Продукт «1С:Предприятие 8. GIS Управление пространственными данными» предназначен для повышения качества и скорости принятия управленческих решений за счет наглядной визуализации и отображения на карте различных объектов учета и показателей деятельности предприятия, имеющих пространственную привязку.
Решение позволяет проводить визуальный анализ взаимного и географического расположения объектов, своевременно выявлять критические значения показателей и производить наглядный анализ скрытых факторов, влияющих на бизнес-процессы.
Продукт предназначен для использования на предприятиях, в организациях и учреждениях, в том числе, органов государственного и местного управления, которым необходимо с помощью карт управлять, например:
- земельным фондом (земли региона или с/х назначения, федеральной или муниципальной собственности и др.), территорией и объектами недвижимости;
- разведкой и добычей природных ресурсов: какие участки в разработке, кто это делает, какие лицензионные платежи, близость до дорог, населенного пункта;
- охраной окружающей среды: от выбросов до различных замеров и аварий;
- выращиванием сельхозкультур: севооборот в регионе, использование земли, сбор урожая, химический состав почв и др.;
- лесным фондом и лесозаготовкой: где и какой по составу лес, кто его заготавливает, где нарушения;
- ремонтами и техническим обслуживанием оборудования, например, счетчики в бюджетных организациях;
- комплексной безопасностью предприятия, в том числе, опасными объектами в регионе;
- инвентаризацией и учетом захоронений.
«1С:Предприятие 8. GIS Управление пространственными данными» включает в себя следующие функциональные подсистемы:
- Управление пространственными данными;
- Картографическая визуализация;
- Анализ пространственной инфраструктуры;
- Управление кадастровыми земельными участками.
Управление пространственными данными
Подсистема обеспечивает создание, сбор, актуализацию и систематизацию пространственных данных, в частности:
- Управление нормативно-справочной информацией, обеспечивающей работу с пространственными объектами;
- Управление точечными, линейными и площадными пространственными объектами;
- Управление слоями карты, объединяющими пространственные объекты.
Подсистема содержит справочники, предназначенные для хранения списка Объектов карты и Слоев карты с указанием их характеристик, таких как: наименование, тип геометрии, координаты и контуры объектов, а также настройки картографической визуализации этих объектов. Пользователям предоставляется возможность устанавливать соответствие Слоев карты справочникам основной конфигурации, а также соответствие Объектов карты — элементам этих справочников.
Конфигурация поддерживает работу с тремя типами слоев и объектов карты:
- площадными;
- линейными;
- точечными.
- На картах можно отображать любые объекты учета учетно-аналитической системы предприятия, если эти объекты имеют пространственную привязку, например, такими объектами могут быть: подразделения, цеха, технологическое оборудование, коммуникации, контрагенты, бизнес-регионы, точки интереса бизнеса, места проведения мероприятий и иные объекты.
- Картографическая визуализация
- Подсистема предназначена для визуализации на карте пространственных данных предприятия и обеспечивает:
- визуализацию объектов инфраструктуры предприятия: подразделений, цехов, технологического оборудования, коммуникаций и других объектов;
- работу с множеством геоинформационных слоев и картографических подложек;
- подключение внешних слоев по протоколу WMS (Web Map Service);
- загрузку слоев их файлов формата KML;
- формирование тематических карт, отображающих значения показателей деятельности предприятия;
- визуализацию слоя кадастрового деления Росреестра.
Для удобства работы пользователей главное окно подсистемы разделено на две рабочие зоны:
- панель управление (панель объектов);
- окно карты.
Закладка «Геообъекты» позволяет производить действия с объектами карты:
- отображать на карте или удалять с карты объект или группу объектов;
- производить поиск объектов;
- редактировать реквизиты, координаты и контуры объектов.
Закладка «Слои карты» предназначена для работы с картографическими слоями и подложками.
Непосредственно «окно карты» служит для отображения картографической информации и позволяет работать с картографическим изображением.
Инструменты, разработанные в конфигурации, позволяют:
- выбирать нужный участок карты;
- осуществлять масштабирование;
- получать информацию об объектах на карте;
- просматривать легенду слоя;
- измерять расстояние;
- измерять площадь и периметр площадных объектов;
- производить визуальный анализ взаимного расположения объектов.
Инструмент «Шторка» позволяет просматривать слои карты в режиме плавного наложения.
Для получения актуальной информации о географическом окружении объектов, подсистема обеспечивает подключение внешних картографических слоев по протоколу WMS (Web Map Service), а также загрузку векторных слоев из файлов формата KML.
Возможно прямое взаимодействие с публичными серверами геоданных, например, Росреестр или Космоснимки, что позволяет использовать публичные картографические подложки и подключать внешние слои карты, такие как слой Росреестра.
Подключение слоя Росреестра дает возможность просматривать кадастровое деление непосредственно в конфигурации, получать доступ к сервисам Росреестра, осуществлять прямой переход с объекта карты на публичный портал Росреестра.
Подсистема позволяет отображать актуальные значения показателей деятельности предприятия путем формирования тематических слоев на заданную дату, это дает возможность более эффективно контролировать деятельность предприятия, своевременно выявлять критические значения показателей, производить анализ скрытых факторов, влияющих на бизнес-процессы.
Анализ пространственной инфраструктуры
Подсистема предназначена для работы с набором производственных, управленческих, финансовых, экономических и иных показателей предприятия и позволяет:
- Управлять системой показателей, привязанных к пространственным объектам;
- Проводить анализ показателей в разрезе пространственных объектов с использованием тематических карт.
- Сбор значений показателей осуществляется при помощи документов «Вод значений показателей по объекту» и «Ввод значений показателя по группе объектов», в которые заносятся произвольные показатели для построения тематических карт.
- Подсистема содержит справочник «Показатели», предназначенный для ведения списка показателей, с указанием их характеристик, таких как: наименование, тип значения, список слоев карты, для которых регистрируется данный показатель.
- Справочник также содержит настройки легенды тематической карты, позволяющие установить контрольные и критические значения показателя, произвести настройку цветов и подписей для отображения значений показателя на тематической карте.
- Настройка легенды может быть произведена раздельно для различных слоев карты.
- Управление кадастровыми земельными участками
- Подсистема предназначена для учета кадастровых земельных участков предприятия, а также для работы с данными Росреестра.
- Основные функции подсистемы:
- ведение базы данных кадастровых земельных участков предприятия с указанием таких характеристик участка как: контур участка, кадастровый номер, кадастровая стоимость, категория земель, вид использования, вид права, правообладатель и иных характеристик участка;
- загрузка данных о земельных участках из кадастровых выписок и кадастровых паспортов в обменном формате Росреестра;
- подключение Федерального слоя Росреестра для отображения средствами конфигурации картографической визуализации и доступа к сервисам Росреестра.
Подсистема обеспечивает ведение базы данных кадастровых земельных участков предприятия.
Список земельных участков предприятия содержится в справочнике «Кадастровые земельные участки». Справочник содержит реквизит «Объект учета», предназначенный для установки соответствия кадастрового земельного участка элементу справочника основной конфигурации.
Для внесения данных о земельных участках предназначен документ «Кадастровые документы». Документ позволяет вносить данные земельных участков и их координаты в ручном режиме, а также загружать их из кадастровых выписок и кадастровых паспортов в формате XML.
- Параметры перевода координат объектов из кадастровой в универсальную проекцию содержатся в справочнике «Параметры перевода в WGS-84».
- Контуры земельных участков визуализируются в виде отдельного слоя, средствами подсистемы «Картографическая визуализация».
- Технологические преимущества
- Решение «1С:GIS Управление пространственными данными» разработано на версии технологической платформы «1С:Предприятие 8.3», которая позволяет:
- обеспечить высокую надежность, производительность и масштабируемость системы;
- организовать работу с системой через Интернет, в режиме тонкого клиента или веб-клиент (через обычный интернет-браузер), в том числе в «облачном» режиме;
- создавать мобильные рабочие места с использованием планшетов и иных мобильных устройств;
- настраивать интерфейс для конкретного пользователя или группы пользователей с учетом роли пользователя, его прав доступа и индивидуальных настроек.
Механизм функциональных опций позволяет «включать» или «выключать» различные функциональные части прикладного решения без программирования (изменения конфигурации).
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных" от 12 августа 2021
Проект
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1.
Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации «Национальная система пространственных данных».
2.
Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии разместить государственную программу Российской Федерации «Национальная система пространственных данных» на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 года.
- Председатель ПравительстваРоссийской Федерации
- М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНАпостановлением ПравительстваРоссийской Федерации
от «___» _________ 2021 г. N ____
- Управление сферой развития пространственных данных Российской Федерации затрагивает интересы широкого неограниченного круга физических и юридических лиц (органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, хозяйствующих субъектов, органов муниципальной власти).
- Пространственные данные включают полные данные о земле и недвижимости, геопространственные данные, сведения о правах и о кадастровой оценке.
- Законодательную основу системы управления в сфере национальных пространственных данных составляют в первую очередь следующие нормативные правовые акты:
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ;
- Федеральный закон от 13 июля 2015 г.
N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;
- Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24 июля 2007 г.
N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»;
- Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
При этом отсутствует базовый документ стратегического планирования, отражающий комплексный подход при формировании и реализации мероприятий по развитию сферы земли, недвижимости и пространственных данных, определяющий на федеральном уровне основные принципы, взаимоувязанные цели и задачи реализации государственной политики в этой сфере на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
Реализация мероприятий управления пространственными данными в настоящий момент носит разрозненный характер и предусмотрена (была предусмотрена) в нескольких программных направлениях деятельности различных органов государственной власти.
Значительная часть мероприятий среднесрочного характера (до 2024 г.) реализовывалась Росреестром в рамках подпрограммы 3 «Государственная регистрация прав, кадастр и картография» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».
В 2020 году завершена реализация федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013 г. N 903, которой предусматривался комплекс мероприятий Росреестра, ФНС России, Росимуществом и Минцифры России.
Кроме того, в 2020 году завершилась реализация Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 297-р.
При этом сохраняется проблема интенсивности наполнения Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН) пространственными данными. Так, на 1 января 2021 г. в ЕГРН учтено 169,6 млн объектов недвижимости (на 1 января 2020 г.
— 168,6 млн объектов недвижимости) из них земельных участков — 61,04 млн единиц (на 1 января 2020 г. — 60,58 млн единиц), с установленными границами — 37,79 млн единиц или 61,9% (на 1 января 2020 г. — 36,45 млн объектов недвижимости (60,2%). По состоянию на 1 июня 2021 г.
в ЕГРН содержатся сведения о порядке 171 млн объектов недвижимости и 215 млн зарегистрированных прав. По состоянию на 1 июня 2021 г. в ЕГРН внесены сведения о 41,5% (на 1 января 2020 г. — 34,4%) участков границ между субъектами Российской Федерации, о 39% границ населенных пунктов (на 1 января 2020 г.
— 29,7%), о 76% границ муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации (на 1 января 2020 г. — 65,8%), а также о 23% границ территориальных зон (на 1 января 2020 г. — 23%).
- Таким образом, 23,2 млн земельных участков не имеют установленных границ, что сопровождается большим количеством споров, 47,3 млн объектов недвижимости не имеют сведений о правообладателе.
- По данным Росреестра, за 2020 год осуществлено порядка 34 млн учетно-регистрационных действий, из которых около 31% в электронном виде, и выдано порядка 100 млн сведений ЕГРН (или 4 услуги в секунду).
- Кроме того, в ЕГРН содержится более 2 млн реестровых ошибок, что формирует экономические риски и «потери» для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, сдерживает территориальное развитие, формирование пространственных «точек роста», существенно влияет на развитие потенциала многих отраслей экономики, формирует основу экономических потерь физических лиц.
- По оценке экспертов, сфера управления пространственными данными задействована в формировании валовой добавленной стоимости широкого круга отраслей экономики России (по итогам 2020 года), в том числе в таких отраслях как строительство и операции с недвижимостью, добыча полезных ископаемых, государственное управление, финансовая и страховая деятельность, сельское и лесное хозяйство.
- ________________
По результатам НИР «Исследование вклада Росреестра в развитие экономики Российской Федерации», выполнено на основании государственного контракта от 07.09.2020 N 0039-02-20, исполнитель НИУ ВШЭ совместно с некоммерческим партнерством ЦМАПК.
1.
Ограниченное использование современных российских геоинформационных технологий, высокопроизводительной обработки пространственных данных, искусственного интеллекта для повышения эффективности цифровизации сферы управления земельными ресурсами и недвижимым имуществом, а также отсутствие отечественной геоплатформы, объединяющей сведения, содержащиеся в ведомственных и региональных информационных ресурсах, реестрах и базах данных.
Существующие услуги и сервисы по предоставлению пространственных данных строятся органами публичной власти и хозяйствующими субъектами на основе различных, в том числе иностранных, цифровых картографических продуктов, что в условиях современных реалий создает потенциальную угрозу национальной безопасности.
2.
Различия в подходах и несогласованность в процессе учёта, использования и управления пространственными данными в федеральных органах исполнительной власти, реализующих полномочия собственности в отношении федеральных земельных участков, что негативно сказывается на эффективности оборота земель.
- Система сбора информации о земле и недвижимости не обеспечивает достоверность и сопоставимость сведений.
- Проблема заключается в ведомственной разобщенности государственных информационных ресурсов, содержащих сведения о земле как объекте недвижимости, природном ресурсе, лесах и лесных участках, лесах, водных объектах, сельскохозяйственных угодьях, иных природных объектах.
- Информация о земле и объектах недвижимости содержится в следующих информационных ресурсах:
- Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН, Росреестр);
- Реестр федерального имущества (РФИ, Росимущество);
- Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации (ИСОГД, субъекты Российской Федерации);
- Государственный лесной реестр (ГЛР, Рослесхоз);
- Единая федеральная информационная система о землях сельскохозяйственного назначения и землях, предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий (ЕФИС ЗСН, Минсельхоз России);
- Государственный водный реестр (ГВР, Росводресурсы);
- Информационная система обеспечения работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы Роснедра (СОБР, Роснедра).
- Разрозненность информации о земле и недвижимости, несогласованность форматов и отсутствие механизмов интеграции данных приводят к низкой эффективности использования земель и объектов недвижимости, ограничению данных о неиспользуемых земельных ресурсах для вовлечения их в хозяйственный оборот, недостаточному распространению цифровых сервисов для граждан и организаций, неэффективному расходованию бюджетных средств в связи с необходимостью сбора одних и тех же данных, рисках при принятии управленческих решений и осуществлении инвестиционной деятельности.
3. Отсутствие цифровой мультимасштабной карты с актуальным набором пространственных данных сдерживает и затрудняет реализацию инфраструктурных проектов, в том числе темпы жилищного строительства и развития бизнеса, снижает доступность информации для граждан.
4. Низкие темпы наполнения ресурса пространственными данными, отсутствие единой технологической базы, неполнота единой электронной картографической основы (ЕЭКО).
- Наполнение ЕЭКО — юридически значимой достоверной электронной масштабируемой карты — составляет 30% от всей территории России.
- В мировой практике электронная цифровая карта является полной и объединяет в себе целый набор слоев данных из разных источников (вплоть до подземных коммуникаций), позволяет получить доступ к актуальной и исторической информации о собственниках объекта недвижимости.
- По состоянию на июнь 2021 года в федеральном фонде пространственных данных (ФФПД) содержатся сведения о более чем 280 тысячах пунктов государственной геодезической сети (далее — ГГС) (включая ранее созданные пункты астрономо-геодезической сети 1 и 2 классов и геодезической сети сгущения 3 и 4 классов), из них только в отношении порядка 30% пунктов имеются актуальные сведения об их состоянии, при этом утрачено около 28% пунктов ГГС.
В пределах предусмотренных бюджетных ассигнований в рамках выполнения работ по обновлению цифровых топографических карт и планов, нивелированию I и II классов, созданию фрагментов ГГС, состоящих из пунктов высокоточной геодезической сети и спутниковой геодезической сети 1 класса, проводится обследование и восстановление пунктов ГГС. Однако такое обследование и восстановление пунктов ГГС носит маршрутный характер и не обеспечивает необходимые объемы работ для актуализации данных (ежегодно требуется обследовать не менее 20000 пунктов ГГС).
- Неполнота данных связана в том числе с отсутствием дополнительных слоев данных, представляющих интерес для граждан и бизнеса, но находящихся в зоне ответственности других ведомств, — например, информацией о коммуникациях или зонах с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ).
- Ввиду отсутствия четко определенных публичных границ административно-территориальных образований (границ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон) и иных имеющих правовое значение территорий (лесничества, особо охраняемые природные территории, ЗОУИТ, сельскохозяйственные угодья) заинтересованное лицо не имеет четкого представления о том, с какими именно уполномоченными органами публичной власти нужно построить «правовой диалог» по вопросу приобретения прав на землю с точки зрения административного подчинения земельного участка.
- Таким образом, «затягивается» процесс улучшения предпринимательского климата и привлечения потенциальных инвесторов для развития территорий муниципальных образований и повышения эффективности налогообложения, что в свою очередь является одним из препятствий в достижении национальных целей развития Российской Федерации.
5. Несовершенство организационно-технической и информационной обеспеченности процесса проведения государственной кадастровой оценки (ГКО).
Ключевым недостатком в данной сфере остается то, что взаимодействие всех основных участников процесса осуществляется преимущественно в бумажном виде.
Имеет место отсутствие структурированных сведений об объекте оценки, использованных при расчете кадастровой стоимости, доступных и понятных для потребителя, в связи с этим сохраняется «непрозрачность» алгоритмов расчета кадастровой стоимости.
Разный уровень финансирования государственных бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации в сфере ГКО приводит к разному уровню организационно-технологической, кадровой, информационной обеспеченности процесса проведения ГКО, соответственно разному уровню качества кадастровой оценки (от 3 млн рублей до более 100 млн рублей). Диапазон затрат бюджетов субъектов Российской Федерации в период 2018-2020 гг., на проведение ГКО варьировался от 3 до 608 рублей на 1 объект, при сравнительно равном уровне экономической активности региона.
Отсутствует единая платформа информационного взаимодействия всех участников ГКО, включая правообладателей объектов недвижимости, основных источников ценообразующих факторов (органы местного самоуправления, ресурсоснабжающие организации, организации, осуществлявшие до 1 января 2013 года государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости и др.).
- Государственный надзор за проведением ГКО осуществляется преимущественно в «ручном режиме».
- Таким образом, в первую очередь, требуется создание механизма консолидации информации о ГКО и регистрации отчетов об оценке в едином Реестре сведений об отчетах, создание и эксплуатация которого обеспечиваются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
- Связанной проблемой является также то, что в Российской Федерации применяют ряд систем и моделей по оценке, анализу и прогнозированию экономического потенциала территорий, которые обладают рядом недостатков, возникающих в том числе и по объективной причине:
- невозможности получения и консолидации необходимых для проведения анализа данных в полном объеме и в одной точке;
- невозможности сравнений территорий иных регионов;
- проведение стоимостных анализов изменений стоимости недвижимости на основе исключительно цен предложений;
- проведение анализа на нерелевантных, разнородных по своей природе, зачастую несопоставимых источниках данных, сопровождающееся применением не верифицированных и разрозненных методик проведения расчётов;
- представленная на рынке аналитическая и статистическая информация в большей своей части является описательной и отвечает на один вопрос: «что произошло», но не отвечает на вопросы о причинах наблюдаемых явлений и прогнозах по их развитию.
6. Недостаточное распространение цифровых сервисов в процессе управления земельными ресурсами и недвижимым имуществом и объектами землеустройства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В условиях цифровизации первоочередное значение для создания новых возможностей динамичного развития страны приобретает сфера оказания услуг в области предоставления пространственных данных, а также создание сервисов, функционирующих на их основе.
С учетом возросшей более чем в два раза нагрузки на базы данных Росреестра и необходимости удовлетворения потребностей участников сферы земли и недвижимости в государственных услугах по кадастровому учету и регистрации прав в части реализации новых электронных сервисов существующие информационные системы требуют модернизации и перепроектирования.
Государственные информационные системы (ГИСы): практические вопросы защиты информации
В РФ существует порядка 100 государственных информационных систем, они подразделяются на федеральные и региональные.
Организация, работающая с какой-либо из этих систем, обязана выполнять требования к защите данных, которые в ней обрабатываются.
В зависимости от классификации, к разным информационным системам предъявляются разные требования, за несоблюдение которых применяются санкции — от штрафа до более серьезных мер.
Работа всех информационных систем в РФ определяется Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (27 июля 2006 г.). В статье 14 этого закона дается подробное описание ГИСов.
К операторам государственных ИС, в которых ведется обработка информации ограниченного доступа (не содержащей сведений, составляющих государственную тайну), предъявляются требования, изложенные в Приказе ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г.
№ 17 «Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах».
Напомним, что оператор — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
Если организация подключена к государственной информационной системе, то приказ ФСТЭК № 17 обязывает аттестовать систему, а для защиты информации должны применяться только сертифицированные средства защиты информации (имеющие действующие сертификаты ФСТЭК или ФСБ).
Нередки случаи, когда оператор информационной системы ошибочно относит ее к ГИСам, в то время как она таковой не является. В итоге к системе применяются избыточные меры по защите.
Например, если по ошибке оператор информационной системы персональных данных классифицировал ее как государственную, ему придется выполнить более жесткие требования к безопасности обрабатываемой информации, чем того требует закон.
Тем временем требования к защите информационных систем персональных данных, которые регулирует приказ ФСТЭК № 21, менее жесткие и не обязывают аттестовать систему.
На практике не всегда понятно, является ли система, к которой необходимо подключиться, государственной, и, следовательно, какие меры по построению защиты информации необходимо предпринять. Тем не менее план проверок контролирующих органов растет, планомерно увеличиваются штрафы.
Как отличить ГИС от неГИС
Государственная информационная система создается, когда необходимо обеспечить:
- реализацию полномочий госорганов;
- информационный обмен между госорганами;
- достижение иных установленных федеральными законами целей.
Понять, что информационная система относится к государственной, можно, используя следующий алгоритм:
- Узнать, есть ли законодательный акт, предписывающий создание информационной системы.
- Проверить наличие системы в Реестре федеральных государственных информационных систем. Подобные реестры существуют на уровне субъектов Федерации.
- Обратить внимание на назначение системы. Косвенным признаком отнесения системы к ГИС будет описание полномочий, которые она реализует. Например, каждая администрация Республики Башкортостан имеет свой устав, который в том числе описывает полномочия органов местного самоуправления. ИС «Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории Республики Башкортостан» создана для реализации таких полномочий администраций, как «принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального района», и является ГИС.
Если система подразумевает обмен информацией между госорганами, она также с высокой долей вероятности будет государственной (например, система межведомственного электронного документооборота).
Это ГИС. Что делать?
Приказ ФСТЭК 17 предписывает проведение следующих мероприятий по защите информации к операторам ГИС:
- формирование требований к защите информации, содержащейся в информационной системе;
- разработка системы защиты информации информационной системы;
- внедрение системы защиты информации информационной системы;
- аттестация информационной системы по требованиям защиты информации (далее — аттестация ИСПДн) и ввод ее в действие;
- обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации аттестованной информационной системы;
- обеспечение защиты информации при выводе из эксплуатации аттестованной информационной системы или после принятия решения об окончании обработки информации.
Организации, которые подключены к государственным информационным системам, должны выполнить следующие действия:
1. Провести классификацию ИС и определить угрозы безопасности
Классификация ИС проводится в соответствии с пунктом 14.2 17 приказа ФСТЭК.
Угрозы безопасности информации определяются по результатам
- оценки возможностей нарушителей;
- анализа возможных уязвимостей информационной системы;
- анализа (или моделирования) возможных способов реализации угроз безопасности информации;
- оценки последствий от нарушения свойств безопасности информации (конфиденциальности, целостности, доступности).
2. Сформировать требования к системе обработки информации
Требования к системе должны содержать:
- цель и задачи обеспечения защиты информации в информационной системе;
- класс защищенности информационной системы;
- перечень нормативных правовых актов, методических документов и национальных стандартов, которым должна соответствовать информационная система;
- перечень объектов защиты информационной системы;
- требования к мерам и средствам защиты информации, применяемым в информационной системе.
3. Разработать систему защиты информации информационной системы
Для этого необходимо провести:
- проектирование системы защиты информации информационной системы;
- разработку эксплуатационной документации на систему защиты информации информационной системы;
- макетирование и тестирование системы защиты информации информационной системы.
4. Провести внедрение системы защиты информации информационной системы, а именно:
- установку и настройку средств защиты информации в информационной системе;
- разработку документов, определяющих правила и процедуры, реализуемые оператором для обеспечения защиты информации в информационной системе в ходе ее эксплуатации (далее — организационно-распорядительные документы по защите информации);
- внедрение организационных мер защиты информации;
- предварительные испытания системы защиты информации информационной системы;
- опытную эксплуатацию системы защиты информации информационной системы;
- проверку построенной системы защиты информации на уязвимость;
- приемочные испытания системы защиты информации информационной системы.
5. Аттестовать ИСПДн:
- провести аттестационные испытания;
- получить на руки аттестат соответствия.
Существует распространенное мнение, что для прохождения проверки контролирующих органов достаточно наличия организационно-распорядительных документов, поэтому операторы ГИС зачастую пренебрегают внедрением средств защиты.
Действительно, Роскомнадзор уделяет пристальное внимание именно документам и реализации организационно-распорядительных мер по защите ПДн в организации. Однако в случае возникновения вопросов к проверке могут быть привлечены специалисты из ФСТЭК и ФСБ.
При этом ФСТЭК очень внимательно смотрит на состав технической защиты информации и проверяет правильность составления модели угроз, а ФСБ проверяет реализацию требований, касающихся использования средств криптографической защиты информации.
Олег Нечеухин, эксперт по защите информационных систем, «Контур-Безопасность»
Представление данных в ГИС (Слои)
Данные в геоинформационных системах описывают, как правило, реальные объекты, такие как дороги, здания, водоёмы, лесные массивы. Реальные объекты можно разделить на две абстрактные категории: дискретные (дома, территориальные зоны) и непрерывные (рельеф, уровень осадков, среднегодовая температура). Для представления этих двух категорий объектов используются векторные и растровые данные.
Растровые данные хранятся в виде наборов величин, упорядоченных в форме прямоугольной сетки. Ячейки этой сетки называются пикселями. Наиболее распространённым способом получения растровых данных о поверхности Земли является дистанционное зондирование, проводимое при помощи спутников. Хранение растровых данных может осуществляться в графических форматах, например TIFF или JPEG.
Векторные данные обычно имеют намного меньший размер, чем растровые. Их легко трансформировать и проводить над ними бинарные операции. Векторные данные позволяют проводить различные типы пространственного анализа, к примеру поиск кратчайшего пути в дорожной сети. Наиболее распространёнными типами векторных объектов являются точки, полилинии, многоугольники.
Точки используются для обозначения географических объектов, для которых важно местоположение, а не их форма или размеры. Возможность обозначения объекта точкой зависит от масштаба карты.
В то время как на карте мира города целесообразно обозначать точечными объектами, то на карте города сам город представляется в виде множества объектов.
В ГИС точечный объект изображается в виде некоторой геометрической фигуры небольших размеров (квадратик, кружок, крестик), либо пиктограммой, передающей тип реального объекта.
Полилинии служат для изображения линейных объектов. Полилиния — ломаная линия, составленная из отрезков прямых. Полилиниями изображаются дороги, железнодорожные пути, реки, улицы, водопровод.
Допустимость изображения объектов полилиниями также зависит от масштаба карты. Например, крупная река в масштабах континента вполне может изображаться линейным объектом, тогда как уже в масштабах города требуется её изображение площадным объектом.
Характеристикой линейного объекта является длина.
Многоугольники (иногда используется калька «полигоны») служат для обозначения площадных объектов с чёткими границами. Примерами могут служить озера, парки, здания, страны, континенты. Характеризуются площадью и длиной периметра.
Семантические данные могут быть привязаны к векторным: например, на карте территориального зонирования к площадным объектам, представляющим зоны, может быть привязана характеристика типа зоны. Структуру и типы данных определяет пользователь. На основе численных значений, присвоенных векторным объектам на карте, может строиться тематическая карта, на которой эти значения обозначены цветами в соответствии с цветовой шкалой, либо окружностями разного размера. Непрерывные поля величин могут быть описаны векторными данными. Поля при этом изображаются в виде изолиний или контурных линий. Одним из способов представления рельефа является нерегулярная триангуляционная сетка (TIN, triangulated irregular networks). Такая сетка формируется множеством точек с привязанными значениями (в данном случае высота). Значения в произвольной точке внутри сетки получаются путем интерполяции значений в узлах треугольника, в который попадает эта точка.
Геоинформационные системы (ГИС)
ГИС используют для решения научных и прикладных задач инфраструктурного проектирования, городского и регионального планирования, рацион
- Геоинформационные системы (ГИС) — это автоматизированные системы, функциями которых являются сбор, хранение, интеграция, анализ и графическая интерпретация пространственно-временных данных, а также связанной с ними атрибутивной информации о представленных в ГИС объектах.
- ГИС появились в 1960 гг при появлении технологий обработки информации в СУБД и визуализации графических данных в САПР, автоматизированного производства карт, управления сетями.
- Назначение ГИС определяется решаемыми в ней задачами (научными и прикладными), такими как инвентаризация ресурсов, управление и планирование, поддержка принятия решений.
- Этапы создания ГИС:
- предпроектные исследования, в тч изучение требований пользователя и функциональные возможности используемого ПО,
- технико-экономическое обоснование (ТЭО)
- оценка рентабельности,
- системное проектирование ГИС, включая стадию пилот-проекта, разработку ГИС;
- тестирование ГИС на небольшом территориальном фрагменте или тестовом участке или создание опытного образца,
- внедрение ГИС;
- эксплуатация и обслуживание ГИС.
Источники данных для создания ГИС:
- базовый слой — картографические материалы (топографические и общегеографические карты, карты административно-территориального деления, кадастровые планы и тд), используемые в виде геодезической системы координат и плоских прямоугольных координат картографических проекций исходных материалов, геодезических координат и проекций создаваемых базовых карт, на основе которых осуществляется построение цифровых моделей в ГИС и практически реализуются все их задачи.
- данные дистанционного зондирования (ДДЗ): в тч, получаемые с космических аппаратов и спутников материалы, Изображения получают и передают на Землю с носителей съемочной аппаратуры, размещенных на разных орбитах. Полученные снимки отличаются разным уровнем обзорности и детальности отображения объектов природной среды в нескольких диапазонах спектра (видимый и ближний инфракрасный, тепловой инфракрасный и радиодиапазон), что позволяет решать широкий спектр экологических задач. К методам дистанционного зондирования относятся также аэро- и наземные съемки, и другие неконтактные методы, например гидроакустические съемки рельефа морского дна. Материалы таких съемок обеспечивают получение как количественной, так и качественной информации о различных объектах природной среды;
- результаты геодезических измерений на местности, выполняемые нивелирами, теодолитами, электронными тахеометрами, GPS приемниками и др;
- данные государственных статистических служб по самым разным отраслям народного хозяйства, а также данные стационарных измерительных постов наблюдений (гидрологические и метеорологические данные, сведения о загрязнении окружающей среды и пр).
- литературные данные (справочные издания, книги, монографии и статьи, содержащие разнообразные сведения по отдельным типам географических объектов). В ГИС редко используется только один вид данных, чаще всего это сочетание разнообразных данных на какую-либо территорию.
- Эффективное использование ГИС для решения разнообразных пространственно-локализованных задач требует от пользователя достаточного объема знаний о геодезических системах координат, картографических проекциях и других элементах математической основы карт ГИС, знаний о методах получения по карте различной информации, математических и других методов использования этой информации для решения пространственно-локализованных задач ГИС.
- Научные, технические, технологические и прикладные аспекты проектирования, создания и использования ГИС изучаются геоинформатикой.
- Данные, собираемые в геоинформатике, выделяют в особый класс данных, называемых геоданными.
- Геоданные — данные о предметах, формах территории и инфраструктурах на поверхности Земли, причем как существенный элемент в них должны присутствовать пространственные отношения.
- Геоданные описывают объекты через их положение в пространстве непосредственно (например, координатами) или косвенно (например, связями).
- В целом следует выделить следующие технологии сбора данных в геоинформатике:
- воздушная съемка, которая включает аэросъемку, съемку с мининосителей;
- глобальная система позиционирования (GPS);
- космическая съемка, которая является одним из важнейших источников данных для ГИС при проведении природоресурсных исследований, экологического мониторинга, оценки сельскохозяйственных и лесных угодий и т. д.;
- карты или картографическая информация, которая является основой построения цифровых моделей ГИС;
- данные, поступающие через всемирную сеть Internet;
- наземная фотограмметрическая съемка служит источником информации для ГИС при анализе городских ситуаций, экологического мониторинга за деформацией и осадками;
- цифровая фотограмметрическая съемка основана на использовании цифровых фотограмметрических камер, которые позволяют выводить информацию в цифровом виде непосредственно на компьютер;
- видеосъемка, как источник данных для ГИС, используется в основном для целей мониторинга;
- документы, включая архивные таблицы и каталоги координат, служат основным источником данных для ввода в ГИС так называемой предметной или тематической информации, к которой относятся экономические, статистические, социологические и другие виды данных;
- геодезические методы (автоматизированные и не автоматизированные) используются для уточнения координатных данных,
- источником данных для ГИС являются также результаты обработки в других ГИС;
- фотографии, рисунки, чертежи, схемы, видеоизображения и звуки;
- статистические таблицы и текстовые описания, технические данные;
- почтовые адреса, телефонные книги и справочники;
- геодезические, экологические и любые другие сведения.
- ГИС используют для решения научных и прикладных задач инфраструктурного проектирования, городского и регионального планирования, рационального использования природных ресурсов, мониторинга экологических ситуаций, принятия оперативных мер в условиях ЧС и тд.
- ГИС классифицируются по следующим признакам:
- 1. По функциональным возможностям:
- полнофункциональные ГИС общего назначения;
- специализированные ГИС, ориентированные на решение конкретной задачи в какой либо предметной области;
- информационно-справочные системы для домашнего и информационно-справочного пользования. Функциональные возможности ГИС определяются также архитектурным принципом их построения:
- закрытые системы не имеют возможностей расширения, они способны выполнять только тот набор функций, который однозначно определен на момент покупки; — открытые системы отличаются легкостью приспособления, возможностями расширения, так как могут быть достроены самим пользователем при помощи специального аппарата (встроенных языков программирования).
2.По пространственному (территориальному) охвату ГИС подразделяются на глобальные (планетарные), общенациональные, региональные, локальные (в том числе муниципальные).
3.По проблемно-тематической ориентации — общегеографические, экологические и природопользовательские, отраслевые (водных ресурсов, лесопользования, геологические, туризма и т. д.).
4.По способу организации географических данных — векторные, растровые, векторно-растровые ГИС.
- Структура ГИС включает комплекс технических средств (КТС) и программное обеспечение (ПО), информационное обеспечение (ИО).
- КТС — это комплекс аппаратных средств, в тч, рабочая станция (персональный компьютер), устройства ввода-вывода информации, устройства обработки и хранения данных, средства телекоммуникации.
- Рабочая станция используется для управления работой ГИС и выполнения процессов обработки данных, основанных на вычислительных и логических операциях.
Ввод данных реализуется с помощью разных технических средств и методов: непосредственно с клавиатуры, с помощью дигитайзера или сканера, через внешние компьютерные системы. Пространственные данные могут быть получены с электронных геодезических приборов, с помощью дигитайзера или сканера, либо с использованием фотограмметрических приборов.
Устройства для обработки и хранения данных интегрированы в системном блоке компьютера, включающем в себя центральный процессор, оперативную память, запоминающие устройства (жесткие диски, переносные магнитные и оптические носители информации, карты памяти, флеш-накопители и др.). Устройства вывода данных — монитор, графопостроитель, плоттер, принтер, с помощью которых обеспечивается наглядное представление результатов обработки пространственно-временных данных.
ПО — обеспечивает реализацию функциональных возможностей ГИС. Оно подразделяется на базовое и прикладное ПО.
Базовое ПО включает операционные системы (ОС), программные среды, сетевое программное обеспечение, системы управления базами данных, и модули управления средствами ввода и вывода данных, систему визуализации данных и модули для выполнения пространственного анализа.
Прикладное ПО -программные средства, предназначенные для решения специализированных задач в конкретной предметной области. Они реализуются в виде отдельных модулей (приложений) и утилит (вспомогательных средств).
- ИО — совокупность массивов информации, систем кодирования и классификации информации.
- Особенность хранения пространственных данных в ГИС — их разделение на слои.
- Многослойная организация электронной карты, при наличии гибкого механизма управления слоями, позволяет объединить и отобразить гораздо большее количество информации, чем на обычной карте.
- Информация, представленная в виде отдельных слоев, и их совместный анализ в разных комбинациях позволяет получать дополнительную информацию в виде производных слоев с их картографическим отображением (в виде изолинейных карт, совмещенных карт различных показателей и тд).
- ГИС-технология объединяет разрозненные данные в единый вид, что упрощает принятие управленческих решений информационного обеспечения на различных уровнях планирования и получать, анализировать и принимать решения в науке, управлении хозяйствовании.
- Рынок ГИС, отличающихся по функциональным возможностям, требованиям к КТС, ПО и ИО, довольно развит.
- ПО — это одна из немногих отраслей, где РФ на равных конкурирует с Западом.