.- №3.- С.2-11.
  6. Шугрина Е. Особенности ответственности государственных и муниципальных служащих // Муниципальная служба.- 2013.- №3.- С.2-11.
  7. Федеральный закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года (с изменениями на 22 декабря 2014 года) // URL: http://docs.cntd.ru/document/902135263
  8. Федеральный закон №197-ФЗ от 30 декабря 2001 года «Трудовой кодекс Российской Федерации» (с изменениями на 6 апреля 2015 года) // URL: http://docs.cntd.ru/document/trudovoj-kodeks-rf-tk-rf
  9. ТИПОВОЙ КОДЕКС ЭТИКИ И СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ // URL: http://tu24.rosim.ru/documents/68314

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *