Малозначительность «не работает» при нарушении положений об охране окружающей среды

Малозначительность «не работает» при нарушении положений об охране окружающей среды

  • Мы получили окружающую среду не в наследство от наших предков,
  • мы берем окружающую среду взаймы у наших детей.
  • Китайская пословица

Довольно долго защита окружающей среды рассматривалась как вопрос второстепенной важности. Предполагалось, что сначала мы активно будем развивать экономику, а после того, как заживем богато, долго и счастливо — займемся экологией. Вторая половина XX века показала, что такой подход больше не работает. Экономика, построенная на извлечении быстрой прибыли из имеющихся ресурсов (и природных, и человеческих) без компенсации ущерба для природных экосистем или для населения, переживает кризис.

В настоящее время Россия стремится создать современную экологическую политику государства с учетом экологических и социальных факторов наравне с экономическими.

Общие положения рационального природопользования и экологической безопасности изложены в Конституции Российской Федерации, в законах об охране окружающей (природной) среды, в «Экологической доктрине Российской Федерации».

Постановления и положения федерального и регионального значения конкретизируют нормы и правила, регламентирующие деятельность хозяйствующих субъектов и плату за пользование природных ресурсов. Вместе эти нормативные акты выступают как каркас экологической политики государства.

Большую роль играет просветительская работа не только общественных организаций, но и органов власти разного уровня, актуализирующая данные вопросы в общественном сознании и способствующая формированию новых поведенческих экологических норм. Например, Президент подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии, в рамках которого Правительство и региональные органы власти подготовили и реализовывают множество мероприятий.

Также 2017 год объявлен Годом особо охраняемых природных территорий (в связи с празднованием 100-летия создания первого в нашей стране государственного природного заповедника — Баргузинского) с целью привлечения внимания общества к вопросам сохранения природного наследия нашей страны.

Таким образом, экологическая политика — это совокупность мер, используемых для обеспечения долгосрочной экономической безопасности с учетом экономических возможностей и социальных потребностей общества.

Это деятельность государства для достижения стратегической цели — сохранения природных систем, поддержания их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, позволяющая перейти от аврального стиля управления страной к предупредительному планированию, предотвращению возможных кризисов.

В основе экологической политики лежат:

  • содействие восстановлению ресурсов или, по крайней мере, предельно экономическому их использованию (за счет более полного использования или перехода на другие, в основном возобновимые ресурсы;
  • жесткие нормы предельного уровня загрязнения окружающей среды, что должно способствовать разработке и внедрению более экологически эффективных технологий или изъятию опасных веществ из отходов, или же переходу на производство альтернативных продуктов;
  • охрана редких экосистем и видов, регламентация достаточной степени ответственности за нарушение режима охраны;
  • распространение принципов экологической культуры, поддерживающей уход от потребительского отношения к окружающей среде в направлении осознанного, рационального использования природных ресурсов и активного участия населения в воплощении всех принципов ноосферы.

В целом, экологическая политика государства как единый комплекс всех правил и мер поддержания равновесия социоэкосистемы — это основа для перехода к новому состоянию общества.

Общества, готового жить по правилам ресурсосбережения и с чувством ответственности перед природой и теми последующими поколениями, которые придут на смену. Которым МЫ должным оставить Землю в пригодном для жизни состоянии.

Мы ПОКА ЕЩЕ располагаем временем для выполнения подобной задачи.

Издания из фонда библиотеки ВИУ РАНХиГС

Боголюбов, С. А. Актуальные проблемы экологического права : моногр. : учеб. пособие / С. А. Боголюбов ; Высш. шк. экономики ; Нац. исслед. ун-т. — М. : Юрайт, 2015. — 497 с.

В монографии анализируются и сопоставляются требования Конституции, Земельного, Водного и Лесного кодексов, федеральных законов о недрах, о животном мире, об охране атмосферного воздуха, а также проблемы их реализации.

Используются примеры административной, арбитражной практики, исторический опыт России, зарубежное законодательство, новейшая эколого-правовая литература, законодательные источники.

Малозначительность «не работает» при нарушении положений об охране окружающей среды

Борисов, Н. А. О типологии и видах экологической политики / Н. А. Борисов // Управленческое консультирование. — 2012. — № 4. — С. 128-131.

В статье рассматривается проблема основания экологической политики. Автор раскрывает необходимость формирования политической экологии как формы осмысления новой политической парадигмы, являющейся основанием для современных видов экологической политики.

Малозначительность «не работает» при нарушении положений об охране окружающей среды

Борисов, Н. А. Понятие экологического государства в контексте формирования политической экологии / Н. А. Борисов, В. А. Волков // Управленческое консультирование. — 2014. — № 2. — С. 27-35.

Обсуждается формирование политической экологии. Раскрывается необходимость политической экологии как формы осмысления экологической парадигмы, являющейся основанием для современных видов экологической политики. Центральным звеном этого дискурса является понятие экологического государства.

Малозначительность «не работает» при нарушении положений об охране окружающей среды

Бринчук, М. М. Принципы экологического права : моногр. / М. М. Бринчук. — М. : Юрлитинформ, 2013. — 207 с.

Принципы экологического права рассматриваются автором не только как основа формирования и осуществления экологического права, но и как ресурс преодоления экологического и цивилизационного кризисов.

Для реализации системного подхода к исследованию в работе представлены принципы международного права окружающей среды, принципы экологической политики Европейского союза, начала экологического права в доктрине Китая.

Малозначительность «не работает» при нарушении положений об охране окружающей среды

Брославский, Л. И. Ответственность за окружающую среду и возмещение экологического вреда: законы и реалии России, США и Евросоюза : моногр. / Л. И. Брославский. — М. : ИНФРА-М, 2014. — 227 с.

Монография посвящена сравнительному анализу действующего законодательства и практики его применения об ответственности за окружающую среду и возмещении экологического вреда в России, США и Евросоюзе. В работе выдвинут ряд теоретических положений и вносятся предложения по совершенствованию правовой охраны окружающей природной среды в России.

Малозначительность «не работает» при нарушении положений об охране окружающей среды

Вебер, А. Б. Экологическая политика : опыт измерения эффективности и цели устойчивого развития / А. Б. Вебер // Социологическая наука и социальная практика. — 2016. — № 3. — С. 23-37.

Экологическая политика рассматривается в свете одобренной ООН программы Целей устойчивого развития на период до 2030 г. Разработанный Индекс эффективности экологической политики позволяет ранжировать страны мира с точки зрения ситуации в двух главных областях: а) экологические риски для здоровья людей; б) жизнеспособность экосистем.

Автор считает, что Россия обладает уникальными возможностями для продвижения к устойчивому развитию, но они пока слабо используются.

Малозначительность «не работает» при нарушении положений об охране окружающей среды

Видение Волги: междисциплинарная инициатива ЮНЕСКО по устойчивому развитию Волжско-Каспийского бассейна / отв. за вып. В. В. Найденко ; пер. с англ.: Л. Ю. Воронцов [и др.]. — Н. Новгород : Изд-во Нижегор. гос. архит.-строит. ун-та, 2004. — 144 с.

Данный документ написан учеными и предназначается для тех, кто влияет на политику и принятие решений. Жизнь в бассейне Волги в 2030 году описывается настоящей публикацией в виде показателей, относящихся к здравоохранению, питанию, безопасности, жилищным условиям, окружающей среде, социально-экономическим условиям.

Ученые сопоставили существующие в настоящее время значения выбранных показателей с уровнем, который они считают желаемым и достижимым к 2030 году.

Малозначительность «не работает» при нарушении положений об охране окружающей среды

Ганюхина, О. Ю. Региональное нормотворчество в сфере природопользования и охраны окружающей среды : учеб.-метод. пособие / О. Ю. Ганюхина ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Саратов. гос. юрид. акад.». — 2-е изд., испр. и доп. — Саратов : Изд-во ФГБОУ ВПО «Саратов. гос. юрид. акад.», 2014. — 123 с.

Пособие включает в себя основные темы спецкурса, методические рекомендации, вопросы и задания для повторения, задачи, списки нормативных актов и рекомендуемой литературы. В приложении содержатся тексты федеральных и региональных нормативно — правовых актов, регулирующих отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Малозначительность «не работает» при нарушении положений об охране окружающей среды

Голиченков, А. К. Экологическое право России : слов. юрид. терминов: учеб. пособие для вузов / А. К. Голиченков ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак., Каф. экологич. и земельного права. — 2-е изд. перераб. и доп. — М. : Городец, 2012. — 491 с.

Словарь включает 959 терминов. Их знание необходимо для восприятия ключевых теоретических понятий экологического права, понимания стоящих за ними правовых конструкций.

Малозначительность «не работает» при нарушении положений об охране окружающей среды

Лукьянчиков, Н. Н. Экономика и организация природопользования : учеб. / Н. Н. Лукьянчиков, И. М. Потравный. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ, 2007. — 592 с.

  1. Рассмотрены тенденции и закономерности развития экономики окружающей среды и природных ресурсов в условиях глобализации.
  2. Дан критический анализ российской системы управления и организации природопользованием, показаны направления ее совершенствования.
  3. Приводятся теоретические парадигмы, цифры и факты, примеры расчетов по проблемам гармонизации экологических и экономических интересов общества, которые рассматриваются на глобальном, экосистемном и национальном уровнях.

Макар, С. В. Экономика природопользования : учеб. / С. В. Макар, В. Г. Глушакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2011. — 588 с.

Рассмотрены теоретические основы экономики природопользования и аспекты эколого-экономического развития России; дана оценка ее природно-ресурсного потенциала, представлен механизм управления природопользованием, а также описаны отраслевые и региональные проблемы в связи с особенностями территориальной организации хозяйства и населения.

Проведено обобщение мирового и отечественного опыта в области экономической оценки природных ресурсов. Значительное внимание уделено международным экономическим отношениям в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Новоселов, А. Л. Модели и методы принятия решений в природопользовании : учеб. пособие / А. Л. Новоселов, И. Ю. Новоселова ; под ред. Я. Д. Вишнякова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 382 с.

Представлены модели управления природопользованием, позволяющие повысить эффективность использования природных ресурсов и обеспечить заданный уровень экологической безопасности регионов. Теоретический материал подкреплен практическими примерами, позволяющими существенно облегчить восприятие моделей, методов и алгоритмов.

Павлов, К. В. Региональные эколого-экономические системы / К. В. Павлов. — М. : Магистр, 2009. — 351 с.

Исследуется широкий спектр актуальных проблем эффективного функционирования региональных эколого-экономических проблем в условиях рыночных отношений.

Большое внимание уделяется вопросам управления экономикой с учетом оценки региональных эколого-экономических диспропорций, определению критериев формирования, структуре и элементному составу эколого-экономического ядра, а также принципам реализации объектно-функционального подхода к эколого-экономической оценке территорий.

Экологический мониторинг и экологическая экспертиза : учеб. пособие / под ред. М. Г. Ясовеева. — Минск ; М. : Новое знание : ИНФРА-М, 2015. — 303 с.

Охарактеризованы основные понятия, методы, принципы, нормативно-правовая база экологического контроля окружающей среды; детализированы объекты экологического мониторинга и экспертизы. Приведены методы оценки воздействия на окружающую среду. Рассмотрены основы экологического проектирования, экспертизы и лицензирования.

Читайте также:  Фитнес-клуб закрыт, закрыт навсегда. Что решил суд?

Экологическое право : учеб. пособие / под ред. Л. А. Тимофеева, О. Ю. Ганюхиной ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Саратов. гос. юрид. акад.». — Саратов : Изд-во ФГБОУ ВПО «Саратов. гос. юрид. акад.», 2014. — 275 с.

Пособие включает конспекты лекций, служащие для индивидуального обучения и помогающие получить учащимся необходимые знания и умения.

Экология : учеб. пособие для бакалавров / под общ. ред. А. В. Тотая. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2013. — 411 с.

Рассматриваются основные законы экологии, история ее развития как науки, возникновение жизни на Земле и формирование биосферы. Излагаются основы учения В. И. Вернадского о биосфере, а также воздействие абиотических факторов на организмы, организация жизни в биосфере.

Описаны глобальные экологические проблемы современности, пути и методы уменьшения загрязнения окружающей среды. Изложены основы экологического нормирования, риска, права, образования и просвещения. Описана система экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования.

Экология и экономика природопользования : учеб. / под ред. Э. В. Гирусова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ, 2007. — 591 с.

Рассмотрены социальный, экономический, юридический и управленческий аспекты экологии. Прослежены причины возникновения экологического кризиса и показаны принципиальные пути его преодоления средствами совершенствования научно-технических и экономико-управленческих решений.

Статьи из фонда библиотеки ВИУ РАНХиГС

Егоров, В. Н. Механизм оценки экологического ущерба от производственной деятельности [Текст] / В. Н. Егоров, М. В. Чернова // Экономический анализ: теория и практика. — 2015. — № 8. — С. 38-46.

Механизм оценки как постоянного, так и аварийного экологического ущерба от производственной деятельности, предложены меры, направленные на снижение экологических рисков, и предотвращение кризисных явлений в экологической подсистеме предприятия.

Никоноров, С. Роль экологического фактора в стратегии социально-экономического развития городов [Текст] / С. Никоноров // Экономист. — 2016. — № 11. — С. 60-68.

Города с их огромным потреблением энергии, сырья, земли, с высоким уровнем выбросов вредных веществ, транспортными проблемами, потоками сточных вод и горами мусора, стали экологическими чудищами.

Города находятся в центре проблем и одновременно, будучи плотными человеческими конгломератами со всем их социальным и культурным многообразием, богатыми знаниями, демократической публичностью, креативностью и способностью к инновациям, несут в себе все необходимые элементы для разрешения кризисных противоречий.

Степаненко, В. С. Экологическая политика в области обращения с отходами производства и потребления на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации [Текст] / В. С. Степаненко // Право и политика. — 2013. — № 8. — С. 1076-1084 .

Анализируется экологическая политика, правовое регулирование в области обращения с отходами на федеральном и региональном уровнях. Выявляются недостатки правовой регламентации в федеральном законодательстве, проводится анализ предлагаемых изменений федерального закона об отходах, и анализ регионального законодательства в этой сфере.

Верховный Суд России о содержании вентиляционных каналов в многоквартирном доме

Есть дома с общим вентилляционным каналом в санузле. Когда такой канал неисправен, в квартиры начинают попадать запахи из соседних. Управляющие организации должны следить за состоянием вентиляционных каналов и не допускать таких поломок. Об этом ещё раз напомнил Верховный Суд РФ.

Малозначительность «не работает» при нарушении положений об охране окружающей средыОб обязательных для УО работах по содержанию общего имущества дома

В чём проблема

В отношении управляющей домом организации ГЖИ провела внеплановую проверку соблюдения лицензионных требований. В ходе проверки было установлено, что в помещениях санузла нескольких квартир не работает вытяжная вентиляция.

В итоге ГЖИ составила акты и выдала управляющей организации предписания об устранении нарушений – о восстановлении системы естественной вытяжной вентиляции в помещениях санузла квартир. При этом было поставлено условие – соблюсти требования п. 4.7 СанПин 2.1.2.2645-10.

Управляющая организация посчитала, что вентиляции в спорных помещениях нет и на неё хотят возложить строительство новой. Строительство новой вентиляции относится к работам капитального ремонта, а для них нужно решение общего собрание собственников помещений в МКД. Поэтому управляющая организация обратилась в суд за тем, чтобы предписания признали недействительными.

Малозначительность «не работает» при нарушении положений об охране окружающей средыКомпенсация морального вреда за ненадлежащее содержание ОИ в МКД

Разный подход судов к решению вопроса

Суд первой инстанции поддержал управляющую организацию и признал работы по восстановлению системы вытяжной вентиляции относящимися к работам по капитальному ремонту. Суд подтвердил, что они проводятся по решению собственников помещений в МКД.

Апелляция отменила решение суда первой инстанции, сославшись на

Решение апелляционного суда оставил в силе Верховный Суд РФ. Предписания ГЖИ признали законными, и теперь управляющей организации придётся восстановить систему вытяжной вентиляции. Почему, читайте дальше.

Восстановление системы вентиляции относится к текущему ремонту

Апелляционный и Верховный Суд РФ отказали управляющей организации в удовлетворении жалобы и обязали всё-таки выполнить предписания по определённым причинам.

УО посчитала, что систему вентиляции ей придётся делать с нуля. На самом доме, система вентиляции в доме была, просто находилась в неисправном состоянии. Восстановление работоспособности вентиляции относятся к работам по текущему ремонту, о капитальном ремонте речи не шло.

Текущий ремонт управляющая организация провести должна, потому что по условиям заключённого между ею и собственниками МКД договора управления УО приняла на себя обязательства по надлежащему содержанию общего имущества.

Суды отметили, что управляющая организация обязана поддерживать общее имущество в МКД в надлежащем состоянии, независимо от того, приняли или нет собственники решение о проведении тех или иных ремонтных работ и зафиксировано ли это в тексте договора управления.

Поэтому замечание управляющей организации о том, что у неё нет решения собственников на проведение ремонтных работ, суды не приняли во внимание. Дело касалось неотложных, текущих работ, направленных на исполнение обязательных требований по обеспечению нормативно установленного уровня содержания общего имущества МКД.

Учитывая всё вышеизложенное, суды не удовлетворили жалобу управляющей организации.

Малозначительность «не работает» при нарушении положений об охране окружающей средыСодержание лестниц в многоквартирном доме

Запомнить

Восстановление работоспособности вентиляционных каналов в МКД относится к работам по текущему ремонту многоквартирного дома. Капитальным ремонт будет, если речь идёт о строительстве вентиляционного канала с нуля.

Обязанность по содержанию жилфонда в пригодном для проживания состоянии не зависит от принятия или непринятия собственниками имущества в МКД решения о проведении ремонтных работ и фиксации их в тексте договора.

Если такое решение не принято, это не считается препятствием для выполнения текущих работ, направленных на поддержание установленного уровня содержания общего имущества МКД. Такие работы управляющая организация выполняет независимо от решения общего собрания.

Недекларирование или недостоверное декларирование: разграничение составов административных правонарушений по ч. 1 и ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ

Стенограмма доклада И. С. Полушина на конференции «Таможенные споры», организованной MBS, 29 марта 2019 года.

«Разграничения ч. 1 и ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ выступают серьезным камнем преткновения при декларировании товаров. Часто это разграничение не может произвести ни таможенный орган, ни суд. Немного статистики.

В 2018 году было возбуждено 143148 дел об административных правонарушениях (АП). Соответственно, 32212 дел (то есть 22,5% от общего количества) – это дела, возбужденные по ст. 16.2 КоАП РФ на общую сумму привлечения к ответственности около 48,5 млрд руб.

Статистика омрачающая, и она каждый год растет не в пользу декларантов.

Перейдем к формальной части. Напомню, что ч. 1 ст. 16.

2 КоАП РФ предусматривает ответственность за недекларирование товаров по установленной форме и влечет санкцию наложения административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от ½ до двукратного размера стоимости товара, явившегося предметом административного нарушения с конфискацией товара или без таковой.

Соответственно, ч. 2 ст. 16.

2 КоАП РФ предусматривает ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при декларировании недостоверных сведений о классификационном коде ТН ВЭД, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных и недостоверных сведений о количестве, свойствах, качественных характеристиках, наименовании и т.д.

Данная часть предусматривает наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц от ½ до двукратной суммы, подлежащей уплате таможенных пошлин и налогов с конфискацией товаров при условии, что пошлины и налоги не были уплачены при ввозе товаров. Для целей классификации и описания объективной стороны составов административных правонарушений ФТС России издала Письмо от 10 января 2018 года № 18-19/00474  о том, как должна описываться объективная сторона того или иного правонарушения по ч. 1 и ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ с соответствующими ссылками на Таможенный кодекс ЕАЭС.

Ответственность за административное правонарушение. Субъективная сторона состава характеризуется умышленной или неосторожной формой вины. Умысел может быть как прямым, так и косвенным.

Точно также предусматривается форма неосторожности, небрежности или самонадеянности.

В ходе исследования этого вопроса было выявлено, что в таможенной практике, в практике судов предусматривается 5 основных возможностей освобождения от административной ответственности: 

  1. Примечание к ст. 16.2 КоАП РФ – при соблюдении определенных условий.
  2. Отсутствие события правонарушения. Данный тезис представлялся наиболее дискуссионным только по той причине, что в ряде практик судов был замечен такой довод, когда у нас непосредственно были представлены коммерческие или товарораспорядительные документы производителям. В то же время, согласно этим документам, декларант эту информацию отразил в таможенной декларации. Однако таможенный орган посчитал, что этой информации недостаточно и попросил представителя/декларанта допредставить эту информацию. В данном случае возникает вопрос: был ли или нет у декларанта умысел скрыть эту информацию? Казалось бы, он представил все в соответствии с этими документами. Однако, являясь профессиональным участником (речь идет конкретно о таможенных представителях), чаще всего таможенные органы ссылаются на то, что профессиональные участники должны предусмотреть все возможности предоставления полного комплекта документов и полного описания товаров.
  3. Постановление пленума ВАС № 79 »О некоторых вопросах применения таможенного законодательства». Конкретно случай, когда указанный декларант был его представителем. Таможенная декларация неверного кода ТН ВЭД не связана с заявлением при описании неполных и недостоверных сведений о количестве и характеристиках товара.
  4. Классификация совершенного правонарушения как малозначительного.
  5. Отсутствие вины общества в совершении правонарушения, то есть это отсутствие состава административного правонарушения (ст. 24 и ст. 25 КоАП РФ). 
Читайте также:  Крайние меры при работе с долгами. к чему прибегают кредиторы и должники

Почему возникают споры по классификации правонарушений по ч. 1 или ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ?

Во многом камнем преткновения в этих спорах является неоднозначная формулировка п. 30 Постановления пленума Верховного Суда РФ № 18. Пленум сказал, что ч. 1 ст. 16.

2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров транспортных средств в том случае, когда органу не заявляется часть однородного товара, либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации. В то же время, если товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но заявлены не соответствующие действительности недостоверные сведения о качественных характеристиках, то тогда для квалификации правонарушения применяется ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Возникает вопрос об однородности товаров. Мы знаем, что если товар/группа товаров соответствует первым четырем цифрам кода ТН ВЭД, и таможенный орган об этом не спорит, то в таком случае у нас явно ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Если же идет спор о первых четырех цифрах классификации, то тогда считается что это ч. 1 ст.16.2 КоАП РФ. Немного не ясно на чем основана такая практика. На наш взгляд, она несколько ошибочна. И в то же время это не является правилом. В следующих примерах, которые я сегодня буду приводить, даже с учетом согласия таможенного органа по классификации товаров по первым четырем цифрам, они привлекали к ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. Это говорит о том, что правило не работает. 

Перейдем конкретно к недостоверности заявлений количественных характеристик товара.

В свое время у нас в определении Верховного Суда была отражена позиция, согласно которой заявление недостоверных сведений о весе и объеме товаров признается элементом состава только при заявлении сведений в меньшем размере и количестве, чем было ввезено на территорию стран ЕАЭС, так как в данном случае присутствует вред общественным отношениям, так как причиняется ущерб публичному порядку. В то же время, если ввоз товара в меньшем объеме, чем задекларировано, при условии оплаты таможенных пошлин и налогов с соблюдением всех ограничений был осуществлен, то объективной стороны состава административного правонарушения не возникает, так как нет ущерба публичному порядку. 

Разберем конкретные составы. В ходе анализа практики нами было выделено несколько показательных моментов, когда ошибаются как таможенные органы, так и суды, и почему суд переквалифицирует то или иное административное правонарушение с ч. 1 на ч. 2 ст.16.2 КоАП РФ.

Первый случай – это Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда. Фабула дела была следующей. Мы тезисно описали, в чем состоит нарушение ч. 1, и почему ч. 1 не должна была применяться в квалификации в данном случае. В отдел таможенного оформления был ввезен Обществом товар на Новороссийскую таможню. Томаты черри свежие для употребления в пищу.

В рамках таможенного контроля был проведен таможенный досмотр. Было установлено, что вес этих товаров на 153 кг превышает заявленный вес. Постановлением Общество было привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП, и назначено наказание в размере 30 тысяч.

Таможенный орган указал, что в результате Обществом не была заявлена часть товара, которая и составила данный перевес. Что интересно, в рассматриваемом случае характеристики ввезенного товара определялись не весом этого товара, а количеством коробок. По количеству коробок и был составлен контракт. По количеству коробок также осуществлялась оплата товара.

В таком случае судом были сделаны выводы, что вес товара не влиял на размер таможенной пошлины. Материалом дела подтвердилось, что по количеству коробок Обществом товар был верно задекларирован, и нет объективной стороны состава нарушения по ч. 1 ст. 16.2 КоАП.

Потому как таможенные пошлины и налоги были полностью уплачены, суд сказал, что в данном случае стоило бы квалифицировать административное правонарушение по ч. 2 ст. 16.2 КоАП, но так как пошлины уплачены, то привлечь по ч. 2 ст. 16.2 КоАП Общество нельзя.

Контрпример для этого, когда вес товара использовался в качестве квалификации нарушения по ч. 1 ст. 16.2 КоАП состоит в следующем. Обществом в Несветайский таможенный пост Ростовской таможни была представлена декларация на товары. Была заявлена обувь мужская и женская, выпуск для внутреннего потребления.

В ходе проверки было установлено, что Общество в нарушение установленного порядка неверно указало вес товара в таможенной декларации. В данном случае от веса товара исчислялась таможенная пошлина. Именно Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда было постановлено отменить решение суда первой инстанции.

Это было решение Арбитражного суда Московской области. Десятый арбитражный апелляционный суд указал, что если от веса товара в данном случае зависит уплата таможенной пошлины/таможенных сборов, то тогда мы выявляем нет ли декларирования части этого товара. В таком случае Общество должно привлекаться по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Такое решение является одним из показательных случаев, когда суд порекомендовал переквалифицировать нарушение из ч. 2 в ч. 1. Обычно происходит наоборот. Добавлю несколько слов по этому примеру. Это относится к дискуссии по вопросу применения правил интерпретации ТН ВЭД.

Именно в этом случае таможенный орган соглашался с классификацией товаров по первым четырем цифрам, но суд указал, что надо привлекать по ч. 1. Это как раз к вопросу о дискуссии применения этих четырех цифр. 

Следующий показательный пример. Если оба товара были задекларированы в установленном законом порядке, но вместо одного товара на территорию Союза был ввезен другой товар, то деяние не может быть квалифицировано по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. Решение Арбитражного суда города Москва. Компанией для целей последующего выпуска процедуры реэкспорта был задекларирован товар.

Это был токосъемник для передачи электроэнергии от бортовой сети переменного тока к нагревательным элементам противообледенительной системы вертолета. В ходе таможенной проверки выяснилось, что были поданы две декларации, по каждому товару. Это были плунжерные насосы для подачи топлива.

Соответствующим образом, проводя проверку, таможенный орган выявил, что задекларирован один товар, а по факту вывозится другой товар. Таможенный орган привлек по ч. 1 ст. 16.2 КоАП. Однако, изучая материалы дела, Арбитражный суд Московского округа пришел к выводу о том, что оба товара по количественным характеристикам были полностью задекларированы.

Декларантом были заявлены всего лишь несоответствующие недостоверные сведения о наименовании этого товара. Вместо одного товара по факту был вывезен другой товар. Однако на оба товара была подана декларация, то есть у Общества не было умысла скрыть этот товар. Соответствующим образом деяние было квалифицировано по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Я согласен, что это очень спорно, но, если товар соответствовал количественным и всем заявленным характеристикам, то очевидно, что у Общества не было умысла скрывать этот товар. На оба товара была подана декларация. 

Следующий показательный пример, связанный с неправильным указанием наименований товаров в декларации на товары при условии предоставления достоверных и полных документов, что не является основанием для привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. Здесь фабула дела была следующей.

Обществом в качестве таможенного представителя был оформлен ввоз товаров на территорию России. Это предметы одежды текстильные из синтетических нитей, а именно комбинезон сноубордический, утепленный, на молнии, с капюшоном из опушки из искусственного меха.

В ходе проверки оказалось, что вместо комбинезонов значились куртки той же самой марки, примерно тех же качественных характеристик, но товар был другой. В ходе таможенной проверки таможенным органом общество было привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ как недекларирование товара.

Однако в ходе производства по административному делу неоднократно Общество уведомляло таможенные органы, что была фактически допущена ошибка, так как буквально за три дня до этого Общество ввозило аналогичные товары (именно комбинезоны).

Таким образом, так как Общество представило все документы и соответствующим образом оформило эти товары, к которым прилагались фотографии, что говорит о том, что у Общества отсутствует умысел на то, чтобы ввезти другой товар, то в ходе производства по административному делу в суде было доказано, что наименование товара не соответствовало ввозимому товару. Однако товар был задекларирован полностью, были уплачены все таможенные пошлины и сборы. Таким образом, не было основания для привлечения общества к ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. 

В завершении. Нами предлагается изменить формулировку п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18, в том случае, когда к таможенному оформлению предоставляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации.

На наш взгляд, именно эта формулировка ведет к ситуациям, когда возникает недекларирование товаров по мнению таможенных органов по сравнению с недостоверным декларированием. В первую очередь при недекларировании товара, таможенный орган отказывает в выпуске этого товара.

Декларант, который ввозит эти товары, теряет свою прибыль, особенно, если это сезонный товар. На наш взгляд, такая неоднозначная формулировка приводит к тому, что вынуждены ошибаться и суды, и таможенные органы. Порой нужно пройти несколько инстанций, чтобы доказать, что это была ч. 2, а не ч. 1.

На наш взгляд, для декларантов она является ущербной, и мы предлагаем изменить эту формулировку. Стоит отметить, что в научном сообществе предлагались и более радикальные меры. Когда ч. 2 стала содержать более подробное содержание по сравнению с предыдущей редакцией, то предлагалось объединить ч. 1 и ч. 2. Внести соответствующие изменения в ч.

2, а от применения ч. 1 вообще отказаться. К сожалению, такой подход пока не был поддержан. Однако мы считаем, что в этой части Кодекс об административных правонарушениях, а именно ч. 1 нужно либерализировать, так как возникает не мало коллизий». 

Читайте также:  Ведомственная апелляция ФАС: ломай решение полностью или в части

Презентация И. С. Полушина

Ребенок и его права

В правовом обществе права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, даже самого маленького. Равноправие — это когда права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому. Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой.

Одной из приоритетных задач России в настоящее время является реализация государственной политики в области охраны прав детей, обеспечения максимальных возможностей для развития, воспитания, обучения, социализации личности ребёнка.

Необходимо рассказывать детям об их правах, включая право на уважительное отношение к себе. Надо с малых лет приучать их к мысли о том, что они граждане, такие же, как и взрослые.

———————————————————————————————-

Организация Объединённых Наций во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и в Декларации прав ребёнка (1959г.) провозгласила, что дети, ввиду их физической и умственной незрелости, нуждаются в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

Декларация прав ребенка, провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959, установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство.

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права.

Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

  • Принцип 3
  • Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
  • Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

  1. Принцип 5
  2. Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.
  3. Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности.

Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию.

Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях.

Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение. Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

  • Принцип 8
  • Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
  • Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума.

Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

В развитие этих принципов 20 ноября 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка примечательна во многих смыслах. Этот международный акт является первым и основным закрепившим права ребенка — человеческого существа в возрасте до 18 лет, — на самом высоком уровне.

Конвенция ратифицирована всеми странами — членами ООН (за исключением США и Сомали).

Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребёнка в 1990г., чем приняла обязательства обеспечить соблюдение международных стандартов и принципов в области детства, в том числе обязалась принять все необходимые меры для защиты прав ребёнка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей. Она детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений. Дано определение понятия «ребенок» и установлен приоритет его интересов перед интересами общества.

  1. Провозглашены такие важнейшие права ребенка, как:
  2. право на жизнь и здоровое развитие;
  3. право на имя;
  4. право на гражданство;
  5. право знать своих родителей;
  6. право на заботу родителей и совместное с ними проживание;
  7. права и обязанности родителей по отношению к детям.
  8. Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.
  9. Закреплена ответственность государства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.
  10. Согласно статье 8 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

В соответствии со статьёй 14 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (статья 13 Конвенции).

На основании статьи 19 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения — как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке.

Статьей 20 Конвенции установлено, что ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В соответствии со статьей 27 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23 Конвенции).

  • Ребенок имеет право на здравоохранение (статья 24 Конвенции) и социальное обеспечение, включая социальное страхование ( статья 26 Конвенции).
  • Согласно  статье 29 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
  • По статье 30 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.
  • Статьей 31 Конвенции о правах ребенка провозглашается его право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
  • На основании статьи 32 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
  • Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (статья 34 Конвенции).
  • Государства — участники Конвенции о правах ребенка обеспечивают, чтобы:
  • ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания;
  • ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом;
  • каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Государства-участники обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта.

Государства-участники принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Таким образом, признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *