Новая редакция первой части нк рф. какие поправки выгодны компаниям, а какие – инспекциям

Как известно, Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ (далее – Закон № 325-ФЗ) внес многочисленные изменения и дополнения в обе части Налогового кодекса РФ. Рассмотрим поправки в первую (общую) часть НК РФ (касающиеся организаций и предпринимателей), которые вступят в силу 1 апреля и 1 октября 2020 г.

Новая редакция первой части НК РФ. Какие поправки выгодны компаниям, а какие – инспекциям Новые правила взыскания с организаций и предпринимателей небольших сумм задолженности  Изменения касаются принудительного взыскания налоговиками задолженности по налогам (сборам, страховым взносам, пеням, штрафам) за счет (ст. 46 НК РФ):

  • денежных средств и драгоценных металлов на счетах должника (организации или ИП) в банках;
  • электронных денежных средств должника.

По действующим правилам решение о взыскании такого долга должно быть принято налоговой инспекцией не позднее двух месяцев после истечения срока, отведенного должнику в требовании о его самостоятельной уплате. Если инспекция не уложится в этот срок, взыскать задолженность она сможет только в судебном порядке (п. 3 ст. 46 НК РФ). С 01.04.2020 двухмесячный срок для принятия ИФНС решения о взыскании будет отсчитываться от разных дат в зависимости от суммы задолженности: 1. сумма долга по одному требованию превышает 3000 руб. – от даты истечения срока исполнения этого требования (т.е. в прежнем порядке); 2. сумма задолженности (по одному или суммарно по нескольким требованиям) не превышает 3000 руб.:

  • от даты, когда сумма задолженности по нескольким требованиям превысит 3000 руб. в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования;
  • от даты истечения указанного трехлетнего срока, если общая задолженность за это время так и не превысит 3000 руб.

Такой порядок следует из п. 11 ст. 1 Закона № 325-ФЗ. Отметим также, что с 1 апреля 2020 г. увеличивается до 3000 руб. максимальная сумма налоговой задолженности организации или ИП, выявленной ИФНС вне рамок налоговой проверки, требование об уплате которой можно направить в течение одного года (а не трех месяцев) со дня выявления. Сегодня этот лимит составляет 500 рублей для всех налогоплательщиков (п. 1 ст. 70 НК РФ). С 01.04.2020 он сохранится только для физлиц без статуса ИП (п. 17 ст. 1 Закона № 325-ФЗ). Какие-либо переходные положения для рассмотренных нововведений Законом № 325-ФЗ не предусмотрены. Не вполне ясно, применяются новые правила к недоимке, выявленной до 1 апреля 2020 г., или нет. Следовательно, встает вопрос, в какие предельные сроки следует направлять требование об уплате и принимать решение о взыскании сумм задолженности, не превышающей 3000 руб., если она обнаружена до 01.04.2020 (например, в январе 2020 г.), а требование об уплате до этой даты не направлялось (либо требование направлялось, но решение о взыскании не принималось).

На сайте nalog.ru появится информация об обременениях имущества в пользу налоговиков

 В силу п. 1 ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов) может обеспечиваться:

  • залогом имущества;
  • наложением ареста на имущество;
  • поручительством;
  • пеней;
  • приостановлением операций по счетам в банке;
  • банковской гарантией.

Кроме того, для обеспечения возможности исполнения решения по результатам налоговой проверки ИФНС может (еще до вступления решения по проверке в силу) запретить налогоплательщику отчуждать или передавать в залог (без согласия инспекции) определенное имущество (пп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ). С 01.04.2020 сведения о залоге, аресте, а также о запрете отчуждения (передачи в залог) имущества налогоплательщика (залогодателя) должны отражаться на официальном сайте ФНС России (nalog.ru). Такие сведения не признаются налоговой тайной. Состав сведений и порядок их размещения на указанном сайте утвердит сама Налоговая служба (п. 18, 36 ст. 1 Закона № 325-ФЗ).

Новый случай залога имущества в пользу налоговой службы

 По действующим правилам передать имущество в залог налоговому органу можно только на основании договора. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик, так и третье лицо (п. 2 ст. 73 НК РФ). С 01.04.2020 имущество налогоплательщика будет признаваться находящимся в залоге у налогового органа на основании закона, если (пп. «б» п. 19 ст. 1 Закона № 325-ФЗ):

  • налогоплательщик не погасит в течение одного месяца задолженность, указанную в решении ИФНС о взыскании, исполнение которого обеспечено наложением ареста на имущество в соответствии со ст. 77 НК РФ. Именно арестованное имущество будет признаваться находящимся в залоге у налогового органа. При этом с момента возникновения залога арест, ранее наложенный на это имущество, прекращается (пп. «б» п. 21 ст. 1 Закона № 325-ФЗ);
  • вступило в силу решение инспекции, исполнение которого обеспечено в соответствии с пп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ запретом на отчуждение или передачу в залог (без согласия ИФНС) определенного имущества налогоплательщика. Именно это имущество будет признаваться находящимся в залоге у налогового органа.

Если имущество налогоплательщика уже в залоге у третьих лиц, то у налогового органа возникает последующий залог (кроме ситуаций, когда передача такого имущества в последующий залог не допускается). При этом преимущественное право удовлетворения требования ИФНС за счет залога не распространяется на денежные средства на счетах, вкладах (депозитах), предназначенных для удовлетворения требований, которые в соответствии со ст. 855 ГК РФ предшествуют исполнению обязанности по уплате налогов. Залог в пользу налоговиков подлежит государственной регистрации и учету по правилам ст. 339.1 ГК РФ.

Новые способы отмены ареста имущества

В настоящий момент организация, у которой долги перед бюджетом, вправе попросить инспекцию заменить арест, наложенный на ее имущество, залогом имущества на основании договора. При этом такая замена является правом налоговиков (п. 12.1 ст. 77 НК РФ). С 1 апреля 2020 г. организации смогут претендовать на отмену ареста имущества при предоставлении инспекции (п. 21 ст. 1 Закона № 325-ФЗ):

  • банковской гарантии, отвечающей требованиям ст. 74.1 НК РФ, на сумму, указанную в решении ИФНС о взыскании налога (пеней, штрафов);
  • поручительства третьего лица, оформленного по правилам ст. 74 НК РФ.

Обязанности налогового агента в связи с постановкой на налоговый учет иностранного работника  Если в справках 2-НДФЛ и расчетах 6-НДФЛ, представленных после 1 января 2020 г., инспекция обнаружит сведения об иностранных гражданах (лицах без гражданства), не состоящих в РФ на налоговом учете, она обязана поставить их на учет (с 01.04.2020) в ИФНС по месту нахождения (жительства) того налогового агента (организации или ИП), который первым представил по ним указанную налоговую отчетность. Речь идет об иностранцах, которые не имеют на территории РФ места жительства (пребывания), собственного недвижимого имущества и транспортных средств. Постановка на учет производится в течение 15 рабочих дней с момента представления 2-НДФЛ и (или) 6-НДФЛ. Уведомление о постановке иностранца на учет инспекция направит указанному налоговому агенту, который обязан в течение 5 рабочих дней с момента получения уведомления передать его физлицу и представить в инспекцию документ, подтверждающий такую передачу. Представить этот документ в инспекцию можно лично или через представителя, направить по почте заказным письмом или передать в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика. (См. пп. «д» п. 25, пп. «б», абз. 2-3 пп. «д» п. 26 статьи 1, п. 11 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

У налоговиков появятся новые полномочия при взыскании крупной недоимки

 По действующим правилам ИФНС вправе проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика (плательщика сборов, взносов, налогового агента), если (п. 1, 2 ст. 92 НК РФ):

  • проводится выездная налоговая проверка;
  • проводится камеральная налоговая проверка декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога (п. 8 ст. 88 НК РФ);
  • проводится камеральная налоговая проверка декларации по НДС, в ходе которой выявлены противоречия и несоответствия, указанные в п. 8.1 ст. 88 НК РФ;
  • документы и предметы получены в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля либо владелец этих предметов согласен на проведение их осмотра.

С 1 апреля 2020 г. в дополнение к вышеуказанным случаям должностные лица налоговых органов смогут проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов организации при одновременном соблюдении следующих условий:

  • в соответствии со ст. 46 НК РФ принято решение о взыскании недоимки за счет денежных средств и драгоценных металлов на счетах организации-должника в банках и ее электронных денежных средств;
  • размер недоимки превышает 1 млн руб.;
  • решение о взыскании не исполнено в течение 10 дней с даты его принятия;
  • организация согласна на проведение такого осмотра.

Провести осмотр можно не более одного раза по одному решению о взыскании недоимки (п. 32 ст. 1 Закона № 325-ФЗ). Кроме того, в такой ситуации наряду с осмотром налоговики вправе истребовать у налогоплательщика документы (информацию) об имуществе, имущественных правах и обязательствах (по перечню, который должна утвердить ФНС России). Следует помнить: в отличие от осмотра (он возможен только в отношении организации), истребовать указанные документы (информацию) можно и у предпринимателей, в отношении которых принято аналогичное решение о взыскании недоимки, превышающей 1 млн руб., и оно не исполнено в течение 10 дней с даты его принятия. Если налогоплательщик не представит документы (информацию) об имуществе, имущественных правах и обязательствах в течение 10 рабочих дней, ИФНС вправе истребовать их у иных лиц (п. 33 ст. 1 Закона № 325-ФЗ). Также нарушители могут быть привлечены к налоговой ответственности (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).

Переплату по федеральному налогу зачтут в счет недоимки по региональному или местному налогу (и наоборот)

Читайте также:  Включение в реестр требований кредиторов после отмены процедуры наблюдения

 Как известно, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет (п. 1 ст. 78 НК РФ):

  • предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам;
  • погашения недоимки по иным налогам;
  • погашения задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения.

При этом сегодня зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам (абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ). Например, это означает, что переплату по транспортному (региональному) налогу нельзя зачесть в счет недоимки по земельному (местному) налогу. О том, какие налоги относятся к федеральным, региональным и местным, см. ст. 12-15 НК РФ. Аналогичные правила зачета (по соответствующим видам налогов и сборов) применяются также в отношении зачета сумм излишне уплаченных авансовых платежей, пеней и штрафов по налогам, сборам (п. 14 ст. 78 НК РФ). Однако 1 октября 2020 г. абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ утрачивает силу. Это означает, что с этой даты любая переплата в бюджет (по налогу, сбору, штрафу, пеням) может быть зачтена в счет любых аналогичных предстоящих платежей в бюджет либо в счет погашения любой аналогичной налоговой задолженности (независимо от вида налога). Переходные положения для данной ситуации Закон № 325-ФЗ не устанавливает. Поэтому полагаем, что момент возникновения переплаты и (или) недоимки (до 01.10.2020 или после) значения не имеет. Главное, чтобы сам зачет (по заявлению налогоплательщика или по инициативе налогового органа) состоялся после этой даты.

Также следует учитывать, что указанные правила зачета сумм налогов и сборов (пеней и штрафов по ним) не распространяются на страховые взносы.

Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда (ПФР, ФСС, ФОМС), в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, а также в счет задолженности по соответствующим пеням и штрафам (п. 1.1 ст. 78 НК РФ).

Изменения в части 1 НК РФ, которые ждут нас в 2021 году | «Правовест Аудит»

Налогоплательщик — контролирующее лицо подтверждает размер прибыли (убытка) контролируемой им иностранной компании (КИК) путем представления в налоговый орган годовой финансовой отчетности КИК, аудиторского заключения (обязательный или добровольный аудит финотчетности). Причем данные документы организациями представляются вместе с декларацией по налогу на прибыль, а физлицами — вместе с уведомлением о КИК.

С 09 декабря 2020 года за непредставление налоговому органу вышеуказанных документов либо представление заведомо недостоверных сведений грозит налогоплательщику — контролирующему лицу штрафом в размере 500 000 руб. (п.1.1 ст.126 НК РФ). Сейчас наказание — 100 000 руб., т.е. штрафные санкции увеличили в 5 раз.

Кроме того, с 09.12.

2020 года за непредставление документов, необходимых для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения или документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК в течение 1 месяца с даты получения требования от налогового органа — штраф с контролирующего лица составит 1 000 000 руб. (новый п.1.1-1 ст. 126 НК РФ).

Изменения в ст.126 НК РФ внесены Федеральным законом от 09.11.2020 года № 368-ФЗ (далее — Закон № 368-ФЗ).

В прежней редакции ст.29 НК РФ не было упоминания о доверенности физлица со статусом индивидуального предпринимателя (ИП). Это исправлено. Для налогоплательщиков — ИП и физлиц установлены единые правила оформления «налоговых» доверенностей.

С 23 декабря 2020 года представлять интересы ИП и физических лиц без предпринимательского статуса в налоговых органах можно не только на основании бумажной доверенности, удостоверенной нотариусом. Для этих целей подойдет электронная доверенность, подписанная электронной цифровой подписью (ЭЦП) доверителя, то есть похода к нотариусу можно миновать.

Хочется отметить, что обновленная редакция п. 3 ст. 29 НК РФ порадовал не только физлиц, но и организации, поскольку в ней нет новелл, которые касаются именно компаний, а они активно обсуждались законодателями.

Предполагалось ввести обязательное нотариальное заверение доверенности, выданной юридическим лицом, т.е. печати организации и подписи ее руководителя было бы недостаточно.

Так что, компании могут облегченно вздохнуть и оформлять бумажные доверенности как обычно, без привлечения нотариуса.

Изменения в ст.29 НК РФ внесены Федеральным законом от 23.11.2020 года № 374-ФЗ (далее — Закон № 374-ФЗ).

С 23 декабря 2020 года начнет действовать обновленный п.1 ст. 70 НК РФ, который посвящен тонкостям направления требований об уплате задолженности по налогам, сборам и взносам.

Требования физлицам. Как и ранее, в общих случаях требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки.

Новшество в том, что независимо от ИП-статуса физического лица требование направляется, если сумма недоимки достигла 3 000 руб.

Ранее для «обычных» физлиц была установлена пониженная планка — если недоимка, пени и штрафы по ней превышали 500 руб.

Срок направления требования об уплате задолженности по пеням. Появился новый абзац в ст.

 70 НК РФ, который гласит, что требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, направляется налогоплательщику не позднее 1 года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 руб.

Как известно, начисление пеней осуществляется по день фактического погашения суммы недоимки. При этом не редкость, когда сумма пени в требовании гораздо меньше той, которая будет на дату фактического погашения долга по налогу, а налогоплательщик перечисляет в бюджет только суммы, указанные в требовании.

В такой ситуации инспекция может направить требование на «зависшую» сумму пени (с даты требования по день фактической уплаты налога). Отдельного срока для направления требования об уплате задолженности по пеням, когда задолженность по налогу уже уплачена, НК РФ не содержал и зачастую приходилось руководствоваться общими положениями п. 5 ст.

 75 НК РФ, разъяснениями Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (п.51), письмом ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692, с учетом которых требование должно направляется не позднее 3 месяцев с момента уплаты всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями — с момента уплаты последней ее части), если ее размер менее 500 руб.

, а с учетом более новой редакции п.1 ст. 70 НК РФ — менее 3 000 руб.

Так что, очень хорошо, что с 23.12.2020 года нет необходимости определять срок направления требования по задолженности по пеням, притягивая старые, но действующие разъяснения ВАС РФ, анализируя многочисленные редакции п. 1 ст. 70 НК РФ.

Таким образом, с учетом нового абзаца в п.1 ст. 70 НК РФ, требование на уплату долга по пени с 23.12.2020 года должно быть направлено налоговым органом в течение 1 года с даты уплаты недоимки (например, при сумме долга менее 3000 руб.) либо в течение года с даты, когда размер пени превысил 3000 руб.

Действующей редакцией ст. 48 НК РФ предусмотрено, что инспекция не вправе обратиться в суд за взысканием налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов пока недоимка не составит 3 000 руб. В случае, если недоимка не растет, инспекторам придется дождаться, когда пройдут 3 года и только после этого (в течение 6 месяцев) они могут обратиться в суд.

С 23 декабря 2020 года для подачи иска в суд о взыскании долга с физлица важно чтобы его размер был не менее 10 000 руб., т.е. пороговое значение для обращения в суд повышено с 3 000 до 10 000 руб. (ст. 48 НК РФ).

Изменения в ст.48 НК РФ внесены Законом № 374-ФЗ.

В п.10 ст. 78 НК РФ внесли коррективы, согласно которым с 23 декабря 2020 года проценты за несвоевременный возврат переплаты, которые инспекция начислила на дату вынесения соответствующего решения о возврате переплаты, перечислят без заявления налогоплательщика.

Во всех иных случаях, увы, заявление на возврат процентов надо будет подавать в налоговый орган.

Изменения в ст.78 НК РФ внесены Законом № 374-ФЗ.

С 23 декабря 2020 года расширен перечень документов, которые могут быть представлены (получены) налогоплательщиком (его законным или уполномоченным представителем) через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Так, через МФЦ можно будет подать в инспекцию сообщение о наличии объекта налогообложения и прилагаемые к нему копии документов, заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения по транспортному налогу, получить налоговое уведомление (п.2.1 ст. 23, п.4 ст. 52 , ст.

 362 НК РФ).

Напоминаем, что организации обязаны уведомить налоговый орган о наличии у них транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, если не получили сообщения об исчисленной инспекцией сумме налогов по таким объектам. Если этого не сделать — штраф 20% от неуплаченной суммы налога (п. 2.2 ст. 23, п. 3 ст. 129.1 НК РФ).

Изменения внесены Законом № 374-ФЗ.

С 1 января 2021 года налоговые органы будут представлять оператору информационной системы «Одно окно» (АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ)) сведения о реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по нулевой ставке. Соответственно такая информация не будет налоговой тайной. (п. 2.2 ст.102 НК РФ).

В тоже время с 1 января 2021 года к налоговой тайне отнесены сведения о налогоплательщиках и плательщиках взносов, которые от инспекций поступают в госорганы и органы местного самоуправления для оценки налоговых расходов в соответствии со ст. 174.3 Бюджетного кодекса. Доступ к этим сведениям имеют только должностные лица, определяемые руководителями госорганов и органов местного самоуправления (п. 11 ст.102 НК РФ).

Изменения внесены Законом № 374-ФЗ.

С 1 января 2021 года отменены ограничения по уточнению платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС). Для них предусмотрены общие «налоговые» правила, т.е.

платежи по страховым взносам можно уточнять даже если по сообщению территориального органа ПФР сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС (п. 9 ст. 45 НК РФ).

Кроме того, уточнено, что излишне уплаченная или излишне взысканная сумма страховых взносов на ОПС не подлежит возврату, только если по информации территориального органа ПФР указанная сумма в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС учтена в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент представления заявления о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов назначена страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ (п. 6.1 ст. 78, п. 1.1 ст. 79 НК РФ).

Следует отметить, что данная поправка связана с Постановлением Конституционного Суда от 31.10. 2019 № 32-П, которым признано «неконституционными» существующие ограничения прав страхователя на возврат излишне уплаченных им взносов.

С 1 июля 2021 года инспекция вправе признать поданную декларацию (расчет) «непредставленной» по основаниям, определенным в закрытом перечне (ст.80 НК РФ). Так, если в ходе «камералки» инспектор выявит наличие хотя бы одного из нижеперечисленных обстоятельств, отчетность будет считаться «непредставленной» (п.4.1 ст. 80 НК РФ):

  • подписание декларации (расчета) неуполномоченным лицом;
  • дисквалификация генерального директора, подпись которого стоит в отчетности;
  • отчетность подписана электронной подписью (УКЭП) физического лица, умершего еще до даты подписания документа. Напомним, что дата смерти есть в Реестре ЗАГС;
  • в отношении генерального директора, который подписал отчетность, в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности информации;
  • до даты подачи отчетности компания исключена из ЕГРЮЛ;
  • данные декларации по НДС не соответствуют установленным контрольным соотношениям;
  • общая сумма страховых взносов в расчете по не соответствует данным по каждому застрахованному.

Кстати, сейчас инспекторы тоже могут признать отчетность «непредставленной» — основания поименованы в пункте 19 Административного регламента (утв. Приказом ФНС от 08.07.2019 года № ММВ-7-19/343). Например, это подача декларации не в ту инспекцию, не по той форме (формату), случаи, когда не подтверждены полномочия подающего отчетность, декларация подписана дисквалифицированным руководителем.

Читайте также:  В судах общей юрисдикции появится апелляционное обжалование

То есть, с июля 2021 года закрепляются на законодательном уровне положения, фактически действующие сейчас, а в отношении декларации по НДС вводится еще одно основание, когда она может считаться «непредставленной» — данные отчетности не соответствует контрольным соотношениям, определенным ФНС.

О факте непредставления отчетности инспекция уведомит в течение 5 рабочих дней со дня выявления «нехорошего» обстоятельства (п.4.2 ст.80 НК РФ в ред. с 01.07.2021 г.).

Если установлены несоответствия показателей представленной декларации по НДС по контрольным соотношениям (нарушен порядок заполнения) — инспекция «обрадует» уведомлением по ТКС не позднее дня, следующего за днем получения декларации (п. 5.3 ст. 174 НК РФ).

Чтобы исправить ситуацию и декларация была признана вовремя сданной надо успеть представить исправленную отчетность в течение 5 рабочих дней после получения уведомления, (новые п.5.3 и 5.4 ст. 174 НК РФ).

Кстати, с 01.07.2021 года полномочия лица, подписавшего декларацию, можно подтвердить электронным документом (доверенностью), подписанным УКЭП доверителя (п. 5 ст. 80 НК).

ФНС должна успеть к июлю 2021 года подготовить электронный формат доверенности на подписание от его имени отчетности и порядок ее направления по телекоммуникационным каналам связи.

Указанные новшества касаются налоговых деклараций (расчетов), поданных в налоговый орган после 01.07.2021 года.

Основание — Закон № 374-ФЗ.

Защитите себя и свою компанию уже сейчас! «Правовест Аудит» рекомендует начинать проведение аудита уже сейчас — это позволит навести порядок и устранить риски еще до сдачи годовой отчетности.Узнать стоимость аудита

В ходе «камералки» инспекция вправе требовать необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены льготы. Их надо дать в течение 5 рабочих дней (п.6 ст. 6.1, п.6 ст. 88 НК РФ).

С 01.07.2021 года налогоплательщик может «объясниться» путем представления «электронного реестра» подтверждающих документов (обновленный п.6 ст. 88 НК РФ). Формат документа ждем от ФНС.

Основание — Закон № 374-ФЗ.

С 01.07.2021 года инспекция может заблокировать счет компаний или ИП, только если они просрочили представление отчетности более чем на 20 рабочих дней (пп.1 п.3, п.3.2 ст. 76 НК РФ). Сейчас блокировка счета грозит при опоздании с налоговой отчетностью на 10 и более рабочих дней.

Кстати, о предстоящей блокировке счета инспекторы могут сообщить не менее чем за 14 рабочих дней до того, как будет принято соответствующее решение (новый п.3.3 ст. 76 НК РФ). Но могут не сообщать, т.к. не обязаны это делать.

Изменения внесены Законом № 368-ФЗ

С 01.07.2021 года начнут действовать положения о национальной системе прослеживаемости, закрепленные в налоговом законодательстве.

Компании, чья деятельность связана с товарами, подлежащими прослеживаемости, должны сдавать в налоговый орган отчеты о таких операциях, а также документы, содержащие реквизиты прослеживаемости (п. 2.3 ст.23 НК РФ).

С 01.07.2021 года налоговые органы вправе требовать представление документов, относящихся к «прослеживаемости», если найдены противоречия между данными (новый п.8.9 ст. 88 НК РФ):

  • в представленной декларации и данными отчета и (или) документов, содержащих реквизиты «прослеживаемости»;
  • декларации по НДС и отчетом другого налогоплательщика, связанного с операциями с «прослеживаемыми» товарами;
  • отчета самого налогоплательщика и сведениями отчета другой компании.

Если выявлены вышеуказанные противоречия — не исключен визит инспекторов для осмотра территорий и помещений организации (ст. 88, 91,92 НК РФ).

Изменения внесены Федеральным законом от 09.11.2020 года № 371-ФЗ

С 1 июля 2021 года у потребительских кооперативов появится новая обязанность — сообщать налоговому органу сведения о полном внесении паевых взносов за недвижимое имущество, предоставленное своим членам и иным лицам, имеющим право на паенакопления (новый п. 9.5 ст. 85 НК РФ).

Данные сведения нужно сообщать в налоговый орган по субъекту РФ по месту своего нахождения (УФНС) в течение 10 дней со дня полного внесения соответствующего паевого взноса.

Изменения внесены Законом № 374-ФЗ.

С 1 июля 2021 года у налоговой службы появится новое основание для проведения повторной выездной налоговой проверки (ВНП).

Она может быть проведена не только в случае, если за проверенный период представлена «уточненка» в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (пп.2 п.10 ст.

89 НК РФ), но и в случаях, когда в уточненной декларации увеличена заявленная к возмещению сумма НДС (акциза) либо увеличена сумма полученного убытка.

Дополнения в пп.2 п.10 ст. 89 НК РФ внесены Федеральным законом от 29.12.2020 года № 470-ФЗ.

Изменение первой части Налогового кодекса РФ с 1 января 2021 года

Редакцию первой части Налогового кодекса РФ с 01.01.2021 изменили сразу несколько новых законов:

Обязанности налогоплательщиков

Статьей 23 НК РФ «Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)» установлены новые обязанности юрлиц-налогоплательщиков по информированию налогового органа по своему выбору о наличии в собственности:

  • транспортных средств;
  • земельных участков.

Речь идет об объектах, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам.

Такое сообщение налогоплательщик должен направить в случае неполучения сообщения об исчисленной налоговым органом сумме транспортного налога и (или) сообщения об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими. Декларации по транспортному и земельному налогам отменены. Установлено, что:

Сообщение о наличии объекта налогообложения с приложением копий документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, и (или) правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельные участки предоставляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Исчисление, зачет и возврат налогов и страховых взносов

Новой редакцией статьи 52 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы при определении подлежащей уплате суммы налогов, учитывают имеющиеся у налогоплательщика на дату формирования налогового уведомления суммы излишне уплаченных таких налогов и (или) пеней по таким налогам. Речь идет о налогах, указанных в п.

3 статьи 13 НК РФ, п. 3 статьи 14 НК РФ и пп. 1 и 2 статьи 15 НК РФ. Зачет производится путем уменьшения суммы указанных налогов, подлежащих уплате, последовательно начиная с меньшей суммы, если до наступления такой даты налоговым органом не получено заявление налогоплательщика о зачете (возврате) указанных сумм.

Нормами статьи 78 НК РФ предусмотрено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика осуществляется на основании письменного заявления (заявления, предоставленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или предоставленного через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 НК РФ) налогоплательщика по решению налогового органа, если иное не предусмотрено п. 2 статьи 52 НК РФ. Статья дополнена новым пунктом, в котором указано:

Зачет сумм излишне уплаченных налогоплательщиком-организацией транспортного налога и земельного налога производится не ранее дня направления такому налогоплательщику-организации налоговым органом сообщения об исчисленных за соответствующий налоговый период суммах указанных налогов в соответствии со статьями 363 НК РФ и 397 НК РФ.

Установлено, что сумма излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не подлежит возврату, если, по информации территориального органа Пенсионного фонда РФ, эта сумма уже учтена в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент предоставления заявления о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов назначена страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Аналогичные поправки внесли в статью 79 НК РФ «Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафа».

Отчетность

Новой редакцией статьи 80 НК РФ предусмотрено, что сведения о среднесписочной численности работников предоставляются в налоговые органы плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в составе расчета по страховым взносам.

Обязанности уполномоченных органов

Статья 85 НК РФ в новой редакции обязывает Пенсионный фонд России сообщать в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС), в том числе сведения о лицах, относящихся к ветеранам боевых действий, сведения о которых размещены в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.

Обязанности кредитных организаций

Статьей 86 НК РФ в новой редакции предусмотрено, что справки о наличии счетов организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, могут быть запрошены налоговыми органами в кредитной организации, если в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного или излишне взысканного налога указан банковский счет, сведения о котором не предоставлены в налоговый орган в соответствии с пунктом 1.1 статьи 86 НК РФ.

Камеральная проверка

Статьей 88 НК РФ в новой редакции предусмотрен новый порядок проведения камеральных проверок по НДФЛ. Если налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, не предоставлена в налоговый орган в установленный срок в соответствии с пп. 2 п.

1 и п. 3 статьи 228 НК РФ, п. 1 статьи 229 НК РФ, налоговый орган проводит камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об их доходах. Срок проведения камеральной проверки — 3 месяца со дня, следующего за днем истечения установленного срока уплаты налога по соответствующим доходам.

Налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика предоставить в течение пяти дней необходимые пояснения. Если до окончания проведения камеральной налоговой проверки налогоплательщиком (его представителем) предоставлена налоговая декларация, то текущая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе предоставленной налоговой декларации.

Налоговая тайна

По нормам новой редакции статьи 102 НК РФ, не является разглашением налоговой тайны предоставление налоговым органом оператору информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности по его запросу сведений из налоговых деклараций о реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по налоговой ставке 0%, организациям и ИП — участникам внешнеэкономической деятельности. Но режим налоговой тайны распространяется на сведения о налогоплательщиках, поступившие от налоговых органов в органы государственной власти для осуществления оценки налоговых расходов в соответствии со статьей 174.3 БК РФ.

Новые поправки в налоговый кодекс: 4 закона под занавес 2020 года

23 ноября Президентом РФ были подписаны сразу 4 закона, вносящие изменения в налоговый кодекс Российской Федерации. Часть этих изменений были давно анонсированы, например, поправка о повышении ставки налога на доходы физлиц, превышающие сумму в 5 миллионов рублей за год.

Читайте также:  Эксперимент по электронному кадровому документообороту

Но были и те, что стали для налогоплательщиков сюрпризом. Подробнее о принятых законах и основных нововведениях, которые они привнесут в систему налогообложения – читайте в нашей статье.

А также о том, как учесть все нововведения, число которых перевалило только в последнем пакете законов за сотню, с помощью сервисов СБИС.

Последняя декада ноября 2020 года была богата на подписание различных законов главой государства, особенно продуктивным оказался понедельник, 23 ноября. В этот день Президент РФ подписал сразу четыре закона, вносящие изменения в налоговый кодекс РФ.

Какие законы были подписаны:

  • Федеральный закон № 372-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период». Суть закона: вводится прогрессивное налогообложение доходов, превышающих 5 миллионов рублей в год.
  • Федеральный закон № 373-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Суть закона: увеличен список видов деятельности, попадающих под патент (ПСН – патентную систему налогообложения).
  • Федеральный закон № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Суть закона: вносит около 100 изменений в части первую и вторую НК РФ. Поправки в НК РФ неоднородные: часть из них носит сугубо технический характер, часть влечет за собой ощутимые изменения. В целом поправки оцениваются как послабляющие, дающие налоговые смягчения, льготы, прозрачность процедур.
  • Федеральный закон № 375-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Суть закона: до конца 2022 года продлено освобождение от НДС для предпринимателей, занимающихся племенным животноводством.

Наиболее весомым в списке новых законов эксперты называют Федеральный закон № 374, внесший целый калейдоскоп поправок в НК РФ. Именно этому закону мы посвятим значительную часть статьи, однако вкратце поясним и три другие закона от 23 ноября 2020 года, внесшие изменения систему налогообложения.

Более сотни изменений в одном законе: от процедурных до принципиальных

Федеральный закон № 374-ФЗ самый внушительный по количеству принятых поправок в налоговый кодекс и их масштабу. В статье 1 закона, вносящей поправки в первую часть НК РФ, 23 пункта с поправками.

В статье 2, вносящей изменения во вторую часть налогового кодекса, 58 пунктов. А всего статей в законе 9.

То есть в общей сложности разного рода уточнений, дополнений, изменений внесено более сотни, однако существенными, не техническими называют около 50 изменений.

В целом утвержденные данным законом изменения получили положительную оценку от экспертного и бизнес-сообществ. Закон характеризуют как идущий навстречу налогоплательщикам по большому кругу вопросов, ряд изменений улучшают положение физлиц, однако есть и усложняющие жизнь нововведения.

Рассмотрим наиболее значимые поправки, которые касаются как процедурных изменений, мер налогового администрирования, а также налогов и страховых взносов, в частности — НДС, НДФЛ, налога на прибыль организаций, НДПИ, земельного и транспортного налогов, налога на имущество физлиц. В чем суть последних налоговых поправок?

  • В законе уточнены критерии для ряда ИТ-компаний, имеющих преференции. Они распространяются на разработчиков, внедренцев, продавцов собственного ПО. Условие –данные направления должны быть профильными, в обороте компании они должны занимать не менее 90%.
  • В МФЦ можно будет сдать и получить ряд новых документов, минуя визит в контролирующий орган.
  • Величина задолженности по налогам физлиц, при которой налоговая обращалась в суд, увеличена с 3 до 10 тысяч рублей.
  • Уточнен порядок применения кадастровой стоимости при ее изменении.
  • Для физлиц-плательщиков имущественных налогов, налоговые льготы будут применяться с налогового периода, в котором возникло право на них, а не с момента, когда соответствующая информация поступила в налоговый орган.
  • В случае гибели или уничтожения объекта, исчисление налога будет прекращаться с первого числа месяца его потери.
  • Организации обязали вносить в декларацию по налогу на имущество данные о движимом имуществе. При этом налогом оно не облагается.
  • По налогу на прибыль уточнены правила применения инвестиционного вычета, продлено до конца 2021 года применение расширенных интервалов предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам.
  • По налогу на добычу полезных ископаемых уточнен порядок определения налоговой базы по направлению добычи драгкамней.
  • По налогу на доходы физлиц внесен ряд дополнений:
    • от НДФЛ освобождаются расходы на проезд в заграничный отпуск северян и их семей, но только в расчет идут расходы на проезд до госграницы РФ.
    • матпомощь до 50 000 руб. опекунам не будет облагаться налогом,
    • курортный сбор в командировочных расходах не будет облагаться налогом,
    • расходы на питание и проживание для медработников, работающих в пандемию в изоляции, освободили от налога с 2020 года,
    • датой покупка «долевки» будет считаться дата оплаты, а не дата госрегистрации права собственности.
  • Уточнены способы удостоверения прав уполномоченного представителя налогоплательщика-индивидуального предпринимателя или физического лица: на основании нотариально удостоверенной доверенности, доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной, или доверенности в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя.
  • Определены случаи, при которых налоговая декларация считается непредставленной, в частности, если установлен факт подписания налоговой декларации неуполномоченным лицом, физическое лицо, подписавшее налоговую декларацию, дисквалифицировано и срок дисквалификации не истек на момент подачи налоговой декларации, в случае обнаружения налоговым органом факта несоответствия показателей представленной налоговой декларации контрольным соотношениям.

Обращаем ваше внимание: избежать ситуации с непринятием декларации по причине несоответствия показателей поможет СБИС Сверка.

В случае, если налоговая декларация считается непредставленной, налогоплательщику не позднее дня, следующего за днем получения налоговой декларации, направляется уведомление в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. В пятидневный срок с даты направления в электронной форме уведомления, налогоплательщик обязан устранить неточности и представить налоговую декларацию.

Заработок выше 5 млн. руб. в год будет облагаться 15% НДФЛ

Федеральный закон № 372 меняет подход к налогообложению высоких доходов физических лиц. Он распространяется на тех, чей заработок в год превысит сумму в 5 миллионов рублей.

Закон вводит дифференцирующий подход к назначению ставки НДФЛ, ее величина будет зависеть от величины дохода и вида дохода. Вводятся понятия «основная налоговая база», «совокупность налоговых баз», устанавливаются перечни отдельных видов доходов, совокупность налоговых баз по которым облагается различными ставками НДФЛ.

Какие ставки НДФЛ вводятся:

  • 15% — на величину дохода, превышающего сумму в 5 миллионов рублей.
  • 13% — на доходы до 5 миллионов рублей включительно.

Повышенная ставка НДФЛ распространяется также на доходы по продаже ценных бумаг, но не распространяется на доходы от продажи имущества, страховые и пенсионные выплаты.

«Патент» станет доступнее

Федеральный закон № 373-ФЗ расширил возможности патентной системы налогообложения.

Во-первых, закон уточнил перечень видов деятельности, попадающей под ПСН и указал виды деятельности, которые не попадают по патентную систему налогообложения. Закон, по большому счету, адаптировал патент под реалии, под новые ниши, которые появляются в том или ином виде бизнеса.

Например, пункт о ремонте автотранспорта и мототранспорта в новом законе звучит так: ремонт, техническое обслуживание автотранспортных и мототранспортных средств, мотоциклов, машин и оборудования, мойка автотранспортных средств, полирование и предоставление аналогичных услуг.

Новый закон дает возможность работать на «патенте» рознице или общепиту площадью зала до 150 квадратных метров. Ранее эта площадь была ограничена 50 кв. м.

Также налогоплательщики получают право уменьшить сумму исчисленного налога на сумму уплаченных страховых взносов во внебюджетные фонды, на расходы работодателя по выплате пособий по временной нетрудоспособности, на платежи организации по добровольному страхованию работника на случай временной нетрудоспособности.

Племенных животных можно будет продавать без НДС

Федеральный закон № 375-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» продлил на два года (2021-2022 гг.) освобождение от уплаты НДС на ввоз и продажу для личных нужд племенных животных.

От уплаты НДС освобождаются те, кто ввозит и продает для личного использования племенной крупный рогатый скот, племенных лошадей, свиней, овец, коз, птицы и других животных, перечень которых установлен законодательно.

И это далеко не все изменения, которые ждут налогоплательщиков уже в ближайшем будущем. Изменения, уточнения, дополнения в НК РФ вносились на протяжении всего года, а также и в предшествующие годы были приняты изменения, действия которых начнется с 2021 года.

Нововведений следующий год привнесет множество, успеть за всеми уже невозможно без специальных автоматизированных сервисов.

СБИС Электронная отчетность поможет вести отчетность без сбоев за счет автоматического обновления форм и алгоритмов в соответствии со всеми законодательными новшествами.

Если же вам не поддается какой-то отчет и нужна помощь в его подготовке, мы готовы помочь. Готовы дать подробную консультацию по заполнению нужного отчета, проверить отчет на ошибки, расшифровать требования о корректировке и многое другое. Услуги по сдаче отчетности – помощь по ведению и сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности для организаций всех форм собственности.

За подробностями о том, как с помощью сервисов СБИС учесть все нововведения в налоговом законодательстве, обращайтесь к нашим специалистам.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *