Штрафы за нарушение трудового законодательства в основном применяются по результатам проверки ГИТ. Сумма санкции определяется в соответствии с положениями КоАП РФ. Обязательно учитывается тяжесть неправомерного деяния. Если лицо в течение последнего года уже привлекалось к ответственности и совершило неправомерное деяние повторно, размеры штрафов увеличиваются.
Что грозит за игнорирование трудовых норм?
В ст. 419 ТК РФ указано, что несоблюдение положений трудового законодательства является основанием для привлечения виновного лица к ответственности. Чаще всего к нарушителям применяют административные санкции. Однако за несоблюдение положений ТК РФ и других законов, регулирующих трудовые отношения, могут наступать и иные виды ответственности:
Наиболее часто встречаемые нарушения трудовых норм подпадают под определение административного проступка, за совершение которого к нарушителю могут быть применены:
- предупреждение;
- приостановка деятельности на определенный срок;
- административный штраф.
Кто вправе оштрафовать?
Следить за тем, не нарушаются ли работодателем нормы трудового законодательства, в первую очередь должна ГИТ – Государственная инспекция труда. Этот орган уполномочен осуществлять госнадзор в сфере труда.
Инспектора ГИТ вправе проводить плановые и внеплановые проверки, в ходе которых могут быть подтверждены факты совершения неправомерного деяния или бездействия.
Если будет выявлено нарушение, проверяющие предупредят виновное лицо либо оштрафуют, либо примут решение о дисквалификации.
Кроме этого, оштрафовать компанию вправе:
Какие штрафы применяются к нарушителям?
Штраф за игнорирование норм трудового права – это одно из возможных негативных последствий, которое грозит работодателю за несоблюдение законодательных предписаний в сфере труда.
Если проверяющие выявят факт совершения проступка, то в итоге компания, скорее всего, понесет существенные финансовые убытки.
В некоторых ситуациях суммы санкций даже могут достигнуть нескольких миллионов рублей.
Основная часть возможных нарушений и применяемых за их совершение наказаний описаны в статьях 5.27 КоАП РФ и 5.27.1 КоАП РФ.
Таблица №1. Штрафы за нарушение трудового законодательства (ст. 5.27 ТК РФ).
Субъект допустил нарушение трудового законод-ва. | 1000-5000 | 1000-5000 | 30000-50000 | Часть первая |
Субъект нарушил нормы трудового законод-ва повторно. | 10000-20000 | 10000-20000 | 50000-70000 | Часть вторая |
Неуполн-ный субъект фактически допустил лицо к работе, при этом работодатель отказывается заключать трудовой договор. | 10000-20000 (на граждан – 3000-5000) |
— | — | Часть третья |
Субъект уклоняется от заключения трудового договора. Прием на работу оформлен с нарушениями. Вместо трудового было заключено гражданско-правовое соглашение. | 10000-20000 | 5000-10000 | 50000-100000 | Часть четвертая |
Повторное нарушение трудового закон-ва в ч. 3 и ч. 4 ст. 5.27 ТК РФ. | Дисквалификация сроком 1-3 года | 30000-40000 | 100000-200000 | Часть пятая |
Работнику не выплатили заработную плату. Выплату заработной платы задержали. Работодатель препятствовал реализации работником своего права на выбор зарплатного банка. Размер заработной платы – менее МРОТ. |
10000-20000 | 1000-5000 | 30000-50000 | Часть шестая |
Совершение деяний, описанных ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, повторно. | 20000-30000 | 10000-30000 | 50000-100000 | Часть седьмая |
В ст. 5.27.1 КоАП РФ детализируются нарушения, которые связаны с несоблюдением нормативных правил в сфере охраны труда.
Таблица №2. Штрафы за нарушения в сфере охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Субъект проигнорировал требования по ОТ. | 2000-5000 | 2000-5000 | 50000-80000 | Часть первая |
Субъект не провел спецоценку условий труда. Спецоценка проведена ненадлежащим образом. | 5000-10000 | 5000-10000 | 60000-80000 | Часть вторая |
Работника допустили к выполнению своих обязанностей без обязательной подготовки и проверки знаний, а также без медосмотра, если прохождение такого осмотра предусмотрено нормативно. | 15000-25000 | 15000-25000 | 110000-130000 | Часть третья |
Работников не обеспечили СИЗ. | 20000-30000 | 20000-30000 | 130000-150000 | Часть четвертая |
Совершение любого из указанных правонарушений повторно. | 30000-40000 | 30000-40000 | 100000-200000 | Часть пятая |
За что еще можно получить штраф?
- наниматель уклоняется от участия в переговорах относительно заключения коллективного договора – в соответствии со ст. 5.28 КоАП РФ такое поведение является основанием для наложения штрафа в сумме 1-3 тыс. рублей;
- работодатель необоснованно отказывается заключать коллективный договор – в соответствии ст. 5.30 КоАП РФ такой отказ будет стоит нарушителю от 3 до 5 тыс. рублей;
- наниматель не выполняет надлежащим образом свои обязательства по коллективному договору – штраф от 3 до 5 тыс. рублей согласно ст. 5.31 КоАП РФ;
- работодатель проигнорировал права работников с инвалидностью при их трудоустройстве – согласно ст. 5.42 КоАП РФ штраф составит от 5 до 10 тыс. рублей.
Конечно, это не полный перечень возможных нарушений. Действующее законодательство также устанавливает административную ответственность за увольнение работников за участие в забастовке, за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывших госслужащих и муниципальных служащих и другое.
Особенности применения штрафных санкций
Размер штрафа за конкретное нарушение установлен законодательно. Если в статье не указана конкретная сумма санкции, а указаны верхний и нижний предел возможного наказания, например, от 3 до 5 тысяч рублей, конкретный размер взыскания определяет инспектор. Последний при принятии окончательного решения обязан учесть тяжесть административного проступка.
Представителям малого и среднего бизнеса сделали поблажку – за первое нарушение они могут отделаться лишь предупреждением. Но только при условии, что совершенный проступок не повлек серьезных последствий, например, ЧС либо материального ущерба.
Штраф нужно заплатить не позже шестидесяти дней с момента вступления соответствующего постановления в законную силу.
Бухучет по штрафным санкциям будет отображаться следующим образом:
- начисленный административный штраф – дебет счета 91-кредит счета 76;
- оплата штрафа – дебет счета 76-кредит счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета».
Источник: «Юридическая азбука»
О мерах административной ответственности работодателей за нарушение норм трудового законодательства, в том числе в части неоформления (либо ненадлежащего оформления) трудовых отношений с работником » официальный сайт мо г. муравленко
Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ:
- Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:
- влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- — на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей;
- — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 5000 рублей;
- — на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.
Согласно ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ:
- Совершение административного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение:
- влечет наложение административного штрафа:
- — на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
- — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10 000 до 20 000 рублей;
- — на юридических лиц — от 50 000 до 70 000 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ:
- Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор):
- влечет наложение административного штрафа:
- — на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей;
- — на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.
Согласно ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ:
- Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем:
- влечет наложение административного штрафа:
- — на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей;
- — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5000 до 10 000 рублей;
- — на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.
Согласно ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ:
- Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение:
- влечет наложение административного штрафа:
- — на граждан в размере 5000 рублей;
- — на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
- — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 40 000 рублей;
- — на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.
Согласно ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ:
- Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством:
- влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- — на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей;
- — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 5000 рублей;
- — на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.
Согласно ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ:
- Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния:
- влечет наложение административного штрафа:
- — на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
- — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10 000 до 30 000 рублей;
- — на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.
А также согласно ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998-ФЗ № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»:
— неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний – в размере 40% причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Московской области
Ответственность должностных лиц за нарушение законодательства об оплате труда
В соответствии с требованиями статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель, в том числе обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере работникам заработную плату в установленные сроки, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
За нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, установлена административная ответственность по статье 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Частями 6 и 7 статьи 5.27 КоАП РФ установлена ответственность за нарушения законодательства, связанные с оплатой труда.
За невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, установлена административная ответственность по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ. За совершение указанного правонарушения должностному лицу может быть назначено наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей.
Совершение аналогичного административного правонарушения, повторно, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет ответственность по части 7 статьи 5.27 КоАП РФ. За совершение указанного правонарушения должностному лицу может быть назначено наказание в виде административного штрафа в размере от 20 тысяч до 30 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в области проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять деятельность в области технического осмотра транспортных средств, либо осуществлять деятельность в области независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), либо осуществлять деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность, либо осуществлять деятельность в области управления многоквартирными домами.
Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
Разъяснение ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ и ст. 145.1 УК РФ — Прокурор разъясняет — Новости, объявления, события — Главная — Администрация Кировградского городского округа. Официальный сайт
13 ноября 2013
Разъяснение ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ и ст. 145.1 УК РФ
Информация прокуратуры г. Кировграда
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ и ст. 21 Трудового кодекса РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Общие положения об ответственности работодателей закреплены в ст.
362 ТК РФ, в соответствии с которой руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, установленных федеральными законами. Таким образом, лица, виновные в невыплате заработной платы могут быть привлечены к дисциплинарной, а также к административной и уголовной ответственности.
Так, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Меры административной ответственности за нарушения трудового законодательства установлены ст. ст. 5.27 и 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Наказание должностному лицу, ранее подвергнутому административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, предусмотрено в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет.
Дисквалификация заключается в лишении лица права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
В случае частичной невыплаты свыше трех месяцев, полной невыплаты свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации предусмотрена уголовная ответственность по ст. 145.1 УК РФ.
В соответствии со ст. 352 ТК РФ за защитой нарушенных прав работник имеет право обратиться в профсоюзные органы, Государственную инспекцию труда или в суд.
Помощник прокурора г.Кировграда юрист 3 класса Д.В. Желновод
Назад к списку
Топ-8 нарушений трудового законодательства со стороны работодателей в 2021 году | «Правовест Аудит»
Конечно, гражданско-правовой договор в некоторых случаях более выгодный вариант для компании, чем трудовой. Однако нужно понимать, что недостаточно просто вместо «трудовой договор» написать «договор подряда».
Если Вы выбираете второй вариант, то не следует явно строить отношения между организацией и подрядчиком в такой форме, как если бы это были трудовые отношения: например, обязывать подрядчика подчиняться требованиям Правил внутреннего трудового распорядка и т.д.
Все это с легкостью выявит трудовой инспектор, особенно, если работник захочет «намекнуть» ему об этом.
Если в работе Вашей компании будут выявлены нарушения в заключении трудовых договоров (а это не только использование гражданско-правовых конструкций, но и случаи, когда человек выполняет работу и при этом вообще никак не оформлен), то с должностных лиц компании может быть взыскан штраф от 10 до 20 тыс. руб., а с юридического лица — в размере от 50 до 100 тыс. руб. (п. 3 ст. 5.27 КоАП).
Представим ситуацию, что Вы работаете исключительно с оформлением трудовых договоров. Но достаточно ли этого?
Зачастую трудовые договоры не составляются специально, а берутся из интернета так называемые «типовые формы». Никто особо не вникает: а что там указано, ведь есть четкие договоренности с работником, они ежедневно контролируются в процессе выполнения рабочих задач, проблем не возникает. Но это только на первый взгляд.
Знаете ли Вы, что в трудовом договоре должны быть конкретно прописаны: место работы, условия оплаты, режим рабочего времени и др. условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ? А если какого-то из этих условий не будет, то ответственность будет такая, как если бы Вы вообще не оформляли трудовые договоры.
Мы не призываем Вас отказаться от типовых трудовых договоров — это очень удобный инструмент, который экономит время сотрудника, занимающегося кадровым делопроизводством. Но мы рекомендуем проверить используемые в Вашей компании трудовые договоры на наличие всех обязательных условий. Это не займет много времени, но даст Вам уверенность.
Проверка достаточности условий в трудовых договорах — один из вопросов, который решает кадровый аудит
Все работники знают, что для ухода в отпуск самое главное согласовать его период с руководителем. Иногда процесс направления в отпуск на этом и заканчивается. Вроде всем все понятно и про оформление необходимых документов благополучно забывают.
В итоге мы приходим на проверку в организацию, а там может не быть ни графика отпусков, ни уведомлений работников о начале отпуска, кроме того допускается несвоевременная выплата отпускных (работник вроде как не возражал) и другие нарушения гарантий, предусмотренных гл. 19 ТК РФ.
Как видим, в вопросе отпусков может быть много нарушений, а если аналогичное нарушение уже фиксировалось ранее, то штраф за эти нарушения на организацию может достигать 70 тыс. руб. (п. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ). Ну и, конечно же, не минуют ответственности и должностные лица компании (до 5 тыс. руб. за «первичное» нарушение, до 20 тыс. руб. за каждое «повторное» нарушение).
Еще один «пласт» часто выявляемых нарушений — это несоблюдение законодательства, регулирующего работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Иными словами, это работа в то время, которое обычно является нерабочим. В частности, это касается выходных и праздничных дней. Есть определенные правила, которые должны соблюдаться (ст. 113, ст. 153 ТК РФ):
Но, как правило, работа в таких случаях, носит срочный характер, все гораздо больше озабочены проблемой закрытия проекта, нежели оформлением «непрофильных» бумаг. В итоге, требования законодательства игнорируются. А зря. Размер штрафов такой же, как и при нарушении правил предоставления отпусков.
Как все корректно оформить в условиях спешки? Может помочь заранее подготовленная памятка с четкой последовательностью действий, которые нужно совершить при оформлении/оплате работы в нерабочее время.
Достаточно часто сталкиваемся с распространенным убеждением руководителей частных компаний о том, что «они не обязаны где-то закреплять порядок индексации заработной платы, т.к. у них вообще нет обязанности делать «индексацию». Это отчасти верно.
Действительно, работодатели, нефинансируемые из бюджета, вправе самостоятельно определять сроки (периодичность) и размер индексации заработной платы.
Но порядок индексации обязательно должен быть закреплен в локальном нормативном акте (например, коллективном договоре).
Если это не сделано, то снова получаем основание для привлечения к административной ответственности, а значит и повод для штрафов.
Многие работодатели уже осознали, что закрепление некоторых правил в локальных нормативных актах не только необходимо для соблюдения законодательства, но и удобно. Однако, почему-то по-прежнему часто встречаются случаи, когда работников не знакомят «под роспись» с ЛНА. Хотя такое ознакомление обязательно (абз. 10 ч. 2 ст. 22, п. 8 ст. 86 ТК РФ).
Если сотрудник не ознакомлен с локальными нормативными актами, организацию и ее должностных лиц могут привлечь к такой же административной ответственности, как и за их отсутствие (ст. 5.27 КоАП РФ).
При проверках трудовой инспекцией одним из основных мероприятий, включенных в программу проверки, является анализ табеля учета использования рабочего времени.
С помощью документа учета рабочего времени ревизоры выявляют нарушения трудового законодательства. Поэтому, если Ваша компания нарушает обязанность по ведению табелей рабочего времени (ч. 4 ст.
91 ТК РФ), это легко выявит трудовая проверка и на организацию может быть наложен штраф — до 50 тыс. руб.
Обычно руководитель контролирует, в лучшем случае, только итоговый размер заработной платы. Он складывается из должностного оклада и различных надбавок/доплат/др. выплат — эта информация интересует директоров уже в куда меньшей степени. Но лучше эту ситуацию исправить и уделить этому вопросу чуть больше внимания.
Дело в том, что Роструд придерживается мнения, что в штатном расписании по одноименным должностям следует устанавливать одинаковые размеры окладов.
При этом надбавки, доплаты и другие выплаты у разных работников могут различаться, в том числе в зависимости от квалификации, сложности работы, количества и качества труда (абз. 6 — 9 письма Роструда от 27.04.2011 N 1111-6-1).
Об обязанности работодателя устанавливать равные размеры должностных окладов по должностям с равной сложностью труда также сказано в Письме Минтруда России от 25.10.2017 N 14-1/В-953.
Иными словами, если у Ваших сотрудников, работающих по одной должности, разные должностные оклады, то при обнаружении нарушений компанию могут ожидать штрафы (от 1 тыс. руб. на должностных лиц, от 30 тыс. руб. — на юридическое лицо).
Штрафы штрафами, но из-за нарушений трудового законодательства бывают и гораздо более неприятные последствия — речь об уголовной ответственности вплоть до лишения свободы. Конечно, это далеко не самый часто встречающийся вид ответственности за «трудовые» правонарушения. Но для того, кто будет привлечен, вряд ли это послужит утешением.
Существует 2 нарушения за которые возможна уголовная ответственность:
При этом, необязательно указанные правонарушения повлекут уголовную ответственность уполномоченного лица. В абсолютном большинстве случаев в таких ситуациях происходит привлечение к административной ответственности (ст. 5.27 и 5.27.1. КоАП).
Татьяна ТарасоваГлавный эксперт по налогам и бухучету, трудовому законодательству
Давайте разберемся, когда эти нарушения могут повлечь уголовную ответственность?
Если мы говорим о невыплате или несвоевременной выплате заработной платы, то для уголовной ответственности «нужно»:
Порядок привлечения к ответственности за совершение трудового правонарушения
Итак, проверка закончена и в результате выявлены нарушения трудового законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность.
Ответственность за нарушение законодательства о труде установлена ст.5.27 КоАП РФ.
Согласно п.1 ст.5.27 КоАП РФ, нарушение трудового законодательства влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей;
- на предпринимателей — от 1000 до 5000 рублей;
- на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.
Обратите внимание!
С 1 января 2015 г введена специальная ответственность за:
- фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказываются признать возникновение трудовых отношений. За это правонарушение должностному лицу грозит штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей (п.2 ст.5.27 КоАП РФ);
- уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.
- Это правонарушение предусматривает штраф для должностных лиц в размере от 10 ООО до 20 ООО рублей, для предпринимателей — от 5000 до 10 000 рублей, для организаций — от 50 000 до 100 000 рублей.
- Нарушение трудового законодательства должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
- Для организаций в такой ситуации размер штрафа увеличивается в два раза.
С 1 января 2015 г. также введена в действие специальная статья 5.27.1 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушение требований охраны труда.
Так, нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет:
- для должностных лиц штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей или предупреждение:
- для предпринимателей штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей;
- для организаций штраф в размере от 60 000 до 80 000 рублей (п.2 ст.5.27 1 КоАП РФ).
За допуск работника к работе без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня, обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний предусматриваются:
- штраф в размере от 15 000 до 25 000 рублей — для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
- штраф от 110 000 до 130 000 рублей — для организаций (п.З ст.5.27.1 КоАП РФ).
За необеспечение работников средствами индивидуальной защиты предусмотрен штраф:
- в размере от 20 000 до 35 000 рублей — для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
- в размере от 130 000 до 150 000 рублей — для организаций (п.4 ст.5.27.1 КоАП РФ).
Ответственность возрастает при совершении аналогичного правонарушения лицом, ранее привлеченным к административной ответственности.
Если в ходе проверки трудовая инспекция выявит несколько однородных правонарушений, например неоформление письменных трудовых договоров с несколькими сотрудниками, организация может быть привлечена к ответственности за каждое такое правонарушение.
Иными словами сумма штрафа будет умножаться на количество однородных правонарушений (Постановление ВС РФ от 15.08.2014 № 60-АД14-11). При таком подходе даже за незначительные нарушения трудового законодательства и правил оформления кадровой документации размер штрафов может достигать астрономических размеров.
Для привлечения к административной ответственности, предусмотренной пунктами 1-3 ст.5.27 и пунктами 1-4 ст.5.27.1 КоАП РФ, не требуется обращения в суд.
Трудовой инспектор наделен правом самостоятельно рассматривать дела о таких правонарушениях (ст.23.12 КоАП РФ).
- Выявив правонарушение, трудовой инспектор самостоятельно выносит постановление о привлечении работодателя к ответственности.
- Размер налагаемого штрафа трудовой инспектор также определяет самостоятельно в пределах предлагаемой КоАП РФ «вилки».
- Суд выносит свое постановление только по тем делам, по которым предусмотрена ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения.
- Если трудовой инспектор в ходе проверки выявит такое правонарушение, он, в первую очередь, составляет протокол.
После этого в течение трех суток трудовой инспектор передает документы в суд, а суд уже рассматривает дело и выносит постановление (ст.28.8 КоАП РФ).
ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении (подп.З п.4 ст.28.1 КоАП РФ).
Следующий этап — рассмотрение дела об административном правонарушении.
Административные дела о нарушении трудового законодательства рассматривают сами трудовые инспекторы, проводившие проверку (подп.З п.1 ст.22.1 КоАП РФ, п.1 ст.23.12 КоАП РФ).
Для рассмотрения в суд дело передается только в том случае, если трудовой инспектор выявил, что лицо, ранее уже привлеченное к административной ответственности, вновь совершило аналогичное правонарушение.
Итак, в подавляющем большинстве случаев трудовой инспектор, проводивший проверку, самостоятельно рассматривает дело об административном правонарушении.
Срок рассмотрения — 15 дней со дня составления протокола об административном правонарушении (п.1 ст.29.6 КоАП РФ).
В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен трудовым инспектором, но не более чем на один месяц (п.2 ст.29.6 КоАП РФ).
Отметим, что, как правило, трудовой инспектор рассматривает дело об административном правонарушении и выносит постановление о привлечении к административной ответственности либо о прекращении производства по делу непосредственно после составления протокола.
В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
- должность, фамилия, имя, отчество должностного лица (или судьи, если дело рассматривается в судебном порядке), вынесшего постановление, его адрес;
- дата и место рассмотрения дела;
- сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
- обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
- статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
- мотивированное решение по делу;
- срок и порядок обжалования постановления (п.1 ст.29.10 КоАП РФ).
Статьи 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства и правил охраны труда предусматривают следующие виды ответственности:
- предупреждение;
- административный штраф,
- дисквалификацию руководителя,
- административное приостановление деятельности работодателя.
С 1 января 2015 года трудовой инспектор не вправе в качестве наказания приостановить деятельность работодателя.
По новым правилам рассматривать дела по правонарушениям, за которые предусмотрена ответственность в виде приостановления деятельности организации, вправе только суд — мировой судья (п.1, 3ст.23.1 КоАП РФ).
При наложении штрафа трудовой инспектор в постановлении указывает информацию о получателе штрафа, необходимую в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.
Копия постановления вручается представителю работодателя под расписку либо высылается работодателю по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения этого постановления (п.2 ст.29.11 КоАП РФ).
ОБЖАЛОВАНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
В соответствии со ст.361 ТК РФ работодатель имеет право обжаловать решение государственного инспектора по труду:
- руководителю соответствующей территориальной инспекции;
- главному государственному инспектору труда Российской Федерации;
- в судебном порядке.
Постановление о привлечении работодателя к административной ответственности обжалуется по правилам, установленными КоАП РФ. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (п.1 ст.30.3 КоАП РФ).
В случае пропуска десятидневного срока заявитель может обратиться с ходатайством о восстановлении пропущенного срока.
Суд или должностное лицо, которому обжалуется постановление, вправе пропущенный срок восстановить.
Однако в случае неуважительности причин пропуска срока на обжалование выносится определение об отказе в восстановлении пропущенного срока (п.4 ст.30 3 КоАП РФ).
Поэтому настоятельно рекомендуем не пропускать установленный законодательством 10-дневный срок обжалования постановления.
Жалоба на постановление о привлечении к административной ответственности рассматривается должностным лицом трудовой инспекции в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела.
Если постановление обжалуется в суд, срок рассмотрения составляет 2 месяца со дня ее поступления со всеми материалами в суд (п. 1.1 ст.30.5 КоАП РФ).
- Жалоба на постановление о привлечении к административной ответственности за нарушение трудового законодательства представляется в суд общей юрисдикции.
- Это правило действует независимо от того, кто именно привлечен к административной ответственности: сама организация-работодатель или ее руководитель.
- Арбитражному суду данные споры не подведомственны.
- Обратите внимание!
Жалоба подается в районный суд по месту рассмотрения дела (п.Зч.1 ст.30.1 КоАП РФ). Это означает, что для обжалования постановления жалобу надо предоставлять в суд по месту нахождения организации (по месту совершения правонарушения), а не по месту нахождения инспекции ГИТ (п.30 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ»).
При подаче жалобы на постановление о назначении административного наказания госпошлина не уплачивается, независимо от того, подается жалоба должностному лицу трудовой инспекции или в суд (п.5 ст.30.2 КоАП РФ).
- Другие материалы по теме:
- ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
- ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
- ВНЕПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
- ВЫЕЗДНЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
- ДОКУМЕНТАРНЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
- ОСНОВНЫЕ ПРАВА ТРУДОВЫХ ИНСПЕКТОРОВ
- ПРАВА РАБОТОДАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ ТРДОВОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ
- ОБЖАЛОВАНИЕ АКТА ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
- ОСПАРИВАНИЕ ПРЕДПИСАНИЯ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ
- ПРОТОКОЛ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ О ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЯХ
- СРОК ДАВНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
- ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
- КОГДА РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ МОЖНО ОТМЕНИТЬ
- МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
- ТРУДОВОЙ ДОГОВОР
- ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ