Налоговая служба хочет изменить Трудовой кодекс

Налоговая служба хочет изменить Трудовой кодекс

С 2020 года ФНС начала запрашивать пояснения у предприятий, которые выплачивают заработную плату работникам ниже среднего размера по субъекту РФ по соответствующему коду деятельности. Что это означает? Как реагировать на такое требование? Какие последствия могут наступить при оплате труда немного выше МРОТ? Мы разобрались в ситуации и постарались наиболее точно ответить на эти и другие вопросы в этой статье.

Глава 21 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) регулирует нормы размера и выплаты заработной платы работникам. В абзаце 3 статьи 133 ТК РФ указано, что размер оплаты труда сотрудника, отработавшего целый месяц на полной ставке, не может быть менее МРОТ.

В соответствии со статьей 133.1 ТК РФ регионы имеют право устанавливать свой минимальный размер оплаты труда, который не может быть менее регионального. В этом случае размер минимальной заработной платы работников должен равняться региональному МРОТ или быть выше при условии, что сотрудник отработал целый месяц на полной ставке.

Максимальный размер оплаты труда не ограничен нормами ТК РФ. На это указывает статья 132 ТК РФ.

Следовательно, налоговые инспекторы не могут обязать организацию выплачивать заработную плату своим сотрудникам в размере средней по субъекту РФ по соответствующему коду вида деятельности. Так почему же ФНС рассылает такие требования компаниям?

Может ли ФНС требовать пояснения в отношении размера зарплаты

Требование предоставить пояснения могут быть заявлены налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК РФ) и другими нормативными правовыми актами, включая приказы и постановления.

Запрашивать пояснение в отношении зарплаты специалисты ФНС могут на основании пункта 5 Общедоступных критериев оценки риска, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Этот документ применяется для планирования выездных налоговых проверок.

То есть такие требования основаны не на фактах выявленных ошибок или непредставлении информации, а на выявлении проблемных финансовых ситуациях при оценке бизнеса.

Официальное требование ФНС о представлении пояснений в отношении низкого размера заработной платы работников выглядит следующим образом.

Налоговая служба хочет изменить Трудовой кодекс

То есть налоговые инспекторы могут запросить предоставление информации от организации по итогам проведенной камеральной проверке Расчета по страховым взносам (РСВ).

В представленном документе указано, что на предприятии выплачивается заработная плата ниже средней по региону. В связи с этим ФНС предлагает компаниям проанализировать свою деятельность в отношении финансового обеспечения и уровня доходов, выявить причины, которые влияют на размер оплаты труда сотрудников и предоставить ответ по сложившейся ситуации в налоговую службу.

Предоставление пояснения по налоговому требованию

Всем компаниям и индивидуальным предпринимателям желательно представлять налоговым органам все пояснения своевременно. Такие действия позволяют сформировать хорошее «личное отношение» инспектора к налогоплательщику.

Ответы и пояснения следует направлять в адрес налоговых органов исключительно на бумажном носителе или в электронном виде по каналам связи. Именно так компания сможет, при необходимости, доказать, что она является ответственным налогоплательщиком и выполняет все требования ФНС.

В документе можно написать любую причину и дополнительную информацию в произвольной форме, так как утвержденного шаблона пояснений нет. Ответ оформляется на официальном бланке компании при его наличии. В тексте пояснения обязательно должна быть отражена следующая информация:

  • наименование, ИНН и КПП предприятия;
  • наименование налогового органа;
  • номер и дата выставленного требования.

Письмо должно быть пописано генеральным директором или другим ответственным лицом, а также заверено печатью юридического лица.

Для примера, если компания была зарегистрирована недавно, можно отметить, что объемы производства еще не достигли запланированных. Или же можно указать, что учредителями общества было принято решение о приобретении производственных станков или другого необходимого оборудования, которые позволят увеличить объемы производства, если такие сделки действительно производились в прошедшем году.

Но есть отдельная категория организаций, к которым может быть также направлено соответствующее требование, – наиболее пострадавшие от пандемии коронавируса отрасли. Таким компаниям можно посоветовать указать в виде причины сложившуюся ситуацию в стране, что привело к временному приостановлению ведения деятельности и значительному сокращению производства.

Если в компании действительно наблюдается ухудшение финансового положения, что привело к снижению уровня оплаты труда сотрудников, то стоит рассмотреть ранее принятую политику по развитию бизнеса и составить новый бизнес-план. Возможно, компании следует привлечь третье лицо для проведения анализа деятельности фирмы и определения новых управленческих решений. Все принятые решения необходимо отразить в пояснении на требование.

Последствия для организации при выплате заработной платы ниже среднего

Как было отмечено ранее, выплата заработной платы в размере менее средней по субъекту РФ не является нарушением ни трудового, ни налогового законодательства. Но данный факт может привлечь внимание ФНС и привести к выездной налоговой проверке.

Если компания действительно выплачивает не самую высокую зарплату своим сотрудникам, например, из-за недавнего открытия или уменьшения количества продаж (при сдельной оплате труда), но не менее регионального или общероссийского МРОТ, то никаких последствий не будет.

Однако факт выплаты маленькой зарплаты при больших объемах продаж и выручки может означать, что в организации выплачивается «серая» заработная плата. При выявлении факта выплаты неофициальной зарплаты предприятие может быть привлечено к ответственности за сокрытие достоверной информации и уклонение от уплаты налогов.

Ответственность за неуплату налогов и сборов предусмотрена статьями 122 НК РФ (20% или 40% от суммы неуплаченных налогов) и 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов в крупном и особо крупном размерах – от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или от 200 тысяч до 500 тысяч рублей соответственно). При привлечении к ответственности по уголовной статье возможны и другие виды наказаний. Дополнительно организацию могут привлечь к ответственности за нарушение трудового законодательства.

Возможные несоответствия в требованиях

Но при более подробном изучении информации выявляются и некоторые разногласия в данных требованиях. Например, размер средней заработной платы указывается не по региону, а по всей России, или же не по определенному коду ОКВЭД, а общий.

Также, при определении средней заработной платы может быть не учтен размер бизнеса, так как для малого бизнеса – это один показатель, а для крупных предприятий – другой.

Если не вдаваться в нюансы, указанные в требовании, то в большинстве случаев, при условии, что компания действительно ничего не скрывает, представила аргументированный ответ и, при необходимости, доказательства (понесенные убытки, минимальная выручка, срок действия фирмы менее 2-3 лет при небольших объемах продаж), то все вышеперечисленные несоответствия не важны – налоговые инспекторы не назначат выездную налоговую проверку. А даже если и приедут, то никаких существенных ошибок не найдут.

Вам пришло письмо из налоговых органов о взаимоотношениях с самозанятыми?

Налоговая служба хочет изменить Трудовой кодексВ. Н. Шамрейавтор статьи, консультант Аскон по бухучету и налогообложению

Многие организации в последнее время массово стали получать требования из налоговой инспекции с просьбой  предоставить документы об их взаимоотношениях с самозанятыми для «исключения  фактов прямых нарушений Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее НПД)».

Налогоплательщики в недоумении, почему они должны разъяснять данные факты и откуда такой повышенный интерес. Давайте разберемся, что происходит, как с этим жить и что делать.

Еще 27 ноября 2019 года была опубликована Информация ФНС России «Гражданско-правовые договоры между работодателями и самозанятыми могут быть переквалифицированы в трудовые».

Данный документ предупреждает организации, что «ФНС России и Роструд договорились об одновременных проверках работодателей, которые фактически нанимают самозанятых в качестве своих работников, оформляя их по гражданско-правовым договорам».

Получается, что государственные органы предупредили налогоплательщиков заранее, еще два года назад. А предупрежден, значит, вооружен. А кто не «вооружился», тому пора этим заняться. 

Предыстория

27.11.2018 Федеральным законом N 422-ФЗ был введен новый специальный налоговый режим «Налога на профессиональный доход». Регионы постепенно включались в эксперимент по применению данного режиме.

Он тут же привлек внимание и организаций, и физических лиц. Целью было легализовать, т.е.

«вывести из тени» доходы от определенных видов предпринимательской деятельности физических лиц, но возможность сэкономить была моментально оценена и юридическими лицами тоже.

Очевидно, что для организаций сотрудничество с самозанятыми — это один из довольно выгодных законных способов налоговой оптимизации. А любой предприниматель всегда ищет возможности сэкономить. Перечислять достоинства можно долго, напомним самые основные:

  • организация не является налоговым агентов по НДФЛ, т.к. обязанность по уплате налога «ложится» на само физическое лицо;
  • не надо уплачивать страховые взносы с дохода выплачиваемого самозанятым;
  • не надо сдавать отчетность в налоговые органы и внебюджетные фонды по доходам, выплачиваемым самозанятым;
  • нет трудовых отношений, т.е. нет обязанности соблюдать требования трудового кодекса, вести кадровую документацию и предоставлять гарантии как своим работникам.

 Для физических лиц преимущества заключаются в:

  • пониженной налоговой ставке, вместо 13% НДФЛ, 4% при получении дохода от физлиц и 6% от юридических лиц;
  • отсутствие отчетности;
  • простота и удобство использования;
  • легализация доходов.

Вот тут-то мы и подобрались к основной цели и причине тех самых проверок, которые проводит Роструд совместно с налоговыми органами.

Читайте также:  Акционерное соглашение может противоречить норме закона

Что проверяют и что ищут

Как было указано выше, организации тут же оценили все преимущества нового налогового режима и стали, в целях экономии, подменять трудовые отношения отношениями с самозанятыми. Это и стало основной причиной проверок.

В Информации ФНС России от 27.11.2019 все предельно ясно написано: «По закону самозанятые не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам.

Однако налоговые органы выявляют случаи, когда самозанятые, заключая с организациями (индивидуальными предпринимателями) договоры на оказание услуг, фактически работают у них.

При этом работодатели минимизируют обязательства по уплате страховых взносов и не исполняют обязанности налогового агента по удержанию и перечислению НДФЛ.

Выявление признаков трудовых отношений является основной причиной проверок и привлечения работодателя к ответственности за нарушение трудового и налогового законодательства.

В частности, в соответствии с КоАП предусматривается приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Кроме того, выплаченные самозанятым доходы, фактически получаемые в рамках трудовых отношений, подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами.

При наличии признаков трудовых отношений между работодателем и самозанятым работодатель может избежать негативных последствий в виде доначислений НДФЛ и страховых взносов, а также пени и штрафов, представив соответствующие налоговые декларации (расчеты)».

Что делать 

В ответ на требование налоговой необходимо предоставить документы, примерный перечень которых обычно указан в самом требовании, и пояснения в свободной форме, с аргументированным ответом о том, что ваши отношения с самозанятыми не содержат признаков трудовых отношений.

А именно, что «действительным экономическим смыслом деятельности привлекаемых обществом предпринимателей/физических лиц не является осуществление ими трудовых функций в качестве наемных работников» и обоснования причин необходимости привлечения к работам или услугам вышеуказанных лиц.

На какие критерии обращают внимание проверяющие

  • Налоговые службы в данном вопросе помогают и подсказывают. Например, 16-го сентября выпущено письмо ФНС N АБ-4-20/13183@) «Об оценке налоговых рисков при выборе контрагентов, в частности при привлечении к выполнению работ граждан, применяющих НПД, и о передаче плательщиком НПД чека покупателю (заказчику)», в котором перечислены основные критерии, они разбиты на две группы:
  • — организационная зависимость самозанятого от заказчика.
  • Это выявляют по данным фактам:
  • регистрация в качестве плательщика НПД — обязательное условие заказчика;
  • заказчик распределяет самозанятых по объектам (маршрутам), исходя из производственной необходимости;
  • заказчик определяет режим работы плательщика НПД (продолжительность рабочего дня, смены, время отдыха и т.д.);
  • сотрудник заказчика руководит работой самозанятых, контролирует ее.
  1. — инфраструктурная зависимость,  о ней можно судить по тому, что плательщик НПД выполняет работу, используя только материалы, инструменты и оборудование заказчика.

  2. А также о подмене гражданско-правового договора трудовым «говорит» порядок оплаты услуг самозанятого и их учет, аналогичный предусмотренному ТК РФ
  3. Судебная практика и опыт дополняет, что проверяющие обращают внимание на следующие факты:
  • Отсутствие ранее (менее двух лет назад) трудовых отношений с теми физическими лицами, с которыми заключены гражданско-правовые договора как с самозанятыми.

Вводя режим НПД, сразу было понятно, что некоторые работодатели захотят сэкономить, расторгнуть со своими сотрудниками трудовые договоры и заключить с ними гражданско-правовые договоры как с самозанятыми. Поэтому прямо в законе есть ограничение, что если работодатель привлекает самозанятых, с которыми у него были трудовые отношения, и с даты их увольнения прошло менее 2 лет, то специальный налоговый режим применяться не будет (п. 8 ч. 2 ст. 6 Закона N 422-ФЗ).

  • Наличие убедительных и объективных аргументов, почему привлечены именно «люди со стороны».

Привлечение компаниями самозанятых граждан должно иметь разумное обоснование данного сотрудничества.

Не рекомендуется использовать в качестве аргумента экономическую составляющую, такую как налоговая оптимизация (НДФЛ, страховые взносы), т.к. это только усугубит ситуацию и проверяющие скорее этот аргумент используют против вас.

Необходимо обосновать разумную деловую цель, например, конкурентные преимущества по срокам, наличие специальных навыков или более высокого профессионального уровня для выполнения определенных работ или оказания услуг конкретным самозанятым, отсутствие подходящей штатной единицы на предприятии и т.д.

  • Отсутствие массового заключения договоров с самозанятыми.

Особое внимание может привлечь массовое заключение договоров с самозанятыми лицами в отношении деятельности, не предполагающей разовый характер.

  • Отсутствие должным образом оформленных документов.
    • Статус самозанятого лица должен быть подтвержден информацией с официального сайта налоговой службы.
    • Наличие своевременно и правильно оформленного чека от самозанятого за оказанные услуги или выполненные работы.
    • Наличие актов оказания услуг или выполненных работ, подписанных с двух сторон, об оказанных услугах и выполненных работах не с общими фразами, а с конкретным описанием объема оказанных услуг или выполненных работ.
    • Наличие подписанного гражданско-правового договора, в котором:
  • — указан статус самозанятого, даты регистрации,
  • — обязанности самозанятого по выдаче чека,
  • — наличие направленности деятельности самозанятого на конечный результат, а не на наличие иных признаков систематической деятельности с признаками трудовой,
  • — отсутствие указаний на наличие графика работы, материальной ответственности, подчинения трудовому распорядку, указания на тарифно-квалификационные характеристики работы, должностные инструкции,
  • — отсутствие указания на должность, специальность,

— право пользоваться принадлежащими организации помещениями, оборудованием безвозмездно (решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06.05.2016 по делу N А58-547/2016);

Как в России хотят изменить Трудовой кодекс

Профсоюзы потребовали скорректировать правительственные поправки к трудовому законодательству

Разработанные в Минтруде поправки к трудовому законодательству – срочные, чрезвычайные, но временные – можно принять лишь в той части, которая предоставляет работникам дополнительные гарантии.

Так ответила, если вкратце, профсоюзная сторона Российской трехсторонней комиссии на правительственный документ.

В подробном разборе законопроекта специалисты ФНПР указали, какие предложения можно воплотить, а какие – противоречат законодательству.

Вперед совфеда

Не успел Совет Федерации (в прямом смысле – не успел, документ пока не рассматривался верхней палатой парламента!) одобрить законопроект, позволяющий правительству до конца этого года в особом порядке править трудовое законодательство, как Минтруд уже разработал пункты, которые хотел бы изменить.

Подготовленные ведомством поправки названы звучно: «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений в 2020 году».

Ранее правительство как раз получило временную возможность законодательно менять трудовые отношения фактически в обход Трудового кодекса, хотя профсоюзная сторона РТК высказалась против такого подхода. Все же подход был одобрен, но с ограничениями.

Так, профсоюзы добились того, чтобы любые изменения касательно трудовых отношений рассматривались на заседаниях Российской трехсторонней комиссии.

Отметим: 29 мая «заседание» РТК уже второй раз подряд прошло не только без личного присутствия представителей правительства, профсоюзов и бизнеса (что объяснимо эпидемией), но и без обсуждения в режиме видеовстречи.

Стороны соцпартнерства дистанционно обменялись документами и поправками к ним, согласовав общие подходы. Стоит пояснить, что вопрос, в рамках которого правительство и подготовило документ «Об особенностях», возник в повестке дня внезапно и «чрезвычайно».

Как, видимо, и положено документам с чрезвычайными же поправками. Буквально накануне заочного заседания комиссии.

Профсоюзным юристам пришлось срочно разбирать предлагаемые правительством новеллы и формировать свою точку зрения. А с учетом важности поправок для всех трудовых отношений проанализировать документ следовало тщательно. Для примера, в «Особенностях» предлагаются следующие пункты:

  • запретить увольнять или отправлять сотрудника в простой по инициативе работодателя. Ограничений на сокращение штата при этом не прописано. В условиях пандемии уволить человека можно будет только на следующий рабочий день после завершения ограничительных мер, если двухмесячный срок уведомления работника истекает в период их действия;
  • сократить с двух месяцев до двух недель срок уведомления работника об изменении по инициативе работодателя условий трудового договора и режима работы;
  • увеличить с одного месяца до трех разрешенный срок перевода сотрудника без его согласия на работу, не указанную в трудовом договоре, у того же работодателя.

Секретарь ФНПР, руководитель департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства Олег Соколов о документе Минтруда:

– Очевидно, что наша жизнь в связи с пандемией и мерами по санитарно-эпидемиологической обстановке изменилась во многих аспектах. Конечно, это касается и трудовых отношений. Поэтому нужно вносить изменения, связанные с регулированием трудовых отношений, как минимум в этом году.

И это потребует изменений в Трудовом кодексе. Минтруд подготовил проект документа “Об особенностях правового регулирования трудовых отношений в 2020 году”.

По настоянию профсоюзной стороны и работодателей, правительство подобные документы обязано принимать с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии. Поэтому сейчас проект постановления обсуждается на заседании РТК.

По нашему мнению, он должен быть принят не только с учетом мнения комиссии, но и после согласования позиций сторон, так как изменения, которые предлагается внести, очень важные и регулируются Трудовым кодексом.

В пользу работников

Думается, лучше всего профсоюзная позиция относительно правительственных предложений сформулирована в письме за подписью зампреда ФНПР Нины Кузьминой в адрес РТК: «В Трудовом кодексе Российской Федерации определены исчерпывающие полномочия Правительства РФ в сфере регулирования труда.

Особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, могут быть установлены исключительно Трудовым кодексом РФ (на основании статьи 252).

Поэтому проектируемые «Особенности» можно поддержать лишь в меру того, насколько они направлены на защиту прав работников в период действия ограничительных мер, введенных в соответствии с указом президента РФ «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции».

С точки зрения профсоюзной стороны РТК, из документа «Об особенностях» необходимо исключить ряд пунктов.

Во-первых, о временном переводе сотрудника без его согласия на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя на срок до трех месяцев.

Читайте также:  Три интересных вывода судов кассационной инстанции по спорам о защите прав потребителей (сентябрь – октябрь 2020)

Во-вторых, нужно убрать дозволение работодателям оперативно переводить сотрудников на режим неполного рабочего дня или неполной рабочей недели. Эти пункты, считают эксперты ФНПР, могут повлечь снижение гарантий работникам и ограничение их прав.

Кроме того, указывают профсоюзы, нужно скорректировать предложенные в «Особенностях» подходы к организации удаленной работы. В частности, дополнить категории сотрудников, которым предоставляется преимущественное право на работу в удаленном режиме.

Далее – ввести требование о заключении дополнительного соглашения к трудовому договору, где будет прописан график и другие нюансы удаленки. А еще – следует обязать работодателя компенсировать сотруднику затраты на электроэнергию, интернет, телефонную связь, компьютерные программы и прочее.

Все это прекрасно сочетается с профсоюзными предложениями по регулированию временной удаленной работы, сделанными ранее.

И это лишь часть поправок, подготовленных профсоюзной стороной. В итоге — поддержать представленные Минтрудом «Особенности» можно, но только если будут учтены профсоюзные замечания и предложения.

ЭЛЕКТРОКАДРЫ

Заочно на заседании РТК рассмотрели еще один законопроект, нуждавшийся в правках со стороны соцпартнеров. Он касается развития функционала электронной общероссийской базы вакансий «Работа в России». Речь идет о нормативном регулировании цифрового взаимодействия работодателей и сотрудников.

«Целью эксперимента является создание и отработка механизмов ведения и применения документов, касающихся трудовых отношений с работниками, а также подготовка предложений о внесении изменений в законодательство РФ», — говорится в пояснительной записке к документу. Собственно, в действующий проект предлагается добавить подсистему «Электронный кадровый документооборот», которая будет обеспечивать создание, использование и хранение трудовых договоров и многих других документов, касающихся работы.

Предусматривается, что электронные документы, касающихся трудовых отношений с работниками, работодатель ведет либо посредством собственной информационной системы, либо с помощью портала «Работа в России».

Причем информационная система компании требует для подтверждения документов специально защищенную квалифицированную электронную подпись.

А если документ пропускается через базу «Работы в России», достаточно простой электронной подписи работника (тоже, впрочем, полученной и подтвержденной по всем правилам).

Профсоюзная сторона РТК поддерживает проект постановления, но требует внести изменение: прописать бесплатное получение работниками простой электронной подписи.

Также профсоюзы настаивают на том, чтобы правовым и техническим инспекциям труда профсоюзов дали доступ к электронным документам, связанным с работой.

Это позволит обеспечить контроль над соблюдением трудового законодательства и других норм.

Кроме того, профсоюзы и работодатели попросили четко прописать в законопроекте запрет на доступ третьих лиц к электронным документам, связанным с работой.

Источник www.solidarnost.org

Фото www.solidarnost.org

Подмена трудовых отношений с самозанятыми — признаки от ФНС

ФНС выпустила письмо, которое должно насторожить компании и ИП, работающие с самозанятыми. В нем перечислены признаки, по которым инспектор может сделать вывод о незаконной оптимизации страховых взносов и НДФЛ. Что это за письмо и о каких признаках идет речь, расскажем в статье.

Почему работать с самозанятыми стало рискованно

ФНС не скрывает свой интерес к договорам, заключаемым компаниями и ИП с самозанятыми и в открытую сообщает на своем официальном сайте о том, что договорилась с Рострудом об одновременных проверках работодателей, нанимающих самозанятых в качестве своих работников, оформляя их по договорам ГПХ.

Налоговики нередко выявляют случаи, когда самозанятые, заключая с компаниями/ИП договоры на оказание услуг, фактически работают у них как обычные сотрудники. При этом работодатели минимизируют обязательства по уплате страховых взносов и не исполняют обязанности налоговых агентов по НДФЛ.

ФНС назвала такую налоговую оптимизацию типовым способом получения необоснованной налоговой выгоды и предупредила бизнесменов о том, что выявление признаков трудовых отношений с самозанятыми является основанием для проверки и привлечения работодателя к ответственности за нарушение трудового и налогового законодательства.

По каким признакам контролеры выявляют подмену трудовых отношений гражданско-правовыми, узнайте из следующего раздела.

Три группы подозрительных признаков работы с самозанятыми

Из Письма ФНС от 16.09.2021 № АБ-4-20/13183@ работодатели, заключающие договоры с самозанятыми, могут узнать для себя важную информацию. Фискалы раскрыли в нем некоторые признаки по которым можно судить о подмене трудового договора с физлицом договором оказания услуг с самозанятым.

Среди таких подозрительных признаков названы:

  • Организационная зависимость

В эту группу признаков ФНС относит следующие:

  1. Регистрация физлица в качестве самозанятого — обязательное условие заказчика.
  2. Заказчик распределяет самозанятых по объектам (маршрутам) исходя из производственной необходимости.
  3. Заказчик определяет режим работы самозанятого, в том числе продолжительность рабочего дня (смены), время отдыха.
  4. Работник заказчика непосредственно руководит и контролирует работу самозанятого на объекте.
  •  Инфраструктурная зависимость

Инфраструктурная зависимость самозанятого от заказчика – это выполнение самозанятым работы полностью материалами, инструментами и оборудованием заказчика.

  • Особенности финансовых расчетов

Контролеры заподозрят подмену трудового договора с физлицом договором ГПХ с самозанятым, если выявят, что оплата выполненных работ (услуг) происходит аналогично порядку, установленному ТК РФ (то есть по тем же правилам, что и расчеты работодателя со своими сотрудниками).

По мнению ФНС указанные признаки характеризуют самозанятого как лицо, фактически лишенное предпринимательской самостоятельности в ведении своей деятельности.

Последствия для работодателя

Письмо ФНС сигнализирует работодателям о необходимости проверки всех заключаемых с самозанятыми договоров на наличие в них признаков трудового договора. В первую очередь это касается тех признаков, которые контролеры перечислили в своем письме.

Если при проверке трудинспекторы и налоговики переквалифицируют договор с самозанятым в трудовой договор, работодателя ждет:

  • доначисление взносов и НДФЛ, а также пеней и штрафов;
  • наказание по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.

В частности, по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрены штрафы на должностных лиц от 10 000 до 20 000 руб., на ИП от 5 000 до 10 000 руб., на компанию от 50 000 до 100 000 руб.

О трудоустройстве бывшего инспектора федеральной налоговой службы в коммерческую организацию необходимо сообщать по месту его службы

Вопрос:

Является ли бывший инспектор налоговой инспекции государственным или муниципальным служащим? Нужно ли о трудоустройстве в коммерческую структуру бывшего инспектора ФНС отправлять уведомление в соответствии со ст. 64.1 ТК РФ?

Ответ:

1. Да, налоговый инспектор является гражданином, занимавшим должность государственной службы.

2. Да, нужно.

Правовое обоснование:

В соответствии со ст. 64.

1 ТК РФ работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании постановления Правительства РФ N 700 от 08.09.2010 в письме, направляемом работодателем представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы, должны содержаться следующие сведения:

  • а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);
  • б) число, месяц, год и место рождения гражданина (страна, республика, край, область, населенный пункт);
  • в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);
  • г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при его наличии));
  • д) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
  • е) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, — срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);
  • ж) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии);
  • з) должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).

Письмо оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем либо уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы).

Согласно ст. 19.29 КоАП РФ нарушение сроков сообщения о заключении трудового договора с бывшим госслужащим влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.

Открыть полный текст документа

Налоговая вызывает директора и бухгалтера компании на «разговор»: что необходимо знать | Rusbase

Выездных проверок в отношении компаний стало меньше, что заставляет налоговиков использовать новые способы воздействия на бизнес для достижения целевых показателей собираемости. Если раньше вызов в налоговую инспекцию на «разговор» означал вызов на допрос в рамках выездной налоговой проверки, теперь это обыденное событие для налоговиков.

  • Чтобы вызвать налогоплательщика на беседу в отношении него необязательно нужно назначать выездную проверку, достаточно просто пригласить его для дачи пояснений по интересующему проверяющего инспектора вопросу.
  • Какие возможности есть у налоговых органов, если нужно получить устные пояснения у ключевых лиц компании — директора и бухгалтера.
  • Два способа для получения налоговым органом необходимой информации о бизнес-модели и о результатах финансово-хозяйственной деятельности компании при вызове ключевых лиц компаний на «беседу»:
  1. Допрос свидетеля (на основании статьи 90 Налогового кодекса РФ);
  2. Вызов для дачи пояснений (на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ).
Читайте также:  Если экспертиза необъективна, есть ли выход?

Что делать и что необходимо знать?

Налоговый орган вправе вызывать свидетеля (например, директора или бухгалтера) на допрос при проведении в отношении вашей компании следующих контрольных мероприятий:

  • камеральная проверка;
  • выездная проверка;
  • вне рамок налоговой проверки.

На допрос вызывают тогда, когда налоговым органом в рамках предпроверочного анализа деятельности вашей компании установлены факты, свидетельствующие об искусственном занижении размера налогов, которые вы на самом деле должны были уплатить в бюджет. Допрос — в данном случае один способов «цементирования» проверяющим налоговым инспектором доказательственной базы.

Вызывать могут и по иным причинам. Выбор должностным лицом применяемого в отношении компании конкретного контрольного полномочия не всегда может быть основан на правильном понимании принципов работы закона.

Иногда такой выбор может быть продиктован личными корыстными интересами «нечистых на руку» должностных лиц налогового органа. Сбор в отношении бизнеса так называемого «компромата» — стандартная практика проверяющих налоговых инспекторов.

Что такое допрос свидетеля и чем он регламентирован

Допрос — это одно из самых строго регламентированных мероприятий налогового контроля. Речь о том, что при проведении допроса налоговые инспекторы должны четко следовать порядку, установленному Налоговым кодексом, нарушение которого впоследствии может привести к признанию недопустимыми доказательствами, показания опрошенных лиц, связанных с компанией (проверяемым налогоплательщиком).

Важно знать, что на допрос в налоговый орган вызывают только конкретных физических лиц и только по повестке. Крайне необходимо знать права свидетеля при допросе в налоговом органе и последствия неявки на допрос или отказа от дачи показаний, чтобы правильно выбрать тактику поведения при общении с налоговым инспектором.

Основной правовой инструментарий налогового инспектора при допросе свидетеля предусмотрен ст. 90 Налогового кодекса. Разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57 и актуальная арбитражная практика подскажет, правильно ли налоговым инспектором применяются положения.

Идти или не идти на допрос, последствия отказа от дачи показаний или неявки

Выбор идти или не идти на допрос в налоговую или в итоге прийти и отказаться от дачи показаний есть всегда. Здесь важно понимать последствия того или иного решения.

От дачи показаний в налоговом органе освобождены только лица, указанные в пункте 2 статьи 90 Налогового кодекса.

Остальным остается выбор, явиться для дачи показаний или отказаться от нее, неся риск наступления негативных последствий в виде привлечения к ответственности по статье 128 Налогового кодекса за неправомерный отказ от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний или за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин.

  1. Уважительную причину неявки на допрос не рассматриваем — она не отменяет допрос, а лишь отодвигает дату его проведения.
  2. В последнее время проверяющие налоговые инспекторы очень часто стали путать и смешивать между собой положения уголовно-процессуального и налогового законодательства и подменять последнее нормами первого.
  3. Мы держим в уме один немаловажный момент, если при допросе в налоговом органе присутствует сотрудник полиции, вы вправе отказаться от дачи объяснений в его присутствии на основании пункта 3 части 1 статьи 13 Закона о полиции либо на основании статьи 51 Конституции.
  4. Важно об этом помнить и дать понять проверяющему налоговому инспектору о том, что вы в курсе, как правильно применяется закон и что возлагать свои полномочия на сотрудников полиции путем дачи им отдельного поручения об осуществлении мер налогового контроля (в рассматриваемом случае — допроса) по Налоговому кодексу РФ является недопустимым.

Для справки: Свидетеля нельзя привлечь к уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний или за отказ от дачи показаний в рамках налоговой проверки. Об этом говорится в статьях 307 и 308 Уголовного кодекса РФ. Указанные статьи применяется только в случаях, когда свидетель дает показания в суде или в ходе производства по уголовному делу о налоговом преступлении.

Сама ФНС подтверждает это в своем Письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 (с изм. от 15.01.2019): «Необходимо учитывать, что административная ответственность (КоАП РФ) и уголовная ответственность (Уголовный кодекс) свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены».

Еще одно исключение, которое имеем в виду — недопустимость вызова свидетеля на допрос после завершения налоговой проверки. Так как суд с большей долей вероятности признает протокол такого допроса недопустимым доказательством, привлечение к ответственности за неявку или отказ от дачи показаний можно будет оспорить.

Рекомендации

Если вызова на допрос в налоговую избежать не удастся, лучше подготовиться к нему так, чтобы не оставить проверяющему налоговому инспектору простора для возможных злоупотреблений. Ни в коем случае не рекомендуется недооценивать сотрудников налогового органа.

Необходимо заранее быть готовым к возможному противодействию возможным психологическим манипуляциям, давлению и ухищрениям со стороны проверяющих в отношении допрашиваемых лиц. И не так важно, кого вызывают на допрос в налоговый орган, директора и бухгалтера компании или ее обычных работников.

Если не уверены, что справитесь сами, лучше воспользоваться помощью квалифицированного специалиста, имеющего профессиональный опыт общения с сотрудниками налоговых органов. И держим важные выводы из арбитражной практики в уме, чтобы адекватно оценивать возможные негативные последствия выбора соответствующей тактики поведения при общении с проверяющим.

Вызывают для дачи показаний

Итак, вы бухгалтер небольшой компании, ваше утро начинается с прочтения новостей, чая, ну и, конечно, просмотра сообщений в личном кабинете программной среды, которую используете для отправления отчетности и других сообщений и уведомлений в адрес налогового органа.

В одно утро  вы видите уведомление от налогового органа со следующим содержанием:

«Инспекция ФНС № 00 по г. Москве в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ вызывает на основании настоящего уведомления в налоговый орган, находящийся по адресу:…».

«В связи с проведением мероприятий налогового контроля в отношении выявленных расхождений типа разрыв в декларациях НДС за такой-то квартал такого-то года, необходимо явиться Генеральному директору и Главному бухгалтеру ООО „БОЛЬШОЙ БОЛТ“ …».

Вы хватаетесь за голову и бежите к директору со словами: «Шеф, все пропало, все пропало! НДС и расходы снимут! Уголовной ответственностью будут грозить».

Если вы полностью уверены в своей правоте и не совершали ничего плохого, на разговор в налоговый орган для дачи пояснений необходимо обязательно идти.

Что такое вызов для дачи пояснений

Вызов для дачи пояснений — это разговор «по душам», цель которого — заставить вашу компанию заплатить в бюджет больше, чем она на самом деле должна.

Основная причина вызова директора и бухгалтера компании на разговор в налоговую одна — чаще всего контрагент вашей компании не заплатил налог на добавленную стоимость.

Иногда бывают вопросы, связанные с размерами официальных зарплат работников либо спрашивают о финансовом результате.

В последнее время вызов для дачи пояснений на практике выглядит самым обычным побуждением компании к добровольной уплате налогов через вызов для дачи пояснений.

Важно знать, что при вызове для дачи пояснений вызывают налогоплательщика — то есть уполномоченного представителя компании, а не конкретных физических лиц, как при допросе свидетеля по статье 90 Налогового кодекса.

Это важное отличие вызова для дачи пояснений от допроса. Права и обязанности налогоплательщика при вызове для дачи пояснений отличаются.

Право налогового органа на вызов налогоплательщика предусмотрено на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса.

Как правило, под предлогом дачи пояснений компанию будут вежливо просить заплатить в бюджет то, что не заплатил контрагент. Комиссии по легализации (хотя формально ФНС отказалась от использование этого термина в 2020 году) или «вежливое» побуждение на сегодняшний день является действенным инструментом запугивания компаний со стороны налоговых органов.

Рекомендации и правовые последствия неявки в налоговый орган для дачи пояснений

Рекомендации при общении с налоговым инспектором при вызове для дачи пояснений будут отличаться от тех, которые можно было рекомендовать для использования при вызове свидетеля на допрос. Также и последствия неявки для дачи пояснений будут иные, нежели чем при неявке на допрос или отказ от дачи показаний.

В случае отказа от явки в налоговый орган для дачи пояснений предусмотрена административная ответственность (статьей 19.4 Кодекса об административных правонарушениях). Есть конечно и «параналоговые» риски при отказе от явки для дачи пояснений, связанные с последствиями возможного назначения тематической или выездной проверки.

Но если компания действовала добросовестно, не ставила целью получение необоснованной налоговой выгоды и все названное может подтвердить, общаться с проверяющими или нет — на усмотрение лиц, принимающих решения в компании.

О практике побуждений можно говорить много, но остановимся на общих рекомендациях, которые можно дать директорам и бухгалтерам компаний при вызове в налоговый орган для дачи пояснений.

Налоговые инспекторы при вызове директора и бухгалтера компании для дачи пояснений будут применять различные манипуляции и играть на их страхе привлечения к уголовной или субсидиарной ответственности. Никакой «самодеятельности» — явка в налоговую для дачи пояснений только с юристом или адвокатом.

Адвокат — только особый статус, позволяющий участвовать в уголовном производстве. В обычных налоговых правоотношениях статус значения не имеет. Главное — квалификация лица, оказывающего вам правовую помощь при общении с налоговыми инспекторами.

Важно четко понимать, каков потенциальный размер недоимки, которую вам могут вменить и держать в уме основную мысль, что если размер предполагаемого ущерба составляет 15 миллионов рублей и выше, необходимо учитывать риски привлечения к уголовной ответственности по статье 199 УК.

Директору и бухгалтеру также необходимо понимать основания для возможного последующего привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам компании. Обстоятельства, предшествующие возникновению оснований для привлечения директора компании, будут оцениваться судом.

Усмотрит или не усмотрит суд такие основания — вопрос доказывания.

Бухгалтеру в отличие от директора немного проще, на этапе допроса или дачи пояснений от лица компании он может прибегнуть к части 3 статьи 9 ФЗ «О бухгалтерском учете», напомнив проверяющему налоговому инспектору, что на бухгалтера возложено ведение бухгалтерского учета и он не несет «ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни».

Вывод

Адекватная оценка последствий неявки на беседу или отказа от дачи пояснений в последующем поможет избежать негативных последствий для компании при общении с налоговыми органами.

Любые преждевременно принятые решения могут оказаться ошибочными. Как известно, ошибочными являются решения, принятые в условиях неосведомленности или неполной осведомленности, либо ошибочности предположений о возможном варианте развития событий.

 Natee Meepian / Shutterstock

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *