Пять изменений в градостроительном кодексе с 2017 года, о которых нужно знать юристу компании

Рассказываем, какие нововведения начнут действовать с сегодняшнего дня и как они повлияют на жизнь собственников жилья и застройщиков

Пять изменений в Градостроительном кодексе с 2017 года, о которых нужно знать юристу компании

Alekcey-Elenashutterstock

С 1 октября 2021 года в силу вступают несколько законов, которые касаются недвижимости. Они регулируют вопросы кадастрового учета, государственной регистрации, строительства типовых проектов, размещения адресов собственников и размера машино-мест.

Вместе с юристами рассказываем, что это за законы.

Регистрация недвижимости

С 28 октября 2021 года вступают в силу поправки в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Это часть масштабной реформы отрасли регистрации недвижимости, направленной на модернизацию и цифровизацию регистрационных процедур.

«Напомним, что 30 апреля 2021 года опубликованы изменения в закон «О госрегистрации недвижимости…».

Они призваны упростить и сократить сроки административных процедур, а также сделать их более доступными — в электронном виде и посредством выездного приема регистрирующего органа», — рассказал юрист компании VEGAS LEX Александр Казарин. Среди вступающих в силу он особенно выделил следующий поправки:

  • устанавливаются сокращенные сроки госрегистрации последующих договоров долевого участия (ДДУ), заключенных после регистрации первого такого договора (по общему правилу — в течение пяти рабочих дней, в случае подачи документов в электронной форме — в течение трех рабочих дней, в течение семи рабочих дней в случае подачи документов через МФЦ);
  • появляется возможность подачи заявления о госрегистрации прав через нотариуса, отметил юрист Эдуард Бугров (управляющий партнер компании «Бугров и партнеры»). Однако, по его словам, исключение составят ситуации, когда в качестве заявителя выступает кадастровый инженер, или специалисты, связанные с данной сферой деятельности.
  • появляется возможность размещения сведений, содержащихся в ЕГРН, на официальном сайте регистрирующего органа (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом);
  • уточняется порядок выездного приема для кадастрового учета и (или) госрегистрации прав;
  • устанавливается обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы в случае принятия ими решений;
  • устанавливается, что реестровые дела ведутся только в электронной форме (сейчас возможно ведение реестрового дела на бумажном носителе, если заявление и необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав представлены заявителем в простой письменной форме и оригиналы таких документов отсутствуют в иных органах власти);
  • исключается максимальный размер машино-места (сейчас законом и приказом Минэкономразвития России ограничен как минимальный размер машино-места — 5,3 x 2,5 м, так и максимальный — 6,2 x 3,6 м).

Сведения об адресах

С 28 октября вступают в силу поправки, направленные на обеспечение достоверности, полноты и актуальности сведений в государственном адресном реестре.

Этот информационный ресурс содержит данные об адресах объектов капитального строительства и земельных участков. Формирование, ведение и использование указанного реестра обеспечивается федеральной информационной адресной системой (ФИАС).

ФИАС функционирует с ноября 2011 года. Ее оператором выступает Федеральная налоговая служба.

«Федеральным законом от 30.04.

2021 № 136-ФЗ устанавливается, что сведения об адресах в реестре должны соответствовать муниципальным правовым актам, нормативным правовым актам субъекта России — городов Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, а также установленным правилам присвоения, изменения, аннулирования адресов, в том числе требованиям к структуре адреса. Кроме того, указанным законом вводится ответственность уполномоченных должностных лиц за неразмещение либо несвоевременное размещение сведений об адресах, а также размещение недостоверных сведений», — объяснил Казарин.

Типовая документация застройщиков

С 1 октября 2021 года вступает в силу очередной блок изменений в Градостроительный кодекс России, внесенных Федеральным законом от 01.07.2021 № 275-ФЗ, в части введения института типового проектирования.

Институт типовой проектной документации приходит на смену экономически эффективной проектной документации повторного использования, существовавшей с 2016 года, отметил Казарин. По его словам, это очередная попытка оптимизировать расходы на проектирование объектов, которые строятся за счет бюджета.

«В соответствии с изменениями проектная документация, прошедшая госэкспертизу и использованная при строительстве или реконструкции объекта капстроительства, может быть признана типовой.

Сведения о ней включаются в единый госреестр заключений экспертизы проектной документации.

Со дня включения в реестр застройщики и технические заказчики будут вправе использовать типовую документацию для проектирования аналогичных объектов», — пояснил юрист.

Порядок принятия решения о признании проектной документации типовой и ее использовании, а также случаи ее применения устанавливается правительством. В соответствии с документом критерии аналогичности объекта будут устанавливаться Минстроем.

«Это облегчит жизнь застройщика, который сможет сэкономить на разработке и легально воспользоваться ранее разработанной документацией для строительства», — отметила член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова.

Важные изменение в Градостроительном кодексе с 2017 года

недвижимость

ГрК, недвижимость, Градостроительный кодекс, земля, участок, объект недвижимости

Written by: Андрей Ларин

Что изменится в комплексном развитии территорий и в документации по планировке территории?

  • Федеральным законом были внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ и иные нормативно-правовые акты, затрагивающие регулирование процесса подготовки, согласования и утверждения документов по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого ее развития.
  • Обратим внимание, что предыдущая редакция проекта закона предусматривала лишь регулирование правоотношений, которые возникают по причине комплексного развития промышленных зон для создания условий для инновационного промышленного развития, а также обеспечения инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, общественных пространств и благоустройства территории с учетом экологических, экономических, социальных и иных общественных интересов.
  • Юристы ЮБ «АргументЪ» расскажут о наиболее важных и любопытных изменениях, которые вступят в силу с 2017 года в градостроительном законодательстве.

Решение о подготовке документации по планировке местности смогут принять не только органы публичной власти

Статья 45 ГрК РФ дополнена пунктом, предусматривающим возможность самостоятельного принятия решения о подготовке документации по планировке местности следующими категориями лиц:

  • с которыми были заключены договоры о развитии застроенной территории, соглашения о комплексном ее освоении, включая цели строительства жилья экономического класса, договоры о комплексном развитии по инициативе органа местного самоуправления;
  • собственниками или арендаторами земельных участков или объектов недвижимости, инициатива которых и послужила освоению территории;
  • правообладателями имеющихся линейных объектов, которые подлежат реконструкции, при подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции;
  • субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса при подготовке документов по планировке местности для размещения объектов федерального, регионального и местного уровней.

Данные изменения вступают в законную силу с 1 января 2017 года. До их вступления в силу, решения о подготовке материалов по планировке области принимают уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления.

Решение о развитии будет приниматься лишь по отношению к застроенной местности, на которой возведены многоквартирные дома, которые подлежат сносу или реконструкции

ФЗ № 373 признает утратившей силу ч. 4 ст. 46.1 ГрК РФ, предусматривавшую право на возведение на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии наряду с многоквартирными домами (подлежащих сносу), также других объектов капитального строительства, вид разрешенного использования и параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.

Иными словами, решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены:

  • многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу;
  • многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.

Данные поправки вступают в силу также с 1 января 2017 года.

Развитие территории может проводиться по инициативе правообладателей земельных участков или расположенных на них объектов недвижимого имущества, и по инициативе органа местного самоуправления

ГрК РФ дополнен статьями 46.9 и 46.10, которые посвящены комплексному развитию земли по инициативе правообладателей, осуществляемому одним или несколькими собственниками или арендаторами участков земли или объектов недвижимости, которые расположены в границах данной территории.

В то время, как данное решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, в соответствии со ст. 46.10 ГрК РФ, может быть принято, если не менее 50% от общей площади участка, в границах которого возможна реализация деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, занимают участки:

  • на которых находятся объекты капитального строительства (кроме многоквартирных домов), признанные в установленном Правительством РФ порядке аварийными и готовящимися к сносу;
  • на которых возведены объекты капитального строительства, снос, реконструкция которых предполагается на основании муниципальных адресных программ, которые утверждены представительным органом местного самоуправления;
  • виды разрешенного использования которых или виды разрешенного использования и характеристики расположенных на которых объектов капитального строительства не соответствуют видам разрешенного применения земельных участков и объектов капитального строительства и предельным параметрам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки;
  • на которых располагаются объекты капитального строительства, признанные самовольными постройками

Кроме того, федеральное законодательство предусматривает новый порядок организации и проведения аукциона на право подписания договора о комплексном развитии земли по инициативе органа местного самоуправления.

Юристы ЮБ «Аргментъ» отмечают, что Земельный кодекс РФ также подвергся внесением некоторых изменений, например, статьей 56.12, которая предусматривает некоторые особенности изъятия земельных участков или возведенных на них объектов недвижимости для комплексного развития местности по инициативе органа местного самоуправления.

Порядок возмещения вреда, причиненного в итоге утверждения не соответствующих требованиям технических регламентов документов территориального планирования

Градостроительный кодекс РФ предусматривает возмещение вреда, который был причинен жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц при реализации территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории. Изменения затронут статью 59, регламентирующую данную норму.

Так, новая редакция статьи предусматривает возмещение в полном объеме вреда, который был причинен жизни или здоровью граждан, имуществу физических или организаций посредством утверждения не соответствующих требованиям технических регламентов, а именно:

  • документов территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • документов по планировке территории, утверждаемой уполномоченными органами исполнительной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления;
  • норм о землепользовании и застройке, которые утверждаются органами местного самоуправления.
  1. Данный вред будет возмещаться Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями с 1 января 2017 года.
  2. Таким образом, юристы ЮБ «Аргументъ» обращают внимание на грядущие изменения в области землепользования и градостроительства, отмечая, что всегда готовы оказать юридическую консультацию по всем интересующим и неясным вопросам действующего законодательства в данной сфере.
  3. Ссылки по теме:
  • Экономические споры
  • Корпоративные споры
  • Представительство в суде
Читайте также:  Отказавшись подписывать дубликаты накладных, работница перестала выходить на работу

Принят закон об оптимизации процедур в градостроительной сфере

  • Государственной Думой в третьем чтении принят подготовленный при участии экспертов Национального объединения строителей Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (законопроект № 1026242-7).
  • Основная часть закона посвящена сокращению сроков административных процедур при принятии градостроительной документации разных видов.
  • Так, законом сокращается продолжительность внесения изменений в правила землепользования и застройки за счет уменьшения продолжительности рассмотрения предлагаемых изменений комиссией и главой местной администрации.
  • Также законом устанавливается срок, в течение которого представительный орган местного самоуправления обязан рассмотреть представленный ему проект изменений в правила землепользования и застройки.
  • Кроме того, сокращаются сроки согласования разработанной документации по планировке территории с заинтересованными органами власти.

Изменения коснулись также исторических поселений. Принятым законом установлены предельные сроки для согласования проектов генеральных планов и правил землепользования и застройки органами охраны объектов культурного наследия.

  1. Перечисленные новеллы призваны ускорить подготовку территорий к реализации инвестиционно-строительных проектов, предотвратить необоснованное затягивание процессов разработки и утверждения необходимой для строительства градостроительной документации.
  2. В соответствии с новым законом Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по определению перечня услуг в градостроительной сфере, оказание которых осуществляется исключительно в электронной форме, а также порядка оказания таких услуг.
  3. Другая важная часть законопроекта устанавливает упрощенный порядок достройки объектов незавершенного строительства на срок до 1 января 2024 года. Временный порядок касается любых объектов, разрешения на строительство которых выданы до 1 января 2020 года и по которым не выданы разрешения на ввод их в эксплуатацию, и предусматривает:
  4. · неприменение установленного Градостроительным кодексом Российской Федерации запрета на подачу застройщиком заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, если до истечения срока действия разрешения осталось менее чем десять рабочих дней;
  5. · проведение экспертизы проектной документации по требованиям, действовавшим на дату выдачи разрешения на строительство незавершенных объектов, если со дня выдачи градостроительного плана земельного участка или со дня утверждения проекта планировки территории, на основании которых была подготовлена проектная документация объекта, прошло более полутора лет;
  6. · проверку вводимых в эксплуатацию объектов на соответствие разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату выдачи разрешения на строительство такого объекта;
  7. · обязательную передачу застройщику, осуществляющему завершение строительства объектов капитального строительства, без взимания платы, проектной документации, иных документов и материалов, подготовленных в отношении объекта незавершенного строительства.

Кроме того, закон позволяет не проводить государственную экспертизу проектной документации на соответствие «техническим» требованиям при завершении строительства многоквартирных домов и иных объектов, включенных в Единый реестр проблемных объектов, если ранее такая экспертиза уже проводилась и в проект не вносились изменения, требующие экспертизы. В этом случае предметом экспертизы является только проверка достоверности сметной стоимости.

Это допускается, если мероприятия по завершению строительства финансируются федеральным либо региональным фондом защиты прав участников долевого строительства.

Вводимый Федеральным законом «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок достройки не завершенных строительством объектов поспособствует решению проблемы наличия большого числа так называемых «объектов долгостроя». Решение данной проблемы, в свою очередь, создаст условия для вовлечения в гражданский оборот земельных участков под проблемными объектами для создания комфортной и безопасной городской среды.

  • Национальное объединение строителей в 2020 году приняло активное участие в обсуждении проблемы сокращения количества объектов незавершенного строительства.
  • Так, президент Национального объединения строителей Антон Глушков в декабре 2020 года выступил с интервью, в котором рассказал о причинах возникновения объектов долгостроя.
  • Национальным объединением строителей в Минстрой России также были направлены предложения по совершенствованию законодательства, направленные на сокращение количества объектов долгостроя.

Необходимо отметить, что принятым Федеральным законом также предусматривается внесение изменений в часть 17 статьи 3.

3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которыми в целях оказания поддержки членам СРО в связи с распространением новой коронавирусной инфекции предоставление СРО займов своим членам за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств таких СРО в соответствии с гражданским законодательством будет допускаться до 1 января 2022 года.

Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступит в силу со дня его официального опубликования.

5 главных новшеств 2017 года в законах о недвижимости

contrastwerkstatt/Fotolia

1. Более надежная защита покупок по ДДУ

Начинать, конечно, нужно с главного закона в сфере новостроек. 1 января 2017 года вступил в силу обновленный 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости». Поправки к закону содержат новые требования к компаниям-застройщикам.

В целом уточнения и дополнения направлены на защиту прав граждан, которые являются участниками долевого строительства. Теперь строительные компании должны будут постоянно актуализировать информацию о своей деятельности. Кроме того, уставный капитал застройщика должен соответствовать планируемому объему застройки и не может быть менее 2,5 млн рублей.

«Наиболее важные изменения касаются «защиты» средств дольщика.

Финансы должны привлекаться или на специальные эскроу-счета (то есть использовать их до передачи готовой квартиры собственнику, задействовав деньги в строительстве, застройщик не сможет), или быть застрахованы, — отмечает председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова.

Кроме того, не менее 1% от стоимости строительства, указанного в проектной декларации, планируется перечислять в компенсационный фонд (по последним данным, этот процент может быть увеличен и до 3%). Таким образом, деньги дольщиков значительно «подорожают», и это обязательно повлияет на себестоимость кв. метра». Парадоксально, но получается, что в связи с поправками, с одной стороны, увеличивается ответственность застройщиков, а с другой, покупатели квартир по сути вновь сами «оплатят» гарантии надежности стройки.

2. Налог на землю: как считаем в 2017-м?

Фактически правила изменились в 2016 году, и сейчас уже можно подвести некоторые итоги. Налог на землю теперь рассчитывается от кадастровой стоимости объекта, а она фактически равна рыночной.

После определения кадастровой стоимости земельного участка собственникам рекомендуется провести оценку его рыночной стоимости (как показывает практика, последняя существенно ниже той, что определяет государство; иногда она меньше в два раза).

Есть два способа оспорить кадастровую стоимость земельного участка: обратиться в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

«Оспорить результаты определения кадастровой стоимости можно в течение пяти лет с момента внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, но до момента определения новой кадастровой стоимости. Об этом сказано в 10 части статьи 24.

18 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Для обращения в комиссию нужно соответствующее заявление, в котором указывается имя собственника земельного участка, адрес его места жительства и причины, по которым кадастровая стоимость оспаривается», — отмечает старший юрисконсульт компании «Мой Семейный Юрист»Дмитрий Смаковский.

Итоги 2016 года на рынке недвижимости России

Налог с продажи квартиры: правила и примеры

3. Новые градостроительные нормативы

Еще одно нововведение на рынке недвижимости в 2017 году — новые требования к жилым и нежилым помещениям на первых этажах домов. В Подмосковье в течение 2016 года неоднократно всерьез обсуждался запрет на строительство квартир на первых этажах жилых зданий выше трех этажей.

«Хотя спрос на жилье на первых этажах обычно невысокий, не все застройщики приветствовали эти изменения, так как именно в Подмосковье реализуется множество масштабных микрорайонов и кварталов с большим числом корпусов. Если в таких проектах все первые этажи сделать коммерческими, возникнет их переизбыток, часть помещений долго будет простаивать.

Кроме того, есть определенные категории покупателей, которые предпочитают всем другим именно первые этажи (например, пожилые люди и маломобильные граждане)», — отмечает Ирина Доброхотова.

В итоговом тексте проекта новых градостроительных нормативов власти региона учли пожелания бизнеса: в домах высотой от четырех до 12 этажей только рекомендовано оставлять 6% площадей под размещение нежилых площадей, однако строгой нормы нет. Это позволит сохранить баланс жилья и коммерческой инфраструктуры в новостройках Подмосковья.

4. Изменения в правилах регистрации недвижимости

1 января 2017 года вступает в силу 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», принятый еще в июле 2015 года (но все еще не целиком — некоторые положения вступят в силу позже).

Это огромное по значимости нововведение, которое повлечет за собой долгожданное упрощение и реорганизацию системы регистрации документов.

Читайте также:  КС РФ: дело рассматривается, но не слушается

Сама система — все ее этапы — должны стать более понятными для неспециалистов.

Будет создан Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который объединит действующие сейчас Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и Государственный реестр недвижимости (ГКН).

«Теперь выписка из ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости) будет являться главным документом, подтверждающим ваше право собственности на недвижимость.

Произойдет сокращение сроков на получение государственных услуг: на регистрацию прав уйдет не более семи дней, а на постановку на кадастровый учет — не более пяти дней», — комментирует 218-ФЗ Дмитрий Смаковский.

Наконец-то у объектов недвижимости появляется единая история — в реестре будут сохраняться все операции по объекту. Соответственно, информацию об этом можно получить в одной выписке.

Что поменяется? «Теперь, например, сведения, которые хранились в двух структурах — ГКН и ЕГРП — будут объединены в Едином государственном реестре недвижимости, весь документооборот которого переведен в электронный вид.

Кадастровый учет теперь будет проводить лишь Росреестр и его территориальные органы.

Еще одно немаловажное изменение: теперь переход права собственности будет подтверждаться не свидетельством о регистрации, а выпиской из ЕГРП», — отмечает заместитель директора по юридическим вопросам «МИЭЛЬ — Сеть офисов недвижимости»Ольга Балбек.

Важно отметить, что сведения ЕГРН (также как сегодня сведения ЕГРП) будут являться актуальными только на момент их представления.

Это актуальное уточнение в законе о недвижимости, поскольку уже в день выдачи документа сведения, содержащиеся в реестре, могут измениться.

Как и раньше, при совершении сделки необходимо получать выписку о правах и обременениях и сопоставлять периоды получения выписки из ЕГРН с датой подписания договора (дарения, купли-продажи и т. п.).

«Кстати, теперь нотариальное удостоверение соглашения о разделе общего имущества супругов становится обязательным (раньше это было опционально и делалось по желанию заявителей)», — добавляет Дмитрий Смаковский.

Чего все мы ждем от 2017 года?

Приватизируем и продаем комнату. Как снизить налоги?

5. Новые правила налогообложения при покупке и продаже недвижимости

Уже чуть больше года (с 1 января 2016 года) применяются новые правила налогообложения доходов, которые были получены физическими лицами от продажи недвижимости (квартиры, дома, комнаты, доли, офиса или апартаментов). Эти правила связаны с 382-ФЗ (который был принял еще в конце 2014 года) и дополнили в 2016 году Налоговый кодекс РФ статьей 217.1.

Раньше налогообложению подлежал лишь доход от продажи недвижимости, которая была в собственности менее трех лет (после продавец был полностью освобожден от уплаты налогов). Теперь схем несколько, и стало важно, каким образом недвижимость была получена в собственность.

Первый вариант — это недвижимость, которая перешла продавцу по наследству, дарению от родственников, в результате приватизации или по договору ренты с иждивением. Она должна пробыть в собственности не менее трех лет.

Второй вариант — это недвижимость, которая была получена в собственность любым другим способом. Она должна находиться в собственности не менее пяти лет.

Если недвижимость продается до истечения установленных сроков, то доход облагается налогом.

«Как мы видим, алгоритм расчета налогового обременения сделки усложнился. Дополнительные трудности возникают в связи с тем, что новые правила применяются не ко всем продажам, а к лишь к той недвижимости, которая перешла в собственность продавца после 1 января 2016 года.

Это условие налогового законодательства создает ситуацию, когда параллельно действуют две системы налогообложения: старая (для недвижимости, перешедшей в собственность до 1 января 2016 года) и новая (для недвижимости, перешедшей в собственность после 1 января 2016 года).

Такая двойственность сохранится до 2020 года включительно (до тех пор, пока срок владения недвижимостью с собственностью до 1 января 2016 года не превысит пять лет).

Тогда отпадет необходимость определять сроки владения в соответствии с разными системами налогообложения», — комментирует ситуацию директор компании «Ажур – Аудит», автор программы «Персональный аудит»Ирина Федулова.

  • Не пропустите:
  • Дарение недвижимости в 5 вопросах и ответах
  • 5 главных фактов о договорах дарения квартиры
  • В чем риск покупки квартиры, приватизированной в 90-е годы?
  • 10 трендов 2016 года на рынке новостроек Москвы и Подмосковья

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Разбираем Федеральный Закон № 494-ФЗ, который называют «Законом о всероссийской реновации»

В конце прошлого года вышел Федеральный закон от 30.12.2020 № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий».

Принят он был быстро. 18 сентября он был еще только внесен в Государственную думу, а уже 30 декабря он был подписан президентом и опубликован.

Закон этот объемный. Официально опубликованная редакция насчитывает 118 страниц, состоит из 19 статей и вносит изменения в 17 федеральных законов и кодексов, доступна она по [ссылке].

Мы его прочитали (трижды прочитали, а некоторые положения и вовсе по пять-шесть раз), два месяца разбирали его с экспертами, и готовы дать ответы на наиболее важные вопросы, касающиеся этого Федерального закона.

Вопрос 1. А правда, что этот закон фактически отменяет право собственности на помещения в многоквартирных домах?

Я очень хотел бы написать, что «нет, не правда», но, к сожалению, данный закон действительно весьма привольно обходится с правом собственности на помещения в многоквартирных домах, и в особенности с правом собственности на нежилые помещения. Также закон, опять же, весьма своеобразно обходится с правом собственности на индивидуальные жилые дома и садовые домики.

Впрочем, чтобы составить полное впечатление, прочитайте ответы на другие вопросы.

Вопрос 2. О чем вообще этот закон и причем тут «реновация»?

Закон вводит в Градостроительный кодекс РФ и другие законы такое понятие как комплексное развитие территорий – по закону это совокупность мероприятий направленных на «создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования поселений, городских округов» (п. 34 ст. 1 ГрК РФ).

Понятие Комплексное развитие территории заменяет собой ранее использовавшиеся понятия: развитие застроенных территорий, комплексное освоение территорий, освоение территории в целях строительства стандартного жилья, и другие понятия, ранее описанные в отмененной теперь главе 5.1 Градостроительного кодекса РФ.

  • В части 1 статьи 64 Градостроительного кодекса РФ указаны цели комплексного развития территории, и согласно им, комплексное развитие территорий делается, грубо говоря, чтобы сделать территории лучше, благоустроеннее, инфраструктурно развитее, эффективнее, а также чтобы привлечь внебюджетные источники финансирования обновления застроенных территорий.
  • По сути же все сводится к тому, что в отношении определенной территории в установленном порядке принимается решение о ее комплексном развитии, потом в установленном порядке это все согласуется, в установленном порядке выбирается кто будет комплексно развивать территорию, а потом вся частная недвижимость на территории (с некоторыми исключениями — об этом ниже) в установленном порядке или изымается муниципалитетом (за деньги), или передается лицу, в установленном порядке получившему право комплексно развивать территорию (тоже за деньги).
  • При этом в части 2 статьи 67 Градостроительного кодекса РФ указано, что решение о комплексном развитии территорий может предусматривать необходимость строительства многоквартирных домов или домов блокированной застройки на комплексно развиваемой территории.
  • Как видно, в законе активно используется опыт московской реновации — когда на выбранной властями территории сносят всю недвижимость и строят новые жилые дома.

Впрочем, согласно этому закону все равно остается возможность, что в рамках комплексного развития территории на ней, например, снесут ветхую недвижимость и построят замечательный парк. Тут все будет зависеть от органов власти вашего региона и вашего города. И вы уже сейчас можете спрогнозировать, насколько грамотно ваши местные власти воспользуются новыми возможностями и в чьих интересах.

Вопрос 3. Какие виды комплексного развития территории придумали законодатели?

Законодатели придумали четыре вида комплексного развития территории, которые зависят от того, что собственно находится на данной территории.

Это (согласно ч.1 ст. 65 ГрК РФ):

  1. комплексное развитие территорий жилой застройки,
  2. комплексное развитие территорий нежилой застройки,
  3. комплексное развитие незастроенной территории,
  4. комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков и объектов недвижимости.

По понятным причинам, далее я буду писать только о комплексном развитии территорий жилой застройки, чтобы не укрупнять и без того большой текст и не вносить в него ненужной путаницы.

Вопрос 4. Кто решает какие территории будут «комплексно развиты»?

В зависимости от того, какие территории попадают в проект комплексного развития территорий, решение о комплексном развитии принимают (согласно ч. 2 ст. 66 ГрК РФ):

  1. Правительство РФ – для земли и недвижимости, находящихся в федеральной собственности; либо если решение реализуется в рамках инвест-проекта за счет федерального бюджета (кроме расселений авариного жилья); либо если решение о комплексном развитии территорий будет реализовываться юридическим лицом, определенным Российской Федерацией.
  2. Высший орган исполнительной власти субъекта РФ – если реализация проекта будет происходить с привлечением средств бюджета субьекта РФ; или же если решение будет реализовываться юридическим лицом, определенным субъектом РФ, или же если комплексно развиваемая территория расположена на территории двух или более муниципальных образований.
  3. Главой местной администрации во всех остальных случаях.

Вопрос 5. А в каком порядке принимается решение о комплексном развитии территорий?

Требования к порядку принятия решения о комплексном развитии территории прописаны во все той же статье 66 Градостроительного кодекса РФ. А сам порядок должен быть установлен нормативным актом субъекта РФ. Поэтому для окончательной ясности ждите принятия своих местных законов и постановлений.

Читайте также:  Компенсация за работу с вредными условиями труда

Сама процедура принятия решения о комплексном развитии территории жилой застройки выглядит вот так:

  1. подготовка проекта решения и его согласование, если оно необходимо,
  2. опубликование проекта решения,
  3. проведение общих собраний в многоквартирных домах, не признанных аварийными, но включенных в проект решения (предельный срок проведения таких собраний не менее месяца) по вопросу включения домов в проект,
  4. принятие решения и его опубликование – решение о комплексном развитии территории жилой застройки принимается в срок не более чем 30 дней со дня окончания срока, установленного для проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (ч. 4 ст. 67 ГрК РФ),
  5. проведение торгов (не всегда обязательно, подробнее в ответе к вопросу 7),
  6. заключение договора о комплексном развитии территории (в случае если проводились торги),
  7. подготовка и утверждение документации по планировке территории, а также при необходимости внесение изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки,
  8. определение этапов реализации решения, с указанием очередности сноса или реконструкции многоквартирных домов, включенных в это решение,
  9. непосредственно проектирование, снос и строительство на комплексно развиваемой территории.

Вопрос 6. Должны ли быть проведены какие-нибудь общественные слушания?

Если для реализации решения о комплексном развитии территории необходимо внесение изменений в генплан или проекты планировки, в этом случае общественные обсуждения либо публичные слушания могут проводиться в границах территории, в отношении которой и было принято решение о комплексном развитии территории (ч. 3.1 ст. 28 ГрК РФ). При этом допускается одновременное проведение общественных слушаний и по внесениям изменений в генплан, и по проектам планировки территорий (ч. 26 ст. 5.1 ГрК РФ).

Также если для реализации решения о комплексном развитии территории вносятся изменения в правила землепользования и застройки, общественные обсуждения или публичные слушания по внесению изменений в таковые правила проводятся в границах территории, подлежащей комплексному развитию, а срок проведения данных общественных обсуждений или публичных слушаний не может быть более чем один месяц (ч. 14 ст. 31 ГрК РФ).

Такие изменения необходимы, так как в правилах землепользования и застройки на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке должны устанавливаться территории, в границах которых предусматривается осуществление комплексного развития территории (ч. 5.1 ст. 30 ГрК РФ).

Эти территории могут быть как определены заранее, так и уже после принятия решений о комплексном развитии территорий (ч. 5.2 ст. 30 ГрК РФ). В последнем случае принятие решения о комплексном развитии территорий будет основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки (п. 6 ч.

2 ст. 33 ГрК РФ).

То есть, проведение комплексного развития территории будет всегда сопровождаться проведением общественных обсуждений или публичных слушаний, но только в границах территории, подлежащей комплексному развитию.

Вопрос 7. Почему проведение торгов не всегда обязательно?

Все просто: по замыслу законодателей комплексное развитие территории может производить как стороннее юридическое лицо, так и непосредственно администрация района или органы власти субъекта РФ, или даже непосредственно Российская Федерация (ч. 1 ст. 66 и другие положения ГрК РФ).

Так вот, если решение о комплексном развитии территорий органы власти реализуют не сами, то они на торгах определяют того, кому в итоге достанется право комплексно развивать территорию (п. 5 ч. 6 ст. 66 ГрК РФ).

Порядок проведения таких торгов устанавливается Правительством РФ в соответствии с требованиями статьи 69 Градостроительного кодекса РФ. Проект соответствующего Постановления Правительства РФ опубликован (ссылка), но пока еще не принят.

Вопрос 8. Какие многоквартирные дома могут попасть проект комплексного развития территории жилой застройки?

Комплексное развитие территории жилой застройки осуществляется в отношении застроенной территории, в границах которой расположены (согласно ч. 2 ст. 65 ГрК РФ):

  1. многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
  2. многоквартирные дома, которые не признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и которые соответствуют критериям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Такие критерии устанавливаются исходя из одного или нескольких следующих требований:
    • а) физический износ основных конструктивных элементов многоквартирного дома (крыша, стены, фундамент) превышает определенное властями региона значение;
    • б) совокупная стоимость капитального ремонта данных домов превышает стоимость, определенную властями региона;
    • в) многоквартирные дома построены в период индустриального домостроения, определенный властями региона, по типовым проектам, разработанным с использованием типовых изделий стен и (или) перекрытий;
    • г) многоквартирные дома находятся в ограниченно работоспособном техническом состоянии в соответствии с СП 454.1325800.2019;
    • д) в многоквартирных домах отсутствуют централизованные системы инженерно-технического обеспечения, определенные властями вашего региона.

Также в границы территории, попадающей под комплексное развитие территории жилой застройки, могут быть включены и другие земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, при условии, что они расположены в границах одного квартала или микрорайона (элемента планировочной структуры) вместе с многоквартирными домами, попадающими под комплексное развитие территории (ч. 5 ст. 65 ГрК РФ).

Вопрос 9. Если мой дом попадет в проект комплексного развития территории жилой застройки, то что будет с моей квартирой?

Во-первых, если ваш дом не признан аварийным, то вы можете провести собрание собственников и принять решение об исключении вашего дома из проекта комплексного развития территории (п. 4.6 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Подробнее о нюансах проведения данного собрания описано в ответе на вопрос 10.

Во-вторых, если ваш дом все-таки попал в проект комплексного развития, то у вас есть два пути: или вы получите деньги за вашу квартиру (ч. 3 ст. 32.1 ЖК РФ), или же вы получите другое жилье (ч. 4 и ч.7 ст. 32.1 ЖК РФ).

В случае с деньгами все просто. Если вы согласитесь на получение возмещения, то выплачиваемая вам сумма должны быть определена с учетом рыночной стоимости вашей квартиры, рыночной стоимости общего имущества в вашем многоквартирном доме, рыночной стоимости земельного участка под многоквартирным домом, ваших затрат на переезд и оформление нового жилья (ч. 3 ст. 32.1 ЖК РФ).

При этом эта сумма определяется на день, предшествующий дню принятия решения о комплексном развитии территории жилой застройки (ч. 3 ст. 32.1 и ч. 7 ст. 32 ЖК РФ).

Однако, если в изымаемой квартире или комнате проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, предоставление возмещения собственнику такого жилого помещения не допускается, и он может только получить другое жилье (ч. 21 ст. 32.1 ЖК РФ).

Если же вы напишите заявление на предоставление другого жилья, то вы получите другую квартиру с зачетом его стоимости при выплате вам возмещения за старую квартиру (ч. 4 ст. 32.1 ЖК РФ). Или вы можете получить жилье большей площади, доплатив при необходимости (ч. 22 ст. 32.1 ЖК РФ).

Но и это еще не все.

Власти вашего региона могут издать свой нормативный акт, согласно которому и собственники, и наниматели изымаемых квартир могут получить право на получение равнозначной квартиры – квартиры имеющей то же количество комнат и такую же или большую площадь, а также соответствующей стандартам, установленным властями региона и расположенной в том же поселении или городе (ч. 7 ст. 32.1 ЖК РФ).

То есть именно за властями региона оставили «последнее слово» решающее, насколько справедливо будут даваться новые квартиры взамен изымаемых.

В-третьих, если ваша квартира у вас не в собственности, а по соцнайму, вы все равно имеете право принять участие в собрании собственников по вопросу исключения вашего дома из проекта комплексного развития (п. 3.2 ст. 45 ЖК РФ).

Ну и если дом все равно попадет под комплексное развитие, то взамен освобождаемой вами квартиры вам предоставляется другая квартира, также по соцнайму, площадь и количество комнат в которой не меньше чем в старой квартире, а по письменному заявлению эта новая квартира может быть предоставлена вам в собственность (ч. 6 ст. 32.1 ЖК РФ).

К слову, недвижимость, попавшая в решение о комплексном развитии территории не обязательно должна быть снесена, а она может быть реконструирована. Например, многоквартирный дом может быть надстроен, в нем заменены все инженерные сети и изменены планировки.

Вопрос 10. Как многоквартирный дом попадает в проект комплексного развития территории жилой застройки, и как он может быть исключен из этого проекта?

Сначала дом включают в проект решения авторы и инициаторы этого решения (см. ответ на вопрос 4). А какие дома могут попасть проект комплексного развития территории жилой застройки описано в ответе на вопрос 8.

Затем этот проект подлежит официальному опубликованию (см. ответ на вопрос 5).

Далее наступает череда собраний собственников в многоквартирных домах, включенных в проекты решения и не являющихся аварийными.

Внеочередное общее собрание для принятия решения по вопросу о включении многоквартирного дома в границы территории, подлежащей комплексному развитию, может быть созвано по инициативе органов власти либо по инициативе определенного властями юридического лица, реализующего решение о комплексном развитии территории жилой застройки (ч. 2.1 ст. 45 ЖК РФ).

Предельный срок проведения такого собрания устанавливается властями региона и должен быть не менее одного месяца (п. 3 ч. 6 ст. 66 ЖК РФ).

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *