Понятие «вождение в полусонном состоянии», возможно, звучит несерьёзно, но количество несчастных случаев, вызванных засыпанием водителя за рулём, с каждым годом уносит всё больше жизней и приводит к травматизму.
Вождение в состоянии сонливости настолько же опасно, как и вождение в состоянии алкогольного опьянения, о чем свидетельствует анализ числа травм и смертей, полученных при вождении.
Заснули ли вы за рулём или у вас замедлилась скорость реакции, и вы стали допускать ошибки в вождении — всё это в равной мере может привести к серьёзным опасным последствиям вождения в состоянии сонливости.
Что такое сонливость? Ваше тело испытывает потребность в трёх вещах: еде, пище и сне. Если вы откажетесь от принятия воды или пищи, то можете умереть. Вы можете пытаться не спать, однако потребность вашего тела во сне настолько велика, что мозг всё равно заставит тело спать, вне зависимости от характера вашей деятельности.
Сонливость может вызываться несколькими факторами: временем внутренних биологических часов, воздействием солнечного света/темноты и количеством времени, которое вы провели в состоянии бодрствования. Сигналы от ваших внутренних часов (называемых циркадными ритмами) вызывают сонливость дважды в день: вечером — перед сном и 12 часов спустя, во время «сиесты».
Смена дня и ночи помогает настроить наши внутренне часы. Вдобавок, количество времени, которое мы проводим в состоянии бодрствования, усиливает нашу потребность во сне (т.е. чем дольше вы бодрствуете, тем больше вам требуется сна). Хотя для каждого человека требуется разное количество сна, большинству взрослых людей требуется в среднем 8 часов.
Если вы спите меньше 8 часов, у вас развивается дефицит сна. Если вы не получаете достаточного количества сна, то дефицит нарастает. Ваш дефицит сна продолжает нарастать по мере того, как вы набираете всё больше и больше часов упущенного сна.
Чем дольше вы стараетесь бодрствовать или чем больше ночей вы не получаете достаточного количества сна, тем сонливее вы становитесь, и тем больше это влияет на ваши умственные и физические способности. Чрезмерная сонливость снижает вашу бдительность и производительность труда. Ваши реакции замедляются, и появляется больше проблем с принятием решений.
Также понижается внимание, память, страдает координация движений. Люди, которые иногда испытывают сонливость, не осознают, что они имеют её проявление, что делает сонливость ещё более опасной. Состояние при сонливости такое же, как и после приёма алкогольных напитков. В Америке предельно допустимой концентрацией алкоголя в крови является 0,08.
Исследование, проводившееся в 1997 году, показало, что бодрствование в течение 18 часов вызывает состояние, сходное с тем, когда содержание алкоголя в крови — 0,05. После 24 часов бодрствования эта концентрация достигает 0,10.
Даже если вы не досыпаете только 1 или 2 часа за ночь, сонливость может ухудшить вашу способность водить автомобиль в большей степени, чем предельно допустимая концентрация алкоголя в крови. Этот факт становится ещё более тревожным при сопоставлении с количеством сна, которое взрослые получают каждую ночь. Отчёты по исследованию сна показали, что взрослые не получают рекомендованные 8 часов сна.
Одно исследование выявило, что 64% взрослых спят меньше 8 часов в сутки и 32% — 6 часов или меньше. Находились ли вы в состоянии глубокой сонливости только один раз за вашу жизнь или вы хотите спать постоянно — последствия вашего состояния могут быть необратимыми.
Каковы типичные характеристики дорожных происшествий, связанных с сонливостью? Время дня. Как уже говорилось, внутренние биологические часы дают нам сигналы ко сну дважды в день: ночью и во время «сиесты» после полудня. В эти два периода у людей появляется сонливость, вне зависимости от того, получили ли они достаточное количества сна или нет.
Согласно статистике, существует два периода, когда происходят несчастные случаи, связанные с полусонным состоянием. Большинство происшествий такого плана приходится на период с 12 часов ночи до 8 часов утра и между 1 и 3 часами дня. Если вам необходимо садиться за руль в эти промежутки времени, удостоверьтесь, что вы получили достаточное количества сна накануне. Водитель без пассажиров.
В одном из исследований было показало, что 82% аварий, связанных с засыпанием/сонливостью, случились с водителями, которые ехали без пассажиров. Одинокому водителю не с кем общаться, и никто не поддерживает его бдительность на должном уровне. Обычно пассажир в состоянии заметить, когда водитель начинает засыпать.
Поэтому если в машине есть ещё несколько человек, умеющих её водить, они могут сменять друга и тем самым избежать несчастных случаев, связанных с засыпанием за рулём. Отсутствие действий по предотвращению аварии.
Поскольку сонливый или уснувший человек может на мгновение закрыть глаза, обычным признаком дорожных происшествий, связанных с сонливостью, является то, что водитель не делает попытки избежать аварии. Из-за этого высокий процент аварий в состоянии сонливости заканчиваются летальным исходом.
Согласно отчётам, 4% всех дорожно-транспортных происшествий с летальными исходами вызваны сонливостью водителя. Сонливый водитель, в отличие от бдительного водителя, менее способен совершить правильное действие для избежания аварии, что подтверждается отсутствием признаков следов заноса или свидетельств очевидцев о включении тормозных огней. Кто подвергается наибольшему риску?
Молодые водители мужского пола. В одном из исследований несчастных случаев, вызванных засыпанием за рулём, в 55% аварий возраст водителей был менее 25 лет. 75% из этих водителей были мужского пола. Сонливость может возникать из-за стиля жизни или поведения, и, избирая такой жизненный путь (поздно ложатся спать, работают долго), люди приводят себя к сонливости.
Работающие в ночную смену, совершающие деловые путешествия и другие, страдающие расстройством циркадного ритма. Люди, которые работают в ночную смену, пытаются спать, когда их тела хотят бодрствовать, а работать, когда их тела хотят спать. Из-за этого такие люди могут страдать от расстройств циркадного ритма, когда природная схема сон-бодрствование изменяется работой и образом жизни. Люди, совершающие деловые путешествия, особенно те, которые пересекают несколько временных зон, также испытывают дискомфорт, подстраиваясь под график, отличающийся от их обычных физиологических ритмов или от распорядка, к которому они привыкли дома. Любая из этих причин может вызвать недостаток сна или плохое его качество. Это может привести к появлению сонливых водителей, бдительность которых намного ниже той, которая необходима для выполнения задач вождения автомобиля. Водители, страдающие от кумулятивной (накопительной) частичной депривации сна. Некоторые люди страдают от кумулятивной частичной депривации сна (например, постоянно получают меньше рекомендованных 8 часов сна за ночь). Они отмечают сильное желание подремать во множестве различных ситуаций и, следовательно, у них больше риск попасть в дорожно-транспортное происшествие. С каждым днём их дефицит сна становится всё больше и больше. И чем больше дефицит сна, тем сильнее потребность тела во сне. Они становится чрезмерно сонливыми, что снижает их внимание и производительность в выполнении различных заданий, включая и вождение автомобиля. Водители, страдающие от острой депривации сна. Это такие люди, которые остаются в состоянии бодрствовании в течение многих часов (например, работают весь день, а ночью совершают поездку). Этот недостаток сна очень сильно влияет на их внимание и понижает способность обращать внимание и быстро реагировать на различные ситуации во время вождения. Одно исследование показало, что у водителей, остающихся в состоянии бодрствования 15 и более часов, риск попадания в аварию в 4 раза больше. А если водитель бодрствует 20 или более часов, риск увеличивается в 30 раз. Водители с невылеченными расстройствами сна. Водители, которые имеют недиагностированный или нелечённый синдром обструктивного апноэ во время сна, а также страдающие нарколепсией или другими расстройствами сна, подвергаются большому риску, потому что при отсутствии адекватной терапии эти заболевания не позволяют получить нормальный сон ночью. Поэтому самым распространённым симптомом расстройств сна является чрезмерная дневная сонливость. Исследования показали, что синдром обструктивного апноэ сна выявляется у многих людей и в 2-7 раз увеличивает частоту аварий, связанных с сонливостью. Для получения более полной информации по расстройствам сна обратитесь к вашему лечащему врачу или специалисту по проблемам сна. Водители, принимающие лекарства, побочным эффектом которых является сонливость. Некоторые самостоятельно приобретенные или назначенные врачом лекарства могут вызвать у Вас сильную сонливость. У таких препаратов имеются соответствующие предупреждения в инструкциях по применению, потому что их побочные эффекты снижают внимание водителей и скорость реакции. К этим лекарствам относятся снотворные, наркотические обезболивающие препараты, некоторые антидепрессанты, транквилизаторы, некоторые гипотензивные средства, таблетки/растворы для лечения простуды или кашля и миорелаксанты. Сонливые водители, принявшие алкоголь. Обычно алкоголь вызывает сонливость, и сам по себе может стать причиной аварии. Однако при сочетании с избыточной сонливостью его эффекты приумножаются. Алкоголь повышает сонливость, существенно снижает умственную и физическую бдительность и значительно чаще, чем алкоголь или сонливость в отдельности, становится причиной дорожно-транспортных происшествий, при которых машину выносит с полосы движения. В одном из исследований на симуляторе вождения, уровни алкоголя ниже официально разрешённого при вождении вызывали большее количество ошибок после четырёх часов сна, чем после восьми часов сна. Исследование показало, что принятия бутылки пива человеком после 4 часов сна равносильно принятию 6 бутылок пива хорошо отдохнувшим человеком. Каковы признаки сонливости? Ниже представлены некоторые из наиболее частых признаков того, что водитель чрезвычайно сонлив. Если при вождении у вас возникает один или все из ниже представленных ощущений, то вы рискуете попасть в автодорожное происшествие: — Вы не можете вспомнить, как вы проехали последние несколько километров; — Вы неосознанно пересекли разделительную полосу или наезжаете на дорожные ограничители; — Ваше внимание ослаблено, и мысли блуждают; — Вы замечаете, что стали часто зевать; — Вы не способны сфокусироваться или держать глаза открытыми; — Вы пропускаете дорожные знаки или не сохраняете дистанцию (приближаетесь к впереди идущему транспорту); — Вы «клюёте носом» и Вам трудно держать голову в нормальном положении. Как избежать сонливости за рулём? Два самых эффективных способа, предотвращающие сонливость за рулём, обусловлены выбором правильного поведения. Первый способ — хорошо выспаться перед тем, как садиться за руль. К сожалению, многие люди не задумываются о последствиях сонливости за рулём до того, как они испытают воздействие сонливости. Лучшей профилактикой сонливости является сон, а заменить его ничем нельзя. Образ жизни с поддержанием достаточного количества сна является оптимальным способом предотвращения сонливости за рулём. Другой способ предотвратить сонливость за рулём — остановить машину и поспать, чувствуете ли вы появление признаков сонливости или нет. Когда у вас появляется сонливость, вы не всегда можете осознать её признаки или думаете, что справитесь с этой проблемой, продолжая вождение в сонливом состоянии. Если вы чувствуете сильную усталость или засыпаете за рулём, то для безопасности следует прекратить вождение или остановиться, пока вы ещё контролируете своё состояние. Даже если вы думаете, что можете справиться с сонливостью, подумайте о том, что не так легко сонливым водителям осознать, насколько опасно их состояние. Водителям также следует избегать употребления алкоголя и лекарств, которые влияют на вождение. Проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом по поводу любых принимаемых препаратов, если не знаете, влияют ли они на ваши водительские способности. Приспособления, способствующие поддержанию бдительности. Одним из наиболее эффективных приспособлений, способствующих поддержанию бдительности, являются «гудящие» полосы, расположенные с обеих сторон автострады. Цель этих приспособлений — воспроизводить достаточное количество шума и вибрации, чтобы разбудить задремавшего водителя, чей автомобиль начал съезжать с дороги. Было доказано, что «гудящие» полосы, хотя и предотвращают смещение автомобиля за пределы дороги, не являются достаточной мерой предупреждения столкновения задремавшего водителя со встречным транспортом. Некоторые производители автомобилей проводили эксперименты по использованию устройств внутри машины для поддержания бдительности водителей. Эти устройства предназначены для мониторирования сонливости водителей, и некоторые имеют сигналы тревоги. В настоящее время недостаточно информации для доказательства эффективности таких устройств. Кроме того, водители, полагаясь на эти приспособления, забывают, что сонливость может быть предупреждена только достаточным количеством сна. Фактически эти устройства дают сонливым водителям ложное чувство безопасности: они полагают, что такие приспособления защитят их и не дадут заснуть.
Лица, работающие по сменному графику и путешествующие через временные пояса. Лучший способ профилактики среди ночных рабочих и их работодателей — просветительская работа. Несколько разработанных в этой области программ успешно применялись.
Уменьшение частоты перехода из смены в смену, перевод в смены вперёд по ходу времени, установление регулярных периодов отдыха, предоставление времени для физических упражнений и использование яркого света могут свести до минимума неблагоприятное влияние сменной работы на биологические часы.
Осторожно, невнимание: какие вредные привычки отвлекают водителя за рулем
Почти половина водителей в России — 49% — отвлекается за рулем. 70% из них уверены, что контролируют ситуацию, следует из соцопроса, проведенного на сайте Госавтоинспекции, участие в котором приняли порядка 40 тыс. человек.
Чаще всего автомобилисты в дороге переключаются на привычные для них дела — общение с пассажирами, поиск радиостанции, разговоры по телефону и написание сообщений — забывая, что вождение автомобиля сопряжено с повышенной опасностью. Отвлечение внимания — одна из основных причин ДТП, в том числе с тяжелыми последствиями.
Какие привычки становятся врагами, когда вы находитесь за рулем, — в материале «Известий».
Неочевидные опасности
Самый распространенный фактор отвлечения у водителей — разговор с пассажирами. По результатам очного социологического исследования аналитического центра НАФИ, участие в котором приняли порядка 2500 человек, за рулем общаются 59% автомобилистов. Почти половина (45%) настраивает радиоволну. На смартфоны при движении переключаются чуть реже — в этом признались 19% респондентов.
Водители часто недооценивают опасность внешних раздражителей, подчеркивают в Госавтоинспекции. К примеру, только четверть опрошенных считает опасным беседовать с пассажирами в пути.
Привычка постоянно держать при себе смартфон, отвечать на все звонки и читать каждое уведомление из многочисленных соцсетей безопасно делать дома, но многие водители переносят ее за руль.
Порой автомобилисты даже не успевают задуматься о риске и переключаются на экран автоматически. Мало кто откладывает гаджет в сторону или выключает звук в пути.
Наоборот, существуют специальные подставки и опция синхронизации мобильного телефона с бортовым компьютером автомобиля, чтобы водителю было удобнее пользоваться устройством в дороге.
24% водителей уверены, что от управления автомобилем можно спокойно отвлечься на пару секунд, отмечается в исследовании НАФИ.
По данным ВОЗ, разговор по телефону за рулем, даже с использованием гарнитуры hands free, повышает риск попадания в ДТП в четыре раза. А если водитель пишет или читает сообщения, риск увеличивается более чем в 20 раз.
— Телефонные разговоры, написание SMS-сообщений, пользование другими возможностями смартфонов за рулем специалисты называют рассеянным вождением, когда человек, отвлекаясь от дороги, не всегда может вовремя заметить опасность.
Кроме того, часто невозможно предсказать степень воздействия негативной информации, получаемой по телефону, и прочих стрессовых ситуаций, которые могут заблокировать самоконтроль даже опытного автолюбителя, — пояснили в Госавтоинспекции.
По словам заместителя начальника ГУОБДД МВД России генерал-майора полиции Олега Понарьина, человек, согласно научным исследованиям, может одновременно контролировать 5–9 различных действий, но у автомобилистов эта цифра иногда зашкаливает.
— К примеру, водитель, который, включая сигнал поворота, использует маневрирование и торможение и, таким образом, уже контролирует три действия. Но ведь водитель слушает еще радио, общается с пассажиром в салоне, параллельно отвечает на телефонный звонок. В итоге избыточное отвлечение водителя вредит и ему самому, и окружающим, — отметил он.
Еще одна вредная привычка за рулем, об опасности которой часто не задумываются, — еда и напитки. Стакан кофе в руках можно сравнить со смартфоном. Бросить его и быстро схватиться за руль обеими руками даже сложнее, чем гаджет.
К тому же во время питья водитель закидывает голову назад, загораживает стаканчиком глаза на пару секунд — это может спровоцировать аварию. Специалисты рекомендуют не рисковать, а остановиться и спокойно поесть. Кроме того, нередко водители пьют кофе, чтобы взбодриться и отогнать сон.
В этом случае тем более лучше встать в подходящем месте и подремать 20–30 минут.
Не менее опасной может быть привычка слушать музыку в дороге. Любимая мелодия способна отвлечь, навести на размышления или воспоминания, а это сравнимо с микросном, который длится несколько секунд. Этого времени хватает, чтобы пропустить поворот или не заметить пешехода.
Изучать карту специалисты тоже советуют заранее: попытка на ходу разобраться в незнакомом маршруте может сильно и надолго отвлечь внимание от дороги.
Очевидное — невероятное
Об опасности других привычек водителям давно известно, но многие россияне всё равно продолжают курить за рулем, в том числе электронные сигареты, поправлять макияж с помощью зеркала заднего вида, общаться с пассажирами на заднем сиденье, повернувшись к ним, делать селфи, смотреть видеоролики или фильмы на смартфоне.
Пешеходы тоже часто становятся участниками ДТП из-за невнимательности и, казалось бы, безвредных привычек. Выйти из дома без музыки для современного молодого человека, особенно подростка, равносильно мучениям.
Еще большее мучение — отказаться от стильных очков и худи с модной капюшоном.
Но все эти аксессуары делают переход дороги куда как более опасным — можно не услышать звук приближающегося автомобиля и не успеть отреагировать.
Нередко пешеходы отвечают на звонок или пишут сообщения, идут через дорогу в капюшоне и темных очках, что тоже повышает риск.
37% людей, опрошенных НАФИ, признались, что отвлекаются от дороги при переходе. 23% уверены, что переключиться на что-нибудь в это время на пару секунд — это безопасно.
В конце мая в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» стартовала всероссийская социальная кампания «Внимание на дорогу», организованная Госавтоинспекцией МВД России при поддержке Министерства просвещения и Министерства транспорта, посвященная профилактике ДТП, связанных с отвлекающими факторами. Мероприятия кампании направлены не только на водителей, но и посвящены пешеходам, включая несовершеннолетних.
— Очень важно объяснить детям правила безопасного поведения на дорогах как можно раньше и в доступной для них форме.
Социальная кампания «Внимание на дорогу» направлена на снижение риска использования современных гаджетов, капюшонов, наушников, она позволяет сформировать правильные поведенческие установки как у детей, так и у их родителей и педагогов, — прокомментировала директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Лариса Фальковская.
Как долго не уставать за рулем: десяток лайфхаков
В дальней дороге есть не только романтика, но и опасности. Главная из них — усталость. Наш опыт сделает ваш путь безопаснее. Спойлер: кое-что новенькое узнают даже опытные автопутешественники.
Отмахать за один день расстояние побольше стремятся и те, кто любит дальние поездки, и те, кому они не в радость. Первые — чтобы продлить себе удовольствие, вторые — чтобы всё поскорее закончилось. Вот и едет большинство автомобилистов «от рассвета и до упора». Рано или поздно каждого накрывает усталость. Но ее приход можно отсрочить — подготовившись заранее.
Материалы по теме
Удобный график
График поездки необходимо составить с учетом особенностей организма. Есть «жаворонки», есть «совы», и им комфортно в разное время суток.
Материалы по теме
Перед дальней дорогой первый совет — хорошо выспаться вне зависимости от того, к какой категории вы себя причисляете. «Совам», которые ближе к ночи ощущают прилив бодрости, можно спать до обеда и стартовать в разгар дня: усталость накроет только к следующему рассвету. «Жаворонку» же стоит сместить выезд на как можно более ранний час, но и на ночлег отправляться раньше остальных.
И тем, и другим ехать комфортнее летом. Когда световой день длинный, все мы чувствуем себя бодрее. А вот зимой стоит подгадывать максимальную часть маршрута на светлое время суток.
Экстремальные крайности — полярные день и ночь. Тут любой организм сойдет с ума с непривычки.
Исправная машина
Разного рода неприятности и проявления дискомфорта отвлекают, нервируют и в конечном итоге преждевременно истощают ресурсы организма. Это справедливо как в масштабах всей жизни человека, так и в пределах одной поездки.
Материалы по теме
Барахлит какой-то из важных узлов в машине? Будете постоянно к нему прислушиваться, чаще останавливаться, чтобы проверить состояние, волноваться, доедете ли. Не работает кондиционер? Летом быстрее устанете от жары и шума ветра через открытое окно. Изношены шины? При малейшем ухудшении погоды станете сбрасывать скорость и терять уверенность в сцеплении с дорогой.
Проверьте исправность всех световых приборов. Это не только сэкономит время, устранив по крайней мере один повод для общения с сотрудниками ГИБДД, но и сделает езду безопасной в темное время суток.
Крайне важна удобная посадка — первейший помощник в деле сохранения бодрости. Но тут уж — увы! — вряд ли многие автомобилисты имеют выбор, на чем отправиться в путь.
Понятно, что в вазовской «классике» вы устанете в разы быстрее, чем восседая на крутом вентилируемом мультиконтурном кресле с массажем в хорошей иномарке.
Совет: если сиденье вашей машины «устало», перед дальней дорогой его можно чуть улучшить подушками, валиком под поясницу, накидками или чехлами.
Правильный отдых
Материалы по теме
Советов борьбы со сном существует великое множество. А лучший из них — поддаться организму. Чтобы получить заряд бодрости на несколько часов, достаточно вздремнуть 15–30 минут. Можно прямо в откинутом кресле на обочине дороги (не забывая, разумеется, о ПДД и мерах безопасности).
Во время остановок в пути для тонуса можно умыться или сделать коротенькую зарядку.
Во вред идет большой бензобак и низкий расход топлива. Между обязательными остановками на заправку проходит много часов, и некоторые водители не любят останавливаться просто так на этих перегонах. Зря: времени потеряете мизер, зато немного движения освежит вас.
Безопасная еда
С едой следует быть осторожным. Плотный завтрак не повредит, а вот в дороге обильный обед или ужин быстро навеют сонливость. Лучше проявить умеренность или перекусывать понемногу прямо за рулем. Хотя, конечно, здоровым такой совет не назовешь. Но если решили остановиться в общепите, не забывайте о качестве еды.
Материалы по теме
Георгий Кучменко, дальнобойщик:
— Рассказы про то, что где много дальнобойщиков, там и поесть можно, верны процентов на 80–90. Все зависит от трассы и географии. Но надо смотреть и по другим критериям.
Я всегда избегал питаться в больших придорожных заведениях общепита, а если и приходилось, то старался брать самые простые первые блюда, типа куриного супчика, а к нему чай и выпечку (если есть).
Знание принципа действия микроволновой печи привело к выводу, там, где еду разогревают в микроволновке, есть можно все. Невкусно, но и по большей части безопасно, ибо пища нейтральна.
Комфортный микроклимат
Материалы по теме
В это комплексное понятие входит всё, что вас окружает в машине. Кондиционер или печка должны поддерживать ту температуру, которая комфортна водителю. Если пассажир устанет раньше времени и сомлеет — ничего страшного.
От советов по музыкальному сопровождению воздержимся. Кого-то оно вообще раздражает, и он едет в тишине. Кто-то предпочитает легкие мелодии, а от рока или «металла» его накрывает раздражение и преждевременная усталость. А у другого всё наоборот.
То же самое и с ритмом движения. Один водитель чувствует себя идеально при 80 км/ч и никого не обгоняет. Другого езда со скоростью фуры утомляет, и ему нештрафуемых +20 км/ч мало.
Самоконтроль
Современные ассистенты водителя в машине берут на себя много работы. Адаптивный круиз-контроль поддерживает не только скорость, но и безопасную дистанцию. Другие системы помогут не выпасть из своей полосы и не перестроиться, когда в мертвой зоне есть другой автомобиль. До определенной стадии они очень помогают, и водитель с ними экономит силы.
Материалы по теме
Однако есть нюанс. Как только возникает желание положиться на них полностью — это огромная опасность. Современные функции не созданы для полностью самостоятельной работы, их должен постоянно контролировать человек. А если последний слишком расслабится, аварии не избежать.
***
Соблюдение всех советов и грамотное планирование маршрута позволят вам проехать больше километров. Только не нужно строить из себя супермена и ставить цели в 1500–2000 и больше километров за один присест. Никто не оценит, а шансы на печальный финал очень велики. Берегите себя и окружающих!
- Несколько простых советов для путешествующих ночью тут.
depositphotos
Страховщики определили типы засыпающих за рулем водителей — Газета.Ru
Около 40% всех аварий на дорогах ФРГ происходит из-за усталости водителей, сообщается в исследовании (есть у «Газеты.Ru») немецкой страховой компании BG ETEM. К такому выводу специалисты пришли после того, как опросили различные категории водителей, а также проанализировали обстоятельства дорожно-транспортных происшествий, произошедших на дорогах Германии в прошлом году.
В частности в 24% дорожных инцидентов водитель заснул перед тем как врезаться в другое транспортное средство. Еще в 17% аварий автомобилисты не спали, но находились в утомленном состоянии, что стало важнейшим обстоятельством при выявлении причин аварии. В каждом третьем дорожном инциденте с заснувшим водителем на дороге погиб хотя бы один человек.
Немецкие специалисты отмечают, что в 76% случаев за рулем засыпали мужчины. Статистика аварий показала, что наиболее подвержены риску уснуть во время движения люди двух совершенно разных возрастных категорий:
начинающие водители в возрасте от 20 до 29 лет и люди более старшего поколения — от 50 до 59 лет.
Кто еще в зоне риска
- Чаще всего (примерно в 40% случаев) склонность ко сну проявляется у водителей, которые перед поездкой находились на работе более восьми часов, а каждый десятый автомобилист, попавший в ДТП, садился за руль после ночной смены, сообщается в отчете компании.
- В ходе исследования выявился также парадоксальный факт: оказывается нередко водители, отправляются в путь в уставшем состоянии, в надежде на то, что современные системы безопасности — типа экстренного торможения, адаптивного круиз-контроля и системы удержания в полосе — предотвратят потенциальную аварию.
- Эксперты страховщика предупреждают, что такие инструменты отнюдь не гарантируют безопасность движения, они лишь могут немного подстраховать и то, не во всех случаях. Поэтом специалисты страховой компании резюмируют свое исследование хоть и банальным, но единственным верным выводом —
- любому водителю даже профессионалу нужно отдохнуть, перед тем, как садиться за руль.
Почему водитель пропускает тревожный звонок
Президент «Российского общества сомнологов» (врачи, занимающиеся лечением нарушений сна – «Газета.Ru»), доктор медицинских наук Роман Бузунов отмечает, что повышенная сонливость среди вышеозначенных категорий (молодых и пожилых) водителей имеет принципиально разные причины.
«Молодые люди часто засыпают за рулем, из-за того, что стараются все успеть и часто пренебрегают необходимостью прерваться на сон. Что же касается людей старшего возраста, то у них отмечается накопленный пул болезней. Основная причина – это апноэ сна», — рассказал он «Газете.Ru».
Справка
Апноэ – это многократно повторяющиеся во время сна остановки дыхания, приводящие к вынужденному пробуждению спящего мозга из-за недостатка кислорода. Эта проблема вызвана распространением ожирения, а также анатомическим строением глотки человека, которая из-за развития речи у людей в два раза длиннее, чем у приматов.
Острый эпизод удушья, связанный со спадением дыхательных путей в области глотки, может длиться от 10 секунд до двух минут, описывает Бузунов эффект апноэ.
Из-за недостатка кислорода, поясняет он, происходит стрессовая реакция, мозг просыпается и дает команду на открытие дыхательных путей. Человек в этот момент громко всхрапывает.
Но как только мозг насытился кислородом, дыхательные пути сузились – организм опять засыпает. Этот цикл может повторяться 200-500 раз за ночь.
«Сколько бы такой человек ни спал – выспаться он не может, и в результате развивается тяжелейшая сонливость. Порой люди, страдающие апноэ, даже не замечают, что начинают засыпать, в том числе и за рулем», — констатирует медик.
По его словам, с 2016 года
в Евросоюзе апноэ включено в перечень заболеваний, при наличии которых действие водительского удостоверения может быть приостановлено или даже аннулировано.
«Если у автомобилиста выявляется такой диагноз, и он не лечится, – это является основанием для отзыва водительской лицензии. У нас такого правила в законодательстве нет», — отмечает Бузунов.
И все же поспите
Водителям, планирующим отправиться в дальний путь, эксперты рекомендуют прежде всего хорошо отдохнуть перед дорогой. При этом, чтобы монотонное движение не стало причиной потери бдительности, руководитель «Казанской школы высшего водительского мастерства» Олег Шатов советует автомобилистам взять в дорогу пакет семечек или орешков.
«В отличие от энергетических напитков или кофе, которые быстро повышают тонус, но при этом столь же резко заканчивают свое действие на организм, горсть съеденных фисташек или периодическое «щелканье» семечек оказывают на водителя длительный эффект», — делится наблюдениями Шатов.
Неплохим способом, позволяющим не уснуть за рулем, может служить положенная под язык долька лимона или аскорбинка:
кислота во рту будет способствовать повышению концентрации и внимания. А вот печенье, конфеты и прочие сладости, считает он, напротив, еще больше расслабляют организм.
Эксперт отмечает, что первыми признаками засыпания за рулем может служить постоянное «ерзанье» в кресле и более длительная фокусировка взгляда (например, когда автомобилист некоторое время не может считать показания приборов). Своеобразным «последним звоночком», предупреждающим о том, что скоро наступит сон, является ситуация, когда автомобилист начинает замечать, что он часто моргает и трет глаза.
«В этом случае надо срочно искать место для парковки, и хотя бы 20-30 минут посидеть с закрытыми глазами или поспать. Продолжать поездку в таком состоянии просто нельзя», — подчеркивает Олег Шатов.
10 дурацких привычек водителей, которые бесят всех на дороге
Правила дорожного движения – это не единственный набор условностей, определяющий поведение водителей на дороге. Культура играет ничуть не меньшую роль и – обычно – помогает разрешать различные ситуации без конфликтов. И хорошо, когда эта культура есть. А когда ее нет, ощущения от ежедневных поездок за рулем будут совершенно другими.
Мы уже рассказывали о том какие правила дорожного движения нарушают вообще все. А сегодня хотим вспомнить несколько самых неприятных привычек водителей, за которые не предусмотрен штраф, но от которых карма портится ох как быстро.
Раздражает, правда? Вы подъезжаете к светофору, останавливаетесь на стоп-линии, ждете разрешающего сигнала, и если ваша машина не тронулась с места сразу после того, как загорелся «зеленый», сзади раздается протяжный и недовольный звук клаксона.
И если даже вы стартовали ровно в ту секунду, как погас красный, но разгоняетесь слишком медленне – получите еще один «би-и-и-п!». Поэтому совет: никогда не делайте так сами.
А если водитель действительно отвлекся и долго не трогается с места, моргните ему фарами.
Вы приезжаете на парковку большого супермаркета и обнаруживаете, что свободных мест нет. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что места-то есть. Просто кое-кто встал сразу на два машиноместа. Зачем? Обычно свои действия такие водители объясняют тем, что просто не хотят, чтобы их автомобиль поцарапали.
Поэтому неудивительно, что «за двоих» паркуются обычно владельцы больших и очень дорогих машин. И не важно, что у них почти наверняка есть страховка и все царапины в крайнем случае устранят, причем быстро и бесплатно. Нет! Главное – это ощущение полного превосходства над ситуацией. Доминируй и властвуй.
Бесит!
Но не надо думать, что раздражающие привычки – удел исключительно богатых. Есть поступки, которые совершают все, независимо от социального статуса. Нашли ненужную бумажку в машине? Открывайте окно и бросайте – уберут! Окурок? Тоже на дорогу. А самый шик – выставить на светофоре пакет из «Макдака». Посреди 10-полосного шоссе.
На самом деле, в России несколько раз пытались принять законопроект, вводящий на федеральном уровне штраф за выброс мусора из машины. И каждый раз подобная инициатива отклонялась Госдумой. Может быть, депутаты просто сами любят мусорить? В любом случае – начинайте с себя. И не стесняйтесь выражать свое недовольство подобными поступками со стороных других. Максимально вежливо, конечно же.
Типичная ситуация: вы подъехали к заправке и встали в очередь за машиной, которая уже заправляется. Через пару минут сотрудник АЗС повесил пистолет, закончив заправку. Вот только владелец как-то долго не возвращается… Проходит одна минута, две, пять… Через 10 минут из здания АЗС выходит владелец, доедая хот-дог и допивая кофе.
Знакомо? Если да, то мы уверены, что вы так никогда не будете делать. Идти в кафе или магазин на заправке, не поставив машину на парковку – моветон, который всех очень раздражает. Никто не спорит, что наличие дополнительных услуг на АЗС – это очень хорошо и удобно.
Вот только этикет никто не отменял: сначала разберитесь с заправкой и перепаркуйте машину, а потом – ешьте, пейте и проводите свое время так, как вам нравится.
Вы едете по улице, а по примыкающей дороге к вам приближается другой автомобиль. Водитель включает левый поворотник. Вы останавливаетесь, чтобы его пропустить, но тот ни с того ни с сего поворачивает… направо! Оказывается, таким странным способом он просто хотел привлечь ваше внимание. Ведь если бы он включил правый поворотник, вы бы его не заметили и не пропустили!
Такое поведение встречается только в нашей стране. Глупо, странно, непонятно, да еще и неправильно с точки зрения ПДД. Тем не менее, многие водители так и продолжают включать левый поворотник там, где нужно включать правый. Никогда так не делайте! Это жутко раздражает!
Машина – это не только средство передвижения, но еще и средство повышения комфорта. В машине есть кондиционер, подогрев сидений и аудиосистема. Но некоторые водители считают, что лучшее, что можно с ней сделать – это устроить уличную дискотеку.
Особенно много таких любителей громкой музыки летом – и в городе, и на дачных участках, где вас вынуждают стать фанатом «Дискотеки 80-х» или «Шансона». Нарушают ли водители, включающие музыку на полную, какой нибудь пункт ПДД? Нет.
Но раздражает это очень сильно.
Мы про тех водителей, которые никогда никого не пропускают, если у них право приоритета. Безусловно: в первую очередь водитель должен руководствоваться ПДД, в которых термин «главная дорога» существует не просто так.
Но помимо ПДД есть еще и культура вождения, с которой у нас явно проблемы. Иногда на выезде из двора или нерегулируемом перекрестке возможности повернуть приходится ждать очень долго.
В таких ситуациях автомобилисты, находящиеся на «главной», могли бы притормозить и дать другому водителю выехать. Казалось бы, потеря времени на пару секунд. Но нет!
В итоге выезжающие со второстепенной дороги не выдерживают, начинают нагло лезть и дело доходит до ДТП… Меньше ли от этого стресса? Больше порядка на дорогах? Не уверены.
Ситуация обратная описанной в предыдущем пункте. Некоторые водители не против пропустить другой автомобиль или пешехода, вот только начинают это делать в самый последний момент. Тормозят очень резко и внезапно, что для двигающихся сзади становится полной неожиданностью. Нет-нет, пропускать и уступать надо, безусловно. Только нельзя ли это делать заранее и плавно?
Осенью и весной, когда улицы российских городов начинают напоминать реки, далеко не все водители снижают скорость при проезде луж. Некоторые наоборот, посильнее давят на газ, чтобы проехать её быстрее.
И хуже всего приходится пешеходам, для которых вода из лужи превращается в неожиданный (грязный) душ. Но и водителям бывает несладко.
Вы ехали, никого не трогали, и вдруг из-под колеса встречного внедорожника вам в лобовое стекло прилетает поток воды! И это не только неприятно, но и опасно – ведь несколько секунд вы двигаетесь фактически вслепую, а дворники не могут быстро справиться с таким потоком.
Конечно, это вопрос и к дорожным службам: ливневые канализации нужно проектировать таким образом, чтобы вода на поверхности не скапливалась, а каждая лужа – это скорее инженерный или технический недостаток. Но неужели, зная об особенностях наших дорог, нельзя ездить поаккуратнее?
Пожалуй, из всех раздражающих поступков водителей пальму первенства стоит отдать любителям плевать из машины. В движении, стоя на светофоре, в пробке или на парковке. В общем, тут и описывать нечего. Просто НИКОГДА. ТАК. НЕ ДЕЛАЙТЕ. Пожалуйста!
Тимофей Исаев