Святотатсво и богохульство преступны ?

Святотатсво  и  богохульство  преступны ?

  • Каждый гражданин в нашей стране, да и во всем мире имеет право на самоопределение.
  • В тематике нашей статьи – это право на определение веры и своего жизненного пути.
  • Единственная цель граждан – это не только соблюдать свои права, дарованные государством, но и не мешать пользоваться данными правами другим людям.
  • Но, к сожалению, то ли от внутреннего эгоизма, то ли от незнания или же непонимания веры других людей, граждане начинают совершать оскорбительные действия.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

+7 (499) 653-64-11 Москва

Скрыть содержание

Конечно, тем самым они никого не убивают, даже более того, не приносят никому тяжкого вреда здоровью, но они наносят глубокое моральное оскорбление, которое может в будущем отразиться не только на здоровье граждан но и на их психическом состоянии.

Понятия

Святотатство

Святотатсво  и  богохульство  преступны ?

  1. Давайте разберемся, что это такое?
  2. Сразу же после крещения Руси появись сторонники старой веры, которые на отрез отказались принимать новую но они не просто тихо молчали, они пытались оскорбить основное населения, совершая при этом сожжение церквей, развал святынь.
  3. Тогда, в летописях впервые промелькнуло это слово и используется до сих пор не только в православии , но и в юридическом языке.
  4. Примером служит уголовный кодекс, в который еще в двух тысяча двенадцатом году внесли данное деяние как преступление.

Об этом говорится в статьях 148 и 282 УК РФ. Возможно, толчком к этому действию послужил всем известный в России инцидент, связанный с танцами на святом месте в храме Христа спасителя в Москве.

  • Но прежде чем говорит про характеристики данного преступления стоит сказать его определение.
  • Под святотатством понимают оскорбление нанесенное святыни, или же ее осквернении.
  • Уголовной практике известны множество таких преступлений, но раньше они подходили под статьи вандализм и хулиганство.
  • На сегодняшний день есть статьи, которые закрепят наказание за подобное дерзкое преступление, предусматривающее неуважение к вере и к выбору других.

Кощунство

Святотатсво  и  богохульство  преступны ?

Между прочим, эти понятия дополняю друг друга, но ни в коем случае не означают одинаковое.

Так что же значит кощунство?

Это всякого рода колкости, насмешки, язвительные высказывания по отношению к вере, к каким то определенным ритуалам, обрядам, предметам. Согласитесь, не самое приятное из совершаемых деяний человеком.

Богохульство

Богохульство — является понятием собирательным, ввиду своего перевода на древнеславянский язык. Это не почтительное использование имени Бога.

Если переводить дословно, то богохульство это не самое приятное словосочетание, которые верующие люди не могут позволить себе произносить, так как это грех.

В древние времена даже возникала наказуемость казнями и пытками за богохульство в государственных системах разных верований.

Уголовно-правовая характеристика

Уголовно правой характеристикой данного преступления является его общественная опасность.

Она не приносит вреда здоровью, из-за этого преступления никто не умирает, но остающийся осадок наносит удар по репутации церкви, по моральному здоровью граждан, которые свято верят в свою религию.

Состав преступления

Святотатсво  и  богохульство  преступны ?Объектом данного преступления как и предметом в равных долях являются моральные ценности, которые тщательно охраняются законом. А вот объективную сторону стоит рассмотреть подробнее.

Конечно, и святотатство и кощунство выражаются в действиях. Невозможно совершить подобное деяние бездействуя.

  1. Именно поэтому, под характеристикой данного преступления понимают деяние, совершенное лицом или группой лиц, и направлено оно на унижение людей и их веры.
  2. Также, к объективной стороне стоит отнести действия, направленные на порчу имущества, памятников, святынь, имеющих не только материальную, но и духовную ценность.
  3. Субъективной стороной данного преступления является наступление общественно опасных последствий, которых непременно хочет подсудимый, который представляет себе нанесенный урон, но все равно желает их наступления.
  4. Также, говоря о субъективной стороне необходимо упомянуть мотив преступления.
  5. А также преступники преследуют определенную цель.
  6. Субъектом данного преступления являются граждане, достигшие возраста шестнадцати лет, и понимающих что они делают, то есть, обладающие дееспособностью.

Отграничение святотатства от смежных преступлений

  • Святотатсво  и  богохульство  преступны ?Очень часто святотатство путают с такими преступлениями, как вандализм и хулиганство.
  • Ведь совсем недавно статьи святотатство не было в кодексе и разрушение памятников, танцы у алтаря и другие невероятные преступные деяния можно было охарактеризовать и вменить наказание только по вышеупомянутым составам.
  • На сегодняшний день все проблемы такого рода полностью исчерпаны.
  • Очень важно знать определения вандализма и хулиганства.
  • Вандализм признается учеными психологами да и теоретиками права, формой деструктивного поведения гражданина, которое может являться также дивиантным.

Вандализм (ст.214 УК РФ) представляет собой действия, которые направлены на осквернение различных ценностей, начиная с предметов искусства, и заканчивая зданиями, строениями и сооружениями.

Многочисленные рисунки краской из баллона на новых красивых домах- как паз признак того самого вандализма.

Под хулиганством (ст. 213 УК РФ) также понимают действия, которые направлены на разрушение и несут в себе все показательное неуважению как к обществу в целом, так и к конкретным людям в частности.

Как правило, при хулиганстве грубо и резко нарушаются закоренелые устои, общество расслаивается.

Наказание и ответственность

  1. Святотатсво  и  богохульство  преступны ?За данное преступление предусмотрена уголовно правовая ответственность статья 148 УК РФ.
  2. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих — наказываются:
  3. Другое дело что практически нет судебной практики, в соответствии с которой можно было бы основательно применять решения.

Пример из судебной практики

Самый яркий пример произошел в Москве, в храме Христа спасителя, когда посреди службы три девушки в масках оказались в центре, у алтаря и начали распевать неприемлемые песни и танцевать.

Осуждены они были по статье 213 УК РФ — Хулиганство.

Одеты были также неподобающим образом. Пока прихожане пытались прийти в себя девушки скрылись.

Но правосудие взяло верх и беглянок нашли. Сегодня они отбывают наказание и сожалеют о содеянном.

Заключение

Если вы пройдетесь по своему городу, то наверняка увидите всевозможные согнутые перила и кощунство над памятниками – это признак вандализма.

Святотатсво  и  богохульство  преступны ?

  • Просто хочется верить, что даже у самых отъявленных вандалов и хулиганов есть душа.
  • Святотатство – преступление, о котором больно читать верующему человеку.
  • Не только потому, что это оскорбление его религии, а потому, что основа любой традиционной религии – это вера, любовь и самопожертвование.
  • И когда люди проявляют друг к другу столько эгоизма и злобы, становится очень горько.
  • Хочется верить, что скоро это преступление уйдет из сводок преступности и вовсе уйдет в историю, ведь вера – это немногое из того, что подбадривает и ведет нас в этом темном мире ярким светом.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

+7 (499) 653-64-11 Москва

Богохульство и святотатство — Прихожанка — КОНТ

Православных нередко обвиняют в том, что они чуть ли не ксенофобствуют в отношении атеистов и богоборцев, запугивая их разного рода небесными карами.

Мне в таких случаях всегда хочется спросить: «А тот, кто вешает на трансформаторной будке грозную надпись «Не влезай! Убьет!» — тоже злобный ксенофоб?

Святотатсво  и  богохульство  преступны ?

А ведь мы всего лишь пытаемся уберечь людей, не ведающих что они творят, от пагубных последствий их неразумных поступков….

Как подчеркивается в Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, свобода есть одно из проявлений образа Божия в человеческой природе (II.1). Однако неправильно употреблять эту свободу для противодействия Богу, создавшему человека (Быт.

1, 27) и Своим Промыслом управляющему миром (Деян. 17, 28). Она не должна использоваться для хулы на Бога, клеветы на Его Церковь и людей.

Подобное противление Творцу разрушает установленный Им порядок мироздания, приводит ко многим бедствиям и страданиям в жизни творения.

1. Богохульство и клевета: церковный взгляд

В церковной традиции под богохульством понимается оскорбительное или непочтительное действие, слово или намерение в отношении Бога или святыни.

О грехе богохульства упоминается в книгах Ветхого Завета (напр. Лев. 24, 15; Пс. 73, 18). О нем многократно говорится и в Новом Завете (напр. Мк. 7, 21-23; Ин. 10, 33; Откр. 13, 1).

Святой апостол Павел говорит о богохульниках как о потерпевших кораблекрушение в вере (1 Тим. 1, 19), понимая под богохульством не только оскорбление Бога или Его святого имени, но и всякое отпадение от веры.

Будучи выражением стремления оскорбить или подвергнуть поруганию Творца, богохульство является одним из самых тяжких нравственных преступлений.

Открытое и последовательное противостояние Создателю делает человека неспособным к покаянию, искажает богоподобное устроение человеческой личности. В тесной связи с богохульством находятся такие грехи как святотатство, кощунство и осквернение святыни.

Святотатсво  и  богохульство  преступны ?

Одна из форм богохульства ― это клевета на Церковь как Тело Христово, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15).

В то же время клевета, как заведомо ложные обвинения в не совершенных преступлениях или безнравственных поступках, есть грех против правды, разрушительный для Богом установленного вселенского порядка.

В других случаях понятие клеветы, многократно встречающееся в текстах православной традиции, понимается как грех против ближнего (Рим. 1, 30; 2 Кор.12, 20; 2 Тим. 3, 3).

Как и всякий грех, богохульство разрушает в человеке способность любить Бога, затемняя в нем образ Божий.

«Подобно тому, как тот, кто считает солнце темным, не унижает этого светила, но представляет ясное доказательство своей слепоты, и как тот, кто называет мед горьким, ― не уменьшает его сладости, но обнаруживает болезнь свою, так точно и осуждающие дела Божии… Богохульство не унижает величия Божия… Кто богохульствует, тот наносит раны самому себе» (святитель Иоанн Златоуст, Беседа на псалом 110).

Клеветник лишает себя радости любить другого человека. «Клеветник вредит тому, на кого клевещет, ибо языком своим уязвляет его, как мечом, и славу его, как пес зубами одежду, терзает… Вредит себе, ибо тяжко грешит.

Вредит тем, которые слушают его, ибо дает им повод к клевете и осуждению, и так их к тому же беззаконному делу, в котором сам находится, приводит.

Читайте также:  Медицинские работники. шесть историй для дальновидных работодателей

И так же, как от одного зараженного человека многие люди телом заражаются и погибают, так от одного клеветника, источника клеветы, многие христианские души заражаются и погибают» (святитель Тихон Задонский, Сокровище духовное, от мира собираемое).

К богохульным словам и действиям нередко приводит низкий уровень религиозной культуры, отсутствие знаний о религиозной жизни, недостаток духовного опыта.

В одной из новелл Юстиниана справедливо указывается: «Если не оставляются без наказания злословия против людей, то тем более заслуживают наказания те, которые злословят Бога» (Nov. LXXVII).

Лица, которые богохульствуют и клевещут на Бога и Церковь, причиняют великий, иногда непоправимый, вред самим себе, обрекая свои души на вечную муку. Кроме того, они соблазняют людей, колеблющихся в вере, вовлекая их в богохульство, в согласие с клеветой и распространение клеветы и хулы.

Пытаются они всеять семена смущения и в душах немощных из числа православных христиан, иногда колебля их веру в Бога и в Церковь, а иногда вызывая излишне резкую непродуманную реакцию на оскорбление их религиозных чувств.

К тем православным христианам, которые впали в грех богохульства, Церковь обращается со словом увещания, призывая к покаянию и уврачеванию последствий соделанного.

Случаи богохульства со стороны лиц, не относящихся к Церкви, требуют иного подхода. Христиане не могут быть безразличными и оставлять без ответа публичные проявления непочтения к Богу, святыням, основам христианского вероучения и церковным обрядам.

Святотатсво  и  богохульство  преступны ?

Рассказывает Михаил Дмитрук

Вот свежий сюжет, показанный недавно по Центральному телевидению. Один деревенский житель в состоянии умопомрачения изрубил топором святые иконы, намоленные его предками, и бросил в огонь печи.

Соседи видели, как он вышел из хаты и направился к скотному двору, но в его дверях неожиданно… воспламенился. От мужика запылал двор, в результате сгорели и хозяин, и скотина. http://sueverie.net/samoubijstvo-dushi.html

Самое страшное, что совершивший тяжкий грех и сгоревший человек обрушивает наказание на весь свой род, который начинает вымирать с ужасающей закономерностью. Так, у мужика, изрубившего и спалившего иконы, перемерли все родственники от непонятных болезней и несчастных случаев. Как будто он обрубил корни, питавшие их родословное древо, и оно засохло.

Только один родственник (последняя «ветвь») остался в живых – тот, которому стало жалко иконы. Он выгреб из печи недогоревшие доски, благоговейно поставил их в святом углу и стал слезно молиться на местами уцелевшие, обугленные образы.

Обычно горячие молитвы вызывают мироточение икон, но из этих, изрубленных, стала истекать… кровь. Подобные случаи тоже известны. Недавно даже брали на экспертизу густую красную жидкость из кровоточащих образов и горящих перед ними свечей. И с ужасом убедились, что это настоящая кровь.

Человек, совершивший святотатство, автоматически попадает под анафему по решению Вселенских соборов Христианской церкви. И если кто-то скажет ему, что он проклят, это лишь констатация факта, а не «духовная казнь».

В Библии сказано, что проклятие ложится на весь род богоборца – до четвертого колена. Но обычно такой род вымирает гораздо раньше.

За тысячи лет религия накопила много подобных фактов и откровенно предупреждает верующих о такой опасности. А недавно наука неожиданно получила подтверждения этих древних истин и теперь пытается объяснить «механизм вымирания проклятого рода».

У меня не вызывает ни малейшего сомнения телевизионная история о вымирании семьи иконоборца.

Я был свидетелем подобных ужасов, когда в газете «Трибуна» два года работал в одном кабинете с молодым человеком из проклятого рода.

Его прадед и прабабушка, их братья и сестры на заре советской власти стали комсомольцами и устроили драмтеатр… в храме Божием. Во время спектаклей они… расстреливали святые иконы, висевшие на стенах.

Богомольные старушки проклинали иродов, а те смеялись: «Ведь Бога-то нет – значит, все можно, никто не накажет».

Святотатсво  и  богохульство  преступны ?

Потом они горько пожалели о своем святотатстве. В их роду начался сущий «падёж»: сами комсомольцы и их близкие родственники умирали один за другим из-за непонятных болезней и несчастных случаев, многие совершали самоубийство.

Лицедействовали в алтаре и расстреливали иконы восемь братьев и сестер. Если бы их род был благословенным, то через три поколения в нем стало бы более пятисот человек. Но потомки были убиты грехом предков. К концу ХХ века вместо пятисот человек в роду осталось… трое: мой сосед по кабинету, который страдал запоями, его больная мать и полубезумная сестра.

Я никогда не слышал ничего страшнее тех ужасов, которые им довелось пережить. Как отец бегал с ножом за матерью, а, поймав, обливал ее керосином и поджигал его, «чтобы она дольше помучалась».

Как, в конце концов, папаша повесился на солдатском ремне и соседки радовались, что мать отмучилась.

Как дядя, собрав родню, на глазах у всех пытался застрелиться из двуствольного ружья: первый заряд дроби прошел мимо мозгов, а второй – выплеснул их на потолок. В такой самоубийственной мясорубке был перемолот весь род!

Мой коллега-журналист спивался с горя, писал талантливые рассказы о вымирании деревни и очень боялся жениться: мол, проклятие перейдет на его супругу и детей.

А когда все-таки «совершил такую ошибку», сам стал бегать с ножом за женой… Вряд ли в этом роду будет следующее поколение: в нем не осталось ни одного верующего, некому замаливать грехи предков, они только умножаются потомками, добивая оставшихся в живых.

Самоубийство души

Подобных историй в последние годы было очень много. Но мы мало знаем об этих несчастьях, потому что средства массовой информации не рассказывают о них правду.

Например, сколько шуму было о гибели киногруппы Сергея Бодрова в Кармадонском ущелье. Но очень мало кто осмелился сказать, что они поехали туда снимать мистический фильм по сценарию Сергея, где он должен был играть главную роль.

Сюжет заключался в том, что герой, занимающийся магией, попадает на тот свет, обманывает смерть и возвращается обратно. Друзья предупреждали автора, что вживаться в такой образ очень опасно – можно и вправду умереть. Но он не разделял их опасения.

Другие подыгрывали его бесстрашию: он сделал для фильма свою «посмертную маску» – а шутники замуровали ее в стену. По сути, они совершили магическое действие, не ведая, что творят.

Сергей был человеком невоцерковленным и поэтому – беззащитным перед происками темных сил. Как ему наколдовали шутники – так и получилось.

Он оказался «замурованным» в леднике Кармадонского ущелья – вместе с десятками других бесшабашных людей…

Святотатсво  и  богохульство  преступны ?

Человек совершает тяжкий грех перед Богом – и обрушивает гнев потусторонних сил на себя, своих родственников и друзей. Священники объясняют, что Бог не наказывает, Он просто отворачивается от человека, которому стал ненужным, и его начинают терзать силы ада.

Человек не верил предкам, которые завещали ему соблюдать заповеди Божии, и убеждается на горьком опыте в верности завета. Великое счастье, если успевает понять это и покаяться в грехе во время болезней и бед, которые начали преследовать его родных и близких. Тогда эти ужасы могут прекратиться. Но многие, к сожалению, не успевают.

Когда я потерял первого сына и понял, что он погиб из-за моего увлечения (теоретического) парапсихологией, то, по благословению православных священников, стал публиковать в газетах и журналах покаянные статьи, предупреждая читателей о страшной опасности подобного любопытствования. И читатели стали писать мне и звонить, рассказывая о подобных несчастьях. Один такой звонок запомнился на всю жизнь:

Ах, у меня все родственники перемерли: родители, дети, муж, братья и сестры! На кладбище – одиннадцать могил! Осталась я одна. За что такое наказание? Я же не занималась магией и ворожбой – просто читала Блаватскую, Рамакришну, Вивекананду, Клизовского… Разве может мое любопытство вызвать смерть родных людей?

Увы, очень похоже, что может. Недаром Православная Церковь сотни лет предупреждала о смертельной опасности для души и тела занятий колдовством и магией, в том числе – чтения «черных» книг.

И не случайно покаяние согрешивших всегда начиналось со сжигания этой запрещенной литературы… А сейчас ею забиты прилавки чуть ли не всех книжных магазинов.

И покупатели таких книг убеждаются на практике, как опасно простое любопытствование в этой области.

Источники:

http://www.patriarchia.ru/db/text/1401898.html

Самоубийство души

Что означают слова кощунство и богохульство в православии

Что значит богохульство для православного христианина? Является ли это грехом, какое за него предполагается наказание и считается ли это кощунством?

Эти вопросы крайне важны для христианина, который заботится о своем духовном состоянии и стремится расти и познавать Господа, поэтому следует подробно изучить эти вопросы и ответы на них дать подробные.

Происхождение и значение слова

Что такое кощунство в православии? Данное слово известно всем и часто употребляется даже в шутливом разговоре, но что на самом деле оно означает? Наиболее близкими синонимами его являются слова «надругательство», «святотатство» и «богохульство». Различные словари трактуют кощунство по-разному:

  1. Википедия:
    • глумление по отношению к человеку, заключающееся в высмеивании его дорогих и важных вещей;
    • оскорбление религиозного чувства или святыни.
  2. Современный словарь:
    • оскорбление чувств верующих;
    • надругательство над дорогим и почитаемым предметом для кого-либо.
  3. Новый словарь:
    • оскорбление святыни для верующих.
    • поругание чего-либо почитаемого.
  4. Большая энциклопедия СССР:
    • издевательское отношение к предмету веры;
    • издевательство и насмешки над памятью людей, открытиями науки и искусства, человеческими подвигами, моралью и т. п.

Святотатсво  и  богохульство  преступны ?

    Толковый словарь русского языка

При правлении императорской семьи в России кощунство приравнивалось, точно также, как и богохульством, к преступлению против веры. Несмотря на то, что данные понятия могут достаточно широко объясняться.

Читайте еще о кощунстве:

  • Зоино стояние
  • О фильме «Матильда»
  • О Ванге

Точные источники термина неизвестны, но существуют несколько теорий:

  1. от древнерусского «кощюны» с буквой «Ю» во втором слоге;
  2. от старославянского «кощун», что значит насмешка или грех;
  3. от латинского совмещение слов «sacer» или священный и «legere» или читать.

Рассмотрим отношение православной церкви к данному термину и Божьи повеления относительно кощунников.

Кощунство и богохульство в православии

Сегодня у слова «кощунство» достаточно много синонимов, но ранее, до 1917 года, все они имели конкретное значение. Например, «святотатство» употреблялось при описании страшных поступков варваров — ограбление могил и священных храмов, что нарушало всяческие законы морали.

Читайте также:  Проведение судебного заседания в другом зале без уведомления сторон является основанием для отмены судебного решения

А вот «татьба» — это воровство или преступление против церковной собственности. Отсюда и произошло «свято-татство», т. е. похищение святыни в 1653 году, когда слово стало означать в целом религиозное преступление точно так же, как и «богохульство».

«Кощунство» изначально определяло неуважительное отношение к церковным ритуалам и правилам христианства. Сегодня это все родственные выражения, которые говорят о нарушении морали и неуважительном отношения к вере.

Святотатсво  и  богохульство  преступны ?Как православному человеку реагировать на кощунство?

Что такое кощунство в православии и как верующий человек должен реагировать на такое поведение? Существительное «кощунство» является и глаголом одновременно (кощунствовать), имеющие одинаковое значение — действие, оскорбляющее чувства религиозных людей.

Важно! Согласно Писанию, кощунник — это тот, кто является осквернителем и насмешником. Кощунник в православии — это человек, пренебрежительный и саркастически настроенный против предмета поклонения и почитания другого человека.

Тот, кто «сеет» клевету, издевается и насмехается, не совершает должным образом обряды, установленные церковью или, не уважает Божье слово и повеления.

Также выделяют и кощунство над личностью — непочтительное отношение к служителям Церкви, причинение вреда, осквернение словами или действиями человека, служащего на ниве Божьей.

Такое кощунство может включать:

  • действие против целомудрия;
  • избиение священнослужителя;
  • привлечение служителей к ответственности по гражданским законам, а не по канонам.

Что значит богохульство для верующего? Для любого православного христианина Господь является Господом, Царем и Отцом. Он спас людей через Сына Своего Иисуса Христа и Его одного почитают. Когда кто-либо позволяет насмехаться над Ним, оскорбительно отзываться о Церкви и верующих все это причиняет боль христианину и, конечно, обиду.

О духовной жизни православного христианина:

Никто не хочет, чтобы оскорбляли и поносили родственников, семью, дорогих людей и вещи, но некоторые люди считают своим долгом унизить другого. Христианство — это религия любви, именно Христос заповедал людям «Любить ближнего своего как самого себя» и в этой заповеди нет исключения для богохульников и кощунников.

Совет! Любить следует всякого. Однако при этом не следует более сообщаться с такими людьми или слушать их. О них стоит просить Господа и молить об их спасении, но реагировать словесно или более того руками ни в коем случае нельзя!

Грех кощунства и богохульства

Церковь на протяжении всего своего существования многократно подвергалась оскорблениям и поношениям. Если в первые века людей, принявших Христа как своего Спасителя, убивали, распинали и умерщвляли любыми путями, то сегодня чувства их стараются унизить и оскорбить.

Как Господь реагирует на грех кощунства и есть ли наказание для таких людей — важный вопрос, но не менее важный и вопрос о том, как верующим следует реагировать на такие действия?

На последнем Архиерейском Соборе Церкви в 2011 году был разработан и принят программный документ, в котором содержится план действия в случае клеветы на Церковь и богохульства.

Прежде всего, там описаны различия между конструктивной критики в адрес Церкви и ее оскорбления.

В частности, объясняется, что именно считается богохульством — сознательная попытка унижения религиозных святынь, священных для православных верующих, выраженная словесно или конкретными действиями.

Святотатсво  и  богохульство  преступны ?Архиерейский Собор Церкви

То есть если унижение направлено на конкретного священнослужителя как на человека, то это не считается богохульством, но если он подвергается насмешкам из-за веры, которую исповедает, то это уже грех богохульства, поскольку унижается Святой Дух, присутствующий в каждом верующем.

Важно! Следует также помнить, что Церковь — это организм и оскорбляя один его член, оскорбляют весь организм.

Наказание

Вина хулителя растет в зависимости от размеров святыни, которую он похулил. Например, поругание христианина менее греховно, нежели поругания Господа и более, нежели осквернение неживого предмета (икона, храм и пр.).

Если человек, допустил в сердце своем насмешку над чем-либо священным и не раскаялся, то Страх Божий начинает покидать его, что приводит к усугублению греха, как написано в Писании «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства» (Рим.1:28).

Публичное неуважение к любым предметам, связанных с православной верой, является богохульством и попадает под определение «оскорбление чувств верующих», независимо от того, что именно подвергается унижению (человек, икона, святыня и пр.). За такой поступок существует несколько наказаний:

  1. Божье наказание — если человек не раскаивается в своем поступке, то Господь допустит в его жизнь наказание за такой грех.
  2. Юридическое или государственное на основе поправки «За оскорбление чувств верующих».
  3. Наказание верующими, на основе законодательства о своих правах и свободах, которые предполагают защиту взглядов человека, в том числе и религиозных, от унижения.

Если во времена Моисея богохульников общество побивало камнями (книга Левит), то сегодня верующие могут использовать соответствующие меры для защиты, которые начинаются с отлучения от Церкви и заканчиваются требованиями о лишении свободы такого человека.

Следует помнить при этом и о том, что кощунник вредит не Богу, а самому себе, поскольку тем самым лишает себя вечности и подвергает душу страшному наказанию — лишения Божьей милости. Поэтому такой человек, прежде всего, нуждается в сожалении, но должен понести наказание.

Существует две крайности в отношения богохульства:

  1. Безразличие, которое рано или поздно приведет к принятию и повторению этих действий самим верующим;
  2. Человеконенавистничество, когда верующие готовы применять даже силу, чтобы наказать богохульника.

Это два неправильных пути, которые принесут лишь злобу и негодование, но не смогут исправить отношение.

Совет! В случае унижения, христианин должен брать пример с Христа — когда Его поносили, Он отвечал смиренно и кротко, но мудро, что ставило обидчиков в тупик.

Так и христианам, следует отвечать и отстаивать свою веру, но делать это кротко и мудро, чтобы обидчики не смогли найти в себе силы или ума для ответа.

Проповедь о безумии зла и о Божьем благоволении к человеку

Смертный грех: За что наказывали при Царе

Уголовное преследование за преступления против веры и нравственности в Российской Империи

Святитель Феофан Затворник говорит, что

грех является смертным, если кто преступает ясную заповедь Божию с греховным желанием и услаждением, с сознанием самого себя и греховности дела.

В православном мире со смертными грехами боролась не только Церковь, предлагавшая грешникам искреннее участие в своём таинстве покаяния, но и государство, употреблявшее свои методы воздействия на преступавших его законы.

Историческая Россия всегда имела номоканоническое законодательство. То есть государственные законы признавали нарушения церковных правил преступлением не только против веры и нравственности, но и против устоев государства, а потому подсудным и государственному праву.

Подобные преступления против веры и нравственности имели серьёзное препятствие в системе имперского уголовного наказания. Защита Православной веры и общественных нравственных ценностей русским государством осуществлялась осознанно как важнейшее средство поддержания правопорядка.

Так, редакционная комиссия, разрабатывавшая Уголовное уложение в конце XIX столетия, в своих объяснениях к нему особо подчёркивала, что

Религия и Церковь являются одним из важнейших, основных государственных и общественных устоев, охрана которого от злоумышленных на оный посягательств должна быть признана одной из наиболее важных задач карательной деятельности.

Особенно это важно в России, где начало христианской веры и православная Церковь, представляясь соединительным звеном, сплачивающим воедино её многочисленное и многообразное население, придали нашему Отечеству ту мощь, в силу которой оно занимает столь выдающееся в среде современных государств положение.

Сообразно такому значению христианства и православия в России, охрана их в уголовном законодательстве имеет особую важность.

(Уголовное Уложение. Проект Редакционной комиссии и объяснения к нему. СПб., 1897. Т. IV. С. 50).

Свой религиозный строй государство охраняло весьма серьёзно, чему немало свидетельств в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных.

Так, тех,

кто дерзнёт публично в Церкви с умыслом возложить хулу на славимого в Единосущной Троице Бога, или на Пречистую Владычицу нашу Богородицу и присно-Деву Марию, или на бесплотные Силы Небесные, или на Святых Угодников Божиих и их изображения

за богохуление приговаривали к лишению всех прав состояния и ссылке на каторгу от 12 до 15 лет (ст. 176, п. 1). За публичное или в произведениях печати богохуление — на каторгу от шести до восьми лет или ссылали на поселение (ст. 176, п.

2) в отдалённые места Сибири (ст. 181). Богохульство при свидетелях наказывалось ссылкой в отдалённые места Сибири (ст.

177) и даже то же самое, производимое по неразумию, невежеству или пьянству, наказывалось тюрьмой от четырёх месяцев до 1 года и 4 месяцев (ст. 180).

В Российской Империи был запрещён всякий не православный прозелитизм, любая проповедь перехода из православия в другую веру или другое вероисповедание.

За совращение православного в нехристианскую веру полагалась в случае насилия каторга от 12 до 15 лет (ст. 184, ч. 2), без насилия — каторга от 8 до 10 лет. Если совращение произошло в ересь или раскол, то при насилии назначалась каторга от 12 до 15 лет (ст.

200), без насилия — ссылка на поселение в Закавказский край (ст. 196), а скопцы — в Восточный край Сибири (ст. 197). Если же совращение было в другое христианское исповедание, то при насилии полагалась ссылка на поселение в Сибирь (ст. 187, ч.

2), без насилия — ссылка на житьё в Сибирь или в исправительные арестантские отделения от одного года до 1 года и 6 месяцев (ст. 187, ч. 1).

Виновные как в распространении существующих уже между отпавшими от Православной Церкви ересей и расколов, так и заведении каких-либо новых, повреждающих веру сект

(ст. 196), подвергались за эти преступления лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в Закавказье или Сибирь.

Особо жёстко государственный закон преследовал за богохульство, святотатство или в современном юридическом понимании за «осквернение» религиозных святынь или «оскорбление» религиозных чувств.

Если кто-либо, забыв страх божий и должное благоговение к Таинствам и обрядам веры, придёт или же насильно ворвётся в церковь и будет ругаться над священными и освящёнными чрез употребление в богослужении предметами,

то приговаривался к лишению всех прав состояния и ссылке в каторжные работы от 12 до 15 лет.

Если безбожие его дойдёт до такой степени, что он будет ругаться и самым действием над Св. Таинствами или другими священными обрядами

(ст. 210), то суд лишал его всех прав состояния и отправлял на каторгу без срока.

Кто с намерением оказать неуважение к вере христианской будет истреблять или повреждать поставленные на публичных местах кресты, или изображения Спасителя, Богородицы и Святых угодников, или Ангелов

(ст. 217), тот подвергается заключению в тюрьме сроком от четырёх до восьми месяцев.

Закон Российской Империи особо оберегал православное духовенство от всяких посягательств на их честь со стороны других исповеданий. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных так трактовало такую защиту:

Лица иностранных исповеданий, осмелившиеся оскорбить словом или действием священнослужителя православной веры, хотя и не во время богослужения, но с намерением оказать неуважение к Церкви

Читайте также:  Компании защитят от необоснованных отказов в регистрации прав на недвижимость

(ст. 216). В первый раз посягнувший наказывался тюрьмой от четырёх до восьми месяцев, вторично же — от восьми месяцев до 1 года и 4 месяцев.

Разумеется, на практике твёрдость подходов в Российской Империи зачастую смягчалась неисполнением или неприменением этих законов.

Но столь ригористский, строгий подход к защите религиозных ценностей самим своим существованием говорил о глубоко серьёзном отношении государства к Христианской вере и Православной Церкви, которые в свою очередь давали всемирно-исторический смысл существованию самого Русского государства как опоре христианства и созданной им цивилизации.

Тысячелетнее долголетие дореволюционной России, защищавшей свои религиозные устои всеми доступными ей способами, — хороший пример для нашей сегодняшней теплохладной расслабленности, часто не способной к эффективной защите своего мировоззренческого суверенитета.

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

Вслед за историей Pussy Riot и разными акциями, вроде спиливания и сжигания крестов, в пространство публичного языка попали несколько архаических важных понятий, которые стали направо и налево использоваться для характеристики указанных акций.

На самом деле, все эти понятия – внутрицерковные и не универсальные. Они не могут быть без оговорок использованы в общественном пространстве или преподноситься как сами собой разумеющиеся. Всякий, кто пользуется ими, должен, по идее, понимать, что совершает речевую манипуляцию.

Эти понятия тесно связаны с нашим христианским прошлым.

Попытаемся разобраться. Начнем с «богохульства». Этим словом, в основе которого «хула», т. е. поношение, оскорбление вероучения, обозначается некое действие, вольное или невольное, которым некая истина вероучения искажается — либо ниспровергается, как правило, в угоду иной истине или иному пониманию этой истины. Греки называли это «власфимия», откуда, например, англ. blasphemy.

Большинство ересей в истории христианства считались «хулой». «Несторий похулил Богородицу», говорили в 5 в., это значит, что он учил о Богородице как-то необычно. Богохульниками были для иконоборцев почитатели икон, а для иконопочитателей – иконоборцы.

Католики были для православных богохульниками, ибо учили о двойном исхождении Святого Духа — и от Отца (т.н.филиокве), и от Сына. Желая оскорбить старообрядцев, Дмитрий Туптало, епископ Ростовский, в ХVIII в.

написал, что, складывая два пальца вместо трех при совершении крестного знамения, они показывают «демонское сидение».

Обвинения в богохульстве посылали в ответ и старообрядцы. Одним словом, без жестко установленной ортодоксии такое понятие есть очень частное, очень обусловленное конкретикой и связанное с вероучением. Можно ли совершить богохульство действием? С точки зрения внутрицерковной логики, наверное, можно. Император Константин в  VIII в.

повелел снять икону Христа с городских ворот в Константинополе – народ расценил это как богохульство, потому что за этим стояла вероучительная позиция – иконоборчество. Но вот когда Луначарский в диспутах с верующими говорил «Бога нет», то едва ли это можно было назвать богохульством.

 Извне церкви (в широком понимании, конечно) нельзя хулить Бога.

Интересно, что при отречении от мусульманства и принятии православной веры православная традиция требует громкого похуления Мухаммеда (надо назвать его «мерзким» и «лжепророком»), но Мухаммед – не Бог.

Второе понятие — «кощунство». Оно происходит от старославянского «коштун, костить, костерить», т.е. насмехаться и поносить. Действия, произведенные для намеренной десакрализации святыни, для причинения ей ущерба или лишения ее сакрального статуса, рассматривались в древности как проявление сознательного неуважения или оскорбления.

Мог ли человек извне христианской традиции совершить «кощуны»? В принципе — да, но при этом он должен сознательно идти на оскорбление святыни и понимать ее границы и смысл.

В основе кощунства лежит идея культовой конкуренции. Один жрец может оскорбить бога, которому поклоняется другой, чтобы показать силу своего бога. Мусульмане сделали в Святой Софии мечеть – это кощунство? В принципе – да.

Внутри церкви любое покушение со стороны общества на святыню с целью ее профанации или ниспровержения может рассматриваться как кощунство. Можно опять же вспомнить историю с миссионером РПЦ о.

Даниилом Сысоевым, который не просто хулил Мухаммеда, но ругательски ругал его, пытаясь тем самым добиться перехода мусульман в РПЦ. Религиозная конкуренция налицо, хула и насмешки имели определенную цель.

Тут, впрочем, есть проблема.

При безоговорочном перенесении «кощунства» из внутрицерковной области в светскую возникает эффект размывания понятия. Советская власть вскрывала мощи святых, чтобы показать, что это просто «гнилые кости».

Взрывали, жгли христианские церкви, в алтарях делали туалеты, в самих храмах – танцплощадки. Это была конкуренция, это было кощунство. Но и сама советская власть воздвигла свой алтарь, свою святыню — и покушение на нее рассматривала как «кощунство».

Такими святынями были мавзолей Ленина, могилы вождей у кремлевской стены, вечный огонь, скульптура Родины-матери в Сталинграде, красный флаг, герб СССР… Человек, оскорблявший их, совершал «кощунственные действия», именно так и выражался советский суд, так писали газеты.

Еще раз повторим: «кощунство» — это конкурентные религиозные действия на территории оппонента, включающие десакрализационную насмешку. 

Понятие «осквернение» тоже очень архаичное и восходит к идее «скверны», т. е. внесения неподобающего в священное (или ограниченное правилами) пространство. В Библии четко сказано, что прикосновение к трупу – осквернение, грех (например, прелюбодеяние или воровство) – осквернение.

Даже сексуальная сфера – в определенном смысле — включала осквернение, например, женщина в «критические дни» считалась «скверной» и не могла заходить в церковь; все, что касалось семенной жидкости, считалось скверным; роды были осквернением, женщине после родов по церковным канонам можно ходить в церковь, только после особой очистительной молитвы на 40-й день.

Физиологические отправления и даже мытье в бане содержали элемент скверны. Требование мыть руки после уборной имеет такую же природу, что и требование после бани облиться холодной водой на улице,  — очищение от скверны.

Для избавления от осквернения нужно «очищение», экспиация. Если в православный храм зашел мусульманин и стал там молиться – это осквернение. Священник,  да и просто христианин, помолившийся с еретиками, – осквернился.

Так что осквернение – штука очень сложная и работающая только там, где четко поставлено понятие «скверны», сакральной нечистоты.

Возьмем хотя бы обычай кровной мести или упоминавшийся случай с миссионером Сысоевым, хулившим Мухаммеда и Аллаха, осквернившем святыню исламской веры. Очищение, экспиация, в радикальной религиозной парадигме как в случае кровной мести происходит только кровью. Достаточно почитать Ветхий Завет, историю со златым тельцом, за поклонение которому Моисей убил несколько сот человек».

Наконец, «святотатство» — это просто воровство (татьба) священных предметов, например, икон или утвари церкви. Изъятие церковных имуществ в 1920-30 гг. можно было считать святотатством в тех случаях, когда не было согласия верующих.

Расширительно иногда называют святотатством любое покушение на святыню, но это метафорическое, по сути неверное употребление. Святотатство – это воровство из церкви или другого культового места священных предметов. В дореволюционном праве (ст.

219-220) святотатство считалось особо выделенным уголовным преступление.

По информации газеты «Ведомости», сейчас «предлагается дополнить Уголовный кодекс новой статьей (243.1) «Оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан»: публичные оскорбления религиозных убеждений граждан и прилюдное унижение богослужений, религиозных обрядов и церемоний.

Нарушителям будет грозить штраф до 300 000 руб., или обязательные работы до 200 часов, или три года лишения свободы.

Во второй части той же статьи предлагается наказывать за осквернение и разрушение объектов и предметов религиозного почитания, в том числе мест совершения религиозных обрядов и паломничества.

За нарушение — штраф от 100 000 до полумиллиона рублей, 400 часов обязательных работ или пять лет лишения свободы. В статье оговаривается, что санкции последуют за оскорбление тех религий, которые составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России».

Новый проект закона помимо неадекватного понятия «осквернение», взятого из описанного выше архаичного слоя языка, оперирует понятиями «оскорбление религиозных убеждений и чувств» и «унижение обрядов». Здесь проблема еще более глубокая.

Оскорбление в современном гражданском праве присутствует. Так кодекс об административных правонарушениях, ст. 5.61 использует понятие «оскорбление», объясняя его как «унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме».

Иначе говоря, оскорбление – это только «в неприличной форме», здесь приведен чисто арбитрарный, неточный критерий того, что есть «оскорбление».

Что такое «унижение обрядов» и вовсе неясно, так в православной традиции «крещение еретическое» считается «не крещением, но паки сквернением», что явнго попадает в категорию «унижения обряда» у еретиков (например, баптистов или католиков). Явно, что противоречий тут больше, чем ясности.

В «Своде законов Российской империи», «Положении о наказаниях» раздел II, гл. 1, ст. 176-183, впрочем, содержалось преступление «богохуление и порицание веры», но оно было отменено в 1906 г. при демократизации законодательства.

Статья 211 вместо отмененной в 1906 г.

210 предусматривала наказание только за такое нарушение церковного порядка («кто прервет богослужение»), которое было совершено по заранее продуманному плану и с причинением побоев священнику! Другими словами,

в дореволюционном праве мы видим остатки, рудименты священного права, которое оперирует церковными понятиями и при переходе к светскому государству, большую часть таких норм просто вымарали.

Итак, четыре первых понятия не могут без оговорок быть применены в светском пространстве и светском государстве.

В дореволюционной России была государственная церковь, что делало отчасти возможным применение этих внутридоменных понятий в правовом и общественном поле. Да и то, в основном в отношении православных святынь, и до 1906 г.

, когда эти нормы стали исчезать из правового корпуса. Другие выражения (оскорбление, унижение) очень психологичны и расплывчаты.

Оскорбить «чувства верующих» вообще юридически очень сложно.

Сейчас, в светском государстве, эти понятия (включая малопонятное и очень широкое «оскорбление чувств верующих» и «унижение обряда») обречены на то, чтобы стать игрушкой в руках судебной власти, ибо включают в себя гипертрофированный момент психологической субъективности, нередко полностью обессмысливающий их.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *