Новый коап рф и санкции за нарушение в области охраны окружающей среды и природопользования

Новый КоАП РФ и санкции за нарушение в области охраны окружающей среды и природопользования

Соблюдение требований природоохранного законодательства – один их основных аспектов любой хозяйственной деятельности. Установление государственных экологических правил и нормативов направлено на сохранение безопасной окружающей среды, минимизацию техногенной и антропогенной нагрузки на нее. Нарушения природоохранного законодательства относятся к сфере действия Административного Кодекса РФ при условии, что в действиях нарушителей отсутствует состав уголовного преступления. Мера наказания определяется:

  • характером правонарушения;
  • формой собственности предприятия;
  • правовым статусом виновного лица.

За совершение экологических правонарушений КоАП РФ предусматривает следующие виды ответственности:

  • вынесение предупреждения;
  • штраф;
  • изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
  • конфискация продукции;
  • лишение специального права заниматься определенным видом деятельности;
  • ограничение, приостановление, прекращение деятельности или эксплуатации объекта;
  • исправительные работы;
  • арест.

Самыми распространенными видами административного взыскания, применяющимися за нарушение природоохранного законодательства, являются штрафы и/или приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток. Далее в таблице приведены виды экологических правонарушений и соответствующие им суммы штрафов/иных наказаний.

Нарушение: несоблюдение требований в области охраны окружающей среды Штрафы (руб.) Статья КоАП РФ
Для граждан Для должностных лиц Для индивидуальных предпринимателей Для юридических лиц
– при планировании развития территорий, градостроительном зонировании, строительстве, ремонте, реконструкции и эксплуатации различных объектов капитального строительства 1 000– 2 000 2 000– 5 000 2 000– 5 000 20 000–100 000 8.1
– при сборе, использовании, транспортировке и обезвреживании отходов: первичное нарушение 1 000–2 000 10 000–
30 000
30 000–50 000 100 000– 250 000 8.2
– при сборе, использовании, транспортировке и обезвреживании отходов: повторное нарушение 2 000–3 000 30 000– 40 000 50 000–70 000 250 000– 400 000 8.2
– при размещении отходов 3 000–7 000 20 000–
60 000
40 000– 70 000 300 000–
700 000
8.2
– неисполнение обязанностей по контролю качества окружающей среды на площадках размещения отходов и их инвентаризации 20 000–
40 000
40 000–60 000 200 000–
350 000
8.2
– при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой 1 000–3 500 10 000–
50 000
30 000–70 000 100 000–
400 000
8.2–1
– при производстве и обращении с потенциально опасными химическими, радиоактивными веществ и микроорганизмами 5 000–
20 000
30 000–
70 000
7 000–140 000
  • 100 000–
  • 400 000
  • + приостановление деятельности на срок до 90 суток
8.2–2
– при сборе, накоплении, транспортировке, обработке, утилизации и обезвреживании отходов животноводства 2 000–5 000 30 000– 60 000 50 000–90 000 250 000–
600 000 + приостановление деятельности на срок до 90 суток
8.2–3
– при размещении отходов животноводства 5 000–9 000 40 000–
80 000
60 000–100 000 500 000–900 000 + приостановление деятельности на срок до 90 суток 8.2-3
– при нарушении правил обращения с пестицидами и агрохимикатами 1 000–2 000 2 000–5 000 2 000–5 000 10 000–
100 000 + приостановление деятельности на срок до 90 суток
8.3
– невыполнение требований законодательства по проведению государственной экологической экспертизы 1 000–2 500 10 000–
20 000
100 000–
250 000
8.4
– сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения  или иного вредного воздействия 500–1 000 3 000–6 000 20 000–80 000 8.5
– порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами и иными опасными веществами и отходами 3 000–5 000 10 000–
30 000
20 000–40 000 40 000–
80 000
8.6
– нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов 500–1 000 20 000–
30 000
80 000–
100 000
8.13
– совершение действий, которые могут привести к загрязнению, засорению или истощению водных объектов 1 500–2 000 50 000–
80 000
150 000–
300 000
8.13
– загрязнение отходами, вредными веществами ледников, снежников и водоемов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым объектам, местам туризма, спорта или массового отдыха, а также захоронение вредных веществ в водных объектах 2 000–2 500 50 000–
80 000
150 000–
300 000
8.13
– при использовании водных ресурсов и при сбросе сточных вод в водные объекты 500–1 000 10 000–
20 000
20 000–30 000 80 000–
100 000
8.14
– оказание вредного воздействия на атмосферный воздух без специального разрешения 2 000–2 500 40 000–
50 000
30 000–50 000 180 000–
250 000
8.21
– нарушение условий специального разрешения на вредное воздействие на атмосферный воздух 1 500–2 000 1 000–20 000 30 000–50 000 80 000– 100 000 рублей 8.21
– отсутствие, неисправность и нарушение правил эксплуатации газоочистительных установок и приборов для контроля выбросов в атмосферу 1 000–2 000 1 000–2 000 10 000–
20 000
8.21
– осуществление хозяйственной и иной деятельности без комплексного экологического разрешения 4 000–10 000 50 000–100 000 50 000–
100 000
8.47
– невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС и представлению информации для актуализации учетных сведений 5 000–20 000 30 000–
100 000
8.46
– нарушение сроков внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду 3 000–
6 000
4 000–10 000 8.41

За экологические правонарушения закон предусматривает также и другие виды ответственности:

  • Дисциплинарная – применяется в отношении должностных лиц за невыполнение природоохранных мероприятий и несоблюдение экологических нормативов.
  • Материальная – имущественная ответственность должностных лиц и иных работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению ущерба, причиненного окружающей среде, здоровью граждан, народному хозяйству.
  • Уголовная – применяется в отношении общественно опасных деяний, повлекших за собой:
  • причинение существенного вреда здоровью людей, животному и растительному миру, рыбным запасам, лесному и сельскому хозяйству;
  • смерть человека, массовую гибель животных, отравление атмосферы или водных ресурсов.

Экологические правоотношения – это преимущественно административно-правовые отношения, в которых деятельность граждан и организаций подчинена требованиям государственных природоохранных органов.

Главное требование государства к хозяйствующим субъектам – обеспечить в процессе своей деятельности сохранение надлежащего качества окружающей среды.

Для этого необходимо соблюдать экологические правила и нормативы, а также постоянно осуществлять мониторинг окружающей среды на предприятиях.

Основным средством контроля состояния атмосферного воздуха, почвы, воды являются лабораторно-инструментальные исследования.

Группа компаний «Лаборатория» – крупнейшая в РФ сеть аналитических лабораторий, специализирующаяся на исследованиях в области экологии.

Мы работаем по всей территории страны, выполняем все виды анализов, необходимых для составления экологической документации и отчетности.

Мы обладаем неограниченными производственными мощностями, а цены держим приблизительно на 20 % ниже рыночных. В ряде случаев возможно проведение анализов в кратчайшие сроки: от 3 рабочих дней с момента оплаты.

Среди наших клиентов – крупнейшие компании России. Связаться с нами можно по телефону 8(800) 700-50-24 или через форму обратной связи.

Новые штрафы по экологии в 2019 году

Поправки в КоАП, вступившие в силу в середине июня 2019 года, не только существенно ужесточают размеры экологических штрафов для юридических и физических  лиц, но и расширяют состав административных правонарушений, связанных с обращением с отходами производства и потребления. Все изменения касаются Главы 8 КоАП РФ.

Теперь отдельным составом административного правонарушения является несоблюдение требований законодательства при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании и при размещении отходов производства и потребления.

По многим административным правонарушениям добавлено наказание в виде приостановления деятельности на срок до 90 суток:  (ч. 1−6 ст. 8.2, ч. 1, 2 ст. 8.2 ч. 1 — 3 ст. 8.2, ч. 1 — 6 ст. 8.2, ч. 4 ст. 8.7 КоАП РФ).

Ужесточены штрафы за нарушения в области обращения с отходами и законодательства об экологической экспертизе (ч. 1, 2 ст. 8.4 КоАП РФ).

Штрафы в сфере экологии и природопользования

Скачать Таблицу со штрафами в сфере промышленной экологии и природопользования

Скачать Федеральный закон от 17.06.2019 N 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Граждане Должностные лица Индивидуальные предприниматели Юридические лица
КоАП РФ Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства 1 000 – 2 000 руб. 2 000 – 5 000 руб. 20 000 – 100 000 руб.
КоАП РФ Статья 8.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления   1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, — 1 000 – 2 000 руб. 10 000 – 30 000 руб. 30 000 – 50 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 100 000 – 250 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — 2 000 – 3 000 руб. 30 000 – 40 000 руб. 50 000 – 70 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 250 000 – 400 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — 3 000 – 4 000 руб. 40 000 – 50 000 руб. 70 000 – 80 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 400 000 – 500 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
4. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, — 3 000 – 5 000 руб. 20 000 – 40 000 руб. 40 000 – 50 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 300 000 – 400 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
5. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, — 5 000 – 6 000 руб. 40 000 – 50 000 руб. 50 000 – 60 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 500 000 – 600 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — 6 000 – 7 000 руб. 50 000 – 60 000 руб. 60 000 – 70 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 600 000 – 700 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
7. Неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, — 20 000 – 40 000 руб. 40 000 – 60 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 200 000 – 350 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
8. Превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления — 20 000 – 40 000 руб. 40 000 – 60 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 200 000 – 350 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
9. Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I — V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I — IV классов опасности — 20 000 – 40 000 руб. 40 000 – 60 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 200 000 – 350 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
10. Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления — 20 000 – 40 000 руб. 40 000 – 60 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 200 000 – 350 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
11. Неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду — 20 000 – 40 000 руб. 40 000 – 60 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 200 000 – 350 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
12. Неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления — 20 000 – 40 000 руб. 40 000 – 60 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 200 000 – 350 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
КоАП РФ Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе 1. Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, — 1 500 – 2 000 руб. 10 000 – 20 000 руб. 100 000 – 250 000 руб.
2. Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, — 2 000 – 2 500 руб. 10 000 – 20 000 руб. 100 000 – 250 000 руб.
3. Незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы — 5 000 – 10 000 руб.
КоАП РФ Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, — 500 – 1 000 руб. 3 000 – 6 000 руб. 20 000 – 80 000 руб.
КоАП РФ Статья 8.5.1. Нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год 1. Непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, — 3 000 – 6 000 руб. 50 000 – 70 000 руб. 70 000 – 150 000 руб.
Представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения, — 3 000 – 6 000 руб. в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 100 000 рублей; на юридических лиц — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не 250 000 рублей.
КоАП РФ Статья 8.14. Нарушение правил водопользования 1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты — 500 – 1 000 руб. 10 000 – 20 000 руб. 20 000 – 30 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 80 000 – 100 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
2. Нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений — 1 500 – 2 000 руб. 30 000 – 40 000 руб. 80 000 – 120 000 руб.
КоАП РФ Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха 1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения — 2 000 – 2 500 руб. 40 000 – 50 000 руб. 30 000 – 50 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 180 000 – 250 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него — 1 500 – 2 000 руб. 10 000 – 20 000 руб. 30 000 – 50 000 руб. 80 000 – 100 000 руб.
3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры — 1 000 – 2 000 руб. 1 000 – 2 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 10 000 – 20 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
Читайте также:  Старая редакция устава – не повод приостанавливать операции по счету

Скачать Таблицу со штрафами в сфере промышленной экологии и природопользования

Скачать Федеральный закон от 17.06.2019 N 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Проверьте, какие нарушения могут быть на вашем предприятии

  • Чтобы не попасть на новые огромные штрафы, проведите у себя комплексный экологический аудит с целью проверки соблюдения современных экологических норм и требований по более 100 пунктам с подробнейшим отчетом по результатам.
  • Узнать подробнее про экологический аудит с отчетом
  • Скачать экспресс чек-лист для самостоятельной проверки

У вас остались вопросы?

Оставьте заявку, и наши специалисты свяжутся с вами в течение ближайшего рабочего дня для бесплатной консультации.

Административная ответственность за совершение правонарушений в сфере охраны окружающей природной среды

Административная ответственность — это обязанность лица, совершившего административное правонарушение, претерпевать лишения и ограничения принудительного характера в пределах, установленных действующим законодательством.

Административная ответственность применяется в целях:

  • восстановления социальной справедливости;
  • предупреждения новых правонарушений со стороны правонарушителя;
  • предупреждения новых правонарушений со стороны других лиц.
  • Согласно Конституции РФ и Федеральному закону «Об охране окружающей среды», каждый не только имеет право на благоприятную окружающую среду, но и также обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
  • Административные правонарушения в сфере природопользования являются относительно опасными по сравнению с уголовными преступлениями, но в силу своей массовости характеризуются как общественно вредные.
  •  Административное экологическое правонарушение  — это совершенное в области природопользования и охраны окружающей природной среды противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или КоАП Хабаровского края установлена административная ответственность.
  • Административная ответственность за экологические правонарушения установлена, прежде всего, нормами главы 8 КоАП РФ, а также предусматривается за отдельные правонарушения нормами глав 7, 10 и рядом других норм КоАП РФ, если правонарушение создает угрозу для окружающей среды.
  • За совершение административного правонарушения в сфере природопользования самым часто применяемым наказанием является административный штраф, вместе с тем применяются и другие виды наказания, например такие как:
  • предупреждение;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное приостановление деятельности и т.д.
Читайте также:  На чем зарабатывают юристы в России

Дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды в большинстве случаев рассматриваются уполномоченными органами, указанными в главе 23 КоАП РФ, например, органами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) (ст. 23.

24), органами, осуществляющими федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (ст. 23.27) и т. д.

Данные дела также могут рассматриваться и судами — в случаях обжалования постановлений органов и должностных лиц и если за правонарушение предусмотрены такие наказания, которые назначаются только судом.

Важную роль в привлечении виновных лиц к административной ответственности выполняет прокуратура. Дела об административных правонарушениях, перечисленных в части 1 статьи 28.4 КоАП РФ, могут быть возбуждены прокурором.

Правонарушения в области охраны окружающей среды в этот перечень не входят, но прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или КоАП Хабаровского края.

Помощник прокурора района                                                            А.И. Киреева

Штрафы за нарушение экологического законодательства — ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ

Нарушение действующего экологического законодательства чаще всего карается штрафами, а в некоторых случаях может грозить виновным уголовной ответственностью. Регламентируются наказания в области экологической сферы Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным Кодексом РФ.

Если совершено экологическое преступление, нанесшее непоправимый вред окружающей среде или повлекшее за собой вред здоровью людей, виновный понесет уголовную ответственность. Нарушения экологического законодательства, выявленные на предприятии в ходе проверки надзорных органов, предусматривают административные наказания, в виде штрафов различного размера.    

Размеры штрафов за нарушения природоохранного законодательства

Административный кодекс содержит Главу №8, определяющую ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Наказание определяется характером правонарушения, формой собственности предприятия и правовым статусом виновного лица.

В случае экологических правонарушений административное законодательство предусматривает следующие меры воздействия:

  • предупреждение;
  • штрафы;
  • изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
  • конфискацию незаконно выпущенной продукции;
  • лишение права на занятие определенной деятельностью.

Рассмотрим отдельные статьи Административного кодекса и штрафы, предусмотренные в рамках действующего законодательства.

Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

Административная ответственность  предусмотрена при несоблюдении экологических требований в процессе планировки территории и разработки проектной документации.

Также наказание предусмотрено в случае несоблюдения положений утвержденного проекта в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта. В соответствии со статьей 8.1.

Читайте также:  Несколько компаний синхронно повысили цены. как доказать отсутствие правонарушения

Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении нарушителей предусмотрены штрафы в следующих размерах:   

  • для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 2 до 5 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 20 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами

Нарушения в сфере организации и согласования сбора, хранения, размещения, транспортировки и утилизации отходов различного класса опасности, предусматривают такие штрафы в отношении виновных лиц:

  • для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 30 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 100 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.4. часть 1 Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы

Если государственная экспертиза не проведена вовсе, нарушителям грозят материальная ответственность в таких размерах:

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.4. часть 2 Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы

Если природопользователь провел экологическую экспертизу, получил положительное заключение от государственных органов, но на практике осуществляет деятельность не согласованную в рамках этой экспертизы, в отношении него будут наложены следующие штрафы:

  • для физических лиц – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 150 тысяч рублей.

Важно также отметить, что если природопользователь подает заявление в государственные органы на проведение общественной экологической экспертизы и получает незаконных отказ, для должностных лиц также предусмотрена административная ответственность. Должностному лицу, нарушившему закон, грозит штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

Статья 8.5. Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации    

Некоторые недобросовестные природопользователи, чтобы получить разрешение на ведение хозяйственной деятельности, искажают или вовсе не предоставляют в государственные органы информацию о текущем состоянии окружающей среды (атмосферный воздух, водные и земельные ресурсы). Также искажение нередко касается информации о загрязняющих факторах на предприятии. За такое преступление предусмотрены следующие штрафы:

  • для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

Статья 8.13. часть 1 Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления

  • для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

Статья 8.13. часть 2 Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования

  • для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 2 до 3 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 2 до 3 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.13 часть 3 Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов

  • для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 2 до 3 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей.

Статья 8.13 часть 4 Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 30 до 40 тысяч рублей.

Статья 8.14 Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты

При получении разрешение на водопользование определенным водным объектом, находящимся в государственной собственности, разрабатывается ряд правил, регламентирующих возможности природопользователя. Если надзорными органами будет установлено нарушение этих правил или превышение объема сброса сточных вод, размер штрафов определяется в таких пределах:

  • для физических лиц – от ,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.21. часть 1 Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения

Одни из самых строгих наказаний Административным кодексом предусмотрены за нарушения в области вредного воздействия на атмосферный воздух. Связано это с высокими рисками для жизни и здоровья людей, работающих на предприятии и проживающих в регионе. Штрафы лежат в таком диапазоне:  

  • для физических лиц – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 40 до 50 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 180 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.21. часть 2  Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.21. часть 3 Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры

  • для должностных лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 1 до 2 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду  

Каждый природопользователь, деятельность которого сопровождается негативными воздействиями на окружающую среду, обязан своевременно (в соответствии с графиком) вносить в бюджет экологические платежи. Если в установленные сроки оплата не производится, в отношении нарушителя предусматриваются следующие штрафы:

  • для должностных лиц – от 3 до 6 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.  

Экологические законодательство – законный инструмент защиты окружающей среды от негативного воздействия деятельности человека. Каждый, кто не соблюдает природоохранные законы, будет нести ответственность в соответствии с нанесенным экологии ущербом.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *