Очко в пользу абстрактного представительства

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ В ЕВРЕЙСКОМ МУЗЕЕ И ЦЕНТРЕ толерантности заканчиваетсявыставка «Абстракция и образ» Герхарда Рихтера — первая в России персональная экспозиция одного из самых влиятельных и дорогих современных художников.

Пока на недавно продлённую выставку Рафаэля и Караваджо и грузинский авангард в ГМИИ им. А. С. Пушкина стоят очереди, Рихтера можно посмотреть в комфортной компании пары десятков посетителей.

В таком парадоксе виновато не только то, что Еврейский музей сильно уступает в популярности Пушкинскому или Эрмитажу, но и то, что многие до сих пор относятся к абстрактному искусству скептически.

Даже тех, кто ориентируется в совриске и хорошо понимает, какое значение для мировой культуры имеет «Чёрный квадрат», отпугивает «элитарность» и «недоступность» абстракции.

Мы иронизируем над произведениями модных художников, поражаемся аукционным рекордам и опасаемся, что за фасадом искусствоведческих терминов окажется пустота — ведь художественные достоинства работ, напоминающих детские каракули, иногда вызывают сомнения и у профессионалов.

На самом деле ореол «недоступности» абстрактного искусства легко развеять — в этой инструкции мы постарались объяснить, почему абстракцию называют «буддийским телевидением» и с какой стороны к ней подойти.

Очко в пользу абстрактного представительства

↑ Герхард Рихтер. Ноябрь 1/54. 2012

В залах, где висят полотна эпохи Возрождения, сориентируется даже не очень подготовленный зритель: по крайней мере, он сможет легко назвать, что изображено на картине — люди, фрукты или море, какие эмоции испытывают герои, есть ли в этом произведении сюжет, знакомы ли ему участники событий.

Перед полотнами Ротко, Поллока или Малевича мы чувствуем себя не так уверенно — на них нет объекта, за который можно зацепиться взглядом и порассуждать о нём, чтобы, как в школе, выяснить, «что хотел сказать автор».

В этом и состоит главное отличие абстрактной, или беспредметной, живописи от более привычной нам фигуративной: художник-абстракционист вообще не стремится изобразить окружающий мир, он не ставит перед собой такую задачу.

Если внимательно посмотреть на последние два века истории западного искусства, становится понятно, что отказ от предмета в живописи — не каприз кучки нонконформистов, а закономерный этап развития.

В XIX веке появилась фотография, и художники освободились от обязанности изображать мир таким, какой он есть: портреты родственников и любимых собачек стали делать в фотоателье — получалось быстрее и дешевле, чем заказывать у мастера картину маслом.

С изобретением фотографии исчезла необходимость скрупулёзно копировать то, что мы видим, чтобы сохранить это в памяти.

Очко в пользу абстрактного представительства

← Джексон Поллок.Стенографическая фигура. 1942

К середине XIX века некоторые начали подозревать, что реалистическое искусство — это ловушка.

Художники в совершенстве освоили законы перспективы и композиции, научились изображать людей и животных с необыкновенной точностью, обзавелись подходящими материалами, но результат выглядел всё менее убедительно.

Мир начал стремительно меняться, города становились больше, началась индустриализация — на этом фоне реалистичные изображения полей, батальных сцен и обнажённых натурщиц показались устаревшими, оторванными от сложных переживаний современного человека.

Импрессионисты, постимпрессионисты, фовисты и кубисты — художники, которые не побоялись снова поставить вопрос о том, что важно в искусстве: каждое из этих направлений использовало опыт предыдущего поколения, экспериментируя с цветом и формой.

В итоге некоторые художники пришли к тому, что контакт между автором и зрителем происходит не через проекции реальности, а через линии, пятна и мазки краски — так искусство избавилось от необходимости что-либо изображать, предлагая зрителю ощутить ничем не замутнённую радость от взаимодействия с цветом, формой, линиями и текстурой. Всё это отлично сочеталось с новыми философскими и религиозными учениями — в частности, теософией, а локомотивы русского авангарда Василий Кандинский и Казимир Малевич разработали собственные философские системы, в которых теория искусства связана с принципами идеального общества.

Вот кошмар, в котором может оказаться каждый любитель современного искусства: представьте, что вы стоите перед восхитительной, как написано в путеводителе, картиной Агнес Мартин и не чувствуете ровным счётом ничего.

Ничего, кроме раздражения и лёгкой грусти — не потому что картина вызывает у вас такие ощущения, а потому что вы вообще не понимаете, что здесь нарисовано и куда нужно смотреть (вы даже не уверены, что кураторы повесили работу нужной стороной).

В такой ситуации на помощь спешит формальный анализ, с которого стоит начинать знакомство с любым произведением искусства.

Выдохните и попробуйте ответить на несколько детских вопросов: что я вижу перед собой — картину или скульптуру, графику или живопись? С помощью каких материалов и когда это было создано? Как можно описать эти формы и линии? Как они взаимодействуют? Двигаются они или статичны? Есть ли здесь глубина — какие элементы изображения находятся на первом плане, а какие на втором?

Очко в пользу абстрактного представительства

← Барнетт Ньюман. Без названия. 1945

Следующий этап тоже довольно простой: прислушайтесь к себе и попробуйте определить, какие эмоции у вас вызывает то, что вы видите. Весёлые эти красные треугольники или тревожные? Ощущаю ли я себя спокойно или картина давит на меня? Контрольный вопрос: пытаюсь ли я понять, на что это похоже, или позволяю своему разуму свободно взаимодействовать с цветом и формой?

Помните, что важна не только картина, но и рама — или её отсутствие. В случае с теми же Ньюманом, Мондрианом или «амазонкой авангарда» Ольгой Розановой отказ от рамы — осознанный выбор художника, который приглашает вас отбросить старые представления об искусстве и мысленно расширить его пределы, буквально выйти за рамки.

Чтобы чувствовать себя увереннее, можете запомнить простую классификацию абстрактных произведений: их принято разделять на геометрические (Пит Мондриан, Элсуорт Келли, Тео ван Дусбург) и лирические (Элен Франкенталер, Герхард Рихтер, Василий Кандинский).

Очко в пользу абстрактного представительства Очко в пользу абстрактного представительства

↑ Элен Франкенталер. Orange Hoop. 1965

↑ Элен Франкенталер. Solarium. 1964

«Мой ребёнок/кошка/обезьяна может не хуже», — фраза, которую произносят каждый день в каждом музее современного искусства (возможно, где-то додумались поставить специальный счётчик).

Лёгкий способ ответить на подобную претензию — фыркнуть и закатить глаза, сетуя на духовную нищету окружающих, сложный и более продуктивный — отнестись к вопросу серьёзно и попробовать объяснить, почему мастерство абстракционистов стоит оценивать иначе.

Великий семиолог Ролан Барт написал проникновенное эссе о кажущейся «детскости» каракулей Сая Твомбли, а наша современница Сюзи Ходж посвятила этой теме целую книгу.

Многие абстракционисты имеют классическое образование и отличные навыки академического рисунка — то есть они способны нарисовать симпатичную вазу с цветами, закат на море или портрет, но почему-то не хотят.

Они выбирают визуальный опыт, не обременённый предметностью: художники как бы облегчают задачу зрителю, не давая ему отвлечься на объекты, изображённые на картине, и помогают сразу погрузиться в эмоциональное переживание.

Очко в пользу абстрактного представительства

← Сай Твомбли. Без названия. 1954

В 2011 году исследователи решили проверить, действительно ли полотна в жанре абстрактного экспрессионизма (к этому направлению абстрактного искусства возникает больше всего вопросов) неотличимы от рисунков маленьких детей, а также художеств шимпанзе и слонов.

Испытуемым предлагали посмотреть на пары картинок и определить, какие из них сделаны профессиональными художниками — в 60–70 % случаев респонденты выбирали «настоящие» произведения искусства.

Перевес небольшой, но статистически значимый — видимо, в работах абстракционистов действительно есть что-то такое, что отличает их от рисунков умного шимпанзе. Ещё одно новое исследование показало, что отличить работы абстракционистов от детских рисунков могут и сами дети.

Чтобы проверить своё художественное чутьё, можете пройти тест с аналогичными условиями на BuzzFeed.

Если ваш мозг готов к небольшой перегрузке, задумайтесь о том, что всё искусство по сути своей абстрактно.

Фигуративная живопись, будь то натюрморт «Мальчик с трубкой» Пикассо или «Последний день Помпеи» Брюллова — это проекция трёхмерного мира на плоский холст, имитация «реальности», которую мы воспринимаем через зрение.

Об объективности нашего восприятия тоже говорить не приходится — ведь возможности человеческого зрения, слуха и других чувств весьма ограниченны, и оценить их мы самостоятельно не можем.

Мраморный Давид — не живой парень, а кусок камня, которому Микеланджело придал форму, напоминающую нам мужчину (а представление о том, как выглядят мужчины, мы получили из своего жизненного опыта).

Если очень близко подойти к Джоконде, вам всё равно будет казаться, что вы видите её нежную, почти живую кожу, прозрачную вуаль и туман вдалеке — но и это по сути абстракция, просто Леонардо да Винчи очень кропотливо и долго накладывал друг на друга слои краски, чтобы создать очень тонкую иллюзию. Более наглядно фокус с разоблачением работает с фовистами и пуантилистами: если вы приблизитесь к картине Писсаро, то увидите не бульвар Монмартр и закат в Эраньи, а множество разноцветных мелких мазков. Иллюзорной сути искусства посвящена знаменитая картина Рене Магритта «Вероломство образов»: конечно, «это не трубка» — это всего лишь удачно расположенные на холсте мазки краски.

Очко в пользу абстрактного представительства

← Элен Франкенталер. Nepenthe. 1972

Читайте также:  Когда из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц.

Импрессионисты, в чьей компетентности мы сегодня не сомневаемся, были абстракционистами своего времени: Моне, Дега, Ренуара и их друзей обвиняли в том, что они отказались от реалистичного изображения в пользу передачи ощущений.

«Небрежные» мазки, заметные невооружённым глазом, «странная» композиция и другие прогрессивные приёмы казались публике того времени кощунственными.

В конце XIX века импрессионистов всерьёз обвиняли в «неумении рисовать», вульгарности и цинизме.

Организаторам парижского Салона пришлось повесить «Олимпию» Мане практически под потолком — слишком много нашлось желающих плюнуть в неё или проткнуть полотно зонтом. Сильно ли эта ситуация отличается от инцидента 1987 года в амстердамском музее Стеделийк, когда мужчина напал с ножом картину «Кто боится красного, жёлтого и голубого III» абстракциониста Барнетта Ньюмана?

Очко в пользу абстрактного представительства

↑ Марк Ротко. Без названия. 1944-1946

Лучший способ прочувствовать произведение абстрактного искусства — встать перед ним и смотреть, смотреть и смотреть.

Некоторые работы могут погрузить зрителя в глубокие экзистенциальные переживания или экстатический транс — чаще всего такое происходит с картинами Марка Ротко и объектами Аниша Капура, но подобный эффект могут оказывать и работы неизвестных художников.

Хотя эмоциональный контакт важнее всего, отказываться от чтения этикеток и знакомства с историческим контекстом не стоит: название не поможет вам понять «смысл» произведения, но может натолкнуть на интересные мысли.

Даже сухие наименования вроде «Композиция № 2» и «Объект № 7» кое-что нам сообщают: давая своей работе такое имя, автор призывает нас отказаться от поисков «подтекста» или «символизма» и сосредоточиться на духовном переживании. 

Очко в пользу абстрактного представительства

← Юрий Злотников. Композиция №22. 1979

История создания работы тоже важна: скорее всего, если вы узнаете, когда и при каких обстоятельствах было создано произведение, вы разглядите в нём что-то новое.

Прочитав биографию художника, заботливо подготовленную для вас кураторами музея, спросите себя, какое значение могло иметь это произведение в той стране и в то время, когда работал его автор: тот же «Чёрный квадрат» производит совсем другое впечатление, если вы что-то знаете о философских течениях и искусстве начала XX века.

Ещё один, менее известный пример — серия «Сигнальные системы» пионера русской послевоенной абстракции Юрия Злотникова. Сегодня цветные кружочки на белом холсте не кажутся революционными — но в 1950-е, когда официальное искусство выглядело примерно так, абстракции Злотникова были настоящим прорывом.

Всегда лучше уделить внимание нескольким приглянувшимся вам работам, чем пробежать по музею галопом, пытаясь объять необъятное.

Профессор Дженнифер Робертс из Гарварда заставляет своих студентов смотреть на одну картину по три часа — от вас, конечно, никто не требует такой стойкости, но тридцати секунд на картину Кандинского явно не хватит.

В своём манифесте — признании в любви абстракции известный арт-критик Джерри Зальц называет гипнотические полотна Ротко «буддийским телевидением» — подразумевается, что вглядываться в них можно бесконечно.

Лучший способ проверить крамольную мысль «я могу нарисовать не хуже», которая порой возникает и у профессиональных искусствоведов, — провести эксперимент в домашних условиях. Будет интересно и в обратной ситуации — если вы побаиваетесь браться за краски из-за «неумения рисовать» или «отсутствия способностей».

Неспроста именно абстрактные техники чаще других используют в арт-терапии: они помогают выразить сложные ощущения, для которых трудно подобрать слова.

Для многих художников, страдающих от внутренних противоречий и собственной несовместимости с внешним миром, абстракция стала чуть ли не единственным способом примирения с действительностью (кроме наркотиков и алкоголя, конечно).

Абстрактные работы можно создавать с помощью любых художественных материалов — от акварели до дубовой коры, так что вы наверняка найдёте технику, которая придётся вам по душе и по средствам. Пожалуй, не стоит сразу начинать с дриппинга, знаменитой техники Поллока — заляпаете краской себя и всё вокруг.

Очко в пользу абстрактного представительства

← Пит Мондриан. Tableau №2 / Composition №V. 1914

Если под рукой есть дети — обязательно привлеките их к процессу: практика показывает, что дошкольники гораздо быстрее улавливают суть абстракции, чем скептически настроенные взрослые (а людям младше пяти просто нравится размазывать краску — и такая живопись действия тоже имеет право на существование). Опираться можно на отличную книгу Франсуазы Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве» — приведённый в ней разбор картины Мондриана «Композиция с красным, синим и жёлтым» для самых маленьких не стыдно почитать и взрослым.

И при создании собственных абстрактных работ, и при знакомстве с признанными мастерами главное — присутствовать в моменте и ощущать радость от собственных интеллектуальных усилий.

Абстракция настолько субъективна, что утончённые знатоки искусства и случайные зрители оказываются перед ней на равных.

Нет «правильного» и «неправильного» способа прочувствовать абстрактное произведение — а значит, можно не бояться ошибиться.

Фотографии: MoMA (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9), Еврейский музей, АРТ4

Что такое абстрактное мышление. Как научиться мыслить абстрактно

Слово “абстракция” хотя бы раз в жизни встречалось многим. Начиная с абстракционизма, как направления в искусстве, и заканчивая умением абстрагироваться от проблем или событий, если дело касается человека. С латинского языка abstractio переводится, как отвлечение от чего-либо.

Известные скульпторы и живописцы, такие как Казимир Малевич или Пит Мондриан — были яркими представителями абстракционизма. В своих работах они максимально уходили от реальности, и с помощью передачи цвета и формы старались достичь максимальной гармонии.

Но если брать во внимание абстрактное мышление, то важно понимать его происхождение и объяснение с точки зрения психологии.

Очко в пользу абстрактного представительства

Что такое абстрактное мышление

Абстракция в психологии подразумевает собой некую модель или схему в сознании человека. Эта модель может наполняться деталями и штрихами до тех пор, пока в результате получения жизненного опыта не возникнет цельная и многогранная картина или образ.

В философии этот процесс именуется переходом от абстрактного мышления к конкретному.  Абстрактное мышление человека связано с его способностью мыслить логически и анализировать познавательные результаты деятельности мозга.

Благодаря анализу абстрактных понятий человек познает мир, находит причинно-следственные связи между объектами и предметами окружающего мира, и, соответственно, расширяет свой кругозор.

Часто человек встречает в жизни удивительные понятия и объекты, которые трудно описать логически и рационально. Но именно неизведанные явления и побуждают мозг мыслить абстрактно, то есть, активизировать абстрактное мышление.

Суть и польза абстрактного мышления

Способность человека создавать абстрактные образы лишь на первый взгляд кажется не важной и непонятной. На самом деле, именно абстрактное мышление помогает людям формировать полноценную картину мира, решать тысячи жизненных ситуаций, да и вообще, отличаться от иных живых существ.

Это процесс, при котором человек отходит от конкретных понятий и начинает мыслить обобщенно. То есть, воспринимает картину целиком, без четких деталей. Границы стираются, понятия перестают влиять на принятие решения, и личность становится способной прийти к неожиданным выводам, а также находит оригинальные выходы из различных задач и проблем.

  Иными словами, способность абстрагироваться позволяет вывести человека из мыслительного тупика.

Очко в пользу абстрактного представительства

Абстрактное мышление дает человеку массу возможностей:

  • помогает выйти за рамки понимания предметов и их признаков;
  • позволяет сравнивать объекты и оценивать их;
  • помогать конкретизировать образы, а также их обобщить;
  • помогает анализировать явления, происходящие в окружающем мире;
  • позволяет классифицировать и систематизировать накопленные знания;
  • помогает в событиях вычленять их отдельные составляющие.
  • помогает собрать отдельные явления и в одно общее.

Абстрактное мышление личности заложено с рождения. Однако у разных людей оно имеет разную степень развития. Совершенствование этой способности позволит человеку становиться более успешным.

Основные виды абстракций

Специалисты сформировали шесть основных видов абстракций. Каждая из них имеет свои цели и свою практическую пользу.

Вид абстракции  Практическая польза
Изолирование Помогает составить общую характеристику отдельного явления, минуя его конкретные характеристики
Обобщение. Помогает составить общую характеристику отдельного явления, минуя его конкретные характеристики
Конструктивность Придает неясным образам четкую границу
Идеализация Наделяет полноценными характеристиками неполноценные образы
Чувственность Выделяет четкие характеристики образов, не замечая прочие
Мнимая Бесконечность Помогает делать бесконечные суждения завершенными

Абстракции также можно разделить в зависимости от целей:

  • формальные – позволяют анализировать явления в совокупности их внешними проявлениями
  • содержательные — позволяют выделить в любом явлении свойства, которые могут жить и без этих явлений.

Активно пользуясь абстрагированием, люди приобретают возможность впитывать те образы, которые неразличимы обычными органами чувств.

Формы абстракций

В мире существует великое множество явлений, которые нельзя пощупать и попробовать на вкус. Но раз они являются частью жизни человека, но они имеют и форму. В философии абстрагирование разделяют на несколько форм:

  • Понятие. Позволяет передать общую характеристику нескольких явлений и собирать их воедино.  Подобно тому, как ребенка учат понимать, что такое собака. Ребенок сразу объединяет несколько понятий о существе гавкающем, виляющим хвостом и грызущем кость.
  • Суждение. Используется человеком для подтверждения истины либо отказа от нее. Суждение бывает простым и сложным. Возвращаясь, к примеру с собакой, простым суждением можно выразить то, что собака гавкает. К сложному суждению можно отнести то, что собака лает так как ей одиноко во дворе. То есть, сложное суждение нельзя описать одной фразой.
Читайте также:  Поставщик поставил не тот товар по Госконтракту. Что решил суд?

Важно! Суждения можно разделить на истинные и ложные. К первой категории относятся утверждения, которые описывают реальное положение дел, без субъективной, индивидуальной оценки человека. Но как только человек проявляет личную заинтересованность, основываясь на собственных эмоциях или личном опыте, то суждение становится ложным и может не соответствовать действительности.

  • Умозаключение. Это форма сложного суждения, которое преобразуется в мысль. Любое заключение имеет в себе предпосылку, вывод и заключение, где предпосылка — это начальная степень суждения, а вывод — это логическое размышление, которое позволяет сделать какое-либо заключение.

Все эти три формы мышления позволяют человеку оперировать абстракциями и формировать цельную картину мира.

Понятие абстрагирования

Процесс абстрагирования отличается от абстрактного мышления тем, что эта мыслительная операция позволяет давать конкретному объекту общие характеристики. Например — микроволновая печь — печь — кухонная техника.

В итоге такого расщепления создается объект, который нельзя увидеть или потрогать. Техника — это общее понятие, которое связывает множество объектов. Но вместе с тем, человек понимает, о чем идет речь.

Таким образом, абстрагирование это процесс, в результате которого появляются абстрактные идеи и образы.

Развитие умения мыслить абстрактно

Способность к абстрактному мышлению формируется у человека естественным образом с детства — периода, когда ребенок активно фантазирует, придумывает сказки и выдумывает вымышленных персонажей.

В старшем возрасте способность абстрактно мыслить помогает ребенку осваивать технические науки. Далее она активно помогает осваивать предметы в вузах.

Во взрослой жизни, способность мыслить абстрактно помогает решать устраивать мозговые штурмы и находить необычные выходы из ситуаций.  Также эта способность проявляется в таких областях, как философия, психология, журналистика или инженерия. Кроме того, именно абстрагирование человеку мечтать, создавать образ будущего.

Очко в пользу абстрактного представительства

Абстрактное мышление у детей

Дети и так с рождения неплохо справляются с абстрактными явлениями, но родители могут сделать этот процесс более плодотворным.

Заниматься с ребенком можно с самого рождения, пока его мозг растет и формируется.

Главная задача взрослых — научить ребенка переходить от конкретных предметов к отвлеченным понятиям, которые можно только представить. Для этого даже существуют специальные упражнения:

  1. Рисование кляксы. Для упражнения нужно взять альбомный лист, и с помощью красок сделать мокрую кляксу. Вместе с ребенком можно превратить эту кляксу в нечто существующее — человека, животное или предмет быта.
  2. Придумывание несуществующих имен и названий. Ребенку можно показать любую картинку и предложить дать ей название. Здесь важно называть первое, что приходит на ум. Также можно давать имена животным и людям. Особенно интересно делать такое упражнение с доисторическими животными, которых уже не существует.
  3. Театральные постановки. Входя в список рекомендаций для гармоничного развития ребенка, ролевые игры и постановки также помогают развивать абстрактное мышление. Отлично подойдут для этого пальчиковые игры или театр теней.
  4. Кроме того, в развитии абстрактного мышления у детей отлично помогают загадки, ребусы, пазлы и игры в ассоциации.

Абстрактное мышление у взрослых

У взрослых людей с созданием абстрактных образов и явлений дела обстоят хуже, чем у детей. Во многом, из-за сформированной картины мира, опыта и жизненных принципов.

Мышление взрослого человека менее гибкое, поэтому новые знания им воспринимаются с трудом. Но при желании, любой человек может заново научиться думать абстрактно.

Для этого можно воспользоваться упражнениями на развитие креативности:

  1. В конце дня нужно закрыть глаза и представить всех людей, с которыми довелось встретиться в течение для. Вспомнить необходимо все детали — одежду человека, его лицо, цвет глаз, тембр голоса и настроение. Также стоит воспроизвести ощущения от встречи с этим человеком.
  2. Второе упражнение также выполняется с закрытыми глазами. Оно заключается в воспроизведении разных эмоций. То есть, нужно создать образ радости, ужаса, страха, тревоги, недоверия и т.п.
  3. Третье упражнение также следует выполнять с закрытыми глазами. Но представлять нужно образ какого-либо понятия. Отлично подойдет для упражнения такое понятие как бесконечность. Создавая образ этих явлений, нужно отследить свои ощущения.

Кроме упражнений, можно использовать такие инструменты, как головоломки, ребусы, рисование и логические задачки. Пазлы также прекрасно подойдут для построения цельного образа из отдельных картинок.

Вам также может понравиться

Анальный секс в цифрах. Твердая статистика официальной науки

Очко в пользу абстрактного представительства

По статистике, упорядоченной на сайте знаменитого Института Кинси [по изучению секса, гендера и репродукции], анальным сексом в 2013 году занимались 23 % женщин в возрасте от 20 до 24 лет. Эта возрастная группа — вершина нормального распределения: по мере удаления от early twenties женщины практикуют эти ваши извращения все реже и реже. Впрочем, каждая сотая женщина делает это и в 14–15 лет, и после 70. Среди мужчин, как легко догадаться, анальный секс тоже перепадает не каждому. Даже среди наиболее удачливой в этом отношении возрастной группы, 25–29, за последний год вводили член в анус партнера всего 27 %. В целом в течение жизни анальный секс хотя бы один раз пробовали только 40 % мужчин и 35 % женщин — классическая ситуация из анекдота «ну так и вы говорите».

Популярный миф о том, что геи постоянно занимаются анальным сексом, тоже не вполне подтверждается статистикой.

В 2011 году Джошуа Розенберг и его коллеги из университета Индианы исследовали сексуальные практики 21 288 гомосексуальных мужчин (и еще 3499 бисексуальных).

В этой масштабной работе выяснилось, что во время последнего гомосексуального полового акта занимались анальным сексом в активной или пассивной роли примерно по 35 % мужчин, при этом делали минет или получали его — примерно по 75 %, а еще 63 % практиковали совместную мастурбацию.

Если говорить не о конкретном последнем акте, а о сексуальной жизни в целом, по разным данным, анальным сексом время от времени занимаются от 75 до 90 % геев.

Потенциальная опасность анального секса складывается из нескольких компонентов. Во-первых, возможны механические повреждения ануса и прямой кишки.

Во-вторых, эти повреждения многократно усиливают вероятность передачи инфекций, если партнеры не используют презерватив.

В-третьих, если даже никаких инфекций нет, попавшая в прямую кишку сперма может негативно повлиять на здоровье и самочувствие принимающей стороны. Насколько велики все эти риски?

Очко в пользу абстрактного представительства

Степень механических повреждений напрямую зависит от аккуратности партнеров, степени возбуждения, расслабленности, количества смазки и т. п. При анальном изнасиловании, действительно, проблемы практически неизбежны — у всех (немногочисленных) пациентов, которых исследовали после этого события в госпитале Св.

Марка в Лондоне, наблюдались повреждения внутреннего анального сфинктера (это гладкомышечная структура, которой мы не можем управлять сознательно), у половины из них был поврежден и внешний анальный сфинктер (поперечно-полосатые мышцы, которыми мы управляем). Это приводило к трудностям при контроле за дефекацией.

Что касается добровольного анального секса — проблемы тоже возможны, но встречаются реже и выражены в меньшей степени. В исследовании гомосексуальных мужчин, проведенном в Питсбургском университете, было показано, что степень сжатия сфинктера в состоянии покоя, действительно, меньше у практикующих анальный секс, чем у контрольной группы.

Тем не менее, когда испытуемых просили специально сжать сфинктер, в обоих группах они делали это с одинаковой силой, и никаких жалоб на недержание кала среди любителей анального секса зафиксировано не было.

Любимая страшилка всех радетелей нравственности — геморрой — развивается из-за множества причин: неправильное питание, недостаток физических упражнений, беременность с ее гормональными изменениями и повышенным давлением внутри брюшной полости, генетическая предрасположенность, старение.

О связи геморроя с анальным сексом есть множество панических вопросов на форумах (ни один из них не получает внятного ответа).

Абстрактное мышление: что это такое? Формы простыми словами. Примеры. Как научиться абстрактно мыслить и развить это?

Слово “абстракция” хотя бы раз в жизни встречалось многим. Начиная с абстракционизма, как направления в искусстве, и заканчивая умением абстрагироваться от проблем или событий, если дело касается человека. С латинского языка abstractio переводится, как отвлечение от чего-либо.

Известные скульпторы и живописцы, такие как Казимир Малевич или Пит Мондриан — были яркими представителями абстракционизма. В своих работах они максимально уходили от реальности, и с помощью передачи цвета и формы старались достичь максимальной гармонии.

Но если брать во внимание абстрактное мышление, то важно понимать его происхождение и объяснение с точки зрения психологии.

Абстракция и абстрагирование — это упрощение реальности

Абстракция – это мысль, которая родилась в процессе абстрагирования (процесса исключения и отделения несущественного в данный момент, чтобы увидеть главное). Разочарованный читатель, наверное, подумал: «Ну вот, опять нет чёткого определения, а только размытая фраза». Наберитесь терпения, до истины (что это?) осталось совсем чуть-чуть.

У слова «abstractio» три варианта перевода с латыни:

  1. отвлечение;
  2. исключение;
  3. отделение.

Это мыслительные операции, которые проводит мозг над объектами реального мира в процессе абстрагирования. И появляются абстракции.

Читайте также:  Суды против широкого понимания злоупотребления правом

  Социальная адаптация: понятие, примеры, виды, цели, этапы

Вот несколько примеров для понимания.

  1. Вы вышли на улицу и посмотрели вверх. О чём подумали? «Газовая оболочка из пяти слоёв с водяным паром, содержит 78% азота, 21% кислорода и так далее». Да так и с ума сойти можно! Чтобы этого не произошло, вы отвлекаетесь от несущественных сторон, свойств и связей объекта. Выбрасываете из головы слои атмосферы, химический состав и формируете общую мысль – «небо».

    Так вот, «небо» — это и есть абстракция. Вы можете пойти дальше и выделить другие существенные признаки объекта: цвет, погоду, время суток. Тогда возникнут такие абстрактные понятия: «голубое небо», «пасмурное небо», «ночное небо».

  2. В конце месяца вы сняли с банковской карты зарплату. Теперь ваша общая мысль – «деньги». Это тоже абстракция. В процессе абстрагирования вы мысленно исключили (отделили) несущественные связи объекта. Например, связи с банковским учреждением и работодателем. Разве вам интересно, какой длинный путь прошли титульные знаки перед тем, как оказались в вашем кошельке? Вряд ли. Важно то, что это деньги.

» alt=»»> Таким образом, вы постоянно занимаетесь абстрагированием и порождаете абстракции. Без этого процесса голова бы просто лопнула от мыслей.

Тогда почему так трудно высидеть на скучных лекциях?

Понятие абстрагирования

Процесс абстрагирования отличается от абстрактного мышления тем, что эта мыслительная операция позволяет давать конкретному объекту общие характеристики. Например — микроволновая печь — печь — кухонная техника.

В итоге такого расщепления создается объект, который нельзя увидеть или потрогать. Техника — это общее понятие, которое связывает множество объектов. Но вместе с тем, человек понимает, о чем идет речь.

Таким образом, абстрагирование это процесс, в результате которого появляются абстрактные идеи и образы.

Абстрактные понятия — это высшая форма абстракции

Обобщать можно не только объекты реального мира, но и сами абстракции. Так формируются абстракции высокого порядка – абстрактные понятия. Ими оперируют фундаментальные и точные науки, чтобы описывать сложные закономерности.

Рассмотрим упрощённый пример того, как рождается абстрактное понятие.

На землю выпали атмосферные осадки из кристалликов льда. Это снег. Небо полностью закрыто облаками. Небо и снег белые. На улице белизна.

«Белизна» — это абстрактное понятие. Попробуйте его обобщить. Не получится. Другие примеры абстрактных понятий: истина, справедливость, время, вещество, информация.

От простой абстракции до её высшей формы иногда проходит так много мыслительных этапов, что абстрактное понятие оказывается сильно оторванным от реальности и сложным для восприятия.

Поэтому так трудно слушать теоретические лекции преподавателя.

Виды абстракций

Абстрагирование – это мыслительный процесс, который преследует определённую цель. Вычленить какой-то существенный признак, получить общую картину явления или выработать идеальную схему.

В зависимости от цели абстрагирования выделяют три вида абстракций.

  1. Изолирующая.Цель – выделить существенный признак объекта и сосредоточить на нём внимание. На столе лежит апельсин. Вы замечаете, что фрукт оранжевый или сладко-кислый.
  2. Обобщающая. Цель – получить общую картину явления. Для этого вы отвлекаетесь от частных признаков. Пример обобщающей абстракции – это математические уравнения. Они решаются по определённым правилам. Нет смысла мысленно «дробить» математические уравнения на цифры, плюс, минус, знак равенства, переменную.

    Вы, наверное, замечали, что успех в решении любой математической задачи зависит от умения посмотреть на проблему как бы сверху, увидеть общую картину.

  3. Идеализация. Цель – выработать идеализированную схему объекта, отбросив несущественные реальные атрибуты. Идеализация – это метод познания, без которого не обходятся точные и естественные науки. Вспомните пресловутого «сферического коня в вакууме».

    В реальности нет изолированных точек, прямых линий, времени. В отрыве от конкретного объекта их нельзя потрогать, измерить. Это абстракции, которые используются в математике и физике для описания закономерностей реальных явлений.

      Как стать счастливым человеком — практические рекомендации

Абстрактно-логический вид размышлений

В этом случае применяются абстракции – это отдельные единички точных закономерностей. Они выделяются из отвлеченных свойств предмета, то есть тех, которые нельзя увидеть своими глазами, потрогать или почувствовать.

Довольно понятный пример – математика, где ученые пытаются объяснить явления, не имеющие места в природе в материальной форме. Такого понятия, как цифра 3 нет. Мы с вами понимаем, что это три абсолютно одинаковые единицы, а название было разработано для упрощения.

По мере развития люди начали использовать термины, которых по сути не существует. Например, язык, как набор звуков, букв и слов. Но ведь их нельзя потрогать, а сам алфавит был выдуман только для того, чтобы мы могли формулировать собственные мысли, передавать и получать информацию. Это позволило индивидам общаться между собой.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Абстрактно-логический мыслительный процесс необходим при присутствии некой определенности или, как уже говорилось выше, тупика. Когда выявляется то, что есть в реальности, появляется потребность дать этому объяснение.

Что такое абстрактное мышление

Если абстрагирование – это процесс выработки абстракций, то абстрактное мышление – это оперирование ими.

Строгий экзаменатор критикует молодого человека, отвечающего слишком пространно: «Давайте ближе к предмету билета».

Почему студент так бросается умными фразами? Чтобы скрыть пробелы в знаниях, а то и полное их отсутствие. И в этом кроется суть абстрактного мышления.

Знания человека о реальном мире не являются полными, исчерпывающими, конкретными. Но ему нужно как-то ориентироваться среди неизвестных явлений и вещей, поэтому он мыслит абстрактно.

Если бы не было понятия времени, то как бы люди договаривались о встречах? Как бы учёные описывали новые галактики, не имея представления о форме, расстоянии, скорости, веществах? А как бы без общих понятий взаимодействовали науки?

Абстрактное мышление – это форма познания, которая позволяет выйти из интеллектуального тупика, хотя бы на обобщённом уровне описать неизвестные явления. С его помощью строят догадки и видят проблему с разных углов.

Вы стали свидетелем семейной ссоры. Вашему другу на телефон звонит жена, плачет, кричит, ругается. Какие выводы делает мозг?

  Структура и особенности портрета социальной личности

  1. Конкретное мышление: жена друга – истеричка;
  2. Абстрактное мышление: возможно, друг обижал жену, она долго терпела, но теперь не может сдерживать эмоции.

Понятие

Абстрактное мышление – это одна из форм мыслительной деятельности, при которой анализ и понимание информации, а также выявление взаимосвязей и закономерностей происходит без непосредственного контакта с материальными объектами, временем и пространством.

Простыми словами, это способность думать не только о вещах, событиях и явлениях, которые находятся перед нами здесь и сейчас, а еще и об общих категориях, принципах, свойствах, концепциях, идеях. Чтобы мыслить абстрактно, человек в качестве основы использует уже полученные ранее знания, а остальное додумывает с помощью своей фантазии.

Без абстрактного мышления мы не смогли бы распознавать запахи, вкусы, звуки, тактильные ощущения, прогнозировать будущие события, создавать что-то новое.

Простой пример из жизни: абстрактный мыслитель, глядя на яблоко, лежащее на столе, способен думать не только об этом конкретном яблоке, а обо всех яблоках на планете, о метафорах, о роли запретного плода в ветхозаветном сюжете и т. п.

Логическим мышлением человек оперирует тогда, когда ему известны факты, данные, когда он ясно понимает происходящее. Абстрактное же работает в любой противоположной ситуации, когда приходится догадываться, делать общие выводы, отойдя от конкретики, правил и догм. Такой подход часто применяется в философии, литературе, психологии, политологии.

Чем отличается абстрактное мышление от других видов мышления:

  1. Абстракции нельзя увидеть человеческим зрением или потрогать, их можно только представить. В то время как материальные вещи всегда осязаемы и конкретны.
  2. Абстрактным мышлением наделен только человек. Даже самое развитое животное на такой процесс не способно.

По мнению швейцарского психолога Жана Пиаже, первые зачатки абстрактного мышления появляются у ребенка в возрасте от 2 до 7 лет. Но только лишь к 12–15 годам он начинает полноценно формироваться, что свидетельствует о переходе на осознанный образ жизни.

В той или иной степени абстрактное мышление развито у всех людей. Исключениями являются случаи деменции, некоторые формы аутизма или шизофрении, а также недостаточное умственное развитие.

Краткое резюме

  • Итак, если говорить совсем уж простым языком, то термин, вынесенный в заголовок этой статьи, представляет из себя общую мысль, которая приближает нас к сути объекта (явления).
  • Абстракция – это посредник между человеком и сложным миром с его тайнами, законами.
  • Глупо противопоставлять конкретные понятия абстрактным, потому что без последних невозможен сам процесс познания.
  • Автор статьи: Наталья Белоусова

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *